Правильное развитие ребенка после года и до двух лет. Развитие малышей от года до двух лет Особенности развития детей 1 2

В далёкой древности дети росли без игрушек, развивающих книг, мультфильмов и занятий. Образ жизни древнего человека был таков, что абсолютно все делалось руками, и ребенок с рождения был включён в повседневные дела племени. Современная жизнь устроена иначе: не нужно охотиться на мамонтов, плести корзины, мастерить орудия, шить одежду. Стирает стиральная машина, обед варится в мультиварке, одежду и продукты мы покупаем в магазине. Именно поэтому современным родителям не избежать того, чтобы придумывать для своих карапузов занятия и игры. В каких-то занятиях обязательно присутствие взрослого, а какие нужны как раз для того, чтобы взрослый мог выкроить время на свои дела.

Как развлекают младенца

Пока малыш маленький, игры и занятия с ними очень просты. Кроху возрастом до года можно легко увлечь яркой погремушкой. Этот возраст больше всего связан с развитием разных ощущений. Малышу интересно всё: щупать, слышать, видеть, облизывать. Именно на знакомство с разными ощущениями лучше всего и направить свои усилия.



Можно вместе с крохой перебирать тряпочки разных фактур, нажимать на кнопки музыкальной игрушки, рассматривать крупные картинки в книжки. Иной раз мама может и отлучиться от ребёнка, оставив его с вращающимся или в развивающем коврике, где можно много всего потрогать и порассматривать. Однако к концу первого года жизни ребенок осваивает перемещение в пространстве: либо он уверенно и очень быстро ползает и встаёт у опоры, либо пытается делать первые шаги. С этого момента его интерес все больше направлен на изучение окружающего мира, и маме необходимо озадачиться новыми идеями занятий для крохи.

Проводим время вместе с малышом возраста 1-2 года

В возрасте 1-2 лет лучшим партнёром по играм является мама. Конечно, компания сверстников ребёнку тоже будет интересна, но развиваются дети именно в процессе совместной деятельности со взрослым. Чем же можно заниматься с ребёнком?

  • Пускаем мыльные пузыри . Обычно все малыши очень любят наблюдать, как летают разноцветные мыльные пузыри и смотреть за «волшебством» превращения воды в разноцветные переливающиеся пузыри. Им будет интересно, откуда берется столько лопающихся шариков, и ребенок обязательно захочет попробовать сам выдувать мыльный пузырь. Это занятие может растянуться, пока не кончится раствор в бутылочке.
  • Художественное творчество. Годовалый малыш с удовольствием порисует пальчиковыми красками, в 2 года ребенок уже вполне справится с жидкой гуашью, акварелью, карандашам и фломастерами. Маме нет смысла активно участвовать в процессе рисования: пусть ребенок сам изучает свойства красок, смешивает цвета и делает собственные открытия. От взрослого в этом процессе требуется лишь правильно организовать «рабочее место» художника и немного направлять его действия.

Творческие занятия с малышами от 1 года — рисование пальчиковыми красками

  • Лепка. Предложите малышу тесто для лепки или обычный мягкий пластилин. Можно показать крохе, как скатать шарик, колбаску, как сделать лепёшку. Не стоит требовать конкретных результатов или учить ребёнка лепить конкретные формы: малышам всегда интересно самим изучать свойства материала. Плюс такого занятия — развитие моторики.

Лепим из теста для лепки

  • Чтение книг. Дети 1-2 лет ещё не способны воспринимать длинную прозу и улавливать сюжетную нить. Как бы мы не любили сказки, 1-2 года – это возраст стихотворений и рифмы. Небольшие стихотворения на понятные и известные ребёнку темы будут в самый раз. Родителям при этом можно не «изобретать велосипед», и отдать предпочтения классике детской литературы. Еще, детки очень сильно любят специальные музыкальные детские книги.
  • Ролевые игры. Примерно в 1,5 года у малышей просыпается интерес к ролевым играм. В такой игре ребенок подражает взрослому, выполняя те действия, которые ежедневно наблюдает сам. Самые популярные сюжеты у малышей – накормить куклу, запеленать ее, покатать в коляске, уложить спать. Правда, многие манипуляции крохе ещё недоступны, поэтому без помощи мамы не обойтись. Чем старше ребенок, тем более «продвинутыми» становятся сюжеты его игр.

Мамам на заметку!


Девочки привет) вот не думала, что и меня коснется проблема растяжек, а еще буду писать про это))) Но деваться некуда, поэтому пишу тут: Как я избавилась от растяжек после родов? Очень буду рада, если и вам мой способ поможет...

  • Активные игры. Без них не должен обходиться ни один день с ребёнком. Не сидеть же постоянно за столом с кисточками, пластилином и книжками?! Обязательно нужно побегать и попрыгать, размяться. Например, можно развлечь малыша игрой в догонялки. Если ребенок ещё не умеет не то, чтобы бегать, но и уверенно ходить – можно покатать на полу мячик, попрыгать на фитболе.

  • Играем в игрушки. Недостаточно заставить всю детскую разными игрушками. Осваивать их ребенок может только со взрослым, поэтому мамам и папам обязательно нужно включаться в такие игры. Для малышей 1-2 лет идеально подойдут кубики, пирамидки, музыкальные инструменты, рамки с вкладышами, конструкторы с крупными деталями.

Игрушки для ребенка 1-2 года

  • Воздушные шарики. Детки обожают играть с воздушными шариками. На шарике можно рисовать, можно надувать и, не завязывая, отпускать – он будет очень весело и быстро свистеть в процессе сдувания. Ребёнок будет удивлен и заинтересован, как из такого маленького кусочка резины можно сделать легкий и большой шар. (Из личного опыта: небольшой надутый шарик засунули мальчику под футболку (как большой животик). Его радостному удивлению не было предела. Минут 10 он бегал со счастливым лицом обладателя чуда под футболкой! http://club-mam.com/parenting/chem-zanyat-rebyenka-v-1-2-goda.html)

Чем занять ребенка

«Отвлекающие» занятия для малыша (1-2 года)

Иногда маме необходимо занять малыша, чтобы сделать запланированные домашние дела или просто немного передохнуть. Оставлять ребёнка без дела и без присмотра не безопасно, поэтому лучше предложить ему какое-нибудь интересное занятие.

  • Бумажное раздолье. И в 1 год, и в 2 года, малыши проявляются большой интерес к тому, чтобы пошуршать бумагой, порвать или помять ее. Самый безопасный вариант – выдать карапузу рулон туалетной бумаги. Бумага с перфорацией интересно отрывается по листочкам, к тому же, какое удовольствие — размотать рулон и посмотреть, что же в середине. Здорово шуршат газеты и журналы, но их давать малышу не желательно: газеты сильно пачкают краской, а листы глянцевых журналов имеют острые края, о которые легко можно пораниться.
  • Мешок с сюрпризами. В текстильную сумку или подарочный мешочек складываем разные предметы и вручаем малышу. Детям интересно вынимать предметы один за одним, рассматривать их, складывать обратно. Кстати, многие малыши любят пошуршать пакетами из супермаркета. Это не лучшее занятие для ребёнка: малыш может надеть пакет на голову, откусить и вдохнуть кусочек целлофана. Такие игры возможны только под чутким контролем взрослого.
  • Кухонная утварь. Если маме нужно готовить обед – можно взять кроху с собой на кухню. Пластиковые контейнеры, силиконовые лопатки, кастрюли, ложки и поварёшки нравятся всем деткам.
  • Пересыпаем, переливаем. Надолго увлечь малыша может такое медитативное занятие, как переливание воды из ёмкости в ёмкость или пересыпание круп. Для игры нужен большой таз, который мы наполняем либо водой, либо чем-то сыпучим (крупными макаронами, фасолью) и разные баночки, коробочки, бутыльки. Если ребенок играет с макаронами или крупами – выбирайте такой вариант, чтобы частички были крупными.

Игры с КРУПОЙ для самых маленьких

  • Включаем в домашние дела. В некоторых ситуациях можно не пытаться занять ребёнка на время, а сделать домашние дела вместе. Например, дать ему влажную тряпочку и показать, как протирать пыль. В 2 года малыш сможет орудовать детской щёткой для пола и даже мыть посуду. Можно поставить карапуза на устойчивую поставку возле раковины, открыть кран с водой, намылить губку и дать помыть пластиковую посудку.
  • Интерактивные игрушки и мультики. Конечно, даже мультики ребёнку лучше смотреть вместе со взрослыми, но иногда маме нужно хорошенько сосредоточиться и совершенно не отвлекаться на ребенка 15-20 минут. Не стоит злоупотреблять этим способом и «выключать» малыша из повседневной жизни семьи, потому что наблюдение за действиями взрослых людей даёт намного больше для развития, чем самый «развивающий» мультфильм.

Совместные и раздельные занятия лучше чередовать, при этом обязательно нужно давать ребёнку возможность поскучать, побездельничать и самому придумать себе игру. Постоянное подсовывание готовых игр и занятий тормозит творческое развитие малыша и притупляет его познавательную активность.

Подведем небольшой итог.

  • Развлечения с участием взрослого:
    • Мыльные пузыри;
    • Воздушные шарики;
    • Рисование красками (пальчиковыми, акварельными, гуашью);
    • Лепка тестом или мягким пластилином;
    • Книги (можно музыкальные);
    • Ролевые и активные игры;
    • Игры с игрушками;
  • Самостоятельное времяпровождение ребенка:
    • Туалетная бумага / газеты / журналы;
    • Шуршащие пакеты;
    • Переливание воды;
    • Пересыпание круп;
    • Помощь по думу: мытье посуды / уборка;
    • Мультики.
    Мамам на заметку!

    Девочки привет! Сегодня я расскажу вам, как же мне удалось прийти в форму, похудеть на 20 килограммов, и, наконец, избавиться от жутких комплексов полных людей. Надеюсь, информация окажется для вас полезной!

Рождение ребенка - это самое прекрасное мгновение в жизни каждой семьи. С появлением малыша меняются семейные взаимоотношения, повышается ответственность за нового человечка. Время так стремительно бежит, что зачастую родители не замечают, когда же прошел первый и начался второй год жизни их ребенка, который знаменуется завершением младенчества. На этом этапе родителям важно знать, как должно проходить в норме развитие ребенка 1-2 лет по основным сферам .

Наступает новый период в психофизическом развитии ребенка, который носит название ранний возраст. Данный возрастной период отмечается качественными и количественными изменениями, происходящими с малышом. Знание этих изменений поможет каждому родителю ориентироваться в вопросах развития и быть уверенным, что с ребенком все хорошо.

Если вас интересует вы можете прочесть другую статью журнала "Синьорина".

А вот как развивается ребенок раннего возраста (от 1 до 2 лет):

Физическое развитие ребенка 1 - 2 лет.

Малыш хорошо ходит, бегает, лазает, пытается подпрыгивать, перешагивает через препятствия, лежащие на полу, самостоятельно садится и сидит, бросает и ловит мяч, повторяет за движениями взрослого, например, поднимает руки, наклоняется, захватывает предметы и т.д.

Социально-нравственное и личностное развитие ребенка 1 - 2 лет

  • ребенок 1 - 2 лет знает свое имя и имена своих родителей, дедушек и бабушек, близких тетей и дядей;
  • эмоционально реагирует на общение со взрослыми и детьми, на удовлетворение и неудовлетворение своих потребностей и желаний (смеется, кричит, плачет, капризничает и т.д.);
  • проявляет первые самостоятельны желания (появляются слова «хочу», «не хочу», которые могут быть искажены в произношении, например, «фочу» и т.д.); вступает в игровое взаимодействия с детьми (наблюдает за действиями другого ребенка, подражает его действиям, делится игрушками и сладостями и т.д.);
  • имеет представление о своем внешнем виде.

Познавательное развитие ребенка 1 - 2 лет

  • малыш ориентируется в двух и более контрастных величинах;
  • собирает двух и трехместную матрешку и пирамидку; ориентируется в двух формах, например, шар и куб;
  • экспериментирует с песком, водой, камнями;
  • пытается подобрать путем прикладывания геометрическую форму к соответствующему отверстию грани игрушки, типа «Почтовый ящик»;
  • знает три-четыре цвета;
  • ориентируется в трех разных величинах одной формы, например, шар большой, этот поменьше, а тот - маленький;
  • выполняет несложные просьбы, например, принеси куклу, поставь чашку и т.д.;
  • начинает использовать предметы- заместители (палочка вместо ложки и т.п.);
  • выполняет два-три игровых действия с игрушками, например, поит куклу и укладывает ее спать, подбрасывает и прокатывает мяч и т.д.;
  • называет предметы и людей на картинках, понимает короткий рассказ или сказку, показывает части тела, переворачивает страницы книг и журналов («читает»);
  • рассматривает фотографии и узнает на них близких родственников;
  • в отдельных случаях проявляет смекалку и сообразительность, например, подставляет скамеечку, чтобы залезть на что-то;
  • начинает распознавать вес, температуру и фактуру предметов (тяжелый, горячий, твердый);
  • различает «много» и «один» предметов;
  • знает и называет живые и неживые объекты, погодные явления.

Речевое развитие ребенка 1 - 2 лет

  • ребенок правильно произносит отдельные гласные и согласные звуки, называет основные предметы и действия с ними, использует высказывания из двух-трех слов, например, «мама ня» («мама возьми»), «ляля па» («кукла упала»), «дай ка» («дай камень»), и другое;
  • соотносит слова с предметами, людьми и действиями.

Обратите внимание на , которое тесно связано с речью.

Художественно-творческое развитие ребенка 1 - 2 лет

  • ребенок с удовольствием выполняет танцевальные действия и меняет их в зависимости от темпа, тональности и ритма, звучащей музыки;
  • эмоционально тонированно подпевает;
  • повторяет за взрослым человеком музыкально-ритмические движения танца, например, «ладушки-ладушки», «шарики- фонарики» и другое;
  • его внимание привлекают яркие цвета, одежда, игрушка;
  • начинает пользоваться в своем творчестве карандашом, мелками, фломастером, исходя из их функционального предназначения (рисует линии в разном направлении, заполняя все пространство листа бумаги);
  • строит простые постройки из строительного материала или конструктора.

Старое выражение "растет не по дням, а по часам" можно смело отнести к быстрому росту малышей в первые годы жизни. Каждый час малыша наполнен познанием мира и осознанием себя в нем.

Ребенок, 1 год и 2 месяца: развитие общее

Процесс развития его происходит стремительно, как только карапуз начинает ползать, он становится исследователем. Мир, наполненный непонятными вещами, нуждается в тщательном исследовании, каждый предмет необходимо осмотреть, ощупать и попробовать на вкус. С наступлением у маленького человека периода познания у родителей начинается время серьезных испытаний и повышенного внимания. Ребенка может заинтересовать абсолютно все. Поэтому о том, что опасные предметы должны находиться в недоступном для малыша месте, даже говорить не приходится. Если маленького «археолога» манит шкафчик с его одеждой и принадлежностями, в котором нужно покопаться, в этом нет ничего страшного, не стоит ругать малыша и запрещать ему любимое занятие. Запреты все равно ничего не дадут, это возраст отрицания. Лучше попытаться объяснить малышу предназначение заинтересовавших его предметов. Разбрасывать по дому свои игрушки - это еще одно любимое дело.

Ведь только взрослым такой процесс кажется беспорядком, а малыш воспринимает подобный бардак как забавную игру. К тому же движения, направленные на разбрасывание и вытаскивание предметов, заставляют работать мышечную систему карапуза, тем самым развивая ее, а наведение порядка и складывание игрушек на место терпеливый родитель может превратить в игру. Не все дети в возрасте 14 месяцев начинают говорить. Многие молчуны копят силы для того, чтобы удивить впоследствии взрослых своим словарным запасом, но понимают малыши отлично. Поэтому если ребенок не реагирует на запрет, это не значит, что он не понимает, возможно, это он просто протестует.

Развитие в этом возрасте происходит у каждого по-своему. Одни уже начинают пытаться самостоятельно проделывать первые неуклюжие шаги, а другие только ползают, зато очень быстро. Эти отличия у сверстников пугают многих родителей. Педиатры в таких случаях успокаивают их, объясняя различия в развитии многими факторами, среди которых рост и вес и наследственность. А старые люди говорят, что даже деревья в лесу растут по-разному: одно быстрее, другое медленнее. Передвигаться дети тоже начинают по-разному, один ребенок ходит самостоятельно уже после нескольких попыток, а другому требуется время и посторонняя помощь для преодоления нескольких шагов. Но в итоге малыши будут ходить одинаково хорошо, да так, что взрослые не будут поспевать за ними.

Ребенок, 1 год и 2 месяца: развитие психики

Личность формируется на самых ранних этапах развития человека, и к 14 месяцам уже проявляется характер ребенка, как правило, это время бунта и капризов. Связано такое поведение малыша с его стремлением осознать себя самостоятельной личностью. Родителям просто нужно запастись терпением на этот период и не реагировать остро на упрямство и капризы. Ругать и наказывать малыша за них не стоит, его психика еще очень ранима, и реакцией на наказание будет плач. Зашедшегося громким плачем ребенка успокоить довольно сложно, лучше потратить время на объяснения и уговоры или переключить внимание крохи на что-нибудь другое.

Параметры

Рост и в этом возрасте также зависят от различных факторов, в которых большое значение имеет наследственность и пол ребенка. Девочки, как правило, меньше мальчиков. Малыш крупных родителей, скорее всего, будет отличаться по параметрам от своего сверстника, мама и папа которого имеют более хрупкую конституцию. В основном вес мальчиков в 14 месяцев находится в диапазоне от 10,5 до 11 кг, а рост - от 76 до 79 см. Вес девочек колеблется от 9,5 до 10,1 кг, а рост - от 75 до 78,5см.

Меню для ребенка

А чем кормить такого малыша? Каким должно быть меню ребенка? 1 год 2 месяца - это тот период, когда по-прежнему должны присутствовать продукты, содержащие нежный белок, протертые каши из круп: гречки, пшеницы, риса, кукурузы или пшена на молоке, овощные пюре с добавлением легкого мясного бульона и фруктовые массы. Кондитерскую продукцию детям до трех лет употреблять не рекомендуется. Кормление считается правильным, если происходит в 4 или 5 приемов. Нельзя ограничивать малыша в жидкости, теплое питье полезно растущим клеткам маленького организма.

Будьте бдительны, но в меру!

Ребенок ходит или только пытается, а значит, он может схватить любой предмет и потянуть его в рот. Поэтому необходимо следить, чтобы мелкие и острые предметы не попадали в зону видимости малыша. Медики констатируют массу случаев, когда дети глотают или давятся бусинами, небольшими игрушками, пуговицами и тому подобным. Излишняя бдительность, как и недосмотр, вредят ребенку. Есть особо чистоплотные мамочки, стерилизующие игрушки своим малышам. Зачастую их дети страдают инфекционными заболеваниями ротовой полости из-за отсутствия иммунитета к вирусам и микробам, вызывающим подобные заболевания.

маленького члена семьи

Итак, если в вашем доме есть ребенок (1 год 2 месяца), режим его должен быть тщательно продуман. Кроме четырех-пяти кормлений в него должны быть включены прогулки и, конечно же, дневной сон. Если с такого возраста приучать ребенка просыпаться рано утром, кушать и укладываться спать в обеденное время (с двенадцати до двух или с часу до трех), например, согласно распорядку дня в детском саду, то когда придет время посещать дошкольное учреждение, малышу будет гораздо проще адаптироваться.

Увлекательные совместные игры с малышом

В какие играть игры с ребенком? 1 год 2 месяца - это период развития. Значит, и игры должны быть такого характера. Необходимо играть вместе с малышом, складывать по размеру пирамидку, строить башни и домики из различных кубиков, вкладывать в полые места геометрические фигуры соответствующей формы и цвета. Подобные занятия призваны развивать мышление, проводить сравнительный анализ и развивать мелкую моторику. с поющими при нажатии предметами позволяют изучать новые слова и развивают музыкальное восприятие ребенка. Матрешка научит малыша складывать и раскладывать конструкцию от большего к меньшему и, конечно же, обратно.

Так называемые сюжетные забавы помогут расширить словарный запас и мировосприятие карапуза. Например, игра «Что находится в кастрюле?» познакомит кроху с названием овощей и фруктов. Для этого понадобится емкость, в которую они будут уложены. Задача ребенка будет заключаться в выборе овоща или фрукта по его названию. Подобным образом можно ознакомить карапуза с другими предметами обихода. Игрушки, изображающие птиц и животных, помогут в игре. Например, можно устроить домашний театр. Малыш с удовольствием будет наблюдать за незамысловатым сюжетом мини-спектакля. Если взять картинки зверей, то можно начать учить названия животных, их действия и названия частей тела. Такая игра также полезна для развития творческого начала малыша.

с малышом

Какие следует проводить занятия с ребенком? 1 год 2 месяца - это возраст, когда обучение должно проводиться в игровой форме. Тогда занятия не будут ему в тягость, особенно если игра проходит с участием всех членов семьи. Дети в таком возрасте подражают взрослым. Поэтому, рассматривая картинки в книге и слыша названия предметов и вещей, малыш может делать такой же серьезный вид, как дедушка во время чтения газеты, и так же бережно, как мама, складывать свою игрушечную посуду или хмурить брови во время разговора по телефону, как папа. Дети познают мир через общение. Очень важно, что и как произносят взрослые. С ребенком нужно говорить правильно, не сюсюкая и не коверкая слова. Ведь он запомнит и будет говорить так же, как это делали окружающие его люди.

Игрушки: как выбирать?

Игрушки очень важны для мировосприятия, если у вас дома маленький ребенок (1 год и 2 месяца). Развитие его будет более стремительным, если уделять ему время, заниматься с ним. При выборе стоит руководствоваться правильной формой и цветом игрушечных животных и кукол. Обязательным условием для таких вещей является их безопасность, качество и материал, из которых они изготовлены.

Не стоит покупать маленьким детям разборные игрушки, включающие мелкие детали, которые они могут проглотить. Материал, использованный для их изготовления, не должен вызывать аллергию. Поэтому при выборе детской игрушки стоит обратить внимание, конечно же, на производителя и сертификацию его продукции.

Заключение

Теперь вам понятно, как познает мир ребенок (1 год и 2 месяца). Развитие в этот период происходит достаточно стремительно. Поэтому нужно помогать малышу обучаться всему новому.

В первые два года жизни у ребенка происходит закладка основ всех его навыков и способностей: интеллектуальных, психоэмоциональных, социальных, двигательных, речевых. Он постоянно хочет играть, бегать, прыгать, познавать мир, общаться с окружающими. Освоение навыка ходьбы способствует освобождению рук для более активных манипуляций с предметами. Малыш определяется с ведущей рукой – правой или левой, совершенствует координацию. Все это способствует развитию познавательных способностей крохи. О каких еще особенностях развития ребенка в период от 1 года до 2 лет нужно знать родителям?

Специфика возраста

К возрасту 2 лет ребенок перестает так активно расти и набирать вес, как в первый год. Так, к году вес малыша увеличивается примерно в 3 раза от рождения, он может подрасти ориентировочно на 30 см. А до 2 лет он вырастет примерно на 9–10 см и прибавит около 3 кг. Возможно, меньше, если карапуз слишком активен и подвижен. Для того чтобы у него было достаточно сил на все ежедневные «подвиги», важно хотя бы до полутора лет сохранять два дневных сна.

Но основные особенности возраста связаны с психологией маленького человека. Прежде всего, с кризисом первого года, вызванным внутренними разногласиями. Научившись ходить, кроха ощутил возросшую степень своей самостоятельности, ему хочется доказать родителям, какой он теперь взрослый и как много всего умеет. Однако на практике его навыки еще не так совершенны, что вызывает чувство неудовлетворенности. К тому же, несовершенство речевых навыков не позволяет ребенку полноценно выразить все, что он чувствует и чего хочет.

Усугубляет ситуацию еще одно разногласие. С одной стороны, малышу хочется демонстрировать свою независимость от взрослых, а с другой, он остро нуждается в их любви и поддержке. Поэтому поведение ребенка многим родителям начинает казаться неадекватным: он то настаивает, что все сделает сам, то требует все сделать за него, то протестует и капризничает без причин, то отказывается от любимых игрушек или блюд, то перечит во всем. Это естественное состояние, которое при правильном поведении родителей временем сойдет на нет.

4 основных этапа второго года

Для того чтобы проследить за динамикой основных сфер развития ребенка от 1 года до двух, принято делить этот период на 4 временных промежутка по 3 месяца. Каждый их них имеет свои отличительные характеристики.

1 год и 3 месяца

У ребенка пока еще совершенствуются навыки ходьбы. Даже если маме кажется, что кроха довольно резво бегает, он при этом еще быстро устает. Поэтому коляска на прогулке должна быть всегда под рукой.

Малыш сейчас немножко герой — он старается найти себе путь посложнее: преодолеть лужу, ямки-бугорки, вскарабкаться на возвышение, упорно повторяя действия по много раз, даже если с первого не получилось.

Родителям нужно быть очень внимательными к тому, какую кальку сейчас с них снимает ребенок: привычки, поведение, употребляемые слова, оценки окружающих и т.д. Ведь маленькая «обезьянка» впитывает это все моментально, порой шокируя родителей и окружающих своими «выходками» (повторяемыми за взрослыми!).

Сейчас полезно играть с малышом в подражательные сюжетные игры (кормить, катать, купать, укачивать игрушки, мыть за ними посудку, подметать). Также ребенку понравятся догонялки, прятки, игры с мячиком.

Речевое развитие еще находится на этапе автономной речи: ребенок использует лепетные и звукоподражательные слова (возможно, также пару-тройку простых «настоящих» слов), понимает и выполняет простые просьбы.

Нервная система ребенка еще продолжает развитие, поэтому он действует исключительно на эмоциях, не осознавая возможных последствий. Маленький следопыт изучает абсолютно все вокруг: от соринки на ковре или камешка в луже до крючка в стене или прилетевшей стрекозы. При этом он все больше хочет быть самостоятельным, так что совершенно бесполезно будет убеждать его, что класть лягушку в карман или вытаскивать пакеты из урны – плохо. Сейчас родителям важно дать ребенку простор для исследований, разумно обезопасив его. Ведь чувство страха или опасности ему пока чуждо. Значит, пространство вокруг него нужно «расчистить» от опасных предметов (утюгов, открытых розеток, скользящих ковров, неустойчивой мебели). А во дворе постоянно объяснять, почему делать то или это – опасно.

Не запрещайте малышу все подряд, чтобы успокоить себя! Ваши табу должны быть аргументированы и понятны для ребенка, иначе у него не останется простора для развития.

Что умеет ребенок в этом возрасте?

  • пользоваться указательным жестом;
  • ходить (если не самостоятельно, то держась за мебель или руку взрослого);
  • стоять, подниматься по лестнице, бегать;
  • наклоняться за упавшим предметом;
  • хлопать в ладошки;
  • радоваться своему отражению, смотрясь в зеркало;
  • стягивать носочки, протягивать ручки-ножки, чтобы помочь одеть его;
  • пользоваться вилкой, ложкой, чашкой;
  • катать мяч;
  • «калякать» карандашами или фломастерами;
  • использовать жесты в речи, мотать головой («нет»), показывать жестом «тихо»;
  • затевать игры;
  • показывать части тела;
  • разбрасывать и складывать игрушки в емкость;
  • проверять реакцию родителей на те или иные действия (особенно – нарушающие запрет).

1 год и 6 месяцев

Развитие детей на этом этапе отличается тем, что любимыми игрушками становятся предметы обихода, папины инструменты, кухонная утварь, посуда. Поэтому нет смысла заваливать малыша бесчисленным множеством моднейших игрушек. Важно позволять использовать в игре те предметы, что ему нравятся (мамин кулинарный блокнот, поварешку или бигуди, папины отвертки, веник, совок, дуршлаг или что угодно еще).

В физическом плане это все тот же непоседа. Однако родители должны помнить, что ребенок еще недостаточно умеет координировать свои ножки, поэтому может часто падать, его «заносит» на поворотах. Но разве это остановит маленького первооткрывателя?

Эмоции в отношении родных людей малыш выражает весьма бурно: как позитивные, так и негативные. Сильно скучает при долгом отсутствии мамы или папы. Если в семье начинаются разлады или что-то резко меняется в привычном укладе жизни, для ребенка это сильный стресс.

Малыш превратился в настоящего чистюлю: его раздражают грязная одежда или ручки. Начинается процесс приучения к горшку.

Что касается речевых навыков, то они значительно улучшились: кроха может говорить до десяти (или даже более) настоящих двусложных слов. Растет пассивный словарь, малыш лучше понимает речь взрослых, их интонацию.

Приобретите для крохи набор матрешек, сортеры, пирамидки, простые пазлы. Можно купить или сделать самим пальчиковый кукольный театр. Это полезно для развития речи, мышления, мелкой моторики ребенка.

Что сейчас умеет малыш?

  • Выбирать любимцев среди игрушек или животных.
  • Перелистывать страницы, когда взрослые читают книгу.
  • Петь, подпевать.
  • Покорять и исследовать различные поверхности.
  • Снимать с себя предметы одежды (не все).
  • Отсортировывать предметы по признакам размера, формы, цвета.
  • Соединять по 2–3 слова, стараясь составить значимую фразу.
  • Чистить зубки с помощью родителей.

1 год 9 месяцев

Малыш продолжает как губка впитывать поведение и манеры окружающих, особенно родителей, поэтому важно, чтобы пример всегда был достойным.

Бег и ходьба остаются главными в физическом развитии. Малыш стремится покорить самые верхние точки препятствий, пытаясь продемонстрировать свои возможности. Так что родители должны быть максимально внимательными к маневрам крохи, чтобы успевать его подхватить, поддержать или поймать. Зато сейчас на прогулке можно отказаться от коляски в пользу трехколесного велосипеда с ручкой. Пусть ребенок учится подолгу ходить и тренирует вестибулярный аппарат.

На этом этапе кроха становится более осторожным, полученный опыт заставляет его обдумывать последствия своих действий. Зато более частыми становятся истерики и капризы. Так что родителям нужно научиться переключать малыша, отвлекать, «гасить» истерики.

Несмотря на наличие в лексиконе крохи нескольких десятков слов, большая часть из них пока остается «тарабарскими», из-за чего создаваемые им «фразы» часто звучат умилительно, хотя и довольно понятно. Их полезно записывать в семейный альбом – потом интересно будет вспоминать эти трогательные моменты.

Усложняйте ролевые игры. Пусть малыш заботится о своих куклах-зайках: кормит их, одевает, водит гулять, укачивает. Играйте в продавцов и покупателей, врачей. В таких играх полезно обучать ребенка дружбе, умению делиться и помогать.

Чему научился ребенок за эти месяцы?

  • Раздеваться.
  • Проситься на горшок.
  • Мыть ручки, чистить зубки при помощи родителей.
  • Подражать новым действиям взрослых (например, выносить мусор в ведро).
  • Строить башенки из 3–4 кубиков.
  • Элементарно описывать простейшие иллюстрации в книгах.
  • Правильно пользоваться дверью (открывать-закрывать с помощью ручки).

2 года

Психология этого возраста такова, что малыш превращается в настоящего маминого «помощника», стараясь принять участие во всех ее бытовых делах. Хотя зачастую такая «помощь» лишь увеличивает время работы, маме ни в коем случае нельзя отталкивать ребенка, упрекая в неумелости. Это может не только отбить всякую охоту к труду, но и стать причиной комплекса неполноценности.

Сейчас с крохой уже намного проще договориться, он понимает, что значит подождать. Понимает гендерную принадлежность – свою и других детей, — предпочитая играть с представителями своего пола, перенимая их поведение и навыки. Ребенок в состоянии делиться своими игрушками. Он уже понимает значение слова «надо», чутко реагирует на похвалу и на родительское порицание.

В развитии речи тоже произошли изменения. Малыш может понять небольшой рассказ из простых предложений (куда ходили, что делали, куда собираемся). Кроха в состоянии выполнить более сложные поручения (из 2 или более действий). В активном словаре ребенка может быть до 200 слов, он может построить фразу из 3 слов, закончить строку стихотворения, запомнить небольшой стишок.

Ваш малыш сейчас находится в том возрасте, когда можно начинать изучение цветов и геометрических фигур. Приобретите для этого специальные пособия. Полезны будут развивающие лото, пазлы, а особенно – музыкальные инструменты и игрушки, проигрывающие мелодии. Помните, что развитие ребенка будет полноценным только в том случае, если родители играют с ним вместе, показывая пример, обучая, помогая, общаясь.

Что умеет кроха в этом возрасте?

  • Держать равновесие, прыгать, ходить во всех направлениях.
  • Перепрыгивать или обходить мелкие преграды.
  • Подниматься по наклонной поверхности.
  • Бросать мяч из-за головы, ловить его.
  • Ездить на детских машинках.
  • «Водить» игрушки-каталки.
  • Рисовать прямую.
  • Ходить в туалет без «аварий».
  • Учить по несколько слов в день.
  • Самостоятельно надевать и снимать все вещи.
  • Понимать значение слов «хорошо» и «плохо».
  • Понимать слова с противоположными значениями (большой – маленький, высоко-низко, холодно-жарко).

Этап воспитания

Воспитание ребенка между 1 и 2 годами – дело очень непростое. С одной стороны, нельзя мешать его самостоятельности и препятствовать попыткам помогать, с другой – важно сохранить свой авторитет, чтобы кроха не только понимал значение слов «можно» или «нельзя», но и выполнял ваши просьбы, правильно реагировал на запреты. Нужно помочь ему понять, что он самостоятельный, но если что-то не получается, родители всегда готовы ему помочь. И еще ему сейчас жизненно необходимо чувствовать, что любовь родителей не зависит от того, совершает он хорошие поступки или нет. У него должна быть полная уверенность, что плох его поступок, а не он сам.

Не нужно остро реагировать на капризы ребенка, заострять на них внимание, ругать за них.

На какие еще важные аспекты стоит обратить внимание?

  1. Учите ребенка общаться и взаимодействовать с другими людьми, в том числе со сверстниками. У него должна быть возможность встречаться, играть с ними, не мешая и не задирая, учиться строить отношения.
  2. Не ограждайте кроху от любой неприятности. Ведь для него это – необходимый жизненный опыт. Любой запрет должен быть обоснован.
  3. Постарайтесь чрезмерно не опекать ребенка, давая простор для его нового чувства самостоятельности.
  4. Никогда не упрекайте его в неумелости, не сравнивайте с более развитыми соседскими детками. Это приведет к формированию чувства неуверенности.
  5. Старайтесь больше времени проводить в общении и сюжетных играх. Это способ усвоить законы социализации и возможность учиться, подражая вашему примеру.

Итак, на этом возрастном этапе формируются все основные навыки, способности, привычки, склонности и характер ребенка. Период этот – сложный, требующий от родителей терпения и понимания. Если проявить всю свою мудрость, можно значительно помочь крохе менее болезненно преодолеть все возникающие трудности и получить необходимый опыт для дальнейшего успешного развития.

Малышу теперь свойственны новые желания: постоянно играть и общаться, узнавать новое, совершать маленькие открытия. Родители с удивлением наблюдают за превращением крохи в настоящую маленькую личность со своими особенностями характера и поведения, со своими требованиями и ожиданиями. Что нужно знать об этом периоде развития ребенка?

Человек прямоходящий

Главное двигательное достижение крохи к этому возрасту – ходьба. Ребенок начал самостоятельно ходить. Освободившиеся руки позволяют экспериментировать с окружающими предметами, формируется навык преимущественного использования правой или левой руки, совершенствуется координация движений. Именно двигательная активность способствует развитию познавательных способностей малыша.

Сейчас ребенок – активный исследователь. Он готов делиться со взрослыми членами семьи своими успехами и достижениями. Но ему очень необходимы любовь и забота родителей, их умение предугадать «проблемные» места в квартире, которые могут создать серьезные препятствия на пути малыша. Окружающая обстановка должна быть не только уютной и комфортной, но, прежде всего, безопасной. Сейчас крохе очень полезны различные физические упражнения с использованием мячей, мягких ковриков, неровных дорожек и «колючих» массажных игрушек. Можно попробовать водить ребенка по низкой скамеечке и учить забираться на лестницу и спускаться с нее.

Дети до 2 лет очень интересуются предметами быта, кухонными принадлежностями, различными видами материалов. Они любят играть бутылочками и баночками, пересыпать крупы и играть с мукой, разбирать нитки и пуговицы крупных и мелких размеров, использовать прищепки и катушки. Если эти игры сделать безопасными, малыш сможет не только расширять свой кругозор и речевую активность, но и замечательно разовьет мелкую моторику.

Богатое языковое окружение ребенка стимулирует его речевое развитие, расширяет словарный запас и формирует культуру общения. Обедненная речевая среда затормаживает речевое развитие. В возрасте 1–2 лет ребенок понимает речь взрослых, понимает рассказ о прошлом (куда ходили, что видели). Он может выполнить поручение, состоящее из 2–3 последовательных действий («возьми», «принеси», «положи»), знает названия частей тела, лица. У малыша очень активно растет словарный запас, и к 2 годам он строит предложения из 2–3 слов, может менять интонацию, силу голоса, темп речи, запоминает четверостишия, потешки, с интересом слушает сказки, просит прочитать любимую книжку, вступает в диалог по поводу картинок.

Все действия, которые сейчас производит малыш, развивают его интеллект и творческие задатки. Даже когда он сосредоточенно рвет бумагу на мелкие кусочки, рисует, собирает колечки на шнурок, разбрасывает игрушки или без устали играет в ванночке любимыми игрушками, все это помогает в развитии разных сфер. Также следует помнить, что, опасаясь за чистоту стола и квартиры и не давая ребенку вдоволь нарисоваться пальчиковыми или обычными красками, родителям будет сложно вырастить творческую личность. Задача родителей – позволять малышу справляться с теми заданиями, которые он уже может выполнить самостоятельно, и создать подходящую среду для деятельности ребенка: закрыть стол клеенкой, купить безопасные краски, дать малышу для работы бумагу, о края которой он не сможет порезаться и т.п.

Роль страха

Приостановить развитие малыша может любое потрясение или страх. Любое чувство, похожее на чувство страха, блокирует многие психические процессы (мышление и память, внимание). В этом возрасте главный детский страх – потеря мамы и маминой любви.

Взрослым кажется, что материнская любовь неоспорима и ничто не сможет разрушить ее. Однако детское мышление, а чаще всего – фантазии, требуют постоянного подтверждения того, что мама здесь и все так же любит ребенка. Отлучение от груди или выход мамы на работу могут быть восприняты малышом как резкое проявление нелюбви к нему. Ребенок не может смириться с тем, что мамы уже нет рядом так часто, как ему хотелось бы. У него нарастает внутреннее напряжение и повышается тревожность. В период отделения от матери родителям нужно быть еще более внимательными и спокойными в общении с ребенком, постараться не раздражаться на слезы и истерики. Нужно дать понять, что, даже если мама куда-то уходит, она не пропадет насовсем, уверить малыша в том, что когда мама вернется, они обязательно будут играть, вместе рисовать или лепить, пойдут гулять. Эта уверенность поможет в формировании чувства базовой защищенности и безопасности.

С другой стороны, постепенно ребенок начинает осознавать, что желания родителей не всегда совпадают с его собственными желаниями, поэтому он часто вступает в конфликт, отстаивая свои права и требования.

Для того чтобы учить ребенка называть и принимать собственные эмоции, можно сделать малышу игрушку, которая бы меняла выражение своего лица в зависимости от поступка ребенка. Это может быть двусторонняя плоскостная кукла. С одной стороны у куклы радостное выражение лица, с другой – грустное. Пусть кукла висит на видном месте, радуясь тому, что делает малыш. Но если он капризничает, делает что-то плохое – поверните куклу грустным лицом. Скажите: «Кате это не нравится». Ребенок будет замечать изменение выражения лица куклы и обращать внимание на выражение лица у людей. Кроме того, такая игра избавит вас от необходимости все время делать замечания ребенку от своего имени.

Разногласия с собой

Любовь и страх потери, раздражение и требовательность – эти два противоположных полюса воздействуют на поведение ребенка. В это время наблюдаются периоды необъяснимых капризов и недовольства, а также вновь возникающий страх перед незнакомцами и разделением с матерью, нарушение сна.

Часто мам ставят в тупик, с одной стороны, желание ребенка стать более независимым, а с другой – настойчивые требования разделить с ним каждый аспект его жизни. В это время очень важно, чтобы мама не отстранилась и не реагировала резко на двойственность поведения своего малыша, чтобы она оставалась эмоционально доступной для него с предсказуемым поведением, но, в то же время, мягко направляла его в сторону самостоятельности.

Общение

Учить ребенка взаимодействовать с другими людьми можно уже сейчас. Малыш может не захотеть общаться с малознакомым человеком. Однако это не означает, что ему надо вообще избегать контактов с посторонними. Старайтесь организовать распорядок ребенка таким образом, чтобы он в естественной обстановке встречался и общался, например, с соседкой, гуляющей с собакой, или вашими друзьями. Ваши гости и знакомые должны быть всегда доброжелательны к ребенку: чаще улыбаться, смеяться, говорить ему больше ласковых слов, ни в коем случае не раздражаться и не кричать.

Важно также учить ребенка играть со сверстниками рядом, не мешая друг другу, просить игрушки и делиться ими, здороваться и прощаться.

Не нужно забывать о том, что ваше слово для ребенка должно быть определяющим и решающим, а понятия «нельзя» и «можно» должны пониматься и исполняться.

Помните о следующих принципах воспитания малыша:

  • Не стоит стараться оградить ребенка от всех неприятностей, запрещая ему ездить с горки или убирая с его пути любую вещь, о которую он может споткнуться.
  • Предупреждайте ребенка об опасности, будьте готовы помочь, но откажитесь от чрезмерной опеки.
  • Постоянные упреки в том, что малыш сделал что-то не так, и опасения за то, что у него не получится, способствуют появлению у него чувства неуверенности в себе. Если вы собираетесь что-то запретить ребенку, обязательно объясните причину этого запрета, чтобы ему был понятен реальный риск.

Задания на подбор, соотнесение и группировку предметов, которые ребенок должен выполнять к этому возрасту:

  • соединение частей (2 детали, 3 детали – с помощью взрослого);
  • сравнение по форме, цвету, величине (малыш понимает слова «больше», «меньше»), собирает пирамидку из 2, 3 частей сам, из 4, 5 – с помощью взрослого;
  • обобщение по признакам: ребенок самостоятельно выбирает из 4 предметов, 4 цветов - по заданию.

Малыш должен уметь:

  • самостоятельно вылавливать из воды (тазика, ванны) сачком понравившуюся игрушку;
  • играть с песком, молоточком и втулками;
  • строить и знать названия необходимых для этого предметов («дом», «крыша», «забор», «стул»);
  • играть в сюжетные игры (кормление куклы и баюканье).

Первые представления о предметах и явлениях:

О самом себе. Знает собственное имя, может высказываться о себе в третьем лице. Например: «Коля хочет гулять» или «Дай Коле шарик» и т.п.

О своем внешнем виде. Может отвечать на вопросы: «Где у Коли ручки? А где у Коли ножки?» (глазки, носик и т.п.).

О своих действиях.



 

Возможно, будет полезно почитать: