Русская народная рубаха мужская. Символизм традиционной русской рубахи. Вид и крой женских рубах в народном славянском стиле

Друзья, новая подробная статья с фото в помощь многим людям, которые делают первые шаги по шитью своими руками русской народной традиционной одежды и, в частности, русской народной мужской рубахи

Статья написана по материалам мастеркласса группы =Возрождение родных традиций=Воронеж= в сети «Вконтакте»
Благодарим Наталью Колесникову и Анну Березнякову!

Для шитья рубахи понадобится около двух погонных метров льняной ткани, весьма желательно чистой и без примесей. Ширина полотна может быть как 1,4 метра, так и 1,5 и 1,6 метра — какую найдёте.
Швейная машинка с набором ниток, хорошие ножницы, мелок или карандаш, булавочки.

Ткань желательно замочить в горячей воде, чтобы она дала усадку. После высушить и отутюжить. Разложить ткань на ровной поверхности по длине.

Необходимо отмерить (предварительно замерив любимого мужчину) и изготовить детали.

Например при росте 1,80 можно смело отрезать все 2 метра (по длине ткани), а ширину рубахи можно отмерить — просто приложив к ткани ту вещь (свитер, рубаху), которую он носит и в которой ему комфортно. Добавьте 2 сантиметра на швы и можете кроить.

Заранее подберите тесьму (бейку, вьюнок), контрастную ткань и приложите к ткани.

Итого у вас получается: одна становина (длинный прямоугольник), два рукава (длина примерно 63-65 сантиметров (лишнее уйдет в подгиб), а ширина стандартная 42+2 сантиметра на швы (потом рукав складывается вдвое и прошивается, но это потом). И две ластовицы 12х12 сантиметров.

Складываем становину по длине, а потом по ширине. Точно сводя уголки и «плечевой верх». Наша задача определить на верху центр и вырезать ровненько горловину.

На фото ткань сложена вчетверо (в длину, потом в ширину). Отмеряем и отрезаем. Сначала можно приблизительно начертить закругленный уголок.

Отрезали горловинку, сразу протаскиваем её внутрь через образовавшуюся прорезь и откладываем в сторонку — по традиции для сохранения энергии в рубахе.

Вот так, как на фото.

Далее прочерчиваем горловинку глубже (это вырез спереди) и аккуратно и ровненько отрезаем уже одну ткань (а не две и не четыре). Загибаем и симметрично дорезаем. Т.е. спереди у нас вырез получается глубже и удобнее, чем сзади. Пусть пока это будет не большое отверстие — голова в него проходить не должна, так как для этого еще будет сделан разрез.

Вырез готов. Если будете делать воротничек-стойку, то вырез должен быть гораздо меньше, практически по шее.

Обмеряем вырез горловины сантиметровой лентой для того, чтобы раскроить косую бейку (её можно и купить, но мне не нравится покупная тем, что она узковата).

Выкраиваем косую бейку. можно на контрастной ткани, как у меня. располагаем метр или линейку по косой (примерно под углом 45 градусов) и очерчиваем длину горловины. А шириной она будет 5-6 сантиметров.

Вот, что у нас получилось. Косая бейка. Пара ластовиц и обтачка (примерно 15х13 сантиметров)

Обрабатываем края всех деталей, кроме горловины и косой бейки. Хорошо оверлоком, но можно и простым зигзагом, как на фото.

Находим у неё (обтачки) центр (важно, чтобы он совпал с центром рубахи). Кстати, вырез может быть и с боку, для этого нужно передвинуть обтачку в право. Однако, в данном примере, вырез по центру.

По бокам чертим две линии на расстоянии примерно 1 сантиметр.

Ровно прострачиваем по прочерченным боковым линям. Напоминаем — все это на лицевой стороне рубахи! И вместе с нижней тканью становины делаем разрез по центру обтачки, такой глубины, какой необходимо сделать глубину выреза.

Не доходя до края простроченной линии 1 сантиметр останавливаемся и делаем боковые надрезы прямо в самые уголки. Очень важно прорезать до самого-самого уголочка (НО! НЕ ПРОРЕЗАТЬ НИТКУ). Далее выворачиваем на изнанку и с лицевой стороны прошиваем.

Теперь, как раз самое время нашить тесьму, если она будет, чтобы концы её «спрятать» под бейку, которую мы сейчас будет пристрачивать.

Приложите косую бейку к краю горловины с лицевой стороны (оставив её краешек 2 сантиметра) и приколите её булавочками. Когда будете прикалывать хорошенько её натягивайте, это делается для того, чтобы воротничек имел форму.

Пришейте. Это будет выглядеть примерно так. Обратите внимание, чтобы с обеих сторон ширина строчки была одинакова (примерно 1 сантиметр или «на ширину лапки»)

Подгибаем косую бейку два раза вовнутрь (к изнанке)так, чтобы она закрыла первый шов и прострачиваем с лица очень аккуратно, стараясь попасть в русло (т.е. в стык). Этим швом мы должны закрепить полностью косую бейку уже в сложенном виде.

Таким образом доходим до конца. Проверяем — совпадают ли у нас по ширине два края.

Проверяем так же везде ли мы с изнанки «захватили»- прошили подвернутую бейку. Если не везде, то подшиваем, если надо распарываем и прострачиваем еще раз.

Края подрезаем до 1,5 сантиметров и заправляем вовнутрь, удобно это делать ножницами, как на картинке. позже туда пришиваем пуговичку и петельку.

Сшиваем рукава, одновременно притачивая к ним ластовицы.

Складывая вдвое рукав сразу подкладываем в него ластовицу к самому краю. Соединяем строчкой края рукава, но дойдя до подложенной внутри ластовицы замедляем скорость машинки и уходим к краю ткани (не застрачивая ластовицу, а останавливаясь у самого её края).

Поднимаем иголку (если надо поднимаем и лапку), отгибаем один край рукава и механическим движением руки направляем иголочку уже в край ластовицы. И от края плавно закругляем строчку ровно вверх. Обрезаем нитку.

Скрепляем другой, верхний край рукава с краем ластовицы. Поворачиваем рукав и уже сверху прошиваем его вместе с ластовичкой также закругляя к низу. Дело тонкое и требует сноровки. На это надо обратить особое внимание внимание, чтобы под мышкой потом не оказалось дырки.

Таким же образом «разделываемся» и со вторым рукавом и ластовицей!

Вот, что должно получиться.

Теперь находим центр плеча на рукаве и на становине. Для этого складываем её по длине и отмечаем верхние крайние точки-плечи и прикалываем туда по булавочке. Рукав должен быть вывернут на лицевую сторону.

Совмещаем места, куда приколоты булавочки на рукаве и на становине. Кладем их ЛИЦОМ к ЛИЦУ (то есть лицевыми сторонами друг к другу. Это очень важно, иначе рукав может оказаться пришитым во внутрь!

Как сшить народную рубаху, такую, как носили в деревнях наши предки? Такой вопрос все чаще и чаще стал интересовать пользователей интернета. И в этом нет ничего удивительного. Ведь возрождение традиций в народном костюме является важной составляющей для сохранения наследия предков, сохранения уникальной культуры любого народа.

Сайт Самошвейка с особым трепетом относится к возрождению не только народных традиций, но и кройки с шитьем в народном стиле. Вспомним, хотя бы, . И сегодня автор Наталья делится личным опытом по раскрою и пошиву народной рубахи в русском стиле. Далее повествование от первого лица.

У меня нет особых навыков в шитье, я не оканчивала курсы кройки и шитья, но пошить русскую рубаху в народном стиле мужу для меня не составило никакой сложности.

Потребуется всего 4 мерки: обхват в самом широком месте (в моем случае был обхват живота мужа), длина рубахи, длина рукава, ширина горловины. В зависимости от комплекции «модели» потребуется разное количество ткани. Мой мужчина крупный, поэтому я приобрела 2,5 метра поплина (на всякий случай с запасом). Обычно берут 2 длины. Еще потребуется тесьма: широкая – примерно 5 метров и узкая – метра 2.

Выкройка русской рубахи

Складываем ткань, отмеряем длину и вырезаем. На сгибе отмечаем середину и вырезаем горловину. Она может быть немного узковата, ведь будет еще разрез (как на картинке). По такому же принципу вырезаем рукава, зауживая их к манжету.


Как сшить русскую рубаху

Сметываем срезы и меряем. Ластовицу делать не обязательно, но иногда рубаха некрасиво тянет подмышками, в этом случае, чтобы придать эстетичный вид, лучше немного заморочиться. Ластовица – ромб, длина стороны зависит от длины изделия, я делала 10 см. Если на примерке все прошло отлично – сострачиваем швы, оставляя по бокам разрезы примерно 5-7 см. Вырез на горловине я обстрачивала косой бейкой, но можно просто обстрочить зигзагом.

В русской рубашке для мужа я сделала воротник-стойку. Как оказалось, бояться этого словосочетания совсем не нужно, оказалось, что это совсем не сложно. Измеряем по кругу длину горловины + 1,5 см. на швы. На ткани рисуем прямоугольник полученной длины, слегка приподнимая (закругляя) концы, ширина прямоугольника – 2 ширины широкой тесьмы+1,5-2 см. на швы. Уплотнять воротник не обязательно, так как тесьма достаточно плотная и самостоятельно будет держать форму. Сострачиваем воротник, пришиваем его к горловине. Я делала 2 шва: основной – пристрочила воротник, второй – подогнула полученный край и пристрочила его к основному полотну. Се, осталось только украсить рубаху.


Широкую тесьму пришиваем на воротник и по сторонам от выреза, ей же оформляем манжеты, узкая тесьма идет на оформление подола, нижнего края рубахи. Пояс я тоже сделала из широкой тесьмы, просто пришила к оборотной стороне ткань и оформила бахромой. Свою рубаху я потом носила в ателье, чтобы мне оформили шнуровку (нужно специальное приспособление), но можно просто пришить пуговицу в тон тесьмы.

Надеюсь, вам поможет мой опыт. Моему мужу моя работа очень понравилась.


Древнейшей, самой любимой и распространённой нательной одеждой древних славян была рубаха. Языковеды пишут, что её название происходит от корня «руб» - «кусок, отрез, обрывок ткани» - и родственно слову «рубить», имевшему когда-то ещё и значение «резать». Надо думать, история славянской рубахи действительно началась в глубине веков с простого куска ткани, перегнутого пополам, снабжённого отверстием для головы и скреплённого поясом.

Потом спинку и передок стали сшивать, добавили рукава. Учёные называют такой покрой «туникообразным» и утверждают, что он был примерно одинаковым для всех слоев населения, менялся только материал и характер отделки. Простой народ носил в основном рубахи из льняного полотна, для зимы иногда шили их из «цатры» - ткани из козьего пуха. Богатые, знатные люди могли позволить себе рубахи из привозного шёлка, а не позже XIII века из Азии начала поступать и хлопчатобумажная ткань. На Руси её называли «зендень».

Другим названием рубахи в русском языке было «сорочка», «сорочица», «срачица». Это очень старое слово, родственное древнеисландскому серк» и англосаксонскому «сьорк» через общие индоевропейские корни. Некоторые исследователи усматривают разницу между рубахой и сорочкой. Длинная рубаха, пишут они, делалась из более грубой и толстой материи, тогда как короткая и лёгкая сорочка - из более тонкой и мягкой. Так постепенно она и превратилась в собственно бельё («сорочка», «чехол»), а верхнюю рубаху стали именовать «кошулей», «навершником». Но это тоже произошло позже, в XIII веке.

Мужская рубаха древних славян была примерно по колено длиной. Её всегда подпоясывали, при этом поддёргивая, так что получалось нечто вроде мешка для необходимых предметов. Учёные пишут, что рубахи горожан были несколько короче крестьянских. Женские рубахи кроились обычно до полу (по мнению некоторых авторов, отсюда и происходит «подол»). Их тоже обязательно подпоясывали, при этом нижний край чаще всего оказывался посередине икры. Иногда, во время работы, рубахи подтягивали и по колено.


На основе этнографических данных 18-20 вв., Г.С. Маслова четыре основных типа мужских рубах:

  1. Туникообразная.
  2. С прямыми поликами.
  3. С узкими нашивками на плечах.
  4. На кокетке.
Туникообразный покрой мужской рубахи - наиболее древний из известных нам кроев и вместе с тем наиболее распространенный покрой. Различают два типа туникообразной рубахи: "с бочками" и "без бочков". Рубаха "с бочками" образуется из полотнища ткани перегнутого по утку (на месте сгиба прорезается ворот); к центральному (среднему) полотнищу пришиваются прямые полотнища, образующие "бочки" и рукав прямого покроя.

Туникообразная рубаха "с бочками" имеет несколько вариантов:

  • С прямыми цельными бочками;
  • со скошенными боковыми полотнищами (более поздняя форма, вытиснившая рубаху с прямыми бочками);
  • с бочками, выкроенными "по-топорному" или "в замок" (в северных регионах);
  • с боковыми клиньями, вставленными с каждой стороны сзади между средним и боковыми полотнищами, при этом прямые бочки, расширенные вставкой клиньев, пришивались в сборку (начало 20 в. на Алтае);
  • "колошкой". Особенность ее покроя в том, что боковые полотнища перегибаются на плечах так же, как центральное. Она имеет прямые рукава и прямой разрез ворота без воротника;
  • туникообразная рубаха без бочкой из одного перегнутого широкого полотнища. Такие рубахи изготовляли преимущественно из фабричной ткани, рубаху с бочками изготовляли из домотканого холста.
Сорочки из одного перегнутого полотнища холста. Изготовлялись в Закарпатье, имели специфичный покрой рукавов, пришитых в сборку.

Рубахи туникообразного покроя изготовлялись с прямым или косым разрезом на груди; без воротника "голошейка" или с воротником "стойка". "Голошейку" я прямым разрезом на груди считают наиболее древней. Косой разрез делали слева, часто рубаху дополнял воротник "стойка", застежка на пуговицы.

Мужские рубахи шили из домотканого холста, сохранявшего натуральный цвет волокон, поэтому такие рубахи обязательно орнаментировались. Из поколения в поколение передавались узоры вышивки или ткачества, они не были случайными. Случайность в орнаменте появилась в конце 19-начале 20 века в местах, где было сильное влияние города (Московская обл.).

В древние времена люди передавали свой мир, свои представления о нем, свои отношения с миром условным изобразительным языком. Это была первая система кода, изобретенная человеком и имевшая для него магический смысл.

Как отмечает Б.А. Рыбаков, в творчестве древних существовали и состязались друг с другом два принципа: более древний магический и приходящий ему на смену эстетический.

Рубаха в глазах наших предков обладала магической силой: защищала наиболее уязвимые части тела - шею, ноги, руки. Поэтому и покрывали орнаментом-оберегом горловину, низ рукавов, подол рубахи. Они и являются местами традиционного расположения орнамента. Ластовица также могла являться цветной декоративной деталью. Наряду с узорным ткачеством и вышивкой в качестве декора широко применялись тесьма, блестки, позумент, пуговицы, бисер, полоса кумача. По богатству украшений мужская праздничная рубаха иногда не уступала женской.

Рисунок материала для мужской рубахи

  • Без рисунка домотканая холстина, цвет натуральный;
  • Красная, бордовая, темно-красная, темно-боровая однотонная;
  • Клетка мелкая, цвет: сочетание белый - красный, темнобордовый - черный;
  • Полоска мелкая, цвет: голубой - белый, красный - черный - желтый, бордовый - черный;
  • Цветной набивной рисунок, цвет: красный, черный, пестрый, мелкий узор.

До нашего времени дошли только те образцы мужского костюма старообрядцев Алтайского края, которые сохранились в коллекциях краеведческих музеев. Поэтому мы можем рассмотреть их менее детально, но с полным описанием традиционного кроя.

Рубаха

Древнерусские мужские рубахи были также прямого покроя туникообразной формы и кроились из перегнутого пополам полотнища. Рукава делались узкими и длинными. Названия некоторых деталей мужской рубахи сходно с названиями в женской рубахе: становина, рукава, ластовицы (см. рис. 17).

Для пошива рубахи чаще всего использовался домотканый холст (см. Раскрой рубахи), позднее - покупные ткани: кумач, сатин, шелк (см. Раскрой рубахи с кокеткой). На холщовых рубахах проставки, отделка ворота, рукавов и низа рубахи делались из кумача, Отделка выполняла как декоративную функцию, так и символическую - как оберег. Верх рубахи делался на подкладе.

Длина Изделия - от середины шеи, по спине, на 20-25 см выше колена. Объем Шеи, Длина Руки - от шеи до середины запястья, Объем Кисти - меряется с подогнутым большим пальцем.

Раскрой рубахи:

См. рис. 18. Ткань - домотканый холст (ширина 40см).

Расход ткани 3.5м

Все детали кроятся по прямоугольникам. Становина выкраивается вдоль ткани из цельного полотнища, отмеряется 2 Длины Изделия (перегибается пополам). Длина бочка = Длина Изделия - Длина проймы. Ширина бочка -1.5 полотнища - 40см+20см, на худого мужчину - 40 см. Ширина рукава 60см. Длина рукава = Длина Руки - Ширина Плеча (на 48-50 размер длина рукава 70-72см). На рукав -1.5 полотнища (40см+20см). Глубина Проймы - 30см, если рукав без сборок, 25 см + 10 см, если со сборками на плече (10 см на сборки, 5 см спереди, 5см сзади). Ластовицы 15х15 см или 20х20см.

Последовательность шитья рубахи:

  1. Сшить становину с бочками, швы на бочках расположить сзади. Сложить бока, отметить середину. Заложить складки под мышками (односторонние 0.5-0.7см). Количество складок должно быть одинаково спереди и сзади. Складки закрепить строчкой и вышивкой (мелким крестом или зигзагом) вдоль каждой складки.
  2. Определить середину полотнища. Отложить 1.5-2 см вперед и назад, вырезать горловину.
  3. Сшить два полотнища рукава. Шов на переднюю сторону.
  4. Нашить становину на рукав, рукав на бочок.
  5. Нашить широкую проставку (до 5см). Шов проставки должен совпадать со швом соединения становины и бочка.
  6. Горловину и вырез отделать кумачом по косой бейке. Вырез (около 20см) должен составлять квадрат с горловиной. Квадрат украсить вышивкой.
  7. Обработать низ рубахи. Отделка "полянкой" рубахи. Застежка на левую сторону. Вышивка в квадрате по переду (возможно до пояса). Проставка кумачом, тесьмой по всему шву соединения становины с бочками. Ширина бочка 40см (без шва). Ширина рукава 40 см с клином (см. рис. 19). Низ рубахи отделывается лентой или контрастной тканью.

Застежка на правую сторону. Вышивка в квадрате по переду. Проставка из тканья по рукаву может быть вышитая. Свадебная рубаха украшалась мелким кружевом на конце рукава. Низ рукава отделывается кумачом или контрастной тканью, позднее - тесьмой. Если набраны складки то вышивкой по складкам. Низ рубахи отделывается лентой или контрастной тканью.

Раскрой рубахи с кокеткой:

См. рис.20 Ткань - сатин (ширина 60см). Расход ткани 3.5м. Кокетка кроится вдоль ткани, длина 50см (перегибается пополам). Ширина бочка 30см, если мужчина полный, то можно 60см.

Воротник

Стойка высотой 4-4.5 см. Планка шириной 2.5-З см - отделка на вырез. Рукава из целого полотнища с треугольным или трапецевидным клином (шир. 15 см).

Последовательность шитья:

  1. Сшить полотнища рукавов. Собрать складки на плечах односторонние или встречные. Шов на рукаве расположить на переднюю сторону.
  2. Собрать складки на бочках, так, что бочок уменьшится до 5-6см. Сшить становину и бочка.
  3. Кокетку нашить на рукав, потом на становину, так, чтобы шов кокетки совпал со швом становины.
  4. Ластовицу вшить "в надсечку". На нее нашить рукава и бочка. Уголки пришить вручную.
  5. Конец рукава по всему периметру заложить в складки 0.5- 0.7см, направленные вперед. Обшить тканьем или тесьмой.
  6. Пришить воротник и планку. Сделать вышивку.
  7. Обработать низ рубахи.

Отделка рубахи

Кокетку можно сделать на подкладе. На плечах делается рамка из контрастной ткани, которая ограничивает складки. Рамка с вышивкой, можно по складкам. Вышивка по воротнику и планке, можно вышить квадрат. Вышивка по периметру кокетки, можно отделать тесьмой.

На конце рукава можно сделать односторонние складки, можно бантики. Отделка контрастной тканью или тесьмой. Вышивка по складкам бочков или на тряпочке, которая нашивается на складки. Можно оформить рамку 5x15 см с вышивкой по складкам. Низ отделать лентой или контрастной тканью.

Ворот рубахи

Ворот - рубаха, непосредственно прилегавшая к телу, шилась с бесконечными магическими предосторожностями, ведь она должна была не только согревать, но и отгонять силы зла, а душу - удерживать в теле. Так, когда кроили ворот, вырезанный лоскут непременно протаскивали внутрь будущего одеяния: движение «внутрь» обозначало сохранение, накопление жизненных сил, «наружу» - затрату, потерю. Этого последнего всячески старались избегать, чтобы не навлечь на человека беду.

По мнению древних, следовало так или иначе «обезопасить» ee необходимые отверстия, имевшиеся в готовой одежде: ворот, подол, рукава. Оберегом здесь служила вышивка, содержавшая всевозможные священные изображения и магические символы. Языческий смысл народных вышивок очень хорошо прослеживается с древнейших образцов до вполне современных работ, недаром учёные считают вышивку важным источником в изучении древней религии. Эта тема поистине необъятна, ей посвящено огромное количество научных трудов Славянские рубахи не имели отложных воротников. Иногда удаётся восстановить нечто похожее на современную «стоечку». Чаще всего разрез у ворота делали прямым - посередине груди, но бывал и косой, справа или слева.

Застёгивали ворот на пуговицу. Пуговицы в археологических находках преобладают бронзовые и медные, но исследователи полагают, что металл просто лучше сохранился в земле. В жизни наверняка чаще встречались сделанные из простых подручных материалов - кости и дерева.

Легко догадаться, что ворот был особенно «магически важной» деталью одежды - ведь именно через него в случае смерти вылетала душа. Желая по возможности этому помешать, ворот столь обильно оснащали охранительной вышивкой (иногда содержавшей - конечно, у тех, кто был в состоянии себе это позволить, - золотое шитьё, жемчуг и драгоценные камни), что со временем он превратился в отдельную «наплечную» часть одежды - «ожерелье» («то, что носят вокруг горла») или «оплечье». Его пришивали, пристёгивали или вовсе надевали отдельно. В разделе Украшения подробнее рассказано об охранительном смысле украшений и о том, почему при маломальском достатке люди старались обзавестись золотом и благородными камнями и не прятали их в сундук, а размещали на одежде и на собственном теле.

Во все времена и для любого народа одежда имела не только традиционную практическую функцию, но и представляла национальную ментальность и культуру. Современные известные кутюрье все чаще используют русский для изготовления своих коллекций. Рубаха русская является самым древним и универсальным элементом Ее разрешалось одевать всем: мужчинам, женщинам, крестьянам, купцам и князьям.

История русской рубахи

Старославянский язык содержит множество слов, имеющих много общего с «рубахой». Но если подойти к данному вопросу этимологически, то наиболее близкими окажутся: «рубь» - отрезок, кусок ткани и «руш» - рушить, рвать.

Это нельзя назвать совпадением. Причина в том, что рубаха - это самое простое одеяние: тканевое полотно, согнутое посередине и оснащенное отверстием для головы. Да и ножницы появились гораздо позже, чем человек обратился к ткачеству. Постепенно рубахи стали скреплять по бокам, а потом еще и дополнять их прямоугольными кусками ткани - рукавами.

Отличительные особенности мужской русской рубахи

Рубаха русская (славянская) - это еще и средство социальной интеграции. Ее мог надеть на себя как знатный человек, так и рядовой мирянин - единственным отличием являлся используемый материал - лен, конопля, шелк, хлопок и богатство отделки.

Ворот, подол и запястья русской национальной рубахи обязательно должна была украшать вышивка-оберег. Русскую мужскую рубаху 17-18 века можно отличить от южнославянской по легко узнаваемым чертам: смещенному влево разрезу на горловине, позволяющему скрыть крестик, и длине по колено.

Женская рубаха

Русская женская рубаха является основополагающим элементом национального наряда. В южной части страны поверх нее одевалась юбка-понева, а в центральной и северной - сарафан. Льняную рубаху, по длине совпадающую с длиной сарафана, называли «станом». Кроме того, рубаха могла быть:

  • будничной;
  • праздничной;
  • ворожбенной;
  • покосной;
  • для кормления младенца.

Но к числу наиболее интересных относят рубаху-порукавку. Особенность этого одеяния состоит в очень длинных, порой до подола, рукавах, которые на уровне запястья были оснащены прорезями для рук, что позволяло завязать свисающие рукава за спиной. Кроме того, ношение подобной рубахи можно было осуществить еще одним способом: лишнюю длину рукава собрать в складку и прихватить. Конечно, такую рубаху нельзя назвать будничной, так как работать в ней, мягко говоря, неудобно (кстати, выражение «работать спустя рукава» берет свое начало именно отсюда).

Первоначально её надевали для ворожбы или какого-либо языческого религиозного обряда. А немного позже она стала праздничной одеждой либо нарядом для знатных людей.

Магнетизм вышивки-оберега

Даже спустя много лет после того, как русичи приняли христианство, они не перестали верить в целительную силу вышивки-оберега, нанесенного на нательную рубаху. Те же соображения брали в основу при пошиве первой рубашки для новорожденного - если родился мальчик, то использовали рубаху отца, а если девочка, то матери. Это был самый мощный оберег. Только к трехлетию ребенка шили одежку из нового материала.

Одежда или визитная карточка

В давние времена рубаха русская являлась не просто предметом одежды, но и визитной карточкой каждой женщины. Раньше не было бутиков и ателье, и в обязанности хозяйки входил пошив одежды для себя и своих родных. Следовательно, чем лучше сидел костюм, чем больше на нем было орнаментных элементов и украшений, тем более старательной считалась жена. Кроме того, славянское мировоззрение основывается на умении гармонизировать окружающее пространство - семью, двор, дом и т. д. А прийти к этому можно только в том случае, если будет достигнута внутренняя гармония. То есть, если у женщины все хорошо, то и результат ее работы будет великолепен. Вывод - если человек надел рваную рубаху, из которой торчат нитки, то и атмосфера в его семье и душе соответствующая.

Важно! Рукоделие считалось исключительно женским занятием. Этот факт также является подтверждением того, что, по мнению предков, за атмосферу в семье должна отвечать только жена.

Мужская рубаха

Русская рубаха мужская сильно отличается от женской. Разница состоит в более архаичном крое и декоре. Раньше была популярна домотканая ткань - полотно шириной 40 см (размер обусловлен конструкцией ручного Именно отсюда берет начало и вид кроя, применяемый по настоящее время - для изготовления рубахи используются вертикальные полосы ткани разной ширины. Ассортимент ширины современного материала позволяет не прибегать к использованию дополнительной полосы вдоль стана, но именно такой крой предусмотрен духом древности и традициями предков.

Русская которой отработана веками, не только проста, но и практична, ведь она обеспечивает полную свободу движений, что так необходимо мужчине как в работе, так и в бою.

Для декора обычно используются вышитые ленты или тесьма, основными местами расположения которых служат воротник, запястья и нижний край рубахи. Еще одним украшением является «подоплека» - участок от горловины до солнечного сплетения украшался посредством вышивки или вставки из другого материала.

Аутентичные образцы часто содержали свастичную символику. Данные элементы декора уже нельзя назвать простым украшением мужской рубахи - это скорее мощный оберег, защищающий хозяина от злой силы и черной энергии. Такой же обереговой силой обладал пояс, или кушак, который являлся неизменным и обязательным дополнением к мужскому наряду. Поэтому слово «распоясанный» означает не только потерю сдержанности и приличия, но и беззащитность перед злыми духами.

Цельная и составная женская рубаха

Просторная русская рубаха для женщины шилась из целого продольного полотнища. В разных губерниях подобная одежда имела свое название:

  • в Архангельской ее звали целошницей или исцеленницей;
  • в Вологодской - проходной;
  • в Калужской и Орловской - цельной или одностенной.

В XIX веке такие рубахи считались редкостью - их можно было встретить лишь на свадьбе да на похоронах.

Составная рубаха (русская) предполагает наличие верхней и нижней части. Первая должна была быть видна из-под сарафана или поневы, поэтому для ее изготовления использовалась льняная или конопляная, а потом - хлопчатобумажная или шелковая ткань. На изготовление нижней части шел плотный домотканый холст.

Рубахи XIX-XX веков преимущественно были составными. В основном при пошиве использовались очень экономичные выкройки, не оставляющие после себя обрезков-отходов, так как за модуль кроя принималась ширина ткани.

В состав рубахи входили прямоугольные и клинообразные детали. Крой переда и спинки - составляющих основ рубахи - производился таким образом, чтобы располагалась вдоль этих деталей. При необходимости подол рубахи расширяли посредством бокового полотнища или клина.

Для соединения рукава с центральной деталью использовался прямой угол.

Большинство рубах содержало ластовицу - квадратную или клиновидную деталь, расположенную под рукавом и обеспечивающую свободу рукам.

Виды кроя

Русская народная рубаха может быть скроена различными способами.

Самым архаичным считается туникообразный крой. К нему прибегали многие народы, а в нашей традиции он также нашел отражение и в других одеждах, например, в глухом сарафане, завеске и нагруднике.

К самому распространенному виду относится рубашка с поликами - плечевыми вставками, которые расширяют горловину рубахи, а также соединяют перед и спинку. Среди них можно выделить:

  • рубаху с прямыми поликами, пришивание которых осуществлялось параллельно утку основной детали стана;
  • рубаху с прямыми поликами, которые были соединены параллельно с основой стана.

Первые были популярны в губерниях, расположенных в северной и центральной частях страны, а вторые - в Рязанской, Московской губерниях, а также у населения верхней Оки.

Женская рубаха - базовый элемент русского национального костюма. О том, как в древности носили рубаху и как ее можно сшить сегодня, читайте в нашем материале.

Женская рубаха - основа как повседневного, так и праздничного костюма русской женщины. Рубаху начинали носить с раннего возраста. Собственно, рубашка и составляла всю одежду маленьких мальчиков и девочек у наших предков. По ходу взросления дети надевали поверх рубашки .

Рубахи украшали вышивками по подолу, вороту, рукавам. Богатые люди - расшивали жемчугом. Такой яркий декор был связан не только с эстетическими представлениями того времени, но и с отголосками языческих верований. Древние славяне считали, что через отверстия в одежде в человека может вселиться злой дух или дурное колдовство может навредить. Поэтому подол, рукава и горловину защищали специальными оберегами-вышивками. Славяне верили, что стилизованные фигурки, вписанные в орнамент спасают от сглаза, порчи, колдовства, защищают от болезней и травм.

Женщины высокого происхождения надевали поверх обычной рубахи верхнюю - горничную. Несмотря на то, что горничные рубахи шили из яркого дорогого шелка и богато украшали, их носили только при членах семьи. Одна из отличительных особенностей горничных рубах - длинные рукава с прорезями для рук. Такие фальшивые рукава ниспадали до пола и были исключительно декоративными. Их главная функция была лишь в том, чтобы напомнить владелице о том, что ее происхождение и достаток позволяют не работать (не засучивать рукава, а ходить со спущенными).

Поверх рубахи богатые женщины надевали летник - наглухо застегивающееся платье, расклешенное книзу. Летники шили из шелка, тафты и других дорогих тканей и богато украшали жемчугом и драгоценными камнями.

Крестьянки поверх рубахи надевали поневу - нечто среднее между юбкой и передником. Понева оборачивалась вокруг бедер женщины. Позже поневы стали вытеснять .

Русский женский сарафан фото

До появления фабрик и мануфактур, производящих и окрашивающих ткани, крестьяне сами окрашивали домотканные материалы или оставляли их естественный цвет. Самые часто встречающиеся цвета одежды - белый, синий и красный.

Из какой ткани шить русский народный сарафан и рубаху?

Основными тканями были: лен, сукно, шелк, бархат. Высшие сословия могли себе позволить одежду из тафты, парчи, бархата, муара, атласа, хлопка, сатина.

Выкройка русской женской рубахи под сарафан для свадьбы

Схемы выкройки русской женской рубахи под сарафан, характерные для разных губерний Российской империи (Н. Баканова "Русский народный костюм с выкройками и схемами")

Архангельской область

Нижегородская губерния

Рязанская губерния

Вятская губерния

Новогородская губерния

Вологодская губерния



 

Возможно, будет полезно почитать: