Конспект по математическому развитию в средней группе. Конспект занятия по математическому развитию «колобок» в средней группе. Видео: логические блоки Дьенеша

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №28 «Светлячок»»

«Путешествие в Африку»

(Конспект занятия по математическому развитию)

Составила воспитатель:

Семенова С.А.

п. Средний, 2016г.

Цель: закрепление полученных знаний у детей по математическому развитию.

Задачи:

Образовательные. Закрепить знания детей о геометрических фигурах.

Закрепить счёт до 4.

Формировать умение соотносить цифру к числу и наоборот, умение конструировать.

Развивающие .

Развивать логическое мышление, сообразительность, внимание, смекалку.

Способствовать формированию мыслительных операций, развитию речи, умению аргументировать свои высказывания.

Воспитательные .

Воспитывать умение слушать друг друга, взаимовыручку, любознательность.

Тип занятия . Занятие в форме дидактических упражнений и игр.

Форма занятия: Фронтальная

Продолжительность. 20 мин.

Участники. Воспитанники средней группы и воспитатель.

Возраст обучающихся . 4-5 лет.

Оборудование и материалы . Два дома с геометрическими фигурами (в первом доме изображены квадрат, треугольник, прямоугольник, во втором доме изображены круги), один овал, два набора танграма, два образца 12 парусов, обезьяна, письмо, записка, пальма, мольберт, простые карандаши, CD -проигрыватель, звуки моря. Для детей: шесть треугольников, шесть квадратов, счётные палочки, набор цифр.

Предварительная подготовка . Дидактические игры, дидактические упражнения в режимных моментах.

Методы и приемы работы с детьми:

Словесный метод: объяснения, пояснения, указания, вопросы к детям, б, словесная инструкция, контроль и оценка работы;

Наглядный метод: использование демонстрационного материала, раздаточного материала;

Практический метод: выполнение практических заданий;

Игровой метод: игровые моменты.

Ход занятия

Организационный момент. Эмоциональный настрой на занятие.

Игра «Превращение предмета». Учить превращать обычный предмет (линейку, карандаш), с помощью движений, в нечто другое (расческа, дудочка и т.д.). Развитие воображения.

Воспитатель: Ой, кто это к нам летит? Да это же Сорока – белобока.

Влетает сорока с конвертом, в конверте письмо и фигуры «Танграм».

Сорока: Я – сорока – белобока, я летала так далёко. Принесла я вам письмо. Очень важное оно.

Воспитатель: Спасибо, сорока.

Сорока улетает.

Воспитатель: Ребята, а письмо это из Африки. Ну-ка, что здесь пишут?

Читает письмо: «Помогите, помогите! Спасите бедных африканских зверей. Нас похитил злой, ужасный Бармалей. Если вы сложите из фигур парусники, вы попадёте в Африку. Обезьянка Чи – чи»

Воспитатель: Ребята, спасём зверей?

Дети: Да!

Воспитатель: А каких африканских зверей вы знаете?

Дети: Львы, бегемоты, крокодилы, носороги, слоны.

Воспитатель: Ну, молодцы! Мы все не поместимся на одном паруснике, поэтому мы соберём их два.

Игра «Танграм». Дети по образцу собирают парусники.

Воспитатель: Парусники готовы. В путь! Закроем глаза, мы качаемся на волнах, дует лёгкий ветерок.

Звуки моря, воспитатель выносит пальму с запиской-заданием.

Воспитатель: Ой, ребята, посмотрите, что это?

Дети: Это пальма. Мы – в Африке!

Воспитатель: А тут ещё какое-то письмо. Садитесь потихоньку за столы и будем читать. Да, это письмо от обезьянки Чи-чи: «Здравствуйте, ребята. Вы очень смелые, раз приплыли на остров. Злой Бармалей придумал три задания, если вы сможете их выполнить, он станет добрым и отпустит всех зверей по домам. Обезьянка Чи-чи»

Воспитатель: Ну что будем решать задачи?

Дети: Да.

Решение задач.

Упражнение «Где живёт бабушка?»

Воспитатель: В городе геометрических фигур жило много жителей. Жили они каждый в своём доме. Вот однажды к бабушке в гости приехал внучек (Воспитатель показывает овал) , пошёл гулять и заблудился.

Посмотрите на домики, в которых живут геометрические фигуры. Как вы думаете, в каком из домиков живёт бабушка этой фигуры?

Дети высказывают своё мнение.

Воспитатель: Как называется эта фигура?

Дети: Овал.

Дети делают вывод: «В первом домике живут квадрат, треугольник, прямоугольник. У этих фигур есть углы, а во втором домике живут фигуры без углов, поэтому и наш внучек овал и его бабушка живут в доме под №2.

Воспитатель: Правильно, первое задание выполнили.

Игра «Найди свою пару»

Читаем второе задание.

Сейчас дети. которые сидят у окна, возьмут геометрические фигуры, а дети, которые сидят у стены, возьмут цифры. Вы должны посчитать, сколько углов у геометрической фигуры и найти свою пару среди цифр.

Дети выполняют задание.

Воспитатель: Молодцы. А теперь наоборот, цифры ищут свою пару среди фигур, но считают стороны фигуры.

Дети выполняют.

Физкультминутка.

Воспитатель: Молодцы, ребята. Давайте отдохнём. Выходите все ко мне, я вам буду читать стихотворение, а вы будите выполнять действия.

Ветер по морю гуляет

И кораблик подгоняет,

Он бежит себе в волнах,

На раздутых парусах.

Игра со счётными палочками.

Воспитатель: Сейчас первая группа ребят сложит из счётных палочек прямоугольник. Вторая – сложит большой квадрат, сторона которого равна двум палочкам.

Дети выполняют задание, поправляют, оценивают друг друга.

Воспитатель: Ребята, смотрите – кто это? (возле пальмы появляется обезьяна)

Обезьянка Чи-чи: Здравствуйте, ребята! Спасибо, что вы спасли нас, теперь Бармалей стал добрым, потому что есть на свете такие добрые, смелые и умные ребята. Вы молодцы, решили все сложные задачи Бармалея.

Воспитатель: Обезьянка Чи-чи, а как же мы попадём обратно в детский сад?

Обезьянка: Ой, а что вы тут построили?

Дети: Это волшебные лодочки, на которых мы сюда приплыли.

Обезьянка: А я вам всем раздам паруса. Вы три раза дунете и окажитесь в детском саду. Ну, а мне пора бежать к своим друзьям – зверушкам. До свидания!

Воспитатель: Ну вот, обезьянка и все звери свободны, Бармалей стал добрым. Давайте поставим наши парусники в середину наших лодочек и сделаем, как сказала обезьянка Чи-чи. Носом вдохнули и дунули три раза. Вот мы и вернулись в детский сад.

Окончание занятия. Оценка работы детей.

Воспитатель предлагает рассказать о том, чем они занимались, что им понравилось на занятии, что было интересно делать. Затем воспитатель оценивает деятельность каждого ребёнка.

3

Литература

1.Бабаева Т.И., Гогоберидзе А.Г., Солнцева О.В. Комплексная образовательная программа дошкольного образования «Детство». – СПб.: ООО «Издательство «Детство-Проесс», 2016.

2. Петерсон Л. Г., Кочемасова Е.Е. «Игралочка». Практический курс математики для дошкольников. Методические рекомендации. – М.: Баласс, 2004.

Конспект занятия по математическому развитию «КОЛОБОК» в средней группе

(математическое развитие детей дошкольного возраста)

Цели и задачи: - Совершенствовать навыки счета в пределах 5.

Закреплять навыки, умение сравнивать (длиннее-короче).

Закреплять с помощью приложения умение определять из какой группы > , < или в них поровну

предметов.

Закрепление знаний геометрических фигур.

Упражнять в решении задач.

Закреплять знания персонажей, последовательность событий сказки.

Воспитывать учебные навыки, умение сотрудничать, анализировать собственную деятельность и деятельность товарища.

Материалы: Доска, мольберт, плоскостной театр на фланалеграфе, раздаточный материал (карточки с

зайчатами, морковками, полоски разной длины), панно-игрушка из гео. фигур, карточки с задачами.

Словарная работа: Слова: больше/меньше,длинная/короткая, длиннее/короче, □, ∆, ○

(математическое развитие детей дошкольного возраста)

ХОД ЗАНЯТИЯ:

В: Дети. Вы любите сказки?

Д: (хором) Д-а-а!

В: А какие сказки вы знаете?

(Дети перечисляют известные им сказки).

В: Сейчас я загадаю вам загадку, а вы её отгадайте: Не лежалось на окошке,

Покатился по дорожке.

Д: Колобок!
В: Я вижу, что вы знаете эту сказку. Кого повстречал колобок на своем пути?

Д: Зайца, волка, медведя, лису.

В: А что случилось в конце сказки?
Д: Лиса съела колобка.

В: Сегодня мы с вами познакомимся с новой сказкой о колобке, который любит математику.

Колобок - румяный бок:

Он от бабушки ушел

И от дедушки ушел

По тропинке покатился,

В лесу густом он очутился.

Навстречу колобку идет заяц и плачет.

К: Зайчик, почему ты плачешь?

З: Я, зайка маленький,

Я, зайка серенький.

Р(считает) : 1з, 2з, 3з, 4з. 5 зайчат.

В: Сколько морковок?
Р: 1м, 2м, 3м, 4 морковки.

В: Чего больше/меньше, зайчат или морковок?

Д: Зайчат больше, чем морковки, а морковки меньше, чем зайчат. Морковки 4, а зайчат 5. Число 4 меньше 5.

В: Что надо сделать, чтобы зайчат и морковок стало поровну?

Д: Надо добавить одну морковку или убрать одного зайца.

Д: Их будет 5. Сколько зайчат, столько и морковок. Одинаково.

В: А если убрать одного зайца?
Д: Их станет 4, как и морковок.

В: Поблагодарил Заяц Колобка и покатился.

Волк: Я сердитый Волк, Волк.

Я зубами щелк, щелк.

Колобок-румяный бок, мне в лесной школе задание дали: найти самую длинную и самую короткую полоски. Помоги мне пожалуйста выполнить задание.

(Дети получают полоски разной длины).

В: Ребята, сколько полосок? Что м/о сказать об их длине?

(Ответы детей).

В: Разложите полоски перед собой от самой короткой до самой длинной.

Д: Красная полоска самая короткая. Желтая полоска длиннее красной, но короче синей. А зеленая полоска самая длинная.

В: Спасибо, Колобок и ребята, что помогли мне выполнить задание.

Ф/минутка: У медведя дом большой,

Ой-ой-ой (тянутся руками вверх)

А у зайки маленький,
Ай-ай-ай (приседают),

Мишка сам пошел домой

Ой-ой-ой (шагают на месте),
И запрыгал заинька

Ай-ай-ай (прыгают).

В: Тем временем Колобок встретил Медведя.

М: Я, Мишка косолапый,

Неуклюжий и лохматый,
Ем малинку и медок

(увидел колобка)

А это кто же?

Д: Колобок.

М: Колобок, помоги, пожалуйста, разобраться. Из каких гео. фигур состоит этот рисунок? (показывает изображение мишки)

К: Дети, давайте поможем М.

Дети поэтапно определяют и называют каждую часть рисунка.

М: Спасибо, Колобок и ребята, что помогли разобраться. Я все понял и запомнил.

Лиса: Колобочек, мой дружочек,

За тобой бежать нет мочи.

Колобок, колобок, я тебя съем!

К: Не ешь меня, Лиса, я тебя песенку спою.

Л: Не надо, Колобок мне песню петь. Ты лучше помоги решить мне задачи.

Два гриба нашел медведь,

А потом еще один,

Вы ответьте на вопрос,

Сколько он грибов принес?

Д: 3 гриба.

Л: 3 яблока. Одно сорвать

Лапка так и тянется,

Сколько же останется?

Д: Два яблока останется.

Л: Спасибо, Колобок, что ты помог мне выполнить задание. За это я не буду тебя есть.

К: И мне пора возвращаться к бабушке и дедушке, Спасибо вам, ребята.
(Уходит).

В: Ну вот, ребята, сегодня мы с вами познакомились с новой сказкой. Помогли выполнить зверям задание. Они, как и мы тоже учатся, но только в лесной школе.

Давайте вспомним. Сколько зайчат у Зайца? (5).

Сколько морковок у Зайца? (4).

Какая самая длинная полоска? (Зеленая).

Короче зеленой? (Синяя).

Короче синей? (Желтая).

Самая короткая? (Красная).

Из каких гео. фигур состоит медведь? (Я показываю, дети отвечают).

Сколько грибов принес Медведь? (3).

Сколько яблок останется? (2).

Молодцы! Сегодня мне понравилось, как занимался.............(имя).

Занятие окончено. Отдыхайте.

Т. Зиновьева

математическое развитие детей дошкольного возраста

Детсад "Березка". Пакшеньга, Вельский район, Архангельская область.

Анаида Зайцева
Конспект занятия по математическому развитию с детьми средней группы «Математика в лесу»

Конспект занятия по математическому развитию с детьми средней группы . Тема : «Математика в лесу » .

Цель :

1. Закрепить умение сравнивать две группы предметов , формировать представление о равенстве и не равенстве групп на основе счёта двумя способами.

2. Развивать представление детей о геометрических фигурах : круге, квадрате, треугольнике, проявляя фантазию к передаче образа.

3. Уточнить умение сравнивать два предмета по длине и ширине, устанавливать размерные отношения между тремя предметами разной длины.

4. Воспитывать внимание и умение доводить начатое дело до конца.

Материал :

Демонстрационный – игрушки : колобок, Заяц, Лиса, Медведь; плоскостные – корзина, 5 морковок, 5 яблок; геометрические фигуры – круг, квадрат, треугольник; ленты – красная, желтая.

Раздаточный – набор ленточек – по 3 шт. на каждого ребёнка; карточки, на которых нарисован либо круг, либо квадрат, либо треугольник;

Ход занятия

Воспитатель. Ребята к нам на занятие пришёл сегодня в гости сказочный герой. Отгадайте, кто это?

На сметане он мешен,

На окошке он стужен,

Он от бабушки ушел,

Он от дедушки ушел.

У него румяный бок.

Кто же это?

Дети : ответы детей (колобок)

Воспитатель. Правильно, ребята. И Колобок поведёт нас сегодня по тропинкам своей сказки. Он приготовил для вас задания. Итак, сказка начинается….

Катится колобок по дорожке, а навстречу ему Заяц. У Зайца в корзине – морковки и яблоки. (выставляю плоскостную корзину с предметами) . Посчитайте, сколько у Зайца морковок?

Дети : ответы детей (один, два, три, четыре. Всего четыре)

Воспитатель. Правильно. Посчитайте, сколько у Зайца яблок?

Дети : ответы детей (один, два, три. Всего три яблока)

Воспитатель. Чего больше, морковок или яблок?

Дети : ответы детей (морковок больше, чем яблок)

Воспитатель. А кто ещё, как считает? (3 -4 ребёнка спрашиваю) .Что нужно сделать, чтобы их стало поровну?

Дети : ответы детей (К трём яблокам добавить одно яблоко, стало 4. И морковок тоже 4. Морковок и яблок стало поровну по 4. Убрать одну морковку. Стало три морковки И яблок тоже три. Морковок и яблок стало поровну по 3.)

Воспитатель. Молодцы, справились с заданием. Покатился Колобок дальше. Катится он, а на встречу ему Волк. У него конверт, в котором лежат геометрические фигуры. Назовите их.

Дети : ответы детей (квадрат, круг, треугольник)

Воспитатель. На что похож круг?

Дети : ответы детей (солнце, бублик, тарелку)

Воспитатель. Что вы знаете о квадрате?

Дети : ответы детей (у квадрата 4 стороны и 4 угла)

Воспитатель. Почему треугольник так называли?

Дети : ответы детей (у треугольника три угла, три стороны)

Воспитатель. Правильно. А сейчас вам Волк предлагает ещё одно задание. На ваших карточках нарисованы геометрические фигуры. Ваша задача дорисовать предмет. Дети самостоятельно выполняют задание, после чего спрашиваю :

Максим, что ты дорисовал?

Саша, что у тебя получилось? (ещё 3-4 ребёнка спрашиваю)

Хорошо, ребята и с этим заданием справились.

Физминутка (с погремушками)

Медвежата в чаще жили

Головой они кружили.

Медвежата мёд искали

Дружно дерево качали.

Медвежата воду пили

Друг за дружкою ходили.

Медвежата танцевали

Кверху лапы поднимали.

Садитесь за столы опять, будем сказку продолжать. (дети садятся за столы)

Покатился Колобок, и встретилась ему Лиса. У Лисы – ленточки. Посмотрите на них. Что вы можете о них сказать, они одинаковые?

Дети : ответы детей (нет)

Воспитатель. В чём разница?

Дети : ответы детей (они отличаются по цвету – одна ленточка красная, а другая – жёлтая)

Воспитатель. А ещё чем отличаются?

Дети : ответы детей (одна короткая, а другая длинная)

Воспитатель. А ещё в чём различие?

Дети : ответы детей (одна – широкая, а другая – узкая ленточка)

Воспитатель. Правильно, ребята все отличия назвали. У вас тоже на столах лежат ленточки. Лисичка вас просит разложить их в порядке убывания по длине : от самой длинной к самой короткой. Дети самостоятельно выполняют задание. Воспитатель направляет и оценивает действия детей.

Итог :

Воспитатель. Сегодня на занятии мы с вами встречались со сказочными героями. Кого мы встретили?

Дети : ответы детей (Зайца)

Воспитатель. Что мы с ним считали?

Дети : ответы детей (морковки и яблоки)

Дети : ответы детей (Волк)

Воспитатель. Что вы рисовали?

Дети : ответы детей (Дорисовывали геометрические фигуры)

Воспитатель. О чём он вас просил?

Дети : ответы детей (рассказать о геометрических фигурах)

Воспитатель. Кто приготовил задание с ленточками?

Дети : (Лиса)

Воспитатель. Сегодня все молодцы, хорошо и правильно выполняли задания, сказочные герои остались довольны.

Публикации по теме:

Конспект НОД по математическому развитию «Математика в сказках» Интеграция областей: Познавательное развитие, Художественно – эстетическое развитие. Виды деятельности: игровая, коммуникативная, продуктивная.

НОД образовательная область «Познание» математическое развитие. (средняя группа) Тема: «Путешествие в лес» Задачи Продолжать учить детей.

Конспект образовательной деятельности с детьми средней группы по ФЭМП «Зайчики в осеннем лесу» Конспект совместной образовательной деятельности воспитателя с детьми средней группы по формированию элементарных математических представлений.

Конспект открытого занятия по развитию речи. Тема «Зимушка зима» с детьми подготовительной группы. Программное содержание: Коррекция речи: развивать эмоциональное восприятие природы, воображение, совершенствовать словообразующие функции.

Конспект занятия по конструированию из природного материала в средней группе. Тема: «В заколдованном лесу» Конспект занятия по конструированию из природного материала в средней группе. Тема: «В заколдованном лесу» Цель: Развитие представлений.

Конспект занятия по математическому развитию для подготовительной группы «Состав числа 7» Цель занятия: Закрепить у детей навыки определения числа элементов множеств путем прибавления зрительно воспринимаемых групп элементов,.


Конспект занятия по математическому развитию в средней группе
Тема: план (карта путешествий)
Программные задачи:
Формировать умение ориентироваться по элементарному плану, правильно определять расположение предметов в пространстве.
Учить сравнивать предметы по одному признаку или свойству, развивая логическое мышление.
Формировать умение составлять простейшие геометрические фигуры из палочек на поверхности стола, обследовать и анализировать их зрительно-осязательным способом.
Формировать умение соотносить цифры 1,2,3 с количеством.
Развивать внимание, связную речь, расширить словарный запас.
Материалы и оборудование:
● план-карта;
● по 4 равнобедренных треугольника на каждого ребенка;
● схемы;
счетные палочки;
● картинки с предметами;
● набор цифр от 1 до 3 на каждого ребенка;
● карточки с изображением геометрических фигур.
Ход занятия.
Организационный момент.
Дети заходят в группу, здороваются и садятся за столы.
Воспитатель: ребята, прислушайтесь, кажется кто-то к нам стучится…(открываю дверь, за ней – колобок) ой, кто это?
Дети: Колобок!
Воспитатель: но Колобок не просто так к нам пришел, он просит нас ему помочь.
Создание игровой мотивации.
Воспитатель: убежал Колобок от бабушки и дедушки и покатился по дорожке в лес. Гулял он по лесу и вдруг страшно ему стало. Ребята, как вы думаете, почему ему стало страшно? (ответы детей) И решил он вернуться домой.
Открываю план-карту, рассматривают путь.
Путь его лежит через дремучий лес, где много опасностей, а колобок маленький и беззащитный. Поможем ему?
Дети: да.
Повторение пройденного материала.
Воспитатель: катится Колобок, катится, а на встречу ему…
Дети: заяц.
Воспитатель: (за зайца) Колобок-Колобок, я не буду тебя есть и пропущу дальше если ты мне поможешь. У меня есть 4 фигуры из которых мне надо сложить домик. (обращаюсь к детям) не знает колобок как справиться с этим заданием, а вы, ребята, знаете? Как называются фигуры, которые дал заяц? У вас на столах лежат треугольники, сложите, пожалуйста, домик, но лишних фигур не должно остаться. Подумайте, как надо их сложить.
Дети выполняют задание, заяц благодарит и пропускает Колобка дальше.

Дети: волк.
Воспитатель: (за волка) Колобок-Колобок, помоги мне и я пропущу тебя. У меня есть карточки с фигурами, но одна фигура на карточке лишняя. (обращаюсь к детям) расстроился колобок, не может решить эту задачу без нашей помощи.
Дидактическая игра «Что лишнее?», волк пропускает Колобка дальше.
Воспитатель:…катится Колобок, катится и прикатился к болоту. Не может он через болото перейти – не умеет прыгать с кочки на кочку. Может мы научим колобка прыгать?
Дети: да.
Физ. минутка «Прыгать буду я сейчас»
Воспитатель: Молодцы! Помогли Колобку пройти через болото. Катится Колобок, катится, а на встречу ему…
Дети: медведь.
Воспитатель: (за медведя) Колобок-Колобок, помоги мне посчитать бочки с медом и я тебя не съем. (обращаюсь к детям) не умеет Колобок считать и цифр не знает, снова просит нашей помощи. У вас на столах лежат цифры, возьмите их. Я покажу вам карточки с бочками, вам надо посчитать и показать мне ту цифру, сколько бочек на каточке.
Дети выполняют задание и медведь пропускает Колобка дальше.
Воспитатель:…катится Колобок, катится, а на встречу ему…
Дети: лиса.
Воспитатель: (за лису) здравствуй, мой дружочек, здравствуй, Колобочек, куда это ты собрался? К бабушке и дедушке? Ладно, пропущу тебя, если справишься с моим заданием. Сможешь из палочек сложить фигуры? (обращаюсь к детям) Совсем расстроился колобок и снова просит нас о помощи. Лиса дала схемы, по которым надо сложить фигуры. (показываю схемы) Какая это фигура? (квадрат, треугольник, прямоугольник)
Дети выполняют задание, опираясь на схемы, лиса пропускает Колобка дальше.
Итог занятия.
Воспитатель:..катится Колобок, катится и прикатился к дому. Обрадовались бабушка и дедушка, и стали расспрашивать как он смог домой вернуться, а он от радости забыл кого встречал. Расскажите. Как мы колобку помогали? (опираясь на план вспомнить путь, персонажей и задания) Бабушка и дедушка благодарят нас за помощь, а бабушка напекла для нас печенье. Давайте освободим столы и попробуем гостинцы.
Дети моют руки и садятся за столы.



 

Возможно, будет полезно почитать: