Влияние воспитания на характер и поведение ребенка. Конфликты в семье и их влияние на поведение ребенка Закрепление неправильной модели семейного поведения

Все родители воспитывают по-разному: у каждого свои стили, подходы, принципы и ценности. Нет двух одинаковых семей, особенно если речь идет о формировании поведения ребенка — о дисциплине. Конечно, не стоит судить о том, правильно или неправильно другие родители поддерживают ее в своей семье, — уверены Джон и Карен Миллеры, авторы "Правил счастливых семей". — Однако они полагают, что существует всего два типа воспитания — слабое и сильное — и от нашего выбора зависит, будет ли установлена дисциплина в семье.

Для сильного воспитания характерен твердый подход, при этом пронизанный любовью, который учит ребенка, что родители для него — высший авторитет. Такие родители понимают, что основная цель дисциплины — со временем выработать у ребенка самодисциплину.

Они не уходят от ответственности, ссылаясь на то, что:

  • "Слишком устали",
  • "Сейчас это неудобно",
  • "Ничего не получится".

И не говорят, что не в силах навести порядок, потому что всем известно — сильному можно научиться.

В действительности большинство родителей сказали бы, что дисциплина, подкрепленная любовью, — вещь хорошая, но установить ее — совсем другое дело. Проблема многих родителей не в том, как ввести дисциплину (хотя это тоже важно), а в желании сделать это и понимании того, когда это нужно делать. На что мы и пытаемся обратить внимание: родители должны захотеть взять на вооружение сильный тип воспитания и выбрать для него подходящий момент.

Что касается изучения практических аспектов эффективной дисциплины, то на эту тему написано предостаточно книг, подкастов, сайтов и курсов, которые обучают родителей конкретным методикам и приемам. Пожалуйста, обращайтесь к любым доступным источникам.

Желание родителей установить дисциплину коренится в понимании того, что наши дети — это продукт нашего воспитания, и мы ответственны перед ними. Сильные родители понимают, что это их обязанность (которую они сами на себя взвалили) — твердо и решительно формировать личность своих детей на пути к взрослению.

Хотя установление дисциплины требует сил и времени, пожинать плоды будут все участники. Таким образом, хорошие родители дисциплинируют себя, чтобы дисциплинировать своих детей. Они не боятся проявлять твердость, потому что уверены в своей правоте.

Повод для тревоги

Мы предлагаем родителям "Правила дисциплины", подсказывающие, когда пришло время быть сильными. Если вы хотите научиться целенаправленно, своевременно и эффективно устанавливать дисциплину, предлагаем несколько ключевых вопросов:

  1. Непокорное поведение. Мой ребенок не повинуется старшим?
  2. Агрессивное поведение. Мой ребенок наносит ущерб имуществу?
  3. Поведение, привлекающее внимание. Мой ребенок мешает окружающим?
  4. Разрушительное поведение. Мой ребенок наносит вред окружающей среде?
  5. Опасное поведение. Мой ребенок подвергается опасности или подвергает опасности окружающих?
  6. Непочтительное поведение. Мой ребенок неуважительно ведет себя с другими людьми?

Ответ "да" на любой из этих вопросов свидетельствует о том, что пришло время проявить себя как сильный и ответственный родитель.

Поэтому вместо неправильных вопросов из серии "Почему мой ребенок так плохо себя ведет?" поставим QBQ вопросы (The Question Behind the Question — по названию концепции "Вопрос за вопросом"):

  • Как мне освоить новые навыки воспитания?
  • Как завоевать уважение ребенка?
  • Каким образом вжиться в роль сильного родителя?
  • Почему моя дочь такая непослушная?
  • Когда мой сын перестанет меня нервировать?
  • Кто спасет меня от этих детей?!

Когда родители задают неправильные вопросы, особенно "Почему мой ребенок такой неуправляемый?", можно ответить так:

ПОТОМУ ЧТО РОДИТЕЛИ ИМ НЕ УПРАВЛЯЮТ.

Приведем пример из жизни.

Однажды в ресторане мы обратили внимание на сидевшую за соседним столиком семейную пару с малышом, который крепко сжимал в ручонке резиновый самолетик. Малыш поднял игрушку высоко над головой и бросил через весь стол с такой силой, что бокалы родителей задрожали, привлекая внимание посетителей. Затем, словно кузнец, орудующий молотом, мальчонка поднял игрушечный самолет и бахнул им об стол снова, крича во всю глотку.

Взрослые, сидевшие рядом, явно были расстроены и смущены поведением ребенка и старались не встречаться взглядом с другими гостями. Но они почти ничего не делали, чтобы прекратить это безобразие.

Нам казалось, что им пора забрать у сынишки игрушку и прошептать на ушко твердое "нельзя" или даже вывести его из ресторана, чтобы успокоить, но мальчик снова бросил самолетик на пол. Усвоив все приемы, используемые маленькими детьми, чтобы добиться желаемого, он устроил мини-истерику. Все надежды на то, что галдеж прекратится, рухнули, потому что его мать достала игрушку и подняла ее в воздух, одновременно имитируя гул самолета. Он приземлился прямо в маленькие ручки, которые снова подняли его и грохнули об стол.

Эта история иллюстрирует слабое воспитание. Проще говоря, ребенок при попустительстве родителей делал что хотел. Поскольку малыш самостоятельно выбирал манеру поведения, он стал "сам себе хозяином". При этом папа и мама отреклись от своей руководящей роли.

Итак, вы потеряли свою власть:

  1. если ваш ребенок постоянно вмешивается, когда вы разговариваете с другими людьми;
  2. постоянно ноет, потому что знает, что ваше "нет" в конце концов превратится в "да";
  3. вы находите оправдания его плохому поведению, начиная от "Она устала!" и заканчивая "У него волевой характер!";
  4. вы просите своих детей что-то не делать, но они это делают, потому что вы за этим не следите;
  5. вы позволяете сыну или дочери непочтительно разговаривать с вами;
  6. любые наказания, о которых вы предупреждаете, отменяются раньше времени или не вступают в силу.

Естественно, мы любим своих детей, беспокоимся о них и хотим, чтобы они добились успеха в жизни. Мы демонстрируем любовь, не позволяя им приближаться к едущим машинам, горячей плите и подозрительным незнакомцам. Но хорошие родители проявляют любовь и тогда, когда отказываются от слабых сценариев воспитания, описанных выше. Чтобы быть сильными, ответственными папами и мамами, требуются старание и внимание, но это нормально, потому что ни один родитель не избежит забот и тревог!

Сильное воспитание начинается с сильных ценностей

Родители выполняют много важных задач, но, наверное, ключевая — это передача ценностей своим детям. Данный процесс заключается в постоянстве, повторяемости и выборе "подходящих моментов".

Все родители придерживаются разных принципов, ценят разные поступки и показатели успеха.

Например, для кого-то детский спорт связан с такими понятиями, как приобретение новых навыков, упражнения, построение отношений и обучение командной работе.

Другие родители связывают спорт с победами.

Это нормально, просто у всех разные приоритеты.

Вот почему некоторые родители хвастают: "Мой ребенок играет за университетскую команду!" Но, честно говоря, мы бы больше обрадовались, если бы они говорили: "У моего ребенка прекрасные манеры!" и "Мой ребенок очень вежлив!"

Конечно, не наше дело указывать, какие ценности являются правильными, — главное, чтобы вы сами были уверены в них и жили в соответствии с ними.

Необходимый элемент ценностной ориентации — определение непреложных ценностей. Это принципы и поступки, которые сильные родители четко обозначили как хорошие или плохие.

Например, в целом ряде семей мы наблюдали такие "нельзя":

  • смотреть фильмы "детям до 16",
  • сквернословить,
  • драться.

И в противовес им такие "можно" и "нужно":

  • демонстрировать хорошие манеры,
  • быть приветливым с гостями,
  • уважительно говорить друг с другом.

Непреложные ценности помогают родителям и детям принимать мудрые решения и делать правильный выбор. Они превращаются в инструменты, направляющие нас во всех наших начинаниях.

Задайте себе следующие QBQ:

  • Каким образом я могу четко донести свои ценности?
  • Как мне лучше преподнести свои ценности детям?
  • Как я научу своих детей делать правильный выбор?
  • Каковы мои непреложные ценности?

Комментировать статью "Поведение ребенка: правила дисциплины устанавливают родители"

Оно началось... Рановато, но таковы реалии. Почти 5 лет назад мы приняли в семью троих сирот, мальчиков, братьев-дошкольников. Старшему было 5, младшему полтора года. Через короткое время выяснилось, что дети очень плохо адаптируются в обществе. Не могут соблюдать установленные правила, выполнять указания взрослых, работать на занятиях, адекватно реагировать на замечания. Тот визуальный эффект, что дети внешне очень красивые, ухоженные, холёные, развитые и неглупые - вызывает у окружающих...

Причины трудностей ребёнка могут быть спрятаны в сфере его чувств. В таких случаях его надо активно слушать – возвращать ему в беседе то, что он вам поведал, при этом обозначив его чувство; не оставлять ребёнка наедине с его переживанием нашими обычными «уже поздно», «пора спать». Методика активного слушания: 1) Повернуться к ребёнку лицом 2) Не задавать ему вопросы; свои ответы строить в утвердительной форме. Вопрос звучит как холодное любопытство, а утвердительная фраза – как понимание и...

После выписки из роддома родителям приходится заняться формальным, но необходимым делом: юридическим оформлением необходимых документов. Получение свидетельства о рождении C собой нужно иметь: Справка из родильного дома Паспорта родителей Свидетельство о браке (если нет, необходимо присутствие обоих родителей) Выдают: Паспорта родителей с отметками в графе "дети" Свидетельство о рождении ребенка 2 справки на получение пособий (на работу одного из родителей и в отдел СОБЕСа) Прописка Для...

Вот в поведении ребенка автора я вообще не вижу каких-то психических отклонений. И нормально, когда ребенок попадает из дома, где уже выстроены правила и ограничения, в новый коллектив, где правила пока не установлены и он к ним не привык.

" Родитель не поведение своего ребенка обсуждает, его локус контроля - находится вовне. Это учитель виноват, что ребенок так себя ведет." Пока эти учителя сами не примут строгие правила, так и будут обвинять всех и вся, что дисциплины нет И кстати, эти учителя уверены...

Если дети воспитаны дома так, что правила не соблюдают и спокойного тона не понимают - то приходится кричать. Если бы все было так просто, проблема дисциплины на уроках вообще бы не стояла. Учитель ставит за плохое поведение двойки - родители в наказание лишают...

Запомните: ВЫ - ГЛАВНЫЙ!!! Когда я вспоминаю собственное поведение, то понимаю, что главная причина, по которой мне не удавалось призывать детей к дисциплине, это мое нежелание подавлять их восхитительную, неповторимую личность. Я не хотела подавлять их индивидуальность. Это очень американский подход, и у него есть свои положительные стороны, но мы ухитрились даже все хорошее довести до крайности. Во Франции у всех членов семьи есть свои роли. Родители - главные, дети подчиняются главным...

ДИСЦИПЛИНА. Воспитывая детей, помните, что вы закладываете будущие черты их характера. Дисциплина приветствуется везде, в каждой семье. Детей нужно дисциплинировать должным образом. Задумайтесь о том, часто ли ваши дети, перед тем, как что-то сделать, советуются с вами? Деткам нужен определенный порядок в их жизни. Неотъемлемой частью правильного развития ребенка является дисциплина. Чем больше времени родители будут тратить на воспитание своих малышей, тем больше они будут ощущать...

Как часто вам приходится оправдывать братишек и сестренок, которые не ладят друг с другом или даже дерутся? Мне приходилось слышать разные родительские оправдания: А мы с братом тоже в детстве как кошка с собакой жили. Да все дети дерутся. И что я могу сделать?! Вот разок в глаз получит, научится цивилизованно спорить... Но у меня есть другой вывод, точнее - серия аргументированных выводов. Старший младшему не товарищ? У моей приятельницы две дочки с разницей в возрасте в десять лет. Старшая...

«НЕМНОЖКО ПЛОХИЕ РОДИТЕЛИ, или внедрение в общественное сознание базовых сведений о международных стандартах, принципах, правилах и нормах, составляющих основу системы ювенальной юстиции» Юридическое расследование – 1. [ссылка-1] Цитата: Далее Егорова М.О. утверждает, что: 1.А этот закон даёт им в руки ещё одну меру – период, когда можно работать с семьёй, и в эту работу включаются не чиновники, в законе чётко написано, включаются учреждения здравоохранения, образования и социальной защиты...

Когда я была маленькой, моя мама часто говорила друзьям и знакомым: "Я своей дочери верю, она мне никогда не врет! Если она что-то сказала, значит так и есть!" Не знаю намеренно или случайно, но часто она говорила эту фразу в моем присутствии. И меня переполняло чувство гордости...и ответственности...и я не врала. Просто не могла, ведь мама мне ВЕРИЛА!!! Простой педагогический прием, но он работал! До сих пор не знаю, мама его придумала или где-то вычитала. И я всегда считала, что со своими...

Меня поразила реакция и поведение родителей девочек-участниц конфликта: одна мамочка позволила себе прийти в школу и наорать на девочку Р., которая якобы обидела её дочь, в Главой одиннадцатой Семейного кодекса РФ установлены права несовершеннолетних детей.

Почему ребенок крадет? Развитие заложенных природой векторов напрямую зависит от воспитания. К сожалению, родителям при выписке из роддома вместе с младенцем не выдают инструкцию по применению. Желательно брошюру по системно-векторной психологии, которая помогла бы взрослым верно определить вектор ребенка и направлять его в нужное русло. Отпустить малыша в свободное плавание, также как и привязать на якорь означает вырастить неудачника. Печальная действительность свидетельствует о том, что...

список из предыдущего поста: что надо оговорить с няней, когда она приступает к работе в вашей семье. 7. Общение с посторонними. Лучше всего напишите список тех, кому можно открывать дверь квартиры (это могут быть Ваши родственники, друзья, соседи), оговорите возможность няни принимать собственных гостей, как и когда она должна это согласовывать с работодателем. Сообщите ей, что во время прогулок она должна внимательно выбирать детей (родителей, нянь) для общения с точки зрения отсутствия у...

Успеваемость * по всем учебным дисциплинам крайне низкая. Неоднократные, в течение многих лет, обращения к матери данного ребенка как родителей класса, так и многих учителей с просьбой повлиять и скорректировать его поведение, остаются без ответа.

Школа для детей с девиантным поведением -совсем другое.Откуда нам знать,что за фрукт у автора,может,ему там самое место,пока он дел не наворотил.Вот он гуляет Рамки должны быть, для мальчика обязательно, дисциплина должна быть, установленная родителями.

Проблема в поведении ребенка в садике. Скорее всего, ребенок устает от большого коллектива детей и от строгой дисциплины. Комиссию могут так же вызывать родители, если ваш сын обижает их детей.

Дети очень четко отслеживают, что и где можно, то есть даже если бы родители были такими неадекватными, то на поведение ребенка в группе можно было бы повлиять. Отсюда и правила, которые они устанавливают.

Родители пишут письмо, где высказывают нежелание видеть ребенка в классе. Поэтому в данном случае лучше подчиняться правилам, установленным учителем. Это на порядок другое поведение.

Ребенок должен знать дисциплину, что можно, а что нельзя. Помню, у меня была клиентка с 7-летней дочкой. Я много раз объясняла тебе правила поведения в общественных местах." И все. Ни разу она не достала дочь из-под стола, не крикнула на нее.

Лекторий: «Этика поведения детей и взрослых в семье»

Уважаемые родители!

Вам доводилось встречать детей, закативших истерику в магазине, шумящих и бегающих по театру во время спектакля? Наверняка, вы тогда задавались вопросом, неужто родители не могут объяснить правила поведения в общественных местах, научить хорошим манерам.

Что же такое этикет? Этикет – своеобразный кодекс хороших манер и правил поведения людей дома, на работе, в транспорте, принятых в данном обществе. А правила этикета предназначены для того, чтобы показать наличие внутренней этики и красоты человека.

Когда у вас появится свой малыш, со всей ответственностью подойдите к эмоциональной стороне воспитания и развития. Придется искать правильный стиль, подходящий вашему чаду. Разработано много теорий, рассказывающих как вырастить ответственного и нравственно здорового человека. Новорожденный, как чистый лист. Не зря их часто сравнивают с губкой, впитывающей знания и поведение окружающих с огромной скоростью. Процесс воспитания детей является одной из самых трудоемких задач.

Молодые родители не до конца понимают принципы свободного от стресса обучения, позволяя делать все, что захочется. Взрослые, как правило, для ребенка «друзья», когда сорванец ведет себя плохо - не реагируют. Объясняют свою позицию, что кроха еще мал, многие вещи поймет с возрастом. Они также полагают, что таким образом дети будут иметь высокую самооценку и без лишних трудностей вольются в мир. Произойдет ли это?

В 70-80-х годах прошлого века в скандинавских странах получила популярность идея свободного от стрессов образования. Для отечественных школ ее начали внедрять ориентировочно с конца 90-х. С тех пор пролетело почти двадцать лет. Эта концепция характеризуется полным отказом от наказаний. Требования к поведению детей минимальны. По мнению современных специалистов отсутствие границ между разрешенным и запрещенным стимулировало появление целого поколения эгоистичной, беспомощной и ориентированной на потребление молодежи.

Уроки хороших манер и правила социального поведения формируются с пеленок, копируются именно у вас - родителей. Не обманывайте себя, что они просто маленькие дети. Не успеете оглянуться, как они вырастут, а поведение глобально не изменится. Процесс перевоспитания всегда протекает тяжело, сопровождаясь семейными конфликтами и даже проблемами со здоровьем членов семьи. Чтобы не испытывать мучительную неловкость за свое чадо, прививайте ему правила поведения в семье, с другими детьми в школе, детском саду, дома и на улице.

Хочу предостеречь от применения телесных наказаний в отношении малышей (физических), это неэффективный метод воспитания. Родители, которые практикуют подобное, разгружают свой собственный стресс и эмоции, показывая свою беспомощность и некомпетентность. Телесные наказания оказывают негативное и непосредственное влияние на психологическое развитие. Последствием "штрафов" становятся заниженная самооценка, чувство стыда и вины, чрезмерный уровень агрессии (даже членовредительство), отторжение, тревожность и гиперактивность.

Нормы общественного поведения детей попали под пристальный интерес, потому что учат быть внимательными к близким. Помогают переключиться от собственных потребностей и желаний на окружающих. Приучая к этому с рождения, вы облегчите будущую жизнь. Станет проще адаптироваться в коллективе сверстников, социуме в целом. Ведь эгоизм нигде не приветствуется.

Правила не внедряются в одночасье, они достигаются со временем. Развитие социальных навыков ребенка - это процесс, длиною в жизнь, начинающийся с младенчества. Благодаря простому обмену игрушками мальчики учатся быть заботливыми мужьями, а девочки женами. Развивается сострадание, верность и дружба. Если каждый родитель задумается над этим вопросом, то совокупность правил поведения для детей и хорошие манеры станут понятиями, присущими всему обществу, а не только классу под названием "элита".

Раньше воспитанием у детей хороших манер и поведения занимались в кадетских корпусах, в институтах благородных девиц. Теперь эти функции почти полностью (если у вас нет гувернанток) перешли на родителей.
Какие основные правила этикета необходимо соблюдать в семье с детьми?

1. «Надо вести себя так, чтобы не создавать окружающим неудобства, и относиться к ним так, как хотели бы, чтобы относились к вам» – знакомая фраза? Да, именно так нужно вести себя и взрослым, и детям не только с чужими людьми, но и с домашними.

2. Не нужно пытаться выяснять семейные отношения публично, тем более в присутствии детей и на повышенных тонах. А лучше всего не доводить ситуацию до выяснения этих самых отношений.

3. Не заходите в комнату детей без стука. Ребенок – тоже личность. Нужно уважать его право на личное пространство и возможность побыть одному. Естественно, это не касается совсем маленьких детишек, которых ни в коем случае одних оставлять нельзя.

4. Не ройтесь в личных вещах ребенка без его согласия. Некоторые родители считают вполне нормальным проверить портфель ребенка, заглянуть в его карманы. Все, вроде бы, любя, в целях профилактики, но результат может быть только один. Ребенок потеряет к вам доверие, начнет что-то от вас скрывать.

5. Не читайте письма, адресованные не вам. Даже если вы точно знаете, что ничего личного в письме нет, не открывайте его. Не ройтесь в электронной почте детей, если они не просят вас это делать.

6. Учите детей вести себя за столом. Совместные ужины или воскресные обеды в кругу семьи – прекрасный повод для привития таких навыков. Научите пользоваться столовыми приборами, не говорить с набитым ртом, не размахивать руками. Существует целый свод правил поведения за столом, ознакомьтесь с ними – литературы на эту тему предостаточно.

Умение детей правильно вести себя за столом – большой плюс. Родители будут уверены, что в любом обществе и в любой ситуации им не придется за них краснеть. Тем более, что в больших городах становятся все популярнее семейные обеды в кафе, или просто посещение их с детьми во время прогулок.

7. Внушайте уважение к чужому труду, научите ценить повседневный труд домашних.

8.Ребенок должен уметь слушать и слышать. Казалось бы, что тут сложного? Но понаблюдайте, как ведут себя некоторые дети: без конца перебивают, когда взрослые с кем-то разговаривают, требуют внимания к себе. Это касается, прежде всего, малышей. Если их переполняют эмоции, они слышат и воспринимают только себя, считая себя центром вселенной.

9. Не критикуйте детей при посторонних. Это сильно задевает их самолюбие, особенно подростков.

10. Если ребенок куда-то уходит один, он должен сказать, куда идет и во сколько вернется.

Рамками одной публикации все правила этикета расписать невозможно, но начало положено. Осваивайте, дорогие родители, тему дальше, претворяйте в жизнь и делитесь опытом.

1) Дети всегда копируют поведение своих родителей.

* Каким был родитель таким примерно будет и ребенок,
* главное в воспитании детей - воспитывать себя.

* для мальчика - образ, каким должен быть настоящий мужчина.
* для девочки - каким должен быть ее будущий муж.
* Отец учит сына Ответственности, Порядочности, Смелости, Трудолюбию, Твердости, Уважению к Женщине.

3) Мать - олицетворение Любви и Чистоты.

* Для мальчика - какой должна быть жена,
* для девочки - какой должна быть женщина.
* Мать учит дочку как вести хозяйство, как создавать атмосферу уюта и любви, учит отношению к Мужчине.

4) Если дети начинают наглеть их можно наказывать.

* самое страшное наказание для детей это отстраненность, безучастность родителей.
* Если требуется физическое наказание мальчика это делает только отец - строго, но с добрым сердцем.
* Мать не должна наказывать и ругать сына, ей нужно отстраниться от него, показать свою душевную боль и призывать мужскую силу.
* Девочку наказывает мать, бить ее нельзя не при каких условиях, ей достаточно строгости и отстраненности матери.

5) Дети - отдельные личности, а не продолжение тела родителей.

* нужно понять их предназначение, определить их склонности и помочь реализоваться в этой сфере.
* Не наслаждайтесь детьми, не заставляйте их жить так как хочется вам, это не ваша собственность.
* Уделяйте больше внимания своим детям
* Воспитывать детей правильно - значит растить их для Бога, для людей, для них самих, но не для себя.
* Дети воспитанные эгоистами, повзрослев бросают совоих родителей и не помогают им.
* Дети воспитанные правильно, вырастают талантливыми людьми, благодарными своим родителям.

Отношения Дети - Родители

1) Нужно чтить и уважать своих родителей, какие бы они не были
2) Уважение детей - самая большая радость родителей.
3) Недопустимо хамское, грубое общение.
4) Нельзя заниматься откровенным поучением родителей, советы нужно давать смиренно.
5) Внимание - чаще звоните, пишите, рассказывайте о своей жизни, спрашивайте совета.
6) Заботиться о родителях, обеспечить безбедную старость, вы в неоплатном долгу перед ними.

Семья - это первичная ячейка воспитания. Очень много в будущем ребенка зависит от нее. То, какой стиль воспитания предпочтут взрослые по отношению к малышу, определит его дальнейшую жизнь.

Важно осознавать уместность тех или иных требований, наказаний и поощрений. Нужно знать плюсы и минусы применяемых в воспитании стилей. Это поможет выстроить наиболее благоприятные взаимоотношения с ребенком.

Семья - это первичная ячейка общества, в которой начинается воспитание и развитие малыша. Она настолько многогранна, что может как создать здоровую личность, так и разрушить её. Потребности и влечения ребенка либо поощряются, либо создается барьер, мешающий самореализации.

В каждой семье закладываются свои интересы и ценности, есть уникальный опыт предыдущих поколений. От того, какими эти показатели будут, и зависит будущий характер детей. Ведь они очень чутко реагируют на поведение родителей и усваивают его в качестве нормального для всего общества. Отсюда и возникают проблемы воспитания.

Родители как первые воспитатели имеют наибольшее воздействие на детей. Поэтому они имеют и преимущество перед представителями дошкольных учреждений, также принимающих участие в развитие ребенка. В здоровой семье налажен благоприятный контакт между взрослыми и детьми. У них единые цели и стремления. Это приносит душевное удовлетворение всем её членам. Такой семье не чуждо проявление родительской любви, заботы и уважения со стороны детей.

На формирование личности ребенка влияет стиль воспитания в семье. Родители могут влиять на своих детей при помощи подкрепления, когда становление правильного поведения зависит от поощрения тех действий своего чада, которые им кажутся правильными. Во второй ситуации всё основано на подражании. Ребенок копирует поведение родителей с целью стать таким же, как они, не отдавая отчета тому, правильно это или нет. И, наконец, семья, в которой главным механизмом воспитания является понимание. Здесь родители уважают интересы и потребности своего малыша, отзываются на его проблемы, воспитывая таким образом коммуникативную и осознанную личность.

Многое ли зависит от стиля семейного воспитания?

Стиль воспитания ребенка в семье подразумевает поведение и установки родителей по отношению к детям. Выделяют три стиля: авторитарный, демократический и либеральный. Каждый из них имеет свои особенности и последствия.

В авторитарном воспитании ребенок воспринимает желание родителей, как закон для себя самого. Однако взрослые и не подозревают о том, что таким образом подавляют детей. Они требуют непререкаемого подчинения, при этом не объясняя причины таких указаний. Жесткий контроль за жизнью ребенка не всегда ведется корректно. Результатом такого воспитания является замкнутость и нарушение общения ребенка с родителями. Такие дети менее самостоятельны и неуверены в себе. Лишь малая часть из них конфликтует с родителями, отстаивая свои позиции.

Совет родителям

Если эта ситуация напомнила вас самих, то следует срочно принять меры и смягчить жесткий контроль над ребенком. Нужно перестать давить на малыша и дать ему возможность проявить себя. Будьте более благосклонны к желаниям, интересам и увлечениям ребенка. Если вы не хотите, чтобы из малыша вырос замкнутый, боязливый и неуверенный в себе человек, работайте над стилем вашего воспитания.

Демократический

Считается, что демократический стиль является наиболее благоприятным в воспитании подрастающего поколения. Родители не только заботятся о дисциплине, но и не препятствуют самостоятельности детей. В такой семье ребенок выполняет свои обязанности, но при этом его права не ущемляются. Родители уважительно относятся к мнению детей и поэтому советуются с ними, когда это нужно. Чрезмерной опеки в таких семьях нет, поэтому дети прислушиваются к объяснениям того, что делать можно, а чего не стоит. При демократическом стиле не бывает больших конфликтов.

Ещё одной особенностью подобного воспитания является умеренность. То есть у детей нет излишней агрессивности, они способны стать лидерами, могут контролировать окружающих, но сами практически не поддаются манипулированию извне. Они достаточно коммуникабельны, легко приспосабливаются к жизни в обществе. Однако есть и черты, которые встречаются лишь у небольшой части подрастающего поколения в семьях с демократическим стилем воспитания. Это сензитивность, умение поставить себя на место другого человека, и альтруизм.

Совет родителям

Демократический стиль предполагает уважение установок ребенка и его самого. Поэтому поддерживайте дружеские отношения с малышом, но не увлекайтесь, поддерживайте свой авторитет, чтобы в будущем ребенок смог положиться на вас и довериться вам.

Либеральный

Либеральный стиль воспитания ещё называют попустительским, и, видимо, не зря. Ведь родители в таких семьях практически не занимаются детьми. Для них нет запретов и ограничений. Это не очень хорошо, потому что ребенок может попасть под негативное влияние в будущем и даже поднять руку на родителей. Да и ценностей у таких детей практически нет.

Совет родителям

Не очень хорошо, когда ребенок предоставлен самому себе. Если вы не хотите, чтобы в будущем он связался с плохой компанией, был подвержен влиянию извне, измените тактику своего поведения, пока ещё не поздно. Введите какие-то правила и обязанности, которые должны выполнять все члены семьи. Уделяйте больше времени ребенку и занимайтесь с ним. Не допускайте, чтобы ребенок был без контроля вообще.

По результатам воспитания в семье можно выделить детей, которые уверены в себе, способны контролировать собственное поведение, не избегают новых ситуаций и практически всегда пребывают в хорошем настроении. Более тяжело устанавливать контакты со сверстниками избегающим общения детям. Они боятся новых событий, пытаются убежать от них, а их настроение можно назвать унылым. Отказы от напряженных ситуаций чаще можно наблюдать у детей незрелых. Как правило, они обладают плохим самоконтролем и неуверены в себе.

Таким образом, чтобы воспитать самодостаточных, уверенных в себе детей, нужно уметь правильно сочетать контроль и демократичность в семейном воспитании. И тот и другой показатель должны быть оптимальными. При этом нужно принимать ребенка и его интересы такими, какие они есть.

Стиль воспитания откладывается в психике ребенка как норма. Это происходит скорее бессознательно, так как начинается в дошкольном возрасте. Когда человек вырастает, то воспроизводит этот стиль как естественный.

Чтобы воспитание детей прошло успешно, нужно найти нечто среднее между стилями. Идентификация и зависимость не должны быть слишком сильными, но и полное их отсутствие неприемлемо. Детское поведение является отражением семейного воспитания. Поэтому дальнейшее поведение ребенка будет зависеть именно от опыта, полученного в семье.

Немного о типах воспитания

В каждой семье складывается определенная система воспитания. Она основывается на взаимоотношениях ребенка и родителей. Так, можно выделить 4 типа воспитания детей в семье: невмешательство, диктат, сотрудничество и опека.

В семье с диктатом достоинство и самостоятельность ребенка систематически подавляются. Если такие решения оправданы, то родители вправе предъявлять некие требования к своим детям, но только тогда, когда этого требует ситуация. Однако если родители воздействуют на ребенка, унижая его самолюбие, то встречают резкий протест. Так, дети становятся лицемерными, грубыми, часто обманывают, а иногда и ненавидят своих родителей. Если это сопротивление ломается, то подавляется активность, самостоятельность, вера в себя.

Семья, в которой ведущим типом воспитания является опека , ограждает своих чад от внешних трудностей и забот. Родители стараются удовлетворить любые потребности малыша. Дети, как правило, не готовы столкнуться с реальностью. Им трудно наладить контакт с людьми, в них неразвита самостоятельность, они не способны принимать решения.

Невмешательство строится на независимом существовании родителей и детей. Таким образом выстраивается два мира, между которыми проведена черта, и заступать за неё обе стороны не имеют права. В этой ситуации родители пассивны, как воспитатели.

Иначе строится сотрудничество . В такой семье существуют общие цели и ценности, её по-другому можно назвать коллективом. Плюсом этого типа воспитания является то, что ребенок никогда не вырастет эгоистом.

К чему приводит тот или иной тип воспитания

Придерживаясь демократического стиля воспитания, родители могут наладить хорошее взаимоотношение с детьми. Дети вырастают самостоятельными, ответственными, активными, проявляют инициативу. Демократический стиль позволяет направлять поведение ребенка гибко и последовательно. Требования родителя всегда объясняются, а обсуждение их ребенком только поощряется. Что касается власти, то она тоже присутствует, но только в тех случаях, где она наиболее уместна. В таких семьях ценится не только послушание ребенка, но и его независимость. Здесь есть правила, по которым действуют родители, при этом прислушиваясь к мнению малыша, но не исходя из него.

Оставшиеся стили воспитания дают не очень хорошие результаты. Так, авторитарный тип отношений отчуждает детей от родителей, вызывает у них чувство незначительности. Дети чувствуют себя нежеланными в семье. Необоснованные требования родителей в первом случае вызывают агрессивное поведение и протест, а во втором - пассивность и апатию. Если дети воспитываются в семьях с либеральным типом отношений, они чувствуют себя никому не нужными. Такие родители не могут стать предметом подражания для ребенка, и образовавшийся пробел в воспитании не сможет заполнить никто другой. «Я» таких детей очень слабое.

Несмотря на все негативные стороны, авторитарный метод продолжает жить и существовать в семьях. Это обуславливается, во-первых, опытом, который передается из поколения в поколение. Такие родители помнят о том, как трудно им было, но всё же выстраивают подобные отношения со своими детьми. Во-вторых, свою роль играют общественные отношения. В-третьих, весь негатив, испытанный за день в транспорте, очередях и прочем, родители вымещают на детях. И, наконец, в-четвертых, это понимание силы, как способа решения любых конфликтов.

Авторитарность в отношении малыша не встречает никаких протестов, а вот со стороны подростка можно ожидать конфликты. При этом родители расплачиваются за свои старые промахи. Важно помнить, что формировать личность нужно с малых лет, а не ждать переходного возраста. К этому времени стиль отношений уже складывается, поэтому переиграть его не представляется возможным.

Зависимое поведение как последствие стилей воспитания

Каждый стиль отношений в семье, несмотря на то, насколько положительным он был, вызывает формирование зависимого поведения у ребенка. К одной из форм такого результата воспитания относят привлечение ребенком внимания за счет ссор, агрессивного поведения, неисполнения воли родителей. Она возникает, когда мать занимается любыми делами, но не малышом. В другом случае это привязанность дочери к отцу. Если последний надолго уходит из дома, то это вызывает у малышки агрессию.

Второй формой зависимого поведения является поиск подтверждения . Она проявляется в большой требовательности родителей в отношении достижений ребенка. Эта форма характерна для семей, где дочь привязана к отцу или, наоборот, сын к матери. Когда дети чувствуют ревность и высокую требовательность со стороны второго родителя или отсутствие таковых факторов, они проявляют иждивенческое поведение.

Ещё одной формой зависимого поведения выступает поиск одобрения . На это ребенок направляет все свои усилия. Такое поведение характерно для девочек, которых мамы считают похожими на себя, мало участвуют в уходе за ними и поощряют их зависимость. У мальчиков такое явление наблюдается в том случае, если его редко наказывают и терпят выходки.

Четвертой формой зависимого поведения является «пребывание вблизи» . Оно проявляется в том случае, когда ребенок не знает, как правильно себя вести, если мать относится к нему, как к менее зрелому, чем это есть на самом деле, и не доверяет отцу из-за действий в противоположном направлении.

И, наконец, прикосновение и удержание окружающих ребенком. Такое поведение проявляется в том случае, когда родители проявляют невысокую требовательность и напрочь лишены тревожности за малыша.

Как сегодня воспитывают детей

Семья влияет на становление личностных качеств человека с самого его рождения. Особенности воспитания детей в семье определяют дальнейшее развитие ребенка. Если взрослые не будут принимать участие в воспитании малыша, они не смогут стать для него предметом подражания. Ни в коем случае нельзя допускать доминирование над детьми.

Всё чаще современные родители прибегают к помощи других людей из-за собственной занятости. Дети, которые воспитываются няней, недополучают нужной теплоты и любви. Допускается оставлять малыша у родственников или с кем-либо ещё на непродолжительный период. Ребенку будет полезна смена обстановки, к тому же он получит новый опыт общения.

Стоит поговорить о родительской ответственности в современной семье. Все чаще наблюдаются такие ситуации, когда дети предоставлены самим себе. Заблуждением является и то убеждение родителей, что дети получают нужное воспитание в дошкольном учреждении или школе. Сегодня родители ограничивают свои обязанности проверкой дневника или посещением школьных собраний.

Родители не должны забывать о своих детях. Важно принимать участие в их жизни, знать интересы, знакомиться с друзьями и любопытствовать, где они проводят свободное время. Если вы будете спокойны в предъявлении своих требований и избежите насилия, ребенок обязательно прислушается к вам. Воспитание детей в современной семье должно строиться на взаимном уважении. Поэтому нужно относиться к своим детям так, как бы вы это делали по отношению к себе.

Познавательная программа по теме

Мне нравится!

Наличие в наше время таких социальных явлений, как трудные подростки, дети-сироты, детский и подростковый алкоголизм, зависимость от табачных изделий, наркомания, преступность, жестокость и так далее является очень острой проблемой для общества.

Причины возникновения всех этих явлений достаточно сложны и неоднозначны, однако очень часто все они сводятся к неправильному семейному воспитанию, точнее даже к не очень благоприятному климату в семье.

Порой дети совершенно неосознанно повторяют поведение своих родителей, либо наоборот - становятся их полной противоположностью. Определенные взаимоотношения в семье заставляют ребенка уже в раннем возрасте сделать выбор либо в сторону подражания, либо в сторону противостояния поведению своих родителей.

Даже в неполных и внешне неблагополучных семьях добрые и доверительные отношения между ее членами могут оказать решающее положительное воздействие на формирование поведения ребенка. Педагогике известны случаи, когда отцы и матери, страдающие алкоголизмом, воспитывали добрых, порядочных и ответственных людей. Совершенно обратная ситуация наблюдалось во внешне благополучных семьях, где взаимоотношения между ее членами носили формальный, показной характер. Лицемерие и неискренность хотя бы одного из родителей превращает семью в чуждое ребенку сообщество, в котором ему неуютно, в котором он не чувствует себя защищенным и не может развиваться как личность.

Семья для ребенка является колыбелью эмоционального формирования личности , это для него самый первый в жизни устойчивый коллектив. В этом коллективе собственно и рождается личность ребенка, формируются его основные черты характера, привычки, предпочтения, убеждения и так далее.

Наблюдаемые в раннем детском возрасте проявления агрессивного поведения часто напрямую связаны с подобными взаимоотношениями между отцом и матерью, редко между другими близкими родственниками или соседями. Взрослый коллектив, в котором ребенок дошкольного возраста проводит большую часть своего времени, семья, является для него своеобразным эталоном и служит предметом для подражания.

С первых лет обучения в школе ребенок сталкивается с детьми из разных семей, с разным воспитанием, разным мировоззрением, разными культурными ценностями, этическими представлениями и семейными и национальными традициями. В это время в сознании ребенка происходит проекция доминирующего поведения сверстников на свое собственное поведение. Как правило, доминирующим оказывается именно девиантное поведение, выраженное в проявлении агрессии, нарушении всех правил и норм, демонстративном неподчинении педагогам.

Те дети, в семье которых взаимоотношения между родителями носили неискренний , формальный характер, могут обладать неустойчивым поведением в результате недостаточно сформированной личности. Они склонны неосознанно или осознанно перенимать девиантное поведение сверстников, во всем им подражать. Если родители вовремя не заметят перемен в поведении своего ребенка и не предпримут соответствующих коррекционных мер, процесс может быть запущен.

Проблемы поведения и как с ними справляться

Что такое проблема поведения? Это нечто, что малыш делает, создавая трудности себе и другим. Это создает трудности тем, что либо нарушает процесс обучения, либо отвлекает других людей от того, что они делают или хотят делать, либо изолирует малыша от окружающих.
Трудным поведение называют тогда, когда ребенок продолжает совершать нежелательные поступки, несмотря на настоятельные объяснения родителей, что такие поступки никуда не годятся, и на то, что он вполне мог бы перестать их совершать.
Можно ли сказать, что проблемы поведения и шалости это одно и то же? Нет. Ребенок может быть шаловливым, даже если никаких проблем в его поведении нет. Определенное непослушание нормально и вполне естественно для детей. Особенно, когда они понимают, что их идеи не совпадают с пожеланиями родителей, дети пробуют сделать так, как они хотят. Отдельные шалости могут повторяться, разрастаться, пока действительно не станут трудным поведением, но, чутко управляя развитием ребенка, этого, обычно, можно избежать.
Можно ли говорить, о проблемах поведения, если ребенок не шалит? Да. Ребенок может не проявлять «общепринятых» признаков непослушания, которых мы ожидаем от детей, но, несмотря на это, он может делать то, что мешает ему учиться или взаимодействовать с окружающими.
Некоторые дети, чтобы избежать неприятных для них ситуаций, применяют тактику «пассивного сопротивления» . Постоянное нежелание отвечать на вопросы или выполнять указания может быть проблемой поведения.
Иногда родителям трудно определить, что происходит с малышом, то ли у него проблема поведения, то ли эмоций, то ли это проявление его характера. Когда ребенок в присутствии посторонних настойчиво прижимается к маминой юбке, его считают робким и стеснительным. Ребенка дошкольного возраста, который пронзительно кричит, когда мама выходит из комнаты, могут счесть слишком капризным или совершенно несамостоятельным. Такой подход имеет 2 недостатка. Во-первых, характеристики определяют ребенка однозначно, несправедливо оставляя без внимания другие особенности его поведения. Во-вторых, подобный подход часто оправдывает бездействие. Ведь так легко сказать: «Он всегда себя так ведет», и оставить все как есть. Конечно, нельзя закрывать глаза на индивидуальные особенности ребенка или его эмоциональное состояние. Родители не могут не учитывать это. Необходимо сделать один дополнительный шаг: попробовать описать проблему словами так, чтобы из них было ясно, какой именно проступок совершает малыш. Вот несколько примеров того, как по-разному можно описать поведение малыша:
Аня жадная.
Аня берет еду из чужих тарелок.
Федя необщительный.
Федя отворачивается, когда с ним разговаривают.
Дима агрессивный.
Дима щиплет своего маленького братишку.
В первом примере каждой пары для характеристики детей использованы очень эмоционально окрашенные слова. Они выражают определенные предположения о внутренних побуждениях ребенка и не сообщают нам, что происходит в действительности. Второй пример пары в точности описывает, что происходит и тем самым указывает, что нужно исправить. Более того, он выделяет моменты, которые можно исправить в ближайшем будущем. Если Аня и вправду жадная, то для того, чтобы изменить ее внутреннее побуждение, основанное на уверенности, что все предназначается лишь ей одной, может понадобиться очень много времени. Однако, научиться не брать еду из чужих тарелок она сможет быстро, и тогда за столом всем будет хорошо – включая Аню.
Как корректировать поведение ребенка?
Для того чтобы приступить к исправлению недостатков в поведении малыша, нужно:

1. Определить проблему.
2. Поставить задачи.
3. Научить ребенка выполнять эти задачи.Определение проблемыСначала опишите проблему словами, которые объективно охарактеризуют действия ребенка. Затем подумайте, что предшествует нежелательным действиям ребенка, и что за ними следует. Ваши наблюдения могут дать информацию о том, когда, где и с кем малыш начинает неправильно себя вести. Вам будет легче понять это, если вы вкратце запишите, что происходит.
Принципы, которыми следует руководствоваться при постановке задач по исправлению недостатков поведения, таковы:
1. Задача должна быть позитивной. Тогда она поможет ребенку освоить альтернативу нежелательному поведению, а родителям – сосредоточиться на том, чтобы «учить, как делать», а не «отучать от».
2. Задача должна быть реалистичной. Реалистичная задача должна учитывать, чему способен научиться ребенок. Она должна также учитывать мнения и возможности остальных людей, привлеченных к обучению ребенка.
Как учить ребенка решать поставленные вами задачи
1. Четко представьте себе свои задачи.
2. Убедитесь в том, что все те, кто общается с малышом, знают ваши задачи.
3. Решите, что должно последовать за нежелательным поступком малыша.
4. Реагируйте на нежелательный поступок немедленно.
5. Будьте постоянны в своих действиях.
6. Будьте готовы к тому, что поведение ребенка, прежде чем стать лучше, может стать хуже.
7. Поощряйте правильное поведение ребенка.
8. Для того чтобы на смену неправильным поступкам могли придти хорошие, сформируйте у ребенка позитивные умения.
9. Привлекайте к корректировке поведения малыша всех заинтересованных в этом людей.
10. Ведите запись результатов. Ведение записей до и после начала «воспитательной программы» поможет вам решить вопрос о том, следует ли изменить стратегию или продолжать действовать по-прежнему.
Как избежать проблем поведения
1. Ваши правила должны быть четкими, простыми и неизменными.
2. Давайте позитивные указания, т.е. старайтесь избегать фраз типа: «Не делай этого», «Не трогай то», «Прекрати» и т.д. Лучше сказать малышу то, что ему следует делать, а «нет» и «нельзя» оставить для критических ситуаций, тогда они будут иметь больший вес.
3. На разные проявления непослушания ребенка реагируйте по-разному. Хорошо, если у вас будет достаточно большой диапазон реакций, и в каждой ситуации вы будете использовать наиболее «мягкий» вариант из тех, которые могут оказаться действенными. Например:
Перестановка предметов. Уберите определенные вещи подальше от ребенка или измените их расположение в комнате, чтобы исключить соблазн ими воспользоваться. Этот прием особенно хорошо применим по отношению к маленьким детям, которые еще не видят разницы между дорогим маминым фотоаппаратом и игрушечным и т.д.
Игнорирование поступка. Если действие ребенка не производит никакого эффекта, то он, может быть, и не повторит его. Даже если вам и придется вмешаться, вы можете сделать это, не глядя на ребенка или не разговаривая с ним.
Предложите другое занятие. Дав ребенку позитивное указание, можно отвлечь его от проказ и занять чем-то полезным.
Напоминание. Дайте ребенку шанс исправиться самостоятельно. Напоминания типа: «Что папа только что сказал?» или «А какое у нас правило насчет ножей?», - дадут ребенку возможность подумать еще раз.
Лишение удовольствий. Этот способ лучше всего помогает при работе с детьми постарше, но его можно применить и тогда, когда не слушается маленький ребенок, но только если лишить его удовольствия сразу.
Временная изоляция. Это означает, что ребенка ненадолго удаляют. Ребенка отрывают от того, чем он занят и уводят, оставляя одного на некоторое время. По возможности, это нужно делать спокойно. Если он плачет или сердится, сделайте вид, что не слышите. Придите к нему, когда услышите, что он начал успокаиваться. Если он увлеченно играет в своей комнате, это вовсе не значит, что он забыл о наказании. Как бы ребенок не относился к этому наказанию, продолжайте действовать так, по крайней мере, две недели. Если через две недели вы заметите, что те поступки, с которыми вы боретесь, стали появляться реже, значит метод «временной изоляции» эффективен. Если нет – пробуйте другой метод.
Всегда избегайте:
споров о правилах;
криков;
изменения своего решения;
остановок на полпути;
наказания типа «зуб за зуб» («Ты ущипнул меня, поэтому я сделаю то же самое»). Все это может только ухудшить положение, к тому же есть столько альтернативных вариантов.



 

Возможно, будет полезно почитать: