Экологическая тропа в условиях доу. Экологическая тропа в детском саду. Подготовительная группа

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение Здвинский детский сад «Светлячок» комбинированного вида

Проект

"Экологическая тропа на территории ДОУ"

Воспитатели:

Лысак Т.А.

Горбик О.В.

Цель проекта:

Развитие познавательного отношения детей 4-5 лет к природе родного края посредством знакомства с животным и растительным миром участка детского сада.

Задачи:

    Формирование экологической культуры, под которой понимается совокупность экологического сознания, экологических чувств и экологической деятельности.

    Формирование системы экологических знаний и представлений.

    Развитие эстетических чувств (умение видеть и почувствовать красоту природы, восхититься ею, желания сохранить ее).

    Участие детей в посильной для них деятельности по уходу за растениями и животными, по охране и защите природы.

Тип проекта . Долгосрочный, познавательный.

Гипотеза реализации проекта. Реализация проекта позволит повысить экологическую культуры детей, расширит их кругозор, привьет навыки труда в природе.

Механизм выполнения

Реализация данного проекта возможна в дошкольном учреждении любого типа. Предусматривает работу с детьми по экологическому воспитанию младшего, среднего и старшего дошкольного возраста. Основными участниками воспитательно-образовательного процесса являются ребенок, родители и педагоги. Отношения субъектов строятся на основе сотрудничества и уважения.

Сроки реализации проекта: один год

Участники проекта: дети, педагоги, родители ДОУ.

Ожидаемые результаты

    создание на территории ДОУ экологически благоприятной среды;

    повышение уровня знаний по экологии у детей;

    совершенствование уровня знаний, экологической компетентности родителей по теме проекта;

    сильные эмоциональные проявления, радость от общения с животными и растениями; интерес к познанию живого;

    сочувствие к попавшим в беду, стремление самостоятельно помочь, проявляя осознанность, правильное определение состояние объекта, установка необходимых связей; стремление удовлетворить потребности живого организма; проявление гуманных чувств к живому.

Значение экологической тропы:

Роль экологической тропы в воспитании детей дошкольного возраста. «Любовь к Родине начинается с любви к природе». Именно под этим лозунгом детское экологическое движение страны проводит все мероприятия, которые направлены на то, чтобы наши дети научились любить Родину через любовь к окружающему миру. Экологическое воспитание - это формирование осознанно правильного отношения детей к объектам природы. Такое отношение включает интеллектуальный, эмоционально-эстетический и действенный аспекты. Взрослый дол жен помочь малышу открыть для себя окружающий мир природы, полюбить его, как общий дом, равно необходимый всем, кто в нѐм живѐт. Именно это должно найти отклик в душе каждого ребенка. Решить эту задачу можно, если с раннего возраста активно приобщать ребенка к миру природы. Задача взрослых - помочь детям накопить первый багаж ярких, эмоциональных, живых впечатлений и достоверных представлений о природе. Ребенок с раннего детства исследует окружающий мир, тянется к красивому, яркому. Всѐ это он может увидеть в природе, и всѐ это для него впервые, всѐ удивляет и радует. Новизна и яркость ранних впечатлений остаются на всю жизнь. В нашем ДОУ постоянно проводиться работа с детьми по экологическому воспитанию, где формируются представления детей о правильных способах взаимодействия с растениями и животными; рассматривать их не нанося им вред. Новая и интересная форма работы по экологическому воспитанию открывается с организацией экологической тропы – специально оборудованного учебного маршрута на природе. Создание нового элемента эколого–развивающей среды на территории дошкольного учреждения позволяет решать задачи экологического воспитания в процессе непосредственного общения ребенка с ближайшим природным окружением. Экологическая тропа – одна из современных форм воспитания и образования детей - работа в экологически значимом пространстве, на образовательном маршруте, проходящем через различные природные объекты. Знакомясь с природой, особенностями природного ландшафта, дети и взрослые расширяют свой кругозор, практикуются в ориентировании. Экологическая тропа дает возможность увидеть объект в разные отрезки времени. Все это способствует закреплению и обогащению речевого материала, отрабатываются навыки правильного звукопроизношения, развиваются психические процессы. В общении с природой развивается детская любознательность, расширяется кругозор, проявляется интерес к труду, пробуждается чувство прекрасного. Дело в том, что заложить любовь к Родине, к родному краю, к родной природе, к людям можно только в младшем возрасте. Потом поменять мировоззрение, изменить представления и взгляды человека на окружающее необычайно сложно. Именно поэтому важно своевременно развивать экологическое сознание маленькой личности. Работа на экологической тропе позволяет решать следующие задачи:

Учить детей правильно взаимодействовать с природой;

Развивать познавательный интерес к миру природы и эстетические чувства

Формировать представление об отличии природы от рукотворного мира;

Учить устанавливать причинно-следственные связи в природе;

Дать представление о самоценности и необходимости охраны всех без исключения видов растений; животных, независимо от того, нравятся они ребенку или нет; о тесной взаимосвязи объектов живой и неживой природы (на примере поля, участка леса).

При организации работы на экологической тропе можно использовать различные формы: экскурсии, занятия – опыты, занятия-наблюдения, экологические игры, конкурсы викторины, праздники. Экологическая тропа – это средство нравственного, эстетического, трудового воспитания. Экологическая тропа позволяет более продуктивно использовать обычные прогулки с детьми для экологических занятий и одновременно для оздоровления детей на свежем воздухе. В разное время можно посещать разные точки, даже одну точку за прогулку. Одни и те же объекты можно посещать много раз, особенно в разные сезоны года. Если идѐт ознакомительная прогулка, можно посетить разные точки, если же мы преследуем конкретную цель (например, при помощи лупы исследовать пень), то можно ограничиться только одним объектом.

Этапы реализации проекта:

1 этап - аналитический

Задача этапа: анализ ситуации; определение основных его целей: формирование экологического сознания, экологической культуры, добра и милосердия как базисных качеств личности.

2 этап – организационный: планирование и прогнозирование предстоящей работы (сентябрь)

Задачи этапа: экологизация всех разделов программы воспитания и обучения дошкольников; создание экологической среды в группе, привлечение родителей к предстоящей творческой работе в инновационном режиме; разработка планов работы с детьми и родителями по формированию экологического образования через проведения экологических акций.

3 этап – практическая деятельность (учебный год)

Задачи этапа: формирование элементарных экологических знаний и представлений детей и родителей, а также начала, основы экологического образования через проведения экологических акций.

4 этап – итоговый, диагностический (апрель-май)

Задачи этапа: обобщение опыта и определение результата практической деятельности педагога, разработка тактики последующих педагогических действий на следующий год.

Описание проекта

Принципы положенные в основу работы:

    принцип краеведения;

    принцип «позитивного центризма»;

    принцип природосообразности;

    принцип научности и доступности понятий;

    принцип «спирали»;

    принцип междисциплинарности и интеграции содержания.

Принцип краеведения (изучение природы родного края) позволяет:

    формировать понятия на основе непосредственного наблюдения и изучения предметов и явлений окружающей природы;

    использовать имеющуюся у детей информацию для того, чтобы они применяли свои знания в разнообразных видах практической деятельности;

    создавать благоприятные условия для самовыражения, организации коммуникативного общения, в котором каждый ребенок имеет возможность проявлять свою индивидуальность, что в значительной степени стимулирует его саморазвитие.

Обучение строится «от ребенка» в направлении расширения его познания. В педагогике этот принцип называется позитивным центризмом, когда в содержание программы отбираются наиболее актуальные для ребенка этого возраста знания.

Причем педагогический процесс будет эффективен и успешен только при строгом соответствии экологического образования законам развития детского организма, т.е. при соблюдении принципа природосообразности.

При отборе содержания учитываются научность и доступность понятий. На каждом этапе первоначальные представления углубляются, насыщаются содержанием, постепенно переходя в понятия, которые формируют знания. Таким образом, естественнонаучные знания оформляются по схеме: «представления–понятия–знания». Такая последовательность обеспечивает преемственность знаний и углубление их содержания.

Кроме того, необходимо, чтобы реализовывался принцип «спирали», когда дети, возвращаясь к тем или иным объектам и явлениям природы, шли из года в год по восходящей, углубляя и расширяя естественнонаучные представления и понятия, учась применять более сложные приемы и методы исследования.

Принцип междисциплинарности и интеграции позволяет соединить всю воспитательно-образовательную работу в одно целое и увидеть место каждой предметной области в данной системе.

Усложнение материала идет от возраста к возрасту по принципу «от простого к сложному ». По мере совершенствования знаний и ручных навыков детей усложняется и содержание деятельности по уходу за растениями и животными.

Таким образом, экологическое развитие строится по схеме:

    природа – человеку

(материальная, эстетическая и оздоровительная значимость природы);

    человек – природе

(положительная и отрицательная деятельность человека в природе);

    правила охраны природы; личное участие каждого в природоохранных мероприятиях.

Экологическая тропа выполняет познавательную, развивающую, эстетическую и оздоровительную функции. Она расположена на территории дошкольного учреждения. Основной критерий выбора маршрута и объектов экологической тропы – включение в нее как можно большего количества разнообразных и привлекаемых внимание детей объектов, их доступность для дошкольников.

Этапы создания и оформления тропы:

1) Детальное обследование территории детского сада и выделение наиболее интересных объектов.

2) Составление картосхемы тропинки с нанесением маршрута и всех ее объектов

3) Выбор вместе с детьми хозяина тропинки – сказочного персонажа.

4) Составление паспорта всех точек тропинки.

5) Изготовление выносных знаков, обозначающих каждую точку.

– Использовать прогулки для общения детей с природой ближайшего окружения и оздоровления детей на свежем воздухе.

– Использовать наблюдения за живой природой для развития сенсорных качеств каждого ребенка.

– Познакомить с разными объектами живой природы и показать ее взаимосвязь с окружающим миром.

– Сделать общение ребенка с природой безопасным для ребенка и самой природы.

– Формировать чувства близости к природе и сопереживанию всему живому, заботы и бережного отношения к природе.

– Формировать умение передавать свои впечатления от общения с природой в рисунках, поделках, рассказах и других творческих работах.

– Проводить на тропе наблюдения в разные времена года, игры, экскурсии, исследования, театрализованные занятия и другие виды деятельности.

Формы и методы работы с детьми на экологической тропе

    Экологические беседы;

    Наблюдения;

    Элементарные опыты;

    Экскурсии;

    Целевые прогулки;

    Экологические конкурсы, викторины;

    Решение экологических ситуативных задач;

    Чтение художественной литературы;

    Обсуждение и проигрывание ситуаций;

    Трудовой десант;

    Труд в природе;

    «Красная книга природы»;

    Коллекционирование;

    Экологические досуги, развлечения, праздники;

    Экологические игры (имитационные, дидактические, соревновательные, сюжетно-ролевые игры, игры-путешествия, подвижные);

    Театрализации, инсценировки.

Формы и методы работы с родителями на экологической тропе

    Взросло-детские проекты;

    Изготовление рисунков, поделок;

    Субботники по облагораживанию территории ДОУ;

    Участие в конкурсах

    Участие в совместных экологических развлечениях, праздниках, досугах;

    Фотовыставки;

    Изготовление книжек-малышек (экологические сказки).

    Оформление тропы и изготовление элементарного оборудования для организации занятий, проведений опытов и наблюдений, игр.

К выбору объектов и их созданию мы привлекли взрослых и детей: выслушали их предложения, постарались учесть хотя бы некоторые из них. Тем самым мы дали детям возможность почувствовать свою причастность к созданию экологической тропы, дети стали по-особому относиться к ней, считают своей, проявляют больший интерес. В качестве объектов экологической тропы нами выбраны объекты - естественные и искусственно созданные педагогами и родителями.

Возле каждого объекта выставлена табличка с названием. Информация на табличках короткая и выразительная. На объекте «Огород» есть календарь наблюдений за культурами: время посадки, первых всходов, цветения, появления плодов, созревания, сбора урожая.

Создавая экологическую тропу на территории детского сада, мы постарались максимально использовать видовое богатство деревьев, кустарников, трав, которые в течение нескольких лет бережно сохранялись не одним поколением сотрудников и родителей. Мы включили в план экологической тропы разные породы деревьев, кустарников, травы и мхи.

В результате реализации проекта:

    значительно вырос уровень экологических знаний о природе Московского края,

    повысился уровень познавательной и речевой активности детей дошкольного возраста;

    улучшилось состояние психического здоровья детей: взаимодействие ребенка с природой снизило уровень тревожности и позитивно повлияло на эмоциональное самочувствие детей;

    повысился уровень профессиональной подготовленности педагогов в вопросах проведения экскурсий по объектам экологической тропы.

Список использованной литературы.

    Зубкова Н.М. Опыты и эксперименты для детей от 3до 7 лет. – М., 2007.

    Журавлева Л.С. Солнечная тропинка – М, 2006.

    Николаева С.Н., Комарова И.А. Сюжетные игры в экологическом воспитании дошкольников.– М., 2003.

    Николаева С.Н. Эколог в детском саду – М., 2003.

ПРИЛОЖЕНИЕ(1)

Этапы реализации проекта

Название этапа

Цель этапа

Промежуточный результат

1 этап – подгото вительный

Определение проблемы и разработка стратегии реализации проекта «Экологическая тропа»

1. Анализ работы по экологическому воспитанию. 2. Анализ программных требований по разделу «Экологическое воспитание» с детьми дошкольного возраста. 3. Детальное обследование территории ДОУ и выделение наиболее интересных объектов. 4. Разработка маршрута и составление карты - схемы экологической тропы. Составление конспектов НОД по маршруту экологической тропы

Определено новое направление и задачи Разработан маршрут экологической тропы. 1. Разработаны НОД по маршруту экологической тропы. 2. Созданы необходимые условия: методическая подготовка кадровых ресурсов, материально-техническое оснащение

2 этап – основной

Реализация работы по маршруту экологической тропы

1. Выбор объектов для проведения НОД. 2. Проведение последовательных НОД по маршруту экологической тропы; 3. Изготовление гербариев: «Лекарственные травы», «Цветы», «Листья»

Отработана технология проведения последовательных занятий по маршруту экологической тропы

3 этап - контрольно- оценочный

Анализ результативности выполнения поставленных задач

1. Проведение итоговой экскурсии; 2. Разработка методических рекомендаций для педагогов ДОУ по использованию объектов экологической тропы в работе с дошкольниками; 3. Оформление фотогазеты

Выставка детских рисунков. 1. Выполнение задач проекта. 2. Выпуск методических рекомендаций.

ПРИЛОЖЕНИЕ(2)

План экологической тропы

№ станции

Название станции

Месторасположение станции

Альпийская горка

Цветочная станция

Вход на территорию детского сада, справа

Птичий городок

Участок группы

Муравейник

Участок группы

Метеостанция

Участок группы

Место отдыха человека

Участок группы

Шишкин лес

Участок группы

Тропа здоровья

Участок группы

Деревенское подворье

Участок группы

Поляна доброго гнома

Участок группы

Грибная полянка

Территория за участком группы

Фруктовый сад

Вход на территорию детского сада слева

Приложение(3)

Объекты экологической тропы.

    Альпийская горка

Информация об объекте

Альпийская горка – ландшафтная композиция, как правило, высотная, которую устраивают на естественном или искусственном рельефе в сочетании с подпорными стенками, небольшими водными устройствами. Для альпинария присущ подбор растений горных ландшафтов. Растения альпийской горки неприхотливы, большинство из них в естественных условиях растет на каменистых участках или на песке. Альпинарий поможет наглядно показать связи между растениями и насекомыми, которые их посещают.

Цель: формировать представления об «альпинарии», как разновидности цветника; дать детям знания о составляющих частях «альпинария» (сочетание объектов живой и неживой природы).

Альпийская горка рассматривается как самостоятельный объект для наблюдений, имеет познавательное и эстетическое значение.

2.Цветочная станция

Информация об объекте

«Цветочная станция» - это ограниченная территория (клумба), где выращиваются различные декоративные растения. Как правило, это травянистые цветковые растения. Цветники предназначены для украшения и улучшения вида территории ДОУ.

Цель:

Уточнить представления детей о цветниках, о разнообразии цветущих растений, их названия, строение, способы ухода, условия роста;

Сравнение разных цветов по внешнему виду, способам размножения, связь с насекомыми

Учить понимать пользу и значение природы для хорошего настроения и самочувствия

Объекты для наблюдения: многолетние и однолетние цветущие растения: тюльпаны, ирисы, нарциссы, календула и др.

3. Птичий городок

Информация об объекте

На территории детского сада есть объект – «Птичий городок». На данном объекте экологической тропы размещены кормушки, скворечники для наблюдения за птицами во время прогулок с детьми.

Объекты для наблюдени й : голуби, сороки, вороны, воробьи, синички, снегири.

Цель : формировать экологическую культуру детей; прививать любовь к природе и воспитывать бережное отношение к ней; знакомить детей с повадками, условиями жизни, пользе птиц на Земле; развивать познавательную способность дошкольников.

4"Муравейник"

Информация об объекте

Муравьи живут в муравейнике одной большой и дружной семьей. В одном муравейнике муравьев столько, сколько людей в большом городе.
Муравьи уничтожают множество вредных насекомых, поэтому их называют «санитарами леса». Муравейник – это многоэтажный дом с множеством квартир, теплый, уютный, с хорошей вентиляцией, с кладовочками, со спальнями, с детскими комнатами, с мусоросборником и туалетом. Муравьи содержат свои дома в идеальной чистоте.

Цель:

Углубить знания детей о муравьях, их образе жизни;

Сформировать представления о роли муравьёв в жизни леса;

Воспитывать бережное отношение к муравьям.

Объект наблюдения:

муравейник

5.Метеостанция

Информация об объекте

«Метеостанция» – площадка для организации, наблюдений и изучения явлений природы (осадки, направление ветра). При наблюдении за природными явлениями (например, движением облаков, поведением животных, состоянием растений.) При пользовании простых приборов для определения погоды у ребенка развивается наблюдательность, умение делать выводы, обобщать, – все это необходимо для общего развития ребенка.

Цель:

Обучение детей элементарному прогнозированию состояния погоды.

Оборудование детской метеостанции включает в себя:

    Термометр – прибор для изменения температуры воздуха.

    Барометр - прибор для измерения атмосферного давления, изменение которого предвещает перемену погоды.

    Дождемер – прибор для измерения количества осадков.

    Флюгер - прибор для определения направления и силы ветра.

6Место отдыха человека.

Информация об объекте

Зона отдыха с созданными атрибутами уединения для восстановления психологического комфорта. Объект тропы, оборудован таким образом, чтобы дети могли посидеть на бревнах у костра. Здесь они не только отдыхают, делятся впечатлениями, пьют воду, но и могут заняться изготовлением поделок из природного материала, изодеятельностью.

Цель:

Восстановление психологического комфорта;

Проводить наблюдения за травами, кустарниками,насекомыми, пнями;

Развивать любознательность у детей.

Объекты для наблюдений : цветы (одуванчики, ромашки, клевер), травы, насекомые, деревья, кустарники, пни.

7 Шишкин лес.

Информация об объекте

На территории детского сада оформлен хвойный лесок, посажены молодые елочка и сосенка(посажены в 2016г.).

Шишкин лес(Фитонцидный уголок)- оздоровительный участок на территории детского сада засаженный растениями, насыщающими воздух максимальным количеством бактерицидных выделений(сосны,ели).

Фитонциды – это выделяемые растениями биологически активные вещества, убивающие или подавляющие рост и развитие болезнетворных бактерий. Хвойные деревья выделяют фитонцидов в 2 – 2,5 раза больше, чем лиственные.

Цель:

Оздоровление детей, используя дыхательную гимнастику;

Развивать любознательность у детей;

Воспитывать бережное отношение к природе.

Рассматривание и наблюдение за деревом в разное время года;

Сравнение с другими деревьями;

Забота человека о деревьях;

использование луп для наблюдений;

Проведение исследований: дождемеры, измерение высоты, толщины

деревьев, рисование тени деревьев;

Сенсорное развитие детей во время прогулок и наблюдений.

Объекты для наблюдений : группа елочек на полянке, разного возраста и высоты, крона деревьев, хвоя, шишки.

8 Тропа здоровья

Информация об объекте

Тропа здоровья» позволяет проводить профилактику и коррекцию здоровья детей в игровой форме. Она выполнена из естественных материалов в форме небольших отрезков, мощенных разнофактурным природным материалом. Это спилы деревьев, галька, сосновые шишки, песок.

Упражнения с использованием природных материалов помогают детям развивать физическую силу, гибкость тела, координацию движений ребёнка.

Цель:

    Профилактика плоскостопия у детей;

    Улучшение координации движений;

    улучшение функции сердечнососудистой и дыхательной систем;

    повышение сопротивляемости инфекционным заболеваниям;

    улучшение эмоционально-психического состояния детей;

    приобщение детей к здоровому образу жизни.

9 Деревенское подворье

Информация об объекте.

С незапамятных времен наши предки жили дарами природы: собирали плоды и коренья, охотились, занимались рыболовством. Иногда охотники приносили домой детенышей зверей и те росли рядом с человеком. Тщательно изучив повадки диких животных, первобытные люди смогли приручить их. Так появились первые домашние животные. Они помогали людям охотиться, охраняли их, спасали запасы от грызунов и перевозили тяжести. А также снабжали человека мясом, молоком, кожей, шерстью и многим другим.

Но человек одомашнил не только зверей - млекопитающих. В его хозяйстве появились птицы: куры, гуси, утки, индейки, фазаны. Есть даже домашние насекомые: тутовый шелкопряд и труженица пчела.

На участке детского сада создан объект «Деревенское подворье» с малыми архитектурными формами: фигуры жиивотных (лошадка,поросята и др.),плетень, улилий для пчел. Все это способствует расширению кругозора детей,экологическому воспитанию.

Цель: знакомство детей с домашними животными и домашней птицей, особенностями их внешнего облика, поведения, способами передвижения, повадками, с тем, что и как они едят, какую пользу приносят человеку, представление о содержании и кормлении домашних животных, понимать, что жизнь этих животных тесно связана с человеком.

10«Полянка доброго гнома»

Информация об объекте

«Полянка доброго гнома» - открытое освященное место, окруженное деревьями. На полянке находится дом гнома, гном с фонарем, около деревьев мухоморы, цветы.

Цель:

Расширить представление детей о многообразии и значении растений на территории детского сада;

Воспитывать интерес к природоведческим наблюдениям.

11 Грибная полянка

Информация об объекте

Цели:

    Закреплять и обобщать знания детей о грибах.

    Дать детям представление о правилах сбора грибов.

    Формировать представление об их разнообразии, о том, что среди грибов есть не только съедобные, но и очень ядовитые.

Объекты для наблюдений: белые грибы, маслята, подберезовики, поганки, мухоморы.

    Наблюдение за грибницей в разное время года.

    Беседы "Над землей и под землей", "Грибной дождь".

    Связь с растительным и животным миром.

    Беседа о полезных свойствах мухоморов для животных.

    Рассматривание и сбор грибов.

    Загадывание загадок, чтение стихов, рассказов и сказок о грибах.

12«Огород»

Информация об объекте

На территории детского сада есть объект – «Огород».

Огород в детском саду способствует развитию наблюдательности и любознательности у детей, что помогает лучше ознакомится с растительным миром. Он способствует расширению представления детей о растениях как живых организмах, об условиях, необходимых для роста и развития. Кроме того, «Огород» развивает эстетические чувства у дошкольников, умение радоваться красоте выращиваемых растений и оценивать результаты своего труда.

Цель:

Расширение и обобщение знаний детей о культурных огородных растениях (помидоре, фасоли, горохе, луке, морковке, редиске, свекле, картошке, кабачке, укропе, петрушке);

Обучение навыкам ухода за ними, формирование представления о значении овощей в жизни человека.

Оборудование. Овощные культуры.

Труд на огороде:

    Подготовка земли к посадке растений;

    Высадка рассады;

    Уход за растениями: полив, рыхление земли, прополка сорняков, сбор урожая; Подготовка земли к зиме.

Наблюдения:

    Биологические особенности овощных культур;

    Сравнение разных овощей по внешнему виду, способам ухода, способам размножения;

    Связь с насекомыми;

    Сенсорное развитие детей.

Беседы:

    «Роль овощей в жизни людей»;

    «Роль людей в жизни овощей»;

    «О полезных свойствах овощей» и т.д.

13Фруктовый сад

Цель: закрепление знаний детей о фруктах и фруктовых деревьях.

Задачи:

Расширить и уточнить знания детей о фруктовых деревьях, уходом за ними, этапах роста, разновидностях плодов.

- Упражнять детей в образовании имен прилагательных.
- Развивать наблюдательность, вкусовой анализатор.

Закрепить у детей представление о том, что витамины, содержащиеся в фруктах, полезны для здоровья человека.
- Воспитывать любознательность.

Оборудование.

Плодовые культуры:
Яблоня (Сорта яблонь: Антоновка, Анис алый, Боровинка, Грушовка московская, Белый налив).

Ягодные культуры
Земляника садовая - многолетнее травянистое растение, зимующее в облиственном состоянии. Размножается делением куста и рассадой (усами). Для получения рассады используют "укоренившиеся розетки, отрастающие на усах. Посадку производят осенью (август - сентябрь).

Смородина (семейство Крыжовниковые). Многолетний кустарник.

Елена Столярова

Экологическая тропа в МАДОУ №8 «Сказка»

«Рыбе - вода, птице - воздух, зверю-

Лес, степи, горы. А человеку нужна

родина. И охранять природу значит

охранять родину»

М. М. Пришвин

Экологическая тропа – это специальный образовательный маршрут в природных условиях, где есть экологически значимые природные объекты.

Экологическая тропа играет важную роль в системе накопления каждым ребенком личного опыта экологически правильного взаимодействия с природой ближайшего окружения.

Экологическая тропинка позволяет более продуктивно использовать обы-чные прогулки с детьми для экологических занятий , трудовой деятельности и одновременно для оздоровления детей на свежем воздухе.

Объекты экологической тропинки дают большие сенсорные возможности для сенсорного развития, для проведения систематических наблюдений, экологических праздников , игр, театральных инсценировок с участием хозяина тропинки , для эмоционального развития детей, в частности формирования чувства близости к природе и сопереживания всему живому.

На прогулке я использую разнообразные игровые упражнения “Найди по описанию”, “Что где растет?”. Дети очень любят играть с игрушками, приводимыми в движение ветром (“Султанчики”, “Разноцветные листочки”, “Вертушки”) .

Важно помнить об интегрированном подходе : на тропинке с ребятами может заниматься воспитатель с физ. инструктором. Также идет интеграция областей : познавательное развитие с социально-коммуникативным и т. д. Свои впечатления после посещения экологической тропы дети выражают на занятиях по музыке, изобразительной, театрализованной деятельности, подвижных играх.

1. «Информационный центр» Используя различные формы работы с родителями, мы пришли к выводу, что одним из эффективных направлений работы с родителями является наглядно-информационное. Заходя на территорию детского сада родителей , встречает Мишка.


2. «Озеро с уточками» - искусственный водоем с обитателями (рыбки, жучки, уточки) дает возможность организации сюжетно-ролевых игр, познавательной и исследовательской деятельности.

3 «Остановка птичья» формировать экологическую культуру детей ; прививать любовь к природе и воспитывать бережное отношение к ней; знакомить детей с повадками, условиями жизни, пользе птиц на Земле; развивать познавательную способность дошкольников.



4. «Остановка для изучения погоды» – площадка для организации, наблюдений и изучения явлений природы (направление ветра) . При наблюдении за природными явлениями развивается наблюдательность, умение делать выводы, обобщения, – все это для общего развития ребенка.


5. «Жизнь муравьев» углубить знания детей о муравьях, их образе жизни; сформировать представления о роли муравьёв в жизни леса; воспитывать бережное отношение к муравьям.



6. «Остановка – лекарственные травы» создают для того, чтобы показать разнообразие лекарственных растений.


7. «Жители леса» - эта зона дает возможность для организации узнавания, формирования первоначального знания об обитателях леса.


8. «Лужайка с насекомыми» – эта зона для организации наблюдений за растениями и насекомыми их узнавания. Объекты для наблюдений : цветы -одуванчики, травы, насекомые.


9. «Красная ягодка» это территория, где посажена калина. Воспитывает трудолюбие и наблюдательность.


10. «Цветник» уточнить представления детей о цветниках, о разнообразии цветущих растений, их названия, строение, способы ухода, условия роста.



Оснащенная таким образом эколого -развивающая среда позволяет работать с целым коллективом детей, подгруппой или индивидуально. Она служит не только объектом и средством деятельности ребенка, но и предоставляет возможности для формирования познавательных интересов, социально-нравственных и эстетических чувств воспитанников.

Самое главное в экологическом воспитании –его умение, пробудить у детей и родителей желание любить, беречь и охранять природу и тем самым быть эталоном для подражания дошкольников.

Хочется верить, что любовь к родной природе останется в сердцах наших воспитанников на долгие годы и поможет им жить в гармонии с окружающим миром.

Публикации по теме:

Экологическая тропа – специально оборудованная в образовательных целях природная территория, на которой создаются условия для выполнения.

Консультация для воспитателей «Экологическая тропа» Методика работы с дошкольниками на разных видовых точках. ТОЧКА «СОСНА» Обращается внимание ребят на то, что сосна - хвойное дерево. Они.

Проект: «Экологическая тропа». Проект: ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ТРОПА Цель: Воспитание осознанного отношения ребенка через общение с природой. Формирование.

Проект 1 Название проекта: «Тропа здоровья» 2 Тема проекта: экология 3 Проблемное поле проекта: К сожалению, с каждым годом здоровье.

Проект «Экологическая тропа» (вторая младшая группа) Проект «Экологическая тропа» Продолжительность: месяц Участники проекта: дети второй младшей группы, воспитатели Руководитель проекта: Линникова.

Особенности организации экологической тропы в подготовительной группе детского сада.

Автор Ростова Наталья Сергеевна, воспитатель I категории, МБДОУ «Детский сад №155», г. Нижний Новгород.
Материал предназначен для воспитателей, педагогов.
Цель: раскрыть особенности организации экологической тропы в группе.
Задачи: расширить представления педагогов о возможности создания экотропы в группе;
Организация экологической тропы в группе является одной из форм по формированию и развитию экологических представлений детей. Экологическая тропа выступает средством экологического воспитания детей. В общем понимании, экотропа – это специально оборудованный маршрут, проходящий по определенным объектам, на котором идущие
получают устную или письменную информацию об этих объектах.
В нашей группе мы оборудовали экотропу и определили все точки ее маршрута. Её название определил сюжетный персонаж – Мудрая Сова, которая приглашает вас заглянуть в ее стаю – Парламент.

Мною был разработан маршрут, который не позволит сбиться с пути. В маршрутном листе указаны названия всех точек. Стрелками обозначен путь от одной точки к другой. Каждой точке соответствует образ Совы, передающий её специфику. Я использовала сов художницы Инги Пальцер. Каждая со своим характером совушка, как нельзя лучше подходила к моей задумке.


1. Парламентские чтения.
Это подобранная природоведческая литература. Ребенок может самостоятельно, по своему вкусу выбрать книгу и спокойно ее рассмотреть. Поближе познакомиться с миром природы и ее тайнами.



С помощью макетов и энциклопедий развиваем интерес к живой природе, воспитываем доброе отношение к животным, птицам и рыбам. Нашим детям наиболее интересен был мир животных. В нашей группе есть макет "Пустыня", "Арктика", "Тропики", "Мир насекомых", сухой аквариум, «Домашнее подворье», «Весенний лес».


Хочу все знать!
3. Совушкин огород
Огород на подоконнике способствует развитию любознательности и наблюдательности у детей, это помогает лучше познать растительную жизнь. Особенный интерес у детей возникает, если они становятся непосредственными участниками: сами сажают растения, сеют семена, поливают и, конечно же, наблюдают.



4. Тайные знания
Игры с водой и песком открывают дверцу в мир тайных знаний. Именно здесь они знакомятся со свойствами воды и песка, открывают для себя неизвестное и применяют полученные знания. Дополнительные материалы, такие как камушки, палочки, формочки и т.д. способствуют развитию конструктивных навыков, любознательности и творчества.



5. Зеленый дом
Зеленый дом - это комнатные растения, инвентарь для ухода за ними. Дети ежедневно дежурят в центре природы. Вместе с воспитателями учатся ухаживать за растениями, поливать их. Поливка цветов - один из сложных приемов. Ребенок должен научиться тому, что поливают растения не все одинаково. У каждого цветка есть своеобразная «бирка» с условными обозначениями, «прочитав» которые ребенок будет знать как правильно ухаживать за конкретным цветком.



6. Кладовая мудрости
Кладовая включает все дидактические игры, направленные на развитие экологических знаний детей. Игры научат детей доброте, расширят их знания о природе, методах ее защиты от негативных действий человека.
В этой же точке маршрута для детей доступны лэпбуки природоведческой направленности. Такая форма подачи материала, несомненно, привлечет ребенка и будет способствовать более глубокому усвоению знаний.


7. Круглый год
Огромную роль в экологическом воспитании детей и формировании представлений о временах года, о сезонных явлениях в природе имеет работа с календарем природы. Она развивает наглядно-образное и схематическое мышление дошколят.


8. Сквозь чердачное окно
Наблюдения за живой природой проводятся ежедневно. Ежедневно дети в индивидуальных дневничках наблюдений отмечают погоду. Есть у нас и общий дневник наблюдений, который дети тоже заполняют самостоятельно. Особенности погоды отмечаются с помощью условных знаков.



9. Мини-музей «Пернатые соседи»
Мини-музей – это тематическая выставка, посвященная определенной тематике. Огромной плюс в том, что экспонаты можно и нужно трогать руками. Можно попробовать себя в роли экскурсовода, пригласив на экскурсию воспитанников других групп или родителей.


10. Коллекция идей
Творческая мастерская «Коллекция идей» активно работает и удивляет. Все, что нужно для развития творческих способностей детей здесь. Всевозможный бусины, нтки, природный материал – все обеспечивает максимально комфортные условия для творческого потенциала личности ребенка.


11.ЧТО? ГДЕ? КАК?
Экспериментирование - что может быть интереснее для ребенка? Исследовательская, поисковая активность – это естественное состояние ребёнка. Опытно-экспериментальная деятельность развивает наблюдательность, стремление к познанию мира, умение изобретать, использовать нестандартные решения в трудных ситуациях, создавать творческую личность.



12. Третий глаз
«Человек образованный - тот, кто знает, где найти то, чего он не знает» . Георг Зиммель
Использование мультимедийных технологий в учебно-воспитательном процессе в дошкольном образовательном учреждении – это одна из самых новых и актуальных форм работы. Именно «Третий глаз» позволяет нам побывать в разных уголках нашей планеты, космосе, увидеть то, что невозможно увидеть воочию в данный отрезок времени.


13. Клуб юных художников
Любите рисовать? Тогда вам сюда. Здесь всевозможные средства и материалы для развития навыков рисования, фантазии и возможности выражения своего внутреннего мира.


14. Уроки Мудрой Совы.
Каждый день Мудрая Сова приносит загадочные задания, рассказывает новое и интересное о мире природы и ее законах. Она не только рассказывает, но и заставляет думать и придумывать выход из разных ситуаций.


Мы считаем, что экотропа в группе - это ново и современно. Новые знания и открытия, экологической направленности преподносимые детям с помощью сюжетного персонажа, гораздо интереснее, чем обычный рассказ воспитателя. Да и возможность стать «экотуристами», не выходя из группы тоже достаточно увлекательная форма подачи материала.
Спасибо.

Государственное учреждение образования «Ясли – сад № 6 г.Новогрудка»

Экологическая тропа в детском саду, как средство воспитания дошкольников

Воспитатель дошкольного образования без категории Е.В. Амелько


Экологическая тропа – это специальный образовательный маршрут в природных условиях, где есть экологически значимые природные объекты. На этих маршрутах происходит знакомство детей с естественными биоценозами, многообразием растений и животных, связями, которые имеются между ними, представить на практике природоохранную деятельность. Экологическая тропа играет важную роль в системе накопления каждым ребенком личного опыта.


Актуальность темы.

Основной задачей является воспитание экологической культуры у дошкольников, и, как известно, бережное отношение к природе мы, воспитатели, должны воспитывать у детей с ранних лет.

Рассмотрим возникшую проблему шире: часто, по незнанию, у детей встречается негативное отношение к природе – сломал кустик, собрал в коробочку насекомых, оторвал бутон у цветка, вырвал с корнем гриб. Ребенок выполняет эти действия, не понимая, что это плохо. Возникает вопрос: почему не понимает? Ответ: потому, что ему никто не объяснил, что так делать нельзя, потому что у детей отсутствуют необходимые знания о растениях, животных, насекомых и т.д. Такие дети не способны сопереживать, сочувствовать, жалеть, не могут понять чужую боль и прийти на помощь. Все это – результаты нравственной невоспитанности детей.

Детям особенно свойственна подражательность, основой для которой они видят образцы поведения взрослых, их поступки, отношение к животным, растениям, птицам, насекомым и т.д.


Цель: формировать осознанно-правильное отношение воспитанников к природе через использование различных видов деятельности на экологической тропе яслей-сада

  • познакомить с разными объектами живой природы и показать ее взаимосвязь с окружающим миром;
  • развивать воображение, мышление, внимание, речь;
  • воспитывать эстетические чувства, любовь к природе

Чем интересен экологический маршрут

Привлекательностью

Доступностью

Информативностью

Красотой ландшафта - способностью

Каждая тропа непохожа удовлетворять на другие

  • Должна быть с хорошими дорогами

Способностью удовлетворять потребности детей в разных проблемах

Быть безопасной.

  • Тропа не должна быть

монотонной


Экологическая тропа в детском саду – это демонстрационный, специально оборудованный маршрут в природу, проходящий чрез различные природные объекты и использующийся для целей экологического образования детей. В системе дошкольного образования можно использовать разнообразные формы экологического воспитания детей дошкольного возраста, среди которых особое внимание заслуживает такая форма, как – экологическая тропа.





Для организации экологической тропы мы обследовали территорию и выбрали наиболее интересные объекты для исследования - видовые точки:

  • Деревенское подворье
  • Наш чудесный огород
  • Зелёная аптека
  • Кустарники и ягодники
  • Метеостанция
  • Тропа здоровья
  • У царевны лягушки
  • Жужжащий и ползающий мир
  • Деревья нашего двора
  • Птичий городок
  • Поляна сказок
  • Удивительные пеньки
  • Привал «Место встреч»


На основе этих данных составляется паспорт экологической тропы

10.Птичий городок

11.Поляна сказок

9.Деревья нашего двора

13.Привал «Место встреч»

7. У царевны лягушки

12.Удиветельные пеньки

8.Жужжащий и ползающий мир

ГУО «Ясли-сад №6 г.Новогрудка»

6. Тропа здоровья

1. Деревенское подворье

4. Кустарники и ягодники

2.Наш чудесный огород

3.Зелёная аптека

5.Метеостанция



Правила поведения на экологической тропинке в детском саду.

  • Участники экскурсии идут группой за руководителем, не обгоняя его и не растягиваясь длинной цепочкой.
  • - Разговоры во время экскурсии недопустимы, вопросы руководителю следует задавать вполголоса.
  • - Запоминая наиболее типичные растения, не следует их собирать. Лучше записывать их названия и отличительные признаки, зарисовывать внешний вид в записной книжке.
  • - Наблюдая за животными (бабочками, жуками, земноводными), не следует их ловить.

Запрещается:

  • загрязнять природную среду; -
  • ломать деревья, вытаптывать растения
  • беспокоить животных, разорять птичьи гнезда.

Необходимо:

Ходить по тропинкам, сохранять растения;

Подкармливать и оберегать птиц.




Формы и методы работы с детьми на экологической тропинке.

  • Экологические беседы
  • Наблюдения в природе
  • Целевые прогулки
  • Решение экологических ситуативных задач
  • Трудовой десант
  • Зелёный патруль
  • Лесная аптека
  • Экологические развлечения
  • Экологические сказки
  • Составление экологических карт
  • Экологические конкурсы
  • Выставки и экспозиции
  • Исследовательская деятельность
  • Чтение художественной литературы.

Общие рекомендации по работе с детьми на экологической тропе детского сада : – Использовать прогулки для общения детей с природой ближайшего окружения и оздоровления детей на свежем воздухе. – Использовать наблюдения за живой природой для развития сенсорных качеств каждого ребенка.

– Познакомить с разными объектами живой природы и показать ее взаимосвязь с окружающим миром. – Сделать общение ребенка с природой безопасным для ребенка и самой природы. – Формировать чувства близости к природе и сопереживанию всему живому, заботы и бережного отношения к природе. – Формировать умение передавать свои впечатления от общения с природой в рисунках, поделках, рассказах и других творческих работах. – Проводить на тропе наблюдения в разные времена года, игры, экскурсии, исследования, театрализованные занятия и другие виды деятельности.


Работа на видовых точках

На экологической тропе мы организовали разнообразную трудовую деятельность. Дети не только наблюдают за растениями, но и делают грядки, сеют семена. Воспитанники с удовольствием трудятся в природе.

  • На видовых точках «Деревья нашего двора» высаживали саженцы берёзы, сосны, ёлки. Дети ухаживают за саженцами поливают их, рыхлят вокруг землю. На видовой точке «Птичий городок» зимой дети с родителями делали и развешивали кормушки, а весной скворечники. \

Предметно- развивающая среда

  • Уголок экспериментирования, оборудованный микроскопом, лупами, с помощью которых мы вместе с детьми рассматриваем камни, веточки, листья и шишки, кору разных деревьев.
  • «Огород на окне», где выращивались овощи в зимнее время.
  • Уголок природы.
  • Библиотека. В ней представлена художественная детская литература о природе. Родители и дети имеют возможность пользоваться этой литературой.

  • На экологической тропе мы играем в подвижные игры. Игры и труд среди растений улучшают психологическое состояние детей, приближая их к природе. Естественные ароматы растений восстанавливают защитные силы организма, создают хорошее настроение, положительно воздействуют на центральную нервную систему и на организм в целом.
  • Решаем проблемные ситуации «Зачем деревьям листья?», «Кто в муравейнике главный?»

. Свою работу мы строим на усвоении детьми системы знаний о природе.

  • Способствуем формированию трудовых умений и навыков, воспитываем эмоциональную отзывчивость, любовь к природе, желание защищать и умножать её богатство. Знания, полученные на экологической тропе, мы закрепляем в группе. Проводим непосредственно образовательную деятельность, на которой даём возможность детям сравнивать, анализировать, использовать имеющиеся знания, а также знакомим детей с новым материалом, который используем на экологической тропе.
  • Мы широко используем загадки, пословицы, литературные произведения, а так же наглядные пособия (картинки, иллюстрации, фотографии).

Вывод: Экологическим образованием и воспитанием человека необходимо заниматься с раннего детства. Основными участниками воспитательно-образовательного процесса являются ребенок, родители и педагоги. Отношения субъектов строятся на основе сотрудничества и уважения. В результате обследования экологической тропы у детей:  повысится уровень экологических знаний, познавательной и речевой активности детей дошкольного возраста;  улучшится состояние психического здоровья детей: взаимодействие ребенка с природой снизит уровень тревожности и позитивно повлияет на эмоциональное самочувствие детей;  повысится уровень профессиональной подготовленности педагогов в вопросах проведения экскурсий по объектам экологической тропы;

Экологическая тропа позволяет детям дошкольного возраста: -наглядно познакомиться с разнообразными процессами, происходящими в природе; - изучать живые объекты в их естественном природном окружении; - получить навыки простейших экологических исследований; - понять общую связь живого организма с внешней средой, наблюдать жизнь живых организмов, их влияние друг на друга.



 

Возможно, будет полезно почитать: