Песочная терапия для детей дошкольного возраста — просто и эффективно! Песочная терапия для детей: терапевтические игры с песком по методике Sandplay Песочная арт терапия для детей

В первую очередь, песочная терапия для детей – это прекрасная возможность для самовыражения, развития творческих склонностей в ребенке, а также простой и действенный способ научиться выражать свои чувства, эмоции, переживания. Занятия песочной терапией под руководством психолога дает ответы на многие вопросы родителей, касающиеся внутреннего эмоционального мира их ребенка, позволяет раскрыть и увидеть истинные причины конфликтов, страхов, а в дальнейшем и провести коррекцию!

Песочница

Скачать:


Предварительный просмотр:

ПЕСОЧНАЯ АРТ-ТЕРАПИЯ В ДЕТСКОМ САДУ

Пожалуй, у каждого из нас есть свои положительные воспоминания из детства, связанные с играми в песке – морском, речном или тем, что засыпают в песочницы у дома. Однако песок не так прост. Элементарные, казалось бы, игры могут быть очень полезны для психического здоровья и развития детей. Особенно если эти игры – песочная терапия.

Вы замечали, что песок для малышей обладает некой магической силой? В определенном возрасте их начинает манить к нему: детям хочется потрогать песок, поковыряться в нем палкой, поиграть игрушками, выкопать ямку.

В первую очередь , песочная терапия для детей – это прекрасная возможность для самовыражения, развития творческих склонностей в ребенке, а также простой и действенный способ научиться выражать свои чувства, эмоции, переживания. Занятия песочной терапией под руководством психолога дает ответы на многие вопросы родителей, касающиеся внутреннего эмоционального мира их ребенка, позволяет раскрыть и увидеть истинные причины конфликтов, страхов, а в дальнейшем и провести коррекцию!

Создатели песочной терапии – ученики известного психолога и ученого Карла Юнга. Терапия основывается на открытии психолога того факта, что наше бессознательное общается с нами символами, подсказками, что помогает нам нередко излечиться от болезней, справиться с трудностями и решить какие-то сложные вопросы. Сегодня игра с песком становится все более популярной. Активно стала использоваться песочная терапия в детском саду.

Как это работает? Картины, созданные на песке нашими руками, являются отражением бессознательного. Они – как сны, но их еще и можно пощупать. С их помощью мы выводим наружу наши переживания, внутренние проблемы, мучающие конфликты. Психолог или педагог поможет рассмотреть все это на вашей картине, а также и осознать, какие мысли вас тревожат.

Песочница - прекрасный посредник для установления контакта с ребенком. И если он плохо говорит и не может рассказать взрослому о своих переживаниях, то в таких играх с песком все становится возможно. Проигрывая волнующую ситуацию с помощью маленьких фигурок, создавая картину из песка, ребенок раскрывается, и взрослые получают возможность увидеть внутренний мир ребенка в данный момент и в ходе песочной терапии она обязательно «выльется» на песчаную поверхность. Но это далеко не единственный плюс песочной терапии: она замечательно развивает мелкую моторику (песок благодаря своей структуре благотворно воздействует на тактильные ощущения и стимулирует нервные окончания, которые находятся в подушечках пальцев), фантазию, творческие способности, образное мышление и многое другое.

Работа с песком успокаивает (особенно гиперактивных детей) – в нем как будто содержится живительная солнечная энергия, которая подзаряжает нас позитивными эмоциями.

Хороша песочная терапия для дошкольников и тем, что при создании тех или иных композиций здесь не нужны художественные навыки, как в рисовании. А значит, нет место и разочарованиям, ошибкам и неуверенности в собственных силах. На «песочном» занятии дети раскованы, веселы и воодушевлены: они создают собственный мир, и делать это бесконечно приятно.

Песочная терапия сродни игре, а в игре ребенок познает окружающий мир, преодолевает трудности, учится решать взрослые проблемы. Здесь важно участие педагога или психолога, который вовремя поможет найти малышу решение и выход из сложившейся ситуации.

Прекрасно помогает песочная терапия в логопедии. Дети, у которых есть какие-то проблемы с речью, намного быстрее усваивают упражнения, отраженные на песке. Так, обожают малыши лепить разные буквы, слова, сложные для них буквосочетания. Дети, которые с трудом разговаривают, намного быстрее преодолевают проблемы с речью, так как песок

воздействует на тактильно-кинестетические центры, связанные с теми полушариями мозга, которые отвечают за развитие речевой активности.

Уже подросшие дети могут учиться составлять рассказы на основе того, что они «нарисовали» на песке. Это учит их связной речи, навыкам пересказа, причем это им действительно интересно: кому не хочется описать то, что за ситуация изображена на песке?

Что нужно для игры в песок?

А нужно, в сущности, так мало:

Любовь, желанье, доброта,

Чтоб Вера в Детство не пропала.

Простейший ящик от стола –

Покрасим голубою краской,

Горсть золотистого песка

Туда вольется дивной сказкой.

Игрушек маленьких набор

Возьмем в игру...

Подобно Богу

Мы создадим свой Мир Чудес,

Пройдя Познания Дорогу.

Для организации песочной терапии понадобится:

  1. Ящик для песка (песочница) , размер в сантиметрах: 50х70х8. Считается, что такой размер песочницы отвечает объему поля зрительного восприятия.
  2. Песок (обычный, но просеянный, чистый)
  1. Вода
  2. Коллекция миниатюрных фигурок

Песочница для песочной терапии может быть деревянной или пластиковой. Главное, чтобы у нее были довольно высокие бортики (чтобы песок не высыпался) и дно, окрашенное в голубой цвет. Оно будет символизировать небо или воду, что облегчает процесс игры и создания своей собственной картины.

Занятия проводятся при помощи большого количества маленьких фигурок и специальных песочниц с сухим или влажным чистым песком.

На занятиях дети любят путешествовать в сказочную страну вместе с Песочным человечком – хранителем волшебной песочницы. Каждый раз, усаживаясь вокруг песочницы, ребята слушают рассказ Песочного человечка о новой интересной игре.

Классический сеанс песочной терапии начинается с того, что психолог дает задание создать картину своего настроения и ребенок выбирает наиболее привлекательные для него игрушки.

Важно, чтобы они были разнообразными и позволили ребенку задействовать в своих играх разные аспекты жизни. Это должны быть фигурки людей (желательно разного возраста, разной национальности, профессии, категории), причем как реальных, так и воображаемых. Фигурки животных – домашних, диких, мифических. Некие символические предметы вроде зеркал, яиц, бабочек. Игрушечные здания и мебель: домики, церкви, башни, замки. Соединяющие игрушки: лестницы, веревки, камни, зернышки, фасоль. Машинки, самолеты, поезда, лодки. Растительность: деревья, веточки, цветы, кусты. Разные вещи: пуговицы, перья, монетки.

После чего эти самые фигурки в произвольном порядке размещаются на одном из подносов с песком. Размещать их можно как угодно: в один ряд, по кругу, в разных концах подноса и так далее. Фигурки могут соединять нарисованные «дорожки» (связи между объектами), «следы», сделанные пальцами, или их может вообще ничего не соединять – все так, как захочется сделать ребенку.

Терапевтический эффект достигается уже на этапе размещения игрушек. Когда картина будет завершена, психолог сможет интерпретировать, что беспокоит ребенка в данный отрезок времени, а также поможет ему найти выход из сложной ситуации в ходе игры.

В зале для занятий может играть спокойная музыка, а может царить полная тишина – в зависимости от настроя группы и возраста детей.

В условиях детского сада и школы не только психолог может использовать песочницу, но и педагоги, которые могут проводить развивающие игры на песке. Развивающие занятия на песке эффективнее, чем стандартные приёмы обучения.

Именно благодаря самостоятельным рисункам на песке, ребёнок быстрее осваивает буквы и цифры, усваивает понятия «право» и «лево», временные понятия дня и ночи, времён года. С помощью построений на песке можно развивать наглядно-образное мышление, восприятие и память. В песочнице мощно развивается тактильная чувствительность, мелкая моторика руки.

Занимаясь играми на песке, ребёнку становится интересно, он старается сделать правильно, красиво, аккуратно и, что немаловажно – быстро.

Дети часто не могут ясно сформулировать или назвать то, что с ними происходит. Строя различные сюжеты, ребёнок может проигрывать различные трудности в своей жизни. Например, сложности в общении с детьми, нерешительность или свои страхи.

Игра с песком – это своеобразная само терапия ребёнка с помощью психолога. Ребёнок является хозяином в ящике с песком и, переживая это чувство, он становится внутренне сильнее, потому что может изменять свои картинки, сюжеты, отношения и настроения.

В играх на песке идут войны, борьба добра и зла, но ребёнок всегда знает, что добро победит! И этот опыт очень важен для его будущей жизни.

В песочной терапии дети обретают внутреннюю свободу и уверенность, что их никто не осудит и примет их такими, какими они есть. Сначала на песке, а затем и в реальной жизни!

Цель такой терапии - не менять и переделывать ребенка, не учить его каким-то специальным поведенческим навыкам, а дать ему возможность быть самим собой.

Чем полезны игры с песком?

  1. Развивают восприятие, мышление, памяти, внимания, речи, навыков самоконтроля и саморегуляции, творческого мышления, воображения и фантазии;
  2. Формируют у ребенка представления об окружающем мире;
  3. Развивают мелкую моторику, глазомер
  4. Успокаивают и расслабляют, снимая напряжение;
  5. Воспитывают чувство успешности и уверенности в себе (вот как я могу!)
  6. Помогают познавать внешний и свой внутренний мир;

Наряду с высокой эффективностью метода, песочная терапия имеет и противопоказания. Не рекомендуется в случаях, когда:

  1. Уровень тревожности ребёнка (взрослого) очень высок;
  2. Есть аллергия и астма на пыль и мелкие частицы;
  3. Есть кожные заболевания и порезы на руках.

Формы и варианты песочной терапии

1.Игровые методы

Дидактический игровой практикум с использованием песочницы применяют для самых маленьких. Ученые доказали, что песок поглощает негативную энергию, успокаивает, наполняет гармонией. Именно поэтому так полезно малышам играть в песочнице.

Серия игр по книге Т.Д. Зинкевич-Евстигнеевой « Игры в сказкотерапии», направленные на развитие тактильно – кинестетической чувствительности и мелкой моторики рук, творческой фантазии, помогают познавать внешний и свой внутренний мир)

1 .«Чувствительные ладошки»

Горячее-холодное, мягкое-твердое, сухое-мокрое.

2. «Отпечатки наших рук» . Малышам очень нравится на песке делать отпечатки ножек, ладошек, изображать пальчиками следы животных. А еще очень интересно и приятно закапывать в песок свои ручки и ножки.

3. Игра « Секретик» « Что спрятано в песке? В песке прячутся любые игрушки, при этом тайник помечается, задача ребенка - откапать «секретик», а потом сделать похожий.

4. Рисунки на песке. С помощью палочки можно рисовать буквы, цифры, геометрические фигуры и целые картины.

Эти незатейливые упражнения обладают колоссальным значением для развития психики ребенка. Во-первых, такого рода взаимодействие с песком стабилизирует эмоциональное состояние. Во-вторых, с развитием мелкой моторики, мы учим ребенка прислушиваться к себе и проговаривать свои ощущения, это способствует развитию речи, произвольного внимания, памяти. Но главное ребенок получает первый опыт рефлексии - учится понимать себя и других.

2.С целью диагностики (индивидуальная и групповая форма)

В индивидуальной форме можно диагностировать:

  1. Наличие внутренних конфликтов (борьба, песочная страна в состоянии разрушения)
  2. Уровень и направленность агрессии (гетеро и аутоагрессия)
  3. Конфликты со значимыми близкими. В этом случае имеется противоборство героев песочной сказки, играющих роль реальных членов окружения автора
  4. Потенциальные, ресурсные возможности (когда есть некие чудесные предметы, несущие избавление и счастливое разрешение ситуации)
  5. Способы преодоления трудностей (взаимопомощь, покровительство, избегание)
  6. Уровень развития эмоциональной сферы (анализ чувств, рефлексия)
  7. Анализ расположение фигурок в песочнице и их значение

В групповой форме работы с песочницей можно диагностировать:

  1. Характер взаимодействия в группе
  2. Распределение ролей в группе
  3. Стиль поведения каждого участника группы

3. Метод психокоррекционного воздействия (например, при наличии у ребенка эмоциональных и поведенческих нарушений невротического характера). В других случаях - в качестве вспомогательного средства, позволяющего стимулировать ребенка, развить его сенсомоторные навыки, снизить эмоциональное напряжение и т.д.)

Особо нуждаются в такой терапии дошкольники с ЗПР, ОНР, дети с ОВЗ. В качестве ведущих характеристик таких дошкольников выделяют слабую эмоциональную устойчивость, нарушение самоконтроля во всех видах деятельности, агрессивность поведения и ее провоцирующий характер, трудности приспособления к детскому коллективу, суетливость, частую смену настроения, чувство страха, манерничанье, фамильярность по отношению к взрослому. На песке каждая выбранная фигурка воплощает какой-либо персонаж, который может взаимодействовать с другими героями. Ребенок сам придумывает, о чем они говорят или что делают; иногда он может пригласить психолога присоединиться к игре и выступать от лица какого-либо персонажа. Во всех этих случаях ребенок чувствует себя хозяином своего маленького мира и является режиссером драмы, разыгрывающейся на песочном листе. То, что прежде таилось в глубине детской души, выходит на свет; персонажи игры приходят в движение, выражая наиболее актуальные для ребенка чувства и мысли.

Предлагаемая техника может оказаться им весьма полезной. При наличии у ребенка определенных речевых нарушений, как у детей с ОНР применяется серия игр «Песочная грамота», направленные на развитие фонематического слуха, коррекцию звукопроизношения, обучение чтению и письму.

Стиль и динамика игры в песочнице у детей, имеющих проблемы интеллектуального развития составляет до 60 мин. Сюжет, как правило у них в игре не четкий и чаще всего наблюдается конфронтация, борьба за территорию, параллельная игра.

Важно заметить, что кроме минут восхищения, занятия способствуют развитию ручной моторики и зрительно - двигательной координации, которые необходимы для подготовки ребенка к письму. Дело в том, что в головном мозге человека центры, отвечающие за речь и движения пальцев рук, расположены очень близко.

5. В качестве психопрофилактического, развивающего средства

Психопрофилактика проводится с целью недопущения проблемных ситуаций. Имея замечательное свойство «заземлять» негативную психическую энергию – песок является прекрасным психопрофилактическим средством. Психопрофилактический и развивающий аспекты проявляются в постановке сказок и мифов в песочнице. Играя вместе с ребенком, можно передавать ему собственный жизненный опыт.

6. В психологическом консультировании детей, подростков и взрослых.

В качестве оказания первичной психологической помощи.

РИСОВАНИЕ ПЕСКОМ

Данная техника, под названием «Песочная арт-терапия» удивительна она тем, что предлагает использовать песок и технику рисования песком, как основу для творчества и самопознания.

Для организации занятий потребуется:

Планшет/поддон/стол - в зависимости от помещения (если оборудование стоит стационарно, то можно иметь световые столы, если должно убираться после занятий, то лучше приобретать планшеты/поддоны)

Кварцевый песок (можно иметь несколько вариантов цветного песка для арт-терапии)

Рисование песком, песочная анимация - все это названия одного и того же занятия, которое стало в последнее время необычайно популярным. И неудивительно.

Рисование песком - это необычное искусство создания картин с помощью песка, это возможность выразить свои чувства и эмоции без слов.

Рисование песком развивает :

  1. Мелкую моторику
  2. Улучшает память
  3. Пластику движений
  4. Работу мозга
  5. Борьба со стрессом

Именно в таком состоянии лучше всего снимаются стрессы, внутреннее напряжение, уходят проблемы…

Рисованию песком оно особенно свойственно: манипулируя сыпучими материалами, человек избавляется от негативных эмоций. Рисование происходит непосредственно пальцами по песку, что способствует развитию сенсорных ощущений, раскрепощает и гармонизирует, а так же способствует развитию двух полушарий (так как рисование происходит двумя руками).

Заниматься рисованием на песке могут даже совсем маленькие дети. Развивать моторику это занятие будет не хуже, чем рисование пальчиковыми красками, а беспорядка от него гораздо меньше.

Опыт работы с детьми показал, что использование песочной терапии дает положительные результаты:

  1. Дети чувствуют себя более успешными;
  2. На занятиях весело, нет скуки и монотонности;
  3. В детском саду ребёнок легче адаптируются в коллективе;
  4. Страх и напряжение исчезает.

Попадая в сказочную песочную страну, ребята играют в Волшебной песочнице и чувствуют себя настоящими Волшебниками!

Список литературы

  1. Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева Т.М. Грабенко « Чудеса на песке» практикум по песочной терапии. Из-во « Речь» 2005 год
  2. Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева Т.М. Грабенко « Игры в сказкотерапии» СПб 2008

3. М.В. Кисилева «Арт-терапия в работе с детьми»СПб 2006

4. Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева Практикум по сказкотерапии СПб 2013


14 08.2015

14. 08.2015

Блог Екатерины
Богдановой

Добрый день читатели и гости сайта «Семья и детство». Продолжаем разговор о и сегодня мы рассмотрим одно из направлений арт-терапии: песочная терапия для детей. Арт-терапия в буквальном смысле означает лечение при помощи искусства. Это направление представляет собой комплекс методов оздоровления, а также психологической коррекции посредством творчества и искусства.

Стоит отметить, что занятия арт-терапией сосредоточены не на результате, а непосредственно на творческом процессе. Каждый из участников процесса получает возможность эмоциональной разрядки и самовыражения. Кроме того, он приносит ни с чем не сравнимое удовольствие.

Арт-терапия для детей выполняет следующий ряд задач:

  1. Выявление проблем психологического характера;
  2. Развитие творческих способностей;
  3. Повышение самооценки;
  4. Формирование самоконтроля;
  5. Работа над установлением социальных контактов;
  6. Концентрация внимания на эмоциях и чувствах;
  7. Поиск путей для выхода негатива и агрессии.

Вида арт-терапии для детей

Первоначальным традиционным видом арт-терапии является рисование. Однако к настоящему моменту это направление получило широкое развитие, охватив практически все сферы искусства и творчества. Со временем появилось множество видов арт-терапии для малышей, школьников, среди которых выделяются следующие:

  1. Рисование;
  2. Музыкотерапия или лечение при помощи музыки;
  3. Танцевально-двигательная терапия;
  4. или чтение, прослушивание, сочинение сказок детьми;
  5. Драматерапия или обыгрывание жизненных ситуаций;
  6. Библиотерапия или лечение при помощи книг;
  7. Игротерапия;
  8. Хромотерапия или цветотерапия — воздействие при помощи цветов;
  9. Песочная терапия — это занятия с песком, рисование на песке;
  10. Куклотерапия — изготовление кукол, обыгрывание сцен при помощи кукол;
  11. Складывание оригами.

Каждый из вышеперечисленных видов имеет свои сильные стороны и направлен на моральное, интеллектуальное развитие, лечения психологических проблем, выражение чувств и эмоций, развитие мелкой моторики, снятие волнения, напряжения и усталости.

Песочная терапия для детей

Песочная терапия является превосходным способом избавления от накопившегося негатива и агрессии, развитие уверенности в себе и своих силах. Основными целями песочной терапии является выявление личностных особенностей ребенка, а также положительное настраивание его на себя и свое собственное «Я» в повседневной жизни и деятельности. Кроме того, в процессе песочной терапии дети учатся создавать модели фантазий на песке с их пояснением, а также происходит процесс избавления от страхов и психологических травм.

Актуальность данной методики крайне высока в настоящее время. Именно благодаря песку ребенок способен в полной мере ощутить первобытные чувства. Тем более, что детям, по сравнению со взрослыми, в песке играть полезнее вдвойне. В песочнице малыш развивает свою фантазию, мышление и мелкую моторику рук. Все, что необходимо для проведения занятий песочной терапии — это песочница или ящик, наполненный песком.

Занятия песочной терапией

Занятия песочной терапией проводятся как коллективом, так и индивидуально. Перед началом занятия детям предлагается ознакомиться со всеми материалами: игрушками, песком. Далее, в зависимости от возраста малыша, ему предлагаются задания различной степени сложности. Спектр упражнений для занятий песочной терапией включает следующие:

  1. Построить дом своей мечты, замок или даже целый город;
  2. Нарисовать на песке фигуру или картину;
  3. При помощи игрушек проиграть определенные жизненные ситуации, которые являются наиболее значимыми для ребенка;
  4. Устроить наводнение или потоп и спасти игрушки;
  5. Как можно крепче сжимать песок в руках с целью развития мелкой моторики и преодоления агрессии;
  6. Предоставить ребенку свободу выбора и позволить создавать те композиции, которые он хочет. Данное упражнение помогает наилучшим образом понять, что на самом деле тревожит ребенка.

Методы проведения песочной терапии

В центре помещения, где планируется проведение работы по методу сэндплэя, устанавливают коробку с песком. Лоток должен быть заполнен качественным и промытым песком. Желательно, чтобы основание лотка было синего цвета для того, чтобы можно было сделать иллюзию воды на дне. При необходимости песок можно смешивать с водой для создания различных влажных ландшафтов.

В дополнение ко всему, в комнате, где проводится песочная терапия, должно быть большое количество фигурок животных и людей, растений и зданий, транспорта. При этом, материалы изготовления и цвета могут быть любыми. Как правило, все предметы располагаются на специальных стеллажах, чтобы, при необходимости, даже ребенок мог их достать. Это позволит ребенку создавать свой собственный мир и проектировать различные ситуации. Каждая созданная ребенком композиция является отражением его души.

Иными словами, в процессе игры он переносит свой внутренний мир на внешнее пространство, обыгрывая его. Каждый новый сеанс позволяет ребенку создавать новый мир и новые ситуации. Стоит сказать, что во время сеансов песочной терапии родители присутствовать не должны.

Для проведения песочной терапии не существует противопоказаний. Благодаря этому современному методу ребенок может познать не только самого себя, но и окружающий мир, развить коммуникативные навыки и мелкую моторику. При этом, обучение происходит в простой и понятной для ребенка игровой форме. Большинство родителей отмечает, что после проведения песочной терапии их дети становятся более коммуникабельными, открытыми, талантливыми и доброжелательными.

И напоследок посмотрите видео «Песочная терапия для детей Мелкая моторика»

Песочная терапия

Какие ассоциации вызывает у Вас слово "песок"? Что Вы вспоминаете, услышав его? Возможно, некоторые сразу же представили себе песчаный карьер, огромные самосвалы, везущие песок для какой-то стройки, но большинство все же вспомнит песочный пляж на теплом море, лето и сказочный отдых...

Вспомните, как Вы однажды ступали по мягкому песочному ковру, солнечные лучи ласкали Ваше тело. Вы гладили пушистый песок руками, и он дарил Вашему телу тепло, здоровье и покой.

Золотой пляж, лазурное море, шум прибоя и крики чаек, легкий бриз... Все это завораживает и позволяет расслабиться, забыть о проблемах и отдохнуть.

Вы с удовольствием водите ладонями по песку, строите из него волшебные замки и ощущаете покой и блаженство. Каким-то невообразимым способом вдруг исчезают тягостные мысли, уходят проблемы, появляется умиротворение и покой.

Игра человека с песком известна с древних времен. Попадая на пляж, каждый ребенок с большим энтузиазмом принимается строить песочные замки, мосты, дороги и целые города. Но почему же взрослые, оказавшись на пляже, вдруг начинают «рисовать» картины из песка, или строить песочные замки?

Дело в том, что податливость песка провоцирует желание человека сотворить из него миниатюру реального мира. При этом он выступает как Творец или создатель, не привязанный к результатам своего труда. Ребенок строит замок из песка, какое-то время любуется им, а потом сам, морская волна или кто-то другой, разрушает этот замок, и он с большим энтузиазмом начинает строить что-то новое. Один эпизод жизни завершается, уступая место чему-то новому. И так происходит бесконечно. И именно в этом можно увидеть уникальную Тайну бытия: все приходит и уходит, нет ничего такого, что было бы непоправимо разрушено, старое уступает место чему-то новому. Проживая эту Тайну многократно, играя с послушными песчинками, человек достигает состояния равновесия, успокаивается - в его внутреннем пространстве снижается доля суеты, обыденности и переживаний. Таким образом, процесс игры с песком может оказать реальное действенное врачевание человеческой души.

Песочная терапия — один из удивительных методов терапии - в контексте арт-терапии представляет собой невербальную форму психотерапии. Это один из способов общения с самим собой и с окружающим миром; уникальный способ снятия внутреннего напряжения, воплощения его на бессознательно-символическом уровне, что позволяет повысить уверенность в себе и открыть новые пути развития. Песочная терапия дает возможность восстановить свою психическую целостность, собрать свой уникальный образ, картину мира, прикоснуться к глубинному, подлинному Я.

Для многих из нас бывает затруднительно увидеть и осознать причины того, что с нами происходит. Мы часто не можем найти правильное решение возникшей проблемы.

Песочная терапия образно дает возможность человеку увидеть то, что реально происходит в его внутреннем или внешнем мире. Образы становятся языком, позволяющим сообщить некоторый бессознательный материал о человеке ему самому и консультирующему психологу.

Техника «песочной терапии» возникла в рамках юнгианского аналитического подхода. Она во многом базируется на работе с символическим содержанием бессознательного, как источником внутреннего роста и развития.

«Фантазия — мать всех возможностей, где подобно всем противоположностям внутренний и внешний миры соединяются вместе», писал Карл Густав Юнг (Carl Gustav Jung) - швейцарский психиатр, основоположник одного из направлений глубинной психологии, аналитической психологии.

Разработанная Юнгом техника активного воображения может рассматриваться как теоретический фундамент песочной терапии.

Песочницу Юнг определял как детский аспект коллективного бессознательного, возможность придать травматическому опыту видимую форму. Создание песочных сюжетов способствует творческому регрессу, работа в песочнице возвращает в детство и способствует активизации «архетипа ребенка».

Автор метода «песочной терапии» - Дора Калф (швейцарский юнгианский аналитик), считает главным принципом, положенным ею в основу работы, — «создание свободного и защищенного пространства», в котором клиент — ребенок или взрослый — может выражать и исследовать свой мир, превращая свой опыт и свои переживания, часто непонятные или тревожащие, в зримые и осязаемые образы. «Картина на песке может быть понята как трехмерное изображение какого-либо аспекта душевного состояния. Неосознанная проблема разыгрывается в песочнице, подобно драме, конфликт переносится из внутреннего мира во внешний и делается зримым» (Дора Калф, «Sandplay», 1980).

В настоящее время «песочная терапия» получила широкую известность, и её применение остаётся привлекательным для многих специалистов. Создание песочных картин переместилось в психологическую, психотерапевтическую плоскость и успешно в ней существует в настоящий момент. Метод игры с песком в равной степени используется как при работе с детьми, так и со взрослыми. Профессиональный психолог не только может правильно оценить и проанализировать картины и образы, созданные из песка клиентом, но и увидеть существующую проблему, корректно направить человека на путь к ее решению. Знание источников и особенностей своих переживаний позволяет человеку чувствовать себя уверенней - когда человек может найти объяснение своим переживаниям, он успокаивается, ощущение паники сменяется чувством определенности и уверенности.

Сегодня известно множество самых разных методик психокоррекции и диагностики: сказкотерапия, работа с глиной и пластилином, рисование, музыкоартерапия, и т. д. Метод песочной терапии отличается от других форм арт-терапии простотой манипуляций, возможностью создания новых форм, кратковременностью существования создаваемых образов. Возможность разрушения песочной композиции, её реконструкция, а также многократное создание новых сюжетов, придает работе с песком вид своеобразного ритуала.

Некоторые свойства и особенности песка:

Песок - природный материал, он наполняет энергией и дает ощущение Творца любому человеку, взаимодействующему с ним.

Песок - очень податливый инструмент творчества, объекты из него можно легко изменять в любой момент без особого сожаления.

Песок — демократичный материал, он позволяет работать с собой каждому и даже тому, кто не обладает особым художественным даром, а потому боится оценки и отказывается рисовать.

Песок успешно забирает в себя негативную энергию, более того, трансформирует агрессию в положительные заряды.

Песок состоит из мельчайших песчинок, работа с которыми активизирует чувствительные точки на кончиках пальцев и нервные окончания на ладонях, что самым положительным образом сказывается на работе всех внутренних систем человеческого организма;
Песок и работа с ним требует времени, он обучает человека терпеливости.

Создание последовательных песочных композиций отражает цикличность психической жизни, динамику психических изменений. Здесь не требуется каких-либо особых умений. Миниатюрные фигурки, природные материалы, возможность создания объемных композиций придают образу дополнительные свойства, отражают разные уровни психических содержаний, помогают установить доступ к довербальным уровням психики. Зрительный образ очень важен при работе над расстройствами, корни которых ведут в раннее детство, когда ребенок еще не мог говорить.

Творчески взаимодействуя с миллионами песчинок, человек проводит своеобразную «самотерапию» - он начинает отчетливо видеть и понимать скрытые от своего сознания конфликты и даже находит рациональные пути к их решению. И все это еще раз доказывает, что песчаная стихия способна творить чудеса!

Песочная терапия хорошо сочетаются с прослушиванием спокойной музыки - звуки природы или релаксационные мелодии позволяют терапевтическим процессам идти на более глубоком уровне.

В песочной терапии используется деревянный поднос (песочница) стандартного размера (50 см х 70 см х 8 см), песок, вода, миниатюрные фигурки и предметы (лучше всего подбирать фигурки и предметы не выше 10-12 см.) Такие габариты оптимально соответствуют размерам нормального поля зрительного восприятия. Песочницу можно сделать самому, или купить готовую. Поднос с песком, или песочница - уникальный инструмент, позволяющий взаимодействовать со многими событиями жизни, включая проблемы межличностных отношений, травмы, личностный рост, интеграцию и преобразование Самости.

Дно и борта песочниц чаще всего выкрашены в голубой цвет - это напоминают модель мира: голубое дно символизирует воду, а борта - голубое небо. Кроме того, насыщенный голубой цвет способен оказывать на человека умиротворяющее воздействие.

Время от времени можно менять цвета бортов.

Согласно законам цветотерапии:

- черный цвет вызывает неоднозначные впечатления (страх, интрига, тайна). Однако в черной краске заложен большой терапевтический ресурс, ведь стоит наклеить на черные борта белые/желтые кружочки— и вот готово звездное небо! Такая цветовой символизм формирует уверенность: безвыходных ситуаций не бывает;

- зеленый — цвет растительной жизни, потому вызывает глубинные переживания, порождает особенную откровенность;

- желтый (золотой) ассоциируется со стремлением к достижению цели, что подарит ощущение жизненной перспективы и освободит от внутренних и внешних ограничений;

- красный — цвет активности, сексуальности, импульсивности и творчества, потому особенно полезен для провоцирования подавленной агрессии, когда “невкусные” переживания зачастую не проговариваются, а молча “проглатываются”. Как показывает практика, красные борта, ассоциируемые с восходящим/заходящим солнцем, помогают раскрыться людям, обремененным чувством вины. А вот окрашивать в пурпур дно песочницы не стоит, иначе возникнут “разрушительные” ассоциации с лавой и магмой вулкана;

- фиолетовый — цвет беременности, материнства, фантазии и сказки. Такая песочница поможет испытать мистические чувства и как можно глубже погрузиться в свои ощущения.

Песок может быть любой: речной, морской, кварцевый… Он может иметь желтоватый или сероватый оттенок, однако обязательное его качество - чистота, ведь при интенсивной работе песок энергетически пачкается. В природной среде происходит естественная очистка песочной массы благодаря работе солнца, ветра и воды. В домашних условиях хотя бы один раз в месяц песок следует просеивать и прогревать (можно на сковороде, под лампой или под лучами солнца).

И не забудьте поставить рядом с песочницей емкость с чистой прохладной водой, чтобы вызывать в игрушечном мире дождь, без труда сооружать постройки, создавать моря и реки.

В песочнице Вы самостоятельно можете:

Рисовать на песке палочкой;

Возводить на поверхности песка разного рода рельефы (холмики, горки, долины, впадины, бордюры, домики, рвы и т. д.);

Рассыпать цветные песчинки, камешки, бусинки в узорном порядке;

Расставлять на поверхности или в песчаных рельефах разнообразные предметы и фигурки, символизирующие людей, предметы и образы из реальности или небытия.

В песочной терапии могут использоваться все возможные объекты, встречающиеся в окружающем мире. Используются разнообразные фигурки - реальные и сказочные, мифологические, созданные человеком и природой, привлекательные и ужасные. Это могут быть наборы солдатиков, куклы, игрушки из «киндер-сюрпризов» - все, что допускает Ваша фантазия. Все эти объекты составляют своеобразную коллекцию для песочной терапии. Использование естественных материалов позволяют ощутить связь с природой, а рукотворные миниатюры — принять то, что уже существует. Для полноты ощущений могут понадобиться и пейзажи, и интерьеры.

В песочной терапии обычно применяют следующие предметы:

Люди - разнообразные фигурки людей - дети, взрослые, представители разных профессий, сказочные персонажи (колдуны, ведьмы), боги и богини разных народов, ангелы, и т.п.;

Животные - рыбы (акула, дельфин, золотая рыбка) и другие водные млекопитающие (морские котики, моржи, киты), земноводные, пресмыкающиеся, грызуны, домашние животные и хищники, птицы, насекомые (муравьи, мухи, жуки, пауки, кузнечики, бабочки)

Т.е. разнообразные представители животного мира;

Растения - деревья, кустарники, цветы. Вы можете использовать искусственные и натуральные растения;

Объекты небесного пространства - солнце, луна, звезды, радуга, облака, молния;

Объекты среды обитания - заборы, ворота, дорожные знаки, мосты;

Аксессуары - кусочки тканей, нити, пуговицы, цепочки, небольшие гвоздики, монетки)

Естественные природные объекты - камешки, кости, кусочки металла и дерева, ракушки, семена, желуди, каштаны, перья, сухие растения, кристаллы, отполированные стеклышки.

Когда клиент выбирает фигурки для создания песочной композиции, происходит перенос внутренних психических процессов на миниатюрные предметы. Он может идентифицировать себя с какой-либо фигурой, наделить ее желанными качествами и через нее проводить в жизнь новые сценарии, даже самые несбыточные. Кроме этого можно моделировать и создавать свое окружение, подбирая в друзья или недруги соответствующих игрушечных персонажей.

Последовательность появления и местоположение фигурок дает психологу массу полезной информации. Например, игрушка, поставленная в центр, часто символизирует «я» автора картины. Фигурка, которая появляется второй, представляет символ чего-то самого важного для автора на данный момент. Иногда фигурки закапывают. Это символизирует вытесняемое в бессознательное или то, что еще неосознанно.

Заполнение частей песочницы и ее секторов расскажет много интересного о человеке. Например, если заметно смещение действия в песочнице кверху, перед нами человек, склонный к мечтаниям. Если у него нет уравновешивающих фигурок внизу, нужно проработать аспект реализации задуманного, составление планов. Люди «приземленные» заполняют нижние секторы песочницы. В этом случае развитие фантазии на занятиях песочной терапии станет уравновешивающим моментом. Смещение в левую или правую часть покажет человека, которым владеет либо прошлое, либо будущее.

Использование миниатюрных фигурок в песочной терапии, объединение их в некоторый сюжет наводит на мысль о спектаклях внутреннего театра личности. Фигурки могут символизировать субличности автора песочной картины. Наблюдая за взаимоотношениями героев песочной картины, человек может установить актуализированные в данный момент субличности и вступить с ними в диалог. В этом случае основной акцент делается на построении диалога с фигурками.

Получается, что в процессе песочной терапии клиент строит новые взаимоотношения с самим собой. Такой подход уместен для представителей гештальт-терапии и психосинтеза.

Однако фигурки, использованные в песочнице, могут не только отражать субличности человека, но и символизировать реальных людей и явления той среды, в которую включен клиент. В песочной среде могут драматизироваться реальные жизненные ситуации, относительно которых человек испытывает определенные трудности. В этом случае песочная терапия представляет собой миниатюру психодрамы.

Преимущество психодраматического подхода здесь заключается в том, что для создания спектаклей не требуется помощь группы, — все роли исполняют игрушечные фигурки. Таким образом, песочница создает условия для спектакля не только в групповом режиме, но и в индивидуальном. Разыгрывание в песочнице конкретных жизненных ситуаций позволяет клиенту изменить отношение к ним и найти правильные для себя решения.

С помощью миниатюрных фигурок можно повторить сюжет какой-либо произошедшей ситуации, но финал или иную проблемную часть переиграть в позитивном - желанном для вас ключе. При этом наше подсознание уже по-другому прокручивает произошедшее и не сбрасывает проблему в копилку комплексов. Важно помнить, что мысленная «реставрация» особенно удается, когда глаза за следят событиями, а руки «фиксируют» нить мысли. Именно поэтому спектакли на песке - очень действенный способ релаксации и преобразования минусов в плюсы. Образы, созданные во внешней среде, отражают внутренний мир, бессознательное состояние и увеличивают понимание человеком себя.

«В арт-терапевтическом процессе использование песка в качестве основного материала изобразительной работы предполагает «диалог» рук с песком и водой. Проведение частых сессий песочной терапии стимулирует создание клиентом целой серии песочных форм, являющихся основой для расположения миниатюрных фигурок. Песочные композиции, как с миниатюрными фигурками, так и без них, могут заключать в себе различное трудновербализуемое содержание» - пишет Ленор Штейнхард.

Важнейшим психотерапевтическим ресурсом при работе с песком является возможность созидательного изменения формы, сюжета, событий, взаимоотношений. Эта идея лежит в основе сказкотерапевтического подхода к работе с песочницей.

При работе с песком создается дополнительный акцент на тактильную чувствительность. Поэтому перенос традиционных обучающих и развивающих заданий в песочницу дает дополнительный положительный эффект - с одной стороны, существенно повышается мотивация к занятиям, а с другой - более интенсивно и гармонично происходит развитие познавательных процессов у ребенка.

Кроме того, песок обладает замечательным свойством «заземлять» негативную психическую энергию. Замечено, что в процессе терапевтической работы с песком происходит гармонизация психоэмоционального состояния человека.

Песочная терапия активизирует врожденные ресурсы самоисцеления человека и обеспечивает возможность для дальнейшего его продвижения к психологическому здоровью.

Статья подготовлена по свободно-доступным материалам сети Интернет

Литература:
Википедия
Дикманн Х. Методы в аналитической психологии.- М.: ООО "ЦГЛ «РОН», В.Секачев,2001.- 329с.
Зинкевич-Евстигнеева Т. Д., Грабенко Т. М. Практикум по песочной терапии.-СПб.: «Речь», 2002.-224с.
Сакович Н. А. Технология игры в песок. Игры на мосту.- СПб.: Речь,2006.-176с.
Штейнхард Л. Юнгианская песочная терапия.-СПб.: Питер,2001.-320с.
Юнг К. Г. Воспоминания, сновидения, размышления. Минск: Попурри, 2003.-495с.
Юнг К. Г. Человек и его символы.- М.: Серебряные нити, 2002.-296с.
Юнг К. Г. Практика психотерапии. Минск: Харвест, 1998.-383с.
Статья Оксаны Наумыч (перинатальный психолог)

Наверное каждый из взрослых когда-то в детстве игрался в песочнице – проводя время за строительством замков из песка, и совершенно не задумывался о том, что таким образом выражает свои чувства, настроение и отношение к окружающему миру. Песочная терапия для детей дошкольного возраста разработанная психологами – направление арт терапии, которая очень хорошо решает множество проблем в развитии детишек.

Использование песка в терапии впервые началось в 20-х годах прошлого века . Автором данного метода является юнгианский аналитик Дора Кальфф. Песочная терапия базируется на символическом содержании бессознательного в качестве источника развития и внутреннего роста. Дора Кальфф считала, что песочные картины могут многое рассказать о душевном состоянии человека.

Для работы с психологически неблагополучными детьми песочная терапия впервые была использована Маргарет Ловенфельд, она назвала эту методику «техникой построения мира» . В настоящее время песочная терапия используется в детском психоанализе, арт-терапии, в когнитивно-поведенческой терапии, в гештальт-терапии и терапии семейных отношений.

Особенности метода

Играя с песком можно помочь ребенку развить пространственное воображение , обучить логическому мышлению, а кроме того, развить мелкую моторику. Работая с песком, ребенок успокаивается, поэтому она показана детям с гиперактивностью.

Программы песочной терапии содержат всё – гимнастику для рук, воплощение фантазий, актерское мастерство и многое другое, что будет положительно влиять на эмоциональный фон ребенка, развивать чувствительные навыки и стимулировать познавательные процессы.

Песочная терапия для детей дошкольного возраста может быть использованна с самого раннего детства и родители смогут раньше узнать о том, что заботит их малыша, чего он боится, и как видит окружающий мир.

Выразить свои чувства словами не всегда бывает просто даже взрослому человеку, а ребенку, который обременен психологическими проблемами, это и вовсе не по плечу. Песочная терапия помогает высказать то, на что не хватает слов.

Песочная терапия для детей дошкольного возраста – это игра, творческий процесс, а не техника создания картины. Поэтому ошибок здесь быть не может, а значит не будет поводов для расстройства. Создание нового мира – это увлекательный и приятный процесс, композиции создаются легко и без напряжения. Этот момент очень важен для детей, которым нужна эмоциональная, логопедическая или любая другая психологическая коррекция.

Польза песочной терапии для детей дошкольного возраста

Не стоит думать, что занятия с песком могут нести в себе только лишь психологическую помощь ребенку, который имеет эмоциональную или психологическую травму. Возможностей у песочной терапии куда больше:

  • во время занятий можно соотносить игру и реальную жизнь;
  • формировать чувство комфорта;
  • снимать мышечное напряжение;
  • улучшить зрение;
  • расширять словарный запас;
  • учить буквы;
  • овладевать навыками письма и чтения;
  • развивать слух.

Если же говорить о психологической направленности песочной терапии, можно отметить следующее:

  1. взгляд на себя со стороны – по положению рук в песочнице психотерапевт может многое рассказать о пациенте;
  2. моделирование ситуаций ;
  3. осязание, что есть другие пути выхода из проблемных ситуаций, кроме критических.

Кому нужна песочная терапия?

В принципе песочная терапия полезна всем, но более актуальна она для детей, у которых имеются следующие проблемы:

  • неврозы;
  • повышенная тревожность;
  • недуги психосоматического характера;
  • чрезмерная агрессивность;
  • стрессы, которые спровоцированы социальными или семейными конфликтами;
  • логопедические нарушения, развивающиеся на фоне нервного напряжения.

Большую пользу песочная терапия принесет детям, которые не проявляют своих чувств, не могут объяснить свои мысли и эмоции. Также терапия песком окажется благотворное влияние на детей перенесших психологическую травму. в следствии чего замыкаются или им сложно найти правильное решение.

А также песочная терапия дает возможность:

  • творчески развиваться;
  • диагностировать основную проблему, которая беспокоит ребенка;
  • научить ребенка находить выход из различных ситуаций.

Противопоказания песочной терапии

  • ребенок имеет дефицит внимания;
  • эпилепсия;
  • шизофрения;
  • чрезмерно высокий уровень тревожности;
  • у ребенка невроз навязчивых состояний;
  • аллергия на пыль;
  • заболевания легких;
  • порезы на руках;
  • заболевания кожи.

Что необходимо для сеансов?

Для песочной терапии совсем необязательно посещать кабинет психотерапевта. Проводить сеансы можно в детской песочнице, на пляже, просто в кучке песка, которую привезли для строительства, в конце концов можно заполнить ящик песком и поставить его в квартире.

О ящике для песочной терапии нужно сказать еще пару слов. Желательно покрасить ящик в голубой цвет, поскольку он будет успокаивающе воздействовать на ребенка. Размер ящика должен быть 70х50х8 – это оптимальные размеры, которых желательно придерживаться. Заполнять песком до краев ящик не надо, хватит половины.

Для домашних сеансов песок можно принести с пляжа или купить. В первом случае песок придется просеять, вымыть и высушить. Для более тщательной дезинфекции песок можно выдержать в разогретой духовке.

Лучше иметь два вида песка – мягкий речной песок, который продается в строительных магазинах, он может быть разных цветов; и крупный песок – морской – для лепки.

Еще для песочной терапии потребуется вода, а также то, что является символами реального мира – фигурки людей и сказочных героев, животных, мебель, дома, машины, растения, домашняя утварь, природные материалы. Список может быть бесконечным, проще говоря понадобится все, что ребенок будет просить во время игры.

После того как все будет готово, родители должны предоставить ребенку полную свободу творчества – все предметы для игры ребенок должен выбирать самостоятельно, никаких советов со стороны взрослых быть не должно, за исключением моментов, когда ребенок сам попросит помочь. Это мир вашего ребенка, и он в нем полноправный хозяин – кого хочет закапывает, что хочет возвышает, словом выражает свои мысли и чувства, а родители или психологи должны просто наблюдать за происходящим.

Психологи выделили три стадии развития игры ребенка с песком:

  1. Хаос. На игровой площадке фигурки разбросаны без какого-то порядка, люди, растения, животные и прочие предметы не имеют конкретных мест и локация их нетипична. Такое явление говорит о том, что ребенка что-то волнует, он встревожен и не может собраться с мыслями.
  2. Борьба. Ребенок четко делит всей персонажей игры на плохих и хороших, очень значимо преобладание определенных фигурок – каких больше плохих или хороших? Это говорит о внутренней борьбе ребенка. Торопить ребенка и подталкивать его для добавления положительных героев не следует, важно то, что получится в конце игры.
  3. Исход. Финальная стадия терапии. Положительное окончание игры свидетельствует о мире и покое в душе ребенка.

Индивидуальные игры ребенка под контролем взрослого можно начинать с того возраста, когда ребенок перестает тянуть все в рот. Групповые занятия, как правило, начинаются с 3 лет.

Занятие по песочной терапии, игры

Для развития общей моторики рекомендуется проводить рисование и игры с песком стоя. Таким образом, ребенок задействует большую часть мышц, укрепляется костно-мышечный аппарат, формируется правильная осанка, развивается координация движений.

Чтобы сделать акцент на развитии мелкой моторики рекомендуются упражнения, которые направлены на тренировку пальцев. Такие занятия повышают работоспособность коры головного мозга, оказывают положительное влияние на речевые центры, происходит развитие ручной умелости.

Упражнения на развитие моторики

Ребенок и взрослый на ровной поверхности песка оставляют отпечатки своих рук – ладонь и тыльная сторона ладони. При этом взрослый рассказывает о том, что он чувствует, прикасаясь к песку. Затем ребенок должен рассказать о своих ощущениях, возможно он будет немногословен, и тогда можно задавать наводящие вопросы. Какой песок на ощупь? Какая разница в прикосновении разными участками ладони?

Далее можно прощупать песок подушечками пальцев, посыпать песок сверху на ладони, и спросить ребенка приятно ему это или нет. Такое упражнение учит ребенка прислушиваться к своим ощущениям, исследовать объект руками и осознано давать оценку тактильным ощущениям.

Для снятия эмоционального напряжения необходимо проводить игры в спокойной обстановке, упражнения должны быть направлены на развитие навыков по управлению собственным мышечным тонусом. Расслабление помогает одним детям снять напряжение, а другим сконцентрировать внимание.

Упражнения на расслабление детей

Нарисовать ладонями, костяшками пальцев, кулачками разные узоры и побеседовать с ребенком на что они похожи – следы животных, снежинки, ветки. Необходимо ненавязчиво пробудить фантазию ребенка.

Для снятия агрессии важно чтобы игра заканчивалась положительными эмоциями, добро одерживало верх над злом. В этом случае возможно использование сказочных персонажей, через которые ребенок будет раскрывать свои внутренние проблемы и переживания.

Представленные в этой статье бесплатные, разнообразные антистресс раскраски кототерапия это прекрасный способ упокоить наш ум, привести мысли в порядок и расслабиться.

Упражнение для снятия агрессивного состояния

Можно устроить песочный ливень – сначала пусть дождик будет мелким, и помещается на одной ладони, затем песок можно зачерпывать двумя ладонями или детским ведерком. Очень важно, чтобы ребенок ощущал свою причастность к этому дождю, тогда он успокоится и будет менее агрессивно воспринимать дальнейшие игры.

Песочная терапия книги

Есть очень много полезных и прекрасных книг по этому направлению терапии, но мы вам рекомендуем: книга «Песочная терапия. Практический старт» Елена Тарарина. Ее можно купить в магазине Озон с быстрой доставкой на дом:

Песочная терапия видео

Заключение

Для того чтобы ребенок научился выражать свои мысли и чувства, психологи советуют изображать их в форме рисунков. Но маленькие дети рисуют плохо, из-за этого они расстраиваются, плачут и еще больше замыкаются. Песочная терапия для детей дошкольного возраста: рисование на песке и игры с песком освобождают ребенка от груза переживаний, а качество рисунка на песке значения не имеет, поэтому ребенок защищен от неудач.

Статью прочитали: 4 801

Расскажите друзьям:

Вконтакте

Песок. Наши дети, все до одного, просто обожают играть с ним. А некоторые родители, наблюдая, как их карапузы лепят куличики из песка, даже не догадываются, что таким образом малыши расслабляются, избавляются от страхов, уравновешивают свой внутренний мир, развивают собственное творческое «я» - самобытное и неповторимое. Оказывается песок - тот самый песок, на котором нам так нравится загорать, и который служит строительным материалом для наших жилищ - может быть еще и лечебным. Он восстанавливает нервную систему наших деток. Психологи называют метод лечения различных нервных расстройств у детей песком - песочная терапия . Что же это такое?

Что такое терапия песком

Давайте сейчас вспомним пляж. Что мы делаем, когда только приходим туда? Ставим босую ногу на желтый песок, а затем заворожено рассматриваем ее отпечаток среди миллиардов крошечных частичек нашей планеты. Мы словно заявляем миру: «Я есть! И я здесь! », - мы каждой клеточкой впитываем приятное тепло песка. Чувствуя себя неотъемлемой частью всего окружающего, сливаясь с ним и растворяясь в нем. Вам знакомы подобные ощущения? По крайней мере, большинству из нас – да.

А потом к песку добавляется вода. Мы строим замки, дороги, колодцы, туннели. Мы закапываем-откапываем руки-ноги – свои собственные и чужие. И при этом даже не задумываемся, что таким образом очищаем свои мысли. Зарываем в песок негативные, а откапываем уже ясные и просветленные.

По сути своей, эти действия – отражение нашей собственной психической истории, того, что происходит у нас внутри. И многие замечали, что после времени, проведенного на берегу водоема, после сидения на мягком песочном его берегу, на душе становится как-то легче, спокойнее.

Это песок, в совокупности, конечно, с другими природными составляющими, помогает нам снять напряжение, восстановить гармонию, обрести равновесие.

Песок умеет передавать и пластичность, и текучесть. Он способен сохранять заданную форму, не теряя ее. В этом главная особенность песка как материи, и как материала для творчества и самореализации.

Песок может соприкасаться со всей поверхностью вашего тела и расслаблять его, а также действовать на отдельные нервные окончания (к примеру, на пальцах рук или на ступнях). Песок может быть сухим, мягким, текучим. Песок может быть мокрым, пластичным, послушным.

Песок может в сочетании с водой приобретать любые формы и отражать любые образы, которыми полно наше подсознание. Именно эти возможности песка и взяли на вооружение. Так появилась психологическая песочница и песочная терапия , как метод психотерапии в рамках аналитической психологии.

Впервые песочницу с миниатюрными фигурками в стала использовать английский педиатр Маргарет Ловенфельд в 1929 году. Ее ученица Дора Кальфф дополнила и обобщила практический опыт своей наставницы. И стала основательницей «Техники построения мира », базирующейся на «построении свободного и защищенного пространства ».

Песочная терапия для детей: психология

Не всегда даже мы, взрослые, можем выразить в словесной форме то, что чувствуем, то, чем полны наши мысли, и что, иногда, лишает нас покоя и сна. А наши малыши, которые находятся в дословесной фазе развития или только учатся общению с помощью устной речи? Как им выражать свои переживания?

Ведь они, так же, как и мы, испытывают радость и печаль, душевный подъем и одиночество, уверенность в себе или, наоборот, беспомощность и страх. Это должно находить какой-то выход. Вот тут-то безотказным помощником может стать песок. Все образы, живущие внутри сознания маленького человечка, становятся видимыми и осязаемыми во время игр с песком. Зачем это нужно ребенку?

А затем, что маленьким детям требуется отдых от , которые, обязательно, имеют место в процессе развития ребенка, становления его, как личности. Все его переживания, все образы, так или иначе запечатлевшиеся в подсознании, могут материализоваться в его песочном мире. И самое важное то, что обретя форму, они становятся управляемыми, подконтрольными их маленькому творцу. На практике это выглядит так.

К примеру, малыш боится собак. Или темноты. Во время сеанса песочной терапии он изображает эти свои страхи такими, какими видит, а потом, в процессе нехитрой игры, борется с ними и, конечно же, побеждает их. Эта победа запечатлевается в его подсознании, что впоследствии помогает малышу справиться со и в реальном мире. Таким образом, играя и творя, можно разрешать любые ситуации из жизни крохи.

Во время сеанса песочной терапии ребенок проживает маленькую жизнь. Без запретов и без ограничений. Имеет возможность почувствовать, что такое свобода. Свобода мысли, свобода действий, свобода выбора.

Кому нужна детская песочная терапия

На вопрос: «Кто из деток нуждается в терапии песком? » - можно смело отвечать: «Все! »

Темп современной жизни таков, что перегрузка информацией малышей-дошколят идет колоссальная. Именно поэтому многие детки начинают говорить только к трем-четырем годам. Их просто не готова в полной мере перерабатывать тот поток нового, что поступает в сознание ребенка извне.

Отсюда и гиперактивность у детей, и синдром дефицита внимания, и аутизм. Все эти сложности в довольно успешно поддаются лечению посредством песочной терапии. Деткам, страдающим от всевозможных страхов и навязчивых состояний, имеющим конфликты во взаимоотношениях с окружающими, тоже показана терапия песком. Да и просто после активно проведенного дня любому малышу не помешает немного успокоиться перед сном, «разложить по полочкам» свои мысли и чувства.

Ощутив себя творцом собственного мира, малыш всегда будет пытаться сделать его лучше, светлее, комфортнее. А при условии, что подобные действия не подвергнутся оценке и критике взрослых, у крохи значительно подымется самооценка, он станет более самостоятельным и ответственным в реальной жизни.

Что необходимо для сеансов песочной терапии

Вы думаете, что для терапии песком нужно обязательно посещать кабинет психолога? Вы глубоко ошибаетесь! Для сеансов прекрасно подойдет пляж, детская песочница, куча песка, завезенная на дачу для строительных работ, или небольшой ящичек с песком прямо у вас в квартире. Главное, чтобы малыш во время занятий чувствовал себя комфортно.

Ящик для психологической песочницы

Отдельно несколько слов о ящичке (или коробке, или подносе) для терапии песком в домашних условиях. Он должен быть внутри выкрашен в голубой цвет. Это – цвет неба, цвет воды. Голубой успокаивающе действует на и служит прекрасным фоном для песочных игр. Что касается размеров ящика, то оптимальными считаются – 70х50х8 см. И заполнен он должен быть песком ровно наполовину.

Песок для песочной терапии

Для домашних сеансов песок можно купить. Он уже будет полностью пригоден для творчества. А можно и с пляжа принести. Тогда его нужно будет сначала просеять, потом промыть и высушить. И желательно также, для дезинфекции, такой песок после полного его высыхания прокалить в духовке. Ведь работать с ним будет ваш малыш.

Очень хорошо иметь в арсенале несколько видов песка. Для использования в сухом виде лучше подойдет мелкий речной песок – мягкий и сыпучий. Купить его можно в любом строительном магазине. Он бывает разных цветов. Что тоже будет интересно крохе. Если же малыш собирается лепить из песка с использованием воды, ему понадобится крупный морской песок. Он лучше держит форму и легче отлепляется от формочек.

Песочная терапия: занятия

Что еще нужно для занятий песочной терапией? Конечно же, вода. А еще все то, что символически может отражать реальный мир.

  • Фигурки людей

Желательно чтобы в распоряжении маленького творца были люди разных возрастов и профессий (строители, водители, спортсмены, космонавты, врачи, пожарные, милиционеры и т.п.). Еще нужны все представители семьи (мамы, папы, бабушки, дедушки, разновозрастные дети). Фантастические персонажи тоже не исключаются (тролли, гномы, эльфы, колдуны, драконы, боги, ангелы и т.п.).

  • Фигурки животных

Это должны быть дикие животные и домашние, а также доисторические, фантастические и мультяшные.

  • Водные обитатели

Соберите фигурки рыб, крабов, моллюсков, морских коньков, осьминогов, китов, моржей и т.п. Не забудьте и об обитателях морских глубин из легенд и сказок.

  • Дома и мебель

Дома в распоряжении малыша должны быть и маленькие, и большие. К этой категории также относятся палатки, шатры, пещеры и здания городской инфраструктуры. Дополните эту коллекцию всевозможными предметами интерьера и мебелью.

  • Продукты и домашняя утварь

Все, чем мы пользуемся в реальной жизни для приготовления и поглощения пищи (кастрюли, поварешки, тарелки, ножи, ложки-вилки и т.п.). А еще сама еда (фрукты, овощи, мясо, хлеб, крупы).

  • Растительность

Деревья, цветы, травы. Их можно использовать как игрушечные, так и в виде собственноручно собранного и высушенного гербария.

  • Транспорт

Все, на чем мы ездим, плаваем, летаем. Автомобили разного предназначения, ракеты, самолеты, корабли, велосипеды…

  • Объекты среды обитания

Это могут быть мосты, виадуки, заборы, ворота, водонапорные башни, телевизионные вышки и т.п.

  • Природные материалы

Камушки, различные минералы, семена, каштаны, желуди, перья, ракушки…

  • Дополнительные аксессуары

Этот список может быть бесконечным. В зависимости от интересов и . Монеты, болтики, лоскутки ткани, зеркальца, пуговицы, бусины и др. Обычно все, чего ему не хватает для создания своего мира, малыш просит в процессе игры.

Все готово для сеанса песочной терапии? Тогда зовите кроху и предоставьте ему полную свободу действий. Сами же только наблюдайте. Представьте, что на вас надета шапка-невидимка. Никаких комментариев и советов. За исключением тех случаев, когда ребенок сам выражает желание вовлечь вас в свою игру.

Все предметы, все действия выбираются малышом на чисто интуитивном уровне. Он играет с разными объектами. Одни закапывает, другие ставит на возвышенность, а третьи и вовсе топит. Кто-то из выбранных крохой героев будет добрым, кто-то злым. Один будет драться, а другой спасать планету. Помните, вы не вмешиваетесь. Это игра вашего ребенка, его мир, и он – полноправный хозяин в этой неприкосновенной вселенной.

А ваша цель – дать малышу покой и свободу, позволить развернуться его собственному большому «Я». Не нужно журить кроху и делать какие-то выводы, если что-то в созданном им мире не соответствует вашим взглядам и представлениям. Просто наблюдайте. Дайте вашему ребенку возможность быть самим собой.

Песочная терапия: видео

Если малыш не знает с чего начать игру с песком или выразил желание иметь вас напарником в построении своего мира, можно предложить ему несколько вариантов развития событий.

Чтобы посредством игр в песке был достигнут терапевтический эффект, нужно, как выражаются психологи, сузить проблемное поле. Как это сделать? Предложите ребенку выбрать из подготовленной вами коллекции 16 фигурок (4 фигурки людей, 4 – животных, 4 строения и 4 любых других предмета, которые в данный момент для него актуальны). Далее порекомендуйте дать название создаваемому миру и придумать историю про него.

  1. Прятки. Пусть ребенок подберет несколько фигур, которые ему хотелось бы спрятать. Отвернитесь. Когда малыш разрешит вам повернуться, поочередно находите спрятанные фигурки и просите кроху рассказать о них. Вы узнаете много о том, как относится он к тем или иным личностям в его окружении. А может, он боится кого-то или чего-то? Из его объяснений вы поймете, почему та или иная фигура «удостоилась чести» быть зарытой. Можно, также, играть в эту игру наоборот. Вы прячете фигурки, которые, на ваш взгляд, как-то связаны с переживаниями крохи, а он их находит и рассказывает о них.
  2. Сказка. Порекомендуйте малышу выбрать фигуру, которая станет главным героем его сказки, и поместить ее в ящичке с песком. Далее пусть ребенок придумывает историю об этой фигурке, по ходу развития сюжета добавляя все новых персонажей, окружая их все новыми предметами. История заканчивается, когда все предметы в ней «поучаствуют». Возможен также вариант игры наоборот. Вы рассказываете поучительную историю или психологическую сказку, а ребенок выстраивает сюжет на песке. У детей очень хорошо развито образное мышление. Благодаря воссозданию истории «в ролях» кроха лучше усвоит ее суть и мораль.
  3. Семья. Предложите малышу воссоздать на песке собственную семью. А потом такую семью, которую он хотел бы видеть. Довольно веселая игра получится. У кого-то в идеальной семье мама и папа совсем не ходят на работу. А кому-то разрешают сладости есть целыми ящиками. А кто-то спит с мамой, а не один в своей комнате. Сразу обрисовывается суть проблемы. Остается только найти пути ее решения.

Детская песочная терапия: акценты

Сеансы песочной терапии, как правило, включают в себя три этапа:

  • хаос;
  • борьба;
  • разрешение конфликта.

На этапе «хаоса» ребенок проживает свое эмоциональное состояние и постепенно освобождается от него. Вы можете увидеть, как он беспорядочно хватает фигурки, зарывает их, выкапывает, сопровождая свои действия довольно эмоциональными репликами. Со временем начинает выстраиваться четкий сюжет и разгорается настоящая борьба.

Дети переносят в песочный мир свои страхи, тревоги, обиды, агрессию, недомогания. На песке разворачивается целая баталия. Герои убивают друг друга и крушат все вокруг. Но не волнуйтесь, все это не потому, что ваш малыш жесток или кровожаден. Так он избавляется от психоэмоционального напряжения, борется за обретение мира внутри себя.

Когда приходит время разрешения конфликта, появляется добрый и смелый герой, который всех спасает и восстанавливает справедливость. В маленьком песочном мире воцаряются тишина и покой. Все становится на круги своя. Фигурки начинают заниматься повседневными делами: ходить на работу, растить детей, развлекаться.

Это говорит о том, что внутренний конфликт разрешен. Подобные стадии, или этапы, могут длиться на протяжении нескольких сеансов. А могут и обыгрываться в течение одного занятия. И только ребенок вправе определять, когда придет время закончить борьбу и вернуть идиллию в его песочный мир.

Вам же во время детского сеанса терапии песком отведено почетное место наблюдателя и ученика. Да-да. Именно ученика.

Попробуйте-ка на досуге написать на песочном листе свою собственную историю. А вдруг именно там, среди миллионов крупиц песка, вы, сами того не ожидая, найдете единственно верные ответы. Ответы, которых искали всю свою жизнь?..



 

Возможно, будет полезно почитать: