Проект по самообразованию "Роль сказки в нравственном воспитании детей дошкольного возраста". План самообразования «Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста посредством русских народных сказок План по самообразованию русские народные ск

Русская народная культура – явление совершенно особое. Очень важно изучать историю русского народа, обычаи и жизненный уклад предков – это оказывает огромное влияние на становление ребенка как личности, а значит и на развитие всего общества.
Современные научные исследования подтверждают, что музыкальное развитие необходимо для общего развития, так как с его помощью формируется эмоциональная сфера ребенка, совершенствуется его мышление. Приобщаясь к музыкальному искусству с самого раннего детства, дети постигают смысл заключенных в нем духовных ценностей, становятся отзывчивыми к красоте, как в искусстве, так и в жизни в целом.
Данная тема по самообразованию, мною выбрана не случайно. В ней раскрываются методы работы, которые помогают в исследовании индивидуальности личности ребенка, а так же возможность синтезировать полученные знания и навыки, развивать творческие способности, помогая ему успешно и полноценно развиваться.
Цель:
- повышение профессиональной компетенции по вопросу развития музыкально-творческих способностей детей дошкольного возраста средствами русской народной культурой.
Задачи:
- формировать основы музыкальной культуры детей дошкольного возраста, используя русскую народную музыку.
- развивать музыкально-творческие способности на основе синтеза различных видов русской народной музыки.
- учить умению сотрудничества и сотворчества в коллективной музыкальной деятельности.
- воспитывать интерес к поисково-познавательной деятельности,
- привлечение к сотрудничеству родителей, для формирования музыкальной культуры ребенка.
Основные формы и методы работы:
- анализ психолого-педагогической литературы;
- анализ продуктивной деятельности детей;
- обучающие и развивающие занятия;
- индивидуальная работа;
- работа с воспитателями и родителями по теме.
Интеграция разных видов искусства и художественной деятельности в эстетическом воспитании детей, основывается на познании ребенком выразительных средств каждого вида искусства, позволяет глубже изучить предмет. Например: слушая музыкальное произведение, ребенок не только воспринимает его на слух, определяет характер, образ и средства музыкальной выразительности, но и одновременно знакомится с эпохой его создания, биографией композитора, с музыкальными инструментами, а также с произведениями изобразительного искусства, поэзии, которые помогают дополнить восприятие.
Исходя из вышесказанного, мне хочется выделить основные этапы моей работы:
1. Составление перспективного плана работы с включением причисляемыхк русской народной культуре словесных, музыкальных, хореографических видов народного творчества во все формы организации музыкального воспитания.
2. Проведение познавательных бесед о народном творчестве, праздниках, обрядах.
3. Работа с детьми по формированию певческих навыков.
4. Исполнение песен с детьми без музыкального сопровождения.
5. Музыкально-образовательная работа.
6. Использование пения в сочетании с хореографическими движениями.
7. Знакомство с русскими народными играми.
8. Знакомство с русскими народными музыкальными инструментами.
Список использованной литературы:
1. Бударина Т.А. Знакомство детей с русским народным творчеством. - С.-Петербург, 1998.
2. Ветлугина Н.А. Музыкальное развитие ребенка. - М.: Просвещение, 1988.
3. Воспитание искусством в детском саду. Интегрированный подход И.В. Штанько. - М.: ТЦ, 2007.
4. Дошкольная педагогика, 5-е изд-е. С.Л. Козлова, Т.А. Куликова. – М.: Академия., 2004.
5. Концепция содержания непрерывного образования (дошкольное и начальное звено).
6. Князева О.Л., Маханёва М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. - С.-Петербург, 1998.
7. Картушина М.Ю. Проблемы современного музыкального воспитания дошкольников. / Управление дошкольным образованием, №5/2005.
8. Картушина М.Ю. Русские народные праздники в детском саду. - М., 2006.
9. Кольцова М.И. Русский фольклор на музыкальных занятиях, утренниках. / Дошкольное воспитание, № 5/1993.
10. Калинина Р.Р. Программа творческо-эстетического развития ребёнка. - С.-Петербург, 2002.
11. Мельников М.Н. Детский фольклор и проблемы народной педагогики. - Новосибирск, Просвещение, 1987.
12. Микляева Н.В., Микляева Ю.В., Новицкая М.Ю. Управление образовательным процессом в ДОУ с этнокультурным (русским) компонентом образования. - М, 2006.
13. Немов Р.С. Психология. – М., 1999.
14. Остроух Г.А. Музыкальный фольклор как средство развития музыкальных способностей детей. / Дошкольное воспитание, №9/1994.
15. Развитие творческой активности. - М.: Педагогика, 1991.
16. Смирнов С. Педагогика. – М.: Издательский центр «Академия», 1998.
17. Старикова К.Л. У истоков народной мудрости. - Екатеринбург, Отделение пед. Общества, 1994.
18. Старикова К.Л. Народные обряды и обрядовая поэзия, Екатеринбург, Отделение пед. Общества, 1994.
19. Тихонова М.В. Красна изба.- С.-Петербург, 2000.
Перспективное планирование в младшей группе
Месяц НОД Другие виды деятельности Работа с родителями
сентябрь Тема: «Взрослые и дети»
Программные задачи:
- способствовать желанию детей слушать музыку,
- привлекать внимание детей к плясовой музыке,
- учить понимать ее задорный, веселый характер,
- выполнять простейшие движения по показу,
-учить пользоваться погремушкой.

Слушание музыки:
«Плясовая» р.н. м.

Пение:
«Ладушки» р. н.п.


упражнение: «Марш»
Е. Тиличеевой


«Игра с погремушками» р.н.м.


Обыгрывание песни «Дождик»
муз. Карасева,
сл. Френкель
Материал:
- кукла Танюша,
- погремушки
- бубен

Подвижные игры:
«Кот и мыши»,
«Лиса и зайцы»,


«Веселые ладошки»,
«Дождик»,
«Чей домик?»,
«Узнай по тембру»,

Пальчиковая игра: «Этот пальчик – дедушка...»

Ритмическая игра: «Эхо»

Дыхательное упражнение «Аромат»
Посещение родительского собрания «Знакомство с планом работы по музыкально-художественной деятельности детей.

октябрь Тема: «Осенний вернисаж» (Урожай)
Программные задачи:
- учит различать характер музыки и передавать его в движениях.
- подпевать в пении окончание музыкальных фраз, протягивать ударные слоги в словах «листочки летят» и т.д.
-учить детей навыкам драматизации.
- в танце двигаться по показу воспитателя, запоминать знакомые плясовые движения, заканчивать движения с окончанием музыки.

Слушание музыки:
«Осенняя»
М. Картушиной
пение:
«Петушок» р. н. п.

Музыкально-ритмические движения:
Упражнение «Погуляем» Т. Ломовой

Игра на детских музыкальных инструментах:
«Погремушки»

Развитие танцевально-игрового творчества:
«Танец с листиками» укр. н. м.

Материал:
-осенние листочки, запись музыки на осеннюю тематику;
- игрушка Петушок;
-корзина с фруктами и овощами (муляж)

Подвижные игры:
«Кот и мыши»,
«Лиса и зайцы»,
«Зайка»

«Две тетери» русская народная игра
«Прятки» русская народная игра

Музыкально-дидактические игры:
«Дождик»
«Угадай, чей голосок»
«Узнай по тембру»
«Тихие и громкие звоночки»

Пальчиковая игра: «Строим дом..»

Ритмическая игра: «Эхо»

Дыхательное упражнение Собачка «нюхает» воздух
Консультация: «Культура поведения родителей и детей на празднике».

ноябрь Тема: «Это чудо-красота» (Краски осени)
Программные задачи:
-продолжать учить детей слушать музыку и эмоционально на нее откликаться.
-петь в спокойном темпе, слаженно. Слушать музыкальное вступление.
-петь выразительно, передавая характер звучания.
-развивать ритм дыхания
-продолжать двигаться врассыпную легким бегом.

Слушание музыки:
«Заинька» русская народная песня в обр. В. Агафонникова

Пение:
«Дождик» р.н.п.
«Петушок» русская народная песня

«Побежали наши ножки» русская народная попевка

Игра на детских музыкальных инструментах:
«Ложки»

Развитие танцевально-игрового творчества:
М. Картушина танец «Озорные малыши»
Материал: ложки,
«Узнай по тембру»
кукла би-ба-бо Зайка

Подвижные игры:
«Лиса и зайцы»,
«Зайка»
«Поссорились и помирились»
«Прятки» русская народная игра

Музыкально-дидактические игры:
«Веселые ручки» «Угадай, чей голосок»
«Клубочек ниток»
«Тихие и громкие звоночки»

Пальчиковая игра: ««Кулачки».

Артикуляционная гимнастика:
«Заборчик»
«Ириска»
«Обезьянки»

Дыхательное упражнение «Шарик»
Консультация для родителей «Каждый ребенок музыкален»
декабрь Тема: «Музыкальная гостиная» (Здравствуй, зимушка-зима)
Программные задачи:
-формировать у детей эстетические чувства, вызвать положительные эмоции. -воспитывать отзывчивость, желание доставлять радость от предстоящего праздника.
-учить петь естественным, светлым звуком, без напряжения и крика.
-передавать веселый, подвижный характер музыки, петь дружно, в подвижном темпе.
-учить детей ритмично ходить, правильно координируя движения рук и ног.
-продолжать развивать у детей чувство ритма.
-продолжать учить детей ходить по кругу, взявшись за руки, ритмично хлопать и кружиться на месте.
слушание музыки:
«Песенка Петрушки»
Г. Фрида
пение:
«Дед Мороз» А. Филиппенко, «Елочка» М. Красев
. музыкально-ритмические движения:

игра на детских музыкальных инструментах:
«Ложки»
развитие танцевально-игрового творчества:
.«Хоровод вокруг елки» А. Филиппенко
Материал:
игрушки Петрушка, Зайчик, Лисичка, Дед Мороз, искусственная елочка, мешок с подарками,


«Веселые ладошки»
«Солнышко и тучка» (грустно – весело)
Угадай-ка: ударные

Артикуляционная гимнастика:
«Заборчик»
«Ириска»
«Обезьянки»

Дыхательная гимнастика:
«Лев рычит»

Подвижные игры:
«Игра в снежки»
«Зайка беленький сидит»
«Снег идёт»
Подготовка родителей к участию на празднике.
январь Тема: «В гостях у сказки» (Колядки)
Программные задачи:
- развивать интерес у детей к русской народной культуре;
- закрепить знания детей о культуре русского народа;
- способствовать развитию у детей эмоциональной отзывчивости на русскую народную музыку;
- учить петь слаженно. Вместе начинать и заканчивать пение.
-продолжать знакомить с песенным фольклором
- рассказать о народном празднике Колядки.
- поддерживать и закреплять желание детей использовать знакомые танцевальные движения в свободных плясках.
слушание музыки:
«Курочка» Н. Любарского
пение:
.«Колыбельная» С. Разоренова, «Курочка» Н. Любарского
. музыкально-ритмические движения:
Упражнение: «Ножками затопали» М. Раухвергера
игра на детских музыкальных инструментах:
«Бубенцы»
развитие танцевально-игрового творчества:
Танец «Дружные пары» эст н.м.
Материал:
фигурки настольного театра, костюм курочки, музыкальные инструменты, знакомые детям, яичко.
Музыкально-дидактическая игра
«Веселые ладошки»
«Где мои детки» (звуковысотность)
Птичка большая и маленькая

Артикуляционная гимнастика:
«Заборчик»
«Ириска»
«Шинкуем морковь», «Змея»

Дыхательная гимнастика:
«Лев рычит»
Собачка «нюхает» воздух
справа, слева

Подвижные игры:
«Игра в снежки»
«Зайка беленький сидит»
«Снег идёт»

Рекомендации
по подбору музыкальных произведений для прослушивания дома танцевальной музыки, произведений по слушанию русской народной музыки с детьми
февраль Тема: «Об истоках русской народной культуры»
(Масленица)
Программные задачи:
- развивать интерес к обрядовым русским праздникам.

Слушание музыки:
«Как у наших у ворот» русская народная песня
пение:
«Пирожки» Филиппенко
. музыкально-ритмические движения:
Упражнение:
«Медведь» В. Ребикова, «Зайчики» К. Черни
игра на детских музыкальных инструментах:
«Погремушки»
развитие танцевально-игрового творчества:

Материал:
ширма, игрушки: медвежонок, заяц, волк, лиса, бабка, дед, колобок

Музыкально-дидактическая игра
«Веселые ладошки»
Качели» (октава)
«Курочка и цыплята» (звуковысотность)
«Тихие и громкие звоночки» (динамика)

Артикуляционная гимнастика:
«Заборчик»
«Ириска»
«Шинкуем морковь», «Змея»

Дыхательная гимнастика:
«Лев рычит»
Собачка «нюхает» воздух
справа, слева

Подвижные игры:
«Мой весёлый звонкий мяч»
«Солнышко и дождик»
«Самолёты»

март Тема: «Весна шагает по планете»
Программные задачи:
-создать ситуацию успеха, атмосферу радости и добра. -развивать речь, воображение, творческие способности.
-развивать артикуляционный аппарат и мелкую моторику рук.
-развивать и совершенствовать коммуникативные навыки.
-двигаться легко, ориентироваться в пространстве, заканчивать движение с музыкой.

Слушание музыки:
«Прогулка на автомобиле»
Н. Мяскова
пение:
«Есть у солнышка друзья» Е. Тиличеевой
. музыкально-ритмические движения:
Упражнение:
«Ходим-бегаем» Е. Тиличеевой
игра на детских музыкальных инструментах:
«Колокольчики»
развитие танцевально-игрового творчества:
Танец «Подружились» Вилькорейской
Материал:
колокольчик, картинки весны шапочка кота, автомобильный руль.

Музыкально-дидактическая игра: «Куда полетят птицы?»
Оркестр – «угадай-ка»: бубен, погремушка, колокольчик
«Колпачки» (тембровый слух)

Пальчиковая гимнастика «Колокольчик».

Артикуляционная гимнастика:
«Заборчик»
«Ириска»
«Шинкуем морковь», «Змея»

Подвижная игра
«Кот и мыши»
«Пузырь»
«Поезд»
Памятка для родителей «Раннее выявление музыкальных способностей детей»
апрель Тема: « Если хочешь быть здоров»
Программные задачи:
-формировать навыки здорового образа жизни.
-вызвать интерес к выполнению культурно – гигиенических навыков, побудить детей к постоянному их соблюдению.
-расширять кругозор детей, стимулировать познавательный интерес.
-познакомить с новым упражнением. Ритмично ходить и легко бегать врассыпную.
-слушать и подпевать новую песню. Повторить знакомую песню, передавать ее подвижный, веселый характер.
-различать долгие и короткие звуки в музыкально-дидактической игре.
-самостоятельно исполнять знакомый танец

Слушание музыки:
«Зайка», «Лошадка» Е. Вихаревой
пение:
«Самолет» Е. Тиличеевой, «Бабушка-бабуленька»
Т. Назаровой
. музыкально-ритмические движения:
Упражнение:
«Ходим-бегаем» Е. Тиличеевой
игра на детских музыкальных инструментах:
«Колокольчики»
развитие танцевально-игрового творчества:
Танец «Подружились» Вилькорейской
Материал:
колокольчик, игрушка Хрюша, ширма, клубок, картинки к песням.

Дыхательная гимнастика

«Клубочек ниток»
«Ступеньки» (звуковысотный слух)
«Чей домик» (звуковысотность)
«Кто идет?» - ритм

Подвижная игра
«Воробушки и кот»
«Зайцы и волк»
«Догони меня»

Артикуляционная гимнастика:
«Заборчик»
«Болтушка»
«Змея»
Пальчиковые игры:
«Капуста». Индивидуальные консультации по вопросам музыкального воспитания детей.
май Тема: «Волшебный мир природы»

Программные задачи:
-в игровой форме закреплять знакомый материал, создавать хорошее, радостное настроение.
-вызвать желание создавать различные образы, закреплять умение ориентироваться в пространстве, использовать элементы знакомых танцевальных движений в свободной пляске.

Слушание музыки:
Детский альбом Чайковского «Весна»
пение:
Инсценирование песни «Жучок» Е. Вихаревой
.
музыкально-ритмические движения:
Упражнение «Зайчики» К.Черни
игра на детских музыкальных инструментах:
«Ложки»

Развитие танцевально-игрового творчества:
«Дружные пары» эст.н.м.

Материал:
ширма, куклы, персонажи сказки «Теремок»

Дыхательная гимнастика
Счет до 10 «от шепота до крика»
Музыкально-дидактическая игра:
«Курица и цыплята»
«Солнышко и тучка»
«Мишка и Мышка»

Подвижная игра «Куры в огороде»
«Птички в гнёздышках»
«Лошадки»

Артикуляционная гимнастика:
«Заборчик»
«Болтушка»
«Змея»


Программные задачи:



-продолжать развивать ощущение ритма.

слушание музыки:
«Клоуны» р.н.м.
пение:

музыкально-ритмические движения:

игра на детских музыкальных инструментах:
«Ложки, трещётки, бубенцы»
развитие танцевально-игрового творчества:
Танец «Наш край»
Д. Кабалевский

Дыхательная гимнастика
Собачка «нюхает» воздух
справа, слева

Музыкально-дидактическая игра:
«Петушок, цыплята»
«Солнышко и тучка»
«Качели» (звуковысотность)
«Тик – так»

Подвижная игра
«Мышеловка»
«Перелет птиц»
«Гори, гори ясно!»

Артикуляционная гимнастика:
«Заборчик»
«Болтушка»
«Змея»

Пальчиковые игры:
«Горшок».

Эстафеты:
-«Собери солнышко»
- «Снайперы»
-«Белки»
Посещение родительского собрания «Знакомство с планом работы по музыкально-художественной деятельности детей.
октябрь Тема: «Осенний вернисаж» (Урожай)
Программные задачи:
-закрепить знание о том, от чего зависит наше здоровье;
-закреплять знания детей о фруктах и показывать форму (круглую), цвет, вкус.
-формировать и совершенствовать основные виды движений; активной двигательной деятельности;
-развивать у детей ощущение музыкальной фразы.
-учить детей различать и определять направление мелодии.
-учить детей четко произносить слова, запоминать текст. Петь эмоционально, с динамическими оттенками

Слушание музыки:
«Сладкая греза» Чайковского

Пение:
Распевание:

Музыкально-ритмические движения:

Игра на детских музыкальных инструментах:
«Ложки, трещётки, бубенцы»

Развитие танцевально-игрового творчества:
.«Листочки» Джойса

Материал: Корзинка с муляжами фруктов, фрукты, иллюстрации с эмоциями, главные герои сказки
Дыхательная гимнастика
Собачка «нюхает» воздух
вверху, внизу

Музыкально-дидактическая игра:
«Солнышко и тучка»
«Песня, танец, марш»
«Петух, курица, цыплята»

Подвижная игра
«Лягушки и цапля»
«Хитрая лиса»
«Перелет птиц»
«Гори, гори ясно!»

Артикуляционная гимнастика:
«Заборчик»
«Болтушка»
«Змея»

Пальчиковые игры: «Горшок».

Создание наглядно – педагогической агитации для родителей. Папка – передвижка «Озвучивание стихов и картин»
ноябрь Тема: «Волшебный мир слов» (Краски осени)
Программные задачи:
-обобщить представление детей о признаках осени, закреплять знания об изменениях в осенней природе,
- вызывать восхищение красками осенней природы в процессе рассматривания иллюстраций, слушании музыкальных произведений, чтении стихов
-учить детей сравнивать контрастные музыкальные произведения, различать характер музыки.
- слышать в музыке осенние краски и передавать их в движении, пластике.
-развивать музыкальные способности, воспитывать эстетическое восприятие путем исполнения песен.
-воспринимать веселый, жизнерадостный характер песни, формировать доброе отношение друг к другу.
слушание музыки:
:«Вальс» Кабалевского,«
пение:
Распевание:
«Горошина» Карасевой, «К нам гости пришли» Александрова, «Хоровод с Осенью» Витлина,
музыкально-ритмические движения:
Упражнение: «Шаг, бег» Надененко, «Шаг с притопом» р. н. м.
игра на детских музыкальных инструментах:
«Ложки, трещётки, бубенцы»
развитие танцевально-игрового творчества:
.«Листочки» Джойса

Материал: Осенние листья, иллюстрации с разной осенью, бубенцы, ложки, трещетки
1.
Музыкально-дидактическая игра
«Я начну, а ты продолжи»
«Песня, танец, марш»
«Качели» (ми 1– соль1)
«Узнай песенку по ритму

Подвижная игра
«Кот и мыши»
«Мышеловка»
«Ловишки из круга»

Дыхательная гимнастика
Собачка радуется, высунув язык

Пальчиковые игры:
«Бабочка»

Артикуляционная гимнастика:
«Заборчик»
«Болтушка», «Футбол»
«Змея» Работа над выразительным прочтением стихотворений на осеннем празднике.
декабрь Тема: «Музыкальная гостиная» (Здравствуй, зимушка-зима)
Программные задачи:
-развивать ловкость, координацию движений.
-закреплять способы и приемы рисования различными изобразительными материалами: восковыми мелками.
-узнавать пьесу, называть ее и композитора. Учить детей сопереживать, понимать средства музыкальной выразительности пьесы.
-добиваться четкого, ясного произношения слов.
-продолжать развивать ладовое чувство у детей, формировать первоначальные творческие проявления в самостоятельном поиске певческой интонации.
-узнать песню по мелодии, без слов.
-петь легко, весело, в подвижном темпе, передавать в пении динамику.
слушание музыки:

пение:
«Дед Мороз» Варламова, «Елочка-красавица» Левиной
«Новогодний хоровод» Морозовой
музыкально-ритмические движения:
Упражнение: «Подбрось снежок и поймай», «Попади снежком в цель»
игра на детских музыкальных инструментах:
«Ложки, трещётки, бубенцы»
развитие танцевально-игрового творчества:
Танец «Веселые дети» лит.н. м.
Материал: искусственная елочка, снежинки, ленты голубые, белые, игрушка Мишка, фигурки мишки, лисички, зайчика, снежки, колокольчик.

Музыкально-дидактическая игра
«Песня, танец, марш»
«Качели» (ми 1– соль1)
«Узнай песенку по ритму»

Подвижная игра
«Два мороза»
«Прыгни - присядь!»
«Угадай и догони».

Дыхательная гимнастика
Собачка радуется, высунув язык

Пальчиковые игры:
«Бабочка»

Артикуляционная гимнастика:
«Заборчик»
«Болтушка», «Футбол»
«Змея» Помощь родителей в подготовке Новогоднего утренника

Программные задачи:



-развивать познавательный интерес к русской народной культуре.

слушание музыки:
«Вальс снежных хлопьев» Чайковского
пение:

музыкально-ритмические движения:
Упражнение:
«Катание на коньках»
игра на детских музыкальных инструментах:
«Ложки, трещётки, бубенцы»
развитие танцевально-игрового творчества:

Хороводы
Материал:
музыкальные инструменты, костюмы.
Музыкально-дидактическая игра
«Солнышко и тучка»
«Выбери инструмент»
«Узнай песню по ритму»

Подвижная игра
«Два мороза»
«Прыгни - присядь!»
«Угадай и догони».

Дыхательная гимнастика
«Лев рычит»

Пальчиковые игры:
«Котёнок».

Артикуляционная гимнастика:
«Заборчик»
«Болтушка», «Футбол»
«Змея» Создание наглядно – педагогической пропаганды. Папка – передвижка «Развитие музыкальных способностей ребенка посредством фольклора»

(Масленица)

Программные задачи:


-обобщить и закрепить знания детей о празднике «Масленица».
-вызвать эмоциональное сопереживание и участие в игре-действии, приобщить всех участников к традиции проведения народного праздника Масленицы.
-воспитывать чувство патриотизма, основанного на русских традициях

Слушание музыки:

пение:

Музыкально-ритмические движения:
Упражнение: «Шаг, бег» Надененко, «Шаг с притопом» р. н. м.
игра на детских музыкальных инструментах:
«Ложки, трещётки, бубенцы»

Развитие танцевально-игрового творчества:

Материал:



«Солнце» на палке,

Музыкально-дидактическая игра
«Солнышко и тучка»
«Выбери инструмент»
«Узнай песню по ритму»

Подвижная игра
«Прыгни - присядь!»
«Угадай и догони».
«Горелки»

Дыхательная гимнастика
«Лев рычит»

Пальчиковые игры:
«Котёнок».

Артикуляционная гимнастика:
«Шинкуем морковь»
«Веселые обезьянки»
«Футбол»
Консультация «Народные праздники, гуляния, традиции»
март Тема; «Если хочешь быть здоров»
Программные задачи;
-закреплять представление детей о способах сохранения и укрепления здоровья средствами музыки.
-способствовать развитию коммуникативных навыков и возникновению чувства общности среди детей.
-побуждать к выразительному выполнению импровизационных и имитационных движений.
-создать атмосферу эмоционального комфорта.
-учить детей ходить неторопливым шагом, ступая мягко, без сильного движения рук.
-разучивать элемент русской пляски. Развивать четкость движения голеностопного сустава.
-учить детей свободно размещаться по всему залу, находить свою пару
слушание музыки:
Сладкая грёза"
П.И.Чайковского
пение:
«Гуси», «Настоящий друг» Савельева, «К нам гости пришли» Александрова
музыкально-ритмические движения:
Упражнение: «Спокойный шаг» Ломовой, «Выставление ноги на пятку и носок» р. н. м.
игра на детских музыкальных инструментах:
«Ложки, трещётки, бубенцы»
развитие танцевально-игрового творчества:

Материал:
ложки, трещётки, бубенцы

Мячики, кегли, обручи

Музыкально-дидактическая игра «Веселый, грустный бубенчик»
«Три поросенка» (звуковысотность)
«Угадай-ка»
«Ритмическое эхо»

Подвижная игра
«Прыгни - присядь!»
«Угадай и догони».
«Горелки»

Дыхательная гимнастика

Артикуляционная гимнастика:
«Шинкуем морковь»
«Веселые обезьянки»
«Футбол»

Выпуск информационных буклетов «Интересные сведения о музыке»
апрель Тема: «Весна шагает по планете»
Программные задачи:
-закреплять умение чисто интонировать мелодии, упражнять в точной передаче ритмического рисунка попевки, развивать умение импровизировать в определенном жанре музыки (полька), разнообразить движения.
-учить понимать шутку, прививать хорошие манеры.
-закреплять умение выполнять различные виды шага, ориентироваться в пространстве.
-передавать в движениях различный характер вариаций.
слушание музыки:
Сладкая грёза"
П.И.Чайковского
пение:
Попевка: «Здравствуй, здравствуй, Музыка», «Бай, качи» р. н. м., «Гуси-гусенята» Александрова.
музыкально-ритмические движения:
Упражнение «Иголка и нитка».
игра на детских музыкальных инструментах:
«Металофон»
развитие танцевально-игрового творчества:
Танец «Русская пляска» р. н. м.
Материал:
фланелеграф, картинки Царицы Музыки, гномики, металлофон, игрушки.

Музыкально-дидактическая игра «Веселый, грустный бубенчик»
«Песня, танец, марш»
«Колокольчик» (большой и маленький)

Подвижная игра
«Бездомный заяц»
«Скакалки»
«Скворечники»

Дыхательная гимнастика
Счет «от шепота до крика» от 1 до 10

Артикуляционная гимнастика:
«Шинкуем морковь»
«Веселые обезьянки»
«Футбол»
Оказания методической помощи родителям по созданию предметно – развивающей среды в семье

Май Тема « Такие разные звуки»

Программные задачи:

Продолжить знакомство с «Детским альбомом» Чайковского.
-учить детей ориентироваться в пространстве
-создавать воображаемый образ, двигаться эмоционально в характере музыки
-в пении работать над чистотой интонирования мелодии, умением петь с музыкальным сопровождением и без него.
-поощрять активность и инициативу

Слушание музыки:
Слушание «Старинная французская песня», «Немецкая песенка» «Неаполитанская песенка» Чайковского.
пение:
Инсценирование песни «Как у наших у ворот» р. н. м., «Про лягушек и комара» Филиппенко

Музыкально-ритмические движения:
Упражнение «После дождя» венг.н.м.

Игра на детских музыкальных инструментах:
«Металофон»

Развитие танцевально-игрового творчества:
Хоровод «По малину в сад пойдем» Филиппенко

Материал:
Иллюстрации к сказке костюмы

Музыкально-дидактическая игра «Птица и птенчики» (звуковысотность) «Угадай-ка» (все виды музыкальных инструментов)

Подвижная игра
«Эстафета с мячами»
«Ловля обезьян»
«Передай мяч»

Дыхательная гимнастика
Счет «от шепота до крика» от 1 до 10

Артикуляционная гимнастика:
«Шинкуем морковь»
«Веселые обезьянки»
«Футбол»

Памятка для родителей «Раннее выявление музыкальных способностей ребенка»
Перспективное планирование в подготовительной группе
Месяц
НОД Другие виды деятельности Работа с родителями

Сентябрь Тема: «Воронеж – город, в котором ты родился и растешь»

Программные задачи:
-закрепить знания детей о нашем городе.
-учить отвечать на вопросы в зависимости от содержания, используя точный, выразительный словарь.
-закреплять у детей навык определять характер музыки и передавать его в движении.
- продолжать развивать ощущение ритма.
-закреплять умение детей двигаться в соответствии с разнообразным характером музыки.

Слушание музыки:
«Клоуны» р.н.м.
пение:
«Лучше нет Земли родной» Т.Васильева.
музыкально-ритмические движения:
Упражнение «Цветы» Поле Мариа
игра на детских музыкальных инструментах:
«Ложки, трещётки, бубенцы»
развитие танцевально-игрового творчества:
Танец «Наш край»
Д. Кабалевский

Материал: оборудование для видео презентации, костюмы, атрибуты для танцев (цветы, ложки, трещетки).

Музыкально-дидактическая игра
«Бубенчики»
«Угадай-ка» (звенящие)
«Ритмическое эхо»

Подвижная игра
«Эстафеты:
-«Собери солнышко»
- «Снайперы»
-«Белки»

Дыхательная гимнастика
Собачка «нюхает» воздух
справа, слева

Артикуляционная гимнастика:
«Болтушка»
«Ириска»
«Шинкуем морковь»
Посещение родительского собрания «Знакомство с планом работы по музыкально-художественной деятельности детей

Октябрь Тема: «Праздники и важные события (Народная культура и традиция).

Программные задачи:
-работа с детьми по формированию певческих навыков.
-исполнение песен с детьми без музыкального сопровождения.
-использование пения в сочетании с хореографическими движениями.

Слушание музыки:
«Клоуны» р.н.м.

Пение:
Р.н.п. «Пошла млада за водой» в сочетании с хореографическими движениями

Музыкально-ритмические движения:

Игра на детских музыкальных инструментах:
«Балалаечников» р.н.п. «Коробейники» р.н.п.
«Ложкари» А.Осипов

Развитие танцевально-игрового творчества:
Хоровод «На горе то калина»
Танец «Кадриль»

Материал:
оборудование для видео презентации, костюмы, атрибуты для танцев (балалайки, ложки, коромысло, ведро, органза).

Музыкально-дидактическая игра
«Музыкальная лестница»
«Солнышко – тучка»
«Угадай песню по 5 звукам»

Подвижная игра
Р.н.и.
«Тетёра»,
«Кострома»
«Мышеловка»

Дыхательная гимнастика
Собачка «нюхает» воздух
вверху, внизу

Артикуляционная гимнастика:
«Болтушка»
«Ириска»
«Веселые обезьянки»
Консультация на тему «Формирование музыкальной культуры ребенка»

Ноябрь Тема: «Волшебный мир слов» (Краски осени)

Программные задачи:
-закрепить представления детей о характерных признаках осени и осенних явлениях.
-учить детей называть приметы осени, изменения в природе, использую образные слова и выражения.
-продолжать развивать память, внимание, мышление через игры и игровые упражнения.
-воспитывать любовь к природе, заботливое отношение к животным.
-закреплять умение детей слышать поступенное движение мелодии сверху вниз. Выпевать долгие звуки в конце фраз, правильно передавать мелодию в поступенном движении вниз.
-учить детей выразительно передавать игровые образы.
слушание музыки:
«Осень» Александрова, «Скворушка прощается»
Т. Попатенко
пение:
«Листопад» Березняк, «Ах, какая осень» Роот
музыкально-ритмические движения:
Музыкальная композиция «Осеннее размышление»
игра на детских музыкальных инструментах:
«Ложки, трещётки»
развитие танцевально-игрового творчества:
Танец «Три медведя»
С Кузовков
Материал:
Ларчик с шапочками костюмы персонажей сказки, осенние листочки.
Видео презентация сказки «Как три медведя мед искали»

Музыкально-дидактическая игра
«Угадай на чем играю»
«Найди ноту»
«Ритмическое эхо»
Подвижная игра
Р.н.и.
«Тетёра»,
«Кострома»
«Перелет птиц»
«Перенеси овощи в ложке».

Дыхательная гимнастика
Собачка радуется, высунув язык

Артикуляционная гимнастика:
«Заборчик»
«Болтушка»
«Змея»

Консультация «Внешний вид ребенка на музыкальных занятиях»
декабрь Тема: «Музыкальная гостиная»(Здравствуй, зимушка-зима)

Программные задачи:
-воспитывать у детей желание познавать прекрасное, чувствовать красоту зимней природы
-развивать творческое воображение, воспитывать любовь к природе, умение видеть красоту.
-продолжать учить детей ходить бодро, энергично, в соответствии с характером музыки.
-закреплять умение детей передавать в движении характер музыки.
-отрабатывать умение детей играть в ансамбле
-передавать изящные, шутливые, задорные движения детей, соревноваться в быстроте и точности выполнения движений.
слушание музыки:
«Зима» Вивальди,
«Январь» П.И.Чайковского
пение:
«Новогодний карнавал»
В Смирнова
музыкально-ритмические движения:
Музыкальная композиция «Волшебные снежинки»
игра на детских музыкальных инструментах:
«Ложки, трещётки»
развитие танцевально-игрового творчества:
«Новогодняя кадриль» р.н.м.
Новогодний хоровод (по выбору детей)
Материал:
Белая органза, ложки, трещётки,
Видео презентация «Зимушка-зима»

Музыкально-дидактическая игра
«Угадай на чем играю»
«Бубенчики»
«Кто саамы внимательный»
«Заводные игрушки»

Подвижная игра
«Два мороза»
«Хитрая лиса»
«Заморожу»

Дыхательная гимнастика
«Лев рычит»

Артикуляционная гимнастика:
«Футбол»
«Маляр»
«Змея»

Помощь родителей в украшении музыкального зала к новогодним утренникам. Подготовка карнавальных костюмов.

Январь Тема: «В гостях у сказки» (Колядки)

Программные задачи:
-развивать творческие способности детей, воспитывать культуру общения со сверстниками в проделанных совместных действиях.
-работа с детьми по формированию певческих навыков.
-исполнение песен с детьми без музыкального сопровождения.
-использование пения в сочетании с хореографическими движениями.
-развивать познавательный интерес к русской народной культуре.
-развивать творческую инициативу и самостоятельность детей, умения на практике применять имеющиеся знания и умения.
-экскурсия в комнату сказок.
слушание музыки:
«Вальс снежных хлопьев» Чайковского
пение:
Исполнение песен с детьми без музыкального сопровождения. (Колядки)
музыкально-ритмические движения:
Упражнение:
«Катание на коньках»
игра на детских музыкальных инструментах:
«Ложки, трещётки, бубенцы»
развитие танцевально-игрового творчества:
«Снежные бабочки» Вальс Свиридова, «Зеленый танец» Полька Рахманинова
Хороводы
Материал:
музыкальные инструменты, костюмы

Музыкально-дидактическая игра
«Я начну, а ты продолжи»
«Песня, танец, марш»
«Подбери картинку по настроению»
«Угадай-ка» (ударные)

Подвижная игра
«Свободное место»
«Хитрая лиса»
«Волк во рву»
«Бездомный заяц»

Дыхательная гимнастика
«Лев рычит»

Артикуляционная гимнастика:
«Шинкуем морковь»
«Веселые обезьянки»
«Футбол»

Подвижная игра
«Бездомный заяц»
Папка – передвижка «Развитие музыкальных способностей ребенка посредством фольклора»
февраль Тема: «Об истоках русской народной культуры»
(Масленица)

Программные задачи:
-возрождать интерес к обрядовым русским праздникам.
-обогащать духовный мир детей.
-обобщить и закрепить знания детей о празднике «Масленица».
-вызвать эмоциональное сопереживание и участие в игре-действии, приобщить всех участников к традиции проведения народного праздника Масленицы.
-воспитывать чувство патриотизма, основанного на русских традициях.
слушание музыки:
«Вот уж зимушка проходит» рус.нар. мел,
пение:
«Едет Масленица» рус. нар. мел.,
«А я по лугу» рус. нар. мел.,

Музыкально-ритмические движения:
Упражнение: «Шаг, бег» Надененко, «Шаг с притопом» р. н. м.
игра на детских музыкальных инструментах:
«Ложки, трещётки, бубенцы»

Развитие танцевально-игрового творчества:
«Ой, бежит ручьем вода» рус.нар. мел, «масленичные»
Материал:
Масленица» - наряженная кукла из соломы.
Костюмы для детей: русские сарафаны, короны, кокошники, косыночки, платочки, фуражки.
Музыкальные инструменты: ложки, веерные ложки, шумелки, бубны, колокольчики, трещетки, кокошники, рубель, ксилофон, свистульки.
«Солнце» на палке,
Музыкально-дидактическая игра
«Кого встретил колобок?»
«Лесенка – чудесенка»
«Кто как идет»
Подвижная игра
«Совушка»
«Не попадись»
«Бездомный заяц»
«Скакалки»

Дыхательная гимнастика
«Лев рычит»

Артикуляционная гимнастика:
«Ириска»
«Змея»
«Маляр»
Консультация «Народные праздники, гуляния, традиции»
март Тема: «Весна шагает по планете»
Программные задачи:
-обогащать и закреплять знания детей о времени года.
-воспитывать эстетическое и нравственное отношение к окружающему миру, через слушание музыки, пение песен, танцевальной импровизации, оркестровки произведений, рассматривание репродукций о природе.
-учить детей двигаться змейкой, придумывая свой узор.
-самостоятельно передавать движениями ритма капель
-развивать умение выражать в движении характер песни
-развивать творческие способности детей: передавать характер танца, импровизируя движения в соответствии с музыкой.
слушание музыки:
Оркестрование пьесы «Подснежник»
пение:
Распевание «Ветер» р. н. п.,«Во поле береза стояла» р. н. п., «Журавель» р. н. п.
музыкально-ритмические движения:
«Ходьба змейкой» Щербачева, «Дождик» Любарского

Игра на детских музыкальных инструментах:
«Ложки»
развитие танцевально-игрового творчества:
«Утушка луговая» р. н. п.

Материал: оборудование для видео презентации, инструменты для оркестровки песни, голубые шарфики

Музыкально-дидактическая игра
«Передай эту песенку по кругу»
«Веселый поезд»
«Громко-тихо»
«Угадай-ка» (звенящие)

Подвижная игра
«Скворечники»
«Пожарные на ученье»
«Ловля бабочек»
«Ты слети-ка, сизый голубочек»

Дыхательная гимнастика
«Лев рычит»

Артикуляционная гимнастика:
«Ириска»
«Змея»
«Маляр»

Выпуск информационных буклетов «Интересные сведения о музыке»
апрель Тема: «Волшебный мир природы»

Программные задачи:
-уточнять и закреплять представление о времени года, о природе.
-развивать наглядно-образное мышление.
-вслушиваться в музыкальные звуки, определять их на слух.
-воспитывать эмоциональную отзывчивость на красоту весенней природы..
-правильно передавать мелодию песни, точно передавать ритмический рисунок. Учить детей правильно брать дыхание, между музыкальными фразами.
-учить детей точно и ритмично выполнять движения польки.

Слушание музыки:
"Утро" Э.Грига.
пение:
Попевка «Эхо» Андреевой, «Ветер» р. н. п.,
«Всем нужны друзья» Компанейца,
«Во поле береза» р. н. п.

Музыкально-ритмические движения:
«Ходьба различного характера» р. н. м.,
«Делай так, как я играю» р. н. м.. игра на детских музыкальных инструментах:
«Ложки»
развитие танцевально-игрового творчества:
"Бабочки и жуки" Жилина
.«Задорный танец» Золотарева

Материал: Детские музыкальные инструменты: треугольник, маракасы, свистульки, кубики, металлофон, румбы, колокольчики, игрушки самоделки, деревья, пеньки, костюмы героев сказки.

Музыкально-дидактическая игра
«Ну-ка, повтори!»
«Музыкальный магазин»
«Ритмическое эхо»
«Лесенка»

Подвижная игра
«Скворечники»
«А мы просо сеяли»
«Эстафета с мячами»
«Ловля обезьян»

Дыхательная гимнастика
«Одуванчик»

Артикуляционная гимнастика:
«Заборчик»
«Ириска»
«Футбол» Привлечение родителей к обновлению гардероба театральных костюмов
Консультация «Сказка в жизни ребенка»

Май Тема: «Моя Родина» (праздник Победы)

Программные задачи:
-воспитывать уважение к защитникам Родины, гордость за свой народ, любовь к родине.
-закрепить знания о всенародном празднике воинов, уточнить, кто такие защитники отечества; развивать речь, мышление, поддерживать инициативу детей.
-продолжить знакомства с пословицами о войне, научить понимать и объяснять их значение.
-совершенствовать и проверять движения поскока. Развивать движения голеностопного сустава, учить детей правильно выполнять танцевальные движения в паре
-развивать слух и чувство ритма.
-закреплять умение детей одновременно начинать и заканчивать игру.
слушание музыки:
«День победы»А.Пахмутова
пение:
«Песня о мире» Филиппенко, «Прадедушка» Ермолова.
музыкально-ритмические движения:
Упражнение:
«Ой, лопнув обруч» укр. н. м., «Янка» бел.н.м.
игра на детских музыкальных инструментах:
«Гармошка» Тиличеевой
развитие танцевально-игрового творчества:
«Русская пляска» р. н. м
Танец «Вальс победы:
Материал: оборудование для видео презентации, инструменты для оркестровки, цветы.
Музыкально-дидактическая игра
«Вовремя вступай»
«Ну-ка, повтори!»
«Музыкальный магазин»
«Ритмическое эхо»
«Лесенка»

Подвижная игра
«Скворечники»
«А мы просо сеяли»
«Будь внимателен»
«Плетень»

Артикуляционная гимнастика:
«Заборчик»
«Ириска»
«Футбол»

«Будь внимателен»
Организация фотовыставки «Поем и пляшем на празднике нашем»
Фотоматериалы по празднику «День Победы»

“Нет на земле живого существа,

Столь жестокого, крутого,

адски злого,

Чтоб не могла хотя на час один

В нём музыка свершить переворота…”

Вильям Шекспир.

1. Изучить и использовать традиционные и нетрадиционные формы работы коррекционной педагогики (сказкотерапия, вокалотерапия, цветотерапия, аромотерапия, арттерапия, игротерапия, психогимнастика и др.) по формированию личности, развитой интеллектуально, здоровой духовно и физически.

2. Продумать методические приемы: специальные музыкальные упражнения, игры, задания, подобрать специальные музыкальные произведения.

Я не боюсь еще раз и еще раз повторить:

забота о здоровье-это важнейший труд

воспитателя. От жизнерадостности,

бодрости детей зависит их духовная

жизнь, мировоззрение, умственное

развитие, вера в свои силы.

В.А. Сухомлинский

Сентябрь

Гипотеза. Средством, способным помочь детям увидеть, услышать, почувствовать все многообразие окружающей среды, помочь им познать свое Я, войти в мир взрослых, полноценно существовать и взаимодействовать в нем, является музыкотерапия.

Музыка обладает магической силой и

может усмирить дикаря, смягчить камень или согнуть кряжистый дуб.

У. Конгрив,

британский драматург, 18 век.

Музыкотерапия

как эффективный метод оздоровления дошкольников

Консультация для воспитателей

Гипотеза. Музыка имеет фундаментальные начала всего живого: ритм, мелодию и гармонию. Она учит ребенка чувствовать ритмы жизни, гармонизует его собственные биоритмы, позволяет почувствовать себя частью космоса, выйти за пределы своих личных проблем.

  • опыт работы специалистов по данной проблеме;
  • процесс воздействия приемов музыкальной терапии на общее эмоциональное состояние детей с повышенным уровнем агрессивности и найти подтверждение гипотезы о ее положительном влиянии.
    • Конспект музыкальнотерапевтического занятия с детьми старшего дошкольного возраста с высоким уровнем агрессивности по теме: «В гостях у волшебных птиц»

Гипотеза. Музыкотерапия благотворно повлияет на общее эмоциональное состояние детей с повышенным уровнем агрессивности и значительно снизит ее проявления, если:

Будут созданы благоприятные условия для занятий с детьми музыкотерапией;

Будет разработан и внедрен перспективный план занятий;

Будут продуманы методические приемы: специальные музыкальные упражнения, игры, задания;

Будут подобраны специальные музыкальные произведения;

Будут задействованы все органы чувств у детей;

Будет установлена интеграция музыкального воздействия с другими видами деятельности.

Ю.Ф. Змановский

«У кого есть здоровье — у того есть надежда.

У кого есть надежда — у того есть все.»

(восточная мудрость)

Гипотеза. В плане профилактики психоэмоционального напряжения ребенка ритмопластика решает задачи раскрепощения его личности и поведения, ориентирует на позитивное восприятие окружающего мира.

«Специальный подбор музыкальных

игр и музыкального материала, а также

методика его использования, – вот что

отличает музыкальную терапию

от музыкального образования,

развлечения и отдыха.»

Музыкально-ритмическая гимнастика

Подготовка тематического развлечения по принципам К.Орфа

Гипотеза. Ритмическая гимнастика гармонично соединяет в себе дозируемую двигательную активность, свойственную бегу, разнообразие воздействия на мышцы и суставы, присущее спортивной гимнастике, и эмоциональность, диктуемую современными музыкальными ритмами. В этом ее преимущество как средства профилактики психоэмоционального напряжения.

Творческое музицирование –

это первозданный метод

приобщения человека к музыке,

зеркало откровений человеческого

духа в звуках. О нем можно говорить

как о завете предков потомкам,

свет которого дошел до нас

через древние лабиринты

культуры.

Гипотеза. Элементы музыкально-педагогической системы “элементарного музицирования” выдающегося немецкого композитора Карла Орфа как обязательный компонент занятий музыкотерапией — логоритмика, слушание музыки, пение, игра на детских музыкальных инструментах и танцы — направлены на решение не столько музыкальных задач, сколько на решение значимых для развития ребенка проблем.

«Легкая мелодия – самый лучший утешитель для возбужденной фантазии и лекарство для мозга».

В.Шекспир

Лечебное воздействие звуков

Консультация для воспитателей

Гипотеза. Доказывать полезность звуков природы, особенно для человека, проживающего в современном городе, нет необходимости. Слушая звуки природы, мы получаем огромный заряд энергии, ощущаем подъем духовных и физических сил, увеличивается творческий потенциал. Даже непродолжительное единение с природой способно отвлечь человека от тяжелых мыслей и повседневной суеты.

«Здоровье — это состояние устойчивости, невосприимчивости к экстремальным, т.е. неожиданно возникающим и не обычным, патологическим, болезненным воздействиям».

Гипотеза. Непринужденность обстановки, свобода импровизации, возможность отступления от заданных правил, бесконечность вариаций, нацеленность педагога на создание у детей эмоционального подъема, отсутствие проигравших — все это создает у игроков состояние особого психологического комфорта.

Искусство пения – это прежде всего

правильное дыхание – фактор

долгой и здоровой жизни

  1. Занятие с использованием ритмопластики
  1. Разработать и внедрить перспективный план занятий в группах «Почемучки»5, «Фантазеры»6

Гипотеза. Чтобы вылечить некоторые заболевания, достаточно регулярно слушать определенные мелодии, а продлить собственную жизнь можно, если много и с удовольствием петь.

Актуальность темы

Всем известно, что художественная литература служит действенным средством умственного, нравственного и эстетического воспитания детей и оказывает огромное влияние на развитие и обогащение речи ребенка.

В настоящее время актуальна проблема приобщения детей дошкольного возраста к художественной литературе. Практически в каждой семье есть компьютер, интернет, телевидение, и родители не считают нужным читать своим детям. В связи с этим перед педагогикой встает проблема переосмысления ценностных ориентиров воспитательной системы, в особенности системы воспитания дошкольного детства. И здесь огромное значение приобретает овладение народным наследием, естественным образом приобщающего ребенка к основам художественной литературы. По словам В.А. Сухомлинского, «чтение книг – тропинка, по которой умелый, умный, думающий воспитатель находит путь к сердцу ребенка».

Как показал анализ практики приобщения детей к художественной литературе, в воспитании дошкольников знакомство с художественной литературой используется в недостаточном объёме, а также затронут только её поверхностный пласт. Кроме того, возникает общественная потребность в сохранении и передачи семейного чтения. Воспитание дошкольников художественной литературой не только несёт им радость, эмоциональный и творческий подъём, но и становится неотъемлемой частью русского литературного языка.


В работе с детьми особое значение имеет – обращение к художественной литературе. Дошедшие из глубины веков потешки, заклички, приговорки, прибаутки, перевертыши и т.д., наилучшим образом открывают и объясняют ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Художественная литература развивает мышление и воображение ребенка, обогащает его эмоции.

Следует помнить, что художественная литература является основным источником воспитания, способствует развитию воображения, развивает речь, прививает любовь к Родине, к природе.

В. Г. Белинский считал, что «книги, которые пишутся собственно для детей, должны входить в план воспитания как одна из важнейших его сторон». Трудно не согласится со словами В. Г Белинского, так как художественное слово влияет на приобщение детей развитию культуры речи, также на это указывали многие педагоги, психологи и лингвисты.

Художественная литература открывает и объясняет жизнь общества и природы мир чувств и взаимоотношений. Также чтение художественного произведений способствует развитию мышления и воображения ребенка, обогащают ребенка эмоциями.

Не стоит забывать, что книга – это, прежде всего, источник знаний. Из книг дети узнают много о жизни общества, о природе. А умение воспринимать художественное произведение и элементы художественной выразительности к ребенку само собой не приходит, его надо развивать и воспитывать с детства.

Одна из главных ценностей чтения художественной литературы в том, что с её помощью взрослый может легко установить эмоциональный контакт с ребенком.

Особенно важно донести до современных родителей, какое значение оказывает книга на развитие ребёнка.

Цель работы по теме самообразования: обеспечить всестороннее развитие детей дошкольного возраста через формирование устойчивого интереса к художественной литературе, повысить своё профессиональное мастерство.

Задачи:

Проанализировать методическую литературу по данной теме;

Повысить собственный уровень знаний путём изучения необходимой литературы;

Развивать интерес родителей к совместной работе в данном направлении;

Составить картотеку игр-драматизаций с использованием художественных текстов с целью развития у детей речи, воображения, творческих способностей.

Разработать серию наблюдений в природе для детей дошкольного возраста с использованием художественных текстов, которые способствуют воспитанию положительного эстетического отношения к произведению, умению чувствовать образный язык стихов, развитию художественного вкуса.

Создать условия для эстетического развития через пополнения предметно-развивающей среды (театральный уголок, уголок книги).

План работы на год

Раздел

Сроки

Практические выходы

Изучение методической литературы

Сентябрь - май

1. Боголюбская М. К., Шевченко В. В. Художественное чтение и рассказывание в детском саду. Изд. -3-в. М., «Просвещение», 1970.

2. Гербова В.В., Приобщение детей к художественной литературе. Программа и методические рекомендации. Мозаика-Синтез. Москва, 2008.

3. Гурович Л. М., Берегова Л. Б., Логинова В. И., Пирадова В. И. Ребенок и книга: СПб.: 1999.

4. Карпинская Н. С. Художественное слово в воспитании детей. М., «Педагогика», 1972.

5. Найденов Б. С. Выразительность речи и чтения. М., «Просвещение», 1969.

6. Ушаков О. С., Гавриш Н. В. Знакомим дошкольников с литературой. – М., 1998.

Анализ изученной литературы (в плане по самообразованию).

Работа с детьми

Сентябрь-май

Чтение воспитателя по книге или наизусть, рассказывание художественных произведений.

Ежедневный вечер чтения.

Ноябрь

Чтение сказок А.С. Пушкина.

Выставка рисунков по сказкам А.С. Пушкина.

Январь

Чтение и придумывание загадок, скороговорок и считалок.

Март

Чтение любимых стихотворений.

Развлечение «Расскажи стихи руками»

Апрель

Игры-драматизации по мотивам любимых художественных произведений.

Спектакль с участием детей по мотивам русских народных сказок «Русская народная сказка глазами детей».

Май

Чтение произведений о Родине, Великой Отечественной войне, её героях.

Вечер памяти.

Работа с семьёй

Сентябрь

Информация в уголке для любознательных родителей.

Октябрь

Привлечение родителей к участию в жизни детского сада.

Январь

Открытый показ образовательной деятельности на тему «Чтение сказки В.Сутеева «Палочка-выручалочка»»

День открытых дверей.

Апрель

План работы по самообразованию на 2016–2017 гг. по теме «Роль сказки в нравственно-духовном воспитании дошкольников»

Степаненко Дарья Викторовна

Пояснительная записка.

Сказка входит в жизнь ребенка с самого раннего возраста , сопровождает его на протяжении всего дошкольного детства и остается с ним на всю жизнь. Со сказки начинается его знакомство с миром литературы, с миром человеческих взаимоотношений и всем окружающим миром. Сказка является одним из самых доступных средств для духовно – нравственного развития ребенка , которое во все времена использовали и педагоги, и родители. Благодаря сказке ребенок познает мир не только умом, но и сердцем. И не только познает и выражает свое собственное отношение к добру и злу. Сказка преподносит детям поэтический и многогранный образ своих героев, оставляя при этом простор воображению. Духовно – нравственные понятия ярко представленные в образах героев, закрепляются в реальной жизни и взаимоотношениях с близкими людьми, превращаясь в нравственные эталоны ,которыми регулируются желания и поступки Сказка в некотором роде поэзия жизни и фантастика будущего, благодатный и ничем не заменимый источник воспитания любви к Родине . Это духовные богатства народной культуры, познавая которые ребенок познает сердцем родной край и народ.

Актуальность

В настоящее время мы все чаще наблюдаем примеры детской жестокости, агрессивности по отношению друг к другу, по отношению к близким людям. Под влиянием далеко ненравственных мультфильмов у детей искажены представления о духовных инравственных качествах : о доброте, милосердии, справедливости. С рождения ребенок нацелен на идеал хорошего,поэтому уже с самого младшего возраста необходимо показатьнравственную и духовную суть каждого поступка. Такие нравственные категории ,как добро и зло, хорошо и плохо, целесообразно формировать как своим примером, а также с помощью народных сказок , в том числе о животных. Почему же сказка так эффективна при работе с детьми , особенно в дошкольном возрасте ?

1. В дошкольном возрасте восприятие сказки становится специфической деятельностью ребенка, что позволяет ему свободно мечтать и фантазировать.

2. Воспринемая сказку , ребенок с одной стороны сравнивает себя со сказочным героем , и это позволяет ему почувствовать и понять, что не у него одного есть такие проблемы и переживания. С другой стороны, посредством сказочных образов ребенку предлагаются выходы из различных сложных ситуаций, пути разрешения возникших конфликтов, позитивная поддержка его возможностей и веры в себя. При этом ребенок отождествляет себя с положительным героем.

Проблема

Разрешение проблем нравственного и духовного воспитания требует поиска наиболее эффективных путей или переосмысления уже известных. Действенным средством ввоспитании моральных качеств личности дошкольников является сказка . Духовно-нравственное воспитание – это формирование ценного отношения к жизни, обеспечивающего устойчивое, гармоничное развитие человека, включая в себя воспитания чувства долга , справедливости, ответственности. Любое общество заинтересовано в сохранении и передаче накопленного опыта. Сохранение этого опыта во многом зависит от системы образования и воспитания Проблемы духовно- нравственного воспитания дошкольников всегда находились а центре внимания выдающихся педагогов, таких как В. А Сухомлинского, Н. С Карпинской, Л. Н Стрелковой и др. Они занимались поиском наиболее эффективных путей и средств осуществления духовно- нравственного воспитания в ДОУ . На мой взгляд, одним из средств создания положительных духовных и нравственных представлений детей , установления более тесных контактов между взрослыми и детьми в семье и в детском саду является сказка . Период дошкольного детства наиболее благоприятен для духовного и нравственного воспитания ребенка , ведь впечатления детства человек проносит через всю жизнь.

Цели :

1. Развивать и воспитывать в душе каждого ребенка духовное начало.

2. Выявить и изучить воспитательные особенности русской народной сказки .

3. Формирование нравственных представлений и воспитание нравственных качеств личности (чувство милосердия, сострадания, уважения и послушания) .

4. Формирование привычки советоваться со своею совестью в разных жизненных ситуация.

5. Обеспечение социальной адаптации детей путем введения их в культурную традицию народной сказки .

Для достижения цели я определила, следующие задачи :

1. Помогать детям в освоении духовно- нравственных ценностей , формированиенравственных качеств в процессе установления позитивных межличностных отношений.

2. Развивать способность детей отличать добро и зло, хорошее от плохого в сказке и жизни , умение делать нравственный выбор .

3. Способствовать воспитанию послушания родителям на основе любви и уважения к близким людям.

4. Содействовать развитию эстетического вкуса, умение видеть, ценить и беречь красоту.

5. Развивать умение думать, сравнивать, анализировать поступки сказочных героев , учить давать оценку поведению своему и других.

6. Создать необходимые условия для знакомства детей с русскими народными сказками .

7. Подобрать диагностические материалы направленные на отслеживание уровнявоспитания нравственных качеств детей на примере героев русских народных сказок .

8. Помочь родителям понять ценность сказки , ее особую роль в воспитании сегодняшнего и в особенности завтрашнего человека.

Детям интересно слушать сказки . Они сопереживают положительным героям,подсказывают им , как надо и не надо поступать,у кого спрашивать совет, а к чьим советам нельзя прислушиваться.

После прочтения сказки обязательно идет обсуждение. Даже дети старших групп верят всказку , а значит, через нее легче обучать и воспитывать . Таким образом, сказка жила , живет и будет жить несмотря на гонения и будет играть огромную воспитательную роль .

Реализация программы по самообразованию осуществляется по двум направлениям :

1. Совместная деятельность с детьми.

2. Взаимодействие с родителями.

Работа с родителями :

1. Проведение родительских собраний.

2. Индивидуальнык консультации и беседы с родителями.

3. Оформление уголка для родителей на тему : «Роль сказки в духовно- нравственном воспитании дошкольников ».

4 Участие родителей в развлечениях и утренниках.

5 Участие родителей в укреплении материально-технической базы ДОУ.

Образовательные области :

1. Познавательное развитие.

2. Речевое развитие.

3. Художественно – эстетическое.

4. Физическое развитие.

5. Социально-коммуникативное.

Перспективный план по самообразованию по теме :

«Сказка - как средство духовно- нравственного воспитания дошкольников »

Составил : воспитатель 1 категории

Степаненко Д.В.

Сентябрь.

1. Подбор материала необходимого для работы с детьми и родителями на тему : «Сказка как средство духовно- нравственного воспитания »: постановка целей и задач по даннойтеме .

2. Родительское собрание : « Сказка ложь – да в ней намек» : (цель : познакомить с предметно-развивающей средой группы, познакомить с развлечениями, утренниками, театрализованными праздниками проводимые в течение года).

3. Консультация для родителей : .

1. Изучение темы : « Роль народной сказки в развитии речи детей» .

Методические приемы :

Чтение детям и пересказ сказки : «Волк и семеро козлят» , рассматривание иллюстрации.

- Консультация для родителей : « Роль сказок в развитии детей » , « Сказки помогут справиться с детским непослушанием» .

2. Пополнение библиотеки группы новыми красочными книгами с русскими народнымисказками , дисками.

1. Создание картотеки сказок для работы с детьми .

2. Применять цитаты из сказок в режимных моментах .

Методические приемы :

Чтение и пересказ детям сказки : «Бычок, смоляной бочок» .

-Дидактическая игра : «Угадай сказку » .

Консультация : «Особенности чтения сказок о животных » .

3. День матери : организация конкурса для мам «Маму очень я люблю» .
4.Проведение открытого занятия по духовно нравственному развитию детей "В ПОИСКАХ СУНДУЧКА С СОКРОВИЩАМИ "

1. Изучение темы : «Использование сказок в работе с детьми . Методические приемы :

- Дидактическая игра : «Угадай, из какой сказки прочитан отрывок

Настольно – печатные игры по мотивам сказок (разрезные картинки, лото) .

В уголке для родителей поместить рублику советов и пожеланий по поводу того, как организовать чтение ребенка в домашних условиях. Темы : «Личная библиотека вашего ребенка» , «Как и когда рассказывать сказки «, «Книги и театр» .

2. Родительское собрание : проведение мастер – класса по теме « Сказочная книга » .

3. Выставка работ (дети и родители) «Зимние сказки » .

1. Изучение темы : «Сказка как средство духовно – нравственного развития личности ребенка».

Методические приемы :

Чтение детям сказки : «Три медведя» .

Прослушивание аудиозаписи сказки .

-Консультация для родителей : «Почитай мне сказку » .

Беседа индивидуальная с родителями ребенка на тему : «Как подружить ребенка с книгой» - о пользе домашнего чтения.

1. Роль сказки в воспитании детей .

Методические приемы :

Обустроить уголок ряженья.

- Консультация для родителей : «Воспитание трудолюбия , послушания и ответственности через сказку ».

1. Изучение темы : «Влияние сказок на психику ребенка » .

Методические приемы :

-Дидактическая игра : «Из какой сказки герой » .

Приобрести в группу раскраски по народным сказкам .

-Консультация для родителей : «Как выбрать полезную сказку для малыша » .

В уголке для родителей поместить книжку – раскладку : «О чем и как беседовать с детьми после чтения» .

1. Театрализация сказок как средство духовно- нравственного воспитания детей ».

Методические приемы :

Учить детей обыгрывать знакомые сказки .

Добавить материал в театральный уголок.

2. Театрализация сказки В.Сутеева " Под грибом"

1. Самоанализ плана по самообразованию .

Методические приемы.

Продолжать учить детей обыгрывать знакомые сказки .

2. Выставка работ детей и родителей : «Наши любимые сказки » .

При составлении плана по самообразованию в своей работе я использовала следующуюлитературу :

1. Сборник научно – методических статей. Орел 2015г. Под редакцией О. В Бережнова.

2. Ильин И.: «Духовный мир сказки » .

3. Зинкевич – Евстигнеева : «Практикум по сказкотерапии » .

4. Э. И Иванова : «Расскажи мне сказку » . Литературные сказки для детей . Просвещение 2001г.

5. Ланчеева – Репьева : «Иное царство русских сказок » .



 

Возможно, будет полезно почитать: