Презентация - Годовой проект ученика «Мой особый интерес - камни. Познавательный проект «Мир камней». Опытно-экспериментальная деятельность, подготовительная группа

Приобретение детьми знаний о свойствах камней, об особенностях их внешнего вида, а также о пользе камней в природе и жизни человека.

Формирование познавательного интереса к окружающему миру, навыков наблюдения и экспериментирования.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Проект «Удивительный мир камня»

Вид проекта: информационно-познавательно-исследовательский, групповой

Продолжительность:1 месяц

Участники проекта: дети подготовительной группы, родители воспитанников, воспитатели.

Структура проекта.

Проблема : Традиционно больше внимания уделяется растениям и животным, а объекты неживой природы рассматриваются мало. Поэтому у детей недостаточно знаний об окружающих нас камнях и минералах .

Актуальность : Живя в стране богатой полезными ископаемыми, у детей нет знаний об окружающих нас камнях и минералах. Знакомство детей с разнообразием камней помогает ближе познакомиться с природой России. Непосредственное общение с камнями оказывает большое влияние на формирование нравственных чувств у ребенка, способствует формированию активного словаря, развивает воображение, способствует гармоничному развитию личности. Приобщение детей к исследовательской деятельности является средством формирования у них любознательности, интереса и бережного отношения к природным богатством.

Цель проекта : Создание условий для развития познавательных и исследовательских способностей воспитанников.

Задачи проекта :

Обучающие:

1.Познакомить детей с природным материалом - камень.

2.Формировать умение определять свойства и качества камня.

3.Уточнить знания детей об использовании камня в жизни человека.

Развивающие:

1. Развивать у детей познавательный интерес, внимание, речь, воображение.

2. Побуждать детей к активной, экспериментальной деятельности.

Воспитательные:

1.Развивать начальные формы сотрудничества детей друг с другом.

2.Воспитывать у детей чуткость, доброжелательность, отзывчивость.

Ожидаемый результат :

Для детей:

Приобретение детьми знаний о свойствах камней, об особенностях их внешнего вида, а также о пользе камней в природе и жизни человека.

Формирование познавательного интереса к окружающему миру, навыков наблюдения и экспериментирования.

Выполнение детьми естественно - научных и творческих заданий (опыты, наблюдения, лепка из соленого теста).

Для педагога:

Повышение теоретического уровня и профессионализма педагогов в вопросе организации поисково-исследовательской деятельности детей.

Для родителей:

Создание благоприятных условий для развития ребёнка в семье, с учётом опыта приобретённого в детском саду;

Развитие совместного творчества родителей и детей;

Возникновение у родителей желания интересоваться жизнью группы, активно участвовать в ней;

Подготовительный этап

Цель: Повышение уровня знаний о натуральных камнях и их свойствах.

  1. Составление плана проекта.
  2. Изучение материалов по теме на различных сайтах
  3. Подбор литературы
  4. Знакомство родителей с проектом.
  5. Создание развивающей среды (мини – музей «Удивительный мир камня»)
  6. Пополнение уголка экспериментирования
  7. Подбор и изготовление наглядно-демонстрационного материала (схемы, таблицы)

Основной этап

Цель : Формирование знаний у детей о камнях и их свойствах через экспериментально - исследовательскую деятельность.

Познавательное развитие :

Беседы «Что мы знаем о камнях»

«Нужен ли камень человеку?»

«Драгоценные камни»

Использование камней, как счётный материал (что больше, что меньше; на сколько; размер: большие, маленькие, крупные, мелкие).

Экспериментальная деятельность по ознакомлению детей с миром камней:

«Удивительные камни»,

«Как человек использует камни»,

«Простые и ценные камни в природе»,

«Камни, которые подарило море»,

«Камень, рождённый деревом»,

эксперименты:

"Какой камень тяжелее?"

"Пирамида из камней"

"Тонет - не тонет?"

опыты:

«Вода камень точит»,

«Почему камни бывают разноцветными?»,

«Какой камень тяжелее?»

Речевое развитие:

Чтение стихов, сказок о камнях,

П.П. Бажов «Серебряное копытце»,

П.П. «Малахитовая шкатулка»;

И.Н. Рыжова «О чем шептались камни»;

Н. А. Рыжова «Что у нас под ногами».

Социально-коммуникативное развитие :

1.Дидактические игры с камнями "Отыщи такой же камень", "Узнай на ощупь"(развитие сенсорных способностей, мелкой моторики)

2.Пазлы «Что из чего сделано»;

3.Сюжетно-ролевые игры: "Геологи" (знакомство с профессией «геолог»)

4.Настольные игры: «Что из чего?»,«Четвёртый лишний», «Найди пару», «Собери картинку», «Разложи по порядку»

5.Мытье камней.

Физическое развитие :

Игра «Камень, ножницы, бумага»

Игра «Найди свой камешек»

Игра «Перенеси камни»

Игра «Разрушение горы»

Художественно-эстетическое развитие:

Творческая мастерская (роспись камней).

Лепка камней из пластилина

Рисование мелками на доске, бумаге

Выкладывание рисунков из камней

Заключительный этап

Проведение с детьми мини - викторины "Что мы знаем о камнях Консультации для родителей: «Камень, который можно подарить ребенку»"

Развлечение с родителями «Каменная сказка»

Список литературы:

Рыжова Н.А. Что у нас под ногами (Блок «Песок. Глина. Камни»). М.: Карапуз-Дидактика, 2005.

Дыбина О.В., Разманова Н.П., Щетинина В.В. Неизведанное рядом: Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. – М.: ТЦ Сфера, 2005;

Иванова А.И. Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду. Пособие для работников ДОУ. - М.: ТЦ Сфера, 2003;

Иванова А.И. Естественно - научные наблюдения и эксперименты в детском саду (человек).- М.: Сфера, 2005;

Николаева С.Н. Ознакомление дошкольников с неживой природой. Природопользование в детском саду. Методическое пособие. – Педагогическое общество России, 2005;

Н.А.Рыжова “Экологическое образование в дошкольных учреждениях: теория и практика”, Москва 1999 г.

Название:
Номинация: Детский сад, конспекты занятий, НОД, опытно-экспериментальная деятельность, подготовительная группа

Должность: воспитатель высшей квалификационной категории
Место работы: МКДОУ № 84
Месторасположение: город Киров, Кировская область

Познавательный проект «Мир камней»

План реализации

Работа с детьми Преобразование предметной среды Работа с родителями
1 этап. Предварительная работа
  1. Совместные (дети, родители и воспитатель) по сбору камней.
  1. Обогащение предметной среды группы активизирующими игровыми и дидактическими материалами.
  2. Накопление информационной базы по теме «Камни»
  3. Подборка детской художественной и научной литературы по теме.
  1. Анкетирование родителей «Что мы знаем о камнях»
  2. Совместные (дети и родители) прогулки по сбору камней.
2 этап. Практическая часть.
1.Познавательно — речевая деятельность:

Чтение художественной литературы;

Рассматривание иллюстраций;

Разгадывание загадок;

Заучивание стихотворения Кудрявцевой «Алмазная гора»;

Составление рассказов, где используются камни;

Знакомство с драгоценными камнями;

Беседа с детьми о профессии геолог;

Беседа по книгам:

  1. Краковщикого В. В. «Как подобрать для себя камни – самоцветы» изд. «Адыгея» 1997год;
  2. Совина Л. «Целебная сила камня» изд. «Советская Кубань» г. Краснодар 1995год;
  3. Сребродольский Б. «Мир янтаря» г. Киев 1985 год.

2)Продуктивная деятельность:

Выполнение рисунков по теме;

Выполнение опытов;

Выращивание кристаллов соли;

Изготовление построек из камней.

3)Игровая деятельность:

Дидактические игры «Полезные ископаемые»;

Сюжетно – ролевые игры;

— Игра на обогащение словаря: «Вспомни сказку», «Подскажи словечко» и т.д.

1)Изготовление коллекции камней: «Какие разные камни»;

2)Оформление информационного блока по теме «Камни в нашей жизни».

1)Беседа с родителями «Камни в нашей жизни».

2)Встреча с папой Кирилла и Ксюши Топорковых. Рассказ Топоркова Ю. И. об использовании камней в его работе.

3 этап. Результат проектной деятельности.
1)Книга творческих работ «Мир камней» (работа детей и воспитателя подготовительной группы «Фантазеры» 1)Занятие для родителей по теме «Мир камней».

Цель проекта: исследовательская деятельность по изучению камней.

Занятие по поисково – исследовательской деятельности
«Мир камней»

Задачи:

Познавательный аспект:

— обобщить и систематизировать знания о камнях; физических и химических свойствах;

— познакомить с перенасыщенностью соли и сахара;

— развивать умение при проведении самостоятельных учебных исследований выделять главные и второстепенные идеи;

— учить отражать информацию, полученную посредствам различных сенсорных каналов (зрение, слух, вкус и т.д.) пиктографическим путем (рисунок);

Развивающий аспект:

— развивать логическое мышление; умение делать выводы по результатам исследований;

— развивать умение излагать свое сообщение (доклад) кратко, точно;

— активизировать в речи детей слова и выражения: лупа, кристалл, лимонная кислота, размножение, испарение, лаборатория, опыты, растворение в воде, научные сотрудники;

— развивать мелкую моторику;

— развивать творческие способности детей;

Воспитательный аспект:

— формировать у детей упорство и настойчивость в достижении поставленной цели;

— воспитывать аккуратность;

— культуру общения;

Методы:

— игровые – игра «научная конференция»

— словесные – вопросы и ответы, рассказ, пояснения, объяснения, рассуждения.

— практические – проведение опытов, оформление книги, зарисовка.

— наглядные – рассматривание пиктограмм, наблюдение за опытами.

Предварительная работа :

Проведение и зарисовка опытов.

Чтение художественной литературы «Серебряное копытце», « Три поросенка»,

« О чем шепчутся камешки» и т.д.

Игры на обогащение словаря: «Вспомни сказку», «Подскажи словечко», «Так бывает или нет», д/и «Полезные ископаемые».

Беседа с детьми о профессии геолог.

Беседа о происхождении камней.

— чтение книги А. Членова «Геология в картинках».

Ход занятия:

Воспитатель:

Доброе утро! Я рада всех приветствовать в исследовательской лаборатории подготовительной группе «Фантазеры». Я старший научный сотрудник, а это мой младшие научные сотрудники:

Представление ребят.

Сегодня каждый из них сделает сообщение по теме «Мир камней».

Дети занимают свои места.

Чтение стихотворения Кудрявцевой «Алмазная гора»

Намокли брюки и носки,

Заела мошкара…

Но не уйду я от реки,

Наверно до утра.

Я просто так сюда пришел,

Как прихожу семь лет

И вдруг я камешки нашел,

Что излучают свет!

Один как мамины глаза,

Прозрачно – голубой;

Как виноградная лоза,

Зелененький – другой.

А третий солнышка светлей,

А вдруг это алмаз?!

Я отнесу его в музей

Он в группе есть у нас.

Также интересный конспект по опытно-экспериментальной деятельности:

*Ребята, сколько различных камешков мы с вами находили во время прогулок, когда вы путешествовали вместе с родителями, и у нас с вами получилась целая коллекция камней. Сейчас мы расскажем, друг другу и нашим гостям все, что знаем о камнях, а все наши зарисовки опытов соберем и выпустим групповую книгу «Мир камней».

*По первому вопросу сделает сообщение Кирилл: «Откуда берутся камни?» (сообщение).

Молодей. Первая страница книги готова.

*Все камни разные. Наш сотрудник Мария рассмотрела очень много камней и сейчас с результатами своей работы нас познакомит.

Я рассмотрела много камней, вот какие выводы можно сделать о проделанной работе (выступление).

Молодец. 2страница нашей книги готова.

*Надежда сделает нам сообщение: «Какие по ценности бывают камни».

Спасибо.

*Когда мы с вами выходим на прогулку, солнце нагревает наши щеки, мы чувствуем тепло, когда солнца нет, и дует ветер, мы ощущаем холод. Интересно, могут камни чувствовать тепло и холод. Об этом нам расскажет Александра (выступление).

*У каждого из вас есть семья, мама, папа, а могут ли быть дети у камней? Поэтому вопросу сделает сообщение Виктория (сообщение).

Спасибо.

*От нашего научного сотрудника, я слышала, что некоторые камни способны шипеть.

Сейчас об этом сделает сообщение Евгения (выступление).

Спасибо.

*Наш научный сотрудник Роман, сделает сообщение, могут ли камни издавать звуки (сообщение).

Спасибо.

Ребята скажите, а могут ли камни растворяться в воде?

Экспериментальная деятельность в лаборатории.

Взять камни, залить водой и размешать. Каков результат опыта? Ответы детей.

У вас на тарелках насыпана соль и сахар. Возьмите лупы, и рассмотрите, из чего состоит соль и сахар.

Ответы детей.

Соль и сахар состоят из кристаллов. Сейчас мы с вами получим эти кристаллы.

Кристаллы соли и сахара залить водой. Они хорошо растворяются, но наступает момент, когда вода уже не может справиться с кристаллами, они в воде больше не растворяются и если оставить их на несколько дней вода испариться и снова образуются кристаллы соли и сахара. Проделав этот опыт, мы может сделать вывод, что некоторые камни в частности соль и сахар растворяются.

*А сейчас подведем итоги нашей работы.

*Мы прослушали много интересных сообщений, рассмотрели зарисовки опытов, в результате у нас получилась книга исследований «Мир камней». Книга будет находиться в нашей группе, и мы с удовольствием поделимся своими знаниями с ребятами из других групп.

*Работа в нашей лаборатории закончилась, я всех благодарю за работу.

Самиздатовская книга .

1 страница

«Откуда берутся камни».

Скалы от солнца нагреваются, а ночью остывают, они то расширяются, то сужаются.

Постепенно в скалах появляются трещины.

В трещины попадает вода, зимой она замерзает.

В результате отдельные куски откалываются и падают на землю.

2 страница

Алгоритм исследования камней

Если мы посмотрим на камни, то мы видим, что они разного цвета:

Красные, белые, коричневые и т.д.

Сравним по величине: камни бывают большие и маленькие, тяжелые и легкие.

По форме камни отличаются друг от друга, они бывают круглые, овальные и т.д.

Если камень понюхать, то мы не ощутим никакого запаха.

Если камень поднесем к уху, то мы ничего не услышим.

В рот камни брать нельзя, так как они не съедобные.

Если мы камни потрогаем, то они могут быть как твердые, так и мягкие, а если мы их погладим, то можем ощутить, что камни бывают гладкие, шероховатые и т.д.

Какой же вывод можно сделать «Не найти в мире двух абсолютно похожих друг на друга камней».

3 страница

Все камни делятся на несколько групп:

— драгоценные – алмазы, золото, жемчуг и т.д.

— полудрагоценные – горный хрусталь, бирюза, янтарь и т.д.

И пустая порода, так называют их геологи.

Из золота делают женские украшения, детали к сложным приборам и машинам.

Из полудрагоценных камней делают также женские украшения, сувениры и небольшие скульптуры.

Пустая порода используется в повседневной жизни.

Например, гравий используется при ремонте и прокладке новых дорог.

4 страница

Камни не могут чувствовать тепло и холод, они не живые, но солнцем днем камни нагреваются, и если мы потрогаем камень в солнечный день, то ощутим тепло, а ночью камень холодный – он остыл.

Тоже произойдет, если камень опустить в горячую и холодную воду.

В горячей воде камень нагревается, в голодной – остывает.

5 страница

Камни не являются живыми существами. Это существа инертные (безжизненные).

Камни могут превращаться в другие материалы, разбиваться, но размножаться не могут.

6 страница

Если взять кусочек мела и капнуть на него лимонным соком, что же у нас произойдет.

Камень начнет шипеть и злиться, ему не нравиться лимонный сок.

Значит можно сделать вывод, что камни умеют шипеть.

7 страница

Если мы поднесем камень к уху, то ничего не услышим, но если бросим камень и он удариться обо, что – то твердое мы услышим звук.

В горах иногда слышится шум, когда начинаются сыпаться камни, и это явление называется – камнепад.

8 страница

Опыты с водой.

Если взять тазик бросить туда тяжелый камень, от воды полетят брызги, по воде пойдут круги, камень окажется на дне.

Все камни тяжелее воды: большие и маленькие, тяжелые и легкие, все они тонут в воде. А если на камень попадает вода, камень меняет цвет: он темнеет.

Ирина Добрынина

Проект «Удивительный мир камней »

1. Тип проекта : познавательный

2. Признак проекта : экологический

4. По характеру контактов : дети, воспитатель, родители

5. По количеству участников : групповой

6. По продолжительности : краткосрочный (2 недели) ;

7. Предмет изучения – предметы не живой природы – камни , минералы, кристаллы

Основные направления проекта :

Познавательно-исследовательское

Речевое развитие

Цель проекта :

Создание условий в совместной и самостоятельной деятельности педагога и воспитанников в развитии познавательных и исследовательских способностей детей, формирование логического мышления детей

Задачи :

Способствовать расширению знаний детей о свойствах и особенности камней и минералов ;

Развивать познавательную активность в процессе ведения опытно- экспериментальной

деятельности и чувство взаимопомощи.

Расширять словарный запас детей,формировать связную речь при составлении описательных рассказов о камнях и минералах

Поощрять в выдвижении гипотез детьми, развивать умение сравнивать и делать выводы устанавливать простейшие взаимосвязи и закономерности в явлениях окружающего мира.

Воспитывать чувство прекрасного видеть многообразие мира.

Актуальность проекта :

Живя в стране богатой полезными ископаемыми, у детей нет знаний об окружающих нас камнях и минералах . Знакомство детей с разнообразием камней помогает ближе познакомиться с природой родного края и страны. На протяжении веков наш край славился полезными ископаемыми, с которыми дети и даже взрослые, к сожалению не знакомы. А ведь киренский район, Иркутская область богаты различными минералами и полезными ископаемыми (слюда, каменный уголь, песчаник, плитняк, известь и пр.)

Непосредственное общение с камнями оказывает большое влияние на формирование нравственных чувств у ребенка, способствует формированию активного словаря, развивает воображение, способствует гармоничному развитию личности. Приобщение детей к исследовательской деятельности является средством формирования у них любознательности, интереса и бережного отношения к природным богатством.

В дошкольном возрасте особое значение для развития личности ребёнка имеет усвоение им представлений о взаимосвязи природы и человека. Овладение способами практического взаимодействия с окружающей средой, расширяет мировидение ребёнка, его личностный рост. Поэтому нужно сформировать у дошкольника умение устанавливать простейшие взаимосвязи и закономерности о явлениях окружающего мира и самостоятельно применять знания в практической деятельности. Помочь дошкольникам устанавливать причинно-следственные связи в живой и неживой природе, формируя у них бережное отношение к окружающему миру.

Ожидаемые результаты :

Дети научились различать минералы и кристаллы, уметь называть их особенности; вести лист наблюдения, заполняя знаково-символьным письмом; научились работать с лупой, пинцетом и предметным стеклом; грамотно строить описательные рассказы, используя в речи прилагательные (жемчужное, коралловые, янтарная и др.) ; выращенный кристалл, который поместили в коллекцию, перерастающую в мини-музей;

Участие детей во всех видах деятельности, приобщение родителей к жизни детского сада

План действий :

1. Постановка цели;

2. Разработка содержания всего учебно-воспитательного процесса на основе тематики проекта ;

3. Организация развивающей, познавательной, предметной среды;

4. Определение направлений познавательной практической деятельности;

5. Организация совместной творческой познавательной практической деятельности

План проведения проектной деятельности

Этапы Совместная работа педагога с детьми Цели и задачи

1 Информация для родителей о предстоящей деятельности.

Подбор демонстрационного материала по данной теме.

Подбор художественной литературы.

«Полезные ископаемые» Детская энциклопедия;

«Как живут камни » Е. Чуйко. Расширять представления родителей о многообразии камней и минералов нашего края. Заинтересовать в предстоящем проекте

2 Тема : "Удивительные камни "

Цель : Познакомить детей с разнообразием мира камней . Рассмотреть и выявить свойства и качества предложенных материалов

Тема : «Мы – геологи»

Цели : развивать тактильные ощущения, познавать "наощупь" свойства вещества : твердость, мягкость, плавучесть.

Учить сравнивать и различать вещества по их состоянию.

Развивать умение самостоятельно выстраивать гипотезу перед началом экспериментирования и сравнивать её с результатом.

Тема : «Полезные ископаемые»

Цели и задачи :

Обобщить знания о полезных ископаемых; дать представление детям о свойствах магнитов и способах их использования в промышленности; развивать стремление к поисково-познавательной деятельности, мыслительную активность, умение наблюдать, анализировать, делать выводы; воспитывать умение работать в коллективе.

Аппликация «Дом мы строим из камней » Цель : познакомить детей с модульной аппликацией. Вызвать интерес к созданию образа каменного дома изобразительно- выразительными средствами. Формировать умение планировать свою работу и технологично выполнять замысел. Развивать чувство композиции

Рисование по замыслу «Превращение камешков» Цель : учить детей создавать художественные образы на основе природных форм. Познакомить с разными приемами рисования на камнях разных форм . Совершенствовать изобразительную технику. Развивать воображение.

Чтение художественной литературы

Сказка И. Н. Рыжовой «О чем шептались камушки»

П. Бажов «Малахитовая шкатулка» , «Серебряное копытце» , «Хозяйка медной горы»

Стихи, пословицы и поговорки о камнях . Цель : познакомить детей с творчеством Павла Бажова. Эмоционально включать детей в атмосферу «сказа» , в слушание его живых диалогов, вызывающих добрые чувства. Развивать у детей воображение, умение представить себе сказочного героя и описать его.

Просмотр мультфильмов;

По мотивам сказок П. Бажова «Малахитовая шкатулка» , «Каменный цветок» Цель : Продолжать знакомить с творчеством П. Бажова, его литературными героями.

Подвижные игры : «Мы скалолазы» , «Царь горы» , «Найди свой камень» Цель : Развивать двигательные умения и навыки детей, разучивать и запоминать правила игры. Играть самостоятельно

Просмотр презентаций : «Мир камней » , «Драгоценные камни » Цель : Развивать познавательный интерес. Знакомить с названиями минералов, камней

Дидактические игры с камнями на развитие сенсорных способностей, мелкой моторики

Что лишнее? "

- "Найди пару"

-"Продолжи ряд""

Настольно-печатные игры

- «Живая, неживая природа»

Сюжетно-ролевые игры

- «В поисках клада» Цель : Развивать логическое мышление, внимание, зрительное восприятие, умение подбирать предмет по цвету, Воспитывать усидчивость, терпение, приучать убирать материал на место.

3 Оформили мини-музей «Удивительные камни »

Провели викторину «Что мы знаем о камнях »

Выставка «Изделия из камня » Цель : Выявить полученные знания о предложенной теме. Формировать самостоятельность в выборе понравившейся темы, умение связно рассказывать.






Камень - о великое создание природы! Задумывались ли вы, что благодаря камню существует мир? Миллионы лет камень создает планету. Благодаря камню люди научились охотится, жить, готовить еду, строить жилища, даже украшать себя! Все благодаря этому простому и привычному камню! Как много его у нас под ногами - камни везде. Лето - удачное время для глобального изучения этого чуда природы. Начинаем с прогулки. Сперва собираем камни - большие и маленькие, разных цветов, форм и плотности.


Когда коллекция собрана, испытываем ее с помощью рисования. Какие следы оставляют камни? Одни очень легко "пишут", другие лишь слегка "царапают". Почему? Наверное, они разные по составу и плотности. Чем мягче камень, тем легче им оставить след. Лучше всего рисуют куски рукотворного камня - пеноблок и кирпич. В их составе глина, известняк, гипс. А еще хорошо рисует древесный уголь, который нам тоже попался для исследования. Его тоже можно назвать камнем.

Дети таскали камни не глядя, а потому принесли и не совсем нужное, я бы сказала недокамни. Но они оказались очень кстати для нашего второго исследования. Камни получаются разными способами. Например, при извержении вулкана застывает магма и лава - результат - камни. Некоторые образуются в земле, в результате смешивания и слеживания осадочных пород, другие под воздействием температур в недрах земли. И вот у нас в руках плотные куски, казалось бы камни, но при определенном воздействии их все же достаточно легко разрушить. Дети нашли куски земли (песка, глины и примесей), которые слежались и скрепились в камни. Возможно, при дальнейшем развитии. эти куски на самом деле стали бы камнями, но они попали к нам для изучения. А мы стали их разрушать.

Не так уж легко далось уничтожение камней. А если бы мы взяли окончательно оформившиеся камни, то разрушить их было бы еще труднее, потому что плотность этих камней велика. Но все-таки камни можно разрушить. И в природе, они перетираются, обветриваются, омываются, раскалываются, обламываются. В итоге, они не только формируются, но и разрушаются, превращаясь в мелкий гравий, гальку, песок.

Кстати, о песке. Мы внимательно рассматриваем его и приходим к выводу, что он тоже камни. Только очень мелкие.

Все камни разные. Дети берут по маленькому камушку и крупному и проводят испытания. Одновременно отпускают их на землю. С одновременностью было тяжеловато, но мы этого добились. Оказалось, что большие камни долетают до земли быстрее. Почему?
- Потому что у них большая масса, - авторитетно заявляет Артур.
Действительно, чем больше масса, размер, тем скорее упадет предмет, потому что на него не так сильно действует сопротивление атмосферы. Скорость также зависит от формы. Отмечаем, что маленькие камни при падении фактически не оставляют углублений в песке, а большой делает ямку. Своим весом он вдавливает землю.

Именно поэтому космические камни, метеориты, при падении на Землю, оставляют воронки. Ведь они летят с большой скоростью, с большой высоты и имеют большую массу. Проводим испытания метеоритов. Бросаем камни с разной силой, придавая ускорение, с разной высоты, а еще в разных местах - где земля более плотная и менее. Проверяем размеры углублений.

Для маленьких камней тоже нашлось испытание. Мы их катаем с горки. Какие быстрее скатятся? Крупнее или мельче? Тяжелее или легче, ровные или с острыми краями?

А потом пробуем их закатывать на горку. Это уже труднее.

Наши исследования продолжаются дома. Для начала, смотрим мультфильм "Жизнь камня"

А потом достаем все наше богатство. Камней дома много, есть и речные, и морские, и собранные во дворе. Кое-что принесли с прогулки только-только. Все камни разные. Дети рассказывают, что они отличаются по:
- размеру
- форме
- цвету
- массе
- структуре (гладкие, рельефные, с дырочками, с блеском и прочее)

Оказывается, что большой размер камня еще не гарантирует такую же массу. Некоторые большие камни весят меньше, чем маленькие.

Чтобы взвешивать камни, я соорудила примитивные весы. Но чаши очень неудобные, нужно будет придумать им замену, например, пластиковые стаканчики. Дети сравнивали камни по весу и находили те маленькие, что тяжелее некоторых больших.

Чтобы разобраться в многообразии камней мы обратились к интернету. Рассматривали разные виды горных пород и минералов, искали подобные у себя. Конечно, претендовать на точность мы не можем, но было очень интересно.

А еще мы знакомились с такими необычными камнями, как коралл и янтарь. Оказывается, что в их создании принимают участие живые организмы. Янтарь - окаменевшая смола дерева. А кораллы образуют полипы. Дети с лупой выискивали дырочки-домики этих существ. Не обошлось и без рассказа о жемчуге.

Купание камней - очередной этап изучения. Интересно, а могут ли камни плавать? Оказалось, что они тонут. Но все ли?

И тут нашлась парочка водоплавающих - кусок пеноблока и пемза. Последняя вулканического происхождения. Застывшая лава, в которой остались частички воздуха - поры. Пеноблок специально создается пористым - с воздухом внутри. Именно благодаря ему пористые камни и плавают на поверхности. Интересно, а древесный уголь утонет? К сожалению, с улицы мы угля не прихватили, пришлось довольствоваться теорией.

Купание камней весьма увлекательно. Дети обнаруживают, что камни меняют свой цвет, когда намокают. Некоторые стали красными, хотя изначально не очень на таковые походили. Дети моют камни, а за одно мы вспоминаем, что золото тоже моют. Рассматриваем картинки золотых самородков, которые тоже камни. Мальчики решили тщательнее осмотреть свои камушки, а вдруг найдут золото?

А какая температура у камня? Изучив все доступные, ребята приходят к выводу, что они не холодные и не теплые. Такие, как и все вокруг. Наверное, как воздух? Точно. Воздух нагревает камни до своей температуры. Мы теплее воздуха. Если держать камни в руках они станут как мы - температуры тела. А как еще можно охладить или нагреть камни? В домашних условиях мальчики решают воспользоваться морозильной камерой.

Греть же второй камень решено было в горячей воде.

Интересно, как повели себя выбранные нами камни. Грели мы камень в воде всего одну минуту и он оказался теплым. Остывал долго - около часа. А вот остужали в морозильнике долго (за короткое время становился лишь прохладным) - 1 час. И вот возвращался к комнатной температуре камень быстрее - за 30 минут. На научные изыскания не претендуем, но делаем выводы, что камни и остывают и нагреваются по разному.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Калининская общеобразовательная школа»

Камни. Необычное в обычном.

Выполнил: Колесников Семён,

ученик 2 класса МБОУ «Калининская СОШ»

Руководитель: Гончаренко Л.М.

2013

Содержание

I. Введение

II. Основная часть. Мои исследования по теме «Камень. Необычное в обычном»

1. Анкетирование

2.Как на Земле появились камни?

3. Истории камней

IV. Практическая часть. Моя коллекция «Мир камня»

V. Выводы

VI. Список литературы

Выбор темы исследования. Часто с прогулки я приношу домой разные камни. Их можно найти где угодно: на улицах нашего села, на берегу реки Ташеба, даже в огороде. Они не похожи друг на друга формой, цветом, размером, одни красивы, другие не очень, но всех их называют одним словом – камень. Я смотрю на них и думаю – наверное, у каждого из них есть свое название, своя история появления на Земле.

Мне захотелось узнать:

Откуда берутся камни? Сколько их на Земле?

Как они называются? Зачем нужны камни?

На эти и другие вопросы я постарался найти ответ в своей работе.

Цель исследования. Узнать историю появления на Земле камней, их свойства и значение в жизни человека.

Задачи исследования.

    Найти и изучить литературу по данной теме.

    Выяснить, что знают одноклассники по данной теме.

    Узнать как можно больше о камнях (что это такое, названия, истории связанные с камнями, как они появились на Земле, какую пользу приносят людям).

    Собрать коллекцию камней, которые использует человек.

Гипотеза исследования. Я могу предположить: 1) камни, окружающие человека, могут обладать необычными свойствами; 2) человек может использовать различные свойства камней с пользой для себя.

Методы исследования:

    анализ научной литературы;

    анкетирование;
    наблюдение;

    сравнение,

    обобщение.

Результаты исследования

Чтобы найти ответы на поставленные вопросы, я расспросил родителей, прочитал книги по данному вопросу, поработал в Интернет-сети. Вот результаты моего исследования.

Анкетирование

Я провел анкетирование среди одноклассников. В нем приняли участие

19 человек. Возраст - 8 лет.

Вопросы

Ответили «да»

Ответили «нет»

Собирал ли ты камни?

Если собирал, то зачем?

13 чел. (ответы: «в коллекцию», «интересно», «они красивые», «для игры», «для аквариума», «просто так»)

6 чел.

Знаешь ли ты названия камней? Запиши названия.

17 чел. (большинство назвали 1-2 камня)

2 чел.

Знаешь ли ты, как на Земле появились камни?

9 чел.

10 чел.

Как человек использует камни?

11 чел. (ответы: «в строительстве», «для поделок», «делают бусы, браслеты»)

8 чел.

Ты хочешь больше узнать о камнях?

16 чел.

3 чел.

Выводы: ребята мало знают о мире камней, хотят узнать больше.

Что такое «камень»?

Человек дружит с камнем десятки тысяч лет. Самые первые орудия древнего человека были сделаны из камня. Археологи до сих пор находят в древних захоронениях каменные ножи, топоры, иглы, копья. Поэтому один из периодов древнейшей истории называется каменным веком.

В словаре я нашел значение слова «камень».

«Камень – твердая горная порода кусками или сплошной массой, а также отдельный кусок, обломок такой породы».

В мире насчитывается более 8000 видов природных камней.

Как на Земле появились камни?

Камни различаются по цвету, внешнему виду и свойствам потому, что «родились» в разных условиях.

Есть горные породы, которые «родились» из магмы – расплавленного вещества из глубин Земли. Магму могло вынести потоками лавы во время извержения вулканов или она застыла на некоторой глубине, не дойдя до земной поверхности. Это магматические породы. Так образовались гранит и базальт.
Осадочные породы «родились» из обломков других пород. Их обработала и принесла вода. Например, песчаник, каменная соль.

Горные породы могли «родиться» из остатков древних растений и животных. Так образовались известняки.

Истории камней.

Камень первый: каменный уголь.

Этот камень я нашел в нашем дворе. Он черного цвета, с блеском, на ощупь шершавый, твердый, прочный. У камня есть одно замечательное свойство – он в огне раскаляется, красным пламенем наливается, горячим, как огонь становится и сам горит. Это – каменный уголь.

Откуда он взялся?

Все началось много миллионов лет назад, когда Земля была царством лесов и болот. Наступая на леса, болотная вода затапливала всю землю вокруг деревьев великанов, подмывала их корни, деревья погибали и падали в мутную болотную жижу. За долгое время под землей накапливался толстый слой слежавшихся растений. Останки деревьев перегнивали и превращались в бурую массу – торф. Сдавленный пластами земли, торф постепенно твердел, каменел и превращался в камень – бурый уголь. А если бурый уголь под землей очень сильно сдавливался, то постепенно превращался в черный каменный уголь, а потом в антрацит. Это лучший сорт угля. Он горит почти без дыма и дает много тепла.

При горении уголь дает много тепла. Вот почему человек использует его как топливо.

Кроме тепла и энергии каменный уголь подарил нам еще много различных подарков: пластмассовые игрушки, лекарственные и ароматические вещества, автомобильные шины, рыболовецкие сети, краски и лаки.

На карте «Полезные ископаемые Хакасии» есть черные квадратики – это условные знаки месторождения каменного угля.

Недалеко от нашего села Калинино расположен город Черногорск. Его называют городом угольщиков. Свое название Черногорск получил от Черной горы, это настоящая кладовая угля. Запасы угля в Черногорском месторождении составляют сотни миллионов тонн. Этого угля хватит на десятки лет вперед. А запасы Бейского месторождения - около одного миллиарда тонн. В Хакасии есть еще Изыхское и Аскизское месторождения каменного угля.

Камень второй: известняк.

Этот камень я увидел дома, когда родители готовились к побелке. Если его разварить, то получится известка. А сам камень называется известняк. Известняк - это белый или беловато-серый камень, он оставляет белые следы на руках.

Добывают его обычно в карьерах или открытым способом. Люди, которые добывают в карьере известняк, работают как бы на дне моря. Конечно, сейчас моря в этом месте нет, но оно было много миллионов лет назад (тогда материки, океаны и моря располагались не так, как сейчас). Морские организмы, погибая, оседали на дно. Из их скелетов, раковинок образовались постепенно толщи известняка.

Когда нужны крупные, ровные камни известняка, их выпиливают в карьере особыми пилами. Если же необходимы мелкие, неровные камни, их добывают с помощью экскаватора.

Это очень полезное ископаемое. Ни одна стройка не обходится без известняка. Он расходуется на выработку цемента, который нужен для скрепления между собой строительных деталей: кирпича, плит, блоков. Из известняка получают известь, которая идёт на побелку стен, потолков. Известь так же входит в состав штукатурки. Она даже входит в состав стекла.

В нашей республике есть свои месторождения известняка (на карте они обозначены белым квадратом с диагоналями). Лучшие из них находятся в нашем Усть –Абаканском районе (это Уйбатское и Уленьское месторождения) и в Боградском районе (Лощинское месторождение).

Камень третий: мрамор.

А этот белоснежный красивый камень принес в школу мой одноклассник. Это мрамор. Учительница сказала, что мрамор – это тоже известняк. Если известняк погрузится на большую глубину (например, при землетрясении, извержении вулкана), то под действием высоких температур и огромного давления он превращается в прекрасный мрамор.

Мрамор очень прочный и твёрдый. Он удивляет нас различным цветом и рисунком. Мрамор хорошо полируется. Отполированный, он становится гладким и необыкновенно красивым. Поэтому мрамор применяется для облицовки стен, колонн во дворцах, на станциях метро.

В Хакасии есть свои большие запасы мрамора (условный знак на карте – ромб с одной диагональю). Это Кибик-Кордонское месторождение недалеко от Саяно-Шушенской ГЭС, оно - одно из старейших месторождений мрамора в России. Мрамор этого месторождения использовали при облицовке станций метро в Москве и Санкт –Петербурге.

У известняка есть ещё один «родственник», с которым знаком каждый школьник. Мы пишем и рисуем им на доске, асфальте. Это мел. Он, конечно, мало похож на камень: менее прочный, легко раскалывается на кусочки, крошится. Но при этом мел – наш незаменимый помощник в школе.

Практическая часть . Моя коллекция «Мир камня».

С помощью родителей я собрал коллекцию декортивно-поделочных камней, которую назвал «Мир камня». Подготовил сообщение о своей коллекции, слайдовую презентацию и выступил перед одноклассниками, а также на школьной научно-практической конференции учащихся начальных классов.

Сообщение



 

Возможно, будет полезно почитать: