Психология и педагогикаосновы педагогики. Общие методы и приемы воспитания

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

«АКАДЕМИЯ СОЦИАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ»

Факультет профессиональной переподготовки педагогических работников

Кафедра начального образования

РЕФЕРАТ

Методы и приемы воспитания. Классификация методов воспитания

Выполнил(а):

слушательница курсов по программе

Калугина Светлана Владимировна,

МБОУ «Большеалексеевская СОШ», Ступинский район

Проверил(а):

к. пед. н., доцент кафедры развития образования

Ольга Николаевна Астемирова

Москва, 2015 г.

ПЛАН

Введение…………………………………………………………………3-4

    Понятие о методах и приемах воспитания……………….........5-7

    Классификация методов воспитания…………………………..7-12

Заключение ……………………………………………………………..12-13

Список литературы………………………………………………………14

Введение

Одним из принципов воспитания в условиях учебного заведения является связь с жизнью, современным уровнем развития. Воспитание осуществляется в условиях политического и экономического реформирования общества. Не во всех учебных заведениях четко определены конкретные цели и задачи воспитания, существует вариативность систем воспитания.

В каждом доме, где растет ребенок, неизбежны вопросы, связанные с тем как вырастить его физически развитым и здоровым, обогащенным нравственно и духовно, подготовленным к жизни. Не обойтись здесь без научных педагогических знаний о новых формах и методах воспитания. Когда педагоги и родители осуществляют свои воспитательные функции, решают конкретные педагогические проблемы, задачи, т.е. занимаются детьми, ведут воспитательную работу, они часто вынуждены задавать себе вопросы: как поступить, как его, ее, их (детей) сделать прилежными, ответственными, любознательными, трудолюбивыми, заботливыми и т.д. – тогда они думают о методах воспитания.

Метод воспитания не придумывается, не создается произвольно, он даже не является продуктом творчества. Выбор метода полностью зависит от того, каким предвидится результат. В качестве основных способов организации педагогического взаимодействия в педагогике рассматривают методы и приемы воспитания.

При организации воспитания должны находить отражение следующие основные направления:

Формирование профессионально и личностно-значимых качеств, развитие способностей;

Развитие педагогической профессиональной культуры;

Формирование отношения к родине, семье, труду, обществу, коллективу, к другим людям, самому себе;

Формирование педагогической профессиональной нравственности;

Подготовка к выполнению различных ролей: гражданина, семьянина, труженика, человека;

Формирование ценностей: педагогических, гражданских, национальных, общечеловеческих, индивидуально значимых;

Дальнейшее развитие социального и жизненного опыта.

Кроме названных направлений, организаторы воспитания могут дополнить его с учетом потребностей и интересов конкретного учебного коллектива, уровня воспитанности обучаемых. Содержание воспитания строится под влиянием концепции и принципов воспитания.

Немаловажную роль играет педагогическая позиция организаторов воспитания. Содержание формируется по многим источникам: периодической печати, научной и художественной литературе, методическим пособиям. На современном этапе целевые подходы, отдельные принципы и ценностные ориентации, содержание воспитательного процесса, т. е. концепция воспитания, стали совсем иными, а методы воспитания не претерпели столь существенных изменений. Система идей более подвижна и меняется быстрее, а система методов более постоянна, стабильна, консервативна.

Цель данной работы: рассмотреть методы и приемы воспитания, различные подходы к их классификации.

    Понятие о методах и приемах воспитания

В сложном и динамическом процессе педагогу приходится решать множество типовых и оригинальных задач воспитания, которые всегда являются задачами социального управления. Как правило, задачи эти со многими неизвестными, со сложным вариативным составом исходных данных и возможных решений. Чтобы уверенно прогнозировать искомый результат, принимать безошибочные научно-обоснованные решения, педагог должен профессионально владеть методами воспитания.

Методы воспитания - это пути, способы достижения заданной цели воспитания. Применительно к школьной практике можно сказать также, что методы - это способы воздействия на сознание, волю, чувства, поведение воспитанников, цель которых - выработать у них заданные качества. Сколько же их всего? Столько, сколько может использовать воспитатель, сотрудничая со своими воспитанниками, опираясь на их силы, возможности и желания.

Несомненно, одни пути могут привести к цели быстрее, чем другие. На практике применяют прежде всего традиционные пути, которыми вели своих учеников воспитатели, жившие прежде нас. Эти пути составляют общие методы воспитания. Однако во многих случаях они могут оказаться малоэффективными, поэтому перед воспитателем всегда стоит задача искать новые пути, которые бы максимально соответствовали конкретным условиям воспитания, позволяли быстрее и с меньшими усилиями добиваться намеченного результата. Конструирование, выбор и правильное применение методов воспитания - вершина педагогического мастерства.

Метод воспитания распадается на составляющие его элементы, которые называются методологическими приемами. По отношению к методу приемы носят частный характер. Они не имеют самостоятельной педагогической задачи, а подчиняются той задаче, которую преследует данный метод. Одни и те же приемы могут быть использованы в разных методах (№6, с.403).

Прием воспитания - часть общего метода, отдельное действие, приносящее конкретное улучшение. Образно говоря, приемы - это тропинки, которые прокладывает воспитатель вместе со своими воспитанниками, чтобы быстрее достичь цели. Если ими начинают пользоваться и другие воспитатели, то постепенно приемы могут превратиться в широкие пути - методы. Такова связь методов и приемов воспитания.

Нередко приемы и сами методы отождествляют со средствами воспитания, которые тесно связаны с ними в единстве. К средствам относятся различные виды деятельности (игровая, учебная, трудовая), а также совокупность предметов и произведений материальной духовной культуры, привлекаемых для педагогической деятельности.

Процесс воспитания характеризуется разносторонностью содержания, исключительным богатством организационных форм. С этим связано многообразие методов воспитания. Есть методы, отражающие содержание и специфику воспитания. Есть методы, непосредственно ориентированные на работу с младшими или старшими школьниками. Есть методы работы в каких-то специальных условиях. Но есть и общие методы воспитания в системе образования. Общими они называются потому, что сферы их применения распространяются на весь воспитательный процесс.

Нет методов хороших или плохих, эффективных или неэффективных. Все зависит от того, как они применяются. Нет методов авторитарной или гуманистической педагогики. Все важные, все необходимые, все могут быть как эффективными, так и неэффекивными. Все дело в направленности, особенности применения методов.

Таким образом, методы воспитания – это пути достижения цели. Их много. По характеру выделяются методы убеждения, организации деятельности, стимулирования поведения школьников.

II . Классификация методов воспитания.

Создание метода - это ответ на поставленную жизнью воспитательную задачу. В педагогической литературе можно найти описание большого количества методов, позволяющих достигать практически любые цели. Методов и особенно различных версий (модификаций) методов накоплено так много, что разобраться в них, выбрать адекватные целям и реальным обстоятельствам помогает лишь их упорядочение, классификация.

Классификация методов - это выстроенная по определенному признаку система методов. Опираясь на классификацию, педагог не только ясно представит себе всю их систему, но и лучше поймет назначение, характерные признаки. К настоящему времени накоплен обширный научный фонд, раскрывающий сущность и закономерность методов воспитания. Их классификация помогает выявить общее и особенное, существенное и случайное, теоретическое и практическое и тем самым способствует целесообразному и более эффективному их использованию, помогает понять назначение и характерные признаки, присущие отдельным методам (№6, с.404).

Любая научная классификация начинается с определения общих оснований и выделения признаков для ранжирования объектов, составляющих предмет классификации. Таких признаков, учитывая метод - явление многомерное, много. Отдельную классификацию можно составлять по любому общему признаку. На практике так и поступают, получая различные системы методов. В современной педагогике известны десятки классификаций, одни из которых больше пригодны для решения практических задач, а другие представляют лишь теоретический интерес. В большинстве систем методов логические основания классификации выражены нечетко. Этим объясняется тот факт, что в практически значимых классификациях за основу берется не одна, а несколько важных и общих сторон метода.

По характеру методы воспитания делятся на убеждение, упражнение, поощрение и наказание (Н. И. Болдырев, Н. К. Гончаров, Ф. Ф. Королев и др.). В данном случае общий признак «характер метода» включает в себя направленность, применимость, особенность и некоторые другие стороны. К этой классификации тесно примыкает другая система общих методов воспитания, трактующая характер методов более обобщенно (Т. А. Ильина, И. Т. Огородников). Она включает методы убеждения, организации деятельности, стимулирования поведения школьников. В классификации И. С. Марьенко названы такие группы методов воспитания, как объяснительно-репродуктивные, проблемно-ситуативные, методы приучения и упражнения, стимулирования, торможения, руководства, самовоспитания (№6, с.274).

По результатам методы воздействия на воспитанника можно разделить на два класса:

Влияния, создающие нравственные установки, мотивы, отношения, формирующие представления, понятия, идеи;

Влияния, создающие привычки, определяющие тот или иной тип поведения.

В настоящее время наиболее объективной и удобной представляется классификация методов воспитания на основе направленности - интегративной характеристики, предусматривающей единство целевой, содержательной и процессуальной сторон методов воспитания (Г. И. Щукина). В соответствии с этой характеристикой выделяются три группы методов воспитания:

Формирования сознания личности;

Организации деятельности и формирования опыта общественного поведения;

Стимулирования поведения и деятельности (№8,с.275).

Дифференциацию методов воспитания в педагогике осуществляют на основе их соотнесения, во-первых, с различными блоками (компонентами) содержания воспитания; во-вторых, с этапами процесса усвоения и освоения содержания воспитания, в результате которого возникает продукт воспитания, т. е. реализуется цель воспитания; в-третьих, с целями деятельности педагога и целями деятельности воспитанника.

Так как основная функция методов воспитания заключается в создании условий освоения воспитанниками содержания воспитания, то группы методов воспитания выделяются прежде всего на основе соотнесения этих методов с какими-либо блоками (компонентами) содержания воспитания. Например, одни группы методов воспитания обеспечивают усвоение воспитанниками знаний об общезначимых ценностях, другие - решение жизненных проблем, третьи - освоение способов поведения и т. п.

С другой стороны, процесс освоения воспитанниками содержания воспитания должен обеспечить реализацию целей воспитания. Это предполагает определенную последовательность распределения содержания воспитания и определенную последовательность в применении групп методов воспитания.

    Классификация методов воспитания по Ю.К. Бабанскому

    Методы формирования сознания личности: убеждение, внушение, беседа, лекция, дискуссия, метод приема.

    Методы организации деятельности и формирования опытаобщественного поведения: педагогическое требование, общественное мнение, приучение, упражнения, поручения, создание воспитывающих ситуаций.

    Методы стимулирования деятельности и поведения: соревнование, поощрение, наказание, создание ситуации успеха.

2.Классификация методов воспитания по И.Г. Щукиной

    Методы формирования сознания: рассказ, объяснение, разъяснение, лекция, этическая беседа, увещевание, внушение, инструктаж, диспут, доклад, пример.

    Методы организации деятельности и формирования опыта поведения: упражнение, приучение, поручение, педагогическое требование, общественное мнение, воспитывающие ситуации.

    Методы стимулирования: соревнование, поощрение, наказание.

    Классификация методов воспитания по Л.И. Маленковой

    Методы убеждения: информационные, поисковые, дискуссионные, взаимного просвещения.

    Методы стимулирования, или возвратно-оценивающие методы:

1) виды поощрения - одобрение, похвала, благодарность, ответственное поручение, моральная поддержка в трудной ситуации, проявление доверия и восхищения;

2) виды наказания - порицание, выговор, общественное порицание, отстранение от важного дела, осуждение, возмущение, упрек.

    Метод внушения.

4. Классификация методов воспитания по М.И.Рожкову, Л.В.Байбородовой

    Методы воздействия на интеллектуальную сферу: убеждение, самоубеждение.

    Методы воздействия на эмоциональную сферу: метод внушения вербальными и невербальными средствами, самовнушение.

    Методы воздействия на волевую сферу: требование, прямое и косвенное, требование-совет, требование-игра, требование-просьба, требование-намек, требование-приучение, упражнения.

5. Классификация методов воспитания по С.А. Смирнову, И.Б.Котовой, Е.Н.Шиянова, Т.Б.Бабаевой

    Методы формирования социального опыта: педагогическое требование, упражнение, поручение, пример, ситуация свободного выбора.

    Методы самоопределения личности: метод рефлексии, самоизменения, самопознания.

    Методы стимулирования и коррекции действий и отношений: соревнование, поощрение, наказание.

Поскольку методы воспитания являются способами педагогического взаимодействия, их характеристики определяются как целями деятельности педагога, так и целями деятельности воспитанника в педагогическом взаимодействии. В классификациях, предлагаемых Ю.К. Бабанским, И.Г. Щукиной, Л.И. Маленковой, выделенные группы методов соотносятся с целями деятельности педагога.

В классификации методов воспитания, предложенной М.И. Рожковым и Л.В. Байбородовой, дифференциации методов воспитания проведена по трем согласованным между собой основаниям:

1) по предметам педагогического воздействия, в качестве которых выступают «сущностные сферы» личности: интеллектуальная, мотивационная и т.п.;

2) по доминирующему действию педагога (доминирующему методу воспитания): убеждение, стимулирование;

3) по доминирующему действию воспитанников (методу самовоспитания): самоубеждение, мотивация и т.п.

Таким образом, достижение целей воспитания и самовоспитания осуществляется в процессе реализации совокупности методов.

Практика современной начальной школы отмечает, что без методов стимулирования нормальное развитие воспитательного процесса невозможно.

В реальных условиях педагогического процесса методы выступают в сложном и противоречивом единстве. Решающее значение здесь не логика отдельных "уединенных" средств, а гармонично организованная система. Разумеется, на каком-то определенном этапе педагогического процесса тот или иной метод может применяться в более или менее изолированном виде. Но без соответствующего подкрепления другими методами, без взаимодействия с ними он утрачивает свое значение, замедляет движение образовательного процесса к намеченной цели.(№6, с.404-405)

Заключение

Воспитание в широком значении представляет собой целенаправленный, организованный процесс, обеспечивающий всестороннее, гармоничное развитие личности, подготовку ее к трудовой и общественной деятельности.

Еще с давних времен многие философы предлагали свои методы воспитания. Они складывались не случайно, а в соответствии с укладом жизни разных народов. Поэтому существует множество методов воспитания, которые я применяю в своей работе.

В результате написания реферата можно подвести следующие выводы:

Методы воспитания – способы воздействия воспитателя (педагога), на сознание учащихся, их волю и чувства с целью формирования у них определенных убеждений и навыков;

Существует классификация методов воспитания, которая составлена весьма условно. Причина этого заключается в том, что каждый из методов отдельно, зачастую, не применяется, а используется, так называемое, комплексное воздействие на учащихся с помощью нескольких методов одновременно;

Выделяют следующие методы воспитания: методы формирования сознания личности (рассказ, беседа, лекция, диспут, метод примера); методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения личности (приучение, метод создания воспитывающих ситуаций, педагогическое требование, инструктаж, иллюстрации и демонстрации); методы стимулирования и мотивации деятельности и поведения личности(соревнование, познавательная игра, дискуссия, эмоциональное воздействие, поощрение, наказание и др.); методы контроля, самоконтроля и самооценки в воспитании.

Таким образом, внеклассная и внеурочная воспитательная работа в школе проводится в форме специально организованных и постоянно текущих воспитательных дел: этических, социально-ориентированных, эстетических, познавательных, спортивно-физкультурных, экологических, трудовых и др. Эта градация условна, ибо цель любого воспитательного дела – комплексная. Жизнь современного ребенка обогащает традиционный перечень воспитательных дел. Многие начальные школы уже активно внедряют и используют в воспитательных целях дела, основанные на возможностях новых информационных технологий. Дети работают в компьютерных классах и клубах, активно общаются в Интернете, запрашивают и изучают учебные пособия, участвуют в разнообразных конкурсах, соревнованиях и т.д.

Литература

    Байбородова Л.B., Рожков М.И. Теория и методика воспитания: Учебник. М., 2004.- 384с.

    Педагогика: Учебное пособие для педагогических институтов /Н. И. Болдырев, Н. К. Гончаров, Б. П. Есипов, Ф. Ф. Королев; Акад. пед. наук СССР, Ин-т теории и истории педагогики: - М: Просвещение,1968.- 521с.

    Маленкова Л.И. Теория и методика воспитания. Учебное пособие - М.: Педагогическое общество России, 2002. - 480 с.

    Маленкова, Л.И. Воспитание в современной школе: книга для учителя-воспитателя / Л.И. Маленкова. - М., 2002. - 224 с.

    Педагогика: педагогические теории, системы, технологии: учеб. пособие / С.А. Смирнов, И.Б. Котова, Е.Н. Шиянов, Т.И. Бабаева; под ред. С. А. Смирнова. - М.: Академия, 1998. - 512 с.

    Подласый И.П. Педагогика: Новый курс: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений: в 2 кн. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002. – Кн.2: Процесс воспитания. – 253 с.: ил.

    Подласый И.П. Педагогика: 100 вопросов - 100 ответов: учеб. пособие для вузов/ И. П. Подласый - М.: ВЛАДОС-пресс, 2004. - 365 с.

    Рожков, М.И. Организация воспитательного процесса в школе учеб. пособие / М.И. Рожков, Л.В. Байбородова. - М.: Владос, 2002. - 256с.

    Сластенин В.А. и др. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов; Под ред. В.А. Сластенина - М.: Издательский центр "Академия", 2002. - 576 с.

    Интернет – ресурсы.

Воспитание как целенаправленный процесс формирования личности осуществляется благодаря реализации разнообразных воспитательных методов.

Методы воспитания - способы взаимосвязанной деятельности воспитателей и воспитанников, направленной на формирование у воспитанников взглядов, убеждений, навыков и привычек поведения.

в Зависимости от воспитательной ситуации выбирают конкретные приемы воспитания, что является предпосылкой повышения эффективности методов воспитания.

Прием воспитания - часть, элемент метода воспитания, необходимый для эффективного применения метода в конкретной ситуации.

Во взаимосвязи с методами и приемами воспитания происходит использование средств воспитания.

Средства воспитания - вид общественной деятельности, который влияет на личность в определенном направлении.

К средствам воспитания относятся труд, искусство, средства массовой информации, школьный режим и др.

Методы воспитания делят на общие (применяют во всех направлениях воспитания) и частичные (используют преимущественно в одном из них - правовом, экономическом, физическом и проч.).

Методы воспитания всегда действуют в определенной системе, каждый является структурным элементом этой системы, обеспечивая во взаимосвязи с другими эффективность воспитательного процесса. Они изменяются, совершенствуются с изменением цели воспитания, условий, в которых оно осуществляется, возраста ребенка и степени его воспитанности.

Выбор метода и эффективность его использования зависят от:

Возрастных особенностей школьников и их жизненного опыта. Так, в воспитательной работе с младшими учащимися приучения и упражнения преобладают над убеждением. Диспут и лекцию целесообразно использовать в воспитательной работе со старшеклассниками;

Уровня развития детского коллектива. В реформированном коллективе педагог использует метод требований в категорической непосредственной форме, в сплоченном - общественное мнение, прием параллельного действия;

Индивидуальных особенностей школьников. На эти особенности следует учитывать не только в индивидуальной воспитательной работе, но и во время групповых и фронтальных воспитательных мероприятий. Выбранный метод воспитания должен предусматривать индивидуальные коррективы;

Сочетание методов формирования сознания и поведения. Выбирая методы воспитания, следует разумно сочетать методы формирования сознания и методы формирования общественного поведения с учетом принципа воспитания единства сознания и поведения;

Эффективности методов воспитания, условием эффективности которой является учет психологии школьника. Ученик реагирует на воспитательное воздействие положительно, отрицательно или нейтрально. Это требует от педагога умения выяснить реакцию питомца и соответственно скорректировать его восприятие.

Характеристика основных групп методов воспитания

Классификация методов воспитания вытекает из логики целостного педагогического процесса, необходимости непосредственной организации всех видов деятельности детей, их взаимоотношений с педагогами и между собой, стимулирования самодеятельности и самообразования. По критерию функциональности различают следующие группы методов воспитания: методы формирования сознания; методы формирования общественного поведения; методы стимулирования деятельности и поведения; методы контроля и анализа уровня воспитанности.

Методы формирования сознания

Эта группа методов воспитания охватывает методы разностороннего воздействия на сознание" чувства и волю учащихся с целью формирования у них взглядов и убеждений. К методам формирования сознания относятся: словесные методы (разъяснение, беседа, лекция, диспут); метод примера. их еще называют методами убеждения, поскольку с их помощью развивают и доводят до сознания учащихся сущность норм поведения, преодолевают ложные взгляды И убеждения, негативные проявления поведения.

Разъяснения

С его помощью воспитатели влияют на сознание учащихся, прививают им нравственные нормы и правила поведения. Особенно эффективны они во время усвоения правил поведения, режимных требований школы, правовых норм. Такие разъяснения усиливают показом, наглядным демонстрированием. Метод разъяснения часто используют как прием воспитания во время беседы, лекции, диспута.

Беседа

Используют ее для выяснения, а также целенаправленного формирования психологических особенностей, убеждений, интересов личности. Учитывая особенности проведения беседа может быть фронтальной или индивидуальной. Чтобы фронтальная беседа дала положительный результат, педагог должен обосновать тему как жизненно важную, а не надуманную, так формулировать вопросы, чтобы они побуждали к разговору, направлять ее в конструктивное русло. Учащихся следует привлекать к оценке событий, поступков, явлений общественной жизни, формировать у них на этой основе отношение к окружающей действительности, своих общественных и моральных обязанностей. Подытоживая беседу, учитель обосновывает рациональное решение обсуждаемой проблемы, намечает конкретную программу действий для закрепления принятой в результате беседы нормы. Фронтальная беседа охватывает несколько этапов. На первом воспитатель раскрывает суть темы беседы, ее значение, а затем переходит к беседе в форме рассказа. Раскрывая содержание, он опирается на имеющийся у учащихся запас представлений и понятий, который обнаруживает предыдущим анкетированием или в индивидуальных беседах. На втором этапе он привлекает к беседе учащихся, которые высказались по поводу мыслей воспитателя относительно темы беседы. На основании этих высказываний он раскрывает суть поставленной проблемы, помогает учащимся выработать определенные мировоззренческие понятия, связанные с темой. На третьем этапе, исходя из анализа конкретных фактов, отмечают актуальность обсуждаемой проблемы, связывают ее с поведением и деятельностью учащихся. На четвертом - учащиеся осознают значение рассматриваемой проблемы для собственного поведения.

При подготовке и проведении фронтальных бесед на любую тему учитывают возрастные особенности учащихся. Так, в младших классах целесообразно проводить беседы на морально-правовые темы: "Уважай своих друзей", "Береги все, что создано человеческим трудом", "Красивое и безобразное в поведении людей", "Будь честным и правдивым" и тому подобное. Класоводи пытаются связать содержание этих бесед с поведением учеников, предотвратить негативным поступкам. С этой целью используют случаи из жизни, сюжеты из детских газет и журналов. Во время бесед детей приучают оценивать достойные и недостойные поступки персонажей рассказов.

Беседы с учащимися среднего школьного возраста более насыщены морально-правовым содержанием: "Ответственность школьников за свое поведение", "Твои ученические права и обязанности", "Охрана природы - твой гражданский долг", "Человек без "тормозов" - испорченная машина" и тому подобное. Методика их проведения несколько иная. Прежде всего следует учитывать, что подростки уже имеют определенный опыт выполнения требований и правил поведения, принимали участие в обсуждении поведения одноклассников и др. В то же время педагоги во время бесед обучают учащихся самостоятельно оценивать морально-правовые факты и события.

В старших классах следует проводить беседы, содержание которых опирается на имеющиеся у учащихся правовые знания, полученные при изучении учебных дисциплин: "Твой долг - выявлять и предотвращать правонарушения", "Право, мораль, обычаи и традиции", "Знать, уважать и выполнять законы - обязанность каждого юноши и девушки" и др. Такие беседы должны проходить в непринужденной обстановке. Педагог должен стремиться доходчиво раскрыть тему, ее основные положения, указать источники, в которых можно найти дополнительную информацию. Важно побуждать учащихся к обмену мнениями, подробно ответить на их вопросы.

Фронтальную беседу с классом можно проводить на любую тему: политическую, моральную, правовую, полового воспитания, эстетическую и др. Определенные трудности возникают при необходимости убеждать учащихся в ошибочности их взглядов и убеждений, неправильности их поведения. Поэтому педагог должен использовать различные приемы повышения эффективности фронтальной беседы.

Психологи утверждают, что учащиеся более критично относятся к действиям и поступкам других людей, чем к собственным. Положительно влияют на них аналогии и сопоставление подобных случаев во время беседы. Нередко ученики совершают поступки, не задумываясь над тем, что эти поступки являются свидетельством их отрицательных черт. Например, круговую поруку в коллективе можно квалифицировать как отсутствие принципиальности в Его членов. В таком случае ведут речь о неправильном понимании таких нравственных понятий, как товарищество, коллективизм и дружба.

Эффективность фронтальной беседы возрастает, когда в рассматриваемых фактах, процессах ученики открывают для себя что-то новое. Во время такой беседы они могут отстаивать свои ошибочные взгляды и убеждения. Педагог как бы соглашается с ними, принимает их точку зрения, но, выявив слабые и противоречивые места в аргументации воспитанников, опровергает их: "Я с вами согласен, но как объяснить...", "Допустим, вы правы, однако как быть, когда..." Следует продумать вопрос, какими можно побудить учащихся к самостоятельным поискам ответа на противоречивые суждения. Аргументы педагога должны быть неопровержимыми.

самым сложным для учителя является индивидуальная беседа, проводимая по заранее намеченному плану в спокойной обстановке. Важно, чтобы психическое состояние ученика побудил его к откровенности. В индивидуальной беседе ученик должен не только осознавать смысл услышанных моральных сентенций, но и переживать его. С этой целью используют убедительные примеры. В то же время воспитанник должен почувствовать, что педагог стремится помочь ему. Если речь идет о нарушении правил поведения, беседу нельзя начинать с упреков и вынесения решения о наказании. Сначала выясняют причины и мотивы нарушения, а затем определяют степень педагогического воздействия.

Молодые педагоги нередко сводят индивидуальную беседу к развенчивала поступков учащихся. Однако опыт убеждает, что беседа полезнее, когда ее начинают с аргументированного раскрытия правильного понимания сущности поступка, действия, явления и на этом фоне показывают недостойность совершенного учеником поступка.

Лекция

Сущность ее заключается в систематическом изложении учебного материала, какого-либо вопроса. Она открывает для ученика возможности живого общения с человеком, основательно осведомленным с определенными вопросами, проблемами, готова ответить на вопросы, которые могут его интересовать. Успех лекции зависит от личных качеств лектора, который должен иметь надлежащую теоретическую подготовку, хорошо знать материал, владеть приемами донесения его до слушателей.

Читают лекции в основном в старших классах, изредка - в средних. Готовясь к ним, важно продумать построение, убедительность доказательств и аргументов, собственную оценку событий, фактов, явлений, приемы сосредоточения внимания учащихся. Лекция может быть эпизодической, принадлежать к определенному тематического цикла или кино лектория. Эпизодическая лекция дает представление об одном вопросе или проблеме и должна быть обозначена научностью, полнотой, точностью изложения, доступностью терминологии, насыщенность новой информацией, эмоциональностью и тому подобное.

Теоретические положения лекции раскрываются в тесной взаимосвязи с практикой, с жизнью ученического коллектива. Лектору легче установить контакт с аудиторией, если он использует факты из жизни и деятельности коллектива учащихся. Самым сложным моментом лекции есть ответы на вопросы. Эти вопросы могут потребовать уточнения или оценки факта лектором, его мысли по поводу определенной проблемы, возможные острые вопросы полемического характера. Лектор не должен уклоняться от ответов, в том числе и на острые вопросы, поскольку учащиеся могут дать свое, возможно, и неправильная трактовка тех или иных сложных проблем.

Читая лекцию, важно уметь переходить к непринужденного разговора с аудиторией, учитывая ее возрастные особенности, уровень общей культуры, знакомство с проблемой, о которой идет речь. Это создает атмосферу сотрудничества, усиливает воздействие на мысли, чувства, поведение учащихся. Для активизации восприятия информации лектор использует и влияние учащихся друг на друга, что внешне выражается в обмене репликами, аплодисментах и других эмоциональных проявлениях. В атмосфере взаимопонимания между лектором и слушателями легче отвечать на острые полемические вопросы, привлекать к ответам на них учеников, дискутировать. Не следует обходить острых тем.

Определенное количество лекций, посвященных одной проблеме, образуют цикл лекций. Его объем зависит от характера проблемы, состава слушателей, конкретных условий и возможностей. Важным является наполнение лекций интересным содержанием, освещение наиболее существенных и актуальных для учащихся вопросов. К примеру, старшеклассникам можно предложить цикл лекций по трудовому законодательству, который может объединять такие темы: "Конституция Украины о праве граждан на труд", "Трудовые права и обязанности работающей молодежи", "Особенности трудовой деятельности несовершеннолетних", "Льготы работникам, которые учатся без отрыва от производства" и проч.

Повышенный интерес у учащихся вызывают кінолекторїі - лекции на моральную" правовую, антиалкогольную, эстетическую и иную тематику, которые сопровождаются демонстрацией кинофильмов или их фрагментов. их эффективность обусловлена тем, что познавательное значение лекции возрастает, если она дополнена фактами конкретной деятельности, отраженной в научно-популярном или художественном фильме. Кино лектории объединяют несколько лекций одной идеей, им дают разные названия: "Подросток и закон", "Мораль, право, обязанность" и др. Тематические планы кинолектория предусматривают одну-две лекции в месяц по наиболее актуальным вопросам воспитания школьников и ориентированы на постоянную аудиторию с учетом возраста, образования" уровня воспитанности слушателей. Кино лектории устраивают преимущественно для учащихся среднего и старшего школьного возраста. К работе над ними привлекаются специалисты по конкретной тематике. Целый кинофильм или его фрагменты демонстрируют во время беседы или лекции для более убедительного звучания выдвинутых лектором теоретических положений. Иногда сначала читают лекцию, а затем демонстрируют кинофильм. Если кинофильм довольно информационный, достаточно прокомментировать его материал, задать учащимся вопросы, сосредоточить их внимание на главном.

Кинолекторий обеспечивает последовательное, продолжительное и целенаправленное воздействие на учащихся, способствует формированию целостного представления по многим проблемам, получению исчерпывающих ответов на вопросы, возникающие во время лекции. Для повышения его эффективности проводят итоговые занятия, которые охватывают вопросы и ответы по изученным темам, просмотренных кинофильмов, анкетирование слушателей по оценке работы кинолектория и учета потребностей учащихся, обсуждение с ними наиболее злободневных вопросов и тому подобное.

Диспут

Как метод формирования сознания личности он предполагает свободный, живой обмен мнениями, коллективное обсуждение вопросов, волнующих учащихся. Особенно эффективен он в работе со старшеклассниками. Во время диспута ученики отстаивают собственную позицию, убеждаются в правильности или ошибочности своих взглядов, проявляют свою эрудицию, культуру, темперамент, развивают логическое мышление, умение анализировать, обобщать, делать выводы. Тематику диспутов подбирают с таким расчетом, чтобы побудить учеников к размышлению о цели жизни, счастье, долг человека перед обществом. Можно обсуждать факты из жизни класса, школы, литературное произведение, газетную или журнальную статью. Выбирая тему диспута, необходимо выяснить, насколько учащиеся знакомы с ней, как относятся к ней. Затем очерчивают круг вопросов для обсуждения. Диспут должен проходить в атмосфере непринужденности, никто не должен поучать, выступления должны быть аргументированными. Для этого необходимы свободный обмен мнениями, равенство участников диспута, их опора на факты, логику аргументов. Некорректные шутки запрещаются, острое меткое слово приветствуется.

Успешность проведения диспута зависит от предварительной подготовки. Уже за три-четыре недели в классе должна быть известна его тема, вынесенный на обсуждение вопрос. Учащихся желательно ознакомить с правилами диспута. Нередко накануне диспута готовят специальный выпуск стенгазеты, оформляют витрину с книгами, журнальными и газетными статьями, организовывают анкетирование, индивидуальные и групповые беседы, радиопередачи и тому подобное.

Ведущий должен хорошо подготовиться к нему, продумать, как вызвать обмен мнениями между его участниками, умело управлять полемикой, направлять ее так, чтобы она не превратилась в бессодержательную болтовню. Он должен вовремя остановить тех, кто слишком отклоняется от главного, помочь тем, кто высказывает умные мысли, но не умеет их аргументировать, подвести участников дискуссии к необходимым обобщениям и выводам. Анкетирование, предварительные беседы с участниками диспута облегчат работу ведущего, подскажут ему, на кого можно рассчитывать, уберегут от случайностей, затяжных пауз или этажного разрешения спорных вопросов. В заключение диспута подводят итоги, отмечают спорные или ошибочные взгляды и суждения, подробнее останавливаются на том, чем обогатил диспут его участников.

Словесные методы воспитательного воздействия на учащихся метко охарактеризовал В. Сухомлинский: "В руках воспитателя слово - такое же мощное средство, как музыкальный инструмент в руках музыканта, как краски в руках живописца, как резец и мрамор в руках скульптора. Как без скрипки нет музыки, без краски и кисти - живописи, без мрамора и резца - скульптуры, так без живого, трепетного, волнующего слова нет школы, педагогики. Слово - это как тот мостик, через который наука воспитания переходит в искусство, мастерство".

Метод примера

Как самостоятельный метод воспитания и как прием при применении других методов пример является образцом для подражания, активно воздействуя на сознание и поведение школьника. Примером для воспитания могут быть педагоги, родители, родные и близкие люди, одноклассники, исторические герои, литературные персонажи, деятели науки и культуры, известные политики, предприниматели. Подражания предлагаемого образца происходит в три этапа: на первом - на основе восприятия конкретного примера возникает субъективный образ образца, желание подражать его; на втором - действует связь между примером для подражания и поведением воспитанника; на третьем - осуществляется синтез подражательных и самостоятельных действий и поступков.

Реализуя свои воспитательные функции, пример может помогать педагогу в конкретизации определенного теоретического положения, доказывать истинность конкретной моральной нормы и быть убедительным аргументом, побудить к определенному типу поведения. Особенность воспитательного воздействия примера заключается в наглядности, конкретности его действия. И что ближе и понятнее ученику пример, то большая его воспитательная сила. Использование примера в воспитании требует учета возрастных и индивидуальных особенностей учащихся. Так, в работе с подростками и старшеклассниками исходят из того, что они уже не слепо следуют примеру, а критически относятся к предлагаемому им образцу. Хотя иногда ученики подражают не то, что достойно одобрения.

Одним из недостатков воспитания на положительном примере является поверхностное раскрытие учителями его сути, простой перечень положительных героев художественных произведений, кинофильмов, лучших учеников без подробного, образного, эмоционального анализа. В воспитательной работе нередко используют примеры из окружающей жизни, в том числе и школьного. Однако не каждый пример из школьной жизни одинаково волнует учеников. Иногда предлагаемый учителем образец для подражания вызывает реплики, негативную реакцию. Ведь не все ученики, зачисленные педагогом до лучших, пользующихся авторитетом в коллективе.

На негативные примеры в воспитательной работе опираются, в частности, тогда, когда речь идет о правовое, антиалкогольное воспитание, чтобы показать нецелесообразность их подражания. Приемами их применения могут быть общественное осуждение негативных проявлений в жизни класса или школы; развенчание негативного, когда не все понимают его сущности; противопоставление аморальным поступкам лучших образцов высоконравственного поведения; раскрытие на конкретных и известных учащимся примерах последствий аморального и асоциального поведения. Анализируя негативные факты из жизни, следует стремиться, чтобы у учащихся сформировались негативное отношение к ним, нравственно-правовая устойчивость к злу, делать акцент на вредности наследования недостойного примера.

Условиями воспитательной эффективности методов формирования сознания являются:

1) учета при формировании конкретных мировоззренческих понятий, взглядов и убеждений "базы" (ранее сформированных понятий, взглядов и убеждений), на которую накладывается предлагаемая учащимся информация. Для этого перед каждым воспитательным мероприятием надо не только ставить конкретную цель по формированию определенных качеств, но и изучать уровень воспитанности учащихся и учитывать его во время проведения мероприятия. Иначе пользы будет мало: ведь одни питомцы согласятся с предлагаемыми сентенциями, другие - сомневаться в них, а еще другие - будут воспринимать их скептически, а то и враждебно. И если они откровенно не проявлять своего отношения (в частности, во время лекции), то педагог не будет знать, что делается в их сознании и не сможет скорректировать ее;

2) апеллирование не только к разуму, но и к эмоционально-чувственной сферы учащихся. Убеждение более эффективно, когда ученик испытывает стыд за содеянное. Усиливает убеждения и пробуждения у ученика совести;

3) убеждение на конкретных примерах, что затор-куют интересы детей, к которым они имеют непосредственное отношение. Когда речь идет о бережное отношение к вещам, оборудования, целесообразно вести речь о собственные вещи, оборудование учебного кабинета, школьный инвентарь и только потом - о более отдаленных примеры и обобщения;

4) владение педагогом качествами личности, которые он стремится сформировать у учащихся. Если эти качества не присущи ему, он теряет главный аргумент убеждения. Например, когда педагог, который курит, будет призывать учеников не делать этого, его слова мало кого убедят.

Учитывая, что формирование сознания заключается в создании субъективных образов объективного мира, педагог должен заботиться, чтобы его слова и его поступки образовывали гармоническое единство, адекватно педагогическим целям влияли на мыслительную и эмоциональную сферу школьников.

Оценивая воспитательную технологию как систему методов воспитания, которая позволяет учителю решать множество педагогических задач, важно определить условия, позволяющие ему успешно их использовать. Уточним круг вопросов, имеющих практическое значение.

Метод воспитания как основной элемент технологии представляет собой определенный способ однородного педагогического воздействия на учеников и школьные коллективы или взаимодействия с ними в целях формирования и развития у них качеств, необходимых для успешной профессиональной деятельности. Чтобы раскрыть его содержание, следует уяснить, какие стороны педагогической деятельности учителя находят в нем отражение.

Методы воспитания представляют собой сложные действия, предполагающие применение системы педагогических мер. Это, прежде всего, своеобразно организованная деятельность; каждый из методов воспитания направлен на решение специфических воспитательных задач, обусловленных целью воспитания, а также особенностями участвующих в этом процессе субъектов; оказывая воспитывающее влияние на человека, каждый метод воспитания обладает свойствами преимущественного развития у него определенных качеств; методы воспитания выполняют вполне определенные функции; любой из них включает в себя совокупность свойственных лишь ему средств и приемов педагогического воздействия, с помощью которых решаются характерные для данного метода воспитательные задачи.

Деятельность учителей по воспитанию школьников имеет комплексный характер. Комплексный подход к воспитанию, представляющий собой скоординированное взаимодействие всей многообразной педагогической деятельности учителей, общественных организаций и коллективов в процессе всех видов труда и отдыха, предполагает использование системы методов воспитания – совокупности взаимосвязанных методов, объединенных единой целью (замыслом).

Средства и приемы составляют основу методов воспитания , они связаны между собой и на практике применяются в единстве. Однако их следует отличать друг от друга.

Средства воспитания – это все то, с помощью чего воспитатели воздействуют на воспитуемых. К средствам воспитания относятся, с одной стороны, различные виды деятельности, а с другой – совокупность конкретных мероприятий, а также предметов, которые используются учителем в процессе реализации того или иного метода воспитания (слово, наглядные пособия, кинофильмы, беседы, собрания, факты, документы, традиции, литература, произведения изобразительного и музыкального искусства и т.д.).

Приемы воспитания – это частные случаи использования элементов или отдельных средств воспитания в соответствии с конкретной педагогической ситуацией. По отношению к методу приемы воспитания носят подчиненный характер. Методы и приемы могут заменять друг друга в конкретных педагогических ситуациях. Так, убеждение является одним из основных методов формирования научного мировоззрения, убежденности. И в то же время оно может быть одним из методических приемов, используемых на различных этапах реализации методов упражнения или примера. Знание и использование нескольких средств и приемов вовсе не означает владения воспитательной технологией. Совокупность средств и приемов играют воспитательную роль лишь тогда, когда им придается соответствующая педагогическая целеустремленность и упорядоченность. Владение средствами и приемами воспитания позволяет учителям отобрать наиболее эффективные для данной ситуации методы и применять их в определенном сочетании или отдавая предпочтение одному из них.

Методы воспитания применяются учителем комплексно, во взаимосвязи, непосредственно и опосредованно. Их главное предназначение состоит в установлении эффективного взаимодействия между всеми участниками воспитательного процесса.

В системе методов воспитания нельзя рассматривать каждый конкретный метод изолированно от других. Только применение совокупности методов в их технологической взаимосвязи позволяет достигать воспитательных целей. Ни один метод воспитания, взятый изолированно, не может обеспечить формирование у людей высокой сознательности, убежденности и высоких моральных качеств. Иначе говоря, ни один из методов не является универсальным и не решает всех задач воспитания.

Исходным моментом для построения системы методов является уточнение их роли в педагогической практике. В повседневной жизни учитель, как правило, не задумывается о том, какой метод применить для решения воспитательной задачи. Однако для определения принципиальной педагогической линии поведения в сложной ситуации ему необходимо знать определенную совокупность возможных решений. Овладение методами воспитания и их системное применение позволяют не только четко представлять, что делать при повседневном воспитании школьников, но и определять перспективы воспитательной работы, выявлять эффективные средства достижения ее целей.

На выбор конкретных педагогических методов влияют многие факторы. С одной стороны, это ситуационные факторы : состояние работников и коллектива, психологические особенности учителя, внешние обстоятельства и многое другое. В данном случае применение тех или иных методов является реакцией на возникшую ситуацию и лишь частично может быть спланировано заранее. С другой стороны, действие факторов устойчивого характера обусловливает осознанный и спланированный выбор методов воспитания.

Это такие факторы, как уровень сознательности человека и зрелости коллектива, степень духовно-нравственного развития людей, освоенный стиль воспитания, потребность в использовании новых взаимоотношений воспитателей и воспитуемых и др. Они определяют основу системы методов воспитания, которые обусловливают качественные изменения ведущих параметров всего воспитательного процесса.

Методы воспитания взаимно дополняют друг друга, и никакой метод не действует изолированно, формируя определенную характеристику социального субъекта. В педагогике существует несколько классификаций методов воспитания. Одна из них выделяет такие методы, как убеждение, упражнение, поощрение, принуждение и пример. Другая базируется на традиционных методах (убеждение, пример, упражнение, поощрение, принуждение) и дополнена такими методами, как соревнование, критика и самокритика. Третья включает в себя несколько групп: 1) группа методов, непосредственно побуждающих к проявлению активной жизненной позиции; 2) методы овладения обобщенным социальным опытом; 3) группа методов накопления личного опыта социально ценной деятельности; 4) оценочно-стимулирующие и корректирующие методы.

Традиционно сложившаяся в педагогике система методов, их классификация в определенной последовательности или по группам на современном этапе развития общества уже не может удовлетворить потребности в сложной и многообразной деятельности учителей. Это обус­ловлено, во-первых, требованиями современного этапа развития страны и характером профессиональной деятельности; во-вторых, новыми достижениями собственно педагогической теории и практики; в-третьих, результатами расширяющегося сотворчества педагогики с различными областями человековедения (социологией, психологией, акмеологией и пр.).

Поэтому при классификации методов воспитания были учтены совокупные стороны данного целостного процесса и прежде всего его основные функции. В соответствии с этими ориентирами предложено выделить наиболее действенные методы воспитания и представить их такими группами:

· традиционно принятые – убеждение, упражнение, поощрение, принуждение и пример;

· инновационно-деятельностные (обусловлены внедрением новых воспитательных технологий) – моделирование, алгоритмизация, творческая инвариантность и др.;

· неформально-межличностные (осуществляются через личностно значимых, авторитетных людей из числа родственников, друзей и близких);

· тренингово-игровые (обеспечивают овладение индивидуальным и групповым опытом, а также коррекцию поведения и действий в специально заданных условиях) – социально-психологические тренинги, деловые игры, и др.;

· рефлексивные (основаны на индивидуальном переживании, самоанализе и осознании собственной ценности в реальной действительности).

Воспитание как процесс использования воспитательных методов предстает очень сложной, многогранной, но обязательной и приоритетной функцией руководителя. Разумеется, на каком-то этапе воспитательного процесса тот или иной метод может использоваться в более или менее изолированном виде. Однако без соответствующего подкрепления другими методами, без взаимодействия с ними он утрачивает свое назначение, замедляет достижение воспитательной цели. Такой подход позволяет полнее учесть исторический опыт, современные достижения педагогической науки и практики, которые творчески, во взаимодействии с другими сферами познания и преобразования вооружают педагогические кадры продуктивными воспитательными моделями, алгоритмами и технологиями.

Опыт показывает, что процесс воспитания всегда протекает в рамках воспитательной системы и опосредуется ею. Исходя из того, что в воспитательном процессе учитель непосредственно взаимодействует с подчиненными, можно предложить ему взять за основу воспитательной технологии систему методов воспитания традиционного и инновационного характера. В числе таких методов целесообразно рассмотреть убеждение, упражнение, поощрение, пример, принуждение, убеждающее воздействие, тренинг и др.

Система методов воспитания школьников призвана выполнять ряд функций. Важнейшими из них являются: передача опыта отношений (норм и правил поведения, установленных обществом); организация поведения учеников и классных коллективов в соответствии с установленными нормами и правилами; стимулирование духовных и физических сил людей в процессе обучения в школе; предупреждение развития нежелательных, негативных черт характера и поведения; разрешение возникающих конфликтов и др.

Важно, чтобы учитель непрерывно совершенствовал методы воспитания. Здесь можно выделить такие направления, как общая оптимизация технологии воспитания и совершенствование всей системы воспитательных методов; обогащение воспитательной практики продуктивными методами; овладение новыми приемами, средствами и действиями, которые составляют основу вновь применяемых методов и др.

Чтобы уверенно и эффективно применять воспитательные технологии и их ведущие компоненты – методы воспитания, прогнозировать искомый результат, принимать научно обоснованные решения, необходимо быть достаточно подготовленным к этой работе. Важно не только иметь представление о воспитательных технологиях и их взаимосвязанных компонентах, но и знать характерные для методов воспитания средства и приемы, условия оптимального выбора и применения избранных методов и многое другое. Рассмотрим некоторые вопросы из этого перечня и, прежде всего, обратим внимание на традиционные методы воспитания, средства и приемы их реализации.

В отечественной педагогике главным методом воспитания традиционно признается метод убеждения , так как ему принадлежит определяющая роль в формировании важнейших качеств человека – научного мировоззрения, сознательности и убежденности.

Убедить человека – это значит сделать его личным достоянием приверженность идее, нравственным нормам, превратить их в главные мотивы поведения, действий и поступков.

Метод убеждения предполагает использование двух основных, неразрывно связанных средств: убеждение словом и убеждение делом.

Слово, речь педагога – мощное оружие воспитания. Успех убеждения словом обеспечивает сочетание содержания, живости и образности языка, простоты, ясности, доступности речи.

Наиболее распространенными приемами и средствами убеждения словом являются разъяснение, доказательство, опровержение, сравнение, сопоставление, аналогия, ссылка на авторитет и др. Убеждение словом должно органически сочетаться с убеждением делом, практикой.

При убеждении делом наиболее часто используются следующие приемы: показ школьнику общественной ценности и значимости его действий и поступков; поручение практических заданий, способствующих преодолению сомнений, ложных взглядов; анализ жизненных явлений, опровергающих ошибочные взгляды; ссылка на опыт одноклассников; личный пример учителя и др. Эффективность и действенность метода убеждения зависит от ряда условий, которые облегчают процесс превращения знаний, теоретических положения, идей в личные убеждения.

Важнейшим условием является убежденность самого воспитателя, его принципиальность, исключающая разрыв между словами и поступками. Успешно убеждать других может только тот, кто сам твердо убежден в том, о чем говорит. Это чрезвычайно важное и необходимое качество воспитателя. Личная убежденность учителя, глубокая вера в правоту своего дела, справедливый характер целей позволяют воспитателю оказывать благотворное влияние на сознание людей.

Условиями успешного убеждения выступают справедливость, честность и искренность воспитателя, его готовность и умение отвечать на острые и злободневные вопросы. Успех убеждения достигается также умением воспитателя ясно, просто и доходчиво излагать свои мысли, эмоционально выражать их с помощью голоса, жестов.

Важными условиями действенности метода убеждения являются широкий общенаучный и профессиональный кругозор, образованность и эрудиция воспитателя, его жизненный и профессиональный опыт.

Успех убеждения зависит и от педагогического такта воспитателя, понимания им психологии человека. Тактичное взаимодействие с учениками предполагает прежде всего искреннее стремление воспитателя помочь им найти истину, преодолеть ошибочные взгляды и заблуждения.

Такт исключает проявление учителями высокомерия, назидательного тона, грубости, насмешек, упреков.

Необходимым условием успешного убеждения людей является дифференцированный подход к различным категориям школьников.

Непременным условием эффективности процесса убеждения является связь с жизнью. Конкретный материал, взятый из жизни страны, повышает убедительность речи, усиливает аргументацию, доказательность, воспитательную силу.

В воспитании широкое применение находит метод упражнения . Упражнение – специальная, многократно повторяемая человеком деятельность – необходимо для совершенство­вания навыков поведения в различных ситуациях.

Метод упражнения позволяет каждому воспитателю и самому воспитуемому быстрее достичь желанной цели: слить воедино слово и дело, сформировать устойчивые качества и черты характера. Его сущность состоит в такой организации повседневной жизни и деятельности, которая укрепляет их сознание, закаляет волю, способствует формированию привычек правильного поведения.

Упражнение в воспитании отличается от упражнения в обучении тем, что в первом случае оно тесно связано с одновременным повышением сознательности, а во втором – направлено на отработку навыков и умений до автоматизма.

Метод упражнения эффективен при соблюдении ряда условий. Одним из важнейших условий выработки и развития положительных привычек поведения, волевых качеств, смелости, решительности, инициативы являются высокая сознательность и глубокая убежденность человека. Чем выше уровень сознательности, тем с большей настойчивостью и упорством человек будет закалять свою волю и характер, тем больше будет он проявлять инициативы, творчества.

Для совершенствования моральных и других профессионально важных качеств большое значение имеет системный подход к упражнениям, который подразумевает последовательность, плановость и регулярность. Это значит, что руководитель должен планировать объем и очередность нагрузок, влияющих на развитие положительных привычек, на совершенствование волевых качеств.

Для того чтобы успешно использовать метод упражнения при формировании качеств личности, необходимо всесторонне учитывать возрастные, психологические, физиологические и другие индивидуальные особенности людей. Чтобы не допустить моральных и психологических травм, не надломить человека, усложнять упражнения, увеличивать нагрузки следует постепенно.

Важным методом воспитания является пример . Пример учителя, выдающихся личностей в процессе воспитания оказывает большое воздействие на сознание, чувства и волю человека. Суть этого метода состоит в целенаправленном систематическом воздействии воспитателей на школьников личным примером, а также всеми другими видами положительного примера, призванными служить образцом для подражания, основой для формирования идеала поведения и средством самовоспитания.

Воспитательная сила примера основывается на естественном стремлении людей к подражанию. Не имея богатого жизненного опыта, навыков поведения в различных ситуациях, школьники вынуждены искать образцы правильного поведения. Это черта исторически сформировалась у человека как потребность.

В процессе воспитания на положительном примере необходимо соблюдать ряд условий. Прежде всего, пример должен быть общественно и лично значимым и ценным. Чем глубже осознают люди его общественную ценность, чем он ближе и доступнее им лично, чем больше сходства между ними и примером, тем сильнее влияние положительного примера. Поэтому пример легче воспринимается и усваивается тогда, когда он взят из знакомой всем сферы деятельности. Важно показать, какие внутренние силы управляли поведением человека, который ставится в пример, какие нравственные мотивы побуждали его на самоотверженные действия.

Влияние положительного примера тем сильнее, чем ярче, эмоциональнее описывается обстановка, в которой происходила деятельность, служащая примером для подражания, дается характеристика преодолеваемых трудностей. Такое описание примера вызывает чувство гордости, восхищения, заставляет прочувствовать обстановку, в которой находился герой, наглядно представить ее.

Положительный пример приобретает воспитательную силу в том случае, если он органически связан с высокими качествами личности учителя и проявляется не от случая к случаю, а постоянно. Практика показывает, чем организованнее и требовательнее к себе учитель, тем выше организованность и самодисциплина его подчиненных.

Значительное место в воспитании занимает метод поощрения . Поощрение представляет собой специфическую упорядоченную совокупность приемов и средств морального и материального стимулирования. Поощрение всегда несет в себе оценочную и стимулирующую функции. Моральное и материальное поощрение активно помогает человеку осознать степень труда, а достижение общей задачи, осмыслить свое поведение, закрепить положительные черты характера, полезные привычки.

Поощрения являются важным средством воспитания. Это очень тонкое и сильное средство воспитания подчиненных, и его применение требует от воспитателя серьезного и вдумчивого отношения.

Для того чтобы поощрение оказывало необходимое воздействие, при его применении следует соблюдать ряд педагогических условий.

Прежде всего, любое поощрение должно быть педагогически обосновано и целесообразно, направлено на стимулирование успехов в решении главных, стержневых задач. Действенность метода поощрения зависит и от правильного сочетания его видов. Важно разнообразить форму поощрения.

Недопустимо превращать один и тот же вид поощрения в обыденное дело, да еще приуроченное к празднику.

Любое поощрение предполагает гласность. Ведь поощрение имеет воспитательное значение не только для того, кто его получил, но и для остальных школьников. Гласность поощрения дает возможность привлечь внимание всех к поступкам товарища, вызвать у них чувство восхищения, желание подражать хорошему гримеру, побудить их более требовательно относиться к собственному поведению. Для того чтобы обеспечить гласность, поощрение следует проводить в торжественной обстановке, на собрании. При этом важно правильно выразить сущность поступков, за которые человек поощрен, отметить достигнутый результат, наиболее ярко проявившиеся черты личности, степень его усердия, инициативы и творчества.

В воспитании используется и метод принуждения – система средств и приемов воздействия на людей, нарушающих законы, нормы морали, призванных исправить их поведение и побудить добросовестно исполнять свои обязанности. Принудить человека – значит заставить его выполнять волю учителя, волю коллектива в интересах решения задач, стоящих перед классом.

Этот метод применяется после того, как все другие методы воздействия на человека были исчерпаны и не дали желаемых результатов. В руках воспитателей имеются различные формы принуждения: категорическое требование, запрещение, предупреждение о возможном наказании, наложение дисциплинарного взыскания, общественное осуждение. Для того чтобы взыскание возымело нужный воспитательный эффект, при его применении целесообразно соблюдать определенные педагогические требования.

Прежде всего, необходимо глубоко разобраться в существе поступка, выяснить его мотивы, обстоятельства, при которых он был совершен, прежнее поведение человека, особенности его личности. Все это позволяет верно оценить нарушение и определить меру взыскания, которое окажет наибольшее воспитательное воздействие на человека, совершившего проступок.

Для определения меры наказания очень важно знать, как провинившийся относится к совершенному проступку, как сам его оценивает и как реагирует на взыскание. Ведь недаром говорят, что признание ошибки – половина исправления. Исправить поведение нарушителя может только такое средство, которое заставит его почувствовать свою вину, осознать ее и понять, что жить и поступать надо иначе. До наложения взыскания необходимо в личной беседе установить причины проступка, степень осознания человеком своей вины и оценки поведения. Наказание за проступок оказывает положительное влияние только тогда, когда оно учитывает характер проступка и его влияние на окружающих. Любое воздействие, будь то замечание, критика, категорическое требование, предупреждение, взыскание должно быть справедливым. Несправедливое взыскание оскорбляет человека, подрывает авторитет учителя, наложившего взыскание, отрицательно влияет на состояние дисциплины, нравственную атмосферу коллектива.

Немаловажное значение имеет порядок наложения взыскания и приведение его в исполнение. Педагогически оправдано объявлять взыскание лично или в кругу товарищей. Это необходимо для того, чтобы провинившийся пережил чувство вины, ответственности перед товарищами. Кроме того, таким образом предупреждаются проступки со стороны других школьников.

Совершенно недопустимо наложение взыскания на весь коллектив вместо наказания непосредственных виновников. Огульное и массовое применение взысканий способствует возникновению и развитию отрицательного морально-психологического климата в коллективе, может привести к круговой поруке.

Успешное решение сложных и ответственных задач воспитания людей во многом зависит от уровня подготовленности воспитателей, их педагогической культуры, служебного и нравственного авторитета, от знания закономерностей, принципов и методов воспитания.

Система методов воспитания основана на глубоком уважении человеческого достоинства, всестороннем развитии личности, духовных и физических сил, удовлетворении растущих материальных и духовных потребностей. Основным методом воспитания является метод убеждения, сочетаемый с методом примера, упражнения, поощрения, принуждения. Между всеми методами существует органическая связь и взаимозависимость. Именно она определяет сущность воспитательной технологии. Педагогика исходит из того, что успехи в воспитании достигаются с помощью воспитательных технологий, которые позволяют скоординированно использовать весь арсенал методов воспитания, все эффективные средства и приемы воспитательного воздействия.

Система воспитания в учебном заведении или семье представляет собой организованную совокупность всех компонентов воспитательной деятельности, используемых для достижения заданных целей. Здесь важно найти целесообразное место каждому приему, звену, цепочке и целостной воспитательной технологии. Именно они составляют организационно-методическую основу воспитательной деятельности руководителя, каждого родителя.

  1. Условия эффективности воспитательной деятельности

Эффективность воспитательной деятельности достигается:

· организацией целостного деятельностно-воспитательного процесса в соответствии с требованием законов, научными рекомендациями и реальными потребностями;

· социально-ценностной, целевой и содержательной направленностью воспитания, оптимальной его организацией в ранках продуктивных модели, алгоритма и технологии;

· обеспечением положительной мотивации в учебе, труде, раскрытием и реализацией сущностного потенциала каждого школьника;

· достижением сплоченности коллектива, согласия в семье, обеспечивая ему целостность как субъекта жизни, деятельности;

· личным отношением к выполнению должностных обязанностей на высокопрофессиональном, творческом уровне;

· всесторонним обеспечением воспитательного процесса.

Критерии эффективности воспитательной деятельности:

· достижение воспитательных целей, связанных с целостным формированием школьников, сплочением коллектива, которые проявляются в морально-психологическом состоянии и результатах учебы и труда;

· соответствие воспитательной работы объективным законам воспитания, правовым нормам, решаемым задачам и потребностям людей;

· оптимальность системы воспитательной деятельности и действенность воспитательных мероприятий, то есть соответствие ее продуктивной модели, алгоритму и технологии;

· уровень мастерства и искусства учителя в воспитательной деятельности, его личная роль в организации целостного деятельностно-воспитательного процесса, в решении практических задач и конкретных проблем.

Учет условий эффективности воспитательной деятельности ее и объективная оценка в соответствии с указанными критериями позволят добиваться высоких результатов в воспитании. В реальной практике это обеспечит соответствие воспитательной работы в школе новым решаемым задачам.

Методы воспитания сознания (лекции, беседы, диспуты, личный пример и др.) сочетаются с такими средствами как научная и художественная литература, периодическая печать, другие знаковые средства мировой и национальной культуры.

Методы организации деятельности (педагогическая требование, управления и самоуправления коллектива, общественное мнение, приучение, упражнения, создание воспитательных ситуаций и др.) сочетаются с такими средствами воспитания как режим, дисциплина, коллектив, виды практической и трудовой деятельности, художественная самодеятельность и др. Взаимосвязь этих методов и средств направлены на воспитание устойчивых качеств, особенностей, навыков культуры поведения и нормативов межличностных отношений.

Методы стимулирования культуры поведения (соревнование, поощрение и наказание) связаны со средствами материальной и духовной награды за успехи, а также со средствами морального осуждения различных поступков. Оценка результатов - обязательный элемент подведение итогов деятельности, причем особенно важное значение имеет вербальная похвала положительных поступков, которая укрепляет культурные навыки и в дальнейшем в ее основой самооценки и самовоспитания в юношеском возрасте.

Реализация каждого метода воспитания предполагает использование совокупности приемов, соответствующих педагогической ситуации, особенностям учащихся, индивидуальному стилю педагогической деятельности учителя. При этом реализация различных методов может быть осуществлена при помощи одних и тех же приемов.

Приемы воспитания - это педагогически оформленные действия, посредством которых на поведение и позицию обучаемого оказываются внешние побуждения, изменяющие его взгляды, мотивы и поведение, в результате чего активизируются резервные возможности человека и он начинает действовать определенным образом.

Следует сразу же отметить, что далеко не всякое педагогическое воздействие ведет к позитивным изменениям в процессе воспитания, а только то, которое принимается учащимся, соответствует его внутренним устремлениям, становится для него личностно значимым.

Для педагогической теории и практики важно классифицировать приемы воспитания. Классификация дает возможность упорядочить приемы и представить их педагогический потенциал в целостном виде: выявить сходство и отличие между ними, определить их место в процессе формирования личности, указать на то конкретное воздействие, которое они оказывают в воспитательном процессе. При выборе основания для классификации приемов следует принять во внимание то, каким образом педагог добивается изменений в отношениях с учениками и отношениях с окружающими.

Можно выделить три группы приемов воспитания.

Первая группа приемов связана с организацией деятельности и общения детей в классе.

«Эстафета». Педагог так организует деятельность, чтобы в процессе ее организации взаимодействовали бы учащиеся из разных групп.

«Взаимопомощь». Педагог так организует деятельность детей, чтобы от помощи друг другу зависел успех совместно организуемого дела.

«Акцент на лучшее». Педагог в разговоре с детьми старается подчеркнуть лучшие черты каждого. При этом его оценка должна быть объективна и опираться на конкретные факты.

«Ломка стереотипов». Во время беседы педагог стремится к тому, чтобы дети поняли, что мнение большинства не всегда может быть правильным. Начать такой разговор можно с примера, как ошибается зал, подсказывая игроку во время игры «Кто хочет стать миллионером?»

«Истории про себя». Этот прием применяется тогда, когда педагог хочет, чтобы дети были больше информированы друг о друге и лучше поняли друг друга. Каждый может сочинить историю про себя и попросить друзей проиграть эту историю как маленький спектакль.

«Общаться по правилам». На период выполнения того или иного творческого задания устанавливаются правила, регламентирующие общение и поведение учащихся: в каком порядке, с учетом каких требований можно вносить свои предложения, дополнять, критиковать, опровергать мнение своих товарищей. Такого рода предписания в значительной мере снимают негативные моменты общения, защищают «статус» всех его участников.

«Общее мнение». Учащиеся «по цепочке» высказываются на тему отношений с различными группами людей: одни начинают, другие продолжают, дополняют, уточняют. От простых суждений (когда главным является само участие каждого ученика в предложенном обсуждении) перейти к аналитическим, а затем проблемным высказываниям учащихся через введение соответствующих ограничений (требований).

«Коррекция позиций». Тактичное изменение мнений учащихся, принятых ролей, образов, снижающих продуктивность общения с другими детьми и препятствующих возникновению негативного поведения (напоминание аналогичных ситуаций, возврат к исходным мыслям, вопрос-подсказка и т.п.).

«Справедливое распределение» предполагает создание равных условий для проявления инициативы всеми учащимися. Он применим в ситуации «задавленной» инициативы, когда позиционные выступления и атаки одних «гасят» инициативу и желание общаться у других. Главное здесь - добиться сбалансированного распределения инициативы по всей программе выполнения задания с вполне конкретным участием на каждом этапе представителей всех групп учащихся.

«Обмен ролями». Учащиеся обмениваются ролями (или функциями), которые получили при выполнении заданий.

«Мизансцена». Суть приема состоит в активизации общения и изменения его характера посредством расположения учащихся в классе в определенном сочетании друг с другом в те или иные моменты выполнения задания педагога.

Вторая группа связана с организацией диалога педагога и ребенка, способствующего формированию отношения ученика к какой-либо значимой проблеме. Можно применить следующие приемы в рамках проведения такого диалога.

«Ролевая маска». Детям предлагается войти в роль другого человека и выступить уже не от своего имени, а от его лица.

«Прогнозирование развития ситуации». Во время беседы педагог предлагает высказать предположение о том, как могла развиваться та или иная конфликтная ситуация. При этом как бы ведется поиск выхода из сложившейся ситуации.

«Импровизация на свободную тему». Учащиеся выбирают ту тему, в которой они наиболее сильны и которая вызывает у них определенный интерес, переносят события в новые условия, по-своему интерпретируют смысл происходящего и т.п.

«Обнажение противоречий». Позиции учащихся по тому или иному вопросу разграничиваются в процессе выполнения творческого задания с последующим столкновением противоречивых суждений, различных точек зрения об отношениях различных групп людей. Прием предполагает четкое ограничение расхождений во мнениях, обозначение главных линий, по которым должно пройти обсуждение.

«Встречные вопросы». Учащиеся, разделенные на группы, готовят друг другу определенное количество встречных вопросов. Поставленные вопросы и ответы на них подвергаются затем коллективному обсуждению.

Третья группа связана с использованием художественной литературы, кинофильмов и т.д.

«Сочини конец истории». Детям предлагается придумать свое завершение истории и решить нравственную проблему, описанную в литературном произведении.

«Любимые книги товарища». Ученику предлагается догадаться, какие книги (кинофильмы, песни) любят его товарищи по классу.

«Добрые слова». Детям предлагается вспомнить добрые слова, которые говорят герои фильмов другим людям, и произнести их, обращаясь к своим товарищам.

«Творчество на заданную тему». Учащиеся свободно импровизируют на обозначенную педагогом тему (моделируют, конструируют, инсценируют, делают литературные, музыкальные и иные зарисовки, комментируют, разрабатывают задания и т.п.).

«Киностудия». Дети сочиняют пародию на известный фильм, используя сюжеты из их жизни. Потом пытаются изобразить эту пародию.

Вообще педагогические приемы зачастую связаны с юмором, изменением обстановки, обращением к независимым экспертам и т.п.

Педагогических приемов может быть бесконечное множество. Каждая ситуация рождает новые приемы, каждый учитель из множества приемов использует те, которые считает наиболее плодотворными. Прием, который применим к одному ученику, может быть неприемлемым для другого.

Эффект воспитания во многих случаях достигается, когда удается разговорить питомца, терпеливо выслушать его, поставить некоторые вопросы, навести на самостоятельное рассуждения.

Способ достижения единства воспитательных воздействий - координация усилий причастных к воспитанию людей, служб, социальных институтов. Вот почему воспитатели, классные руководители не должны жалеть усилий на установление и восстановление связей между всеми причастными к воспитанию людьми: работниками молодежных и спортивных организаций, творческих союзов.

Методы и приемы воспитания

Методы воспитания - это пути (способы) достижения заданной цели воспитания. Применительно к школьной практике можно сказать, что методы- это способы воздействия на сознание, волю, чувства, поведение воспитанников с целью выработки у них заданных качеств. Несомненно, одни пути ведут к цели быстрее, чем другие. Практика воспитания использует прежде всего те из них, которыми вели своих учеников воспитатели, жившие прежде нас. Эти пути называются общими методами воспитания. Однако во многих случаях общие методы воспитания могут оказаться малоэффективными, поэтому перед воспитателем всегда стоит задача найти новые, неизведанные пути, которые максимально соответствуют конкретным условиям воспитания, позволяют быстрее и с меньшими усилиями добиваться намеченного результата. Конструирование, выбор и правильное применение методов воспитания - вершина педагогического профессионализма.

Однако создать принципиально новый метод воспитания ни одному воспитателю не под силу, хотя задача совершенствования методов стоит постоянно, и каждый воспитатель в меру своих сил и возможностей ее решает, внося в разработку общих методов свои частные изменения, дополнения, соответствующие конкретным условиям воспитательного процесса. Такие частные совершенствования методов называются приемами воспитания. Прием воспитания - часть общего метода, отдельное действие (воздействие), конкретное улучшение. Образно говоря, приемы - это неизведанные тропинки, которые прокладывает воспитатель вместе со своими воспитанниками, чтобы быстрее достичь цели. Если ими начинают пользоваться и другие воспитатели, то постепенно приемы могут превратиться в широкие столбовые пути - методы. Знание методов и приемов воспитания, умение правильно их применять - одна из важнейших характеристик педагогического мастерства. Такова связь методов и приемов воспитания.



 

Возможно, будет полезно почитать: