Роль родителей в качестве образования. Роль семьи в воспитательно-образовательном процессе. Сделаем вывод из сказанного

Никифорова Эмилия Акимовна,
воспитатель отделения дневного пребывания ЦСПСиД
Калининского района Санкт-Петербурга

Воспитание и образование детей является сложной деятельностью, которой занимаются все родители без каких-либо эмпирических знаний. Считается, что родители оказывают большее влияние на развитие ребенка как личности, чем вся остальная окружающая среда. В воспитании ребенка у каждого народа отража-ются его идеалы, представления о цели и средствах воспитания, реа-лизация которых способствует формированию у детей лучших черт национального характера, готовит к самостоятельной достойной жизни .

С утверждением, что ребенок — это личность, не всегда согласны родители, потому что под понятием «личность» они имеют в виду человека с цельным и сильным характером, самостоятельного, уверенного в себе, своих возможностях. Именно таким и хотели бы видеть многие родители своих детей. Но такая личность — уже построенное здание. А его строительство всегда начинается с фундамента. Основы личности начинают закладываться с рождения ребенка под влиянием взрослых. Так, недостаток внимания, проявления родительской любви, общения с малышом отрицательно сказывается на его эмоциональном и нравственном развитии, на его мировосприятии. Положительный эмоциональный климат семьи, где преобладают радость, оптимизм, душевность, любовь и нежность, нужен ребенку для его психического здоровья. То, как взрослые реагируют на происходящее в окружающей жизни, имеет огромное значение для формирования представлений ребенка, который откликается на все происходящее эмоциональными средствами: смехом, гневом, жестикуляцией, мимикой.

Доброжелательность, внимание родителей друг к другу, к ребенку естественно перенимаются им, так же как и грубость, неуважение, раздражительность. В некоторых семьях не принято проявлять нежные чувства друг к другу. Иногда за внешней сдержанностью кроются уважение и любовь. Это не всегда может понять и почувствовать малыш, его потребность в ласке, в выражениях родительской любви к нему не удовлетворяется, что может нанести ему серьезную душевную травму, вызвать в будущем проблемы в отношениях с отцом и матерью. Большое значение также имеет реакция взрослых на различные жизненные ситуации.

Созданию спокойной обстановки в семье помогает критичное отношение взрослых к своим действиям, учет их влияния на ребенка. Конечно, у взрослых могут быть серьезные поводы для чувства тревоги, недовольства. Дети не могут не знать о тех трудностях, с которыми сталкиваются родители вне семьи, но это не значит, что свои взрослые проблемы можно перекладывать на плечи ребенка, создавать гнетущую атмосферу в доме .

Роль родителей может быть разделена на три основные категории:

  • помощь детям в образовании;
  • установление атмосферы, позволяющей заниматься;
  • помощь детям с домашними заданиями.

Согласно , вовлеченность родителей в учебный процесс является одним из основных факторов в улучшении обучения.

В зависимости от стиля воспитания детей, родители по-разному понимают свою роль, что соответственно приводит к разным результатам.

Стили воспитания детей.

В педагогике принято выделять четыре стиля воспитания детей:

  • авторитарный стиль;
  • авторитетный стиль;
  • снисходительно-разрешающий стиль;
  • безучастно-индифферентный стиль.

Авторитарный стиль подразумевает следование детьми четких правил, установленных их родителями. Невыполнение данных правил, как правило, приводит к наказанию. Авторитарные родители не считают необходимым объяснять смысл этих правил. Если их попросить объяснить смысл устанавливаемых правил, они могут просто ответить, «потому что я так сказал».

Как и у авторитарных родителей, авторитетный стиль предполагает определенные правила и нормы, которые должны соблюдаться детьми. Однако этот стиль воспитания намного более демократичен. Авторитетные родители считают необходимым объяснять, почему правила являются важными и почему они должны соблюдаться. Родители, предпочитающие авторитетный стиль являются отзывчивыми и открытыми со своими детьми.

Снисходительно-разрешающий стиль предполагает установку очень малого количества требований к детям. Американский психолог Диана Баумринд, научные исследования которой посвящены проблемам семьи, социализации и анализу индивидуальных различий в сфере компетентности и нравственного поведения , утверждала идею взаимности прав и обязанностей в качестве нравственной нормы. В случае снисходительно-разрешающего стиля, родители намного более отзывчивы, чем требовательны. Такие родители часто принимаются скорее за друзей, чем за родителей.

Безучастно-индифферентный стиль характеризуется минимальным количеством требований и малым общением с детьми. Родители безучастно-индифферентный стиля, в худшем случае, могут даже отвергать или пренебрегать потребностями детей.

К наилучшим результатам приводит авторитетный стиль управления, в результате которого дети становятся счастливыми, способными и успешными. В результате авторитарного стиля дети становятся послушными и способными, но при этом менее счастливыми и с невысокой самооценкой. Результатом снисходительно-разрешающего стиля являются дети с низким уровнем саморегуляции. Эти дети, как правило, плохо учатся в школе. Наихудшим стилем является безучастно-индифферентный стиль, результатом которого являются дети с низкой самооценкой, менее грамотные и менее способные, чем их ровесники.

В любом из стилей воспитания детей, родители не должны пренебрегать важной составляющей развития и социализации детей, которая называется «игра».

Важность игр в образовании детей.

Игры являются для детей удовольствием, но в то же время они являются средством, при помощи которого ребенок начинает лучше понимать самого себя и мир вокруг него. Здоровое развитие ребенка невозможно без игр. Игры помогают детям развивать:

  • физические навыки (развитие общей и мелкой моторики);
  • когнитивное мышление (решение проблем, таких как «подходит ли эта часть пазла в данное место»; изучение цветов, чисел, размеров и форм);
  • языковые навыки (развиваются во время взаимодействия с другими детьми);
  • социальные навыки (усвоение способности взаимодействия, договариваться друг с другом, и т.д.).

Родители являются для детей первыми и лучшими партнерами в играх. Во время игр, родители должны не просто предоставлять игрушки и наблюдать, они должны играть вместе с детьми. В этом случае дети являются более сообразительными.

В заключение данной статьи приведены советы, которые могут помочь улучшить обучение детей.

Советы для улучшения обучения детей.

Уделяйте больше времени своим детям.

Если не уделять своим детям достаточно времени, они становятся безответственными и теряют интерес к образованию. Уделяйте как можно больше времени своим детям и обсуждайте с ними, что они делали в этот день. Помогайте им делать домашнюю работу.

Поддерживайте своих детей.

Поддерживать ребенка - значит верить в него. Поддержка тех, кого ребенок считает значимыми для себя, очень важна для него. Взрослые имеют немало возможностей, чтобы продемонстрировать ребенку свое удовлетворение от его достижений или усилий. Задача педагогов и родителей - научить ребенка справляться с различными задачами, создав у него установку: «Ты можешь это сделать». Существуют слова, которые поддерживают детей, например: «Зная тебя, я уверен(а), что ты все сделаешь хорошо», «Ты делаешь это хорошо».

Познакомьтесь с воспитателем/учителем своего ребенка в садике/школе.

Систематическое общение с воспитателем/учителем вашего ребенка поможет лучше понимать способности и недостатки ребенка.

Обсуждайте со своим ребенком его проблемы.

У вашего ребенка могут быть проблемы, мешающие ему заниматься. Спросите своего ребенка о проблемах и если они есть, постарайтесь помочь ему решить их. Будьте внимательны и расположены по-дружески, чтобы ребенок мог открыто говорить.

Постарайтесь сделать образование своего ребенка его привычкой.

Научите ребенка ложиться спать вовремя и просыпаться рано утром. Заставьте его сидеть и заниматься, если он не хочет, чтобы развить привычку заниматься. Избавьте его от бесполезной деятельности .

Литература

  1. Семейная педагогика и домашнее воспитание: Учебник для студ. сред. пед. учеб. заведений. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Изда-тельский центр «Академия», 2000. - 232 с.
  2. Всё о младшем школьнике под редакцией Виноградовой, М., «Вентана-Граф», 2004.
  3. Harris, A., and J.H. Chrispeels, eds. 2006. Improving schools and educational systems: International perspectives. London: Routledge.
  4. Baumrind, D. (1967). Child care practices anteceding three patterns of preschool behavior. Genetic Psychology Monographs, 75(1), 43-88.
  5. Parents’ role in the education of their children.

Возможно, мы признаем, что школьная программа не так и нужна, но нужен аттестат, а для этого нужно сдать школьную программу. Возможно, мы считаем, что знания лишними не бывают, и школьная программа не так уж и плоха. В любом случае, ребенок должен как-то ее постичь. В школе это миссия возложена на учителя/учителей. А если ребенок не посещает школу, то как быть?

Говоря о школе и учителе мы, как правило, представляем того самого учителя у доски и активное «вливание» знаний в голову ребенка. Вспоминаем свой детский опыт или безнадежную попытку растолковать любимому чаду — пока еще школьнику задачку по математике… При мысли о том, что этим придется заниматься каждый день по несколько часов, у некоторых родителей начинается нервный тик.

Спешу успокоить. Есть множество вариантов не заниматься этим. Но прежде, чем я их озвучу, я предлагаю немного задуматься о роли Учителя в полном смысле этого слова. Кто такой учитель и какова его роль? Чему на самом деле учатся дети в школе? Что мы хотим от образования?

Я предлагаю сделать в этом месте паузу и подумать об этом серьезно, в широком смысле. Желая дать своему ребенку хорошее образование, мы чаще всего имеем ввиду знания, которые позволят ребенку выбрать дело по душе, хорошо зарабатывать и хорошо устроиться в жизни. Также не будем забывать о развитии личных качеств, ценностях, мировоззрении. Предполагается, что учитель передает ребенку знания по какому-то определенному предмету.

Однако, думаю любой родитель, наблюдая за своим ребенком или за другими детьми, уже понял, что качество передачи информации сильно зависит от личности самого учителя и его контакта с ребенком. Хотим мы этого или нет, труд учителя выходит за рамки его предмета: учитель передает ребенку не только знания, но и информацию о себе, своем отношении и взглядах. Учителя влияют на формирование мировоззрения и ценностей. От личности учителя зависит судьба уроков и самого предмета. Состоявшийся учитель-профессионал транслирует ребенку увлеченность, любовь к своему предмету и работе. Неудачник – усталость от жизни, негатив, раздражение…

  1. С рождения ребенок страстно пытается самостоятельно познавать окружающий его мир: смотрит, трогает, слушает, бросает, задает множество вопросов, проводит эксперименты…. Отправляясь в школу, ребенок неожиданно получает «программу», шаблоны решений, необходимость сидеть и слушать. Теперь его собственное стремление узнавать становится «вне закона», его интересы больше никого не волнуют или на них не остается времени, он должен быть послушным, соблюдать дисциплину и отвечать то, что есть в программе. Ему не интересно…
  2. Ребенок растет, развивается и учится независимо от того, «учат» ли его и «развивают» ли его. Он учится и развивается в любом случае, вопрос только в направлении. Чем более качественна и разнообразна среда и доступны источники информации, тем больше знаний о самом себе получит маленький человек и тем легче ему будет найти свое место в жизни. Среда оказывает влияние на ребенка.
  3. Значимый взрослый имеет способность повлиять на результат. Позитивный эмоциональный отклик вдохновляет продолжать, негативная реакция или безразличие тормозят. Его реакция формирует в ребенке представление о себе самом. Он хочет быть услышанным, понятным, принятым. И при этом – самостоятельным. Ребенок хочет жить свою жизнь сам, ощущая поддержку важного для него человека.

Таким образом, если ответственно подойти к вопросу взросления, дальнейшего формирования личности ребенка и образования, необходимо обратить внимание на три вещи:

  1. разнообразная среда
  2. возможность для самостоятельного творчества и свободного поиска
  3. личность учителя

А что же со «знаниями»? За окном XXI век и, к счастью для нас, любой человек имеет неограниченный доступ к информации во всех видах через интернет или книги. Я даже не веду речь о специализированных предметах (хотя на самом деле можно найти буквально всё) – мы говорим о школе. Абсолютно вся информация по школьной программе есть в открытом доступе.

Если у ребенка есть свобода выбирать, какие знания он хочет получить, и есть доступ к информации, лучшее, что может учитель – поддержать, возможно помочь с направлением и помочь ребенку овладеть нужными инструментами: источники информации, методы поиска, сортировки и т. п. Конечно, сам учитель по-прежнему может быть источником информации, если это нужно ребенку. По сути, любой внимательный родитель является учителем для своего ребенка.

Школьные учителя играют свою роль в условиях школьной системы, дисциплины, расписания, программы, школьных стен. 10-12 лет. 3/4 активного времени дня. Мерой понимания и принятия становится «оценка». Большую часть времени ребенок подчиняется системе и является пассивным участником безразличного системного процесса. Возможен ли в таких условиях желаемый результат образования?

Здесь наверняка могут возникнуть сомнения. Свободное развитие, творчество и всё такое… Это всё хорошо. Так что, теперь вообще исключить школу, пустить все на самотек, ждать, пока сам не спросит и не вмешиваться? Понимая взаимосвязь ребенка, учителя и школы, мы можем принять осознанное и взвешенное решение относительно его образования в целом, образовательной среды, роли взрослых, учителей, родителей и степени их участия в процессе.

Необходимо ли данному конкретному ребенку активное вмешательство взрослых в процесс его взросления? Совпадает ли круг его интересов со школьной программой? Насколько? Могут ли
школьные учителя дать то, что ему необходимо? Если нет, то кто может? Насколько важна побочная информация школьной системы? Любит ли ребенок рамки и нуждается ли в четкой организации собственной жизни? Или он птица вольного полёта?.. Разница между школой и хоумскулингом в том, что образование вне школьных стен, свободное образование, предполагает в том числе и свободу в выборе методов образования своего ребенка. А душевный покой родителей играет далеко не последнюю роль!

Не хотите быть школьным учителем? Не нужно. Многое зависит от наличия внешнего давления в виде школьных аттестаций. И отношения родителей к необходимости и глубине изучения школьных предметов, особенно «нелюбимых». Имеют значение сферы профессиональных и личных интересов самих родителей.

С учетом всего этого, задача родитель-учитель может иметь несколько решений (могут быть и другие варианты).

  1. Найти репетитора
  2. Обратиться к бабушке/дедушке/подруге/знакомому профессионалу и т.п.
  3. Пойти в кружок/на курсы
  4. Записаться в онлайн школу с учителем или только с «контрольными»
  5. Попробовать себя в полноценной роли учителя, вспоминать программу вместе с ребенком: а вдруг понравится?
  6. Показать ребенку возможность самостоятельного обучения и поиска нужной информации: youtube, google, книги, вопросы взрослым и т.п.
  7. Взять на себя урезанную роль учителя, оставив, например, только функцию контроля или подачи новой информации
  8. Передать все полномочия ребенку вместе с возможностью завалить пару аттестаций и ответственностью за это
  9. Предоставить полную свободу и исключить аттестации. Учитывая все факторы хоумскулинга в моей семье, у нас присутствует большинство вариантов.

Роль семьи в воспитании ребенка, бесспроно, велика. Именно в этом институте закладываются основы личности. От того, каким будет воспитание, зависит дальнейшее построение ребенком модели собственной семьи.

Дети, как губка, впитывают в себя образцы поведения. Таковыми являются для них в первую очередь родители. Как же нужно выстраивать семейное воспитание, чтобы потом не жалеть о последствиях?

Если изначально в семье сложились неправильные отношения, то как результат воспитания - непослушные, закомплексованные и проблемные дети. Этот факт можно объяснить. Дело в том, что трудными дети становятся не из-за своего характера.

Ребенок проецирует отношения в семье на свою личность. Отсюда и проблемы, возникающие в воспитании и нраве детей. Но не всегда в хорошей и гармоничной семье всё благополучно. Даже в этом случае ребенок может вырасти проблемным, если влияние внешних негативных факторов окажется слишком сильным.

Психологи отмечают, что роль семьи в воспитании ребенка велика. Его внутренний мир строится на основе внешних факторов. Ребенка можно представить в качестве древесной веточки. Возникновение проблем будет зависеть от того, всё ли хорошо в почве, на которой он вырос.

Малыша нужно постоянно подпитывать родительской любовью, чтобы он смог справиться со всеми трудностями. Заменить семью не сможет никто другой. Именно в ней закладывается система ценностей. Семья становится базой для формирования отношения к себе и окружающим. В ней происходит становление личности.

Рассмотрим, как семья может влиять на последний из перечисленных выше факторов. Это может быть бессознательное усвоение принципов жизни и поведения родителей. На ребенка оказывает влияние атмосфера в семье, эмоциональное взаимодействие её членов. Эти стереотипы малыш усваивает с самого раннего детства.

Если вспомнить пример из психологии, где только что вылупившийся гусенок привязывается к тому предмету, который первым попал в его поле зрения. И неважно, будет ли он одушевленным или нет, главное, чтобы объект двигался. Этот момент длится всего несколько секунд.

То же самое происходит и с ребенком. В трудный для него период он хочет получить любовь и заботу родителей, привлечь к своей персоне их внимание. Это тот момент, который не стоит упускать, так как в будущем придется перевоспитывать детей. А это может оказаться невозможным.

Если родителей не оказалось рядом, когда ребенку требовалось внимание, он заполнит эту душевную пустоту кем-то другим. И не факт, что это будет порядочный человек. Поэтому стоить находить и уделять воспитанию своих детей хотя бы немного времени.

На ребенка также влияют слова, произнесенные родителями. Поэтому взрослым нужно быть осторожными при общении. Если вы не хотите впоследствии краснеть за ребенка перед посторонними людьми, следите за своей речью. Всё, что будет сказано вами, усвоится малышом с легкостью.

Кроха каждый день наблюдает взаимоотношения матери и отца. Он видит, как они общаются, какие эмоции испытывают по отношению друг к другу. Это формирует его представление об отношениях между мужчиной и женщиной. Чем гармоничнее семья, тем более положительные представления о будущих отношениях сложатся у ребенка.

Как правило, мать должна быть женственной, а отец мужественным. Если в семье наблюдается обратная ситуация, это приводит к тому, что в будущем у ребенка могут быть проблемы с построением собственных отношений. Это же может привести к различным психологическим нарушениям.

Роль семьи в воспитании детей заключается также в формировании ощущения безопасности со стороны окружающего мира. В неблагоприятных условиях, наоборот, формируется чувство недоверия к людям. В будущем оно может привести к возникновению сложностей в общении, взаимодействии, отношениях. Мир будет восприниматься, как враждебный объект.

В семье зарождается определенное поведение ребенка. На то, каким оно будет - положительным или отрицательным, - оказывает влияние применение поощрения или наказания. Родители должны четко знать, что следует осуждать, а какие стереотипы можно поддержать.

В семье формируется жизненный опыт детей. Он зависит от разнообразия переживаемых ситуаций, которые учат справляться с трудностями. Дети с богатым жизненным опытом, как правило, в будущем способны идти на компромиссы, радоваться, находить общий язык с людьми, прощать. Такие дети быстрее других учатся приспосабливаться к незнакомой обстановке. Они способны адекватно реагировать на те перемены, которые могут происходить в жизни.

В семье ребенок познает различные эмоции, начинает понимать их уместность в той или иной ситуации. Если взрослые их сдерживают или запрещают выражать, то эмоциональная сфера ребенка будет сформирована исходя из базовых показателей. Другими словами, умение выражать свои эмоции ребенок заимствует из собственной семьи.

Из чего исходит ребенок, строя представления о семье

Модель построения собственной семьи у ребенка строится на основе родительских отношений. То есть базу сложившихся принципов, ценностей и установок он переносит в будущую возможную семью. Попробуем разобраться подробнее.

Если между мамой и папой были гармоничные взаимоотношения и полное взаимопонимание, то в собственной семье человек (ребенок) будет стремиться к такой же гармонии. Видя отношения между родителями, ещё маленький он строит эталон идеальной семьи. Он переносит его на собственное взаимодействие с противоположным полом и будущими детьми.

В том случае, если между родителями нет уважения, возможно два варианта в построении ребенком будущей семьи. В первом случае, видя неуважительное отношение отца и матери друг к другу, малыш проецирует их на собственную семью, считая такое поведение нормой. Второй вариант предполагает прямо противоположное развитие событий. Неуважение отца к матери или наоборот рождает в сознании ребенка представление о том, как не нужно строить собственную семью. То есть малыш не берет пример с папы (мамы), а считает его (её) поведение недопустимым, на основе чего и строится модель его будущей семьи.

Эмоциональный контакт между родителями и ребенком играет не последнюю роль в построении возможных отношений. Если мама и папа были сдержаны в проявлении чувств, то малыш, скорее всего, перенесет такую модель взаимоотношений на собственную семью. Он будет искренне считать, что это правильно.

Два варианта развития событий возможны и в случае применения родителями в качестве наказания ребенка жестких мер. Часто отцы воспитывают своих сыновей с помощью угла и ремня, считая, что такие меры уж точно сделают из него человека. Но это далеко не всегда бывает так. Ребенок либо проецирует данные отношения на собственную семью, либо считает, что такое проявление жестокости недопустимым.

Всегда помните, что вы являетесь примером для своих детей. Поэтому прежде чем строить собственную семью, отталкиваясь от каких-то сложившихся принципов, подумайте, как малыш поведет себя в будущем. Возможны различные варианты развития событий. Но знайте, что они будут иметь место лишь благодаря вам самим и вашему поведению и видению семьи.

1. Первой школой жизни для ребенка является семья, в которой он вырос. Родители - пример для малыша. Поэтому важно помнить, что если вы хотите вырастить своё чадо правильным и счастливым, позаботьтесь, чтобы в вашей семье царила гармония.

2. Относитесь к своим детям так, как хотите, чтобы они относились к своему потомству. Модель построения собственной семьи ребенком зависит в первую очередь от того, какие взаимоотношения были между его родителями.

3. Если на вашего ребенка пожаловались, не спешите наказывать его. Займитесь лучше самовоспитанием.

4. Роль семьи в воспитании детей первостепенна и многогранна. Задумайтесь о взаимоотношениях между её членами. От этого зависит, будут ли ваши дети счастливы в собственной семейной жизни.

Сделаем вывод из сказанного

Заменить семью нельзя ничем. Именно она является основой жизни и воспитания для ребенка. Важно, чтобы родители проявляли теплоту и любовь по отношению к своим детям.

Семья - это место, где закладываются основы личности. Целостное её развитие зависит от родителей и их усилий по воспитанию ребенка. Благополучное будущее малыша зависит в первую очередь от семьи.

Интересная программа о семейных традициях

Ахмадуллина А.Р.,

магистрант 2 курса ГОУО,

педагог ГБОУ Школы №207

Статья «Роль родителей в современной школе»

Рассуждая на тему образования и воспитания, на первый план выходят ученик, педагоги, администрация школы и родители. Какова же роль родителей в образовательном процессе, каким образом и на какие сферы они могут воздействовать?

В период развития государственно-общественного управления образование (далее ГОУО) родитель становится полноправным участником организации школьной деятельности. Он может быть вовлечен в процесс выявления и формирования социального заказа, в процесс планирования, контроля и регулирования образовательного процесса, а также выступать в роли организатора/координатора информационного пространства школы.

Так что же на практике родитель может делать в образовательной организации, способен ли он влиять на процесс обучения и школьной жизнедеятельности своего ребенка?

От многих родителей можно часто услышать выражения: «Опять много домашнего задания», «Ужасное питание, как можно кормить этим ребенка», «Почему нет никаких досуговых технологий и игровой зоны во время перемен и продленки?», «Никаких секций и кружков, даже некуда ребенка отдать», «Что за сайт такой школьный, где нет никакой информации» и т.д.

Да… Кошмар, да и только. Как же учиться ребенку в таких условиях? Такого мнения придерживается огромное количество родителей. Тогда, наверное, стоит разобраться: чем же родители могут помочь своему ребенку в современном мире.

Хочется развеять определенную долю этих сомнений и убедить родителей, что от их участия в организации образовательного процесса зависит очень многое, и, главное, именно от их активности, компетентности, инициативности зависят условия, в которых будет обучаться их ребенок.

Родители, все в ваших руках? Главное идти и действовать.

Согласно ФЗ №273 «Об образовании в РФ» родитель является полноправным членом системы ГОУО, где может участвовать в работе коллегиальных органах школы (родительский комитет класса, Совет родителей школы). Представители данных органов могут выдвигать свои предложения по организации школьного питания, дополнительных занятий, экскурсионных программ, учебной недели, школьной формы, информационного обеспечения школы и т.д. Родители могут выступать в роли общественных наблюдателей и экспертов.

Касательно этого вопроса, хочется привести положительный пример из практики работы ГБОУ школы №207 Санкт-Петербурга. В данной образовательной организации родители являются полноправными участниками образовательного процесса, которые знают свои права, возможности и обязанности. Совет родителей школы участвует в распределении фонда школы на образовательные и воспитательные нужды школьников, в организации воспитательной работы школы, в обеспечении школьного питания, в выборе дополнительных учебных модулей. Активные родители даже создали информационный портал для дистанционного взаимодействия, где могут узнать последние новости, задать волнующий вопрос, обсудить важное событие. Школьные праздники и мероприятия стали теперь не только отдельной инициативой педагогов и воспитательной службы, но приобрели статус семейных проектов. Родители помогают создавать детские спектакли, работают над декорациями, украшают классы, создавая определенную атмосферу к различным важным датам.

Мероприятие «День семьи» стал традиционным школьным праздником, который ежегодно проводят родители. Таким образом, в ГБОУ Школа №207 существует тесная связь между учениками, педагогами, родителями и администрацией школы - основными субъектами образовательного процесса.

Главное знать и понимать, что семья, школа и государство должны быть союзниками, целью деятельности которых выступает многогранное развитие личности ребенка, который готов не только жить в современном мире и достигать собственных поставленных целей, но и уважать интересы других, соблюдать нормы и морали общества, и просто быть счастливым.

Родители играют первостепенную роль в жизни ребёнка. Они влияют на процесс его социализации, на его успехи, неудачи и вообще на всю его жизнь.

Большая роль отводится родителям в сфере образования. На данный момент родители должны принимать непосредственное участие в образовательном процессе их ребёнка, начиная от покупки линейки и заканчивая сдачей денег в фонд класса.

Наилучшим способом изучения данного явления, на наш взгляд, является изучение мнений самих родителей об их обязанностях в структуре школьного образования.

В качестве первого метода выбрано анкетирование. Было опрошено 300 родителей учеников городских и сельских школ.

Обработка полученных данных производилась в компьютерной программе IBM SPSS Statistics.

Помимо анкетирования в ходе исследования было проведено интервью с использованием визуализации типичных ситуаций. Оно носило характер индивидуального, формализованного, проводилось с использованием заранее составленного списка вопросов и картинок с типичными ситуациями.

Итак, перейдем к описанию социально-демографических характеристик респондентов, которые приняли участие в нашем социологическом опросе.

В ходе исследования мы опросили следующую совокупность респондентов: 300 человек. Процесс сбора информации проходил следующим образом: анкеты получали ученики начальной школы, те в свою очередь приносили их домой на заполнение родителям. Важно отметить, что 76% респондентов оказались женщинами, остальные 24% - мужчины. Что касается демографических характеристик детей, то по данным опроса 49% составляют мальчики, 51% - девочки.

В исследовании активное участие принимали родители, чьи дети учатся в старших классах начальной школы, так как у респондентов уже имеется накопленный «опыт» в сфере школьного образования их детей.

Таким образом, 42% детей, чьи родители принимали участие в опросе, являются учениками четвёртого класса, 28% учится в третьем классе 21% - во втором, и, наконец, 10% - в первом.

Среди опрошенных большую часть составляют люди с высшим образованием (52%), с большим отрывом по количеству респондентов (34%) оказались с начальным или средним образованием и, наконец, 14% составили респонденты, которые окончили среднюю школу.

В ходе опроса мы получили следующие данные, касающиеся состава семьи. Большая часть учеников, а именно 83%, проживает в полой семье (есть оба родителя), остальные 17% воспитываются в неполной семье (один родитель).

В общем можно отметить, что круг наших респондентов весьма специфичен (родители учеников городских и сельских школ), а так же придерживается весьма разнообразных точек зрения на качество школьного образования. Это позволяет нам проанализировать данную проблему и достигнуть поставленной цели.

Нынешние нововведения в системе школьного образования заставляют задуматься о дальнейшем обучении детей в школе, об их знаниях и умениях и в большей степени этим вопросом озабочены родители. Трансформация института образования накладывает большой отпечаток, как на эмоциональном, так и на материальном благополучии, как родителей, так и их детей.

Второй блок нашего исследования мы посвятили таким вопросам как мотив выбора школы, а так же оплата за школу (в том числе питание) и дополнительные образовательные услуги, взносы в фонд школы, класса.

Если говорить о том, что для респондентов является важным в обеспечении условий обучения их ребёнка, то на первом месте, по количеству выбранных ответов, находится контроль учебной успеваемости ребёнка (54%), второе место занимает выбор школы ребёнка и помощь при выполнении домашнего задания (53%), на третьем месте стоит общение с учителями по вопросам обучения и воспитания ребёнка (50%). Следующее место занимает контроль над поведением ребенка в школе (37%). Профиль обучения ребёнка ни так остро волнует родителей (32%). И, наконец, замыкает наш рейтинговый перечень высказывание об оплате расходов за содержание ребёнка в школе (27%).

Что касается мотива выбора школы, то особое предпочтение респонденты отдают такому фактору, как уверенность в педагогах, которые будут работать с ребенком (65%), а так же тому, что школа находится рядом с постоянным местом жительства (64%). Немаловажным мотивом является уверенность в том, что ребёнку дадут качественные знания (61%).

Вопрос об оплате за обучение ребёнка в школе, его питание, секции, кружки, дополнительные занятия так же остро волнует респондентов. В анкете мы предложили вопрос, в котором респондент должен был указать, сколько приходится платить в месяц за питание и остальные услуги. Нам удалось подсчитать средний денежный коэффициент в рублях. Итак, за питание ребёнка в среднем родители платят 1130 рубля в месяц, за кружки и секции - 825 рублей, за дополнительные занятия 786 рублей, за охрану - 291 рубль и, наконец, в фонд класса, родители отдают 258 рублей. В среднем за месяц обучения ребёнка в школе родители выделяют 3290 рублей из своего семейного бюджета.

В связи с этим респондентам был задан такой вопрос: «Как Вы относитесь к платному образованию?». В итоге мы получили такие данные, что 28% ответивших согласны платить за своего ребёнка, 19%, напротив, не согласны платить деньги в «чужой карман», остальные же 53% утверждают, что платить они будут, но подчёркивают, что образование должно быть бесплатным.

Таким образом, можно отметить, что большинство родителей особое место в образовательном процессе их ребёнка отдают педагогам, а так же контролю за учебной успеваемостью и выбора школы, в которой должен учится их ребёнок. Что касается услуг, предоставляемых школой (питание, дополнительные занятия, охрана, кружки, секции, фонд класса и т.д.), то они весьма разнообразны и родителям, естественно, приходится за них платить, но большинство респондентов придерживаются мнения, что образование должно быть бесплатным.

Как обычно мы представляем школьного учителя? Важны не внешние характеристики, а именно его склад ума, его ответственность, готовность провести ребёнка за руку в необычный, наполненный различными событиями, мир.

В анкетном опросе большинство респондентов на вопрос: «Какие отношения сложились у Вас с учителем Вашего ребёнка?» утверждают, что присутствует полное взаимопонимание (47%), 32% родителей считают, что отношения с учителем их ребёнка в целом деловые, остальные 11% расценивают свои отношения с учителем их ребёнка как удовлетворительные и сталкиваются с некоторыми проблемами.

То есть в общем можно сказать, что для родителей важно поддержание тесных и дружественных отношений с учителем их ребёнка, так как в их представлении учитель - это тот, человек, который большую часть времени проводит с их ребёнком и именно от него зависит то, какие знания приобретет ребёнок, как он социализируется в коллективе и какие жизненные представления он получит. Именно поэтому респонденты заинтересованы в поддержании взаимных отношений с учителей их ребёнка.

В третьем блоке мы рассмотрели проблемы, которые возникают у ребёнка в школе и то, как родители информированы о них.

Среди всех проблем, которые могут возникнуть у ребёнка в процессе обучения в школе, мы выбрали самые основные, такие как освоение учебной программы, взаимоотношение с одноклассниками, взаимоотношения с учителем, поведение на уроках и переменах и представили их в анкетном опросе.

При освоении учебной программы у 61% школьников не возникает особых проблем, а вот 31% респондентов утверждают, что у их детей есть некоторые проблемы при усвоении полученных знаний.

Большинство родителей уверены, что их дети отлично чувствуют себя в коллективе, у них нет конфликтов среди своих сверстников и отношения вполне дружелюбные (64%), но вот 25% респондентов уверены, что в отношениях с одноклассниками у их детей возникают проблемы.

Значительный процент ответивших респондентов о проблемах, которые возникают у ребёнка в школе, утверждают, что в отношениях «учитель - ребёнок» существует взаимопонимание и не возникает весомых проблем (71%), однако, 20% родителей отмечают, что есть некоторые проблемы.

Доминирующей проблемой ребёнка в школе, родители считают его поведение на уроках и переменах, 34% отмечают, что в этом плане у их ребёнка существуют трудности, 51% уверены, что поведение их ребёнка в школе является нормальным, приличным, то есть вполне удовлетворяет как учителей, так и родителей.

Так же в нашем исследовании мы проанализировали влияние школьной нагрузки на здоровье детей. Значительная часть родителей (67%) уверены в том, что школьная нагрузка ни как не влияет на здоровье их детей, оно как не улучшилось, так и не ухудшилось. 16% респондентов утверждают, что здоровье ребёнка ухудшилось. Остальные 17% родителей отмечают, что здоровье их ребёнка, в процессе обучения в школе, укрепилось.

Таким образом, для большинства родителей, основными проблемами в процессе обучения их ребёнка являются такие как освоение учебной программы, а так же поведение их детей на уроках и переменах. Родители уверены в том, что школьные нагрузки не влияют на здоровье их детей и это не является значимой проблемой.

В последнем блоке мы уделили особое внимание именно тем вопросам, которые непосредственно связаны с выявление роли родителей в процессе обучения их ребёнка (время для общения с детьми, контроль учебной деятельности детей, стимулирование учёбы, развитие детей, организация досуга и т.д.).

Самая первоочерёдная проблема для родителей, связанная с обучением их детей касается того, где будет проходить подготовка их ребёнка к школе.

Проанализировав высказывания родителей на различных форумах, мы пришли к выводу, что существует весьма различное мнение о том, где и как ребёнок должен готовиться к школе. Одни родители считают, что лучшее и самое безопасное место для ребёнка-дошкольника - это дом и главными педагогом на данный момент являются его родители, бабушки, дедушки и т.д., другие же уверены, что лучше всего с самого раннего детства отдавать ребёнка в детский сад, а так же на различные курсы. Приведём две противоречивые цитаты по этой проблеме: «Моё мнение как мамы троих сыновей и преподавателя ВУЗа: конечно же, в первую очередь подготовка ребенка к школе должна проводиться родителями! Подготовка к школе - это не умение читать, считать или учить иностранные языки с 3-4 лет в группах развития. Это часть того воспитания и развития, которое проходит ребенок с самого рождения в своей семье…», а так же «…В последнее время, наблюдаю обратный процесс: дети приходящие на подготовительные курсы в 5-ти летнем возрасте, уж я молчу про первоклассников - уже умеют читать, считать, на высоком уровне логическое мышление, широкий кругозор, азы английского языка! А это не появиться за 30-ти минутные занятия в школе или в садике. Думаю, что Вы со мной согласитесь. Во-вторых, родитель, который хочет облегчить своему ребёнку период адаптации, обязательно отдаст его на подготовительные курсы в школу, порог, которой он переступит в сентябре месяце, а ещё лучше к учителю, даже если его чадо уже читает, считает и т.д. Ведь самое главное психологическая готовность ребёнка к школе, и многие современные родители это уже понимают! И конечно, свой голос я отдала за то, что подготовка ребенка к школе должна осуществляться в группах развития при школе, учителями…»

В нашем исследовании на вопрос «Где осуществлялась подготовка Вашего ребёнка к школе?» 61% респондентов отметили, что в детском саду, 21% отдали своих детей на курсы по подготовке к школе, 16% ответивших готовились с ребёнком дома и 2% родителей отметили, что подготовка их ребёнка к школе осуществлялась на занятиях с логопедом.

Сами же родители, а именно 62%, считают, что уровень подготовленности их детей к школе выше среднего, 29% респондентов оценивают этот уровень как удовлетворительный. Следовательно, большинство родителей удовлетворены подготовкой их детей к школе.

Уже с первых дней в школе ребёнок сталкивается с множеством трудностей, с которыми ему помогут справиться только родители. В настоящее время система школьного образования требует от родителей постоянного участия в образовательном процессе их ребёнка.

Самая большая проблема, которая возникает у ребёнка с первых дней в школе - это выполнение домашнего задания. В нашем опросе мы попытались выяснить, сколько в среднем времени ребёнок уделяет выполнению домашнего задания. Из трёхсот опрошенных респондентов, каждый вариант ответа мы умножали на количество ответивших и складывали с последующим умножением на другое количество ответивших. Полученную сумму мы делили на триста. В конце подсчета мы пришли к выводу, что в среднем ребёнок уделяет три часа на выполнение домашнего задания.

На вопрос: «Как часто Вы принимаете участие в выполнении домашнего задания Вашего ребёнка?», 51% родителей отмечают, что помогают иногда, если ребёнок сам просит помочь с уроками. Родители, которые утверждают, что ребёнок нуждается в постоянном контроле и помощи, постоянно помогают ему с выполнением домашнего задания (30%), но есть и круг ответивших, которые считают, что ребёнок должен быть самостоятельным и сам справляться с уроками (19%).

Из вышесказанного можно сделать вывод, что родители принимают активное участие в помощи ребёнку при выполнении домашнего задания, они следят за временем, которое проводят их дети за учебниками и в курсе тех проблем, с которыми ребёнку приходится сталкиваться.

Так же мы выяснили, каким образом проявляется помощь родителей в выполнении домашнего задания их ребёнка. Варианты ответов мы проранжировали от большего количества ответивших. Итак, первое место мы присваиваем объяснению трудных тем (68%), 61% ответивших проверяют письменные задания, третье место занимает помощь в решении задач (53%), четвёртое и пятое место заняли такие позиции как слушание пересказов тем (44%) и проверка чтения (43%), шестое и седьмое место почти в равной степени разделили такие варианты ответов как помощь делать поделки, рисунки (33%) и помощь в запоминании стихов, правил (35%) и, наконец, последнее место занимает такая позиция как чтение вслух (17%).

Чтобы у ребёнка не возникало проблем в процессе обучения, многие родители уверены в том, что необходимо стимулировать учебную деятельность ребёнка. В ходе нашего опросы, мы изучили то, каким образом родители чаще всего стимулируют ребёнка в учёбе. 60% стараются вызвать интерес к новым знаниям, 56% респондентов отмечают, что необходимо контролировать успеваемость ребёнка в школе, 45% читают книги, 33% ответивших смотрят с детьми образовательные фильмы, передачи. Ставят в пример детей, которые учатся лучше 30% респондентов. Доля родителей, которые играют с ребёнком в интеллектуальные игры - 27%. 20% родителей посещают с детьми выставки, концерты.

Второй метод нашего исследования - интервью с использованием визуализации типичных ситуаций. В процессе подготовки проведения данного метода, нами были отобраны картинки, которые несут в себе типичные ситуации отношения родителей и ребёнка в процессе обучения в школе. Так же мы разработали список вопросов, которые использовали для того, чтобы направить респондента в нужное русло беседы. Все типичные ситуации были распределены по блокам, это помогло структурировано, последовательно и точно получить достоверную информацию.

Первый блок носит название: «Учитель глазами респондента». Здесь мы планировали представить образ идеального учителя. Для всех респондентов учитель их ребёнка обязательно должен быть понимающим, добрым, чтобы умел слушать и слышать каждого ребёнка. Авторитарный стиль обучения ни один родитель не поддержал, по их мнению, к ребёнку нужно найти особый, мягкий подход. Учитель для школьника должен быть примером.

Что касается гендерных характеристик, то здесь мы видим характерную особенность. Восемь из десяти ответивших считают, что «мужчина - учитель» это редкость. Родители уверены, что женщина в полной мере может дать все необходимые знания и умения для их ребёнка. Как отмечает одна мама: «Учитель начальных классов - это мамочка, которая все расскажет, отведёт в столовую и покажет, как нужно правильно жить в школе». Так же можно отметить тот факт, что родители, которые воспитывают мальчиков, положительно относятся к тому, чтобы учитель их ребёнка был мужчиной, так как именно мужчина может достойно и правильно воспитать их чадо.

Из вышесказанного можно сформировать образ идеального учителя. Это мудрая женщина, которая может найти подход к каждому ребёнку, которая умеет решать проблемы не криком, а своим умом. Ребёнок не должен бояться своего учителя, он должен ему доверять и тогда родители будут спокойны за своё чадо.

Второй блок мы посвятили вопросам, которые касаются выполнения домашнего задания. Здесь мы сделали упор на то, с кем ребёнок чаще всего выполняет домашнее задание. Большинство респондентов отмечают, что их ребёнок сам делает уроки, а на проверку несёт родителям. С бабушками и дедушками дети редко делают уроки, лишь в том случае, если родители находятся на работе. Как отмечает одна мама: «Я воспитываю своих детей одна, приходится постоянно работать, чтобы их обеспечить, поэтому, когда моя Сашенька возвращается из школы, на помощь приходит бабушка, которая ежедневно делает с ней уроки». В общем можно отметить, что родители положительно относятся к кому, что бабушки и дедушки принимают участие в выполнении домашнего задания их внуков.

Что касается самих родителей, то большинство отмечают, что у них в семье все распределено, какая то часть предметов ложится на мамины плечи, а какая то на папины.

В следующем блоке мы рассмотрели отношение ребёнка к выполнению домашнего задания. Важно отметить, что девочки намного прилежнее и спокойнее подходят к выполнению уроков, нежели мальчики. Девочки делают уроки с удовольствием, а вот с мальчиками приходится работать. Как отмечает одна мама: «Мой сын с пристрастием выполняет только уроки по китайскому языку, потому что ему это действительно интересно». Здесь мы задали вопрос: «А что бы Вы изменили в образовательной программе вашего ребёнка?». На этот вопрос все родители ответили единогласным мнением, что программа для детей, которые учатся в начальной школе, слишком сложная, насыщенная и разнообразная и ребёнок не понимает для чего ему это нужно, тем самым при выполнении домашнего задания по всем предметам ребёнок очень сильно устаёт.

Последний блок нашего интервью носит название: «Негативные эмоции, проявляемые при выполнении домашнего задания». Большинство родителей отмечают, что им приходилось сталкиваться с криками, истериками своего ребёнка, когда тот садился за уроки. Родители понимают, что негативные эмоции, проявляемые ими в ответ, ни к чему хорошему не приведут, поэтому стараются спокойно решать проблемы.

Таким образом, можно отметить, что за последние годы система школьного образования значительно изменилась, родителям приходится в плотную заниматься процессом получения знаний их ребёнка. Школьная программа стала более сложной, часто дети не понимают темы домашнего задания, не могут разобраться в задачах, иногда даже бывают весьма рассеянными (как рассказывает одна мама о своем сыне: «…всегда теряет дневник, учебники, шарфы, даже портфель забывал…») и сталкиваются с недопониманием среди сверстников, учителей. Родители понимают, что внимание, помощь забота как никогда необходимы их школьнику, поэтому всячески стараются помочь разрешить возникшие у него проблемы.



 

Возможно, будет полезно почитать: