Рекомендации для родителей от педагога-психолога. Рекомендации родителям по развитию и воспитанию детей

Советы психолога родителям детей-инвалидов

МКОУ СКШИ VIII вида

Семендяева Л.И.

Понятие “Ребенок - инвалид”.

Каждый ребенок имеет право на особую заботу и помощь от нашего общества. Но есть дети, у которых физическое и умственное состояние требует повышенного к ним внимания.

Это дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), которые имеют разную степень инвалидности.

В общем случае, понятие “ребенок - инвалид” можно разделить на две категории. Одна группа детей-инвалидов - это дети с врожденными нарушениями работы различных органов чувств

и с физическими недостатками или умственно отсталые дети.

Многочисленные исследования показали, что творческий потенциал таких детей огромен. Их таланты представляют собой значительную культурную ценность. А эффект от гармоничного развития личности и успешной адаптации в обществе благотворно влияет на здоровье детей.

Другая группа детей- это - те, кто стали инвалидами в результате длительной болезни.

Воспитание и развитие таких детей является серьезной педагогической и медицинской задачей.

Общеизвестно, чтобы успешно решать какую - либо жизненную проблему или трудную ситуацию, необходимо хорошо в ней разбираться. Поэтому родители должны знать определенные психологические рекомендации, что позволит им эффективно и стойко преодолевать жизненные трудности.

Инвалидность ребенка , чаще всего, становится причиной глубокой и продолжительной социальной дезадаптации всей семьи. Действительно, воспитание ребёнка с отклонениями

в развитии, независимо от характера и сроков его заболевания или травмы, изменяет, а нередко нарушает весь привычный ритм жизни семьи. Обнаружение у ребенка дефекта развития и подтверждение инвалидности почти всегда вызывает у родителей тяжелое стрессовое состояние, семья оказывается в психологической сложной ситуации. Родители впадают в отчаяние, кто-то плачет, кто-то несет боль в себе, кто-то становится агрессивным и озлобленным, родители такого ребенка могут полностью отдалиться от друзей, знакомых, часто и от родственников. Это время боли, которую необходимо пережить, время печали, которая должна быть излита. Только пережив горе, человек способен рассмотреть ситуацию спокойно, более конструктивно подойти к решению

своей проблемы. Это необходимо знать.

Психологи выделяют четыре фазы психологического состояния в процессе становления их позиции к ребенку - инвалиду.

Первая фаза - “шок”, характеризуется состоянием растерянности родителей, беспомощности, страха, возникновением чувства собственной неполноценности.

Вторая фаза -“неадекватное отношение к дефекту ”, характеризующаяся негативизмом и отрицанием поставленного диагноза, что является своеобразной защитной реакцией.

Третья фаза - “частичное осознание дефекта ребенка", сопровождаемое чувством “хронической печали”. Это депрессивное состояние, являющееся “результатом постоянной зависимости родителей от потребностей ребенка, следствием отсутствия у него положительных изменений”.

Четвёртая фаза - начало социально-психологической адаптации всех членов семьи , вызванной принятием дефекта, установлением адекватных отношений со специалистами и достаточно разумным следованием их рекомендациям.

К сожалению, далеко не все мамы и папы проблемных детей приходят к правильному решению и обретают дальнейшую жизненную перспективу.

Многие родители не могут самостоятельно придти к гармоничному осознанию сложившейся ситуации. В результате нарушается способность семьи приспосабливаться к социальным условиям жизни. На семью с ребенком- инвалидом накладываются медицинские, экономические и социально- психологические проблемы, которые приводят к ухудшению качества ее жизни, возникновению семейных и личных проблем. Не выдержав навалившихся трудностей, семьи с детьми - инвалидами могут самоизолироваться, потерять смысл жизни.

Казалось бы, в этом случае особенно должна быть ощутима помощь со стороны родственников, друзей. Но когда родственники и знакомые узнают о сильной травме или болезни ребенка, они тоже испытывают свой психологический стресс. Каждому приходиться задуматься о своем отношении к ребенку, к его родителям. Кто - то начинает избегать встреч, потому что боится как собственных чувств и эмоции, так и чувств родителей данного ребенка. Особенно тяжело родителям супругов (бабушкам и дедушкам).

Не зная, как помочь и боясь быть бестактными, родственники и знакомые порой предпочитают отмалчиваться, не замечать сложившуюся ситуацию, что еще больше затрудняет положение родителей данного ребенка.

В первую очередь это относится к глубоко умственно отсталым детям, которые привлекают к себе нездоровое любопытство и неизменные расспросы со стороны знакомых и незнакомых людей. Все это ложится тяжким бременем на родителей и, в первую очередь, на мать, чувствующую порой себя виноватой за рождение такого ребенка. Трудно свыкнуться с мыслью, что именно твой ребенок “не такой, как все”.

Страх за будущее своего ребенка, растерянность, незнание психологических особенностей воспитания, чувство стыда за то, что “родили неполноценного малыша”, приводят к тому, что родители зачастую отгораживаются от близких, друзей и знакомых, предпочитая переносить свое горе в одиночку. Жизнь с ребенком с ОВЗ всегда сложна, однако есть периоды, особенно трудные в психологическом плане.

Важно!

Наиболее трудные, в психологическом плане, моменты в жизни семей, имеющих детей-инвалидов:

Выявление врачами факта нарушения развития ребёнка. Возникновение страхов, неуверенности в воспитании ребенка. Переживание безысходности ситуации. Старший дошкольный возраст ребенка (5-7 лет). Предостережение родителями того, что ребенку трудно будет учиться в общеобразовательной школе. Подростковый возраст ребенка (13-15 лет). Осознание ребенком своей инвалидности приводит к трудностям в налаживании контактов со сверстниками и, особенно, с противоположным полом. Обособление семьи от общества. Старший школьный возраст (15-17 лет). Трудность перед родителями в определении и получении профессии и дальнейшего трудоустройства ребенка. Внутриличностный разлад в семье.

Следует отметить, что не каждая семья проходит все 4 кризиса. Некоторые семьи“ останавливаются” на 2 кризисе — в случае, если ребёнок имеет очень сложную патологию развития (глубокая умственная отсталость, ДЦП в тяжёлой форме, множественные нарушения и т. д.). В этом случае ребёнок не учится совсем, и для родителей он навсегда остаётся “маленьким”.

В других семьях (например, если у ребёнка соматическое заболевание) второй кризис проходит без особых осложнений, т.е. ребёнок поступает в школу и учится в ней, но позднее могут проявиться сложности других периодов (третьего и четвёртого).

Для целостного психологического понимания ситуации рассмотрим более подробно каждый кризисный период.

1 период — когда родители узнают, что их ребёнок— инвалид. Это может произойти в первые часы или дни после рождения ребёнка (генетическое заболевание или врождённое качество), и тогда вместо радости родителей ожидает огромное горе от разом рухнувших надежд.

2 период - о том, что ребенок не такой, как все остальные дети, родители могут узнать в первые три года его жизни или на психологическом обследовании на медико- педагогической комиссии при поступлении в школу (в основном это касается отклонений в интеллектуальном плане). Это известие для родных и близких как “удар обухом”.

Родители “не замечали” явных отставаний в развитии ребенка, успокаивали себя тем, что “все обойдется”, “подрастет, поумнеет”, и вот— приговор о том, что ребенок не сможет учиться в общеобразовательной школе, а иногда и во вспомогательной.

3 период - ребенком переживается психофизиологический и психосоциальный возрастной кризис, связанный с ускоренным и неравномерным созреванием костно - мышечной, сердечно - сосудистой и половой систем, стремлением к общению со сверстниками и самоутверждению. У ребенка активно формируются самооценка и самосознание. В этот сложный для него период ребенок постепенно осознает, что он — не такой как все.

К семейному кризису, связанному с подростковым возрастом, добавляется и кризис “середины жизни” родителей, кризис сорокалетнего возраста супругов. По мнению детского психолога Е. Вроно, “кризис сорокалетия у взрослых людей протекает не менее остро и болезненно, чем подростковый кризис”. К этому возрасту люди достигают определённой стабильности социального и профессионального положения, обретают уверенность в завтрашнем дне, подводят итог своей жизни, входят в пору зрелости, происходят изменения в физиологии.

4 период — это период юношества ребенка, когда остро встают вопросы по формированию его дальнейшей жизни и связанных с этим вопросов получения профессии, трудоустройства, обзаведения семьей. Родители все чаще задумываются о том, что же будет с ребенком, когда их не станет.

Специалистам, работающим с такой семьей (социальные работники, педагоги психологи), необходимо знать специфику данных кризисов семьи с ребенком с ОВЗ и уметь их определять, чтобы своевременно оказать необходимую социальную и психологическую помощь.

Что же делать?

В кризисной обстановке человеку, нуждающемуся в помощи, необходимо уделять внимание, не оставлять его одного. Даже если он не хочет или не может идти на контакт, необходимо, чтобы кто - то находился рядом, и лучше, если таким человеком окажется близкий родственник. Однако, как мы уже отмечали, не всегда родные, друзья могут понять состояние родителей, на долю которых выпало нелегкое испытание. В этом случае помочь преодолеть сложный период родителям может психолог или те родители, у которых ребёнок с похожим отклонением в развитии и они успешно преодолели трудный период.

Родителям можно посмотреть на эту ситуацию с другой стороны: возможность пересмотреть свою жизнь, свои ценности и перспективы, собрать всю свою силу, волю и полюбить ребенка таким, какой он есть; жить вместе с ним, дарить ребенку тепло, заботу и внимание, радоваться жизни и помогать другим мамам и папам с такими же проблемами обрести душевное равновесие.

Для того, чтобы легче воспринимать существующую проблему, либо по - иному взглянуть на нее.

Вам в помощь прилагается древняя притча.

Мудрая притча о Будде. Горчичное зерно

Однажды Будде повстречалась пожилая женщина. Она горько плакала из- за своей нелёгкой жизни и попросила Будду помочь ей. Он пообещал помочь ей, однако только в том случае, если она принесёт ему горчичное зерно из того дома, в котором никогда не знали горя.

Ободрённая его словами, женщина начала поиски такого дома, а Будда отправился своим путём.

Много позже он встретился её опять — женщина полоскала в реке бельё и весело напевала. Будда подошёл к ней и спросил, нашла ли она дом, жизнь в котором была счастливой и безмятежной? На что она ответила отрицательно и добавила, что поищет ещё попозже, а пока ей необходимо помочь постирать бельё людям, у которых горе еще тяжелее её собственного.

Родители должны понимать, что жизнь не останавливается с рождением ребёнка с ОВЗ, она продолжается, и надо жить дальше, воспитывать ребёнка, любить его таким, какой он есть, не проявляя излишнюю ненужную жалость.

Следует научиться воспринимать ребенка с ограниченными возможностями, как ребенка со скрытыми возможностями.

В трудных жизненных ситуациях, как минимум, всегда есть три варианта:

оставить все как есть, или что - то изменить; изменить свое поведение, привычки, взгляды, установки или изменить обстоятельства, в которых возникла проблема; если нельзя изменить обстоятельства, то можно изменить отношение к обстоятельствам, то есть принять их: как необходимую данность; как урок, который необходимо пройти; как катализатор внутриличностных ресурсов и возможностей; как нечто позитивное, которое содержится в том, что пока воспринимается как негатив.

1.Никогда не жалейте ребёнка из - за того, что он не такой, как все.

Дарите ребёнку свою любовь и внимание, но не забывайте, что есть и другие члены семьи, которые в них тоже нуждаются.

Организуйте свой быт так, чтобы никто в семье не чувствовал себя “жертвой”, отказываясь от своей личной жизни.

Не ограждайте ребёнка от обязанностей и проблем. Решайте все дела вместе с ним.

5.Предоставьте ребёнку самостоятельность в действиях и принятии решений.

6.Следите за своей внешностью и поведением. Ребёнок должен гордиться вами.

7.Не бойтесь отказать ребёнку в чём-либо, если считаете его требования чрезмерными.

8.Чаще разговаривайте с ребёнком. Помните, что ни телевизор, ни радио не заменят вас.

9.Не ограничивайте ребёнка в общении со сверстниками.

10.Не отказывайтесь от встречи с друзьями, приглашайте их в гости.

11.Чаще прибегайте к советам педагогов и психологов.

12.Больше читайте, и не только специальную литературу, но и художественную.

13.Общайтесь с семьями, где есть дети-инвалиды. Передавайте свой опыт и перенимайте чужой.

14.Не изводите себя упрёками. В том, что у вас больной ребёнок, вы не виноваты!

15.Помните, что когда-нибудь ребёнок повзрослеет и ему придётся жить самостоятельно. Готовьте его к будущей жизни, говорите с ребенком о ней.

И всегда помните о том, что рано или поздно Ваши усилия, стойкое терпение и

непомерный труд в воспитании ребенка с ОВЗ будут обязательно вознаграждены.

Сентябрь 2016 год.

Материал подготовила педагог - психолог

МКОУ СКШИ VIII вида

Семендяева Л.И.

Когда рождается ребенок с нарушениями в развитии, особенно интеллекта, у родителей меняется взгляд на мир, отношение к самим себе, к другим людям. Вот почему решая вопросы реабилитации и интеграции в общество детей с умственной отсталостью, исключительно важно знать особенности не только этих детей, но и их семей: многие из них остро нуждаются в комплексной социальной поддержке. В нашей стране нет единой концепции многопрофильной социальной и психолого-педагогической помощи семьям, где растут дети с проблемами в развитии. Особенности внутрисемейных отношений и личности матерей, имеющих детей с нарушением интеллекта, фактически не изучены. Между тем, связь уровня адаптации с выраженностью отклонения в развитии ребенка значительно опосредована характером внутрисемейных отношений. Именно эти отношения - один из важнейших факторов социально-бытовой и эмоциональной адаптации умственно отсталых детей, подростков, взрослых. Не всегда условия воспитания в семье бывают, благоприятны для развития ребенка. Если воспитать нормального полноценного ребенка очень сложно, то воспитание ребенка с проблемами в развитии представляется особенно трудным и ответственным. Эту ответственность родители несут перед своим ребенком и перед обществом. Если дети, требующие особого внимания, лишены правильного воспитания, то недостатки усугубляются, а сами дети нередко становятся тяжелым бременем для семьи и общества. Известный американский педиатр Бенджамин Спок, рассматривая семьи, имеющие проблемных детей, выделяет следующие виды отношений родителей к своему ребенку: 1. Стыдятся странностей своего ребенка, излишне оберегают его. Ребенок не чувствует себя спокойным и в безопасности, он замкнут, неудовлетворен собой. 2. Ошибочно считают себя виновными в состоянии ребенка, настаивают на проведении самых неразумных методов «лечения», которые только расстраивают ребенка, но не приносят ему никакой пользы. 3. Постепенно делают вывод о безнадежности состояния ребенка, отказывают в проявлении к нему каких-либо знаков внимания, любви. 4. Не замечают проблем в развитии ребенка и доказывают себе и всему миру, что он ничуть не хуже других. Такие родители постоянно подстегивают ребенка, предъявляют к нему завышенные требования. Постоянное давление делает ребенка упрямым и раздражительным, а частые ситуации, в которых он чувствует себя некомпетентным, лишают его уверенности в себе. 5. Воспринимают ребенка естественно, позволяют бывать ему везде, не обращая внимания на взгляды и замечания. Ребенок чувствует себя уверенно, счастливо, воспринимает себя таким, как все. Итак, все перечисленные виды отношения родителей к детям с проблемами в развитии, в общем, являются своеобразным проявлением аномальных стилей воспитания, выделенных психологами в отношении «родители - нормальный ребенок»: гиперопека, гипоопека, эмоциональное отвержение, гиперсоциализация, за исключением того, что на взаимоотношения родителей и проблемных детей накладывается отпечаток специфичности данного ребенка. Эта специфика заключается в том, что неправильный стиль общения со стороны родителей, может усугубить имеющуюся проблему развития детей. Самопожертвование не должно быть напрасным Родители часто из-за большой любви к детям, которая не подкрепляется знанием основных закономерностей их психического развития, бессознательно используют такие модели воспитания, которые закладывают фундамент невротизации детей. Как утверждает доктор психологии Тингей Михаэлис на основе наблюдений и повседневного ухода за собственным проблемным ребенком, ситуация, когда в семье рождается такой малыш, вовсе не безнадежная, и родители, и специалисты, если будут знать как, могут оказать и ему, и себе большую помощь. Он отмечает, что «свойственное многим родителям стремление к самопожертвованию ради счастья и благополучия детей естественно. Но оно не должно быть бестолковым. Здесь, как и в других случаях максимального проявления черт человеческой природы, чрезвычайно важно найти разумный способ их приложения с пользой для дела, поскольку возвышенные качества ценны не только и не столько сами по себе, сколько как способ достижения особо значимых результатов». Если возникают воспитательные проблемы с умственно отсталым ребенком, то причины этого не низкий уровень его умственного развития, а ошибочные методы обращения с ним. Не следует думать, что умственно отсталый ребенок - это несчастный ребенок! Наоборот, его отношение к людям проникнуто сердечностью и нескрываемой радостью. И всякие высказывания типа «бедные, несчастные дети» неуместны. Умственные нарушения не означают эмоционального нарушения. В то же время высокоинтеллигентный человек может оказаться «эмоционально неграмотным». Часть родителей отказывается признать диагноз: либо они неадекватно оценивают состояние ребенка, либо опасаются испортить ему будущее «ярлыком» умственной отсталости. Эта проблема имеет социальные корни и связана с отношением общества к людям с умственной отсталостью. Например, многие родители маленьких детей с болезнью Дауна и другими тяжелыми отклонениями в развитии, в первую очередь, обеспокоены тем, сможет ли ребенок обучаться в массовой школе. Когда дети подрастают, родители начинают понимать и принимать преимущества и необходимость специального (коррекционного) обучения. Однако это не избавляет семью от стресса. Семья, имеющая ребенка с умственной отсталостью, на протяжении жизни переживает серию, «взлетов» и «падений», обусловленных субъективными и объективными причинами. Чем лучше психологическая и социальная поддержка, тем семья легче преодолевает эти состояния. При тяжелых нарушениях интеллекта особенно сильно переживается родителями наступление совершеннолетия ребенка. К сожалению, специалисты часто недооценивают тяжесть этого семейного кризиса по сравнению с более ранними, связанными с установлением диагноза и констатацией крайне ограниченной возможности ребенка к обучению.

Помощь детям с нарушением психического развития требует социально-педагогической поддержки их семей. Развитие ребенка - инвалида в огромной степени зависит от семейного благополучия, участия родителей в его физическом и духовном становлении, правильности воспитательных воздействий. Вот почему необходимо проводить целенаправленную работу с родителями, в первую очередь, с матерями, включая обследование внутреннего состояния матерей, выявление наиболее трудных в психологическом плане моментов в жизни семей, оказание консультативной и психологической помощи. Важно, чтобы родители не оставались один на один со своей бедой, чтобы инвалидность ребенка не становилась только личным делом семьи. Родители детей - инвалидов должны поверить в свои силы и активно совместно решать насущные проблемы своих детей и семьи. Для успешного семейного воспитания умственно отсталого ребенка важно помнить о том, что не только окружающие влияют на такого ребенка, но и сам ребенок в значительной степени влияет на окружающих, в первую очередь, конечно на семью. Система ролей женщины подразделяется на индивидуальные роли на уровне семьи; роли на уровне подсистем; роли в обществе. Ситуация «особого» материнства нарушает с точки зрения социума общепринятые нормы, входящие в социальную роль матери. Не всегда ребенок может овладеть определенным набором умений и навыков, матери сложно контролировать его поведение - эти, не соответствующие ожиданиям окружающих проявления, могут восприниматься ими, как результат неспособности женщины справится со своей ролью. С другой стороны, чувство вины и высокий уровень тревожности, характерные для матери ребенка с нарушением психического развития, могут искажать реальность. В таком случае женщина приписывает окружающим это осуждение. Несоответствие материнского статуса ожиданиям, вызванное своеобразием ребенка, его неадекватными проявлениями, ведут к общей неудовлетворенности ролью матери. Как следствие, возможны либо самообвинительные реакции и рост внутренней конфликтности, либо построение психологических защит и повышение их уровня. При рождении ребенка с нарушением психического развития основная нагрузка как физическая, так и психологическая ложится на плечи матери. Проводя большую часть времени с нуждающимся в постоянном уходе ребенком, она оказывается наиболее уязвленной возникающими при этом трудностями при взаимодействии, как с членами семьи, так и с различными социальными структурами. Как говорилось выше, в случае «особого» материнства взаимосвязь «мать - ребенок» часто носит симбиотический характер. Идентифицируя себя со своим ребенком, мать воспринимает его неудачи как свои собственные. Идентификация имеет глубинные корни и происходит на бессознательном уровне. Любая несправедливость по отношению к ребенку - объективная, либо субъективно так воспринимаемая матерью, переносится ею на собственное «Я», снижает самооценку, формирует протестные реакции и повышает уровень психологических защит. Невротические проявления становятся фактически постоянной составляющей поведения матери. Наиболее выраженными из них являются следующие: снижение регулирующего самоконтроля; затруднения в речевом общении со значимыми людьми, малознакомыми и незнакомыми в непривычных ситуациях; избирательность контактов - женщины предпочитают общаться с близкими по ценностным ориентациям людьми; при общении со значимыми людьми самооценка заметно колеблется, это выражается вербально, интонационно и мимически.

Усугубляют проблемы родителей среднего возраста отсутствие перспективы на будущее, страх собственной смерти и возможные, связанные с этим, изменения, не в лучшую сторону, в жизни их «особого ребенка». К особенностям социальной адаптации женщины в ситуации «особого» материнства относятся недостаточная социальная активность и эгоцентрические цели. Поведение ее характеризуется отсутствием гибкости, стереотипностью проявлений. Социальное несоответствие ребенка ведет к изоляции семьи, росту тревоги у матери, что, в свою очередь, усложняет взаимодействие ее с социумом и ограничивает возможности продуктивного функционирования. Нарушение социальных взаимоотношений искажает способность матери адекватно прогнозировать события, что ведет к дезориентации и усиливает неудовлетворенность. Ребенок с ней, но она не с ним. Женщины, воспитывающие детей с умственной отсталостью, имеют высокую личностную тревожность. Это тревога матери по поводу состояния ребенка, его будущего, по поводу реакции окружающих на ее ребенка. Это состояние высокой личностной тревожности постоянно сопровождает женщин и может выступать в качестве одного из механизмов развития невроза. Высокий уровень одиночества у матерей детей со сниженным интеллектом можно объяснить их вынужденной изоляцией. Эти женщины боятся непонимания со стороны окружающих людей в силу низкой культуры нашего общества, неосведомленности в вопросах развития и воспитания детей с проблемами в развитии. Они также боятся слишком пристального внимания к особенностям внешнего вида их детей и не всегда адекватному их поведению. И вот в состоянии постоянной тревожности они со своей душевной болью вынуждены прятаться в одиночество, как улитки в свою раковину. По-видимому, одиночество - вынужденное состояние таких матерей. Ориентация женщины на социальные стереотипы - это лишь внешняя сторона одиночества. Но если более глубоко вникнуть в суть этого состояния, то надо отметить, что рождение ребенка с умственной отсталостью - это непривычная для нее ситуация. Как и любая женщина, она готовилась к рождению здорового, нормального ребенка, а в данной ситуации она теряется, боится своего ребенка, его нарушения, тем самым все больше от него отдаляясь. Это одиночество вдвоем: ребенок с ней, но она не с ним. Следовательно, можно выделить как общие, так и индивидуально-типологические особенности семейных проблем родителей, имеющих умственно отсталых детей, что позволяет разработать коррекционные программы, ориентированные как на сами семейные отношения, так и в отдельности на родителей и их детей. Степень проблемности внутрисемейных отношений напрямую не зависит ни от характера заболевания, ни от выраженности интеллектуальной патологии. Влияние патологического фактора (конечно, до известной степени его выраженности) существенно опосредуется личностными особенностями родителей, особенно матерей, их установками, характером семейной психологической атмосферы и рядом других переменных.

Октябрь 2016 год.

Дети это одни из самых дорогих нам людей. Больше всего на свете мать любит своего ребенка и хочет видеть его счастливой самодостаточной личностью. Но бывает, дети ведут себя плохо, не слушают родителей, не выполняют их просьб или даже ведут себя грубо и агрессивно. Каким же образом изменить эту ситуацию так, чтобы не ранить психику ребенка? Именно для этого и нужны советы психолога родителям.

  • Самый главный совет в воспитании детей – это любовь. Ребенок должен знать и понимать, что Вы его любите. Причем не за какие-то особые его успехи или качества, не за внешность, успешную учебу в школе, хорошее поведение, а просто за то, что он есть. Для этого как можно чаще говорите Вашему сыну или дочке, что любите его. Также используйте другие проявления любви – обнимайте ребенка.
  • Такую фразу, как: « я тебя не люблю», напротив, говорить не рекомендуется никогда! Даже если ребенок совершил очень плохой поступок.

  • Но проявление любви к сыну или дочке, вовсе не означает, что не должно быть никаких запретов и четко обговоренных правил. Ребенок должен понимать, что можно делать, а что нельзя, что хорошо, а что плохо.
  • Психологи советуют родителям: важно всегда помнить, что каким бы строгим не было воспитание, если Вы сами ведете себя противоречащим им образом, то это не даст никакого результата. Дети всегда смотрят и повторяют за родителями. Поэтому стоит обращать на это внимание. Например, нет ничего удивительного, что ребенок начинает врать, если замечает, что мать или отец иногда применяют такие уловки.
  • Самым лучшим тоном при общении с детьми является спокойный и уравновешенный, дружественный. Не рекомендуется вообще использовать приказной тон или критику, осуждение, переходить на крик. Когда это уместно речь может быть строгой, но не резкой или грубой.
  • Словесное оскорбление и физическое наказание – это методы, которые вообще не идут на пользу детям. Хотя вроде бы на первый взгляд и кажется, что ребенок присмирел и просит прощения, но происходит это не потому, что он понял свою ошибку и действительно раскаивается в совершенном, а потому что хочет избежать боли.

  • Если есть необходимость наказания, то лучше лишить ребенка чего-то хорошего, чем делать плохое. Дети нуждаются во внимании и любят когда родители вместе с ними проводят время, устраивают праздники, совместные прогулки, отдых на природе. А лишение таких запланированных праздников будет наилучшим наказанием для ребенка. Но не нужно применять такие наказания по пустякам. Также важный совет психолога родителям: старайтесь всегда выполнять свои обещания перед ребенком, иначе он потеряет к Вам доверие.
  • Когда Вы хотите указать на ошибку, не оценивайте личность, только поступки. Например, Ваш сын разбил окно. Если вы скажете: «плохой сын», то это будет говорить о качествах личности. Но ведь это всего лишь плохой поступок. Также нельзя осуждать чувства ребенка. Даже если из-за этих чувств он ведет себя глупо и капризно.
  • Никогда не сравнивайте сына или дочку с другими детьми. Это способствует занижению самооценки и не идет на пользу. Сравнивать нужно только с ним самим. Например, если в последнее время он лучше стал решать задачи по математике, то это и нужно отметить.
  • Всегда старайтесь похвалить Вашего ребенка, даже за самые незначительные успехи и хорошие поступки. Если делать таким образом, то радовать он Вас будет гораздо чаще, и успехи уже будут гораздо выше.

Для подростков так же можно использовать все советы психолога описанные выше. Но еще стоит добавить, что дети в подростковом возрасте начинают слишком рано считать себя взрослыми. Поэтому в такой ситуации надо еще меньше использовать жесткий приказной тон и особенно критику в присутствии других детей или взрослых.

Подростки часто начинают грубить своим родителям. В такой ситуации ответная грубость не будет решением. Нужно спокойно показать ребенку, что такое поведение не позволительно.

Я надеюсь, эта статья была для Вас полезной, если же у Вас остались вопросы, вы всегда можете обратиться на индивидуальную консультацию к психологу.

Роль родителей, их воспитание детей - самый важный механизм в становлении любой личности. Именно семья является маленькой моделью общества, где предстоит жить в дальнейшем. В семье формируются первые взгляды на жизнь, развитие, определяется выбор профессии, форма отношений и Невозможно переоценить роль родительского воспитания. Молодые мамы и папы не всегда понимают своего ребенка, могут объяснить его поведение и действия. Рассмотрим основные рекомендации родителям, которые помогут в воспитании молодого поколения.

Ответственность родителей за воспитание детей

Ни одна деятельность в жизни не может сравниться по сложности с воспитанием ребенка. Оно не знает отпусков, выходных, не смотрит на ваше настроение или самочувствие. Процесс воспитания требует огромного понимания и терпения. Отлично, если в полной семье. В этом случае он получает необходимый опыт не только проживания в социуме, но и учится общению между полами. К тому же ребенку легче переживать конфликтные ситуации с одним из родителей, зная, что он сможет найти поддержку у второго. В традиционном воспитании обычно за проступки наказывает папа, он проявляет строгость. Мама всегда пожалеет и утешит.

Рекомендации родителям по воспитанию включают в себя такой пункт, что воздействие на ребенка мамы и папы различаются. Отец формирует у дочери или сына стойкость характера, учит достигать целей и отстаивать свое мнение. На своем примере он демонстрирует, как нужно преодолевать различные жизненные препятствия и защищать себя в окружающем мире. Мать учит адаптации в жизненных условиях. Именно мама прививает основы гигиены, самообслуживания, учит правилам общения и самостоятельности.

При воспитании ребенка стоит учитывать и астрологию. Уже доказано, что год рождения влияет на Например, рекомендации родителям детей года Тигра говорят о том, что необходимо учитывать, что Тигр - истинный идеалист. Он полон воодушевления, одарен, проявляет интерес ко всему новому, пытлив и любознателен. Родителям не нужно будет разгадывать причины его обид, он все выложит сам. Ребенок-Бык очень ярок, нужно всячески его поощрять и поддерживать, чтобы его таланты раскрывались. А вот Лошадь никого не слушает, очень непростой знак. Но в то же время дети этого знака очень умны и быстро усваивают материал. Воспитывая малышей, прислушивайтесь к рекомендациям астрологов, это облегчит процесс.

Рекомендации родителям по воспитанию указывают на то, что нужно уже с раннего детства прививать ребенку желание быть сильным и здоровым. Необходимо культивировать основы здорового образа жизни. Ребенок должен усвоить, что сила и здоровье неразрывно связаны, он должен научиться беречь свое здоровье, относиться к нему серьезно. В этом вопросе рекомендации детям и родителям просты: пусть малыш ваш знает, что здоровье как физическое, так и психическое - это бесценный дар и богатство, которое нужно укреплять. Родители должны обращать особое внимание в дошкольном возрасте на следующее:

  • Психическое здоровье (в семье должна быть благоприятная обстановка, полностью исключены стрессовые ситуации).
  • Обязательно установите режим дошкольника. В школьном возрасте ему трудно будет привыкать к режиму, если до этого он жил без какого либо распорядка.
  • В дошкольном возрасте нельзя долго находиться в статической позе из-за слабо развитых мышц. Малыш должен постоянно быть активным, в движении. Иначе диагноз "гиподинамия" неизбежен.
  • Приучите ребенка с раннего возраста, что гигиена - это главная основа здоровья. Он всегда должен соблюдать ее правила.

Главным преимуществом дошкольников является возраст. Именно в этот период можно легко обучиться тому, что труднее освоить в более позднем возрасте. Например, если до шести лет человек не научился разговаривать, то с каждым годом шансы на это уменьшаются. Чем взрослее ребенок, тем сложнее его будет обучить каким-то элементарным навыкам. Используйте дошкольный период активнее, в эти годы малыш впитывает все, как губка. Вкладывайте в него как можно больше инструментов, которыми он в будущем сможет воспользоваться для дальнейшего обучения в школе.

Родители очень часто сталкиваются с проблемами в отношениях со своими взрослеющими детьми, не стоит этого бояться. В таких случаях стоит прислушиваться к тому, какие рекомендации родителям дают опытные педагоги и психологи. Приведем некоторые из них:

Наиважнейший возраст в развитии ребенка - это дошкольный период. Малыш в это время учится больше, чем за всю остальную жизнь. Знания, приобретенные в этот период - основа всей дальнейшей жизни. Чтобы подготовить ребенка к школе, полезны будут следующие рекомендации родителям дошкольников.

Обучать малыша лучше всего в игровой форме. В этом возрасте необходимо развивать логику, речевые навыки, мышление. Использовать для этого можно развивающие игры: лепку, пазлы, раскраски, музыку, рисование. В будущем все эти навыки пригодятся ребенку. Конечно же, в детском саду ребенок научится многому. Но знайте, что образование и воспитание - процесс двусторонний, в нем родители и воспитатели действуют сообща. Не стоит сваливать воспитательную функцию на плечи педагогов, больше сами занимайтесь с детьми.

Методы обучения и познания чего-то нового должны иметь игровую форму. Проводите обучение так, словно играете с малышом. Не говорите ему фраз «должен», «надо». Пусть к обучению он привыкает с позиции «интересно». Прививайте тягу к обучению, найдите такую форму игры, чтобы малыш сам постоянно стремился в нее поиграть.

Уделите внимание речи

Не останавливайтесь спокойно в развитии, если ребенок внятно заговорил. Обращайте внимание на его речь, сравнивайте с взрослым человеком. Рекомендации детям и родителям от логопедов указывают на то, что словарный запас у ребенка должен всегда пополняться. Он должен учиться правильно формировать свои мысли. Играйте с ребенком в такие игры, которые требуют включать воображение, знакомят с новыми словами, используйте развивающие речь ребенка методы. Не останавливайтесь, как только ребенок познал базовые слова, внедряйте новые понятия, пополняйте словарный запас. Не думайте, что в школе он всему научится сам. Вспомните, сколько людей не могут выражать свои мысли, имеют скудный словарный запас. Не оставляйте решение этой задачи для школы.

  • В раннем возрасте обследуйте формирование речевого аппарата у ребенка. Бывают случаи, что у детей нужно Логопед обследует артикуляционный аппарат и даст рекомендации.
  • Не стоит забывать выполнять артикуляционную гимнастику.
  • С ребенком нужно разговаривать только правильно. Не стоит употреблять в своей речи «детские слова». Ребенок, слыша от вас различные неправильные выражения, наоборот, чаще их повторяет.
  • Дети, слыша лепет от взрослых, имеют речевые проблемы, а также трудности с мышлением. Чем лучше, четче речь, тем правильнее в будущем будет письмо.

Рекомендации родителей по воспитанию чувства ответственности

С самого раннего возраста необходимо прививать детям чувство ответственности. Для этого предоставляйте ребенку право голоса, в особо важных делах давайте право выбора. В вопросах, которые он способен решить сам, выбор остается за ним. Но там, где речь идет о его благополучии, он имеет право только на голос, выбор здесь за взрослыми. Мы решаем за него, но в то же время показываем, что это неизбежно.

Рекомендации родителей детей дошкольного возраста указывают на необходимость того, чтобы уже с ранних лет давать возможность ребенку отвечать за свои действия. Внушайте ему, что, пойдя в школу, он сам будет выполнять домашние задания, ответственность за это будет лежать на нем. Когда малыш начнет посещать школу, не упрекайте его выполнением домашних заданий. Не следите за выполнением, а потом уже проверяйте готовые задания. Если с первых дней вы будете сидеть с ним за уроками, этот груз ляжет вам на плечи навсегда. Дети часто используют это как оружие против родителей, могут шантажировать, эксплуатировать родителей при выполнении заданий.

Вы избежите многих бед, если не будете интересоваться мельчайшими подробностями, а четко дадите понять, что эта ответственность полностью на ребенке. Никто не спорит, что помогать и подсказывать необходимо, но учится ребенок пусть сам! Пусть он с ранних лет отвечает за свои действия и их последствия. Но не забывайте хвалить за достигнутые результаты. Это помогает малышу утверждаться в собственной значимости.

Ответственность в семье

Поощряйте инициативу. Ребенок хочет мыть с вами посуду? Ставьте рядом табурет и мойте вместе! Есть желание убраться в доме? Вручайте ему пылесос. Естественно, что процесс затянется, но пусть ребенок чувствует себя взрослым, гордится своими достижениями. Пусть он почувствует ответственность за порядок в доме.

Важно, чтобы поручения были выполнимы, иначе в результате будут только слезы. Лучше многих слов - личный пример. Приучая к ответственности, контролируйте свои действия, поведение и слова, ведь малыш обязательно все скопирует. Вы не сможете всегда рядом быть со своим ребенком, а вот объяснить, как действовать в той или иной ситуации, вполне возможно.

Рекомендации родителей по теме ответственности затрагивают и отношения со старшими. Не кричать, потому что мама спит, не шуметь, потому что у бабушки голова болит. Важно, чтобы ребенок понимал, что не только о нем должны заботиться, он также должен отдавать свою любовь близким и окружающим.

Каждому поступку давайте соответствующее объяснение. «Ты раскидал, ты и убирай», «Сломал? Очень жаль, но больше мы не сможем купить такую игрушку».

Объясните малышу, что к своим обещаниям нужно подходить очень ответственно. Не забывайте это подтверждать собственными примерами.

Всегда давайте альтернативу, выбор в той или иной ситуации. Предлагайте то или другое: кашу или творог со сметаной на завтрак, брючки или джинсы на улицу… Истина проста: чувство ответственности формируется на примерах, и за принятые решения ребенок должен отвечать сам. В результате многолетней практики вырастет ответственный человек, который в жизни сможет отвечать за свои действия.

Адаптация к школе

Переломным моментом в жизни каждого малыша является поступление в школу. Школьный процесс кардинально меняет жизненный уклад: нужно напряженно и систематически трудиться, подчиняться всяким нормам, соблюдать режим дня, выполнять поручения учителя. Каждый первоклассник, наряду с чувством восторга по поводу своего взросления, испытывает еще и растерянность, тревогу и напряжение. В это время происходит адаптация. Рекомендации родителям, полученные от опытных педагогов и психологов, помогут малышу не потеряться во взрослом школьном мире и быстрее привыкнуть к обстановке. Адаптация - длительный процесс, и если для кого-то он длится месяц, некоторые привыкают к перемене образа жизни в течение всего первого класса. Трудности в этот период испытывают не только дети, но и родители, учителя. Действовать нужно сообща, чтобы облегчить этот процесс.

Взрослые должны поддерживать ребенка в желании общаться с одноклассниками, изучать что-то новое, создавать комфортные условия для занятий. Родители многое могут сделать, чтобы малыш любил ходить в школу. Прежде всего это относится к требованиям. Забудьте об авторитарных методах, постарайтесь в этот период быть для малыша другом. Не спрашивайте с порога, какую отметку он получил. Для начала поинтересуйтесь, что нового и интересного он сегодня узнал, с кем подружился, чем занимались на уроках. Если дети не могут сразу давать толковых ответов, не нужно расстраиваться и ругать их. Не показывайте своего раздражения. Малыш психологически перестраивается с детского сада на школу. Основные рекомендации родителям осенью: следите за здоровьем малыша, больше с ним гуляйте, ведь день резко начинает идти на убыль, и нехватка солнца также влияет на мозговую деятельность. Никогда не заставляйте садиться за уроки, пока ребенок полностью не отдохнет от школы. Минимум должно пройти 3-4 часа после занятий.

Страху здесь нет места

  • Малыш не должен бояться ошибок. Этот панический страх может отбить напрочь охоту к учебе.
  • Давайте возможность ошибаться и помогайте в исправлении ошибок. Внушайте, что все ошибаются, но упорным трудом достигают результата.
  • Чувство страха подавляет инициативу во всем: не только учиться, но и просто радоваться жизни. Напоминайте ребенку всем известные пословицы «На ошибках учатся», «Не ошибается тот, кто ничего не делает».
  • Никогда не сравнивайте с другими. Хвалите за личные достижения. Пусть ребенок будет самим собой. И любите его такого, какой он есть. Так он будет уверен в вашей поддержке в любой жизненной ситуации.
  • родителям указывают на то, что никогда не нужно сравнивать мальчиков и девочек. Это два совершенно разных мира, которые чувствуют, воспринимают информацию по-разному. Обычно девочки старше по биологическому возрасту своих ровесников-мальчишек.
  • Запомните, что ваш ребенок - это не ваша копия. Он не будет учиться так же, как вы когда-то. Примите это как должное. Не ругайте и не называйте обидными словами за неспособность что-то выполнить.
  • Проявляйте больше внимания ребенку. Радуйтесь с ним даже самым маленьким успехам, не отчитывайте за неудачи. Будьте во всем другом. И тогда даже сокровенное малыш будет доверять именно вам, а не друзьям во дворе.

  • Если вдруг приходится отчитывать ребенка за какой-то проступок, никогда не употребляйте таких выражений, как «Ты вообще», «Вечно ты», «Всегда ты». Скажите ему, что он всегда хорош, но вот именно сегодня он сделал что-то не то и не так.
  • Никогда не расставайтесь в ссоре, не помирившись после конфликта. Сначала помиритесь, а потом уже отправляйтесь по своим делам.
  • Прививайте у ребенка любовь к дому. Пусть он всегда с радостью возвращается домой. Не забывайте говорить, прийдя откуда-нибудь: «Как же у нас хорошо, тепло и уютно».
  • Для обогащения духовного чаще читайте вместе с детьми книги вслух, даже с подростками. Хорошая книга сблизит вас еще больше.
  • В спорах с детьми иногда уступайте им. Ребенок должен знать, что иногда и он бывает прав. Так в будущем он научится уступать и другим людям, принимать поражения и ошибки.
  • Не забывайте всегда восхищаться и подбадривать. Уверенность рождается в тех случаях, когда тебе часто говорят «Я в тебя верю», «У тебя получится» «Потрясающе! Ты этого достиг». Но не забывайте и о критике. Иногда ее необходимо сочетать с похвалами.
  • Самые главные жизненные качества, которые родители просто обязаны привить ребенку, это находчивость, ответственность, уважение.

Сильную, выносливую личность помогут воспитать все упомянутые рекомендации родителям. Школе малыш будет отдавать много сил, и поддержка, помощь родителей будут ему просто необходимы. Напоследок приведем еще несколько основных советов по воспитанию:

  • Когда общаетесь с ребенком, не подрывайте тех авторитетов, в которые он верит. Это его выбор.
  • Будьте всегда последовательны в своих решениях. Не стоит запрещать делать то, что ранее разрешалось.
  • Не требуйте того, чего малыш не может выполнить. Если в каком-то школьном предмете возникают затруднения, помогите разобраться, а при малейших достижениях не забудьте похвалить.
  • Чаще используйте телесный ласковый контакт, обнимайте, целуйте своего ребенка.
  • Будьте во всем ему примером.
  • Как можно меньше делайте замечаний.
  • Не унижайте ребенка наказаниями, используйте это только в крайних случаях.

Психологическое здоровье детей, или рекомендации школьного психолога родителям школьников!

Забота о физическом здоровье детей знакома всем родителям. Однако, далеко не все, задумываются о психологическом здоровье собственных детей.

Хотя именно комплексная забота о физическом и психологическом здоровье, является необходимым и важным условием благополучного развития современного школьника.

Что такое психологическое здоровье детей?

Психологическое здоровье – это благополучие в эмоциональной и познавательной сфере, в развитии характера и формировании личности детей. Именно психологическое здоровье защищает вашего ребёнка от развития неврозов, депрессий и суицидов, употребления психоактивных веществ. Именно психологическое здоровье способствует развитию активной жизненной позиции, формированию позитивного образа «Я», позволяет понимать других, принимать их такими, какие они есть. Ставить перед собой определённые цели и добиваться их.

Помогайте своему ребёнку во всех его проблемах.

Помните ли Вы себя в подростковом возрасте?

Вспомните, каким одновременно прекрасным и сложным казался тогда окружающий мир!
Как были слезы и разочарования, первая любовь и сомнения.
Замечательное ощущение собственных сил и мучительные ночи без сна с непонятным томлением и необъяснимой тревогой.

Вспомните, как много делали просто «назло» в отместку постоянным наставлениям матери, отца, учителей.

Вам казалось, что никто-никто не понимает.

Забывая о том, какими были мы сами, с какими проблемами сталкивались и как остро всё переживали, мы не сможем понять собственных детей.

В подростковом возрасте, нашим детям понимание нужно как никогда.
Подростковый возраст – один из самых сложных в жизни. Этот возраст является «трудным» не только для самого подростка, но и для его родителей. Именно в это время становится отчетливо видными недостатки и ошибки предшествующего воспитания.
Подросток стремится к взрослости потому, что хочет избавиться от давления родителей, нередко требующих послушания независимо от каких - либо особенностей дела.
Такое поведение родителей обижает и унижает ребенка, создаёт ощущение, что его не слышат и не понимают.

Поэтому у многих подростков неосознанно формируется отчуждение от родителей, поступки родителей кажутся им несправедливыми, они уверены что ничего, кроме критики, от родителей не получат.

Проступки ребенка следует не критиковать, а совместно с ним разбирать, анализировать, главное – это выяснить мотивы поступка.

Помните, что осуждения и порицания заслуживает лишь злой умысел, а не неудача в реализации хорошего намерения.

При этом подросток должен быть полностью уверен в том, что родители всегда ему помогут в затруднительном случае.

Родители же должны помнить , что первая их задача-помочь, а затем разобраться и предотвратить повторение подобных ситуаций. Совместно с подростком наметить правильную линию поведения.

Такая позиция совсем не исключает необходимости контролировать подростка. Важно обращать внимание на то, когда и в каком состоянии он пришел домой, с кем он общался, чем интересуется.

У подростка необходимо формировать правильное отношение к запретам. С раннего возраста ребенок должен четко сознавать обоснованность запретов, их важность для его безопасности, учиться оценивать и соблюдать определенные рамки поведения.
Конечно, запретов не должно быть слишком много. Иначе они не действуют, формирует у детей опыт нарушения запретов. В природе есть вещи, которые подростку нельзя пробовать ни одного раза (никотин, алкоголь и особенно наркотические вещества).

И это не тот случай, когда можно попросить прощения. Не смотря на то, что родители действительно готовы простить подростка, в некоторых жизненных ситуациях прощением ничего исправить нельзя. Наркотики, нежелательная беременность и венерические заболевания относятся к их числу. Необходимо регулярно внушать подростку, что своим поведением он может сам завести себя в такую ситуацию, когда от родителей, как и от него самого, почти ничего уже не будет зависеть. И выход из положения будет найти с большим трудом.

Подросткам не хватает жизненно важной информации, которую они могли бы получить у своих родителей, если бы родители лучше понимали сущность происходящих в этом возрасте психологических и физиологических процессов. Чтобы научиться понимать своих детей и их меняющиеся потребности, родителям важно научиться сотрудничать с медиками и педагогами. Это нужно знать, чтобы помочь, понять и беречь своих подростков. Обязательно обсуждайте с детьми актуальные темы.

Некоторые практические советы:

Разговаривайте с подростком о наркотиках. Важно, чтобы дети знали, что с вами можно обсудить любые темы совершенно спокойно, побыть вместе с вами.

Вы, конечно, можете ничего не говорить и ничего не объяснять. Тогда Ваши дети будут слушать рассказы других людей. Возможно тех, кто принимает наркотики. Может быть даже тех, кто их продаёт.

Не опускайте руки. Когда вы разговариваете с ребёнком о наркотиках, то может показаться, что он совсем не слышат вас. Ему безразлична эта тема. Не верьте. Ребёнку необходимо знать, что вы об этом думаете. И то, что вы за него очень волнуетесь.

Доверяйте своему ребёнку. Не оскорбляйте ребёнка недоверием. Не делайте скоропостижных выводов. Необоснованные подозрения в приёме наркотиков могут сами по себе оказаться психотравмирующим фактором и в свою очередь, подтолкнуть к их реальному употреблению.

Постарайтесь терпимо относиться к отрицанию. Отрицание это не всегда плохо. Любой подросток, выражая собственное «Я», противопоставляет себя своим родителям. Таким образом, формируется собственная значимость. Подростку кажется, что с теми проблемами, с которыми ему пришлось столкнуться, никто раньше не сталкивался. Очень хорошо, если у подростка не будет сомнений, что Вы понимаете, что с ним происходит. Старайтесь смотреть на мир с его позиции.

Поддерживайте ровные отношения с его друзьями. Обычно, подросток совершает первые пробы наркотиков в группе со своими друзьями. Убедитесь в том, что знаете друзей своего ребёнка, общайтесь с ними, даже если бы сами не выбрали их в компанию своему ребёнку. Пусть они приходят в Ваш дом, только так Вы сможете хоть как - то влиять на происходящее.

Учите собственным примером. Можно много рассказывать своему ребёнку о вреде алкоголя, табака, и других психоактивных веществ, но если он будет видеть, что это постоянно присутствует в вашей обычной жизни. Всё окажется бесполезным.
Ваш образ жизни, ваши увлечения, интересы – всё это учит ребёнка жить.

Хотите, чтобы ваш ребёнок рос позитивным, интересным, сами будьте такими.

«Дети никогда не слушают старших,

но никогда не ошибаются, копируя их».

Джеймс Болдуин.

«Подготовка детей к школе»

Уже совсем скоро наступит первый для вашего ребенка учебный год. С замиранием сердца вы проводитетаких уже взрослых, но таких еще маленьких и беззащитных малышей в школу. Что их ждёт впереди?

Переход от дошкольного детства к школьному, характеризуется решительным изменением места ребенка в системе доступных ему отношений и всего образа его жизни. Можно выделить отдельные стороны готовности к школе: физическую, интеллектуальную, эмоционально-волевую, личностную и социально-психологическую.

Интеллектуальная подготовка к школе подразумевает наличие у ребенка определенных знаний об окружающем мире, предметах, явлениях.

Под личностной и социально-психологической готовностью понимают формирование группы нравственных качеств, необходимых для учения; качеств общения со сверстниками и взрослыми.

Эмоционально-волевая готовность – это умение ставить цель, принимать решение, намечать план действия, прилагать усилия к его реализации, преодолевать препятствия.

В качестве критериев подготовленности ребенка к школе можно принять следующие показатели:

1) нормальное физическое развитие и координация движений;

2) желание учиться;

3) управление своим поведением;

4) владение приемами умственной деятельности;

5) проявление самостоятельности;

6) отношение к товарищам и взрослым;

7) отношение к труду;

8) умение ориентироваться в пространстве и тетради.

Необходимым элементом подготовки ребёнка к школе, к письму является тренировка пальцев. Доказано, что развитию кисти руки принадлежит важная роль в формировании головного мозга и становление речи.

Истоки возможных школьных сложностей и неприятностей нередко скрываются в дошкольном детстве. До 6-7 - летнего возраста ребенка родители не так часто обращают внимание на развитие малыша, на особенности его общения с окружающими взрослыми и сверстниками, на наличие или отсутствие желания учиться. А в школе «вдруг» у вполне нормального ребенка, с точки зрения родителя, начинают возникать и накапливаться трудности, иногда приобретая хронический характер.

Как же психологически подготовить ребенка к школе?

Многие родители понимают, насколько важно у ребёнка желание учиться, поэтому они рассказывают ребёнку о школе, об учителях и о знаниях, приобретаемых в школе. Все это вызывает желание учиться, создает положительное отношение к школе. Информацию о мотивации Вашего ребенка можно получить и с помощью наблюдения за сюжетно-ролевой игрой «Школа».

Готовые к школьному обучению дети предпочитают играть роли учеников, они пишут, читают, решают задачи и отвечают у доски, получают оценки.

Неготовые дети и более младшие по возрасту выбирают роль учителя, а также концентрируются на моментах перемены, ситуации прихода и ухода из школы, приветствия учителя.

Условием будущей успешной учёбы является выработка у ребёнка умения преодолевать трудности. Важно приучать детей начатое дело доводить до конца. Далее нужно подготовить дошкольника к неизбежным трудностям в учении. Сознание преодолимости этих трудностей помогает ребёнку правильно отнестись к своим возможным неудачам.

При подготовке к школе следует научить ребёнка и аналитическим навыкам : умению сравнивать, сопоставлять, делать выводы и обобщения. Для этого дошкольник должен научится внимательно слушать книгу, рассказ взрослого, правильно и последовательно излагать свои мысли, грамотно строить предложения. После чтения важно выяснить, что и как понял ребёнок. Это приучает ребёнка анализировать суть прочитанного, а кроме того, учит связной, последовательной речи, закрепляет в словаре новые слова. Ведь чем совершеннее речь ребёнка, тем успешнее будет его обучение в школе.

Ещё важно воспитать в ребёнке любознательность , произвольное внимание, потребность в самостоятельном поиске ответов на возникающие вопросы. Ведь дошкольник, у которого недостаточно сформирован интерес к знаниям, будет пассивно вести себя на уроке, ему будет трудно направить усилие и волю на выполнение заданий.

Немаловажную роль играет и личностная готовность к школе. Сюда входит потребность ребенка в общении со сверстниками и умение общаться, а также способность исполнять роль ученика.

Для будущего школьника важна усидчивость , умение регулировать свое поведение, возможность достаточно длительное время выполнять не очень привлекательное задание, умение доводить начатое дело до конца, не бросая на полпути. Нужно тренировать внимание, сосредоточенность и усидчивость в повседневных делах. Хорошо помогают воспитанию усидчивости настольные игры, игры в конструктор и лего, занятия лепкой, аппликацией и т.п., то есть те игры, которые продолжаются достаточно долгое время

Кроме всего перечисленного, ребенок должен обладать, несомненно, навыками общественной жизни , чувствовать себя уверенно, находясь вне дома. Нужно уметь самостоятельно одеваться и раздеваться, переобуваться, завязывать шнурки, справляться с пуговицами и молниями на одежде, уметь пользоваться общественным туалетом.

Паспорт программы работы с родителями скачать

Уважаемые родители! Работая психологом в школе, мне приходится часто сталкиваться с нарушениями поведения наших учащихся. Некоторые дети кажутся неуправляемыми от природы и плохое поведение для них – норма. Да и сами родители, обращаясь к психологу, часто говорят: «ужасное поведение, родителей не слушает, учиться не хочет, может грубо ответить, интересно только общение с друзьями и компьютер». Многие родители не знают как вести себя с ребенком, что делать для того, чтобы отношения наладились. Дело в том, что очень часто плохое поведение ребенка является результатом неправильного воспитания. Мы, родители, очень часто не понимаем или не хотим понимать трудностей наших детей, иногда нам просто некогда, потому что у нас очень много своих важных (как нам кажется) дел! А может кто-тоиз нас думает: «Ну, какие трудности могут быть у детей? Сыт, обут, одет! Что нужно – сразу покупаем! Что еще надо?».

Как же нам, родителям правильно вести себя с нашими детьми, как правильно общаться так, чтобы общение приносило удовольствие и нам, и нашим детям, чтобы плохое поведение, грубость и непонимание друг друга навсегда осталось в прошлом?

    Если дети живут в атмосфере критики, они учатся критиковать и осуждать других людей.

    Если дети живут в обстановке вражды и злобы - они учатся драться.

    Если дети живут среди насмешек - они становятся нерешительными и излишне скромными.

    Если дети живут в обстановке стыда и смущения, чувство собственного достоинства уступает чувству вины.

Дороти Нолт.

Иначе эту мысль очень точно выражает поговорка «что посеешь то и пожнешь».

Что же посеять, чтобы получить добрые всходы? В чем же секрет успешного воспитания? В собственном примере, в умение правильно построить общение с ребенком? Попробуем разобраться.

Принятие ребенка - это проявление безусловной любви к нему.

Любить не за отметку в дневнике, убранную комнату, а за сам факт существования в этом мире. В основе его лежит признание значимости ребенка в семье.

Признание– это сохранение у ребенка чувства собственного достоинства и уверенности в себе, в своих силах, а со стороны родителей безграничная уверенность, что ребенок оправдает ожидания своих родителей.

Если родители признают значимость ребенка, то они стараются:

Подчеркнуть любой успех

Подкрепляют сильные стороны ребенка

Поддерживают в минуты слабости

Стараются понять все поступки, разобраться

Проявлять терпение, не закрывать глаза, а почувствовать совершенное им в поддержке родителей.

Очень страшно прикладывать к ребенку штампы собственных идеалов, подходит под них – все здорово, нет - раздражение, конфликты в семье. Признание ребенка предполагает одобрение, похвалу, положительную реакцию семьи на любое усилие со стороны ребенка, что делает его лучше, добрее. Признание невозможно без применения такого приема родительского воспитания, как одобрение и похвала. Признание не может быть эпизодическим в воспитание детей, если это случается, то дети начинают этим пользоваться и манипулировать.

Очень важно родителям уметь презентовать работы ребенка – рисунки, грамоты, стихи, поздравления должны быть на видном месте. Если родитель не только проверяет дневник в конце недели, но и обсуждает достижения ребенка, а также позволяет эти достижения продемонстрировать, то этот ритуал позволит ощутить ребенку собственную значимость и убедиться в собственных возможностях. Очень важно для родителя умение признавать интересы и способности ребенка. Так формируется чувство собственной значимости ребенка.

«Петь ты не можешь, стихи у тебя плохие, способности так себе…» – такое отношение недопустимо.

Родительская любовь - делает ребенка счастливым, способным справляться с трудными жизненными ситуациями. По мнению психологов, ребенок нуждается в любви и ласке независимо от возраста. Детям нужно, чтобы их обнимали, целовали не менее 4-5 раз в день.

А как это важно особенно в подростковом возрасте, когда формируется личность, самооценка, проектируется собственное видение будущей жизни и мера жизненных ценностей. Посеешь любовь, тепло и ласку в детском возрасте, будешь ее холить и лелеять в подростковом - пожнешь сполна в старосте: она вернется к тебе заботой и вниманием, терпением и терпимостью уже выросших детей. Если ребенок физически и духовно ощущает родительскую любовь и ласку, он не будет принимать требований в штыки, легче исправляются его недостатки.

Быть доступным - это значит в любую минуту найти в себе силы отложить все свои дела, свою работу, чтобы пообщаться с ребенком. Не стоит забывать, если у родителей нет времени на общение с ребенком сегодня, то у выросшего ребенка не будет времени на общение с родителями завтра. Быть доступным для ребенка-это не значит без конца читать мораль или делать с ним уроки. Это значит вовремя прочитать вопрос в его глазах и вовремя на него ответить, доверить ему свои переживания и помочь ему пережить его страдания, сделать так чтобы он не искал истину в подворотне, а приходил к ней в совместном с вами поиске. Никому не хотелось бы услышать от своего ребенка: «Мы живем с родителями в разных измерениях, и поэтому не находим времени друг для друга».

Только имея в своем родительском арсенале принятие, признание, любовь можно формировать такие качества, как ответственность, самодисциплину.

Воспитание ответственности и самодисциплины

На проявление ребенком этих качеств огромное влияние оказывает стиль поведения родителей в семье, их способность проявлять эти же качества в жизни. Родители сами должны демонстрировать детям собственное проявление ответственности перед ними, выполнять все что обещали, если нужнонайти в себе смелость признать свои ошибки. Настоящие родители не боятся детской критики, справедливых замечаний ребенка. Если каждый день отец обещает приходить домой трезвым, а не выполняет этого, если мама обещает сходить в цирк, но не делает этого- это рано или поздно вызовет протест ребенка, а во что это выльется дальше. Одним из главных условий формирования ответственности и самодисциплины является наличие определенных обязанностей ребенка в семье, которые он должен выполнять ежедневно. При этом родителям нужно проявлять терпимость и терпение.

Если у ребенка появилась чужая вещь или деньги, то родители должны выяснить их происхождение и дать возможность самостоятельно вернуть их обратно, извиниться. Возможно, пережить стыд и унижение для того, чтобы никогда этого не совершать. Миссия родителей – научить ребенка брать ответственность за свои поступки на себя. Одним из главных умений родителей в воспитании ответственности в детях является твердость, умение говорить «нет». И это должно быть обоюдным решением родителей. Нет ничего более страшного в семье, если один родитель позволяет, а другой - запрещает. Потворствуя ребенку в его неблаговидных поступках мы способствуем вседозволенности, создаем условия для усугубления конфликтной ситуации, теряем остатки собственного авторитета.

Авторитет родителей - важная составляющая успешности воспитания в семье. Мнение родителей о людях, их поведение в кругу семьи и вне его, поступки, их отношение к работе и к посторонним людям, отношение родителей друг к другу - все это слагаемые родительского авторитета. Не прибавит авторитета способ разрядить свое плохое настроение, например, распекая ребенка за дневник. Точно так же, как его начальник распекал на работе, а недоверие, неприязнь и обиду оставит надолго.

Авторитетность родителей - не в крике (так, что рвутся барабанные перепонки), а в спокойном, терпеливом анализе ситуации и предъявление требования так, чтобы он понял: об этом говорят ему раз и навсегда.

Еще одно важное качество родителей - умение попросить прощение, если вы не правы. И еще желание учиться у них, проявлять интерес к их любимой музыке, сленгу, книгам. Авторитет не приобретается автоматически с «приобретением» ребенка. Он нарабатывается годами самоотверженного родительского труда.



 

Возможно, будет полезно почитать: