«Нравственно-волевая подготовка детей к школе в семье. Воспитание нравственно - волевых качеств

Уже в дошкольном возрасте ребенок оказывается перед необходимостью преодоления возникающих трудностей и подчинения своих действий поставленной цели. Это приводит к тому, что он начинает сознательно контролировать себя, управлять своими внутренними и внешними действиями, своими познавательными процессами и поведением в целом. Это дает основание полагать, что уже в дошкольном возрасте возникает воля. Конечно, волевые действия дошкольников имеют свою специфику: они сосуществуют с действиями непреднамеренными, импульсивными, возникающими под влиянием ситуативных чувств и желаний.

Л.С.Выготский считал волевое поведение социальным, а источник развития детской воли усматривал во взаимоотношениях ребенка с окружающим миром. При этом ведущую роль в социальной обусловленности воли отводил его речевому общению со взрослыми. В генетическом плане Л.С.Выготский рассматривал волю как стадию овладения собственными процессами поведения. Сначала взрослые с помощью слова регулируют поведение ребенка, потом, усваивая практически содержание требований взрослых, он постепенно начинает с помощью собственной речи регулировать свое поведение, делая тем самым существенный шаг вперед по пути волевого развития. После овладения речью слово становится для дошкольников, не только средством общения, но и средством организации поведения.

Л.С.Выготский и С.Л.Рубинштейн считают, что появление волевого акта подготавливается предшествующим развитием произвольного поведения дошкольника. В современных научных исследованиях понятие волевого действия трактуется в разных аспектах. Одни психологи первоначальным звеном полагают выбор мотива, приводящего к принятию решения и постановке цели, другие ограничивают волевое действие его исполнительской частью.

А.В.Запорожец считает наиболее существенным для психологии воли превращение известных социальных и прежде всего, моральных требований в определенные моральные мотивы и качества личности, определяющей ее поступки.

Одним из центральных вопросов воли является вопрос о мотивационной обусловленности тех конкретных волевых действий и поступков, на которые человек способен в разные периоды своей жизни. Становится так же вопрос об интеллектуальных и моральных основах волевой регуляции дошкольника. На протяжении дошкольного детства усложняется характер волевой сферы личности и изменяется ее удельный вес в общей структуре поведения, что проявляется главным образом, в возрастающем стремлении к преодолению трудностей. Развитие воли в этом возрасте тесно связано с изменением мотивов поведения, соподчинения им.

Появление определенной волевой направленности, выдвижение на первый план группы мотивов, которые становятся для ребенка наиболее важными, ведет к тому, что руководствуясь в своем поведении этими мотивами, ребенок сознательно добивается поставленной цели, не поддаваясь отвлекающему влиянию. Он постепенно овладевает умением подчинять свои действия мотивам, которые значительно удалены от цели действия, в частности, мотивам общественного характера. У него появляется уровень целенаправленности, типичный для дошкольника. Вместе с тем, что хотя в дошкольном возрасте и появляются волевые действия, но сфера их применения и их место в поведении ребенка остаются крайне ограниченными. Исследования показывают, что только старший дошкольник способен к длительным волевым усилиям.

К шести годам происходит оформление основных элементов волевого действия: ребенок способен поставить цель, принять решение, наметить план действия, исполнить его, проявить определенное усилие в случае преодоления препятствия, оценить результат своего действия. Но все эти компоненты волевого действия еще недостаточно развиты. Выделяемые цели не всегда устойчивы и осознанны, удержание цели зависит от трудности задания, длительности его выполнения.

Первостепенное значение в формировании воли имеет воспитание мотивов достижения цели. Формирование у детей не боязни трудностей (принятия их), стремления не пасовать перед ними, а разрешать их, не отказываться от намеченной цели при столкновении с препятствиями поможет ребенку самостоятельно или при незначительной помощи преодолеть трудности, которые возникнут у него в 1-м классе.

Психологи различают несколько уровней саморегуляции старших дошкольников. Первый (высший) уровень . Ребенок принимает задание полностью, сохраняет все его компоненты до конца занятия, работает сосредоточенно, не отвлекаясь, примерно в одинаковом темпе на протяжении всего занятия. Работает в основном точно, если допускает ошибки, то при проверке замечает и устраняет их. Не спешит сдать работу, а еще раз проверяет написанное, делает все возможное, чтобы работа была выполнена не только правильно, но и аккуратно.

Второй уровень . Ребенок принимает задание полностью, удерживает его до конца занятий, по ходу работы допускает немногочисленные ошибки на те или иные правила, но не замечает и самостоятельно их не устраняет. Не устраняет ошибки и при специальной проверке в конце занятий, ограничивается беглым просмотром написанного. Качество оформления работы его не заботит, хотя общее стремление получить хороший результат у него имеется.

Третий уровень . Ребенок принимает лишь часть задания, до конца занятий не может ее сохранить во всем объеме. В результате не сохранения инструкции в сознании пишет заданные системы знаков в беспорядке. В процессе работы допускает ошибки не только по невнимательности, но и потому, что не запомнил какие-то правила или забыл их. Свои ошибки не замечает, не исправляет их ни по ходу работы, ни в конце занятия. Не проявляет желания улучшить качество работы, к полученному результату равнодушен.

Четвертый уровень . Ребенок принимает очень небольшую часть инструкции, но почти сразу же теряет и ее. Пишет палочки и черточки в случайном порядке, ошибки не замечает и не исправляет. После сигнала об окончании сразу же оставляет работу без внимания. К качеству выполненной работы равнодушен.

Пятый уровень (самый низкий). Ребенок совсем не принимает задания по содержанию, часто он вообще не понимает, что перед ним поставлена какая-то задача. В лучшем случае он улавливает из инструкции только то, что ему надо действовать с карандашом и бумагой, пытается это делать, исписывая или разрисовывая лист как получится, не признавая при этом ни полей, ни строчек на листе.

Татьяна Мамаева
Родительское собрание с элементами тренинга «Нравственно-волевая подготовка детей к школе»

Родительское собрание с элементами тренинга «Нравственно-волевая подготовка детей к школе »

Цели :

Формирование активной педагогической позиции родителей .

Вооружение родителей психолого-педагогическими знаниями и умениями.

Вовлечение родителей в воспитание своих детей .

Повестка дня :

Нравственно-волевая подготовка детей к школе в семье .

Подготовка :

Диагностика детей , методика «Краски»

Плакат «Говорят будущие первоклассники» (Приложение 2)

Материалы :

Чистый лист бумаги квадратной формы

Бланки для заполнения экспресс - тестирования

Простые карандаши

Заготовки цветка «Ромашка»

Ход встречи:

Незаметно приближается время поступления ребенка в школу . Это большое событие в жизни семьи : скоро у ребенка появятся новые, серьезные обязанности, его главным делом станет учение.

1. Упражнение «Снежинка»

Сейчас мы с Вами выполним интересное упражнение. Главное условие : не смотреть ни на кого и слушать мою инструкцию. Перед Вами у каждого на столе лежит лист. Все листы одинаковой формы, размера, качества, цвета. Слушайте внимательно и выполняйте следующее :

1. Сложите лист пополам.

2. Оторвите правый верхний уголок.

3. Опять сложите лист пополам.

4. Снова оторвите правый верхний уголок.

5. Сложите лист пополам.

6. оторвите правый верхний уголок.

Продолжайте эту процедуру, пока она будет возможна. Теперь раскройте свою красивую снежинку. Сейчас я прошу Вас найти среди остальных снежинок точно такую же, как и у Вас. Снежинки должны быть совершенно одинаковые.

Нашли? (Участники отвечают, что не нашли) .

А почему как Вы думаете?

Варианты поступают самые разные и постепенно, по мере их поступления, аудитория приходит к выводу : одинаковых людей нет, поэтому и снежинки получились разные, хотя инструкция для всех была совершенно одинаковая.

Это вывод – начало разговора о том, что дети все разные. Различны их способности, возможности и личностные качества.

2. Анкетирование «Готов ли Ваш ребенок к школе

(см. Приложение 1)

3. Немного теории :

Многие родители считают , что основное при подготовке к школе - это научить ребенка читать, писать, считать. Безусловно, специальная подготовка важна , но ее недостаточно для успешного обучения в школе .

Учеба в школе – нелегкий труд , к которому ребенок должен быть подготовлен . Уметь управлять своим поведение, подчинять его нормам и правилам, установленным школой , считаться с интересами окружающих, преодолевать встречающиеся трудности – вот далеко не полный перечень требований, предъявляемый школой к будущему первокласснику. Чтобы справиться с ними, ребенку необходимо обладать такими нравственно-волевыми качествами , как организованность, ответственность, самостоятельность, настойчивость, дисциплинированность.

Понаблюдайте за своим ребенком в разных видах деятельности и ответьте, достаточно ли воспитаны у него данные качества.

4. Беседа «Характеристики» этих качеств

Организованность :

Умение следовать цели, поставленной взрослыми или выдвигаемой самостоятельно, подчинение деятельности поставленной цели;

Умение руководствоваться планом, предложенным взрослыми, и самостоятельное осуществление последовательно намеченных действий;

Рациональное использование времени, установленного для выполнения задания, умение ускорить темп работы;

Умение справедливо оценить свою работу и работу товарищей, находить недостатки в своей работе;

Внешняя организованность : порядок на рабочем месте, аккуратность в обращении с материалами для работы, отсутствие отвлечений от работы;

Умение сдерживать импульсивные порывы, контролировать свои действия.

Ответственность :

Понимание ребенком значимости и необходимости обязательного выполнения деятельности, имеющей значение не только для него лично, но и для других людей, а также готовность держать ответ за порученное дело;

Умение и желание преодолевать встретившиеся трудности и препятствия, переделывать если получилось неудачно, искать более рациональные приемы;

Удовлетворение от того, что дали поручения, беспокойство за успех;

Умение оценивать результат труда.

Самостоятельность :

Охотное принятие ребенком предложения что-нибудь сделать, умение самому найти себе полезные дела и создать условия для игры, занятия, учебы.

Выполнения задания при отсутствии контроля со стороны взрослого;

Умение выполнить работу без посторонней помощи;

Умение преодолевать трудности и достигать результата;

Моральное удовлетворение от самостоятельно выполненного действия.

Дисциплинированность :

Охотное и своевременное выполнение требований взрослого (поручений и обязанностей) ;

Умение сдерживать себя от поступк4ов, идущих вразрез с требованиями дисциплины;

Умение согласовывать свои интересы, желания с интересами и желаниями окружающих.

Настойчивость :

Умение длительное время мобилизовывать усилия к достижению поставленной цели и достигать ее;

Преодоление трудностей и препятствий;

Доводить начатое дело до конца.

Понятие «готовность ребенка к школе » - комплексное и охватывает все сферы деятельности ребенка.

5. Работа с «Ромашкой»

Цветок – Ваш ребенок, наш ученик. Корни цветка – дошкольная зрелость . Специальная подготовка Вашего ребенка . А лепесточки – общее психологическое развитие и саморегуряция. Если поместить наш цветочек в комфортную для него среду, то он начнет расти и распускаться.

Сейчас перед Вами лежат заготовки цветочка «Ромашки» напишите на лепесточках те качества Вашего ребенка, которые, по Вашему мнению, присутствуют. Загните все лепесточки ромашки к центру! Теперь давайте поместим наши «Ромашки» в комфортную среду и в конце собрания посмотрим распустились ли они. (Родители складывают согнутые «Ромашки» в таз с водой).

6. Результаты диагностики детей по методики «Краски»

Результаты обговариваются общие на всю группу. Отдельные выдаются только родителям в руки .

7. Сказка «Колобок»

Сейчас я предлагаю Вам всем известную сказку «Колобок» на психологический лад и попрошу Вас принять активное участие в ее разборе.

Итак, начали.

Жили-были дед со старухой. Не было у них детей . Было им одиноко на старости лет, и решили они испечь колобок. Что они сделали, чтобы испечь? Правильно! По сусекам помели, по коробу поскребли, и получился у них колобок.

Заповедь первая : Осознанно подходи к вопросам пополнения семейства.

По сусекам помели, по коробу поскребли, и получился у них колобок. Поставили они его на подоконник остужаться. Колобок спрыгнул с подоконника и покатился.

Заповедь вторая : Не оставляйте маленьких детей без присмотра .

Покатился колобок по дорожке и встретил там сначала зайку, потом медведя, потом волка.

Заповедь третья : Научите ребенка общаться с окружающим миром.

Встретилась ему лиса ласковая, хитрая.

Заповедь четвертая : Научите ребенка распознавать добро и зло, истинные намерения людей.

Съела лиса колобка.

Заповедь пятая : Научите ребенка самостоятельно с честью и достоинством, без ущерба для жизни, выходить из сложных жизненных ситуаций.

Вот такая известная сказка у нас получилась.

8. Если у Вас есть вопросы, я готова на них ответить.

На этом встреча наша заканчивается.

Я прошу Вас зять приготовленные для Вас небольшие памятки. И посмотрите на свои «Ромашки» .

До свидания!

Приложение 1

Анкета «Готов ли Ваш ребенок к школе

1. Ребенок посещает детский сад или групповые занятия?

а) Да, с удовольствием.

б) Посещает по необходимости, но ему там не нравиться .

2. Как ведет себя Ваш ребенок, попадая в незнакомую компанию сверстников?

а) Предлагает ребятам играть в свои любимые игры.

б) Присоединяется к их играм, даже если они ему не нравятся .

в) Играет в одиночестве или сидит около взрослых.

3. Если Вашего ребенка кто-то из детей обидит , он :

а) Даст сдачи.

б) Пожалуется взрослым.

в) Будет терпеть и никому ничего не скажет.

4. Как ребенок реагирует на критические замечания?

А) Старается исправиться.

Б) Никак не реагирует.

В) Делает «назло» .

5. Когда Вы задаете ребенку вопрос, на который он не знает ответ, он :

А) Рассуждает в слух и пытается догадаться.

Б) Честно признается, что не знает. Задает этот вопрос Вам и внимательно слушает ответ.

В) Начинает кривляться и переводить тему.

6. Если к ребенку обращается малознакомый человек, он :

А) Легко вступает в разговор.

Б) Односложно отвечает на вопросы.

В) Молчит и прячется за родителей .

7. Разговаривая, ребенок :

А) Спокойно излагает свои мысли.

Б) Много жестикулирует, часто заменяет слова жестами и мимикой.

В) Часто сбивается, перескакивает с одного на другое, по несколько раз повторяет одни и те же слова и забывает, с чего он начал рассказ.

8. Вы разговариваете с кем-то из взрослых и просите ребенка немного помолчать, он :

А) Терпеливо ждет, пока Вы договорите.

Б) Постоянно влезает во взрослый разговор.

В) Начинает ныть и капризничать.

9. Если Вы даете ребенку поручение, которое ему не нравиться (например убрать игрушки, он :

А) Старается побыстрее убрать.

Б) Долго ноет, но все-таки убирает.

В) Убирает только с Вашей помощью.

10. При необходимости длительное время концентрировать внимание на одном деле (например, собирая конструктор, ребенок :

А) Сидит до тех пор, пока не соберет.

Б) Просит Вас помочь.

В) Если возникают сложности, откладывает конструктор и переключается на другие дела.

Подведем итоги :

За каждый ответ «а» - поставьте три балла, «б» - один балл, «в» - ноль баллов.

Подсчитаем полученный результат.

От 20 до 30 баллов : Психологическая готовность 100%.

Психологически Ваш ребенок готов к школе . Он достаточно уверен в себе и в своих способностях, адекватно воспринимает критику и умеет отстаивать свою точку зрения. Изменение распорядка дня, повышенная ответственность, новые требования и правила поведения не станут для него сильным стрессом. Поэтому, даже если он еще недостаточно хорошо умеет писать и считать, не стоит откладывать знакомство со школой . Хорошая психологическая готовность поможет Вашему ребенку быстро догнать сверстников по интеллектуальному развитию (если он действительно отстает) . А если ребенок уже давно освоил программу первого класса, психологическая зрелость поможет ему наилучшим образом проявить свои способности.

От 20 до 10 баллов : Психическая готовность 50%.

Ваш ребенок находиться на промежуточной стадии психологической готовности к школе . В этом случае, при принятии решения, решающее значение имеет наличие интеллектуальной зрелости. Если ребенок легко проходит, все тесты и решает вступительные задачки, то можно не откладывать знакомство со школой до следующего года . Но, принимая решение отдать малыша в школу , будьте готовы к тому, что Вам придется постоянно его контролировать и помогать концентрировать внимание на конкретном предмете (действии) . Кроме того, изменение образа жизни и повышенные требования могут стать для ребенка сильным стрессом. Чтобы сгладить резкую смену ролей, рекомендуется отдать ребенка в группу подготовки к школе .

Выступление по теме: «Нравственно - волевая подготовка детей к школе в семье».

Незаметно подошло время поступления ребенка в школу. Это большое событие в жизни каждой семьи: у ребенка скоро появятся новые, серьезные обязанности, его главным делом станет учение. Учебная деятельность предъявляет ему большие требования. Задача родителей - помочь ему в том, чтобы эти требования он смог выполнить.

К сожалению, некоторые родители считают, что основное при подготовке к школе - это научить ребенка читать, считать, писать. Желая создать основу для школьных успехов, многие проходят с ребенком почти всю программу 1 класса.

Безусловно, специальная подготовка важна, но ее недостаточно для успешного учения в школе. Известно немало случаев, когда дети из числа тех, которые до школы научились бегло читать, считать, на первых порах учатся хорошо. Но вот наступает день, когда знания, полученные до школы, иссякли. Нужно трудиться, но выработанная к этому времени привычка относиться с позиции «Я все знаю, все умею» не позволяет детям перестроиться. Им начинает казаться, что в этом виноват учитель: раньше хвалит, ставили в пример, а теперь отметки ухудшились, чаще порицают. Появляется неприязнь к учителю, пропадает желание стараться. В действительности причиной того, что дети не привыкли стараться, не научились внимательно слушать указания взрослых и следовать им, явилось отсутствие у них привычки к волевому усилию.

Поэтому так важно своевременно позаботиться о нравственно-
волевой подготовке ребенка к обучению в школе. Каждый ребенок
должен обладать такими качествами, самостоятельность,
организованность, ответственность, дисциплинированность, настойчивость и др.

^ Переход из детского сада в школу - важный этап в жизни детей.
Меняется их социальная позиция: они становятся школьниками,
основная деятельность которых- учение. Дошкольников подготавливают к этому: постепенно внушают им, что учеба в школе - серьезный труд, в результате которого они будут каждый день узнавать что-то новое, нужное и интересное.

Для успешного учения в школе важно, чтобы дети имели дома доступные трудовые обязанности, несли ответственность за их выполнение. Старшие дошкольники могут накрывать на стол и убирать со стола, мыть посуду, чистить свою одежду и обувь, стирать мелкие вещи, присмотреть за младшим братишкой или сестренкой, кормить рыб, птиц, котенка, щенка, поливать цветы и т.д. Эти поручения должны быть постоянными. Родители не должны делать за детей то, что те забыли или не захотели выполнять.

^ Формирования умения доводить дело до конца, преодолевать трудности - важная задача, стоящая перед родителями. Для этого необходимы соответствующие условия. Ребенка ничто не должно отвлекать. Ему трудно быть усидчивым, если во время его занятий взрослые смотрят телевизор, слушают радио или громко разговаривают.

Многое зависит от настроя детей на предстоящее дело и от того, как они подготовили свое рабочее место. Например: если ребенок сел рисовать, но не приготовил заранее все необходимое, то он вынужден будет поминутно отвлекаться: карандаш плохо заточен, ластика нет, лист бумаги не устраивает. В результате ребенок теряет интерес к замыслу, затрачивает время в пустую, а то и оставляет дело незавершенным.

Отношение взрослых значение. Если дошкольники видят серьезное, внимательное, тактичное, доброжелательное, но вместе с тем требовательное отношение родителей к процессу и результатам их деятельности, то они сами с ответственностью относятся к ней.

Жизнь детей в семье должна быть наполнена не только интересными, но и обязательными делами, требующими умения добиваться цели, преодолевать трудности, уступать, ждать.

^ Преодоление трудностей приносит детям чувство удовлетворения, радости, вместе с которыми приходит и любовь к труду.

Важно, чтобы ребенок чувствовал ответственность за собственную чистоту и опрятность. Аккуратный внешний вид школьника, порядок в его учебных принадлежностях улучшают его общее самочувствие, что отражается на успеваемости. Хорошо учиться нередко мешает неряшливость. Аккуратность же во многом зависит от степени самостоятельности детей.

Особое внимание при подготовке к школе обращают внимание на режим дня детей. Если он неустановлен или плохо выполняется, надо обязательно добиваться его выполнения. Режим нужен не только для укрепления здоровья дошкольников: твердый распорядок организует деятельность детей, приучает их к порядку, воспитывает необходимое будущему школьнику чувство времени.

Важно так организовать жизнь детей в семье, чтобы они были целесообразно деятельными, не проводили свое время в праздности, которая порождает лень.

Первые шаги в школьной жизни всегда трудные, но родители могут облегчить их, если своевременно позаботится о воспитании у детей нравственно-волевых качеств.

Армия не создает людей с сильной волей и мужским характером, она лишь способна развить эти качества, когда они есть. А задача командира - отобрать людей с такими задатками для последующего воспитания данных свойств человеческой личности.

Чтобы отобрать наиболее устойчивых в психологическом плане солдат, необходимо в период подготовки молодого пополнения, как можно чаще ставить их в условия, приближенные к экстремальным, и искусственно создавать нештатные ситуации. По своему опыту могу сказать, что это может быть и подъем среди ночи с последующим отрытием окопов полного профиля, и отработка скрытого и бесшумного передвижения ночью в непогоду (утром, само собой, все должны быть чистыми и опрятными). Хорошо срабатывает проверка жаждой, когда после изнурительного марша под палящим солнцем подразделение прибывает к источнику воды и получает команду наполнить фляги, но не пить. После этого бойцам сообщают, что вода отравлена, и подается команда вылить воду - и марш возобновляется. Это не большее издевательство, чем вступительный экзамен в институт. Как в институт не берут нерадивых и тупых, так и в спецподразделение не отбирают людей, не имеющих внутреннего стержня. А внутренний резерв воли срабатывает (или не срабатывает) лишь в экстремальных ситуациях. И если на пределе своих моральных и физических сил человек способен осознавать команды и выполнять их, то из него выйдет толк. С этим человеком можно и нужно работать дальше.

Зачастую крепкие физически, наглые парни, желающие показаться крутыми в подразделении, на поверку оказываются обычными слизняками, а ребята, ничем особенным не выделяющиеся, могут быть подобны кремню.

Будь готов - всегда готов!

При воспитании психологической устойчивости главные усилия офицера (инструктора) должны быть направлены на то, чтобы любую неадекватную ситуацию для обучаемого сделать привычной. Лучше всего, если экстраординарные ситуации возникают периодически на фоне учебных тактических или иных задач.

Вот как, например, решали эти задачи в моем родном Рязанском ВДУ.

В конце первого курса командир нашей 9-й роты капитан Селуков - большой специалист своего дела и не меньший выдумщик - проводил с нами, первокурсниками, ночные занятия по ориентированию. Но как! Тема: “Ориентирование и движение на местности без карты”. Заранее составленные карточки азимутов вручались обучаемым непосредственно перед началом движения. Разрыв между курсантами составлял две-три минуты, выполнение задания было ограничено жесткими временными рамками. Но главное не в этом. Имелся условный противник, в задачу которого входило помешать выполнить задание и по возможности захватить обучаемого в плен. Роль противника возлагалась на взвод курсантов 3-го курса, они же помогали ротному готовить занятие. Но помимо этого, на этапах нас ждали различные сюрпризы, которые надо было быстро и грамотно преодолевать.

Исходной точкой маршрута были ворота автопарка училища, от которых, преодолев около 200 метров, надо было выдвинуться к ориентиру “железобетонная труба”. Этот этап курсанты преодолевали беспрепятственно. Следующий ориентир - “высокое дерево” - располагался в 600 - 700 метрах. Возле дерева горел костер, людей видно не было, но у костра лежала командирская сумка. Курсант в этой ситуации должен был действовать быстро и правильно. В частности, если он выбегал прямо к костру, то получал штрафное очко, так как должен был либо вообще не подходить к костру и продолжить выполнять задачу, оставаясь незамеченным, либо проверить близлежащие кусты и лишь убедившись, что там никого нет, приблизиться к сумке. Если курсант просто поднимал сумку, то получал еще одно штрафное очко, так как сумка могла быть заминирована. И правильнее было бы, привязав к ней веревку и предварительно укрывшись, стащить ее с места, а уж после этого проверять ее содержимое.

Следующим ориентиром был “куст на берегу реки Трубеж”. Находился он буквально в 30 метрах от костра. Хитрость этого этапа была в том, что, отходя от поляны, освещенной костром, человек попадал в темноту и сразу не мог хорошо видеть. Вот тут-то обучаемый и налетал (если не успевал увернуться) на ведро, подвешенное над тропой на высоте около 150 - 160 см.

На этом сюрпризы не заканчивались. Делая еще пару шагов в темноте, курсант рисковал провалиться в яму, прикрытую куском фанеры. После этих несчастий надо было перебраться через реку Трубеж по отмели на другой берег. И вот когда курсант уже “парил” над водой, почти в упор в него из куста на берегу раздавалась автоматная очередь (разумеется, холостыми). Ощущение непередаваемое! Немногие удачно приземлялись на тот скользкий берег и не усаживались задницей в воду.

От куста, не ослабляя внимания, надо было подняться по травянистому склону на длинный бугор к ориентиру “береза”. На тропе были натянуты две растяжки, имитирующие мины натяжного действия. Даже если учесть, что это были просто веревки, натянутые над тропой, а не мины, то возможность пропахать носом тропу никого не прельщала,

От “березы” к ориентиру “широкий куст” путь лежал по гребню бугра, и обучаемый, если только он не предпринимал мер предосторожности и не шел по “тактическому гребню”, был хорошо виден на фоне ночного неба. На этом участке работала “группа захвата” 3-го курса, и плохо маскирующийся или слабо бегающий рисковал попасть в их цепкие руки. От куста последнее колено вело на пункт сбора, но проходило оно через дорогу, охраняемую парным патрулем условного противника, который отнюдь не дремал. Учитывая, что все это проводилось ночью, в ограниченное время, под воздействием “противника”, надо признать, что моральное давление на обучаемых было довольно сильным. Поэтому даже среди нас, курсантов, заканчивающих 1-й курс, нашлись люди, которые, спасаясь от преследования, потерялись и не вышли на пункт сбора вовремя, не говоря уже о том, что лишь один правильно “взял” сумку, хотя о том, как это делается, знал каждый. Повторяя подобные занятия и модулируя каждый раз новую ситуацию, можно добиться того, что обучаемые будут действовать четко и уверенно в любой обстановке.

Настоящая полоса препятствий

Другой вариант полосы препятствий с элементами психологического воздействия был создан мной и моими офицерами во время службы в Старокрымской бригаде спецназа. Запасной район нашего батальона находился у подошвы горы Агармыш и являл собой идеальное место для создания такой полосы. Здесь был небольшой горный участок, а по оврагу тек неглубокий ручей, на берегах которого росли деревья и густой кустарник.

Полоса начиналась спуском с горы, которая в основании имела скальный отвес высотой около 3-4 метров, при помощи горной веревки “по-спортивному”. Общая высота горы была 10-12 метров. Далее разведчику предстояло переправиться через ручей по двум горным веревкам, натянутым между деревьями одна над другой. Перебравшись. обучаемый должен был преодолеть 25 метров по камням, торчащим из ручья. При выполнении этого этапа по ходу движения разведчика бросали зажженный взрывпакет. Задача солдата состояла в том, чтобы, увидев взрывпакет, не замедлить, а ускорить бег и оставить взрыв за спиной. Свернув направо, обучаемый выбирался на пологий берег и кидал “гранату” в блиндаж, находящийся в 15 метрах от него, после чего поднимался по скользкому склону длиной около 4 метров и высотой 1,5 метра. Чтобы склон был всегда скользким, его поливали водой. Сразу за склоном следовал участок колючей проволоки, натянутой над землей на высоте 40 сантиметров и длиной 10 метров. Во время проползания под проволокой над головой разведчика стреляли холостыми патронами. Далее разведчику предстояло преодолеть “очаг пожара”, который создавался поджогом автопокрышек и бензина, а также задымлением дымовыми шашками, При преодолении этого участка обычно подрывали взрывпакет, а когда позволяли средства - имитатор газового нападения. В этом случае участок преодолевался в противогазе. После “пожара” путь разведчику преграждал участок колючей проволоки, который преодолевали проползая под нижним рядом на спине. В 50 метрах от “колючки” находился участок насыпи с железнодорожным полотном, который необходимо было заминировать макетом тротиловой шашки либо взрывпакетом.

От железки обучаемый двигался сквозь заросли кустарника к оврагу, через который был натянут провисающий канат на высоте 3-4 метра и длиной 10-15 метров. Разведчик перебирался через препятствие, цепляясь за канат руками и ногами. Приблизительно на середине под ним в ручье взрывался взрывпакет, поднимая столб брызг, а из кустов на противоположном берегу звучала автоматная очередь. Многие, особенно в начале тренировок, от неожиданности срывались в ручей, после чего, вернувшись в исходное положение, повторяли упражнение. Выбравшись на берег, разведчик вновь продирался сквозь заросли кустарника, в которых его могла поджидать сигнальная мина, и выходил на берег ручья, который он опять преодолевал, но уже по качающемуся бревну. Достигнув берега, разведчик оказывался перед обрывом высотой 5-7 метров и имеющим угол наклона около 75 градусов. На высоте около двух с небольшим метров находился конец веревки, привязанный к дереву, растущему на обрыве. Изловчившись, разведчик цеплялся за конец веревки и взбирался на обрыв, после чего залезал на дерево. Общая высота над обрывом составляла чуть более десяти метров. С дерева вниз уходила веревка. Длина веревки составляла 50 метров. Разведчик цеплял за нее горный карабин и как на “каретке” спускался вниз. Разведчики моего батальона, которым периодически приходилось преодолевать эту полосу, даже те, кто служил первые полгода, укладывались максимум в 4.30-5 минут. Когда эту же полосу бежали парни из других подразделений, лишь 30% из них попадали гранатой в блиндаж, срывались с канатов и падали 50-60%, и даже самые тренированные не смогли преодолеть полосу быстрее, чем за 5 минут 15 секунд.

Местность позволяла развить полосу и создать из нее нечто вроде теста по одиночной подготовке разведчика. В частности, я планировал включить в полосу преодоление зараженного участка в средствах защиты с выполнением нормативов по одеванию и сниманию общевойскового защитного комплекта, после чего разведчик получал карточку азимутов и выполнял соответствующий норматив. На конечной точке ему предстояло организовать наблюдательный пункт. С наблюдательного пункта необходимо было обнаружить несколько целей, нанести их на карту и определить их координаты, после чего связаться с командиром и передать ему полученные разведданные.

Далее разведчику предстояло выйти на пункт сбора. Если кто-то думает, что это самая простая задача, то он заблуждается. В боевом приказе на любые действия обязательно указываются основной и запасной пункты сбора и время их работы для того, чтобы группа могла собраться после выполнения задачи. Во всех учебниках и наставлениях указывается, что разведчик на ПС должен выходить по “улитке”, проверяя, нет ли хвоста. Вариант, которому мы обучали своих подчиненных, был придуман фронтовыми разведчиками Великой Отечественной именно в целях повышения живучести. После налета или засады командир отходит с подгруппой, выполнявшей основную задачу (захвата или уничтожения), то есть первым. Определяя пункт сбора, командир должен указать через какой ориентир выходить на него. Например, “ПС - поваленное дерево, выходить со стороны одинокой сосны”. Прибывая на пункт первым, командир оставляет двух разведчиков с задачей: первый находится вблизи ориентира, обозначающего ПС, и, замаскировавшись, осуществляет прием подходящих подгрупп и одиночных разведчиков, указывает им ориентир и направление движения, куда убыл командир. Второй, замаскировавшись на участке “поваленное дерево - одинокая сосна”, осуществляет “контроль следа” - то есть следит, чтобы не было хвоста или преследования. В случае обнаружения преследования он установленным сигналом оповещает об этом разведчиков на ПС, и они уходят к основным силам группы. Хитрость этого способа заключается в том, что от того ориентира, который указывает командир после своего ухода, может быть еще два-три или более колен, в зависимости от осторожности командира. Тот, кто придумал этот способ, воевал со второго дня войны и дожил до ее конца.

По завершению этапа “Ведение разведки наблюдением” разведчики должны были собраться по трое и осуществить выход на ПС указанным выше способом, встретить следующую тройку и оставить ее на своем месте. На этом испытание заканчивалось.

Особые испытания

Безусловно, возможна масса вариантов развития этой или подобной полосы.В частности, я хотел применить свой грузинский опыт: Из старой формы мы изготавливали чучело-манекен, одевали его в старую прыжковую форму, покрой которой стилизован под полевую форму одежды армии США, в нагрудный карман прятали какой-либо документ. После этого мы обильно поливали манекен кровью, а в расстегнутую куртку помещали кишки и другие внутренности. Всю кровавую атрибутику можно позаимствовать у бродячей собаки. Вот этот-то “труп” и предстояло обыскивать разведчикам.

Надо сказать, что далеко не каждый способен запросто возиться в кровавом месиве кишок, но преодоление этого психологического барьера просто необходимо. Не менее важно воспитать в подчиненных готовность убить врага любым из изученных способов, для чего также может пригодиться бродячая псина. Психологически очень тяжело “грохнуть” ни за что ни про что невинную тварь, но гораздо тяжелее будет сломать себя при необходимости совершить убийство мирного жителя, случайно обнаружившего группу в тылу противника. Однако, если этого не сделать, то совершенно однозначно этот житель выдаст группу противнику.

Многие солдаты не способны даже видеть сцену убийства. Я вспоминаю, как еще в марте 1984 года мы полетели на один из наших первых облетов. После столкновения с противником я решил после обыска добить ножом тяжело раненого духа. При виде этого рядовой Максудян чуть не свалился в обморок. Боец этот не проходил отбора в Союзе и тем более не готовился по программе психологической устойчивости. Чуть позже из-за него чуть не погибла вся моя группа. Когда на него вышла группа мятежников, совершивших обходной маневр, он и его напарник Мамедов бросили свои позиции и бежали.

Многие будут возражать по поводу убийства бродячих собак. Для того, чтобы убийство не было бесцельным, можно отработать еще один элемент воспитания психологической устойчивости. Мясо собаки вполне съедобно, и на полевом выходе возможно приготовление мясного блюда из собаки - однако не каждый может съесть это блюдо. Преодоление брезгливости - также немаловажный вопрос при отработке выживания в экстремальных условиях. Чтобы выжить и продолжать выполнять поставленную задачу, солдат в мирных условиях должен научиться употреблять в пищу все, включая лягушек и змей.

Среди людей, прошедших такую подготовку, значительно ниже процент подверженных поствоенному синдрому. Люди же, не готовые к мощному прессингу в виде лишений, смерти товарища и необходимости убивать для того, чтобы не быть убитым, зачастую становятся пациентами психоневрологических диспансеров либо попадают в исправительно-трудовые учреждени

«Нравственно-волевая подготовка детей к школе в семье»

Незаметно подошло время поступления ребенка в школу. Поступление в школу – важное событие в жизни ребенка. У ребенка скоро появятся новые, серьезные обязанности, его главным делом станет учение. Учебная деятельность предъявляет ему большие требования. Задача родителей – помочь ему в том, чтобы эти требования он смог выполнить. Учеба в школе – нелегкий труд, к которому ребенок должен быть подготовлен. Уметь управлять своим поведением, подчинять его нормам и правилам, установленным школой, считаться с интересами окружающих, преодолевать встречающиеся трудности – вот далеко не полный перечень требований, предъявляемых школой будущему первокласснику. Чтобы справиться с ними, ему необходимо обладать такими нравственно – волевыми качествами, как организованность, самостоятельность, настойчивость, дисциплинированность, ответственность.

Переход из детского сада в школу – важный этап в жизни детей. Меняется их социальная позиция: они становятся школьниками, основная деятельность которых – учение. Дошкольников подготавливают к этому: постепенно внушают им, что учеба в школе – серьезный труд, в результате которого они будут каждый день узнавать что-то новое, нужное и интересное.

Нравственно-волевая готовность ребенка к обучению в школе включает два аспекта: готовность к учению и принятие нового образа жизни.

Готовность к учению ребенка предполагает комплекс нравственно-волевых качеств, которыми он должен овладеть в период дошкольного детства.

Отечественные ученые выделяют, прежде всего, самостоятельность. Понятие «самостоятельность» включает познавательные, волевые и эмоциональные компоненты: понимание задачи и способа ее выполнения; достаточное владение способами выполнения задачи; активная волевая целеустремленность; проявление нравственных чувств и положительных эмоций (доброты, сочувствия, радости, удовольствия). Первые два компонента составляют содержание понятия самостоятельность, последние обеспечивают ее действенность . Единство этих сторон создает предпосылки для развития самостоятельности и дальнейшего ее формирования как нравственно-волевого качества личности ребенка.

Очень важно для будущего ученика нравственно-волевое качество – ответственность. Формирование ответственности у детей дошкольного возраста является предпосылкой воспитания чувства долга, умения и желания доводить дело до конца, отвечать за свои поступки перед другими. Старшие дошкольники способны ответственно относиться к заданиям, которые им предлагает взрослый. Ребенок запоминает поставленную цель, способен удерживать ее довольно долго и выполнять. У некоторых детей это качество ещё недостаточно устойчиво и требуется дополнительная работа по его формированию.

Готовность к учению определяется также дисциплинированностью и послушанием. Послушание – это первая ступень дисциплинированности. Дисциплина (от лат. – обучение, воспитание) – это общественные отношения, регулирующие формы поведения в обществе.

Старшие дошкольники в результате формирования дисциплинированного поведения способны к выбору нужного действия и к таким рассуждениям: «Хочу, но нельзя, и потому должен отказаться от своего желания»; «Не хочу, но надо, и потому я должен выполнять поручение». Наиболее важными условиями воспитания дисциплинированности у детей являются авторитет и культура воспитателей и родителей, атмосфера доброжелательности, разнообразной и активной содержательной деятельности детей.

Дисциплинированность выпускника дошкольного учреждения способствует концентрации внимания ребенка на уроки, четкому выполнению заданий учителя первого класса, помогает правильно реагировать на замечания учителя.

Умение доводить дело до конца, преодолевать трудности и проявлять способность к произвольным действиям также помогут ребёнку в учёбе. Научившись этому в дошкольном возрасте, первоклассник будет легче справляться с трудными заданиями, более того, будет с удовольствием выполнять их.

Значительную роль в формировании нравственно-волевых качеств дошкольника играет трудовое обучение, в частности, овладение трудовыми навыками, позволяющими достичь нужного результата. В этих условиях у детей формируется активная позиция в коллективе, умение работать согласованно, общими усилиями доводить дело до конца, помогать сверстникам, трудиться с максимальной отдачей сил. Всё это создаёт благоприятную основу для воспитания таких качеств, как ответственность, решительность, целеустремленность, настойчивость.

Развитые познавательные интересы способствуют не только интеллектуальному, но и нравственному развитию, помогают ребёнку приобрести уважение и сверстников, и учителей.

Существуют разные подходы к формированию в дошкольном возрасте готовности к учению. Однако их объединяют обязательность и систематичность проведения занятий с детьми, вырабатывающие стереотип поведения, создающие психологическую установку на обучение, приучение к соблюдению определённых требований, например, отвечать по одному, не мешать товарищам, выслушивать их, выполнять задания воспитателя.

С точки зрения нравственно-волевой подготовки к школе важно пробудить у детей интерес к занятиям. Желанию заниматься способствует наличие трудностей, связанных с содержанием, объёмом, способами выполнения заданий. У детей нужно воспитывать интерес к преодолению трудностей, поддерживая его положительной оценкой.

Новый образ жизни (второй аспект нравственно-волевой готовности) потребует от ребёнка ряда нравственно-волевых качеств, которые помогут ему устанавливать положительные взаимоотношения с учителем и с детьми.

Прежде всего, ребёнку необходимо знание норм взаимоотношений и поведения. Очень важно для ребёнка умение общаться с детьми и взрослыми. В детском саду он привык к определённому кругу людей, адаптировался в конкретных обстоятельствах и обстановке. Чтобы помочь каждому ребёнку врастанию в общество сверстников, в дошкольном учреждении целенаправленно ведётся воспитательная работа по формированию у них нравственно-волевых качеств: организованности, общительности, отзывчивости, доброжелательности и т. д. Вся жизнь детского сада, управляемая педагогом, и правила, с которыми он знакомит детей, содействуют этому

Очень важно для старшего дошкольника умение радоваться успехам сверстников. Это качество формируется сложнее, чем сочувствие и сопереживание, т. к. оно требует глубокого понимания состояния другого человека и умения в этот момент не думать о себе.
Большим достоинством ребёнка является скромность. Это нравственно-волевое качество понимается как требовательное отношение к себе, способность к самооценке и объективной оценке других людей. Скромность проявляется в умении ребёнка сдерживать свои желания, учитывая потребности сверстников, возможности семьи, мнение коллектива, самокритично оценивать результаты своей работы, поступки.

Чем прочнее будут сформированы нравственно-волевые качества, тем комфортнее будет чувствовать себя ребёнок в школе и тем легче применит их в новых условиях. пишет: «Прочность нравственных качеств зависит от того, был ли задействован в процессе их формирования весь механизм нравственного воспитания, или в дошкольном возрасте больше внимания уделяли слову, объяснению, как себя вести, а не практике морального поведения»

Первые шаги в школьной жизни всегда трудны, но родители могут облегчить их, если своевременно позаботятся о воспитании у детей нравственно – волевых качеств.



 

Возможно, будет полезно почитать: