Социально экономические проблемы малоимущих. Характеристика малоимущих и малообеспеченных людей, их социальные проблемы. Теория и реальность: это важно

Значение прожиточного минимума для определения малообеспеченности граждан

Понятие малообеспеченный гражданин синонимично понятию малоимущий гражданин. Под малоимущими семьями и малоимущими одиноко проживающими гражданами понимаются семьи и одиноко проживающие граждане, которые имеют среднедушевой доход ниже величины прожиточного минимума. Прожиточный минимум - стоимостная оценка потребительской корзины, а также обязательные платежи и сборы. Величина прожиточного минимума на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения в целом по РФ и в субъектах РФ определяется ежеквартально. Порядок признания граждан малоимущими. Расчет среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для решения вопроса о признании их малоимущими и об оказании им государственной соц. помощи осуществляется органом соц. защиты населения по месту их жительства либо пребывания, в который поступило письменное заявление гражданина или лица, являющегося его представителем. Особенности соц. обслуживания малообеспеченных В федеральном законе «Об основах соц. обслуживания населения в РФ» определено, что соц. обслуживание предоставляется гражданам, находящимся в трудной жизненной ситуации. Малообеспеченность относится к категории трудная жизненная ситуация. Рассмотрим какие услуги и помощь могут получить малоимущие. Соц. услуги предоставляются на дому, в полустационарных и стационарных условиях учреждениями соц. обслуживания бесплатно: одиноким гражданам пожилого возраста (одиноким супружеским парам) и инвалидам, получающим пенсию в размере ниже прожиточного минимума, установленного для данного региона; гражданам пожилого возраста и инвалидам, имеющим родственников, которые не могут в связи с отдаленностью проживания, малообеспеченностью, болезнью и другими объективными причинами обеспечить им помощь и уход, при условии, что размер получаемой этими гражданами пенсии ниже прожиточного минимума, установленного для данного региона; гражданам пожилого возраста и инвалидам, проживающим в семьях, среднедушевой доход которых ниже прожиточного минимума, установленного для данного региона. Гос. социальная помощь Гос. социальная помощь - предоставление малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам, а также иным категориям граждан социальных пособий, субсидий, социальных услуг и жизненно необходимых товаров. Соц. пособие - безвозмездное предоставление гражданам определенной денежной суммы за счет средств соответствующих бюджетов бюджетной системы РФ. Субсидия - имеющая целевое назначение полная или частичная оплата предоставляемых гражданам социальных услуг. Оказание государственной соц. помощи осуществляется в следующих видах:

    денежные выплаты (соц. пособия, субсидии и другие выплаты);

    натуральная помощь (топливо, продукты питания, одежда, обувь, медикаменты и другие виды натуральной помощи).

14. Эконом. Дифференциация и экономический статус: сущность и факторы влияния.

Эконом. дифференциация представляет собой неравномерное распределение экономических ресурсов среди субъектов экономического взаимодействия. Экономическую дифференциацию мы будем рассматривать в контексте социально-экономического неравенства населения. В данном случае в основу неравномерного распределения ляжет разница в доходах между разными социально-демографическими группами населения. Ни одной эконом. системе не удалось ликвидировать неравенства доходов и богатства семей. Неравенство доходов и богатства может достигать огромных масштабов и тогда оно создает угрозу для политической и эконом. стабильности в стране. Поэтому практически все развитые страны мира постоянно реализуют меры по сокращению такого неравенства. Однако у абсолютного равенства в доходах тоже есть обратная сторона. Дело в том, что такая организация эконом. жизни убивает у людей стимулы к производительному труду. Ведь все мы рождаемся разными и наделены разными способностями, некоторые из которых встречаются реже других. Поэтому на общенациональном рынке труда спрос на такие способности намного превышает предложение. А это ведет к росту цены трудовых способностей таких людей, то есть их доходов. Поэтому оплачивать дея-ть людей приходится по-разному. И поскольку врожденные способности к труду у людей различны, а на это еще наслаиваются различия в приобретенной квалификации и опыте (человеческом капитале), то результатом становятся существенные различия в уровнях доходов. В силу этого определенное неравенство доходов; следует признать нормальным. Более того - это крайне важный инструмент поощрения трудовой активности людей. Экономический статус на микро и макроуровнях. Экономический статус - позиция или положение индивида, группы, организации и т.п., определяющиеся с точки зрения размера или источника дохода, величины собственности, стандарта благосостояния. Экономический статус на макроуровне представляет собой экономическое положение населения регионов - субъектов РФ, а на микроуровне - отдельных индивидов и социальных групп. Статусная иерархия - классификационный порядок неравенства соц. престижа в зависимости от различного положения индивидов в соц. системе. Поляризация доходов населения служит основой для статусной иерархии населения, которая в современной России выстраивается по степени материальной обеспеченности граждан. Сущность и причины экономического расслоения общества . Люди получают доходы в результате того, что либо создают собственный бизнес (становятся предпринимателями), либо предоставляют находящиеся в их собственности факторы производства (свой труд, капитал или землю) в пользование другим людям или фирмам. А те используют эту собственность для производства нужных людям благ. В таком механизме формирования доходов изначально заложена возможность их неравенства.

Малоимущие - это те, у кого доход на семью (разделенный на каждого члена семьи) ниже величины прожиточного минимума, который установлен для каждого конкретного региона страны.

Малообеспеченность - особое состояние материальной необеспеченности людей, когда доходы человека или семьи не позволяют поддерживать общественно-необходимое для жизнедеятельности потребление, что выступает фактором социального риска.

Социальные проблемы - вопросы и ситуации, которые прямо или косвенно влияют на человека и, с точки зрения всего или значительного числа членов сообщества, являются достаточно серьёзными проблемами, требующими коллективных усилий по их преодолению .

Главная проблема малоимущих и малообеспеченных граждан в том, что по причине отсутствия или недостаточности средств они не могут удовлетворить свои основные потребности, необходимые для сохранения здоровья и обеспечения жизнедеятельности.

Существует несколько видов потребностей:

  • 1) Физические. Это основные потребности человека, такие как еда, вода, сон, жилище.
  • 2) Эмоциональные. Это потребность в успешности, любви, доверии.
  • 3) Интеллектуальные. Получение различной информации, защищенность от информационных перегрузок и дезинформации.
  • 4) Духовные. Осознание собственной состоятельности как личности, самосовершенствование, познание себя и своего места в мире (см. рисунок 1.7)

Рис. 1.7

Проблема социальной защиты малоимущих граждан затрагивает не только отдельных индивидов, но и семьи в которых они проживают, особенно если в этих семьях имеются несовершеннолетние дети. Семья - социальный институт, она выполняет важные воспитательные функции, и если она переживает экономические трудности, процесс воспитания даёт сбои. Выросшие в таких семьях дети, впоследствии могут испытывать различные трудности, в том числе и трудности социальной адаптации, что негативно влияет на обществе в целом (см. рисунок 1.8).


Рис.1.8

Здоровая в социальном плане семья закладывает в своих детях положительные качества и из таких детей, как правило, вырастают достойные члены общества. Проблема же заключается в том, что малообеспеченной семье трудно поддерживать нормальный социальный статус, что в свою очередь отрицательно сказывается и на воспитательной роли семьи. Следовательно, малообеспеченная семья является особым объектом социальной защиты, так как она в большей мере подвержена влиянию экономических проблем .

Малообеспеченные граждане вынуждены во многом себя ограничивать. Это касается жилищных условий, питания, одежды, необходимой техники для нормальной жизнедеятельности. Члены малообеспеченной семьи не могут позволить себе многого, что является обычным для семей с нормальным достатком. Им недоступны в полной мере услуги здравоохранения, образования, полноценный отдых.

Все люди, независимо от их возраста и социального статуса, стремятся к достижению богатства! С этим утверждением спорить практически невозможно! Только не каждому это богатство дается легко. А многим оно вообще не дается. Почему же так происходит? Можно ли объяснить такое развитие событий объективными причинами? Конечно же, такие причины существуют.

Основные причины бедности

Привычка откладывать деньги на трудные времена

Первая причина в нашем списке является наиболее очевидной. Это привычка откладывать деньги на трудные времена. Казалось бы, в данной привычке нет абсолютно ничего плохого. Но в этом случае всё не так просто, как кажется на первый взгляд!

Дело в том, что жизнь человека состоит преимущественно из этих самых трудных времён. Причём, социальные стандарты каждого индивида повышаются на протяжении всей жизни. Это значит, что каждый последующий период будет отличаться повышенными запросами. Таким образом, отложенные деньги никогда не смогут уравновесить существующие запросы. Так и проходит всю жизнь человека: он гонится за деньгами, за той неопределённой цифрой, достижение которой просто невозможно. При этом человек отказывает себе абсолютно во всех материальных ценностях, А значит и в повышении качества своей жизни.

Помимо того данные сбережения постепенно будет «съедать инфляция». Чтобы не потерять деньги стоит воспользоваться банковским вкладом или инвестировать их в ценные бумаги.

Подсознательное программирование и менталитет

Следующей причиной бедности является подсознательное программирование. Ведь еще с самого детства человек привыкает к определенным социальным стандартам. И в том случае, если родители не отличались высоким материальным достатком, то ребёнок привыкает к такому порядку вещей. Все эти потёртые диваны, старые телевизоры и ветхая одежда становятся для человека чем-то вполне обыкновенным.

Здесь можно говорить об установлении некой социальной планки, через которую не сможет перешагнуть человек на протяжении всей своей жизни. В это же время, менталитет является неким продолжением такого вот подсознательного программирования в детском возрасте. Менталитет отражает тот в порядок вещей, который стал для человека нормой. Так что эти два понятия взаимно дополняют друг друга.

Комплекс Золушки

Комплекс Золушки также является одной из самых главных причин бедности, а также следствием психологического программирования в детском возрасте. Если ребенок постоянно ходит в старых вещах, пользуются старыми бытовыми приборами, да и вообще его жизнь проходит в подобной обстановке, то и в более взрослом возрасте человек уже не может отказать своим устоявшимся привычкам. Такой человек будет постоянно на себе экономить, считая свою персону недостойной покупки новых вещей и финансовых затрат в целом. В то же время, подобная особенность абсолютно не зависит от текущего уровня финансового достатка индивида. Такой человек может достичь значительных высот в плане финансов, но при этом оставаться бедным, как в душе, так и по внешним признакам.

Мещанство

Мещанство является одной из самых главных причин бедности. Подобное проявление характера человека до сих пор часто встречается среди населения. В чём проявляется мещанство? Если человек пользуется теми вещами, которые давно уже вышли из моды, но при этом у него есть и новые вещи, которые бережно при этом хранятся, то его можно назвать мещанином. Таким образом, человек постоянно пользуются старые вещи, потому что новые вещи постепенно приходят в негодность на полках шифоньера, или же в дальнем углу кладовой комнаты. Данный принцип можно характеризовать довольно долго, но смысл заключается в том, что не стоит становиться рабом своих собственных вещей. Ведь вещи всецело должны служить обеспечению комфортной жизни человека.

Банальное хвастовство также является одной из основных причин бедности. Почему же так происходит? Большое количество людей обладают одной существенной слабостью: они любят хвастаться своим достатком. А ведь в современном мире практически всё рассчитано на общество потребителей. Бизнесмены и маркетологи только мечтают о том, чтобы побудить обычного человека совершить какую-нибудь покупку. Огромные деньги ежегодно вливаются в сферу рекламы. Благодаря всему этому создается культ определённого образа жизни. И этот образ жизни обязательно имеет свои материальные атрибуты.

Именно поэтому человек будет стараться купить последнюю модель телефона, автомобиль определённой марки, будет стараться поехать именно на тот курорт, который широко разрекламирован. По факту же все перечисленные товары и услуги могут не иметь абсолютно никаких преимуществ перед другими конкурентными товарами и услугами. А может быть, легко можно обойтись в своей жизни и без всего этого. Несколько фотографий с очередного курорта явно не стоят тех денег, которые тратятся на поездку и проживание. Умение противостоять желанию похвастаться является одним из обязательных факторов для противостояния бедности в целом.

Фактор экономической ситуации в стране

Глупо отрицать тот факт, что экономическая ситуация в стране играет ключевую роль при оценке уровня бедности в общем. А также относительно определённого человека. Ведь чем богаче страна, тем выше уровень жизни населения и его финансовое благосостояние. Как бы там ни было, а данный фактор играет одну из главных ролей. Недаром ведь многие успешные специалисты просто меняют страну проживания, ведь другое государство зачастую может предложить лучшие условия, а их профессиональный опыт будет оплачен на более высоком уровне. Так что от страны проживания также зависит очень многое.

Следующей причиной бедности являются отсутствие элементарной финансовой грамотности. Среднестатистический человек отдает около пятнадцати лет своей жизни для нужд образования. Но ни одна школьная программа не предусматривает толкового изучения финансового дела на бытовом уровне. Высшее учебное заведение также не предоставляет такой возможности. Конечно же, если это не учебное заведение с экономической направленностью. В любом случае, личным финансам уделяется очень мало внимания. Подобные знания человеку черпать просто неоткуда. Вот еще одна из причин бедности.

Излишняя щедрость

А теперь постарайтесь вспомнить все свои хорошие поступки. А именно те поступки, которые относятся к финансам. Как часто вы помогали другим людям, делясь с ними деньгами? Это необязательно могут быть совершенно посторонние люди. Зачастую в такой роли выступают и близкие люди. А ведь именно друзьям и родственникам отказать сложнее всего.

Тем не менее, следует четко уяснить для себя тот факт, что деньги относятся к категории сугубо личного имущества. Никто не вправе заглядывать вам в карман. И никто не вправе требовать от вас ваши же деньги. Поэтому стоит научиться твердо отказывать всем подобным просителям. Тем более что чаще всего такие люди просят в долг, но потом не выполняют свои обязательства в надежде на то, что вы просто забудете об этом долге. Зачем же иметь дело с такими людьми? Особенно если речь идет о накоплении собственного богатства!

Вот мы и перечислили семь основных причин бедности. Данный перечень позволяет наглядно увидеть те факторы, которые в значительной степени препятствуют достижению желаемого богатства. В то же время, шаг за шагом переборов в себе симптомы каждого из этих факторов, вы сможете навсегда вычеркнуть проявления бедности из своей жизни!

С радостью отвечу на все вопросы в

Бедность - состояние нужды, нехватки жизненных средств, не позволяющее удовлетворить насущные потребности индивида или семьи. Бедность характерна для любой экономической системы, она может быть скрытой (латентной) или открытой и присуща практически всем странам, в том числе и высокоразвитым.

Бедность всегда являлась актуальной проблемой, но в современной России этот вопрос стоит особенно остро. В настоящее время значительная часть населения находится за чертой бедности или близко к границе «социального дна». Это особенно заметно на фоне сильного расслоения, когда разница в доходах бедных и богатых составляет десятки, сотни и тысячи раз.

Бедность возникает, разрастается или, наоборот, преодолевается и идёт на убыль в зависимости от того, какую социально-экономическую систему избрало государство, какой тип общественного воспроизводства осуществляется, каков хозяйственный механизм и социально-экономический курс, насколько высок уровень законодательно-исполнительской дисциплины органов государственной власти всех уровней.

В современной России к малообеспеченным следует причислять не только неработающих пенсионеров, инвалидов, непригодных к найму безработных, беспризорников, некоторую часть трудовых мигрантов. По данным Всероссийского банка, в число малообеспеченных в России попадают прежде всего работающие, родители-одиночки (главным образом одинокие матери), воспитывающие несовершеннолетних детей. Также к наиболее уязвимым группам можно отнести молодёжь, неспособную найти работу после окончания учебного заведения. А так как заработная плата является основным источником денежных доходов большинства населения, то простая неспособность получить работу практически автоматически означает бедность.

Особой проблемой для современной России является стремительная феминизация малообеспеченности. Женщины особенно подвержены бедности из-за ограниченного доступа к пособиям, заработной плате и доходам в неформальном секторе. Положение женской части населения утяжеляет массовая, затяжная безработица. Женщин сокращают и увольняют в первую очередь, что объясняется тем, что женщины в силу своих обязанностей по продолжению рода нуждаются в дополнительных льготах (невыгодных для работодателей).

Анализ доходов социально-демографических групп свидетельствует о наиболее низком доходном статусе безработных женщин в возрасте от 30 до 50 лет. Ситуация усугубляется тем, что из-за неблагоприятного развития брачно-семейных отношений (высокий уровень разводов, рост внебрачной рождаемости) женщины, зачастую до потери ими работы, были единственными кормильцами семьи. Социологи выработали список черт, определяющих малообеспеченность:

  • * экономическая и социальная зависимость;
  • * отсутствие чётких моделей ролевого поведения;
  • * девиантное поведение: наркомания, алкоголизм, проституция;
  • * отчуждение и политическая пассивность;
  • * отсутствие жизненных планов и уверенности в себе;
  • * повышенная конфликтность внутрисемейных отношений.

Согласно многочисленным данным, представители группы малообеспеченных несколько старше, чем представители иных групп, различающихся уровнем своего благосостояния. Так, возраст среднестатистического бедного в России - 47 лет, в то время как среднестатистического богатого - 33 года, представителя среднего слоя - 42 года.

Отличаются малообеспеченные и по демографическому составу своих домохозяйств. Здесь выше, чем у населения в целом, доля многодетных, неполных, других проблемных типов семей, в частности многопоколенных семей с пенсионерами, инвалидами и детьми одновременно. Только 37,8 % малообеспеченных семей не имеют в своём составе какого-нибудь экономически неактивного взрослого члена семьи (будь то пенсионер или безработный), в то время как для среднестатистической российской семьи такой показатель составляет 47,2 %, а для состоятельной - 80,1 %. [ 16]

Кроме того, наблюдается очевидная тенденция смещения российской бедности в сторону малых городов и сельских поселений. Если в среднем по России насчитывается 23,4 % живущих за чертой бедности, то на селе - 30,6 %, в малых городах - 24,2 %, а в крупных областных и столичных регионах - 18-19 %. социальный бедность малообеспеченный

Повседневная жизнь российских бедных, по их мнению, отличается от всех остальных групп российского общества прежде всего характером питания, качеством занимаемого жилья, уровнем медицинского обслуживания, доступностью приобретения и/или качеством одежды и обуви.

Ситуация с нарастающим обнищанием малообеспеченного населения по многим показателям близка к критической: половина из них констатирует, что плохо питается, до 70-80 % не имеют никаких возможностей для нормального досуга и отдыха и, наконец, каждый третий российский бедный уже настолько разуверился в возможности изменить ситуацию, что критически смирился с тем, что его жизнь складывается плохо (в среднем по массиву опрошенных - каждый десятый).

Как видим, некоторые социально-демографические особенности группы малообеспеченных (её большая экономическая неактивность, связанная главным образом с большим удельным весом таких членов семьи, как пенсионеры, дети, инвалиды, безработные) неизбежно смещают структуру доходов нуждающихся семей в сторону уменьшения роли заработной платы и повышении значимости социальных трансфертов.

В постсоветской России произошло, как считают многие исследователи, массовое обнищание населения. К 1992 г., по данным Института социально-экономических проблем народонаселения РАН, за чертой бедности проживало примерно 90 % населения России. Подобного рода цифры, однако, трудно признать достоверными, поскольку для оценки бедности в России применялись критерии, которые используются в развитых странах. Однако и официальная российская статистика тоже отмечала в 1990-е годы высокий уровень бедности, хотя и не более 35 % . Первый скачок уровня бедности был связан с либерализацией цен в 1992 г., другой произошёл после дефолта 1998 г. Однако в целом уровень бедности в России, по официальным данным, имеет тенденцию снижаться - от 30-35 % в начале 1990-х годов до 15-25 % вначале 2000-х.

Разные регионы России сильно различаются по уровню малообеспеченного населения. Самая низкая доля бедных в середине 2000-х годов насчитывалась в Тюменской области (менее 18 %), самая высокая - в Республике Ингушетия (около 90 %).

Малообеспеченность в России обладает специфической чертой, типичной для развивающихся стран: если в развитых странах мира бедность, как правило, связана с безработицей, то в России бедность охватывает не только безработных, но и многих работающих на малооплачиваемых должностях, т. е. существует некий специфический феномен - работающие бедные. Феномен, невиданный в развитых странах. Во всех нормально развивающихся странах наличие работы не всегда является гарантом процветания, высокого дохода, но от нищеты спасает. В России же даже работая можно пребывать в бедности.

Тем не менее, если верить статистике, бедных в России со временем становится меньше. Если в 1992 г., в первый год экономических реформ, каждый третий россиянин имел доходы ниже «черты бедности», то в 2008 г. - только каждый пятый. Согласно данным Левада-центра по субъективной оценке бедности, с 2001 г. по сентябрь 2008 г. доля семей, которым денег едва хватает даже на продукты питания, неуклонно снижалась с 26 % до 9 %.

Но уже в феврале 2009 г. доля семей, едва сводящих концы с концами, выросла до 11 %. Доля семей, которым денег на продукты хватает, но покупка одежды вызывает серьезные затруднения, с 2001 г. по сентябрь 2008 г. Упала с 42 % до 25 %, но к февралю 2009 г. выросла до 31 %.

Если в 1998 г. на сто человек приходилось 38 живущих за чертой бедности, то в 2009-м, на момент последнего исследования, таких насчитывалось уже трое, что всё равно много, если представить, на какие деньги приходится существовать людям.

Эта проблема касается и пенсионеров (пожилых людей), бедность среди которых уменьшилась с полутора процентов до 0,6 %; кроме пенсионеров, в категорию живущих за чертой бедности попадают и дети; меры борьбы с бедностью, принимаемые правительством, приносят результаты и число бес-призорников и нищих детей тоже уменьшилось в два раза и составляет 1.4 %.

Больше всего повезло детям, проживающим в столицах России: детей, живущих за чертой бедности, всего один из ста. В центральных регионах России это соотношение составляет уже 1.6 %. И совсем ужасные цифры приходят из Сибири, где практически каждый десятый ребёнок живёт за чертой бедности. Страшные цифры, и тем не менее общество их восприняло спокойно.

Численность населения с денежными доходами ниже прожиточного минимума в 2012 г. выросла на 1,1 % по сравнению с 2011 г. и составила 18,1 млн. человек, или 12,8 % от общей численности населения России. В 2011 г. количество россиян с доходами ниже прожиточного минимума составляло около 17,9 млн. человек (12,6 % от общей численности населения), говорится в сообщении Росстата.

«Достаточно быстро улучшается ситуация на российском рынке труда: растёт численность занятых в экономике, сокращается общая численность безработных. Уровень безработицы в августе 2012 года снизился до 6,1 % (7 % в августе 2010 года). В целом за 2011 год безработица оценивается на уровне 6,8 % (в 2010 году - 7,7 %). Наиболее быстро восстанавливается занятость в торговле и обрабатывающих производствах», - говорится в докладе Минэкономразвития.

Об этом говорится в статье Премьер-министра Владимира Путина, опубликованной на его сайте как кандидата в президенты Российской Федерации.

«По сравнению с 90-ми годами бедность сегодня сократилась более чем в 2,5 раза. Практически ушли в прошлое «зоны застойной бедности», когда в больших городах дееспособные и активные люди не могли найти работы или же им месяцами не платили зарплату», - говорится в статье.

«Согласно независимым исследованиям, реальные доходы четырёх из пяти россиян превышают уровень 1989 г. - «пика» развития СССР, после которого началось падение и разбалансировка всего социально-экономического организма страны. Больше 80 % российских семей сегодня имеет более высокий уровень потребления, чем средний уровень потребления советской семьи. Обеспеченность бытовой техникой выросла в полтора раза - до уровня развитых стран. У каждой второй семьи есть автомобиль - рост в три раза.

Значительно улучшились и жилищные условия. Не только среднестатистический гражданин России, но и наши пенсионеры сейчас потребляют основных продуктов питания больше, чем в 1990-м», - отмечает В. Путин.

В настоящее время средний класс в Российской Федерации, по разным оценкам, составляет от 20 до 30 % против 5-10 % в 1998 г

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Введение

В настоящее время малообеспеченность является одной из наиболее актуальных проблем, т.к. она всегда и везде была спутницей исторического развития. Сегодня малообеспеченность существует в самых благополучных обществах, при самой благоприятной экономической конъюнктуре.

Малообеспеченность определяется как недопустимо низкий уровень жизни либо по сравнению с уровнем жизни других членов общества, либо на базе определенного абсолютного минимума. Малообеспеченность - понятие сложное, исторически обусловленное, многофакторное. К малообеспеченным относят людей, не имеющих средств на минимальный национальный стандарт потребления. Этот стандарт в каждом государстве свой и зависит от возможностей производства, богатства нации, традиций, менталитета и т.п. Малообеспеченность по-своему проявляется во всех без исключения странах мира - и в развитых, и в развивающихся. Ясно так же, что малообеспеченность в развитых странах имеет иные проявления, чем в развивающихся.

В настоящее время можно констатировать лишь тот факт, что в мировой экономической науке представления о малообеспеченности изменились и связаны не только с пониманием тесной зависимости решения проблемы малообеспеченности с экономическим ростом в той или иной стране, но и с имеющими возможностями правительств государств оказать реальную помощь малообеспеченным, не дожидаясь далеких перспектив. Проблема малообеспеченности имеет решение, но она является главным негативным результатом социально - экономических преобразований.

Объектом работы являются малообеспеченные семьи.

Субъектом - государственные органы управления и их представители на местах, общественные организации и фонды.

Цель данной работы состоит в рассмотрении проблемы малообеспеченности семьи, причин и определении основных путей её решения.

Задачи работы:

1. раскрыть сущность понятия малообеспеченность и понятие национальной «черты бедности»;

2. рассмотреть причины и методы определения малообеспеченности семьи;

3. проанализировать систему социальной защиты семей и детей в Республике Беларусь;

4. изучить государственные и социальные программы по борьбе с малообеспеченностью семьи;

5. определить основные направления борьбы с малообеспеченностью семьи.

Борьба с малообеспеченностью семьи - это борьба за безопасность и развитие для всех стран. Несмотря на глубокие исторические корни нельзя утверждать, что малообеспеченность неизбежна и непреодолима. И мировой опыт подтверждает это. Влияние малообеспеченности на социальную и политическую сферы огромно: она не только отражается на жизненном уровне людей, но и является основным источником преступности и социальных конфликтов.

1. Сущность понятия малообеспеченность и методы ее определения

Социальная политика имеет в виду проблему малообеспеченности, определяя пути ее ограничения и предупреждения, институты и формы помощи нуждающимся, поскольку малообеспеченность рассматривается государством как кризисное состояние в области уровня и образа жизни, преодолеть которое индивид не может полностью собственными силами.

В настоящее время не существует единого понятия «малообеспеченность». Так, социологи рассматривают малообеспеченность как особую субкультуру, отражающую специфику взаимодействия экономического сознания и экономического мышления субъектов малообеспеченности. Экономисты понимают малообеспеченность как специфическое состояние материальной необеспеченности людей, когда доходы человека или семьи не позволяют поддерживать общественно-необходимое для жизнедеятельности потребление.

Малообеспеченность - социально-экономическое и социокультурное явление, отражающее бытие отдельных индивидов, социальных групп и классов. Малообеспеченность - состояние, при котором основные потребности человека или социально-демографической группы, необходимые для сохранения здоровья и обеспечения жизнедеятельности, превышают средства для их удовлетворения, т. е. находятся ниже прожиточного уровня, за чертой малообеспеченности .

Малообеспеченность бывает абсолютная и относительная. Первая означает прямой недостаток в потреблении наиболее сущностных, как правило, физиологических потребностей: пища, одежда, жилье (так называемая «потребительская корзина». Вторая - фиксирует худшее положение человека относительно общего уровня доходов в стране [см. Приложение 1,2]. Кроме того, отличают текущую, на данный момент, малообеспеченность и хроническую - как постоянно воспроизводимую длительное время. Измерителями являются следующие показатели:

1) численность доли малообеспеченных в населении;

2) размер дохода, характеризующего малообеспеченность;

3) глубина малообеспеченности - величина недостающего дохода для иной или той группы малообеспеченных и др.

Малообеспеченность определяется как недопустимо низкий уровень жизни либо по сравнению с уровнем жизни других членов общества, либо на базе определенного абсолютного минимума. Уровень жизни измеряется по объему текущих расходов или доходов, при этом устанавливается пороговое значение, и люди, доходы или расходы которых находятся ниже этого уровня, относятся к социальной категории малообеспеченных. Поскольку расходы и доходы измеряются в денежном выражении, выбор порогового значения, или черты малообеспеченности, носит произвольный характер.

В СССР официальное признание проблемы малообеспеченности произошло в 70-х гг. когда были введены пособия на малообеспеченных детей. Но и до того тема низкооплачиваемых и малообеспеченных присутствовала при периодических повышениях минимальных размеров заработной платы и пенсий, установлении тех или иных социальных льгот и выплат для населения.

Однако в советские времена к малообеспеченным относился довольно узкий круг людей, в основном по демографическим признакам: возрасту, здоровью, утрате кормильца, повышенной иждивенческой нагрузке на работающего. По социальным основаниям здесь определенную роль играла низкая квалификация, хотя последняя не обязательно сопровождалась низкими доходами. Некоторое значение имели территориальные различия в уровне жизни - из-за неравенства в экономическом развитии регионов, а также в городе и на селе и т.п. Тем не менее, социально-экономические факторы, идентифицирующие зону малообеспеченности, в тех весьма выровненных условиях явно уступали семейно-демографическим.

В настоящее время в мировой практике существует несколько методов отнесения к малообеспеченным:

статистический, когда в качестве малообеспеченных рассматриваются либо 10-20% населения в общем ряду его распределения по размерам получаемых душевых доходов, или часть этого ряда;

нормативный (по нормам питания и иным стандартам минимального потребительского набора), иначе - минимальной потребительской корзины;

метод лишений, рассчитывающий недопотребление важнейших продуктов и товаров;

стратификационный, когда к малообеспеченным относятся люди, ограниченные в возможностях самообеспечения (старики, инвалиды, члены неполных и многодетных семей, дети без родителей, безработные, иммигранты и т.п.);

эвристический, выявляющий, исходя из оценок общественного мнения или с позиций самого респондента, достаточный или недостаточный уровень жизни;

экономический, который определяет категорию малообеспеченных ресурсными возможностями государства, направленными им на поддержание их материальной обеспеченности.

Согласно Закону РБ «О прожиточном минимуме в РБ» от 06.01.1999г. №239-3 «малообеспеченные граждане (семьи) - граждане (семьи), имеющие по объективным причинам среднедушевой доход ниже бюджета прожиточного минимума».

2 . Понятие национальной «черты бедности »

В соответствии с законом Республики Беларусь «О прожиточном минимуме Республики Беларусь» черта бедности определяется бюджетом прожиточного минимума (БПМ), который устанавливается в среднем на душу населения в расчете на месяц.

В РБ «малообеспеченные граждане (семьи) - граждане (семьи), имеющие по объективным причинам среднедушевой доход ниже бюджета прожиточного минимума».

БПМ - это условный перечень товаров и услуг, необходимых для сохранения жизни и здоровья человека [см. Приложение3]. В прожиточный минимум входят следующие виды материальных благ и услуг:

продукты питания, одежда, белье, обувь, предметы общесемейного пользования;

лекарства, предметы санитарии и гигиены;

жилищно-коммунальные, транспортные и бытовые услуги;

услуги детских дошкольных учреждений .

В 2003 г. БПМ в Беларуси равнялся 105,3 тыс. руб. (в 2002 г. - 79 тыс. руб.; в 2000 г. - 30,1 тыс. руб.). Соответственно доля населения, живущего ниже черты бедности, составляла в 2000 г. - 41,9%, в 2002 г. 30,5%, в 2003г.-27,1% . Сравнительные данные по динамике малообеспеченности в различных группах населения представлены в таблице 1.

Таблица 1 - Удельный вес населения со среднедушевыми располагаемыми ресурсами ниже бюджета прожиточного минимума по типам населенных пунктов, полу и возрасту (в % к соответствующей группе населения)

По типу населенных пунктов:

Городские поселения

Сельская местность

По возрасту:

60 и старше

Данные, представленные в таблице 2, показывают: доля самых малообеспеченных граждан существенно выше среди сельских жителей по сравнению с горожанами (треть против четверти населения соответственно). Причем если у горожан динамика сокращения численности беднейшей страты в 2002-2003 гг. хотя и замедлилась по сравнению с 2000 г., но все-таки сохраняется, то у сельских жителей в последние два года улучшений не произошло; хотя в среднем женщины в стране зарабатывают меньше, чем мужчины, среди самых малообеспеченных их не больше, а даже чуть меньше, чем мужчин; чаще других от малообеспеченности страдают дети (0-15 лет) и молодежь «учащегося» возраста (16-24 года); вместе с тем именно для этих возрастных групп характерна самая высокая динамика сокращения числа малообеспеченных. Меньше других от малообеспеченности страдает узкая группа «предпенсионного» возраста (55-59 лет). Очевидно, данный факт связан с двумя обстоятельствами: во-первых, у многих людей в этом возрасте как раз наступает пик «профессиональной формы», и, во-вторых, женщины, которые в 55 лет начинают получать пенсию, очень часто продолжают работать, улучшая, таким образом, свое материальное положение.

По материалам выборочного исследования домашних хозяйств среди населения с уровнем располагаемых ресурсов ниже БПМ дети и молодежь составляют значительную часть (см. Приложение 4).

Обследования показывают, что одним из основных факторов малообеспеченности в Беларуси является высокая иждивенческая нагрузка. Именно она обусловливает относительно низкий уровень среднедушевых доходов в многодетных семьях и семьях, имеющих в своем составе безработных. Наименьший уровень бедности наблюдается в семьях, не имеющих детей (в том числе даже среди одиноких пенсионеров), наибольший - в семьях с 3 и более детьми, а также с безработными членами семьи (см. Приложение 5). Наименьший уровень малообеспеченности наблюдается в семьях, не имеющих детей (в том числе даже среди одиноких пенсионеров), наибольший - в семьях с 3 и более детьми, а также с безработными членами семьи.

Кроме того, наблюдается значительное расхождение между городской и сельской местностями: так, ниже черты бедности в городе находятся 19,8% семей, а в селе - 28,9%. Еще больше эта разница становится заметна, если сравнить между собой семьи, имеющие детей в возрасте до 18 лет: 27,5% в городе против 42,3% в селе .

От бюджета прожиточного минимума следует отличать другой норматив - минимальный потребительский бюджет (МПБ), который отражает реальные расходы на приобретение набора потребительских товаров и услуг для сохранения жизни и здоровья плюс расходы на удовлетворение социально-культурных потребностей человека. Если БПМ формируется на основе прожиточного минимума, то МПБ - на основе системы потребительских корзин. В 2003 г. МПБ составил в Беларуси 168,3 тыс. руб. в расчете на душу населения. На сегодняшний день доля населения с уровнем ресурсов ниже МПБ составляет две трети граждан (67,6%), однако это меньше, чем в 2002 г. (71,1%) и 2000 г. (76,8%) .

3. Причины малообеспеченности семьи и особе нности ее проявления

Выделяют три причины малообеспеченности семьи, которые носят экономический, социальный и психологический характер, что объединяет низкий доход, пониженный статус (часто его утрату) и определенную самоидентификацию.

Главная причина растущей малообеспеченности в стране, заключается в низком уровне заработной платы, т.к. на экономические процессы оказывают негативное влияние социальный инфантилизм, отсутствие интереса к своей работе, а также низкий покупательский спрос, не стимулирующий отечественное производство. Об этом говорит, прежде всего, социальный состав «новых малообеспеченных». В условиях рыночной системы это, как правило, люди, имеющие работу, семью, детей, но не обеспечивающие материально свои минимальные потребности.

Статистика показывает следующий социально-демографический профиль «работающих малообеспеченных» (работники, живущие в бедных домохозяйствах):

более 60% из них - женщины;

более 50% - люди в возрасте от 20 до 40 лет (мало людей пенсионного возраста);

две трети имеют общее среднее (36,5%) или специальное среднее образование (34%);

около 40% - неквалифицированные рабочие и младший обслуживающий персонал, однако каждый десятый из них имеет высшее образование или является менеджером;

самая большая доля занята в производственной (23,6%) и социальной сфере (21,7%) - здравоохранении, образовании, культуре, науке;

более 60% - работники государственных предприятий и организаций;

почти 70% работают на условиях полной занятости, установленной законом; малообеспеченность 10% работников связана с частичной занятостью;

только одна восьмая работающих из категории малообеспеченных имеет дополнительные заработки.

Анализ оплаты труда и занятости показывает, что:

Основной причиной малообеспеченности является низкая зарплата работающих членов семей;

Относительно высокий уровень занятости жителей области (около 70%) не предотвращает низких доходов и потребления; дополнительная занятость (заработки) незначительно влияет на ситуацию из-за низкой оплаты труда;

Проблемы рынка труда проявляются в использовании высококвалифицированных и квалифицированных специалистов на рабочих местах, не требующих высокого уровня профессиональной подготовки;

Существует неравенство в оплате труда между районами по отраслям экономики, а не различия между отраслями, что свидетельствует о влиянии «местного» фактора;

Обследование домохозяйств дает некоторые указания на уровень скрытой оплаты труда.

Несмотря на низкую зарплату, уровень занятости трудоспособного населения области является главным фактором, определяющим материальное благосостояние населения; безработица является основной причиной малообеспеченности.

Статистика показывает значительные территориальные различия в уровне безработицы. Чем дальше от областного центра, тем менее развит рынок труда и тем меньше вакантных рабочих мест. Многие безработные не регистрируются в службе занятости.

К безработным, в соответствии с определениями Международной организации труда (МОТ), относятся лица в возрасте, установленном для измерения экономической активности населения, которые в рассматриваемый период удовлетворяли одновременно следующим критериям:

не имели работы (доходного занятия);

занимались поиском работы;

были готовы приступить к работе в течение двух недель.

Учащиеся, студенты и пенсионеры учитывались в качестве безработных, если они занимались поиском работы и были готовы приступить к ней.

По данным переписи населения численность безработных, составляла 296 тыс. человек, из них 158 тыс. (53,5%) мужчин и 138 тыс. (46,5%) женщин.

В общей численности безработных 12,1% составляли лица, которым в соответствии с законодательством РБ не может быть присвоен статус безработного в органах государственной службы занятости. Это пенсионеры и учащиеся, занимающиеся поиском работы и готовые приступить к ней, т. е. отвечающие критериям для отнесения их к безработным по методологии МОТ.

Общий уровень безработицы составлял 6,2%, у мужчин - 6,5%, у женщин - 6,0%. Среди безработных молодежь в возрасте до 30 лет составляла 44% .

Сравнительный анализ безработицы и малообеспеченности позволяет сделать следующие выводы:

В 3,5% домохозяйств все взрослые члены не имеют работы, и еще в 6% по крайней мере один из членов безработный.

Около 15% домохозяйств имеют хотя бы одного безработного или экономически неактивного члена.

Более 20% безработных ищут работу более одного года.

Более 15% безработных имеют образование не ниже 3 лет университета.

В семьях, где все взрослые члены безработные, уровень малообеспеченности 73% против 24% по всем домохозяйствам, как показано в таблице.

На основе самооценки около 30% домохозяйств с безработными или экономически неактивными членами считают себя малообеспеченными или крайне малообеспеченными против 23% по всем домохозяйствам. Около одной трети домохозяйств с безработными членами имеют структуру потребления ниже нормы и жилье, требующее ремонта. Дети в семьях с безработными членами часто нуждаются в еде, одежде и учебниках. Уровень притязаний у семей с неработающими членами (как определено по доходу) более скромный, чем у населения в целом. Дополнительная, временная или случайная работа не помогает поднять семьи выше уровня малообеспеченности в целом из-за слишком низкого уровня зарплаты .

Экономические реформы, происходящие в нашей стране в течение последних десяти лет, серьезно изменили социальную структуру общества. Произошло стремительное социальное расслоение, появились слои очень богатых и крайне малообеспеченных граждан. Подавляющее большинство людей лишились социальной защиты государства, и оказалось перед необходимостью приспосабливаться к жизни в условиях рыночной нестабильности. Не все люди смогли найти свое место в новых реалиях, многие оказались психологически не готовы к изменению условий жизни. Кроме того, спад производства, инфляция, политическая и экономическая нестабильность создали крайне неблагоприятный фон для социально-психологической адаптации людей к рынку. Такие новые для людей явления как массовая безработица, многомесячные задержки выплаты зарплаты существенно осложнили повседневную жизнь людей. В этих условиях появление большого количества малообеспеченных людей оказалось неизбежным. Особой проблемой для РБ является стремительная феминизация малообеспеченности, т.к. женщины и дети особенно подвержены малообеспеченности. Анализ доходов социально-демографических групп свидетельствует о наиболее низком доходном статусе безработных женщин в возрасте от 30 до50 лет. Ситуация усугубляется тем, что из-за неблагоприятного развития брачно-семейных отношений (высокий уровень разводов, рост внебрачной рождаемости) женщины, зачастую до потери ими работы, были единственными кормильцами семьи. Таким образом, феминизация малообеспеченности приводит к тому, что в малообеспеченности живут несовершеннолетние дети. Атмосфера жизни в малообеспеченности может отложить отпечаток на дальнейшую жизнь детей, способствовать дальнейшей трансляции данного образа жизни. Дети, выросшие в условиях малообеспеченности, имеют меньше шансов получить достойное образование и хорошую работу. При этом малообеспеченность передается из поколения в поколение. Особенность малообеспеченности проявляется также в том, что молодые родители ограничиваются рождением одного ребенка, поскольку убеждены, что присутствие еще одного члена семьи может сделать их нищими.

Малообеспеченность является основным источником преступности. Характерной особенностью последних лет является «омоложение» преступников. Ежегодно в стране выявляется более 300 тыс. уголовных дел несовершеннолетних, причем более 100 тыс. из них совершается подростками, не достигшими 14 лет. Подростки все чаще привлекаются в преступные группировки взрослых: использование несовершеннолетних в преступной деятельности позволяет преступным группировкам избегать уголовной ответственности, а это ведет к еще большему вовлечению подростков в эту сферу .

Пребывание в социальной среде малообеспеченности порождает ряд сложных психологических проблем, связанных с утратой психологического равновесия, снижением уверенности в себе, неадекватным реагированием в ситуации фрустрации, агрессией. У людей, живущих за чертой малообеспеченности, диагностируется сниженный адаптационный потенциал, что затрудняет им приспособление к жизни в новых экономических условиях.

Выделяют четыре блока взаимосвязанных социальных, экономических и психологических черт «культуры малообеспеченности»: 1) отсутствие или низкий уровень участия в основных институтах общества (профсоюзах, общественных организациях, политических партиях и т.д.); критические установки по отношению к основным институтам господствующих классов (министерствам, ведомствам, полиции и т.д.), к официальным нормам брака; 2) минимальный уровень организованности вне рамок семьи; 3) отличные от общепринятых взаимоотношения полов - «отсутствие» детства, ранние сексуальные контакты, свободное браки, высокая частота абортов и т.д.); 4) преобладание таких установок как беспомощность, зависимость, униженное положение, что связано с низкой мотивацией к труду и достижениям; ориентация на сегодняшний день, неспособность к планированию. Подобные установки и поведение делают малообеспеченность неизбежной.

Происходит активный поиск реальных методов преодоления психологических барьеров людей с низким доходом, а не только констатация или описание особой культуры.

Интересы малообеспеченных, как правило, ограничиваются собой, семьей, своим районом проживания. Не борясь за то, чтобы выйти из малообеспеченности, люди часто считают свою заурядную жизнь представляющей огромный интерес. Огромное значение они придают навыкам, необходимым для выживания, в отличие от навыков, необходимых для социального роста. Имеется большое количество свидетельств того, что люди в бедных районах кажутся апатичными, лишенными мотивации, не способными сотрудничать друг с другом по решению проблем важных для них. У малообеспеченных нет необходимых профессиональных навыков, навыков общения и лидерских черт. Они характеризуются узостью интересов, ностальгическим романтизмом и донаучными представлениями об устройстве природы и общества. Как правило, малообеспеченные не имеют долговременных жизненных планов, их временные перспективы сокращены. Они убеждены в том, что размышлять о будущем бессмысленно, бесполезно. Поэтому, когда малообеспеченные люди говорят о будущем, их слова лишены какого-либо реального значения. У малообеспеченных присутствует большая доля эгоизма, зависти к преуспевающим людям, у них есть чувство того, что их эксплуатируют. Малообеспеченные негативно относятся ко всему происходящему, они объединяются друг с другом на основе подозрительности, неприязни к людям не из их круга. Разочарование в возможности продвижения по социальной лестнице исходит из «комплекса жертвы» по отношению к власти имущим. Для них характерно чувство неспособности влиять на события, а также отсутствие убежденности в том, что они сами смогут изменить свое положение. Малообеспеченные люди не верят окружающему миру и считают, что должны от него защищаться. Пессимизм и фатализм малообеспеченных в отношении возможности изменить свое положение исходит из чувства того, что они являются жертвами вышестоящих капризных, злых природных и социальных сил. Собственная жизнь кажется им предопределенной неизменными силами судьбы, удачи и шанса. У. Хэгстиом полагает, что нельзя считать малообеспеченность, как таковую, объяснением тех психологических характеристик, которые часто ассоциируются с малообеспеченностью, как таковой. По его мнению, нельзя, исходя из того факта, что у малообеспеченных были определенные неудачи, автоматически предполагать, что малообеспеченность явилась причиной их неудач .

4 . Анализ существующей системы социальной защиты семей и детей в Респуб лике Беларусь

Система государственной поддержки.

В целях социальной защиты детей в Беларуси созданы различные законодательные и исполнительные органы, которые определяют и координируют социальную политику государства в отношении семьи и детей.

В Совете Республики Национального собрания Республики Беларусь функционирует комиссия по социальным вопросам, в Палате представителей - постоянная комиссия по труду, социальным вопросам, охране здоровья, физической культуре и спорту. В ряде министерств организованы отделы, которые содействуют в решении социальных проблем семьи и детства: в Министерстве социальной защиты - отдел семьи и тендерных проблем, в Министерстве здравоохранения - отдел охраны материнства и детства, в Министерстве образования - главное управление социальной и воспитательной работы. Общее руководство системы социальной защиты осуществляет Министерство социальной защиты. Его главная задача: 1) организация работы по определению стратегии и направлений развития системы социальной защиты; 2) разработка государственных программ по социальной защите всех категорий населения.

Основные формы государственной поддержки.

Правовое поле, в рамках которого реализуется социальная защита семей, включает:

Кодекс Республики Беларусь о браке и семье;

Трудовой кодекс Республики Беларусь;

Законы Республики Беларусь «О государственных пособиях семьям, воспитывающим детей»,

«О пенсионном обеспечении», «О социальной защите инвалидов в Республике Беларусь», «О социальной защите граждан, пострадавших от катастрофы на Чернобыльской АЭС», «О социальном обслуживании», «О правах ребенка»;

Президентская программа «Дети Беларуси»;

Ряд подзаконных актов.

Одним из ведущих принципов государственной семейной политики в настоящее время является принцип защиты семьи от материального неблагополучия. Сложились и действуют следующие основные формы государственной помощи семьям, воспитывающим детей:

Денежные выплаты;

Льготы родителям и детям (трудовые, налоговые, жилищные, медицинские и др.);

Социальное обслуживание семей.

Денежные выплаты.

В Республике Беларусь назначаются и выплачиваются следующие виды государственных пособий семьям, воспитывающим детей":

По беременности и родам;

В связи с рождением ребенка;

Женщине, ставшей на учет в медицинских учреждениях до 12-недельного срока беременности;

По уходу за ребенком в возрасте до 3 лет;

На детей старше 3 лет, в том числе:

В возрасте от 3 до 16 лет (на учащихся дневных учреждений образования - до их окончания; неработающих учащихся вечерних (сменных) школ и получающих профессию, обучающихся за свой счет и без стипендий -до 18 лет) (далее - пособия на детей в возрасте от 3 до 16(18) лет);

По уходу за больным ребенком в возрасте до 14 лет;

По уходу за ребенком в возрасте до 3 лет и ребенком-инвалидом в возрасте до 18 лет в случае болезни матери либо другого лица, фактически осуществляющего уход за ребенком;

По уходу за ребенком-инвалидом в возрасте до 18 лет;

При санаторно-курортном лечении детей-инвалидов;

На детей в возрасте до 18 лет, инфицированных вирусом иммунодефицита человека или больных СПИДом.

К пособиям по уходу за ребенком в возрасте до 3 лет, на детей в возрасте от 3 до 16(18) лет назначаются и выплачиваются надбавки на:

Детей, рожденных женщинами вне брака, если сведения об отце ребенка в Книге записей актов о рождении произведены по указанию матери;

Детей, усыновленных (удочеренных) одинокими лицами;

Детей, воспитываемых одним родителем либо находящихся под опекой или попечительством, если другой родитель (родители) уклоняется от уплаты алиментов либо когда взыскание алиментов невозможно;

Детей-инвалидов в возрасте до 18 лет, воспитываемых в семье;

Детей военнослужащих.

Пособие по беременности и родам составляет 100% среднемесячной заработной платы (стипендии, пособия по беременности) роженицы за каждый месяц отпуска по беременности Минимальный размер данного пособия составляет 50% бюджета прожиточного минимума в среднем на душу населения.

Единовременное пособие в связи с рождением ребенка установлено в двукратном размере БПМ выплачивается матери, отцу, усыновителю, опекуну.

Матери, ставшей на учет в женскую консультацию до 12-недельного срока беременности назначается и выплачивается единовременно в размере 50% пособие в связи с рождением ребенка .

В соответствии с новой редакцией закона «О государственных пособиях семьям, воспитывающим детей», вступившей в силу с 1 апреля 2002 г., размеры пособий устанавливаются в процентном отношении к бюджету прожиточного минимума, а не к минимальному потребительскому бюджету, как в ранее действовавшем законе. Это вызвано тем, что в соответствии с законом «О прожиточном минимуме в Республике Беларусь» основным критерием признания граждан и семей малообеспеченными, а также основой для установления минимальных государственных социальных гарантий установлен бюджет прожиточного минимума. В соответствии с новой редакцией закона размеры пособий пересматриваются ежеквартально в связи с изменением утверждаемого Правительством бюджета прожиточного минимума в среднем на душу населения в ценах последнего месяца каждого квартала, а не индексируются, как раньше. В текущем 2004 г. ежемесячные государственные пособия получают 680 тысяч детей.

В связи с малообеспеченностью осуществляется:

Помощь детям безработных. Закон «О занятости населения Республики Беларусь» предусматривает обеспечение дополнительных гарантий занятости многодетным родителям путем создания дополнительных рабочих мест, специализированных предприятий, организации обучения по специальным программам. Безработным, имеющим на иждивении детей в возрасте до 14 лет или ребенка-инвалида до 16 лет, размер пособия по безработице увеличивается на 10%, а при наличии 3 и более детей (2 и более детей-инвалидов) указанного возраста - на 20%.

Дополнительная помощь семьям с детьми-инвалидами:

Помощь детям-инвалидам в возрасте до 18 лет. В соответствии с законом Республики Беларусь «О пенсионном обеспечении» им назначаются социальные пенсии в зависимости от степени утраты здоровья - от 150 до 250% минимального размера пенсий по возрасту;

Помощь детям-инвалидам в связи с потерей кормильца. В этом случае им устанавливается надбавка к пенсии в размере 50% размера минимальной пенсии;

Помощь детям-инвалидам, которые имеют медицинские показания к санаторно-курортному лечению. Эта группа детей ежегодно обеспечивается бесплатными путевками в санаторно-курортные учреждения. Вместо неиспользованной путевки выплачивается денежная компенсация в размере 10 базовых величин (Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 20 июля 1998 г. № 1129);

Многодетным и неполным семьям, семьям, воспитывающим детей-инвалидов, органами по труду и социальной защите оказывается дополнительная помощь в денежной и натуральной форме за счет средств местных бюджетов.

С 1 января 2001 г. в республике действует система оказания адресной социальной помощи наиболее незащищенным категориям семей и граждан. Право на получение адресной социальной помощи имеют многодетные, неполные семьи, воспитывающие несовершеннолетних детей, при условии, что совокупный среднедушевой доход семьи за три месяца, предшествующих месяцу обращения за помощью, не превышает 60% действующего на дату обращения бюджета прожиточного минимума в среднем на душу населения.

Помимо материальной поддержки, оказываемой на государственном уровне, дополнительную помощь семьям с детьми оказывают общественные объединения. В основном это гуманитарная помощь (одежда, продукты питания, лекарственные препараты и т. д.), которая не является периодической и предоставляется по заявительному принципу.

В рамках государственной поддержки семей родителям и детям предоставляются следующие виды льгот.

По налогообложению:

В соответствии с законом Республики Беларусь «О подоходном налоге с физических лиц», введенным в действие с 1 января 1999 г. с последующими изменениями, производится вычет из доходов, подлежащих налогообложению, сумм в размере двукратной базовой величины на каждого ребенка до 18 лет и каждого иждивенца за каждый месяц года, в течение которого либо за который получен доход. Вычет указанных доходов производится с месяца рождения ребенка или появления иждивенца и сохраняется до конца месяца, в котором дети достигли возраста 18 лет, студенты и учащиеся - 23 лет, когда физическое лицо перестало быть иждивенцем, а также до конца месяца, в котором наступила смерть детей или иждивенцев. Вычет доходов производится обоим супругам, вдова (вдовцу), одинокому родителю, опекуну или попечителю, на содержании которого находится ребенок (иждивенец), на основании документов, подтверждающих наличие ребенка (иждивенца).

В соответствии с законом Республики Беларусь «О платежах за землю» многодетные семьи освобождаются от уплаты земельного налога.

По оплате за содержание детей в детских дошкольных учреждениях:

Размеры платы за содержание детей в дошкольных учреждениях регламентируются Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 18 февраля 1992 г. № 88;

приказом Министерства образования «Об утверждении Инструкции о порядке взимания платы за питание детей в дошкольных учреждениях» от 19 августа 1998 г. № 500.

В соответствии с данными правовыми актами:

Плата за питание детей в дошкольных учреждениях не взимается с малообеспеченных семей, в которых уровень совокупного дохода на члена семьи не превышает 20% среднедушевого минимального потребительского бюджета семьи из четырех человек, утвержденного в ценах сентября года, предшествующего году обращения за освобождением;

По отношению к родителям, имеющим 3 и более детей, применяется категориальный подход (без учета совокупного дохода). Для данной категории семей плата снижается на 50%.

По оплате за учебники и учебные пособия:

Согласно Постановлению Совета Министров Республики Беларусь от 25 апреля 2002г. №525 плата с учащихся за пользование учебниками в 2002/2003 учебном году взимается в размере 50% от -стоимости комплекта учебников для учащихся средних образовательных учреждений. В 2003 году размер платы за учебники определен в соответствии с постановлением Министерства образования Республики Беларусь «Об утверждении стоимости комплекта учебников для учащихся подготовительного, 1-11(12) классов на 2002/2003 учебный год» от 17 мая 2002 г. № 18. Размер платы за учебники по сравнению с 2001/2002 учебным годом возрос с 25 до 50% полной стоимости комплекта учебников. При освобождении от платы за учебники используется категориальный подход, а также учитывается уровень дохода, приходящегося на члена семьи.

Плата не взимается с родителей и лиц, их заменяющих, дети которых обучаются в:

Специальных общеобразовательных школах-интернатах (школах), классах для детей особенностями психофизического развития в общеобразовательных школах;

Специальных школах для детей, нуждающихся в особых условиях воспитания;

Общеобразовательных санаторных школах-интернатах;

Общеобразовательной школе лагеря «Зубренок»;

С родителей, имеющих детей с особенностями психофизического развития, обучающихся интегрированных классах;

С семей, в которых один или оба родителя инвалиды I-II группы;

С семей военнослужащих либо с семей рабочих и служащих, занимавших штатные должности в воинских частях в составе советских войск, погибших (умерших) или ставших инвалидами при исполнении служебных обязанностей на территории государств, в которых велись боевые действия, также семей военнослужащих, погибших (умерших) в мирное время при исполнении служебных обязанностей;

С семей лиц начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, погибших (умерших либо ставших инвалидами при исполнении служебных обязанностей на территории государств, которых велись боевые действия, а также погибших (умерших) в мирное время при исполнении служебных обязанностей;

С детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детей-инвалидов в возрасте до 18 лет;

С семей, в которых средний совокупный доход на члена семьи в месяц за предшествующий год не превышает 80% утвержденного бюджета прожиточного минимума;

Для семей, в которых воспитываются 3 и более детей школьного возраста, плата за учебники снижается на 50%.

По удешевлению и предоставлению бесплатного питания для детей:

В соответствии с постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 25 сентября 1999 г. № 1477 «О бесплатном обеспечении продуктами питания детей первых двух лет жизни» право на получение бесплатного питания на детей первых двух лет жизни имеют многодетные, неполные семьи, семьи, где оба родителя студенты, при условии, что совокупный доход на члена семьи в месяц не превышает 20% среднедушевого минимального потребительского бюджета семьи из четырех человек за предшествующий квартал. Исчисление уровня дохода производится в соответствии с Положением о порядке исчисления совокупного дохода на члена семьи при назначении пособий на детей, утвержденным приказом Министерства социальной защиты и Министерства финансов Республики Беларусь от 13 августа 1997 г. №76/959.

Согласно постановлению Совета Министров Республики Беларусь «О внесении изменений в постановления Совета Министров Республики Беларусь от 22 февраля 1993 г. № 89 и от 1 октября 1998 г. № 1520» от 7 февраля 2002 г. № 169 местным исполнительным и распорядительным органам предоставлено право полностью или частично освобождать от платы за питание учащихся из малообеспеченных семей, а также иных нуждающихся школьников.

Постановление Совета Министров Республики Беларусь «О внесении изменений в некоторые постановления Правительства Республики Беларусь» от 15 июля 2002 г. № 949 регламентирует предоставление 2-разового бесплатного питания определенным категориям детей: детям, посещающим группы продленного дня; обучающимся в классах интегрированного обучения; посещающим подготовительные классы и пришкольные интернаты.

Многодетным семьям, семьям, в составе которых имеются инвалиды I-II группы, неблагополучным семьям, а также детям из малообеспеченных семей, в которых среднедушевой доход в среднем за месяц в течение 9 месяцев, предшествующих началу учебного года, не превышал бюджета прожиточного минимума на начало учебного года, предоставляется одноразовое бесплатное питание в школе. Это решение принимается на основе актов обследования условий жизни детей.

Учащиеся профессионально-технических учебных заведений со сроком обучения свыше 10 месяцев обеспечиваются бесплатным одноразовым питанием, а из малообеспеченных семей - трехразовым питанием. На эти цели в 2002 г. использовано 26139,2 млн. руб.

Бесплатное питание предоставляется школьникам и учащимся ПТУ в районах, пострадавших от катастрофы на Чернобыльской АЭС.

В соответствии с Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 1 октября 1998 г. № 1520 все школьники, не получающие бесплатного питания, получают скидку на питание, оплачивая его в размере 4 % от базовой величины на каждого школьника.

В жилищном обеспечении:

Согласно Постановлению Совета Министров Республики Беларусь от 24 апреля 2000 г. № 571 малообеспеченным семьям предоставляются безналичные жилищные субсидии, если сумма платы за коммунальные услуги по установленным нормативам их потребления и за пользование (техническое обслуживание) жилым помещением и отчислений на капитальный ремонт жилья в пределах установленной нормы пользования жилыми помещениями с учетом действующих льгот превышает 25% среднемесячного совокупного дохода семьи. Распространяется данная льгота на семьи, проживающие на территории республики в жилых помещениях, относящихся к государственному и частному жилищному фонду, а также в общежитиях. Исчисление уровня дохода производится в соответствии с Положением об исчислении совокупного дохода семьи при предоставлении безналичных жилищных субсидий Министерства труда от 20 декабря 1994 г. № 05-1-9/2353, Министерства экономики от 20 декабря 1994 г. № 25/1-1171, Министерства статистики и анализа от 20 декабря 1994 г. № 01-22/24, Министерства финансов от 20 декабря 1994 г. № 03-1/944.

Социальное обслуживание семей осуществляется в виде:

Оказания медико-социальных услуг;

Оказания психологических услуг;

Оказания педагогических услуг;

Оказания социально-правовых услуг.

В текущем 2004 году ежемесячные государственные пособия получали 680 тысяч детей до 18-летнего возраста, или 32,4% от их общей численности. Количество получателей пособий в возрасте до 3 лет составляет 243,5 тыс. детей (92%); в возрасте старше 3 лет получали 424,8 тыс. детей (32,4%). Столь же высокими были показатели в предыдущие годы .

Продолжалось выполнение президентской программы «Дети Беларуси». На ее реализацию в 2003 г. по данным облисполкомов и Минского городского исполкома было затрачено 8865,0 млн. руб., что составляет 98,1% от запланированного. В 2003 г. в результате совместной работы государственных органов, общественных организаций, иностранных благотворительных организаций и гражданских инициатив в Республику Беларусь поступило из 33 стран мира иностранной безвозмездной помощи на сумму 129,3 млн. долларов США. Основными получателями являются от общего объема помощи: общественные организации и объединения - 36,9%; учреждения здравоохранения - 23,3%; учреждения образования - 18,7%; религиозные организации - 13,6%; органы государственного управления - 4,6%; учреждения социальной защиты - 1,5%. За 2003 год в рамках гуманитарного сотрудничества осуществлялись программы оздоровления детей за рубежом и на территории республики. За счет безвозмездной иностранной финансовой помощи укрепили свое здоровье в 23 странах зарубежья 55,6 тыс. детей (на 1,6 тыс. детей меньше, чем в 2002г.)

Государственная политика в отношении малообеспеченных семей в Республике Беларусь предусматривает своей важнейшей политической и социально-экономической задачей всестороннюю гарантированную защиту государством и обществом детства, семьи, материнства. Эта задача обозначена в статье 32 Конституции Республики Беларусь 1994 года (с изменениями и дополнениями) и является стержневой в законе Республики Беларусь «О правах ребенка», который основывается на Конвенции ООН о правах ребенка. Настоящий закон определяет правовой статус ребенка как самостоятельного субъекта и направлен на обеспечение его физического и нравственного здоровья, формирование национального самосознания на основе общечеловеческих ценностей мировой цивилизации. Особое внимание и социальная защита гарантируются детям с особенностями психофизического развития, детям, лишенным семейного окружения или оказавшимся в иных неблагоприятных условиях и экстремальных ситуациях.

Для решения комплекса социальных вопросов, направленных на улучшение положения детей и их социальную защищенность, в республике разработан ряд национальных программ:

«Основные направления государственной семейной политики»;

«Национальный план действий по улучшению положения женщин»;

«Концепция государственной демографической политики с учетом устойчивого развития экономики в переходный период»;

Президентская программа «Дети Беларуси» на 2001-2005 гг.;

«Национальный план действий по улучшению положения детей и охране их прав на 2004-2010 гг.».

На формирование и осуществление государственной социальной политики в отношении детей оказало влияние принятие в октябре 2000 года в новой редакции закона Республики Беларусь «О правах ребенка» и проведение комплекса мероприятий по подготовке к специальной сессии Генеральной Ассамблеи ООН по положению детей. Большое значение имело и Решение о защите детства в государствах-участниках Содружества Независимых Государств, принятое Советом Глав правительств 30 ноября 2000 года. 31 октября 2000 года была депонирована грамота о ратификации Республикой Беларусь Конвенции № 182 Международной организацией труда об искоренении наихудших форм детского труда .

5 . Государственные и социальные программы по борьбе с малообеспеченностью в семье

малообеспеченность семья государственный поддержка

Реализация комплексной национальной стратегии по вопросам семьи. Комплексная национальная стратегия или программа действий в интересах семьи и ребенка.

Национальный план действий по улучшению положения детей и охране их прав на 2004-2010 гг. (далее - Национальный план) был утвержден Постановлением Совета Министров Республики Беларусь 18 декабря 2003 г №1661.

Данный документ был разработан на основании положений Конвенции о правах ребенка, Заключительных замечаний Комитета ООН по правам ребенка, а также с учетом норм иных международно-правовых документов.

В Национальном плане предусмотрено проведение комплекса мер, направленных на улучшение положения всех детей, проживающих в Республике Беларусь, без какой-либо дискриминации, независимо от расы, пола, религии и т. д., как это предусмотрено статьей 2 Конвенции о правах ребенка. В частности, пунктом 12 Национального плана предусмотрено обеспечение формирования безбарьерной среды повышающей возможности детей-инвалидов для беспрепятственного доступа в культурно-бытовые, спортивно-оздоровительные, учебно-воспитательные, административные и иные учреждения.

Исходя из положений статьи 3 Конвенции, в Национальный план были включены следующие меры по улучшению положения детей:

Осуществление комплекса мер по усилению государственной поддержки семей, воспитывающих детей, в части предоставления учащимся и студентам отпуска по уходу за ребенком в возрасте до трех лет;

Активизация деятельности по укреплению института семьи, упрочению ее статуса и повышению роли семейных ценностей в обществе как основы благополучия детей; объединение в этих целях усилий государственных и негосударственных структур, общественных объединений и религиозных конфессий;

Оптимизация на уровне административно-территориальных единиц сети социально-педагогических учреждений, инфраструктуры учреждений социального обслуживания для оказания психолого-педагогической, юридической, социальной помощи семьям, воспитывающим детей, и детям, оказавшимся в трудных жизненных ситуациях, совершенствование организационно-кадровых и материально-технических условий их деятельности;

Осуществление мер по разработке и созданию межведомственной системы взаимодействия, обеспечивающей социально-психолого-педагогическое и медико-социальное сопровождение детей;

Совершенствование механизма взимания алиментов на содержание несовершеннолетних детей, в том числе с учетом установления гарантий их выплаты в случаях уклонения родителей от уплаты алиментов;

Организация контроля и регулярного анализа работы органов государственного управления по обеспечению прав детей;

Содействие организации работы общественных приемных по правам ребенка с привлечением специалистов в области прав ребенка;

Разработка организационно-правовых основ выявления и учета детей и семей, находящихся в социально опасном положении, и механизма их социальною патроната;

Разработка предложений об установлении минимальных стандартов по опеке и попечительству над детьми в деятельности местных исполнительных и распорядительных органов; разработка и утверждение Инструкции об организации опеки и попечительства над несовершеннолетними;

Систематизация деятельности учреждений социального обслуживания, социально-педагогических учреждений, медицинских учреждений, инспекций по делам несовершеннолетних, комиссий содействия семье и школе, комитетов общественного самоуправления, общественных объединений по выявлению общественно опасных и негативных деяний в отношении детей и привлечению к ответственности лиц, виновных в их совершении; совершенствование действующего законодательства в части установления запрета всех форм телесных наказаний детей в семье, школе и в других учреждениях;

Изучение вопроса об обеспечении прав детей в приемных и опекунских семьях, а также усыновленных детей и т. д.

Исходя из положений статьи 4 Конвенции, в Национальный план были включены следующие позиции по улучшению положения детей:

Совершенствование действующего законодательства в целях обеспечения наиболее полной социальной, медицинской и экономической защиты детского населения республики, пострадавшего от катастрофы на Чернобыльской АЭС;

Предусмотрен комплекс мер, направленных на обеспечение качественного образования (пункты 75-112 Национального плана);

Запланировано проведение разнообразных конкурсов, праздников, фестивалей, выставок, конференций, спортивных и физкультурно-оздоровительных мероприятий;

Предусмотрено расширение сотрудничества органов государственного управления с международными организациями (ЮНИСЕФ, ЮНЕСКО, УВКПЧ, ВОЗ, МОТ, Комитет ООН по правам ребенка) по проблемам защиты прав детей и улучшения их положения и т. д.

Исходя из положений статьи б Конвенции, в Национальный план были включены следующие меры по улучшению положения детей:

Осуществление комплексных мер по созданию для детей здоровых и безопасных условий жизни, обеспечению их безопасными продуктами питания и питьевой водой, особенно в сельской местности;

Предусмотрен комплекс мер, направленных на укрепление здоровья детей и содействие здоровому образу жизни (пункты 46-74 Национального плана);

Предусмотрен комплекс мер, направленных на защиту детей от насилия, торговли, всех видов эксплуатации и вооруженных конфликтов (пункты 93-112 Национального плана) и т.д.

Исходя из положений статьи 12 Конвенции, в Национальный план были включены следующие меры по улучшению положения детей:

Продолжение работы по приведению национального законодательства в соответствие с Минимальными стандартами правил по отправлению правосудия в отношении несовершеннолетних (Пекинские правила) и Руководящими принципами ООН для предупреждения преступности среди несовершеннолетних (Руководящие принципы, принятые в Эр-Рияде);

Разработка и осуществление дополнительных мер по обеспечению права детей свободно выражать свои взгляды и быть услышанными в процессе рассмотрения вопросов по делам, касающимся их законных интересов и прав;

Содействие развитию общественных инициатив детей, форм их участия в обсуждении и принятии решений на различных уровнях, затрагивающих интересы детей и детства, и реализации их права быть услышанными и т. д.

Подобные документы

    Программы социального обеспечения и страхования в США, система финансирования здравоохранения, добровольческий труд и благотворительность. Экономические и социальные характеристики американской семьи, состояние института семьи и ее социальные проблемы.

    курсовая работа , добавлен 25.11.2010

    Отличие бедности от нищеты, ее причины и взаимосвязь с маргинализацией населения. Подходы к определению и измерению бедности, ее масштабы и глубина. Рассмотрение категорий "прожиточный минимум" и "уровень малообеспеченности", определение границ бедности.

    курсовая работа , добавлен 11.10.2010

    Типы и категории семей. Социально-экономические проблемы молодой семьи. Нормативно-правовые основы и программы государственной социальной поддержки семей с детьми. Региональные социальные программы, направленные на социальную поддержку молодой семьи.

    дипломная работа , добавлен 27.10.2011

    Молодая семья как особая социальная категория. Основные тенденции в процессе формирования молодой семьи в России. Социально-экономические проблемы молодой семьи. Региональные социальные программы, направленные на социальную поддержку молодой семьи.

    дипломная работа , добавлен 15.10.2009

    Классификация современных типов семей. Социальные функции и признаки современной семьи. Эволюция семьи и брака. Анализ понятия и значения супружеской совместимости. Социальные образы мужчины и женщины и их влияние на качество супружеских отношений.

    реферат , добавлен 06.05.2015

    Брак и семья как важнейшие социальные институты и их функции. Социальные, психологические и экономические мотивы брачно-семейных отношений. Перспективы развития семьи и брака. Экономические и социальные причины кризисного положения современных семей.

    курсовая работа , добавлен 31.10.2011

    Функции социальной политики Соединенных Штатов Америки. Развитие системы государственной социальной помощи. Основные разделы бюджетных ассигнований. Государственные социальные программы в США. Система определения черты бедности или прожиточного минимума.

    курсовая работа , добавлен 30.10.2013

    Брак и семья как социальные институты и их функции. Социальные, психологические и экономические мотивы брачно-семейных отношений. Перспективы развития семьи и брака. Групповое качество семейной жизнедеятельности. Стиль исполнения внутрисемейных ролей.

    курсовая работа , добавлен 03.06.2009

    Социальные проблемы семьи и семейно-брачных отношений. Проблемы семьи, имеющей детей, склонных к употреблению наркотических веществ. Семейные причины приобщения детей к наркотикам. Анализ семейных причин наркотизации.

    реферат , добавлен 15.01.2003

    Групповое качество семейной жизнедеятельности. Брак и семья как социальные институты и их функции. Содержание брачных отношений. Социальные, психологические и экономические мотивы брачно-семейных отношений. Функции семьи и брака. Перспективы развития.



 

Возможно, будет полезно почитать: