Обучающее занятие «Особенности воспитания в приемной семье. Воспитание приемных детей в семье: ключевые особенности и проблемы Советы родителям взявшим на воспитание приемного ребенка

Говоря о воспитании детей-сирот в приемных семьях, следует подчеркнуть, что зачастую приемным родителям приходится заниматься их перевоспитанием. Поэтому любой стиль воспитания может быть как ресурсным, так и неподходящим (в зависимости от состояния ребенка). Так, безынициативному, неуверенному ребенку может быть полезен либеральный стиль с преобладанием поддержки над контролем, а ребенку с низким самоконтролем и нарушенной нормативностью подойдет авторитарный стиль, то есть строгий контроль и четкие, жесткие правила (прил. 5).

Семейное воспитание приемного ребенка имеет свою специфику, обусловленную психологическими особенностями детей-сирот. Все дети, воспитывающиеся в приемных семьях, в тот или иной жизненный период были лишены постоянной любви и заботы значимого для них взрослого.

Дети, от которых отказались с рождения, зачастую имеют различные заболевания или нарушения развития. «Считается, что до 60 % воспитанников домов ребенка - дети с тяжелой хронической патологией (в основном центральной нервной системы), примерно 55 % отстают в физическом развитии, примерно 30 % страдают органическими поражениями головного мозга и другими заболеваниями. Здоровыми считаются менее 5 % сирот. В 85-92 % случаев воспитанники детских домов не способны обучаться но школьной программе, тогда как среди детей в целом этот показатель не превышает 10 [Семья, 2002]. Дети, которые лишились родителей в более позднем возрасте в результате жестокого обращения, или из-за потери кормильца, или вследствие отказа взрослых заботиться о них, часто страдают различными невротическими расстройствами, их здоровье также отягощено хроническими заболеваниями. Воспитание таких детей без учета их прошлого травмирующего опыта малоэффективно.

Основной направленностью детско-родительских отношений в приемной семье должно стать удовлетворение потребности ребенка в постоянном эмоционально теплом эмпатичном общении со взрослым, который любит и принимает его.

Согласно теории социального научения, для формирования определенных навыков необходимо, чтобы желательные действия ребенка в окружающем мире находили систематическое подкрепление. В условиях нахождения в учреждении государственного воспитания находят подкрепление послушание, подчинение и следование правилам, на которые ребенок повлиять не может. Монотонная и строго регламентированная жизнь в детском доме приводит к фор- мированию социально неэффективного зависимого поведения, страху ответственности, неумению строить отношения с людьми. Необходимость исправить подобное положение вещей требует систематического стимулирования новых навыков, таких как собственная активность, целенолагание, жизненное планирование, систематические усилия и личностная ответственность. Усвоение новых навыков может опираться только на уже сформированные, например, подчинение и послушание. Необходимо учитывать, что эти навыки сформировались в условиях психологического насилия (неприятие личности ребенка, обедненные индивидуализированные отношения), что, в свою очередь, формирует негативизм и пассивное сопротивление и имитацию деятельности. Таким образом, контроль и опека взрослых обязательны на начальном этапе формирования новых навыков самостоятельности, при тщательной градации трудностей, чтобы исключить чрезмерное сопротивление, и при систематической стимуляции новых жизненных навыков.

Одной из целей воспитания является обучение навыкам взаимодействия в различных социальных группах в процессе игровой и учебной деятельности. На предыдущих жизненных этапах социальная среда детей-сирот была ограничена либо закрытым государственным учреждением, либо асоциальным окружением, где были усвоены «детдомовская нормативность», законы круговой поруки и т. д.

Безусловно, новая семейная обстановка, семейные правила, здоровые отношения внутри семьи несут большую воспитательную нагрузку. Однако ребенок будет стремиться найти себе друзей из числа «трудных» и «неблагополучных» детей. Он может саботировать процесс воспитания. Это объясняется тем, что в условиях изменившейся среды индивид, чтобы создать комфортную микросреду, тяготеет к себе подобным, тем, кто живет по законам и правилам, которые он усвоил прежде. Умение родителей постепенно включать ребенка в более продуктивную и благополучную среду сверстников может стать переломным моментом в процессе воспитания.

Все приемные дети в тот или иной момент своей жизни были лишены любви, заботы и внимания значимого взрослого, то есть воспитывались в условиях материнской депривации, в которых неизбежно происходит искажение основных социальных ролей («ребенок», «взрослый»). Взрослый становился для ребенка источником опасности или опеки. Приемному ребенку следует понять и осознать, что родитель управляет ситуацией, обеспечивая безопасность и заботу; что ребенок не может контролировать ситуации и управлять взрослым, таким образом, формируется позиция значимого взрослого.

Процесс восстановления этих ролей в любом возрасте очень трудный, но особенно тяжело он протекает для подростков. Подростковый и юношеский возраст считается периодом возникновения сознательного «я». Для формирования адекватного образа «я» требуются три основных условия: принятие родителями ребенка, установление ясных и однозначных правил, регламентирующих его поведение, и предоставление ему свободы действий в установленных родителями границах.

Через совместную стабильную деятельность ребенка и взрослого, где взрослый несет ответственность за ребенка, обеспечивает его безопасность, акцентирует ситуации успешности ребенка, отделяет поступок от личности ребенка, идет процесс построения доверия к взрослому, а через доверие к значимому взрослому восстанавливается и доверие к миру.

В прошлом эти дети в основном ощущали себя как объекты воспитания и дисциплинарного воздействия. Теперь следует стимулировать активную позицию ребенка. Переход к активной ответственной жизненной позиции должен проходить при активном личностном участии самого ребенка. Мотивацией к этому переходу могут послужить восполнение потребности в личностной значимости, ощущение возможности самому повлиять на изменение ситуации к лучшему и комфортные ощущения в ситуации успеха.

Крайне значимым является стимулирование социальной компетентности ребенка, при этом необходимо различать два понятия - социальная компетентность и функциональная грамотность.

Функциональная грамотность, обеспечивая в целом усвоение социально-бытовых и академических навыков - умение эффективно и безопасно пользоваться общественным транспортом, средствами связи, домашними бытовыми приборами, ориентироваться в районе проживания и в своем городе, заботиться о своем здоровье, а также отбирать необходимую информацию из книг и работать на компьютере - не создает предпосылок к эффективному взаимодействию в системе межличностных отношений и правильной ориентации в различных социальных ситуациях.

Семья является идеальной средой для усвоения навыков социальной компетенции. Умение родителей подкреплять новые навыки приемных детей ощущением пользы для себя и других, ежедневно акцептировать ситуацию успеха ребенка делает воспитание эффективным.

Однако интеграция ребенка-сироты в приемную семью независимо от формы семейного устройства порождает множество проблем. Они обусловлены, с одной стороны, состоянием самой семейной системы, ее ресурсностыо и готовностью к приему детей. С другой стороны, ребенок со сформированными в условиях деструктивной семьи и учреждения государственного воспитания паттернами поведения и взаимодействия с окружающими, с нарушенным типом привязанности также вносит свои особенности в становление и развитие приемной семьи. Третья составляющая - амбивалентное, а нередко негативное отношение общества к детям-сиротам как представителям социальных систем со сниженной способностью к адаптации. Это отношение переносится и па семьи, которые берут на воспитание детей из учреждений государственного воспитания, что затрудняет привлечение приемных и замещающих семей, снижает возможности и темпы деин- ституциализации. Не менее важной проблемой является и профессиональная помощь семье на сложных этапах интеграции ребенка; до сих пор не везде созданы службы сопровождения. Проблемой является и недостаточное количество специалистов, при этом профессиональная помощь приемной семье требует обширных знаний, серьезной практики и не должна ограничиваться на этапе приема ребенка в семью.

Компетентность приемного родителя включает в себя умение оценивать ситуацию в семье, понимать изменяющиеся потребности ее членов, вовремя и адекватно реагировать на эти изменения, разрешать конфликты, управлять трудным поведением детей, поддерживать их, обсуждать сложные ситуации их социального анамнеза, работать в команде с другими семьями и специалистами службы сопровождения и т. д. Не менее важным является умение приемных родителей управлять собственными аффектами, адекватно интерпретировать причины нарушенного поведения детей, не воспринимать их как посягательство на собственную эффективность и способность к родительствованию. Задачей приемных родителей становится и под держка идентичности ребенка с его кровной семьей.

В процессе усыновления служба сопровождения семьи должна организовывать различные групповые и индивидуальные формы работы с семьей, к которым относятся группа психологической поддержки, педагогическая мастерская, индивидуальные консультации и т. д. Деятельность специалистов должна быть направлена на решение проблем семьи, которые появляются у нее в новом цикле развития.

Можно ли рассказать об основных психологических особенностях усыновления (принятия в семью из детдома) кратко и емко. Специалисты говорят, да, можно. Рассказываем!

От нуля до года

Ребенок в кровной семье появляется с нуля, поэтому отношения между приемным родителем и грудничком естественны.

В них сразу вырабатывается привязанность. Родители «донашивают» ребенка, у них есть время вырасти до мам и пап, научиться любить. Если будущая мама до принятия ребенка жила для себя, посвящала жизнь карьере, то ей надо быть готовой к кардинальным переменам.

Младенца необходимо год, а лучше два, нянчить самостоятельно, не полагаясь на нянь. Как правило, матери с грудными детьми быстро выгорают, ведь они должны целиком посвятить себя им.

Очень важно решить, кто будет помогать с малышом. Ребенок до года – это «кот в мешке». В этом возрасте нельзя диагностировать ряд заболеваний, предсказать, как будет развиваться и выглядеть ребенок в будущем. Беря младенца, мы как бы рожаем. Какого родила или приняла, такого и люблю.

От года до трех

У детей в этом возрасте уже «определяется» внешность. Родители могут поговорить с ребенком, узнать, что болит: зуб, глаз, живот. Видно, что ребенок может ходить и разговаривать.

Детям в этом возрасте снимают многие диагнозы, которые были поставлены при рождении. Ребенка уже можно отдать в детский сад, но надо быть готовыми к тому, что он будет отставать от сверстников. Этого не нужно бояться, дети в этом возрасте быстро нагоняют ровесников.

Зато у малыша из детского дома к 3-м годам еще не будет кризиса трех лет: «Я сам», потому что он еще не привязан к родителям.

Перед усыновлением обязательно нужно узнать историю ребенка, и, исходя из нее, подойти к вопросам воспитания. Если малыш попрошайничал на улице – это одно, а если его воспитывала мама – другое. Ребенок, у которого в этом возрасте была привязанность к матери, легче поверит и пойдет на контакт с другим значимым взрослым.

От трех до шести

Это «волшебный» возраст, когда ребенка буквально распирает от любви. Он верит в сказки,но и впервые узнает, что есть смерть. В это время малыша нельзя начинать готовить к школе. Нужно его «напитать» максимальной любовью, потому что в будущем он будет много сил тратить на учебу. Это время игры, путешествий вдвоем, волшебных историй. Родители должны как можно больше времени посвящать ребенку, потому что это очень важный для него период.

У малыша впервые формируется представление о справедливости, добре и зле. Именно оно будет им двигать в будущем, когда он будет думать не головой, а сердцем. Первое время с ребенком нужно обращаться, как с грудным, то есть говорить – ты есть, и это счастье. Дальше он должен пройти возраст «от года до трех», когда усваиваются правила поведения и безопасности.

Но ему нельзя прививать академические знания, любая учеба должна быть в формате игры. В этом возрасте уже видно, что ребенок немного отстает в развитии. Он вряд ли сразу будет отличником, но отставание можно нагнать. Главное понимать, что малышу предстоит еще многое узнать, например, как выражать любовь.

От шести до 12

В этом возрасте главное – это не сломать ребенка. Приемные родители берут на воспитание школьника, который не прошел предыдущие этапы взросления. С ним не нянчились, он не нагулялся, не получил достаточного количества любви, но ему уже предстоит отправиться на учебу.

Не нужно требовать от ребенка необыкновенных успехов. Главное, к чему необходимо быть готовым, — это к диалогу со школой. Важно, чтобы родители всегда оставались на стороне ребенка и осознавали, что в первом классе нельзя многого требовать. Малыш из детского дома вряд ли когда-нибудь будет отличником в школе, зато он будет ходить в кружки, играть в футбол, обнимать и целовать маму, с радостью проводить время вместе и с удовольствием помогать по хозяйству.

Дети всегда хотят быть успешными, поэтому неудачи в учебе они компенсируют дома. В этом возрасте невозможно предугадать будущий характер ребенка. Нельзя ставить штампы, если, например, он украл деньги. Важно также не упустить здоровье: ребенок должен отдыхать, спать и хорошо кушать, а за ум можно взяться и в 10 классе. Очень важно слушать своего сына или дочь, так можно избежать многих ошибок.

От 13 до 15

В подростковом возрасте дети пересматривают ценности: им пора отделяться от взрослых, с которыми они срослись, поэтому они ищут в них недостатки. Если ребенок не найдет недостатка в маме или папе, то просто не сможет от них «отлипнуть», ведь как от таких хороших можно уйти?

Прежде чем брать подростка, нужно узнать, как ребенок попал в детский дом. Важно поговорить с работниками и волонтерами, потому что руководство может скрывать, что дети принимают наркотики и ездят домой, где видят, как родители употребляют алкоголь. Будущим родителям необходимо понимать, с чем они могут столкнуться.

Детям в этом возрасте в детских домах ставят хорошие оценки на занятиях, чтобы у них не пропала мотивация. Ребенок будет рассказывать потенциальным родителям те вещи, которые они хотят от него услышать. Если папа скажет, что любит читать, то подросток повторит. Но это не так, потому что чтение – это удовольствие, а в детских домах его получают иначе.

Первое время дети хорошо себя ведут в приемной семье, но потом они начинают проверять «границы». Если мамы и папы взяли подростка, то не должны сразу «закручивать гайки». Наказания будут только ухудшать ситуацию, так как это унижение, а в прошлой жизни у сирот этого было слишком много.

Принимающая семья становится профессиональной. Приходится сдерживаться, следить за своими поступками, словами, повышать квалификацию. Важно знать телефоны учителей и детских комнат милиции, контролировать, куда пошел ребенок и с кем он дружит. Простроить теплые, уважительные отношения. У подростка обязательно должна быть своя комната, чтобы он мог почувствовать себя «в домике».

Если отношения налажены и накладок нет, то нужно переходить к следующему этапу – посмотреть, в каких сферах лучше всего развивается ребенок и предложить ему записаться в секции. Со временем детдомовские привычки начнут исчезать, сгладятся, ребенок станет похож на приемных родителей.

Ребятам из детского дома необходимо привить понимание, что они не несчастные сиротки, которых нужно жалеть, и государство не вечно будет им помогать, а материальные блага появляются благодаря труду. Приемные родители также должны быть готовы к тому, что ребенок будет их сравнивать с кровными родственниками, тут хорошо бы с одной стороны не перехвалить кровных родственников, а с другой не обидеть подростка плохими словами о его семье.

От 15 до 17

Отношения с детьми старшего возраста — это своеобразное супружество. Ребенок думает, что уже сложился, на самом деле еще не осознал, кто он и что делать дальше.

Родители, решившие взять юношу или девушку, обязательно должны для начала попробовать гостевой режим. Желательно для этого выбрать период летних каникул. Все подростки в это время – дети, которые долго спят, хорошо кушают, веселятся и гуляют.

Скорее всего придется подыскать хороший техникум. Подростку необходима своя комната, в которую он всегда сможет вернуться, а мамы и папы должны дать ему уверенность, что он больше не один, и у него есть семья. Нужно вырабатывать в юношах и девушках самостоятельность, учить просить помощи, потому что наши дети этого не умеют. Мы как сторонние наблюдатели можем подсказать, прекратить правонарушение, но заставить не в силах.

Любовь и терпение. И не забывать заботиться о себе и близких.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

    Понятие приемной семьи. Семейные формы воспитания детей-сирот. Виды семейных взаимоотношений. Особенности психологического развития детей в приемной семье. Формы патронатного воспитания. Социально-педагогическая коррекция отношений в приемной семье.

    курсовая работа , добавлен 17.04.2010

    Семья как фактор социализации. Воспитание и родительское воздействие. Задачи воспитания в семье. Развитие интеллекта и творческих способностей детей. Принципы семейного воспитания и условия его успешности. Сочетание семейного и общественного воспитания.

    курсовая работа , добавлен 06.03.2009

    Семейное воспитание и его формы по А.С. Макаренко. Методы и средства воспитания детей в семье, отраженные в произведениях А.С. Макаренко. Специфика семейного воспитания и определение его значения. Современные проблемы и нарушение семейного воспитания.

    курсовая работа , добавлен 22.06.2010

    Сущность воспитания детей. Воспитание детей в различных по структуре семьях. Особенности воспитания единственного ребенка в семье и как предотвратить типичные ошибки. Специфика воспитания в многодетной семье. Воспитание ребенка в неполной семье.

    реферат , добавлен 06.11.2008

    Представления о воспитании детей в семье. Проблемы семейного воспитания. Разработка методических рекомендаций по организации семейного воспитания. Взаимодействие преподавателя с семьей ученика. Формы и методы работы учителей с родителями учащихся.

    курсовая работа , добавлен 26.06.2015

    Основные функции семьи, ее типология и социальный статус. Пять тактик семейного воспитания: диктат, опека, конфронтация, мирное сосуществование, сотрудничество. Главные условия воспитания детей, семейный климат, отношения между братьями и сестрами.

    курсовая работа , добавлен 02.09.2010

    Сущность и основные принципы семейного воспитания. Нравственное воспитание ребенка, управление его умственным развитием в семье. Распространенные ошибки семейного воспитания, роль родительского авторитета. Игра как одно из важнейших условий воспитания.

    Приемные родители зачастую стремятся подарить ребенку все те чувства, которых он был лишен все то время, когда находился в доме ребенка. Главное, чтобы любовь родителей не переросла во вседозволенность.

    Адаптация приемного ребенка к новой семье может происходить по-разному. Приемный ребенок определенное время слушается своих новых родителей во всем, а потом наоборот, становится непослушным. Поэтому, не будет ничего страшного если вы сделаете замечание ребенку о его плохом поведении сразу, несмотря на то, что он вынес немало страданий в своей «прошлой жизни». Приемные родители должны помнить о том, что, например, в доме ребенка малышам, как правило, делают замечания резко, зачастую криком. И, естественно, что приемный ребенок иногда не реагирует на ваши замечания, сделанные спокойным и ровным голосом. Выход из этой ситуации прост: покричать вы всегда успеете, поэтому попробуйте несколько раз повторить свое замечание ровным голосом, при этом глядя малышу в глаза. Воспитание приемного ребенка будет качественнее, если новые родители будут личным примером показывать как правильно поступать в той или иной ситуации, а как неправильно.

    Адаптация приемного ребенка в новой семье будет связана с еще одной проблемой: с вещами ребенка, с его игрушками, с одеждой. Дело в том, что в доме ребенка у малышей, как правило, не бывает много своих собственных вещей. Например, курточка или шапочка, в которой сегодня гулял малыш, завтра может быть обета на другого ребенка. Оказавшись в новой семье, приемный ребенок просто не сможет определенное время понять: А почему нельзя брать ту или иную вещь? Поэтому задачей новых родителей будет объяснить, терпеливо и доходчиво, что теперь это личная вещь ребенка, а «эта шапочка» другого ребенка и ее брать нельзя.

    Воспитание приемного ребенка может быть связано с еще одной проблемой: «бесстрашием» малыша. Приемные дети очень часто начинают лезть куда им не следует и брать дома и на улице все подряд. Такое поведение малыша объясняется тем, что у него просто отсутствует какой-либо опыт обращения с потенциально опасными предметами. Приемные родители должны быть очень бдительны и постоянно объяснять малышу, что можно брать, а что опасно и лучше это не трогать

    Некоторые приемные родители сталкиваются в процессе воспитания с тем, что малыш начинает требовать к себе внимания от всех окружающих, даже незнакомых ему людей. Такое поведение легко объяснить. Ребенок, который привык что до него никому нет дела, вдруг видит, что в новой семье он стал центром внимания. Приемные дети в такой ситуации хотят как бы получить внимание на будущее, как бы впрок. Что делать в такой ситуации? Да ничего, просто пережить это время и все встанет на свои места.

    Воспитание приемных детей требует от новых родителей повышенного внимания во время прогулок в общественных местах. Дело в том, что приемные дети очень часто обращают внимание на окружающих, которые им улыбаются, и ребенок запросто может куда-то пойти с чужыми дядей или тетей. Такое поведение объясняется тем, что малыш, во-первых, привык в доме ребенка безоговорочно слушаться взрослых, а, во-вторых, малышу просто нравится, что на него обращают внимание. Ведь раньше он этого не ощущал. Поэтому, находясь в общественном месте или просто на улице приемные родители не должны ни на секунду терять бдительность.

    Адаптация приемного ребенка в новой семье моет быть связана с проблемами со сном малыша. В данном вопросе нет какого-то единого мнения. Каждый ребенок – это личность, индивидуальность. Приемный ребенок, в идеале должен засыпать в своей комнате. Но такое возможно не всегда, поэтому пробуйте разные варианты засыпания и, в конце концов, решение проблемы будет найдено.

    Приемные родители, рано или поздно, зададутся вопросом: а правильно ли проходит адаптация приемного ребенка в семье? Конечно, самым лучшим вариантом в решении данного вопроса является помощь и консультация специалиста. Ну, а как быть, если приемные родители не имеют возможности консультироваться с психологом? Специалисты выделяют несколько признаков, по которым можно определить, что адаптация приемного ребенка проходит правильно.

    Приемные родители должны обращать внимание на мимику ребенка. Если мимика приемного ребенка стала более живой, то значит, процесс адаптации проходит правильно. Приемный ребенок должен проявлять интерес к окружающему. Малыш должен активно брать различные предметы, изучать их на сенсорном уровне. При возникновении стрессовой ситуации малыш прячется за вас, ищет поддержки именно у родителей – это также признак того, что вы все делаете правильно и стали близки приемному ребенку.

    Адаптация приемного ребенка проходит правильно, если малыш начинает проявлять свою волю и характер: он отказывается от чего-то, у него появляется любимая еда, любимые занятия, любимые игрушки. Успех адаптации и воспитания проявляется также в том, что приемный ребенок во время разговора не боится смотреть вам в глаза, а когда его спрашивают: где его родители, сразу же, не теряясь, указывает на вас. Если во время игры на детской площадке малыш периодически ищет вас глазами, отвечает отказом на разнообразные предложения и заигрывания посторонних, то это означает, что вы все делаете правильно. И последнее, если приемный ребенок понимает ваши запреты, которые сказаны спокойным голосом, то это означает, что взаимопонимание между вами и ребенком найдено.

    НАТА КАРЛИН

    Удручает то, что количество брошенных детей растет год от года. Но стоит гордиться теми семьями, которые решили взять ребенка из детского дома. В большинстве своем, это те люди, которые не стремятся получить пособие на приемного ребенка, они любят детей и хотят им дать частичку тепла и любви.

    Если люди берут младенца из детского дома, они воспитывают его, как родное дитя. Есть случаи, когда эти дети так и не узнают, что они не родня по крови. Но, как правильно воспитывать ребенка, которого забирают из приюта в том возрасте, когда он уже понимает, что у него не было мамы и папы, а теперь появились? Вы обсудили в семье возможные варианты развития, и готовы считаться с . Вы готовы к тому, что в дом придет человек со своими привычками, вкусами и интересами. Теперь стоит узнать о некоторых проблемах, способных возникнуть в процессе воспитания приемного ребенка.

    Приемные дети в семье — особенности воспитания

    Вы уверены, что рассчитали силы, и их хватит на то, чтобы взять в семью приемного ребенка и растить его, как родного? Ведь, это не вещь, которую можно вернуть в магазин, если она вас не устроила по каким-то параметрам. Детям свойственно непослушание, капризы, истерики и слезы. И это касается не только детей из приюта, все ребятишки одинаковые. Главное, о чем нужно помнить – если вы не справитесь с, взятыми на себя обязательствами, и вернете малыша в приют, вы посеете в его душе неприязнь и ненависть к людям. Он окончательно разочаруется в себе, жизни и окружающих людях. Ведь, следом за предательством родных мамы и папы, последовал «удар» от приемных родителей.

    Есть несколько правил, следуя которым, можно понять – насколько правильное решение вы принимаете, принимая в свою семью ребенка-сироту.

    Вы должны знать, что представляет из себя тот ребенок, которого вы выбрали из всех детей детдома. Поговорите с воспитателями, нянечками и учителями. Уделите ребенку максимум свободного времени, которое у вас есть в запасе. На поведение самого ребенка полагаться в этом вопросе нельзя. Ведь каждый из тех малышей, которые живут в приюте, страстно мечтает обрести маму и папу. Ребенок будет «из кожи вон лезть», чтобы показать себя только с самой лучшей стороны. Не позволяйте себе принимать импульсивное решение, потратьте на общение с малышом не менее месяца.

    После того, как ребенок уже оказался дома, волна эйфории от счастья оказаться в семье, захлестывает его с новой силой. В приемной семье дети сироты адаптируются долго. Это же можно сказать и о родителях, которые привыкают к своему «новому» взрослому ребенку. Он может называть вас мамой и папой с момента знакомства, но это не значит, что он привык к вам. Ему очень хочется не расстроить взрослых и еще больше понравиться вам. Ребенок проявляет максимум активности и доброжелательности, он ждет, что его похвалят и обратят на него внимание.

    Адаптация.

    Приступ эйфории мало-помалу пройдет, и останутся будни. Нужно будет жить дальше, искать точки соприкосновения и взаимопонимания в новой семье. Следующим этапом в поведении приемного ребенка становится отрицание и противоречие. Он старается добиться поблажек и всячески показывает свой характер. Почему? Ответ – ему важно знать границы дозволенного в этой семье. Здесь уместна фраза Карлсона: «Спокойствие! Только спокойствие!» Так вы сохраните в порядке нервную систему всех членов семьи и саму семью. Целенаправленно и методично объясняйте ребенку, что он поступает неправильно. Приводите примеры того, как нужно себя вести. Не скандальте, и не кричите! Однако не позволяйте собой манипулировать и потакать его прихотям. Некоторые родители, отчаявшись справиться с подобным поведением, доводят себя до депрессии. Никогда, даже в моменты отчаяния, не напоминайте ребенку о том, что он обязан вам, как приемным родителям. Что, если бы не вы, он сейчас был в детском доме. Рано или поздно, вам станет стыдно за свою слабость, а ребенок возненавидит вас.

    Как долго продлится этот период, не знает никто. Все зависит только от вас и . Следующий период в воспитании приемного ребенка – вознаграждение за ваши нервы и обиды.

    Воспитание приемного ребенка в семье начинается с этих основных периодов. Они проходят долго и мучительно. Общее время адаптации и привыкания обеих сторон друг к другу может продлиться до 5 лет. Чтобы , запаситесь массой терпения и любви.

    Приемные дети – проблемные дети

    Если ребенок, который рожден в семье, бывает неуправляемым, то приемные дети, которые еще не знакомы с порядками и законами вашей семьи, доставят некоторые проблемы. Зная заранее, что вам предстоит пережить, можно подготовиться к проблемам заранее.

    Еще до усыновления ребенка, решите между собой, станете вы ему в будущем сообщать, что он приемный. Если вы считаете, что малыш никогда не должен узнать о том, что он вам не родной, сделайте так, чтобы эта информация не пришла к нему со стороны. Одно дело, если он услышит это от вас, другое – от чужих людей. Он решит, что вы ему всю жизнь врали, а теперь предали. Логике это утверждение не поддается никакой, но, как правило, именно так и утверждают приемные дети.


    Когда вы берете в семью ребенка, который помнит своих биологических родителей, возникают серьезные трудности, связанные с тем, что малыш постоянно проводит параллель между вами и его мамой и папой. В сравнении двух семей, первая будет для него самой лучшей. Даже если его родители , которые били и обижали его, они будут окутаны в воспоминаниях ребенка ореолом любви и тоски. Готовьтесь к такому повороту событий. «Закрывайте глаза» на эти высказывания и сравнения. Иначе, доказывая обратное, вы только восстановите против себя ребенка.
    Стереотипы по отношению к детям из детдома – это отвратительно. Но, в большинстве случаев, лишенные самого необходимого, эти ребята замечены в воровстве. Как только вы доподлинно узнали, что ребенок украл у вас из кармана, в магазине, у одноклассника или сестры, принимайте меры! Неважно что, и в каком количестве он взял. Главное – он позарился на чужое. Разговаривайте с ребенком, выявите причину его поступка. Обеспечьте его всем необходимым, только не переусердствуйте, чтобы не избаловать.
    Если в доме есть другие дети, объясните приемному ребенку, что в семье многое не так, как в детском доме. Если там было принято, что все вещи общие и не имеют одного хозяина, то здесь у каждого члена семьи свои вещи, которые можно брать только с разрешения хозяина. Постарайтесь не обидеть ребенка этим утверждением, пройдет время, и он привыкнет к этому.

    В семье растет родной ребенок, который знает вас с рождения, привык к установленным в доме порядкам. Для него ваша любовь и забота – привычное дело, для этого не нужно ничего делать и доказывать, что он хороший. С приемным малышом все происходит по-другому. Поэтому нужно знать то, чего ждет от вас ребенок, которого вы забрали из приюта.

    Ребенок должен быть уверен в том, что вы любите его в любом случае. Чувство не зависит ни от каких обстоятельств. Вам неважно, что он плохо учится или наступил на хвост коту. Вы должны любить ребенка не за достоинства или недостатки, а за то, что он есть на этом свете и он рядом с вами.
    Дайте понять ребенку, что вы уважаете каждое его решение. Он достоин уважения, как человек, как личность. Это позволит ребенку и уважение к себе.
    Не делайте так, чтобы ребенок вас боялся. Чувство страха – не то чувство, которое порождает любовь и уважение.
    Внимание по отношению к ребенку должно быть всегда пристальным. Вы должны знать, что с ним происходит, что беспокоит и тревожит его. Это позволит вовремя принять меры и избежать неприятностей в будущем.

    Тем, кто хочет взять ребенка из детского дома, но сомневается, нужно найти приемных родителей с большим стажем. Поговорите с ними, расскажите о том, что останавливает и страшит вас в вопросе приемного ребенка. Советы тех, кто воспитывает приемных детей, сводятся к следующим позициям:

    Учитесь у тех, кто уже прошел трудный путь воспитания приемных детей;
    Не теряйте даже в сложных ситуациях;
    Вера во Всевышнего и его законы спасают от отчаяния и помогают найти выход;
    Любите приемного ребенка больше, чем самих себя.

    Пути решения социальных проблем приемных детей

    Поэтому нужно знать стандартные ситуации и пути разрешения конфликтов.

    Ребенок, который всю жизнь провел в обществе таких же обездоленных детей, имеет . Они объясняются тем, что малыш всегда был предоставлен самому себе. Ему никто ничего не объяснял, не разговаривал с ним, и не решал его проблемы. Поэтому не «воюйте» со с первых дней. Сначала определите причину боязни, ее истоки. Действуйте поэтапно – сначала заручитесь доверием малыша, дайте ему возможность поведать о своей боязни, а потом вместе решайте эту проблему.

    Привыкший жить среди людей, которые знают его возможности и способности, появляясь в новом коллективе, ребенок становится изгоем. Ведь дети жестоки, их не волнуют истинные мотивы того, почему одноклассник не хочет с ними общаться. Они отрицают его присутствие, и стараются «насолить». Может быть, причина того, что ребенок плохо учится в нежелании учиться и идти в школу.

    Заинтересуйте ребенка в познании нового. . Двойки исправляются пятерками, которые дети получают, как только почувствуют силы и поймут, что получать знания – это интересно.

    Приемным детям, нужно обязательно объяснять, что такое деньги. Необходимо дать точную формулировку того, как ими пользоваться, и какие блага можно получить, если рационально использовать средства. Давайте ребенку некоторую сумму денег раз в неделю. Вместе с ним определите материальные блага, которые он желает получить. В зависимости от того, что малыш задумал купить, поставьте цель. Объясните ребенку, что если он хочет приобрести велосипед, то транжиря всю сумму, которую вы выдаете ему регулярно, он не придет к своей цели. Распределите карманные средства ребенка следующим образом:

    Школьные завтраки;
    Проезд до школы и обратно;
    Расходы на кино и попкорн;
    Сумма, которую нужно отложить, чтобы купить велосипед.

    Если вы задумываетесь над тем, чтобы взять ребенка из приюта или детского дома, подготовьтесь морально заранее к тому, что с этого момента ваша жизнь изменится. Терпение и любовь помогут вам в этом благородном деле.

    15 февраля 2014, 14:12

     

    Возможно, будет полезно почитать: