Психическое развитие ребёнка. Психологический возраст. Факторы и стадии развития психики До какого возраста формируется психика ребенка


Развитие психики ребенка представляет собой сложный, длительный, непрерывный процесс, который происходит за счет влияния разного рода факторов. Это факторы социальные и биологические. В данной статье мы подробно рассмотрим особенности психического развития детей на разных возрастных этапах и поговорим о том, на что родителям обратить внимание.

Как формируется нервная система

Когда ребенок рождается, масса его головного мозга составляет около 1/8 массы тела. К первому году жизни мозг увеличится вдвое, а к трем годам он уже будет в три раза больше, чем при рождении и составит 1/13 массы тела. Отсюда следует понимать, что после рождения головной мозг не просто не перестает расти, а он продолжает активно формироваться. Так, образуются извилины, мелкие и крупные, бороздки. Активно развивается слабый от рождения мозжечок. Незрелость мозга новорожденного, тем не менее, не влияет на систему безусловных рефлексов. Врожденные навыки не только помогают малышу питаться, контактировать с окружающим миром, но и позволяют в дальнейшем формировать более сложные формы деятельности. Так, с самого раннего возраста малыш будет проявлять недифференцированный характер реакций. Однако развитие нервной системы в первый год его жизни будет самым быстрым и энергичным . Дальше темпы развития будут более замедленными, но приобретут иной характер и будут направлены уже не на формирование и развитие рефлекторной системы, а на развитие психических навыков.

Этапы формирования психики

В медицине разделяют несколько этапов формирования детской психики. Поговорим о них подробнее:

  1. Моторный этап. Он характеризуется приобретением новых навыков моторной системы. Актуален для первого года жизни малыша.
  2. Сенсорный этап. Является продолжением моторного и характерен для возраста до 3 лет. В этот период движение ребенка становятся более осознанными, уверенными и целенаправленными. Кроме того, сенсорная моторика становится своеобразной базой для формирования остальных, более сложных, психических функций.
  3. Аффективный этап. Он длится до подросткового возраста ребенка, почти до 12 лет. В этот период деятельность ребенка будет приобретать более индивидуальный характер и стремиться к постоянству индивидуальности.
  4. Идеаторный этап. Характерен для детей 12-15 лет. В это период появляется абстрактность мышления, усложняются понятия, умозаключения, более глубокими становятся суждения. В уме дети начинают строить предварительные планы поступков.

В отдельные периоды жизни ребенка возможны психические нарушения. Они обусловлены чрезмерно быстрым формированием не только психических, но и физических качеств, что может вылиться в виде напряжения деятельности других жизнеобеспечивающих систем. Причиной нарушений служит и изменение гормонального фона. Это кризисы 3 лет и 12-14 лет. Конечно, возрастные рамки данных этапов условны и могут служить лишь примерным ориентиром. Но родители должны знать о возможных расстройствах и в этот период уделять особенное внимание своим детям.

Непрерывным и очень интересным процессом является познавательное развитие дошкольников. Крошка начинает знакомиться с миром с первых мгновений после р...

Периоды психического развития

Перечисленные выше этапы развития психики подразделяются на периоды ее развития, которые характерны для того или иного возраста. Родителям новорожденных детей нужно обязательно знать об этих периодах и отталкиваться в будущем от этих знаний в воспитании детей. Если вы не будете травмировать ребенка, мешать развитию его психики, то вы поможете ему вырасти уверенным и уравновешенным человеком. Помните, что любые страхи, комплексы, нервные и психологические расстройства идут «родом из детства». Даже самые на ваш взгляд неприметные и «неважные» события могут сформировать страх на уровне подсознания или заложить фундамент для какой-нибудь из особенностей его характера. Мы советуем изучить подробно информацию о периодах развития психики у детей и опираться на нее.
Итак, периоды развития психики:

  • Период младенчества. В первые недели и месяцы жизни ребенок абсолютно беспомощен и любые его потребности могут удовлетворяться только с помощью взрослых. Малыш почти не может взаимодействовать с окружающим миром, он плохо видит и слышит в первое время после рождения. От родителей этот период требуется помочь малышу как можно быстрее освоить навыки «общения» с окружающей его средой. Для этого важно в первый год жизни заниматься на развитие мелкой и крупной моторики, помогать формировать восприятие цветовой гаммы, изучать формы текстуры, объемы предметов на ощупь. Правильно подобранные игрушки и регулярные сенсомоторные упражнения будут стимулировать дальнейшее развитие органов чувств. Выделять себя, как остальных, от окружающего мира малыш пока не может. Не может он и переживать какие-либо состояния, кроме естественных, например, голода или боли. Причины, последствия, содержания каких-либо эмоций и действий он понять не в состоянии. Поэтому родители малышей первого года жизни не должны требовать от своего чада выполнения каких-либо правил в играх . Бессмысленно объяснять малышу, который только научился ползать о том, что нельзя брать какие-то предметы или делать какие-то действия. Смысла слов малыш пока не видит, ему лишь доступны понятия указаний и наименований.
  • Период раннего детства. Некая самостоятельность начинает формироваться в этот период, который длится с 1 до 3 лет. Малыш уже активно учится ходить, далее бегать и прыгать, активно исследует предметы и начинает учиться осмысленно разговаривать. Но диапазон возможностей малыша еще сильно ограничен, а образцом поведения служат близкие родственники. Чтобы малыш что-то начал делать сам, он сначала должен увидеть, как это делают другие. Вместе с мамой и папой он будет с удовольствием изучать самые разные предметы и играть в разные игры. При этом, без привлечения взрослых заниматься играми сам не будет. В период раннего детства у маленького человека происходят важные психические открытия. Так, постигается назначение предметов, ребенок начинает понимать, что у вещей и действий есть смысл. А чтобы постичь этот смысл, предметами нужно научиться правильно манипулировать. Но самый важный аспект развития психики в этот период - это процесс осознания ребенком своего «Я». Постепенно он станет отделять собственные действия от действий взрослых, он сможет «видеть» самого себя. Начнет формироваться самооценка, самосознание. А отсюда и появится потребность к самостоятельности и невыполнению указаний взрослых. К концу периода может проявиться кризис 3-х лет, о котором мы говорили выше в материале.

  • Период младшего дошкольного возраста. В этот период ребенок вступает после преодоления кризиса 3-х лет.
    Малыш уже умеет действовать автономно, самостоятельно, у него имеется определенная самооценка. Он хорошо передвигается и уже имеет достаточно развитую речь, что позволяет ребенку в определенные моменты чувствовать себя «наравне» со взрослыми. Однако, малыш интуитивно понимает, что большинство поступков взрослых основаны не на умениях, а имеют смысловую нагрузку. То есть взрослый что-то делает не потому, что умеет это делать, а потому, что у него есть на это какая-то причина. Отсюда формирование мотивационно-потребительской сферы становится основной задачей данного периода. Чем могут помочь взрослые в этом вопросе? Ответ прост! По возможности каждый день играть с малышом в сюжетно-ролевые игры. Помните, что в младшем дошкольном возрасте лучше всего ребенок усваивает информацию посредством игры. Именно так можно смоделировать «мир взрослых» и перенести в него некоторые жизненные ситуации, а потом сделать это наоборот. Кстати, использование в играх заменителей реальных предметов активно помогает развитию абстрактного мышления и воображения. Эту особенность развития психики ребенка очень важно взять на заметку тем родителям, которые любят скупать все современные игрушки. Запомните, для развития знаково-символической функции и воображения лучше дать малышу, например, деревянный брусочек для игры в «мобильник», чем настоящий телефон.
  • Период старшего дошкольного возраста. В период подготовки к школе малыш приобретает новые особенности психики. Он уже более независим от взрослых, самостоятелен, учится брать ответственность за свои поступки. В это время присутствует огромная потребность в общении с другими детьми такого же возраста. Дети учатся понимать определенные принципы и закономерности в научных экспериментах, могут формировать логические выводы. Чтобы качественно подготовить ребенка к школе, родителям нужно научить его «полезным привычкам» и возможности восприятия информации на слух. К привычкам относятся элементарные правила ухода за собой, вежливого отношения к окружающим . При этом, важно не просто научить ребенка, например, помогать пожилым людям, а объяснить мотивацию и причину такой помощи. Восприятие информации на слух поможет развитию памяти и абстрактного мышления, что очень важно для успешных занятий в школе.
  • Младший школьный возраст. В период с 7 до 11 лет практически каждый ребенок переживает кардинальные изменения в своей жизни. Школьная дисциплина, необходимость выстраивания отношений в новом коллективе, меньше индивидуального внимания от педагогов оказывают сильное психическое воздействие. Именно в этот период родители должны быть максимально внимательны к настроению, чувствам ребенка, должны давать постоянную эмоциональную поддержку. В этот период ребенок смотрит по-другому на собственную деятельность. Он уже может оценить собственные изменения, «кем он был» и «кем стал», начинает формироваться способность к планированию.
  • Подростковый возраст. В возрасте 11-14 лет наступает критический по мнению большинства детских психологов возраст. Ребенок одновременно хочет «расстаться» с детством, то есть почувствовать себя более взрослым, но при этом, не хочет получать больше ответственности. Ребенок готов к «взрослым» поступкам, но детство все еще привлекательно своей «безнаказанностью». Бессознательные, безответственные поступки наперекор родителям, постоянные нарушения границ и запретов характерны для подростков этого периода. В зависимости от модели поведения, которую выберут родители, ребенок может начать понимать свое место в этом мире, заниматься самосознанием или же постоянно бороться с системой запретов и отстаивать свое «Я». Появление новых авторитетов среди чужих людей не должно отпугивать родителей. Именно в семье ребенку могут помочь выстроить правильную для него систему мотиваций.

Мы советуем родителям очень внимательно относиться к психическому состоянию детей в любом их возрасте, но и не забывать про себя. Помните, что основное настроение в доме исходит от взрослых, дети лишь отражают полученные ими эмоции.

Вниманию присвоен статус одной из наиболее значимых составляющих познавательной деятельности. Этот психический процесс позволяет людям выбирать объект...

Дети с задержкой психического развития

ЗПР (задержка психического развития) на физическом уровне может не проявляться, поэтому до определенного возраста родители даже не подозревают о таком диагнозе. Однако проблемы с социальной адаптацией и обучением в школе должны их насторожить. Поставить диагноз ЗПР сможет только специалист, но родители могут определить его по нескольким характерным признакам.

  • Во-первых, при нарушениях внимания. Ребенок постоянно отвлекается, не может сосредоточиться на конкретной задаче, показывает повышенную двигательную активность.
  • Во-вторых, при нарушениях восприятия, когда ему сложно определить давно знакомые предметы в новом ракурсе, обстановке. Или же ребенок может не запоминать имена людей, которых часто видит. Наблюдается и отставание в развитии форм мышления, особенно, в выстраивании логических цепочек. Сюда же относятся и проблемы с речью, недоразвитие лексико-грамматической стороны.

Сам диагноз ЗПР препятствием к обучению по общеобразовательным программам не является, однако, требует корректировки с учетом особенностей развития ребенка.

4 0
Стадии психического развития личности ребенка.

5.1.Взгляды Л.С. Выготского на стадии развития.
Детское развитие – сложный процесс, который в силу ряда своих особенностей приводит к изменению всей личности ребенка на каждом возрастном этапе.
Для Льва Семеновича Выготского развитие – это, прежде всего, возникновение нового, то есть стадии развития характеризуются возрастными новообразованиями, то есть качествами или свойствами, которых не было раньше в готовом виде. Но это новое появляется закономерно, подготовленное всем ходом предшествующего развития. Источник развития – социальная среда – социальная ситуация развития – специфическое для каждого возраста отношение между ребенком и социальной средой.
По Л.С. Выготскому – две единицы анализа социальной ситуации развития – деятельность (внешний план) и переживания (внутренний план): переживание семейного конфликта – у одного ребенка не проявляется, у другого – невроз.
Социальная ситуация развития меняется в самом начале возрастного периода. К концу периода появляется новообразования, среди которых особое место занимает центральное новообразование, имеющее наибольшее значение для развития на следующей стадии. Четыре основных закона детского развития:
1. Цикличность. Темп и содержание развития изменяются на протяжении детства. Периоды подъема интеллектуального развития сменяются периодами спада (замедления): память, речь интеллект – имеют свои циклы развития.
2. Неравномерность развития: до 1 года – сознание не дифференцировано. С раннего детства начинают развитие основные функции, а начало с восприятия. Но сначала оно слито с эмоциями положительными или отрицательными. С 3-х лет – развивается память, но она связана с восприятием. Итак, с раннего возраста доминирует восприятие; в дошкольном – память, младшие школьники – мышление.
3. «Метаморфозы» в детском развитии – развитие это не количественные изменения, а качественные (превращение одной формы в другую). То есть постепенно приобретение «нужного» опыта.
4. Сочетание процессов эволюции и инволюции в развитии ребенка. То есть процессы «обратного развития», как бы, вплетены в ход эволюции: то, что развилось на предыдущем этапе, отмирает или преобразуется. Например, говорить – перестает лепетать; у младшего школьник исчезают интересы дошкольника. Но наблюдаются и запоздалые инволюционные процессы. Например, инфантилизм: ребенок, переходя в новый возраст, сохраняются детские старые черты.
Определив общие закономерности развития психики ребенка, Л.С. Выготский рассматривает динамику переходов от одного возраста к другому: темп изменений (медленный и быстрый):


Л.С. Выготский придавал кризисам большое значение. Кризисы, в отличие от стабильных периодов, длятся несколько месяцев (доходят до одного или двух). Это краткие, но бурные стадии, в течение которых, происходит значительный сдвиг в развитии, резко изменяется во многих своих чертах. Развитие в это время может принимать катастрофический характер.
Кризис – это начало и завершение незаметного обострения в виде «трудновоспитуемости», аффектов, капризов, конфликтов, когда падает работоспособность, снижается интерес. Однако у разных детей кризисные периоды проходят по- разному: одни не переносимы; другие тихи и послушны, но все они испытывают трудности в общении с окружающими, меняется темп продвижения в учебе, работе.
Главные изменения во время кризиса – внутренние: на первый план – исчезает то, что образовалось на предыдущей стадии, теряет интерес к тому, что вчера направляло всю деятельность. Наряду с потерями создается что-то новое. Но это еще неустойчивое новообразование и далее в стабильном периоде они трансформируются в другие новообразования, растворяются в них и таким образом отмирают.
В кризисные периоды обостряются основные противоречия: с одной стороны, между возросшими потребностями ребенка и его все еще ограниченными возможностями; с другой стороны – между новыми потребностями и сложившимися раньше отношениями с взрослыми.
Кризисные и стабильные периоды чередуются. Периодизация по Л.С. Выготскому:
1. Кризис новорожденности – младенческий возраст (2 месяца – 1 год);
2. Кризис одного года – раннее детство (1год – 3 года);
3. Кризис 3-х лет – дошкольный возраст (3-7 лет);
4. Кризис 7 лет – школьный возраст (8-12 лет);
5. Кризис 13 лет – пубертатный период (14-17 лет);
6. Кризис 17 лет.

5.2. Критерии периодизации психического развития ребенка.
Л.С. Выготский различал три группы периодизации:
1. по внешним критериям;
2. по одному признаку развития (внутреннему);
3. по нескольким признакам развития (внутренние);
Для первой группы – характерно построение периодизации на основе внешнего, связанного с процессом развития критерия (биогенетический принцип). Рене Заззо – система воспитания и обучения детей:
1. раннее детство (до 3-х лет);
2. дошкольное детство (3 - 6 лет) – семья или дошкольное учреждение;
3. начальное образование (6-12 лет) – приобретение основных интеллектуальных навыков;
4. средняя школа (12-16 лет) – общее образование;
5. высшее образование;
Во 2 группе периодизации используется не внешний, а внутренний критерий (одна сторона развития: 1) развитие костных тканей, П.П.Блонский; 2) детская сексуальность, З.Фрейд.
1. Появление и смена зубов (П.П.Блонский):
А) беззубое детство от 8 месяцев до 2 лет;
Б) детство молочного зуба (до 6,5 лет);
В) детство постоянных зубов (до появления зубов мудрости);
2. Фрейд считал главным источником, двигателем человеческого поведения бессознательное, насыщенное сексуальной энергией. Детская сексуальность – все, приносящее телесное удовольствие.
1 стадия – оральная (до 1 года) – формируются ненасытность, жадность, требовательность;
2 стадия – анальная (1-3 года) – формируются внутренняя цензура, совесть, развиваются активность, агрессивность, упрямство, скрытость;
3 стадия – фаллическая (3-5 лет) – высшая степень детской сексуальности, сексуальная привязанность к взрослым – самонаблюдение;
4 стадия – латентная (5-12 лет) - прерывается сексуальное развитие; интерес на общение с друзьями;
5 стадия – генитальная (12-18 лет) – половое развитие тела – к сексуальному общению;
Попытка выделить периоды психического развития ребенка на основе существующих особенностей развития: Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин – детское развитие, ведущая деятельность:


2-х видах деятельности происходит закономерное чередование сфер наиболее интенсивного развития:
в младенчестве – развитие мотивационной сферы опережает интеллект;
в раннем возрасте – мотивационная сфера отстает, развивается интеллект;

5.3.Периодизация развития личности по Э. Эриксону.
Эрик Эриксон – последователь З. Фрейда, начал рассматривать развитие ребенка в более широкой системе социальных отношений. Особенности становления личности зависит от экономического и культурного уровня общества. Развитие личности определяется тем, что общество ожидает от человека, какие ценности предлагает, какие задачи ставит. Э. Эриксон проследил целостный путь личности, от рождения до глубокой старости. В основе лежит идентичность личности:
- психологическая тождественность;
- позволяет личности принимать себя во всем богатстве своих отношений с окружающим миром и определяет ее систему ценностей, идеалы, планы, роли.
1. младенческий возраст – возникает доверие или недоверие к миру; при прогрессивном развитии личности ребенок выбирает «доверие»: глубокий сон, внутреннее ненапряжение (в это время ребенок «вбирает» в себя образ матери, возникает механизм интроекции); первая ступень формирования идентичности;
2. ранний возраст: возрастает чувство самостоятельности, начинает отстаивать независимость; родители помогают сохранить доверие к миру, ограничивая желания требовать, разрушать, присваивать;
Другой вариант требует сам создать основы, для негативного чувства стыда и сомнений. Взрослые проявляют чрезмерное требование (наказание) – страх, скованность. Стремление к независимости не подавляется (присутствует разумное ограничение) – сотрудничество.
3. дошкольный возраст – моделирует отношения взрослых в игре; к самостоятельности добавляется инициатива; если много наказания и неодобрения – формируется пассивность.
Здесь же формируется поисковая идентификация, ребенок осваивает мужскую и женскую форму поведения.
4.младший школьный возраст – предпубертатный, предшествующий половому созреванию ребенка; если в школе получает признание – полноценность; если не получает – неполноценность;
здесь же начало профессиональной идентификации.
2. старший подростковый и ранняя юность (самый глубокий кризис); самоопределение, жизненный выбор: все хорошо, не очень хорошо, инфантильность.

5.4.Развитие морального сознания личности по Лоренсу Колбергу.
Детям предлагалось оценить поступки героев рассказа и обосновать свои суждения. Женщина очень больна, врач дает ей смертельную дозу. Ребенок предлагает – дать смертельную дозу, ибо больно, но ее мужу будет без нее плохо; практические соображения, подросток – у врача нет на это права; ценность жизни; взрослый – свободный выбор человека, многогранность.
Три уровня формирования морального сознания.
1) доморальный:
- чтобы избежать наказания,
- поощрение.
2) конвенционная мораль (соглашение)
- ориентирование на одобрение других,
- ориентирование на авторитет, то есть зависимость от окружения.
3) автономная мораль – внутренняя норма:
- принципиальность,
- этические нормы.
Что значит, вести правильно? Почему надо вести правильно?
4 года – веду себя, как хочу – чтобы избежать наказания;
5-6 лет – делать то, что велят взрослые – чтобы избежать неприятностей;
6-8 лет – вести себя с другими так, как они относятся – чтобы не упустить своего;
8-12 лет – отвечать ожиданиям других, доставлять радость им – чтобы все обо мне думали хорошо;
с 12 лет – удовлетворять общественное требование – чтобы быть стабильным;

5.5.Периодизация развития личности по Артуру Владимировичу Петровскому.
Он рассматривал развитие личности как процесс интеграции в различных социальных группах. Становление определенных особенных взаимоотношений с членами референтной группы: семья, группа детского сада, школьный класс, объединение, детские организации.
1 фаза становления личности – адаптация (утрата индивидуальных черт);
2 фаза – индивидуализация (проявление индивидуальных особенностей в группе);
3 фаза – интеграция – ребенок сохраняет индивидуально то, что отвечает потребностям группового развития; а группа меняет свои нормы;
Если не преодолевает адаптацию, то возникает робость, неуверенность, индивидуализацию возникает негативизм, агрессия, зав. самооценка, дезинтеграция возникает изоляция в группе или вытеснение из группы. На каждом возрастном этапе, в определенной социальной среде ребенок проходит три фазы в своем личном развитии. Периоды раннего детства, детский сад, младший школьный возраст эта эпоха детства – адаптации, индивидуализации; отрочество, школьный и старший школьный возраст – процесс интеграции более чем индивидуализации.
Таким образом: детство – приспособление ребенка к социальной среде; отрочество – проявление свойств индивидуальности; юность – интеграция в обществе.
5.6.Интеллектуальное развитие по Ж.Пиаже.
Ребенок имеет определенные схемы действия, позволяющие ему решать разнообразные познавательные задачи. Ребенком используются два механизма в решении этих задач – ассимиляция и аккомодация – адаптация – равновесие.
Таким образом, интеллект обладает адаптационной природой, кроме того, можно говорить о деятельности интеллектуальной, потому что ребенок познает объекты, связывает их, трансформирует их:
У младших – это внешнее действие с предметом;
До 7-8 лет – биологические приспособления; Далее – биологическое плюс социальное развитие;
Социализация – процесс адаптации к социальной среде: ребенок переходит от своей узкой позиции к объективной, учитывая точку зрения других людей, и оказывается способным к сотрудничеству.
Стадии развития интеллекта:
1 – сенсорно-моторный интеллект, до 2-х лет;
2 – репрезентативный и конкретные операции, с 2 до 11 лет;
3 – формальные операции, с 11 до 15 лет;
Этапы развития интеллекта преследует становление мышления:
1 – аутистическая мысль - создается сама воображаемая действительность; это миражное мышление (к удовлетворению желаний);
2 – социализированная – то есть направленная, преследует определенные цели, то есть приспосабливает ребенка к действительности.
3 – эгоцентрическая - промежуток между аутистической (удовлетворение желания) и социализированной (приспособительной).
Ж.Пиаже судит об эгоцентрическом мышлении ребенка по его эгоцентрической речи. Два ребенка говорят – они друг друга не слышат, не могут встать на другую точку зрения. То есть это как бы размышления вслух – это исчезает на пороге школы. Речь для ребенка выполняет две задачи – сопровождает детскую активность; служит средством мышления.
Феномены Пиаже. У детей дошкольного возраста нет представления о сохранении количества вещества: стаканы воды разной формы – разное количество воды. Но это можно снять, измеряя все практическим путем самими детьми.
Литература
Обухова Л.Ф. Возрастная психология. – М.: Россия, 2001, 414 с.
Божович Л.И. Личность и ее развитие в детском возрасте. - М., 1968.
Немов Р.С. Психология. В 3-х т. Кн. 2. - М., 2001, 686 с.
Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис (Пер. с англ.). - М., 1996
Пиаже Ж. Избранные психологические труды. - М., 1994.

Вопросы для самостоятельного контроля знаний по теме «Стадии психического развития личности ребенка»:
1. Назовите четыре основных закона детского развития по Л.С. Выготскому.
2. Какие критерии психического развития человека существуют?
3. Что лежит в основе классификации развития личности по Э. Эриксонку?
4. Назовите три уровня развития морали по Л. Колбергу?
5. Что лежит в основе развития личности по А.В. Петровскому.

Тестовые задания по теме «Стадии психического развития личности ребенка»:
1. Л.С.Выготский считал, что психическое развитие направлено: а) от индивидуального к социальному, б) от социального к индивидуальному, в) природосообразно.
2. Большинство психологов согласны с тем, что термин «развитие» характеризуется следующими признаками: а) закономерная последовательность изменений качества психики, б) зависимость последующих изменений от предыдущих, в) стадиальность (как изменение качества).
3. Согласно Э. Эриксону, психосоциальный конфликт, связанный с первыми формами активного научения ребенка, может разрешиться развитием автономии, либо, напротив, развитием: а) чувства неполноценности, б) недоверием к окружающим, в) стыда и сомнения.

Тема 4. Развитие психики ребенка

1. Понятие «развитие психики».

2. Факторы развития психики ребенка.

3. Развитие и обучение.

1. Понятие «развитие психики»

Понятие «развитие», характеризуемое качественными изменениями, существенно отличается от понятий «рост», «созревание», и «совершенствование», зачастую встречающихся как в повседневном мышлении, так и в научных текстах

Развитие психики человека обладает всеми свойствами развития как категории философии, а именно ‑ необратимым характером изменений, их направленностью (т.е.способностью к накапливанию изменений) и закономерным характером. Следовательно, развитие психики ‑ это закономерное изменение психических процессов во времени, выраженное в их количественных, качественных и структурных преобразованиях.

Чтобы полнее понять психическое развитие человека, необходимо рассмотреть протяженность дистанции, на которой оно совершается. В зависимости от этого можно различить, по меньшей мере, четыре ряда изменений: филогенез, онтогенез, антропогенез и микрогенез.

Филогенез ‑ развитие вида, предельная временная дистанция, включающая возникновение жизни, зарождение видов, их изменение, дифференциацию и преемственность, т.е. всю биологическую эволюцию, начиная с простейших и завершая человеком.

Онтогенез - индивидуальное развитие человека, которое начинается с момента зачатия и завершается концом жизни. Пренатальная фаза (развитие эмбриона и плода) занимает особое положение в силу зависимости жизненных функций от материнского организма.

Антропогенез ‑ развитие человечества во всех его аспектах, в том числе и культурном, часть филогенеза, начинающаяся с возникновением Homo sapies и завершающаяся сегодняшним днем.

Микрогенез ‑ актуальный генез, наиболее короткая временная дистанция, охватывающая «возрастной» период, в течение которого протекают краткосрочные психические процессы, а также развернутые последовательности действий (например, поведение испытуемого при решении творческих задач). Для возрастного психолога важно выяснить механизм преобразования микрогенеза в онтогенез, т.е. понять, каковы психологические условия появления тех или иных психологических новообразований у людей одного и того же возраста, профессии, социальной принадлежности и т.д.

В возрастной психологии выделяют также типы развития. К ним относится преформированный тип и непреформированный тип развития. Преформированный тип развития ‑ это такой тип, когда в самом начале заданы, закреплены, зафиксированы как те стадии, которые организм пройдет, так и тот конечный результат, которого он достигнет. Пример ‑ эмбриональное развитие. В истории психологии была попытка представить психическое развитие по принципу эмбрионального. Это концепция С. Холла, в которой психическое развитие рассматривалось как краткое повторение стадий психического развития животных и предков современного человека.

Непреформированный тип развития ‑ развитие, не предопределенное заранее. Это наиболее распространенный тип развития на нашей планете. К нему относится развитие Галактики, Земли, процесс биологической эволюции, развитие общества, а также процесс психического развития человека. Различая преформированный и непреформированный тип развития, Л.С. Выготский относил психическое развитие ребенка ко второму типу.

Исследовать психическое развитие человека, значит, решить задачи описания, объяснения, прогноза и коррекции этого развития.

Описание развития предполагает представление многочисленных фактов, явлений, процессов психического развития во всей полноте (с точки зрения внешнего поведения и внутренних переживаний). К сожалению, очень многое в возрастной психологии находится именно на уровне описания.

Объяснить развитие ‑ значит, выявить причины, факторы и условия, повлекшие за собой наступившие изменения в поведении и переживании (ответ на вопрос «почему это произошло»?). В основе объяснения лежит схема причинно-следственной связи, которая может быть: 1) строго однозначной (что встречается чрезвычайно редко); 2) вероятностной (статистической, с разной степенью отклонения); 3) вообще отсутствовать; 4) одинарной (что встречается крайне редко); 5) множественной (что обычно и имеет место при изучении развития).

Прогноз развития носит гипотетический характер, так как основывается на объяснении, на установлении связей между наступившим следствием и возможными причинами(отвечает на вопрос «к чему это приведет»?). Если эта связь установлена, то факт ее существования позволяет считать, что совокупность выявленных причин с необходимостью повлечет за собой следствие. В этом собственно и заключается смысл прогноза.

Коррекция развития ‑ это управление следствием через изменение возможных причин.

2. Факторы развития психики ребенка

В психологии создано много теорий, по-разному объясняющих психическое развитие ребенка, его истоки. Их можно объединить в два больших направления ‑ биологизаторское и социологизаторское.

В биологизаторском направлении ребенок рассматривается как существо биологическое, наделенное от природы определенными способностями, чертами характера, формами поведения, наследственность определяет весь ход его развития - и его темп, быстрый или замедленный, и его предел - будет ребенок одаренным, много достигнет или окажется посредственностью. Среда, в которой воспитывается ребенок, становится всего лишь условием такого изначального предопределенного развития, как бы проявляющим то, что дано ребенку до его рождения.

В рамках биологизаторского направления возникла теория рекапитуляции (С. Холл),основная идея которой заимствована из эмбриологии. Эмбрион (человеческий зародыш) во время своего внутриутробного существования проходит путь от простейшего двуклеточного организма до человека. В месячном зародыше уже можно узнать представителя типа позвоночных ‑ он имеет крупную голову, жабры и хвост; в два месяца начинает приобретать человеческий вид, на его ластообразных конечностях намечаются пальцы, укорачивается хвост; к концу 4 месяца у эмбриона появляются черты человеческого лица.

Э. Геккелем (ученик Дарвина) был сформулирован закон: онтогенез (индивидуальное развитие) представляет собой сокращенное повторение филогенеза (исторического развития).

Перенесенный в возрастную психологию, биогенетический закон позволил представить развитие психики ребенка как повторение основных стадий биологической эволюции и этапов культурно исторического развития человечества (С. Холл).

Противоположный подход к развитию психики ребенка наблюдается в социологизаторском направлении. Его истоки ‑ в идеях философа 17 века Джона Локка. Он считал, что ребенок появляется на свет с душой чистой, как белая восковая доска (tabula rasa). На этой доске воспитатель может написать все, что угодно, и ребенок, не отягощенный наследственностью, вырастет таким, каким его хотят видеть близкие взрослые.

Представления о неограниченных возможностях формирования личности ребенка получили достаточно широкое распространение. Социологизаторские идеи были созвучны идеологии, господствовавшей в нашей стране до середины 80-х годов, поэтому их можно найти во многих педагогических и психологических работах тех лет.

Что понимается под биологическими и социальными факторами развития в настоящее время?

Биологический фактор включает в себя, прежде всего, наследственность. Нет единого мнения по поводу того, что именно в психике ребенка генетически обусловлено. Отечественные психологи считают, что наследуются, по крайней мере, два момента ‑ темперамент и задатки способностей.

Наследственные задатки придают своеобразие процессу развития способностей, облегчая или затрудняя его. На развитие способностей большое влияние оказывает собственная активность ребенка.

Биологический фактор, помимо наследственности, включает особенности протекания внутриутробного периода жизни ребенка и сам процесс рождения.

Второй фактор ‑ среда. Природная среда влияет на психическое развитие ребенка опосредовано ‑ через традиционные в данной природной зоне виды трудовой деятельности и культуру, определяющие систему воспитания детей. Непосредственно влияет на развитие социальная среда, в связи с чем фактор среды часто называют социальным.

В психологии также ставится вопрос о соотношении биологического и социального факторов, влияющих на психическое развитие ребенка. Вильям Штерн выдвинул принцип конвергенции двух факторов. По его мнению, оба фактора в равной мере значимы для психического развития ребенка и определяют две его линии. Эти линии развития пересекаются, т.е. происходит конвергенция (от латинского ‑ приближаться, сходиться). Современные представления о соотношении биологического и социального, принятые в отечественной психологии, в основном базируются на положениях Л.С. Выготского.

Л.С. Выготский подчеркивал единство наследственных и социальных моментов в процессе развития. Наследственность присутствует в развитии всех психических функций ребенка, но имеет как бы разный удельный вес. Элементарные функции (начиная с ощущений и восприятия) больше обусловлены наследственностью, чем высшие (произвольная память, логическое мышление, речь). Высшие функции ‑ продукт культурно - исторического развития человека, и наследственные задатки здесь играют роль предпосылок, а не моментов, определяющих психическое развитие. Чем сложнее функция, тем длиннее путь ее онтогенетического развития, тем меньше сказывается не ней влияние наследственности.

Единство наследственных и социальных влияний ‑ это не постоянное, раз и навсегда данное единство, а дифференцированное, изменяющееся в процессе самого развития. Психическое развитие ребенка не определяется механическим сложением двух факторов. На каждом этапе развития, по отношению к каждому признаку развития необходимо устанавливать конкретное сочетание биологических и социальных моментов, изучать его динамику.

3. Развитие и обучение

Социальная среда ‑ понятие широкое. Это общество, в котором растет ребенок, его культурные традиции, преобладающая идеология, уровень развития науки и искусства, основные религиозные течения. От особенностей социального и культурного развития общества, зависит принятая в нем система воспитания и обучения детей, начиная с государственных и частных учебных заведений (детских садов, школ, домов творчества и т.д.) и кончая спецификой семейного воспитания. Социальная среда - это и ближайшее социальное окружение, непосредственно влияющее на развитие психики ребенка: родители и другие члены семьи, воспитатели детских садов, учителя школы и т.д.

Вне социальной среды ребенок развиваться не может ‑ не может стать полноценной личностью. Примером могут служить случаи «детей-Маугли».

Дети, лишенные социальной среды не могут полноценно развиваться. В психологии есть понятие «сензитивные периоды развития» ‑ периоды наибольшей чувствительности к определенного рода воздействиям.

Как считает Л.С. Выготский, в сензитивные периоды, определенные влияния сказываются на всем процессе развития, вызывая в нем глубокие изменения. В другие периоды те же самые условия могут оказаться нейтральными; может проявиться даже их обратное влияние на ход развития. Сензитивный период должен совпадать с оптимальными сроками обучения. Поэтому важно не пропустить сензитивный период, дать ребенку то, что нужно для его всестороннего развития в это время.

В процессе обучения ребенку передается общественно-исторический опыт. Вопрос о том, влияет ли обучение на развитие ребенка и если влияет, то как ‑ один из основных в возрастной психологии. Биологизаторы не придают большого значения обучению. Для них процесс психического развития ‑ спонтанный процесс, протекающий по своим особым внутренним законам, и внешние воздействия не могут коренным образом изменить это течение.

Для психологов, признающих социальный фактор развития, обучение становиться принципиально важным моментом. Социологизаторы отождествляют развитие и обучение.

Л.С. Выготский выдвинул положение о ведущей роли обучения в психическом развитии. Развитие психики не может рассматриваться вне социальной среды, в которой происходит усвоение знаковых средств, и не может быть понято вне обучения.

Внешние психические функции сначала формируются в совместной деятельности, сотрудничестве, общения с другими людьми и постепенно переходят во внутренний план, становятся внутренними психическими процессами ребенка. Как пишет Л.С. Выготский, «всякая функция в культурном развитии ребенка появляется на сцене дважды, в двух планах, сперва ‑ социальном, потом ‑ психологическом, сперва между людьми... затем внутри ребенка».

Когда высшая психическая функция формируется в процессе обучения, совместной деятельности ребенка с взрослым человеком, она находится в «зоне ближайшего развития». Это понятие вводится Л.С. Выготским для обозначения области еще не созревших, а только созревающих психических процессов. Когда эти процессы будут сформированы и окажутся «вчерашним днем развития», их можно будет диагностировать с помощью тестовых заданий. Фиксируя, насколько успешно ребенок самостоятельно справляется с этими задачами, мы определяем актуальный уровень развития. Потенциальные возможности ребенка, т.е. зону его ближайшего развития, можно определить в совместной деятельности, помогая ему выполнить задание, с которым он еще не может справиться сам (задавая наводящие вопросы; объясняя принцип решения; начиная решать задачу и предлагая продолжить и т.п.). У детей с актуальным уровнем развития могут быть разные потенциальные возможности.

Обучение должно ориентироваться на зону ближайшего развития. Обучение, по Л.С. Выготскому, ведет за собой развитие. С.Л. Рубинштейн, уточняя позицию Л.С. Выготского, предлагает говорить о единстве развития и обучения.

Обучение должно соответствовать возможностям ребенка на определенном уровне его развития, реализация этих возможностей в ходе обучения порождает новые возможности следующего более высокого уровня. «Ребенок не развивается и воспитывается, а развивается, воспитываясь и обучаясь», ‑ пишет С.Л. Рубинштейн. Это положение совпадает с положением о развитии ребенка в процессе деятельности.

Задания для самостоятельной работы

1. Приведите примеры влияния среды на развитие личности ребенка как социального существа.

1. Развитие личности ребенка / Пер. с англ. ‑ М., 1987.

2. Эльконин Д.Б. Введение в детскую психологию // Избр. психол. тр. ‑ М., 1989.

3. Выготский Л.С. Проблемы развития психики: Собр.соч.: В 6 т. ‑ М., 1983. - Т. 3.

4. Выготский Л.С. Проблемы развития психики: Собр.соч.: В 6 т. ‑ М., 1983.- Т.4.

5. Леонтьев А.Н. К теории развития психики ребенка // Хрестоматия по детской психологии. ‑ М.: ИПП, 1996.

6. Эльконин Д.Б. Психическое развитие в детских возрастах. ‑ М. ‑ Воронеж: МПСИ, 1997.


Развитие психики ребенка представляет собой сложный, длительный, непрерывный процесс, который происходит за счет влияния разного рода факторов. Это факторы социальные и биологические. В данной статье мы подробно рассмотрим особенности психического развития детей на разных возрастных этапах и поговорим о том, на что родителям обратить внимание.

Как формируется нервная система

Когда ребенок рождается, масса его головного мозга составляет около 1/8 массы тела. К первому году жизни мозг увеличится вдвое, а к трем годам он уже будет в три раза больше, чем при рождении и составит 1/13 массы тела. Отсюда следует понимать, что после рождения головной мозг не просто не перестает расти, а он продолжает активно формироваться. Так, образуются извилины, мелкие и крупные, бороздки. Активно развивается слабый от рождения мозжечок. Незрелость мозга новорожденного, тем не менее, не влияет на систему безусловных рефлексов. Врожденные навыки не только помогают малышу питаться, контактировать с окружающим миром, но и позволяют в дальнейшем формировать более сложные формы деятельности. Так, с самого раннего возраста малыш будет проявлять недифференцированный характер реакций. Однако развитие нервной системы в первый год его жизни будет самым быстрым и энергичным . Дальше темпы развития будут более замедленными, но приобретут иной характер и будут направлены уже не на формирование и развитие рефлекторной системы, а на развитие психических навыков.

Этапы формирования психики

В медицине разделяют несколько этапов формирования детской психики. Поговорим о них подробнее:

  1. Моторный этап. Он характеризуется приобретением новых навыков моторной системы. Актуален для первого года жизни малыша.
  2. Сенсорный этап. Является продолжением моторного и характерен для возраста до 3 лет. В этот период движение ребенка становятся более осознанными, уверенными и целенаправленными. Кроме того, сенсорная моторика становится своеобразной базой для формирования остальных, более сложных, психических функций.
  3. Аффективный этап. Он длится до подросткового возраста ребенка, почти до 12 лет. В этот период деятельность ребенка будет приобретать более индивидуальный характер и стремиться к постоянству индивидуальности.
  4. Идеаторный этап. Характерен для детей 12-15 лет. В это период появляется абстрактность мышления, усложняются понятия, умозаключения, более глубокими становятся суждения. В уме дети начинают строить предварительные планы поступков.

В отдельные периоды жизни ребенка возможны психические нарушения. Они обусловлены чрезмерно быстрым формированием не только психических, но и физических качеств, что может вылиться в виде напряжения деятельности других жизнеобеспечивающих систем. Причиной нарушений служит и изменение гормонального фона. Это кризисы 3 лет и 12-14 лет. Конечно, возрастные рамки данных этапов условны и могут служить лишь примерным ориентиром. Но родители должны знать о возможных расстройствах и в этот период уделять особенное внимание своим детям.

Непрерывным и очень интересным процессом является познавательное развитие дошкольников. Крошка начинает знакомиться с миром с первых мгновений после р...

Периоды психического развития

Перечисленные выше этапы развития психики подразделяются на периоды ее развития, которые характерны для того или иного возраста. Родителям новорожденных детей нужно обязательно знать об этих периодах и отталкиваться в будущем от этих знаний в воспитании детей. Если вы не будете травмировать ребенка, мешать развитию его психики, то вы поможете ему вырасти уверенным и уравновешенным человеком. Помните, что любые страхи, комплексы, нервные и психологические расстройства идут «родом из детства». Даже самые на ваш взгляд неприметные и «неважные» события могут сформировать страх на уровне подсознания или заложить фундамент для какой-нибудь из особенностей его характера. Мы советуем изучить подробно информацию о периодах развития психики у детей и опираться на нее.
Итак, периоды развития психики:

  • Период младенчества. В первые недели и месяцы жизни ребенок абсолютно беспомощен и любые его потребности могут удовлетворяться только с помощью взрослых. Малыш почти не может взаимодействовать с окружающим миром, он плохо видит и слышит в первое время после рождения. От родителей этот период требуется помочь малышу как можно быстрее освоить навыки «общения» с окружающей его средой. Для этого важно в первый год жизни заниматься на развитие мелкой и крупной моторики, помогать формировать восприятие цветовой гаммы, изучать формы текстуры, объемы предметов на ощупь. Правильно подобранные игрушки и регулярные сенсомоторные упражнения будут стимулировать дальнейшее развитие органов чувств. Выделять себя, как остальных, от окружающего мира малыш пока не может. Не может он и переживать какие-либо состояния, кроме естественных, например, голода или боли. Причины, последствия, содержания каких-либо эмоций и действий он понять не в состоянии. Поэтому родители малышей первого года жизни не должны требовать от своего чада выполнения каких-либо правил в играх . Бессмысленно объяснять малышу, который только научился ползать о том, что нельзя брать какие-то предметы или делать какие-то действия. Смысла слов малыш пока не видит, ему лишь доступны понятия указаний и наименований.
  • Период раннего детства. Некая самостоятельность начинает формироваться в этот период, который длится с 1 до 3 лет. Малыш уже активно учится ходить, далее бегать и прыгать, активно исследует предметы и начинает учиться осмысленно разговаривать. Но диапазон возможностей малыша еще сильно ограничен, а образцом поведения служат близкие родственники. Чтобы малыш что-то начал делать сам, он сначала должен увидеть, как это делают другие. Вместе с мамой и папой он будет с удовольствием изучать самые разные предметы и играть в разные игры. При этом, без привлечения взрослых заниматься играми сам не будет. В период раннего детства у маленького человека происходят важные психические открытия. Так, постигается назначение предметов, ребенок начинает понимать, что у вещей и действий есть смысл. А чтобы постичь этот смысл, предметами нужно научиться правильно манипулировать. Но самый важный аспект развития психики в этот период - это процесс осознания ребенком своего «Я». Постепенно он станет отделять собственные действия от действий взрослых, он сможет «видеть» самого себя. Начнет формироваться самооценка, самосознание. А отсюда и появится потребность к самостоятельности и невыполнению указаний взрослых. К концу периода может проявиться кризис 3-х лет, о котором мы говорили выше в материале.

  • Период младшего дошкольного возраста. В этот период ребенок вступает после преодоления кризиса 3-х лет.
    Малыш уже умеет действовать автономно, самостоятельно, у него имеется определенная самооценка. Он хорошо передвигается и уже имеет достаточно развитую речь, что позволяет ребенку в определенные моменты чувствовать себя «наравне» со взрослыми. Однако, малыш интуитивно понимает, что большинство поступков взрослых основаны не на умениях, а имеют смысловую нагрузку. То есть взрослый что-то делает не потому, что умеет это делать, а потому, что у него есть на это какая-то причина. Отсюда формирование мотивационно-потребительской сферы становится основной задачей данного периода. Чем могут помочь взрослые в этом вопросе? Ответ прост! По возможности каждый день играть с малышом в сюжетно-ролевые игры. Помните, что в младшем дошкольном возрасте лучше всего ребенок усваивает информацию посредством игры. Именно так можно смоделировать «мир взрослых» и перенести в него некоторые жизненные ситуации, а потом сделать это наоборот. Кстати, использование в играх заменителей реальных предметов активно помогает развитию абстрактного мышления и воображения. Эту особенность развития психики ребенка очень важно взять на заметку тем родителям, которые любят скупать все современные игрушки. Запомните, для развития знаково-символической функции и воображения лучше дать малышу, например, деревянный брусочек для игры в «мобильник», чем настоящий телефон.
  • Период старшего дошкольного возраста. В период подготовки к школе малыш приобретает новые особенности психики. Он уже более независим от взрослых, самостоятелен, учится брать ответственность за свои поступки. В это время присутствует огромная потребность в общении с другими детьми такого же возраста. Дети учатся понимать определенные принципы и закономерности в научных экспериментах, могут формировать логические выводы. Чтобы качественно подготовить ребенка к школе, родителям нужно научить его «полезным привычкам» и возможности восприятия информации на слух. К привычкам относятся элементарные правила ухода за собой, вежливого отношения к окружающим . При этом, важно не просто научить ребенка, например, помогать пожилым людям, а объяснить мотивацию и причину такой помощи. Восприятие информации на слух поможет развитию памяти и абстрактного мышления, что очень важно для успешных занятий в школе.
  • Младший школьный возраст. В период с 7 до 11 лет практически каждый ребенок переживает кардинальные изменения в своей жизни. Школьная дисциплина, необходимость выстраивания отношений в новом коллективе, меньше индивидуального внимания от педагогов оказывают сильное психическое воздействие. Именно в этот период родители должны быть максимально внимательны к настроению, чувствам ребенка, должны давать постоянную эмоциональную поддержку. В этот период ребенок смотрит по-другому на собственную деятельность. Он уже может оценить собственные изменения, «кем он был» и «кем стал», начинает формироваться способность к планированию.
  • Подростковый возраст. В возрасте 11-14 лет наступает критический по мнению большинства детских психологов возраст. Ребенок одновременно хочет «расстаться» с детством, то есть почувствовать себя более взрослым, но при этом, не хочет получать больше ответственности. Ребенок готов к «взрослым» поступкам, но детство все еще привлекательно своей «безнаказанностью». Бессознательные, безответственные поступки наперекор родителям, постоянные нарушения границ и запретов характерны для подростков этого периода. В зависимости от модели поведения, которую выберут родители, ребенок может начать понимать свое место в этом мире, заниматься самосознанием или же постоянно бороться с системой запретов и отстаивать свое «Я». Появление новых авторитетов среди чужих людей не должно отпугивать родителей. Именно в семье ребенку могут помочь выстроить правильную для него систему мотиваций.

Мы советуем родителям очень внимательно относиться к психическому состоянию детей в любом их возрасте, но и не забывать про себя. Помните, что основное настроение в доме исходит от взрослых, дети лишь отражают полученные ими эмоции.

Вниманию присвоен статус одной из наиболее значимых составляющих познавательной деятельности. Этот психический процесс позволяет людям выбирать объект...

Дети с задержкой психического развития

ЗПР (задержка психического развития) на физическом уровне может не проявляться, поэтому до определенного возраста родители даже не подозревают о таком диагнозе. Однако проблемы с социальной адаптацией и обучением в школе должны их насторожить. Поставить диагноз ЗПР сможет только специалист, но родители могут определить его по нескольким характерным признакам.

  • Во-первых, при нарушениях внимания. Ребенок постоянно отвлекается, не может сосредоточиться на конкретной задаче, показывает повышенную двигательную активность.
  • Во-вторых, при нарушениях восприятия, когда ему сложно определить давно знакомые предметы в новом ракурсе, обстановке. Или же ребенок может не запоминать имена людей, которых часто видит. Наблюдается и отставание в развитии форм мышления, особенно, в выстраивании логических цепочек. Сюда же относятся и проблемы с речью, недоразвитие лексико-грамматической стороны.

Сам диагноз ЗПР препятствием к обучению по общеобразовательным программам не является, однако, требует корректировки с учетом особенностей развития ребенка.

4 0

Дети в семье – это «губки», которые впитывают в себя все, что видят и слышат. Именно эти факторы и влияют на развитие психики ребенка. Поведение малыша отражает то, что происходит у него дома между мамой и папой или другими родственниками. Конечно, это не единственный показатель, стоит учитывать также еще генетические предрасположенности. Большое влияние на психоэмоциональное состояние вашего чада оказывает и его окружение, а также электронные гаджеты, которые дети берут в руки уже с первого года своей жизни. В этой статье мы поговорим подробно на эту тему, чтобы выяснить, что же именно влияет на формирование психики ребенка, и что делать, чтобы ее укрепить, если это необходимо.

Детская психика – это важная составляющего общего здоровья ребенка. На нее все родители должны обращать должное внимание, чтобы воспитать личность с нормальным восприятием мира, характером и амбициями.

Как показывают результаты исследований психики ребенка, она начинает у него формироваться еще тогда, когда он развивается в утробе матери. На этот процесс влияет исключительно образ жизни будущей мамы, а также генетика. Малыш появляется на свет уже со своим характером и с первых дней начинает его проявлять. Сначала поведение ребенка обуславливается только его рефлексами, которые вырабатываются у него постепенно по мере роста:

  • В первые несколько дней у него есть только один рефлекс – сосательный. Характерными движениями губами он показывает маме, что голоден.
  • У него гораздо быстрее формируются чувственные рефлексы, чем двигательные. Сначала он начинает видеть, слышать, тактильно ощущать, а только потом учиться контролировать свои движения.
  • Когда период новорожденности заканчивается (это обычно происходит на 2 месяце жизни ребенка), он уже узнает, где его мама, папа. Проявляется активно рефлекс «оживления».
  • В период жизни ребенка до года на его психику сильнее всего влияют родители, которые должны правильно реагировать на его потребности. Малыш все повторяет за ними, подражает им. Ему очень важно внимание родственников на этом этапе жизни, чтобы он рос, полноценно развиваясь.
  • Ближе к году кроха уже пытается что-то говорить, потому что у него хорошо развиты связи между предметами, которые он чаще всего видит и держит в руках, и их названиями.

Особенности психики ребенка в 2-4 года

Когда крохе исполняется 2 года, то он уже не может восприниматься родителями просто, как ребенок. Это уже личность, которая активно заявляет о себе. Малыш требует, проявляет амбиции и характер. Все, что он видит вокруг. Воспринимается им близко к сердцу и откладывается в виде отпечатка на его психоэмоциональном развитии. Он во всем подражает своим родителям и познает мир посредством игры.

Именно в возрасте 2-4 лет у ребенка формируется социальная позиция. Если родители будут отталкивать от себя малыша, когда ему нужна помощь или внимание, то он просто станет замкнутым и не захочет общаться со сверстниками.

В этом возрасте начинает активно себя проявлять у детей «Кризис 3 лет», когда он хочет во всем проявлять самостоятельность. Именно так малыш доказывает, что он самостоятельный, взрослый. Родителям на это нужно правильно реагировать – не ругать, не наказывать, а проявлять исключительное спокойствие и поддержку. Даже если что-то ломается в процессе познания мира ребенка – это нормально. Если вы позволите ему все это, то он вырастет полноценным, раскрепощенным и любознательным человеком.

Особенности психики ребенка 5-7 лет

Ребенок, достигший дошкольного возраста – это человек с ярким темпераментом. Дети в возрасте 5 лет очень любознательны и активны. Им хочется общаться, именно поэтому они начинают задавать очень много вопросов, на которые им обязательно нужно давать ответы. В этом возрасте родителям нужно обеспечить своему ребенку нормальную среду для развития:

  1. Они должны позволять ему общаться со сверстниками столько, сколько хочется ребенку. Не надо его заставлять делать это, если он не хочет, но и ограничивать его нельзя. Крохе обязательно нужно научиться, как вести себя в детском коллективе. В этом ему помогает общение с одногодками в детском саду. Если вы хотите, чтобы малыш быстро адаптировался к школе, то его обязательно нужно отдать в детский садик.
  2. Кроме того, родители должны именно в этот период развития своего чада обратить внимание, к чему у него имеются склонности, какие у него таланты. Ребенку нужно ходить на разные развивающие занятия, чтобы расти эмоционально удовлетворенным человеком.

В дошкольном возрасте ребенку требуется повышенное внимание со стороны родителей. Если он будет испытывать дефицит общения с ними, то у него разовьется нездоровый дух соперничества. Он начнет привлекать к себе внимание любым способом. Вы должны всеми возможными способами проявлять по отношению к своему крохе любовь, если хотите, чтобы он вырос милосердным, добрым и отзывчивым человеком.

Что оказывает влияние на психику ребенка?

Исходя из всего вышесказанного, получается, что на психику ребенка влияет несколько основных факторов:

  1. Семья. Если в ней царит гармония, любовь и взаимопонимание, то никаких проблем со здоровьем у ребенка не будет. Он вырастет спокойным, уравновешенным и любознательным человеком. Но если дома постоянные скандалы, или родители разводятся, то все это травмируем психику малыша. Он начинает думать, что никому не нужен, что его жизнь ничего не значит. Особенно сильно это понимание отражается на его поведении, если у сверстников хорошие семьи, в которых мама и папа любят друг друга. Вы обязаны контролировать все, что произносите вслух. Психологи выделили несколько фраз, разрушительных для психики ребенка. Их вы должны вообще исключить из своей лексики:
  • «Даже не плачь, потому что это ни для кого значения не имеет» — услышав такое, ребенок испытает страшное разочарование.
  • «Плохо, что ты совсем не похож на своего брата! Вот он молодец» — эта фраза просто убьет в ребенке все человеческое, он будет ненавидеть и вас, и брата, с которым вы его сравниваете. Под эту же категорию детей попадают и те, чьи родители все время пытаются сравнить своих чад с соседскими детьми.
  • «Ты постоянно все делаешь неправильно!» — если вы хотите, чтобы у ребенка развился комплекс неполноценности, и никогда не возникало желания исправлять свои ошибки, то можете, безусловно, говорить ему такие обидные вещи. Но вы поставьте себя на место ребенка. Как бы вы отнеслись к подобного рода словам.

  • «Мне из-за тебя стыдно!» — казалось бы, безобидная фраза, которая должна заставить вашего малыша задуматься о своем поведении. Но на самом деле, когда малыш слышит в свой адрес такие слова, он думает, что мама его не любит, потому что не воспринимает таким, какой он есть.
  • «Ты итак толстый/глупый/некрасивый» — если даже ваш ребенок имеет какой-то изъян, вы не должны акцентировать на этом внимание. Наоборот, предпринимайте всевозможные меры, чтобы он думал, что для вас он самый красивый, умный и лучший. Если вы этого делать не будете, то неуверенность в себе по жизни будет сопровождать вашего ребенка, он станет несчастным человеком.
  • «Зачем я только тебя родила!» — в порыве гнева многие родители могут сказать такую ужасную фразу. Особенно часто такие слова звучат в неблагополучных семьях, в которых изначально были сомнения – рожать ребенка или нет. Если ваш малыш когда-либо услышит подобное, он может просто свести счеты с жизнью или вырасти злым, мстительным и плохим человеком.
  • «Ты мне надоел! Я сдам тебя в детский дом!» — ребенку вообще не будет понятно, как он мог надоесть собственной матери или отцу! Это ненормально, родительский труд предполагает, что на пути воспитания ребенка будут возникать множественные трудности, но это не позволяет ни маме, ни папе говорить обидные слова своему ребенку.
  1. Окружение. Если малыш постоянно пребывает в одиночестве, ему не позволяется общение с другими детками, он не видит ничего, кроме своих игрушек, бабушек и дедушек, то развиваться полноценно он не может. Он однозначно замкнется в себе и будет расти в какой-то мере аутсайдером, потому что никто не будет его воспринимать нормально.
  2. Интернет и электронные гаджеты. Чаще всего у детей нарушается психика, потому что они подолгу проводят время у экранов телевизора, с телефоном или планшетом в руках. Это очень удобно, конечно, для родителей, которые заняты работой – включить мультфильм ребенку и оставить его в своей комнате. Но ученые свидетельствуют от обратном. Они утверждают, что влияние компьютера на психику детей пагубное. Ему можно позволить всего несколько минут в день просидеть за игрой или за просмотром мультфильма. Даже если вам кажется, что то, что смотрит ваш ребенок, никак не повлияет на его мировоззрение, вы должны осознавать, что влияние мультфильмов на психику детей огромное. Они начинают подражать героям, на которых смотрят, повторять их поступки. А ведь современные мультипликационные передачи не всегда построены на основах морали и духовных ценностей.

Если вы заметили какие-либо расстройства психики ребенка, незамедлительно обращайтесь к детскому психологу, чтобы исправить ситуацию, пока не поздно. Если явных нарушений в поведении своего малыша вы не наблюдаете, это не значит, что повода для беспокойства нет. Периодически проводите несложный тест, который поможет вам понять, в каком состоянии находится психика вашего ребенка. Что нужно делать:

  1. Попросите своего ребенка нарисовать портрет семьи. Дайте ему карандаши, фломастеры и чистый лист. Потом проанализируйте, что у него получилось. Обращайте внимание на все детали – какого размера человечки, что вокруг них, какие цвета малыш использовал. Все это отображает, как он воспринимает свою семью и себя в ней. Если вы увидите, что он себя нарисовал очень маленьким, почти незаметным, при этом использовал темный цвет фломастера, а вокруг себя нарисовал странные значки, то срочно обращайтесь к специалистам. Если вы не можете расшифровать, что значит изображение, которое сотворило ваше чадо, тоже обратитесь к психологу. Он точно вам скажет, стоит ли вам переживать, или все с вашим крохой хорошо.
  2. Попросите своего малыша нарисовать на листе бумаге дом, дерево и человека. Обратите внимание на все детали каждого рисунка:
  • Дом – это отображение того, как ребенок воспринимает себя в этом мире. Если малыш нарисовал старый дом, это значит, что ему некомфортно жить. Если дом вдали, значит, малыш не знает, какое место в семье ему отводят родители. Если дом красивый, новый и расположен на переднем плане рисунка, это говорит о том, что ему все нравится, и он счастлив.
  • Дерево – отображение того, что тревожит ребенка. Если он нарисовал голое дерево без листьев с тонким стволом, который разукрасил в темный цвет или небрежно заштриховал, это говорит о том, что в душе у вашего малыша живет страшная тревога, которая не дает ему полноценно развиваться.
  • Человек – отображение того, как он относится к своей семье. Обратите внимание, красивый ли получился человечек, какие у него руки, ноги, волосы, выражение лица. Эти детали вам подскажут, любит ли ребенок своих родителей, или он испытывает уже по отношению к ним какой-то негатив.

Есть еще много разных методик, но их лучше проводить в кабинете профессионального психолога, который сразу же проведет анализ психоэмоционального состояния малыша и поможет вам найти ответы на многие интересующие вас вопросы.

Как укрепить нервную систему и психику ребенка?

Если имеются какие-то проблемы с психикой ребенка, то вы должны, прежде всего, исключить все факторы, которые могут негативно отражаться на психоэмоциональном здоровье малыша. Психологи советуют современным родителям придерживаться таких рекомендаций:

  • Не решайте никаких проблем в присутствии ребенка – чего бы они не касались.
  • Не разговаривайте громко и не проявляйте агрессию ни к кому. Даже если ваша кошка или собака дома нагадили, не кричите, а ведите себя спокойно и уравновешенно.
  • Показывайте на личном примере своему малышу, каким должен быть у него режим дня и рацион. Ешьте все то же самое, что даете ему, спите с ним в одном режиме, гуляйте, занимайтесь, ведите активный образ жизни, но не в одиночку, а вместе со своим ребенком.
  • Давайте ему народные успокоительные отвары – это валериана, мята, пустырник. Не используйте седативных средств, потому что они, кроме привыкания, ничего хорошего вашему ребенку не принесут.

Окружите свое чадо любовью, заботой и вниманием. Разговаривайте с ним, ведите себя так, как будто он уже взрослый человек, с которым можно пообщаться на равных. Благодаря нашим советам вы сможете вырастить полноценного и жизнерадостного человека, который по жизни будет творить добро и дарить другим людям радость.

Видео: «Психика ребенка»



 

Возможно, будет полезно почитать: