Сценарий классного часа на тему "международный день школьных библиотек". Информационный час: Международный день школьных библиотек Выставка ко дню школьных библиотек

В 2016 году Международный день школьных библиотек будет отмечаться 26 октября. Праздник был учрежден ЮНЕСКО в 1999 году.

Посещение школьной библиотеки - неотъемлемая часть учебного процесса. Библиотека дает ученикам и учителям возможность пользоваться учебной, методической и художественной литературой, не покидая школы.

История и причины появления праздника

Международный день школьных библиотек был внесен в реестр праздников по предложению ЮНЕСКО в 1999 году. Далее, около десяти лет он отмечался в последний понедельник октября, но с 2008 года было решено посвящать теме весь октябрь. С этого времени в школах в течение месяца выбирают дни для организации различных мероприятий, посвященных работе библиотек и библиотекарей.

Целью этих мероприятий служит привлечение внимания к многочисленным проблемам, связанным с работой школьной библиотечной системы. Среди них главной является недостаточное финансирование сферы, и связанные с этим дефицит учебников и художественных книг, малое количество новых поступлений, низкий технический уровень оснащения библиотек, падение авторитета профессии библиотекаря, а также общее снижение интереса к чтению среди школьников.

События, происходящие в рамках празднования

Как правило, часть мероприятий носит благотворительный характер. Они направлены на сбор средств для приобретения библиотекой новых книг, или акции, в ходе которых библиотеки принимают книги в дар.

Другие, организуются библиотекарями для школьников младшего, среднего и старшего звена. На этих встречах работники библиотек знакомят учеников с правилами работы в библиотеке, учат бережному и уважительному отношению к книге, как источнику и хранилищу знаний.

На мероприятиях районного и городского уровня библиотекари участвуют в конференциях, встречах, семинарах, на которых они обмениваются трудовым опытом и обсуждают способы улучшения и оптимизации работы вверенных им участков. Ежегодно месячники школьных библиотек проходят под различными тематическими лозунгами.

Помимо обсуждения и решения проблем, в течение месяца происходят торжественные и праздничные события. Школьники участвуют в литературных викторинах, конкурсах авторов и чтецов. По фрагментам произведений школьной программы организуются театральные постановки, проводятся конкурсы на лучшую иллюстрацию или рисунок по мотивам любимых книг.

Цикл мероприятий обычно завершается большим литературным праздником. В тематически оформленном актовом зале школы происходят награждение победителей конкурсов, выставки работ учеников, чествование библиотечных работников, силами учеников и учителей организуется концертная программа.

Бездонное волшебство книг школьных библиотек не одному поколению учащихся помогло подготовить информацию к уроку, написать реферат, сдать экзамены. В каждом учебном заведении к услугам старшеклассников и детей младших классов хранилище книг по любому предмету и на любую изучаемую тему.

В современном мире универсальных гаджетов и интернета праздник призван привлечь внимание детей, родителей, меценатов к библиотекам школ и их обеспечению учебниками, востребованной литературой и периодикой.

История

Праздник способствует сохранению прекрасных традиций чтения и воспитанию в детях чувства любви к «живой» книге. Набирающие обороты электронные устройства, хранящие миллиарды пикселей информации, не в состоянии передать шершавость книжных страниц, запах пыльных старых учебников и аромат свежей типографской краски. День школьных библиотек отмечают во всем мире.

Значимые события и даты, связанные с праздничным днем:

  1. 1999 год – ЮНЕСКО выступает с инициативой проведения дня хранилища книг.
  2. 2005 год – дата получает официальный статус.
  3. 2008 год – праздник выходит на новый уровень. На смену знаменательной дате приходит месячник, во время которого в любой день можно проводить мероприятия.
  4. 2008 год – впервые праздник отмечается в Российской Федерации.

Ежегодно каждому месячнику дается тематическое название: «Центр притяжения», «Грамотность и обучение», «Территория взаимодействия». Плавающая дата празднования позволяет организациям самостоятельно выбрать день для проведения торжественных мероприятий.

Традиции

В основу классического перечня мероприятий входит презентация лучших библиотекарей, чествование ветеранов, проведение семинаров, форумов и конференций. События, посвященные любви к книге, посещают школьники, их родители, приглашенных гости, меценаты. Организовываются сборы книг для библиотечных нужд, выпускаются тематические стенгазеты. Традиционными в этот день стали встречи подрастающего поколения с авторами книг, критиками.

В этот день устраиваются конкурсы юных поэтов и декламаторов. Любой желающий может сделать пожертвование в виде книг, классической литературы учебников, которые входят в школьную программу или рекомендованы для внеклассного чтения. Проводятся онлайн-семинары, укрепляющие сетевое сотрудничество российских и зарубежных библиотекарей.

Кроме международного праздничного дня, российские работники библиотек празднуют свой персональный день в конце весны.

В данной разработке представлен сценарий класссного часа на тему "Международный день школьных библиотек" к сценарию приложена презентация. В разработке представлена история библиотек, история праздника. Далее мероприятие переходит в игровую форму, учащимся предлагается разделиться на команды и выполнить задания(блиц-опрос, пословицы, инсценировка, трудности работы библиотекаря, творческий рисунок) Классный час заканчивается стихотворением,посвященное библиотекарю.

Просмотр содержимого документа
«Конспект»

Классный час

Цель: Повышение уровня информационной и литературной культуры учащихся

Задачи:

Расширить кругозор в области истории библиотек

Выявить уровень начитанности учащихся

Сформировать представление о работе библиотекаря

Тема « Международный День Школьных Библиотек»

Здравствуйте, уважаемые гости, ребята. Любите ли вы читать? Давайте, каждый из вас назовет свою любимую книгу (ОТВЕТЫ ДЕТЕЙ) Спросила про книги я не просто так, сегодня наш классный час будет посвящен школьным библиотекам.

Слайд 1.

Высказывание Лихачеава гласит: «Пока жива библиотека – жив и народ.

умрёт она – умрет наше прошлое и будущее» Как вы понимаете смысл этого высказывания?

Давайте немного познакомимся с историей библиотек и узнаем, когда впервые отметили Международный День Школьных Библиотек Слайд 2 -5.

- За многими международными и национальными мероприятиями закреплена своя эмблема или талисман, у Международной ассоциации школьных библиотек есть своя эмблема. Она символизирует цветок с шестью лепестками, изображенный на фоне открытой книги. Слайд 6.

Ребята, предлагаю вам побывать сегодня в роли библиотекарей. Для этого давайте разделимся на команды. Учащиеся по очереди вытягивают из конверта жетоны.

Сейчас придумайте каждый свое название, которое будет связано с библиотекой или книгами. Придумывают название команд.

1 Задание – блиц-опрос.

Первое задание для вас – это блиц – опрос. Для каждой команды по очереди будут задаваться вопросы. За правильный ответ 1 бал. Первый произнесенный вариант ответа сразу принимается, если ответ неверный, то право ответить на этот вопрос передается другой команде.

    Кто ходил днем и ночью по дубу? (Кот ученый)

    Кто был диким в сказке Андерсена? (Лебеди)

    Как называется список, где перечислены название глав? (Содержание)

    С чем осталась старуха в сказке о золотой рыбке? (С корытом)

    Сколько было богатырей в сказке о спящей красавице А.С.Пушкина? (Семь)

    Что несла Красная шапочка бабушки? (Пирожки)

    Что во рту держала ворона в басни Крылова «Ворона и лисица»? (Сыр)

    Как называется часть, например, учебника, где написаны правила, формулы и т.д? (Фарзац)

    Кем был Чиполлино? (Луковицей)

    Имя девочки с фарфоровой головой (Мальвина)

    Как называют человека, который пишет стихотворения? (Поэт)

    Что должен сделать человек в своей карточке, получив книгу из рук библиотекаря?

(Расписаться)

2 Задание – Пословицы

Слайд 7

Перед вами начала пословиц, ваша задача правильно найти ее окончание.

Сказанное слово - было да нет, а написанное живёт век

С книгой поведешься – ума наберешься

Недочитанная книга - не пройденный до конца путь

Книга мала, а ума придала.

Не всякий, кто читает, в чтении силу знает.

3. Задание – Инсценировка.

- Сейчас команды вытащат название Басани, которую должны будут инсценировать, а другая команда должна угадать, из какой басни представлен отрывок.

1 команда – Мартышка и очки

2 команда – Ворона и лисица

Мартышка и очки

Действующие лица:

Мартышка
Попугай

На первом плане слева и справа кусты, посередине пальма, на втором плане джунгли. Из-за кустов под музыку выходит Мартышка. Она врезается в пальму, на нее сверху падают кокосы.

Мартышка (сокрушенно)

Я к старости совсем слаба глазами стала.
Иду, всё, как в тумане на пути...

Из-за кустов вылетает Попугай и садится рядом с Мартышкой.

Тогда очки себе приобрети.

Мартышка

Очки? Про них я слыхом не слыхала.

Неужто не слыхала? Вот те раз!
Очки – весьма пользительная штука!
Изобрела их, знаешь ли, наука,
Чтоб возвратить нам зоркость наших глаз.

Мартышка (радостно)

Хочу очки! Хочу! Хочу! Хочу!
Нет участи слепца на свете горше!
Лети да раздобудь очков побольше!
За них любую цену заплачу.

Слыхал я, что достаточно одних.

Мартышка (возмущенно)

Одних?! Мне от одних не станет лучше!
С полдюжины неси, на всякий случай,
Тогда уж точно будет толк от них.

Попугай улетает, потом возвращается и ставит перед Мартышкой целую корзину очков. Мартышка достает очки из корзины и рассматривает.

Мартышка (неодобрительно)

И это… Как ты их назвал?

Попугай Очки!
Сажай их на нос и смотри в стекляшки! Попугай пытается надеть на Мартышку очки, но она отталкивает его.

Ворона и лисица

Действующие лица:

Рассказчик

Уж сколько раз твердили миру,
Что лесть гнусна, вредна; но только всё не впрок,
И в сердце льстец всегда отыщет уголок.
Вороне как-то Бог послал кусочек сыру.

Из-за куста вылетает Ворона со здоровенным куском сыра в клюве и садится на верхушку елки.

Рассказчик

На ель Ворона взгромоздясь,
Позавтракать совсем уж было собралась,
Да призадумалась, а сыр во рту держала.
Тут на беду Лиса близехонько бежала.

Из-за куста появляется Лиса и начинает принюхиваться.

Рассказчик

Вдруг сырный дух Лису остановил:
Лисица видит сыр, Лисицу сыр пленил.
Плутовка к дереву на цыпочках подходит;
Вертит хвостом, с Вороны глаз не сводит
И говорит так сладко, чуть дыша.

Голубушка, ах, как ты хороша!
Ну что за шейка, что за глазки!
Рассказывать, так, право, в сказке!
Какие перушки! Какой носок!
И, верно, ангельский быть должен голосок!
Спой, светик, не стыдись! Что, ежели, сестрица,
При красоте такой и петь ты мастерица, –
Ведь ты б у нас была царь-птица!

Рассказчик

Вещуньина с похвал вскружилась голова,
От радости в зобу дыханье сперло, –
И на приветливы Лисицыны слова
Ворона каркнула во все воронье горло.

Кар! Сыр падает. Лиса хватает его и убегает.

Рассказчик

Выпал сыр, и с ним была плутовка такова.
Ворона сетует.

Ах, если бы я знала
Ее коварство, рта б не раскрывала.
Ни речи лживые, ни лести сладкий яд
Отныне мне ничем не навредят.
Их презираю! Им я знаю цену!
От правды отличу всенепременно!
О, жизнь! Ты мне преподала урок.

Ворона улетает.

Задание 4 – Трудности работы библиотекаря.

- Как вы думаете работа библиотекаря сложная? (Ответы детей)

Труд библиотекаря очень кропотливый, нужно знать на какой полке стоит книга, библиотекарь следит, чтобы книги стояли по алфавиту. Отслеживает все ли книги в порядке и все ли вернули читатели. И конечно же библиотекарь должен как никто другой идти в ногу со временем. Ведь именно к нему мы обращаемся за помощью, когда мы не знаем, что почитать. Он поможет нам выбрать жанр, автора, рассказать, какой литературой сейчас интересуются.

Но вот один библиотекарь запутался в книгах и в читательских карточках все перепутал. Ребята, ваша задача исправить ошибки в названиях произведений. За каждое правильное произведение 1 бал.

Командам раздаются карточки.

    Снежная принцесса

    Трое из Сметанного

    Красная кепачка

    18 месяцев

    Буратино и золотой замочек

    Иван – царевич и белый волк

    Краснощечка и семь гномов

    Стрекоза и кузнечик

    Волк и шестеро козлят

    Дикие гуси

    Приключение Зазнайки

    Али –Баба и 41 разбойник

Задание 5 – Рисунок

- Молодцы, вы все верно исправили. Мы с вами убедились, что работа библиотекаря не такая уж простая в ней важен порядок и внимательность. А сейчас проведем наш последний конкурс. Пофантазируйте, пожалуйста, представьте, что вы всей командой нависали книгу. Нарисуйте к этой книги обложку. Раздаются листы формата А4.

Заключение

Вот и подошел наш классный час к концу. Что нового и интересного было для вас сегодня? (Ответы детей)

Спасибо ребята за активную работу, спасибо гостям. Я надеюсь, что наш классный час вам понравился и закончить я его хочу стихотворением, которое посвящено школьному библиотекарю. Слайд 8

Школьный библиотекарь

Библиотекарь – это не призвание,

А состояние особое души.

Библиотекарь школьный в утро раннее,

Как и ребята, на урок всегда спешит.

Конечно, он не маг и не волшебник,

Но иногда способен удивлять,

Достав из ниоткуда вдруг учебник,

Который просто негде было взять!

Он проведёт, как надо, все уроки.

И выручит, лишь кто-то заболел,

Он не забудет встречи, даты, сроки,

Перелопатит за день массу дел!

Его присутствие обычно незаметно,

Его отсутствие заметно сразу всем,

В духовном смысле – человек совсем не бедный,

Но это не решает всех проблем...

Он, как учитель, делает немало,

Его работу многим не понять,

Он очень скромный, совсем не строгий,

Не ждёт особых почестей, похвал,

Идёт своей стезёй, своей дорогой,

Чтоб этот мир чуть-чуть добрее стал.

Просмотр содержимого презентации
«Межд.день биб-тек»

Международный День Школьных Библиотек

«Пока жива библиотека – жив и народ.

умрёт она - умрёт наше прошлое и будущее»

Д. Лихачёв


История библиотек

В переводе с греческого слово «библиотека» означает «книгохранилище» (от «biblion» -

книга и «teke» - хранилище).

Первые русские библиотеки появились во времена Киевской Руси. В Киеве, Новгороде,

Чернигове, Владимире переводили, переписывали и хранили церковные книги. В летописи

сказано, что в 1037 году князь Ярослав Мудрый собрал в Киеве много писцов, которые могли

переписать книги.

Простые же люди – не цари, не академики и не монархи – могли брать книги в

библиотеках для чтения при книжных магазинах. За небольшую плату книги для чтения

выдавались всем желающим.


В настоящее время самой крупной библиотекой в России и Европе является Российская

государственная библиотека, её фонд насчитывает 43 млн. единиц.


Первая публичная библиотека появилась в 6 веке до нашей эры еще в

Древней Греции.

В России школьные библиотеки возникли в начале XVIII века и являются

одним из старейших типов библиотек нашей страны.

В 1911 году на первом всероссийском съезде по библиотечному делу в связи

с расширением сети школ было предложено создать всеобщую сеть школьных

библиотек. В 1914 году на территории России учебные библиотеки

образовательных учреждений составляли 78% от общего числа библиотек.


Первый Международный День Школьных Библиотек

Первый Международный День Школьных Библиотек, по решению Международной ассоциации школьных библиотек, был проведен

С это времени день школьных библиотек ежегодно празднуют в четвертый

понедельник октября.

В России этот праздник впервые отметили в 2008 году, на тему

«Школьная библиотека на повестке дня» В 2017 году темой дня стала «Объединяя

культуры и сообщества»


Эмблема Международного Дня Школьных Библиотек

символизирует цветок с шестью лепестками, изображенный на фоне открытой книги.


ума наберешься

Сказанное слово –

было да нет

а ума придала

поведешься -

а написанное

живет век

Будешь книги

будешь все знать

Недочитанная

силу понимает

Книга мала,

Не всякий,

кто читает

не пройденный

до конца путь


Школьный библиотекарь

Библиотекарь – это не призвание,

А состояние особое души.

Библиотекарь школьный в утро раннее,

Как и ребята, на урок всегда спешит.

Конечно, он не маг и не волшебник,

Но иногда способен удивлять,

Достав из ниоткуда вдруг учебник,

Который просто негде было взять!

Он проведёт, как надо, все уроки.

И выручит, лишь кто-то заболел,

Он не забудет встречи, даты, сроки,

Перелопатит за день массу дел!

Его присутствие обычно незаметно,

Его отсутствие заметно сразу всем,

В духовном смысле – человек совсем не бедный,

Но это не решает всех проблем...

Он, как учитель, делает немало,

Его работу многим не понять,

Он очень скромный, совсем не строгий,

Не ждёт особых почестей, похвал,

Идёт своей стезёй, своей дорогой,

Чтоб этот мир чуть-чуть добрее стал.

Коллективное творческое дело (КТД)

«Международный день школьных библиотек»

Время проведения мероприятия: 1 час.

Возраст участников: 13 – 14 лет

Форма проведения: игровая программа

Место проведения: аудитория

Цели:

    познакомить учащихся с историей праздника;

    расширять кругозор учащихся;

    сформировать интерес к отмечаемому празднику;

    способствовать воспитанию коллективизма;

Задачи:

    развивать наблюдательность, внимание, память;

    развивать интеллектуальную активность, умения анализировать, обобщать, сравнивать;

    побудить учащихся к чтению литературы, к посещению библиотек.

Участники: ученики 7 класса. Ребята делятся на равные по силам команды. Численность команд зависит от общего количества детей.

Необходимый инвентарь:

    изображения портретов писателей и поэтов;

    бланки ответов на вопросы викторины;

    бланки для решения головоломок и для написания письма младшим школьникам;

    медали для награждения.

Ход проведения мероприятия

На доске написана цитата, один из учащихся читает ее вслух:

Что за наслаждение находиться в хорошей библиотеке. Смотреть на книги – и то уже счастье. Перед вами пир, достойный богов; вы сознаёте, что можно принять в нём участие и наполнить до краёв свою чашу.

(Уильям Мейкпис Теккерей)

Учитель: Ребята, перед вами слова английского писателя-сатирика XIX века Уильяма Мейкписа Теккерея. Как вы понимаете их?

Дети выражают свое мнение.

Учитель: Молодцы ребята, как вы думаете, о чем пойдет речь на нашем сегодняшнем мероприятии?

Дети предполагают.

Учитель: Совершенно верно! Речь сегодня пойдет о библиотеках. 24 октября отмечается Международный день школьных библиотек, ежегодно его проводят в четвертый понедельник октября. Этот праздник отмечается во многих странах уже на протяжении многих лет, начиная с 1999 года.

Впервые президент Международной ассоциации школьных библиотек (International Association of School Librarianship, IASL) Бланш Вуллз провозгласил этот праздник. Только к 2005 году Питер Дженко, новый президент данной организации, подтвердил уже официальный статус праздника. С 2008 года Международный день школьных библиотек стал преобразовываться в месячник, проходящий под разными девизами.

В нашей стране Международный месячник школьных библиотек был впервые проведен в 2008 году. В этот период были проведены обучающие семинары, чествование ветеранов библиотечного дела, были организованы съезды школьных библиотекарей, многочисленные мероприятия для школьников (конкурсы, выставки, конференции, сборы книг).

Следует отметить что, наряду с международным днем и месячником школьных библиотек, отмечается также профессиональный праздник весной. Общероссийский день библиотек, который приходится на 27 мая.

Учитель: Ребята, а вы любите ходить в библиотеки? Почему?

Дети отвечают.

Учитель: Библиотека школы всегда занимала особое место в образовательной сфере. Библиотеки были в каждом учебном заведении: в духовных школах, в гимназиях, лицеях и т. д. Отечественные педагоги всегда рассматривали библиотеку как важнейшее неотъемлемое звено учебно-воспитательного процесса, они говорили о колоссальном влиянии содержания ресурсов библиотек на качество обучения учащихся.

Библиотека школы развивается в рамках конкретного учебного заведения, планирует свою работу, опираясь на цели, которые были поставлены перед педагогическим коллективом школы. Стоит отметить, что школьная библиотека становится первой в жизни для ребёнка.

Итак, ребята, сейчас мы с вами узнаем, ходите ли вы в библиотеки, как много вы читаете, и сколько интересного вы знаете. Я предлагаю вам разделиться на две команды, придумать название и девиз.

Дети: Первая команда «Библиотекари», наш девиз: «Библиотека – наш дом, и нам прекрасно в нем».

Вторая команда «Читатели», наш девиз «Читаем мы везде и всюду, ведь знание подобно изумруду».

1 этап

Учитель: Итак, начинаем первый этап нашего мероприятия. Внимание, «Викторина»!!!

    Звуковой повтор, преимущественно на конце, в двух или более стихах (Рифма).

    В лицее этот человек серьезно занимался французской поэзией, за что его прозвали «французом» (Пушкин).

    Совокупность событий в художественном произведении, которые представлены в определенной связи (Сюжет).

    В молодости этот писатель был участником обороны Севастополя, после этого он написал цикл «Севастопольские рассказы» (Толстой).

    Когда, по вашему мнению, появилась первая библиотека? (Первые библи o теки, обнаруженные археологами, относятся к IV веку до нашей эры. При раскопках древнего государства Ассирия, был найден огромный дворец, где в ящиках были размещены глиняные таблички с тестами).

    Устный рассказ, в основе которого, лежит чудо, фантастический образ или представление, воспринимаемое как достоверное (Легенда).

    Этот великий поэт и драматург никогда не хотел, чтобы его пьесы записывались и публиковались, он считал, что его пьесы должны воспроизводиться только на сцене (Шекспир).

    Перенос наименования одного предмета или явления на другой предмет или явление по сходству (Метафора).

Учитель: молодцы ребята, по итогам первого конкурса побеждает команда «Библиотекари».

2 этап

Учитель: следующий этап называется «Юный поэт». Для каждой команды предоставляется список слов, из которых вы должны составить свое собственное стихотворение.

Список слов для первой команды: литература, желание, физкультура, послание, любить, служить, радость.

Список слов для второй команды: писать, поэт, воспитать, совет, книга, двигать, мир.

Дети выполняют задание.

Учитель: молодцы ребята! Подводим итоги, по-прежнему лидирует команда «Библиотекари».

3 этап

Учитель: Для следующего конкурса, который называется «Я – фотоаппарат» приглашаются капитаны команд. Этот конкурс поможет узнать нам, насколько наши «Библиотекари» и «Читатели» внимательны, и как хорошо развита их память, ведь это так важно.

На доске (для каждого учащегося отдельно) расположены портреты известных писателей и поэтов (с указанием фамилий). Ваша задача в течение 30 секунд запомнить все портреты, после этого, одно изображение удаляется, и каждый из капитанов должен озвучить, кто был изображен на исчезнувшем портрете.

Подводим итоги… Побеждает команда «Читатели».

4 этап

Учитель: Сегодня было получено письмо от одного неизвестного писателя. Но, к сожалению, содержание письма непонятно, так как состоит оно их хаотичного набора букв, и вам, ребята, предстоит понять, какие слова зашифрованы. Письмо для первой команды:

Сеть локоть онод дерствос татсь руткульмын мечелоков – теинче.

Ответ: «Есть только одно средство стать культурным человеком – чтение». (А. Моруа)

Письмо для второй команды:

Водасбо тесущетвус тазем, бочты дохить в олибебтику.

Ответ: «Свобода существует затем, чтобы ходить в библиотеку». (И. Бродский)

5 этап

Учитель: молодцы, ребята! Пока жюри подводит итоги конкурсов, ваша задача написать письмо младшим школьникам, рассказав им, почему же так важно посещать библиотеки.

Подведение итогов.

Дети завершают работу. Подсчитывается общее количество баллов. Учитель объявляет результаты, награждает победителей памятными призами.

По итогам всех конкурсов побеждает команда «Библиотекари». (Команде «Библиотекари» учитель вручает медали «Победитель», а команде «Читатели» медали «За активную работу»). Учитель спрашивает у ребят, понравилось ли им мероприятие, он должен спросить у них то, что они предлагают провести в следующий раз.

Международный день школьных библиотек (International School Library Day) отмечается во многих странах ежегодно в четвертый понедельник октября, начиная с 1999 года по инициативе ЮНЕСКО. Причём каждый год он посвящён определённой теме.
Впервые его провозгласил президент Международной ассоциации школьных библиотек (International Association of School Librarianship, IASL) Бланш Вуллз. В 2005 году официальный статус праздника подтвердил уже новый президент этой организации Питер Дженко. В 2008 году это событие вышло на новый уровень — в январе координатор проекта Рик Малхолланд объявил, что Международный день школьных библиотек преобразуется в месячник — тоже международный. В октябре этого же года прошел первый Месячник школьных библиотек (International School Library Month) под девизом «Грамотность и обучение — в вашей школьной библиотеке». Участники акции могли выбрать любой день в течение месяца для проведения мероприятий, посвященных школьным библиотекам. Некоторые, впрочем, не ограничивались одним днем и даже неделей, а объявляли долговременные мероприятия — такие, например, как сбор книг в течение всего месячника.



В России Международный месячник школьных библиотек впервые провели в 2008 году. Тогда его девизом стали слова «Школьная библиотека — на повестке дня». В тот год была заложена основа традиционной программы месячника. В нее вошли съезды школьных библиотекарей, презентации профессии «педагог-библиотекарь», чествование ветеранов библиотечного дела, обучающие семинары, многочисленные мероприятия для школьников (конкурсы, конференции, выставки, сборы книг) и их родителей и учителей. И эти традиции празднования сохраняются и сегодня и приобретают все более массовый характер. Главным событием месячника в России остается Форум школьных библиотекарей, который проходит в Михайловском (Пушкинский заповедник в Псковской области).

Как празднуется Международный День Школьных Библиотек
в разных странах мира.


Австралия.
Свободный стиль одежды в этот день. Национальные костюмы поощряются. Работа волонтеров в школьной библиотеке. Книжные и фото-выставки. Библиотечные уроки и классные часы.

Великобритания.
Конкурс на лучшую фотографию о праздновании Международного Дня Школьных Библиотек в школе. Определяется по одному победителю в категориях "Начальная школа" и "Средняя школа". Победители получают комплект книг для библиотеки на сумму 50 фунтов стерлингов. Ассоциация разработала также праздничные постеры и книжные закладки специально для этого Дня.

Канада.
Имеет свой Национальный День Школьных Библиотек, который отмечается также каждый четвертый понедельник октября ежегодно, начиная с 2003 г. Авторские встречи. Конкурсы поэзии. Фотоконкурсы. Обмен книжными закладками между школами.

Италия.
Итальянская Библиотечная Ассоциация совместно с Римским Институтом культуры, Римской Европейской библиотекой и Римским Университетом проводят семинар “Библиотека: Партнер школы в образовательном процессе. Размышления, опыт и перспективы”.

Польша.
Неделя Школьных Библиотек. Общепольская научно - практическая конференция “Мультимедийные Информационные центры в библиотеках”. Празднование в школах: чтение книг, конкурсы, выставки, изготовление и обмен закладками.

Португалия.
Читательская эстафета. Изготовление закладок и праздничных открыток своими руками. Выступления учителей на тему: “Школьная библиотека, когда я был учеником“. Построение рукописной стены “По моему мнению, школьная библиотека - это…” Фотоколлаж “Пойман в библиотеке” и “Портрет с книгами”. День открытых дверей для родителей.

Румыния.
Чтение книг в библиотеке (ученики 2-4 классов). Дарение книг библиотеке (ученики 5-11 классов). Презентации книг. Изготовление закладок в подарок учителям, родителям и для обмена между учениками из других школ.

Чехия.
Интервьюирование учителей учениками о любимых книгах. Конкурс на самую забавную суперобложку для произведений классической литературы. Выставка литературы на иностранных языках. Конкурс на быстрый перевод книжных заголовков. Выставка редких и старинных книг из фондов библиотеки. Выставка - презентация лучшей Десятки книг.

Гон Конг.
Книжная ярмарка. Встречи с писателями и фотографами. Опрос учеников на тему, какую роль играет школьная библиотека в их образовании. Изготовление и обмен книжными закладками между своими школами и школами из других стран.

Нидерланды.
Конкурс изготовленных своими руками суперобложек для любимых книжек. В конкурсе принимают участие более 350 учеников.



Есть в школе тихий мирный край,
Здесь даже воздух затаился,
Здесь кладезь мудрости разлился,
Её безмеренно черпай.


Здесь все учебники хранятся,
Здесь книги долго не пылятся,
Бери на радость и читай.

Есть в школе тихий мирный край,
Его зовут библиотека,
Там неуч станет человеком,
И ты его не забывай!



 

Возможно, будет полезно почитать: