Особенности воображения дошкольников с речевыми нарушениями. Особенности воображения лиц с нарушениями речи и их учет в логопедической работе. Общая характеристика воображения

Юлия Матвеева
Особенности развития воображения и творчества у детей с нарушениями речи и рекомендации для педагогов

Особенности развития воображения и творчества у детей с нарушениями речи и рекомендации для педагогов по организации работы, направленной на совершенствование и активизацию творческих способностей детей- логопат ов.

Умственное развитие ребенка предполагает формирование различных психических процессов, а так же познавательных интересов, накопления умений и знаний, формирование речи а так же развитие умственных способностей . К моменту поступления в школу от ребенка требуется много, в том числе высокий уровень развития творческого воображения .

«…Творческой деятельностью мы называем такую деятельность человека, которая создает что-то новое, все равно, будет ли это созданное … какой-нибудь вещью внешнего мира или известным построением ума или чувства, живущим и обнаруживающимся только в самом человеке…» Л. С. Выготский

Воображение – это необходимый элемент творческой деятельности , сущность процесса заключается в построении образа продуктов труда, а так же в создании программы поведения в проблемной ситуации.

Как доказывает практика, дошкольный период-это возраст, когда изодеятельность чаще всего является устойчивым увлечением не только «особо одаренных » , но и всех детей , то есть увлекая детей в волшебный сказочный мир искусства, мы незаметно для них развиваем у детей воображение и творчество .

Работая с детьми, и логопед и воспитатели установили, что создание игровой мотивации на занятиях открывает перспективу на интересную игру, провоцирует детей к созданию обстановки игры. Дети учатся развивать игровой сюжет , занятие приобретает для них особую значимость . В этом случае, наша задача состоит в том, чтобы детей , уже научившихся играть, направить на новый увлекательный сюжет, а игре придать такое направление, продолжение которого дети придумывают сами.

Как доказывают исследования, творческие способности у детей с нарушениями речи развиваются несколько по-другому. Представления о предметах у них оказываются неточными и неполными и, практический опыт недостаточно обобщается и закрепляется в слове. Чем тяжелее нарушения речи , тем больше ограничиваются возможности ребенка проявить своё творчество , он оказывается одиноким и беспомощным в создании новых образов. Рисунки детей с общим недоразвитием речи отличаются бедностью содержания, дети не могут выполнить рисунок по замыслу, затрудняются, если нужно придумать новую поделку или постройку, создать новый образ.

В играх дети с речевыми нарушениями часто отдают предпочтение бытовой примитивной тематике, игры носят явно стереотипный характер, сюжеты мало обыгрываются и обогащаются. Замысел игры оказывается нестойким, и она распадается. Возможности общения между собой в силу речевого недоразвития ограничены .

Логопед и воспитатели наблюдая за детьми-логопатами не один год, убедились, что детям оказываются недоступными творческие задания : например, рассказ из личного опыта, плохо понимают переносное значение слов, метафор. Дети с ОНР недостаточно эмоционально реагируют на юмор, смешной стишок, переживательную сказку, нежную мелодию. Их речь маловыразительна, движения несколько скованы и неуклюжи, дети не очень уверены в себе.

Изучение работ практической (изо) деятельности показало, что дети не всегда точно могут произвести зрительный анализ формы предмета, не могут выделить и определить его пропорции и величину, положение в пространстве. Дети испытывают трудности в передаче формы, строения, цвета предмета в соответствии с натурой; расположении изображения предмета в центе листа, правильного соотношения частей, линией выявляя очертания предмета.

Высокий уровень показали 8% детей , средний уровень при решении творческих задач у 50% детей , низкий уровень у 42% ребят.

Дети с высоким уровнем уверенно выполняли предложенные задания, вели активный поиск выразительных средств, свободно ориентировались в выборе материалов и сюжета.

Дети со средним и низким уровнем часто копировали характерные черты образов, неумело варьировали их отдельные элементы, затруднялись в самостоятельном подборе материала.

При изучении степени сформированности творчества в речевой деятельности : высокий уровень показали 10%, средний уровень- 39%, низкий- 51% .

Основные затруднения дети испытывали в определении замысла рассказа, последовательности развития сюжета . Нередко выполнения творческого задания подменялось пересказом знакомого текста или сказки. Рассказы не всегда были содержательны, последовательны, лаконичны. Некоторые дети затруднялись начать, подолгу молчали, с трудом подыскивали фразы. Они начинали рассказывать однообразно, копируя друг друга.

В изучении игры : средний уровень 32%, низкий 67,3% .

В игре дети с нарушениями речи отдают предпочтение бытовой тематике. Нередко их игры носят стереотипный характер, сюжеты мало обогащаются. Замысел игры оказывается нестойким, и она распадается. Возможности общения в силу речевого дефекта ограничены. Можно сказать, что игровая деятельность в целом не достигает того уровня, который характерен для их сверстников с N речевым развитием . Особые трудности дети испытывали при проведении словесных игр.

Эти наблюдения и выводы дали возможность подробно изучить особенности становления творческих способностей у детей с ОНР .

Следует заметить, что дети с ОНР плохо понимают переносное значение слов, метафор. Автор Глухов В. П. анализировал творческие процессы воображения и его особенности у детей недоразвитием речи . (Глухов В. П. «Особенности творческого воображения у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи » М., 1985 г.) Автор отмечает, что у детей отмечаются : инертность, недостаточная подвижность, быстрая истощаемость комбинаторных функций, низкий уровень пространственного оперирования образами.

В этом случае перед педагогическим коллективом встаёт сложная задача- разработать и систематически использовать на занятиях с детьми специальные задания и упражнения, направленные на совершенствование воображения и активизацию творческих способностей ребенка .

Организацию работы, направленную на совершенствование воображения и активизацию творческих способностей детей- логопатов , можно рекомендовать в нескольких направлениях.

Прежде всего, следует обратить внимание на сюжетно- ролевую игру, которая к сожалению, нередко как бы выпадает из коррекционной работы, тогда как игра- естественный для ребенка вид творческой деятельности . В процессе игры малыш на основе знакомых ему ситуаций из окружающей жизни создает воображаемую ситуацию , новые образы, принадлежащие ему одному.

Сделать первый шаг на пути к самостоятельному творчеству для ребенка означает научиться понимать, что реальные предметы в игре можно заменять другими предметами и игрушками, т. е. овладеть игровым замещением.

Ребенку, отстающему в речевом и общем развитии , трудно создавать и воплощать в игре собственный замысел. Поэтому на начальных этапах работы педагог должен стать активным участником детских игр. При этом не следует превращать в игру в занятие, а, взяв на себя главную роль, исподволь направлять активность детей . Важна увлеченность взрослого игрой, искренность, непосредственность.

По мере расширения круга представлений об окружающем мире, возрастает возможность ребенка отразить эти представления в игре. Следует создавать условия для того, чтобы дети разыгрывали самые разнообразные сюжеты, обогащать содержание детских игр.

Творчество ребенка органично связано с яркими эмоциональными переживаниями. Однако дети с недоразвитием речи недостаточно эмоционально реагируют на грустную сказку, смешной стишок, нежную мелодию. Их речь маловыразительна, движения несколько скованы, дети не очень уверены в себе. Учитывая эти особенности , следует в работе с детьми использовать элементы арттерапии, театрализации, чаще обращаться к музыке и движениям. Итак, первое направление работы- развитие воображения и обогащение эмоциональной сферы в сюжетно- ролевой игре.

Второе направление по развитию творческих способностей детей предполагает использование специальных заданий, в процессе выполнения которых развивается наглядно- образное мышление ребенка, формируется способность к преобразованию готовых образов и созданию на этой основе новых.

Так, на занятиях по лепке, аппликации, конструированию, рисованию, можно предложить детям изменить постройку, поделку, добавив или убрав какие- то детали, дорисовать незаконченное изображение. Большие возможности для развития познавательных способностей детей заложены в заданиях , предполагающих действия с наглядными моделями : схемами, макетами, символическими изображениями.

Третье направление- формирование способностей к словесному творчеству . Это прежде всего занятия по обучению рассказыванию, специальные словесные игры и упражнения. Эти занятия являются наиболее сложными для детей с ОНР . Задания, используемые в третьем направлении коррекционной работы, следует тщательно отбирать, учитывая речевые возможности детей и тяжесть речевого дефекта.

Все взрослые, которые работают с детьми, имеющими отклонения в речевом развитии : педагоги , родители должны всячески поощрять творческие проявления детей , помогать им развивать направленное , продуктивное воображение . И тогда все усилия, приложенные к работе с такими детьми, окажутся ненапрасными.

1. Борякова Н. Ю., Соболева А. В. ,Ткачева В. В. «Практикум по коррекционно- развивающим занятиям » М., «Соцполитжурнал» , 1994г

2. Выготский Л. С. «Воображение и творчество в детском возрасте » М., «Просвещение» , 1991 г

3. Глухов В. П. «Методика формирования связной речи детей дошкольного возраста с общим речевым недоразвитием » М., МГОПУ, 1995г

4. Миронова С. А. «Развитие речи дошкольников на логопедических занятиях» М, «Просвещение» , 1991г

Путь развития воображения можно представить как движение от конкретно-наглядного образа к понятию и через него к новому воображаемому образу. Уровень развития фантазии теснейшим образом связан с уровнем мышления и речи, которая обобщает практический опыт ребенка, способствует формированию представлений о предмете.

Как было описано в пункте 1.2., воображение формируется и развивается в различных видах деятельности. Первые его проявления относятся к 2,5 - 3 годам. Именно в этом возрасте ребенок начинает действовать с воображаемыми предметами, подражая взрослым .

У ребенка 4 - 5 лет качественно меняется характер игры. Сюжетно - ролевая игра, которая становится основной деятельностью, представляет широкие возможности для развития фантазии и творчества. В ней формируется важнейшая способность действовать в плане образов - представлений. Ребенок чаще всего начинает представлять определенную последовательность действий, "проигрывать" их в уме. Резко возрастает его творческая активность в самых разных областях. Богаче становится содержание рисунков, разнообразнее постройки, сочиняются необыкновенные истории.

Старший дошкольник характеризуется активацией функции воображения. Вначале воссоздающего (позволяющего в более раннем возрасте представлять сказочные образы), а затем и творческого (благодаря которому создается принципиально новый образ). Этот период - сенситивный для формирования фантазии. Старшие дошкольники большую часть своей активной деятельности осуществляют с помощью воображения. Их игры - плод бурной работы фантазии. Они с увлечением занимаются творческой деятельностью. Психологической основой последний так же является воображение.

Несколько иначе процесс воображения развивается у детей с нарушениями речи. Их представления о предметах оказываются неточными и неполными, практический опыт недостаточно закрепляется и обобщается в слове, вследствие этого запаздывает формирование понятий. Чем сложнее нарушения речи, тем больше ограничиваются возможности ребенка проявить творчество, он оказывается беспомощным в создании новых образов .

При изучении формирования изобразительной деятельности у детей с ОНР наряду с тем, что у детей с общим недоразвитием речи наблюдаются неустойчивость внимания, недостаточный объем сведений об окружающем, психофизическая расторможенность, недостаточная координация пальцев, замедленность и неловкость движений, застревание на одной позе, отмечается быстрая истощаемость воображения.

Рисунки таких ребят отличаются бедностью содержания, они не могут выполнить рисунок по замыслу, затрудняются, если нужно придумывать новую поделку или постройку.

В связи с трудностями, возникающими у детей с ОНР в процессе создания новых образов, в игре дети с общим недоразвитием речи отдают предпочтения бытовой тематике. Нередко их игры носят стереотипный характер, сюжеты мало обогащаются. Замысел игры оказывается нестойким, и она распадается. Возможности общения между собой в силу речевого дефекта ограничены.

Можно сказать, что игровая деятельность в целом не достигает того уровня, который характерен для их сверстников с нормальным речевым развитием.

Детям оказываются недоступными творческие задания: воспроизвести рассказ педагога, рассказать о событиях из личного опыта. Дети плохо понимают переносное значение слов, метафор.

Воображение ребенка органично связано с яркими эмоциональными переживаниями. Однако дети с недоразвитием речи недостаточно эмоционально реагируют на грустную сказку, смешной стишок, нежную мелодию. Их речь маловыразительна, движения несколько скованы, дети не очень уверены в себе.

В.П. Глухов исследовал воображение у детей с общим недоразвитием речи при помощи рисуночных проб, используемых для оценки творческих способностей, и выявил их более низкую продуктивность по этому показателю по сравнению с нормально развивающимися сверстниками. Дети с общим недоразвитием речи (ОНР) чаще прибегают к копированию образцов и предметов ближайшего окружения, повторяют собственные рисунки или отклоняются от задания. Для них свойственны использование штампов, инертность, длительные перерывы в работе, утомляемость. Эти выводы подтверждаются и результатами выполнения такими детьми проективного теста Роршаха, в котором требуется описать свои впечатления от пятен различной формы и цвета. Их ответы беднее, чем у нормально развивающихся сверстников из-за меньшего словарного запаса, упрощения фраз, нарушений грамматического строя, они обнаруживают низкий уровень пространственного оперирования образами , .

Воображение детей с речевыми расстройствами формируется по тем же общим законам психического развития, что и у нормально развивающихся детей. Оценку его развития затрудняет состояние речи и мыслительных процессов этих детей. Несмотря на эти трудности, были получены экспериментальные данные о состоянии воображения детей с общим недоразвитием речи .

У детей с ОНР бедный словарный запас, что снижает и показатели беглости и гибкости воображения (понятийный словарь). Показатель оригинальности, который характеризует уровень интеллекта и общего психического развития, у детей с ОНР гораздо ниже, чем у здоровых.

По данным О.М.Дьяченко, познавательное воображение формируется к шести годам благодаря отделению образа от предмета и обозначению его с помощью слова. У детей со стертой дизартрией познавательное воображение соответствует возрасту пяти лет с преимуществом репродуктивного. Индивидуальная оригинальность выполнения задания у здоровых детей -- 6, 4 слова из десяти возможных. Дети с ОНР отвечали однообразно, круг их образных представлений ограничен. Индивидуальная оригинальность их ответов равнялась 2, 5 слова из десяти, что обнаруживает низкий уровень развития творческих способностей и бедный словарный запас .

С.П. Кондрашов и С.В. Дьякова отмечают, что у детей, страдающих ринолалией, в период раннего дошкольного возраста наряду с существенным снижением всех видов пороговой чувствительности наблюдается бедность воображения, непосредственно зависящего от развития речи ребенка .

Современные специалисты (С.П.Кондрашов, С.В.Дьякова, О.М. Дьяченко, В.П. Глухов и др.) выделяют специфические особенности воображения у детей с ОНР:

1) снижение мотивации в деятельности;

2) снижение познавательных интересов;

3) бедный запас общих сведений об окружающем мире;

4) отсутствие целенаправленности в деятельности;

5) несформированность операционных компонентов;

6) сложность в создании воображаемой ситуации;

7) недостаточную точность предметных образов -- представлений;

8) непрочность связей между зрительной и вербальной сферами;

9) недостаточную сформированность произвольной регуляции образной сферы.

Выводы по Главе I:

1. Анализ психологической и педагогической литературы позволяет говорить о следующих особенностях процесса воображения в норме:

ь воображение является одной из форм отражательной деятельности сознания;

ь воображение сочетает в себе признаки и чувственного, и логического познания, сохраняя при этом свою специфику;

ь деятельность творческого воображения опосредована потребностями практической преобразующей деятельности человека; прослеживается тесная связь воображения с реальной действительностью;

ь воображение находится в отношениях тесной связи и взаимозависимости со всеми познавательными процессами (восприятием, памятью, мышлением) и речью.

2. Б.Г. Ананьев, А.Р. Лурия, В.П. Глухов, В.Н. Касаткин и другие подтвердили предположение о том, что нарушение речи неминуемо ведет к различным расстройствам со стороны как произвольного, так и непроизвольного воображения.

3. Процесс воображения развивается у детей с нарушениями речи несколько иначе, чем у нормально развивающихся сверстников. Их представления о предметах оказываются неточными и неполными, практический опыт недостаточно закрепляется и обобщается в слове, вследствие этого запаздывает формирование понятий. Чем сложнее нарушения речи, тем больше ограничиваются возможности ребенка проявить творчество, он оказывается беспомощным в создании новых образов.

4. Воображение детей с речевыми расстройствами формируется по тем же общим законам психического развития, что и у нормально развивающихся детей. Однако имеет свои специфические особенности.

5. Отмечаются специфические особенности воображения у детей с ОНР:

· снижение мотивации в деятельности;

· снижение познавательных интересов;

· бедный запас общих сведений об окружающем мире;

· отсутствие целенаправленности в деятельности;

· несформированность операционных компонентов;

· сложность в создании воображаемой ситуации;

· недостаточную точность предметных образов -- представлений;

· непрочность связей между зрительной и вербальной сферами;

· недостаточную сформированность произвольной регуляции образной сферы.

Особенности воображения детей с нарушениями речи изучали такие авторы, как Попова Л.Г. , Н.А. Пасынкова, Овчинникова Т.С. , Глухов В.П. , Кондрашов С.П. , Дьякова С В. , Дьяченко О.М. Калягин В.А.

Ход развития детского воображения существенно связан с развитием речи. Еще в первой трети XX в. Л.С. Выготский писал о том, что при нарушении вербальной функции отмечается снижение деятельности воображения; задержанные в речевом развитии дети оказываются отсталыми и в развитии воображения .

Путь развития воображения можно представить как движение от конкретно-наглядного образа к понятию и через него к новому воображаемому образу. Уровень развития фантазии теснейшим образом связан с уровнем мышления и речи, которая обобщает практический опыт ребенка, способствует формированию представлений о предмете. Воображение формируется и развивается в различных видах деятельности. Первые его проявления относятся к 2,5 - 3 годам. Именно в этом возрасте ребенок начинает действовать с воображаемыми предметами, подражая взрослым.

У ребенка 4 - 5 лет качественно меняется характер игры. Сюжетно - ролевая игра, которая становится основной деятельностью, представляет широкие возможности для развития фантазии и творчества. В ней формируется важнейшая способность действовать в плане образов - представлений. Ребенок чаще всего начинает представлять определенную последовательность действий, "проигрывать" их в уме. Резко возрастает его творческая активность в самых разных областях. Богаче становится содержание рисунков, разнообразнее постройки, сочиняются необыкновенные истории.

Старший дошкольник характеризуется активацией функции воображения. Вначале воссоздающего (позволяющего в более раннем возрасте представлять сказочные образы), а затем и творческого (благодаря которому создается принципиально новый образ). Этот период - сенситивный для формирования фантазии. Старшие дошкольники большую часть своей активной деятельности осуществляют с помощью воображения. Их игры - плод бурной работы фантазии. Они с увлечением занимаются творческой деятельностью. Психологической основой последней так же является воображение.

Воображение детей с речевыми расстройствами формируется по тем же общим законам психического развития, что и у нормально развивающихся детей, но оценку его развития затрудняет состояние речи и мыслительных процессов этих детей .

В.П. Глухов исследовал воображение у детей с общим недоразвитием речи при помощи рисуночных проб, используемых для оценки творческих способностей, и выявил их более низкую продуктивность по этому показателю по сравнению с нормально развивающимися сверстниками. Такие дети чаще прибегают к копированию образцов и предметов ближайшего окружения, повторяют собственные рисунки или отклоняются от задания. Для них свойственны использование штампов, инертность, длительные перерывы в работе, утомляемость. Эти выводы подтверждаются и результатами выполнения такими детьми проективного теста Роршаха, в котором требуется описать свои впечатления от пятен различной формы и цвета. Их ответы беднее, чем у нормально развивающихся сверстников из-за меньшего словарного запаса, упрощения фраз, нарушений грамматического строя, они обнаруживают низкий уровень пространственного оперирования образами. При изучении формирования изобразительной деятельности у детей с ОНР наряду с тем, что у детей с общим недоразвитием речи наблюдаются неустойчивость внимания, недостаточный объем сведений об окружающем, психофизическая расторможенность, недостаточная координация пальцев, замедленность и неловкость движений, застревание на одной позе, отмечается быстрая истощаемость воображения.

Рисунки таких ребят отличаются бедностью содержания, они не могут выполнить рисунок по замыслу, затрудняются, если нужно придумывать новую поделку или постройку. В связи с трудностями, возникающими у детей с ОНР в процессе создания новых образов, в игре дети с общим недоразвитием речи отдают предпочтения бытовой тематике. Нередко их игры носят стереотипный характер, сюжеты мало обогащаются. Замысел игры оказывается нестойким, и она распадается. Возможности общения между собой в силу речевого дефекта ограничены.

Можно сказать, что игровая деятельность в целом не достигает того уровня, который характерен для их сверстников с нормальным речевым развитием.

Детям оказываются недоступными творческие задания: воспроизвести рассказ педагога, рассказать о событиях из личного опыта. Дети плохо понимают переносное значение слов, метафор.

Воображение ребенка органично связано с яркими эмоциональными переживаниями. Однако дети с недоразвитием речи недостаточно эмоционально реагируют на грустную сказку, смешной стишок, нежную мелодию. Их речь маловыразительна, движения несколько скованны, дети не очень уверены в себе ,.

Егорова О. В., при проведение психолого-педагогического обследования для изучения воображения у старших дошкольников с ОНР, применяла экспериментальные методики, разработанные А. А. Венгер, О.М.Дьяченко, Р.И. Говоровой, М.И. Цеханской «На что похоже?», «Дорисование фигур», «Разные сказки». Полученные результаты обследования дошкольников показывают, что дети с ОНР испытывают затруднения при подборе слов, для описания того, на что похожа картинка. Им требуются наводящие и подсказывающие вопросы. Дети долго обдумывают, ждут помощи или подсказки взрослого. Эти дети дорисовывают картинку по карточке так, что получается схематичное изображение отдельного объекта. Они не могут описать свои действия и объект изображения. При пересказе дошкольники пытаются пересказать содержание рассказа, но при этом им требуется помощь взрослого в виде наводящих вопросов.

На основании полученных данных о состоянии процесса воображения у шестилетних дошкольников с ОНР Егорова О.В. сделала вывод, что у старших дошкольников с общим недоразвитием речи отмечается недостаточный уровень развития воображения, что наиболее проявляется в процессе речевого моделирования .

Овчинникова Т.С., изучая воображение детей с ОНР по параметрам беглости, гибкости и оригинальности, экспериментально установила, что параметры значительно ниже, чем у здоровых детей, структура воображения детей с ОНР отличается от структуры воображения здоровых детей и имеет свои особенности. Это объясняется тем, что у детей с ОНР бедный словарный запас, что снижает и показатели беглости и гибкости (понятийный словарь). Показатель оригинальности, который характеризует уровень интеллекта и общего психического развития, у таких детей гораздо ниже, чем у здоровых. Творческий коэффициент выполнения задания у детей с ОНР составляет 31%, тогда как у здоровых детей - 60 % .

Отечественные ученые (С.П.Кондрашов, С.В.Дьякова, О.М. Дьяченко, В.П. Глухов и др.) выделяют специфические особенности воображения у детей с ОНР:

1) снижение мотивации в деятельности;

2) снижение познавательных интересов;

3) бедный запас общих сведений об окружающем мире;

4) отсутствие целенаправленности в деятельности;

5) несформированность операционных компонентов;

6) сложность в создании воображаемой ситуации;

7) недостаточную точность предметных образов - представлений;

8) непрочность связей между зрительной и вербальной сферами;

9) недостаточную сформированность произвольной регуляции образной сферы .

Л. Г. Попова, Н. А. Пасынкова изучали воображение (творческое и воссоздающие) детей с ФФНР.

Воссоздающее воображение у детей с ФФНР сохраняет ту же закономерность развития, что и у детей, имеющих нормальную речь, но вместе с тем выявляется и ряд отличий, прежде всего по таким критериям, как самостоятельность в ос создания рассказа, наличие связного повествования и эмоциональная насыщенность воссоздаваемого содержания. По перечисленным критериям показатели воображения детей обеих возрастных групп с нарушениями речи отстают от показателей нормально говорящих детей младшей возрастной группы. Детям с нарушениями речи при воссоздании рассказа чаще требовалась помощь экспериментатора в виде наводящих вопросов. Меньшее количество высказываний детей имели характер связного повествования. Особенно значительным было отличие по критерию « эмоциональной насыщенности ». Высказывания детей с нарушениями речи мало насыщены эмоциями: редко встречается качественное описание персонажей и прямая речь. Речь таких детей чаще является невыразительной. Таким образом, у детей с нарушениями речи продукты воображения по сравнению с нормально говорящими детьми являются менее четкими, яркими, мало насыщенными эмоциями.

Также сохраняется возрастная динамика развития творческого воображения, аналогичная динамике нормально говорящих детей. С возрастом улучшается качество детских произведений, которые становятся более оригинальными, совершенными, лучше структурированным. По сравнению с нормально говорящими сверстниками, меньшее количество сказок детей с ФФНР имеет композицию. Они чаще воспроизводят знакомые сказки, а не сочиняют свои. У них реже встречается описание персонажей. Меньшее количество высказываний представляют собой связное повествование. Образы их воображения менее эмоциональные.

Дети с ФФНР в меньшей степени овладевают приемами и средствами преобразования своих представлений, чем норма. Их сказки по содержанию являются более бедными, менее оригинальными и структурированными; образы воображения менее яркими и эмоциональными.

В результате анализа материалов исследования авторами были установлены следующие особенности воображения детей с ФФНР:

Развитие и воссоздающего, и творческого воображения детей с фо- нетико-фонематическими нарушениями речи протекает в соответствии с теми же закономерностями, что и развитие воображения детей с нормальным речевым развитием.

Но, несмотря на это, воображение детей с ФФНР несколько беднее, чем у нормально говорящих сверстников, его продукты менее оригинальны и последовательны, хуже структурированы. Наиболее значимое отличие воображения у таких детей заключается в том, что его образы мало насыщены эмоциями .

С.П. Кондрашов и С.В. Дьякова отмечают, что у детей, страдающих ринолалией, в период раннего дошкольного возраста наряду с существенным снижением всех видов пороговой чувствительности наблюдается бедность воображения, непосредственно зависящего от развития речи ребенка .

По данным О.М. Дьяченко познавательное воображение формируется к 6 годам благодаря отделению образа от предмета и обозначению его с помощью слова. У детей со стертой формой дизартрии познавательное воображение соответствует возрасту 5 лет с преимуществом репродуктивного. Индивидуальная оригинальность их ответов равнялась 2,5 слова из десяти, что показывает низкий уровень развития творческих способностей и бедный словарный запас .

Таким образом, для воображения детей с нарушениями речи характерны сложности в создании воображаемой ситуации, недостаточные точности предметных образов - представлений, непрочности связей между зрительной и вербальной сферами. Воображение детей с нарушениями речи несколько беднее, чем у нормально говорящих сверстников, его продукты менее оригинальны и последовательны, хуже структурированы. Уровень развития воображения у таких детей недостаточный, что наиболее проявляется в процессе речевого моделирования.

Определение уровня сформированности

моноло гической речи у детей с ОНР

Диагностика связной речи по методике В.П. Глухова.

МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ

Для определения уровня сформированности монологической речи у детей с ОНР использовалась диагностика связной речи по методике В.П. Глухова.

Диагностика была направлена на выявление возможностей детей в использовании различных видов связных высказываний - от единичной формы до составления рассказов с элементами собственного творчества. Определялась способность детей к передаче содержания знакомого литературного текста, зрительно воспринимаемой сюжетной ситуации. Обследование включало семь последовательных заданий и проводилась индивидуально. Обследовано 15 детей 5 лет, имеющих общее недоразвитие речи.

Первое задание методики обследования связной речи заключалось в составлении детьми предложений (на вопрос:«Скажите, что здесь нарисовано?») по пяти отдельным картинкам, изображающим простые действия (мальчик поливает цветы из лейки, девочка ловит бабочку сачком, девочка делает зарядку, мальчик пускает кораблик по ручью, мальчик строит дом из кубиков).

Задание предназначалось для выявления у детей умений построить фразу, адекватно передающую изображенное действие, т.е. состояло в решении определённой семантико-синтаксической

Второе задание – составление предложение по трем картинкам, связанные одной темой (с изображением девочки, корзинки и леса). Задание было направлено на выявление способности детей к установлению логико-смысловых отношений между предметами и вербализации их в виде законченной фразы-высказывания.

Третье задание имело целью выявить возможности детей с речевым недоразвитием описательной речи в воспроизведении достаточно простого по структуре и небольшого по объёму текста знакомой сказки («Репка», « Теремок»). Текст произведения прочитывается дважды; перед повторным чтением дается установка на составление пересказа.

Четвертое задание используется для выявления возможностей детей составлять связный сюжетный рассказ на основе наглядного содержания последовательных фрагментов-эпизодов. Рекомендуется использовать серии из трех-четырех картинок по сюжетам Н. Радлова («Ежик и гриб», «Кошки и птичка» и др.), а также серии с подробно представленным сюжетом (5-6 картинок), например «Медведь и зайцы»* и т.п. Картинки в нужной последовательности раскладывают перед ребенком и дают внимательно их рассмотреть. Составлению рассказа предшествует разбор предметного содержания каждой картинки серии с объяснением значения отдельных деталей изображенной обстановки (например: «дупло», «поляна», «лужок» - по серии «Медведь и зайцы» и т.д.). При затруднениях, помимо наводящих вопросов, применяется жестовое указание на соответствующую картинку или конкретную деталь. Кроме общих критериев оценки принимаются во внимание показатели, определяемые спецификой данного вида рассказывания: смысловое соответствие содержания рассказа изображенному на картинках; соблюдение логической связи между картинками-эпизодами.

Пятое задание – составление рассказа на близкую детям тему: «На нашем участке» ставило целью выявить индивидуальный уровень и особенности владения детьми фразовой и монологической речью при передаче своих жизненных впечатлений. В целях облегчения поставленной задачи детям предварительно давался план рассказа, состоящий из пяти вопросов-заданий. Предлагалось рассказать о том, что находится на участке; чем занимаются на участке дети; в какие игры они играют; назвать свои любимые игры и занятия; рассказать о занятиях и играх на участке зимой

Следующие два задания были направлены на выявление возможностей детей в составлении рассказов с элементами творчества и особенностей монологической речи при выполнении таких заданий.

Для шестого задания - составления описательного рассказа - детям предлагались модели предметов (игрушки), так и их графические изображения, на которых достаточно полно и четко представлены основные свойства и детали предметов. Можно использовать такие игрушки, как куклы, в том числе персонажи известных сказок, игрушки, изображающие домашних животных (кошка, собака), грузовая машина-самосвал и др. Ребенку предлагается в течение нескольких минут внимательно рассмотреть предмет, а затем составить о нем рассказ по данному вопросному плану. Например, при описании куклы дается следующая инструкция-указание; «Расскажи об этой кукле: как ее зовут, какая она по величине; назови основные части тела; скажи, из чего она сделана, во что одета, что у нее на голове» и т.п. Может быть указана и последовательность отображения основных качеств предмета в рассказе-описании. При анализе составленного ребенком рассказа обращается внимание на полноту и точность отражения в нем основных свойств предмета, наличие (отсутствие) логико-смысловой организации сообщения, последовательность в описании признаков и деталей предмета, использование языковых средств словесной характеристики. В случае, когда ребенок оказывается не способным составить даже короткий описательный рассказ, ему предлагается для пересказа образец описания, данный логопедом.

Седьмое задание - продолжение рассказа по заданному началу (с использованием картинки) - имеет целью выявить возможности детей в решении поставленной речевой и творческой задачи, в умении использовать при составлении рассказа предложенный текстовой и наглядный материал. Ребенку показывают картинку, изображающую кульминационный момент сюжетного действия рассказа. После разбора содержания картинки дважды прочитывается текст незавершенного рассказа и предлагается придумать его продолжение.

Критерии оценки состояния связной речи детей

дошкольного возраста с ОНР

(по В.П. Глухову)

Вид задания

Критерии оценки выполнения задания

Составление предложений по отдельным ситуационным картинкам

5 – фраза грамматически правильно построена, адекватна по смыслу и точно отображает ее предметное содержание

3 – сочетание недостатков информативности и лексико-грамматического структурирования при выполнении всех или большинства заданий

2 – адекватная фраза, составлена с помощью дополнительного вопроса, не все варианты задания выполнены

1 – отсутствие адекватного ответа с помощью дополнительного вопроса, фраза – перечисление предметов

Составление предложения по трем картинкам, связанными тематически

5 – фраза адекватна по смыслу, составлена с учетом предметного содержания всех картинок, информативна, грамматически правильно оформлена

4 – фраза адекватна по смыслу, имеет один из недостатков: мало информативна, ошибки употребления грамматической формы слова, не нормативный порядок слов, длительные паузы с поиском нужного слова

3 – фраза составлена на основе предметного содержания 2-х картинок, при оказании помощи, составляется адекватное по содержанию высказывание

2– невозможность составления фразы по трем картинкам, помощь не эффективна

1б – задание не выполнено: правильно называются изображения, но фразу составить не может

Пересказ небольшого знакомого литературного текста

5б – пересказ составлен самостоятельно, содержание передано полностью, грамматические категории соблюдаются, соблюдается связность и последовательность

4б – пересказ составлен с использование минимальной помощи, содержание предается полностью, незначительные нарушения связного воспроизведения, единичные нарушения структуры предложения

3б – отмечаются пропуски отдельных моментов высказывания, использует повторные наводящие вопросы, нарушена связность изложения, единичные смысловые несоответствия

2б – пересказ доступен по наводящим вопросам, значительно нарушена связность, последовательность изложения смысловые ошибки, бедность и однообразие языковых средств

1б – задание не выполнено

Составление рассказа по серии картинок

5б – связный рассказ составлен самостоятельно, соблюдается последовательность в передаче событий, рассказ построен в соответствии с грамматическими нормами языка

4б – рассказ составлен с некоторой помощью, содержание передано достаточно полно, отмечаются нерезко выраженные нарушения связности повествования, единичные ошибки в построении фраз

3б – рассказ составлен с использованием наводящих вопросов, нарушение связности повествования, отмечаются пропуски действий, отдельные смысловые несоответствия

2б – рассказ составлен с помощью наводящих вопросов, резко нарушена связность, отмечается пропуск существенных моментов действия, смысловые ошибки, рассказ подменяется простым перечислением увиденного

1б – задание не выполнено

Составление рассказа на основе личного опыта

5б – все фрагменты рассказа представляют связные развернутые высказывания, лексико-грамматические средства соответствуют возрасту

4б – рассказ составлен в соответствии с планом, основная часть фрагментов представлена информативными высказываниями, отмечаются единичные морфолого-синтаксические нарушения

3б – отражены все вопросы задания, информативность рассказа недостаточная, в большей части нарушена связность повествования, отмечаются аграмматизмы

2б – отсутствуют 1-2 фрагмента рассказа, большая его часть – простое перечисление предметов и действий, отмечается бедность содержания, нарушена связность речи, грубые лексико-грамматические недостатки

1б - задание не выполнено

Составление рассказа на заданную тему

1б – задание не выполнено

Продолжение рассказа по заданному началу

5б – рассказ составлен самостоятельно, доведен до логического завершения, отмечается связность и последовательность изложения, языковое оформление соответствует грамматическим нормам

4б – рассказ составлен самостоятельно или с незначительной помощью, достаточно информативен и завершен, незначительные нарушения связности, пропуски сюжетных моментов, не нарушающих общей логики, некоторые языковые трудности

3б - рассказ составлен с помощью повторных наводящих вопросов, отдельные смысловые несоответствия, лексические и синтаксические затруднения, связность изложения нарушена

2б – рассказ составлен целиком по наводящим вопросам, резко нарушена связность, грубые смысловые ошибки, нарушена последовательность изложения, выраженный аграмматизм, затрудняющий восприятие рассказа

1б – задание не выполнено

Результаты обследования связной речи детей дошкольного

возраста с ОНР (по В.П. Глухову)

сентябрь 2011год

(в баллах)

Имя ребенка

№ задания

Вероника

Результат обследования детей по методике В.П.Глухова

(сентябрь2012год)

Имя ребенка

№ задания

Вероника

Результат обследования детей по методике В.П. Глухова

(май 2013г)

Имя ребенка

№ задания

1

2

3

4

5

6

7

Вероника

Диагностика выявила достаточно низкий уровень фразовой речи, используемой детьми (объём, структура фраз, бедность языковых средств).

При составлении рассказа по серии картинок, несмотря на предварительный разбор содержания каждой из 6-ти картинок с объяснением значения некоторых существенных деталей изображенной обстановки («дупло», «поляна» и др.), составление связного самостоятельного рассказа оказалось недоступным для всех детей. Требовалась помощь: вспомогательные вопросы, указание на соответствующую картинку или конкретную деталь. Для всех детей были характерны затруднения при переходе от одной картинке к другой (перерыв в повествовании, затруднение в самостоятельном продолжении рассказа).

Отсутствие сформированных навыков в данном виде рассказывания, можно объяснить недостаточной подвижностью, слабой переключаемостью внимания, восприятия, памяти у детей с ОНР и недостаточной координацией указанных процессов с речевой деятельностью.

Обобщая материал по изучению состояния связной речи, можно сделать следующие выводы:

– дети испытывают значительные затруднения в овладении основными видами связной монологической речи: пересказом; составлением рассказа по серии сюжетных картинок с предварительным расположением их в последовательности сюжета; составлением рассказа с опорой на заданный материал и самостоятельно узнаванием текстового сообщения;

– итоги выполнения заданий всех серий позволяют в качестве основных причин несформированости умений и навыков связной речи выделить нарушение двух видов операций, обеспечивающих смысловую организацию текстового сообщения, и операций, обеспечивающих его лексико-синтаксическое оформление.

Нарушение операций прослеживается в несформированности умения: передавать смысловую программу заданного текста; выделять большую программу целого текста; устанавливать временную последовательность изображенных на картинках событий; находить и развивать замысел; опознавать связные высказывания; выбора слов, преимущественно глагольной лексики; выбора средств межфразовой связи; чередование коммуникативно сильных и коммуникативно слабых предложений в рассказе.

Для изучения состояния связной речи детей дошкольного возраста с ОНР используются следующие методы:

§ обследование словарного запаса по специальной схеме;

§ исследование связной речи с помощью серии заданий;

§ наблюдения за детьми в процессе учебной, предметно-практической, игровой и обиходно-бытовой деятельности в условиях детского образовательного учреждения;

§ изучение медико-педагогической документации (данные анамнеза, медицинских и психологических исследований, педагогические характеристики и заключения и т.п.);

§ использование данных бесед с родителями, воспитателями, детьми.

Возможности детей в построении достаточно информативных, коммуникативно-полноценных связных высказываний в значительной степени определяются уровнем сформированности лексического строя речи. Поэтому целенаправленное изучение состояния словаря детей - необходимая составная часть комплексного исследования связной речи.

Для обследования словаря может быть применен специально составленный обследующим словарный минимум в объеме 250-300 слов. При этом рекомендуется использовать наглядный материал из соответствующих пособий Г.А. Каше и Т.Б. Филичевой, Т.Б. Филичевой и А.В. Соболевой, О.Е. Грибовой и Т.П. Бессоновой, О.Н. Усановой и др. Лексический и соответствующий иллюстративный материал отбирается с учетом следующих принципов:

§ семантического (в словарь-минимум входят слова, обозначающие разные предметы, их части, действия, качественные характеристики предметов; слова, связанные с определением временных и пространственных отношений, например: «далеко - близко», «вверху - внизу», «сначала - потом» др.);

§ лексико-грамматического (в словарь включаются слова разных частей речи - существительные, глаголы, прилагательные, наречия, предлоги - в количественном соотношении, характерном для словарного запаса старших дошкольников с нормальным речевым развитием)*;

§ тематического, в соответствии с которым в пределах отдельных разрядов слов лексический материал группируется по темам («Игрушки», «Одежда», «Посуда», «Овощи и фрукты» и т.д.; физические, обиходно-бытовые, профессиональные действия; слова, обозначающие цвет, форму, величину и другие качественные характеристики предметов и т.д.). Выясняется знание ребенком названий наблюдаемых природных явлений, понятий о времени суток и года.

Составление словаря-минимума проводится в соответствии с типовой программой воспитания и обучения в детском дошкольном учреждении (1995), с учетом лексического материала, который должны усвоить дети, поступающие в старшие возрастные группы. Отбираются слова, известные детям с нормальным речевым развитием; в то же время предпочтение отдается словам, доступным детям с ОНР по слоговой структуре. При обследовании словаря используется прием называния детьми изображенных на картинках предметов, действий и т.д. Если ребенок не может вспомнить или правильно назвать нужное слово, используются приемы подсказки начального слога (звука) или «немой» артикуляции.

Для выявления сформированности у детей некоторых общекатегориальных понятий применяются наборы картинок с изображением однородных предметов (примерно 15-18 обобщающих слов-понятий). Ребенку предлагается назвать одним словом общую группу предметов. Для определения возможностей детей в установлении соотношений между некоторыми словами-понятиями дается задание на подбор антонимов.

При анализе данных обследования обращается внимание на то, какие слова каждой из лексико-понятийных групп отсутствуют в словаре ребенка; отмечаются характерные ошибки и лексические замены.

Наблюдение за речью детей осуществляется в процессе игровой, обиходно-бытовой и учебной деятельности (логопедические занятия и различные виды предметно-практических занятий, воспитательские занятия по родному языку). Основное внимание обращается на наличие и уровень сформированности у детей навыков фразовой речи (умение дать краткий и развернутый ответы, задать вопрос педагогу, рассказать о планируемом и выполненном действии и др.), на особенности речевого поведения. Проводится запись ответов детей на занятиях монологической речи в виде отдельных высказываний, коротких сообщений, рассказов. Метод наблюдений дает возможность получить общее представление об уровне развития спонтанной речи детей, сформированности ее грамматического строя, способности употреблять связные высказывания при общении, передавать ту или иную информацию и т.д.

В целях комплексного исследования связной речи детей используется серия заданий, которая включает:

§ составление предложений по отдельным ситуационным картинкам («картинки-действия» по терминологии Л.С. Цветковой, 1985);

§ составление предложения по трем картинкам, связанным тематически;

§ пересказ текста (знакомой сказки или короткого рассказа);

§ составление рассказа по картинке или серии сюжетных картинок;

§ сочинение рассказа на основе личного опыта;

§ составление рассказа-описания.

С учетом индивидуального уровня речевого развития ребенка программа обследования может быть дополнена доступными заданиями с элементами творчества:

§ окончание рассказа по заданному началу;

§ придумывание рассказа на заданную тему.

Приведем описание заданий.

Первое задание используется для определения способности ребенка составлять адекватное законченное высказывание на уровне фразы (по изображенному на картинке действию). Ему предлагается поочередно несколько (5-6) картинок примерно следующего содержания:

1. «Мальчик поливает цветы»;

2. «Девочка ловит бабочку»;

3. «Мальчик ловит рыбу»;

4. «Девочка катается на санках»;

«Девочка везет малыша в коляске» и т.п.

При показе каждой картинки ребенку задается вопрос-инструкция: «Скажи, что здесь нарисовано?». В результате выясняется, способен ли ребенок самостоятельно установить смысловые предикативные отношения и передать их в виде соответствующей по структуре фразы. При отсутствии фразового ответа задается второй вспомогательный вопрос, непосредственно указывающий на изображенное действие («Что делает мальчик / девочка?»). При анализе результатов отмечаются особенности составленных фраз (смысловое соответствие, грамматическая правильность, наличие пауз, характер наблюдаемого аграмматизма и др.).

Второе задание - составление предложения по трем картинкам (например, «девочка», «корзинка», «лес») - направлено на выявление способности детей устанавливать логико-смысловые отношения между предметами и передавать их в виде законченной фразы-высказывания. Ребенку предлагается назвать картинки, а затем составить предложение так, чтобы в нем говорилось о всех трех предметах. Для облегчения задания предлагается вспомогательный вопрос: «Что сделала девочка?» Перед ребенком стоит задача: на основе «семантического» значения каждой картинки и вопроса педагога установить возможное действие и отобразить его в речи в форме законченной фразы. Если ребенок составил предложение с учетом только одной-двух картинок (например, «Девочка гуляла в лесу»), задание повторяется с указанием на пропущенную картинку. При оценке результатов учитываются: наличие фразы, адекватной предложенному заданию; особенности этой фразы (семантическая «наполненность», синтаксическая структура, аграмматизмы и др.); характер оказываемой ребенку помощи.

Для выявления степени сформированности у детей навыков употребления отдельных (фразовых) высказываний могут быть также использованы задания на составление предложений по демонстрируемым действиям, по опорным словам (данным в «нейтральной» грамматической форме) и др. Включение в комплексное исследование заданий на составление фразовых высказываний по наглядной опоре позволяет выявить индивидуальные речевые возможности детей с ОНР, имеющих второй или третий уровень речевого развития. Построение таких фраз-высказываний является необходимым речевым действием при составлении развернутых речевых сообщений (целого текста) - рассказов-описаний по картинкам, по их сериям, рассказов из опыта и др. Результаты выполнения заданий на составление отдельных высказываний по картинкам фиксируются в индивидуальной карте ребенка по следующей схеме:

Последующие задания (3-8) предназначаются для определения уровня сформированности и особенностей связной монологической речи детей в доступных для данного возраста ее видах (пересказ, рассказы по наглядной опоре и из личного опыта, рассказывание с элементами творчества). При оценке выполнения заданий на составление различных видов рассказа учитываются показатели, характеризующие уровень овладения детьми навыками монологической речи. Определяются: степень самостоятельности при выполнении заданий, объем рассказа, связность, последовательность и полнота изложения; смысловое соответствие исходному материалу (тексту, наглядному сюжету) и поставленной речевой задаче, а также особенности фразовой речи и характер грамматических ошибок. При затруднениях (длительная пауза, перерыв в повествовании и др.) оказывается помощь в виде последовательного использования побуждающих, наводящих и уточняющих вопросов.

Третье задание имеет целью выявление возможностей детей с ОНР воспроизводить небольшой по объему и простой по структуре литературный текст. Для этого могут быть использованы знакомые детям сказки: «Репка», «Теремок», «Курочка Ряба», короткие реалистические рассказы (например, рассказы Л.Н. Толстого, К.Д. Ушинского и др.). Текст произведения прочитывается дважды; перед повторным чтением дается установка на составление пересказа. При использовании авторских произведений после повторного чтения, перед составлением пересказа, рекомендуется задавать вопросы (3-4) по содержанию текста. При анализе составленных пересказов особое внимание обращается на полноту передачи содержания текста, наличие смысловых пропусков, повторов, соблюдение логической последовательности изложения, а также наличие смысловой и синтаксической связи между предложениями, частями рассказа и др.

Четвертое задание используется для выявления возможностей детей составлять связный сюжетный рассказ на основе наглядного содержания последовательных фрагментов-эпизодов. Рекомендуется использовать серии из трех-четырех картинок по сюжетам Н. Радлова («Ежик и гриб», «Кошки и птичка» и др.), а также серии с подробно представленным сюжетом (5-6 картинок), например «Медведь и зайцы»* и т.п. Картинки в нужной последовательности раскладывают перед ребенком и дают внимательно их рассмотреть. Составлению рассказа предшествует разбор предметного содержания каждой картинки серии с объяснением значения отдельных деталей изображенной обстановки (например: «дупло», «поляна», «лужок» - по серии «Медведь и зайцы» и т.д.). При затруднениях, помимо наводящих вопросов, применяется жестовое указание на соответствующую картинку или конкретную деталь. Кроме общих критериев оценки принимаются во внимание показатели, определяемые спецификой данного вида рассказывания: смысловое соответствие содержания рассказа изображенному на картинках; соблюдение логической связи между картинками-эпизодами.

Пятое задание - составление рассказа на основе личного опыта - имеет целью выявить индивидуальный уровень и особенности владения связной фразовой и монологической речью при передаче своих жизненных впечатлений. Ребенку предлагается составить рассказ на близкую ему тему, связанную с повседневным пребыванием в детском саду («На нашем участке», «Игры на детской площадке», «В нашей группе» и др.), и дается план из нескольких вопросов-заданий. Так, при составлении рассказа «На нашем участке» предлагается рассказать, что находится на участке; чем занимаются на участке дети; в какие игры они играют; назвать свои любимые игры и занятия; вспомнить о зимних играх и развлечениях. После этого дети составляют рассказ по отдельным фрагментам, перед каждым из которых вопрос-задание повторяется. При анализе выполнения задания обращается внимание на особенности фразовой речи, употребляемой детьми при составлении сообщения без наглядной и текстовой опоры. Учитывается степень информативности рассказа, определяемая количеством значимых элементов, которые несут ту или иную информацию по данной теме. Установление количества информативных элементов и их характера (простое называние предмета или действия или их развернутое описание) позволяет оценить, насколько полно отражена ребенком тема сообщения.

Для шестого задания - составления описательного рассказа - детям могут предлагаться как модели предметов (игрушки), так и их графические изображения, на которых достаточно полно и четко представлены основные свойства и детали предметов. Можно использовать такие игрушки, как куклы, в том числе персонажи известных сказок, игрушки, изображающие домашних животных (кошка, собака), грузовая машина-самосвал и др. Ребенку предлагается в течение нескольких минут внимательно рассмотреть предмет, а затем составить о нем рассказ по данному вопросному плану. Например, при описании куклы дается следующая инструкция-указание; «Расскажи об этой кукле: как ее зовут, какая она по величине; назови основные части тела; скажи, из чего она сделана, во что одета, что у нее на голове» и т.п. Может быть указана и последовательность отображения основных качеств предмета в рассказе-описании. При анализе составленного ребенком рассказа обращается внимание на полноту и точность отражения в нем основных свойств предмета, наличие (отсутствие) логико-смысловой организации сообщения, последовательность в описании признаков и деталей предмета, использование языковых средств словесной характеристики. В случае, когда ребенок оказывается не способным составить даже короткий описательный рассказ, ему предлагается для пересказа образец описания, данный логопедом.

Седьмое задание - продолжение рассказа по заданному началу (с использованием картинки) - имеет целью выявить возможности детей в решении поставленной речевой и творческой задачи, в умении использовать при составлении рассказа предложенный текстовой и наглядный материал. Ребенку показывают картинку, изображающую кульминационный момент сюжетного действия рассказа. После разбора содержания картинки дважды прочитывается текст незавершенного рассказа и предлагается придумать его продолжение.

Приведем пример такого текста.

Коля учился в первом классе. Дорога от дома до школы шла через лес. Однажды зимой Коля возвращался домой из школы. Он шел по лесной тропинке. Вот он вышел на опушку и увидел домики своей деревни. Вдруг из-за деревьев выскочили четыре больших волка. Коля бросил портфель и быстро влез на дерево. Волки окружили дерево и, щелкая зубами, глядели на мальчика. Один волк прыгнул и хотел схватить его...

Вопросы по содержанию картинки:

1. Что ты видишь на картинке?

2. Какое время года изображено?

3. Что виднеется вдали?

4. Что лежит под деревом?

При оценке составленного окончания рассказа отмечаются: смысловое соответствие высказывания ребенка содержанию предложенного начала, соблюдение логической последовательности событий, особенности сюжетного решения, учитываются языковые средства, грамматическая правильность речи.

Восьмое задание - составление рассказа на заданную тему - можно использовать как дополнительное. Задание предлагается детям, у которых, по данным предыдущих исследований, имеются определенные навыки составления связных сообщений. Может быть использован следующий вариант. Ребенку показывают картинки с изображением девочки, корзинки и леса, к которому через поле ведет дорожка. Задаются вопросы: «Как мы назовем девочку"?», «Куда пошла девочка?», «Зачем она пошла в лес?» После этого предлагается составить рассказ о каком-нибудь случае с девочкой в лесу. Предварительное составление «экспозиции» рассказа с опорой на картинку облегчает детям переход к рассказыванию по собственному замыслу. Чтобы исключить пересказ знакомой сказки, предварительно оговаривается, что ребенок должен придумать свой рассказ. Обращается внимание на структуру и содержание детских рассказов, особенности монологической речи, наличие элементов собственного творчества.

Комплексное обследование позволяет получить целостную оценку речевой способности ребенка в разных формах речевых высказываний - от элементарных (составление фразы) до наиболее сложных (составление рассказов с элементами творчества). При этом учитываются характерные особенности и недостатки в построении развернутых высказываний, выявленные у старших дошкольников с общим недоразвитием речи в ходе проведения специальных исследований.

По данным этих исследований, дети с ОНР (III уровень речевого развития) мало используют связную фразовую речь в процессе учебной и игровой деятельности, испытывают трудности в составлении развернутых синтаксических конструкций. Для самостоятельных монологических высказываний детей с ОНР характерны употребление преимущественно коротких фраз, ошибки в построении развернутых предложений, затруднения в выборе нужных лексем, нарушения смысловой организации высказываний, отсутствие связи между элементами сообщения.

Исследования показывают ограниченность словарного запаса у детей с ОНР, особенно по таким лексико-понятийным разрядам, как названия деталей предметов, качественные характеристики предметов (цвет, объем, параметры и др.) Выявляют затруднения при выполнении заданий на подбор обобщающих слов-понятий, на определение пространственного расположения предметов и др.

У ряда детей существенные затруднения возникают при составлении отдельных предложений по наглядной опоре, что может быть связано с неумением устанавливать (или актуализировать в речи) предикативные отношения, а также с трудностями в лексико-грамматическом оформлении высказывания.

Отсутствие самостоятельности в составлении рассказов, нарушения логической последовательности изложения, смысловые пропуски, незавершенность фрагментов - микротем, длительные паузы на границах фраз или их частей (не несущие смысловой нагрузки) могут свидетельствовать о трудностях в программировании содержания развернутых монологических высказываний.

Индивидуальный качественный анализ высказываний детей с ОНР и с нормальным речевым развитием (на основе приведенной методики исследования) позволяет установить несколько уровней выполнения заданий по каждому из видов рассказа. Основными критериями оценки являются: степень самостоятельности при составлении рассказа, адекватность поставленной задаче, семантическая наполненность, связность и последовательность изложения, соответствие грамматического оформления высказывания языковым нормам.

Приведенная схема используется в динамических исследованиях (обследование детей в динамике), проводимых до и в ходе специального, целенаправленного обучения.

Может быть использована также оценка в баллах соответственно выявленному уровню выполнения задания: хороший - 4, удовлетворительный - 3, недостаточный - 2, низкий - 1, что дает возможность более наглядно оценить продвижение детей в обучении рассказыванию в динамических исследованиях, в том числе по суммарной балльной оценке уровня овладения навыками рассказывания в целом. (Суммарная оценка в пределах 16-20 баллов характеризует достаточно высокий или «хороший» уровень навыков рассказывания, сумма баллов от 11 до 15 соответствует «удовлетворительному» уровню, от 6 до 10 - недостаточному» и от 1 до 5 - «низкому»).

В качестве примера приведем рассказы по серии картинок «Медведь и зайцы» двух детей - ребенка с ОНР и ребенка с нормальным речевым развитием.

«Медеть ecтcтuu заччков... Показывает... Побезаи... Деево...Де-ево катни... Отдуда птеи... Стаи кусаться. Упай... Они убезаи. (Рассказ Иры Т., 5,5 лет, общее недоразвитие речи).

Рассказ составлен с помощью педагога (использовались вспомогательные вопросы). Отмечаются: пропуск существенных моментов действия, выраженная ситуативность; отсутствует достаточное воспроизведение наглядно представленной сюжетной ситуации, характерны длительные паузы между отдельными словами, свидетельствующие о затруднениях в составлении рассказа, обращает на себя внимание бедность употребляемых языковых средств, их несоответствие задаче построения связного развернутого высказывания.

«Однажды медвежонок захотел угостить двух зайцев медом. Они пошли в лес, к дереву, где дупло. Миша полез на дерево, когда они подошли к дуплу. Когда он залез, на пего налетели пчелы, и Миша свалился с дерева. Когда он полез, зайцы просто веселились, а когда Миша упал, зайцы стали смеяться. Потом пчелы полетели за ними. Два зайца и медведь бросились бегом, лишь пятки сверкали. (Рассказ Юли Т., 5,5 лет, нормальное речевое развитие).



 

Возможно, будет полезно почитать: