Цели и задачи профилактических мероприятий по предупреждению неинфекционных заболеваний. Методы профилактики наркомании, позволяющие сохранить здоровье населения

Профилактические мероприятия подразделяются на: технические, санитарно-технические и лечебно-профилактические.

К техническим мероприятиям относятся:

  • применение прогрессивной технологии производства (замкнутый цикл, автоматизация, комплексная механизация, дистанционное управление, непрерывность процессов производства, автоматический контроль процессов и операций), исключающей контакт человека с вредными веществами;
  • замена токсичных применяемых веществ на менее токсичные, сухих способов переработки пылящих материалов – мокрыми;
  • выбор соответствующего производственного оборудования и коммуникаций, не допускающих выделения вредных веществ в воздух рабочей зоны в количествах, превышающих предельно допустимые концентрации при нормальном ведении технологического процесса, а также правильную эксплуатацию санитарно-технического оборудования и устройств;
  • замена пламенного нагрева электрическим, твердого и жидкого топлива – газообразным;
  • герметизация оборудования и коммуникаций; применение для транспортировки пылящих материалов пневматического транспорта.

К санитарно-техническим мероприятиям относятся:

  • устройство местной вытяжной вентиляции, местных отсосов, встроенных в оборудование и сблокированных с ним так, чтобы агрегат не мог работать при выключенном отсосе;
  • применение специальных систем по улавливанию и утилизации газов, рекуперации вредных веществ и очистке от них технологических выбросов, нейтрализации отходов производства, промывных и сточных вод;
  • внедрение систем кондиционирования воздуха с использованием автоматической и контрольно-измерительной аппаратуры, сигнализирующей о загрязнении воздушной среды вредными веществами.

К организационным и лечебно-профилактическим мероприятиям относят:

  • ограничение рабочего дня;
  • увеличение длительности отпуска;
  • применение средств индивидуальной защиты;
  • специальную подготовку и инструктаж обслуживающего персонала;
  • проведение предварительных и периодических медицинских осмотров лиц, имеющих контакт с вредными веществами;
  • разработку медицинских противопоказаний для работы с конкретными вредными веществами, инструкций по оказанию доврачебной и неотложной медицинской помощи пострадавшим при отравлении;
  • рациональное питание для лиц, работающих с ядовитыми веществами, диетическое питание, режим труда и отдыха.

Вентиляция помещении Вентиляция помещений достигается удалением из них избыточного тепла, избыточной влаги, промышленных ядов и создания в рабочей зоне воздушной среды, отвечающей своими значениями параметров гигиеническим требованиям СанПиН 2.2.4.548-96.

Вентиляцию можно классифицировать следующим образом:

  • по способу организации воздухообмена – на общеобменную, когда смена воздуха осуществляется во всем объеме помещения, и местную, когда смена воздуха осуществляется на конкретных рабочих местах в производственном помещении (воздушный душ, воздушный оазис, воздушные завесы, вытяжные зонты, вытяжные шкафы, вытяжные панели, витринные отсосы);
  • по характеру движущих сил – на естественную, когда воздух перемещается вследствие разности температур воздуха в помещении и наружного воздуха или в результате действия ветра, и искусственную (механическую), когда воздух приводится в движение с помощью вентиляторов;
  • по принципу действия – на приточную (подача воздуха) и вытяжную (удаление воздуха);
  • по конструктивным особенностям – канальную и бесканальную.

В производственных помещениях, где возможно внезапное (аварийное) поступление в воздух рабочей зоны больших количеств вредных паров и газов, наряду с работой общеобменной вентиляции предусматривается устройство аварийной вентиляции.

Аварийная вентиляция предусматривается в компрессорных цехах аммиачных холодильных установок для удаления аммиака в случае аварии; аварийная противодымная вентиляция устанавливается для удаления дыма при пожаре для обеспечения эвакуации людей из помещений здания в начальной стадии пожара.

Для эффективной работы системы вентиляции необходимо выполнение следующих технических и санитарно-гигиенических требований:

  • количество приточного воздуха должно соответствовать количеству удаляемого или разница между ними должна быть минимальной;
  • приточные и вытяжные системы в помещении должны быть правильно размещены. Свежий воздух необходимо подавать в те части помещения, где количество вредных выделений минимальное, а удалять – где количество вредных выделений максимальное. Приток воздуха должен производиться, как правило, в рабочую зону, а вытяжка – из верхней зоны помещения. В ряде случаев (при удалении вредных газов с плотностью большей, чем у воздуха, например, фреона) вытяжку производят из нижней зоны;
  • система вентиляции не должна создавать шум на рабочих местах, превышающий предельно допустимый уровень;
  • система вентиляции не должна вызывать переохлаждения или перегрева работающих;
  • система вентиляции должна быть электро-, пожаро-, взрывобезопасна, простая по устройству, надежна в эксплуатации и эффективна.

Контрольные вопросы

  • 1. Что такое микроклимат в производственных помещениях?
  • 2. Как осуществляется терморегуляция организма человека?
  • 3. Как нормируется микроклимат?
  • 4. Как проводятся измерение параметров микроклимата на рабочем месте?
  • 5. Что относится к основным мероприятиям по обеспечению благоприятного микроклимата?
  • 6. С какой целью необходимо проводить ионизацию воздуха в помещениях?
  • 7. Как нормируется аэроионный состав воздуха в помещениях?
  • 8. Какие вещества на производстве называются вредными?
  • 9. Какое действие на организм человека могут оказывать вредные вещества?
  • 10. Какими показателями характеризуется вредное воздействие веществ?
  • 11. Как образуется производственная пыль?
  • 12. Какие вредные и опасные свойства имеют производственные пыли?
  • 13. Как нормируется содержание вредных веществ в воздухе рабочей зоны?
  • 14. Какие вредные свойства для здоровья человека имеет аммиак и фреон?
  • 15. Какое действие на человека оказывает сероводород?
  • 16. В чем заключается опасность для здоровья человека оксида углерода?
  • 17. Какое действие на человека оказывают хлор и фосген?
  • 18. По каким показателям проводится контроль состояния загрязнения воздуха рабочей зоны?
  • 19. Какими методами проводится контроль воздушной среды на наличие вредных веществ?
  • 20. Какие мероприятия проводятся для профилактики заболеваний от загрязнения производственной среды вредными веществами?

Профилактические мероприятия проводятся не зависимо от наличия заболеваемости с целью предотвращения формирования эпидемических вариантов возбудителя. По направленности действия выделяют следующие группы мероприятий (рис. 9).

    Мероприятия, направленные на источник инфекции: при антропонозах (источник инфекции – человек) – выявление инфекционных больных и бессимптомных носителей возбудителей инфекционных болезней; при зоонозах (источник инфекции – животное) – ветеринарно-санитарные мероприятия, профилактическая дератизация.

    Мероприятия, направленные на механизм передачи: санитарно-гигиенические мероприятия; профилактическая дезинфекция; профилактическая дезинсекция.

    Мероприятия, направленные на восприимчивость организма человека: плановая иммунопрофилактика; имунокоррекция.

    Общие мероприятия: лабораторные исследования; гигиеническое воспитание населения.

Рис. 9. Группировка профилактических мероприятий

Мероприятия, направленные на источник инфекции

При антропонозах наибольшее значение имеют мероприятия по выявлению источников инфекции. Выявление инфекционных больных и бессимптомных носителей возбудителей инфекционных болезней - должно быть активным, полным и своевременным.

Активное выявление источников большинства возбудителей инфекции осуществляется среди отдельных групп населения. Показаниями к проведению такой работы являются особенно высокая потенциальная опасность определенных категорий населения для распространения инфекции или высокий риск заражения их самих. К этим группам относятся взрослые некоторых профессий и дети, посещающие детские дошкольные учреждения или воспитывающиеся в организованных коллективах.

Активное выявление скрытых источников инфекции осуществляется в два этапа.

Активное выявление больных выполняется педиатром при допуске ребенка в организованный коллектив впервые или после его отсутствия в коллективе в течение 3 и более дней. В этом случае врач должен убедиться в том, что ребенок здоров и не был в контакте с инфекционными больными. Профилактические осмотры при приеме на работу и в процессе трудовой деятельности лиц, подлежащих предварительным и периодическим медосмотрам, осуществляются врачами-терапевтами в соответствии с инструктивными документами. Например, «пищевики» и лица, к ним приравненные (работники предприятий пищевой промышленности, общественного питания, торговли пищевыми продуктами, работники детских и лечебно-профилактических учреждений, школ, школ-интернатов, оздоровительных и спортивных учреждений для взрослых и детей, лица, обслуживающие водопроводные сооружения, работающие на предприятиях бытового обслуживания населения, на всех видах транспорта, связанные с непосредственным обслуживанием пассажиров), при приеме на работу подвергаются медицинскому осмотру, рентгенологическому обследованию, лабораторному обследованию на наличие возбудителей кишечных инфекций, стафилококков, яиц гельминтов. Медицинские работники, постоянно имеющие контакт с кровью, должны периодически обследоваться на носительство возбудителей вирусных гепатитов В и С .

Активное выявление больных туберкулезом организуется среди всего населения противотуберкулезной и санитарно-эпидемиологической службами, а реализуется медицинскими работниками амбулаторно-поликлинических учреждений посредством флюорографических обследований взрослого населения и аллергологических обследований детей и подростков. Целью лабораторных обследований лиц, общавшихся с источником инфекции в эпидемическом очаге, а также подворных и поквартирных обходов во время подъема заболеваемости определенной инфекцией на территории обслуживания служит активное выявление больных с субклиническими и бессимптомными формами и носителей.

Пассивное выявление источников инфекции осуществляется непосредственно при обращении пациента за медицинской помощью.

Выявление инфекционных больных в повседневной работе возлагается на участковую медицинскую службу. Участковый терапевт и участковый педиатр в работе по выявлению инфекционных больных опираются на клинические признаки заболевания, эпидемиологические данные и на результаты лабораторных обследований больных с подозрением на инфекцию. В необходимых случаях участковый персонал может получить консультации по диагностическим и другим вопросам инфекционной патологии в кабинете инфекционных заболеваний поликлиники. Инфекционные больные, являясь источниками инфекции, представляют опасность для лиц, с которыми они общаются, поэтому должны обслуживаться участковыми врачами на дому.

В тех случаях, когда источниками инфекции являются сельскохозяйственные или домашние животные, ветеринарно-санитарные мероприятия по ограничению их эпидемической значимости проводятся соответствующей службой. Если источниками инфекции служат грызуны, то проводятся мероприятия по их уничтожению (дератизация). Дератизационные мероприятия (организационные, методические, контрольные) проводятся отделами профилактической дезинфекции территориальных ЦГЭ.

К ветеринарно-санитарным мероприятиям относятся выявление, изоляция или уничтожение больных животных, иммунопрофилактика, ветеринарно-санитарный надзор за животноводческими хозяйствами, предприятиями по убою скота, переработке продуктов животноводства и др. При некоторых зоонозах на территории очага, а также в хозяйствах, на предприятиях и в населенных пунктах, территориально связанных с очагом, решением местных органов власти устанавливается ветеринарный карантин.

Дератизация – это комплекс мероприятий по борьбе с грызунами, являющимися источниками инфекции или наносящими экономический ущерб. Дератизационные мероприятия подразделяются на профилактические и истребительные.

Профилактические мероприятия в системе дератизации направлены на лишение грызунов корма, пространства и условий для гнездования. Это достигается путем проведения санитарно-гигиенических мероприятий и использования санитарно-технических средств.

Истребительные мероприятия проводятся на основе биологического, физического и химического методов.

Биологический метод борьбы с грызунами является первым, наиболее древним и состоит в использовании естественных врагов грызунов: кошек, собак, хорьков.

Физический метод целесообразно использовать при проведении борьбы с грызунами на небольших объектах. Для этих целей применяются механический (ловушки, капканы, живоловки, мышеловки), электрический и акустический (ультразвуковые установки) способы.

Химический метод предполагает использование веществ, ядовитых для грызунов, – ратицидов. Основными ратицидами являются фосфид цинка, зоокумарин, ратиндан. В составе химического метода борьбы можно выделить следующие способы: использование ядов легочного пути поступления (газация); использование ядов кишечного пути поступления (приманочный и бесприманочный приемы).

В настоящее время наркомания достигла масштабов эпидемии. Ее распространение идет быстрыми темпами, поэтому очень важно своевременно принимать меры, которые помогут в борьбе с этим страшным явлением. Подобного рода проблема наносит серьезный вред всем членам современного общества. Наркомания является настоящей бедой для всех тех семей, которые уже успели с ней столкнуться. Есть перечень мер, с помощью которых можно предупредить появление этого заболевания.

Что такое наркомания

Под наркоманией подразумевается заболевание, которое вызывается употреблением наркотических веществ – произошло от греческих слов «оцепенение» и «безумие, восторженность». Другими словами, под наркотической зависимостью подразумевается состояние человека, когда он постоянно думает о наркотических средствах и стремится заполнить их любыми способами, чтобы избавиться от психического дискомфорта и получить ощущения, которые кажутся ему приятными. В результате он с легкостью переступает границы морали – это приводит к разрушению семьи, общения с друзьями.

Традиционная биомедицинская модель наркомании в своей основе имеет эпидемиологию, которая характерна для инфекционных заболеваний. Носителями в соответствии с теорией принято считать конкретных индивидов. Если обобщить, то эта модель определяет заболевание следствием заражения человека. Современная действительность вынуждает пересмотреть ее принципы, т.к. часто паталогические состояния возникнут не из-за проникновения в организм инфекции. Сегодняшняя модель основывается на утверждении, что болезнь человека во многом зависит от его поведения.

Вред наркомании

Мероприятия по профилактике наркомании являются необходимостью, ведь она наносит существенный вред как наркоману, так и его близким. Наркотики являются ядом, который медленно разрушает мозг человека, его психику. За счет мозгового нарушения и дисфункции нервной системы начинают разрушаться внутренние органы. Люди, употребляющие кокаин и некоторые другие наркотики, живут не больше 4-х лет – нередко они погибают от разрыва сердца. Те, кто употребляют морфин, через 2-3 месяца теряют способность к умственной деятельности.

Все наркоманы испытывают серьезные проблемы со здоровьем (из-за низкого иммунитета) и поэтому долго не живут. Некоторые личности и вовсе в течение первых лет после приобщения к наркотикам, предпринимают попытки покончить с жизнью. Наркоман легко переступает все дозволенные черты, нередко становясь преступником. Личность больного становится эгоцентричной, а тело истощается, в результате чего он с большой скоростью идет к своей гибели.

Ввиду того, что интересы наркомана сосредотачиваются исключительно на добыче и употреблении наркотических веществ, круг его общения сужается, в основном состоит из антисоциальных личностей. Наркоман постепенно теряет все: рабочее место, друзей, семью. Для общества он становится абсолютно бесполезным, поэтому общество стремится уменьшить рост наркомании и вернуться к полноценной жизни зависимых людей. Часто наркомана узнают по следующим признакам:

  • бессоннице, бледности;
  • застывшему, лишенному мимики лицу;
  • сухости слизистых оболочек;
  • частой зевоте, чиханию;
  • постоянно заложенному носу;
  • дрожащим рукам с воспаленными и исколотыми венами;
  • необычайно широким или узким зрачкам;
  • не реагирующих на изменение освещенности глазам.

Профилактика наркозависимости

Проведением профилактических мероприятий, направленных на предупреждение распространения наркотический зависимости, занимаются одновременно несколько социальных институтов. Все они подчинены одной главной цели – создать базу (информационную, правовую, силовую), с помощью которой можно максимально широко распространить информацию о вреде наркотиков и облегчить или избежать проблем, связанных с их употреблением:

  • профилактика наркомании среди молодежи, прежде всего, должна проводиться медицинскими учреждениями, т.к. это является не просто вредной привычкой, а настоящим заболеванием;
  • со стороны законодательных органов документально определяются способы борьбы с продажей и распространением наркотических препаратов;
  • силовые системы обеспечивают воплощение законодательных мер в жизнь с проведением специфических операций, направленных на остановку распространения веществ;
  • научными учреждениями создаются средства, с помощью которых можно вылечить человека от зависимости от химических веществ и определить лиц, которые имеют предрасположенной к такой зависимости.

Профилактика наркомании среди подростков – это вопрос, который непосредственным образом касается каждого, кто имеет прямое отношение к наркотическим веществам, т.е. входит в целевую группу. К ней относятся:

  • Подростки. Они очень часто попадают под воздействие лиц, которые предлагают наркотики на пробу. Их неустоявшаяся психика с легкостью подвергается внешнему воздействию. Отсутствие собственной и четкой точки зрения делает их сильно уязвимыми перед такого рода влиянием.
  • Лица, которые единожды попробовали наркотики и периодически проводили с ними эксперименты.
  • Созависимые. То есть люди, которые входят в социальное окружение наркоманов.
  • Лица, которые регулярно применяют психотропные вещества без назначения врача.
  • Занимающиеся проституцией, которые используют в своей деятельности наркотики.
  • Люди, которые имеют наркотическую зависимость на протяжении некоторого времени.

Одним из самых распространенных действенных способов профилактики приема запрещенных препаратов является использование мер, направленных на ограничение их распространения, проведение антиагитационных мероприятий. Их основная задача заключается в информировании людей, которые находятся в зоне риска, и тех, кто соприкасается с ними, о негативном влиянии всех видов препаратов на моральное, психологическое и физическое состояние человека. Сюда же включается и пропаганда ЗОЖ (здорового образа жизни).

В ходе профилактических мероприятий в учебных заведениях проводятся соответствующие лекции и занятия, демонстрируются художественные и документальные фильмы. Хорошая работа, проведенная среди подростков, дает ощутимые результаты, поэтому она должна проводиться в широких масштабах и постоянно. Информация по профилактике должна соответствовать нескольким требованиям:

  • не иметь оттенка безысходности, быть позитивной;
  • СМИ не должны показывать сцены употребления наркотиков;
  • любая публикация должна иметь информацию в понятном виде и рекомендации по профилактике употребления запрещенных препаратов;
  • подготовка материалов должна вестись только специалистами, то есть наркологами, психологами, сотрудниками правоохранительных органов, социальных работников.

Чтобы обеспечить активную работу, необходима соответствующая законодательная база. В связи с этим, прежде всего, требуется административная ответственность за употребление запрещенных средств и возможность обследования лиц, подозреваемых в наркомании. Сегодня существуют специальные сообщества анонимных наркоманов, члены которого помогают друг другу избавиться от этой зависимости.

Молодежь, которая быстро дезадаптируется в обществе, втягивается в криминальные дела, теряет семью и друзей, становясь потенциально опасной для окружающих. Объектами профилактических мероприятий считаются все те группы лиц, которые подвергаются риску появления зависимости от наркосодержащих веществ. К субъектам при этом относятся организации и лица, занимающиеся профилактическими работами и претворяющими их в жизнь. Субъектами являются:

  • Федеральная служба, которая занимается контролем за оборотом наркотиков на территории страны. Она осуществляет контроль и мониторинг всех антинаркотических мероприятий, участвует в разработке специальных программ и выполняет их внедрение на местах.
  • Государственный комитет РФ по антинаркотической работе и его территориальные подразделения. В обязанности этих субъектов входит осуществление контроля над проведением профилактических мер и их результативностью, включая координацию с участием СМИ (средств массовой информации) и прочих организаций.
  • Органы самоуправления, имеющие местное значение. Они помогают организовывать мероприятия, направленные на обеспечение досуга молодежи, развитие физкультуры, массового спорта.
  • Органы управления, относящиеся к системе здравоохранения. Благодаря им осуществляются работы, связанные с лечением, предупреждением, реабилитацией лиц, которые подвержены влиянию наркотиков.
  • Органы управления в образовательной системе. Они специализируются на организации и контроле над внеучебным временем молодежи, детей, проводят воспитательные работы и коррекцию поведения при помощи социальных центров.
  • Органы внутренних дел. Они контролируют ситуацию на рынке наркотиков, проводят операции по предупреждению их незаконного оборота.
  • Профильные учреждения и органы, специализирующиеся на управлении в системе соцзащиты населения. Их содействие направлено на защиту детей в случае, если они попадут в сложную ситуацию.

Необходимо давать реальную оценку ситуации с наркотиками, приняв во внимание процент тех, кто уже знаком с приемом наркотических средств. Сотрудники полиции должны способствовать привлечению молодежи к обследованию на прием запрещенных средства. Если подросток не хочет посещать наркологический диспансер и даже является лидером группы наркоманов, то в таком случае требуется принимать административные меры. Дополнительно нужно организовать консультирование по телефону. Своеобразным информационным мостом для людей становятся следующие службы:

  • Телефон поддержки для наркозависимых, работающий в круглосуточном режиме. На линии работают специалисты в области химической зависимости.
  • «Горячая линия». Цель этой службы заключается в информировании населения по вопросам наркомании и алкоголизма, предоставлении сведений о реабилитационных, лечебных учреждениях.
  • «Телефон доверия». Эта служба отличается от телефона поддержки тем, что тут отвечают на вопросы и дают рекомендации профессиональные психологи.

Направления профилактики

Без комплекса профилактических мероприятий среди молодых (особенно несовершеннолетних) лиц количество наркоманов будет только расти – это скажется на росте уровня преступности. Особенно важным является выявление лиц, которые уже пристрастились к наркотическим средствам, чтобы заболевание не усугубило их положение. Наркозависимые нередко становятся полностью потерянными для общества. Выделяют несколько видов профилактических работ, проводимых в основном с молодым поколением:

  • Общая. Эту разновидность считают самой массовой, и с ее помощью решается сразу несколько задач профилактики употребления наркотических средств. Для этой цели используется информационная пропаганда, включающая в себя донесение до населения методов, которые законодательная власть использует в борьбе с наркозависимостью и наркотическими средствами, информации о рисках при их употреблении, стимулированию молодежи к обращению в специальные службы помощи. Помимо этого, используется способ развития навыков у подростков, которые понадобятся им в дальнейшей жизни и при преодолении сложных ситуаций.
  • Выборочная. Этот вид работ направлен на тех представителей молодежи, которых считают «трудными» детьми. Они уже показывают свои поведенческие навыки и нередко оказывались в сложных ситуациях. Причина повышенного внимания к этой категории обуславливается тем, что приобщение к употреблению наркотиков часто встречается у таких молодых людей.
  • Симптоматическая. Профилактические меры этого вида направлены на лиц с опытом употребления наркотических средств, но которые еще не приобрели статус наркоманов. В социальном поведении они выделяются равнодушием к родителям, сужением круга своих интересов и тем, что были замечены в наркотических или алкогольных эксцессах.
  • В отношении инъекционных наркоманов (использующих уколы). Лица, являющиеся потребителями инъекционных наркотиков, редко попадают в сферу внимания органов здравоохранения. Опасность их состоит и в том, что они нередко становятся переносчиками разных заболеваний, например, гепатита С, СПИДА, ВИЧ-инфекции, заболеваний, передающихся половым путем.
  • Реабилитация. В отношении лиц, прошедших курс специального лечения, применяются реабилитационные методы, основанные на мотивации к здоровой жизни и помощи в профилактике срывов.

Виды

Профилактика употребления наркотиков является серьезным занятием, которое должно масштабно проводиться в школах и других учебных заведениях. Педагоги, социальные работники и психологи могут использовать всевозможные методы, которые направлены на то, чтобы отбить у людей юного возраста интерес и тягу к наркотикам. Особое значение имеют родители, которые должны дать правильное воспитание свои детям, т.е. направить их в нужное русло. В терминологии ВОЗ (Всемирная организация здравоохранения) выделяют несколько видов профилактики:

  • первичная;
  • вторичная;
  • третичная.

Первичная

Задача первичной профилактики заключается в предупреждении употребления наркотических средств. Молодежь при доступной информации и нужном подходе может сформировать свое мнение о наркомании. При этом выделяют четыре направления:

  • санитарно-гигиеническое воспитание населения;
  • активная воспитательная работа, проводимая среди подростков, молодежи;
  • административно-законодательные меры;
  • общественная борьба, направленная на искоренение распространения, употребления наркотиков.

Вторичная

Этот вид профилактики направлен на раннее выявление всех тех лиц, которые употребляли психоактивные средства. Кроме того, сюда же относится и их лечение, предупреждение рецидивов, проведение поддерживающей терапии. При этом предрасположенность к наркомании можно определить с помощью целого ряда патохарактерологических особенностей личности. Особенную склонность к этому имеют подростки с истерическим, неустойчивым характером, терпимые к любым отклонениям от психических, социальных норм.

Третичная

Задача третичного комплекса профилактических мер состоит из социально-трудовой и медицинской реабилитации больных наркоманией. То есть следует восстановить здоровье людей, которые пострадали от этого заболевания, а затем помочь им снова приобщиться к обществу, труду. Важна поддержка родных и близких, особенно при личном контакте с ними.

Мероприятия по профилактике наркомании в учебных заведениях

Представители наркологической службы должны проводить в школах и ВУЗах семинары по обучению педагогов простым приемам выявления разных видов опьянения, формированию у молодежи настороженности к этой проблеме. Нужны рассказы о реальных медицинских и социальных случаях наркомании, которые привели к тяжким последствиям. Очень убедительны сообщения о смертельных исходах, тяжелых отравлениях, ранах от употребления больших доз наркотических веществ. Нужно акцентировать внимание учащихся на пагубном влиянии наркотиков на интеллект, физическое развитие, потомство.

Лекции

Профилактика употребления наркотических средств в школе даст возможность уберечь ребенка от негативного влияния сверстников, которые уже страдают наркоманией. Лекции должны включать в себя подробную информацию о том, что такое наркомания, ее вреде, негативных последствиях и т.п. Педагоги должны воспитывать своих учеников так, чтоб они могли своими силами избавляться от проблем психологического рода и трудностей в жизни без употребления наркотических веществ. Соответствующие лекции и уроки помогут:

  • сформировать у молодежи ценности общечеловеческого типа;
  • привить подросткам навыки здорового времяпровождения;
  • сформировать навыки защиты психологического характера от возможного вовлечения в антисоциальное времяпровождение.

Лекции являются популярной профилактической методикой, приносящей пользу, в ходе которой учащиеся выслушивают интересные рассказы о наркотиках и их вреде. Педагоги описывают состояние, которое испытывает наркоман при очередной дозе. Ученики могут сконцентрировать на этом внимание, что повлечет за собой отрицательные последствия. В связи с этим беседу рекомендуется строить в дискуссионной форме. Дополнительно проводят открытые занятия, организовывают творческие проекты на данную тематику.

Проведение классного часа

В силах педагога – организовывать каждую неделю классные часы. На мероприятие можно пригласить сотрудников полиции, медиков. Специалисты выскажут учащимся компетентное мнение на тему наркомании. Один классный час принесет существенный эффект, при том что эта мера отнимет немного времени. При проведении классных часов используются средства наглядного характера: плакаты, макеты. Чтобы материал лучше закреплялся, эти пособия ребята должны изготавливать самостоятельно. Дополнительно демонстрируются документальные ролики о вреде наркомании.

Работа с родителями

Чтобы эффект от работы со школьниками был максимальным, педагоги проводят беседы с родителями. Многие отцы и матери рассматривают наркоманию в качестве проблемы, которая не коснется их школьника. Некоторые родители считают школу рассадником наркотической заразы – данное мнение небезосновательно. При этом не все взрослые имеют необходимые знания по этой специфической тематике, из-за чего они не проводят с ребенком беседы воспитательного характера.

Педагогам важно проводить беседы с родителями учащихся, объясняя им то, как общаться с детьми и какие ценности нужно прививать им. Направления этой деятельность следующие:

  • создание благополучной среды, где присутствует нетерпимость к вредным привычкам;
  • формирование активного семейного отношения к пропаганде наркотических средств;
  • предупредительные меры по недопущению пристрастия учащегося к этим веществам.

Педагоги и школьные психологи при работе с родителями должны рассказать им о тех особенностях психологии, которые присутствуют у молодежи, а также объяснить, как действовать во время семейных ссор. Нередко конфликты в семье становятся причиной употребления наркотических средств ребенком. Взаимодействие с родителями организовывают специалисты по воспитательной работе, классные руководители, психологи – у каждого работника собственные задачи. Руководство школы координирует и контролирует такую антинаркотическую пропаганду.

Видео

Направления профилактики

Задачи и пути их реализации

Психологическое

Коррекция неправильного воспитания и ранних аномалий развития личности. Индивидуальная психолого-педагогическая работа с «трудными» подростками, уязвимыми в отношении отклоняющегося поведения.

Педагогическое

Последовательное антиалкогольное, антиникотиновое и антинаркотическое воспитание в школе с I по XI класс. Формирование трезвеннических установок и здорового образа жизни у подрастающего поколения.

Санитарно-гигиеническое

Повышение санитарной грамотности и культуры населения. Антиалкогольная, антиникотиновая и антинаркотическая пропаганда среди широких слоев населения. Искоренение вредных для здоровья привычек.

Медико-социальное

Комплексная работа с группой риска - лицами, злоупотребляющими алкоголем, табачными изделиями, наркотическими, и токсиманическими средствами. Санирование биологической почвы. Работа по индивидуальным планам медико-педагогических мероприятий.

Здравоохранительное

Развитие и совершенствование наркологической службы. Осуществление мер по уменьшению распространенности пьянства, алкоголизма, никотиномании, наркомании, токсикомании и их последствий. Широкая антинаркотическая работа всей общемедицинской сети.

Административно-правовое

Правовое регулирование с целью преодоления пьянства и алкоголизма, минимизации курения, повышения ответственности за потребление наркотиков; строгое соблюдение

Законодательства об уголовной ответственности за приобщение к употреблению наркотиков (особенно детей и подростков)

Экономическое

Государственные мероприятия по уменьшению экономической зависимости бюджета от продажи любых алкогольных изделий (включая пиво), а также табачных изделий, что позволит реализовать наступательные меры против пьянства, алкоголизма, отравления табачным дымом не только курящих, но и пассивных курильщиков). Финансирование программ борьбы с любым наркобизнесом.

Организацию широкой профилактики употребления наркотических средств и психотропных веществ необходимо начинать с разработки целевых программ, направленных на снижение спроса на наркотики и на подготовку специалистов, способных реализовать эти программы.

Цель профилактической работы - создание в молодежной среде ситуации, препятствующей росту спроса и злоупотреблению, какими то ни было интоксикантами.

Из числа учреждений, имеющих возможность участвовать в антинаркотической профилактике, образовательное учреждение как социальный институт располагает уникальными возможностями для успешной реализации ее задач, поскольку просветительскую деятельность оно может вести на протяжении всего периода обучения детей и подростков.

Именно учебные заведения располагают возможностью привить детям навыки здорового образа жизни, оказать влияние на уровень притязаний и самооценку учащегося. У педагога имеется свободный доступ к семье подростка при необходимости анализа и контроля беспокоящей его ситуации.

В ходе выполнения профилактических программ учащимся должны предоставляться точная и достаточная информация о наркотиках и их влиянии на психическое, психологическое, социальное и экономическое благополучие человека. Информация должна быть уместной, достоверной, особенно в части последствий злоупотребления наркотическими средствами и психотропными веществами, не только для самого наркомана, но и для общества. Необходима пропаганда здорового образа жизни, позволяющего на основе формирования жизненной оптимальной установки противостоять желанию попробовать наркотик даже в стрессовой ситуации. Информация должна быть направлена, т.е. учитывающей пол, возраст, убеждения, присущие аудитории. Стратегия антинаркотического просвещения предусматривает участие в нем родителей и других взрослых людей, мнение которых для ребенка очень важно.

Дети 10-12 лет. Их интересует все, что связанно с наркотиками и их действием, способы употребления о последствиях злоупотребления ими детьми уже слышали, но всерьез не воспринимают. Сами не употребляют наркотики (возможна токсикомания), с употребляющими знакомы единицы. Занятия о наркотиках и их действии отрывочны, недостоверны, получены с чужих слов.

Подростки 12-14 лет. О наркотиках знают немало, в основном из опыта знакомых; многие сведения недостоверны; пробовали наркотики немногие - в основном из любопытства; многие знакомы с потребителями алкоголя. Опасность злоупотребления недооценивается. Основной интерес - к возможности употребления «легких» наркотиков; говорят о проблеме между собой, о ее глобальности задумываются немногие.

Подростки 14-16 лет. В этой возрастной группе по отношению к наркотикам выделяются три подгруппы:

А. Употребляющие и сочувствующие - их интересуют вопросы, связанные со снижением риска при употреблении, с возможностью и продолжительностью употребления без формирования зависимости. Употребление считается признаком независимости. Среди членов группы много лидеров.

Б. Радикальные противники - «сам никогда не буду и другу не дам погибнуть», большинство членов этой группы считают употребление наркотиков признаком слабости и неполноценности.

В. Группа, не определившая своего отношения к наркотикам. Значительная ее часть, может приобщиться к их употреблению под влиянием друзей

Подростки 16-18 лет. Группы сохраняются, но число неопределившихся значительно уменьшается. Качественно изменяются знания о наркотиках, они детализируются, становятся более объективными. В группе употребляющих и сочувствующих пожинают первые горькие плоды, в связи с этим наибольший интерес вызывают криминальные последствия употребления наркотиков и скорость процессов, отрицательно влияющих на здоровье. Глобальной проблемой наркоманию считают немногие. Среди радикальных противников растет число людей, осознающих необходимость активных действий по преодолению детской, подростковой и молодежной наркомании.

Профилактическую работу в заданной возрастной группе следует начинать не с запугивания, а с информации о том, что большинство молодежи все-таки не употребляют наркотики. Следовательно, главная задача - способствовать развитию жизненно важных навыков, которые удерживают от наркотиков, отказ же от наркотиков - это то, чем можно и нужно гордиться. Стратегией профилактики должно стать руководство со стороны взрослых с целью добровольного выбора молодежи в пользу здорового образа жизни.

Здесь наличествует другая трудность - отношение части руководителей учебных заведений к профилактике. Сохраняются стереотипы тоталитарного мышления, стратегия антинаркотической работы они видится в ужесточении репрессий, запугивании молодежи. Другая часть директоров школ и училищ еще психологически не готова к профилактической работе с подростками из-за чувства страха, негативного отношения к этой острой социальной проблеме.

Выделяют различные направления антинаркотической профилактики.

Одно из направлений можно назвать запретительным. Оно обычно реализуется через систему морализирования по поводу того, что приобщение к наркотикам - это нарушение всевозможных существующих в обществе социально-нравственных, этических и других норм, либо через систему мер, связанную с запугиванием человека. Этот механизм воздействия на молодежь реализуется через идею пропаганды опасности потребления наркотиков. Нужно отметить, что данный этап США и многие другие страны Западной Европы прошли в 1950-1970 гг. В России подобная практика осуществлялась вплоть до 1985 г. Низкая эффективность подобной политики в области антинаркотической профилактики доказана на практике.

Следующее направление можно назвать информационным. Оно в различных аспектах популярно в наши дни. Детям и подросткам довольно много рассказывают о вреде наркотиков, о механизме действия их на организм человека, о последствиях употребления различных ПАВ. Сейчас у нас в стране стало модным раздавать буклеты и развешивать плакаты о вреде наркотиков. Такая работа, естественно, приносит определенную пользу.

Следующее направление антинаркотической профилактики - это пропаганда здорового образа жизни и реализация различных программ укрепления здоровья. В ходе такой работы поощряется развитие альтернативных привычек (занятие спортом, активный досуг без табака и алкоголя, обоснованный и здоровый режим труда и питания и т.п.), которые могут стать барьером, препятствующим поведению, наносящему вред здоровью, и служить альтернативой употребления наркотиков и других ПАВ. Практика реализации данного направления доказала свою эффективность.

Следующее направление - личностно-ориентированное. Механизм его реализации нацелен на то, чтобы, используя различные формы занятий, сформировать у человека навыки самостоятельного принятия решений, противостояния давлению группы, преодоления стрессовых, конфликтных и прочих сложных жизненных ситуаций, а также проблем общения. Существуют различные программы в этом направлении. Их общая цель - научить человека управлять собой и объективно оценивать свои действия и поступки, развить его веру в свои силы и возможности, помочь ему достигнуть социально значимых результатов в жизни.

Каждое из вышерассмотренных направлений имеет как преимущества, так и недостатки. Для того чтобы реализовать все положительное в комплексе из тех направлений, о которых шла речь выше, необходимы широко развитая сеть различных социальных институтов, их взаимодействие с органами власти и органами местного самоуправления.

Существуют различные конвенции, соглашения, договоры о борьбе с наркоманией и с незаконным оборотом наркотиков. Во многих развитых государствах сегодня существует система правового, медицинского, социального и прочего обеспечения реабилитации наркоманов одновременно с помощью пропагандистских компаний против наркотиков.

В конце концов, каждый должен осознать тот факт, что борьба с наркоманией начинается, прежде всего, с семьи, со школы, с института, университета и оставаться в стороне, и - надеяться, что государство сделает все без поддержки граждан не просто наивно, но и даже преступно.

Вывод: наркотизм - реальная проблема, стоящая перед всеми без исключения современными обществами. Это осознается большинством населения России, оценивается соответственно. Почти половина (46%) опрошенных отметили, что наркомания - это показатель кризиса и деградации нашего общества, общей ситуации в стране; 16% респондентов считают, что молодежь обращается к наркотикам из-за низкого развития культуры, а 14% - из-за распущенности современной молодежи и слабой воли. Десятая часть студентов обратили внимание на связь между процветанием наркомании и глубокой криминализацией государственных, структур, а 7% согласны с тем, что государство наплевательски относится к молодежи.

В этом случае профилактика необходимый шаг на пути приостановки наркотизма.

С целью охраны здоровья подростков проводится их регулярное диспансерное наблюдение. Обязательно контролируют параметры рост/вес для раннего выявления возможного наличия избыточной массы тела.

Особое внимание в подростковом возрасте уделяют вопросам профилактики нежелательной беременности, планирования семьи и профилактики ИППП. Данные мероприятия проводятся как на индивидуальном, так и на групповом уровнях.

В подростковом возрасте формируются основные привычки человека. Поэтому важно уделять особое внимание профилактике употребления табака, алкоголя и психоактивных веществ.

Подростки склонны отвергать информацию, сообщаемую взрослыми. Кроме того, они зачастую не в состоянии оценить свой потенциал здоровья и тот риск для него, который может быть связан с вредной привычкой.

Поэтому во многих странах эффективно реализуются программы укрепления здоровья подростков по принципу «равный – равному». При этом в начале проводится обучение ограниченной группы подростков (волонтеров), которые затем начинают сообщать полученные сведения своим сверстникам.

При реализации программ, основанных на принципе «равный – равному» очень важно проводить контроль за работой волонтеров. В целом реализация подобных программ невозможна только усилиями медицинских работников, к ним необходимо привлечение психологов, социальных работников и других заинтересованных лиц.

В подростковом возрасте возрастает вероятность спортивных травм. Для их профилактики необходим контроль состояния здоровья подростков перед началом занятий спортом, а также проведение занятий с опытным тренером.

Все подростки, пострадавшие от травм или насилия, должны пройти консультацию для оценки необходимости поддерживающей психологической помощи.

Подростковый период связан с дополнительными стрессорными воздействиями. Часто для их решения подростки выбирают неоптимальные пути, например, употребление психоактивных веществ. Другой выход, который находят подростки, - участие в молодежных андерграундных движениях (панки, готы и др.). Подростки легко поддаются влиянию сект.

Существуют методы развития личностных ресурсов в подростковом возрасте. Они включают в себя: психологические упражнения, психо-социальную поддержку и т.д. Ограниченные исследования позволяют предположить эффективность подобных программ для профилактики отклоняющегося поведения подростков.

Неразрешенные личные проблемы, раздражительность или депрессия в подростковом возрасте часто приводят к попыткам самоубийства. В 2000 г в мире 90.000 подростков простились с жизнью в результате самоубийства.

Существуют различные методы выявления подростков с повышенным риском самоубийства. Однако ни один из них не подтвердил свою эффективность в эпидемиологических исследованиях. Точно также нет заведомо эффективных методов профилактики самоубийств.

Другой психологической проблемой подросткового возраста, особенно распространенной среди девушек, является анорексия. Считается, что психосоциальная поддержка девушек способна предотвратить развитие анорексии.

Дети и подростки, имеющие хронические заболевания или отклонения в физическом развитии не должны изолироваться от сверстников, если это только не вызвано прямыми медицинскими показаниями. Оптимальным считается совместное обучение детей с физическими недостатками со здоровыми сверстниками. При изоляции детей с физическими недостатками у них также начинает наблюдаться отставание в психологическом развитии. С другой стороны, следует добиваться, чтобы здоровые дети не относились пренебрежительно к своим сверстникам, имеющим те или иные недостатки.

^

2.2. Профилактические мероприятия для лиц среднего возраста 11


В среднем возрасте основное бремя хронических неинфекционных заболеваний реализовано за счет предотвращаемых заболеваний четырех групп:


  1. Сердечно-сосудистые заболевания.

  2. Онкологические заболевания.

  3. Бронхо-легочные заболевания.

  4. Сахарный диабет II типа.
Эти заболевания имеют четыре основные фактора риска, связанные с поведением:

  1. Курение.

  2. Нерациональное питание.

  3. Гиподинамия.

  4. Злоупотребление алкоголем.
Данные факторы риска приводят к четырем основным биологическим маркерам, характеризующим повышенный риск развития хронических неинфекционных заболеваний:

  1. Избыточная масса тела.

  2. Артериальная гипертензия.

  3. Нарушения липидного обмена.

  4. Нарушения углеводного обмена.
Воздействия на перечисленные факторы риска может привести к снижению бремени хронических неинфекционных заболеваний (рис. 6). При этом для профилактики воздействия основных факторов риска проводятся индивидуальные и групповые мероприятия.

Рис. 6. Схема программ укрепления здоровья для лиц среднего возраста

Биологические факторы риска развития хронических неинфекционных заболеваний могут быть явлены медицинским работником среднего звена. Профилактическое воздействие на эти факторы риска проводится индивидуально. Если профилактика включает в себя лечение, то оно назначается врачом.

Важную роль в профилактике хронических неинфекционных заболеваний у лиц среднего возрасте отводят в выработке личных навыков у людей. Они должны включать в себя:

Профилактические мероприятия проводятся путем просвещения и обучения. Целью подобных программ является изменение поведения индивидуума.

^

2.3. Профилактические мероприятия для лиц пожилого возраста


Согласно международной классификации, пожилыми считаются люди старше 75 лет. В развитых странах отмечается постоянных рост числа лиц пожилого возраста. Согласно рекомендациям ВОЗ, основными направлениями профилактических мероприятий для лиц пожилого возраста являются 12:


  • профилактика и сокращение бремени, связанного с инвалидностью, хроническими болезнями и преждевременной смертностью;

  • сокращение факторов риска хронических неинфекционных заболеваний;

  • обеспечение непрерывной помощи людям с хроническими заболеваниями или инвалидностью;

  • обеспечение безопасности и достоинства стареющих людей;

  • обучение лиц, осуществляющих уход за пожилыми.
Основной проблемой для лиц пожилого возраста является инвалидность, приводящая к полной или частичной потери возможности ухаживать за собой самостоятельно. Доказанными факторами риска развития инвалидности являются 13: Также в развитии инвалидности существенную роль могут играть 14:

  • артериальная гипертензия;

  • нарушения липидного обмена;

  • остеопороз;

  • сахарный диабет II типа;

  • злоупотребление алкоголем и лекарственными средствами.
Проводились многочисленные исследования эффективности профилактических мероприятий в отношении замедления или предотвращения развития инвалидности у пожилых. Показано, что одних усилий медицинских работников недостаточно. Для профилактики инвалидности необходимо участие социальных работников, психологов.

Основной причиной инвалидности лиц пожилого возраста считается болезнь. Обычно лица старше 70 лет имеют 2-3 хронических заболевания. 90% лиц в возрасте 75 лет и старше имеют хотя бы один клинический диагноз. Показано, что проведение скрининговых обследований в возрасте 60-75 лет способно снизить бремя болезней у пожилых.

Депрессия является наиболее распространенным заболеванием в пожилом возрасте. Частота встречаемости депрессии в данной возрастной группе может достигать 16%, причем с увеличением возраста частота встречаемости депрессии возрастает 15 . До настоящего времени не разработаны эффективные меры профилактики депрессии у пожилых.

Сохранение физической активности играет существенную роль в профилактике инвалидизации лиц пожилого возраста. Даже незначительная физическая активность позволяет замедлять развитие инвалидности. Кроме того, физическая активность способствует замедлению прогрессирования хронических заболеваний.

По данным экспертов ВОЗ, для профилактики гиподинамии у пожилых наиболее эффективен способ индивидуального приглашения (например, по телефону) для участия в регулярных групповых занятиях физической культурой.

^

4.4. Вторичная профилактика для пациентов с хроническими заболеваниями. Школа пациента 16


Одним из методов вторичной профилактики хронических неинфекционных заболеваний является организация школы пациента. В настоящее время доказана эффективность подобных школ при сахарном диабете II типа, артериальной гипертензии, нарушениях липидного обмена и некоторых других заболеваниях.

Обучение пациента проводится в условиях стационара, поликлиники, диспансера и др. лечебно-профилактических учреждений. Оно позволяет увеличить ответственность индивидуума за состояние собственного здоровья. Об успешной работе школы пациента может свидетельствовать:


  • замедление прогрессирования заболевания;

  • уменьшение числа обострений или их тяжести.
Школа пациента предполагает сообщение следующих сведений:

  • причина развития заболевания;

  • методы восстановления здоровья;

  • преодоление психологических проблем, связанных с болезнью;

  • причины развития обострений и прогрессирования заболевания;

  • правила самоконтроля при заболевании;

  • ограничения по диете;

  • рекомендации по физической активности;

  • рекомендации по гигиеническим мероприятиям;

  • рекомендации по приему лекарственных средств и периодичности консультации медицинскими специалистами;

  • профилактика осложнений.
Школа пациента предполагает наличие нескольких занятий, на каждом из которых рассматриваются перечисленные проблемы. Обучение может проводиться:

  • ежедневно, чаще данная схема реализуется в условиях стационара;

  • еженедельно, чаще данная схема реализуется в амбулаторных условиях.
Метод изложения материала – лекция-беседа. Обязательны иллюстрации в виде плакатов, слайдов, мультимедийных презентаций, фильмов. Хорошо, если пациенты получают брошюры, содержащие основные материалы.

Для повышения эффективности обучения пациентов необходимо их активно привлекать к дискуссии. Занятия проводятся в группе из 12-15 человек. Продолжительность занятия – не более 60 мин.



 

Возможно, будет полезно почитать: