Как воспитать патриота в семье. Воспитание патриотизма – важная задача педагога и родителя в развитии младших школьников

Воспитание патриота и гражданина России

Воспитание человека с развитым чувством национального достоинства, позицией сопричастности к настоящему и будущему своей Родины, стремящемуся к самореализации в делах, направленных на поддержку новаций в различных сферах социально-ценных преобразований, определяет основной вектор воспитывающего влияния на подрастающее поколение. Эти процессы наиболее успешны, если в образовательных учреждениях происходит становление соответствующих воспитательных систем, создающих такое пространство отношений и дел, в которых воспитанники получают импульсы для своего духовного саморазвития, определяющего степень воспитанности качеств человека – гражданина.

Понятие «гражданственность» предполагает освоение и реализацию ребёнком своих прав и обязанностей по отношению к самому себе, своей семье коллективу к родному краю, Отечеству, планете Земля. Важно воспитывать деятельностного гражданина своей Родины, а не стороннего наблюдателя. Любое государство желает видеть молодое поколение достойными гражданами и патриотами своей Родины. Гражданственность включает в себя взаимоотношения на уровне «гражданин – государство» и «человек – общество». Развивая гражданина, нужно, прежде всего, видеть в нём человека. Поэтому гражданин с педагогической точки зрения – это самобытная индивидуальность, личность, обладающая единством духовно нравственного и правового долга. Воспитание гражданского отношения к Отечеству воспитывается, например, посредством участия в деловой игре «Твои права и обязанности», в правовой неделе, Дне Конституции, празднике «Символы Родины, области и города». Воспитание гражданского отношения к другому происходит через знакомство с правилами поведения детей и людей формированием его отношений к окружающей действительности. Самое важное наличие гражданственности в убеждениях родителей и педагогов, поскольку их отношение во многом является источником для интерпретации окружающего мира детьми, особенно младшего возраста.

Важное значение в процессе формирования у школьников любви к Родине имеет то, что эмоциональные переживания приобретают более глубокий и устойчивый характер. Учащиеся способны проявлять подлинную заботу о близких, типичной становится дружба между сверстниками. Вместе с тем в этом возрасте чувства продолжают оставаться ещё недостаточно устойчивыми, и это создаёт определённые трудности в воспитании патриотизма. С возрастом чувства детей становятся более осознанными, наблюдается переход от неосознанных элементарных эмоций к эмоциям более высокого порядка. Эти изменения происходят в результате расширения знаний об окружающем, усвоения нравственных норм, формирования самооценки. Если поначалу эмоциональные переживания вызываются в основном оценками взрослых, то в ходе своего развития ребенок начинает понимать, что хорошо и что плохо, самостоятельно оценивать свои поступки и поступки других людей.

В воспитании младших школьников большое значение имеет пример эмоционального отношения к действительности взрослых. Поэтому от богатства чувств взрослых зависят чувства детей, и учитель может оказать сильное влияние на учащихся примером собственных переживаний и отношений, что является важным моментом, облегчающим воспитание патриотических чувств детей. Формирование такого сложного, многогранного чувства, как любовь к Родине, осуществляется на основе развивающихся и ставших устойчивыми чувств – симпатии, сопереживания, доброты, ласки, доброжелательности.

Не менее важным в воспитании начал патриотизма является прошлый опыт ребенка, опыт чувств, отношений к окружающей действительности. Если ребенок в детстве испытал чувство жалости к другому человеку, радость от хорошего поступка, гордость за своих родителей, уважение к трудящемуся человеку, восхищение героическим подвигом, ощутил эмоциональный подъем от соприкосновения с прекрасным, он тем самым приобрёл эмоциональный опыт, «фонд эмоциональных переживаний», который будет иметь огромное значение для его дальнейшего роста. Чувства, пережитые в детстве, не исчезнут бесследно, останется «память сердца» поэтому важно, чтобы всё, что воспринимает ребёнок в окружающем мире, вызывало в его душе эмоциональный отклик.

Нравственные чувства не могут возникнуть путем естественного вызревания. Их развитие зависит от средств и методов воспитания, от условий, в которых живет ребенок. При целенаправленном воспитании ребенка его чувства гораздо богаче, разнообразнее и проявляются раньше, чем у детей, не получивших правильного воспитания.

Таким образом, нравственные чувства, к которым относится чувство патриотизма, активно формируется в младшем школьном возрасте на основе обогащения содержания, роста осознанности, глубины и устойчивости эмоциональных переживаний. Нравственные чувства школьников формируются на основе интереса и эмоционального положительного отношения к окружающему.

Всё это имеет большое значение для воспитания у школьников патриотизма, поскольку появление социальных мотивов деятельности является основой формирования нравственных качеств личности.

Беседы, экскурсии, занятия «Государственные символы России», «Москва - столица нашей родины», «Города старинные, мастерами славные» позволяют мне знакомить детей со столицей нашей родины - Москвой и другими городами России, знаменитыми россиянами. Знакомя детей с государственными символами страны, родного города, я воспитываю уважительное отношение к флагу, гербу и гимну нашей страны, родного города. Дидактические игры: «Найди свой флаг», «Узнай, где я нахожусь», «Узнай герб своего города» помогают формировать гражданско-патриотические чувства: любовь и уважение к своей стране, к родному городу, осознание личной причастности к жизни Родины. На занятиях и в свободное время читаю детям произведения о героях, защищавших нашу Родину в разные времена. Рассказываю о трудной, но почётной обязанности каждого гражданина - защищать Родину, охранять её спокойствие и безопасность.

Организуя спортивные праздники и развлечения, посвящённые защитникам Отечества («Богатырские забавы», «День защитника Отечества», «Этих дней не смолкнет слава»), где дети по-настоящему играют в военных, маршируют, поют военные песни, слушают рассказы ветеранов войны и воинов-десантников из гарнизона, дислоцированного в нашем городе, я помогаю детям ощутить положительные эмоции и чувство сопричастности к великим памятным событиям страны.

Читая произведения о войне, рассматривая репродукции картин «Оборона Севастополя», «Отдых после боя», я говорю детям о том, как холодно было солдатам лежать день и ночь в окопах; как хотелось домой, к семье, но у них был священный долг - защищать свою Родину, матерей, детей, и они не могли поступить иначе. Я рассказываю детям о тысячах солдат, погибших в годы войны, о братских могилах, о могиле Неизвестного солдата у Кремлёвской стены, куда приходят поклониться миллионы людей со всего мира, объясняю детям значение слов «Велика Россия, а отступать некуда», «смертный бой не ради славы - ради жизни на Земле». Героизм, мужество, стойкость, готовность на подвиг ради Родины - эти характерные черты русского человека понятны детям и неизменно вызывают в них желание подражать воинам, быть такими же, как они.

Любовь к природе - одно их проявлений любви к Родине. Я постоянно провожу наблюдения, которые развивают интерес к природе, учу замечать изменения, устанавливать их причины. На занятиях и в повседневной жизни я даю детям разнообразные знания о природе нашей страны, использую иллюстрации и картины русских художников о родной природе, сопровождая чтением поэтических произведений, что является ценнейшим средством воспитания любви к родной природе. Во время прогулок, экскурсий я показываю очарование пейзажа, учу ценить разнообразную красоту, ведь всё это воспитывает умение эстетически понимать окружающий мир, бережно, поэтически относиться к природе родного края. Этому способствуют занятия по развитию речи, литературно-музыкальные развлечения, занятия по изобразительному искусству «Праздник русской берёзки», «Поле русское, родное», «Золотая осень», «Как рубашка в поле выросла», «Осенняя ярмарка», «Свято дерево, помоги», конкурсы рисунков «Золотая осень в лесу», «Во поле берёзка стояла», конкурс поделок «Дары осени».

Знакомлю детей с бытом и традициями русского народа, стараюсь вызвать интерес к исконно русским традициям: гостеприимству, почитанию родителей. Активно ввожу в речь детей потешки, загадки, пословицы и поговорки, заклички. Детям очень нравится знакомство с героями былин - богатырями, это формирует у них представление о народной культуре, её богатстве и красоте, учит ценить народную мудрость. Воспитываю у детей потребность в русском языке, народной музыке, сказке. Погружаясь в мир сказок, каждый ребёнок познаёт мир не только умом, но и сердцем; на примерах сказочных героев дети учатся различать добро и зло, что способствует усвоению нравственно-этических норм поведения.

Разучивая русские народные песни, частушки, заклички, которые звучат как ласковый говорок, выражая заботу, нежность, веру в благополучное будущее, я заметила, что у детей снижается агрессивность, у них пробуждается чувство симпатии, создаётся положительная эмоциональная атмосфера. Читая детям народные пословицы и поговорки: «Родная сторона - колыбель, чужая - дырявое корыто», «Тот герой - кто за родину горой», «Смелого пуля боится, смелого штык не берёт», «Поспешишь - людей насмешишь», я объясняю детям, что народ остро подмечал различные жизненные позиции и высмеивал человеческие недостатки, но всегда восхвалял положительные качества. Знакомя детей с русскими обрядовыми праздниками, которые были когда-то частью труда и быта русского народа, я даю детям возможность познакомиться с историей народа, его укладом жизни и народной мудростью: «Широкая Масленица», «Рождественские посиделки», «Колядки», хороводы и танцы любовно воспевали травушку-муравушку, кудрявую берёзку, цветущую калину, цветы лазоревые.

Большой интерес у детей вызывают и русские народные игры, в которых можно проявить смекалку, любознательность, ловкость, чувство товарищества. На занятиях кружка «Юные россияне» я учу детей делать тряпичные русские куклы, история которых имеет многовековую историю. Куклы-скрутки, куклы-скатки, соломенные куклы, куклы из ниток, сделанные своими руками, доставляют детям искреннюю радость.

«Красота родного края, открывающаяся благодаря сказке, фантазии, творчеству - это источник любви к Родине. Понимание и чувствование величия, могущества Родины приходят к человеку постепенно и имеет своими источниками красоту» - эти слова В. А. Сухомлинского как нельзя точно отражают задачу воспитателя и родителей - как можно раньше пробудить в растущем человеке любовь к родной земле, с первых шагов формировать у ребёнка черты характера, которые помогут ему стать человеком и гражданином общества, воспитывать любовь и уважение к родному дому, детскому саду, родной улице, городу; чувство гордости за достижения своей страны, любовь и уважение к армии, гордость за мужество воинов; развивать интерес к доступным ребёнку явлениям общественной жизни.

Используемая литература:

1. Князева О. Л, Маханёва М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. Программа. Учебно-методическое пособие. 2 изд. СПб. Детство-Пресс. 1998.
2. Пименова И.К. , Россоха И.Н. Рождение Руси. Пособие для развивающего обучения - М. ЗАО Изд-во ЭКСПО-Пресс. 1998.
3. Забылин М.Русский народ. Полная иллюстрированная энциклопедия. Праздники, обряды и обычаи. М. Изд-во Экспо. 2005
4. Шангина И.И. Русский народ. Будни и праздники. Энциклопедия. СПб. Изд-во «Азбука-классика». 2003
5. С чего начинается Родина? (Опыт работы по патриотическому воспитанию в ДОУ) /Под редакцией Л.А. Кондрыкинской. - М: ТЦ Сфера, 2004.

Для чего человеку патриотические чувства? Зачем нужно воспитывать патриотизм ? Ответ прост: родина нужна нам так же, как семья. Ребенку важно знать свое происхождение как от родителей, так и от своего народа. Постепенно узнавая историю страны, особенно ее славные страницы, он будет гордиться ею, как гордится ребенок сильными умными родителями, чувствуя себя защищенным благодаря им. И если мамы и папы хотят, чтобы их дети любили свою землю, стоит начать с самих себя. Надо провести «ревизию» своих чувств к родине, поднять из глубины души собственные теплые чувства: гордость за достижения соотечественников, интерес к истории родного города и всей страны. Подумать, что есть замечательного и по-настоящему великого, на что отзывается сердце.

Это не значит, что надо надеть «розовые очки» и не замечать недостатков, которые есть в любом государстве. Однако маленькому ребенку знать о них пока не обязательно. У него должна формироваться позитивная картина окружающего его мира, без излишних страхов и неопределенности. Правда, не стоит заводить серьезный разговор на пустом месте, просто так. «Красивые» слова о патриотизме без привязки к какому-то событию для ребенка ничего не значат и быстро выветрятся из его головы. Поэтому лучше воспользоваться достойным поводом.

Например, в мае широко празднуется День Победы. Его просто невозможно не заметить. Парад и торжественный салют не оставят равнодушным ни одного ребенка. Малышу нужно пояснить, что это за торжество. Но с учетом возраста. Самым маленьким достаточно сказать примерно так: «Много лет назад на нашу землю, наш город напали враги. Но наши храбрые солдаты прогнали захватчиков. Это было очень трудно, поэтому каждый год мы вспоминаем их подвиг, так мы выражаем им свое уважение». С детьми постарше можно поговорить подробнее: рассказать о военной технике, о тружениках тыла, о смелых пионерах-героях, пойти в краевой музей боевой славы. Заострить внимание на памятниках. Например: «Смотри, вот памятная доска, на которой много фамилий написано. Ты можешь себе представить, что совсем недалеко от нашего дома шли бои? Так вот, эти люди, чьи фамилии написаны на доске, сражались здесь за наш район. Им было страшно, но они защищали свои дома, своих родных и даже чужих людей». Нелишне добавить, что ветераны (те, кто воевал) сейчас уже очень старенькие. Их можно порадовать (например, подарить букет тюльпанов или гвоздик; написать поздравление в открытке, сделанной своими руками).

В России и в Европе есть множество легендарных памятников, посвященных героям второй мировой войны. Эти монументы можно показать ребенку в Интернете, в книге или на открытке: это «Родина-мать» в Волгограде, «Алеша» в Пловдиве, «Воин-освободитель» в Берлине и др. Визуальное впечатление важно для детей любого возраста.

Как воспитать патриотизм у детей: младшая группа (3–4 года)

Малыши имеют богатое воображение и большое желание что-то узнать. Самое главное для взрослых – не «засушить» детей фактами. Все, что можно использовать для воспитания патриотических чувств, должно быть интересным, ярким, эмоциональным.

  • История семьи. Самое первое, что могут сделать родители для пробуждения патриотизма – это познакомить ребенка с историей собственной семьи: откуда родом его предки, где жили, кем работали, чем увлекались, чего достигли и о чем мечтали. Фотографии или вещи, оставшиеся с тех времен, станут прекрасным дополнением к рассказу. Ощущение, что ты имеешь отношение к большой семье, где до тебя были заслуживающие уважения люди, наполнит душу ребенка гордостью. Не менее ценны семейные традиции, переходящие из поколения в поколение. Например, собираться всем вместе на День Победы или печь торт к большим праздникам. Когда малыш подрастет, ему будет интересно составить вместе с родителями генеалогическое древо своей семьи (хотя бы до прабабушек и прадедушек). Судьбы наших предков – это наша причастность к судьбе страны.
  • : города и улицы С раннего возраста можно начинать воспитывать интерес к родной земле. Малышу будет любопытно узнать, с чем связано название улицы, на которой он живет, почему и как получили свои имена его город или поселок. И дело взрослого – рассказать об этом доступным языком. Не менее важно поведать ребенку о знаменитых земляках и их заслугах, сходить вместе к памятникам, установленным в их честь. А можно просто показать портрет местного героя и рассказать о нем. Малышу приятно будет ощущать, что он имеет отношение к таким людям, хотя бы тем, что живет там же, где они.
  • Знакомство с фольклором и народными промыслами. Красивые книжки с русскими народными сказками, хорошие мультфильмы, симпатичные традиционные игрушки – все это увлечет ребенка и поможет уважать свою страну. Какие книги, фильмы или мультфильмы будут у детей – решать родителям. Но есть такие, которые по-настоящему нужны детям. Например, сборник мульт- фильмов «Гора самоцветов», созданный по мотивам сказок разных народностей, населяющих Россию. Перед каждой серией – небольшая заставка, где говорится об истории и значении города или региона, из фольклора которого взята сказка. Сделано это так увлекательно и красиво, что захватывает внимание и детей, и взрослых.

Как воспитать патриотизм у детей: cтаршая группа (5–6 лет)

Малыш растет, и все темы, о которых говорилось раньше – родословная, история родного края и народное творчество – для него обретают глубину. К ним добавляются новые, интересные и понятные в этом возрасте.

  • Легенды о достопримечательностях. Храм, старинный дом, мост, озеро или река не запомнятся ребенку или сольются в его сознании с другими, если не подкрепить впечатление занимательным рассказом. Это может быть предание или детское воспоминание кого-то из родителей, научно установленный или спорный исторический факт, главное – он должен быть интересным. Например, таким: В Пскове есть старинное здание со странным названием: «Поганкины палаты». Одна из легенд гласит, что когда-то жил-был человек в старенькой избушке. Он делал бочки на продажу, то есть был бондарем. Но бочки мало покупали, и бондарь был очень бедным. Однажды сидел он в своей маленькой избушке, работал. Вдруг мимо него пробежала крыса. Бондарь рассердился, схватил первое, что под руку попало, и швырнул в крысу. Подошел посмотреть: попал или нет? И увидел клад – кучу золотых монет. Разбогатев, бондарь первым делом построил пышные палаты. Их прозвали «Поганкиными», потому что деньги, полученные таким загадочным путем, считались нехорошими. Путешествия. Необязательно ехать далеко, можно выбраться на один день в соседний город. Но взрослые должны заранее готовиться к поездке, находить объекты, которые могут быть интересны ребенку. И составлять маршрут. В Великом Новгороде есть пешеходный мост через реку Волхов, а рядом с мостом стоит скульптура «Уставшая туристка» – девушка, которая скинула туфельки и присела отдохнуть. Есть поверье: если положишь монетку в туфельку, то обязательно вернешься в Великий Новгород. Если пройти по набережной дальше, увидишь сидящего на скамейке улыбающегося медведя. Легенда гласит: он пришел в город из дремучего леса, хотел познакомиться с новгородцами и остался ими очень доволен. Возвращаться обратно в лес медведю не захотелось, он решил остаться и радует теперь жителей города и его гостей. Можно присесть рядом и «поболтать» с косолапым.
  • Космическая одиссея. Дети любят рассказы о космосе, и нашей стране в этом отношении есть чем гордиться. Можно рассказать ребенку о первых космических кораблях и космонавтах или понаблюдать вместе с ним за звездами и мигающими в ночном небе спутниками, сходить в Музей космонавтики или Планетарий на соответствующую возрасту программу или посмотреть познавательный фильм дома.
  • Как воспитать патриотизм у детей : тематические игры. Малыши лучше усваивают знания в игровой форме. Можно подготовить следующие занятия с карточками-картинками: «Знакомство с гербом родного города», «Путешествие по карте», «Найди свой флаг», «Москва – столица нашей родины».

Конечно, от взрослых потребуются некоторые усилия, чтобы воспитать патриотизм у детей , зато потом малыш будет поражать всех своей эрудицией. Ребенку важно положительно относиться к своей стране, гордиться ее героями, понимать, что они сделали хорошего. Так у него будут нравственные ориентиры, которые помогут определить, что такое хорошо и что такое плохо. Это вдохновляет, а также дает дошкольнику состояние внутреннего покоя и определенности.

Возможно, вам будут интересны статьи и на сайте

ДОЛГ нравственная обязанность человека, выполняемая им под влиянием не только внешних требований, но и внутренних нравственных побуждений. Превращение требования нравственности, в равной мере относящегося ко всем людям, в личную задачу данного конкретного лица. По своему общечеловеческому содержанию понятие долг включает в себя выполнение ряда исторически установленных «простейших правил человеческого общежития». Каждый человек должен сам осознать объективное содержание своего морального долга. Если в моральном требовании выражается отношение общества к отдельным его членам, то долг – это отношение личности к обществу. Требования общества к поведению личности, требования людей друг к другу в совместной жизни в обществе наполняют долг. конкретным содержанием, превращают его в долг гражданина, труженика, семьянина, долг дружбы, товарищества, долг человека перед самим собой.

Задача родителей – воспитать не только гражданина, общественника, но и хорошего семьянина, правильно понимающего дочерний, сыновний долг, родительский долг по отношению к своим будущим детям.

МУЖЕСТВЕННОСТЬ – это совокупность наиболее значимых качеств личности мужчины, проявляющихся в различных сферах жизнедеятельности человека, которые содержат как общие для всех людей, независимо от пола, нравственные качества, формы поведения.

Родителям при воспитании мальчиков необходимо обращать их внимание на то, что прежние представления о мужестве не устарели, они просто видоизменились в современных условиях, и такие качества, как решительность, выдержка и настойчивость, ответственность и трудолюбие, – все это сохраняет свою актуальность и в настоящее время, с точки зрения и мужчин и женщин.

Сравнительно редко при характеристике мужчин мальчики употребляют такое качество, как «ответственность». Между тем ответственность – это не только знание своих обязанностей по отношению к обществу, коллективу, близким людям, но и готовность осуществлять эти обязанности в повседневной жизни. Это показатель нравственной воспитанности. Мужчина должен быть, по мнению мальчиков, защитником и опорой слабых, женщин, детей, но когда речь заходит о содержании роли мужчины как мужа, отца, то эти качества часто забываются, а функции ограничиваются более или менее добросовестным исполнением поручений по хозяйству. В результате мальчики не выделяют специфический круг обязанностей мужчины в семье и его особую, отличную от женщины, роль. Хорошие отцы, мужья, как и хорошие жены, матери, не рождаются сами собой, они – результат большой и очень нелегкой работы и родителей, и школы, и общества в целом.

П АТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ . В человеке ценят силу и доброту, честность и верность, храбрость и трудолюбие. Но все же патриотом всегда называли лишь того, в ком все эти прекрасные качества освящены любовью к Роди не, готовностью посвятить свою жизнь служению ей, защите ее завоеваний. Сегодня границы патриотизма неизмеримо расширились. Каждое поколение по-своему проходит школу патриотизма. В наши дни подлинный патриот тот, кто борется за мир и сохранение жизни на Земле, вносит практический вклад в решение общечеловеческих проблем.

И все же первая иглавная среди задач патриотического воспитания – это культивирование высших идей, связанных с нашими общественными ценностями, с существованием и защитой Родины. Именно в этом заключается продуктивная, созидательная сила патриотизма: с ранних лет в ребенке должна закладываться готовность бороться и выстоять, преодолеть любые трудности во имя долга, во имя идейных завоеваний нашего народа. Столь важные "качества невозможно сформировать только на уроках в школе. Они прививаются и дома – в семье, в обычной обстановке каждодневного бытия. Пушкинская строка, народная песня, родная природа, отчий дом, воспоминания дед ветерана, семейные реликвии... Именно эти источники нравственной силы обычно помогают нам в трудный час. Молодые родители иногда считают, что в их будничной жизни нет ничего героического, такого, что помогало бы формировать патриотические чувства у детей. Так ли это? Отечественная война, например, оставила след в прошлом и настоящем каждой советской семьи: рассказы о вкладе родных и близких в дело Победы – наглядный урок мужества и гражданственности. Поход всей семьей к обелиску в праздничный день – пример уважения к славе предков. Обсуждение книги о героях – знакомство с доблестью. Посещение исторических и военных музеев, поездки и экскурсии в памятные места – осознание величия подвига. В образе жизни советской семьи, в преемственности ее поколений заложены принципы мужества, самоотверженности, гуманизма, верности долгу. Но патриотизм не передается сам собой от отцов к сыновьям. Во все времена, во все эпохи мальчиков специально обучали и готовили к роли защитника, борца, а девочек воспитывали как вдохновительниц на подвиг своих близких. И первыми наставниками в пробуждении патриотических стремлений у детей всегда были родители.

Для того чтобы патриотизм стал подлинной сердцевиной воспитания, чтобы проявилось его влияние на ум и сердце ребенка, нужны постоянные и глубокие усилия всех взрослых членов семьи. Ведь прочнее и легче всего ребенок усваивает взгляды, суждения и привычки от самых близких ему людей. И не надо опасаться, что высокие понятия превышают возможности детской мысли. Следует говорить с детьми о Родине, ее неповторимой красоте, о преданности, служении ей, защите. Говорить без резонерства, голых поучений, упреков в незнании. Дети полнее всего приемлют слово, обращенное к ним в минуты душевной «распахнутости» взрослого. Надо находить и использовать эти минуты. Тогда патриотическая струна долго звучит в сердце ребенка, оставляя в нем глубокий след.

ЧЕСТЬ 1) как моральный феномен есть, в первую очередь, внешнее общественное признание поступков человека, его заслуг, проявляющееся в почитании, авторитете, славе; 2) внешнее признание ценности человека и внутреннее стремление к нему; 3) понятие морали и категория этики, признание, которое окружающие добровольно выражают человеку как носителю осуществленных в нем и им самим индивидуальных ценностей (почтение); то признание (самоуважение), с которым человек относится к себе как к личности (чувство собственного достоинства) или которого, по его мнению, он вправе требовать от людей своего социального круга (тщеславие). Пробуждение и бережное развитие тонкого и умеренного чувства собственного достоинства – одна из важнейших и наиболее трудных задач воспитания, поскольку от этого чувства в значительной мере зависит плодотворное для самого человека и для общества развитие личности. Формируются через самооценку человеком самого себя, своих качеств и способностей в отношении себя как ценности. Выражаются человеком через признание за собой своей собственной значимости (самоуважение), через отношение к себе как личности (чувство собственного достоинства), которых, как он считает, вправе ждать от других, от своего социального окружения на работе, в семье и в любом другом месте, поддерживаются или не поддерживаются через общественное мнение, через внимание и оценку окружающих. Честь человеку оказывается извне, ее нужно заслужить: «по достоинству и честь» – это в идеале. В реальности же не всегда достоинство и честь взаимоопределяют друг друга. К сожалению, по ряду причин честь часто оказывается и не очень достойным людям, но в любом случае у человека есть внутреннее право сохранять свое достоинство в любых обстоятельствах.

Как воспитать патриота?

Пусть ребенок чувствует красоту и восторгается ею,

пусть в его сердце и в памяти навсегда сохраняются образы,

в которых воплощается Родина.

В.А. Сухомлинский

В воспитании у ребенка чувства любви к Родине большую роль играют родители и окружающие его взрослые. От того, какой пример отношения к родным местам они искренне продемонстрируют, какими впечатлениями обогатят, зависит зарождение у ребенка интереса к истории родных мест, чувства сопричастности, гордости за край, в котором он живет.

Любовь к Родине, привязанность к родной земле, языку, культуре, традициям входят в понятие «патриотизм». При воспитании патриотических чувств важно поддерживать в детях интерес к событиям и явлениям общественной жизни, беседовать с ними о том, что им близко и интересно.

Нельзя быть патриотом, не чувствуя своей связи с Родиной, не зная, как любили и берегли ее наши деды и отцы. Чувство патриотизма всегда жило и живёт в сердцах людей, побуждая их заботится о своей Родине, защищать её. Это результат длительного, целенаправленного воспитания человека, начиная с раннего детства.

Древние говорили, что для абсолютного счастья человеку необходимо славное Отечество. Чтобы сейчас вернуться к этому, надо возрождать забытые традиции, национальные и общественные ценности.

Одним из важных аспектов приобщения ребёнка к миру общечеловеческих ценностей является та сфера действительности, которая связана с формированием знаний о семье, родословной, родном городе, своём государстве, чувстве долга и ответственности за происходящее.

Учёными давно доказано, что именно в дошкольном возрасте начинается процесс познания тех нравственных ценностей, которые лежат в основе любви к Родине. Важными составляющими патриотизма являются единство знаний, отношения, поведения.

Рассматривая патриотизм как чувство привязанности, преданности, ответственности по отношению к своей Родине, перед воспитывающими ребенка взрослыми стоит задача еще в дошкольном возрасте «научить» быть привязанным к чему-то, быть ответственным в его маленьких делах и поступках. Прежде чем ребенок научится сопереживать бедам и проблемам Родины, он должен научиться сопереживанию вообще, как человеческому чувству. Восхищение просторами страны, её красотой, природными богатствами возникнет, если научить ребенка видеть красоту непосредственно вокруг себя.

Поэтому очень важно, гуляя во дворе, по улицам родного города, рассказывать о событиях, памятных для конкретной семьи, жителей района, города и т.д., чтобы данное конкретное место ассоциировалось в памяти ребенка с впечатлениями, полученными от описываемого события.

Не секрет, что яркие позитивные воспоминания детства связаны именно с эмоциональными переживаниями: удивлением, восторгом, восхищением, радостью. Научить видеть достопримечательности родных мест, замечать красоту природы родного края в разные сезоны, отмечать характерные особенности улиц, зданий – это повседневная работа нас, педагогов и родителей, не забывающих выражать свое отношение к увиденному, как некий образец, эталон гражданских чувств.

Если взрослые любят свою Родину, преданы ей, умеют показывать ребенку привлекательные стороны, можно быть уверенным, что они смогут воспитать достойного гражданина своей страны.

Нравственно-патриотическое воспитание ребенка – сложный педагогический процесс. В основе его лежит развитие нравственных чувств.

Понятие «Родина» включает в себя все условия жизни: территорию, климат, природу, организацию общественной жизни, особенности языка и быта, однако к ним не сводится. Историческая, пространственная, расовая связь людей ведет к формированию их духовного подобия. Сходство в духовной жизни способствует общению и взаимодействию, что в свою очередь порождает творческие усилия и достижения, придающие особое своеобразие культуре.

Чувство Родины... Оно начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям – к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением.

Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе... И хотя многие впечатления еще не осознаны им глубоко, но, пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности патриота.

Духовный, творческий патриотизм надо прививать с раннего детства. Но подобно любому другому чувству, патриотизм обретается самостоятельно и переживается индивидуально. Он прямо связан с личной духовностью человека, ее глубиной.

Сейчас к нам постепенно возвращается национальная память, и мы по-новому начинаем относиться к старинным праздникам, традициям, фольклору.

Как привить национальные ценности?

Каждая семья является корнем нации. Для того, чтобы привить молодому поколению национальное сознание, традиции и обычаи, все семьи и родители должны со всей ответственностью подходить к своим обязанностям. Так как на протяжении многих лет национальному воспитанию не уделялось должного внимания, оно осталось за бортом. Единая советская система воспитания оказала давление на сознание народа и национальные чувства были подавлены под ее гнетом. Современные родители воспитывались в рамках такой подавляющей системы. Поэтому они чужды национальному воспитанию. А без традиций и обычаев нет и воспитания. Это показал жизненный опыт. Традиции, неоснованные на национальных чувствах, не оказывают должного влияния на сознание людей. Только в том случае, когда примеры через проникновение в сознание и мысли людей на протяжении многих веков становятся традициями, можно говорить о развитии национального воспитания. Потому воспитание, основанное на национальном сознании, должно начинаться с семьи. Только тогда уменьшится количество молодых, которые уходят из родного дома, и они начнут прислушиваться к советам родителей. Как ни крути, а воспитание начинается с семьи. И традиции тоже берут свое начало в семье.

В настоящее время в современном государстве необходимо уделять должное внимание проблемам воспитания подрастающего поколения в казахских семьях, а также продумать, каким образом нужно сформировать их специфические направления и национальные особенности. Так как язык, религия, традиции и обычаи казахов под влиянием насилия и произвола над казахским народом утеряли свой национальный облик, остановились в развитии, семейное воспитание отклонилось от своего истока и несется в общем потоке. Под влиянием всего этого казахское воспитание стали воспринимать в качестве пережитков прошлого, и как известно, пропаганда подавления казахского воспитания привела к тому, что в каждом доме поселился страх воспитывать детей по традициям предков.

Но как гласит казахская народная мудрость «если время, в котором ты живешь, словно лиса, то будь гончей, чтобы ее подсечь», последующее поколение не отличилось особым мужеством. Потому что после того, как были подвергнуты публичному наказанию глубокомыслящие и осведомленные казахи, наивный народ был растерт словно зерно в мельнице.

У казахского народа так же, как у большинства народов сын – это будущий хозяин дома, наследник, продолжатель рода. Поддержание огня, зажженного предками, напрямую зависит от развития последующего поколения. Потому наши предки говорили «Сын – опора семьи, дочь – очаг семьи, собака – уши семьи», определяя тем самым суть своего бытия. Таким образом, наши дети растут во благо родителей и народа. Слова известного поэта Абая «не будь только сыном родителей, а будь сыном всего народа» также характеризуют величие поколения. С большим вдохновением возвышает положительные качества человека великий поэт-мыслитель, творивший на казахской земле, Жусуп Хас Баласагуни: «Хороший сын – брат, плохой сын – враг, отзывчивый стражник лучше сына с каменным сердцем».

Всем известно, в настоящее время в обществе можно встретить большое количество неблаговоспитанных детей. Бездумье, бесцельность таких детей приводит к лени. Народная мудрость «Ленивый джигит словно дерево, а несмышленый джигит словно скотина» также связана с понятием национального воспитания в духе традиций народа. В казахском воспитании в духе обычаев предков каждый человек старается воспитать в своих детях чувство ответственности за семью. Этому опорой должно послужить национальное самосознание. Только в этом случае национальные обычаи станут тесно связаны с родственными чувствами и пустят свои корни. Понятие «родственный, близкий» у казахов также тесно связано с обычаями. Признаками как хорошего, так и плохого в общении является система воспитания и назидания.

У казахов понятие «согласие» гармонирует с понятием «изобилие», которое берет начало в семье. В этом и заключаются суть воспитания и назидания. Назидание основывается на человеческих качествах, которые родители прививают своим детям. Уважение к родственникам – это обычаи семьи. Таким образом, развиваются чувства уважения, почета к близким родственникам. Этой идеей и насыщается сознание людей.

Вырастить ребенка – это цель семьи, восходящая к национальным традициям. Развитие поколения – это опора народа, цель казахского народа. Каждый человек должен принять участие в продолжении рода. Те люди, которые довольствуются одним ребенком, думают только о своем благе, не поддерживают национальную идею. По традициям у казахов отец – это покровитель потомства, а мать – опора семьи. Как говорится в пословице «Когда светит луна – это не значит, что наступил день», как бы люди этого не хотели, но жизнь словно луч света промелькнет и погаснет. На сегодняшний день в нашем обществе можно встретить множество одиноких, пожилых людей, оставшихся без внимания и опеки, которые вынуждены влачить свое существование в доме престарелых. Это беда возникла в результате нарушения правил семейных традиций. Вместе с тем судьба брошенных детей является результатом бесстыдства, бесчестия, предательства людей. Бесчестные действия со стороны невежественных невоспитанных людей привели к унижению традиций.

Для любого человека счастье, когда не угасает домашний очаг. Это самая заветная мечта для каждого казаха. Каждый сын казахского народа, построивший свою семью, должен строго соблюдать и возвышать данную традицию. Значит для преобразования современного казахского общества функции обычаев и традиций, основанных на национальных чувствах и сознании, имеют большое значение. Как справедливо заметил один восточный мыслитель «Если хочешь познать внутренний мир человека – подумай о его действиях. Его действия раскроют вам его внутренний мир». Сформированный национальный характер казахского народа также определяет его национальный образ. Если рассматривать поведение модников с этого ракурса, то нам многое становится понятно. Изменив это, мы сможем совершенствовать и будущее национальных традиций.

Каждый гражданин, болеющий душой за будущее казахского народа, который получил независимость и самостоятельность, должен уделять особое внимание проблемам совершенствования воспитания в духе патриотизма в семье. Это его долг. Только благодаря таким действиям, звездочки, угасшие в самосознании нашего народа, снова засверкают. И это является главной целью нашей нации.

Практические советы родителям

· Окружающие предметы, впервые пробуждающие душу ребенка, воспитывающие в нем чувство красоты, любознательность, должны быть национальными. Это поможет детям с самого раннего возраста понять, что они – часть своего народа.

· Необходимо широко использовать все виды фольклора (сказки, песенки, пословицы, поговорки, и т.д.). В устном народном творчестве как нигде сохранились особенные черты народа, присущие ему нравственные ценности, представления о добре, красоте, правде, храбрости, трудолюбии, верности. Знакомя детей с поговорками, загадками, пословицами, сказками, мы тем самым приобщаем их к общечеловеческим нравственным ценностям. В пословицах и поговорках метко оцениваются различные жизненные позиции, высмеиваются недостатки, восхваляются положительные качества людей. Особое место в произведениях устного народного творчества занимают уважительное отношение к труду, восхищение мастерством человеческих рук. Благодаря этому, фольклор является богатейшим источником познавательного и нравственного развития детей.

· Большое место в приобщении детей к народной культуре должны занимать народные праздники и традиции. В них фокусируются накопленные веками тончайшие наблюдения за характерными особенностями времен года, погодными изменениями, поведением птиц, насекомых, растений. Причем эти наблюдения непосредственно связаны с трудом и различными сторонами общественной жизни человека во всей их целостности и многообразии.

· Очень важно ознакомить детей с народной декоративной росписью. Она, пленяя душу гармонией и ритмом, способна увлечь ребят национальным изобразительным искусством.

Сегодня повышенное внимание педагоги уделяют патриотическому воспитанию.

Основой задачей при воспитании этих чувств является формирование глубинной привязанности у детей к своему народу, культуре.

Воспитанию патриотизма на сегодняшний день уделяется большое внимание, что составляет одну из главных целей образования.

Далеко не секрет, что сегодня многие молодые люди не имеют четкой жизненной ориентации. Живут, не задумываясь о нравственных и моральных принципах.

Силу страны определяет ее гражданская общность. Воспитывать будущего патриота следует начинать с воспитания любви к своему Отечеству с . Уже, начиная с 3-4 лет в детском саду , закладываются основные моральные ценности, которые призваны воспитать небезразличное поколение к историческому прошлому своего народа.

Воспитанием ребят старшего дошкольного возраста должны заниматься педагоги, которые сами , знают его историю, культуру. Программа патриотического воспитания детей дошкольного возраста по фгос предполагает ознакомление с природными просторами родной земли, героическими личностями. Также основы воспитания личности закладываются в семье .

Дошкольник

В соответствии с программой по фгос ставятся задачи, основанные на воспитании осознанного желания строить свою жизнь в будущем на основе семейных ценностей, любви к малой родине.

Поощряться в семье должно , близким.

Так формы и методы должны иметь направленности:

  1. Духовно-нравственную (посещение музеев, создание тематических папок при помощи родителей).
  2. Культурно-образовательную (беседы, концерты, встречи с интересными людьми).
  3. (посильная работу по благоустройству, тимуровская помощь) направленность.

Также следует уделять внимание гражданско-правовой (знакомство с элементами государственной символики, конституции), спортивно-патриотической (подвижные игры, спортивные состязания) работе. Воспитанники младшего возраста уже осознают себя полноценными членами круга родственников, погружаются в мир семейных традиций. Этим закладываются основы патриотического воспитания детей в семье .

Расширение краеведческой информации об истории, памятных местах малой родины происходит и в детском саду, и в школе . Формирование экологического сознания, бережного отношения к природе необходимо начинать у деток с 3-4 лет .

Нравственность

Для приоритетным заданием является привить нравственность малышам. Малыши дошкольного возраста эмоционально-образно воспринимают окружающий мир, что позволяет заложить основы нравственно-патриотических ценностей. Главным стержнем в воспитании всесторонне развитой личности есть нравственность.

Нравственные основы призваны сформировать гуманное отношение, трудолюбие, патриотизм, коллективизм. Эти нормы должны проявляться в разнообразных сферах жизнедеятельности ребят: в семье, общении со сверстниками. Иногда такое воздействие не адекватно нормам морали.

В дошкольном возрасте целенаправленно воспитание нравственных качеств осуществляется в детском коллективе. Большая роль принадлежит воспитателям, которые подготавливая ребят к школе, стараются привить им качества любви к Родине, скромность и честность, сочетая в себе любовь к людям, проявления чуткости.

Младший

Детишкам младшего школьного возраста свойственна любознательность и способность впитывать в себя, полученную информацию.

Поэтому перед воспитателями ставится задача пробуждение у ребят младшего дошкольного возраста живого познавательного интереса, любознательности к истории, традициям Отечества.

Этой задаче должна быть подчинена вся воспитательная работа в доу .

Личностные качества можно развить посредством литературных произведений и музыкальных композиций. Их воздействие формирует эмоциональную окраску познаваемых моральных явлений.

Одним из способов воспитания нравственности выступает природа. Ее влияние позволяет воспитать у деток младшего дошкольного возраста моральные чувства. Они выражаются в потребности оказывать помощь окружающим людям, формируют у малышей уверенность в собственных силах. Таким образом, закладывают основы патриотизма.

Одним из действенных способов развития нравственности является активная деятельность. Привить мораль можно посредством игры и через трудовую деятельность. Все эти компоненты способствуют формированию практики нравственного поведения. Значительная роль в этом аспекте принадлежит общению. С его помощью корректируются представления о морали, воспитываются чувства у малышей.

Также действенным средством воспитания является окружение, в котором происходит развитие ребенка. Родители должны наполнить ее доброжелательностью, любовью. Это очень важно, так как ее воздействие влияет на формирование нравственных качеств.

Старший

Воспитание патриотических чувств в дошкольном возрасте представляет собой достаточно трудоемкий, продолжительный процесс. В становлении личности большую роль играет любовь к родным, детскому садику, к родному краю, своей стране. Развитие нравственности во многом зависит от влияния близких людей, воспитателей, какими впечатлениями будет обогащена детская душа.

Любовь к Родине начинается с малого, когда прививается уважительное отношение к матери, окружающим людям. Необходимо учить находить вокруг себя то, что достойно восхищения (родной дом, улица, окружающая природа). Этому будут способствовать различные выставки и конкурсы, такие как: “Чудеса на грядке”, “Золотые руки мамы”, “Цветочные фантазии”, “В гостях у Самоделкина”.

Создание фотовыставок людей разных профессий знакомит ребят с разнообразными гранями человеческой жизни, раскрывают многогранность ее проявлений. Необходимо уделять внимание историческому прошлому родного края, его культуре и традициям. Участие в народных праздниках (Пасха, Масленица и др.) приобщают ребят к народным обычаям.

Празднование памятных дат, связанных с Великой Отечественной войной, можно организовать встречи с ветеранами, воинами – афганцами, конкурсы чтецов стихотворений на военную тематику. Можно организовать работу по участию дошкольников в таких проектах, как “Под счастливою звездой мы живем в краю родном”, “День Победы”, “Быть гражданином родной страны” и другие.

В семье

Первые патриотические уроки у ребенка связаны с семьей, что обусловлено передачей мамой и папой своего жизненного восприятия.

Дома зажигается первая искорка огромной любви и заботы о природе, верности своему краю. Семейные праздники призваны рождать светлые, теплые чувства.

Проявление патриотизма родными в обычной жизни имеет большое значение.

Это может быть совместное просматривание семейного альбома фотографий, рассказы бабушек и дедушек о своей жизни, их воспоминания.

В этом возрасте надо дать детям понять необходимость постоянного стремления жить лучше, а значит чему-то учиться, овладевать новыми знаниями, навыками.

Нельзя гасить у ребят проявления благородных чувств, отвергая их помощь, принуждая молчать, когда следует говорить о несправедливости. Недостатки семейного воспитания приводят к различным порокам, когда у некоторых представителей молодежи не сформировано святое отношение к матери, семье, родине. Главным становятся деньги, удовлетворение личных потребностей.

Заключение

Сила родительского примера в воспитании патриотов своей страны значительна. Ребята умеют слушать и запоминать, а родительские воспоминания о прошлом оставят в их сердцах глубокий след. Все, что характерно настоящей семьесвятое отношение к духовным и культурным ценностям, должно быть передано в наследство. В дальнейшем дошкольные учреждения, школа отшлифуют качества, которые необходимы гражданину-патриоту.



 

Возможно, будет полезно почитать: