Деловая игра для воспитателей «путешествие на затерянный остров с фгос дошкольного образования. Игровая деятельность по фгос до

Мзия Болотаева
Игровая деятельность в условиях ФГОС

Организация игровой деятельности дошкольников в условиях реализации ФГОС

1. «Игра - это огромное светлое окно,

через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире» (В. А. Сухомлинский)

2. Игра - ведущий вид деятельности , определяющий формирование личности в дошкольном возрасте

3. Ребёнок живет в игре.

И задача педагогов - стать направляющим и связующим звеном в цепи ребёнок-игра, тактично поддерживая руководство обогащать игровой опыт детей .

4. Большая творческая задача для воспитателя- организовать игры в детском саду так,

чтобы жизнь детей была содержательной, интересной и увлекательной.

5. Игра издавна привлекает к себе внимание не только психологов и педагогов, но и философов

6. Классификация игр

Фридриха Фребеля : немецкий педагог, теоретик дошкольного воспитания, создатель понятия «детский сад» .

7. Классификация игр Карла. Гросса : немецкий психолог,

8. Януша Корчака : выдающийся польский педагог, писатель, врач и общественный деятель .

9. Классификация игр

С. Л. Новосёловой : советский психолог, доктор психологических наук

10. Классификация игр в детском саду Творческие Игры с правилами Народные

11. Педагогическая поддержка игры в свете ФГОС ДО

12. Разумеется, требования ФГОС ДО не могут идти в противоречии с законами развития ребенка-дошкольника. Стандарт дошкольного образования вназывают «Стандартом условий » . Основной посыл ФГОС ДО – амплификация (обогащение) условий развития дошкольников. Поэтому на третий раздел Стандарта – «Требования к условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования» педагогам следует обратить особое внимание. Именно в этом разделе среди условий , необходимых для создания социальной ситуации развития детей, соответствующей специфике дошкольного возраста (п. 3.2.5, называются :

Создание условий для свободного выбора детьми деятельности , участников совместной деятельности ;

Поддержка детской инициативы и самостоятельности в разных видах деятельности (игровой , исследовательской, проектной, познавательной и т. д.);

Поддержка спонтанной игры детей, ее обогащение, обеспечение игрового времени и пространства.

Это важнейшая часть работы педагогов, от реализации которой зависит успешное развитие ребенка, а значит - успешное формирование целевых ориентиров, то есть фактическая реализация ФГОС ДО .

13. Распределение разных видов игр по видам деятельности в течение дня

14. Н О Д включает разнообразные дидактические игры в соответствии с содержанием образовательной работы по соответствующим 5 образовательным областям областям.

15. Стадии дидактической игры

16. Образовательная деятельность в режиме дня предполагает организацию

досуговых,

подвижных,

театрализованных игр,

игр с правилами,

организацию совместных с педагогом сюжетных игр, способствующих обогащению игрового опыта детей .

Роль воспитателя :

воспитатель выступает как игровой партнер , носитель игровой культуры , которую передает детям в процессе совместной деятельности .

17. Свободная деятельность сопровождается

организацией педагогической поддержки самодеятельных детских игр (сюжетно-ролевых, режиссерских, игр-экспериментирований)

организуемых по инициативе самих детей игр с правилами, подвижных, досуговых, народных.

Роль воспитателя :

Воспитатель поощряет проявления разнообразной игровой активности , инициативности, самостоятельности; предоставляет возможность свободного выбора тематики, партнеров, способов и средств реализации собственной деятельности .

18. Развитие и педагогическая поддержка игры в соответствии с возрастом воспитанников

19. ОРГАНИЗАЦИЯ театрализованных игр

20. Театрализованные игры

позволяют решать многие педагогические задачи, касающиеся формирования выразительности речи интеллектуального, коммуникативного, художественно - эстетического воспитания, развитию музыкальных и творческих способностей.

21. Младший дошкольный возраст

Активизация интереса к наблюдению театрализованной постановки взрослого

Самостоятельная игра-имитация на основе литературного или фольклорного текста

Переход от имитаций действий к передаче эмоции

22. Средний возраст

Переход ребенка от игры «для себя» к театрализованной игре, ориентированной на зрителя

Переход от передачи в игре простого образа к созданию целостного образа, в котором сочетаются эмоции, настроение, состояние героя.

Освоение разных видом игры – драматизации, настольного театра (мягкой игрушки, вязанный, конусный, плоскостных фигур)

К концу года – постановка коротких спектаклей

23. Старший возраст

Углубление театрально-игрового опыта

Освоение разных видов игры-драматизации и режиссерской игры

Образно-игровые этюды

Проявление детьми самостоятельности и творчества в процессе отбора текстов и оформлении

24. ОРГАНИЗАЦИЯ

сюжетно-ролевых игр

по программе «Детство»

25. Младший возраст :

Цель : Развивать игровой опыт дошкольников , помогать открывать новые возможности игрового отражения мира . Побуждать интерес к творческим проявлениям в игре и игровому общению со сверстниками

26. Средний возраст :

Способствовать обогащению самостоятельного игрового опыта детей :

Развивать все компоненты детской игры;

Создавать содержательную основу для развития игровой деятельности ;

Воспитывать доброжелательные отношения между детьми.

27. Старший возраст

Цель : Обогащать игровой опыт дошкольников , повышая тем самым влияние игры на его развитие. Создавать условия для активной , разнообразной, самостоятельной, творческой игровой деятельности .

28. ОРГАНИЗАЦИЯ

строительно-конструктивных игр

29. Строительные игры направляют внимание ребёнка на разные виды строительства, содействуют приобретению конструкторских навыков организации, привлечению их к трудовой деятельности .

30. ОРГАНИЗАЦИЯ

подвижных игр

31. Подвижные игры важны для физического воспитания дошкольников, способствуют их гармоническому развитию, удовлетворяют потребность малышей в движении, способствуют обогащению их двигательного опыт.

32. Классификация

33. В младших группах детям нравятся игры сопровождающиеся рифмованным текстом и ритмичными движениями

В средней группе следует учить детей выбирать водящего с помощью считалок, предварительно разучив их.

Детей старших групп надо научить разным способам деления на партии.

34. особенности проведения

подвижных игр на улице

35. На прогулке должны планироваться подвижные игры и игровые упражнения разной степени интенсивности

36. Планирование

37. Мл. возраст Игры не должны быть слишком длинными; обязательно нужно делать паузы для отдыха.

38. Ср. возраст Дети уже могут свободно подчиняться правилам, данным в открытом виде, поэтому бессюжетные подвижные игры можно использовать достаточно широко.

Большинство игр имеют развернутые сюжеты, определяющие содержание движений. Во многих играх есть роль ведущего.

39. Старший возраст Огромное количество для детей старшего дошкольного возраста заключается в том, что участники должны не дать себя поймать водящему игроку .

Постепенно увеличивается количество правил, они

становятся сложнее.

Подвижные игры всегда организует воспитатель, хотя часто они могут быть начаты по желанию детей.

40. Спасибо за внимание

  • По их педагогическому значению - игры подвижные (игры с движениями, специально созданные народной или научной педагогикой для решения определённых задач воспитания и обучения), умственные, сенсорные;
  • Игры специальных функций - семейные, игры в «Охоту», игры - ухаживания и т.д.
  • Игры обычных функций - развивающие волю.
  • Хороводные игры;
  • Игры на закрепление знаний.
  • Подвижные (игры с правилами).
  • Творческие;
  • Игры с правилами;
  • Народные.

Творческие игры:

  • Театрализованные
  1. Режиссерские
  2. Игры драматизации
  • Сюжетно - ролевые
  1. С элементами труда
  2. С элементами художественно - творческой деятельности
  • Конструкторские

Задание для команд:

Режиссерская игра -

Игры - драматизации

Задание для команд:

Все остальные - сказка «Курочка - ряба».

Должны участвовать все.

Структура сюжетно - ролевой игры по Д.Б. Эльконину:

Задание для команд:

Цель: решение конструктивных задач

Виды материала:

Особенности:

Игры с правилами:

  • Дидактические
  1. Игры - занятия
  2. Дидактические игры
  • Подвижные
  1. Игры с бегом
  2. Игры с прыжками
  3. Игры с лазаньем
  4. Игры с метанием и ловлей

Дидактические игры - способствует развитию познавательной деятельности, интеллектуальных операций, которые представляют собой основу обучения.

Задание для команд:

Виды дидактически игр:

Цель: обучение

Виды:

Задание для команд:

Подвижная игра с правилами -

Народные игры - это игры, пришедшие к нам из очень давних времён и построенные с учётом этнических особенностей. Они - неотъемлемая часть жизни ребёнка в современном обществе, дающая возможность усвоить общечеловеческие ценности. Развивающий потенциал этих игр обеспечивается не только наличием соответствующих игрушек, но и особой творческой аурой, которую должен создать взрослый.

Задание для команд:

1. Формирование игры происходит в совместной игре, где взрослый - равный партнер.

Факторы реализации игры:

Просмотр содержимого документа
«Семинар-деловая игра по теме "Организация игровой деятельности дошкольников в условиях введения ФГОС" »

Семинар-деловая игра на педсовете по теме:

«Организация игровой деятельности в условиях реализации ФГОС»

Участники педсовета поделены на две мобильные команды.

Игра – ведущий вид деятельности дошкольника. В игре отражается реальная действительность, но в воображаемых обстоятельствах.Это свободная развивающая деятельность, осуществляемая по желанию ребёнка, ради удовольствия от самого процесса деятельности, а не для какого-либо результата.

Задание для команд:

Какие Вы знаете классификации детских игр?

Пожалуйста, назовите их.

Давайте рассмотрим несколько классификаций.

Классификация игр Фридриха Фрёбеля:

    «Полезные» - сюжетно-ролевые;

    «Изящные» - конструктивные, строительные;

    Игры «Внутренней правды» - дидактические с правилами.

Фридрих Вильгельм Август Фрёбель (21 апреля 1782 - 21 июня 1852) - немецкий педагог, теоретик дошкольного воспитания, создатель понятия «детский сад».

Ф. Фребель впервые в истории дошкольной педагогики дал целостную, методически детально разработанную, оснащённую практическими пособиями систему общественного дошкольного воспитания. Способствовал выделению дошкольной педагогики в самостоятельную область знания.

Классификация игр Карла Гросса:

    По их педагогическому значению – игры подвижные (игры с движениями, специально созданные народной или научной педагогикой для решения определённых задач воспитания и обучения), умственные, сенсорные;

    Игры специальных функций – семейные, игры в «Охоту», игры – ухаживания и т.д.

    Игры обычных функций – развивающие волю.

Немецкий психолог К. Гросс, первым в конце XIX века предпринявший попытку систематического изучения игры, называет игры изначальной школой поведения.

Классификация игр Януша Корчака:

    Хороводные игры;

    Спортивные игры на проверку илы;

    Игры на закрепление знаний.

Я́нуш Ко́рчак - выдающийся польский педагог, писатель, врач и общественный деятель. В 1911 году Корчак основал «Дом сирот» для еврейских детей в Варшаве. В августе 1942 года Корчак отказался от предложенной свободы и предпочёл остаться с детьми «Дома сирот» приняв с ними смерть в газовой камере.

Классификация игр Лесгафта Петра Францевича:

    Имитационные (подражательные);

    Подвижные (игры с правилами).

Пётр Фра́нцевич Ле́сгафт (20 сентября 1837г., Санкт-Петербург - 28 ноября 1909г.) - выдающийся биолог, анатом, антрополог, врач, педагог, создатель научной системы физического воспитания.

Классификация игр Надежды Константиновны Крупской:

    Игры, придуманные самими детьми (творческие самостоятельные);

    Игры с правилами (подвижные и дидактические), специально созданные (придуманные взрослыми с готовым содержанием и правилами).

Крупская Н.К. считала, что дошкольное воспитание является составной частью социалистического строительства, и много сделала для определения конкретных задач по физическому, нравственному, умственному, сенсорному воспитанию детей дошкольного возраста, указала пути и методы работы советского детского сада.

Классификация игр С.Л. Новосёловой:

    Игры, возникающие по инициативе ребёнка (детей), - это самостоятельные или творческие игры;

    Игры, возникающие по инициативе взрослого, внедряющего их с образовательно и воспитательной целью (игры с правилами);

    Игры, идущие от исторической инициативы, - народные игры, которые могут возникнуть как по инициативе взрослого, так и более старших детей.

Светлана Леонидовна Новосёлова (1933г. - 2005г.) - советский психолог, доктор психологических наук, действительный член РАЕН (Российская Академия Естественных Наук) (с 1996; отделение дошкольного образования и детского творчества), член Международного общества изучения развития поведения, вице-президент Российской международной организации по дошкольному воспитанию, действительный член Академии творческой педагогики (с 1996) и Академии изобретательства (с 1997г.).

Классификация игр в детском саду:

    Творческие;

    Игры с правилами;

    Народные.

Творческие игры:

    Театрализованные

    Режиссерские

    Игры драматизации

    Сюжетно – ролевые

    С элементами труда

    С элементами художественно – творческой деятельности

    Конструкторские

Задание для команд:

Первая команда: дайте определение режиссерской игре

Вторая команда: дайте определение игре драматизации.

Режиссерская игра - это игровая деятельность, которая тем богаче и разнообразнее, чем интереснее реальная жизнь ребёнка, чем обширнее его информация об окружающем мире.

Режиссерская игра – важнейший фактор социализации дошкольника. Ребёнок заставляет говорить, выполнять разнообразные действия кукол, действуя за себя и за кукол.

Компоненты режиссерской игры: сюжет, роль, условное игровое действие.

Цель: развитие творчества и фантазии

Виды сюжета:

Особенности: отражение событий и впечатлений; партнеры (игрушки и их заменители) – неодушевленные предметы;

Условие: создание детям индивидуального пространства.

Игры – драматизации создаются по готовому сюжету из литературного произведения или театрального представления. План игры и последовательность действий определяется предварительно.

Такая игра более сложна для детей, чем наследование того, что они видят в жизни, потому, что нужно хорошо понимать и чувствовать образы героев, их поведение, помнить текст произведения (последовательность, развертывания действий, реплик персонажей), это и является особенным.

Значение игр – драматизаций – они помогают детям больше понимать идею произведения, чувствовать его художественную ценность, положительно влияют на развитие выразительности речи и движений.

Цель: приобщение ребенка к искусству;

Виды: дети-режиссеры и дети-актеры;

Особенности: представляют собой разыгрывание в лицах литературных произведений; имеют готовый неизменный сюжет; все действия подчинены содержанию произведения.

Задание для команд:

Без слов, с помощью мимики и жестов показать русскую народную сказку используя атрибуты.

Команда из 3-х человек - сказка «Теремок».

Все остальные - сказка «Курочка – ряба».

Должны участвовать все.

Эльконин Даниил Борисович (29.02.1904-1984) - доктор психологических наук, профессор, выдающийся отечественный психолог, специалист в области детской психологии, автор теории периодизации психического развития.

Структура сюжетно – ролевой игры по Д.Б. Эльконину:

    Роли, которые берут на себя дети в процессе игры.

    Игровые действия, посредством которых дети реализуют взятые на себя роли и отношения между ними.

    Игровые употребления предметов, условное замещение реальных предметов, имеющихся в распоряжении ребёнка.

    Реальное отношение между играющими детьми, выражающиеся в разнообразных репликах, замечаниях, посредством которого регулируется весь ход игры.

Сюжетно-ролевая игра

Цель: изучение различных социальных ролей человека

Виды сюжета: бытовой, производственный, общественный

Особенности: сюжет (та среда действительности, которая воспроизводится детьми); содержание (то, что воспроизводится ребенком в качестве центрального момента деятельности и отношений между взрослыми в их деятельности); роль (игровая позиция ребенка, отождествление с каким-либо персонажем)

Задание для команд:

Командам организовать сюжетно - ролевую игру и показать (атрибуты). Указать какая возрастная группа? Роль воспитателя?

Конструкторские творческие игры направляют внимание ребёнка на разные виды строительства, содействуют приобретению конструкторских навыков организации, привлечению их к трудовой деятельности.

Строительно-конструктивные игры

Цель: решение конструктивных задач

Виды материала: природный, специально созданный, подсобный

Особенности: вести ребенка от подражания действиям взрослого к самостоятельному решению конструктивных задач

Игры с правилами:

    Дидактические

    Игры – занятия

    Дидактические игры

    Подвижные

    Игры с бегом

    Игры с прыжками

    Игры с лазаньем

    Игры с метанием и ловлей

    Игры на ориентировку в пространстве

Дидактические игры – способствует развитию познавательной деятельности, интеллектуальных операций, которые представляют собой основу обучения.

Структура ДИ:

    обучающая задача – определяет игровые действия.

    правила помогают осуществлять игровые действия и решить задачу;

2) игровой замысел

3) игровые действия

II младшая - дидактическая игра как часть занятия

Средняя группа - игра организуется детьми, но руководящая роль принадлежит воспитателю (дидактические – закреплять знания и умения, полученные на занятиях; настольно-печатные – осваивать правила игры, «ходить» по очереди и т.д.)

Старшая группа - игры организуются детьми, воспитатель как консультант

(создавать развивающую предметно-игровую среду для организации всех видов игр на занятиях и в самостоятельной деятельности, формировать навыки сотрудничества)

Задание для команд:

Назовите виды дидактических игр и приведите примеры.

Виды дидактически игр:

Цель: обучение

Виды:

Сюжетно-дидактические («магазин»)

Игры с предметами («чудесный мешочек»)

Настольно-печатные («лото», «домино»)

Словесные («кем быть?», «времена года»)

Задание для команд:

По командам составить мнемо таблицу к любой сказке и рассказать по командам.

Подвижная игра с правилами - это сознательная, активная деятельность ребенка, характеризуется точным и своевременным выполнением заданий.

Классификация игр по параметрам :

По возрасту,

По степени (малой и большой) подвижности ребенка в игре,

По видам движений (игры с бегом, метание и др.),

Сюжетные ПИ отражают в условной форме жизненные или сказочный эпизод. Ребенка увлекают игровые образы. Он творчески воплощается в них, изображая кошку, автомобиль, гуся и др.

Несюжетные ПИ содержат двигательные игровые задания, ведущие к достижению цели, типы игр:

1) перебежки, ловишки;

2) игры с элементами соревнований («Кто быстрее добежит к своему флажку?» и др.);

3) игры-эстафеты («Кто скорее передаст мяч?»);

4) игры с предметами (мячи, обручи, кегли и др.);

для маленьких используются игры-забавы («Ладушки», «Коза рогатая» и др.)

Спортивные игры (городки, футбол, хоккей и др.) подбираются с учетом возраста. В них используются лишь некоторые элементы техники спортивных игр, доступные и полезные детям-дошкольникам. Целесообразней использовать в старшей и подготовительной группах ДОУ.

Народные игры – это игры, пришедшие к нам из очень давних времён и построенные с учётом этнических особенностей. Они – неотъемлемая часть жизни ребёнка в современном обществе, дающая возможность усвоить общечеловеческие ценности. Развивающий потенциал этих игр обеспечивается не только наличием соответствующих игрушек, но и особой творческой аурой, которую должен создать взрослый.

Принципы:

    Доступность содержания игры

    Возрастная адресованность

    Вариативность

    Ориентировка на интересы и желания детей, на избирательность к тем или иным играм

    Разнообразие игр

Задание для команд:

Организовать и провести по командам народную подвижную игру.

Классификация народных игр:

  • Сюжетные

    Индивидуальные

    Коллективные

    Игры-аттракционы

    Игры-забавы

    Хороводные

    Игры-ловишки

    Театрализованные

    Сезонно-обрядовые

По ФГОС ребёнок является субъектом деятельности, в том числе образовательной и игровой, что подразумевает субъект - субъектные отношения, то есть равные партнёрские.

Принципы формирования игры с ориентиром на ФГОС:

1. Формирование игры происходит в совместной игре, где взрослый – равный партнер.

2. Когда игра организована особым образом, так, что ребенку преподносится игровой способ.

3. Формирование игры включает не только формирование у детей игровых способов, но и способ игрового действия.

4. Формирование игры носит двухчастный характер: 1) совместная игра; 2) самостоятельная игра детей.

Формирование игры:

Этапы Способы Основные задачи (формирование)

от 1,5 до 3 лет предметно-игровой 1) простого предметного действия

2) условного предметного действия

3) цепочки условных действий

от 3 до 5 лет ролевого построения 1) индивидуально-ролевого поведения

2) ролевого действия как обмена

условными ролевыми действиями

3) ролевого действия как обмена

речевыми ролевыми действиями

4) ролевого действия как умений

менять роли

с 5 до 7 лет сюжетосложение Овладение способом совместного

пошагового построения сюжета

Факторы реализации игры:

    Установление содержательной связи между знаниями детей об окружающей действительности (содержание познавательной сферы) и их игрой;

    включение всех видов игр в педагогический процесс;

    своевременная организация развивающей предметно-игровой среды;

    квалифицированное участие педагогов в педагогическом процессе, обеспечивающем право ребенка на игру;

    индивидуальный подход к воспитанию, обучению, развитию детей в игровой деятельности;

    перспективное планирование развития игры (комплексный метод);

    использование эффективных методов и приемов, способствующих развитию игры.

Комплексный метод развития игровой деятельности:

    Планомерное обогащение жизненного опыта детей, расширение их знаний об окружающей действительности;

    Обогащение детского игрового опыта и культуры игры во время совместных (обучающих) игр педагога с детьми;

    Создание развивающей игру предметно-игровой среды с учетом обогащающегося жизненного и игрового опыта детей;

    Проблемное общение взрослого с детьми направлено на активизацию игры детей через постановку новых игровых задач.

Педагогам вручаем памятки, благодарим за активное участие в педсовете.

Развитие игровой деятельности в свете ФГОС.

Одним из принципов ФГОС дошкольного образования является построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми.

В условиях реализации Федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования, существенным отличием является – исключение из образовательного процесса учебной деятельности, как не соответствующей закономерностям развития ребенка на этапе дошкольного детства. Перед педагогом дошкольного учреждения становится актуальным поиск других форм и методов работы с детьми.
Основной формой работы с детьми дошкольного возраста и ведущим видом деятельности для них является игра. Именно игра позволяет построить соответствующую особенностям дошкольников систему обучения, обеспечивает вариативность дошкольного воспитания. ФГОС ДО рекомендует использование игровых форм образовательной деятельности во всех областях образовательной программы.

В игре ребенок развивается как личность, у него формируются те стороны психики, от которых впоследствии будет зависеть успешность его социальной практики. Игра является полигоном для социальных проб детей, т. е. тех испытаний, которые выбирается детьми для самопроверки и в процессе которых ими осваиваются способы решения возникающих в процессе игры проблем межличностных отношений. В игре создается базис для новой ведущей деятельности – учебной. Поэтому важнейшей задачей педагогической практики является оптимизация и организация в ДОУ специального пространства для активизации, расширения и обогащения игровой деятельности дошкольника.

В свете современных требований выделяются два возможных пути организации игры в детском саду. Первый путь заключается в традиционном для отечественной педагогики воздействии взрослого на содержание сюжетной игры ребенка; в соответствии со вторым путем игра рассматривается как культурная деятельность и создаются благоприятные условия для формирования у детей различных способов игры.

В современном детском саду игры детей происходят в различных центрах активности, которые обеспечивают разностороннее развитие детей по основным направлениям: физическому, социально-личностному, познавательно-речевому и художественно-эстетическому. Все центры активности созданы с учетом интеграции содержащихся в них образовательных областей.

Для физического развития детей создана зона двигательной активности: дети занимаются подвижной игровой деятельностью утром, на прогулке, после дневного сна. В подвижных играх постоянно происходит моделирование ситуаций, когда при ограниченном времени и постоянно изменяющихся условиях возникает необходимость менять ситуацию, выбирать необходимое действие. Как следствие этого, мы вырабатываем у детей умение контролировать свои эмоции, договариваться друг с другом, уступать, слышать товарища, продолжать его действия или выручать, подчинять свои желания существующим правилам, понимать и уважать других, правильно воспринимать критику, что также влияет в дальнейшем на успешную социализацию.

Для социально-личностного развития детей созданы центры сюжетно-ролевых игр , мини-музеи кукол, центры ряжения, которые позволяют изменить свой облик, и познавать себя. Играя, дети пробуют себя в различных ролях и ситуациях, согласно сюжету игры, а это поможет им легче справиться с реальными проблемами в дальнейшей жизни. В этом детям мы помогаем: обучаем правильно выполнять игровые действия; направляем игру с помощью подсказок, вопросов и предложений. Следует отметить, что сюжетно-ролевая игра – это, главным образом, игра коллективная, в которой общение осуществляется по двум направлениям: общение персонажей и общение исполнителей. Сюжетно-ролевые игры дают навык совместной работы, играют важную роль в формировании самостоятельности, дружного детского коллектива.

Сюжетно-ролевая игра является почвой для развития театрализованной игры . Со временем дети не удовлетворяются в своих играх только изображением деятельности взрослых, их начинают увлекать игры, навеянные знакомыми литературными произведениями. Благодаря тому, что каждое литературное произведение или сказка имеет нравственную направленность, театрализованные игры способствуют обогащению социального опыта. Мы помогаем ребенку увидеть мир глазами персонажа, понять мотивы его действий и сопереживать ему.

Дидактическая игра - это также средство обучения и воспитания, воздействующее на эмоциональную, интеллектуальную сферу детей, стимулирующее их деятельность, в процессе которой формируется самостоятельность принятия решений, усваиваются и закрепляются полученные знания, вырабатываются умения и навыки кооперации, а также формируются социально значимые черты личности.

В непосредственно образовательной деятельности мы используем игру как: часть занятия, методический приём, способ решения. Дидактические игры, упражнения на развитие эмоциональной сферы, пластические этюды, тренинги на устранение отрицательных эмоций помогают налаживать общение друг с другом, развивают коммуникативные навыки.

Для художественно-эстетического развития детей есть центры творчества, центр музыкально-театрализованной деятельности .

При всем своеобразии различных видов игр между ними много общего. Они отображают окружающую действительность и основываются на самостоятельной деятельности детей. Все игры эмоционально насыщены и доставляют детям радость.

Для познавательно-речевого развития детей созданы центры речевого развития, центры развивающих игр, экологические центры. Все эти центры интегрируются с такими образовательными областями, как познание, чтение художественной литературы, коммуникация.

Все игры детей развиваются под нашим руководством, мы знакомим их с окружающей жизнью, обогащаем их впечатлениями, оказываем помощь в организации и проведении игр.

Кроме этого ФГОС предъявляет высокие требования к развивающей предметно- пространственной среде, к материалам и инвентарю для игр.

Развивающая среда должна быть содержательно-насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной. Что же это значит?

1) Насыщенность среды . Образовательное пространство должно быть достаточно оснащено средствами обучения и воспитания (в том числе техническими), соответствующими материалами, в том числе расходным игровым, спортивным, оздоровительным оборудованием, инвентарем (в соответствии со спецификой Программы).

2) Трансформируемость пространства предполагает возможность изменений предметно-пространственной среды в зависимости от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов и возможностей детей;

3) Полифункциональность материалов предполагает наличие не обладающих жестко закрепленным способом употребления предметов, в том числе природных материалов, пригодных для использования в разных видах детских игр.

4) Вариативность среды предполагает наличие различных пространств, а также разнообразных материалов, игр, игрушек и оборудования, обеспечивающих свободный выбор детей; периодическую сменяемость игрового материала.

5) Доступность среды предполагает свободный доступ детей, к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности;

6) Безопасность предметно-пространственной среды предполагает соответствие всех ее элементов требованиям по обеспечению надежности и безопасности их использования.

Таким образом, игра способствует формированию полноценной личности, способной жить и работать в современном обществе. Игра - основная форма образовательной деятельности в условиях реализации ФГОС ДО.










Игра в содержании ФГОС ДО «I. Общие положения» основных принципов Стандарта: Один из основных принципов Стандарта: – реализация Программы в формах, специфических для детей данной возрастной группы, прежде всего в форме игры, познавательной и исследовательской деятельности, в форме творческой активности, обеспечивающей художественно-эстетическое развитие ребенка. (п (4))


«для реализации образовательной программы, построенной на игре, дети должны уметь играть. Для того чтобы выполнить свою ведущую роль и действительно стать средством развития ценных личностных качеств, сама игра должна иметь определенный уровень развития, соответствующий возрасту» Смирнова Е.О. Игра в современном дошкольном образовании // Электронный журнал «Психологическая наука и образование»




В этих условиях: 1. Использование игры как педагогической формы в ряде случаев может оказаться неэффективным (дети будут подменять дидактические задачи игровыми, результативность образовательной деятельности будет вытесняться имманентной игре процессуальностью) 2. Ряд целевых ориентиров на этапе завершения дошкольного образования не может быть достигнут при низком уровне развития игровой деятельности ребенка


«Рассматривая воспитательное значение игры, мы имеем в виду игру как форму воспитания, как средство для решения определенных воспитательных задач по отношению к детям дошкольного возраста. Между тем даже в учебной педагогической литературе игру в ее педагогическом значении часто смешивают с игрой как возрастным проявлением ребенка. Игра как деятельность ребенка развивается по своим законам» (Усова А.П. Педагогика игры и ее насущные проблемы. // Дошкольное воспитание, 1963, 1.) Игра как деятельность ребенка и игра как педагогическая (образовательно- воспитательная) форма









Проблема терминологии Творческая игра Сюжетно-ролевая игра Самодеятельная игра Фото: ДОУ 1782 Сюжетно-ролевая игра до сих пор в ряде случаев воспринимается как «организуемая взрослым» Игра, в которой присутствует воображаемая ситуация, последовательно называлась в отечественной педагогике:


© Новосёлова С.Л. О новой классификации детских игр. // Дошкольное воспитание – С. 86. или сайт «Игра. Школа С.Л.Новоселовой»


Только самодеятельные игры представляют собой ведущую деятельность и имеют решающее значение для детского развития. Как видно из таблицы, они не ограничены рамками сюжетно- ролевой игры, а представлены целым рядом подвидов, что подтверждает положение о том, что не только сюжетно-ролевая игра является ведущей деятельностью. Однако такие игры не возникают сами собой, «на пустом месте». Для их появления и успешного развития игровой опыт ребёнка обязательно должен включать игры двух других классов.




Игра как деятельность Характеризуется целостностью - от мотива до способа действия (ребенок играет, потому что он этого хочет, он играет в то, во что хочет, и играет так, как хочет). Характеризуется эмоциональной насыщенностью, удовольствием от процесса, а не от результата. Развивается и меняет формы по мере развития (от развернутой внешней предметной деятельности до свернутой внутренней деятельности). В сформированном виде может существовать как действие в составе других видов деятельности. В игре как деятельности формируются ОСНОВНЫЕ ВОЗРАСТНЫЕ НОВООБРАЗОВАНИЯ


Игра в содержании ФГОС ДО «IV. Требования к результатам освоения основной образовательной программы дошкольного образования» – «Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования: … … проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности - игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и др. …; … активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх; … ребёнок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности, и прежде всего в игре; ребёнок владеет разными формами и видами игры, различает условную и реальную ситуации, умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам. … (4.6.)




« Специфическое развивающее влияние сюжетно- ролевой игры изучено в настоящее время явно недостаточно …, но проведению дальнейших исследований в этой области мешает смешение развития детей в игре, через игру и при помощи игровых приемов. Возникает ложное впечатление, что игра воспитывает «всё на свете».» Венгер Л.А. Сюжетно-ролевая игра и психическое развитие ребенка // /Игра и ее роль в развитии ребенка дошкольного возраста. – М., 1978, с. 35, вид.авт. Что формируется в игре?


« …у многих педагогов нет личной убежденности в том, что именно игра обеспечивает своевременное и полноценное развитие дошкольника» Скоролупова О.А. Игра как праздник! М., 2006, с. 4 О значении игры, или: Проблема сохранения специфики дошкольного детства в условиях МОО; О чем говорить с родителями на родительских собраниях по проблеме игры


Основные новообразования дошкольного возраста, значимые с точки зрения успешности обучения ребенка в школе: 1. Формирование внутреннего плана деятельности 2. Формирование знаковой деятельности 3. Формирование произвольности 4. Преодоление эгоцентрической позиции 5. Формирование познавательного мотива 6. Формирование способности к организации самостоятельной и совместной деятельности Что формируется в игре?


Формирование произвольности в игре Смирнова Е.О., Гударева О.В. Игра и произвольность у современных дошкольников. // Вопросы психологии с. 100.




Игра в содержании ФГОС ДО «II. Требования к структуре образовательной программы дошкольного образования и ее объему» – содержание образовательных областей определяется целями и задачами Программы и может реализовываться в различных видах деятельности (общении, игре, познавательно- исследовательской деятельности - как сквозных механизмах развития ребенка) какие именно игры организуются в рамках реализации программы Также обозначено, какие именно игры организуются в рамках реализации программы – «в раннем возрасте (1 год - 3 года) - … игры с составными и динамическими игрушками; – для детей дошкольного возраста (3 года - 8 лет) - ряд видов деятельности, таких как игровая, включая сюжетно-ролевую игру, игру с правилами и другие виды игры…» (2.7.)


Проблемы использования игры как формы образовательной работы Ограниченные возможности сюжетной игры для решения разного рода учебно-предметных задач были показаны в исследовании Л.И. Элькониновой (1979): до определенного возраста многие реальные дидактические задачи в сюжетной игре ребенок решает в условном плане («понарошку»). Вывод исследования: «Ролевая игра не может выполнять никакие дидактические функции». Только после того, как игра может реализовываться в вербальной форме (Е.Е.Кравцова), возможно включение сюжетных (сюжетно-дидактических) игр в процесс обучения. До этого момента – используются только игровые приемы, мотивирующие ребенка на продуктивную или иную деятельность и делающие эту деятельность осмысленной.


Проблемы использования игры как формы образовательной работы Подмена дидактической игры игровыми упражнениями, т.е. игнорирование игровой задачи при педалировании дидактической, образовательной. «В дидактической игре дидактизм должен быть на уровне автодидактизма, но автодидактическая игра у нас очень слаба, она слабо развивается практикой и совершенно недостаточно разрабатывается педагогической наукой». Если игра не автодидактична, то она быстро попадает в разряд игровых упражнений: «Взрослые охотнее всего изобретают игровые упражнения». (Психология и педагогика игры дошкольника. – М.: Просвещение, – С. 341) Подмена собственно детской игры игровыми формами, что приводит к парадоксальной ситуации депривации (угнетения) игры на фоне ее тотальной эксплуатации.


Игра в содержании ФГОС ДО «III. Требования к условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования» – «Условия, необходимые для создания социальной ситуации развития детей, соответствующей специфике дошкольного возраста», – «Условия, необходимые для создания социальной ситуации развития детей, соответствующей специфике дошкольного возраста», среди которых: «создание условий для свободного выбора детьми деятельности, участников совместной деятельности; … поддержку детской инициативы и самостоятельности в разных видах деятельности (игровой, исследовательской, проектной, познавательной и т.д.) … поддержку спонтанной игры детей, ее обогащение, обеспечение игрового времени и пространства …» ((2, 4))


Нужно ли учить детей играть? «Игре надо учить, особенно в раннем детстве, об этом следует заявлять достаточно смело. Но учить можно по-разному. Нельзя построить образец, который должен получиться в итоге развития, и навязать его ребёнку. Прежде всего, это не получится, а если и получится, то не будет игрой. Игра превратится в занятие». (Ф.И.Фрадкина. В кн.: Психология и педагогика игры дошкольника. – М.: Просвещение, – С. 290) Если организованных игр не будет вовсе – современный ребёнок может не получить необходимого игрового опыта. Если работа педагога ограничится только организацией подобного рода игр – ребёнок так и не научится играть сам Если организованных игр не будет вовсе – современный ребёнок может не получить необходимого игрового опыта. Если работа педагога ограничится только организацией подобного рода игр – ребёнок так и не научится играть сам.




Игра в образовательной программе дошкольного образования Непосредственно-образовательная деятельность – организация дидактических игр в соответствии с содержанием образовательной работы по образовательным областям Образовательная деятельность в режиме дня – организация досуговых, подвижных, театрализованных игр, игр с правилами, организация совместных с педагогом сюжетных игр. Свободная деятельность – педагогическая поддержка самодеятельных детских игр (сюжетно-ролевых, режиссерских, игр-экспериментирований), а также организуемых по инициативе самих детей игр с правилами, подвижных, досуговых, народных


Работа по педагогической поддержке самодеятельной игры воспитанников Группа раннего возраста – приобщение детей к разным играм (предметным (в т.ч. с составными и динамическими игрушками), сюжетным, подвижным), перевод предметных действий в действия смысловые в контексте игровой ситуации. 2-я младшая группа – обогащение игрового опыта детей через совместные со взрослым игры (индивидуальные и малыми под- группами), формирование и развитие игровых действий, игрового взаимодействия, понимания условности игровой ситуации Средняя группа – освоение и развитие ролевого поведения, поддержка игровых объединений детей, обогащение игрового взаимодействия, расширение тематической направленности сюжетных игр, обогащение игрового опыта детей через приобщение к играм с правилами, подвижным, досуговым, театрализованным, народным играм.


Работа по педагогической поддержке самодеятельной игры воспитанников Старшая группа – обогащение игрового опыта по развитию и усложнению игрового сюжета, по организации предметного пространства собственной игры через совместные с воспитателем игры подгруппами, создание условий и поддержка самодеятельной игры детей, приобщение детей к разным видам игр (подвижным, с правилами, досуговым, дидактическим, народным, интеллектуальным и др.) Подготовительная – формирование и педагогическая поддержка детского коллектива как играющего детского сообщества, поддержка самостоятельности и инициативности при выборе и реализации детьми игр разных видов; поддержка перехода к играм-диалогам, играм- фантазированиям, играм в самодельной предметной среде.


Комплексный метод педагогической поддержки самодеятельных игр Новосёлова С.Л., Зворыгина Е.В. Развивающая функция игры и вопросы руководства ею в раннем возрасте. // В кн.: Педагогические и психологические проблемы руководства игрой дошкольника. М.: НИИ ОП АПН СССР, – с Зворыгина Е.В. Формирование игровой деятельности детей в группах раннего и младшего дошкольного возраста. // Руководство играми детей в дошкольных учреждениях. - М., Просвещение, Игра дошкольника. / Под ред. С. Л. Новосёловой. – М.: Педагогика, 1989 Зворыгина Е.В. Первые сюжетные игры малышей. – М.: Просвещение, 1988 Новосёлова С.Л. Система «Модуль игра». М., 2004 Скоролупова О.А., Логинова Л.В. Играем?.. Играем!!! Педагогическое руководство играми детей дошкольного возраста. – М.: Скрипторий 2003, Зворыгина Е.В. Я играю!: условия для развития первых самодеятельных сюжетных игр малышей. – М.: Просвещение, 2007 Касаткина Е.И. Игра в педагогическом процессе современного детского сада. – Вологда, 2007 Комарова Н.Ф.. Комплексное руководство сюжетно-ролевыми играми в детском саду. – М.: Издательство «Скрипторий 2003», – 157 с. (переизд.2012 –160 с.) Трифонова Е.В. Режиссерские игры дошкольников. – М.: Ирис-пресс, с. Развитие игры детей 2-3 (3-5, 5-7) лет. Методическое пособие. // Трифонова Е.В., Волкова Е.М., Иванкова Р.А., Качанова И.А. – М.: «Сфера», 2013 (2014).




Обогащение игровой культуры «воспитателю следует организовывать с детьми игры разных видов, обогащая игровой опыт детей» – 93% «воспитателю следует позаботиться о том, чтобы самостоятельные сюжетные игры имели приоритетное значение, чтобы дети преимущественно играли в них» – 7% Организация сюжетных дидактических игр – это только полдела. Вторая (а по значимости – первая) необходимая часть работы, без которой все наши усилия будут сведены на нет – это создание условий и предоставление достаточного времени для самодеятельных игр детей


Принципы усложнения игрового сюжета В норме коллективная режиссёрская игра, а также сюжетно- ролевая игра детей при наличии отдельных играющих подгрупп, может развиваться «очагово»: небольшие группы детей организуют свои игровые пространства, которые по ходу совместной игры пересекаются и снова расходятся, перегруппировываясь в совершенно ином порядке. Задача воспитателя – учить детей устанавливать и поддерживать смысловые связи между разными сюжетными линиями, незави- симо от того, сходятся ли они на данный момент или расходятся; учитывать игровые сюжеты других групп, чтобы, при необходимости, использовать их для решения собственных игровых задач. Не следует пытаться объединить всех детей в рамках единой сюжетной линии, лучше поддерживать несколько.


Принципы усложнения игрового сюжета В рамках каждой отдельной сюжетной линии также возможно усложнение ее структуры за счет использования разных сюжетных моделей. К наиболее распространенным относятся: постановка цели и движение к ней через трудности (препятствия со знаком «–») и отвлечения (препятствия со знаком «+»), которые герою нужно прео- долеть по пути к главной цели. Классические народные, а также многие авторские сказки служат прекрасной моделью построения таких сюжетов; организация сюжетной линии, в которой по ходу игры необходимо учиты- вать не только цели, интересы и задачи своего персонажа (или персонажей), а также цели и интересы других персонажей, независимо от того, играет ли «за них» один ребёнок или разные дети. Дети нередко договариваются о таких ситуациях в самодеятельных играх: «А, давай, твоя, как будто, не знала, и….», «А моя, пусть, не догадалась, что они…». Модель: комедия положений; возврат по ходу развития сюжета к происходившим ранее событиям (либо в плане воспоминаний, либо в связи с тем, что они начинают как-то влиять на текущие события) или прогнозирование события – как в рамках развивающегося сюжета («А если ты так сделаешь, то тогда произойдет…»), так и в плане предварительного планирования игрового сюжета детьми. Моделью сюжета с прогнозированием событий служат некоторые легенды и эпосы разных народов.


Активизирующее общение «Часто мы путаем воображаемую ситуацию, которая должна разворачиваться в игре самим ребёнком, и сценарий, уже придуманный кем-то и только воплощаемый ребёнком в собственной деятельности». Новикова Т.С. Значение игры для формирования учебной деятельности. // Журнал практического психолога – С. 73.




Элементы развивающей предметной среды, отвечающие требованиям трансформируемости, полифункциональности и вариативности Для детей раннего – среднего дошкольного возраста: Предметы-заместители Для детей среднего – старшего дошкольного возраста: Модульная среда является большим конструктором, из которого можно делать разнообразные постройки для игры – 34,5 % является универсальным «заместителем», ее элементы могут обозначать все, что требуется детям по сюжету игры – 86% Для детей старшего дошкольного возраста: Самодельная, в т.ч. «Макетная» среда


У детей старшего дошкольного возраста (что подтверждено наблюдениями и исследованиями) возрастает интерес к реалистической игрушке. Предмет- заместитель не устраивает ребенка. Имеющиеся игрушки также не всегда соответствуют его замыслам. Из этой ситуации существует два выхода: либо бесконечное «купи», либо ребенок начинает создавать игрушки сам. Умение самостоятельно создать необходимую игрушку – это умение создать ОРУДИЕ своей деятельности, это умение организовать собственную деятельность в соответствии со своими потребностями. Воспитательное значение самодельных игрушек известно давно. Д.В.Менджериц- кая отмечала, что «самодельные игрушки необходимы даже при самом богатом оборудовании». И она же замечала, что «в наших детских садах много самодель- ных игрушек, но они в большинстве случаев изготовляются взрослыми, причём иногда даже не употребляются в игре, а стоят на выставке. И в этом сказывает- ся непонимание особенностей ребёнка, который стремится делать всё сам». Самостоятельное изготовление ребёнком необходимых игрушек полностью разрешает противоречие между широтой игровых интересов и стремлением к реалистичной игрушке. Одновременно подобно предмету-заместителю, игрушка- самоделка позволяет строить игру, отталкиваясь не от наличной среды, а от замыла, т.е. от задач и потребностей, от образа мира самого ребёнка. Создание игрушки-самоделки – это не вектор «сделали – поиграли». Это вектор «играю – делаю для игры». Игрушка-самоделка в педпроцессе ДОО


Игровой макет, создаваемый самими детьми с помощью педагога, как элемент развивающей предметно-игровой среды детства, полностью отвечает требованиям к развивающей предметно-игровой среде, поскольку он: Представляет собой вариант организации обобщенной многофункциональной среды, позволяющей организовать игру на разные темы и сюжеты. Удобен для организации игр, продолжающихся в течение длительного времени (игра в среде, создаваемой ребенком «здесь и сейчас» чаще всего разрушается и не возобновляется). Позволяет организовать структурно сложные сюжетные игры. Позволяет ребенку найти максимально комфортное для него место в ходе общей совместной деятельности (одни дети активно развивают сюжет, действуя игрушками или реализуя ролевые диалоги, другие комментируют происходящее и предлагают советы по дальнейшему развитию сюжета, третьи активно включаются в создание предметной среды игры, четвертые наблюдают; при этом дети легко меняют свою позицию в игре, свободно переходя от одной деятельности к другой). Активизирует проектное мышление ребенка, его ручные умения, способствует обобщению опыта конструктивной деятельности, т.к. все эти навыки отрабатываются в ситуации высоко мотивированной деятельности. Позволяет организовывать различного рода дидактические игры (на историческую или географическую тематику), в которых практическое применение знаний детей способствует их переводу с поверхностного уровня ознакомления на глубинный уровень понимания.


Проблемы использования макетной среды Организуя макетную игровую среду с детьми дошкольного возраста, следует помнить о некоторых ограничениях при использовании макетов. Во-первых, макетная среда (любая: и самодельная, и полностью готовая) может оказаться не вполне подходящим вариантом организации игры для плохо играющих детей. Они с удовольствием обыгрывают макет, но не могут организовать игру вне макета. Для них макет будет прекрасной основой для проведения игровых занятий, но затем следует отойти от макетной игровой среды, перейдя на варианты организации игры с помощью предметов- заместителей. Впоследствии можно будет вернуться к играм в макетах, постепенно переходя к их самодельным вариантам. Во-вторых, макет может в определённой степени ограничивать тематику режиссёрской игры, поскольку он плохо трансформируем. Пожалуй, только ландшафтные модели изначально предполагают достаточно широкий спектр возможных тем. Создание разных по тематике макетов, решает проблему лишь отчасти, т.к. но они могут ограничивать проявление игровой инициативы ребёнка, подобно тому, как это деалает тематический игровой уголок. В-третьих, излишнее внимание к процессу создания макета, может происходить в ущерб развитию самой игры, переключая внимание педагога и детей на продуктивную деятельность. Замечательно, если ребёнок умеет создавать при необходимости различные игровые макеты, но при этом он должен уметь организовать режиссёрскую игру и вне макетной среды.


Универсальные развивающие игровые предметные среды (содержательно-насыщенные, трансформируемые, полифункциональные, вариативные, доступные и безопасные, а также всевозрастные: от младенческого до школьного возраста): «Куча песка» с разнообразными «вкраплениями» (палочки, камушки, пробки и пр.) Разнообразные поделочные материалы


Развитие игры детей » (авторы: Трифонова Е.В., Волкова Е.М., Иванкова Р.И., Качанова И.А.) Разделы: Основные проблемы игровой деятельности, в котором рассматриваются основные проблемы детской игры, актуальные на сегодняшний день, представлен современный подход к организации разных видов детской игры в условиях ДОУ. Организация игры детей разных возрастов в условиях ДОУ адресован воспитателям, работающим по Примерной основной общеобразовательной программе дошкольного образования «Истоки». Он написан в полном соответствии с содержанием комплексного тематического планирования, разработанного сотрудниками НИИ дошкольного образования им. А.В.Запорожца, и содержит материалы для организации игр в течение каждой недели для каждого возрастного периода (для детей 2-3, 3-4, 4-5, 5-6 и 6-7 лет). Приложение с описаниями рекомендуемых подвижных, традиционных и досуговых игр Где искать информацию по проблеме игры и развивающей предметной среды? 2. Сайт Игра. Научный подход С.Л.Новосёловой На сайте выложены доступные для чтения и скачивания материалы по проблеме игровой деятельности дошкольников, представляющие направление исследований, реализованное в НИИ дошкольного воспитания АПН СССР, впоследствии в Центре "Дошкольное детство" им.А.В.Запорожца крупным ученым, психологом, доктором наук, исследователем-эволюционистом Светланой Леонидовной Новоселовой, а также сотрудниками ее лаборатории и аспирантами. На настоящий момент на сайте представлено свыше 100 статей и брошюр, включая книги: Игра дошкольника, Игры, игрушки и игровое оборудование для дошкольных образовательных учреждений, Система «Модуль - игра», Развивающая предметная среда, Родителям о детских играх и игрушках, Компьютерный мир дошкольника и др. Где искать информацию по проблеме игры и развивающей предметной среды?





Развитие игровой деятельности детей дошкольного возраста в условиях введения ФГОС

«Игра – ведущий вид деятельности дошкольника».

С этим положением никто не спорит. Но как это реализуется в современной практике? С каждым новым поколением детей меняется игровое пространство детства. Социализация нынешних бабушек и дедушек проходила во дворах, где они целыми днями гоняли мяч, играли в «казаков-разбойников», прыгали на скакалках. Их дети были вовлечены в дворовую субкультуру уже не так сильно. Современное поколение и вовсе предпочитает коллективным дворовым играм индивидуальные, компьютерные. Впрочем, это предпочтение во многом формируется вечно спешащими взрослыми: у много работающих мам и пап просто нет времени, бабушки и дедушки живут отдельно от внуков и тоже работают, ну а воспитатели усиленно готовят детей к школе. Эта тенденция характерна не только для нашей страны, но и для всего мира. Ученые и педагоги всех стран говорят о необходимости вернуть детям право на игру.

В условиях реализации Федерального Государственного Образовательного стандарта и требований к основной общеобразовательной программе дошкольного образования существенным отличием является исключение из образовательного процесса учебной деятельности, как не соответствующей закономерностям развития ребенка на этапе дошкольного детства. Перед педагогами дошкольного учреждения становится актуальным поиск других форм и методов работы с детьми.

В каждом возрасте существует ведущая деятельность, внутри которой возникают новые виды деятельности, развиваются психические процессы и возникают психические новообразования.

Ведущей деятельностью детей дошкольного возраста является игра. При правильной организации игра создает условия для развития физических, интеллектуальных и личностных качеств ребенка, формированию предпосылок учебной деятельности и обеспечение социальной успешности дошкольника. Три взаимосвязанные линии развития ребенка: чувствовать-познавать-творить гармонично вписываются в естественную среду ребенка-ИГРУ, которая для него одновременно является и развлечением, и способов познания мира людей, предметов, природы, а также сферой приложения своей фантазии.

При организации игровой деятельности дошкольника в условиях введения ФГОС необходимо опираться на нормативно –правовые документы.

Это принципиально новые документы модернизации системы дошкольного образования, такие как, Письмо Минобразования РФ от 17.05.1995 №61/19-12 «О психолого-педагогических требованиях к играм и игрушкам в современных условиях» Письмо Минобразования РФ от 15 марта 2014г.№03-51-46 ин/14-03 Примерные требования к содержанию развивающей среды детей дошкольного возраста, воспитывающихся в семье. Федеральный закон РФ от 29 декабря 2010г. №436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» Приказ Минобрнауки от 17 октября 2013г.№1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 15.05.2013 №26» Об утверждении СанПин 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и оргаизации режима работы дошкольных образовательных учреждений». Данные документы внесли значительные коррективы в определение правового поля содержания системы дошкольного образования, раскрыли необходимость пересмотра организационных и содержательных аспектов дошкольного образования, и во многом решают вопросы, связанные с развитием игровой деятельности детей-дошкольников.

В настоящее время в ФГОС дошкольного образования отмечается приоритет деятельностных технологий, одной из которых является технология игрового обучения. Уже сегодня в дошкольной педагогике начинают активно говорить об этих технологиях и вводить их в практику работы дошкольных образовательных учреждений. Образовательные технологии деятельностного типа, к которым как выше мы сказали, относится технология игрового обучения,-это такие педагогические технологии, основная цель и результат которых заключается в изменении воспитанника как субъекта деятельности. Основные индикаторы технологии игрового обучения как представителя деятельностных технологий- это наличие проблемы, решение которой связано с формированием цели, и вариативность, возможность индивидуального выбора в процессе образовательной работы с педагогом.

Успешной реализации игровой деятельности и повышению у дошкольников эффективности развития игры способствует ряд условий:

1. Свободное и добровольное включение детей в игру: не навязывание, игры, а вовлечение в нее. Исключение игр слишком азартных: на деньги и вещи, игр, содержащих в своих правилах действия, нарушающие общепринятые нормы морали. В игре недопустимо унижение достоинства ее участников, в том числе и проигравших. Игры не должны быть излишне (откровенно) воспитательными и излишне дидактическими: их содержание не должно быть навязчиво назидательным и не должно содержать слишком много информации (дат, имен, правил).

2. Дети должны хорошо понимать смысл и содержание игры, ее правила, идею каждой игровой роли.

3. Игра должна положительно воздействовать на развитие эмоционально-волевой, интеллектуальной и рационально-физической сфер ее участников. С помощью организации игровых технологий детям передается социальный опыт игры (обучение игровым умениям и навыкам).

4. Достаточное количество времени для игры и наличие тех игрушек, которые помогают детям осуществить свой замысел, т.е. создание предметно-игровой среды.

5. При создании игровой среды следует учитывать половое различие детей (в равной степени должны соблюдаться интересы как девочек, так и мальчиков); осуществлять своевременное изменение игровой среды с учетом обогащающегося жизненного и игрового опыта детей и в соответствии с их интересами, настроением, организацию непересекающихся сфер самостоятельной детской активности внутри игровой зоны (интеллектуальной, театрально-игровой, творческой, сюжетно-ролевой, строительно-конструктивной и игр с двигательной активностью). Это позволит детям одновременно организовать разные виды игр в соответствии со своими интересами и замыслами, не мешая друг другу. Важно обеспечить доступность ко всем элементам развивающей предметно-игровой среды, условия изолированности (“Вижу, но не мешаю”), отбор игр, игрушек, игрового оборудования, место для организации игровой среды.

Технология игрового обучения входит в классификацию современных образовательных технологий. И в свою очередь данная технология имеет собственную классификацию, т.к. включает в себя достаточно обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр. Игровая технология строится как целостное образование, охватывающее определенную часть учебного процесса и объединенное общим содержанием, сюжетом, персонажем. Так же игровая технология должна отвечать психологически обоснованным требованиям к использованию игровых ситуаций в обучающем процессе в детском саду, создавая ребенку возможность принятия на себя роли действующего в игровой ситуации персонажа. Такая организация совместной деятельности педагога и ребенка является средством, воссоздающим некоторые элементы игры, и способствует преодолению разрыва, возникающего при переходе от ведущей игровой к учебной деятельности.

Обучение в форме игры может и должно быть интересным и занимательным.

Необходимо учитывать особенности реализации игровой технологии в ДОУ:

  1. Творческая активность педагога.
  2. Выбор игры, в ходе которой будут решены задачи – дидактические, воспитательные, развивающие, социализирующие.
  3. Учет особенностей участников игры.
  4. Учет времени проведения игры.

В современной классификации игр выделяют игры с фиксированными, открытыми правилами, игры со скрытыми правилами.

Н.А Короткова выделяет такие формы игры в образовательном процессе:

1.Игра как культурная практика: свободная сюжетная игра, свободная игра с правилами.

2.Игра, как педагогическая форма: дидактическая сюжетная игра, дидактическая игра с правилами.

Игровое обучение направляется комплексом мотивов ребенка:

  1. Познавательный- интерес к материалу, новизне событий.
  2. Аффилиация- стремление к установлению или поддержанию отношений со сверстниками и педагогом, к контакту и общению с ними.
  3. Процессуально- содержательный- побуждение к активности содержанием деятельности, а не внешними факторами.

Выделяют три типа мотивации:

1.Игровая

2. Мотивация в условиях помощи взрослому

3.Мотивация личной заинтересованности.

Первый тип - игровая мотивация – «Помоги игрушке», ребёнок достигает цели обучения, решая проблемы игрушек. Создание этой мотивации строится по данной схеме:
1. Вы рассказываете, что игрушке нужна помощь, и помочь могут им только дети.
2. Вы спрашиваете детей, согласны ли они помочь игрушке.
3. Вы предлагаете научить детей делать то, что требуется игрушке, тогда объяснение и показ заинтересуют детей.
4. Во время работы у каждого ребёнка должен быть свой персонаж - подопечный (вырезанный, игрушечный, нарисованный персонаж, которому он оказывает помощь.
5. Эта же игрушка – подопечный оценивает работу ребёнка, обязательно хвалит ребёнка.
6. По окончании работы желательно, чтобы дети поиграли со своими подопечными.

При данной мотивации ребёнок выступает как помощник и защитник, и её уместно использовать для обучения различным практическим умениям.

Второй тип мотивации – помощь взрослому – «Помоги мне» . Здесь мотивом для детей является общение со взрослым, возможность получить одобрение, а также интерес к совместным делам, которые можно выполнять вместе. Создание мотивации строится по схеме: Вы сообщаете детям, что собираетесь мастерить что - либо и просите детей помочь вам. Интересуетесь, как они могут вам помочь.
Каждому ребёнку даётся посильное задание.
В конце подчеркиваете, что результат был достигнут путём совместных усилий, что к нему пришли все вместе.

3 тип мотивации основан на внутренней заинтересованности ребёнка. Такая мотивация побуждает детей к созданию предметов и поделок для собственного употребления или для своих близких. Дети искренне гордятся своими поделками и охотно пользуются ими. Создание этой мотивации осуществляется по схеме:
1. Вы показываете детям, какую – либо поделку, раскрываете его преимущества и спрашиваете, хотят ли они иметь такой же для себя или для своих родных.
2. Далее показываете всем желающим, как изготовить этот предмет.
3. Изготовленная поделка поступает распоряжение ребёнка. Гордость за дело своих рук – важнейшая основа созидательного отношения к труду.
Если ребёнок, уже занят каким – либо интересующим делом, а значит, уже имеет необходимую мотивацию, можно познакомить его с новыми путями решения поставленных задач.

Мотивируя детей, следует соблюдать следующие принципы :

Нельзя навязывать ребёнку своё видение
- обязательно спросить у ребёнка разрешения заняться с ним общим делом.
- обязательно хвалить действия ребёнка за полученный результат.
- действуя совместно с ребёнком, воспитатель знакомит его со своими планами, способами их достижения.
Соблюдая эти правила, педагог даёт детям новые знания, обучает их определённым умениям, формирует необходимые навыки.



 

Возможно, будет полезно почитать: