Что делать при слабом сосательном рефлексе или его полном отсутствии. Сосательный рефлекс у новорожденных

Трехмесячный малыш с пальчиком во рту заставит дрогнуть самое черствое сердце. Но трехлетний ребенок с пальцем во рту будет выглядеть странно.

Если вы все чаще наблюдаете картину «палец во рту» у вашего ребенка, стоит задуматься над вопросом – что это и что с этим делать?

Вред или польза от сосания пальца?

Все зависит от того о каком возрасте идет разговор. Малыш пробует свои пальчики, когда находится в утробе матери. Ученые предполагают, что таким образом ребенок готовится к грудному вскармливанию и тем самым начинает развивать сосательный рефлекс, а может, ощущает волнение мамы и сосание пальца позволяет ему успокоиться. Но это всего лишь домыслы ученых, потому, что ребенок сам ответить не может.

В возрасте трех месяцев, когда у ребенка координация движения становится довольно хорошей, « » своего рода маленькая победа — ребенок самостоятельно подносит свою маленькую ручку ко рту в любой момент, когда ему захотелось. Несколько недель ребенок будет учиться координировать свои движения, в частности «рука — рот» , поэтому не нужно ему мешать.

Но время идет и ребенок растет. Не за горами его первое день рождение. А может ребенок уже старше, а палец, все так же, во рту. Родители начинают паниковать, предполагая, что если эта привычка останется, возникнет немало проблем. Речь, конечно, идет о глистах, неправильном прикусе и некрасивом виде.

Родители объявят войну этой новой моде ребенка. Война будет безжалостной и бесполезной. Причин для сосания пальца может быть масса, и каждый случай нужно разбирать отдельно, только так можно помочь ребенку не вредя еще больше.

Как относится к сосанию пальца сам малыш? Мешает ли ему? Скорее нет, чем да. До возраста 5-6 лет, ровесникам будет все равно, есть палец во рту у вашего ребенка или нет. Насмешки могут появиться в школе, но не раньше. И получается, что эта привычка неприятна нам, взрослым. Возможно, на психологическом уровне мы понимаем, что сосание пальце у ребенка происходит не просто так, а это явный симптом какой-то его травмы.

И наша главная помощь должна заключаться выявление проблемы, которая приводит к такому неправильному поведению малыша. Поэтому не нужно стараться отделаться от признака «сосание пальца» методами битья рук, или используя различные горькие мази, и даже высказываю свою позицию. Ни к чему хорошему не приведет и саму проблему, из-за которой появилась эта вредная привычка, не решит.

В этой статье попробуем понять главные причины сосательного рефлекса у детей.

Сосательный рефлекс

Сосательный рефлекс – это умение сосать грудь мамы или соски, без необходимости обучению данному процессу. Относится к основным безусловным рефлексам.

Малыши до 1 года начинают посасывать пальчики тогда, когда их основной рефлекс не может быть удовлетворен в нужной им мере. Многим детям не хватает сосания груди или бутылочки, их рефлекс сильнее, и тогда они начинают сосать все от игрушек, заканчивая пальцами рук и даже ног.

Когда можно говорить, что у вашего ребенка неудовлетворен сосательный рефлекс:

Если ребенку не больше 1,5 лет. По нормам сосание пальцев длиться от полугода до 1,5 лет.
Малыш быстро ест, достаточно 5-10 минут. При искусственном кормлении проблема решается уменьшением дырочки в бутылочке. Но бывает, что ребенка сразу учили пить из ложки, и он просто не умеет сосать бутылочку. При грудном кормлении, проблема может заключаться, если у мамы слишком тугая грудь, а у ребенка слабые мышцы рта. Или молока много, и малыш не прилагает никаких усилий.

Если вышеописанное вам подходит, то можно применить следующее, чтобы удовлетворить рефлекс сосания:

Увеличьте время кормления грудью. Если ваш ребенок на грудном кормлении, не спишите. Пусть малыш побудет около груди 35-45 минут, даже если он засыпает и лишь изредка посасывает ее. Особенно важным будет этот совет для мам впервые месяцы жизни их крох.

Правильно подберите бутылочку. Бутылочка должна заканчиваться у ребенка через 15-20 и более минут. Выберите нужно отверстие в соске, которая должна подходить и по возрасту. Всю информацию производитель указывает на упаковке.

Приобретите пустышку. Можно долго спорить, следует, давать ребенку ее или нет. Если сосательный рефлекс неудовлетворен у ребенка, то лучше купить хорошую соску, чем провоцировать возникновение привычки сосать пальцы или других частей. Впоследствии, пустышку можно «подарить» младшему ребенку, а вот излюбленную часть тела для сосания «подарить» не выйдет.

Хочу уточнить, малыши до 1 года часто сосанием пальцев показывают свое желание кушать. Поэтому прежде чем ставить диагноз «неудовлетворенный сосательный рефлекс » понаблюдайте. Ребенок будет капризничать и плакать, когда будет пытаться сосать свою руку, ведь он ожидает молока оттуда. Это не перерастет во вредную привычку, если мама научиться реагировать и сразу кормить ребенка, а лучше не доводить до такого голодного состояния ребенка.

Также причиной может стать обычная скука. Мамы, которые проводят достаточно времени со своим ребенком, осыпает ласками, играет, берет на руки, то их малыш просто не успевает выделить время на сосание пальцев. Нет, конечно, он будет тащить в рот, но это будет выглядеть иначе. Ребенок притянул в рот предмет или пальчик лишь на пару секунд. Потом он вынимает их изо рта и начинает рассматривать. Снова пробует, по времени чуть дольше и снова смотрит. Такой порядок может повторяться ни один раз и к нему могут подключиться такие действия как: постукивание предметом по поверхности, бросать или трясти его. Так ребенок познает мир. Кроха, которая перестала совершать какие-либо действия, замерла, взгляд отсутствует и палец, или другой предмет, оказался во рту, следует отвлечь ребенка от своих мыслей, вот это может привести к вредной привычке.

Вредная привычка

Привычка – это действие, которое повторяется и приобретает характер потребности. Чтобы сформировать привычку, необходимо неоднократно совершить ряд действий, которые были бы приятными, и в будущем стало автоматическим и совершаемым без применения усилия. Например, вы замечаете, что вашего ребенка при просмотре телевизора так и манит положить пальчики в рот или когда бывает расстроенным. Или тяжело засыпает, не положив большой палец руки в рот.
Скорее всего, все началось все с того, что ребенок был перевозбужден перед сном, и невзначай притянул палец ко рту. Пальчик оказался теплым, и сосать его оказалось очень мило. Такие чувства приглянулись малышу, он смог успокоится и уснуть. Через пару дней все повторилось, малыш решил повторить «фокус» с пальчиком во рту. И таким образом сформировалась привычка, и даже когда ребенок спокоен, у него не прослеживается тревога, ему необходимо перед сном взять палец в рот. Только так он может уснуть.

Если ребенок испытывает стресс, негативные эмоции, испуг, такие привычки спешат на помощь ребенку, чтобы быстрее успокоить его и становясь универсальным решением.

Поэтому для родителей у которых ребенок находил в полном окружении заботы и любви, не испытывал стрессов все равно появилась эта вредная привычка имеющая общие корни с невротической привычкой. В первую очередь родители начинают поиски решения проблем в себе. Может нужно больше «работать над собой»? «Проблема сосательный рефлекс» до трех лет и проблемой назвать нельзя. Ребенок в этом видит много форм поведения окружающих его людей. Он начинает повторять что-то за любым из нас. Выбирает, то, что большего всего ему приятно и понятно. Этот тап развития закончиться и проблема сосания пальца закончиться вместе с ним.

Если понаблюдать за нами — взрослыми, мы все состоим из привычек: щелкать ручкой, когда думаем, наматывать прядь волос, крутить на пальце кольцо, ходить взад-вперед. Нам всем нужны действия, которые помогут нам, справится с той или иной проблемой. Сосание пальца у малыша, своего рода «палочка-выручалочка», которая поможет ему в неприятной ситуации. Надо понимать, что эта привычка помогает ему, так же как нам взрослым наши вредные привычки.

А отсюда можно сделать вывод, научите ребенка другому способу успокаивать себя и вас больше не будет раздражать «палец во рту». Не найдя альтернативы, не сможете вырвать с корнем проблему. Такая привычка либо возвратится в том же виде, либо обретет новую форму: грызть ногти, сосание губ или игрушки. Поэтому битва с привычками не должна включать запреты, горькие мази и воспитательные беседы. Они ничего не предлагают взамен.

Если сосание пальцев – это привычка вашего ребенка, то начать нужно со следующего:

Ловить такую привычку нужно в самом начале, прежде чем это войдет в естественный цикл у ребенка. Обратите внимание, при каких обстоятельствах ребенок тянет ручки ко рту, когда ему скучно, грустно или устал. Попробуйте предложить другой вариант. К примеру, массаж пальчиков перед сном. А если еще напевать песенку при этом действии, будет вдвойне полезнее. Игры с водой смогут правильно подействовать на ребенка. Стимулирующие действия от воды могут благоприятно подействовать не только на пальцы, но и на все тело. Составьте такой порядок действия перед уходом ко сну, что бы малыш мог максимально успокоиться без сосания пальца.

Ребенок неосознанно копирует действия окружающих его людей. Обратите внимание, кто среди ваших знакомых сосет пальцы. Может старшие дети, или взрослые в задумчивости, пусть не сам палец, а косточку фаланги пальца. Если образцом для подражания выбран взрослый, то процесс избавления от этой привычки придется начать с него. Старшие дети, сосущие пальцы, которым подражает младший — довольно сложная ситуация. Начать нужно с анализа своего времени, которое вы уделяете ребятишкам. Сколько из этого времени – позитивное. Но все это лучше проделать с психологом.

Если вы поймали ребенка на сосании пальца, постарайтесь отвлечь его по-умному, не акцентируя внимания на этом. Пригласите заняться его другим делом: потанцевать, поиграть в игры на развитие моторики, либо просто почитайте книгу. Ребенку скучно, сделайте все, чтобы отвлечь его от этого. А если малыш устал, тогда обнимите, приласкайте, хорошо подействует массаж ручек и ножек – пальчиковая гимнастика. Только не превратите все эти действия в рефлекс у ребенка на общение с вами. Нужно заниматься этими вещами всегда, а не только в момент начала сосания пальчика.

Неосознанная привычка может исчезнуть сама. Поэтому не делайте акцент, и уж тем более не кричите на ребенка. Постоянное одергивание малыша, удары по рукам, заматывание, все это войдет в другую привычку – привлечение вашего внимание, даже если оно негативное.

Психологическая проблема.

Один шаг отделяет вредную привычку от психологической проблемы. Случаи, когда можно предположить, что сосание пальца это психологическое неблагополучие:

У малыша был сильный стресс. Возможно смерть из близких или самого любимого домашнего животного, тяжелое заболевание, которое перенес ребенок или сильный испуг. Будьте начеку, ребенок может начать сосать палец гораздо позже всех этих перенесенных последствий.

Ребенок проживает семье, где происходят постоянно скандалы, выяснение отношений или наоборот «молчаливая война». Тут у взрослого сдадут нервы, не только у ребенка.

Появление братика или сестренки. Переезд в другой город. Это радостные события для взрослых, но для ребенка может быть истинным испытанием.

Ощущение ненужности может привести к проблемам в эмоциональном формировании. Это заметно по детям, которые не были нужными изначально. Отсутствие связи мамы с ребенком, нужного количества тепла и заботы, все это выльется не только в сосательный рефлекс, но и множество других психологических симптомов.

Вы сделали все, что было в ваших силах, уделяли достаточного внимания ребенка, отвлекали его, когда он тянул пальчики в рот, но он упорно продолжает сосать пальцы, это значит лишь одно, проблема куда глубже, чем нам кажется.

Сосательный рефлекс , как психологическая проблема редко бывает одним признаком. Если стресс был мощным, ребенок может потерять навыки, которые уже сформировал – самостоятельно кушать, использовать горшок, говорить. Здесь происходит регресс развития. Если атмосфера дома приятная, ребенка все поддерживают, то все будет хорошо и ребенок все вспомнит и научится. А если дома тяжелая обстановка, мама не проявляет тепла, уход за ребенком носит формальный характер (одет, сыт), то к сосательному рефлексу подключится целый «букет» других невротических расстройств. Малыш начинает показывать неадекватное поведение – паника, визг, агрессия. Подумайте об обращении к психологу, для каждого случая будут свои рекомендации.

Сосание пальца – это важный симптом, который показывает, что вашему ребенку необходима помощь. До 1 года будут действия, которые помогут удовлетворить сосательный рефлекс. До 3 лет поддержите ребенка, он могу устать, быть в тревоге, или начать скучать. Старше 3 лет ребенок сосущий палец имеет проблемы психологического характера.


Ребенок рождается с набором безусловных рефлексов. рефлекторные дуги которых начинают формироваться на 3-м месяце пренатального развития. Так, первые сосательные и дыхательные движения появляются у плода именно на этом этапе онтогенеза, а активное движение плода наблюдается на 4-5-м месяце внутриутробного развития. К моменту рождения у ребенка формируется большинство врожденных безусловных рефлексов, обеспечивающих ему нормальное функционирование вегетативной сферы, его вегетативный “комфорт”.

В первые дни жизни у ребенка формируется сосательный рефлекс. Любое раздражение губ ребенка вызывает ответную реакцию. В реализации сосательного рефлекса участвуют расположенные в стволе головного мозга ядра черепно-мозговых нервов (тройничного, лицевого, вестибулярного, языкоглоточного, блуждающего и подъязычного).

Низшие, стволовые отделы головного мозга - продолговатый и средний мозг - по своему строению и функции близки к спинному мозгу и являются центральным аппаратом, осуществляющим ряд сложнейших и жизненно важных рефлексов. Так, в продолговатом мозгу замыкаются дуги сосательного рефлекса, имеющегося у человека с первого дня рождения, слюноотделительного рефлекса, проявляющегося при раздражении пищей полости рта, и некоторые другие рефлексы. Эти рефлексы имеют биологически целесообразное значение и называются защитными.

Впервые сосательный рефлекс проявляется в первые часы после рождения. Ребенок активно ищет мамину грудь, и очень важно поддержать этот инстинкт. Как только малыш почувствует тепло тела, услышит знакомый стук сердца и получит первую каплю молозива, он сразу успокоиться.

Сосательный рефлекс является одним из основных и важнейших, он сохраняется обычно весь первый год жизни.

Ребенок с соской. Фото: sovgunga

Сосательный рефлекс является отражением зрелости ребенка. Строгая координация механизма сосания слагается из взаимодействия пяти пар черепно-мозговых нервов.

После кормления этот рефлекс в значительной мере ослабевает, а спустя полчаса-час начинает вновь оживляться.
При поражении головного мозга сосательный рефлекс снижается или совсем исчезает.
Сосательный рефлекс снижается или даже исчезает при повреждении любого из черепных нервов, участвующих в акте сосания.

Нереализованный сосательный рефлекс у детей, рано отнятых от груди или находящихся на искусственном вскармливании, может приводить к неврозу навязчивых состояний разной степени.

В чем это выражается:

1. Сосание посторонних предметов:

Пальца (самое распространенное);
материи (одеяла, подушки, манжет рукавов, уголков воротничка и пр.),
канцелярских принадлежностей (шариковая ручка, кисточка или карандаш во рту),
собственных волос (девочки иногда берут в рот кончики своих косичек);
любимых игрушек, и прочего.

2. Обгрызание ногтей.

3. У мальчиков под влиянием запрета на сосание соски или пальца последствия нереализованного рефлекса часто приводит к мастурбации.

4. В будущем, во взрослой жизни, нереализованный сосательный рефлекс вызывает привычку к курению, или сохраняется привычка держать во рту посторонние предметы (карандаш и пр.). Существует мнение, что тяга к курению возникает от нереализованности сосательного рефлекса и привычке «засасывать» нервозность и настороженность. Вы можете видеть, что в стрессовых ситуациях курильщики чаще тянутся к сигарете, что подтверждает данное предположение.

Ребенок, как мы уже говорили, находится на оральной стадии развития (от лат. Oral – рот). Но неблагополучное прохождение этой стадии может порождать невротические реакции. Например, оральная фиксация может иметь место в случае, если ребенок был обделен материнским молоком или лаской в грудной период. Люди с подобной фиксацией обычно пассивны " источник всех материнских и духовных благ они видят вне себя " (Фромм), наиболее выразительной частью их внешности является рот.

В зависимости от способа появления различают " активную и пассивную " формы оральной агрессии. Активная связана со стремлением кусаться, в том числе и в психологическом смысле этого слова – вербально, это выражено ехидством и едкими замечаниями. Пассивная форма - болезнь, отказ от еды, жалобы.

Поэтому, если женщина по каким-либо причинам отказывается от грудного вскармливания до угасания у ребенка сосательного рефлекса, она должна постараться найти «объект для сосания». Если ребенок с самого начала на искусственном вскармливании – для него обязательна соска-пустышка, так как вред от нее несоизмеримо меньше, чем от неудовлетворенного рефлекса.

 Как добавить рецепт

Делиться своими рецептами в «Кулинарном клубе Valio» очень просто – нужно только заполнить короткую форму. Перед заполнением ознакомьтесь с простыми правилами оформления рецептов.

Название рецепта

Название вашего рецепта должно быть уникальным. Заранее проверьте в поиске сайта, использовалось ли уже ваше название. Если вы находите 100% сходство – проявите фантазию и переформулируйте свое название. Например, вместо названия «Борщ» напишите «Русский борщ» или «Борщ с грибами». Ориентируетесь в своем названии на тип блюда и его ингредиенты. Название должно быть понятным и по возможности коротким.

Краткий анонс

В этой графе вы можете рассказать другим пользователям почему публикуете именно этот рецепт или в чем его особенность/исключительность.

Время приготовления

Укажите общее время приготовления блюда (без учета ожидания).

На конкурс

Если в настоящий момент мы проводим конкурс рецептов и вы хотите, чтобы ваш рецепт участвовал в нем, поставьте галочку. Ингредиенты Valio

Если в своих рецептах вы используете продукты Valio, уточните какие и в какой пропорции. Наш каталог поможет вам быстро найти нужный ингредиент. Впишите первые буквы продукта в поле и затем выберите нужное из выпадающего списка. Если вы использовали молочные продукты других производителей, попробуйте найти альтернативные продукты в линейке продукции Valio и укажите их.

Другие ингредиенты

Введите в этом поле все оставшиеся ингредиенты из вашего рецепта по очереди, от самого важного продукта к второстепенному. Впишите первые буквы продукта в поле и затем выберите нужное из выпадающего списка. Не забудьте указать необходимую дозировку. Не отчаивайтесь, если не смогли найти нужный продукт в нашем кулинарном каталоге. Вы можете сами «добавить свой продукт» в наш каталог, нажав на соответствующий линк. Убедитесь, пожалуйста, заранее, что необходимый продукт отсутствует. Вспомните о различиях в названиях, например, «помидор» и «томат».

Как готовить

Это поле предназначено для самого рецепта. Постарайтесь описать рецепт пошагово, отделяя каждый шаг клавишей «Enter». Наш кулинарный клуб приветствует уникальность в текстах. Рецепты, скопированные с других источников, не пройдут модерацию. Когда подавать?

Чтобы пользователи узнали о вас чуть больше, заполните о себе краткую анкету, если вы не заполнили её ранее.

Перед публикацией рецепта воспользуйтесь клавишей «Предпросмотр», чтобы убедиться, что все поля заполнены и нет ошибок.

«Кулинарный клуб Valio» оставляет за собой право модерации рецептов перед загрузкой их на сайт. Заполнив форму, вы соглашаетесь с тем, что ваш рецепт будет рассмотрен модератором и только после его проверки на соответствия правилам заполнения отобразится на сайте. Модератор также имеет право вносить свои коррективы в рецепты в том случае, если они написаны с грамматическими или стилистическими ошибками, а также в случае необходимости любого смыслового корректирования текста или изображений. Рецепты, скопированные с других сайтов, модерацию не проходят.

Спасибо за ваш рецепт!

Врожденные рефлексы – дар природы, необходимые малышу для выживания вне организма мамы, которые помогают новорожденному в приспособлении к жизни в окружающем его мире.

Еще в родильном доме, сразу после рождения малыша, врач-неонатолог проверяет врожденные рефлексы и дает оценку развитию нервной системы. Если физиологические рефлексы хорошо развиты и мышечный тонус в норме, значит у ребенка все в порядке.

Здоровый ребенок при рождении должен иметь полный набор физиологических рефлексов, которые исчезают к 3-4 месяцам.

Патологией считается их отсутствие, а также задержка их обратного развития.

Недопустимо стимулировать рефлексы новорожденного, особенно рефлекса автоматической ходьбы.

Основные безусловные рефлексы новорожденных

1 Дыхательный рефлекс

Первым, сразу после рождения, включается дыхательный рефлекс – раскрываются легкие малыша и он делает первый самостоятельный вдох.

2. Сосательный рефлекс

Сосательный рефлекс возникает у новорожденного в ответ на раздражение полости рта, при прикосновении к губам и языку новорожденного. Например, при вкладывании в рот соска, соски, пальца появляются ритмичные сосательные движения.

Сосательный рефлекс имеется у всех здоровых новорожденных и является отражением зрелости ребенка. После кормления этот рефлекс в значительной мере угасает и спустя полчаса-час начинает вновь оживляться. Рефлекс сохраняется в течение первого года жизни. Сосательный рефлекс снижается или даже исчезает при повреждении любого из черепных нервов, участвующих в акте сосания.Сосание успокаивает ребенка. Если он не насосался в младенчестве, то в старшем возрасте, может начать сосать кончики волос или пальцы, обкусывать ногти, что потребует вмешательства психотерапевта или невропатолога.

3. Глотательный рефлекс Если что-то попадает в ротик малыша, то он глотает. Первые дни ребенок учится координировать дыхательные движения с глотательными.

4. Рефлекс кляпа. Рефлекс заставляет ребенка выталкивать изо рта языком любые твердые предметы. Рефлекс кляпа появляется сразу после рождения. Рефлекс не дает ребенку подавиться. Этот рефлекс угасает ближе к 6 месяцам. Именно рефлексом кляпа объясняется то, что малышу до 6-ти месяцев так трудно глотать твердую пишу.

5. Поисковый (искательный) рефлекс Куссмауля

Рефлекс следует вызывать осторожно, не причиняя боли новорожденному.

Поглаживание пальцем в области угла рта (не прикасаясь к губам) вызывает у новорожденного опускание угла рта и губы, облизывание рта и поворот головы в ту сторону, с которой проводится поглаживание.

Надавливание на середину верхней губы вызывает рефлекторное приподнимание верхней губы кверху и разгибание головы.

Прикосновение к середине нижней губы вызывает опускание губы, рот открывается, а голова ребенка производит сгибательное движение.

При болевом раздражении происходит поворот только головы в противоположную сторону.

Поисковый рефлекс помогает малышу найти сосок и хорошо выражен перед кормлением.

В норме вызывается у всех новорожденных и полностью должен исчезать к 3 месячному возрасту. Затем появляется реакция на зрительный раздражитель, ребенок оживляется при виде бутылочки с молоком, при приготовлении матерью груди к кормлению.

Поисковый рефлекс является основой для формирования многих мимических (выразительных) движений: качания головой, улыбки.

Поисковый рефлекс отсутствует или снижен, асимметричен у новорожденных с повреждением лицевого нерва. При наличии церебральной патологии у новорожденных рефлекс может быть задержан и не исчезает к 3-месячному возрасту

1 - ладонно-ротовой;
2 - хоботковый;
3 - поисковый;
4 - сосательный

6. Хоботковый рефлекс (рефлекс ротовой Эшериха)

Вызывается быстрым легким прикосновением пальцем, соской или молоточком по верхней губе ребенка - в ответ происходит сокращение мимической мускулатуры новорожденного -вытягивание губ в виде хоботка.

В норме хоботковый рефлекс выявляется у всех здоровых новорожденных, и постепенно угасает к трехмесячному возрасту. Сохранение хоботкового рефлекса его у детей старше трехмесячного возраста является признаком возможной патологии головного мозга и наблюдается у детей с поражением нервной системы.

7. Ладонно-ротовой рефлекс Бабкина

При надавливании большим пальцем на ладонь новорожденного, младенец поворачивает голову и открывает рот.

Рефлекс имеется в норме у всех новорожденных, ярче выражен перед кормлением.После двух месяцев этот рефлекс снижается, а к трем - исчезает совсем.

Вялость рефлекса наблюдается при поражении центральной нервной системы (ЦНС), особенно при родовой травме шейного отдела спинного мозга.

Быстрое становление рефлекса и его угосание до 3 месяцев является прогностически благоприятным признаком у детей, перенесших родовую травму.

Ладонно-ротовой рефлекс может отсутствовать при периферическом парезе руки на стороне поражения. При поражении ЦНС у ребенка старше 2-х месяцев, рефлекс не имеет тенденции к угасанию, а наоборот, усиливается и возникает даже при легком дотрагивании до ладоней пассивных рук.

8.Верхний хватательный рефлекс (Янишевского)

В ответ на штриховое прикосновение к ладони новорожденного происходит сгибание пальцев и захватывание предмета в кулак.

У младенца в норме хватательный рефлекс хорошо вызывается. Перед кормлением и во время еды хватательный рефлекс выражен значительно сильнее.

Рефлекс физиологичен до 3-4-х месяцев, в дальнейшем на базе хватательного рефлекса постепенно формируется произвольное захватывание предметов.

У заторможенных детей реакция также ослаблена, у возбудимых, наоборот, усилена.

Снижение хватательного рефлекса наблюдается у детей, родившихся в асфиксии. А также рефлекс ослаблен на стороне поражения шейного отдела спинного мозга. При парезах рук рефлекс ослаблен или отсутствует. Наличие рефлекса после 4-5 месяцев свидетельствует о поражении нервной системы.

9. Рефлекс подвешивания Робинсона

В ответ на поглаживание ладонной стороны кисти возникает сгибание пальцев и захватывание предмета. Иногда при вызывании этого рефлекса ребенок удерживает предмет или палец так крепко, что такого прицепившегося ребенка можно за пальцы приподнять вверх — эта фаза рефлекса получила название рефлекса Робинзона. Таким образом, оказывается, что новорожденный, внешне кажущийся совершенно беспомощным существом, может развить в руках такую «мускульную силу», которая удерживает его собственное тело в подвешенном состоянии.

К 3-4 мес этот безусловный рефлекс трансформируется в условный — ребенок начинает хватать игрушки целенаправленно. Хорошая выраженность хватательного рефлекса и рефлекса Робинзона способствует быстрому развитию условного рефлекса и тем самым — развитию мышечной силы в руках и способствует более быстрому развитию тонкой ручной умелости.

10. Нижний хватательный рефлекс (подошвенный, рефлекс Бабинского)

Вызывается при надавливании большим пальцем на подошву у основания II-III пальцев стопы. Ребенок производит подошвенное сгибание пальцев ноги (прижимает пальчики к стопе)

Надавливание большим пальцем на подушечку стопы вызывает подошвенное сгибание пальцев.

У здоровых детей этот рефлекс сохраняется до 12-14 месяцев жизни.

Отсутствие нижнего хватательного рефлекса возникает при поражении спинного мозга на поясничном уровне.

11. Рефлекс Бабинского.

Если произвести штриховое раздражение подошвы по наружному краю стопы в направлении от пятки к пальцам, то происходит тыльное разгибание большого пальца стопы и веерообразное расхождение II-V пальцев.

Большинство врачей сейчас считают рефлекс Бабинского нормой для первого года жизни и что его наличие не является признаком патологии, и с возрастом он пройдёт. Они объясняют тем, что это связано с недостаточным развитием коры головного мозга и соответственно системы центрального двигательного нейрона в раннем детском возрасте и что этот рефлекс встречается сейчас очень часто.

Мы же хотим предупредить родителей.

У здоровых новорожденных НЕ должно быть рефлекса Бабинского.

Рефлекс Бабинского является патологическим уже с первых дней жизни ребенка и является тонким признаком патологии пирамидных путей, а частота выявления его есть не доказательство его физиологичности, а доказательство частоты неврологических нарушений у новорожденных. Тем более если этот рефлекс с рождения спонтанный(то есть его не надо вызывать, он появлялся сам по себе)

12. Пяточный рефлекс Аршавского

При надавливании на пяточную кость у ребенка вызываются крик или гримасы плача.

Отсутствие их, снижение степени выраженности или асимметрия могут указывать на поражение нервной системы.

13. Рефлекс охватывания Моро

Вызывается различными приемами: если неожиданно хлопнуть двумя руками с обеих сторон по поверхности, на которой лежит ребенок, на расстоянии 15 см от его головки (не надо бить со всей силы!), то новорожденный отводит руки в стороны и открывает кулачки - I фаза рефлекса Моро. Через несколько секунд руки возвращаются в исходное положение (поза эмбриона) — II фаза рефлекса Моро.

Аналогичное движение в руках возникает при пассивном внезапном вытягивании (разгибанием) ног новорожденного, приподниманием разогнутых ног и таза малыша над постелью, при надавливании на бёдра.

Рефлекс выражен сразу после рождения. У всех здоровых новорожденных рефлекс Моро всегда симметричен(одинаков) в обеих руках и выражен до 4-5-го месяца, затем начинает угасать; после 5-го месяца можно наблюдать лишь отдельные его компоненты.

При вялом парезе руки рефлекс снижается или вовсе отсутствует на стороне поражения, что свидетельствует о том, что во время родов был травмирован спинной мозг в шейном отделе. У детей с внутричерепной травмой рефлекс в первые дни жизни может отсутствовать. При резко выраженной гипертонии имеется неполный рефлекс Моро: новорожденный только слегка отводит руки.

В каждом случае следует определить порог рефлекса Моро — низкий или высокий. У грудных детей с поражением ЦНС рефлекс Моро задерживается надолго, имеет низкий порог, часто возникает спонтанно при беспокойстве, различных манипуляциях. Если рефлекс проявляется при попытке переодеть ребенка или без повода, то его стоит показать невропатологу.

14. Рефлекс Галанта

Ребенка укладывают лицом вниз, его грудкой на свою ладонь. Поддерживая на весу (когда малыш успокоится и свесит полностью голову, ручки и ножки) проводят пальцем вдоль позвоночника (на расстоянии 1 см от него) с правой стороны — малыш выгнется дугой и подожмёт правую ножку. Так же рефлекс проверяют и с левой стороны.

Рефлекс Галанта хорошо вызывается с 5 - 6-го дня жизни. В норме рефлекс сохраняется до 2-4 мес, исчезает после 6 месяцев.

Реакция с обеих сторон должна быть одинаковой.

У детей с поражением нервной системы он может быть ослаблен или вовсе отсутствовать в течение 1-го месяца жизни. При поражении спинного мозга рефлекс отсутствует длительно. При поражении нервной системы эту реакцию можно наблюдать во второй половине года и позже.


1.Рефлекс Галанта
2.Рефлекс Переса
3.Рефлекс охватывания Моро

15. Рефлекс Переса

Ребенка укладывают лицом вниз, его грудкой на свою ладонь. Поддерживая на весу (когда малыш успокоится и свесит полностью голову, ручки и ножки) слегка надавливая, проводят пальцем по остистым отросткам позвоночника ребенка от копчика к шеи.

Это неприятно малышу, в ответ у ребенка возникает задержка дыхания с последующим криком. Его позвоночник прогибается, приподнимается таз и голова, сгибаются руки и ноги, возникает кратковременное общее повышение мышечного тонуса, при этом иногда происходит потеря мочи и дефекация.

В норме рефлекс Переса хорошо выражен в течение первого месяца жизни новорожденного, постепенно ослабевает и совсем исчезает к исходу 3 - 4-го месяца жизни.

Сохранность рефлекса старше 3 мес следует считать патологическим признаком. У новорожденных с родовым повреждением шейного отдела спинного мозга отсутствует поднимание головы, то есть рефлекс Переса получается как бы «обезглавленным». Угнетение рефлекса в период новорождённости и задержка его обратного развития наблюдается у детей с поражением центральной нервной системы.

16. Рефлекс опоры

Если взять новорожденного под мышки, то он рефлекторно сгибает ноги в тазобедренных и коленных суставах. В то же время, если его поставить к опоре, он разгибает ноги и плотно всей стопой упирается о поверхность стола и так «стоит» до 10 секунд.

В норме рефлекс опоры постоянен, хорошо выражен и постепенно исчезает к 4-6-неделыюму возрасту.

При травме нервной системы ребенок может опираться на носочки, иногда даже с перекрестом ног, что указывает па поражение двигательного (пирамидального) пути, идущего от коры головного мозга к спинному.

У новорожденных с внутричерепной травмой, родившихся в асфиксии, в первые недели жизни реакция опоры часто угнетена или отсутствует. При наследственных нервно-мышечных заболеваниях реакция опоры отсутствует из-за резкой мышечной гипотонии.

1.защитный рефлекс;
2.рефлекс ползания (Бауэра);
3.рефлекс опоры и автоматическая походка;
4.хватательный рефлекс;
5.рефлекс Робинсона.

17. Рефлекс автоматической ходьбы, или шаговый рефлекс

При опоре на стопы во время легкого наклона тела ребёнка вперёд, новорождённый делает шаговые движения.

Этот рефлекс в норме хорошо вызывается у всех новорожденных и исчезает к 2 месяцам жизни.

Тревожными признаками являются отсутствие рефлекса автоматической ходьбы или ходьба на «цыпочках» с перекрестом ног.

У новорожденных с внутричерепной травмой, родившихся в асфиксии, в первые недели жизни реакция автоматической походки часто угнетена или отсутствует. При наследственных нервно-мышечных заболеваниях автоматическая походка отсутствует из-за резкой мышечной гипотонии. У детей с поражением ЦНС автоматическая походка задерживается надолго.

18. Рефлекс ползания по Бауэру

К стопам новорожденного, уложенного на живот, приставляется рука. Рукой слегка давим на подошвы малыша — в ответ ребенок рефлекторно отталкивается от нее ногами и выполняет движения ползанья.

Рефлекс ползания в норме вызывается у всех новорожденных. Ползающие движения у новорожденных становятся выраженными на 3-4-й день жизни и сохраняется до 4 месяцев, а затем угасает. Следует обратить внимание на асимметрию рефлекса.

Рефлекс угнетен или отсутствует у детей, родившихся в асфиксии, а также при внутричерепных кровоизлияниях, травмах спинного мозга. При заболеваниях ЦНС ползающие движения сохраняются до 6-12 месяцев.

19. Защитные рефлексы

а)Верхний защитный рефлекс. Если новорожденного положить на живот, то происходит рефлекторный поворот головы в сторону и он пытается ее приподнять, как бы обеспечивая себе возможность дышать.

Защитный рефлекс у здоровых новорожденных выражен с первого дня жизни постоянно, а после полутора мес ребенок пытается удерживать голову сам. У детей с поражением ЦНС защитный рефлекс может отсутствовать. Снижение или исчезновение этого рефлекса может быть либо при особо сильном поражении верхних шейных сегментов спинного мозга, либо при патологии головного мозга. И, если не повернуть пассивно голову ребенка в сторону, он может задохнуться. У детей с церебральным параличом при усилении экстензорного тонуса наблюдается продолжительный подъем головы и даже запрокидывание ее назад.

б)«Утиный» рефлекс. При попадании струи воды или воздуха на область носа новорожденный задерживает дыхание.

в)Зрачковый рефлекс. Яркий свет вызовет сужение зрачка

г)Мигательный рефлекс Если подуть в личико малыша, то он прищурит глазки.

20. Рефлекс отдергивания ноги

В положении новорожденного на спине, когда нижние конечности его расслаблены, поочередно наносят укол иглой на каждую подошву. Происходит одновременное сгибание бедер, голеней и стоп.

Рефлекс должен вызываться одинаково с обеих сторон (симметричен).

Рефлекс может быть ослаблен у детей, родившихся в ягодичном предлежании, при наследственных и врожденных нервно-мышечных заболеваниях, миелодисплазиях.Снижение рефлекса часто наблюдается при парезах ног. Отсутствие рефлекса свидетельствует о повреждении нижних отделов спинного мозга ребенка.

21. Перекрестный рефлекс экстензоров.

В положении новорожденного на спине, разгибаем одну ногу и в области подошвы наносим укол — в ответ происходит разгибание и легкое приведение другой ноги.

При отсутствии рефлекса можно предполагать патологию поясничного утолщения спинного мозга.

22. Шейно-тонические рефлексы или позотонические рефлексы

Виды позотонических рефлексов новорожденного ребенка
Асимметричный шейный тонический рефлекс (Магнуса — Клейна)

Проявляется при пассивном повороте головы ребенка в сторону. Происходит разгибание рук и ног на стороне, к которой обращено лицо ребенка, и сгибание противоположных. Рука, к которой повернуто лицо малыша, выпрямляется. В этот момент повышается тонус разгибателей плеча, предплечья, кисти — поза «фехтовальщика», а в мышцах руки, к которой обращен затылок, повышается тонус сгибателей.

Симметричные тонические шейные рефлексы

При пассивном сгибании головы новорожденного ребенка увеличивается мышечный тонус сгибателей в руках и разгибателей в ногах. В тоже время, когда малыш разгибает голову, проявляется обратный эффект — разгибаются руки и сгибаются ноги.

Асимметричные и симметричные шейные рефлексы новорожденного выражены у новорожденных постоянно.
У недоношенных детей они слабо выражены.

Лабиринтный тонический рефлекс

В положении ребенка лежа на животе, увеличивается тонус в сгибательных мышцах: голова сгибается к груди либо запрокидывается назад, спина выгибается, руки сгибаются и также приводятся к груди, кисти сжимаются в кулачки, ноги сгибаются во всех суставах и приводятся к животу. Спустя некоторое время, эта поза сменяется плавательными движениями, которые переходят в рефлекс спонтанного ползания.

Рефлекс Ландау

Придайте ребенку «положение пловца» - поднимите малыша в воздух так, чтобы его лицо смотрело вниз, и он тут же поднимет голову, а затем и выпрямит (или даже выгнет) спину, а также разогнет ноги и руки — ласточка, от 6 месяцев до полутора лет

1.асимметричный шейный топический рефлекс Магнуса – Клейна;
2.симметричные шейные тонические рефлексы;
3.тонические лабиринтные рефлексы;
4. рефлекс Ландау.

Эти рефлексы в норме исчезают в первые 2-3 месяца. Так по мере угасания безусловных и шейно-тонических рефлексов ребенок начинает удерживать голову, сидеть, стоять, ходить и осуществлять другие произвольные движения. Задержка обратного развития тонических рефлексов (свыше 4 месяцев) свидетельствует о поражении центральной нервной системы новорожденного. Сохраняющиеся тонические рефлексы препятствуют дальнейшему развитию движений ребенка, формированию тонкой моторики.

В последние годы говорят о наличии плавательного рефлекса у новорожденного, который заключается в том, что малыш будет барахтаться и не утонет, если его опустить в воду. Этот рефлекс можно проверить только в присутствии инструктора в бассейне для новорожденных.

Проблемы с рефлексами — первые симптомы патологии центральной нервной системы. Если вас насторожили какие-то отклонения от нормы, то не стесняйтесь обращаться к врачу. Повторный осмотр обязательно должен состояться спустя назначенное время - оно может быть различным в зависимости от предполагаемого характера патологии - от нескольких дней до месяца, что поможет исключить имевшиеся подозрения или, при необходимости, провести своевременное лечение. Помните, что ребенок меняется каждый день, и проявления рефлексов зависит от целого ряда условий (сытости, усталости и многих других). Очень важно проверять врожденные рефлексы в динамике. Вовремя начатое лечение – залог здоровья ребенка в будущем.

В период новорожденности у ребенка начинают срабатывать безусловные рефлексы. Это естественная реакция на определенные раздражители извне. Некоторые из них постепенно угасают, заменяясь приобретенными. Сосательный рефлекс у новорожденных просыпается с первых часов жизни, сохраняясь на протяжении года. Кроха захватывает сосок губами и ритмично сосет. Этот безусловный рефлекс необходим для формирования условного рефлекса – пищевого. Ребенка сосать никто не обучает – это закладывается природой еще в утробе матери.

Что это такое

Сосательный безусловный рефлекс оказывает огромное влияние на формирование психики малыша с раннего детства. С его помощью младенец утоляет голод.

Тест сосательного рефлекса. Как можно проверить (Фото)

При кормлении сосок или соска на бутылке касается неба, рефлекс срабатывает – и ребенок активно начинает высасывать пищу. По выраженности сосательного рефлекса определяется, насколько голоден малыш. После насыщения рефлекс ослабевает, но вскоре снова пробуждается. Ритмичное сосание успокаивающе действует на новорожденного.

Отвечают за сосание 5 мозговых нервов – блуждающий (самый короткий), троичный, подъязычный, лицевой и языкоглоточный. Их взаимодействие строго координирует сосательный рефлекс. Если центральная нервная система или один из перечисленных нервов повреждается, реакция ослабевает или пропадает полностью.

Как определить, что сосательный рефлекс в норме

Дабы пробудить рефлекс сосания, в ротик младенца на 2-3 см вводят согнутый палец. Здоровый доношенный ребенок сразу начинает его сосать. Если реакция хорошо развита, достаточно прикосновения к губкам и поглаживания по щечке. Малыш откроет ротик и начнет интенсивно поводить язычком как при сосании.

При оценке сосательного рефлекса используют проверочное кормление. Малышу дают грудь или бутылочку со смесью, и смотрят, как он справляется. При слабом рефлексе младенец вяло высасывает пищу. Он быстро теряет силы, редко сглатывает и засыпает. Впоследствии утрачивается интерес к груди, и кроха даже способен от нее отказаться.

Слабый сосательный рефлекс и его отсутствие

Жизненно важный рефлекс сосания, позволяющий новорожденному выжить, может быть ослабленным по нескольким причинам:

Снизить сосательную реакцию могут вирусные, инфекционные недомогания, обостренный стоматит, сильный насморк. Так как малютка регулярно , его приходится докармливать сцеженным молоком из ложечки шприца, пипетки или бутылочки. Ребенок может плохо сосать из-за плоских втянутых сосков мамы. Но эти случаи редки, и справиться с ними можно, используя .

Когда выясняется, что рефлекс ослаблен, мамочка должна незамедлительно принять меры. Ведь новорожденному это угрожает недоеданием, психическими, неврологическими расстройствами, приводящими к отставанию в развитии.

Стихание сосательного рефлекса требует немедленного визита к неврологу и постоянного врачебного контроля над ребенком.

  • родовые травмы, ведущие к повреждению продолговатого мозга;
  • глубокая недоношенность;
  • ослабленные лицевые мышцы

являются причиной полного исчезновения сосательного рефлекса. Невролог должен осмотреть малютку и оценить другие его безусловные рефлексы. После чего будет вестись наблюдение. Возможно, потребуется терапевтическое лечение.

Сосательный рефлекс у недоношенных детей всегда ослаблен или полностью отсутствует. Дабы ребенок мог нормально развиваться, после рождения его вскармливают через зонд или вводят специальные питательные растворы внутривенно. Такой способ кормления длится, пока рефлекс сосания не появляется в ярко выраженной степени и не развиваются механизмы нервной регуляции, отвечающие за реакции малыша.

Когда грудничок неохотно сосет, вопрос о том, как восстановить рефлекс становится первостепенным. Здесь на помощь приходят пустышки-соски и вскармливание карапуза молоком из бутылочки. Врач рекомендует перед каждым кормлением проводить лицевой массаж. Для восстановления реакции следует знать причину слабого рефлекса, и по мере возможности работать над ее устранением. Без консультации опытных специалистов самостоятельно бороться с проблемой нельзя. Это опасно для малютки.

В каком возрасте должен пройти

Многие мамочки интересуются, до какого возраста у ребенка проявляется сосательный рефлекс? Детям, старше полутора лет он уже не нужен и реакция постепенно угасает. Посасывающие движения губами и языком сохраняются еще 2-2,5 года.

Дети, которых рано , и вскармливали адаптированными смесями, не полностью реализовали свой природный инстинкт сосания. Это чревато развитием неврозов и навязчивых движений.

У ребенка могут появиться неприятные привычки, от которых сложно избавиться на протяжении многих лет:

  • сосание различных предметов (пальцев, ручек, кончиков волос, краев подушки, игрушек и пр.);
  • привычка грызть ногти на руках и на ногах;
  • во взрослой жизни это проявляется в желании курить. При любом стрессе и конфликте, человек бессознательно тянется к пачке с сигаретами.

Это означает, что малыш должен полноценно пройти оральный этап развития, удовлетворив свой сосательный рефлекс, дабы не сформировались невротические реакции и дурные привычки в будущем. Груднички, рано отлученные от материнской груди, должны развиваться с пустышкой, как предметом сосания. В дошкольном периоде, если ребенок не получал ни пустышку, ни грудь, он может агрессивно себя вести, кусать других детей, ехидничать, огрызаться. Таким малышам присущ слабый аппетит, капризность, болезненность.

Пустышку ребенку предлагают между кормлениями, а отучают от нее постепенно – без наказаний и негативных эмоций (). В ласковой игровой форме малышу сообщают, что соска ушла к другой ляле, потерялась, ее забрала фея.



 

Возможно, будет полезно почитать: