Намерены развивать разносторонние способности ребенка. Разностороннее развитие детей младшего дошкольного возраста. Из педагогического опыта. Как развиваются дети в эмоциональном плане

Как воспитать гения? Правильно ли учить детей чтению с раннего возраста? Как гармонично развивать детей? Необходим ли детский сад? Ответы на эти вопросы интересуют всех родителей. Мы узнали мнение у нейропсихолога, руководителя сектора нейропсихологии в Центре тестирования и развития «Гуманитарные технологии» Никиты Хохлова.


- Каждый ребенок уникален. Насколько правильно оценивать его стандартными тестами?

Это правильно. В любом случае, надо оценивать способности. Сегодня множество исследований, позволяющих их выявить. Речь не идет о том, что при наличии определенных особенностей ребенок станет художником - это вероятность. Но такой прогноз можно дать. То, чем я занимаюсь – как раз оценка способностей детей. Оценивается по тому, как у них развиты речевые, зрительно-пространственные функции, мышление, управление движениями – все это имеет понятную мозговую локализацию. Есть и пограничная ситуация: это люди с минимальными мозговыми дисфункциями, их довольно много. Человек может не иметь диагноза, но у него имеются нарушения, связанные с ранним этапом развития. И это, к сожалению, нередкая ситуация.

- Есть ли необходимость добавлять мамам в график посещения врачей и посещение нейропсихолога?

Было бы неплохо. Но, во-первых, нужно понимать, что это не доктор. В поликлиниках их нет, равно как и в школах. Я принимаю детей с пяти лет, в более раннем возрасте не могу быть уверен, что ребенок понимает меня. А если он не понимает, совершает ошибки, которые не могут быть однозначно интерпретируемы. Пять лет – возраст, в котором дети уже понимают инструкции.

Общая рекомендация такова: всех детей в этом возрасте надо вести к нейропсихологу. Чем дальше, тем меньше становится пластичность мозга. Курс, который занял бы в одном возрасте полгода, в другом займет два - два с половиной. Некоторые вещи вообще не корректируемы с определенного возраста. Насчет частоты посещений – достаточно одного посещения, если проблем нет. Правда, в подростковом возрасте могут дать знать о себе те вещи, которые не были выявлены на первом этапе.

- Как развить ребенка, не потеряв его способностей?

Существует три группы психологических характеристик: способности (память, внимание и др.), личность (например, склонность к одиночеству, отстаиванию позиции и др.), интересы. Важны их оптимальные сочетания при развитии. Первичные способности направляют интересы. Даже если ребенку не интересен конструктор, а другие дети его собирают по примеру, то он соберет, воспользовавшись инструкцией. Результат один и тот же, срабатывает компенсация. Но он может решать те же задачи и другим способом. Интересы формируются в районе 10-12 лет. Даже через «не могу» он может развить те или иные навыки. На этом этапе уже именно интересы определяют способности.


- Как правильно выбрать направление, которое нужно ребенку?

Нужно опираться на сведения о задатках, пройти диагностику. Это основа для дальнейшей работы. На мой взгляд, нужно все вытягивать на средний уровень, чтобы дальше ребенок мог сам сделать выбор в пользу той или иной профессии. Два типичных момента: раннее обучение чтению и непосещение детского сада. Две разные проблемы, наиболее часто встречающиеся и приводящие к распространённым сейчас проблемам.

Есть много методик для обучения чтению. С точки зрения развития мозга, ранее обучение чтению - это не совсем правильно. До восьми лет оба полушария мозга работают интенсивно, более существенно развивается правое. Здесь формируется ориентирование в пространстве, эмоциональная сфера, восприятие музыки. Когда начинают активировать с раннего возраста левое полушарие – задавливается правое. Ребенок учится читать, но у него задавлены правополушарные функции и вытягивать их потом приходится довольно долго. Но это требования школы, которые противоречат законам развития мозга. Второй момент. Смысл детского сада не в подготовке к школе, а в первичной социализации. Родители, которые не отдают ребенка в детсад, лучше справляются с такой подготовкой. Но ребенок не имеет опыта взаимодействия с другими детьми. Он должен пройти эту ступень. Дети, которые не прошли детский сад, например, часто боятся оставаться одни. Накапливаются личностные проблемы.


- Согласны ли вы с тем, что усредненные программы не позволяют вырасти гению?

С гениями ситуация другая. Они не опираются на те способности, на которые опирается большинство представителей вида деятельности. Здесь не идет речь о создании гениев. И гении бывают разными, вплоть до того, что они могут быть односторонними – все остальные функции могут быть развиты плохо. К нам приходят родители и просят оценить пятилетнего ребенка. Мы говорим, что хорошо развиты способности к языкам, другие, к примеру, меньше. Но это не значит, что теперь надо развивать только способности к языкам, а всё остальное забросить.

Нужно говорить о профессии. Если готовить ребенка к профессии филолога – возможность сделать одностороннего лингвистического гения достаточно велика. Но ведь он пока ничего не знает про профессию и может пожелать в десять-двенадцать лет стать инженером, пойдет в этом направлении, а там ему будет катастрофически не хватать тех функций, которые были занижены в раннем возрасте. Гения создать можно, но ценой потери ряда других вещей. Всесторонних гениев настолько мало, что проще описать единичные случаи.

Главным, для всестороннего развития ребенка является поддержка дома, в семье. Это позволяет ребенку вырасти удовлетворенным своими достижениями и амбициями. Наша цель, как родителей, помочь ребенку чувствовать себя компетентным и уверенно идти к своей цели. Это имеет решающее значение для дошкольников, так как является ключевым моментом становлении личности маленького человека. Если вы хотите улучшить способности к обучению своего ребенка, чтобы повысить его успеваемость, вам нужно запастись терпением и быть последовательным.

Шесть советов, которые помогут вам воспитать здорового, счастливого и уверенного в себе ребенка.

Поощряйте специальные навыки

Каждый ребенок имеет уникальные дары и таланты. Эти способности могут появляться в традиционной обстановке школы, но могут стать очевидными в совсем неожиданном месте или ситуации. Вы можете танцевать с малышом дома, или показать ему несколько знакомых вам приемов карате самостоятельно, не обязательно сразу записывать малыша на дорогостоящие кружки и факультативы. Не стоит недооценивать силу неструктурированных занятий. Догонялки во дворе, танцы в гостиной, создают возможности для интеллектуального, физического и личностного развития. Еще лучше будет, если вы найдете хобби, которое будет нравиться и вам и ребенку. Осознание того, что вы тоже стараетесь научиться чему-то новому, вдохновит вашего сына/дочь сделать то же самое.

Не недооценивайте силу похвалы

Хвалите ребенка за конкретную усердно проделанную работу, избегая формулировок "умный" или "талантливый". Люди с фиксированным мышлением, как правило, неохотно принимают вызовы, потому что они считают, что они могут чего-то достичь только благодаря врожденным способностям, и часто используют отговорки "ну не дано мне, не дано!" Те, у кого наблюдается рост мышления, как правило, более благосклонно реагируют на новые задачи и проблемы, потому что они всегда в преодолении трудностей видят возможность обучения новым навыкам.

Просто потому, что вам нужна тишина, когда вы что-то сосредоточено делаете, не означает, что ваш ребенок нуждается в такой же тишине, когда выполняет свою домашнюю работу. Гарвардский исследователь Говард Гарднер вывел восемь видов интеллектов. Некоторые из которых включают музыкальные, логико-математические, лингвистические, и межличностных особенности. Фокус в том, чтобы обратить внимание на то, когда и как ваш ребенок учится лучше всего, чтобы вы могли определить его стиль обучения. Например, если ваш ребенок школьного возраста является визуалом, подумайте над использованием карточек при изучении таблицы умножения. Если ваш ребенок попадает в категорию сильного межличностного интеллекта, помогите ему увеличить его словарный запас, употребляя много описаний, больше читайте.

Чтение, чтение, чтение

Когда дело доходит до выбора в книги, которую вы хотите почитать вместе с ребенком, не останавливайтесь на пол пути, из-за того, что кто-то считает, что читать вашему малышу еще рано. Чтение с дошкольником стимулирует развитие речи, прививает навыки чтения и становиться залогом будущих успехов в школе. Даже если ваш ребенок еще слишком мал, чтобы понять все, что вы говорите, он будет учиться замечать ритмы речи, которые помогут ему в увеличении словарного запаса. Также было доказано, что чтение с ребенком с дошкольного возраста, помогают ребенку в эмоциональном плане. У таких деток намного меньше проблем с поведением в школе.

Ужинайте всей семьей

Не беспокойтесь, если ваши кулинарные навыки не отточены до уровня профессионализма. Во время совместного ужина ребенок должен чему-то научиться и получить эмоциональное насыщение от разговора, а не от изысканного блюда. Вы можете обсуждать все, что случилось у вас за день. Это позволит вашему ребенку осознать семейные ценности, в частности тех, которые касаются обучения. Исследования, проведенные Колумбийским университетом показали, что дети, которые едят по крайней мере пять раз в кругу семьи, более успешны в обучении и менее склонны к расстройствам пищеварения. Если все члены семьи не могут собраться за ужином, выберите другое время, для совместного времяпровождения - завтрак или обед, когда ваша семья может собраться вся вместе.

Соблюдайте режим сна

Соблюдение режима сна каждую ночь, предполагает исключение просмотра телепередач и пользования компьютером за пол часа до сна. Если у вашего ребенка есть мобильный телефон, забирайте его перед сном, потому что 62 процента детей, признают, что используют его после того, как родители выключают свет. В 2005 году исследователи из Тель-Авивского университета обнаружили, что уменьшение продолжительности сна всего на один час, может быть достаточно, чтобы уменьшить умственные способности ребенка почти в два раза на следующий день.

Больше обнимайтесь

Объятия ребенка снижают стресс и уменьшают напряженность. Этот контакт позволяет ребенку почувствовать себя в безопасности. Исследования детей, которые оказались без родительского тепла и поддержки, показали, что дети, которым никто не выражает свою привязанность, могут страдать от хронического стресса, который может нарушить части мозга, участвующих в фокусировке, обучении и памяти. Нежное прикосновение другого человека может, облегчить симптомы - эмоциональные, поведенческие и физические - связанные со стрессом. Мало того, что обнимая, ваш малыш улучшит свои способности к концентрации внимания, он также поможет вам почувствовать себя на миллион долларов.

Педагогика в широком смысле - это выращивание лучшего в человеке. Иногда бывает трудно понять самому индивиду, где гордыня, где просто обидчивость, а где чувство собственного достоинства. Педагогика создает ситуацию, в которой помогает увидеть себя со стороны, оценить свою деятельность. Причем, следует помнить, что среди людей нет в чистом виде только положительных или только отрицательных персонажей. В жизни каждого из нас существует добро и зло - каждый из нас одновременно и палач и жертва. Безусловно, зло - это ужасное качество, но без него нет добра, не существует такого понятия как добропорядочность. Это подобно тому, как нет дня без ночи. А вот что будет преобладающим в человеке - зависит, от того, в какой среде он формируется, как сложится его жизнь, насколько он к ней будет подготовлен семейным воспитанием.

Семейное воспитание - это великое искусство, и очень важно, чтобы будущие родители еще в подростковом, юношеском возрасте стремились им овладеть.

Психолого-педагогические исследования утверждают, что все дети (разумеется здоровые, без аномалий в развитии) обладают большими потенциальными возможностями для всестороннего развития. Врожденные особенности ребенка и ход созревания его организма, его нервной системы на протяжении детства представляют собой важную роль и необходимую предпосылку психического развития. Однако, чтобы реализовать эти возможности, необходимо с первых лет жизни ребенка создавать условия жизни и правильной организации воспитания, целенаправленного, всестороннего развития и формирования личности, эффективность которого во многом зависит от собственного активного участия самого ребенка в различных видах деятельности - игре, труде, учении, общении. Поэтому, организуя различные виды деятельности, необходимо придавать им полезную направленность, делать их содержание интересным, положительным, творческим.

В первые годы жизни ребенка закладываются основные личностные качества. Новорожденные имеют лишь задатки многочисленных способностей. И если в начале жизни ребенка нет благоприятных условий для их развития, то потом наверстать упущенное очень трудно. Известный психолог Лисина М.И. в предисловии к книге Бертона Уайта «Первые три года жизни» отмечает: «Отсутствие внимания и любви к ребенку в первом полугодии жизни снижает темпы его развития, обедняет его эмоциональную сферу, тормозит развитие интересов и любознательности, что отрицательно сказывается на становлении личности, и самосознания ребенка». (М., 1982, с. 6).

Основу воспитания и формирования как личности человек получает со дня рождения и до трех - пяти лет. По утверждению медиков, физиологов и психологов именно в этот период закладываются, формируются и основы, его характера, качеств личности. В начальном звене обучения эта основа или закрепляется, или разрушается. Таким образом, самый ответственный период формирования из ребенка разумного человека - ГОМО САПИЕНС - ложится на возраст до 7 лет.

Выводы психолого-педагогических исследований о том, что маленький ребенок обладает большими потенциальными возможностями для всестороннего развития, побуждают и ученых, и родителей искать пути разумного их использования. Многих из них вводит в заблуждение то, что возможности маленького ребенка безграничны. Как выразился однажды прогрессивный американский психолог Д Бруннер, ребенка любого возраста можно обучить каким угодно знаниям, если использовать для этого соответствующие методы. «Имеются данные, например, что при специальной интенсивной тренировке младенцы могут научиться плавать, полуторагодовалые малыши усваивают навыки чтения и печатания на машинке, дети 4-5 лет овладевают довольно сложными логико-математическими операциями и т.д.» (Мир детства. Дошкольник. - М., 1979, с. 24 - 25)

Возникает вопрос: каковы пределы разумного использования детских возможностей? Имеющее место явление акселерации вызывает своеобразный ажиотаж у части родителей, которые, лелея честолюбивые замыслы в возможно более короткий срок вырастить из своего ребенка «вундеркинда», пытаются, не считаясь с психофизическими особенностями детей дошкольного возраста, преждевременно обучать малыша недоступным его пониманию знаниям и умениям, нагружают его непосильными учебными заданиями.

Такой неосмотрительный и неосторожный подход к использованию детских возможностей весьма опасен и грозит нанести непоправимый вред ребенку. Всякая перегрузка и вызываемое ею переутомление грозят оказать отрицательное влияние на состояние здоровья дошкольника, на его физическое и умственное развитие. Речь идет не только о ближайших непосредственных результатах, значительно важнее те отдаленные последствия, которые далеко не всегда поддаются однозначному прогнозированию. Дело в том, что на каждой ступени возрастного

развития формируются в определенной последовательности общечеловеческие качества и способности. Поэтому преждевременное, сверхраннее обучение грозит нарушить нормальный ход развития, ребенка.

По вопросам воспитания подрастающего поколения (особенно детей дошкольного возраста) ведется немало довольно острых дискуссий. В них четко проявляются две следующие крайности. Одни считают, что, исходя из больших потенциальных возможностей маленьких детей, следует максимально ускорить темп воспитания детей первых лет жизни, форсировать их обучение и таким образом сократить период подготовки подрастающего поколения к взрослой жизни, т.е. искусственно «приблизить зрелость, время наибольшей отдачи человека обществу». Противоположная точка зрения; дети в настоящее время слишком перегружены, надо дать им возможность «погулять, расти свободно», нельзя на детские плечи взваливать груз забот, угрожающий их здоровью, нельзя забывать, что ребенку по закону природы принадлежит «счастливая пора детства, которую непозволительно сокращать». (Диалоги о воспитании, - М., 1979, с. 31).

Ни первую, ни вторую точку зрения нельзя принять безоговорочно. При неумелом обучении детей, например, плаванию в ранний период может нарушиться расположение органов и систем организма, приспособленное все-таки к хождению по земле. Еще не окостеневший окончательно череп (не только вместилище, но и хранилище мозга) приобретает противоестественную, сдавленную с боков форму - форму наименьшего сопротивления воде; могут возникнуть аномалии в структуре костей и сочленении таза, приспособленных к нагрузкам при вертикальном положении тела. Специальных продолжительных наблюдений над экспериментами такого рода никто не проводил, поэтому трудно сказать, в какой мере в дальнейшем можно исправить возникающие отклонения от нормы.

Специалисты утверждают, что при значительных (не то чтобы непосильных, а просто значительных)физических нагрузках и недостатке кальция в рационе ребенка может происходить патологическое размягчение костей, вымывание из них этого минерала и образования в костной ткани пустот, так называемых лоозеровских зон. «Костной системе ребенка необходим определенный режим дозревания. Он совершается не автономно, а в связи с образом жизни и деятельности ребенка. Опасность ближайших или отдаленных отрицательных последствий, которые могут возникнуть при физических перегрузках, будет угрожать не только органам движения». (Диалоги о воспитании, - М., 1979, с. 32).

Данное предостережение не означает, что следует отказаться от идеи обучения детей плаванию в ранний период их жизни. Сама идея прогрессивна, но реализовать ее надо при наличии необходимых для этого условий, на основе научно обоснованной методики, под наблюдением врача и опытного методиста.

В процессе совершенствования содержания и методов дошкольного воспитания надо иметь в виду следующее. Во-первых, нельзя забывать о том, что мы имеем дело с маленьким ребенком, созревание организма которого еще продолжается, формирование морфофизиологических свойств мозга еще не закончилось и работоспособность которого еще ограничена. Поэтому надо учитывать не только то, какие знания и умения дошкольники могут усвоить при интенсивной тренировке, но и то, каких физических и душевных сил это от них потребует.

Во-вторых, надо учитывать не только то, что может заучить ребенок, но и то, в какой мере он способен осмыслить усвоенное и насколько это полезно для общего развития малыша. Можно, к примеру, добиться того, что дошкольник заучил таблицу Менделеева и стал довольно бойко рассказывать о ней окружающим. Но не стоит ли задуматься над тем, зачем ему нужны подобного рода чисто словесные знания, ни на что не опирающиеся и никак не связанные с его жизненным опытом? Кроме выработки у ребенка вредной привычки говорить о том, в чем он толком не разбирается, вряд ли мы чего-либо добьемся. «Лишь здоровое напряжение ума, воли, чувств, мышц дает человеку (и малышу и здоровому) истинное ощущение радости жизни. Игра и труд, познание и творчество, общение и движение, окрашенные новизной, удивлением, интересом, открытиями, - вот подлинные атрибуты детства. И если при этом неразлучны с ребенком, подростком любящие их отец и мать, мы можем говорить о детстве счастливом». (Диалоги о воспитании. - М., 1979, с. 14)

Таким образом, основной смысл счастливого, радостного детства в первую очередь заключается в разумном использовании потенциальных возможностей ребенка для его всестороннего и гармоничного развития. Педагоги и психологи установили, что при правильном воспитании в дошкольном возрасте наиболее интенсивно развиваются целостное восприятие окружающего мир а, наглядно-образное мышление, творческое воображение, эмоциональное отношение к окружающем людям, сочувствие к их нуждам и переживаниям. Родителям не следует пытаться преждевременно обучать малыша недоступным его пониманию знаниям, формировать у него сложные формально-логические операции, стремясь поскорее превратить его из дошкольника в школьника. Задача заключается в том, чтобы воспитывать у него в первую очередь такие ценнейшие качества, как способность внимательно наблюдать действительность, чувствовать прекрасное в природе и искусстве, быть любознательным, дисциплинированным, честным, ответственно относиться к своим маленьким трудовым обязанностям, эмоционально откликаться на нужды других людей и стремиться помочь им в случае необходимости.

О значении первых лет жизни, детства сказано много, в том числе и выдающимися педагогами, психологами и другими учеными.

Великий русский педагог К. Д Ушинский писал: «Характер человека более всего формируется в первые годы его жизни, и то, что ложится в этот характер в первые годы, - ложится прочно, становится второй натурой человека... Все, что усваивается человеком впоследствии, никогда не имеет той глубины, какой отличается все усвоенное в детские годы».

Л. Н. Толстой: «Разве не тогда я приобрел все то, чем я теперь живу, и приобретал так много, так быстро, что во всю остальную жизнь я не приобрел и одной сотой того? От пятилетнего ребенка до меня только шаг».

П. Ф. Лесгафт: «Бессознательное руководство личностью ребенка никогда не проходит без серьезных последствий и отзывается иногда на всей его последующей жизни».

А. С. Макаренко: «Главные основы воспитания закладываются до пяти лет - это 90 процентов всего воспитательного процесса, а затем воспитание продолжается, обработка человека продолжается, но в общем вы начинаете вкушать ягодки, а цветы, за которыми вы ухаживали, были до пяти лет». Но бывает так, что громадное значение первых детских лет признается нами лишь с точки зрения заботы о внешнем, физическом благополучии малыша. Мы мерим ребенка по своей мерке, следуя принципу, названному одним из психологов «больше -меньше, лучше -хуже»: взрослые рассуждают хорошо, а дети - хуже, взрослые видят мир правильно, а дети нет, для взрослых отношения со сверстниками -проблемы, для детей - пустяки... И действительно, маленький ребенок мало похож на взрослого. И дело не только в том, что его знания не выдерживают сравнения со знаниями, взрослого. Из простых житейских наблюдений мы знаем, что ребенок чувствует и мыслит не так, как взрослый.

Потребность в отображении, своих жизненных впечатлений ребенок удовлетворяет в разных видах изобразительной деятельности - рисовании, лепке, аппликации. Именно в этих видах деятельности создаются условия для проявления творчества, способностей, развития воображения. Важнейшей предпосылкой успешности изобразительной деятельности выступает скоординированность руки и глаза, овладение соответствующими техническими умениями, например, точностью движений, регуляцией их силы, амплитуды, скорости, ритмичности. Рисуя, ребенок учится формулировать замысел и удерживать его на всем протяжении деятельности, учится осваивать средства выразительности, например, цвет, форму, композицию. Ребенок учится оценивать свои рисунки, отмечая при этом их качество, содержание, эстетическую привлекательность, соответствие действительности. У него формируются образные представления о предметах и их свойствах, умение видеть их типичные и индивидуальные признаки, то есть рисование выступает своеобразным способом познания действительности. Таким образам, детский рисунок, сам процесс рисования - это частица духовной жизни ребенка. Дети не просто переносят на бумагу что-то из окружающего мира, а живут, в этом мире, входят в него как творцы красоты, и сами наслаждаются этой красотой.

В эстетическом воспитании и развитии ребенка большое значение имеет музыка. Она занимает важное место в его жизни: воздействует на его эмоциональную сферу, вызывая богатые переживания. Обычно все дети чувствительны к музыкальной гармонии, ритму. У большинства из них формируется умение чувствовать настроение музыкального произведения и вкладывать в него определенное содержание, что лежит в основе музыкальности. Старший дошкольник выделяет некоторые средства выразительности, используемые композиторами, осваивают простейшие исполнительные навыки. Музыка дает мощный толчок к творчеству, которое проявляется в танцах, пении, игре на музыкальных инструментах. Еще в свое время В.А. Сухомлинский отмечал, что музыка, мелодия, красота музыкальных звуков - важное средство нравственного и умственного восприятия человека, источник благородства сердца и красоты души. Музыкальное воспитание - это не воспитание музыканта, а прежде всего воспитание Человека.

Дошкольники очень чувствительны к многообразию признаков окружающего мира. Воспринимая явления действительности, ребенок прежде всего выделяет наиболее яркое и необычное. «Дети удивительно остро воспринимают яркие, трепещущие игрой красок, оттенков и звуков образы и глубоко хранят их в памяти». (В.А. Сухомлинский)

Познавая мир, ребенок включается в активную деятельность, что ведет к накоплению множества представлений о предметах, их свойствах и качествах. Первоначально мыслительные операции - сравнения, обобщения, классификации - протекают в практической деятельности, в экспериментировании с предметами. «В период детства мышление, мыслительные процессы должны быть как можно теснее связаны с живыми, яркими, наглядными предметами окружающего мира». (В.А. Сухомлинский) Постепенно в мыслительные процессы включается развивающаяся связная речь. Ребенок учится рассуждать, доказывать, обосновывать свои выводы. Одним из важнейших условий эффективности мышления является произвольное внимание. Оно помогает малышу удерживать цель познания и контролировать ее достижение.

В современных условиях жизнь ставит проблему воспитания и развития творческой личности, способной решать сложные социально-нравственные задачи в условиях перехода к цивилизованному обществу. Основы воспитания всесторонне развитой личности закладываются в дошкольном возрасте. Исследования показывают, что «строить» себя человек начинает в 2,5 - 3 года.

Очень часто родители недооценивают значение дошкольного периода, заявляя: «Он мал - ничего не понимает», или: «Подрастет -поумнеет» и т.д. Иногда эта ошибка дополняется другими неверными представлениями отцов и матерей, которые оправдывают свою педагогическую беспомощность или неудачи в воспитании ребенка иногда такими заявлениями: «Такой уж он уродился», «Тут мы бессильны - это у него в крови», «Неспособный он у нас. Способности - дар природы» и т.д.

Усвоение ребенком новых знаний и умений, формирование его способностей происходит не путем пассивного восприятия, а. в активной форме, в процессе различных видов детской деятельности - игры, труда, учения и т.д. Важная задача воспитания заключается в том, чтобы правильно организовать эту деятельность, постоянно обогащая ее содержание, придавать ей нужные для решения воспитательных задач направления.

Дошкольное детство (возраст от 3 до 6 лет) - это период, когда формируются основные черты характера и качества личности, развивается самосознание и мироощущение ребенка. Эти процессы во многом обусловлены общим психологическим развитием, формированием новой системы психологических функций, среди которой важное место начинают занимать мышление и память ребенка, развитие умения устанавливать связи между общими понятиями и представлениями. При этом мышление ребенка от наглядно-действенного переходит к наглядно-образному. Подобное развитие памяти и мышления дошкольника позволяет перейти к новым типам деятельности - игровой, изобразительной, конструктивной. У него. по замечанию психолога Д.Б. Эльконина, «появляется возможность идти от замысла к ситуации, а не от ситуации к мысли». С развитием процессов мышления, неразрывно связано развитие речи: появляется потребность порассуждать о природе, других людях, самом себе и своем месте в мире. Таким образом, с развитием памяти, мышления, речи неразрывно связано появление мировоззрения и самосознания ребенка-дошкольника.

Еще в детстве услышал фразу, она мне понравилась: «Одностороннее развитие приводит к недоразвитости». Американцы, которые так гордились узкой специализацией и своими узкими специалистами, столкнулись с интересным парадоксом наших советских специалистов, уехавших туда.

Оказалось, что человек, у которого одна специальность, какая бы она ни была узкопрофильная, и как бы хорошо он ни разбирался в этом своем профиле, значительно хуже решает какие-либо новые задачи, чем человек, который владеет двумя-тремя специальностями, а тем более – тремя-четырьмя. И чем менее связаны между собой эти специальности, тем эффективней широкопрофильный специалист ориентируется в нахождении новых подходов и решений. То есть, опять таки, человек с развитыми лепестками более успешен.

Что же значит в нашем понимании Всестороннее Гармоничное Образование?

Под Всесторонним мы подразумеваем пять основных сфер жизни человека.

  • Физическое развитие. Всем понятно, что если ребенок нездоров, то все остальное развитие переходит на больничный режим.
  • Интеллектуальное развитие. Это логика, общие знания о Мире, о себе. Умение работать со своим сознанием.
  • Социальное развитие. Общение, умение передать другим свои желания, мысли. Умение понимать других. Умение находить решения в ситуациях, связанных с другими.
  • Эмоциональное развитие. Это внутренняя сфера. Умение различать, управлять своими чувствами, эмоциями. Умение не поддаваться на провокации, манипуляции. А также умение определять чувства других, умение сопереживать, сочувствовать.
  • Духовное развитие. Или, как мы говорим для тех, кто боится религиозных и прочих сект, Морально-нравственное развитие (мы не религиозное и не политическое объединение). Это общечеловеческие ценности и законы. Это восприятие себя, как части Мирозданья.

Гармоничное – это близко к музыке. Можно провести параллель с музыкальной гармонией, когда все звуки взаимосвязаны и выстроены таким образом, что создается целостная, красивая мелодия. Так и в человеке очень важна цельность. Начиная от внутреннего стержня ценностей и принципов и заканчивая мелкими привычками, внешними атрибутами.

Всестороннее гармоничное развитие – это овладение всем спектром душевных, социальных, физических, интеллектуальных и моральных качеств в полной мере и без акцентирования на какой-либо одной части. Всестороннее гармоничное развитие – это когда одно поддерживает другое. Перетекает, пронизывает, взаимодействует, усиливает. Без этого значительно труднее достичь полноценной жизни. Нужно гармонично развивать в первую очередь детей – самую благодарную почву для знаний. Вместе с тем, обучать детей эффективно можно лишь в том случае, когда с их родителями занимаются еще более активно, чем с детьми.

Странное явление наблюдается повсеместно. Для всех совершенно ясно: человек, не умеющий читать или писать, не может обучить другого чтению или письму.

Как же научить ребенка быть здоровым? Счастливым? Успешным?
Вывод, на мой взгляд, очевиден…
Личный пример ЗАРАЗИТЕЛЕН!

СТАТЬИ на эту же ТЕМУ

Открытые мероприятия

сб, 7 Сентября, 2019 - 10:00
Киев
Перинатальная психология. Обучающий курс
Институт высшей психологии и телесных терапий
2800 грн


 

Возможно, будет полезно почитать: