Нарисовать полотенце с народной вышивкой. Основные аспекты и значение русской народной вышивки. Мне было неинтересно на уроке, я очень устал
ВНИМАНИЮ ВСЕХ УЧИТЕЛЕЙ: согласно Федеральному закону N273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» педагогическая деятельность требует от педагога наличия системы специальных знаний в области обучения и воспитания детей с ОВЗ. Поэтому для всех педагогов является актуальным повышение квалификации по этому направлению!
Дистанционный курс «Организация работы с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в соответствии с ФГОС» от проекта Инфоурок» даёт Вам возможность привести свои знания в соответствие с требованиями закона и получить удостоверение о повышении квалификации установленного образца (72 часа).
Тема «Русская народная вышивка. Полотенце». 5 класс.
1. Познакомить учащихся с символическим значением полотенца, мотивами орнамента на нем.
2. Воспитывать нравственно-эстетическое отношение к миру и искусству, любовь к родному краю и его культуре.
3. Развивать творческую активность, навыки работы в составлении орнамента и аппликации, эстетический и художественный вкус.
1. Организационный момент
2. Беседа о символическом значении полотенца в жизни русского человека.
3. Повторение изученного материала.
4. Объяснение нового материала.
5. Практическое выполнение задания.
6. Анализ работ, подведение итога урока.
I . Организационный момент
Проверка подготовки к уроку (альбом, карандаш, акварельные краски или гуашь, кисть, ножницы, клей)
Презентация «Русская народная вышивка. Полотенце»
Слайд 1. Сообщение темы урока.
II
. Беседа о символическом значении полотенца в жизни русского человека.
— Для чего нужны вам полотенца? (использовать в быту)
— Какие полотенца называются бытовыми?
Бытовые полотенца – полотенца небольшого размера, предназначенные «для утирания лица или рук» (по словарю В.И. Даля). В старину их называли рушники.
— Сравните ваши бытовые, домашние полотенца с теми, что представлены на слайде:
а) По количеству в помещении;
б) По размеру.
в) Будете ли вы вытирать ими руки? (Нет)
г) Почему? (Красивые, жалко и др.)
д) Чем ещё праздничные полотенца отличаются от бытовых? (Наличием
вышивки)
— Что такое вышивка?
Вышивкой
называется украшение изделий из различных материалов орнаментальным узором или сюжетным изображением выполняемыми нитками и другими материалами вручную с помощью иглы или машинным способом.
Слайд 3.
— Зачем украшают изделия вышивкой?
Вышивка –
это не просто красиво. Научиться понимать язык узоров в русской вышивке – значит научиться понимать русского человека, разобраться в собственном прошлом, знать и следовать ценностям своего народа.
— Что украшают вышивкой?
Возникнув в глубокой древности, искусство декоративной вышивки на протяжении многих веков сохраняется в убранстве жилища, одежды и различных предметов обихода (скатерти, салфетки, дорожки, покрывала, рушники)
Одежда человека должна была быть изготовлена со всеми заклятиями, делавшими ее непроницаемой для духов зла, поэтому основная функция одежды — обереговая.
Простая вещь — полотенце. А ведь если подумать, вспомнить, то окажется, что полотенце сопровождает человека всю жизнь.
Родился маленький человек, бабка-повитуха принимает его на полотенце, которое любовно вышивала его мать, будучи еще в девушках, уже тогда она должна была позаботиться о своем малыше, снабдив полотенце богатой защитной символикой. На голый животик ребенку завязывали поясок из выбеленной овечьей шерсти. Сомкнулись концы пояска, получился круг — символ солнца и бесконечности. «Распоясался» — значит, открылся нечистой силе, поэтому пояс снимали только в бане, или когда гадали. Ребенка пеленали в свивальник — узкую длинную полоску ткани. Ребенка пеленали, одевали рубашку, сшитую из старой отцовской или материнской, чтобы дух материнства защищал младенца.
У наших далеких предков существовал ежедневный магический ритуал очищения водой: утром — от ночных страхов и ужасов, вечером — от дневных тягот, забот и усталости. В обряд очищения входило и вытирание лица полотенцем. Утром лицо вытиралось нижним концом, где ромбы создавали композицию восхода, орнамент набирался от широкой полосы к узкой. Вечером, наоборот, верхним концом, где композиция была зеркальной и символизировала закат.
Вышивкой украшались в основном предметы, которые участвовали в семейных и коллективных обрядах, религиозных ритуалах (крещение, венчание).
Если девушку сватали важные сваты, они были перевязаны рушниками (Пимоненко Николай Корнилович «Сваты»)
Вещь без вышивки в дом не входила. По ней судили о трудолюбии и мастерстве хозяйки дома. Лишь вышитые вещи имели магическое свойство охранять, защищать и оберегать человека и его хозяйство от беды, от злых духов. Поэтому многие знаки-узоры называли оберегами и наносили на наиболее видные и открытые места одежды, предметов быта и построек. Оберег на одежде, по поверью, предохранял человека от дурного глаза, болезни, удара молнии и других несчастий. Расшитые полотенца развешивали на окна и двери, чтоб ни беда, ни болезни в избу не попали, узоры на скатерти защищали стол и пищу на столе.
Если рассматривать полотенца, хранящиеся в музее, можно заметить, что вместе с вышивкой в качестве украшения полотенец используются кружева.
Цветовая гамма различна – от однотонной (белыми нитками на белом), до цветной (красными нитками на белом, цветными шелковыми нитками на белом).
Наиболее часто встречающиеся узоры — ромбы, точки, круги, розетки, волны, птицы, цветы. Очень много однотонных и пестрых цветов: маки, васильки, розы, ромашки и др.
Цветы обычно дарят на праздники, к торжественным датам. Когда глядишь на них – поднимается настроение. Цветы – это красиво. Можно предположить, что, изображая на полотенцах узоры в виде цветов, мастерицы хотели пожелать себе и тем, кому это полотенце предназначалось в подарок, хорошего настроения, красоты и радости.
Можно предположить, что разные цветы несут разное значение. И от того, какие цветы использованы в орнаменте, зависят и конкретные пожелания. Но обращает на себя внимание и тот факт, что на многих полотенцах цветы находятся рядом с другими знаками – ромбами, крестами, точками, наклонными и изогнутыми линиями, птицами, смешными фигурками, напоминающими человека.
Встречаются полотенца, в вышивке которых присутствуют только ромбовые узоры с наклонными отрезками.
III . Повторение изученного материала
— Давайте вспомним значения символов и изображений, которые использовали в старину:
Тема урока: Эскиз орнамента вышивки на полотенце.
Тип урока : комбинированный
Цель урока : Знакомство с символическим значением полотенца.
Познакомить учащихся с символическим значением полотенца, мотивами орнамента на нем.
Развитие образного мышления, художественного вкуса, творческой активности, самостоятельности.
Воспитывать нравственно-эстетическое отношение к миру и искусству, к национальным традициям.
Оснащение урока : Мультимедийный проектор, компьютер, магнитная доска, иллюстрации с изображением вышитых изделий, таблицы с изображением знаков символов, рисунки вышивок, вышитые работы, презентация в формате PowerPoint (Приложение 1).
У ученика: бумага, фломастеры, краски, кисти, белая бумага, ножницы.
2. Проверка готовности к уроку.
3. Проверить отсутствующих в классе.
4. Сообщение темы и целей урока.
1. Беседа о символическом значении вышивки и полотенца в жизни русского человека.
2. Постановка художественной задачи.
3. Практическое выполнение задания.
4. Подведение итогов, выставка работ.
Искусство вышивки на Руси известно с глубокой древности. Все, что окружало человека в каждодневном быту, было заботливо украшено трудолюбивыми крестьянскими руками.
С древнейших времен почитали на Руси умение создавать на ткани дивные шитые узоры. Занимались этим искусством на протяжении многих веков женщины любого возраста и сословия.
Но самое большое распространение вышивка в русской деревни, где разнообразные узоры были самым главным украшением одежды и предметов быта.
Учиться вышивать девочки начинали с 7-8 лет и уже с детства готовили себе приданое.
Из поколения в поколение передавались узоры и приемы мастерства, и художественные особенности древних вышивок. Каждая из вышивальщиц дополняла полученные сведения чем-то своим. Но традиция при этом не разрушалась.
Полотенце играло в народной жизни важную роль. Полотенце всегда было очень сильным оберегом, перешедшим из языческой традиции в христианскую.
На полотенце вышивали узор красными нитками — это был древний оберег дома от злых духов.
Древние славяне считали, что жизнь человека имеет начало и конец и полотенце сопровождает его всю жизнь от рождения до смерти. Родился маленький человек, бабка — повитуха принимает его на полотенце, которое любовно вышивала его мать. Будучи ещё в девушках, она позаботилась о своём малыше, снабдив полотенце богатой защитной символикой. Это полотенце называется родильным.
На голый животик ребёнку завязывали поясок из выбеленной овечьей шерсти. Сомкнулись концы пояска, получился круг-символ солнца и бесконечности. Распоясался — значит, открылся нечистой силе.
Ребёнка пеленали в свивальник — узкую длинную полоску ткани, это тоже полотенце.
У наших далёких предков существовал ежедневный магический ритуал очищения водой. Утром- от ночных страхов и ужасов, вечером — от дневных тягот, забот и усталости. В обряд очищения входило, и вытирание лица полотенцем и называли его вытиральное.
На свадьбе жениха и невесту родители встречали и благословляли с полотенцем в руках, на котором былихлеб да соль. Это полотенце называли свадебным.
И в последний путь, на кладбище, провожают человека, неся его на полотенцах, на них же опускают в могилу. Это погребальные полотенца. На погребальном полотенце изображались символы души и погребального (жертвенного) костра. Погребальные полотенца после совершения обряда отдавали в храм, на помин души.
Вот видите, какой глубокий символический смысл у самого распространённого и древнего предмета народного быта — полотенца.
Все полотенца имели вышитый узор. В вышивках воплощались древние народные символы и обряды.
Солнце почиталось как источник жизни, обладающей великой очистительной и охранительной силой. К нему обращались с молитвами о плодородии и благоденствии. Изображалось оно окружностью, цветком.
Косой крест с загнутыми концами – солярный знак — солнцеворот (смена дня и ночи, времен года).
Земля, в представление русских крестьян, наделялась человеческими чертами. Её называли «Кормилица – мать-сыра Земля».
Почиталась она в неразрывной связи с водой и растительностью. Изображали ее в виде женской фигуры (Макошь) с птицами в поднятых руках, внутри которой произрастало дерево, а у ног или по краю одежды проходила зубчатая линия, изображающая воду.
Считалось, что птица приносит добро человеку. Поэтому на концах свадебных полотенец всегда вышивались птицы в знак согласия, любви и мира в доме, то в образе горделивой птицы – павы, то в виде изящной утицы, плывущей по волнам.
Хранителем домашнего очага считался конь, воспринимаемый как самое сильное домашнее животное. По древней легенде коню отводилась почетная роль учувствовать в передвижение солнца по небу, которое днем мчится в колеснице, запряженной златокудрыми конями, а ночью плывет по синему морю в ладье. Фигуры коней и ладьи изображались на подзорах и полотенцах.
Дерево – один из древнейших символов, Древо жизни, так представляли предки вселенную. Они думали, что на небе есть райские сады, и растет там чудо-дерево с волшебными плодами. Древо жизни, дерево, рождающее новую жизнь, было символом жизни, единства рода, его продолжением и благополучием.
Животворящая сила воды, питающей Землю, изображалось в виде водоплавающих сил, а сами воды – в виде зигзагообразных полосок.
Основными цветами в вышивках были красный и белый.
Белый цвет почитался как символ красоты и чистоты.
Красный цвет – символ огня – в народном представлении прекрасный, красивый. В вышивке присутствуют и другие цвета, но белый и красный – главные.
Постановка художественной задачи.
Выполнить свой эскиз вышитого полотенца по мотивам народной вышивки.
Практическое выполнение задания.
Постараться создать композицию из знаков-символов, по-разному решить один и тот же изобразительный мотив. Из тонкой бумаги вырезать «кружева» и украсить ими полотенце.
В конце урока на доске организуется экспресс — выставка готовых работ
Аничков и Древняя Русь. СПб., 1914.
Афанасьев жизни. М., 1983.
Бычков языческих богов. Мифы древних славян. М., 2001.
Велесова книга. М., 1995.
“Крещение Руси”: факты против легенд и мифов. М., 1984.
Демин тропами славянских племен. М., 2002.
Казаков В. Мир славянских богов. М., 2000.
Рыбаков древних славян. Велесова книга / Сост. , . Саратов, 1993.
Коринфский Русь: круглый год сказаний, поверий, обычаев и пословиц. Смоленск. 1995.
Кривошеев восточных славян накануне крещения Руси. Л., 1988.
Левкиевская Е. Мифы русского народа. М., 2003.
Маковский словарь мифологической символики в индоевропейских языках. Образ мира и миры образов. М., 1996.
Мифы народов мира. М., 1997.
Нидерле Л. Славянские древности. М., 2000.
О функциях космологических описаний в погребальном культе // Обычаи и культурно-дифференцирующие традиции у народов мира. М. 1979. С. 3-16.
Петрухин этнокультурной истории Руси. – Смоленск, 1995.
Повесть временных лет. Ч. 1 – 2. М.- Л., 1950.
Рыбаков Русь: сказания, былины, летописи. М., 1963.
Рыбаков Древней Руси. М., 1987.
Рыбаков древних славян. М., 1994.
Славянская мифология. Энциклопедический словарь. / Ред. , . М., 1995.
Топоров искусство и мифология. Мифы народов мира. Т. 1. М., 1980.
Русская народная вышивка со схемами и фото
Испокон веков славилась русская земля мастерицами-рукодельницами. Женщины превращали ткани в настоящее произведение искусства, создавая образы женщин и мужчин, животных, фантастических существ, различные символы и знаки. Праздничные одежды, скатерти, полотенца, головные уборы – легко украшалось узорами и орнаментами русской народной вышивки . Сейчас многие модельеры используют различные виды вышивки для создания женской и детской одежды.
Особенности техники такой вышивки
Перед тем как приступить к вышиванию, следует придерживаться определённых правил .
Идеи для такой вышивки со схемами
Сейчас в сети интернет можно найти множество картинок со схемами на тему русской народной вышивки. Создать схему можно и самостоятельно, например из любой фотографии. Чтобы понять, как нарисовать русскую народную вышивку поэтапно и создать красивый узор на одежде и предметах быта, предлагаем ознакомиться с идеями вышивки и кратким описанием её выполнения .
Русская народная вышивка на полотенце
Чаще всего на предприятиях, в отелях и ресторанах для нанесения логотипов, изображений и знаков используется машинная вышивка. Быстро и качественно создать любой узор помогают современные станки для вышивания. Если же вы решили создать изделие собственными руками, можно выбрать понравившийся рисунок в сети интернет. Чтобы нарисовать русскую народную вышивку на полотенце самостоятельно, предварительно нанесите карандашом эскиз изделия с рисунком на лист бумаги . Далее перенесите готовый рисунок на ткань при помощи копирки и приступайте к вышиванию.
Если вы берёте готовую схему, а размер рисунка слишком маленький, нужно разделить его на равные квадраты и перенести узор на бумагу с такой же сеткой квадратов , увеличив в нужное количество раз. Если же дана только часть или половина узора русской народной вышивки, её нужно увеличить по клеточкам и, сложив бумагу вдвое, перевести на вторую половину по образцу.
Вышивка в русском народном костюме
- Предварительно проверьте ткань на усадку, а нити на стойкость краски.
- Перенесите рисунок на ткань при помощи копирки.
- Плотно закрепите канву.
- Подберите иглу с маленьким ушком, чтобы изделие выглядело более аккуратным.
- Приступайте к вышивке.
Сказочные персонажи
- Выберите понравившуюся схему.
- Специальным маркером разметьте канву на квадраты 10 на 10 клеточек. Размечать удобнее с центра.
- Выберите на схеме, с какого места начнёте вышивать, и введите иглу с ниткой. Вышивать можно как сверху так и снизу.
- Вышивайте рисунок согласно схеме.
Вышивка бисером
- Выберите схему вышивки и перенесите на ткань при помощи кальки.
- Пришейте бисеринки к ткани согласно рисунку.
- Чтобы бисер лёг ровно, не натягивайте сильно нить.
Узоры русской народной вышивки
- Используя схему ниже, переведите её на ткань.
- Возьмите нити нужного цвета, начинайте вышивку.
- По желанию украсьте полученный узор стразами или бусинами.
Видео с уроками мастер-класса такой вышивки для начинающих
- В видеоролике рассказываются основные моменты, которые нужно учитывать при вышивке крестом для начинающих. Что входит в набор для вышивания, как пользоваться схемой, как заправить нить и с чего начинается работа, смотрите в данном уроке.
- Видеоурок по созданию ладанки – мешочка, в который кладут святыню или молитву. Этот оберег носится на шее или прикалывается булавкой под одежду. Главные мотивы вышивки – знаки земли.
- Как создать вышивку инициалов гладью, расскажет подробный видеоурок. На закреплённую канву наносится рисунок. Контур вышивается швом в две нити, а заполнение выполняется швом в одну нить. Основные виды стежков – «назад игрой» и французский узелок.
Разнообразные схемы для вышивки крестом на полотенцах
На просторах огромной России такое рукоделие, как вышивка, существует с очень давних времен. В старину это был единственный способ украшать одежду и предметы быта. Вышивали почти все, что было соткано из ткани: рубахи и юбки, платки и платья, занавески на окна, постельные принадлежности, скатерти и полотенца. Для украшения всех этих вещей использовалась русская народная вышивка.
Русская народная вышивка на полотенце
Вышивка на полотенцах выполнялась на льняной ткани при помощи льняных шерстяных и шелковых ниток, потому что хлопка в те времена не завозили и не выращивали. Нитки окрашивали натуральными красителями растительного или минерального происхождения. Самый распространенный цвет вышивки красный, реже использовался синий и зеленый цвета. И лишь в двух или трех регионах добавляли в вышивку черный цвет.
Русская народная вышивка на полотенце выполнялась с использованием всего разнообразия мотивов и орнаментов, которые существовали на Руси. Самые распространенные орнаменты древней Руси, это фигурки птиц, лошадей и деревьев. Этот выбор был сделан на основании старинных славянских преданий. Они повествуют о древней птице по имени солнце, которая жила на волшебном дереве, и о коне, который заставлял двигаться солнце.
Именно русская традиция определила тот факт, что больше всего на полотенцах вышивали птиц. Очень часто их размещали в один ряд, друг за другом. Но иногда они присутствуют в сложном сюжете, или композиции с растениями или женскими фигурками.
Вышитого коня можно встретить реже, чем птицу, но выглядит он на полотне очень красиво, и имеет сходство с глиняным конем, также присутствующим в русском народном творчестве. Возле коня очень часто вышивают дерево или другое растение. Очень часто встречаются старинные полотенца с вышивкой растений, чаще всего деревьев, которые почти всегда в центре сюжета, как бы являясь объектом поклонения всех остальных участников композиции. Древние славяне поклонялись деревьям, и часто их вышивали, располагая внутри строений, похожих на храм. Любая работа выполнялась в строгой геометрической манере, что характерно даже для вышитых тюльпанов и роз.
Как вышить вафельное полотенце
Вышивка на вафельных полотенцах выполняется чаще всего крестиком, и очень украшает вашу кухню. Но кроме кухонного полотенца, из вафельного полотна можно вышить крестом совсем другую вещь для вашего дома. Используя его квадратики как канву, и заполнив их нитками, вы можете получить великолепный верх для диванной подушечки.
Но если ваше полотенце имеет слишком крупные квадраты, то лучше взять для вышивки канву, которую можно растворить в воде, или распустить. Такие виды канвы имеются в продаже, поэтому проблем с приобретением у вас не будет.
Обработайте край полотенца на швейной машинке и пришейте канву на то место, где вы хотите сделать вашу вышивку. Выбирайте ту схему, которая вам нравится, и вышивайте по ней рисунок на пришитой канве. Когда работа закончена, остается только удалить канву, намочив изделие, или же распустить ее. Вафельные полотенца с вышивкой будут великолепно смотреться на любой кухне. Если на вафельном полотенце нужно сделать вышивку с логотипом, то лучше всего заказать ее в специальных магазинах или интернете.
Вышиваем махровое полотенце в подарок
Вышивка на полотенцах может стать украшением в вашем доме, но может также выступать в роли подарка. Подарочное полотенце может быть махровым, от известного производителя, с вышитыми на нем инициалами или именем того, кому оно предназначается в подарок. Полотенце с именем или логотипом вышивается на особенной канве, которая растворяется в воде. Вышивка на полотенцах с использованием такой канвы выполняется следующим образом. Для начала необходимо запастись такими материалами и инструментами:
- канва;
- махровое полотенце;
- схема для вышивки букв;
- нитки мулине ДМС;
- иголка;
- ножницы.
Нам нужно разгладить полотенце как можно лучше, тогда будет легче вышивать. Выполним замеры букв по схеме, и отрезаем необходимый кусок канвы, который будет достаточным для букв. Затем пришьем этот отрез канвы наметочным швом в том месте, где мы хотим вышить буквы. Вышивать инициалы мы будем нитками мулине ДМС в три сложения. Вышивку махрового полотенца можно выполнять на пяльцах, или без них. В том случае, если вы пользуетесь пяльцами, то закрепите участок вышивки в пяльцах без канвы. Канва должна оставаться свободной.
Для того, чтобы работа выглядела идеально, соблюдайте правило одинакового направления всех стежков крестика в данной вышивке. Вышивка инициалов является частичной, то есть вышивают только буквы, не трогая фон. В такой работе удобнее всего вышивать вертикальные столбики крестиков. В каждом столбике по схеме мы сначала открываем полукрестики, двигаясь по направлению вверх, пока не дойдем до последнего по вертикали, а затем начинаем двигаться вниз, закрывая крестики вторым стежком.
Когда работа выполнена, распорите наметку канвы и удалите нитку. После этого нужно поместить вышивку в таз с горячей мыльной водой. Когда канва растворится и исчезнет, нужно ополаскивать полотенце в большом количестве проточной воды до того момента, пока изделие не станет чистым.
Вышивка полотенца на заказ
В том случае, если вы ограничены во времени, и не можете выполнить вышивку имени или инициалов вашего друга или родственника, то на помощь вам может прийти специальная услуга. Это вышивка на полотенце на заказ. Ее вышивают на промышленных вышивальных машинах и при помощи компьютера. Заказать такую вышивку можно в интернете. Она выполняется как на кухонных, так и любых других полотенцах. В таких случаях используют нитки высочайшего качества, которые не выгорают на солнце и не линяют.
При оформлении заказа по электронной почте нужно приложить рисунок желаемой вышивки, ее размеры и количество штук. Полотенца вы можете купить сами, а можете воспользоваться теми, которые уже имеются в наличии. Заказать вы можете только одно полотенце, или же большую партию для гостиницы или салона.
Вышивка логотипа на полотенце
Для начала разберемся в том, что такое логотип. Логотипом называется оригинальное графическое начертание названия, сути и содержания торговой марки или фирмы. Существует множество различных рычагов, которые совместно с логотипом двигают рекламу любого предприятия. Различные значки, сочетаясь с логотипом любой компании или предприятия, являются ее фирменным знаком и представляют ее на рынке товаров. По таким признакам и отличают одну марку или фирму от другой. Полотенца с логотипом вышивают разными способами, среди которых:
- машинный способ вышивки, который применяют только при маленьких тиражах. Полотенца должны быть одноцветными, а логотип располагают над его бордюром;
- жаккардовый рисунок в структуре полотенца. Может быть многоцветным, в зависимости от цветности самого полотенца и выполняется из нитей его основы;
- рельефный рисунок в структуре полотенца. Выполняется в махровой части как рельефная надпись с логотипом;
- логотип в бордюре вышивают вискозной нитью, поэтому он очень хорошо выделяется за счет блеска этих ниток.
Полотенце в традициях русского народа
В традиционной культуре русского народа есть обычаи и обряды, связанные с использованием ритуальных предметов, которые выделились из огромного предметного мира, окружающего человека, и заняли в этом мире особое место (колокол, икона, свеча, обручальное кольцо, подкова, детали женского праздничного костюма, пояс-оберег). К ним же относится и полотенце как предмет декоративно-прикладного искусства и неотъемлемый элемент народных обрядов, обычаев, поверий и праздников.
Полотенце играло в народной жизни важную роль, оно сопровождало человека от рождения до глубокой старости, как бы отмечая главные моменты его жизни. Украшенная вещь становилась участницей общения людей.
Полотенчатый головной убор в 19 в. довольно широко бытовал в Тульской, Калужской и Брянской губерниях. Девушки этих регионов в праздники и при посещении церкви носили головные полотенца с закатанными или вышитыми концами. Полотенце из льняного холста, сложенное в 4 ряда вдоль, клали на лоб, затем его переплетали на затылке и выставляли вперед концами, украшенными в красных тонах геометрическим орнаментом.
Красный цвет у многих народов в древности символизировал животворящие силы природы, ему приписывалось магическое свойство способствовать жизненным силам человека. Красный цвет в одежде также связан с представлением об охранном значении. Свадебное полотенце, которым покрывали невесту, делалось длинной до 3 метров, на концах нашивались полосы кумача, красное кружево. По долевой стороне полотенца, спускавшейся на лоб, пришивали в обмет красную полосу или вышивали красной шерстью ромбы, треугольники - охранный орнамент. В свадебном полотенце очень ясно сохранилось значение оберегающего покрова ткани, которым закрывали невесту «от сглазу», усиленное охранным орнаментом, выполненным красными нитками
Начиная с 1-го дня сватовства полотенце выполняет определенную роль в обряде. Так, если невеста согласна на брак, она дарит жениху и всем приехавшим с ним банные или вышитые полотенца; с женихом невеста посылает полотенца его родственникам. В день свадьбы в доме невесты дружку перевязывают через плечо полотенцем длиной метра в 3, с расшитыми концами, спускающимися до земли. С этим полотенцем, символом его свадебного чина, дружка не расстается всю свадьбу.
Роль полотенца в обрядах очень разнообразна. В обрядах полотенца выступали как символы и как подарки. Вручение невестой даров жениху, его родителям, их родственникам и другим участникам свадьбы проводилось исстари с целью поддержания с ними добрых отношений и обеспечение доброжелательного отношения с их стороны. Как символы полотенца выступали в предсвадебном и свадебном обряде в качестве отличительных знаков персонажей. Так, в Тамбовской губернии на девичник к невесте приглашались «позыватые» - подруги невесты, опоясанные пестрыми кушаками или вышитыми полотенцами, а к кистям рук у них прикреплялись специальные маленькие полотенчики. А в Вологодской губернии на масленице новобрачная дарила полотенца-«блинники» родным мужа за угощение блинами.
На свадебных полотенцах часто можно увидеть двух птиц - пав, изображенных по сторонам куста - древа. Таких птиц вышивали в знак любви, пожелания добра и счастья молодым. Птицы - павы - это древние птицы, которым поклонялись наши предки. Ходило даже такое поверье среди крестьянок: «Коли птицы - павы или двух не вышьешь, замуж не выйдешь».
Часто вышивалась на полотенцах праматерь - земля, вздымающая руки к солнцу, прося у него щедрот людям. С тех пор дошла до нас и земледельческая поговорка о зависимости урожая от погоды: не земля хлеб родит, а небо. Женщины начинали вышивать узоры с птицами и праматерью - землею с приходом весны, с наступлением долгих светлых дней, когда оставалось ещё время до начала полевых работ. И вышивала крестьянка свои узоры под благотворными лучами вешнего солнца. Слово «узор» звучит примерно так же, как зарница, зарево, заря. И поэтому на серебристо-белом полотне рдеет как зарево вышитый орнамент.
Красный был цветом солнца, огня, жизни, красоты и олицетворял мужское начало. Красные узоры крестьянской вышивки воспринимаются как земля, получившая энергию от солнца и способная дать жизнь всему живому.
У русских вышитые полотенца также вешают на окна не только во время свадьбы, но и вообще по праздникам - в окна легче могут войти злые духи, завешивание их полотенцами служит таким же оберегом, как закрещивание окон и дверей крестным знаменем.
Полотенце служит оберегом не только в свадебной обрядности, но и в родильной и похоронно-поминальной.
Так, при рождении ребенка полотенцем оборачивают колыбель для того, чтобы злой дух не проник к нему.
На похоронах полотенца раздают всем сопровождающим покойника: их дают, чтобы предохранить сопровождающих от несчастий при общении с покойником. Во всех этих случаях магическую силу полотенца усиливает вышивка, которая бесспорно играет большую роль и имеет охранительное значение.
Кроме всего прочего, полотенце играет и информативную роль. Так, на похоронах его вешают на углу дома, в красном углу, на кресте, на крышке гроба, используют в наборе для первого встречного и др. Полотенце является как бы опознавательным знаком не только для живых, информируя «чужих» о том, к какому семейному коллективу принадлежал умерший, оно, видимо, служило опознавательным знаком и для предков. Вероятно, этим можно объяснить вывешивание полотенец на косяк или расстилание их на лавках, покрывание воды в купели и т.д. Вывешивание полотенец можно расценивать как «приглашение» предкам принять участие в тех или иных действиях, касающихся семьи, оказать покровительство потомкам.
Прежняя народная вышивка с её замечательными узорами, особенными и неповторимыми в каждой области, как вид искусства для себя почти не сохранилась. Но, все равно, вышивка - это не умирающий вид народного искусства. Замечательные произведения вышивальщиц прошлого бережно хранятся в музеях и служат неисчерпаемым источником вдохновения для творчества наших современников.
Наряду с древними образами вышивка обогащается темами, связанными с современной жизнью деревни, которые тоже постепенно становятся историей.
В наши дни можно видеть в сельских домах портреты погибших воинов, обрамленные расшитыми полотенцами. Полотенце активно участвует и в торжественных встречах почетных гостей - на нем подносят хлеб-соль.
Традиция обрядов с полотенцами стала возрождаться и в современных обрядах. В современных свадьбах мы видим на дружках невесты и жениха орнаментированные полотенца, повязанные через правое плечо. И хотя свадебный ритуал хранит в себе черты прошлого быта, но они значительно изменились в наши дни.
Кружевное или расшитое полотенце всегда выглядит очень нарядно и торжественно, не случайно на них принято хлеб-соль подносить. Лучшего украшения, чем белое нарядное полотенце, наверно, и придумать невозможно: в нем ведь и символическая чистота есть, и представление о достатке с ним связано. Чего уж больше желать молодым!
Замечательная вологодская художница-кружевница Мария Медкова, наша современница, создала серию кружевных полотенец Среди них есть и со свадебной символикой.
Материал взят из различных источников.
1.«Народные орнаменты», Васильева Л. К., М., 1991 г. 2. «Изобразительное искусство», Н.А. Горяева, О.В. Островская, М., 2006 г 1984 г. 3. «Русская свадьба», Д.М.Балашов, Ю.И. Марченко, М., 1085 г 4. «Русская народная вышивка», Богуславская И.Я., М., 1986 г, 5. Вологодское кружево в интерьере М. Медкова, О. Кириллова.
Статья написана по материалам сайтов: infourok.ru, pandia.ru, www.joxin.club, vishivashka.ru, www.livemaster.ru.
Тема урока: Эскиз орнамента вышивки на полотенце.
Тип урока : комбинированный
Цель урока : Знакомство с символическим значением полотенца.
Задачи:
Познакомить учащихся с символическим значением полотенца, мотивами орнамента на нем.
Развитие образного мышления, художественного вкуса, творческой активности, самостоятельности.
Воспитывать нравственно-эстетическое отношение к миру и искусству, к национальным традициям.
Оснащение урока : Мультимедийный проектор, компьютер, магнитная доска, иллюстрации с изображением вышитых изделий, таблицы с изображением знаков символов, рисунки вышивок, вышитые работы, презентация в формате PowerPoint (Приложение 1).
У ученика: бумага, фломастеры, краски, кисти, белая бумага, ножницы.
Ход урока:
Организационный момент:
Приветствие.
Проверка готовности к уроку.
Проверить отсутствующих в классе.
Сообщение темы и целей урока.
Беседа о символическом значении вышивки и полотенца в жизни русского человека.
Подведение итогов, выставка работ.
С древнейших времен почитали на Руси умение создавать на ткани дивные шитые узоры. Занимались этим искусством на протяжении многих веков женщины любого возраста и сословия.
Но самое большое распространение вышивка в русской деревни, где разнообразные узоры были самым главным украшением одежды и предметов быта.
Учиться вышивать девочки начинали с 7-8 лет и уже с детства готовили себе приданое.
Из поколения в поколение передавались узоры и приемы мастерства, и художественные особенности древних вышивок. Каждая из вышивальщиц дополняла полученные сведения чем-то своим. Но традиция при этом не разрушалась.
Полотенце играло в народной жизни важную роль. Полотенце всегда было очень сильным оберегом, перешедшим из языческой традиции в христианскую.
На полотенце вышивали узор красными нитками - это был древний оберег дома от злых духов.
Древние славяне считали, что жизнь человека имеет начало и конец и полотенце сопровождает его всю жизнь от рождения до смерти. Родился маленький человек, бабка- повитуха принимает его на полотенце, которое любовно вышивала его мать. Будучи ещё в девушках, она позаботилась о своём малыше, снабдив полотенце богатой защитной символикой. Это полотенце называется родильным.
На голый животик ребёнку завязывали поясок из выбеленной овечьей шерсти. Сомкнулись концы пояска, получился круг-символ солнца и бесконечности. Распоясался- значит, открылся нечистой силе.
Ребёнка пеленали в свивальник - узкую длинную полоску ткани, это тоже полотенце.
У наших далёких предков существовал ежедневный магический ритуал очищения водой. Утром - от ночных страхов и ужасов, вечером- от дневных тягот, забот и усталости. В обряд очищения входило, и вытирание лица полотенцем и называли его вытиральное.
На свадьбе жениха и невесту родители встречали и благословляли с полотенцем в руках, на котором были хлеб да соль. Это полотенце называли свадебным.
И в последний путь, на кладбище, провожают человека, неся его на полотенцах, на них же опускают в могилу. Это погребальные полотенца. На погребальном полотенце изображались символы души и погребального (жертвенного) костра. Погребальные полотенца после совершения обряда отдавали в храм, на помин души.
Вот видите, какой глубокий символический смысл у самого распространённого и древнего предмета народного быта- полотенца.
Все полотенца имели вышитый узор. В вышивках воплощались древние народные символы и обряды.
Солнце почиталось как источник жизни, обладающей великой очистительной и охранительной силой. К нему обращались с молитвами о плодородии и благоденствии. Изображалось оно окружностью, цветком.
Косой крест с загнутыми концами – солярный знак - солнцеворот (смена дня и ночи, времен года).
Земля, в представление русских крестьян, наделялась человеческими чертами. Её называли «Кормилица – мать-сыра Земля».
Почиталась она в неразрывной связи с водой и растительностью. Изображали ее в виде женской фигуры (Макошь) с птицами в поднятых руках, внутри которой произрастало дерево, а у ног или по краю одежды проходила зубчатая линия, изображающая воду.
Считалось, что птица приносит добро человеку. Поэтому на концах свадебных полотенец всегда вышивались птицы в знак согласия, любви и мира в доме, то в образе горделивой птицы – павы, то в виде изящной утицы, плывущей по волнам.
Хранителем домашнего очага считался конь, воспринимаемый как самое сильное домашнее животное. По древней легенде коню отводилась почетная роль учувствовать в передвижение солнца по небу, которое днем мчится в колеснице, запряженной златокудрыми конями, а ночью плывет по синему морю в ладье. Фигуры коней и ладьи изображались на подзорах и полотенцах.
Дерево – один из древнейших символов, Древо жизни, так представляли предки вселенную. Они думали, что на небе есть райские сады, и растет там чудо-дерево с волшебными плодами. Древо жизни, дерево, рождающее новую жизнь, было символом жизни, единства рода, его продолжением и благополучием.
Животворящая сила воды, питающей Землю, изображалось в виде водоплавающих сил, а сами воды – в виде зигзагообразных полосок.
Основными цветами в вышивках были красный и белый.
Белый цвет почитался как символ красоты и чистоты.
Красный цвет – символ огня – в народном представлении прекрасный, красивый. В вышивке присутствуют и другие цвета, но белый и красный – главные.
Постановка художественной задачи.
Выполнить свой эскиз вышитого полотенца по мотивам народной вышивки.
Практическое выполнение задания.
Постараться создать композицию из знаков-символов, по-разному решить один и тот же изобразительный мотив. Из тонкой бумаги вырезать «кружева» и украсить ими полотенце.
Подведение итогов.
В конце урока на доске организуется экспресс- выставка готовых работ
Литература
Аничков Е.В. Язычество и Древняя Русь. СПб., 1914.
Афанасьев А.Н. Дерево жизни. М., 1983.
Бычков А.А. Энциклопедия языческих богов. Мифы древних славян. М., 2001.
Велесова книга. М., 1995.
Гордиенко Н.С. “Крещение Руси”: факты против легенд и мифов. М., 1984.
Демин В.Н. Заветными тропами славянских племен. М., 2002.
Казаков В. Мир славянских богов. М., 2000.
Кайсаров А.С., Глинка Г.А., Рыбаков Б.А. Мифы древних славян. Велесова книга / Сост. А.И.Баженова, В.И. Вардугин. Саратов, 1993.
Коринфский А.А. Народная Русь: круглый год сказаний, поверий, обычаев и пословиц. Смоленск. 1995.
Кривошеев Ю.В. Религия восточных славян накануне крещения Руси. Л., 1988.
Левкиевская Е. Мифы русского народа. М., 2003.
Маковский М.М. Сравнительный словарь мифологической символики в индоевропейских языках. Образ мира и миры образов. М., 1996.
Мифы народов мира. М., 1997.
Нидерле Л. Славянские древности. М., 2000.
Петрухин В.Я. О функциях космологических описаний в погребальном культе // Обычаи и культурно-дифференцирующие традиции у народов мира. М. 1979. С. 3-16.
Петрухин В.Я. Начало этнокультурной истории Руси. – Смоленск, 1995.
Повесть временных лет. Ч. 1 – 2. М.- Л., 1950.
Рыбаков Б.А. Древняя Русь: сказания, былины, летописи. М., 1963.
Рыбаков Б.А. Язычество Древней Руси. М., 1987.
Рыбаков Б.А. Язычество древних славян. М., 1994.
Славянская мифология. Энциклопедический словарь. / Ред. В.Я. Петрухин, Т.А. Агапкина, Л.Н. Виноградова, С.М. Толстая. М., 1995.
Топоров В.Н. Из славянской языческой терминологии. // Этимология 1986-87. М., 1989. С. 3-50.
Топоров В.Н. Изобразительное искусство и мифология. Мифы народов мира. Т. 1. М., 1980.
страница 1
|
Образы и мотивы в орнаментах русской народной вышивки.
Учитель ИЗО, черчения и МХК
МБОУ СОШ №87 г. Хабаровск
Маркевич Юлия Юрьевна
Особенности русской народной вышивки:
- Природный характер
- Условность и символичность
- Вариативность образов
- Силуэтный узор (линия-шов)
- Преобладание красного цвета
Анализ рисунков на раздаточном материале
Какие мотивы преобладают в русской народной вышивке? Природные, но не копии, а декоративные
Какова точность передачи образов в вышивке? – тела угловатые, кисти рук огромные, головы странной формы,
Обратите внимание, как линия – шов очерчивает жесткой ломаной линией выразительные контуры древних образов. Поверхности фигур украшены шахматным рисунком, широкими и узкими цветными полосами.
Швы – узоры дерзко дробят поверхность на ряды орнаментов, превращая её в нарядное узорочье.
Какой цвет преобладает в русской народной вышивке?
Красный цвет – цвет солнца, огня, жизни, красоты, олицетворял мужское начало
Белый цвет (фон – «земля») – символ света, чистоты, всевозможного блага
Вышивать начинали с первыми весенними лучами солнца, когда ещё оставалось время до начала полевых работ
Способы вышивки:
Крестиком Гладью
Какие древние символы изображают на фрагментах полотенец?
Птицы
Птицы
Древо жизни
Знаки земли
Знаки воды
Птицы
Древо жизни
Элементы полотенца:
Ленточный орнамент
Центральный узор
Ленточный орнамент – это узор, декоративные элементы которого создают ритмический ряд с открытым двусторонним движением, вписывающимся в ленту.
Центральный узор – это узор декоративные элементы которого сгруппированы так, что создают замкнутость композиции.
Кружево
- Выполнить эскиз вышитого полотенца по мотивам народной вышивки.
Рефлексия:
Отлично, я все понял и мне было интересно
Хорошо, но я немного не понял и были небольшие трудности
Мне было неинтересно на уроке, я очень устал
- НАЙТИ ИЗОБРАЖЕНИЯ ЖЕНЩИН И МУЖЧИН В НАРОДНЫХ КОСТЮМАХ, А ТАКЖЕ ОТДЕЛЬНЫЕ ДЕТАЛИ КОСТЮМОВ НА ОТКРЫТКАХ, ФОТОГРАФИЯХ, В ИЛЛЮСТРАЦИЯХ К ДЕТСКИМ КНИГАМ.
Слайд 1
Образы и мотивы в русской народной вышивки. Полотенце.
Урок ИЗО, 5 класс, 1 четверть
Слайд 2
Цели и задачи урока:
1. Воспитывать нравственно-эстетическое отношение к миру и искусству, любовь к родному краю и его культуре.
2. Знакомство со значением полотенца, мотивами славянской орнаментальной символикой
3. Развивать творческую активность, навыки работы в составлении орнамента и аппликации, эстетический и художественный вкус.
Слайд 3
Словарь урока
полотенце
орнамент
ритм
узор
символ
симметрия
значение цвета
Слайд 4
Орнамент на полотенцах
В народном искусстве сохранилось много древних символов-оберегов, изображая которые на одежде, посуде, жилище человек отгонял нежелательных духов.
Слайд 5
Название и предназначение полотенца
Древние славяне считали, что жизнь человека имеет начало и конец и полотенце сопровождает его всю жизнь от рождения до смерти.
Слайд 6
Родильное полотенце
Родился маленький человек, бабка- повитуха принимает его на полотенце, которое любовно вышивала его мать. Будучи ещё в девушках, она позаботилась о своём малыше, снабдив полотенце богатой защитной символикой. Это полотенце называется родильным.
Слайд 7
Поясок для новорождённого
На голый животик ребёнку завязывали поясок из выбеленной овечьей шерсти – оберег. Сомкнулись концы пояска, получился круг-символ солнца и бесконечности. Распоясался- значит, открылся нечистой силе.
Слайд 8
Вытиральное полотенце
У наших далёких предков существовал ежедневный магический ритуал очищения водой. Утром- от ночных страхов и ужасов, вечером- от дневных тягот, забот и усталости. В обряд очищения входило и вытирание лица полотенцем и называли его вытиральное.
Слайд 9
Свадебный обряд «хлеб да соль»
Обряд «хлеб да соль» на свадьбе - это
Традиция встречи родителями жениха молодоженов у себя дома караваем с солью уходит своими корнями в те далекие времена, когда после свадьбы молодая жена всегда переезжала на постоянное место жительства к мужу.
Слайд 10
Образа украшались божником (или иконником) - длинным и узким полотенцем домотканого холста, украшенным вдоль одной стороны и на концах вышивкой. Божник вывешивался так, чтобы прикрыть иконы сверху и с боков, но не закрывать лики.
Слайд 11
Интерьер украшали полотенцами, изба становилась более уютной, праздничной, нарядной.
Слайд 12
Птицы открывали двери неба весной и закрывали осенью. Птица – это обитатель мира небесного. Они символизировали тепло, свет, любовь и счастье, предвещали урожай и богатство.
Значение символов в вышивке
Слайд 13
Древо жизни, райское древо – излюбленный мотив восточнославянской вышивки, дерево, рождающее новую жизнь. Считалось символом жизни, единства рода, его продолжением и благополучием.
Слайд 14
Среди домашних животных славяне более других почитали коня, который считался хранителем домашнего очага
Слайд 15
Макошь – мать-сыра земля (мать хорошего урожая)
В древности женщину обожествляли, потому что она продлевала род, являлась символом единства сил земли и неба, от которых зависела жизнь человека. Изображали ее в виде женской фигуры с птицами в поднятых руках
Слайд 16
Символика цвета
Белый цвет чаще всего цвет фона; мастерицы его называют «землей», потому этот цвет олицетворяет землю; женский, нежный цвет; символизирует чистоту, свет, благо.
Слайд 17
Красный,
вышитый крестом по белому фону, символизирует солнце,огонь.
Слайд 18
Черный цвет связан с пониманием краткости человеческой жизни; символ земли, плодородия.
Символика цвета
Слайд 19
Практическое задание
Выполнить свой эскиз вышитого полотенца в технике аппликации Желаю удачи!
Слайд 20
Из альбомного листа вырезать нарядные «кружева» и украсить ими свое полотенце.
Для того, чтобы изготовить «кружевное полотенце», необходимо:
сложить лист несколько раз «гармошкой»;
Вырезать ажурный узор для украшения края полотенца;
Взять полоски цветной бумаги и, сложив их гармошкой, вырезать узор, применяя известные символы
Слайд 21
Для выполнения задания вам понадобятся:
1. Лист белой бумаги
2. Три полоски цветной бумаги (по выбору)
3. Ножницы
4. Клей-карандаш
И… желание творить!
Слайд 22
Этапы выполнения работы:
2.Каждый отворот согнуть к сгибу
1.
2.
1.Лист бумаги сложить вдоль пополам
Слайд 23
Этапы выполнения работы:
3.Начиная от сгиба приступить к оформлению фигурного края полотенца
Возможно, будет полезно почитать:
- Смешные стишки про наташку Прикольные посты про наташу ;
- Красивые статусы про сестер со смыслом Цитаты про двух сестер родных ;
- Нежные статусы любимому парню Нежность статусы и высказывания ;
- Квест "Заговор изгоев" в "Скайриме": прохождение Что делать с изгоями скайрим ;
- Жены и мужья Где найти жену в skyrim ;
- Заговор изгоев прохождение скайрим Заговор изгоев баг со стражниками ;
- Торговцы в "Скайриме": взаимодействие, советы, моды Мод торговец ;
- Полный разбор масок драконьих жрецов ;