Увлекательная деятельность для дошкольников — графические диктанты. Графические диктанты (Рисование по клеточкам) Клеточный диктант 6 лет

Дошкольная математика - важный компонент интеллектуального развития малышей. Занятия этого курса направлены на формирование познавательных и творческих способностей дошколят, на обучение порядковому и количественному счёту. На уроках математики в детском саду, дома или на кружке ребёнок знакомится с основными математическими понятиями, развивает логическое и пространственное мышление.

Основным инструментом математического развития дошкольников являются дидактические игры, но наряду с ними используют и другие:

  • практические упражнения;
  • элементарные опыты и эксперименты;
  • моделирование;
  • графические задания;
  • математические диктанты.

Давайте разберёмся, что собой представляют математические диктанты в принципе и как их можно адаптировать к особенностям и требованиям дошкольной педагогики.

Польза математических диктантов

Математический диктант - популярная форма контроля знаний, активно применяемая школьными учителями математики. Суть этого явления состоит в том, что педагог задаёт вопрос (в устной или письменной форме), а ученики должны записывать краткие ответы. Дошкольнику можно предложить выполнять задания диктанта наглядно:

  • переставить местами кубики;
  • добавить/убрать названное количество пуговиц;
  • сравнить представленные группы объектов;
  • сгруппировать определённым образом представленные объекты.

Для классификации математических диктантов можно использовать разные критерии. Чаще всего математические диктанты делят на группы в соответствии с теми задачами, которые они решают:

  • усвоение математической терминологии;
  • тренировка устного счёта;
  • логические вопросы.

Смешивать разные виды математических диктантов не рекомендуется, хотя считается допустимым. Главное при составлении задания - его адаптация к уровню знаний конкретного малыша (или группы детей, если речь идёт о математике в детском саду).

Математический диктант отлично тренирует способности ребёнка к концентрации внимания. Чтобы успешно справиться с заданием, малышу требуется проявить значительные усилия воли:

  • внимательно прослушать задание;
  • достаточно быстро, без подсказки (желательно!) сообразить, что нужно сделать;
  • записать свой ответ (выполнить задание).

К пользе математических диктантов следует также отнести развитие грамотной математической речи:

  • ребёнок слушает правильное чтение математических выражений;
  • обогащает тематический лексический словарь;
  • закрепляет названия арифметических действий и геометрических фигур.

Чтобы не вызвать переутомления и не допустить потери интереса к такому виду деятельности, следите за состоянием вашего подопечного. Продолжительность математического диктанта в среднем составляет 7 минут. Конечно, если в вашей семье растёт юный математик, который с удовольствием выполняет все задания, вы можете позаниматься дольше рекомендованного времени. Но никакого принуждения! Это важно, друзья.

Как организовать математический диктант для дошкольника

  1. Вопросы диктанта должны быть связаны между собой. Читайте их медленно. Слова произносите чётко. Следите, чтобы ребёнок был собранным и слушал вас внимательно.
  2. Каждый вопрос зачитывайте три раза. Сначала малыш должен услышать вопрос полностью. Дайте несколько секунд на обдумывание. Прочитайте второй раз - ребёнок должен записать ответ (выполнить задание). Во время третьего прочтения маленький математик может проверить правильность своего решения.
  3. Не комментируйте ответы ребёнка, пока не прочитаете весь диктант целиком. Все обсуждения и анализ проводятся в конце задания. Впрочем, вы можете отступить от этого правила, если малыш проявляет беспокойство. Но старайтесь к концу старшего дошкольного возраста приучить ребёнка действовать по установленным правилам, ведь именно так будут проходить математические диктанты в 1 классе.
  4. Не стремитесь любой ценой выполнить все задания подготовленного математического диктанта. Если ребёнок устал, переключите его внимание на другой вид деятельности, а к диктанту можно будет вернуться в следующий раз.
  5. Для успешного выполнения традиционного математического диктанта требуется хорошо воспринимать информацию на слух. Если у вашего малыша есть проблемы со слуховой памятью, вы можете подготовить карточки, отражающие ваши вопросы. Постепенно объем графически представленных вопросов должен снижаться в пользу устной формы.

Примеры математических диктантов для дошкольников


Вариант 1
  1. Нарисуй столько кружков, сколько на карточке яблок.
  2. Закрась первый справа кружок красным цветом.
  3. Закрась кружок посередине зелёным цветом.
  4. Закрась оставшийся кружок жёлтым цветом.
  5. Запиши числом, сколько яблок нарисовано на картинке.

Вариант 2
  1. Нарисуй в первой строке столько треугольников, сколько морковок нарисовано на карточке.
  2. На второй строке нарисуй на один треугольник больше, чем на первой.
  3. На третьей строке нарисуй столько же кругов, сколько треугольников на второй строке.
  4. На следующей строке нарисуй на один круг меньше, чем на третьей.
  5. Закрась в каждой строке первую фигуру красным цветом, а последнюю - зелёным.
  6. Запиши числом, сколько фигур осталось незакрашенными.
Вариант 3
  1. На первой строке запиши числа от «1» до «3».
  2. На второй строке запиши число, которое следует за числом «2».
  3. На третьей строке запиши число, которое стоит перед числом «2».
  4. На следующей строчке запиши самое большое из чисел в первой строчке.
  5. На новой строке запиши самое маленькое из чисел в первой строчке.
Вариант 4
  1. Запиши по порядку числа от «1» до «9».
  2. Запиши числа от «1» до «9» в обратном порядке.
  3. Запиши соседей числа «6».
  4. Какое число на 1 больше «3».
  5. Какое число получится, если к «3» прибавить «2».
Вариант 5
  1. У треугольника всегда три стороны.
  2. У квадрата всегда три стороны
  3. Квадрат - это прямоугольник, у которого все стороны равны.
  4. У круга три угла.
  5. У квадрата 5 углов.
Вариант 6

Ставь знак «+», если согласен с утверждением. Ставь знак «–», если утверждение неверно.

  1. В первой строчке 4 красных треугольника.
  2. Во второй строчке 2 зелёных и 2 синих круга.
  3. В третьей строчке только один из квадратов зелёного цвета.
  4. На картинке синих фигур больше, чем зелёных.
  5. На картинке нет красных кругов.

Друзья, вы можете составлять математические диктанты для дошкольников самостоятельно. Главное - понять несложный принцип и убедиться, что ребёнку такая форма проведения дошкольной математики приносит и пользу, и удовольствие!

Счастливого вам родительства! До новых встреч!

Оборудование: альбом, трафареты, фломастеры на водной основе.

Ход занятия

Пальчиковая гимнастика.

Внимание, девочки!
Внимание, мальчики!
Приготовьте ваши ручки,

Разомните пальчики.

«Пальчики просыпаются»
«Пальчики засыпают
«Пальчики здороваются»
Пальчик-мальчик, где ты был?
С этим братцем в лес ходил.
С этим братцем щи варил.
С этим братцем кашу ел.
С этим братцем песни пел.

Поочередное выполнение «козочка» и «зайчик» правой рукой.
«Пчелка» Указательным пальцем правой руки (доминантной), остальные находятся в кулачке, проводим вращательные движения по кругу (вначале по часовой стрелке, затем против) с проговариванием чистоговорки:

Пчелка села на цветок,
Пьет она душистый сок.

«Крыша»
Построили пчелки крышу. Подушечки пальцев сомкнуты, пальцы разведены друг от друга. См. рисунок «крыша».
Проверим, как построили «крышу». Большие пальцы раздвигаем в сторону, затем смыкаем. Затем указательные и т.д.
«Замок» См. рисунок. Дети сплетают пальцы обеих рук.
«Стук в замок». Пальцы находятся в «замке». Ладони раздвигаем в стороны, затем резко сближаем, получается приглушенный стук.
«Кто стучался?» Пальцы находятся в «замке». Поочередно поднимаем пальцы, начиная с больших, и удерживаем вверху.
«Паутинка». Это паучок плел паутинку. Большой палец правой руки соединяем с указательным пальцем левой руки. А указательный палец правой руки соединяем с большим пальцем левой руки. Плетем «паутинку». Размыкаем указательный палец правой руки и поднимаем вверх на 180 градусов оба пальчика. Размыкаем большой палец правой руки и также поднимем вверх на 180 градусов. Таким образом плетем «паутинку».

Работа с трафаретами.

Трафарет № 6

  1. Обводим указательными пальцами левой и правой руки по линиям на трафарете.
  2. Проводим данные линии – «дорожки» указательными пальчиками в воздухе стоя.
  3. Проводим данные линии – «дорожки» указательными пальчиками по столу сидя или стоя, кому как удобно. (Можно использовать не поверхность стола, а салфетку из линолеума).
  4. Обводим линии на трафарете цветными фломастерами левой и правой рукой одновременно.
  5. Самостоятельно копируем линии на чистом листе бумаги.

Загадка:
На носу рога торчат,
Неприветлив, мрачен взгляд,-
Очень вспыльчив, очень строг
Африканский … (носорог).

Диктант : от начальной точки 2 клетки вниз, 1 клетка вниз на уголок вправо, 1 вправо, 1 вверх на уголок вправо, 1 вправо, 1 вверх, 1 вправо, 1вниз, 2 клетки вниз на уголок вправо, 7 вправо, 3 клетки вниз на уголок вправо, 1 влево, 1 вверх на уголок влево, 1 вверх, 7 вниз, 1 влево, 3 вверх, 1 влево, 3 вниз, 1 влево, 3 вверх, 3 влево, 3 вниз, 1 влево, 3 вверх, 1 влево, 3 вниз, 1 влево, 3 вверх, 1 клетки вверх на уголок влево, 1 вверх, 1 вверх на уголок влево, 1 вверх на уголок влево, 2 влево, 1 вверх на уголок влево, 2 влево, 1 вверх на уголок влево. 1 вправо, 2 влево, 1 клетки вверх на уголок вправо, 1 вверх, 1 вверх на уголок вправо, соединить в начальной точке.

Ответ: см. рисунок.


Графический диктант "Носорог"

Заштрихуйте ваш рисунок. Соблюдайте правила штриховки.

рисунки по клеточкам

Графический диктант (рисунки по клеточкам) хорошо помогает родителям и учителям подготовить ребенка к школе. Систематические занятия с графическими диктантами развивают у детей внимание, воображение, мелкую моторику пальчиков, усидчивость, координацию движений.

Рисование по клеточкам – очень полезное и увлекательное занятие не только для малышей дошкольного возраста, но и для ребят постарше. Это игровой способ развития пространственного воображения. Графические диктанты можно проводить для детей от 5 лет.

Есть два варианта проведения графического диктанта:

  1. Ребенку дают образец геометрического рисунка и просят его повторить в тетрадке точно такой же рисунок.
  2. Взрослый диктует последовательность действий – называет количество клеточек и направление (вправо, влево, вверх, вниз), ребенок выполняет работу на слух, а потом сравнивает свою работу с образцом.

Для графического диктанта понадобятся простой карандаш, ластик, тетрадь в клетку.

Длительность одного занятия не должна превышать 10 – 25 минут (зависит от возраста ребенка).

Я составила небольшие диктанты для деток от 5 лет. Начните с простых рисунков и двигайтесь к более сложным. В некоторых диктантах нужно отступить вниз или вправо, чтобы рисунки не наложились друг на друга или не вылезли за пределы тетрадки. Начало рисунка помечено точкой.

Графический диктант №1

Графический диктант №2

Графический диктант №3

Графический диктант №4

Графический диктант №5

Графический диктант №6

Графический диктант №7

Графический диктант №8

Графический диктант №9

Графический диктант №10

Графический диктант №11

Графический диктант №12

Графический диктант №13

Графический диктант №14

Графический диктант №15

Графический диктант №16

Графический диктант №17

Графический диктант №18

Графический диктант №19

Попробуйте также с ребенком рисование по клеточкам "".

Пройдите с ребенком .

Приветствуем вас, друзья! Сегодня поговорим о графических диктантах - очень интересном варианте развивающих занятий для ребятишек старшего дошкольного возраста. Графические диктанты для детей 5–6 лет способны увлечь мальчишек и девчонок, дав мамам и папам насладиться законными десятиминутками покоя и тишины, которые редко выпадают в доме, где живут маленькие вечные двигатели, прыгатели и почемучки.

Кроме того, что такое времяпрепровождение действительно нравится практически всем деткам, вам предстоит узнать из этого материала:

  • что собой представляют графические диктанты;
  • в чём их польза для ребёнка;
  • как проводить графические диктанты с пятилетками и детьми постарше;
  • как усилить развивающий эффект занятия.

Графический диктант: рисование по клеточкам

Что такое диктант, понимают все: это вид письменной работы, который используется в процессе обучения для тренировки навыков письма, для закрепления и проверки приобретённых знаний.

Графический диктант подразумевает создание рисунков по клеточкам под диктовку.

Как это происходит:
  • Ребёнок получает лист в клетку с отмеченным стартом (жирная, хорошо заметная точка).
  • Взрослый не торопясь командует, сколько клеток и в каком направлении надо прочертить.
  • Шаг за шагом выполняя команды взрослого, ученик создаёт графическое изображение.

Рассмотрим простейший пример, чтобы вам стало окончательно понятно, что к чему:

Чтобы получить эту картинку, надо последовательно отчертить от точки старта:

  1. 3 клетки вверх;
  2. 2 клетки вправо вниз;
  3. 2 клетки вправо вверх;
  4. 2 клетки вниз.

При составлении и выполнении графических диктантов важно учитывать несложные правила:

  • Весь рисунок получается сплошной ломаной линией. Ручку от бумаги отрывать.
  • Дважды по одной линии не рисовать.

Иногда, чтобы занятие получилось интереснее, после создания картинки по графическому диктанту ребёнку предлагается доработать изображение: дорисовать элементы, придающие контуру более завершённый вид:

  • вихрастые волосы человечкам;
  • хвостики и глазки животным;
  • окна строениям и транспорту.
Польза графических диктантов: кому, зачем

Графические диктанты - эффективный инструмент в программе подготовки дошкольника к первому классу. Польза их для детей 5–6 лет огромна:

  • тренируют мелкую моторику;
  • тренируют орфографическую зоркость;
  • развивают внимательность и усидчивость;
  • стимулируют пространственное воображение и мышление;
  • приучают к самостоятельности;
  • благоприятно воздействуют на слух.

Выполняя графический диктант, ребёнок учится точно воспроизводить распоряжения, данные в устной форме. Согласитесь, это один из навыков, определяющих успешность обучения в современной школьной системе. Очень важно научить ребёнка слушать и слышать, правильно понимать и верно воспроизводить слова учителя.

Графические диктанты для дошкольников можно превратить в целую игру.

Сначала обсуждение задания, потом непосредственно рисование по клеточкам, затем обсуждение готового рисунка, его доработка и раскрашивание.

  • буквы;
  • цифры;
  • геометрические фигуры;
  • животные;
  • транспорт;
  • растения.

Рисовать таким способом можно очень разные объекты, а значит, и дополнительный развивающий элемент может быть разным. Вы можете использовать графические диктанты, чтобы учить ребёнка читать и считать, чтобы развивать его речь и расширять кругозор.

Первый графический диктант с ребёнком: учитесь учить

Чтобы занятия по этой методике стали для вашего ребёнка одним из любимейших развивающих элементов, научитесь преподносить их правильно. Стоит отметить, что со вступлением дошкольника в ряды нарядных первоклашек графические диктанты не только не утратят своей актуальности, но и, напротив, однозначно пригодятся. В начальной школе ребятишкам предстоит выполнять их немало, но уже в обязательном порядке и на оценку. Так что, мамы и папы, дерзайте: учитесь учить своих наследников, а затем учите их учиться =)

Как правильно провести занятие с ребёнком дошкольного возраста:
  • Подготовьте всё необходимое: лист в клетку, карандаш, ластик (чтобы можно было исправить ошибки, которых на первых порах точно не избежать). Задания для диктанта вы можете придумывать самостоятельно, а можете купить специальные рабочие тетради или скачать и распечатать графические диктанты из интернета.
  • Сначала сами посмотрите задание. Когда убедитесь, что вам всё понятно, приглашайте ребёнка поиграть в новую игру.
  • Убедитесь, что ребёнок сел правильно, с ровной спинкой, правильно взял в руки карандаш. Эти моменты нужно обязательно держать под контролем всякий раз, когда вы проводите для своего дошкольника развивающие занятия в домашних условиях.
  • Напомните, где правая сторона, где левая. Кстати, этот момент можно использовать для того, чтобы рассказать ребёнку о существовании левшей и правшей. Что оба варианта нормальны. Что все детки, все люди разные. В общем, поработайте над социализацией крохи - это никогда не будет лишним.
  • Проведите простую тренировку. Покажите, что значит нарисовать две клетки вправо. Пусть ребёнок повторит за вами. Выполните несколько таких начертаний.
  • Нарисуйте на листе в клетку несколько прямых линий разной длины в разных направлениях (направление укажите стрелочкой). Обсудите каждую линию: сколько клеток она заняла, в каком направлении нарисована, где её начало.
Начинайте с малого

Вовсе не обязательно начинать графические диктанты с создания сложных рисунков. Более того, не обязательно проводить их именно в форме диктанта - т.е. выполнения задания под диктовку. Сначала освойте технику рисования по клеточкам, создавая картинки по образцу, обводя пунктирные линии, дорисовывая картинки. Найти задания - не проблема. Можно рисовать их самостоятельно.

Итак, нарисуйте тоненькой линией в тетради ребёнка незамысловатый узор:

Пусть он сначала обведёт нарисованный фрагмент, а затем продолжит его до конца листа.

Обсудите, как узор создавался:

  • 1 клетка вниз;
  • 1 клетка вправо;
  • 1 клетка вверх;
  • 1 клетка вправо…

А теперь попросите нарисовать рисунок по такой же схеме, но везде брать по две клетки.

Варьируйте разные варианты создания аналогичного узора. Например, можно из стартовой точки начать движение не вниз, а вверх или в сторону.

От простейшего плавно переходим к заданиям посложнее. Например, используйте такие узоры:

Постепенно задания усложняйте, подбирая графические диктанты соответствующего уровня сложности.

Когда в этом занятии ребёнок достигнет впечатляющих высот, предложите ему поменяться ролями: пусть он создаёт узоры или картинки, а затем по клеточкам диктует вам, как повторить его шедевр. Нам не известно ни единого случая, когда такие «перевёртыши» не вызывали бы у мальчишек и девчонок неподдельного восторга.

Домашнее задание

А теперь мы предлагаем вам выполнить вместе с вашим малышом небольшое домашнее задание от «Эврики». Какая картинка спряталась за этими командами?

Старт на расстоянии 1 клетка слева, 6 сверху. Вниз должно быть не менее 5 клеток. Рисуем:

  1. 1 клетка вниз
  2. 3 клетки вправо
  3. 1 клетка вниз
  4. 1 клетка вправо
  5. 2 клетки вниз
  6. 1 клетка влево
  7. 1 клетка вниз
  8. 2 клетки вправо
  9. 1 клетка вверх
  10. 1 клетка вправо
  11. 1 клетка вверх
  12. 2 клетки вправо
  13. 1 клетка вниз
  14. 1 клетка влево
  15. 1 клетка вниз
  16. 3 клетки вправо
  17. 2 клетки вверх
  18. 1 клетка вправо
  19. 4 клетки вверх
  20. 1 клетка вправо
  21. 2 клетки вверх
  22. 1 клетка влево
  23. 1 клетка вниз
  24. 1 клетка влево
  25. 1 клетка вниз
  26. 6 клеток влево
  27. 3 клетки вверх
  28. 1 клетка влево
  29. 1 клетка вниз
  30. 2 клетки влево
  31. 3 клетки вниз
  32. 1 клетка влево

Что получилось? Ждём ваших ответов и отзывов в комментариях.

Эффективного развития и счастливого вам родительства! До новых встреч!

Подготовка к школе это длительный этап в развитии вашего ребенка. Начинать занятия следует не раньше, чем за год до этого момента. Педагоги и родители имеют огромный выбор самых разных упражнений и заданий по математике для достижения этой цели. Среди них немаловажное значение имеют графические диктанты по клеточкам для дошкольников.

Развлечение или трудное задание?

Для многих ребят такие картинки по клеточкам в тетради являются интересной игрой и увлекательным развлечением. Взрослому важно не превратить это занятие в скучную, утомительную обязанность, где малыша ругают за неудачи. И тогда ребенок всегда будет с удовольствием заниматься.

Но у многих малышей могут возникать трудности. Чаще всего они связаны с тем, что у ребенка еще не усвоен счет в пределах 10, он путает понятия «право-лево», «верх-низ». В этом случае взрослым необходимо помогать крохе не допускать ошибок, исправлять его, хвалить за положительный результат.

Возраст, с которого можно начинать заниматься

Начинать рисовать по клеточкам с ребенком можно уже с 4 лет. Первые домашние занятия в таком возрасте должны быть легкими. На первых порах можно выполнять задание вместе с малышом на доске или листе бумаги так, чтобы он видел, как необходимо двигаться. Для начинающих вполне подойдет рисование несложных геометрических форм. Начинать можно с изображения квадрата, прямоугольника, несложных узоров. Учить двигаться по диагонали можно с рисунков треугольника, трапеции, ромба.

В 5 лет ребенок вполне может нарисовать под диктовку без зрительной опоры простые картинки . Например, можно предложить ему изобразить на бумаге цветок. Также пятилетний дошкольник вполне может справиться с рисованием домика или самолета.

Для детей 6-7 лет задания можно начинать усложнять, внося в них проведение большего количества линий по диагонали. Примером такого задания может быть рисунок ракеты.

Методика проведения занятия

Начинать занятие следует с подготовки рабочего места и необходимых материалов . Рисунки выполняются в тетради в клеточку простым карандашом. Для того чтобы у ребенка была возможность исправить ошибку, потребуется ластик, с помощью которого убираются неверно проведенные линии. Взрослому следует подготовить или распечатать инструкцию с образцом выполнения задания. Можно не говорить ребенку, какой рисунок будет целью графического диктанта. После верного выполнения он увидит результат на своем листе.

Как правило, в инструкции предлагаются цифровые обозначения со стрелочками, типа 2, 3←. Цифры в этом случае обозначают количество клеток, на которое необходимо продвинуться в заданном направлении. На него указывает стрелка, которая нарисована рядом с цифрой. Так, в нашем примере следует читать: двигаемся на 2 клеточки вверх, 3 клетки влево. Начинают движение от точки отсчета, которую для младших ребят взрослый ставит сам, а старшим дошкольникам уже можно предложить поставить ее самостоятельно.

Перед тем как начать занятие для дошколят, нужно повторить с ними счет в пределах 10, понятия «право-лево», «верх-низ». Можно попросить кроху показать, что значит «двигаемся в правую сторону, двигаемся вверх, слева от, двигаемся вниз».

Само проведение графического диктанта попробуйте разнообразить включением в занятие скороговорок, чистоговорок, загадок, пальчиковой гимнастики, физминуток, обсуждения полученных результатов и беседа или рассказ. Желательно чтобы все, что включено в занятие, было по той же тематике, что и рисунок.

Перед проведением графического диктанта дайте ребенку установку на то, что необходимо стараться прорисовывать ровные, аккуратные линии и быть очень внимательным при выполнении задания.

После того как диктант закончен обязательно похвалите малыша за достигнутый результат, при необходимости вместе с ним найдите место, где он допустил ошибку и исправьте ее. Если у ребенка есть желание, то можно предложить ему раскрасить готовую картинку или заштриховать ее. Если ребенок еще не устал и хочет продолжать занятие, то можно попросить его самостоятельно придумать рисунок по клеточкам, а затем вместе с ним составить графический диктант по его фигурке.

Способы проведения графических диктантов

Провести графический диктант можно по-разному.

  • Для тех ребят, которые только начинают ими заниматься подойдет самый простой способ – под диктовку взрослого. В этом случае, педагог или родитель диктует малышу, на сколько клеток и в каком направлении необходимо двигаться.

Примером такого диктанта может служить диктант «Собака ». Задание выполняется крохой под диктовку инструкции взрослым.

  • Второй способ – это предложить ребенку лист бумаги, на которому написана инструкция к выполнению задания и поставлена начальная точка, от которой ребенку необходимо двигаться. Ребенок сам смотрит количество клеток и направление движения.

В качестве примера посмотрите графический диктант

  • «Машина»
  • «Лошадка»
  • «Кораблик»

  • Третий способ – рисование по симметрии. В таких диктантах ребенку предлагается лист, на котором изображена половина рисунка и проведена линия симметрии. Ребенок заканчивает рисунок, симметрично отсчитывая необходимое количество клеток.

Здесь половину елочки рисует взрослый и проводит линию симметрии. Детям предлагается дорисовать вторую половину симметрично.

  • Четвертый способ подойдет уже для старших детей. Здесь ребенку предлагается лист с образцом графического диктанта. Ребенок на своем листе должен нарисовать такую же картинку, как и в образце, самостоятельно отсчитывая необходимое количество клеток и определяя направление, в котором ему необходимо двигаться. Такие диктанты могут быть не только в виде проведения линий по клеточкам, но и с закрашиванием необходимого количества клеточек цветными карандашами полностью. В результате у малыша в тетради получается красочная, красивая картинка.

Простым вариантом может быть рисунок «Слона ». Предложите ребенку только готовое изображение и поставьте точку, от которой ему необходимо двигаться.

Таким же образом можно предложить ребенку нарисовать «Змейку», которая также является легкой для выполнения (инструкцию следует убрать, предложив только готовый вариант) или "Белочку".

Более сложными заданиями являются

И еще сложнее для выполнения будут вот такие схемы:

Польза от выполнения заданий

Положительные результаты от работы с графическими диктантами можно увидеть уже через 2-3 месяца, если регулярно предлагать их дошкольникам, хотя бы несколько раз в неделю. Существует даже диагностическая методика Д.Б. Эльконина, которая так и называется «Графический диктант». Ее целью является определить уровень развития у старших дошкольников предпосылок к учебной деятельности. Ведь именно они оказывают хорошую помощь в подготовке крохи к обучению в школе.

Выполняя графические диктанты, малыш подготавливает руку к письму, закрепляет понятия «право-лево», «верх-низ», учится ориентироваться в пространстве и на тетрадном листе, закрепляет счет в пределах 10. Дети учатся сосредотачиваться на том, что говорит взрослый, понимать его и работать в соответствии с предлагаемой им инструкцией. Без этого умения учеба в школе будет для них очень сложной.

Предлагаем посмотреть Вам видео как пишет графический диктант ребенок на практике.

Графические диктанты способствуют развитию умения удерживать внимание на конкретном задании, развивают пространственное воображение, мышление, фантазию, креативность, усидчивость. Малыш учится координировать свои движения.

Рисование по клеточкам помогает преодолеть такие часто возникающие в начальный период обучения у многих ребят трудности, как неразвитая орфографическая зоркость, рассеянность. Также они способствуют тому, что расширяется кругозор ребенка, увеличивается его словарный запас. Дети знакомятся с разными способами изображения предметов на листе бумаги.

Важные моменты

Выполнение графического диктанта является для ребенка увлекательной игрой. Именно она является для дошкольников ведущим видом деятельности. Взрослым, которые решили заниматься с ребенком, следует всегда помнить об этом.

  • Хвалите ребенка за удачно выполненный рисунок.
  • Не ругайте кроху за неудачно выполненную работу.
  • Помогите ему найти и исправить ошибку.
  • Не торопите ребенка в процессе рисования.
  • Не спешите переходить к более сложным вариантам рисунков, особенно если ребенок еще допускает ошибки в простых.
  • Поощряйте инициативу ребенка составить такой диктант самостоятельно.
  • Разрешайте ему раскрашивать или заштриховывать готовую работу, но не настаивайте на этом.
  • Помните о том, что дети не могут заниматься долго. Для старших дошкольников максимальная длительность занятия должна быть не более 25-30 минут.
  • Не настаивайте на продолжении работы, если малыш устал.
  • Проводите занятия разнообразно. Рассказывайте малышу интересные рассказы об изображенном предмете.
  • В первое время помогайте крохе, выполняя задание вместе с ним на своем листе или на доске, чтобы ребенок видел как, и куда необходимо двигаться, учился отсчитывать клеточки в нужном направлении.
  • Меню


 

Возможно, будет полезно почитать: