Красное и черное: роковой образ. Черный цвет в одежде: за и против, с чем сочетать

Черный - это нечто непознанное, какая то загадка... Красный - это страсть.

Человек в красно-чёрном - принадлежит обществу(высокому) и его невозможно игнорировать,он страстен.

Черный цвет традиционно ассоциируется с элегантностью, изысканностью и сексуальностью. Он является основным цветом в одежде современных женщин, живущих в городах. Очень часто женщины надевают на деловые встречи именно черные костюмы. Для любого официального приема черный смокинг и маленькое черное платье - это беспроигрышный вариант. Черное белье выглядит очень сексуально - наверное, потому, что черный цвет так же связан и с опасностью.

Каково значение черного цвета? Черный цвет- цвет ночи и смерти, цвет ведьмовства и черной магии, цвет незаконных действий (черный рынок), цвет отверженности (черный список) и изгнания (черная овца). В пословицах и поговорках черный цвет часто ассоциируется со страхом, гневом и депрессией. Черный цвет подталкивает к конфронтации и нарушению запретов. В среде художников - модельеров и дизайнеров черный цвет приобрел популярность очень давно, поскольку он всегда говорил о нарушении запретов. И очень скоро черный оказался настолько плох, что стал хорош

Мы постоянно видим на улицах банды подростков в черной одежде. Они посылают зрительный сигнал о том, что не хотят находиться внутри общества. Смешно, но черный цвет быстро превращается из признака изгоя в признак принадлежности к обществу. И это происходит не потому, что черный цвет вошел в моду и стал считаться изысканным, но и в силу его необыкновенной практичности.

Отлично смотрится сочетание черного цвета с другими цветами, а что еще нужно современному человеку? Да к тому же черный цвет еще и стройнит! Мечта! Сегодня практически любой предмет можно найти в черном цвете - от маленького платья для коктейля до фарфора и детских футболок. Черный цвет всегда говорит о силе, власти и изысканном вкусе. Это совершенно безопасный выбор.

Красный цвет из всех цветов спектра вызывает наиболее сильную физиологическую реакцию - то есть учащение сердцебиения. Красный цвет не позволит вам пройти мимо, он сразу же притягивает внимание и управляет ситуацией. Проигнорировать его вам не удастся. Во всех мировых культурах по мере развития языка красный цвет получил название в числе первых, сразу после белого и черного.
Красный -это основной теплый цвет. Порой он действительно вызывает в человеке ощущение тепла. Комнату, стены которой выкрашены красным (или хотя бы розовым), можно топить меньше, чем комнату, выкрашенную холодным цветом, например голубым. На протяжении долгих лет красный цвет использовался для праздничных скатертей, поскольку он вызывал теплые чувства и согревал сидящих за столом. Значения красного цвета разнообразны.

В природе красный цвет - это цвет изобилия, цвет спелых ягод и помидоров, цвет рубинов и гранатов, цвет мака и пуансеттии. Не забывайте и о том, что красный - это цвет крови, а следовательно, и цвет религиозных жертвоприношений - цвет сердца и огня. Красный цвет вызывает сильные эмоции. Характер этих эмоций сильно зависит от ситуации, но какие бы ассоциации ни связывались у вас с красным цветом, одно не вызывает сомнения: эмоции эти будут очень сильными.
Красный цвет люди обычно связывают с любовью и яростью. В смысле чувственности красный настолько популярен, что мужчины часто выбирают именно красное белье для своих возлюбленных. Красный цвет часто связывается с праздниками и весельем. Древние египтяне положили начало традиции, которая жива и по сей день: праздничные и выходные дни в календаре отмечены именно красным цветом. Красным же мы с вами выделяем все, на что следует обратить внимание.

Красный цвет сигнализирует об опасности и о готовности встретить эту опасность лицом к лицу. Красный цвет издавна использовался в военной форме, да и красную планету назвали именно в честь бога войны - Марс. Это очень сильный цвет, который непосредственно воздействует на человека и не оставляет его равнодушным.

Подбирая одежду, люди чаще всего обращают внимание на сочетание цветов изделий. Стоит заметить, что одеваясь, необходимо подобрать не больше трех цветов (это классика жанра). Но в современной моде встречаются стили, разрешающие большее количество красок одежды.

Среди сочетаний цветов есть достаточно удачные. Например, красный и черный. Это сочетание всегда было модным и, пожалуй, никогда не устареет. Красный в паре с черным выбирают женщины, которые стремятся показать свою индивидуальность и независимость.

Сочетание черного и красного: страсть и уверенность

Комбинация этих красок очень точная. Чувственный, энергичный красный подчеркивает и дополняет элегантный и сдержанный черный. Комбинирование оттенков позволяет создавать яркие неординарные образы, например, готический или страстный. Женщины в красно-черной одежде выглядят более уверенными в себе и непокоренными.

Что представляет собой красно-черное сочетание в стилях одежды? Допустим, это могут быть классические черные брюки или брюки стиля Мадлен и ярко-красная атласная блуза. В таком туалете можно спокойно отправиться в офис, а ваши коллеги будут знать, что вы сильная, волевая женщина. При этом красные брюки и черный блейзер – уже не такое официальное сочетание – подойдут для неформальной встречи или вечеринки. Красно-черное сочетание может быть в одном изделии, например, платье. Черное с красным и наоборот – выгодно отличит и выделит вас среди других гостей.

Если вы боитесь, что ваш образ уж слишком похож на образ роковой женщины, дополните сочетание черного и красного еще каким-то цветом. Например, белые детали подчеркнут вашу уверенность в себе, а вот серые вкрапления в черно-красное сочетание подойдут для делового ужина или рабочих будней.

Макияж, обувь и аксессуары к красно-черному наряду

Выбирая одежду таких ярких насыщенных цветов, следует также обращать внимание на другие детали создаваемого образа. Макияж не должен быть в пастельных тонах, иначе черты лица просто потеряются в свете яркой одежды. Но тени и помада все равно должны быть нанесены умеренно, а то может создаться впечатление, что вы вульгарны и легкодоступны. Лучше всего глаза выделить с помощью черного карандаша, а губы покрыть помадой цвета гнилой вишни.

Что качается обуви, то в идеале это должны быть туфли или босоножки на каблуке и желательно черного цвета. Можно надеть и красные туфли, но тогда красным должны быть верх одежды и, например, сумочка. Черно-красное платьице комбинируют также с белыми лаковыми туфлями и таким же клатчем.

В общем, красный и черный – достаточно «кричащие», насыщенный цвета. Одежду таких цветов следует подбирать и комбинировать с предельной внимательностью. Иначе вместо яркого элегантного образа, вы создадите вульгарный и вызывающий. Уделяйте также внимание подбору аксессуаров, макияжу и обуви. Отдавайте предпочтение изделиям из хорошей, качественной ткани (пусть лучше красная блуза в вашем гардеробе будет одна, но первоклассная). Запомните, что выделится из толпы легко. А вот для того, чтобы оставаться на высоте, надо изрядно потрудиться.

Красный цвет в одежде делает женщину центром внимания, как магнит притягивает взгляды. Этот мощный цвет способен вызвать злость и агрессию, повысить уверенность и дать сил. Красная одежда имеет свойство все усиливать: как красоту, так и небрежность. Поэтому выбирая столь яркий и сильный оттенок нужно доводить свой образ до совершенства, просчитывать каждую мелочь. С этим цветом ясно одно: он выигрывает в том случае, когда его носят с видом королевы.


В этой статье:

Красный цвет и его особенности

Красный цвет уверенно поселился в гардеробе сильных и смелых людей в качестве аксессуаров и даже верхней одежды. Цвет считается концентратором внимания, поэтому выбор красных вещей в гардеробе выполняют с учетом особенностей фигуры.

Кому пойдет красный:

  • для молодых девушек нет особых ограничений по цветовым пристрастиям,
  • фигура по типу песочных часов выигрывает от красного верха,
  • пышные формы не запрещают использовать красный в одежде, но лучше вспомнить о его приглушенных тонах: бордовом, клюквенном, темно-красном и малиновом.

Выбор цвета по типу внешности

Нет необходимости среди целого великолепия красного методом проб и ошибок выбирать именно тот оттенок, который подходит под определенную внешность. Есть правила, которые упрощают поиск нужного цвета и решают проблему легко. Каждому из цветотипов соответствует свой оттенок. Сделать выбор красного цвета по типу внешности помогут следующие рекомендации:

  1. соответствует образ Снежной Королевы. Она вне толпы. Трудно пройти мимо чувственных губ, жгучей копны волос без малейшего намека на рыжий оттенок, контрастных выразительных глаз, которым незнакомы полутона. Роковой образ завершает и подчеркивает холодно-белоснежная, редко покрывающаяся румянцем кожа. Контрастная броская красота будет красиво выделяться рядом с холодными красивыми оттенками одежды: ярко-красный, винные тона холодного синего или голубого оттенка. Подобные сочетания имеют дорогой и благородный вид.



  1. относятся женщины романтического вида, хрупкой почти воздушной внешности. Он проявляется в тонкой розовой или золотистой коже лица, склонной к летнему загару. Глаза чаще всего теплые и сочетаются со светлой окраской волос. В этот образ хорошо вписываются мягкие тона красного с примесью желтого цвета: кирпичные алые, вишневые, оранжевые и светло-томатные, розоватые. Можно попробовать и более насыщенные цвета одежды, но при этом соблюдать меру.


  1. имеют белую с голубоватым оттенком кожу, аристократичны полны изящества и женственности. Типичная русская красавица со спокойным обликом, холодным оттенком кожи и поражающая мягкостью взгляда. Голубые и серые глаза в сочетании с пепельным оттенком волос любого цвета гармонично вписываются в смуглый загар. Холодную красоту лета в одежде подчеркивают такие же холодные тона красного: винный, брусничный и малиновый.

  1. отличает рыжая солнечная копна волос, золотистые точки веснушек, насыщенные осенние краски отличают Этих женщин природа наделила сочными теплыми красками и живой мощной энергетикой. Цвет глаз может быть разным, но взгляд обязательно манящий, зачаровывающий теплотой золотистых вкраплений. Кирпичные, морковные, томатные или коралловые варианты красного способны добавить им очарование.

Основные сочетания красного

Красный считается самодостаточным цветом и не всегда согласуется с другими оттенками. Поэтому правильный выбор того, с чем сочетается красный, помогает созданию смелого, роскошного и уверенного образа.

Сочетание красного и белого

Очень красивое торжественное сочетание, его допустимо использовать даже в свадебном платье. При выборе одежды необходимо учитывать свой цветотип. Для холодных зимних и летних дам можно порекомендовать насыщенные тона: бордовый и винный. Теплым весенним и осенним девушкам лучше отказаться от белого классического цвета, поменять его на мягкие оттенки: шампань и слоновую кость.





Сочетание красного и черного

Оба этих цвета яркие и способны усиливать окружение. Вместе – это сильное сочетание, но необходимо обратить внимание на пропорции составляющих гардероб элементов. Мелкие дробные части красного и черного в наряде могут придать ему театральность и не очень подходят для каждодневного лука. Есть еще небольшой нюанс этого сочетания. Подобное соединение часто применяется во взрослых ролевых играх. Для того чтобы избежать аналогии стоит сторониться блестящих материалов, свойственных специфической одежде.

Сгладить этот тандем поможет добавление белого цвета.



Красный плюс серый

Сочетание красного цвета и серого в одежде создает самый элегантный образ. Оба цвета выигрышно дополняют друг друга. Серый становится более выразительным, а красный теряет присущую ему агрессивность. Большое значение отводится правильному выбору пропорции. На фоне серого базового цвета небольшое красное дополнение в виде аксессуаров — наиболее приемлемый вариант.

Красный плюс бежевый

Этот вариант, как и предыдущий, относятся к элегантным и строгим сочетаниям. От этого соседства в одежде бежевый приобретает яркость и позитив, красный теряет агрессивность.


Сочетание красного и коричневого

Красный легко сочетается с коричневым, особенно с его теплыми оттенками. Полученный в результате пылкий образ не подходит для офисной одежды именно за счет своей смелости.

Сочетание красного и синего

Оба цвета одинаково сильные и насыщенные. Вместе они конкурируют, при использовании их в паре лучше один выбирать базовым, второй использовать для аксессуаров. Эти энергичные цвета хорошо разбавляются чем-то нейтральным, в частности, белым или цветом слоновой кости. В результате получается образ в популярном морском стиле. Хорошо в смесь и красного вписывается черный, но это трио более подходит девушкам цветотипа зима, хорошо подчеркивается их природная красота глаз, кожи и волос.


Смесь красного и голубого

Голубой цвет получается после соединения синего с белым. Он менее холодный, в отличие от синего, и рядом с красным в одежде не вступает в конфликт. Этот тандем считается классическим и никогда не уходит с подиумов. На голубом фоне платья любой красный аксессуар смотрится очень гармонично.

Соединение красного и фиолетового

Комбинация красного с фиолетовым смотрится более гармонично, потому что фиолетовый считается близким и получается путём смешивания синего и красного. За счет синей составляющей в одежде наблюдается небольшая контрастность, которая делает цвета более приглушенными и очень приятными для восприятия. Зачастую подобное сочетание используется в этнических рисунках.

Красный плюс розовый

Розовый цвет – производный от красного, вместе они хорошо смотрятся и не требуют присутствия сторонних оттенков. Небольшие серебристые элементы в виде поясов или пуговиц придадут образу законченный вид.


Смесь красного и зеленого

Сочетание красного цвета и классического считается неприемлемым. Но красивый образ получается за счет применения менее выразительных и ярких оттенков зеленого: изумрудный, болотный, мята. Они способны подчеркнуть красоту красного, сделать его более выразительным. В данное сочетание хорошо вписывается третий цвет и делает их неузнаваемыми. Это могут быть такие тона, как белый, черный, фиолетовый, коричневый.

Красный плюс оранжевый, желтый

Это сочетание самый теплых тонов просто излучает жар и находит широкое применение в летней одежде. Веселый беззаботный образ не подходит для строгих деловых костюмов и офисных платьев. За счет более спокойных праздничное настроение можно немного приглушить.

Красный плюс золотой

Смесь золотого с красным вызывает ассоциации с роскошью и малоприменима для повседневной жизни. Эта комбинация более актуальна в вечерних и торжественных нарядах. Допустимо применение небольшого аксессуара золотого тона и красного цвета в одежде для получения замечательного вечернего лука.


Аксессуары красного цвета

Небольшой красный акцент делает ярким и запоминающимся гардероб любого цвета. Всего одна или несколько деталей способны создать неповторимые образы как делового ансамбля, так и для клубной вечеринки.



Обувь

Красная обувь способна сделать ноги центом внимания. Несколько советов помогут правильно скомбинировать образ:

  • если ноги красивые — красные туфли лучший вариант обуви,
  • цвет обуви не должен сочетаться с цветом сумки, допустимо использование бежевых, белых, черных и разноцветных моделей,
  • хорошо оттеняют обувь колготы черные или телесные, но обязательно без рисунка.




Сумка

Красиво смотрится красная сумка, повторенная цветом в любом элементе гардероба, кроме обуви. В этом случае вспомнить о красном ремне, поясе или перчатках будет нелишним. При выборе стоит учитывать недопустимость соединения в гардеробе двух красных вещей разного тона.

Гармонично красный акцент вписывается в монотонный ансамбль. Серая одежда становится интереснее, белая приобретает невинность и утонченность, а черный гардероб становится загадочным.


Красный ремень способен сделать ярким строгий деловой костюм и платья серого, бежевого или черного цвета, изыскано смотрится выбор помады под его цвет.


Шарф

Шарф из легкой ткани будет уместен в любом однотонном ансамбле, особенно если по текстуре ткань вписывается в создаваемый образ.

Бусы

Красные бусы большого размера хорошо смотрятся с однотонным верхом серого, белого, черного, бежевого цвета. Хорошим фоном для мелких изделий будет летнее платье.

Шляпа

Красная шляпа замечательно впишется в гардероб, главное ее подобрать согласно фактуре. Она может быть чудесным дополнением к черной верхней одежде, легкому сарафану, придать таинственность вечернему платью.

Ребята, мы вкладываем душу в сайт. Cпасибо за то,
что открываете эту красоту. Спасибо за вдохновение и мурашки.
Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте

Схема № 1. Комплементарное сочетание

Комплементарными, или дополнительными, контрастными, являются цвета, которые расположены на противоположных сторонах цветового круга Иттена. Выглядит их сочетание очень живо и энергично, особенно при максимальной насыщенности цвета.

Схема № 2. Триада - сочетание 3 цветов

Сочетание 3 цветов, лежащих на одинаковом расстоянии друг от друга. Обеспечивает высокую контрастность при сохранении гармонии. Такая композиция выглядит достаточно живой даже при использовании бледных и ненасыщенных цветов.

Схема № 3. Аналогичное сочетание

Сочетание от 2 до 5 цветов, расположенных рядом друг с другом на цветовом круге (в идеале - 2–3 цвета). Впечатление: спокойное, располагающее. Пример сочетания аналогичных приглушенных цветов: желто-оранжевый, желтый, желто-зеленый, зеленый, сине-зеленый.

Схема № 4. Раздельно-комплементарное сочетание

Вариант комплементарного сочетания цветов, только вместо противоположного цвета используются соседние для него цвета. Сочетание основного цвета и двух дополнительных. Выглядит эта схема почти настолько же контрастно, но не настолько напряженно. Если вы не уверены, что сможете правильно использовать комплементарные сочетания, - используйте раздельно-комплементарные.

Схема № 5. Тетрада - сочетание 4 цветов

Цветовая схема, где один цвет - основной, два - дополняющие, а еще один выделяет акценты. Пример: сине-зеленый, сине-фиолетовый, красно-оранжевый, желто-оранжевый.

Схема № 6. Квадрат

Сочетания отдельных цветов

  • Белый: сочетается со всем. Наилучшее сочетание с синим, красным и черным.
  • Бежевый: с голубым, коричневым, изумрудным, черным, красным, белым.
  • Серый: с цветом фуксии, красным, фиолетовым, розовым, синим.
  • Розовый: с коричневым, белым, цветом зеленой мяты, оливковым, серым, бирюзовым, нежно-голубым.
  • Фуксия (темно-розовый): с серым, желто-коричневым, цветом лайма, зеленой мяты, коричневым.
  • Красный: с желтым, белым, бурым, зеленым, синим и черным.
  • Томатно-красный: голубой, цвет зеленой мяты, песчаный, сливочно-белый, серый.
  • Вишнево-красный: лазурный, серый, светло-оранжевый, песчаный, бледно-желтый, бежевый.
  • Малиново-красный: белый, черный, цвет дамасской розы.
  • Коричневый: ярко-голубой, кремовый, розовый, палевый, зеленый, бежевый.
  • Светло-коричневый: бледно-желтый, кремово-белый, синий, зеленый, пурпурный, красный.
  • Темно-коричневый: лимонно-желтый, голубой, цвет зеленой мяты, пурпурно-розовый, цветом лайма.
  • Рыжевато-коричневый: розовый, темно-коричневый, синий, зеленый, пурпурный.
  • Оранжевый: голубой, синий, лиловый, фиолетовый, белый, черный.
  • Светло-оранжевый: серый, коричневый, оливковый.
  • Темно-оранжевый: бледно-желтый, оливковый, коричневый, вишневый.
  • Желтый: синий, лиловый, светло-голубой, фиолетовый, серый, черный.
  • Лимонно-желтый: вишнево-красный, коричневый, синий, серый.
  • Бледно-желтый: цвет фуксии, серый, коричневый, оттенки красного, желтовато-коричневый, синий, пурпурный.
  • Золотисто-желтый: серый, коричневый, лазурный, красный, черный.
  • Оливковый: апельсиновый, светло-коричневый, коричневый.
  • Зеленый: золотисто-коричневый, оранжевый, салатный, желтый, коричневый, серый, кремовый, черный, сливочно-белый.
  • Салатный цвет: коричневый, желтовато-коричневый, палевый, серый, темно-синий, красный, серый.
  • Бирюзовый: цвет фуксии, вишнево-красный, желтый, коричневый, кремовый, темно-фиолетовый.
  • Электрик красив в сочетании с золотисто-желтым, коричневым, светло-коричневым, серым или серебряным.
  • Голубой: красный, серый, коричневый, оранжевый, розовый, белый, желтый.
  • Темно-синий: светло-лиловый, голубой, желтовато-зеленый, коричневый, серый, бледно-желтый, оранжевый, зеленый, красный, белый.
  • Лиловый: оранжевый, розовый, темно-фиолетовый, оливковый, серый, желтый, белый.
  • Темно-фиолетовый: золотисто-коричневый, бледно-желтый, серый, бирюзовый, цвет зеленой мяты, светло-оранжевый.
  • Черный универсален, элегантен, смотрится во всех сочетаниях, лучше всего с оранжевым, розовым, салатным, белым, красным, сиреневатым или желтым.

Цвета белый-красный-черный – устойчивая триада в символике цвета. Она встречается во многих древних культурах. В текстах Упанишад она служит цветовым выражением качеств (гун) материальной природы – благости-страсти-невежества. Во многих символических системах эти цвета соотносятся также с основными стихиями, качествами, органами, чертами характера итд. (например, в китайском «Каноне Перемен», где к базовой триаде добавляются желтый и синий (или зеленый) цвета).


Базыма А.Б. Цвет и психика

1.1. Цвет и магия у первобытных народов

В наскальной живописи первобытных народов чаще всего встречаются три цвета - белый, черный и красный, что позволяет сделать вывод об особой роли этих цветов в жизни древних людей. Как подчеркивают различные исследователи, преобладание этих красок нельзя объяснить, например, легкостью их добычи. Ведущее значение этих трех цветов подтверждается изучением магических обрядов первобытных народов современности, живущих в Африке, Южной Америке и т.д. Особая заслуга здесь принадлежит английскому этнографу В. Тэрнеру (1983), собравшему большой фактический материал по «цветовой классификации» у первобытных народов, в частности, африканского племени Ндембу.

Наблюдения за обрядами и ритуалами Ндембу, а также беседы с членами племени, позволили В. Тэрнеру подробно описать символические значения трех «основных» цветов в жизни первобытного человека.

Ндембу связывают эти цвета с тремя реками (сущностями) одного Бога, который ими представлен. Конкретные символические значения каждого цвета (реки) следующие.

1. Благо;
2. Источник сил и здоровья;
3. Чистота;
4. Безбедность;
5. Сила;
6. Отсутствие неудач, слез, смерти;
7. Главенство или власть;
8. Встреча с духами предков;
9. Жизнь, здоровье;
10. Зачатие или рождение ребенка;
11. Охотничья доблесть;
12. Щедрость;
13. Поминание духов предков;
14. Дружелюбие;
15. Поедание пищи;
16. Размножение;
17. Явность для глаза (ясность, открытость, доступность);
18. Возмужание или созревание;
19. Омовение;
20. Отсутствие насмешек.

Среди приведенных значений мы не обнаруживаем ни одного отрицательного. В целом, белый цвет означает для Ндембу благо, добро, счастья, развитие.

Это обобщенное значение белого универсально для всех первобытных народов, как древности, так и современности. Белый для них - символ бытия, мира, жизни.

Белая краска использовалась в тех магических ритуалах первобытных людей, в которых они апеллировали к силам добра и жизни или защищались от воздействия злых духов и божеств. Белый цвет привлекал добрых богов, и отпугивал злых. Наиболее важными из этих ритуалов были ритуалы, посвященные рождению, инициации, браку и смерти.

Остановимся более подробно на роли белого в ритуале похорон. Белый цвет для древних не имел отрицательных значений, и тем более, не являлся символом смерти, траурным цветом. Каков же смысл его использования в данном ритуале? Жизнь представлялась первобытными людьми как последовательность рождений и смертей. Умерший член племени не считался исчезнувшим без следа, окончательно ушедшим в небытие. Смерть рассматривалась как трансформация, переход в новое качество. Умерший, либо воплощался во вновь родившемся члене племени, либо становился духом, божеством. Поэтому присутствие белого на похоронах (раскрашивание покойника белой краской и т.д.) не носит негативного характера, а указывает на «новую жизнь» умершего соплеменника.

Белый цвет использовался и как защитное средство от сглаза и порчи. Злые силы не могли нанести вред человеку, животному или жилищу, если они были помечены белой краской, либо имели амулеты белого цвета.

Важную роль играл белый и в ритуале жертвоприношения. Добрым богам и духам стремились приносить в жертву животных белого цвета, либо окрашенных в белое.

Для первобытных людей белый - не только наглядно-чувственный символ, но и понятие, выражающее основные морально-этические принципы поведения. Так у ряда африканских народов до сих пор существует обычай клясться своей печенью. Если дающий клятву хочет подчеркнуть, что его намерения честные и он не питает никаких злых умыслов, то специально указывает на то, что у него «белая печень». Имеет смысл, поэтому, говорить о регламентирующей роли белого в поведении первобытных людей, как своеобразного критерия, с помощью которого люди организовывали свое поведение. В этом аспекте белый цвет можно рассматривать как психологический знак - т.е. средство управления человека своими психическими функциями и поведением. Как указывает В. Тэрнер (1983), у Ндембу есть понятие «белого поведения». Оно означало быть явным для соплеменников, т.е. - не уединяться, не замышлять плохого и т.д., другими словами, быть «чистым».

Каковы истоки символики белого у первобытных людей? В. Тэрнер полагает, что корни символики белого (впрочем, как и других основных цветов) следует искать в психобиологическом опыте человека. Несомненна связь белого цвета с двумя важнейшими жидкостями (тканями) человеческого организма - семенной и молочной, которые считались древними людьми священными. Вспомним, что Ндембу трактуют белый в качестве одной из рек верховного божества. Семенная и молочная жидкости лежат в основе жизни человека, являясь теми началами, от которых первобытный человек вел отсчет своего существования и поэтому их цвет получил значения блага, жизни, здоровья и т.п. Кроме этого, белый - свет, день, когда человек наиболее активен и деятелен, когда он воспринимает окружающее ясно и отчетливо. Оптически, белый - эталон чистоты, противоположность хаоса и грязи и поэтому служит образцом чистоты мыслей и поведения. Таковы основные психобиологические источники символики белого цвета, позволяющие понять его магическое значение в жизни первобытного человека.

Вторым важнейшим цветом в жизни первобытных людей был черный цвет. Если белый означал свет, то черный - мрак, если белый - жизнь, то черный - смерть, белый - чистота и порядок, черный - грязь и хаос. Тем самым, черный - антипод белого. Оптически, контраст белого и черного наиболее сильный; также контрастны и символические значения этих двух цветов. Белый и черный относятся к дуальным символам и, как отмечает Х.Э. Керлот (1994), подобно всем дуальным формулам имеют непосредственную связь с великим мифом о Близнецах. Члены дуальной пары (люди, животные, растения и т.д.) имеют противоположную окраску, что отражает противопоставление двух миров.

Для примера, приведем наиболее важные символические значения черного цвета для Ндембу (В. Тэрнер - 1983).

1. Зло, дурные вещи;
2. Отсутствие удачи, чистоты;
3. Страдание;
4. Болезни;
5. Ведовство и колдовство;
6. Смерть (в том числе и ритуальную);
7. Половое влечение;
8. Ночь, тьму.

Черный - антитезис белого, противоположная сторона жизни. Все самое негативное в жизни первобытных людей выражал черный. Злые силы, враждебные человеку, в представлениях древних имели черный цвет. В отличие от «белой» «черная магия» апеллирует к силам зла, и приводит человека к гибели и проклятию.

Наиболее важные значения черного - небытие, смерть, хаос, разрушение. Черный цвет используется в магических ритуалах, тема которых связана со смертью, окончанием или прерыванием чего-либо, вмешательством в жизнь человека враждебных ему сил и т.п. Отсюда становится понятна роль черного в ритуале инициации. Раскрашивание черным цветом тел посвящаемых, означало их ритуальную смерть - окончание предыдущего этапа существования.

Черный также использовался для защиты от сглаза и порчи, но смысл этой символической защиты в сравнении с белым другой. Если над белым зло, по мысли первобытного человека в принципе, не властно, то использование черного означало, что его носитель не обладает ничем, что могло бы быть достойным зависти. Исходя из этого, на лица новорожденных наносили черные точки, чернили животных, дома (черный краеугольный камень) и т.д.

Черный считался цветом злого колдовства и ведовства. К «черным магам» относились со страхом и враждебностью. На жилища людей, подозреваемых в злом колдовстве, наносили черную краску. Выражение - «у него черная печень» означает человека со злыми намерениями.

Несмотря на то, что все негативное в жизни первобытного человека символизировалось черным, этот цвет обладал не только отрицательными значениями, но и положительными, то есть, в отличие от белого, являлся амбивалентным символом. Например, у племен засушливых районов Африки черный почитается как цвет дождевых туч, а люди с особо черными волосами считаются красивыми. Интересна связь черного с половым влечением. У Ндембу черный считается цветом, возбуждающим половую страсть, поэтому женщины этого племени специально чернят свои половые органы. В случае удачного полового акта в первую брачную ночь у порога молодоженов рассыпают черный пепел.

Истоки символики черного также необходимо искать в психобиологическом опыте первобытных людей. Черный - это отсутствие света, ночь, когда активность человека снижена, и он не может хорошо ориентироваться в окружающем, становится беззащитным перед стихиями и хищниками. Черный - отсутствие сознание, сон, подобный смерти, цвет пепелища и распада. Черная река - река смерти и забвения. Е.П. Блаватская (1888) и J.G. Frazer (1911) отмечали, что у первобытных людей черный символизирует внутреннюю или подземную сферу мира, Скрытый Источник, из которого исходит первоначальная (черная, оккультная или бессознательная) мудрость.

Заключает триаду «основных» цветов для первобытных людей красный цвет. В отличие от белого и черного он относится к хроматическим цветам и из всех трех является наиболее амбивалентным символом. По данным В. Тэрнера, для Ндембу красный выражает т.н. «красные вещи», которые сделаны из крови или красной глины. Символические значения красного определяются «видом» крови:

1. Кровь животных;
2. Кровь последа (роженицы);
3. Кровь всех женщин (менструальная кровь);
4. Кровь процедуры обрезания крайней плоти;
5. Кровь убийства;
6. Кровь колдовства и ведовства (связанная с некрофагией).

Все «красные вещи» разделяются на две категории, в зависимости от того, приносят они добро или зло. Но, независимо от своей валентности, все «красные вещи» обладают силой, т.к. кровь - сила, без нее человек умирает.

Сила - главное значение красного и этим объясняется его роль в качестве магического средства. Например, в ритуале, посвященном рождению ребенка, новорожденному наносились красные точки на голову, половые органы и другие части тела для того, чтобы он рос здоровым и сильным (Е. Вундерлих - 1925). По мнению этого же автора рисунок красной руки перед входом в первобытную пещеру служил для отпугивания злых демонов. Раскрашивание красной краской лиц воинов, магически, должно было придать им силу и храбрость и одновременно устрашить врагов. Как символ силы, красный использовался и в качестве средства от сглазов и наговоров.

Уже первобытные люди считали красный лечебным цветом, способным заживлять раны и возвращать здоровье. С этой целью к пораженным участкам тела прикладывались красные тряпки или глина. Также они наносили кровь на предметы, которые хотели оживить (Х.Э. Керлот - 1994).

Важную роль красный цвет играл в обрядах очищения. Члены племени, участвовавшие в процедуре обрезания, должны были на протяжении определенного времени носить на руках и шее предметы красного цвета.

В сочетании с белым цветом красный составляет т.н. «жизнеутверждающую пару», символизирующую добрые силы, могущество, почет, власть и богатство. В паре с белым нивелируются отрицательные значения красного и, наоборот, сочетание красного и черного усиливает негативные стороны красного цвета, придает ему зловещий характер, и с точки зрения древней магии, символизирует злые силы.

Символические значения красного объясняются его связью в сознании древних с кровью. Красный - третья река верховного Бога, цвет одной из самых важных жидкостей человеческого организма. Причем, связь красного с кровью для первобытного сознания более существенна, чем с огнем.

Главенство белого, черного и красного в цветовой символике наблюдается, практически, у всех ныне живущих племен Африки с первобытнообщинной организацией. Это Догоны, Маны, Бакту, Семанги, Сакаи и др. (L. Griale - 1950, В. Тэрнер - 1983). Сходная картина отмечается и на Мадагаскаре. У первобытных племен этого острова черный выражает низменное, неприятное, злое; белый - радость, свет, надежду, чистоту; красный - силу, могущество, богатство, успех (A. Leib - 1946). Пещерные росписи австралийских аборигенов также, в основном, выполнены этими тремя красками. Белый у них символизирует воду, а красный - кровь (С. Мountford - 1962). Практически, сходные значения «основных» цветов наблюдаются и в Северной Америке у индейцев племени Чироки: белый - мир, счастье; красный - успех, торжество; черный - смерть.

В палитре первобытных людей присутствуют и другие цвета. В частности, синий и желтый. Но эти цвета не являются «самостоятельными». Желтый «тяготеет» (в символическом плане) к белому, а синий - к черному.

Принципиальное сходство цветовой символики у первобытных народов различных частей света позволяет нам вслед за В. Тэрнером трактовать цветовую триаду как архетип человека. Для первобытного человека три «основных» цвета - не просто различия в зрительном восприятии различных частей спектра, а сокращенное или концентрированное обозначение больших областей его психобиологического опыта, затрагивающее как разум, так и все органы чувств, и связанное с первичными групповыми отношениями. Поскольку этот опыт имеет своим источником саму природу человека, он является всеобщим для всех людей как представителей человеческого рода. Поэтому символический смысл цветовой триады является принципиально схожим в самых различных культурах.

1.2. Цветовая символика в древней Индии и Китае

В Индии и Китае с древности и по сегодняшний день существуют развитые системы цветовой символики. Учения о цветах считаются эзотерическими и в полном объеме передаются только посвященным. Отдельные фрагменты этих учений содержатся в дошедших до нас памятниках философской и религиозной литературы.

Цветовая триада занимает ведущее место в этих учениях, а символические значения цветов во многом схожи с теми, что отмечаются в первобытных культурах.

Вот, что об этом говорится в Чхандогья Упанишаде (комментарии Шанкарачарьи): «красный цвет (материального) огня - цвет первоогня, белый цвет (материального) огня - цвет первичных вод, черный цвет (материального) огня - цвет изначальной земли. Так в огне исчезает все то, что, обычно, зовется огнем, видоизменение - это лишь имя, возникающее в речи, и только три цвета (формы) истинны» (цит. по В. Тэрнеру - 1983). Согласно Чхандогья Упанишаде, весь мир трехцветен (трехчастен). Так съеденная пища распадается на три части: самая тяжелая, темная часть (черный) становится калом; средняя часть превращается в плоть (красный); и, наконец, наиболее легкая часть становится мыслью (белый). То же верно и в отношении выпитой воды, распадающейся в организме человека на три части: мочу (черный), кровь (красный) и прану (белый).

В другом философском произведении Санкхьякарике Ишваракришны три «основных» цвета соответствуют трем гунам или «нитям существования мира» - саттва, раджас и тамас. Гуна саттва означает «бытие», ее цвет белый, символизирующий чистоту и безмятежность. Вторая гуна - раджас (красный) представляет собой активное начало, порождающее карму. Третья гуна - тамас (черный) может быть понята как состояние сдавленности, заторможенности, склонности к летаргической апатии.

На этих примерах видно, что в Древней Индии «основные» цвета являлись символами главных мировых (космических) сил, составляющих частей мироздания (см. также Махабхарату, Рамаяму и др.).

Основа основ для древних индийцев - солнце (Брахман, главная веда и высшее божество) не имеет определенного цвета, может постигаться только в мышлении, а не чувственно. Оно содержит в себе любые цвета, точнее, порождает их. Отсюда существует понятие «невидимого света», «черного солнца» и др.

Свет и тьма (белый и черный) понимались как единство, тьма являлась инобытием света. В «Ригведе» это единство выражено следующим образом: огонь, чистый и яркий в небе, оставляет черные полосы на земле (или обгоревшем предмете); дождь, черный в небе (в виде дождевых облаков), становится прозрачным на земле (М. Schneider - 1946).

Более низкие по рангу божества имеют определенный, устойчивый цвет (Махабхарата). Цвет богини любви - белый, смерти (Кали) - черный и красный, богини материнства - красный, т.к. она связана с принципом творения, активности, который выражается красным цветом (H. Zimmer - 1946). В целом, добрые боги и силы обозначались белым цветом, а злые - черным или сочетанием черного и красного.

Китай

В Древнем Китае цвет также рассматривался в качестве символа важнейших сил и стихий. Согласно эзотерическим учениям три ряда символов (оттенки цветов, составные и природные элементы, чувства и реакции) исходят из общего источника, действующего на глубочайших уровнях действительности (Х.Э. Керлот - 1994). В «Книге перемен» («И цзин») мы находим следующую систему цветовой символики (см. таблицу 1.2.1.), исходящую из принципов теории соответствий.

К списку «основных» цветов в Древнем Китае добавились синий (зеленый) и желтый. Л.Н. Миронова (1984) указывает, что у древних китайцев понятия синего и зеленого были взаимозаменяемы, а четкого различия в цветовых обозначениях этих двух цветов не было, возможно, потому, что зеленый рассматривался как порождение синего.

Цвет и символизируемая им стихия для китайцев не были жестко связаны друг с другом. У одной и той же силы могло быть несколько цветовых символов в зависимости от состояния этой силы или стихии. Так светло-синий являлся символом полуденного неба, а черный с небольшой долей красного (Сюань) - предрассветного, означая зарождение света в недрах мрака (Щуцкий Ю.К. - 1960).

В китайской символике цвет выражал социальный статус: каждой социальной группе соответствовал свой цвет. Например, желтый считался священной привилегией императорской фамилии (A.Beaumont - 1949). Цвета делились на «благородные» и для простого народа, как об этом говорится в «книге песен» («Ши цзин»).

В учении о первосущностях Инь и Ян также присутствует цветовая символика. Ян имеет белый (желтый) цвет, а Инь - черный (синий).

Сравнивая содержание цветовых символов у первобытных народов с цветовой символикой Древней Индии и Китая, можно сделать вывод о его принципиальном сходстве, а значит и единстве корней цветового символизма у самых различных культур, разделенных между собой во времени и пространстве. По мнению В. Тэрнера (1983), цветовая символика мировых начал имеет древнейшее происхождение, возможно, доиндоевропейское, а дошедшие до нас памятники представляют собой более поздние философские спекуляции на данную тему.



 

Возможно, будет полезно почитать: