Индексация пенсий за последние 10 лет. Каким образом происходит индексации страховой пенсии. Когда выгодно уволится пенсионеру

ПФ России к концу каждого года составляет подробный план увеличения выплат пенсионерам разных категорий. Так, отдельно рассчитывается повышение финансового обеспечения по возрасту, по социальному положению и т.д. Сегодня на увеличение выплат могут рассчитывать неработающие пенсионеры, причем наступит оно скоро.

Закон об индексации пенсий

Недавно Госдума сообщила о принятии нового законопроекта. Согласно документу, представленному общественности, уже с 1 января начинается расчет фиксированных выплат. Стоимость коэффициента увеличивается, в результате чего сумма на руки составит 81 рубль, 49 копеек . Согласно одобренному законопроекту были внесены изменения в положение «О страховых выплатах».

Если сравнивать это положение с аналогичным законопроектом прошлого года, то в 2017-ом, индексация до уровня инфляции вступила в силу с 1 февраля, то есть на месяц позже. Пришлось ждать аж до 1 апреля, чтобы была возможность собрать сведения о дополнительных доходах ПФ и после этого проводились корректировки, касающиеся точной суммы выплат.

Учитывая показатели прошлого года, было решено изменить порядок установления суммы индексации. Рост дополнительных доходов ПФ по-прежнему увеличивается, поэтому Министерство экономики приняло решение провести индексацию один раз, причем сделать это в первый же месяц нового года. Так как к этому времени можно предположить лишь примерный уровень будущей инфляции, то была выбрана максимально возможная сумма индексации неработающим пенсионерам.

По прогнозам специалистов будущая инфляция будет до 3,2%. Поэтому было предложено индексировать страховую пенсию на 3,7%.

Индексация происходит ежегодно, при этом учитывается интенсивность роста стоимости «потребительской корзины» на одного человека. Наблюдая за изменением выплат таких социальных пенсий, можно сделать вывод о состоянии экономики в Государстве и качестве работы Пенсионного фонда.

Для сравнения можно взять изменения индексации пенсий по годам за последние 7 лет:

Год индексация
2011 8,8%
2012 10,65%
2013 10,12%
2014 8,31%
2015 11,4%
2016 4%
2017 5,8%
2018 3,7%

Если понаблюдать за изменением экономики в эти же годы, то на 2012-2013 года, когда процент индексации был наивысшим, среди сравниваемых показателей, припадает замедление общего роста экономики России. В то время кризис охватил производство ВВП и другие показатели, поэтому резкий экономический подъем, предшествующих этим, сошел на нет.


Как только начала налаживаться экономика, рост прожиточного минимума снова замедлился и, в результате, процент индексации пенсий неработающим пенсионерам начал уменьшаться.

Последний скачок вниз в развитии экономики произошел в 2015-ом, что также отразилось на пенсионных выплатах. Показатели последних 3-х лет свидетельствуют о стабильности экономики и размеренном увеличении прожиточного минимума.

По закону, страховые пенсионные выплаты граждан Российской Федерации индексируются каждый год. При этом сумма выплат зависит от обесценивания финансов в стране за прошлый год.

Также положение закона предполагает возможность дополнительной индексации 1 апреля, причиной проведения которой будет обнаружение возможностей дополнительных выплат на счету ПФ. В свою очередь, этот фонд к установленному времени должен представить все данные о своем финансовом состоянии.

Как уже отмечалось, в 2018-ом этот порядок немного изменился, в отличие от привычного проведения подсчета индексации с 1 февраля, это произошло раньше. Это стало возможным главным образом за счет ожидаемого минимального уровня инфляции.

То, что в этом году нет необходимости ждать до февраля, пока Росстат не предоставит точные расчеты инфляции за прошлый год, не значит, что теперь это войдет в практику. Если в 2018-ом будет высокий уровень инфляции и резкое увеличение прожиточного минимума, то в следующем году для индексации придется также ждать февраля.

С началом текущего года произошло увеличение пенсионного обеспечения неработающих граждан на 3,7%. Согласно указу, подписанному президентом Российской Федерации, прежний порядок подсчета индексации и выплат не аннулирован, а лишь приостановлен до 2019.


Важно также учитывать, что пенсия неработающим пенсионерам состоит из 2-х частей:

  • фиксированные выплаты – это установленная и подтвержденная на государственном уровне твердая сумма, залогом выплаты которой является подписанный президентом закон;
  • страховая часть выплат – это дополнительная сумма, рассчитана в индивидуальном порядке для каждого пенсионера.

Результатом этого стали такие изменения, затрагивающие каждого неработающего пенсионера:

  • фиксированная выплата повысится на установленные 3,7%, что составит 4982 рубля, 90 копеек, уменьшена или увеличена эта сумма может быть лишь для определенных категорий людей, установленных законом;
  • страховая часть , расчет которой происходит исходя из количества наработанных за всю жизнь баллов, составит 81 рубль 49 копеек (то есть их стоимость также возросла на 3,7%).

Одобренные правительством индексация и повышение пенсионных выплат покрывает рост цен за прошлый год.

Эта сумма пересчитывается каждый год, основная цель процедуры – компенсировать рост цен. То есть, чем стабильнее была экономическая обстановка в прошлом году, тем меньший процент индексации установится в текущем.

Для примера можно рассмотреть ситуацию, сложившуюся в 2014-ом. Тогда начались резко повышаться цены, как на продовольственные, так и на другие товары, о кризисе писали в СМИ, привлекалось внимание общественности к увеличению прожиточного минимума. В результате этих событий при подсчете инфляции было решено значительно повысить пенсии – индексация составила более 11%. Такое повышение выплат коснулось как фиксированной части пенсии, так и страховой.

Если компенсировать потери из-за роста цен начислением индексации не удается, правительство может принимать другие законопроекты, которые бы приносили пенсионерам дополнительный денежный доход. Это произошло в 2017-ом. В 2016 доходы государственного бюджета ощутимо снизились из-за понижения стоимости нефти, но процент индексации, установленный в 2017 году, был небольшим. Правительство приняло закон, обязующий Пенсионный фонд выплатить каждому неработающему пенсионеру единоразовую сумму – 5000 рублей. Таким образом удалось частично компенсировать повышение цен.


Важно учитывать и то, что расчет индексации затрагивает не только тех граждан, которые на момент установления суммы выплат являются пенсионерами, но и тех, которым в скором времени предстоит ими стать. Такое положение было введено недавно – с 2015, когда размер пенсионного пособия составляется с учетом накопленных балов. Другими словами страховая составляющая пенсии теперь зависит от приобретенных баллов.

Индексация этих баллов происходит в одинаковом размере, как и нынешним пенсионерам, так и будущим, которые только накапливают баллы. Стоимость одного балла в прошлом году была 74 рубля 27 копеек, а в этом стала 81 рубль 49 копеек.

Новая формула расчета пенсий за несколько лет уже успела прижиться и особенно о будущем стали задумываться те, кто работает неофициально.

Как начисляется индексация пенсии

Рассмотрим более подробно установленные суммы начислений пенсионных выплат неработающим пенсионерам:

  • по возрасту по инвалидности второй группы – 4982 рубля 90 копеек ;
  • по первой группе инвалидности – 9965 рублей 80 копеек ;
  • по третьей группе инвалидности – 2491 рубль 45 копеек .

Чтобы узнать, на какую сумму рассчитывать, необходимо взять число последней выплаты за декабрь 2017 и умножить его на 3,7%.

Зная, как начисляется добавка к пенсии, важно учитывать соблюдение всех требований для получения выплат. На сегодняшний день к ним относятся такие факторы:

А пока предусмотренная системы еще не начала функционировать, проверить правильность выплат можно обратившись в предусмотренные органы ПФ. Если появляются сомнения о уже полученных выплатах, в них можно обратиться за перерасчетом и объяснениями.

Другие вопросы, связанные с индексацией пенсии в 2018 году

Главный вопрос, который особенно волнует граждан предпенсионного возрастастоит ли ожидать увеличение пенсионного возраста. На сегодняшний день его показатели в Российской Федерации составляют 55 лет для женщин и 60 лет для мужчин. В большинстве соседних стран, эти цифры давно уже увеличены.

Правительство предупреждает граждан о возможном повышении пенсионного возраста, но это вряд ли произойдет в 2018-ом. С одной стороны, по статистике каждый третий житель России после выхода на пенсию продолжает работать, а это лишь официальные данные. В связи с этим можно сделать вывод о фактической трудоспособности и мужчин, и женщин после выходя на пенсию. Этот факт может стать веской причиной для увеличения пенсионного возраста.

С другой стороны, официальных заявлений по этому поводу не было , поэтому очевидных поводов для беспокойств нет. Не стоит забывать и о предстоящих выборах президента России, вряд ли нынешняя власть возьмется за увеличение пенсионного возраста, тем самым вызвав критику в свой адрес.

Еще один актуальный вопрос касается прошлогодней единоразовой выплаты всем пенсионерам в размере 5-и тысяч рублей. В некоторых СМИ можно встретить обнадеживающие заявления, однако никаких официальных поводов рассчитывать на такие выплаты нет. Установленная в этом году индексация полностью перекрывает увеличение прожиточного минимума за прошлый год – именно этот факт является доказательством отсутствия необходимости в дополнительной финансовой помощи пенсионерам.

Экономическая обстановка нормализуется, значит, установленной индексации будет достаточно для того, чтобы компенсировать подорожание продовольственных и других товаров, а также всевозможных услуг каждому пенсионеру. Поэтому ни 5000 рублей, ни каких либо других выплат неработающим пенсионерам правительство не обещает.

Таким образом, нововведения, связанные с индексацией пенсии неработающим пенсионерам, вступившие в силу с первого же месяца 2018, вызывают разную реакцию. С одной стороны, небольшой размер индексации доказывает экономическую стабильность, что является плюсом, но с другой – жить пенсионерам все так же непросто.

Принцип начисления страховой пенсии в точности повторяет любую программу накопительного страхования. Суть методики заключается в том, что человек на протяжении всей своей трудовой деятельности платит взносы с заработной платы и, в итоге, по выходу на заслуженный отдых получает накопленную сумму. Страховым случаем в этой ситуации является нетрудоспособность.

Финансовые средства, накопленные за весь период работы, человек получает не единожды и в полном объеме, а ежемесячно, практически в равных долях. Но с учетом нынешнего уровня инфляции сумма не может все время оставаться на одном уровне. Для этого и необходимаиндексация страховой части пенсии. Её размер будет зависеть от выполняемых требований. Поэтому о своей жизни после выхода на заслуженный отдых нужно думать как можно раньше.

Что такое страховая пенсия?

Прежде чем определиться, что такое индексация страховой части пенсии, нужно разобрать значение самого этого понятия.

Данный вид выплат обозначает денежную компенсацию гражданам, имеющим страховой полис и по какой-либо причине являющимся нетрудоспособными. Это может объясняться пожилым возрастом, присвоением инвалидной группы, наличием нетрудоспособных членов семьи, потерей кормильца.

В данный вид выплат включаются две составляющие. Это непосредственно страховая пенсия, по которой и начисляется индексация страховой части трудовой пенсии, и фиксированная сумма.

Какие существуют виды страховой пенсии

Страховая пенсия положена не только гражданам, находящимся на заслуженном отдыхе, но и другим лицам с имеющимися на то причинами. Основаниями для получения данных начислений являются:

  • достижение пенсионного возраста;
  • группа инвалидности, подтвержденная заключением медицинской комиссии;
  • потеря кормильца.

Каковы условия получения страховой пенсии по возрасту

Не все лица преклонного возраста имеют право на получение выплат по страховой пенсии. Для этого должны быть соблюдены определенные условия, к которым относятся:

  1. Возраст. Чтобы получить возможность получать пенсию, мужчина должен достичь шестидесяти лет, а женщина - пятидесяти пяти.
  2. Трудовой стаж. В период с 2015 по 2024 год эта величина выросла с шести лет до пятнадцати - ежегодно на единицу.
  3. Величина персонального пенсионного коэффициента. В период с 2015 по 2025 год это число возрастет с 6,6 до 30 - ежегодно на 2,4.

Что такое страховой стаж

Величина начисляемых выплат непосредственно влияет на размер индексации страховой части пенсии. Сумма, которая положена гражданину, находящемуся на заслуженном отдыхе, зависит от нескольких факторов. Одним из таких условий является трудовой стаж.

Страховой стаж - эта суммарная величина всех рабочих периодов. Сюда включены и другие виды деятельности. То есть те обстоятельства, из-за которых человек временно не занимался трудом. Они учитываются при расчете размера пенсионных выплат.

Все то время, в течение которого в поступали взносы, прибавляется к трудовому стажу. Как правило, это происходит при определенных ситуациях. К ним относится:

  • служба в вооруженных силах или силовых структурах (в милиции, на таможне, в прокуратуре, судебных органах);
  • временная невозможность работать вследствие болезни;
  • декретный отпуск, но отпуск по уходу за всеми детьми при этом не должен быть более шести лет;
  • положение из-за переезда или перевода своей организацией в другое место;
  • участие в работах под общественным началом;
  • пребывание под арестом вследствие незаконного обвинения или репрессирования;
  • уход за нетрудоспособным человеком с первой группой инвалидности, за ребенком-инвалидом и лицом преклонного возраста старше восьмидесяти лет;
  • период проживания жен военных в местах с невозможностью трудоустроиться (это время не должно превышать пяти лет);
  • период проживания членов семьи работников дипломатических организаций за рубежом (учитываются только первые пять лет).

Добавляется перечисленное время к трудовому стажу только в том случае, если перед или после такого периода велась трудовая деятельность.

Что такое индексация пенсии?

В последнее время правительством контролируется страховая часть пенсии. Индексация - это увеличение размера выплат, которое производится ежегодно. На повышение уровня индексации влияет снижение покупательской способности самого чувствительного слоя населения.

Так как существует страховая часть пенсии (индексация которой рассматривается в нашей статье) и социальная, то способ их перерасчета имеет отличия. На уровень увеличения размера социальных пособий влияет величина прожиточного минимума для каждого региона. А индексация страховой части пенсии зависит от социальных начислений, и доходности Пенсионного фонда Российской Федерации.

Как определяются индексы для перерасчета

Коэффициент индексации страховой части пенсии пересчитывается согласно экономическим показателям, в частности, темпам инфляции. Но при этом размер доплат не будет превышать возможности государственного бюджета. По этой причине ежегодный перерасчет регулируется законом. На процесс влияет не только финансовое положение в государстве, но и социальная ситуация. К данной корректировке правительством были учреждены дополнительные надбавки согласно специальным указам и постановлениям.

Индексация страховой части пенсии по годам имела разное значение, и проследить её динамику довольно-таки сложно, ведь на перерасчет повлияли различные факторы. До 2013 года порядок расчета коэффициента был одним. Затем финансовая ситуация в Российской Федерации начала усугубляться, и перерасчет стал полностью отражать положение в стране. Так, в 2016 г. граждане, пребывающие на заслуженном отдыхе, получили пенсии на уровне предыдущего года. Индексация была назначена разово, и её коэффициент составил четыре процента.

Какова динамика начисления индексации

В предыдущем году, как уже упоминалось, лишь единожды была пересчитана страховая часть пенсии. Это было обусловлено снижением нагрузки на бюджет государства. Индексация же в этом году предусматривает два увеличения. Одно запланировано на первые числа февраля, другое произойдет в апреле. Именно такой порядок предусмотрен законодательством.

Индексация страховой части пенсии каждый год имела разное значение:

  • в 2010 году - 6,3 %;
  • в 2011 - 8,8%
  • в 2012 - 10,65%;
  • в 2013 - 10,12%;
  • в 2014 - 8,31%;
  • в 2015 - 11,4%;
  • в 2016 - 4%;
  • в 2017 - 5,8%.

Как будет произведен перерасчет в 2017 году?

Чтобы хоть как-то компенсировать выплаты 2016 года, правительством было принято решение о начислении фиксированной суммы в размере пяти тысяч рублей.

Корректировочный коэффициент текущего года зависит от размера пенсии, который был сформирован по окончании 2016 года. Так как индекс инфляции составил 5,8 процента, то расчетная величина будет равна 1,058.

В соответствии с установленным на текущий год индексом, средние по России размеры страховых пенсий составили:

  • по возрасту - 13 620 рублей;
  • по наличию группы инвалидности - 8 457 рублей;
  • по потере кормильца - 8 596 рублей.

Если не учитывать фиксированные выплаты, то можно сказать, что в данный период проводится не индексация страховой части, а скорее её корректировка.

Первая корректировка, проводимая 1 февраля, учитывает величину роста потребительских цен за прошлый год. Этот перерасчет является обязательным для исполнения. Вторая же во многом зависит от доходности и в соответствии с ней правительство устанавливает коэффициент. Но индексация, проводимая первого апреля, по соответствующему указу может не осуществляться.

Для поддержания покупательной способности трудовой пенсии законом предусмотрена периодическая индексация ее составляющих частей – страховой и накопительной - по определенным правилам.

Страховая часть трудовой пенсии, которая с 1 января 2010 года объединяет в себе фиксированный базовый размер пенсии (Б) и непосредственно страховую составляющую (ССП), индексируется в следующем порядке:

1) при росте цен за каждый календарный квартал не менее чем на 6 % - один раз в три месяца с 1-го числа месяца, следующего за первым месяцем очередного квартала, то есть с 1 февраля, 1 мая, 1 августа и с 1 ноября;

2) при меньшем уровне роста цен, но не менее чем на 6 % за каждое полугодие - один раз в шесть месяцев, то есть с 1 августа и 1 февраля, если в течение соответствующего полугодия не производилась индексация, указанная в п. 1);

3) в случае роста цен за соответствующее полугодие менее чем на 6 % - один раз в год с 1 февраля, если в течение года не производилась индексация, указанная в п. 1) и 2);

4) и дополнительное увеличение - в случае, если годовой индекс роста среднемесячной заработной платы в стране превысит суммарный коэффициент произведенной индексации страховой части трудовой пенсии в этом же году, с 1 апреля следующего года, на разницу между годовым индексом роста среднемесячной заработной платы в стране и указанным коэффициентом . При этом, как указанно в Законе, дополнительное увеличение с учетом ранее произведенной индексации не может превышать индекс роста доходов Пенсионного фонда РФ в расчете на одного пенсионера, направляемых на выплату страховой части трудовых пенсий.

Необходимо отметить, что валоризационная прибавка (СВ) учитывается в составе индексируемой страховой части пенсии.

Таблица 6. Коэффициенты индексации и дополнительного увеличения страховой части трудовой пенсии (до 1 января 2010 года - страховой и базовой частей трудовой пенсии)

Часть пенсии

Дата, с которой

производится

индексация

Базовая часть

(с 01.01.10 – фиксированный базовый размер страховой части пенсии)

Страховая часть

(с 01.01.10 – страховая составляющая страховой части пенсии)

В период с 2002 по 2009 гг. включительно

Базовая и страховая часть пенсии индексировались отдельно и по разным правилам

Индексация базовой части пенсии производилась с учетом темпов роста инфляции, но «в пределах средств, предусмотренных на эти цели в федеральном бюджете и бюджете Пенсионного фонда РФ на соответствующий финансовый год». Это означало, что запланированная индексация базовой части пенсии отражалась в законе о бюджете ПФР на предстоящий год и основывалась на прогнозе социально-экономического развития страны.

Могло быть также произведено и дополнительное – как запланированное, так и незапланированное увеличение базовой части пенсии (она устанавливалась отдельными законами) - в целях её поэтапного приближения к величине прожиточного минимума пенсионера .

Последнее перед 01.01.2010 повышение базовой части пенсии произошло 1 декабря 2009 года, когда она была установлена в размере 2562 рублей в месяц.

Правила индексации страховой части пенсии были идентичны тем, которые теперь применяются для страховой части трудовой пенсии.

1,065

1,09

1,126

1,08

1,09

1,0628

1,06 и 1,048 (коэффициент доп. увеличения)

1,063

1,062

1,092 (коэффициент доп. увеличения)

1,12

1,075 (коэффициент доп. увеличения)

1,08

объединены в Страховую часть

Начиная с 2010 года

Фиксированный базовый размер и страховая составляющая страховой части пенсии индексируются одновременно

1, 063

1,088

1,07

1,0341

1,066

Накопительная часть трудовой пенсии (НЧП) не индексируется. Когда трудовая пенсия по старости (в т.ч. ее накопительная часть - как в обычном порядке, так и в виде срочной пенсионной выплаты) назначена, ее размер подлежит ежегодной, с 1 августа, корректировке на специальный, рассчитанный Пенсионным фондом или негосударственным пенсионным фондом (в зависимости от того, где формировалась и кто выплачивает НЧП) корректирующий коэффициент , по результатам инвестирования средств выплатного резерва и (или) пенсионных накоплений в соответствии с Федеральным законом «О порядке финансирования выплат за счет средств пенсионных накоплений» . Такая корректировка осуществляется автоматически, то есть для нее не требуется обращение застрахованного лица.

Перечисленные выше виды индексаций применяются уже тогда, когда пенсия назначена и человек ее получает. А если гражданин еще не вышел на пенсию или вышел, но продолжает при этом работать, у него накапливаются пенсионные права (пенсионный капитал , а после 1 января 2010 года в пенсионный капитал еще включается и сумма валоризации СВ). Чтобы до наступления момента, когда он сможет получить их в виде страховой части пенсии (в момент назначения или перерасчета страховой части пенсии), они не обесценились в результате инфляционных процессов, Законом о трудовых пенсиях предусмотрена индексация (суммы ПК1 и ПК2, и после 01.01.2010 г. - СВ). Конкретная величина индексации определяется Правительством РФ, исходя из тех же критериев, что используются для индексации и дополнительного увеличения страховой части пенсии (индекс роста среднемесячной заработной платы в Российской Федерации, индекс роста доходов Пенсионного фонда РФ в расчете на одного пенсионера, направляемых на выплату страховой части трудовых пенсий).

Таким образом, пока гражданину не назначена страховая часть трудовой пенсии, индексируется его расчетный пенсионный капитал (в соответствии с пунктом 2 статьи 29.1 и пунктом 11 статьи 30 Закона о трудовых пенсиях). С того момента, как гражданин становится получателем трудовой пенсии, его расчетный пенсионный капитал «преобразуется» в страховую часть его пенсии и с этого момента , а не расчетный пенсионный капитал.

Таблица 7. Коэффициент индексации расчетного пенсионного капитала застрахованных лиц

Дата, с которой
производится
индексация

Коэффициент индексации

Дата вступления в силу нормативного акта, устанавливающего размер коэффициента индексации

1,1065

1,088

1,1427

1,269

1,204

1,16

1,127

1,114

1,177

1,307

Иногда возникает вопрос, должна ли производиться (и каким образом) индексация расчетного пенсионного капитала работающего пенсионера (состоящего из поступивших за него после назначения пенсии страховых взносов).

ü Заметим, что данный вопрос в настоящее время регламентирован пунктом 24 ст. 14 Закона о трудовых пенсиях (до 01.01.2010 – п. 10 ст. 14).

Разберем данную ситуацию подробно на двух примерах.

Пример 1. Допустим, продолжающий трудовую деятельность пенсионер отказался от автоматического ежегодного перерасчета размера страховой части трудовой пенсии . Т.е. на его пенсионном счете постепенно накапливается , состоящий из поступивших за него после выхода на пенсию, но не ранее 1 января 2002 года, страховых взносов (прежний пенсионный капитал (ПК1, ПК2, сумма валоризации СВ) к этому моменту уже учтен при назначении пенсии – преобразован в страховую составляющую страховой части трудовой пенсии этого гражданина). В этом случае индексации подлежит как страховая составляющая страховой части пенсии этого гражданина (на коэффициенты индексации и дополнительного увеличения страховой части трудовой пенсии), так и его еще не «преобразованный» в страховую часть страховой части пенсии расчетный пенсионный капитал (на коэффициенты индексации расчетного пенсионного капитала).

Индексация сумм уплаченных страховых взносов, принимаемых во внимание при определении величины суммы расчетного пенсионного капитала для назначения трудовых пенсий, производится после включения их в расчетный пенсионный капитал (отметим, что в приведенной по ссылке телетайпограмме речь идет о периоде 2002-2009 гг., когда учет уплаченных за работника страховых взносов был ежегодный; в 2010 году – учет полугодовой; с 2011 года – поквартальный. Более подробно о порядке и сроках учета поступающих за застрахованное лицо страховых взносов – см. в ).

Пример 2. Гражданину была назначена трудовая пенсия 01.05.2003 года. Он продолжал работать и обратился за перерасчетом страховой части как работающий пенсионер (речь идет о периоде 01.01.2002 – 13.07.2009 (дата вступления в силу Федерального закона от 30.06.2009 № 142-ФЗ), когда перерасчет страховой части пенсии работающим пенсионерам производился только в заявительном порядке). Соответствующий перерасчет был произведен 01.07.2004 г.

Разберемся, как индексировался расчетный пенсионный капитал (ПК) в этом примере.

Итак, индексация ПК произошла еще до назначения гражданину трудовой пенсии. Смотрим данные в таблице 7. 1 апреля 2003 года был проиндексирован имевшийся у гражданина на 01.01.2002 пенсионный капитал (фактически он состоял только из ПК1). Затем с 01.05.2003 по 01.07.2004 производились индексации уже страховой части пенсии, одновременно на пенсионном счете гражданина формировался новый пенсионный капитал из продолжающих поступать за него страховых взносов.

1 апреля 2004 года вступило в силу постановление Правительства, предусматривающее индексацию расчетного пенсионного капитала застрахованных лиц, который имелся у них на 01.01.2003 г. Однако, если четко следовать букве закона (в п. 10 ст. 14 Закона о трудовых пенсиях в ред. до 01.01.2010 пояснялось, что «в случае установления трудовой пенсии по старости…средства,…учтенные при назначении этой пенсии, не принимаются во внимание…при индексации расчетного пенсионного капитала» ) индексация пенсионного капитала, приобретенного с 01.01.02 по 01.01.03 не производится, так как он уже был учтен в страховой части пенсии, которая в этот период и индексировалась. Аналогично не будет индексироваться и пенсионный капитал, приобретенный впоследствии, так как на момент когда такая индексация может быть произведена, он уже будет учтен в страховой части пенсии при ее перерасчете (расчетный пенсионный капитал на 01.01.2004, который проиндексирован с 1 апреля 2005 года, уже учтен при перерасчете страховой части пенсии 01.07.2004 г.).

С ум м а же пенсионных накоплений (ПН ), п ока пенсия еще не назначена , не индексируется, она лишь меняется (не обязательно увеличивается) в зависимости от результатов их инвестирования.

ПРИМЕР РАСЧЕТА ТРУДОВОЙ ПЕНСИИ ПО СТАРОСТИ

Исходные данные:

Мужчина – 01.01.1967 г.р.

З/п – на уровне средней по стране

Начало работы – 01.01.1987 год

Дата выхода на пенсию – 01.01.2027 год

Стаж – 40 лет

«Период дожития» для подсчета страховой части пенсии (Т) – 228 месяцев

Величина «периода дожития» (Т), применяемого для расчета накопительной части трудовой пенсии по старости, в примере принимается равной показателю Т, который используется для подсчета страховой части пенсии

Застрахованное лицо изначально относится к категории «молчунов», т.е. пенсионные накопления остаются в Пенсионном фонде РФ, в расширенном инвестиционном портфеле (управляет ими государственная управляющая компания)

Ежегодная индексация расчетного пенсионного капитала (ПК) с учетом темпов инфляции и роста средней заработной платы в стране

Доходность от инвестирования пенсионных накоплений (ПН) не ниже инфляции

Зарплата работника на протяжении трудовой деятельности находится в таких пределах, что до 1 января 2010 года на подлежащие уплате за работника страховые взносы в ПФР регресс не распространялся, а после 1 января 2010 года облагаемая страховыми взносами также находится в пределах максимальной суммы, облагаемой взносами, идущими на формирование пенсионных прав.

Кроме того, учитывая планируемые с 2014 года изменения в порядке реализации застрахованным лицом своего права на управление средствами пенсионных накоплений и возможности перераспределения взносов, идущих на страховую и на накопительную часть пенсии , предположим, что работник выразил желание продолжать формировать свои пенсионные накопления в ПФР в расширенном инвестиционном портфеле и за него продолжают и в 2014 году перечисляться взносы в размере 10 % на страховую часть пенсии (ПК2) и 6 % на накопительную часть (ПН).

Конечный результат (размер пенсии) указан в масштабе цен 2013 года.

Условные обозначения: ИЛС – индивидуальный лицевой счет застрахованного лица в Пенсионном фонде РФ, где отражаются данные о поступающих за работника взносах, из которых формируются его пенсионные права (страховая (ПК2) и накопительная часть пенсии).

Расчет:

Пенсия = СЧ+НЧ

1. СЧ – страховая часть трудовой пенсии.

СЧ = Б + ССП

Б – фиксированный базовый размер трудовой пенсии по старости, определенный на дату назначения пенсии.

Поскольку конечный результат расчета дан в масштабе цен 2013 года, в данном примере Б рассчитан исходя из величины фиксированного базового размера на 01.02.2013 – 3495 рублей (размер Б на 01.12.2009 - когда он последний раз на сегодняшний день был установлен в абсолютном размере - 2562 рубля умножаем на коэффициенты индексации и дополнительного увеличения страховой части трудовой пенсии за период с 01.12.2009 по 01.02.2013). Учитывая, что начиная с 1 января 2015 года фиксированный базовый размер страховой части трудовой пенсии по старости подлежит увеличению на 6 % за каждый полный год страхового стажа сверх норматива стажа (30 лет для мужчин), размер Б составит 5 592 рубля (3495 + 3495 * 6% * 10 лет).

ü Более подробно о вводимой с 1 января 2015 года зависимости размера Б от страхового стажа пенсионера - см. подраздел « ».

ССП – страховая составляющая страховой части трудовой пенсии по старости.

ССП = ПК / Т = (сумма расчетного пенсионного капитала по состоянию на день назначения страховой части трудовой пенсии по старости) / (период дожития Т на момент назначения страховой части пенсии по старости (228 мес.)).

ПК = (ПК1 (пенсионный капитал, приобретенный до 2002 г.)+СВ (сумма валоризации)+ПК2 (пенсионный капитал, приобретенный после 2002 г.)).

Окончательный размер ПК считается с учетом индексации расчетного пенсионного капитала в соответствии с п. 8 ст. 30 Закона о трудовых пенсиях.

Индексация расчетного пенсионного капитала на:

01.01.2002 г. – 1,307 (на 30,7 %)

01.01.2003 г. -1,177 (на 17,7 %)

01.01.2004 г. – 1,114 (на 11,4 %)

01.01.2005 г. – 1,127 (на 12,7 %)

01.01.2006 г. - 1,16 (на 16 %)

01.01.2007 г. – 1,204 (на 20,4 %)

01.01.2008 г. - 1,269 (на 26,9 %)

01.01.2009 г. – 1,1427 (на 14,27 %)

01.01.2010 г. – 1,088 (на 8,8 %)

01.01.2011 г. – 1,1065 (на 10,65 %)

ПК1 =

(СК *

(Зр /

З ср)

* СЗП

– 450)

* Т

от 0,55 до 0,75

(от 25 до 45 лет стажа у муж.)

Ср. з/п работника за 2000-2001 гг. либо за любые 60 месяцев подряд трудовой деятельности

Ср. з/п по РФ за тот же период, что и в Зр

(не более 1,2)

Ср. з/п в РФ за III квартал 2001 года

1671 руб.

Размер БЧТП

на 01.01.2002

Ожидаемый период выплаты пенсии на момент ее назначения

(228 мес.)

ПК1 корректируется при неполном общем трудовом стаже, имеющемся у застрахованного лица по состоянию на 01.01.2002 г. (т.е. если мужчины менее 25 лет общего трудового стажа на указанную дату), в соответствии с абз. 8 п. 1 ст. 30 ФЗ № 173-ФЗ следующим образом:

ПК1*(число месяцев имеющегося у застрахованного лица по состоянию на 01.01.2002 г. трудового стажа / число месяцев полного трудового стажа, т.е. 300 мес. (25 лет))

ПК1= (0,55 * 1 * 1671 - 450) * 228 мес. * (180 мес./300 мес.) = 64166,04

СВ = 10 % ПК1 + 1 % ПК1 за каждый полный год стажа до 1 января 1991 года = 10% * 64166,04 + 4% * 64166,04 = 8983,24

ПК2 = Сумма взносов на ИЛС, идущих на формирование ПК2, в период с 2002 г. до момента назначения пенсии

Годы

Основа для расчета ПК2 (взносы на ИЛС, идущие на формирование страховой части пенсии (ПК2))

Индексация ПК (расчетного пенсионного капитала), %

Сумма ПК

нарастающим итогом, руб.

з/п, руб. в месяц

Тариф отчислений, %

2001

30,7

Индексируется ПК1 и СВ

(64166,04+8983,24)*1,307=95606,109

2002

4360

17,7

Начинается суммирование ПК1,СВ и ПК2

(5755,2+95606,109)*1,177=119302,26

2003

5500

11,4

(7260+119302,26)*1,114=140990,36

2004

6700

12,7

(8040+140990,36)*1,127=167957,21

2005

8600

(10320+167957,21)*1,16=206801,56

2006

10700

20,4

(12840+206801,56)*1,204=264448,44

2007

13400

26,9

(16080+264448,44)*1,269=355990,59

2008

17300

14,27

(16608+355990,59)*1,1427=425768,4

2009

18600

(17856+425768,4)*1,088=482663,35

2010

21000

8 (с 01.07.10 -10)

10,65

(22680+482663,35)*1,1065=559162,42

2011

23400

6,1 *

(28080+559162,42)*1,061=623064,21

2012

26500

6,5 *

(31800+623064,21)*1,065=697430,38

2013-2026

29400 **

на ур-не не ниже инфляции

35280*14 лет + 697430,38 = 1191350

Итого

* - предположительно (аналогичен уровню инфляции/прогноза инфляции за соответствующий год)

** - по прогнозу Минэкономразвития России

ПК = ПК1+СВ +ПК2 = 1 191 350 рублей (с учетом индексации)

3. НЧ – накопительная часть трудовой пенсии

НЧ = ПН/Т = (сумма страховых взносов на ИЛС, идущих на накопительную часть пенсии, с учетом доходности от их инвестирования) / (период дожития Т, аналогичный с применяемым для исчисления страховой части пенсии (228 мес.)).

Годы

Основа для расчета ПН (взносы на ИЛС, идущие на формирование накопительной части пенсии (ПН))

Доходность от инвестирования средств ПН, %

Сумма ПН

нарастающим итогом****, руб.

з/п, руб. в месяц

(~ур-ню ср. з/п в РФ по данным Минэкономразвития)

Тариф отчислений, %

2002

4360

Фин. результат от временного размещения непереданных средств – 3,2

1569,6 * 1,032 =1619,83

2003

5500

Фин. результат от временного размещения непереданных средств – 2,6

(1980+1619,8272)*1,026=3 693,42

2004

6700

7,33

(3216+3 693,42)*1,0733=7415,88

2005

8600

12,07

(4128+7415,8834)*1,1207=12937,23

2006

10700

5,67

(5136+12937,23)*1,0567=19097,98

2007

13400

5,98

(6432+19097,98)*1,0598=27056,67

2008

17300

0,46

(12456+27056,67)*(1-0,0046)=39330,9

2009

18600

9,52

(13392+39330,9)*1,0952=57742,12

2010

21000

7,62

(15120+57742,12)*1,0762=78414,08

2011

23400

5,47

(16848+78414,08)*1,0547=100472,92

2012

26500

8,18 ***

(19080+100472,92)*1,0818=129332,35

2013-2026

29400

на уровне, ~соответствующем уровню инфляции

21168*14 лет+129332,35 = 425684

Итого

425 684

*** - имеющиеся по состоянию на 01.02.13 данные о результатах инвестирования средств ПН за 9 месяцев 2012 года.

**** - расчет конечной величины суммы ПН, из которой определяется размер накопительной части пенсии, приведен в упрощенной форме, и в частности, без поправки на имеющий место «разрыв» по времени между периодом, за который взносы перечислены, и моментом передачи этих средств для их инвестирования , и без учета некоторых иных нюансов, которые могут оказывать несущественное влияние на размер ПН.

Пенсия = СЧ+ НЧ = Б + ССП (ПК/ 228) + НЧ (ПН/228) = 5 592 + 5 225 + 1 867 = 12 684 руб.

(результат расчета приведен в масштабе цен 201 3 года)


С 1 января 2010 года введено такое понятие как «социальная доплата к пенсии». Она полагается неработающим пенсионерам, чей доход меньше прожиточного минимума пенсионера в субъекте, где они проживают или временно пребывают. Правила выплаты социальной доплаты - в ст. 12.1 Федерального закона от 17.07.1999 г. № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи».

Приведен базовый размер трудовой пенсии по старости у лиц, не достигших 80 лет; не имеющих ограничения способности к трудовой деятельности и не имеющих на иждивении нетрудоспособных членов семьи.

Рассчитывается данный коэффициент по правилам, утвержденным: для ПФР - Постановлением Правительства РФ от 18.10.2012 № 1060 «Об утверждении Правил определения корректирующего коэффициента, применяемого Пенсионным фондом РФ при корректировке размера накопительной части трудовой пенсии по старости и (или) размера срочной пенсионной», для НПФ - Постановлением Правительства РФ от 18 октября 2012 г. № 1063 «Об утверждении Правил определения корректирующего коэффициента, применяемого негосударственным пенсионным фондом при корректировке размера накопительной части трудовой пенсии по старости и (или) размера срочной пенсионной выплаты»

Более подробно – см. ст. 12 и ст. 16 Федерального закона «О порядке финансирования выплат за счет средств пенсионных накоплений».

Ознакомит ь ся с данной законодательной новеллой, которая должна начать реализовываться с 2014 года, можно, изучив содержание с т. 1, ст.2, подп.а) п.5, п.10 -12 ст. 3 и ст. 5 Федерального закона от 03.12.2012 № 243-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ по вопросам обязательного пенсионного страхования» .

См. ст. 36.12 Федерального закона от 07.05.1998 г. № 75-ФЗ «О негосударственных пенсионных фондах», ст. 34 Федерального закона от 24.07.2002 г. № 111-ФЗ «Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации».

Индексация пенсии по старости по годам проводилась неравномерно. Задача таких изменений – обеспечить стабильность реальных доходов пенсионеров и создать условия для роста уровня обеспеченности неработающего населения. Процедура индексирования представляет собой корректировку базовых величин выплат на коэффициент изменения потребительских цен. Это позволяет нивелировать негативный эффект от инфляционных колебаний для пенсионеров.

Индексация пенсий по годам

До 2010 года в системе пенсионного обеспечения существовало разделение пенсионных начислений на базовую и страховую части. С 2010 года использовалось только определение страховой части пенсии. С 2015 года было выведено из оборота и это понятие - оно было заменено термином «страховая пенсия». Вместо фиксированного базового размера пенсии появилась фиксированная выплата, дополняющая страховую пенсию.

Порядок назначения и корректировки разных видов пенсий регламентирован нормами законов:

    № 400-ФЗ от 28.12.2013 г. (о страховых пенсиях);

    № 166-ФЗ от 15.12.2001 г. (о государственном пенсионном обеспечении).

Фиксированные выплаты индексируются в соответствии с нормами ст. 16 закона № 400-ФЗ. Пересмотр коэффициентов осуществляется ежегодно по состоянию на 1 февраля. При росте ресурсов ПФР, Правительство может инициировать дополнительную корректировку выплат по состоянию на 1 апреля.

Повышение уровня страховых пенсий осуществляется каждый год (ч. 10 ст. 18 закона № 400-ФЗ) в связи с изменением стоимости пенсионных баллов – с февраля и с апреля.

Так, индексация пенсии в 2015 году была проведена в отношении фиксированных выплат и пенсии по гособеспечению, страховые пенсии увеличились за счет корректировок. Суть этих двух процедур одна – рост пенсионных выплат для поддержания покупательской способности в условиях меняющейся инфляции.

Индексация пенсий в 2016-2018 годах производилась по отношению к базовым величинам, действовавшим в 2015 году. Например, фиксированная выплата на начало 2015 года была равна 3935 руб. (ст. 16 закона № 400-ФЗ). В феврале потребовалась ее корректировка на коэффициент 1,114 в связи с ростом инфляции в предыдущем году (Постановление Правительства, изданное 23.01.2015 г. под № 40). В итоге с февраля обновленная выплата стала равна 4383,59 руб. (3935 х 1,114).

Дальнейшие изменения фиксированных выплат производились в отношении пенсий неработающих пенсионеров в следующих объемах:

    с 1 февраля 2016 года действует выплата, равная 4558,93 руб., повышение на коэффициент 1,04 регламентировано ст. 6 Закона от 29.12.2015 г. № 385-ФЗ (по аналогичному коэффициенту корректируется и социальная пенсия - ст. 4 закона № 385-ФЗ);

    с февраля 2017 года выплата увеличилась до уровня 4805,11 руб. (коэффициент составил 1,054, что указано в правительственном Постановлении от 19.01.2017 г. № 36);

    с 01.01.2018 года действует фиксированная выплата в сумме 4982,90 руб. (коэффициент равен 1,037 – ст. 4 Закона от 28.12.2017 г. № 420-ФЗ).

Наглядно демонстрирует, на какой коэффициент проводилась индексация пенсий с 2016 года, таблица, приведенная ниже.

Социальные пенсионные выплаты корректируются весной - с апреля. Темпы их роста каждый год отличаются от уровня прироста страховых пенсий. Отличие обусловлено тем, что социальные пособия завязаны на уровень прожиточного минимума , определяемого для категории граждан пенсионного возраста, а страховая выплата сопоставляется с показателями инфляции и доходности ПФР.

Какие индексации пенсии были в 2018 году:

    с января 2018 г. была изменена стоимость пенсионного бала – она увеличилась на 3,7% (до 81,49 руб.);

    индексация пенсии в 2018 годах в процентах применительно к страховой пенсионной выплате произведена в размере 3,7%;

    социальные пенсионные выплаты выросли с апреля на 2,9% (выплаты, которые получают при наличии группы инвалидности, по старости или в связи с утратой кормильца).

Таблица по применяемым коэффициентам за период с 2010 года:

Годы

Виды выплат

Страховая пенсия

Стоимость одного пенсионного балла

Социальная пенсия

2010 год

2011 год

2012 год

2013 год

2014 год

2015 год

64,10 руб. (на 01.01.2015)

71,41 руб. (с 01.02.2015)

2016 год

74,27 руб. (с 01.02.2016)

2017 год

78,28 (с 01.02.2017)

78,58 руб. (с 01.04.2017)

2018 год

81,49 руб. (с 01.01.2018)

2019 год

87,24 руб. (с 01.01.2019)

Какие индексации пенсий в 2019 году планируются

Корректировка пенсионных выплат запланирована на январь 2019 года. На этот раз основной целью является увеличение разрыва между темпом роста инфляции и приростом пенсий (за счет увеличения выплат неработающим пенсионерам на 7,05%). С 01.01.2019 г. вырасти должна и стоимость пенсионного балла – до 87,24 руб. Фиксированная часть выплачиваемых страховых пенсий определена в твердой сумме и составит 5334,19 руб. Социальные выплаты будут увеличены по состоянию на 1 апреля.

Такой рост станет возможным благодаря проведению пенсионной реформы . Законодательные нововведения предусматривают увеличение возраста выхода на пенсию, за счет чего сократится дефицит средств ПФР. Пенсионеры, продолжающие трудовую деятельность, будут получать выплаты из бюджета ПФР, но без учета индексаций. Дополнительно вводится ряд льгот для предпенсионеров . Ими считаются лица, которые до реформы могли претендовать в ближайшие годы на назначение пенсии, но в связи с законодательными поправками вынуждены будут работать дольше намеченного.



 

Возможно, будет полезно почитать: