Самый красивый тела чеченский девушка. Топ «Самые красивые чеченки

2. Урок физкультуры в школе №1 в деревне Сержень-Юрт, Чечня. Все школьницы занимаются физкультурой в юбках и платках, так как спортивная одежда не соответствует исламскому дресс-коду. Девочки должны выглядеть скромнее мальчиков. (Copyright Diana Markosian)

3. Пятнадцатилетняя Хеди Кончиева пришла на свидание к своему молодому человеку в деревне Сержень-Юрт, Чечня. Пары должны встречаться в общественных местах и соблюдать дистанцию. Любая физическая близость до брака запрещена. (Copyright Diana Markosian)

4. Пара танцует на вечеринке в Шали. (Copyright Diana Markosian)

5. Половина учениц 9-го класса школы № 1, которая находится в поселке Сержень-Юрт в 30 минутах езды от Грозного, носит хиджаб. Ношение платков, закрывающих и голову и шею, является отклонением от чеченской традиции. (Copyright Diana Markosian)

6. Чеченские девушки изучают Коран в подземной медресе в деревне Сержень-Юрт, Чечня. Десятилетия религиозных репрессий со стороны светской коммунистической власти остались в прошлом, и новое поколение чеченской молодежи принимает ислам. (Copyright Diana Markosian)

7. Чеченские девушки идут в мечеть на пятничную молитву в небольшом поселке Сержень-Юрт, Чечня. (Copyright Diana Markosian)

8. В свободное от занятий время чеченские девочки сидят на лавке возле крупнейшей в Европе мечети «Сердце Чечни». Все чеченские девочки вне зависимости от вероисповедания должны покрывать голову в государственных школах и правительственных учреждениях. (Copyright Diana Markosian)

9. Родственницы чеченского поэта Руслана Ахтханова скорбят о его смерти. Поэт, который выступал против сепаратизма в Чечне, был убит в Москве. (Copyright Diana Markosian)

10. Чеченские танцовщицы ждут за кулисами в концертном зале в Грозном, столице Чеченской Республики. Во время теракта в концертном зале погибли не менее пяти человек и ещё несколько получили ранения. (Copyright Diana Markosian)

11. Чеченские артисты стоят за кулисами перед выступлением. Чеченские женщины должны носить платки в государственных учебных заведениях и правительственных учреждениях. Местные знаменитости в числе первых попытались приспособиться к ситуации, сделав головной убор модным аксессуаром. (Copyright Diana Markosian)

12. Амина Мутиева, 20-летняя студентка Исламского университета и дочь местного имама, молится перед занятиями. (Copyright Diana Markosian)

13. Девушки в ярких шелковых платках ждут своей очереди потанцевать в городе Шали. (Copyright Diana Markosian)

14. Первоклассники играют на перемене в местной школе в Грозном. На стенде (на заднем плане) висит портрет Рамзана Кадырова. (Copyright Diana Markosian)

15. Подруги Седа Махагиева, Камета Садулаева и Хеди Кончиева беседуют за обедом в школе № 1 в поселке Сержень-Юрт, Чечня. (Copyright Diana Markosian)

16. Студенты Чеченского государственного университета в Грозном смотрят концерт по случаю Международного женского дня. (Copyright Diana Markosian)

17. Студентки сидят в аудитории в Чеченском государственном университете в Грозном. Все жительницы Чечни должны носить головные уборы в учебных заведениях и правительственных учреждениях. По некоторым данным, за отказ следовать этому правилу в Чечне женщин преследуют и избивают. (Copyright Diana Markosian)

18. 25-летняя Эллина Алероева сидит дома с ребенком в Грозном. По словам Алероевой, её муж был похищен сотрудниками федеральных сил безопасности 9 мая 2011 года после обвинения в причастности к деятельности боевиков. (Copyright Diana Markosian)

19. Пятнадцатилетняя Седа Махагиева покрывает голову перед выходом из дома. Девушка говорит, что это её долг, поскольку мусульманки должны носить хиджаб. (Copyright Diana Markosian)

20. Пятнадцатилетние Седа Махагиева и Камета Садулаева одними из первых стали носить хиджаб. Девочки уже два года носят исламский головной убор, несмотря на неодобрение своих семей. (Copyright Diana Markosian)

21. 20-летняя Диана Решедова и 21-летний Бехлахан Юсупов сфотографированы в своем доме. Родители Решедовой договорились о её замужестве, но за ночь до свадьбы девушка сбежала к Юсупову, с которым тайно встречалась. Они женаты уже два года. (Copyright Diana Markosian)

23. Молодой человек смотрит на девушек из окна автомобиля с тонированными стеклами в городе Урус-Мартан. Девушек часто похищают на улицах и выдают замуж за незнакомых мужчин. В Чечне по-прежнему похищают женщин, несмотря на официальный запрет на соблюдение данной традиции. (Copyright Diana Markosian)

24. Молодые люди толпятся на свадьбе в центре Грозного. (Copyright Diana Markosian)

25. Женщины стоят у стены во время вечеринки. В большинстве случаев во время общественных мероприятий мужчины и женщины держатся отдельно. (Copyright Diana Markosian)

26. Девушки готовятся идти на свадьбу. (Copyright Diana Markosian)

27. Шестнадцатилетней Лаюсе Ибрагимовой делают прическу и маникюр в её доме в чеченском городе Урус-Мартан. Отец Лаюсы договорился о её браке с 19-летним Ибрагимом Исаевым. Перед свадьбой жених и невеста виделись всего несколько раз. (Copyright Diana Markosian)

28. 29-летний Казбек Муцаев стреляет из пистолета на закате в Грозном. Стрельба на свадьбе – это давняя чеченская традиция. (Copyright Diana Markosian)

29. Гость стреляет из пистолета на свадьбе. (Copyright Diana Markosian)

30. Шестнадцатилетняя Джамиля Идалова сидит в автомобиле вместе со своей сестрой и друзьями. Невесту похитил жених и его друзья. В Чечне по-прежнему часто похищают женщин, несмотря на официальный запрет на соблюдение данной традиции. (Copyright Diana Markosian)

The Village поговорил с чеченской девушкой, переехавшей с родителями в Москву, о том, почему чеченская молодёжь консервативнее своих родителей и как одеваться, заниматься спортом, выходить замуж, предохраняться, если ты - мусульманка.

О жизни в Чечне

Мы переехали из Чечни, как и большинство семей, во время войны - мне было три года. Папе предложили работу в Казахстане, и дюжину лет мы прожили там. Я ходила в местную школу, там почти все дети были русские. Потом по семейным делам мы вернулись в Чечню. Отец решил, что детям полезно знать свои корни.

В нашем родном городе и в послевоенное время, и по сей день нет нормальных школ. Все профессора и образованные учителя во время войны уехали, а осталось в основном сельское население. Нет ни домашних заданий, ни толком занятий, а учителя часто сами делают ошибки. Ребята заняты чем угодно, но только не учёбой: девочки думают о свиданиях, у парней своё на уме.

Но везде есть свои минусы и плюсы. Один из плюсов - менталитет. В Чечне всё прилично: никакого мата или грубостей от окружающих вы не услышите, особенно от девушек. Но первое время мне всё равно было очень тяжело, особенно из-за отношений со сверстниками. Долго не могла найти себе подругу: мне было совершенно не о чем с ними говорить.

Уже в восьмом-девятом классе все девочки - потенциальные невесты, к которым присматриваются те, у кого есть сыновья или племянники. К 10-му классу тебе уже все начинают намекать. Но и девушки сами не против: ходят на свадьбы знакомых, где к ним присматриваются. Думаю, это связано с тем, что молодым людям в Чечне толком негде знакомиться. Клубов, как в Москве, нет, поэтому отношения выстраиваются по устоявшимся традициям.

У меня, как и во всех чеченских семьях, строго ограничены гулянья


О чеченском WhatsApp и ИГИЛ

Конфликтов в Москве у меня не возникало. В меня никто не тыкал и не шептал за спиной, мол, «понаехали». Бывают, конечно, шутки в мою сторону. «У неё братья - снайперы на крыше. Говорить с ней нельзя, не садись рядом» - что-то такое говорят в университете, но я отношусь к этому с иронией. По мне, национальные конфликты - самые глупые.

Все чеченцы в Москве знают друг друга через одного. Все стараются общаться, встречаться, особенно молодёжь. Чеченцев можно встретить чаще всего в торговых центрах: например, в «Европейском», «Афимолле» или «Фестивале». Старшее поколение ходит в разные рестораны.

В университете все чеченцы общаются друг с другом. Если ты увидела в потоке чеченку, то вы по-любому будете общаться. Все думают, это потому, что мы другие национальности за людей не считаем, но это не так. Куда проще общаться с человеком твоего же менталитета и мировоззрения: не придётся объяснять миллион непонятных правил.

Конечно, у нас бывают конфликты между собой, но, если случаются какие-то неприятности, чеченцы держатся очень сплочённо. Существует предубеждение, что если тебя кто-то обидит, то сразу приедут разбираться твои чеченские братья. Честно говоря, доля правды в этом есть. Если парень-чеченец знать не знает девушку-чеченку, но видит, что с ней происходит конфликтная ситуация, он за неё заступится. У меня была смешная история на первом курсе: ко мне подошёл мальчик-чеченец с другого потока и произнёс целую речь. Сказал, что, если кто-то меня обидит, надо сразу обращаться к нему.

Среди чеченцев очень популярен WhatsApp - он есть практически у всех. Приложением активно пользуются женщины и девушки, потому что WhatsApp - главный источник информации и сплетен. В остальном чеченцы, как и остальные жители нашей страны, сидят в «ВКонтакте». Те, кто уехал из России, - в Facebook.

Я знаю, что многие молодые ребята, чрезмерно увлечённые религией, относятся положительно к ИГИЛ (в 2014 году Исламское государство было признано террористической организацией, а её деятельность на территории Российской Федерации была запрещена. - Прим. ред. ). Они считают, что поехать в Сирию - хорошо, нужно бороться, защищать своих братьев по вере и свою религию. Значит, это джихад. Но они почему-то не помнят о словах пророка Мухаммеда (с.а.в.), что в исламе «рай под ногами матери» (видимо, подразумевается притча о мужчине, который спросил у пророка Мухаммеда, стоит ли участвовать в военном походе. Пророк, узнав, что у спрашивающего жива мать, сказал: «Иди к ней и будь неотлучно с ней, воистину рай - под её ногами». - Прим. ред. ). Без разрешения родителей делать такие вещи - огромный грех.

Я отношусь ко всему этому негативно. Лично видела, сколько слёз льют матери тех ребят, которые уехали в Сирию, - оттуда часто возвращают их трупы. Поступок студентки МГУ мне совершенно непонятен.

Бывают, конечно, шутки в мою сторону.
«У неё братья - снайперы на крыше. Говорить с ней нельзя, не садись рядом»

О запрете на пижаму и любви к YSL

Мы не носим брюки: cчитается, что это мужская одежда. Поэтому мы не надеваем пижамы или джинсы. Есть чеченские семьи, в которых можно девочкам в пижамах по дому ходить, но в моей - нет. Наш отец запретил носить нам брюки лет в 11. Я могу ходить дома в домашнем коротком платье, это отец разрешает. А если на улице холодно, надо надевать тёплые колготки. Вообще, у меня есть одна пара штанов для зимы. В сильный мороз я их надеваю на улицу, и то - когда папа не видит.

В моём вузе есть физкультура, и я на неё хожу. Но есть мусульманки, которые не ходят: просто проплачивают или делают справки. В Чечне во многих школах девочек физкультурой особо не напрягают. А в Москве всё зависит от отца, от мужчины: считает ли он это нормальным. Если не разрешает, то берут девушке справку.

У нас в школе мальчики и девочки занимались вместе, но девочки особо не участвовали - сидели на скамейке. Потом появился один преподаватель советской закалки, который заставлял девочек хотя бы играть в волейбол или теннис. Многие девочки занимаются спортом до седьмого-восьмого класса, а потом всё - нельзя. На занятия физкультурой девочки надевают юбки или лосины спортивного плана, а поверх - длинные туники.

Настоящая чеченка должна одеваться без понтов. На первом месте - скромность, воспитание: именно это и надо подчёркивать. Обязательна юбка ниже колена (хотя сейчас редко кто так ходит), закрытые плечи и платок на голове. Вообще, я считаю, надо носить большие красивые платки, которые выглядят благороднее, чем косынки, как у доярок. Нас такие «треугольники» заставляли носить в чеченской школе.

В Москве я встречала по-разному одетых девушек: кто-то любит спортивный стиль (юбка с кроссовками), кто-то в чёрном, есть те, кто предпочитает более классический наряд. Среди чеченок очень популярен дом моды Etro. Пять лет назад стали открываться всякие чеченские фирмы, одна из самых известных - Firdaws. Самое главное - чтобы одежда соответствовала правилам, а так многие одеваются в той же Zara. Я заметила, что девушки любят сумки Louis Vuitton.
А сумки Yves Saint Laurent - у каждой второй чеченки.

Образ чеченки и мусульманки - разные вещи. Чеченка своим внешним видом показывает скромность и благородность, но при этом одевается современно.
А хиджабом ты не можешь показать моду и современность. Это, наоборот, такая вещь, которая прячет тебя от внешнего мира, потому что Коран предписывает женщинам «прикрывать свой аурат» - всё то, что может вызвать какие-то плохие мысли.

В Чечне сейчас есть ужасная мода: девушки покупают яркие вещи и носят безумное количество макияжа. Ты проходишь мимо них и не можешь не посмотреть, а это уже противоречит самой идее хиджаба. Свою красоту ты можешь показывать семье, а целиком - только мужу. Надевая хиджаб, ты можешь только чуть-чуть подкрасить глаза. Никаких накрашенных губ - это уже грех: ими ты вызовешь порочные мысли.

Cумки Yves Saint Laurent есть у каждой второй чеченки

О свиданиях

Моя мама воспитывалась в соответствии с адатами (доисламские обычаи и народные юридические практики. - Прим. ред. ), и меня она растила по ним. Поэтому я стараюсь соответствовать канону чеченской девушки, несмотря на новые веяния. Парни сейчас очень расстроены тем, что большинство девушек ведут себя неподобающе. Во времена моей мамы девушки не вздумали бы грубить мужчине, а сейчас многие чеченки могут ответить так, что мало не покажется.

В послевоенное время все разъехались из Чечни по разным городам и странам, и девушки воспитывались вдалеке от родины, впитывали другой образ жизни. Если сейчас на них посмотреть, то сразу и не скажешь, чеченки ли они. Поэтому у многих парней включается опекунство: так они пытаются сохранить образ чеченской девушки, которая не должна разговаривать с посторонними, а должна быть скромной и неприкосновенной. При этом нельзя быть высокомерной, надо вызывать уважение.

Раньше чеченские девушки вообще не выходили за порог своего дома - с ними можно было познакомиться, только когда они шли к роднику за водой. Моя мама уже могла выйти на свидания. Это не значит, что можно было держаться за руки. Всё сдержанно: гуляли на расстоянии метра в сопровождении сестры или подруги девушки. Конечно, пара могла отойти поговорить. Мама могла выйти к одному, ко второму.

Классический сценарий того, как складываются отношения между чеченскими парнем и девушкой, сейчас такой. Парню нравится девушка, он достаёт её номер и зовёт на свидание. В Чечне все знают, что девушка может общаться с другими парнями, только пока она не замужем, в поиске. Когда у пары уже всё серьёзно, девушка не должна больше ни с кем общаться. В Москве нравы строже: даже если общение только началось, парни очень категорично относятся к твоему общению с другими молодыми людьми. Сейчас молодые люди гуляют, но на большой дистанции друг от друга. Подходить близко к девушке не просто некрасиво, а запрещено по адату. Даже будучи супругами, вы не должны прилюдно выражать свои эмоции и чувства: отношения - не для публики.

Даже если ты встречаешься с молодым человеком очень долго, до брака секса у вас быть не может. Это запрещено и в исламе, и по адатам. Даже сегодня недевственницы рассматриваются как второсортные невесты. Если парень уважает себя и свою семью, он никогда не возьмёт в жёны такую девушку. Если девушка уже побывала замужем, на неё спрос падает. Но если женщина овдовела и хранит верность умершему мужу, её очень уважают.

Я дружу со своей мамой, но не настолько, чтобы обсуждать с ней свою личную жизнь. Мне кажется, напрямую такое обсуждать неприлично. Могу намекнуть, но не больше. Для меня секс до брака недопустим. Как и раньше, добрачный секс в Чечне очень строго осуждается. Лет двадцать назад за такое мог убить и собственный отец. Может быть, для кого-то это дико, но нас так воспитывают с детства. Вести вольный образ жизни - значит оскорблять честь своей семьи, а это большой грех.


О замужестве

Замуж я смогу выйти только за мусульманина. Но я не осуждаю тех, кто выходит замуж за нечеченцев. Для меня важнее религия, чем национальность. Мой отец, очень консервативный человек, скорее всего, настоит на том, чтобы будущий зять был всё-таки чеченцем. Я хочу традиционную семью, но без экстремизма. Хочется, чтобы я и мой будущий муж смотрели в одном направлении, чтобы у нас была общая цель, он разделял моё мировоззрение.

Поколение моего отца - те, кому около пятидесяти, - больше придерживается адатов, чем религии. Жёны, сёстры, мамы могут ухаживать за мужчинами, нести всё на себе, а у мужей - любовницы. Жена страдает, но молчит - этого я не могу понять. Для моих сверстников ислам превыше всего, у них более уважительное отношение к женщинам.

Нормально выходить замуж в 20–23 года. Раньше выдавали девушек моложе 18 лет. Если не вышла замуж в 25, то тебе уже идут предложения от мужчин 30–40 лет. Если тебе уже 30, то выйти замуж тяжелее: часто такие женщины выходят замуж за разведённых или вдовцов 40–50 лет. Меня родители не торопят: мама хочет, чтобы я сама выбрала и время, и человека. Конечно, они тоже будут смотреть: нормальный ли он, из хорошей ли семьи. Но они сами знают, что я плохого человека не выберу. Со мной ничего не сделают, если я не выйду замуж. Но родители будут расстроены: всё-таки замужество и дальнейшее благополучие дочери - счастье для любой мамы.

Образ чеченки и мусульманки - разные вещи. Чеченка своим внешним видом показывает скромность и благородность, но при этом одевается современно

О многожёнстве и свадьбе Луизы

Говоря о многожёнстве, надо понимать, что есть те, кто воспринимает ислам правильно, и те, кто трактует его под себя. Некоторые мусульмане (преимущественно в Дагестане) берут себе вторую жену, чтобы люди не тыкали в неё пальцем, как в любовницу. Потому что в исламе нельзя иметь женщину на стороне, это карается очень строго - грех. В исламе многожёнство разрешено только в том случае, если ты по-настоящему религиозный человек и сможешь в равной степени осчастливить своих жён. Это тяжело.

К женитьбе 17-летней Луизы Гойлабиевой и Нажуда Гучигова, человека Кадырова, я отношусь неоднозначно. Я ещё понимаю разницу в 15 лет между супругами, когда, например, женщине 40, а мужчине - 55. Женщины раньше стареют, и это будет выглядеть нормально, тем более с возрастом. Но когда между людьми такая большая разница? Бесспорно ясно, зачем ему такая молодая женщина.

Разница в возрасте меня смущает так же, как и тот факт, что это вторая жена. Хотя бывают разные ситуации. Например, у тебя уже есть молодая жена и ты берёшь себе какую-нибудь вдову постарше под крыло из благородных целей.
А тут понятно, из каких целей. Никак не могу это оправдать. Даже если там есть какие-то чувства, мне кажется, девочка очень наивна: повелась на деньги, статус. Видимо, не думала, что всё так далеко зайдёт.

Свадьба Луизы была не по традиции. Мы не ходим в загс. Все мои знакомые говорили: «Они бы ещё „Горько!“ кричали». Всё это - политический ход. И лицо невесты убитое, как на похоронах, - это чересчур. Даже западные страны уже знают об этой ситуации.

Я много раз была на традиционных чеченских свадьбах. По чеченскому обычаю невеста на свадьбе не должна проявлять никаких эмоций: замужество для неё означает разлуку с домом. Это, по сути, печальное событие, и сторона невесты ничего не празднует, они выдают невесту. Празднует сторона мужа.

В чеченских обычаях не парень делает предложение, а девушка. Она даёт кольцо или какую-то свою вещь как обещание, что ни за кого больше замуж не выйдет.
А если потом передумала и собралась замуж за другого, первый может прийти и забрать тебя, предъявив эту вещь. Родственники уже ничего не смогут сделать: сама виновата, раз пообещала. Иначе роняешь честь семьи.

При помолвке обычно кто-то из старших - брат или отец - приходит в дом девушки, разговаривает с её отцом, сообщает о намерениях. Как правило, отец девушки не в курсе её отношений, если ему жена не рассказала. Напрямую отец и дочь тему никогда не обсуждают. Если у меня появится молодой человек, я не буду говорить отцу: нельзя, некрасиво.

О контрацепции и разводах

После выхода замуж всякое общение женщины с другими мужчинами полностью прекращается. Только лет через десять возможны какие-то разговоры.
По адатам, женщине положено молчать и слушаться мужчину. Жена должна советовать и помогать, быть опорой, но последнее слово - за её мужем.

Есть несколько вариантов поведения чеченской жены: либо она даёт понять, что всё решает мужчина, а она на втором плане, либо она манипулирует мужем, но выглядит это так, будто он опять главный. В семьях бывают и партнёрские отношения: все вопросы решают совместно.

Разводы в мусульманском праве не практикуются. О них не может быть и речи. Если у тебя какие-то проблемы в семье, надо терпеть и не жаловаться. Раньше женщин даже били - в старшем поколении особенно много таких историй. Сейчас это тоже иногда встречается. Если тебя избил муж, это не афишируют. Раньше вообще это ни с кем не обсуждали и жили дальше с таким мужчиной. Если совсем всё плохо, ты можешь вернуться обратно в семью. Но если ты выходила замуж без одобрения родителей, тебя не примут назад: сама виновата. У нас браки редко кто оформляет в загсе, поэтому формально нет проблем с разводом. Но если вы зарегистрировались, ты можешь уйти в свою семью, не подавая заявление.

Предохраняться или нет - личное дело каждого. Сейчас молодые и адекватные люди пользуются контрацептивами. В исламе на это, насколько я знаю, запрета нет. Главное - чтобы всё происходило в браке. Не обязательно, чтобы в семье было 20 детей: пусть будет один, но хорошо воспитанный. В исламе всё очень просто и логично, а хорошее не запрещается. Просто некоторые люди усложняют сам ислам.

В исламе беременная женщина и мать имеют огромное значение. Аборты запрещены, но в Коране есть оговорки. Аборт разрешён, например, если беременность угрожает жизни женщины. Если срок немаленький, женщина может собой пожертвовать - и будет в раю за такой поступок.

В случае, если ребёнок может родиться инвалидом, аборт категорически невозможен: на всё воля Всевышнего, ребёнок может выздороветь. И если родился инвалид, значит, это испытание от Всевышнего и нужно пройти его достойно. Инвалид тоже имеет право на жизнь, и сделать его счастливым по исламу тоже возможно.

Жена должна советовать и помогать, быть опорой, но последнее слово - за её мужем. Если у тебя какие-то проблемы в семье, надо терпеть и не жаловаться

О карьере

Испокон веков считалось, что вся ответственность за семью лежит на мужчине, поэтому раньше чеченские женщины не работали. Считалось, что если женщина хочет работать, значит, её муж недостаточно обеспечивает. Мужчины чувствовали себя за это униженными.

Сейчас всё изменилось, и у наших женщин появилась возможность работать. Всё зависит от твоего желания, а парни к этому относятся спокойнее. Конечно, мужчинам хочется, чтобы дома было уютно, и поэтому дом всегда на первом месте. Ты можешь работать, но в доме всё равно должно быть всё приготовлено и убрано. Муж, приходя с работы, не должен думать ничего плохого.

Я сейчас учусь и в будущем планирую работать по специальности. Надеюсь, что человек, с которым я захочу связать свою жизнь, будет не против. Я считаю, что работа должна быть для души, а не ради денег. Чеченские девушки учатся самым разным специальностям, но главное при этом - не выходить за рамки приличия. Журналистом чеченская женщина вполне может стать.

Есть профессии, о которых чеченские женщины десять лет назад и подумать не могли. Например, работа моделью в чеченском доме моды. Там нет ничего такого, как в мировой модельной индустрии, но раньше и это казалось нереальным. Сейчас вообще появилось очень много талантливых чеченцев-фотографов, художников, творческих людей. Прежде это казалось странным: мол, ты чеченец и занимаешься таким. У нас на родине даже не принимали великого Эсамбаева (Махмуд Эсамбаев - чеченский артист балета, актёр и балетмейстер. - Прим. ред. ).

Сейчас чеченские мужчины заинтересованы в образованных жёнах. Может, кому-то и проще купить своей женщине диплом, чтобы она меньше времени тратила в вузе. Но обычно мужчина только за, если девушка получает высшее образование.

Текст: Анна Екомасова
Иллюстрации: Настя Григорьева

Фотограф Диана Маркосян, работая на московское агентство в 2010 году, попросила, чтобы ее направили в Чечню. Диане, которая выросла в России, но училась в США, на тот момент было всего двадцать лет, она проявляла интерес к истории печально известного региона.

«Агентство отказалось направлять меня в Чечню, поэтому я решила поехать туда сама. Грозный стал моей целью, а затем и домом».

После первой поездки Диана снова вернулась в Чечню, куда многие ее коллеги, как она призналась, не хотели ехать. В ноябре прошлого года Диана окончательно переехала сюда. По ее словам, жить и работать в Чечне достаточно рискованно и опасно, очень часты случаи похищения девушек. Хотя власти России и говорят о том, что после более чем десятилетия войн мирная жизнь в регионе наладилась, но это далеко не так.
В своем фотопроекте Маркосян попыталась продемонстрировать жизнь девушек, живущих в Чечне. «Одно дело приехать сюда на неделю, как я делала раньше. Совсем другое - остаться здесь и прочувствовать переживания местных девушек».


Чечня после распада СССР пережила волну исламизации. Для местных жителей стало обязательным ношение одежды, соответствующей религиозным канонам, участились полигамные и ранние браки, отношение к женщинам у мужчин стало более консервативным. Глава Чеченской республики Рамзан Кадыров публично заявил, что женщины являются собственностью их мужей.

Кроме религиозных ограничений жизнь чеченок осложнена социальными условиями. В республике отмечается высокий уровень безработицы. Многие молодые девушки, даже становясь матерями, вынуждены жить со своими родителями.

Диане пришлось изменить свой подход к работе, так как местные люди относились к ней с недоверием и опасались демонстрировать ей свой повседневный быт. К примеру, казалось бы, невинная фотография курящей женщины может иметь самые пагубные последствия для курильщицы.

Маркосян приходилось проводить недели рядом с «моделями», прежде чем ей удавалось сделать хотя бы кадр. Те девушки и женщины, которых она включила в свой проект, являются отражением происходящих в Чечне процессов.

Свидание

15-летняя Хеди Кончиева на свидании со своим парнем в деревне Сержень-Юрт. Встреча должна проходить в общественном месте, молодые люди при этом должны сидеть на приличном расстоянии друг от друга. Любая форма интимного контакта строго запрещена, а те девушки, которые имели половой контакт до брака, рискуют быть убитыми от рук своих же близких.
Фотография: Diana Markosian

Седа Махагиева

15-летняя Седа Махагиева надевает хиджаб, прежде чем выйти из дома. Седа говорит, что это ее долг как мусульманки.
Фотография: Diana Markosian

Пара танцует на вечеринке в городе Шали, 30 км от Грозного.
Фотография: Diana Markosian

Фарида Мухаева

13-летняя Фарида Мухаева танцует на свадьбе своей подруги. Согласно традиции, чеченская невеста должна скромно стоять во время церемонии в уголке, а жених редко появляться у всех на виду.
Фотография: Diana Markosian

Гости танцуют на свадьбе, один из них при этом размахивает пистолетом.
Фотография: Diana Markosian

Школьницы

Ученицы девятого класса школы в селе Сержень-Юрт. В отличие от прошлых поколений, половина из них носит хиджаб.
Фотография: Diana Markosian

Девушки изучают Коран в подземной медресе, религиозной школе, в селе Сержень-Юрт.
Фотография: Diana Markosian

Инвалиды

Футбольная команда инвалидов, которые пострадали от противопехотных мин, тренируется в спортивном зале на окраине Грозного. Более 3000 несчастных случаев, причина которых - мины, произошло в Чечне, начиная с 1994 года.
Фотография: Diana Markosian

Девушки возвращаются домой после утренней молитвы в селе Сержень-Юрт. Они носят хиджаб уже на протяжении двух лет, несмотря на неодобрение их семей.
Фотография: Diana Markosian

На окраине Грозного во время заката 29-летний Казбек Мутсаев совершает праздничный выстрел как требует того старый свадебный обычай в Чечне.
Фотография: Diana Markosian

16-летняя Лаюса Ибрагимова читает свадебную клятву в присутствии местного имама. Согласно традиции, чеченские пары читают клятвы по отдельности
Фотография: Diana Markosian

Лаюсе Ибрагимовой укладывают волосы и делают маникюр у нее дома в городе Урус-Мартан. Ее отец отдал
Лаюсу замуж за 19-летнего Ибрагима Исаева. До свадьбы Лаюса и Ибрагим общались всего несколько раз.
Фотография: Diana Markosian

Школьницы

Школьницы сидят на скамейке у мечети «Сердце Чечни» в Грозном. Мечеть является крупнейшей в в России и в Европе.
Фотография: Diana Markosian

Чеченская девушка

Друзья Седы Махагиевой поправляют ее головной убор в ее доме в селе Сержень-Юрт. Седа носит хиджаб, несмотря на неодобрение матери.
Фотография: Diana Markosian

Гости с нетерпением ждут друзей жениха, чтобы забрать невесту из ее дома в день свадьбы.

Фотография: Diana Markosian

Суровые красавицы

Большинство россиян считают, что современная чеченка - черноволосая, черноглазая женщина, запуганная мужем или отцом. Однако на самом деле настоящие чеченские женщины совсем иные. Давайте посмотрим портрет настоящей жительницы Чечни и восхитимся этими нежными и верными женщинами.

Вопреки устоявшемуся мнению, что чеченки, как многие представительницы Кавказа, смуглые и с черными волосами, это абсолютный миф. Достаточно пару часов погулять по Грозному, чтобы удостовериться в этом.

Экспертное мнение

Сайд-Магомед Хасиев
ученый-этнограф

"- Для антрополигической внешности чеченки характерны светлые глаза, светлые волосы, безволосый покров кожи, округлое лицо. Чеченки высокие, и у них пропорциональное тело, с длинной и узкой талией. Характер чеченок, как у представительниц земледельческого народа, проповедующего изысканную миролюбивость, мягкий и неагрессивный. В целом можно сказать, что у чеченок в обыденной жизни легкий, необременяющий характер."

Сам русский, мне почти 47 лет, «повидал» множество женщин, к чеченкам отношусь непредвзято, так же, как и своим женщинам. Сказать по правде, среди чеченок большая редкость смуглая (я имею в виду очень смуглая) кожа. Они имеют либо телесный, либо совершенно белый цвет лица. И среди них достаточно часто можно встретить очень красивую девушку. Они, как правило, редко бывают полными, они самые высокие на Кавказе девушки, самые статные, с осанкой. У них большие миндалевидные глаза, красивые брови, редко встретишь узкогубых или большеротых, как правило, точеные скулы, ни у одной нет больших щек. Есть у некоторых чеченок и черты, которые их портят, это лишние волосы, однако если этот фактор есть у большинства чеченок, то у меньшинства он заметен, то есть чаще всего он не имеет ярко выраженный характер. Красоту чеченок воспевали русские классики. Не у всех из них большие носы, и даже у кого нос крупноват, не факт, что он портит такую девушку. В целом они томные, чувственные, скромные, сдержанные."
Mykola alex, обсуждение на сайте lovehate.ru




Чеченские женщины и по нравам, и по одежде сильно отличаются от жительниц соседних регионов. К примеру, вместо брюк, которые с удовольствием носят мусульманки соседних регионов, чеченки всегда носят юбки или платья. На протяжении долгих лет в республике остаются в моде юбки, зауженные книзу, из-за которых женщины не могут ходить широкими шагами. Вообще, несмотря на то что в выборе одежды женщин Чечни никто не ограничивает, они стараются соблюдать скромность. Сейчас в моду вошла мусульманская одежда и все чаще на улицах Грозного и в деревнях можно встретить женщин в хиджабах.

Модельеры из Чечни удивили любителей роскоши

Характерно, что даже во время активных военных действии на территории республики женское население сумело сохранить в одежде национальные традиции. В наряде чеченки на первое место ставят женственность, а не практичность. В любую погоду - в снег, в жару - даже если чеченка выскочит на минутку в соседний магазин за хлебом, то оденется как на праздник.

"В конце XX - начале XXI века внешний образ чеченской женщины, ее роль в семье и обществе претерпели заметные изменения. Связано это с неизбежными процессами развития общества и изменениями в соответствии со временем поведенческих стереотипов. Изменения коснулись прежде всего внешней стороны, и наиболее заметно они отражаются на тех поколениях, которые выросли в конце 80-х - начале 90-х годов XX века. Молодые чеченские девушки и женщины начала XXI века отличаются большей эмансипированностью, причем проявляется это во многих аспектах их жизни и быта, начиная с внешнего облика. Если в традиционном чеченском обществе роль и статус девушки, женщины (замужняя она или нет, вдова, разведенная) можно было определить по одежде и ее деталям (по фасону, цветовой гамме, украшениям, манере завязывать платок и т. д.), то в современном обществе молодые чеченские девушки, женщины часто одеваются сообразно моде, не соблюдая прежних условностей."
Сулейман Демилханов, историк

Современные чеченки самодостаточны и неуязвимы перед суровыми реалиями жизни. Во время войны много семей осталось без глав семей, и именно женщинам пришлось в одиночку поднимать детей и делать из них полезных членов общества. В республике даже отмечают День чеченской женщины, имеющий статус общенационального праздника. Если в сравнительно недавнем прошлом чеченская девушка из-за предрассудков была ограничена в получении высшего образования, то теперь она вольна в своем выборе наряду с мужчинами. И хотя в Чечне принято, чтобы женщины слушались отцов, старших братьев, а после свадьбы - мужей, забитыми и безвольными их назвать никак нельзя.

"В традиционном чеченском обществе девушка, выходя за порог дома, всегда должна была оставаться в поле зрения родственников и односельчан, чтобы ни на секунду не могло возникнуть и тени сомнений в ее чести и целомудренности. Одной из причин того, что девушек не пускали учиться в средние и высшие учебные заведения, располагавшиеся в основном в городе Грозном, было именно это обстоятельство. Даже свидания молодые назначали в людном месте - возле родника, откуда сельчане брали воду. Сегодня, конечно, такая практика почти повсеместно ушла в прошлое и чеченки получают образование даже в европейских вузах."
Сулейман Демилханов, историк



 

Возможно, будет полезно почитать: