Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений в первой младшей группе на тему «Мишка и зайка в гостях у ребят. Конспект НОД по формированию элементарных математических представлений в первой младшей группе «К нам гости пришли
Математические упражнения и игры положительно влияют на восприятие окружающего мира, стимулируют развитие мышления и речи, расширяют кругозор ребёнка. Важнее не предоставлять малышу готовую информацию, а поощрять его интеллектуальные способности, прививая вкус к самостоятельному поиску и открытиям, к дальнейшему использованию знаний в жизни.
Зачем малышам математика
От того, как педагог будет использовать методические приёмы в работе с детьми раннего возраста, зависит познавательный интерес его воспитанников к математике и в дальнейшем.
Математические дарования, подобно музыкальным, нередко врождённые, проявляются рано и органически определяют склад ума данного человека.
С. Вавилов
Педагогическая работа по формированию элементарных математических представлений (ФЭМП) в детском саду ставит перед собой такие цели:
- полноценное творческое и интеллектуальное развитие ребёнка;
- базовая подготовка к этапу школьного обучения;
- коррекционная работа;
- воспитание мыслительной культуры в целом.
ФЭМП решает задачу творческого и интеллектуального развития ребёнка
Как заниматься математикой с детьми раннего возраста
До двух лет ребёнок наблюдает и учится воспринимать предметы, действия, впитывает разнообразие красок и звуков внешнего мира. К третьему году проявляется интерес к перекладыванию предметов и игрушек: малыши с увлечением переносят их, собирают, затем вновь высыпают. Постепенно развивается способность различать одиночный предмет и группу. Именно в это время в словарном запасе малыша появляется слово «много»; позже он осваивает понятие «мало». В пределах пяти предметов дети третьего года жизни без особых затруднений понимают и довольно уверенно соотносят и применяют слова «одна кукла», «много», «мало». Ребёнок уже самостоятельно справляется с просьбой сгруппировать предметы, может определить, в какой группе предметов больше, чем в другой. Наиболее понятными для различения количества предметов являются такие соотношения:
- один и три,
- два и четыре,
- пять и два,
- пять и три предмета.
Малыши младшей группы в первую очередь замечают размеры предметов, а не их количество, поэтому целесообразно для занятий использовать вещи одинаковой величины. Желательно также, чтобы малыш не только смотрел на предметы, но и активно взаимодействовал с ними - мог самостоятельно переставлять, собирать, ощупывать, отбирать по одному из признаков (например, форме или цвету). Это развивает сенсорные способности.
Целесообразно во время занятий использовать предметы одинакового размера
Трёхлетние малыши овладевают количественными и порядковыми числительными (один - первый, четыре - четвёртый) почти одновременно. Однако не стоит торопиться с выводом, что ребёнок уже освоил навыки счёта. Проговаривание слов-числительных в этом возрасте, как правило, не наполнено математическим содержанием - они скорее озвучивают ритм движения, а не обобщают количество.
Лучший способ закрепления знаний для трёхлетних детей - это практическая деятельность, когда, к примеру, они выполняют просьбу принести определённое количество игрушек, карандашей и т. д.
Возможные трудности:
- Ребёнок может произносить слова-числительные позже или раньше фактического действия (счёта).
- Реальное понимание ребёнком количественных отношений и освоение новых слов могут не совпадать. Часто можно наблюдать ситуацию, когда ребёнок отбирает или показывает верное количество мячиков, но затрудняется ответить на вопрос, сколько мячиков он отобрал.
- Во время обучения стоит придерживаться определённой линии поведения:
- приучать детей наблюдать за движениями взрослых, замечать, какими словами обозначаются действия с предметами;
- поощрять желание действовать самостоятельно и сопровождать свои действия рассуждениями;
- обращать внимание детей на слова, характеризующие свойства и качества предметов.
- К знакомству с новой информацией целесообразнее переходить после того, как дети восстановят в памяти самые важные моменты предыдущего занятия. Повторению ранее изученного материала достаточно уделить не более двух-трёх минут. Провести его лучше форме игрового задания, например, «Помогите мишке собрать шишки», «Найдите вместе с белочкой орешки» и т. д. или с использованием математических стихотворений, загадок, песенок. Занимательная математика задействует детскую любознательность и смекалку, способствует раскрытию интеллектуального потенциала.
- Вопросы желательно формулировать чётко, понятно, выразительно; если ребёнок ведёт себя пассивно, не проявляя интереса к игре, не отвечая на вопросы - не настаивать, а начать работать с активными детьми. Немного позже стоит вновь возвратиться к первому малышу, пытаясь вовлечь его в активное общение, заинтересовать и помочь ему почувствовать уверенность в своих действиях.
- Не стоит забывать, что трёхлетним малышам тяжело удерживать внимание дольше нескольких минут, они быстро устают, поэтому желательно чередовать интеллектуальные задания с разгрузочными физкультминутками, в процессе работы подключая динамичные игры математического содержания.
Желательно чередовать интеллектуальные задания с разгрузочными физкультминутками
Воспитанников первой младшей группы обучают:
- рассматривать, сопоставлять и группировать предметы по таким признакам, как цвет, форма и размер;
- сравнивать и обозначать группы однородных предметов словами «один», «много», «мало»;
- различать и понимать элементарные количественные соотношения больше - меньше;
- видеть и называть кубическую и шаровидную форму предмета;
- ориентироваться в пределах помещения группы (игровая комната, спальня, туалетная и т. д.) и игровой площадки детского сада;
- уметь двигаться за педагогом в определённом направлении;
- знать и называть части тела (голова, руки, ноги).
Педагогические приёмы работы
В работе с детьми младшей группы можно использовать следующие типы методических приёмов:
- Наглядные приёмы (демонстрация предметов, показ, наблюдение, рассматривание). В работе с младшими дошкольниками используются комплекты дидактического материала, куда входят игрушки, бытовые предметы (посуда, пуговицы), природный материал (камешки, шишки, ракушки и т. д.). Многократный показ с демонстрацией наглядного материала и проговариванием каждого шага обычно используется как образец нового способа действия. Слова обязательно должны сопровождаться действиями с реальными предметами или игрушками, использовать сюжетные и графические картинки в полной мере пока рановато, поскольку для малыша двух-трёх лет - это непонятные символы, которые лишь усложняют процесс обучения.
Если малыши уже освоили навык, в дальнейшем можно ограничиваться только словесными инструкциями, например: «Собери в одну коробочку синие кубики, а в другую - красные. Дай кукле яблочки, а мишке - конфеты». Во время показа сначала необходимо привлечь внимание к предмету, игрушке, уточнить название, затем приступать к характеристике признаков («Какая форма, цвет, размер?»).
Слова обязательно должны сопровождаться действиями с реальными предметами или игрушками
- Словесные приёмы (пояснения, вопросы, рассказ, словесные дидактические игры). Объяснение нового материала проводится в умеренном темпе, пояснения должны быть максимально чёткими, конкретными и понятными. Слова произносятся с интонационной выразительностью, которая помогает акцентировать внимание детей на важных моментах. Новые слова проговариваются хором. Для более глубокого осознания действий малышам предлагается рассказывать, что и как они делают. Задавая вопрос, педагог начинает проговаривать фразу, а ребёнок продолжает и заканчивает ответ.
- Практические приёмы:
Видео: математическая игра для малышей
https://youtube.com/watch?v=1exMNlVOUPU Video can’t be loaded: Урок 20. Математика для малышей. Вкусные яблочки, 31-32 мес. (https://youtube.com/watch?v=1exMNlVOUPU)
Видео: занятие по сенсорике в первой младшей группе
https://youtube.com/watch?v=rj8q38r4RlU Video can’t be loaded: Занятие по сенсорике 1 мл.гр.mp4 (https://youtube.com/watch?v=rj8q38r4RlU)
Планирование и проведение занятия
Для малышей второго-третьего года жизни продолжительность занятия составляет всего 10–15 минут. Занятия обычно начинаются во второй половине сентября и проводятся один раз в неделю. Однако не стоит ограничиваться «обязательной» запланированной программой: тренировать навыки счёта, развивать предметную память, логическое мышление, аналитические способности маленьких непосед можно и во время ежедневной утренней зарядки, оздоровительной прогулки, чтения любимой сказки, повседневной свободной игры в группе. Логическая структура занятия:
- Вводная мотивационная часть (две-три минуты) - начальный этап, во время которого важно развивать умение концентрировать внимание, настраиваться на работу, слушать и понимать смысл задания, производить чувственный (осязание и зрение) анализ предметов.
- Основная часть (до десяти минут) - пояснение педагогом нового материала, выполнение детьми заданий и упражнений.
- Заключительная итоговая часть - педагог благодарит детей за старание и трудолюбие, воспитывает доброжелательное восприятие не только своих, но чужих достижений. Со второй половины учебного года стоит постепенно переходить к обсуждению причин допущенных ошибок, а также вариантов их исправления.
Как заинтересовать малышей в начале занятия
Важно начало занятия провести ярко, увлекательно, творчески - это создаст благоприятную эмоциональную атмосферу, раскрепостит малышей и поможет настроить их на серьёзную интеллектуальную деятельность. Для пробуждения познавательного интереса и стимулирования внимания детей воспитатель в организационной части занятия использует арсенал разнообразных методических заготовок:
Сюрпризным моментом может стать введение в диалог с детьми игрушечного персонажа, воображаемого сказочного героя, который обратится с просьбой о помощи, создаст игровую ситуацию, озадачит и удивит, пригласит малышей в занимательное путешествие.
«Гномик в гости к нам пришёл»
Малыши заходят в комнату и видят на полу колечки от пирамидки.
Педагог: Ребятки, посмотрите, нашу пирамидку кто-то разобрал. Гномик (игрушка), это, случайно, не ты напроказничал?
Гномик: Простите меня, пожалуйста, мне очень понравились ваши игрушки, они такие яркие и красивые, но собрать пирамидку правильно я не смог. Ребята, вы такие умные и добрые, помогите мне.
Педагог: Конечно, поможем! Ребята, а как правильно собрать игрушку? Да, сначала мы подбираем самые большие колечки, затем поменьше, а на верхушке пирамидки будут самые маленькие детали.
Дети должны помочь собрать пирамидку игрушечному герою
«Волшебный мешочек»
Воспитатель вносит куклу с ярким цветным мешочком и обращается к малышам со словами от имени куклы: «Здравствуйте, ребята, я нашла вот такой красивый мешочек. Интересно, что там? Давайте вместе рассмотрим». Педагог достаёт из мешочка мячик синего цвета и обращается с вопросом к одному ребёнку: «Серёженька, скажи, пожалуйста, что это? А какого цвета мячик? Молодец!». Затем педагог достаёт следующий предмет и продолжает диалог с другим ребёнком.
Педагог просит назвать цвет предмета из мешочка
«В гости к зайчатам»
Оформление комнаты: две ширмы, изображающие большой и маленький домики.
На полу лежат короткая и длинная ленты красного и жёлтого цвета.
Педагог: Наши лесные друзья прислали нам письмо с приглашением в гости, кто же это? (читает загадку о зайчиках). Правильно, это зайчики, но чтобы попасть к ним в гости, нам нужно пройти по длинной дорожке. Посмотрите внимательно и скажите - какая дорожка длинная, а какая короткая?
(Дети называют цвет длинной дорожки и вместе с педагогом идут вдоль ленты-дорожки, подходят к ширме-домику, где малышей ожидают новые интересные задания).
Такие упражнения тренируют также вестибулярный аппарат детей
«Цыплёнок ищет маму»
Воспитатель: Ребята, сегодня утром по дороге в детский сад я встретила крошечного пушистого цыплёнка. Он сидел на крыльце и горько плакал потому, что потерял свою маму. Поможем малышу найти свой дом? А где живёт семья цыплёнка? (На птичьем дворе, в деревне). Внимание, мы отправляемся в путешествие на поезде.
Дети подбирают колёса, соотнося их с величиной или цветом вагона
Вот незадача! Поезд состоит из вагончиков, но у них нет колёс, давайте вместе подберём колёса. Вагоны одинаковые? (Нет). Правильно, большие и маленькие (или жёлтые, красные). Как же нам подобрать колёса, чтобы наш поезд смог отправиться в путь? (Дети подбирают колёса, соотнося их с величиной или цветом вагона).
«Лесные гости»
Педагог: Сегодня к нам придут необычные гости.
(Загадывает загадку о ёжике, дети разгадывают загадку и слышат стук в дверь).
Педагог: Слышите, кто-то пожаловал к нам в гости, вы оставайтесь на местах, а я открою дверь.
(Выходит и заходит с игрушкой ёжика и корзиночкой).
Ёжик: Здравствуйте, ребята, я принёс вам гостинцы, грибы в корзинке, но посчитать не могу, поможете?
Педагог: Сколько грибов в корзинке? (Много).
(Педагог раздаёт по одному грибочку каждому ребёнку).
Педагог: Сколько у вас грибочков? (По одному). Сколько осталось в корзинке? (Ни одного).
Малыши встречают лесных гостей и собирают грибочки
Как провести основную часть занятия (вспомогательные материалы)
Во время занятий активно практикуются как коллективные, так и индивидуальные формы работы. Индивидуальный формат предполагает выполнение упражнений возле демонстрационной доски или у рабочего стола педагога. Индивидуальные упражнения наряду с коллективными формами обучения помогают решить задачи усвоения знаний, закрепления умений. Кроме того, индивидуальные упражнения могут быть использованы как образец для коллективного исполнения.
Таблица: конспект занятия по ФЭМП (сенсорике) «Полянка для бабочек», автор Ирина Владимировна Добрякова
Цели и задачи | Цель: формирование элементарных математических представлений. Задачи:
|
Материалы | Демонстрационный материал:
|
Организационная часть | Дети становятся кругом. Проводится элемент психогимнастики «Мы - друзья». Воспитатель обращает внимание детей на рядом стоящие мольберты, накрытые тканью. (На мольбертах расположены бабочки: на первом - одна маленькая, на втором - все остальные). |
Основная часть |
|
Итоговая часть | Воспитатель: Ребята, вы сегодня очень хорошо потрудились - нашли бабочкам полянку и подарили им домики из цветов. Посмотрите в корзинку, они вам оставили подарок (конфеты). Нам пора возвращаться, давайте скажем до свидания бабочкам и отправимся с вами в детский сад, пить чай с конфетками. |
Таблица: картотека игр по ФЭМП
Темы занятий | Образовательные и воспитательные задачи |
«Бегите ко мне» |
|
«Что нам привёз мишутка?» | Учить определять форму и размер предмета путём осязательного обследования. |
«Большой маленький» | Учить группировать по размеру, закреплять знания об овощах. |
«Отгадай что в мешочке» |
|
«Принеси и покажи» |
|
«Пирамидка» | Учить собирать пирамидку из 4–5 колец одного цвета, последовательно уменьшающихся в размерах. |
«Разноцветные ленточки» | Учить различать цветовые тона путём сравнивания их друг с другом и прикладывая к образцу. |
«Что растёт на огороде» | Учить различать овощи по внешнему виду и по вкусу. |
«Подбери по цвету» |
|
«Какой это формы» | Научить ребёнка чередовать предметы по форме. |
«Найди такую же» |
|
«Оденем кукол» | Познакомить с величиной предмета, сравнивая между собой однотипные предметы разного размера. |
«Курочка и цыплята» | Обратить внимание ребёнка на то, что цвет является признаком разных предметов и может служить для их обозначения. |
«Куклы пришли в гости» |
|
«Какой мяч больше?» | Научить ребёнка сравнивать однородные предметы по величине. |
«Что катится?» | Познакомить с формой предметов их свойствами. |
«Поручения» |
|
«Разноцветные поляны» | Закрепить умение соотносить цвет у разных предметов и одинаковые предметы разных цветов. |
«Найди свой домик» | Продолжать знакомить с предметами разной формы и величины, соотносить детали. |
«Домики и флажки» | Повторить с детьми принцип чередования по цвету. |
«Что делают матрёшки» | Познакомить с величиной, учить сравнивать матрёшек по росту, закреплять полученные знания о цвете и форме. |
«Приходите на лужок» | Учить сравнивать и различать предметы по величине путём накладывания их друг на друга. |
«Найди пару» | Познакомить с геометрическими фигурами, учить называть их. |
«Гуси и гусята» | Научить ребёнка чередовать предметы по цвету, делая выбор элементов двух заданных цветов из пяти предложенных. |
«Раз, два, три, ищи» | Учить строить образ предмета заданной величины, закрепить представление о величине, форме, цвете. |
«Разноцветные бусы» | Продолжать учить детей чередовать элементы по цвету. |
«Как звери выбирали себе место» | Учить различать и называть игрушки, изображающие зверей, понимать и использовать слова:
|
Весёлые физкультминутки для малышей (стихи)
К этим стихам почти не требуется дополнительная инструкция: они просты и ритмичны, и педагог без труда сможет подобрать по смыслу и показать детям подходящие движения.
- Ой, качи, качи, качи,
В головах-то калачи,
В ручках пряники,
В ножках яблочки,
По бокам конфеточки,
Золотые веточки. - Совушка-сова,
Большая голова,
На пеньке сидит,
Головой вертит,
Во все стороны глядит,
Да ка-а-ак
Полетит! - Потягунюшки - порастунюшки,
А в ножках - ходунюшки,
А в ручках - хватунюшки,
А в роток - говорок,
А в головку - разумок. - Вдоль - растушки,
Поперёк - толстушки,
Ручки - берушки,
Ножки - бегушки,
Глазки - смотрушки,
Роток - говорок. - Глазки, глазки,
Бровки, бровки,
Лобик, лобик-умница -
Мама не налюбуется.
(Приговаривать, показывая,
где глазки, носик и т. д.) - Ручки-ручки - потягушки
И ладошки - похлопушки.
Ножки-ножки - топотушки,
Побегушки, попрыгушки. - С добрым утром, ручки,
Ладошки
И ножки,
Щёчки-цветочки -
Чмок! - Раз - подняться, потянуться,
Два - нагнуться, разогнуться,
Три - в ладоши три хлопка,
Головою три кивка.
На четыре - руки шире,
Пять - руками помахать,
Шесть - на место тихо сесть. - Мы поставили пластинку
И выходим на разминку.
Начинаем бег на месте,
Финиш - метров через двести!
Раз-два, раз-два,
Хватит, прибежали,
Потянулись, подышали. - Буратино потянулся,
Раз - нагнулся,
Два - нагнулся,
Три - нагнулся.
Руки в сторону развёл,
Ключик, видно, не нашёл.
Чтобы ключик нам достать,
Нужно на носочки встать.
Таблица: картотека игровых заданий
Название игры | Цели | Содержание |
«Найди предмет» | Учить сопоставлять формы предметов с геометрическими образцами. |
|
«Весёлые матрёшки» | Учить различать и сравнивать предметы по разным качествам величины. |
|
«Длинное - короткое» | Развитие у детей чёткого дифференцированного восприятия новых качеств величины. |
|
«Подбери фигуру» | Закрепить представления детей о геометрических формах, упражнять в их назывании. | Воспитатель показывает детям фигуры, обводит каждую пальцем. Даёт задание детям: «У вас на столах лежат карточки, на которых нарисованы фигуры разной формы, и такие же фигуры на подносиках. Разложите все фигуры на карточки так, чтобы они спрятались». Просит детей обводить каждую фигуру, лежащую на подносе, а затем накладывает («прятать») её на начерченную фигуру. |
«Три квадрата» | Научить детей соотносить по величине три предмета и обозначить их отношения словами: «большой», маленький», «средний», «самый большой», «самый маленький». |
|
«Широкое - узкое» | Формировать представление «широкое - узкое». | Занятие проводится аналогичным образом, но теперь дети учатся различать ширину предметов, т. е. широкие и узкие ленточки одной и той же длины. При создании игровой ситуации можно использовать следующий игровой приём. На столе выкладываются две картонные полоски - широкая и узкая (одинаковой длины). По широкой полоске (дорожке) могут пройти кукла и мишка, а по узкой - только один из них. Или можно проиграть сюжет с двумя машинами. |
«Три медведя» | Упражнять в сравнении и упорядочении предметов по величине. |
|
«Доползи до игрушки» | Учить воспринимать расстояние; показать, что от этого зависит результат действий не только в ближнем, но и в дальнем пространстве. |
|
«Ёжик» |
|
|
«Золушка» | Развитие мелкой моторики, координации движений, ловкости. Знать наполнители ёмкости. Развитие эмоционального настроя. | Ход игры: Воспитатель предлагает ребёнку разложить наполнители из одной ёмкости в разные, сортируя их (наполнители) по видам. Наполнителями служат наборы однотипных предметов (игрушек, кубиков, шариков и т. п.) Оборудование:
|
«Ищи и находи» | Учить находить в комнате предметы разной формы по слову-названию; развивать внимание и запоминание. |
|
Видео: занятие по ФЭМП на тему «Много, один, нисколько»
https://youtube.com/watch?v=WmpEPJZzzIo Video can’t be loaded: Занятие в первой младшей группе. (https://youtube.com/watch?v=WmpEPJZzzIo)
Что представляет собой открытое занятие по математике
Открытое занятие - доступная и очень популярная форма методической работы в ДОУ. Открытые просмотры являются эффективным средством профессионального развития педагогов. Они отличаются от обычных плановых занятий иной организационной спецификой и практикой проведения. Тема открытого занятия обычно соответствует образовательной программе, а в названии отражается игровая форма проведения. Открытый показ ориентируется на следующие цели:
- продемонстрировать позитивные практические достижения как в обычном стиле работы, так и с использованием инновационных образовательных технологий, наглядно представляя результативность конкретных методических приёмов.
- показать соответствие фактического уровня математических знаний детей программным образовательным задачам, которое свидетельствует и о степени профессиональной подготовленности педагога.
Открытое занятие демонстрирует практические наработки как в традиционном стиле работы, так и с использованием инновационных образовательных технологий
Открытое занятие должно соответствовать определённым требованиям:
- достойный научно-методический уровень профессиональной подготовки педагога;
- всесторонняя обучающая работа с начинающими педагогами, включая методические мастер-классы и передачу опыта в процессе итогового обсуждения открытого занятия;
- презентация результатов работы педагога в рамках темы самообразования или в целях планового повышения квалификационной категории;
- демонстрация результативности классических или нетрадиционных подходов, решающих актуальные задачи современного дошкольного образования (применение ИКТ, наличие авторских дидактических материалов или методических приёмов);
- планирование открытых занятий проводится в соответствии с годовым графиком методической работы ДОУ;
- открытые показы не требуют специальных условий или предварительных репетиций, но, поскольку дети ещё слишком маленькие, желательно психологически подготовить малышей к присутствию посторонних людей.
Во время обсуждения и оценки открытых занятий обращают внимание на такие моменты:
- насколько педагогу удалось реализовать заявленные в плане образовательные и воспитательные задачи (отмечаются как успешные эпизоды занятия, так и допущенные педагогические промахи и ошибки);
- грамотное использование демонстрационного материала, дидактических пособий, элементов инновационного подхода, таким образом, оценивается общая педагогическая ценность занятия;
- насколько уверенными и самостоятельными были дети, проявляли ли они активность и инициативность во время занятия.
Видео: открытое занятие по ФЭМП в младшей группе
https://youtube.com/watch?v=WyQweAaEGeY Video can’t be loaded: Занятие. Занятие в детском садике. Интегрированное занятие по математике. (https://youtube.com/watch?v=WyQweAaEGeY)
Индивидуальная работа по ФЭМП
Для большей эффективности занятий педагог учитывает индивидуальные особенности детей, на основании которых условно всех воспитанников делит на небольшие подгруппы:
- Первая - дети демонстрируют высокий уровень заинтересованности, проявляют творческую активность во время выполнения заданий, уверенно применяют полученные знания и навыки. В работе с такими детьми следует стимулировать интерес к математике, для чего предлагать проблемные задания повышенной сложности.
- Вторая - во время занятий внимательны, задания выполняют правильно, но самостоятельности не проявляют, отвечают по просьбе педагога. Усилия педагога направляются на поощрение инициативности, а также на укрепление уверенности в своих силах.
- Третья - малыши довольно активны, но часто ошибаются, поскольку слабо владеют программными знаниями и умениями. Работа с отстающими детьми даст позитивные результаты, если уделять этому внимание не только на занятиях, но и в остальное время.
Полезные советы:
- Важно чувствовать и понимать индивидуальность каждого ребёнка, замечать его эмоциональное состояние, пытаться осмыслить причины, вызвавшие затруднения в освоении программного материала.
- На этапе планирования занятия продумать и учесть особенности восприятия каждого малыша, уровень подготовки, внимательно проанализировать записи, сделанные во время предыдущих занятий.
- В процессе занятия следует уделять внимание каждому ребёнку, заботиться о том, чтобы все малыши включались в игровую познавательную деятельность, проявляли активность.
Такой продуманный подход сохранит интерес к математике у отстающих детей, позволит снять психологическое напряжение, вызванное неуверенностью и страхом, а талантливые ребята смогут полнее проявить свою математическую одарённость.
Индивидуальная работа за рамками обязательных занятий проводится в утренние часы раз в неделю, как правило, в игровой форме.
Примеры дидактических заданий для индивидуальной работы
Инвентарь для большинства таких игр легко изготовить или подобрать самостоятельно.
«Листики»
Оборудование:
- три игрушечных дерева (красное, жёлтое, зелёное);
- три коробочки этих же цветов;
- большие и маленькие листья этих же цветов (много).
Игра направлена на формирование первичного представления о величине и цвете.
Игра формирует первичные представления о величине и цвете
«Весёлые ёжики»
Оборудование:
- несколько однотипных ежей из цветной бумаги или картона;
- много одинаковых по форме картонных грибов тех же цветов, что и ежи.
Помогает научить отбирать предметы по цвету (детям нужно каждому ежу подобрать грибочки того же цвета: красному красные, синему синие, жёлтому жёлтые).
Игра помогает научить отбирать предметы по цвету
«Подбери прищепку»
Оборудование:
- пластиковые баночки с цветными прищепками (каждая баночка украшена бумагой того же цвета, что и прищепки внутри);
- цветные картонные или пластиковые заготовки.
Детям можно предложить дополнить цветные заготовки прищепками так, чтобы получилась новая готовая фигурка. Например, две зелёные прищепки могут стать ботвой для морковки, много жёлтых - лучиками для солнца (если прикрепить их на золотой или жёлтый круг), зелёных - ветками ели (если прикрепить их к зелёном у треугольнику) и т. д. Игра способствует развитию мелкой моторики, а также закрепляет знания основных цветов.
Игра способствует развитию мелкой моторики, а также закрепляет знания основных цветов
«Кружочки для зонтика»
Оборудование:
- игрушечный зонтик с разноцветными секциями между спицами (на каждой секции несколько белых круглых пятен разного размера);
- цветные кружочки разного размера (цвета и количество - по секциям зонтика и белым пятнам).
Ребёнка просят закрыть белые пятна на зонтике соответствующими кружочками. Игра развивает восприятие цвета и размера.
Игра развивает восприятие цвета и размера
«Цветные коробочки»
Оборудование:
- красная, жёлтая, зелёная корзины;
- много игрушечных красных, жёлтых, зелёных яблок разного размера (плоских).
Малышу необходимо отсортировать яблочки по цвету; более сложный вариант задания - отобрать только большие или только маленькие силуэты яблок одного цвета.
Малышу необходимо отсортировать яблочки по цвету
«Забавные зверята»
Игра развивает мелкую моторику, совершенствует восприятие цвета и формы. Ушки зайчика или мишки держатся на пуговичках, малыши подбирают ушки нужного цвета, формы и размера и пристёгивают к мордочке.
Ушки зайчика или мишки держатся на пуговичках, малыши подбирают ушки нужного цвета, формы и размера и пристёгивают к мордочке
«Подбери фигурку»
Пособие изготавливается из плотных салфеток, плотного картона или тонкой туристической пенки и представляет собой набор цветных геометрических форм, в каждой из которых вырезана другая геометрическая форма (вырезанное сохраняется, детям его требуется найти и вставить обратно). Помогает сформировать первичные знания о форме и цвете.
Пособие изготовлено из плотных салфеток, помогает сформировать первичные знания о форме и цвете
«Шнурочки и пробочки»
Малыши подбирают пробочку соответствующего цвета и нанизывают на шнурок.
Малыши подбирают пробочку соответствующего цвета и нанизывают на шнурок
«Цветные башмачки»
Ребёнку нужно найти для каждой цветной пары тапочек свой лист с цветными силуэтами. Игра стимулирует сенсорное развитие.
Игра стимулирует сенсорное развитие
«Ловись, рыбка»
Малыши ловят рыбок и сортируют улов по цвету: синих на синий картон, жёлтых - на жёлтый и т. д.
Малыши ловят рыбок и сортируют улов по цвету: синих на синий картон, жёлтых - на жёлтый и т. д
«Стручок гороха»
Пособие развивает элементарную счётную деятельность, закрепляет понятия часть и целое. Материал: вязаный стручок со вшитой молнией, восемь бочонков от киндер-сюрприза, обвязанных нитками.
Вязаный стручок со вшитой молнией, внутри которого восемь бочонков от киндер-сюрприза
Вариант первый: составить стручок из горошин, попутно усваивая понятия «один», «много».
Первый вариант задания: составить стручок из горошин, попутно закрепляя понимание слов «один», «много»
Вариант второй: определять цвета горошинок и правильно их называть.
Второй вариант задания: научить определять цвет горошинки
«Найди пару»
Ребёнку предоставляют много картонных рукавичек, каждая пара украшена по-своему геометрическими фигурами (на одной паре синие ромбы, на другой оранжевые треугольники и т. д.), просят найти каждой рукавичке свою пару.
Пособие закрепляет знания о цвете, учит различать и называть геометрические фигуры.
Пособие легко изготовить самостоятельно из цветной бумаги и картона
«Разноцветные ленточки»
Пособие для развития мелкой моторики и чувства цвета. Материал: коврики для мытья посуды и яркие ленты.
Ленточки прикрепляются к сеточным коврикам, ширина подбирается так, чтобы ленту можно было вплетать в сетку. Ребёнка просят вдеть ленточку определённого цвета в сетку.
Пособие для развития мелкой моторики и чувства цвета
«Весёлые неваляшки»
- Для этой игры нужно изготовить несколько плотных карточек одного размера, на которых изобразить неваляшек. Неваляшки должны быть в одной и той же цветовой гамме, а отличаться числом пуговичек и другими деталями. Пуговицы должны быть посередине.
- Карточки нужно разрезать пополам по вертикали.
- Половинки смешать, ребёнку предложить собрать каждую неваляшку правильно.
Игра развивает внимательность и логическое мышление.
Наталья Фоминых
Конспект НОД в 1 младшей группе по ФЭМП
Конспект НОД в 1 младшей группе по ФЭМП «Угостим зайку морковкой»
Описание материала: Предлагаю вам конспект непосредственной образовательной деятельности для детей 2-3 лет по формированию элементарных математических представлений «Угостим зайку морковкой». Данный материал будет полезен воспитателям младших групп. Конспект натравлен на ознакомление детей с понятиями «много», «один», «ни одного».
Интеграция образовательных областей. «Познание». «Коммуникация». «Социализация». «Физкультура». «Здоровье».
Цель.
Учить детей устанавливать отношения между понятиями «один», «много», «мало», «ни одного».
Задачи:
Образовательные: Учить детей выделять отдельные предметы из группы и составлять группу из отдельных предметов.
Речевые: Употреблять в речи слова «один», «ни одного», «много», «мало». Согласовывать числительное «один» с существительными в роде и числе. Развивающие: Развивать ориентировку в пространстве, внимание, память.
Воспитательные: Воспитывать умение сопереживать, желание оказывать посильную помощь.
Оборудование: игрушка Зайца, раздаточный материал «морковка», игрушка-белка, елки высокая и низкая.Игра «Зайчишка – трусишка».
«Зайчишка – трусишка по лесу бежал,
В огород забежал.
Капустку нашел, морковку нашел.
Сидит, грызет.
АЙ, кто-то идет.
Зайку кто-то испугал.
Зайка прыг и убежал.
Воспитатель говорит: «Идет Заинька, плачет. Как вы думаете, почему он плачет?
(Выслушать ответы детей. С помощью наводящих вопросов подвести детей к пониманию, что Зайчику испугали, и он не покушал)
Кушать хочет. Голодный. Не дали Заиньке поесть. Жалко Заиньку? Как же ему помочь?
(Выслушать ответы детей.)
Давайте заиньку накормим! Что любит заинька кушать?
(Морковку, капусту.)
Есть у нас огород.
Там у нас морковь растет.
Вот такой ширины,
Вот такой вышины.
(Подвести детей к столу, на котором разложен раздаточный материал – морковка.)
Предложить детям взять по одной морковке. Спросить у каждого: «Поскольку морковок ты взял?»
Сколько морковок у зайчика?
(Ни одной.)
Угостите Зайчика морковкой. Положите морковки в тарелку, которая стоит перед Зайчиком.
(Спросить каждого, сколько морковок он положил.)
Сколько стало морковок у Зайчика?
(Много.)
Сколько осталось у вас?
(Ни одной.)
Как получилось, что у Зайчика стало много морковок?
(Каждый положил по одной морковке. Получилось много.)
Покушал Зайчик. Сытый, довольный. Зовет нас гулять. Пойдемте гулять с Зайчиком в лес.
Игра «Маленькие ножки»
Маленькие ножки шагают по дорожке.
Топ-топ-топ-топ.
Большие ноги шагают по дороге.
ТОП-ТОП-ТОП-ТОП.
Пришли в лес. Что в лесу растет?
(Елки.)
Елки одинаковые по высоте?
(Нет. Высокая и низкая.)
Белка – озорница прискакала. Куда она села?
(Под низкую елку.)
А сейчас где она сидит?
(На высокой елке.)
Погуляли в лесу, пора возвращаться в группу.
Игра «По ровненькой дорожке».
По ровненькой дорожке,
По ровненькой дорожке.
Шагают наши ножки.
По камешкам, по камешкам.
В ямку бух!. Вылезли.
Вот наш дом, здесь мы живем.
Вернулись в группу. Зайка, тебе понравилось играть с детьми? А вам, дети, понравилось играть с Зайкой? Что мы делали во время игры? Конспект исследовательско - познавательного занятия во 2 младшей группе «Поможем медвежонку пришить
Название:
Занятие по познавательному развитию (ФЭМП) «Один и много»
Номинация:
Детский сад, Конспекты занятий, НОД, математика, Первая младшая группа, дети от 2 до 3 лет
Должность: воспитатель первой квалификационной категории
Место работы: МБОУ СОШ № 196 Дошкольное отделение «Здоровячок»
Месторасположение: город Новосибирск
Занятие по познавательному развитию (ФЭМП) в первой младшей группе. Тема: «Один и много».
Основная часть
Воспитатель:
На занятие собирайтесь
И в кружок скорее вставайте.
Улыбнемся всем вокруг
Ведь с тобою рядом друг!
— Ребята, я у вас хорошее настроение?
Воспитатель: Тогда начинаем. Дети, к нам сегодня в гости пришел ежик. Давайте с ним поздороваемся.
Основная часть
Воспитатель: Ребята, у нашего гостя есть проблема, и он ее решить сам не может. Он просит нас ему помочь. Дело в том, что ежик пригласил к себе в гости друзей, а угощать он их собирается яблоками. Наш ежик так переживал, когда готовился к встрече гостей, что съел почти все яблоки. И у него осталось только одно яблоко. У ежика было много яблок, а осталось одно. Ребята сколько яблок было у ежика?
Воспитатель: А сколько осталось?
Воспитатель: Ребята, а как вы думаете, можно помочь ежику?
Воспитатель: А что еще помимо яблок любят ежики?
Воспитатель: Молодцы ребята, вы так много знаете про ежиков. А еще ежики любят грибы. Посмотрите, у меня есть один гриб. Как вы думаете, ежику хватит одного гриба угостить всех своих гостей?
Воспитатель: Конечно же не хватит, за то я знаю полянку на которой растет много грибов. Тогда мы отправляемся в путешествие.
Игра «Грибы на полянке»
На ковре разложены грибы (Подосиновики и мухоморы) Детям предлагается собрать подосиновики в корзины, а мухоморы оставить на полянке.
Воспитатель: Ребята, вы такие молодцы, вы так много грибов набрали. Как вы думаете, ежик сможет угостить теперь всех своих гостей. Посмотрите у меня на столе сколько грибов?
Воспитатель: А сколько грибов вы собрали?
Воспитатель: Правильно, ребята вы много собрали, а на столе у меня сколько грибов?
Воспитатель: Правильно ребята один гриб. Ребята, давайте мы для нашего ежика нарисуем много яблок.
Художественная деятельность ( рисование) «Яблоко»
Рефлексия
Выставка работ.
Воспитатель: (Обращается к конкретному ребенку) сколько яблок ты нарисовал?
Ребенок: …..
Воспитатель: Правильно, а сколько у нас яблок всего?
Ребенок: ….
Воспитатель: Правильно, много.
Воспитатель: Ребята, сколько яблок мы нарисовали?
Воспитатель: Правильно, много. А сколько яблок у ежика?
Воспитатель: Правильно, одно.
Воспитатель: Ребята ежик просил нас о помощи, о какой помощи?
Воспитатель: Как вы думаете, мы смогли помочь ежику?
Надежда Круглова
Конспект занятия по ФЭМП в первой младшей группе «Один, много»
Конспект занятия по ФЭМП в 1 младшей группе «Один , много »
Цель : формирование элементарных математических представление : один , много .
Задачи :
Учить детей выделять отдельные предметы из группы
Устанавливать отношения между понятиями «один » , «много »
Употреблять слова один , много , ни одного, согласовывать числительное с существительными в роде и падеже.
Материал : корзинки 2, две елочки разных размеров, морковка, яблоко.
Ход занятия:
Дети стоят врассыпную на коврике. Вдруг стук в дверь. Воспитатель открывает. На пороге стоит мама-зайчиха и плачет. Воспитатель спрашивает : «Что случилось, мама-зайчиха?»
Волк забрал корзины с яблоками и морковкой для зайчат. Мне нечем их кормить. Помогите ребята!
Воспитатель : Мы поможем маме – зайчихе? (Ответы детей.) . Тогда отправляемся в путь – дорогу.
Проводится игра «По ровненькой дорожке» Дети произносят слова и выполняют движения. Игра проводится один раз .
Подходят к другому коврику, на нём стоят две ёлки разных размеров.
Воспитатель : Посмотрите ребята, мы пришли с вами на лесную полянку, что растёт на лесной полянке? (Ответы детей.)
Скажите, а какого цвета ёлочки? (Ответы детей.)
Скажите, какие ёлочки? (Ответы детей.)
А вот эта, какая ёлочка? (показывает самую высокую ёлку (Ответы детей.)
Белка - озорница прискакала. Куда она села?
(Под низкую елку.)
А сейчас, где она сидит?
(На высокой елке.)
Ох, ребята, посмотрите, что это под елочками лежит? (Ответы детей)
Так это волк их здесь спрятал! (Корзины)
А что в корзинках? (Ответы детей)
Правильно, в одной корзинке много морковок . В другой корзинке одно яблоко осталось.
Воспитатель предлагает детям каждому взять по морковке. И опрашивает каждого, сколько он взял морковок.
Соня, сколько морковок ты взяла?
Ваня, а сколько у тебя морковок?
Мы все взяли по одной моркови, а сколько морковок осталось в корзинке?
Ни одной.
Ребята, что надо сделать, чтобы опять стало много морковок ?
Сложить их вместе, в корзину.
Дети складывают морковь в корзину.
Сколько морковок у нас в корзине?
- много
А сколько во второй корзине яблок?
Давайте мы вернем их маме – зайчихе, чтоб она накормила своих зайчат. Для этого нам нужно вернуться в группу .
Игра «Маленькие ножки»
Маленькие ножки шагают по дорожке.
Топ-топ-топ-топ.
Большие ноги шагают по дороге.
Топ-топ-топ-топ.
Вот мы и вернулись обратно в группу . Ребята, а куда мы сегодня ездили (В лес)
Вам понравилось наше путешествие? (да)
Мама – зайчиха благодарит вас за помощь!
Публикации по теме:
«Много, мало, один». Дидактическая игра по формированию элементарных математических представлений в первой младшей группе Цель: Учить внимательно слушать и наблюдать; формировать способность к диалогической речи; учить отвечать на вопросы словом и предложениями,.
Конспект занятия (ФЭМП) «Один-много» МБОУ «Лицей «МОК№2» г. Воронеж 2016г. Цель: закрепить понятия: «один-много, ни одного», узнавание и называние геометрических.
Игровая деятельность по формированию элементарных математических представлений в первой младшей группе «Один-много» Цель: Формировать элементарные математические представления у детей в совместной игровой деятельности со взрослым. Задачи: Образовательные:.
Конспект ООД по ФЭМП в младшей группе «Один-много» Цель: учить детей объединять одинаковые (по цвету, величине) предметы в предметные множества по словесному заданию. Продолжать учить выделять.
Конспект занятия по ФЭМП «Один, много» (вторая младшая группа) Конспект на тему «Один – много» Задачи 1) Определить совокупность словами один, много, ни одного, отвечать на вопрос «сколько?»; называть.
Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений в младшей группе Составила и провела воспитатель МДОУ Детский.
Конспект занятия по ФЭМП во второй младшей группе «Один. Много» Тема: Один. Много. Цель: Учить находить в окружающей обстановке много однородных предметов и выделять из нее один предмет. Задачи: Познакомить.
Конспект НОД по ФЭМП в 1 младшей группе.
(по сюжету русской народной сказки «Колобок»)
Задачи:
Образовательные:
Формировать умение соотносить предметы по форме и цвету.
Развития умения различать контрастные по величине предметы и называть их (большой шарик, маленький шарик)
Совершение предметных действий;
Развивающие :
Развивать умение формировать группы однородных предметов,
Различать количество предметов (один - много);
Воспитательны е:
Воспитывать желание трудиться, доброжелательное отношение к животным;
Материалы:
Игрушки (заяц, волк, колобок, лиса);
Елочки, листочки, домики с вкладышами;
Шарик, две корзинки (большая, маленькая).
Ход занятия;
1.Организационный момент.
2. Основная часть
Воспитатель: Мы сегодня с вами отправляемся в сказку.
А кто ее герои вы узнаете, отгадав загадку.
Он от дедушки ушел
И от бабушки ушел.
Только, на беду, в лесу
Встретил хитрую Лису.
Воспитатель: Кто это?
Дети: Колобок.
Воспитатель: Правильно, посмотрите какой красивенький!
Как называется сказка, из которой пришел наш Колобок?
Дети: Колобок.
Воспитатель: Правильно.
Ребята, а сколько бабка испекла колобков?
Дети: Бабка испекла одного колобка.
Воспитатель: Колобок какой формы?
Дети: Круглый.
Воспитатель: Вот колобок и укатился от дедушки и бабушки.
Катится, а навстречу ему угадайте кто?
Комочек пуха, длинное ухо
Прыгает ловко, любит морковку?
Дети: Зайка.
Воспитатель: Правильно. И решил наш зайка съесть колобка.
Колобок просит – не ешь меня.
Зайка говорит: Выполни мое задание.
«Закрой окошечки в домиках зайчиков»
Воспитатель: Давайте поможем зайчику.
Посмотрите вот домики разные по цвету, а в домиках есть окошечки, они тоже разные. Это круглое, а это не такое, это квадратное и треугольное. А это вкладыши, ими будем закрывать окошечки, они тоже разные не только по цвету, но и по форме. Этот круглый как шарик, а этот как кубик, а этот треугольник как крыша. Сейчас я вот этим вкладышем закрою окошечко в домике зайки. Вкладыш желтый как солнышко, значит и домик должен быть желтым. Вкладыш круглый как мяч, значит и окошечко должно быть круглое. Вот он желтый домик как мой вкладыш и у него желтое окошечко. Закрываю, получилось. Зайке будет тепло, а в других домиках вы сами закроете окошечки.
Воспитатель: Раздает детям вкладыши. Дети закрывают окошечки в домиках зайчиков. Зайчик говорит спасибо, ребята.
Заяц отпустил Колобка.
А тут еще один зверь
По полю рыщет
Телят, ягнят ищет.
Дети: Волк.
Воспитатель: Правильно. Для того, чтоб волк не съел нашего Колобка,
Давайте выполним его задания.
Разложите шарики по корзиночкам.
У волка 2 корзинки: Какие они по величине?
Дети: большая и маленькая.
Давайте разложим шарики - большие в большую корзинку, а
маленькие в маленькую.
И волк отпустит колобка.
Воспитатель: Арина, какой у тебя шарик по величине?
Арина: большой.
Воспитатель: Саша, а в какую корзину ты его положишь?
Саша: в большую.
Воспитатель: Молодцы. Справились, и покатился Колобок дальше.
Ребята отгадайте, а кого сейчас наш колобок встретит?
Кто в лесу глухом живет,
Неуклюжий, косолапый.
Летом ест малину, мед
А зимой сосет он лапу?
Дети: Мишка.
Воспитатель: Для того, чтоб мишка не съел колобка.
Мишка просит сделать с ним зарядку:
Физкультминутка:
Наш мишутка потянулся,
раз нагнулся, два нагнулся.
Лапы в стороны развел,
видно меду не нашел.
Мишка, ну-ка не зевай,
Вместе с нами поиграй.
Лапками хлоп- хлоп,
Ножками топ- топ.
И медведь отпустит колобка.
Воспитатель: Молодцы, и с этим справились.
По тропинке все идут,
весело шагают, вот как наши
малыши ножки поднимают.
Встречают и рассматривают лису.
Посмотрите-ка - какая,
Вся горит как золотая,
Ходит в шубке дорогой,
Хвост пушистый и большой.
Игровая ситуация «Соберем листочки в букет»?
Воспитатель: Лисичка не ешь нашего колобка. Мы с ребятами для тебя соберем красивый букет из листьев.
Ребята сколько на полянке у лисички листочков?
Дети: Много.
Воспитатель: Давайте возьмем все по одному листочку.
Сколько у вас в руках листочков?
Дети: один
Воспитатель: Ребята, а сколько листочков в букете?
Дети: Много
Дарят лисичке букет.
Воспитатель: Лисичке очень понравилось, но она просила еще спеть ей
песенку Колобка.
Дети поют: Я колобок, колобок,
По амбару метён,
По сусекам скребён,
На сметане мешён,
В печку сажён,
На окошке стужён.
Я от дедушки ушёл,
Я от бабушки ушёл,
Я от зайца ушёл,
Я от волка ушёл,
От медведя ушел,
От тебя, лиса, не хитро уйти.
Воспитатель: Молодцы, ребята мы помогли колобку подружиться с
жителями леса.
3.Итог
Воспитатель: Давайте попрощаемся со сказкой и ее героями.
Чтобы вы хотели пожелать Колобку?
Дети: Хорошего настроения.
Возможно, будет полезно почитать:
- Смешные стишки про наташку Прикольные посты про наташу ;
- Красивые статусы про сестер со смыслом Цитаты про двух сестер родных ;
- Нежные статусы любимому парню Нежность статусы и высказывания ;
- Квест "Заговор изгоев" в "Скайриме": прохождение Что делать с изгоями скайрим ;
- Жены и мужья Где найти жену в skyrim ;
- Заговор изгоев прохождение скайрим Заговор изгоев баг со стражниками ;
- Торговцы в "Скайриме": взаимодействие, советы, моды Мод торговец ;
- Полный разбор масок драконьих жрецов ;