Малыш рисует или собирает мозаику. Детская мозаика: особая форма познания мира. Мозаики с шаблонами — игрушка, способная удерживать интерес детей

Мозаика для ребенка - это игра, в процессе которой из отдельных фрагментов (пазлы, фишки, части) создаются фантазийные узоры, восстанавливаются картинки и изображения.

Виды мозаики

Современные родители считают, что игрушка должна нести не просто развлекательную функцию, но и развивать малыша, обучать его и даже воспитывать. А когда есть спрос, есть и предложение. Такой забавой стала мозаика. Детская мозаика представлена на рынке сегодня в огромном ассортименте. Неискушенному родителю будет непросто сделать выбор.

Вот основные виды этой игры:

На кого рассчитана?

Мозаика для детей от года должна быть крупной. Отлично подойдет, скажем, вариант для ванной. Однако такое деление весьма условно. При выборе игрушки следует ориентироваться на склонности ребенка, его способность к концентрации внимания и тип его мышления. Также малыши любят собирать большие несложные напольные пазлы.

Мозаика для детей 3 лет предпочтительна классическая, с перфорированной доской, а также на магнитной основе. Детишкам постарше нравится 3Д-вариант, мозаика-азбука и мозаика-аппликация. Школьники останавливают свой выбор на пазлах.

Какую мозаику выбрать?

Для того чтобы было проще сделать выбор, нужно отметить, какие способности развивает мозаика для детей. Это поможет вам определить, какие качества вы хотели бы совершенствовать в своем ребенке с помощью игры.

Как играть?

Как же начать заниматься с ребенком? Вряд ли малыш начнет создавать фигуры, если вы просто отдадите ему игрушку. Чтобы привлечь внимание ребенка к процессу игры, давайте ему задания постепенно, начиная с самых простых.

Для начала расскажите малышу о цветах фишек. Затем попросите его дать вам элемент нужного цвета. После чего можно сформировать все фишки по группам оттенков. После того как ребенок освоит цвета, переходите к изучению мозаики с геометрическими формами. Расскажите ему, где круг, а где треугольник. Показывая деталь, акцентируйте внимание малыша на специфических особенностях фигуры: остром уголке треугольника, способности кататься у круга, прямых ребрах квадрата. После этого попросите ребенка дать вам определенную фишку. Если вы поймете, что мозаика для ребенка не увлекательна, отложите игру на месяц, а затем попробуйте начать все сначала.

Ваша цель - научить малыша рассортировывать фишки по цветовой палитре и по их форме.

Следующий шаг - сборка картинок, создание узоров. Не требуйте четкого соблюдения схемы при сборке мозаики, подсказывайте малышу последовательность действий, однако не собирайте фишки вместо него. Анализируйте, что ему нравится больше всего, уделяйте этому занятию больше внимания, постепенно усложняя его. Со временем вы поймете, какая у малыша любимая мозаика. Игра для детей должна проходить в атмосфере ожидания чего-то нового, ведь дети очень любят обретать навыки.

Мозаика на память

Современная мозаика для ребенка настолько хороша, а готовые работы такие красивые, что порой разбирать модель совершенно не хочется. Если вы пожелаете сохранить композицию, созданную малышом, обратите внимание, что к некоторым наборам прилагается специальная рамка для перфорированной доски, плотный лист для наклеивания картонного пазла. Фотографируйте ваши работы и процесс творчества, ведь эти моменты уже никогда не повторятся вновь.

Стоимость

Цена этой игры не слишком велика в любом из ее исполнений. Однако разница между определенными видами может быть существенной. В среднем же мозаика для детей стоит около 150 рублей.

Как искусство стало известно человечеству еще в глубокой древности. Собранные из мелких кусочков картины повествовали о важнейших событиях в жизни и являли собой яркий образец культуры эпохи. Мозаика как вид художественного творчества развивается и в наши дни, а картины из мелких частей поражают воображение своей неповторимой эстетикой.

Пожалуй, сложно найти современного человека, который бы ни был знаком с мозаикой в детстве. И если раньше виды детской мозаики можно было пересчитать по пальцам, то сейчас мы сталкиваемся с настоящим многообразием мозаик для детей, ориентированных на самый разный возраст. Популярность этой игрушки вполне оправдана, ведь за внешней простотой игрового процесса скрывается целая вселенная: огромный и позитивный мир детского творчества и гармоничного развития.

Занятия с мозаикой очень хорошо стимулируют развитие мелкой моторики рук, формируют подвижность пальцев и дают навыки точных тонких движений, что очень важно не только для подготовки руки к манипуляции с такими предметами как ложка или вилка, ручка или карандаш, но и - для развития речи. Известно, что центр речевой активности напрямую связан с участками, находящимися на кончиках пальцев и ладонях, так что чем быстрее малыш разовьет подвижность пальцев, тем быстрее и правильнее он сможет научиться говорить.

Придумывая картинку, дети сначала формируют ее образ в сознании и, держа его в памяти, начинают постепенно воплощать его в реальность. Этим мозаика отличается от рисования, где по большей части ребенок действует спонтанно, перенося свои задумки на бумагу. Здесь для того, чтобы «нарисовать» картинку из кусочков, нужно гораздо больше времени, а это способствует развитию памяти, образного и наглядно-действенного мышления, ведет к формированию целеполагания.
Игра с мозаикой способствует выработке таких важных качеств, как терпеливость и усидчивость, способствует улучшению концентрации и устойчивости внимания.
Детская мозаика стимулирует развитие воображения и творческих способностей, закладывает основы художественного вкуса.

Разновидности детской мозаики

От разнообразия различных видов мозаик у современных родителей, зачастую, разбегаются глаза. Наряду с привычными нам мозаиками на ножке в витринах магазинов можно увидеть подчас, самые экзотические и неожиданные решения.

1. Напольная мозаика. Она отличается относительно большим размером деталей (6-8 см) и отсутствием поля для сборки. Рисунки и орнаменты дети будут создавать прямо на полу! Этот вариант можно предложить уже самым маленьким детишкам: в возрасте от 1 до 2 лет. Элементы такой детской мозаики легко крепятся друг с другом посредством специальных выступов и углублений, а окрашены они в насыщенные основные цвета: красный, синий, желтый и зеленый. Играя с напольной мозаикой, ребенок сможет сформировать эталоны цвета, потренировать подвижность пальцев. Особый интерес для малышей раннего возраста обычно представляет способ соединения деталей и получение целого из частей, а также - изучение цвета и формы фигурок.

2. Классическая мозаика на ножке. Разноцветные элементы ее имеют уже гораздо меньший размер по сравнению с напольной мозаикой и крепятся они на специальном поле с множеством отверстий. Этот вид подойдет для ребят в возрасте 3-4 лет. Играя с такими наборами, дети будут раз за разом придумывать новые сюжеты, фантазировать и творить.

3. Термомозаика . Очень интересная игра, которая появилась у нас относительно недавно. Прелесть такой мозаики в том, что из нее можно сделать оригинальные дизайнерские украшения и подарки для друзей. После сборки рисунка его необходимо прогладить утюгом через термобумагу, и стильный сувенир готов! Конечно, здесь не обойтись без помощи родителей, но включенность их в процесс творчества будет лишь дополнительным позитивным фактором, способствующим гармонизации отношений в семье. Термомозаика содержит достаточно мелкие детали -бусинки, так что лучше всего не предлагать ее малышам, а вот детям 4-5 лет игра доставит массу удовольствия и подарит уверенность в своих силах.

4. Мозаика из мягких полимеров . Это уже не мозаика в традиционном понимании, а скорее - некий симбиоз мозаики и конструктора. Прелесть такой игры в том, что собирать картинку можно в ванной, с легкостью приклеивая смоченные в воде детали к кафельной плитке. Эта мозаика абсолютно безопасна и ее можно предлагать малышам, начиная с 3 лет.

5. Самоклеющаяся мозаика. Здесь вы не найдете привычного поля с дырочками, а детали представляют собой маленькие частички с самоклеющейся бумагой на обороте. Ребенку предстоит отделить их от основы и прикрепить на поле с нанесенным на нем контуром рисунка. Процесс очень захватывает детей, а в его результате получаются очень красивые картинки.

6. Магнитная мозаика . Ее элементы имеют магнитную основу - их легко крепить на металлическом поле, раз за разом создавая разнообразные изображения. В виду того, что магнитной является вся задняя поверхность частичек, играть с такой мозаикой очень удобно: магниты не будут смещаться и выскакивать. Этот вид мозаики лучше всего подойдет для ребят 4-6 лет.

7. Мозаика-азбука. С ее помощью ребенок сможет без труда выучить алфавит, получив при этом много положительных эмоций. Фрагменты такой мозаики - это буквы, которые нужно составлять между собой так, чтобы получились слова или даже целые фразы. Мозаика-азбука подходит для детей старшего дошкольного возраста.

На сайте сайт представлены самые интересные и качественные мозаики различных видов. При выборе этой развивающей игры, обращайте внимание на рекомендуемый производителями возраст: мозаики с мелкими деталями недопустимо предлагать малышам 1-2 лет. Для них лучше всего выбрать напольную мозаику с крупными частями. Начинать знакомство с мозаиками, содержащими в себе мелкие детали, можно уже с 3 лет, но и в этом случае не забудьте провести ребенку инструктаж по технике безопасности.

Уверены, что складывание мозаики малыши воспринимают как настоящее маленькое чудо, когда из отдельно лежащих кусочков получается цельное изображение. А для нас взрослых приобщить детей к складыванию мозаики - это возможность познакомить их ещё с одним способом познания мира. О том, как правильно выбирать эту замечательную игрушку и какую пользу приносит игра с ней в разном детском возрасте, расскажем в этом посте.

Принцип 1. ПРОЧНОСТЬ И КАЧЕСТВО

Составление мозаик полезно детям по нескольким причинам. Во-первых, оно способствует развитию мелкой моторики, образного мышления и воображения. Во-вторых, помогает ребёнку старше трёх лет формировать целенаправленность действия и волевую регуляцию поведения, ведь у выкладывания каждого узора есть начало и конец. И в-третьих, эта деятельность развивает художественный вкус.

Мозаики, правильно подобранные по возрасту, интересны детям в течение нескольких лет. Поэтому при покупке, убедитесь в их продуманности и качестве: Мозаики для малышей должны содержать крупные детали и быть произведёнными из безопасных материалов, для мозаик с ножками важно, чтобы фишки легко втыкались в поле и легко вытаскивались из него. Края каждой детали не должны быть острыми, иначе они могут поранить детские ручки.

Принцип 2. СУТЬ МОЗАИКИ В МНОГОВАРИАНТНОСТИ: ЭТО НЕ АППЛИКАЦИЯ И НЕ ПАЗЛ

Мозаика всегда включает в себя элементы, из которых можно сложить бесконечно большое количество рисунков. Если задача игры - выложить определённое панно, то это аппликация, коллаж или пазл.

Аппликация и коллаж, между тем, не менее важные виды детского творчества. Хорошо, когда ребёнок может заниматься всем по очереди, ведь именно в этом случае детская психика будет развиваться наиболее разносторонне. При этом нам, родителями, важно понимать, что именно мы прредставляем детям.

Принцип 3. ПРОСТОР ДЛЯ ТВОРЧЕСТВА

Мозаика должна позволять развернуться творческому воображению. Поле должно большого размера, от 10 см по каждой стороне. Фишек - в достаточном количестве. Чтобы это поле замостить. Желательно, если они были разных форм и цветов - это позволит создавать разнообразные картины.

Принцип 4. ВОЗМОЖНОСТЬ СКЛАДЫВАТЬ МОЗАИКУ ПО ОБРАЗЦУ И БЕЗ НЕГО

Хорошо, если в наборе будут образцы для изображений. Особенно это актуально для детей старшего дошкольного возраста 5-7 лет, когда правило и образец начинают играть в жизни ребенка особую роль. А умение действовать в соответствии с кем-то заданным правилом – это первый шаг к произвольности.

Детям младшего возраста собирать по образцу достаточно сложно - но и с трехлетками можно играть таким образом: попросите выложить по образцу, но её контактному, а абстрактному. Например, просто цветочек.

В то же время важно, при наличии хороших образцов, позволять детям проявлять своё творческое начало, выкладывая собственноручно придуманные рисунки.

Принцип 5. ПРАВИЛЬНЫЙ ПОДБОР ПО ВОЗРАСТУ

Сейчас существует огромное количество мозаик на широкий возрастной диапазон. И выбирая эту игрушку, важно помнить о правилах соотвествия.

  • Мозаики на 1-3 года

Это мозаики с крупными фишками, соединяющимися друг с другом выступами и, возможно, без поля. Дети в этом возрасте вырядил смогут выложить целую картинку, но им будет невероятно интересно изучить формы и цвета фишек, а также принципа их соединения .

  • Мозаики на 3-4 года

Ближе к 3-м годам малышей начинает интересовать построение изображения. Создавать их можно при помощи магнитных мозаик, в которых детальки крепятся к основе магнитами, и простых мозаик на ножках. На этот возраст подходят мозаики, где поле раскрашено и есть дырочки для фишек. Это позволяет малышу, соотнося их по цветам, чувствовать себя настоящим создателем!

  • Мозаики на 4-6 лет

В этом возрасте, когда дети начинают увлекаться продуктивной деятельностью, игра с мозаикой важна, как никогда. И позволит реализовать творческое начало, потренировать целенаправленность действия и абстрактное мышление. Ведь, чтобы создать рисунок в голое из точек, его образ надо удерживать в голове в течение долгого времени.

В этом возрасте с помощью мозаик можно создавать целые сказочные сюжеты и абстрактные паттерны.

В нашем ассортименте есть прекрасная на этот возраст от французской компании Djeco. У неё достаточно большое и прочное после из плотной фанеры и фишки на ножках разных форм, легко стыкующиеся с основанием.

Фишек достоверно много, чтобы замостить ими все панно, составляя рисунки как по инструкции, так и без неё.

Что такое мозаика?

Мозаика — это особый вид творчества, это способ создания картинок, узоров, изображений с помощью мелких кусочков (деталей) разных цветов. Кусочки могут быть изготовлены из разных материалов (пластмассы, керамики, камешков, ракушек моллюсков и прочего) и представляют собой фишечки разных геометрических форм, почти плоские или на «ножке», или объемные фигурки.

В чем польза мозаики?

Ребенок, который умеет правильно складывать фишки и составляет самостоятельно простейшие узоры, кажется, не делает ничего необычного.

Но не все так просто! Во время перекладывания мелких частей мозаики ребенок совершает настолько разные действия — от рассматривания картинки в инструкции до сопоставления деталей по форме и цвету и выкладывания их на поверхности, что игру с мозаикой, в конечном итоге, никак нельзя назвать простым «убиванием времени».

Складывание мозаики принципиально отличается от рисования. Если с карандашом в руке ребенок мыслит почти молниеносно, и образ на холсте (рисунок домика, солнышка, человечка, цветка в альбоме) создается спонтанно, то при работе с мозаикой создание изображение требует удержания внимания на более длительный срок. Сам рисунок может претерпевать некоторые изменения и в итоге быть несколько иным, чем в инструкции. В целом, конечно, это и есть рисование, но рисование точечное (то есть фишками по точкам).

У малыша при игре с мозаикой стимулируется развитие:

— постановки цели и стремления выполнить ее;
— мелкой моторики пальцев;
— логического мышления;
— образного мышления и воображения;
— художественного вкуса.

Одним словом, составляя картинку из деталей мозаики, малыш фантазирует. А это служит мощным средством в психосоматическом развитии.

Роль пазлов в развитии детей.

Пазлы - это многофункциональный материал для развития ребенка.

◊ Развивают мелкую моторику. Малыш берет детали пазлов пальчиками, перекладывает их, перебирает, собирает в целостную картину. Это и есть воздействие на уровне мелкой моторики. Ее развитие играет огромную роль для развития многих навыков ребенка.

◊ Развитие логического мышления. Прежде, чем положить деталь в то или иное место, ваше чадо размышляет. И чем больше головному мозгу ребенка давать возможности так размышлять, тем лучше.

◊ Развитие пространственного и абстрактного мышления. Это одна из главных характеристик пазлов. Они способствуют тому, что малыш учится представлять предмет, картину в пространстве, не видя ее перед глазами. Таким образом у ребенка развивается фантазия, когда он способен придумывать что-то или представлять то, чего в данный момент нет перед ним.

◊ Учат пониманию того, что все в этом мире состоит из частей, деталей. И если их собрать вместе, правильно подобрать одну к другой, то получится реальный предмет.

◊ Развивают понятие больше-меньше. То есть существуют пазлы, где частей мало или много.

Развитие мозга ребенка зависит от действий и манипуляций в окружающем мире вокруг него. Игры пазлы для малышей предусматривают многие ключевые возможности. Дети учатся работать непосредственно с окружающей их средой и изменяют его форму и внешний вид, когда они работают с пазлами. Следует отметить, что многие из пазлов являются сложными и требуют повторных попыток для того, чтобы собрать их. Пазлы можно собирать вместе в группе, это сближает участников, это заставляет их думать, решать проблемы, принимать решения коллективно!

Почему полезно играть в мозаику?

Во-первых, игра в мозаику тренирует мелкую моторику детских ручек, а это напрямую влияет на активное развитие речи . Во-вторых, малыш развивает в себе целеустремленность и самостоятельность в принятии решений. Наконец, безграничные возможности мозаики положительно влияют на художественный вкус ребенка и способствуют развитию фантазии. Это не просто набор цветных фишек, которые в свободном порядке можно располагать на поле. Это особое средство познания окружающего мира.

В отличие от рисования, техника которого позволяет запечатлеть придуманный ребенком образ очень быстро (палка-палка, огуречик - и рисунок готов), мозаика требует удерживать образ на протяжении длительного времени и складывать его из «точек». Обычно, такой уровень абстрактного мышления появляется у ребенка с 3-х лет. Но разнообразие мозаик сегодня дает возможность играть в них малышам уже с 1 года.

Мозаика для самых маленьких.

Для малышей от 1 года есть мозаики без всякого специального поля . Круглые фишки, которые соединяются между собой прорезями и выступами, можно выкладывать на полу или на столе. Правда, в этом возрасте детей скорее заинтересует не создание рисунков, а то, как фишки соединяются между собой и какого они цвета. Отлично, это ведь тоже развивающее занятие. Составьте из фишек разноцветную «дорожку» для игрушечных зверей или машинок.

Примерно с 3-х лет у ребенка появляется интерес создавать все новые и новые рисунки, и здесь уже подойдет мозаика с фишками на ножках . Из них можно выложить практически что угодно. Не ограничивайте малыша только солнышком, цветочком и домиком. Расскажите с помощью мозаики сказку, выложите колобка или репку, придумайте вместе зверя или машинку, с которыми будут происходить всякие приключения. Главное, чтобы хватило фишек и размера поля.

В этом же возрасте можно предложить ребенку магнитную мозаику . Игра не требует сложных действий по втыканию тонких ножек, а фишки держатся хорошо. Не говоря уже о том, что малышам очень интересно само физическое явление магнита.

Самый «мозаично-активный» возраст наступает примерно с 4-6 лет . К сожалению, многие современные мозаики не дают развернуться творческому потенциалу ребенка. Фишек часто не хватает на то, чтобы выложить сложную картинку.

Добавим еще, что создавать изображения по образцам , которые почти всегда прилагают в наборе к любой мозаики, доступно детям с 5-6 лет, но не раньше. Сверять рисунок с образцом, подсчитывать количество фишек разных цветов, которые нужны для того, чтобы выложить изображение – непростая задача, которая готовит ребенка к школе.

Во что поиграть вместо мозаики?

Сегодня можно найти много разных настольных игр и занятий , которые по форме своей напоминают мозаику. Хотя они и решают другие задачи развития, но могут при случае заменить мозаику. Аппликации , например, подойдут для детей помладше, от 1 года до 4 лет – сложить целое из имеющихся частей легче, чем из набора одинаковых фишек. Пазлы, вкладыши и составные картинки тоже часто путают с мозаикой. Эти игры развивают, в первую очередь, образы восприятия и логическое мышление, и чаще всего подходят детям в возрасте 2-3 года .

Важно, чтобы игровая среда ребенка была максимально разнообразной. И мозаики, и пазлы, и аппликации одинаково полезны, если соответствуют интересам малыша и задачам развития в его возрасте. В конце концов, можно набрать камушков, ракушек, пуговиц и других мелких предметов, и сложить из них неповторимые картинки. Таким образом, ребенок сможет проявить свои творческие способности не только в рамках пластиковой мозаики и начнет воспринимать как мозаику окружающие предметы, разные по форме и материалу.



 

Возможно, будет полезно почитать: