Смотреть что такое "Тень" в других словарях. Словарь эпитетов Тени: число взаимодействия с миром «6»

Как известно из магловских учебников физики, тень – это темное отражение, падающее на окружающую поверхность от той стороны объекта, которая не обращена к источнику света. Однако к этому световому явлению издавна было особое отношение, ему приписывали разнообразные мистические значения.
У первобытных народов тень как невещественный образ человека олицетворяла собой его душу. Древние египтяне верили, что тень – это часть жизненной силы человека, которая находится в неразрывном единстве с ним. После смерти самым страшным наказанием для грешника считалась потеря им своей тени – ее пожирало адское чудовище с телом льва и головой крокодила.
В Библии слово "тень" (сень) имеет двойное символическое значение в зависимости от того, обозначает ли это слово присутствие или отсутствие солнечного света. С одной стороны, тени – предвестники смерти, неминуемой гибели человека в этом мире ("дни его, как тени, склоняются к ночи"), что грешника при жизни ждет после смерти бесконечная долина смертной тени, земля тьмы и мрака. С другой стороны, в Священном писании упоминается "тень Божия" - единственная верная и надежная защита праведника на земле. А когда "сила Всевышнего" осенила (покрыла своей тенью) лик девы Марии, она зачала будущего Христа.
В греческой мифологии за тень принимали призраков умерших людей. Считалось, что вечное царство мертвых Аида населено этими призрачными тенями.
В некоторых религиях существовало представление о тени как о демоническом двойнике человека. Тень являлась отражением и воплощением всех отрицательных черт своего хозяина.

Отношение к тени на Востоке и Западе сильно отличалось. Европейцы считали свет благом и основой для жизни, а тень была местом, где творилась темная, оборотная сторона жизни. С ней и тьмой вообще связывались исключительно недобрые предзнаменования, мифы и легенды. Но на Востоке тень ценили, она защищала людей и животных от палящего солнца, приносила прохладу и облегчение. В частности, в своем эссе "Похвала тени" японский писатель Танидзаки Дзюньитиро так описывает строительство своего жилища японцами: "прежде всего, раскрывают над ним зонт-кровлю, покрывая землю тенью, а уже в тени устраивают себе жилье". Тень, по восточным традициям, есть воплощение женского начала Инь, а свет – мужского Ян. В единстве этих двух понятий, двух сил заключается гармония всего мира. В религии ислама тень являлась олицетворением земного существования, спутницей тленных материальных форм, тогда как бесспорное и вечное не может отбрасывать тень. По этой причине в искусстве Востока считалось «особенно вредным изображать предметы, отбрасывающие тень».
В Индии существовала вера в тени святых, которые невозможно было уничтожить всеми известными на земле способами. В иранской мифологии существует описание птицы Умай (Хумай), которая, бросая свою тень на человека, чьи грехи не так тяжки, делает его счастливым.

Позже в европейском фольклоре бытовало мнение, что все люди носят маски, лишь тень способна видеть вещи в их "истинном свете". Писатели, художники, ученые разных эпох разговаривали со своей тенью, обращались к ней в поисках истины и вдохновения. Тень была вторым человеческим телом, вторым "я" человека, наделенным магическими способностями. В сказке Г.Х. Андерсена "Тень" та самая тень однажды отделилась от своего хозяина и стала вести самостоятельную жизнь. А после она и вовсе превратилась в человека и даже попыталась сделать хозяина своей тенью. В образе своей тени шекспировский отец Гамлета восстал из могилы, чтобы рассказать сыну о злокознях его дяди и матери.

Символизм тени нашел отражение в пословицах и поговорках разных времен:
"Слово – тень дела" (Демокрит).
"Дерево не отнимает своей тени даже у того, кто пришел срубить его" (древнеиндийская пословица).
"Наводить тень на плетень" (усложнять что-либо, делать его непонятным).
"На веждах его тень смерти" (так говорят о человеке, чья смерть неотвратима и близка).
"Бросать тень, наводить тень" (на кого-либо, что-либо, т.е. бесславить).
Про человека, который по каким-либо причинам разорвал связи с внешним миром, перестал общаться с друзьями и коллегами, говорят, что он "ушел в тень" или "вышел из тени" при обратном стечении обстоятельств.
Про трусливого человека говорят, что "он и тени собственной боится".
Полушутливая фраза современности "постоять в тени, облагородиться" имеет давние корни. Древние славяне верили, что нельзя стоять в тени дурного человека, ведьмы или колдуна, дома, где произошло самоубийство и т.п., так как из этой тени могут выйти злые духи и похитить душу человека. Считалось также, что всевозможная нечисть - черти, вампиры, лешие, водяные - не могут отбрасывать тени, т.к. души этих существ находятся в руках дьявола.

Вместе с тем тень – это не только сущность человека, но и особый мир, в котором не действуют земные законы. В мире волшебников известно, что этот мир населяют Теневые Драконы - одни из самых скрытных существ, способные скрываться и появляться из тени. В романе-фэнтези Роджера Желязны "Хроники Амбера" тени – это отражения Подлинного Мира, переходное состояние между Порядком (Амбером) и Хаосом. От слова "тень" происходит название славянского существа-призрака Постень.

В различных сонниках видеть во сне свою тень толкуется как предостережение, что вам нужно опасаться неприятностей со стороны своих врагов; видеть чужую тень - знак, что вас контролируют, пытаются обмануть и подчинить чьей-то воле.
В науке существуют понятия: "дождевая тень", "солнечная" и "лунная" тени, "тень Земли", "заваленные" тени, а также "открытые", "закрытые" и "собственные" тени.
А вот в косметологии омоним "тени" имеет вполне мирное значение – это средство для придания красоты (или дополнительного уродства, это уж у кого как), наносимое на веки. И здесь уже различают сухие или жидкие тени, тени в виде геля, крема или карандаша и пр.

Awen, Слайзерин, 3 курс

"Поэт открыт душою миру, а мир наш - солнечный, в нем вечно свершается праздник труда и творчества, каждый миг создаётся солнечная пряжа, - и кто открыт миру, тот, всматриваясь внимательно вокруг себя в бесчисленные жизни, в несчетные сочетания линий и красок, всегда будет иметь в своём распоряжении солнечные нити и сумеет соткать золотые и серебряные ковры."

К. Д. Бальмонт

Т.С. Петрова. Слово тень в символическом контексте лирики К.Д. Бальмонта

Прочтение и понимание символического текста непосредственно связано с возможностью адекватного восприятия той сложной образности, которая определяется не просто употреблением тех или иных символов, несущих в себе особый смысл. Слово в символическом контексте принципиально многопланово, реализуя наряду с прямыми значениями трансформированную семантику – в разной степени эстетического осложнения. Н.А. Кожевникова отмечает, что символисты, говоря о многозначности символа, «имели в виду не только возможность разных толкований слова в определённом узком контексте, но и множественность его употреблений в разных контекстах» .

Именно таким выступает в лирике К. Бальмонта слово тень . Рассмотрим, в чём обнаруживается и от чего зависит ёмкий символический смысл этого словообраза и каковы особенности его функционирования в бальмонтовском поэтическом контексте.

В двухтомном издании избранных стихотворений К.Д. Бальмонта обнаружено 112 употреблений слова тень в объёме 1-го тома (стихотворения 1894-1904 гг.) и 31 употребление во 2-м томе (стихотворения 1905-1908 гг.) – всего 143 примера.

Сопоставление семантики слова тень в бальмонтовском контексте и Словаре русского языка показывает, что три словарных значения в рассмотренном издании отсутствуют полностью: тень – «места на рисунке, картине (пятна, штрихи и т. п.), изображающие наименее освещённые участки чего-л.»; «место на лице, выделяющееся более тёмным оттенком» и «отражение внутреннего состояния (беспокойства, печали и т. п.) на лице, в глазах человека». Возможно, это объясняется тем, что первые два значения отличаются сугубой конкретностью, а третье связано с традиционным выражением эмоционального состояния, для чего в бальмонтовском поэтическом языке используются более выразительные и индивидуальные средства (в том числе и в связи с употреблением слова тень ).

Словарное значение лексемы тень – «тёмное отражение на чём-л., отбрасываемое предметом, освещённым с противоположной стороны» – проявляется у Бальмонта весьма неоднопланово.

В традиционном устойчивом употреблении «ночная тень , тень ночи» слово тень обнаружено лишь однажды: «О, Ночь, сгусти покров / Своих густых теней …» (К ночи, 1, 635). Второй пример подобного употребления находится уже в символическом контексте поэмы «Белый Лебедь», где традиционная образность соотносится с мифопоэтическим представлением ночи как надмирного пространства – вместилища субстанциального мрака: «Тени ночи в ночь и прянут, / А костры оставят нам. / Если ж биться с нами станут, / Смерть нещадная теням . / Дети Солнца, мы приходим, / Чтобы алый цвет расцвёл…» (Белый Лебедь, 2, 593).

Показательно, что актуализация прямого значения слова тень часто сопровождается выражением усиления степени проявления признака, акцентированием его масштабности: «тень гигантской горы» (Музыка, 1, 171), «Бросало тень с огромной вышины» (Искатели, 1, 494), «Вечерний час потух. И тень растёт всё шире…» (Лунная соната, 1, 593), «Все тени мира здесь проходят мимо…» (Камень скал, 1, 544), «тьма теней » (В путь, 2, 80).

Выступая крайним членом контрастной парадигмы тьма / свет , слово тень употребляется у Бальмонта как в противопоставлении («В упорной схватке свет и тень » – Апрель, 2, 600; « И в ней не столько света , как скорби и теней » – «Смешались дни и ночи…», 1, 93), так и в сопоставлении при создании образа мира, единого в своём многообразии, – это непосредственно передаёт одно из характернейших качеств бальмонтовского мировидения и поэтического языка («Меня пленяет всё: и свет , и тени …» – Вопрос, 1, 112; «В красочном контрасте – свет и тени …» – Нежно-лиловый, 1, 753; «Дня завершаются ропоты, шёпоты, сказки огней и теней …» – Кветцалькоатль, 2, 580; «В царстве света , в царстве тени , бурных снов и тихой лени…», 1, 78; «Март неверный, Март смеётся, Март рыдает, свет и тень » – Март, 2, 599).

Однако в символическом контексте чаще актуализируется семантика слова тень , связанная с представлением изменчивости, зыбкости, воздушности: «От восхода Солнца до заката / Измененья тени и лучей…» (Цветок, 1, 389); «Дрожания света в мельканьях теней …» (Хрустальный звон, 2, 551); «Темнеет вечер голубой, / Мерцают розовые тени …» (Вечерняя тишь, 1, 420); «Тот, кто хочет, чтобы тени , ускользая, пропадали…» (Быть утром, 1, 684).

Семантика лёгкости, неуловимости, мимолётности реализуется при употреблении слова тень в составе сравнения, как правило, сопровождаясь эмоциональными коннотациями (отмечено 19 таких употреблений): «Точно тень , бродила вкруг / Неутешная печаль» («В поле искрилась роса…», 1, 43); «Когда в затон мечтанья / Вошла, как тень , печаль…» (Живая вода, 2, 235); «Всё, что здесь, проходит мимо, / Словно тень от облаков…» (Молитва вечерняя, 1, 328).

Иногда повторяющееся в контексте слово тень реализует разные значения, что характерно для символического словоупотребления. Например: «Дни убегают, как тени от дыма, / Быстро, бесследно и волнообразно <…> Тень дорогая душою хранима…» (Печаль луны, 1, 601).

Особенно выразительны ряды сравнительных оборотов, соотнесённых друг с другом синтаксически и семантически: «Я прихожу, как призрак, я ухожу, как тень , / Я полон тайн, как вечер, я весь огонь, как день <…> Я вновь пришёл, как призрак. Я вновь уйду, как тень » (Как призрак, 1, 589).

В таких сопоставительных конструкциях поэту удаётся передать сложный сплав семантики эфемерности, мимолётности, призрачности: «Моё несчастье несравнимо / Ни с чьим. О, подлинно! Ни с чьим. / Другие – дым, я – тень от дыма, / Я всем завидую, кто – дым…» (Тень от дыма, 1, 721). В дальнейшем контексте этого стихотворения слово дым выступает символом устремлённости к высшему миру – в таком соотношении образ «тень от дыма» передаёт противоположное состояние – приземлённость, отягощённость бренностью бытия.

В окружении слов со значением неопределённости, неясности слово тень актуализирует ту же семантику и парадигматически соотносится с рядом слов, в которых «заложена идея неясного, непостижимого, лежащего за пределами обыденности: тайна, сон, сказка, чара, грёза, видение, тень, призрак » . Например: «И блуждают тени смутные / По пространству неоглядному, / И непрочные, минутные, / Что-то шепчут ветру жадному…» (Ковыль, 1, 59); «Засыпаны бездушными / Пушинками снегов, / Покрыты равнодушными / тенями облаков…» (В царстве льдов, 1, 190); «Бледнеют привидения, / Редеют тени снов» (там же, 1, 191).

В результате словообраз тень становится одним из ключевых элементов символического контекста, передающего сложное взаимодействие реального и ноуменального миров, таинственное соприкосновение земного мира с пространством сущностных начал – невыразимых и непостижимых, а лишь прозреваемых: «Таинство жизни трепещет средь мёртвых камней, / Что-то забилось, как будто бы тени теней …» (Чахлые сосны, 1, 75).

Традиционно представление такого взаимопересечения временного и вечного миров передавалось через мотив отражения. Говоря о платоновском источнике образного представления жизни, Н.А. Кожевникова цитирует Вл. Соловьёва: «В сне земном мы тени , тени … / Жизнь – игра теней , / Ряд далёких отражений / Вечно светлых дней» . Символическое представление сущностной основы вневременного бытия, отражённой в реалиях земной жизни, находим в знаменитом стихотворении Вл. Соловьёва: «Милый друг, иль ты не видишь, / Что всё видимое нами – / Только отблеск, только тени / От незримого очами?». Н.А. Кожевникова отмечает, что «на особый символически-мистический характер этих образов указывает эпитет вечный » . Актуализаторами выступают также определения нездешний, новый, неподвижный, недвижный, неверный, невнятный, неведомый , иногда в соотношении с контрастными – земной, житейский ; кроме того, слова из одного парадигматического ряда: призрак, туман, сон, сновидение , словообразы с семантикой отражения. Например: «Как тени дымные вкруг яркого огня <…> / Так жизнь с восторгами и блеском заблужденья / Есть сновидение иного сновиденья» (Индийский мотив, 1, 325); «Каждый любит, тень любя, / Видеть в зеркале себя. / И сплетенье всех в одно / Глубиной повторено. / Но во имя глубины, / Мы страдаем, видя сны. / Все мы здесь, наоборот, / Повторяем небосвод. / Свет оттуда – здесь как тень , / День – как ночь, и ночь – как день…» (Костры, 1, 462).

Если тень представляет включённость человека в мир взаимодействия земного и небесного, отражение выступает связующим звеном в проявлении общей цельности; при этом создаются условия для появления положительной оценочности: «Я счастлив, грустен, светел, одинок, / Я тень в воде, отброшенная ивой, / Я целен весь, иным я быть не мог» (Вечерний час, 1, 542).

Семантика отражения особым образом реализуется в представлении соотношения человека и Бога, твари и творца через предикатив, в который входит слово светотень : «Мы звенья вкруг созвездного кольца, / Прогалины среди ветвей сплетённых, / Мы светотень разумного лица…» (Освобождение, 1, 546). Совершенно очевидно, что слово светотень употреблено здесь не в словарном значении; словообразы звенья, прогалины в символическом контексте передают семантику соединения земного и неземного, обыденного и духовного, мистическую связь миров.

В результате человек выступает связующим звеном, пересечением природы и Творца, отражая в себе то и другое, являя собой, с одной стороны, «тень в воде, отброшенную ивой», с другой – «светотень разумного лица».

Если же тень-отражение выступает знаком раздвоения, нарушения единства целого, то она воспринимается как дурное наваждение, и образ окрашивается отрицательными коннотациями: «Но он [Дьявол] стоял как некий бог, склонённый, / И явственно увидел я, что он, / Весь белый, весь луною озарённый – / Был снизу чёрной тенью повторён. / Увидев этот ужас раздвоений, / Я простонал: “Уйди, хамелеон! / Уйди, бродяга, полный изменений, / Ты, между всех горящий блеском сил, / Бессильный от твоей сокрыться тени !..”» (Наваждение, 1, 520).

Для выражения этой семантики в лирике К. Бальмонта употребляется окказиональное слово тенесвет , – и по структуре, и по значению зеркально соотнесённое со словом светотень : «Какой бы маленький предмет / Ни встал передо мною, / За ним зловещий тенесвет , / За ним, пред ним ползучий след, / Бесплотный дух, что мглой одет / И оживлён Луною…» («Явились, вот один, другой…», 2, 657). Слово употреблено с эпитетом зловещий , соотнесено с перифрастическим представлением дьяволического начала и обнаруживает ярко выраженную негативную окраску. Тенесвет здесь – проявление призрачного, потустороннего, губительного инобытия. Такая семантика не однажды обнаруживается в слове тень в «дьяволическом» окружении, например: «Снова Тень , и снова Дьявол, снова Тень , и снова боги <…> Вера в Тени это только – мозговая паутина…» (Пронунсиамиэнто, 1, 713).

Таким образом, слово тень в бальмонтовском поэтическом языке проявляет семантическую и аксиологическую амбивалентность. В зависимости от контекстуального окружения оно обнаруживает тенденцию к сближению то с положительным (светлым), то с отрицательным (тёмным) полюсом парадигмы. В то же время способность слова тень передавать неустойчивость в соотношении света и тьмы, пограничное, переходное состояние между земным и небесным, между благим, светлым и гибельным, тёмным делает тень словообразом, несущим в себе символический потенциал, который проявляется в самых, казалось бы, обычных пейзажных картинах: «В этом царстве тишины / Веют сладостные сны, / Дышит ночь, сменяя день, / Медлит гаснущая тень » (Тишина, 1, 163). Атмосфера одухотворённого, аморфного в своей изменчивости мира, неустойчивого состояния зыбкой очарованности сном и тишиной создаётся во многом за счёт динамического характера образа тени . Эпитет гаснущая , на первый взгляд, сближает его с тёмным полюсом ночи; но в контексте постепенно гаснет день и настаёт ночь, поэтому гаснущая тень – это образ, в большей мере связанный с представлением уходящего дня, – это след дня, следовательно, тень здесь – след света.

Символическое отражение Великого творящего и созидающего дня, где сияет солнечный свет, «противодействующий безднам ночного мира» , обусловливает появление образа теней дня в позитивном значении. «Под знаком этой тотальной светоносности, – пишет А. Ханзен-Лёве, – снимается столь продуктивная полярность “день” – “тень”» . В стихотворении К. Бальмонта «Я мечтою ловил уходящие тени…» именно такой смысл реализует образ, усиленный повтором-подхватом: «Я мечтою ловил уходящие тени , / Уходящие тени погасавшего дня…» (1, 49). След света прозревает поэт-символист в дневных тенях – след высокой одухотворяющей цели, которая освещает его путь и ведёт всё выше, к совершенству, истине, красоте.

Подтверждением неслучайности такого наполнения образа в широком контексте символической лирики может служить стихотворение А. Блока «Как мимолётна тень осенних ранних дней…» , где «тени дня – избытки красоты», вдохновляющие поэтическую мечту. Вместе с тем сам образ дня у символистов дихотомичен, противоречив, и у того же Блока «неверные дневные тени » – след тусклого, бездуховного дневного мира, который озаряют «розовые тени » – отражение вечернего одухотворяющего света .

Для символистов не менее важно и то, что «угасание дня <…> как бы образует рубеж между дневным и ночным мирами» , – рубеж, на котором становится возможным и осуществляется их взаимодействие, перетекание. В этом семантическом аспекте слово тень выступает в ряду слов-символов с интегратором «неполнота проявления признаков, их взаимоотражение»: сумрак, дремота, мгла , их дериваты с корнем полу -, а также отзвук, отблеск и т. п.

Возможно, многоплановая разработка в поэтике символизма мотива неясного, намёка, следа в слове тень обусловила в лирике Бальмонта единичные случаи реализации словарного значения «слабый след или слабое подобие чего-л., намёк на что-л.» в генитивной конструкции: тени старины, прошлого; тень воспоминаний, прочтённой книги (всего 7 употреблений).

Достаточно часто в слове тень проявляется традиционное значение «дух умершего или отсутствующего человека»; у Бальмонта оно сопряжено с представлением тени как формы внеземного существования и отрицательной окраски, как правило, не несёт: «Среди могил блуждают тени / Усопших дедов и отцов, / И на церковные ступени / Восходят тени мертвецов…» (Надгробные цветы, 1, 115); «Вот почему тот самый человек, / Чья тень теперь, невидимая, с нами, / Не только дорог жизнью мне своей, / Но тем, что был живым и в самой смерти» (Радостный завет, 1, 647).

Слово тень в этом значении сопровождается эпитетами бестелесная, бесплотная, воздушная, белая, поблекшая, немая, блуждающая, невидимая, родимая, нежная . Особую роль играет определение святая в перифрастическом обозначении потустороннего существа (сакральный смысл слова Тень подчёркнут написанием с заглавной буквы) в стихотворении «Данте» (1, 109-111): «…Один, в ночной тиши, вдали от света, / Молился он, – и Тень к нему пришла. / Святая Тень , которую увидеть / Здесь на земле немногим суждено <…> И Тень его отметила перстом…».

Абстрактное значение слова тень – «пространство, защищённое чем-л. от лучей солнца (на солнце и в тени )» – отражено в исследованном материале в 9-и употреблениях и, как правило, соотносится с семантикой благого, успокоительного начала («Черёмухой нежит душистую тень » – Славянское древо, 2, 238). В стихотворении «Зелёные святки» наблюдается эффект постепенного развёртывания у слова тень символического значения. Это осуществляется приёмом последовательного наращивания признаковых слов и разработкой символического окружения: «Уйдёмте под тень <…> Уйдёмте под свежую тень , поцелуи под тенью так сладки <…> Уйдёмте в мгновеньях под вечную тень , поцелуи под тенью так сладки… (2, 469).

Мифопоэтический характер обнаруживает окказиональный образ Тень -Река , вынесенный в заглавие стихотворения: «…А по водам Тень -Реки / Заиграют огоньки, / А по вскипам Тень -Реки / Засверкают светляки» (2, 428).

Таким образом, именно контекст обусловливает проявление ёмкой и многоплановой семантики словообраза тень в поэзии К. Бальмонта – контекст отдельного стихотворения и лирической системы в целом. Слово обнаруживает при этом принципиальную амбивалентность – важнейшее качество символа. В результате оно получает возможность замещать как крайние члены полярной парадигмы, так и среднее, промежуточное звено.

Одна из важнейших черт слова-символа тень – выражение особо значимого для символизма рубежного, пограничного, переходного состояния земного и ноуменального миров. В результате словообраз тень входит в ряд слов-символов с интегратором «неуловимое, непостижимое, символически отражающее в себе некое сущностное начало»: сумрак, дым, отблеск, отзвук, просветы, сон и т. п.

Можно говорить об акцентировании символического словоупотребления слова тень в лирике Бальмонта и о сложном взаимодействии нескольких значений, смысловых и экспрессивных коннотаций в каждом конкретном употреблении.

Примечания

1. Бальмонт К.Д. Собрание сочинений: В 2 т. Можайск, 1994. В тексте цитаты даются по этому изданию и сопровождаются указанием в круглых скобках тома и страницы через запятую.

2. Блок А.А. Собр. соч.: В 8 т. М.-Л., 1960. Т. 1.

3. Кожевникова Н.А. Словоупотребление в русской поэзии начала ХХ века. М., 1986.

4. Словарь русского языка: В 4 т. / Под ред. А.П. Евгеньевой. М., 1981-1984. Т. IV.

5. Ханзен-Лёве А. Русский символизм. Система поэтических мотивов. Мифопоэтический символизм. Космическая символика. СПб., 2003.

Тень

тень , тени, в тени, мн. тени, теней и (устар. ) теней, жен.

1. только ед. Темное пространство, отгороженное, застланное чем-нибудь от источника света, куда не проникают лучи света. «Под навесом в черной тени жевали лошади.» А.Н.Толстой . «Пешеход, отирая пот с лица, искал тени.» Гончаров .

2. перен. , только ед. Незаметное, невидное, тихое, укромное место, положение. «Не так ли я в былые годы провел в бездействии, в тени мои счастливейшие дни.» Пушкин . «Стих, притаился в тени барин, прослышав свободу.» Некрасов . Держаться в тени.

3. Темное отражение, падающее на окружающую поверхность от той стороны предмета, которая не обращена к источнику света. Чем выше Солнце, тем короче тени от деревьев. Солнце заходит, длинные тени ложатся на землю. «И сосен по дороге тени уже в одну слилися тень.» Тютчев . «Настала ночь, покрылись тенью Тавриды сладостной поля.» Пушкин . «Не легли еще тени вечерние, а луна уж блестит на воде.» А.Блок . «По тени узнал я ворону как раз.» Некрасов . Высокая стена дает (или отбрасывает) длинную тень. На его лицо падала тень от абажура. «Там нежила меня теней прохлада.» Пушкин . «(Солнце) наводило на дальний бугор света и теней недвижный узор.» Некрасов .

| Изображение такого темного отсвета в живописи. Класть тени. Распределение света и тени на картине.

4. перен. Отражение какого-нибудь внутреннего состояния в движении лица, глаз и т.п. По лицу его пробежала тень неудовольствия.

5. *****

6. перен. , только ед. Малейшая доля, малейший признак чего-нибудь (книж. ). У меня нет ни тени сомнения в моей правоте. Другое дело, если б его возражения имели хотя бы тень убедительности.

7. Призрак, привидение, дух умершего (первонач. в суеверных представлениях, затем - поэт. ). Загробная тень. «Лишь по ночам, склонясь к долинам, ведя векам грядущим счет, тень Данта с профилем орлиным о Новой жизни мне поет.» А.Блок . «И много милых теней восстает.» Жуковский . «Еще доныне тень Назона дунайских ищет берегов.» Пушкин . «Она скиталась по дому, как тень, неслышными шагами.» А.Тургенев . «Бледна, как тень, с утра одета, Татьяна ждет.» Пушкин .

8. Неясное очертание человеческой фигуры, силуэт. «В окнах везде светились огни, мелькали тени.» Гончаров . «Друг беззащитный, больной и бездомный, вдруг предо мной промелькнет твоя тень!» Некрасов . «Увидели две тени, проходившие в просвете между деревьями.» Л.Толстой .

9. перен. , только ед. Подозрение, вызывающее сомнение в чьей-нибудь добропорядочности, что-нибудь, порочащее репутацию. Тень падает на кого-нибудь. Бросить, набросить, кинуть тень на кого-нибудь. Тень ложится на кого-нибудь.

Наводить тень (разг. ) - перен. затуманивать дело, намеренно *****

Этимологический Словарь Русского Языка

Тень

Индоевропейское – temni-s (темный).

Общеславянское – sьjati (сиять, сень, сени).

В древнерусском языке существительное известно с XI в. в формах «стънь» и «сънь». В говорах встречается слово «стень» в значении «тень человека», в древнерусском и русском говорах слово «стень» употреблялось в значении «стена».

В некоторых славянских языках слово утеряно.

Родственными являются:

Украинское – тiнь.

Словенское – tenja.

Польское – cien.

Производные: тенистый, теневой.

Культурология. Словарь-справочник

Тень

☼ универсалия культуры, возникшая из мифологии абрисов освещенности предметов и из гипотезы об автономной жизни этого абриса. Т. - своего рода знак естественного "языка" натуры, силуэтное означенье вещей и существ. Т. есть атрибут дневного мира и дневной культуры (к-рой противостоит утомительная "пестрота" цивилизации); выражение "ночные Т." является неявной тавтологией. Т., однако, всей семантикой возможного отторжения связана с однородно сумеречным Загробьем и ночной свободой осн. персонажей демонологии. Мировая мифология загробной реальности неизбежно фиксирует его теневую фактуру, причем Т. здесь - не онтологич. мнимость, но осн. способ пост-существования ("мир Т.", "милые Т." - эти и подобные им словосочетания маркируют знаковое и, следовательно, смысловое присутствие мира здешнего в нездешнем состоянии и являются не метафорами, а квалификацией инородности). Ранние филос. трактовки Т. связаны с характеристиками повседневной, а не запредельной жизни (от "пещеры Платона" до соловьевского мнения о том, что подлинности этого мира - "только тени... от незримого очами"). В этом акценте Т. стала аргументом в борьбе за ценность трансцендентной реальности (монады, эйдосы, идеи; "духовные деятели" Н. Лосского (см.. ); "мэон" Н. Минского; ментальные субстраты мистиков; астро-тела антропософов). Т. человека - предмет особой охоты для героев демонич. мира. Черт и бес лишены лица и Т.; последняя является для них формой алиби среди людей и "телесной" легитимизации. Т. для безличной твари (нежити) есть знак личности. Отнятие Т. у человека делает черта хозяином его жизни. Т. используется как маска живого на мертвом. Похищение или торговля Т. по условиям договора с нечистой силой приравнены к купле-продаже души. Душа есть светлая Т. бессмертия; Т. телесная есть неотменяемая память о смерти. Христианство персонифицирует эти векторы судьбы в сторожевых контрагентах всякого человека: ангел белый и ангел черный. Их борьбе за "теневой" приоритет лит-ра придала приключенч. характер (Шамиссо, Шварц). Т. удваивает предмет в реальном пространстве и в завременном существовании; отсюда - тема двойничества: от египет. "ка" (прижизненного двойника человека) и культа близнецов в архаич. культурах до образов расщепленной личности в прозе последних двух веков ("Двойник" Достоевского). Т. как самостоят. существо наделена в мифологии амбивалентными свойствами: Т. на свету неуязвима, ее нельзя убить, подвергнуть порче или прогнать (она есть как бы оглядка предмета или существа на самого себя), но смертная Т. Аида, искусившаяся обратным воплощением в прежнее тело, возвращается в обитель ночи, если нарушено условие, поставленное ее проводнику: не оглядываться на нее в лабиринте выхода. Так вернулась Т. Эвридики в мифе об Орфее, коль скоро, по одному из толкований, попытка вернуть ее к бытию "была самочинным насилием бытия земного над областью трансцендентного" (П. ). Общим местом стали сравнения быстротечности человеч. жизни с мельканием Т. (у Тютчева: "Вот наша жизнь <...> - Не светлый дым, блестящий при луне, а эта тень, бегущая от дыма..."). Эстетика Т. знает театр Т. и искусство силуэта, вырезанного или закрашенного. Живопись осваивает Т. с открытием прямой перспективы; обратная перспектива фрески и иконы не знает Т. Чист от Т. мир сакральной образности, которая строит свою картину мира в параметрах физики иного и в ангельском пространстве света Фаворского. Т. в живописи эволюционизирует от полупрозрачных абрисов Боттичелли ("Три грации") до утяжеленно-соматич. проработки цветной Т. в опытах импрессионистов. Поэтика Т. работает и на мимикрию реализма: чем абсурднее на полотнах Дали или в супрематич. композициях Малевича изображенные ими сюрреалистич. существа и вещи, тем рельефнее их присутствие свидетельствует тщательно выписанная фактура Т. Виртуозная философия Т. разработана в Др. Китае: инь акцентируется как затененность, что повлияло на эстетику и опыт раннего синема в России (С.М. Эйзенштейн). Совр. эстетика Т. недалеко ушла от геометрии плоскостного мира и пытается создать синэстезию Т. (А. Вознесенский) и особую метафорику Т. смыслов, сложно пересекающихся в стиховом пространстве контекста (см. теневую графику в конструкциях постмодерна).

Лит. : Минский Н.М. Религия будущего (Философские разговоры). СПб., 1905; Карсавин Л.П. О личности. Каунас, 1929; Дзюнъичироо Танизаки. Похвала Тени // Восточное обозрение. Б.м., 1939, № 1; Вознесенский А.А. Тень звука. М., 1970; Каган Ю.М. По поводу слова "umbra" - "тень" // Античность и современность. М., 1972; Мейер А.А. Философские сочинения. Париж, 1982; Эйзенштейн С.М. Неравнодушная природа // Эйзенштейн С.М. Собр.соч. М., 1964. Т. 3; Карсавин Л.П. Малые сочинения. СПб., 1994; Лосский Н.О. Бог и мировое зло. М., 1994; Лосский Н.О. Чувственная, интеллектуальная и мистическая интуиция. М., 1995.

К. Г. Исупов.

Культурология ХХ век. Энциклопедия. М.1996

Фразеологический словарь русского языка

Тень

Бросать (или кидать ) тень на кого - вызвать сомнение в чьей-либо добропорядочности

Бояться своей (собственной ) тени - быть очень трусливым

Быть (или сделаться ) тенью кого -

1) неотступно ходить за кем-либо, быть всегда вместе с кем-либо

2) целиком находиться под влиянием кого-либо

Ночная (или вечерняя ) тень и тень ночи - сумрак

Навести тень (на плетень, на ясный день ) - сделать неясным что-либо

(Одна ) тень осталась от кого - кто-либо очень похудел

Оставаться (или держаться, быть и т. п.) в тени - стараться быть незаметным, не выделяться, оставаться незамеченным

Тень под глазами (или вокруг глаз ) у кого - темные с синеватым оттенком круги под глазами от усталости, нездоровья и т. п.

Тень падает на кого - возникает сомнение в чьей-либо добропорядочности

Ходить (или идти, следовать и т. п.) за кем как тень - ходить за кем-либо неотступно

Библейская энциклопедия арх. Никифора

Фразеологический словарь (Волкова)

Тень

Наводить тень (разг.) - перен. затуманивать дело, намеренно сбивать с толку.

Да ты того, нечего тень наводить! Чехов.

Осталась одна тень от кого (разг. ) - кто- н. очень исхудал.

После болезни он него осталась одна тень .

Гаспаров. Записи и выписки

Тень

♦ Д Н. Бразуль, зав. худ отделом "Рабочей газеты", пил только пиво, но так, что пытался открывать дверь редакции, хватаясь за тень от ручки. Кожебаткин (уже в изд МТП), грузный и беззубо улыбающийся орел-стервятник в пенсне, носил женские чулки, потому что в них теплее, а в портфеле имел любые книги, серебряный набалдашник без трости, подвязки и всегда бутылку вина. В. А. Попов, редактор "Вокруг света" и "Следопыта", вылечился от запоя новым способом, "электричеством через женщин", но как - не говорил (Восп. Д. Дарана, РГАЛИ, 2436.1.42).

♦ У Алданова слова не отбрасывают тени, - вежливо выражался Набоков.

Толковый словарь русского языка (Алабугина)

Тень

И, ж.

1. только ед. Пространство, защищённое от лучей солнца.

* Отдыхать в тени дерева. *

2. Тёмное отражение на чём-н., отбрасываемое предметом, освещённым с противоположной стороны.

* Тень от дома. *

3. Неотчётливое очертание человеческой фигуры; силуэт.

* Тени в окне. *

4. перен. Отражение внутреннего состояния в движениях лица.

* Тень беспокойства. *

5. перен. Призрак, остаток былого.

* Тени прошлого. *

6. перен. Малая доля чего-н.

* В нём нет ни тени жалости. *

7. перен. Подозрение в чём-н.

* Тень сомнения. *

8. перен. Слабый след, слабое подобие чего-н.

* Живёт тень великого имени (Лукан). *

9. только мн. Косметическая краска для век.

* Купить тени. *

Мир Лема - словарь и путеводитель

Тень

при воздействии на поверхность мощного кратковременного излучения на ней остается след - тень находящегося перед ней объекта (по данным, полученным при атомном взрыве в Хиросиме и при катастрофе с ракетой Р-16 в 1960 году - Первушин А. Битва за звезды: Космическое противостояние. М.: 2003):

* "... на шершавом фоне проступали два стертых силуэта, заостренных кверху, словно тени в высоких капюшонах. Один сильно наклонялся вперед, словно падая, другой скорчился, как бы присев и втянув голову в плечи. Ростом обе тени были чуть выше метра... возможно, что в момент взрыва перед откосом стояли два существа: перед тем как испариться в температуре миллион градусов, их тела заслонили часть стены от непосредственного действия жара". - Астронавты *Театр теней (действия теней, получаемых от плоских кукол, движущихся между источником света и экраном).

3. Неотчётливое очертание фигуры, (во 2 знач.). В саду мелькнула неясная т.

4. перен., чего. Отражение в движениях лица какогон. внутреннего состояния, волнения. Пробежала т. неудовольствия. Промелькнула т. сомнения.

5. перен., чего. Призрак, воспроизведение чегон. (книжн.). Тени прошлого. Встали тени былого.

6. перен., чего. Малейший признак, малейшая доля чегон. Нет и тени сомнения.

7. перен. Подозрение в чёмн. Бросить т. на чьён. доброе имя.

8. мн. (род. ей). Оттеняющие косметические краски для лица, век.

9. Затемнённое, оттенённое место на рисунке, картине, изображении. Класть тени.

Тень наводить, наводить тень на ясный день (разг.) намеренно вносить неясность в дело, стараясь сбить с толку.

Только (одна) тень осталась от кого (разг.) очень исхудал.

| прил. теневой, ая, ое (к 1, 2, 8 и 9 знач.).

Словарь Ефремовой

Тень

  1. ж.
    1. :
      1. Темное пространство, заставленное, отгороженное чем-л., куда не проникают лучи света.
      2. перен. Тихое, укромное, незаметное, невидимое место.
    2. :
      1. Темное отражение, падающее на окружающую поверхность от той стороны предмета, которая не обращена к источнику света.
      2. Изображение такого отсвета в живописи.
    3. перен. Отражение какого-л. внутреннего состояния человека на его лице, в его глазах.
    4. :
      1. перен. След, отпечаток, пережиток чего-л.
      2. Чей-л. образ, рисующийся в воображении.
    5. перен. Слабый намек на что-л.
    6. перен. Неотчетливое очертание фигуры человека; силуэт.
    7. перен. Подозрение, вызывающее сомнение в чьей-л. добропорядочности.
  2. ж. разг.
    1. Тот, кто постоянно бывает с кем-л., всюду следует за ним.
    2. перен. Бледный, исхудавший, изможденный человек.

Словари русского языка

Новый толково-словообразовательный словарь русского языка, Т. Ф. Ефремова.

тени

    мн. Косметическая краска для век.

    1. Теневой театр.

      перен. Что-л. отрицательное, неблаговидное.

Википедия

Тени (фотография)

Те́ни - элемент светоте́ни - неосвещённые или слабо освещённые участки объекта. Тени на неосвещённой стороне объекта называются собственными , а отбрасываемые объектом на другие поверхности - падающими .

В обработке изображений тенями также называются наиболее темные участки кадра. Тени требуют повышенного внимания, если есть желание сохранить в них детали. В этом случае при подготовке к печати повышают контрастность черного канала в тенях.

Для получения более резких теней применяют открытую диафрагму в сочетании с короткой выдержкой. Напротив, закрытая диафрагма с длинной выдержкой позволяет получить размытые границы света и тени.

Тени (фильм, 1959)

«Тени» - импровизационный фильм американского режиссёра Джона Кассаветиса о межрасовых отношениях во времена бит-поколения в Нью-Йорке. Многие киношколы считают «Тени» одним из ярчайших представителей независимого кинематографа в США.

Кассаветис снял две версии фильма - в 1957 и 1959 годах.

Тени

Тени:

  • Тени для век - средство декоративной косметики.
  • Тени - озеро в Чувашии.
  • Тени - элемент светотени, неосвещённые или слабо освещённые участки объекта.
  • « Тени » - 2-й студийный альбом певицы Ёлки, 2006.

В кино и на телевидении:

  • « Тени » - кинофильм, 1953, СССР, реж. Надежда Кошеверова и Николай Акимов. По одноимённой пьесе М. Е. Салтыкова-Щедрина.
  • « Тени » - кинофильм, 1959, США, реж. Джон Кассаветис.
  • « Тени » - 6-й эпизод 1-го сезона телесериала «Секретные материалы», 1993.
  • « Тени » - кинофильм, 2007; Македония, Германия и др.; реж. Милчо Манчевский.

Тени (Секретные материалы)

«Тени» - шестой эпизод первого сезона сериала « Секретные материалы », главные герои которого - агенты ФБР Фокс Малдер (Дэвид Духовны) и Дана Скалли (Джиллиан Андерсон) - расследуют сложно поддающиеся научному объяснению преступления, называемые Секретными материалами.

В данном эпизоде Малдер и Скалли расследуют два смертельных случая, которые, по мнению Малдера, вызваны необъяснимой психокинетической силой. В ходе следствия агенты выходят на молодую женщину, которую везде сопровождает призрак её погибшего босса. С их помощью агенты раскрывают преступную деятельность компании, занимающейся продажей оружия ближневосточной радикальной группировке. Эпизод принадлежит к типу и не связан с основной, заданной в пилотной серии.

Премьеру «Теней» в США, состоявшуюся на телеканале Fox 22 октября 1993 года, видели около 5,6 миллиона американских домохозяйств. От критиков эпизод получил смешанные отзывы.

Тени (альбом)

«Тени» - второй студийный альбом певицы Ёлки, выпущенный в 2006 году на лейбле 100Pro и переизданый в 2007 году лейблом Velvet Music .

Тени (фильм, 2007)

«Тени » - фильм македонского режиссёра Милчо Манчевского, вышедший на экраны в 2007 году. Его премьера состоялась на Торонтском МКФ, позже он был выдвинут Македонией на участие в кинопремии Оскар, но не получил номинацию.

Слоган фильма : «Иногда мёртвые говорят громче, чем живые»

Тени (озеро)

Тени - озеро, находящееся в 6 км южнее районного центра Аликово, на южной окраине д. Эренары. Имеет карстовое происхождение, овальную форму, вытянутое с севера на юг. Его размеры: площадь - 8,9 га (ширина - 240 м, длина - 480 м), максимальная глубина - 7,95 м (1996). Если сравнить данные максимальных глубин 1967 г. (8,8 м) и 1996 г., то они указывают на уменьшение глубины, наполнение озерной котловины илом, органическими веществами. Прозрачность воды - 1,45 м. Температура поверхностного слоя в летнее время достигает 24…25 °С. Дно глинистое. Вдоль берега тянется мелководье, местами оно достигает 25 м. До глубины 3 м мелководье проросло элодеей канадской. Прибрежная растительность развита слабо, местами встречается рогоз, осока, череда, кипрей узколистный. Прибрежная древесная растительность отсутствует. В озере водятся карась , карп , окунь .

Озеро сильно подвержено антропогенному воздействию. Близко к нему (на расстоянии 50 м) построена ферма. На берегу находится водокачка. Весной, во время дождей, в озеро попадает много органических веществ, почвы и т. д. Вдоль берега пасутся скот, утки, гуси. Близко к берегу подошли и пахотные земли.

Тени (фильм, 1953)

«Тени» - советский полнометражный цветной художественный фильм, поставленный на киностудии «Ленфильм» в 1953 году режиссёрами Николаем Акимовым и Надеждой Кошеверовой по одноимённой пьесе Салтыкова-Щедрина.

Пьеса, написанная Салытковым-Щедриным в 1865 году, была найдена и впервые опубликована в 1914 году, тогда же, в версии допущенной цензурой, единственный раз поставлена. Подлинный текст пьесы был опубликован только в 1935 году, и больше пьеса не публиковалась вплоть до 1954 года - до того момента как в 1953 году «Тени» были поставлены в Ленинграде Н. П. Акимовым, а затем с большим успехом пройдя в других театрах, были экранизированы.

Примеры употребления слова тени в литературе.

История Тени в разных вариантах сохранилась в памятниках древней литературы в разных точках галактики и датируется примерно началом Второй Диаспоры - именно тогда возобновились межзвездные контакты.

В качестве Тени ты - глава телохранителей, можешь лично нанимать и увольнять людей.

Место, которое занимают на них обе Тени , зависит от настроения короля.

Дворец был удобно расположен на скалистом плато, на котором сходились по крайней мере три воздушные струи, поэтому Тени не составило труда набрать нужную высоту.

Виндакс ни словом не обмолвился о подвигах своей Тени , даже когда они остались вдвоем.

Наверное, он установил рекорд - до сих пор Тени королей не жили так долго, по крайней мере на протяжении последних царствований.

Пять тысяч дней в должности королевской Тени - он заслужил благодарность Оролрона, почетную отставку, звание пэра, поместье.

Если поразмыслить хорошенько, конечно, хватило бы: в случае гибели короля Ранторры от руки злодея Тени грозило обвинение в государственной измене и наказание, с которым не сравнится самая страшная рана.

Орел Тени упал со сломанным крылом, а его самого подобрали со сломанной шеей.

Ведь если король больше не летает, значит, долг Тени - целым и невредимым проводить своего повелителя через дворцовые джунгли, а для этого надо знать все ходы и выходы, все лазейки и подземные течения.

Он замешкался в дверях, скользнув безразличным взглядом по Тени - так смотрят на сторожевого пса или разводной мост.

Какое-то время - казалось, что ужасно долго - монарх молча сидел за своим столом, вперив взгляд в кресло Тени и заставляя ее трястись от страха.

Оролрон очнулся от раздумий, позвонил и вызвал одного из секретарей - того, кому всегда поручал самые щекотливые дела, и человека, при имени которого по спине Тени побежали мурашки.

У двери он остановился и опять, как всегда, дружелюбно улыбнулся Тени - словно примериваясь к ней.

Двое часовых встрепенулись при появлении Тени , девятнадцать орлов не удостоили ее своим вниманием.

1. Темное отражение на чем-либо предмета, освещенного с противоположной стороны.
О величине, форме, густоте, цвете.
Ажурная, бледная, большая, волнистая, вытянутая, гигантская, глубокая, голубая, громадная, густая, густо-синяя, длинная, дымная, жидкая, жидко-зеленоватая, заостренная, зеленая, золотая, зубчатая, исполинская, короткая, кружевная, крупная, кудрявая, куцая (разг.), лапчатая, легкая, лиловая, мертвенно-синяя, молочно-голубая, мутная, мягкая, неопределенная, нечеткая, неясная, огромная, плотная, полупрозрачная, причудливая, продолговатая, прозрачная, размытая, расплывчатая, растянутая, редкая, резкая, светлая, свинцовая, седая, серая, сетчатая, сизая, синяя, сквозная, слабая, слитная, смутная, странная, темная, темно-мглистая, темно-серая, темно-синяя, тонкая, тусклая, угловатая, удлиненная, узорчатая, черная, четкая, широкая, ясная.
О подвижности тени; о ее психологическом восприятии.
Беглая, бегущая, бесшумная, боязливая, вкрадчивая, дрожащая, зыбкая, летучая, мелькающая, мрачная, мягкая, неуловимая, пляшущая, ползучая, робкая, скользящая, строгая, таинственная, трепетная, трепещущая, угрюмая, унылая, шаткая. Душная.
2. Место, заслоненное чем-либо от солнца; затененное пространство.
Блаженная, большая, глубокая, густая, дубравная, жидкая, мирная (устар. поэт.), мрачная, обильная, огромная, отрадная, приятная, прозрачная, прохладная, свежая, свежительная (устар.), сладостная, сплошная, хладная (устар.), холодная, хранительная (устар.), широкая. Тощая, уютная.
3. Неясное, трудно различимое в темноте очертание кого-, чего-либо; призрак, привидение.
Безгласная, безмолвная, бесформенная, бледная, волшебная, грозная, густая, диковинная, дьявольская, жуткая, загадочная, зловещая, мерцающая, молчаливая, мрачная, немая, необычная, непонятная, нервная, неясная, полупрозрачная, прозрачная, слабая, смешная, смутная, странная, страшная, таинственная, тихая, туманная, тусклая, угрюмая, ужасная, уродливая, фантастическая, черная, чертовская (разг.), чудовищная.


Смотреть значение Тень в других словарях

Тень — ж. сень, стень, затинь, застень, южн. зап. холодок; отсутствие прямого, лучистого света, особ. солнечного, перенятого каким-либо предметом, который застеняет, застит, омрачает.........
Толковый словарь Даля

Тень — тени, в тени, мн. тени, теней и (устар.) теней, ж. 1. только ед. Темное пространство, отгороженное, застланное чем-н. от источника света, куда не проникают лучи света. Под навесом........
Толковый словарь Ушакова

Тень — -и; предл. о те́ни, в тени́; мн. те́ни, -е́й; ж.
1. Тёмное отражение на чём-л., отбрасываемое предметом, освещённым с противоположной стороны. Отчётливая, размытая т. Колеблющаяся,........
Толковый словарь Кузнецова

Тень — , область, заслоненная от источника света и потому являющаяся относительно темной. Размеры тени зависят от расстояния между источником света и заслоняющим объектом.........
Научно-технический энциклопедический словарь

Пеллегрини-штиды Тень — (A. Pellegrini; A. Stieda) рентгеновская тень полулунной формы у верхнего края внутреннего мыщелка бедра при синдроме Пеллегрини-Штиды.
Большой медицинский словарь

Тень — - евр. цель. упоминается в символической речи Библии в различных значениях. часто является символом спокойствия и покровительства (Ис. 30: 2; 49:2; Ос. 14:8); так, например,........
Исторический словарь

Тень — (Shadow). Архетип, служащий средоточием материала, подавленного сознанием. Он может включать материал, противоречащий социальным стандартам, так же как и желания, тенденции,........
Психологическая энциклопедия

Тень (schatten) — Автор. К.Г.Юнг. Категория. Архетип. Специфика. Нечто противоположное тому, что индивид акцентирует в своем сознании. Как несовместимое с избранной сознательной........
Психологическая энциклопедия

Пеллегри́ни - Шти́ды Те́нь — (A. Pellegrini; A. Stieda)
рентгеновская тень полулунной формы у верхнего края внутреннего мыщелка бедра при синдроме Пеллегрини - Штиды.
Медицинская энциклопедия

Воздух, Жизнь, Характер, Душа, Тень (умершего) — Философский смысл термина: Воздух (стоики, Цицерон); жизнь, душа (Цицерон, Сенека).
Философский словарь



 

Возможно, будет полезно почитать: