Ознакомление родителей с результатами обследований на индивидуальных консультациях и беседах. Использование результатов диагностики Как знакомить родителей с результатами педагогической диагностики

Наталья Маршева

Конспект родительского собрания по теме : «Диагностика в детском саду »

Цель : Познакомить родителей с требованиями диагностики по ФГОС

Задачи :

1. Сформировать у родителей положительное отношения к вопросам мониторинга в детском саду и диагностики по ФГОС

2. Представить родителем результаты освоения программы детьми

Предварительная работа :

Оформление стенда ««Современные требования к диагностике ребенка в детском саду »;

I вводная часть

Воспитатель : Уважаемые родители ! Тема нашего родительского собрания «Диагностика в детском саду : содержания и требования к проведению в соответствии с ФГОС ДО»

Для начало хотела бы рассказать вам что такое диагностика и для чего она нам нужна. (объяснения стенда)

II оснавная часть :

Воспитатель : Уважаемые родители ! Теперь, вашему вниманию представляю результаты самой диагностики ,здесь вы можете наглядно увидеть динамику развития детей нашей группы по образовательным областям : социально-коммуникативное, познавательное, речевое, художественно-эстетическое, физическое развитие.

Воспитатель1 :Оценка индивидуального развития детей может проводиться педагогом в ходе внутреннего мониторинга становления показателей развития личности ребенка, результаты которого используются только для оптимизации образовательной работы с группой дошкольников и для решения задач индивидуализации образования через построение образовательной траектории для детей, испытывающих трудности в образовательном процессе или имеющих особые образовательные потребности.

Воспитатель :Мониторинг осуществляется в форме регулярных наблюдений педагога за детьми в повседневной жизни и в процессе непосредственно образовательной деятельности с ними

Мониторинг в форме наблюдения проводится на протяжении всего учебного года.

Воспитатель :Общая картина по группе позволит выделить детей, которые нуждаются в особом внимании педагога и в отношении которых необходимо скорректировать, изменить способы взаимодействия.

Воспитатель : Поэтому данные мониторинга – особенности динамики становления показателей развития личности ребенка в дошкольном образовании – окажут помощь и педагогу начального общего образования для построения более эффективного взаимодействия с ребенком в период его адаптации к новым условиям развития при поступлении в школу.

III заключительная часть

Воспитатель : Уважаемые родители !Так как вы находитесь в детском саду , мы вам предлагаем окунуться в мир детства и побыть детьми . Перед вами на столе стоят стаканы с изображением цветка.

Воспитатель : Ваша задача раскрасить цветок так как не раскрасит ваш сосед (родители раскрашивают цветы ) .

Воспитатель : А теперь покажите друг другу свои цветы, какие они (ответ родителей :разные, красивые, неповторимые….)

Воспитатель : Все правильно! Вот такие же разные,замечательные, неповторимые наши с вами дети, как ваши цветы. И поэтому их нужно любить и принимать такими какие они есть не сравнивая их с другими. Спасибо за внимание!

Публикации по теме:

Конспект родительского собрания «Адаптация детей к детскому саду» Цели: 1. Создать условия для знакомства родителей друг с другом, возникновения положительных взаимоотношений между ними. 2. Выявить ожидания.

Цель: Создать условия для знакомства родителей друг с другом. Познакомить родителей с программой развития детей, задачами развития и воспитания.

Конспект родительского собрания в первой младшей группе «Адаптация детей к детскому саду» Цель: Повышение уровня воспитательных умений, педагогической культуры родителей. Предварительная работа: Расставить стулья полукругом,.

Конспект родительского собрания в детском саду «Любимые книги наших детей» Тема: «Любимые книги наших детей» Предварительная работа Оформить выставки: 1. Детских книг, рекомендуемых программами дошкольного образования.

Цель: создать условия для сотрудничества детей и родителей, их эмоционального и психологического сближения; повысить интерес родителей к.

Конспект родительского собрания «Здоровье в семье и детском саду» Цель: обеспечение сотрудничества детского сада и семьи в вопросах укрепления и сохранения здоровья детей. Форма: беседа. Задачи: - вместе.

Конспект родительского собрания по теме «Речевое развитие детей дошкольного возраста» Предварительная работа: Оформить папку-передвижку.

Раздел III

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ ДИАГНОСТИКИ УМСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ ШКОЛЬНИКОВ

Глава 1

Правила и способы получения, использования и представления результатов тестирования


§ 1 Правила получения и использования диагностической информации

В области тестирования и психодиагностики разработан свод пра­вил и предписаний, призванных защитить права личности индивидов, подвергаемых диагностированию. Они затрагивают вопросы этики практической работы, поскольку любое психодиагностическое обсле­дование способно нанести моральный ущерб человеку, существенно повлиять на его дальнейшую судьбу. Это в полной мере относится и к детям.

Этические правила и предписания регламентируют многие профес­сиональные действия психолога, в том числе такие, как получение пси­ходиагностической информации, ее использование, хранение, предо­ставление различным заинтересованным лицам (например, учителям, родителям, самим учащимся) и т. д. Они адресуются к таким принци­пам, как «обеспечение тайны личности» (добровольность), «объектив­ность», «конфиденциальность», «психопрофилактическое изложение информации» .

Принцип обеспечения тайны личности (добровольности) гласит - человека нельзя подвергать обследованию обманным путем.

Любая методика таит в себе опасность посягательства на тайну лич­ности, поскольку раскрываются некоторые ее особенности. В большей степени это относится к личностным методикам, позволяющим вскры­вать эмоциональные и мотивационные особенности, установки и чер­ты характера индивида таким образом, что он не осознает этого. Одна­ко и тесты интеллекта не являются в этом случае исключением. Они могут обнаружить такие недостатки в мыслительных навыках и уме­ниях, такие пробелы в знаниях, о которых учащийся мог и не знать или которые предпочитал скрывать от окружающих. Совершенно очевидно, что если это произойдет, то ему будет нанесен психологи­ческий вред, который проявится в разных формах в снижении само­оценки, в повышении тревожности вплоть до возникновения депрес­сивного состояния, во фрустрации и др.

Из всего сказанного вытекает, что от испытуемого нужно получить согласие на участие в обследовании. В том случае, если обследованию подвергаются дети до 16 лет,такое согласие должны дать родители, опекуны или общественные организации, отстаивающие права детей.

Право как детей, так и родителей отказаться от участия в диагнос­тическом обследовании осложняет работу психолога и повышает тре­бования к его квалификации. В первую очередь он должен уметь уста­навливать отношения сотрудничества с участниками эксперимента и заинтересованными лицами, демонстрируя свою доброжелательность, уважение и профессиональную компетентность. Кроме того, психолог обязан предоставить ясную и четкую информацию о целях и общем смысле обследования, о том, кто будет иметь доступ к результатам и какие решения могут быть приняты.

Необходимо особо подчеркнуть, что психолог, давая информацию о предполагаемом диагностическом обследовании, не должен зара­нее показывать образец методики или отдельные ее задания, не дол­жен сообщать, как будут оцениваться ответы, какие индивидуальные особенности будут вскрыты. Например, не следует говорить, что при­меняемые в обследовании методики направлены на диагностику интеллектуального (умственного) развития. Часто словосочетания «интеллектуальное развитие», «умственное развитие» пугают детей, вызывают у них излишние напряжение и тревогу, а многие родители дают им неправильное истолкование, а именно как проверку «ума» (в житейском понимании «умный-глупый»). Поэтому и детям, и роди­телям в предваряющем объяснении следует сказать, что применяемый тест в общих своих чертах выявляет умения рассуждать, анализиро­вать, сравнивать, обобщать. Нужно особо отметить, что представлен­ные в нем задания отличаются от тех, которые даются в школе, и успех выполнения может быть обусловлен не тем, как ребенок учится, какие имеет оценки по учебным предметам, а тем, насколько развита у него наблюдательность, сообразительность, умение подмечать общее в раз­ных вещах и различное в сходных. Как правило, подобные объяснения приводят к согласию большинства на участие в диагностическом обследовании.

В связи с проблемой обеспечения тайны личности рассматривают­ся конкретные цели, с которыми может проводиться диагностическое обследование. В рамках школьной практики это может быть индиви­дуальное консультирование, контроль за динамикой психического развития детей с целью коррекции обнаруживаемых отклонений, экс­пертиза в интересах учебного заведения (селекция).

При индивидуальном консультировании, когда сам учащийся обра­щается к психологу с просьбой провести с ним диагностический экс­перимент, проблема тайны личности снимается, так как он сам добро­вольно посвящает психолога в эту тайну, поскольку ожидает помощи от него и ради этого хочет раскрыть о себе все, что для этого необходи­мо. Но даже в этих условиях учащийся должен быть предупрежден о том, что в ходе диагностирования он может получить такую информа­цию о себе, о которой не подозревал или в которой не отдавал себе отчета. Все сказанное относится и к тем случаям, когда за помощью к психологу обращаются родители.

Диагностическое обследование с целью контроля за умственным развитием детей и оказания своевременной коррекционно-развиваю­щей помощи в общих своих чертах ориентировано на самого ребенка, ему во благо. Однако в этом случае происходит определенное посяга­тельство на тайну личности, поскольку ребенок подвергается тестиро­ванию не по своей инициативе. Психолог должен уметь донести до понимания ребенка и родителей полезность и перспективность такой работы и получить их согласие.

Когда диагностирование проводится с целью экспертизы (напри­мер, отбор в специализированные классы, гимназии, лицеи, перевод из класса с углубленным преподаванием какого-то предмета в обыч­ный или наоборот), оно обеспечивает главным образом интересы об­щества или какого-либо его звена (учебного заведения), поскольку определяет будущее место человека в системе социальных и профес­сиональных групп и слоев общества. Поэтому учащийся должен быть полностью информирован о том, как будут использоваться его резуль­таты. При этом желательно также объяснить ему, что правильная оценка будет выгодна самому диагностируемому: если он не согласит­ся предоставить о себе нужную информацию или постарается иска­зить ее, он может занять то место, на которое у него в дальнейшем не хватит знаний, умений, сил, и в итоге он все равно будет признан не­пригодным (исключен из гимназии, переведен в другой класс и пр.). Таким образом, если диагностика проводится с целью экспертизы, психолог не имеет права использовать диагностические результатыв интересах учреждения, если клиент не даст своего согласия на это. Но согласие должно быть осознанным, полученным при условии, что диагностируемый осведомлен о цели и способах употребления диаг­ностических результатов (информированное согласие по терминоло­гии, принятой в Этических стандартах практических психологов) .

Принцип, касающийся объективности, гласит: диагностическое об­следование должно быть беспристрастным.

Недопустимо проявление симпатии или антипатии по отношению к отдельным лицам. В процессе эксперимента отношение психолога к обследуемым должно быть корректным и доброжелательно-нейтраль­ным. Полностью исключаются всевозможные подсказки и другие фор­мы прямой помощи, искажающие результаты. Однако в случае, когда ошибки испытуемого вызваны непониманием инструкции, возможно повторное объяснение. При этом недопустимы проявления раздраже­ния, гнева со стороны психолога. Тактичность и терпимость - вот те качества, которые профессионально необходимы психологу.

Принцип конфиденциальности касается доступа к информации, по­лучаемой в процессе диагностического обследования заинтересованных лиц. Информация должна быть доступна только тем лицам, для кого она изначально предназначалась и о ком был предупрежден испытуемый.

В рамках школьной практики к таким лицам обычно относятся сам учащийся, родители, учителя.

Психологи признают безусловное право индивида иметь доступ к результатам своего обследования. Это обратная связь, и она является важным и эффективным инструментом в познании самого себя.

Родители несовершеннолетних детей также имеют право на полу­чение диагностических результатов своего ребенка. Такая информа­ция иногда проясняет те или иные проблемы ребенка и потому необ­ходима родителям.

Что касается учителя, психолог передает ему диагностическую ин­формацию в том случае, если учитель в ней заинтересован. Если он не запрашивает информацию о ребенке, а психолог опасается, что эта информация приведет к ухудшению положения ученика в классе, то психолог имеет право вообще не сообщать ее учителю.

Трудности возникают, когда диагностические результаты, уже по­лученные кем-либо, затем запрашиваются посторонними людьми. Например, наниматель или колледж, в который намерен поступить ученик, просит предоставить данные диагностического обследования, проведенного в школе. В таких случаях требуется дополнительно по­лучить согласие индивида на передачу данных.

Таким образом, для всех лиц, не оговоренных заранее с обследуе­мым, его родителями или представляющими его лицами, доступ к ин­формации должен быть закрыт. Психолог отвечает за неразглашение информации об индивиде и делает это ради благополучия, психи­ческого и физического здоровья ребенка.

Принцип, касающийся психопрофилактического изложения диаг­ностических результатов, подразумевает такой способ их предъявле­ния, который не наносит вреда самооценке испытуемого и не имеет других нежелательных последствий (например, в виде негативных ре­акций родителей или учителей).

Предъявляя результаты обследования родителям или учителям, психолог в первую очередь должен думать о том, чтобы положение ребенка в семье или школе не ухудшилось. Он должен преподносить свою информацию в форме, снижающей риск обострения отношений между ребенком и значимыми взрослыми. При этом психолог также не должен задевать чувства родителей или профессиональные амби­ции учителей. У всех заинтересованных лиц (у учащихся, родителей, учителей) должно быть ясное понимание того, что выявленные у ре­бенка недостатки умственного развития могут носить временный ха­рактер, поскольку они поддаются коррекции, изменению.

Информация о полученных результатах должна предъявляться всем заинтересованным лицам по следующей схеме:

  • сначала упор делается на позитивных сторонах умственного раз­вития ребенка; это демонстрируется на конкретных примерах вы­полнения заданий теста;
  • далее рассматриваются проблемные зоны развития, анализиру­ется характер допущенных в тесте ошибок, высказываются гипо­тезы относительно причин их возникновения (отсутствие знаний в той или иной области, несформированность логического мыш­ления в целом или отдельных мыслительных приемов и т. п.);
  • обсуждаются меры, которые могут эти пробелы ликвидировать, и степень участия в этом психолога, учителя, родителей.

за 2012 -2013 учебный год

В 2012-2013 учебном году деятельность педагога-психолога была направлена на реализацию следующих задач:

1. Систематизировать работу по формированию у дошкольников культуры сохранения и совершенствования собственного здоровья посредством театрализованной деятельности.

2. Развивать познавательно-речевую деятельность с помощью сказко-терапии.

3. Повышать уровень психологической культуры всех участников воспитательно-образовательного процесса, направленного на качество психофизиологического здоровья.

Эффективность профессиональной деятельности характеризуется выполнением всех поставленных задач на учебный год.

С помощью администрации детского сада, педагогическим персоналом были созданы условия, способствующие охране физического и психического здоровья детей, обеспечению их эмоционального благополучия, свободному и эффективному развитию способностей каждого ребенка.

В детском саду обучается и воспитывается 136 детей, количество групп - 7. Психологическим сопровождением были охвачены все дети ДОУ. Социальный статус семей воспитанников ДОУ свидетельствуют о том, что:

Критерии

Количество семей

Общее количество семей:

Неполных

Многодетных

Проблемных

Опекунство

Образовательный уровень родителей:

Средне-специальное

Неполное среднее

Социальный состав

Служащие

Предприниматели

Неработающие

Жилищные условия

Удовлетворительные

В течение 2012 - 2013 учебного года выполнялись все виды работ в соответствии с годовым планом : диагностическая, коррекционно-развивающая, психопрофилактическая, организационно-методическая, просветительская.

Развивающая работа с детьми

1. Для выявления ранней дезадаптации в течение 2-х месяцев (сентябрь-октябрь) под наблюдением находились дети раннего возраста – 22 человека. В процессе наблюдения были оформлены адаптационные листы

Г.Н. Дмитриевой, анализ показал:

Легкая степень адаптации у 36,5% детей;

Адаптация средней тяжести у 59% детей;

Тяжелая степень адаптации – 4,5% детей.

В период адаптации к дошкольному учреждению были организованы игры по книгам Джеки Спилберга «Занимательные игры с малышами старше двух лет» и Е.Н. Соляник «Развивающие игры для детей раннего возраста». В период с ноября по май велась групповая коррекционно-развивающая работа с детьми 1-й младшей группы по программе А.С. Роньжиной «Занятия психолога с детьми 2 - 4 лет в период адаптации к дошкольному учреждению» с целью преодоления стрессовых состояний у детей раннего возраста в период адаптации к детскому саду.

Занятия проводились 1 раз в неделю по 10-15 минут в условия группы. Всего в рамках программы было проведено 22 занятия. В результате данной работы дети 1-й младшей группы совершенствовали коммуникативные, игровые и двигательные навыки, развивали познавательные процессы. К концу года все успешно адаптировались к условиям дошкольного учреждения.

Сравнительный анализ адаптации детей

Учебный год

Начало учебного года (в %)

средней тяжести

2. В период с сентября по май месяцы велась групповая психопрофилактическая работа с детьми 2-й младшей и средней групп, в количестве 60 человек, по программе Е.А. Алябьевой «Психогимнастика в детском саду» с целью сохранения психического здоровья и предупреждения эмоциональных расстройств у детей.

Занятия проводились 1 раз в неделю по 15-20 минут в кабинете психолога. Всего в рамках программы было проведено: во 2-й младшей группе – 22 занятия, в средней – 23.При помощи психогимнастики у детей вырабатывались такие черты характера, как уверенность, честность, смелость, доброта и многие другие. Изжигались невротические проявления: страхи, различного рода опасения, неуверенность. По отзывам родителей, воспитателей, личным наблюдениям видно, что дети к концу года стали более общительными, легче выражают свои чувства и лучше понимают чувства других.

3. В начале учебного года (октябрь) с детьми 5 - 7 лет была проведена диагностика по эмоциональной сфере Л.П. Стрелковой, которая показала, что дети дошкольного возраста не до конца распознают эмоциональное состояние сказочных героев, людей и даже своё. Испытывают затруднения в выражении эмоций пантомимикой и жестами, затрудняются в узнавании графического изображения эмоций. Поэтому в период с ноября по апрель велась групповая коррекционно-развивающая работа с детьми старшего дошкольного возраста, в количестве 51 человек, по авторизованной программе «В стране эмоций» с целью расширить знание детей о чувствах, эмоциях и способах их выражения.

Занятия проводились 1 раз в неделю по 25 - 30 минут в кабинете психолога. Всего в рамках программы было проведено: в старшей группе - 24 занятия, в подготовительной – 21. Результаты повторной диагностики на конце года показали, что развивающие занятия по данной программе расширили у детей представление об основных эмоциях: «радость», «грусть», «удивление», «страх», «злость». Они научились распознавать эмоции по внешним сигналам (мимике, пантомимике, жестам, вербально), замечать настроение природы и человека, сострадать людям, животным, растениям.

Результаты по развитию эмоциональной сферы у детей 5 - 6 лет

Демонстрация заданной эмоции

Пантомимикой

Начало года

Конец года

Начало года

Конец года

Начало года

Конец года

Воспринимают графическое

изображение эмоций

Начало года

Конец года

Начало года

Конец года

Результаты по развитию эмоциональной сферы у детей 6 - 7 лет

Демонстрация заданной эмоции

Пантомимикой

Начало года

Конец года

Начало года

Конец года

Начало года

Конец года

Воспринимают графическое

изображение эмоций

Распознают эмоциональное состояние своё и людей

Начало года

Конец года

Начало года

Конец года

4. В октябре 2012 года с детьми подготовительной к школе группы использовалась диагностика Керна - Йерасика «школьная зрелость», для выявления у детей уровня готовности к школьному обучению. Обследован 21 ребёнок.

Готовы к началу регулярного обучения – 59% детей.

Условно готовы к началу обучения – 31% детей;

Не готовы к началу регулярного обучения –10% детей.

После диагностики была сформирована группа детей, с которыми в течение учебного года проводились групповые и индивидуальные занятия по программам Н. Яковлевой «Психологическая помощь дошкольнику» и В.Л. Шарохиной «Психологическая подготовка детей к школе» с целью развития познавательной сферы у старших дошкольников.

В период с октября по апрель проведено 27 групповых занятий, в количестве 5 человек. Занятия проводились 1 раз в неделю по 25-30 минут в в кабинете психолога. Индивидуальная коррекционно-развивающая работа проводилась с 2 детьми (Никита К., Дима П.), 2 раза в неделю по 20-25 минут. После окончания цикла занятий у детей повысился уровень интеллектуального развития.

Повторная диагностика на конце года по методике Н. Семаго «Психолого-педагогическая оценка готовности ребёнка к началу школьного обучения» показала:

Готовы к началу регулярного обучения – 67% детей;

Условно готовы к началу обучения – 28% детей;

Не готовы к началу регулярного обучения – 5% детей.

Результаты уровня готовности детей к обучению в школе

Не готовы

Начало года

Конец года

Начало года

Конец года

Начало года

Конец года

5. Согласно годовому плану в декабре в старшей группе была проведена диагностика Я.Л. Коломинского «Секрет», в модификации Т.А. Репиной с целью выяснить избирательные отношения между детьми в группе. Результаты диагностики показали, что у детей старшей группы не сформированы навыки межличностного общения.

Индекс групповой сплочённости у 60% детей.

Индекс изоляции у 40% детей.

Поэтому в период с января по март месяцы велась групповая коррекционно-развивающая работа с детьми старшей группы, в количестве 30 человек по программе тренинга общения «Страна понимания» Р.Р. Калининой с целью развития коммуникативных способностей у детей старшего дошкольного возраста.

Занятия проводились 1 раз в неделю по 20-25 минут в условиях группы. Всего в рамках программы было проведено 12 занятий. Данная работа по программе дала детям возможность раскрыть свой внутренний мир. Они научились делиться своими проблемами, слушать и слышать другого, учитывать и уважать интересы других, находить общие решения в конфликтных ситуациях, помогать друг другу.

6. В январе с детьми подготовительной и старшой групп была проведена диагностика О.В. Хухлаевой «Лесенка» с целью выявить у детей самооценку к себе и об отношении к нему других людей. Было опрошено 44 ребёнка, результаты диагностики показали:

Завышенная самооценка у 59% детей;

Адекватная у 27% детей;

Заниженная у 7% детей (Слава К., Вика Л., Алёна М.;

Низкая самооценка у 7% детей (Настя М., Оля Я., Артём Я.).

У большинства детей завышенная самооценка. Дети объясняют свой выбор так: «Я самый лучший», «Я себя очень люблю», «Я хороший». Но есть дети, которые находятся в ситуации личностного и эмоционального неблагополучия. У них не сформированы положительные межличностные отношения с воспитателями – 27%, сверстниками – 31%, с родителями –27%.

Родителям и воспитателям на индивидуальных консультациях даны рекомендации, как себя вести с ребёнком и как повышать его самооценку. С детьми, у которых заниженная и низкая самооценка в период с февраля по март велась групповая коррекционно-развивающая работа по программе Л.И. Катаевой «Работа психолога с застенчивыми детьми» с целью формирования адекватной самооценки, повышать уверенность в себе.

Занятия проводились в кабинете психолога 2 раза в неделю по 20-25 минут, всего в рамках программы было проведено 15 занятий. После окончания занятий дети начали выделять в себе и остальных положительные и отрицательные качества, адекватно воспринимать критику и похвалу, поверили в свои силы. Повторная диагностика показала, что у детей адекватная самооценка.

7. В течение учебного года по запросу родителей и воспитателей велась индивидуальная работа:

С повышенной тревожностью – 1 ребёнок (Саша З.);

С гиперактивными детьми – 5 детей (Илья В., Миша Л., Олег Б., Никита К., Ярик Ш.);

С замкнутыми детьми – 2 ребёнка (Вика Л., Андреана К.);

С агрессивными – 3 ребёнка (Никита Н., Русик А., АнтонХ.);

Познавательная сфера –5 детей (Кирилл Б., Дима П., Вика В., Артём Б., Настя М.);

Со страхами - 1ребёнок (Деля Л.);

По развитию мелкой моторике - 2 ребёнка (Игорь К., Никита К.).

Детско-родительским отношениям – 5 детей (Артём Ц., Ариша М., Диана С., Олег Б., Даша Б.);

Повышать самооценку – 5 детей (Слава К., Настя М., Оля Я., Артём Я., Алёна М.).

В рамках коррекционно – развивающей работы с детьми я использовала следующие программы: Е.К. Лютова, Г.Б. Монина «Тренинг эффективного взаимодействия с детьми» (агрессивными, гиперактивными, тревожными), Л.И. Катаева «Застенчивые дети», Е.В. Куличковская, О.В. Степанова «Как преодолеть свой страх?», Е.О. Севостьянова «Хочу всё знать!», С.Е. Гаврина, Н.Л. Кутявина «Развиваем руки – чтоб учиться и писать, и красиво рисовать»,Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева «Практикум по сказкотерапии», Т.М. Граденко, Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева «Чудеса на песке».

8. В течение прошедшего учебного года было проведено три заседания ПМПк ДОУ, из них 3 плановых по проблемам детей с нарушением речи.

Со всеми специалистами ДОУ составляли индивидуальные маршруты для детей с низким интеллектуальным развитием и сопровождали их динамику в течение учебного года.

К заседаниям мною проведены обследования детей по познавательной сфере. Использовала методику С.Р. Немова и практический материал

С.Д. Забравной с целью определения уровня интеллектуального развития. В начале года было опрошено 18 детей 5-7 лет.

Уровень интеллектуального развития выше среднего у 12% детей.

Средний уровень интеллектуального развития у 54% детей.

Уровень интеллектуального развития ниже среднего у 28% детей.

Не соответствует возрастным нормам - 6 % детей.

С детьми компенсирующей группы с нарушением речи в период с октября по апрель велась коррекционно – развивающая работа. Было проведено всего – 58 групповых занятий: в средней группе – 16, в количестве 3 человек, в старшей группе – 16, в количестве 8 человек, в подготовительной группе – 26, в количестве – 4 человек. Занятия проводились 1 раз в неделю по 20-30 минут в зависимости от возрастных норм, в кабинете психолога. В работе с детьми использовала программу В.Л. Шарохиной и Л.И. Катаевой «Коррекционно-развивающие занятия: младшая и средняя группы, старшая и подготовительная группа» по развитию познавательных процессов.

Дополнительно проводилась индивидуальная коррекционно – развивающая работа с 5-ю детьми - Игорем К., Викой В., Артёмом Б., Кириллом Б., Никитой К. по программе Н. Яковлевой «Психологическая помощь дошкольнику» и Е.О. Севостьяновой «Хочу всё знать!».

В конце года на вывод из логопедической группы было опрошено 9 детей 5-7 лет. Результаты диагностики представлены на ПМПк:

Уровень интеллектуального развития выше среднего у 33,3% детей.

Средний уровень интеллектуального развития у 33,3% детей.

Уровень интеллектуального развития ниже среднего у 33,4% детей.

Результаты по развитию познавательной сферы

Учебный год

Уровень интеллектуального развития (в %)

Выше-среднего

Ниже-среднего

Не соответствует возрасту

В качестве неполноценной работы с детьми компенсирующей группы с нарушением речи можно отметить такие отрицательные моменты, как: непосещение детьми детского сада из-за болезней и пропусков, посещение школы искусств.

9. В этом учебном году с декабря 2012 года в ДОУ была введена новая вариативная форма дошкольного образования – группа ранней социализации «Карапузы» с целью вовлечения родителей в воспитательно-образовательный процесс, содействовать более успешной адаптации детей к поступлению их в ДОУ.

Группу посещали 19 детей в возрасте с 1 года до 2 лет. Занятия проходили 1 раз в неделю по средам с 11.30 до 12.00 часов, в музыкальном зале совместно с родителями и специалистами ДОУ. Все занятия проходили в игровой форме с использование нетрадиционных форм работы с детьми. В работе с детьми использовала программы: И.В. Лапина «Адаптация детей при поступлении в детский сад», Н.В. Соколовская «Адаптация ребёнка к условиям детского сада».

10. В период с января по апрель месяцы велась просветительская работа среди старшеклассников МОУ Гимназии №4, мини-курс «Семейные ценности» с целью формирования семейных ценностей у старшеклассников. В нём принимали участие 10-ти классники, в количестве 15 человек.

Курсы проходили 1 раз в месяц на территории школы, в их классной комнате по 40-45 минут, отдельно с девушками и юношами. Всего было проведено 4 мероприятия: «Идеальный муж, идеальная жена», «Девушка, которая мне нравится; молодой человек, который мне нравится», «Что бы я взял из своей теперешней семьи; что я не хочу брать из своей теперешней семьи», «Семья и дети».

Результаты данной работы показали, что ребята определились с выбором своей профессии, стали коммуникабельными, задумались о взаимоотношениях друг с другом (юноши - девушки, девушки – юноши), о материальных и семейных ценностях.

Работа с родителями.

Работа с родителями строилась на принципах преемственности семьи и детского сада. Вовлечение родителей в деятельность детского сада помогало создавать атмосферу взаимной заинтересованности в воспитании и общении с детьми. В рамках просветительско-профилактической деятельности проведены: родительские собрания, тренинг, семинар-практикум, мастер-класс,консультации.

Групповые родительские собрания.

1. «Адаптация детей раннего возраста к условиям детского сада».

(1 младшая группа – 19.10.12 г.)

2. «Подготовимся к школе вместе».

(подготовительная группа – 26.10.12 г.)

3. «Как помочь ребёнку адаптироваться к условиям детского сада».

(группа ранней социализации – 21.11.12 г.)

4. «Игра в жизни ребёнка 2-3 лет».

(1-я младшая группа – 05.04.13г.)

5. Тренинг «Агрессивный ребёнок»

(старшая группа – 12.02. 13г.)

6. Семинар – практикум «Формирование коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста».

(подготовительная группа – 01.03.13 г.)

7. Мастер-класс «Помощь родителей на этапе подготовки детей к школе».

(подготовительная группа – 29.05.13 г.)

Индивидуальные консультации.

1. «Как помочь ребёнку в период адаптации?».

2. «Что должен знать и уметь ребёнок данного возраста».

3. «Как бороться с истерикой».

4. «В чём заключается влияние пальцев рук на развитие речи?».

5. «Как развивать интеллектуальные способности детей».

6. «Ребёнок с синдромом гиперактивности».

7. «Детские страхи».

8. «Как повышать самооценку?».

9. «Принципы общения с агрессивным ребёнком».

10. «Психологические критерии готовности ребёнка 6-7 лет к обучению в школе».

11. Проблемы «детско-родительских» отношений.

12. Индивидуальные консультации по результатам диагностических обследований детей.

13. Составление и распространение памяток и рекомендаций.

В течение учебного года с родителями было проведено 50 консультаций. Причинами, побудившими родителей обратиться к специалисту, является недостаток знаний в воспитательном процессе и в нарушениях «детско-родительских» отношениях.

Для контроля за эффективностью взаимодействия педагогов с родителями было проведено анкетирование по проблеме удовлетворённости родителей деятельностью ДОУ в 2012-2013 учебном году. Результаты анкетирования показали:

Родителей полностью удовлетворяет работа сотрудников детского сада – 99%;

Оценивают работу детского сада очень высоко - 89%.

Результаты уровня удовлетворённости родителями работой ДОУ

Учебный год

Удовлетворительно

Родителям нравится в ДОУ хорошая организация режимных моментов и питания, интересная игровая деятельность детей, работа по коррекции недостатков в развитии детей, подготовка к школе, а также работа по укреплению здоровья. Очень радует, что родители осознают и понимают, что ведущая роль в воспитании детей принадлежит как семье, так и детскому саду.

Работа с воспитателями.

С целью повышения психологической компетентности педагогов ДОУ, включающей ориентировку в закономерностях развития ребёнка, в вопросах обучения и условий в ДОУ по развитию личностных новообразований использовала следующие методы: дискуссии, семинары-практикумы, тренинги, деловые игры, консультации, беседы.

Выступление на педагогическом совете:

1. «Основные направления работы ДОУ на 2012-2013 учебный год»

Социальный портрет семьи - 30.08.12г.

2. «Использование средств театрализованной деятельности в работе с дошкольниками»

Деловая игра «Театральный ринг» -22.11.12г.

3. «Итоги работы коллектива МБДОУ за 2012-2013 учебный год».

Результативность психологического сопровождения в ДОУ – 03.06.13г.

Психологическая помощь педагогическому коллективу:

1. Дискуссии «Имидж детского сада» - 22.11.12 г., «Взаимодействие воспитателей с родителями» – 13.12.12 г.

2. Семинар ДОУ «Использование в образовательном процессе средств театрализации» - практическая часть по психогимнастике «Теремок» - 30.01.13 г.

3. Тренинг «Стресс и способы регуляции эмоционального состояния». – 14.03.13 г.

Со всеми сотрудниками проводилась психопрофилактическая работа по снятию психического и эмоционального напряжения. Они посещали сенсорную комнату для сохранения своего здоровья и самораскрытия.

Индивидуальные консультации:

1. «Как организовать педагогический процесс в период адаптации».

2. «Взаимодействие воспитателей с родителями».

3. «Тактика поведения педагога в ситуации служебного конфликта».

4. «Организация по проведению родительских собраний».

5. «Требования к проведению занятия».

6. «Театрализованная игра как средство эмоционального развития детей»

7. «Гиперактивные дети».

8. «Детская агрессивность».

9. «Проблема детского онанизма».

10. «Эмоциональное состояние взрослого как опосредующий фактор эмоционального состояния детей».

11. Проблемы межличностных отношений в коллективе детей.

12. Методические консультации.

13. Встречи по личным вопросам.

В течение учебного года с педагогами было проведено 43 консультации. Чаще всего обращались воспитатели старшей и средней групп.

Методическая работа.

1. Участие в районных мероприятиях :

  • Приняла участие в дискуссионной площадке педагогов-психологов. Обмен опытом работы, как участник краевого конкурса профессионального мастерства «Педагог-психолог Кубани-2012», Мостовской район, СОШ №30 - 30.08.12 г.
  • Приняла участие в семинаре педагогов-психологов «Работа психолога ДОУ по подготовке детей к обучению в школе в рамках реализации ФГОС». Выступила и провела практическая часть «Скоро в школу», Мостовской район, СОШ №28 - 20.12.13 г.
  • Приняла участие в семинаре педагогов-психологов «Медионасилие». Выступила и провела практическую часть «Компьюторная зависимость (диагностика, профилактика)», ДОУ №1 «Берёзка» - 21.03.13 г.

В этом году входила в состав жюри муниципального этапа конкурса «Педагог-психолог Кубани – 2013».

Самообразование.

  • Взаимодействие с психологами района.
  • Приобретение необходимой психологической литературы.
  • Изготовление методических пособий.
  • Дидактический и диагностический материал.
  • Наглядная информация для родителей и воспитателей.
  • Мультимедийные презентации.

Положительными моментами в работе было следующее: повышена эффективность в коррекции психосоматики, эмоционально-личностных нарушений с помощью песочной терапии и арт-терапии, при проведении групповых занятий у детей усвоились коммуникативые навыки, социальная адаптация. С помощью занятий, направленных на развитие самосознания, у детей усилилась мотивация на собственную эмоциональную и поведенческую саморегуляцию. Среди психологов района по обмену опытом получила положительные отзывы, а также по проведению родительских собраний в ДОУ, на которых проходило живое общение в форме диалога и игр. Создала свой мини-сайт.

Наряду с положительными моментами в работе есть и недостатки: не удовлетворяют результаты работы с детьми с нарушением речи, потому что они часто не посещали детский сад из-за болезней и пропусков, посещали школу искусств. Некоторые родители не принимают активное участие в развитие и воспитание своего ребёнка, ссылаясь на свою занятость.

Проанализировав результаты своей практической деятельности, считаю, что в 2013- 2014 учебном году необходимо:

  • содействовать личностному и интеллектуальному развитию воспитанников на каждом возрастном этапе развития личности;
  • создавать отношения в коллективе, максимально благоприятные для продуктивной работы в ДОУ;
  • повышать уровень психологической культуры всех участников воспитательно-образовательного процесса ДОУ.

Педагог-психолог МБДОУ №11: (Н.А.Ерёмкина)

Диагностики в работе с родителями.

Предварительная диагностика

Анкета «Знакомство с родителями.
Заочное знакомство с ребенком»

1 вариант

  1. Каково ваше первое впечатление о школе и педагогическом коллективе, где предстоит учиться вашему ребенку?
  2. Каким вы видите классного руководителя своего ребенка?
  3. Каким бы вы хотели видеть класс, в котором предстоит учиться вашему ребенку?
  4. Какие традиции и обычаи, по вашему мнению, должны развиваться в детском коллективе?
  5. Чем вы могли бы помочь классному руководителю в создании детского коллектива?
  6. Какие проблемы воспитания вызывают у вас серьезную тревогу и опасения?

2 вариант

  1. С кем из взрослых в семье ваш ребенок охотнее всего проводит свободное время?
  2. С кем из взрослых в семье ваш ребенок бывает более всего откровенен?
  3. Как ваш ребенок реагирует на похвалу?
  4. Как вы поощряете своего ребенка? Какие формы поощрения действуют лучше, какие хуже?
  5. Как ваш ребенок реагирует на порицание?
  6. Какие формы порицания оказываются наиболее действенными?
  7. Есть ли у ребенка постоянные обязанности по дому? Какие?
  8. С кем дружит ваш ребенок?
  9. Как часто в доме бывают друзья вашего ребенка?
  10. Как ваш ребенок предпочитает проводить свободное время?
  11. К каким видам деятельности ваш ребенок проявляет наибольшую склонность?

3 вариант (методика незаконченных предложений)

  1. Когда родился мой ребенок, то…
  2. Самым интересным в первые годы жизни в нем было…
  3. О его здоровье могу сказать…
  4. Когда встал вопрос о подготовке ребенка к школе, …
  5. Его отношение к школе было …
  6. * Первые годы он учился ….
  7. * Ему больше нравились такие предметы, как …
  8. *Отношения с учителями (классным руководителем) были…
  9. Общаясь с одноклассниками, мой ребенок …
  10. Трудности в его воспитании сейчас связаны с …
  11. Мы бы хотели, чтобы педагоги обратили внимание на …

Методика для изучения традиций и обычаев семей учащихся,
нравственных ценностей семьи
(методика незаконченных предложений)

Предлагается для учащихся и родителей (цель: найти совпадения и расхождения во мнениях родителей и детей)

Для учащихся:

Я радуюсь, когда …
- Я огорчаюсь, когда …
- Я плачу, когда …
- Я злюсь, когда …
- Мне нравится, когда …
- Мне не нравится, когда …
- Я верю, когда …
- Если у меня хорошие новости, то я …
- Если у меня плохие новости, то я …
- Если у меня что-то не получается, то я …

Для родителей:

Я радуюсь, когда мой ребенок …
- Я огорчаюсь, когда мой ребенок …
- Я плачу, когда мой ребенок …
- Я злюсь, когда мой ребенок …
- Мне нравится, когда мой ребенок …
- Мне не нравится, когда мой ребенок …
- Я верю, когда мой ребенок …
- Я не верю, когда мой ребенок …
- Я верю, когда говорят, что мой ребенок …
- Если у моего ребенка хорошие новости, то я …
- Если у моего ребенка плохие новости, то я …
- Если у моего ребенка что-то не получается, то я …

Оперативная диагностика

Методика незаконченных предложений
для объективной диагностики взаимоотношений
(предупреждения или предотвращения развития конфликтных ситуаций)

Для учащихся:

Школа для меня – это …
- Класс, в котором я учусь – это …
- Учителя для меня – это люди, которые …
- Мои одноклассники – это …
- Уроки для меня – это …

- Предметы, которые мне нравятся, - это …
- Предметы, которые мне не нравятся, - это …

Для родителей:

Школа, в которой учится мой ребенок, – это …
- Класс, в котором учится мой ребенок – это …
- Одноклассники моего ребенка – это …
- Уроки для моего ребенка – это …
- Выполнение домашних заданий для моего ребенка – это …
- Предметы, которые нравятся моему ребенку, - это …
- Предметы, которые мне не нравятся моему ребенку, - это …

Анкета на выявление уровня заинтересованности
родителей учебой ребенка
(тест)

1. Сколько учебных предметов у вашего ребенка в этом учебном году?
а) 8 б) 10 в) 12 г) ____

2. Сколько родительских собраний вы посетили в этом учебном году?
а) все или пропустила(а) одно;
б) пропустил (а) два;
в) не посетил(а) ни одного по различным причинам

3. Сколько преподавателей, работающих в классе, вы знаете?
а) всех; б) некоторых; в) только классного руководителя

4. Сколько раз в этом году вы просматривали тетради и учебники ребенка?
а) систематически б) периодически в) ни разу

5. Если вы обнаружили, что ребенок испытывает трудности по каким-то предметам и вы не способны ему помочь, что вы предпримете?
а) обращусь за помощью к учителям и другим людям;
б) пойду к директору школы;
в) заставлю ребенка серьезнее учить трудные для него предметы.

6. Как вы поступаете, когда к вам приходят друзья ребенка, чтобы позаниматься вместе?
а) принимаю их и помогаю в занятиях, если нужно, создаю условия для
занятий;
б) я их принимаю, несмотря на то, что мне это мешает;
в) предпочитаю, чтобы мой ребенок занимался один.

Ключ для обработки результатов:

Подсчитайте, под каким пунктом чаще всего совпадают ваши ответы:

А) 4-6 ответов. Вы не разделяете мнения о том, что ваш ребенок уже большой и может быть предоставлен самому себе. Вы прекрасно понимаете, что в любом возрасте на его пути встречается много трудностей, и он нуждается в вашей помощи не только в учебе, но и во всем остальном.

Б) 4-6 ответов. Вас не очень волнуют вопросы учебы вашего ребенка. Однако помните, что неурядицы с учебой могут привести к дестабилизации во всей остальной деятельности ребенка.

В) 4-6 ответов. Помните, что первый человек, кто должен прийти на помощь в вопросах учебы – это вы и остальные взрослые члены семьи. Постарайтесь все сделать так, чтобы на все вопросы вы смогли бы чистосердечно и уверенно дать ответы под буквой А.

Итоговая диагностика

Изучение удовлетворенности родителей
работой образовательного учреждения
(адаптированная методика Е.Н. Степанова)

Критерий оценки:
4 – совершенно согласен
3 – согласен
2 – трудно сказать
1 – не согласен
0 – совершенно не согласен

Коллектив, в котором учится наш ребенок, можно назвать дружным
4 3 2 1 0

В среде своих одноклассников наш ребенок чувствует себя комфортно
4 3 2 1 0

Педагоги проявляют доброжелательное отношение к нашему ребенку
4 3 2 1 0

Мы испытываем чувство взаимопонимания в контактах с администрацией школы
4 3 2 1 0

Мы испытываем чувство взаимопонимания в контактах с педагогами школы
4 3 2 1 0

Мы испытываем чувство взаимопонимания в контактах с классным руководителем
4 3 2 1 0

Педагоги справедливо оценивают достижения в учебе нашего ребенка
4 3 2 1 0

Наш ребенок не перегружен учебными занятиями и домашними заданиями
4 3 2 1 0

Учителя учитывают индивидуальные особенности нашего ребенка
4 3 2 1 0

В учебном заведении проводятся мероприятия, которые полезны и интересны нашему ребенку
4 3 2 1 0

В учебном заведении работают различные кружки, клубы, секции, где может заниматься наш ребенок
4 3 2 1 0

Педагоги дают нашему ребенку глубокие и прочные знания
4 3 2 1 0

В учебном заведении заботятся о физическом развитии и здоровье нашего ребенка
4 3 2 1 0

Учебное заведение способствует формированию достойного поведения нашего ребенка
4 3 2 1 0

Администрация и педагоги создают условия для проявления и развития творческих способностей нашего ребенка
4 3 2 1 0

Учебное заведение по-настоящему готовит нашего ребенка к самостоятельной жизни
4 3 2 1 0

Обработка результатов:

Удовлетворенность родителей работой учебного заведения определяется как частное, полученное от деления общей суммы баллов всех ответов родителей на общее количество ответов.

Если коэффициент равен 3 или более этого числа, Это свидетельствует о высоком уровне удовлетворенности.

Если он равен или больше 2, но меньше 3, то можно констатировать средний уровень удовлетворенности.

Если же коэффициент меньше 2, то это является показателем низкого уровня удовлетворенности родителей деятельностью образовательного учреждения.


Образец «Аналитической справки» педагогической диагностики

Ануфриева Ирина Викторовна, старший воспитатель МДОУ «Колокольчик» р. п. Духовницкое Саратовской области
Описание материала:
В связи с введением ФГОС ДО возникла необходимость оформления результатов педагогической диагностики (мониторинга) по-новому. Как это делать правильно никто не знает. Предлагаю коллегам, воспитателям ДОУ, образец «Аналитической справки», разработанной нами по итогам диагностики на примере одной группы. Буду очень рада, если кому-то пригодится данная разработка, а также с интересом выслушаю какие-либо замечания…

Аналитическая справка
по результатам педагогической диагностики
2015 – 2016 учебный год

Группа № ... ... (2 младшая)

Количество диагностируемых детей: 26
Дата проведения: сентябрь 2015 г.
Статус мониторинга: на начало учебного года
Цель мониторинга: 1) индивидуализация образования (в том числе поддержки ребенка, построения его образовательной траектории);
2) оптимизации работы с группой детей.
Задачи: Изучение результатов усвоения основной общеобразовательной программы дошкольного образования и детского развития.
Методы мониторинга: регулярные наблюдения педагога за детьми в повседневной жизни и в процессе непосредственной образовательной работы с ними, анализ продуктов детской деятельности, беседы, тесты, игровые ситуации.

Работа с детьми велась в соответствии с «Рабочей программой воспитателя», созданной на основе «Основной образовательной программы МДОУ «Детский сад «Колокольчик» р.п. Духовницкое Саратовской области».
В ДОУ реализуется «Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования «Детский сад-2100» под редакцией О.В. Чиндиловой.

В работе с детьми использовались следующие технологии:

1. здоровьесберегающие технологии;
2. технологии проектной деятельности;
3. технология исследовательской деятельности;
4. информационно-коммуникационные технологии;
5. личностно-ориентированные технологии;
6. игровые технологии.

Характеристика детей за анализируемый период:
Средний возраст детей: 2 года 10 месяцев
Всего детей в группе: 27 человек
Диагностируемые дети: 26 человек
Мальчиков: 7 человек
Девочек: 19 человек
Количество недиагностируемых детей: 1 ребенок, который не посещает детский сад более 3 месяцев.

Педагогическая диагностика за анализируемый период проводилась по двум направлениям:
педагогическая диагностика качества образования в группе (через реализацию образовательных областей);
педагогическая диагностика детского развития.

Диагностика оценивалась тремя уровнями: высокий, средний, низкий .
По итогам диагностики качества образования (через реализацию образовательных областей) «на начало учебного года» выявлены следующие результаты: трое детей имеют высокий уровень по направлениям:

Средний уровень по определённым Образовательным областям и направлениям имеют:
... И.Ф. ребёнка – образовательные области, разделы
Низкий уровень: по всем образовательным областям имеют:

Низкий уровень по определённым образовательным областям и направлениям имеют:
... И.Ф. ребёнка – образовательные области, разделы.
Вывод (примерный):
Анализируя итоги диагностики можно сделать вывод, что усвоили программный материал частично три ребёнка.
По образовательным областям и направлениям количественный состав детей со средним уровнем и низким практически равны:
средний уровень – 22 ребёнка
низкий уровень – 23 ребёнка
Преимущественно нужно обратить внимание на образовательные области «Речевое развитие» и «Познавательное развитие».
Чуть выше показатель в образовательных областях «Художественно-эстетическое развитие» - у детей достаточно сформированы навыки продуктивной деятельности, развита мелкая моторика рук воспитанников, но не в полном объёме развита аккуратность, последовательность действий и вариативности мышления. Отсутствует должное внимание со стороны родителей к образовательному процессу, также недостаточно развито слуховое и зрительное внимание и желание проявлять интерес к окружающей среде.

Приложение 1

2. Сформировать следующую подгруппу для оптимизации работы:
подгруппа № 2, направление работы – «Познавательное развитие»
... И.Ф. детей
По итогам диагностики детского развития «на начало учебного года» выявлены следующие результаты:
Высокий уровень:
... И.Ф. детей, направления.
Средний уровень:
...И.Ф. детей, направления.
Низкий уровень:
... И.Ф. детей, направления.

Сравнительные данные приведены в таблице Приложение 2

Вывод (примерный):
Анализируя итоги диагностики детского развития можно сделать вывод, что в основном преобладает средний уровень развития детей (17 детей) по шести направлениям. У детей сформированы основные культурные способы деятельности, они проявляют инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности – игре, общении.
С высоким уровнем – один ребёнок.
С низким уровнем – 8 детей. Это дети, которые не стремятся участвовать в совместной со взрослым практической и игровой деятельностити, испытывают неустойчивый интерес к действиям ровесников, не могут подчинять своё поведение правилам общения.
Объяснения таким низким результатам следующие: длительная адаптация некоторых детей, частые отсутствия по причине и без неё, из-за ограничения речевых контактов недостаточно сформированы социально–коммуникативные качества, нежелание подчиняться общим правилам.
Рекомендации:
Создать индивидуальную образовательную траекторию (маршрут) для следующих детей:
... И.Ф. детей, причина определения индивидуальной образовательной траектории

Мониторинг проводили: … Ф.И.О. воспитателей

Таблица. Приложение 1

Таблица. Приложение 2.



 

Возможно, будет полезно почитать: