Игры на развитие мелкой моторики рук детей второй младшей группы. Страна образования Мелкой моторики второй младше группе

Проект «Развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста»

Воспитатель: Яковлева Е.В.

Вид проекта: познавательный, творческий.
Продолжительность проекта : долгосрочный.
По количеству участников : групповой.
Участники проекта:
Дети второй младшей группы, воспитатели, родители воспитанников.

Актуальность :
Известно, что в последние годы уровень речевого развития детей заметно снизился. Одной из причин тому является то, что родители меньше говорят с детьми, из-за своей занятости. Дети и сами меньше говорят, потому что больше смотрят телевизор. Они реже делают что-то своими руками, потому что современные игрушки и вещи устроены максимально удобно, но не эффективно для развития моторики (одежда и обувь с липучками вместо шнурков и пуговиц, книжки и пособия с наклейками вместо картинок для вырезания и т.д.)
Сегодня все знают, что игры с пальчиками развивают мозг ребенка, стимулируют развитие речи, творческие способности, фантазию малыша, они способны улучшить произношение многих звуков. В общем, чем лучше работают пальцы и вся кисть, тем лучше ребенок говорит.
Ведь именно развитию кисти принадлежит важная роль в формировании головного мозга и становлении речи. И именно поэтому словесная речь ребенка начинается тогда, когда движения его пальчиков достигают достаточной точности. Ручки ребенка как бы подготавливают почву для последующего развития речи.
Развитие мелкой моторики важно еще и потому, что вся дальнейшая жизнь ребенка требует использования точных, координированных движений кистей и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать и писать, а также выполнять множество разнообразных бытовых и учебных действий. Именно поэтому работу по развитию мелкой моторики необходимо начинать с раннего возраста. Кроме того, мелкая моторика взаимодействует с вниманием, воображением, мышлением, памятью и речью ребенка
Это определило тему моей дальнейшей работы «Развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста».

Цель : целенаправленная работа по формированию тонких движений пальцев рук с целью развития активной речи у детей младшего дошкольного возраста.
Задачи :
1. использовать разнообразные приемы и методы по формированию тонких движений пальцев рук у детей младшего дошкольного возраста;
2.формирование практических умений и навыков продуктивной и речевой деятельности
3. укрепление физического и психического здоровья детей;
4. развитие познавательных психических процессов: произвольное внимание, зрительное и слуховое восприятие, память;
5. повышение уровня речевого развития детей;
6. воспитание нравственных качеств по отношению к окружающим (доброжелательность, чувство товарищества и т. д.);
7. воспитание и развитие художественного вкуса;
8. привлечь родителей к участию в реализации проекта.

I этап – подготовительный
1. Составление перспективного плана мероприятий проекта.
2. Подбор методической, художественной литературы, иллюстрационных материалов, дидактических, пальчиковых, подвижных игр и т. д.
3. Выявление уровня развития мелкой моторики у детей.
4. Консультация для родителей “Значение мелкой моторики в развитии речи детей дошкольного возраста”.
5. Пополнение предметно-развивающей среды группы младшего возраста.
II этап - практический
1. Реализация разработанной системы работы по развитию мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста.
2. Повышение педагогической компетентности родителей в вопросах развития мелкой моторики детей второй младшей группы:
- Мастер – класс для родителей «Развитие мелкой моторики детей
в домашних условиях»
- Оформление наглядно- информационного и консультативного материала для родителей
- Памятка для родителей: «Пальчиками играем – стихи повторяем! »
3. Открытое занятие, с демонстрацией внедрения пальчиковых игр в ход занятия
4.Мониторинг уровня развития мелкой моторики у детей второй младшей группы.
III этап – заключительный
1. Обобщение итогов работы с детьми и родителями.
2. Анализ эффективности системы работы по развитию мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста
3.Творческая самопрезентация на педсовете по успешности реализации проекта
4. Выставка детских работ с использованием нетрадиционных методов
рисования и аппликации.

Ожидаемые результаты:
- увеличится словарный запас детей, речь детей станет более эмоциональной и выразительной;
- возрастет речевая активность детей в различных видах деятельности;
- родители станут единомышленниками с педагогами по развитию мелкой моторики в работе с детьми;
- родители получат необходимые знания по данной теме;
- предложенные игры и упражнения помогут развить мелкую моторику рук детей;
- формирование навыков самообслуживания в соответствии с возрастными особенностями
- кисти рук приобретут подвижность, гибкость, исчезнет скованность движений.

Итог проекта:
Прослеживается положительная динамика в развитии мелкой моторики рук детей. Целенаправленная, систематическая работа по развитию мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста способствует:
- увеличению словарного запаса детей, речь детей становится более эмоциональной и выразительной;
- кисти рук приобретают подвижность, гибкость, исчезает скованность движений;
- сохранению физического и психического здоровья ребенка.

Младший дошкольный возраст ребёнка уникален по своему значению для речевого развития: в этот период ребёнок обладает повышенной чувствительностью к языку, его звуковой и смысловой стороне.
Сегодня все без исключения знают, что игры с пальчиками развивают мозг ребенка, стимулируют развитие речи, творческие способности, фантазию малыша, они способны улучшить произношение многих звуков. В общем, чем лучше работают пальцы и вся кисть, тем лучше ребенок говорит.
Дело в том, что рука имеет самое большое «представительство» в коре головного мозга, поэтому именно развитию кисти принадлежит важная роль в формировании головного мозга и становлении речи. И именно поэтому словесная речь ребенка начинается тогда, когда движения его пальчиков достигают достаточной точности. Ручки ребенка как бы подготавливают почву для последующего развития речи.
Пальчиковые игры и упражнения - уникальное средство для развития мелкой моторики и речи в их единстве и взаимосвязи. Разучивание текстов с использованием «пальчиковой» гимнастики стимулирует развитие речи, пространственного мышления, внимания, воображения, воспитывает быстроту реакции и эмоциональную выразительность.
Очень важным фактором для развития речи является то, что в пальчиковых играх все подражательные действия сопровождаются стихами. Стихи привлекают внимание малышей и легко запоминаются.
Осуществляя тренировку тонких движений пальцев рук, я активно использовала, не только создаваемые конструкции из пальцев рук, в соответствии с предлагаемым стихотворным текстом, но и различные игры и занятия с предметами: природным материалом, бумагой, пластилином, бусами, шнуровками, счётными палочками, спичками, мозаикой, конструктором и т. д. А также использовала различные виды театров: теневого, пальчикового, настольного, перчаточных кукол. Такие занятия, также способствуют взаимодействию мелкой моторики пальцев рук с такими высшими психическими процессами, как память, внимание, мышление, пространственное восприятие, воображение, наблюдательность.
С учётом развивающей функции предметной среды, требующей для своей реализации сочетания традиционных и новых компонентов, обеспечивающих преемственность развития деятельности от простых её форм к более сложным, в группе оборудован «Центр развития мелкой моторики».
Для привлечения родителей к участию в реализации проекта, мной был подобран и оформлен наглядно – информационный и консультативный материал для родителей, проведено родительское собрание с участием психолога. На родительском собрании был проведен мастер-класс по развитию мелкой моторики рук. Благодаря этому, родители приняли активное участие в изготовлении практического материала и в закреплении разучиваемых игр с детьми дома.
Благодаря применению наработанного материала на практике, по результатам диагностического обследования, у воспитанников наблюдается совершенствование речевых навыков, повысился уровень изобразительных навыков. А также, у многих детей заметно повысилась самооценка.
В качестве обобщения проделанной работы, на педагогическом совете была представлена презентация по теме: «Развитие речи через пальчиковые игры».

Планирование

1 неделя
Понедельник 15.02.
Пальчиковая игра «Пальчики здороваются»
Игры с конструктором
Вторник 16.02.
Пальчиковая игра «Козочка»
Игры с мозаикой
Среда 17.02.
Пальчиковая игра «Мы варили суп»
"Разглаживание скомканных бумажных комочков из цветной бумаги".
Четверг 18.02.
Пальчиковая игра «Кораблик»
Работа с раскрасками - штриховка
Пятница 19.02.
Пальчиковая игра « Два веселых гуся»
Лепка из глины и пластилина
Суббота 20.02.
Пальчиковая игра «Банька»
Спрячь платочек

2 неделя
Среда 24.02.
Пальчиковая игра «Семья»
Ищем маленькие игрушки в миске с крышками
Четверг 25.02.
Пальчиковая игра «Ой мороз, мороз…»
Игры с прищепками
Пятница 26.02.
Пальчиковая игра «Апельсин»
Игра с клубочками

3 неделя
Понедельник 29.02.
Пальчиковая игра «Я пеку, пеку, пеку…»
Катание по столу, между ладонями карандашей, шариков, и т.п
Вторник 01.03.
Пальчиковая игра «Пальчиковые загадки»
Собирание пазлов и разрезных картинок
Среда 02.03.
Пальчиковая игра «Дом»
Разрывание бумаги (путем отщипывания от листа)
Четверг 03.03.
Пальчиковая игра «Маланья»
«Бусы для мамы» нанизывание
Пятница 04.03.
Пальчиковая игра «Лакомка»
Рисование нетрадиционным методом

4 неделя
Среда 09.03.
Пальчиковая игра «Постираем белье»
Работа с пластилином
Четверг 10.03.
Пальчиковая игра «На постой»
Пальчиковая гимнастика- шнуровка
Пятница 11.03.
Пальчиковая игра «Снег, снег»
Массаж ладоней и пальцев рук

Конспект НОД. Тема «В гости к Лисичке».

Цель : развитие мелкой моторики детей младшего дошкольного возраста.
Задачи: - познавательные : закреплять представление о диких животных (медведь, лиса, заяц, еж, белка) - обучающие : учить соотносить слова стихотворения с движениями, имитировать игру на различных инструментах, подражать их звукам. Обучать умению вести диалог с педагогом: слушать и понимать заданный вопрос, понятно отвечать на него, говорить в нормальном темпе. Продолжать учить правильно держать карандаш, не напрягая мышц и не сжимая сильно пальцы; добиваться проведения линии карандашом не отрывая от бумаги, по середине дорожки.
-коррекционно-развивающие :развивать внимание, память детей, развивать мелкую моторику рук. Учить детей захватывать ладошками мелкие предметы и переносить их в другое место. - воспитательные :формировать доброжелательное отношение детей к лесным животным, желание помогать им. Воспитание чувства коллективизма.
- игровые : совершенствовать умение использовать игры с мелкими предметами.
Материал :
Демонстрационный : мягкие игрушки, ёлки. Раздаточный : подносы, орешки, миски, корзинки, макароны, мелкие игрушки, разрезные картинки, карандаши, листочки с дорогой, конфеты.
Ход занятия :
Воспитатель с детьми заходят в группу, здороваются.
Воспитатель : Дети, посмотрите, куда мы с вами попали?(стоят несколько елочек)
Дети : В лес!
Под ёлочкой сидит зайчик и плачет. Дети спрашивают, « Почему зайчик плачет?»
Зайчик : «У Лисички сегодня день рождения, я ей нёс подарки и потерял их. Что же мне теперь делать? Как я пойду без подарков?»
Воспитатель : «Дети давайте поможем зайчику найти подарки для лисички.»
На столе стоят миски с мелкими макаронами, в них спрятаны мелкие игрушки.
Дети находят игрушки и называют их:
- Я нашла куклу. И т. д.
Найденные игрушки отдают зайчику.

Воспитатель : Ребята! А вы хотите узнать, кто еще идет к Лисичке в гости на день рождения? Я вам загадаю загадку, а вы попробуйте отгадать.
Вместо шубки лишь иголки
Не страшны ему и волки,
Колкий шар не видно ножек
Звать его конечно ….(Ёжик)
Вот он Ёжик.
Ребята, а наш Ёжик очень любит играть. А вы хотите с ним поиграть?
Пальчиковая игра «Ёжик»

Воспитатель : Ребята, давайте посмотрим, кто еще идет к Лисичке в гости. У меня есть картинки, где нарисован наш герой. Ой, посмотрите мои картинки разлетелись, вы поможете мне их собрать?
Дети подгруппами по 3 человека собирают разрезные картинки.
-Кто получился у вас на картинках? Правильно, Мишка.
В гости идет Мишка, но он заблудился и не знает по какой дорожке идти. Давайте поможем Мише найти дорогу. Для этого необходимо провести карандашом не отрывая от бумаги по -середине дорожки, прямо к Лисичке (на листе изображены три дорожки, необходимо выбрать дорожку от Мишки до Лисички).
Воспитатель: Ребята, каких зверюшек мы с вами уже встретили?
Дети : Зайца, Ёжика, Медведя.
Воспитатель :Где все они живут? Правильно в лесу, и называются?
Дети : - Дикие животные.
Воспитатель : А кого из диких животных мы еще с вами знаем? Я вам подскажу:
По деревьям ловко скачет
И в дупло орешки прячет?
Дети : Белочка.
Воспитатель : Белочка несет лисичке в подарок орешки. Тяжело ей нести орешков много, корзинки тяжелые. Давайте ей поможем.
Содержимое корзинок высыпается на 2 подноса. Дети делятся на 2 команды. По сигналу дети переносят орешки с подносов в корзинки.
Воспитатель : Собрались все зверята в гостях у лисички и стали веселится.
Предлагает детям поиграть на музыкальных инструментах (воображаемых) и поплясать вместе со зверятами.
Речь с движениями «Я на скрипочке играю...»
Я на скрипочке играю
«Тили-ли, тили-ли»
Скачут звери на полянке
«Тили-ли, тили-ли»
на гармошке я играю «Ры-ры-ры»
Скачут звери на полянке
«Ры-ры-ры »
Я на дудочке играю «Ду-ду-ду»
Скачут звери на полянке
«Ду-ду-ду »
А теперь на барабане
«Бум-бум-бум, трам-там-там»
Все зверушки разбежались
по кустам, по кустам.

Воспитатель : Ребята вам понравилось играть и веселиться вместе со зверятами в гостях у Лисички?..... Вы были сегодня такие умнички, помогли зверушкам придти к Лисичке на день рождения. Столько добрых дел сделали. А кто помнит, кому мы сегодня помогали?(ответы детей). Лисичка очень вам благодарна, за помощь. Ей очень понравилось с вами играть и веселиться, и она хочет вас угостить вкусными конфетами.

Картотека игр на развитие мелкой моторики:

«Катание по столу, между ладонями карандашей и шариков»
Цель: развивать мелкую моторику.
Детям дают граненые карандаши. Ребенок помещает карандаш между ладонями и вращает, перемещая его от основания ладоней к кончикам пальцев.

«Игры с пластилином»
Учить скатывать «шарики и колбаски» между ладонями, развивать умение отрезать стекой маленькие кусочки от большого. Формировать координацию движений, развивать умение регулировать силу нажатия на стеку, правильно ее держать, развивать воображение.

«Найди вторую половинку» - разрезные картинки
Учить выделять части предмета и соединять их в целое, развивать зрительную ориентировку, мелкую моторику.

«Шнуровки» - учить вкладывать шнурок в дырочку
Учить продевать шнурок в отверстие по подражанию, образцу, развивать целенаправленность действий и мелкую моторику.

«Пазлы»
Это картинка-головоломка, которую надо составить из отдельных кусочков. Пазлы бывают деревянные, картонные, поролоновые и пластмассовые. Начинать надо с простых пазлов, состоящих из двух-четырех деталей, на каждой из которых изображена узнаваемая часть (нога, голова, лапа, половинка кораблика, самолета, мячика и т.д.

«Игры с бусинками»
Оборудование: бусины, ниточки.
Нанизываем бусинки на ниточки, изготавливая украшение для игры. Нанизываем бусины в определенном порядке, чередуя по форме, цвету, или величине.

«Работа с мозаикой»
Оборудование: мозаика различных видов, образцы выкладываемых фигур.
Выложить несколько рядов из пластинок одного цвета. Выложить рисунок из мозаики, имея перед глазами образец. Составить свой рисунок, основываясь на прошлом опыте.

«Игры с конструктором»
Конструктор – это универсальная развивающая игра. Для малышей подойдут деревянные и пластиковые конструкторы, с небольшими деталями, которые удобно держать в руках и накладывать или соединять друг с другом.

«Игры-с-магнитами»
Игры с магнитами для детей второго года жизни в основном сводятся к прикреплению фигурок на магнитах к разным поверхностям: холодильнику, магнитной доске, металлическим предметам (кружке, батарее, кастрюле и т.д.) или друг к другу.

"Игры с прищепками"
Прикрепляем прищепки к различным предметам: к пластмассовому ведерку, к деревянной палочке, к книжке, к картонным силуэтам (ежика, солнышка,цветочка, елочки и т.п.), к веревке, к ткани и т.д.

«Игры с бумагой и салфетками»
Снежки из бумаги: Покажите малышу, как скомкать лист бумаги (или салфетку) чтобы получился снежок.
Снежинки из бумаги: Предложите ребенку порвать лист белой бумаги (или салфетку) на мелкие кусочки – это будут снежинки.
Секретики: Заверните в оберточную бумагу или фольгу игрушку и предложите малышу развернуть подарок.

«Пальчиковый бассейн»
Ребёнок опускает кисти рук в сосуд с однородным наполнителем (вода, песок, различные крупы, любые мелкие предметы) и в течение 5 – 10 минут перемешивает содержимое. Затем взрослый предлагает сосуд с наполнителем другой фактуры. После нескольких проб ребёнок с закрытыми глазами опускает рук в сосуд и старается отгадать его содержимое, не ощупывая пальцами его отдельные элементы.

«Рисунок на крупе»
Взрослый берёт яркий поднос и тонким равномерным слоем рассыпает по нему любую крупу. Проводит пальчиком ребёнка по крупе. Получится яркая контрастная линия. Затем предлагает малышу самому нарисовать несколько произвольных линий. Можно вместе нарисовать какие – нибудь предметы (забор, дождик, волны), буквы.

«Спрячь платочек»
Ребёнок комкает, начиная с уголка, носовой платок (или полиэтиленовый мешок) так, чтобы он целиком уместился в кулачке.

Айдакова Александра Васильевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад "Северяночка"
Населённый пункт: ЯНАО, Шурышкарский район, село Горки
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Конспект НООД по развитию мелкой моторики во второй младшей группе "На поиски ключика"
Дата публикации: 09.05.2017
Раздел: дошкольное образование

Конспект НОД

по развитию мелкой моторики

во второй младшей группе

«На поиски ключика»

Цель : проработать с детьми различные приемы и виды деятельности

для развития мелкой моторики рук.

Задачи :

Учить детей различным приемам самомассажа;

Р а з в и в а т ь

т а к т и л ь н у ю

ч у в с т в и т е л ь н о с т ь

с л о ж н о

координированных движений пальцев и кистей рук в играх с

предметами домашнего обихода (прищепки, крупы);

Совершенствовать

артикуляцию

моторику,

координацию речи с движениями;

Активизировать

стимулировать

использование

активной речи слова;

Использовать в работе по развитию мелкой моторики приемы

нетрадиционного рисования;

Формировать

познавательный

эмоционально-

положительные

взаимоотношения

воспитанниками,

вызвать эмоциональный отклик от совершённых действий.

Материал: сундук,

прищепки,

заготовки

прищепками.

Ход занятия

Воспитатель: Здравствуйте, ребята! Мы с вами собрались не просто

рисовать,

разгадывать

з а г а д к и,

путешествовать?

Я с собой принесла волшебную шкатулку, но вот беда, ключик

потеряла, а без него шкатулка не откроется. Вы поможете мне его

Предлагаю Вам отправиться со мной в путешествие «На поиски

ключика»

Впереди нас с вами ждут интересные задания, а выполнить их

нам помогут наши помощники.

Кто они, вы узнаете, отгадав загадку.

Пять да пять - родные братцы,

Так все вместе и родятся.

Если вскапываешь грядку -

Держат все они лопатку.

Не скучают, а играют

Вместе все в одни игрушки.

А зимою всей гурьбою

Дружно прячутся в теплушки.

Вот такие «пять да пять».

Угадайте, как их звать?

(Пальчики)

Воспитатель:

помощники

пальчики.

пальчики дружные и послушные. Давайте покажем, как они умеют

здороваться.

Здравствуй, солнце золотое!

Здравствуй, небо голубое!

Здравствуй, вольный ветерок!

Здравствуй, маленький дубок!

Мы живем в одном краю -

Я вас всех приветствую!

(Дети

каждую

строчку

стихотворения

поочередно

соединяют одноименные пальчики).

Воспитатель:

Молодцы, пальчики размяли. Готовы к путешествию?

Волшебный ключик мы найдём

Сундучок мы отопрём.

Сначала мы полетим на самолёте, заводим мотор, расправили

крылья и полетели.

(передвигаясь по группе, прилетаем к первому столу)

говорили,

волшебные

помощники – наши пальчики. Они обязательно должны трудиться.

Первое задание

(перед

детьми

«сухой

бассейн»,

наполненный

каштанами).

пальчики

превратятся

волшебных

гномиков

помогут нам отыскать «сокровища», которые здесь спрятаны.

(Дети достают из «сухого бассейна» прищепки).

Воспитатель:

Для чего же эти прищепки?

Послушайте первую загадку:

Плаваю под мостиком

И виляю хвостиком.

По земле не хожу,

Рот есть, да не говорю,

Глаза есть, но не мигаю,

Крылья есть, но не летаю. (Рыба)

(Воспитатель

достает

бумажную

заготовку

рыбы

плавников и хвоста).

прищепок,

нашли. (Дети

прикрепляют

прищепки на место плавников и хвоста).

Молодцы! Послушайте вторую загадку.

Всех лохматых расчесать,

Кудри в косы заплетать,

Делать модную прическу

Помогает нам. (Расческа)

(Дети чинят поломанную расческу. Вместо недостающих

зубчиков прикрепляют прищепки).

Он в лесу живет под елкой,

Носит острые иголки.

Ходит-бродит вдоль дорожек

Весь колючий братец. (Ёжик)

(Дети прикрепляют прищепки ежику вместо иголок).

Ночью спрячется оно -

Станет во дворе темно.

Утром снова к нам в оконце

Бьется радостное. (Солнце)

(Дети прикрепляют прищепки вместо лучиков).

Воспитатель: Замечательно, первое задание выполнили, ребята, а

ключик не нашли?

Что такое? Как же так?

Не открыть его никак!

взяли весло и поплыли.

Второе задание

«Сундучок вы отопрёте, если рисовать начнёте»

(Воспитатель выставляет на мольберт солнышко).

Ребята, почему стало так светло и тепло?

А на что похоже солнышко? Можно сказать, что оно похоже на

цветок? У цветочка есть лепестки, а у солнышка лучики. А какое оно,

солнышко? Если бы рисовали солнышко, с чего бы вы начали? После

того как нарисуем круг, что следует нарисовать? Посмотрите, у меня

солнышко есть, а у вас пока нет. Сейчас наши пальчики превратятся в

волшебные карандашики, нарисуем солнышко, и тогда у нас будет

еще светлее и теплее.

Манку в кучу соберём

Сделаем огромный круг,

Чтобы светло стало вокруг.

(Дети подходят к подносу с манной крупой и образуют из

манной крупы круг).

Воспитатель:

посмотрите,

солнышку?

(Лучиков)

Я предлагаю вам их нарисовать, а как мы это сделаем, я вам

(Объясняю,

берём

воронку,

пальчиком

закрываем

отверстие,

насыпаю

манку

затем

рисую

лучи,

высыпая

манку через отверстие)

Воспитатель:

выполнили

сделали? Ключик не находили?

Что такое? Как же так?

Не открыть сундук никак!

Воспитатель:

последняя

последняя

остановка,

машине,

(имитация

движений)

Стоп, приехали.

Третье задание

Осталось последнее задание, может быть, здесь найдём ключик.

«Есть у меня друзья, а кто они отгадайте загадку»

В дупле живет

Да орешки грызет.

(Белка)

Открываю скатерть

голодные,

покормить. Поможете мне? А как мы будем их кормить? (ответ

детей)

Игра на развитие мелкой моторики рук «Покорми бельчат»

(на столе ведёрки с изображением бельчат, орехи. Дети

берут

орехи

одному

кладут

бельчатам

находят ключик)

Воспитатель: Ура,

ключик. Выполнили

делали, на чём предвигались?

(На самолёте, на лодке плыли, на машине ехали. Отгадали

загадки,

нарисовали

солнышко,

стало

светло

тепло,

покормили белочек)

Давайте откроем сундучок.

Где наш ключик дорогой,

Сундучок скорей открой,

Что внутри ты покажи

И ребяткам подари.

Сундучок наш, наконец,

Свою крышку приподнял!

Что же он от нас скрывал?

Да здесь чупики лежат

Для ребят и для девчат!

(Воспитатель

открывает

сундучок

обнаруживает

нем чупа-чупс).

Ребята, вы все молодцы! Вы выполнили все задания. А выполнить

волшебные

помощники

пальчики. Они обязательно должны трудиться, не лениться.

Воспитатель:

Молодцы, ребята. Спасибо Вам за помощь.

До свиданья, до свиданья,

Скоро я приду опять,

До свиданья, до свиданья,

Будете со мной играть?

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности

Возраст детей 3 – 4 года
Срок реализации: 1 год

Пояснительная записка

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «Весёлые ладошки» разработана в соответствии с Федеральным Законом Российской Федерации от 29.12.2012 г. № 273 «Об образовании в Российской Федерации», с учетом положений Концепции развития дополнительного образования детей от 4 сентября 2014 г. № 1726-р и иных нормативных правовых документов.
Данная программа направлена на овладение младшими дошкольниками необходимыми в жизни элементарными приёмами ручной работы с разным материалом. По каждому виду труда программа содержит примерный перечень практических и теоретических работ.
Актуальность работы по развитию мелкой моторики детей раннего возраста обусловлена возрастными психологическими и физиологическими особенностями детей: в раннем и младшем дошкольном возрасте интенсивно развиваются структуры и функции головного мозга ребенка, что расширяет его возможности в познании окружающего мира. Всестороннее представление об окружающем предметном мире у человека не может сложиться без тактильно – двигательного восприятия, так как оно лежит в основе чувственного познания. Именно с помощью тактильно – двигательного восприятия складываются первые впечатления о форме, величине предметов, их расположении в пространстве. Чтобы научить малыша говорить, необходимо не только тренировать его артикуляционный аппарат, но и развивать мелкую моторику рук. Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школе и именно в этой области дошкольники испытывают серьезные трудности. Поэтому работу по развитию мелкой моторики нужно начинать, задолго до поступления в школу, а именно с самого раннего возраста. Неподготовленность к письму, недостаточное развитие речи, мелкой моторики, зрительного восприятия, внимания, может привести к возникновению негативного отношения к учёбе, тревожного состояния ребёнка в школе. Поэтому в дошкольном возрасте важно развивать механизмы, необходимые для овладения письмом, создавать условия для накопления ребёнком двигательного и практического опыта, развития навыков ручной умелости.
Новизна программы
Обучение детей проводится с трёхлетнего возраста;

Подобран и систематизирован материал упражнений по развитию мелкой моторики в соответствии с возрастными особенностями детей;
Занятия по данной программе проводятся в игровой форме. Во время игры максимально реализуется ситуация успеха, следовательно, работа происходит естественно, не возникает психического напряжения.
Программа «Весёлые ладошки» предназначена для детей младшего дошкольного возраста (3 – 4 года). Срок реализации программы – 1 год. Курс рассчитан на 9 часов.
Продолжительность непосредственно образовательной деятельности по реализации программы дополнительного образования детей – 10-15 мин в соответствии с СанПиН 2.4.1.2660-10.
Режим занятий:
Младшая группа - количество занятий в неделю 1, в месяц 4 занятия. В год проводится 36занятий.
Форма организации образовательного процесса: групповая с индивидуальным подходом.
Условия набора детей: принимаются все желающие.
Программа «Весёлые ладошки» разработана в соответствии с Государственным образовательным стандартом.
Данная программа интегрируется с образовательными областями: «Познавательное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитее», «Физическое развитие» основной образовательной программы ДОУ.
Структура НОД может быть гибкой и изменяться от целей и задач, но включает в себя 3 части: вводная, основная и заключительная.
Вводная часть – создание эмоционального настроения у детей и объяснение нового материала.
Основная или практическая часть – творческая работа детей; по мере необходимости помогаю советом и провожу индивидуальную работу.
Очень важна заключительная часть – в ней анализируется результат детского художественного творчества.
При разработке программы учитывала следующие принципы:
доступности (простота, соответствие возрастным и индивидуальным особенностям);
наглядности (иллюстративность, наличие дидактических материалов). “Чем более органов наших чувств принимает участие в восприятии какого-нибудь впечатления или группы впечатлений, тем прочнее ложатся эти впечатления в нашу механическую, нервную память, вернее сохраняются ею и легче, потом вспоминаются” (К.Д. Ушинский);
научности (обоснованность, наличие методологической базы и теоретической основы).
“от простого к сложному” (научившись элементарным навыкам работы, ребенок применяет свои знания в выполнении творческих работ).
В программе используются здоровьесберегающие технологии: игровые разминки, зарядки для глаз, пальчиковая гимнастика, самомассаж.
Формы работы: беседы, дидактические игры, игры с предметами и бросовым материалом, коллективное творчество, индивидуальная корректировка действий.
Неотъемлемым элементом каждого занятия являются пальчиковые игры и физкультминутки. Включение упражнений на развитие пальцевой моторики в физкультминутки играет положительную роль в обучении детей. Это позволяет:
– регулярно стимулировать действие речевых зон коры головного мозга, что положительно сказывается на развитии речи детей;
– совершенствовать внимание и память – психические процессы тесно связаны с речью;
– облегчить усвоение навыков письма будущим школьникам;
– вызывать у детей интерес и яркий эмоциональный настрой.
Длительность физкультпаузы в одном занятии составляет 3-5 минут. В каждой физкультпаузе содержится большое количество разнообразных пальцевых движений, и они по смыслу сочетаются с произносимыми стихами.

Цель программы - создание условий для развития мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста.
Задачи программы:
Воспитательные:
1. Воспитывать в детях аккуратность, усидчивость.
2. Воспитывать внимательность к выполнению заданий.
3. Воспитание уважительного отношения к своему и чужому труду.
Развивающие:
1. Развивать умения производить точные движения кистью и пальцами рук.
2. Развивать способности координированной работы рук со зрительным восприятием.
3. Развивать творческую активность, пространственное мышление, фантазию.
Образовательные:
1. Формировать навыки исполнительского мастерства.
2. Формировать умение воплощать свои идеи в художественный образ.
Программа включает в себя следующие разделы:
пальчиковая гимнастика
лепка
аппликация
нетрадиционные техники рисования
штриховка
игры и действия с предметами.
В разделе “Пальчиковая гимнастика” дети знакомятся с комплексами упражнений, которые дают пальцам полноценный отдых, развивают их ловкость, подвижность, а веселые стишки помогают ученикам снять моральное напряжение. На пальцах и на ладонях есть “активные точки”, массаж которых положительно сказывается на самочувствии, улучшает работу мозга. Данные упражнения способствуют поддержанию хорошего тонуса.
В разделе “Лепка” в процессе деятельности дети изображают предметы их действительности, создают элементарную скульптуру, что способствует развитию детского творчества, обогащению детей изобразительными и техническими умениями, созданию интереса к данному виду деятельности.
В разделе “Аппликация” дети развивают координацию кисти, логическое мышление и пространственное воображение, учатся пользоваться клеем и ножницами.
В разделе “Нетрадиционные техники рисования” у детей формируются умения и навыки рисования различными способами, развивается воображение.
В разделе «Штриховка» дети улучшают координацию движений пальцев и кистей рук, кроме этого ребенок учится правильно держать карандаш.
В разделе “Игры и действия с предметами” для формирования тонких движений рук, совершенствования двигательных навыков, развития моторных координаций и оптико-пространственных представлений используются предметы различные по размеру, материалу, фактуре, структуре.

Ожидаемые результаты:
Дети должны знать:

-правила техники безопасности;
-основные формы штриховки;
-основные правила склеивания;
-некоторые приёмы лепки.

Должны уметь:
-работать с различными предметами;
-правильно держать кисть, карандаш;
-пользоваться клеем, салфеткой;
-заштриховывать изображение;
-изготавливать поделки в технике «аппликация» по образцу;
-повторять пальчиковые гимнастики за воспитателем;
-выполнять несложные техники рисования.

Педагогическая диагностика

Педагогическая диагностика проводится 2 раза в год (первичная в сентябре, итоговая в мае).
Цель проведения диагностики: выявление исходного уровня сформированности мелкой моторики рук у детей четвертого года жизни.
Для выявления у детей среднего дошкольного возраста уровня развития мелкой моторики рук я использовала критерии, разработанные А.С. Галановым:
- объем движений пальцев рук;
- переключаемость движений пальцев рук;
- точность выполнения движений пальцами руки.
В соответствии с данными критериями мною были выделены и определены уровни развития мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста

Уровни развития мелкой моторики рук у детей

Высокий уровень:
Ребенок данного уровня демонстрирует достаточную амплитуду движений отводящих мышц пальцев рук: во время разжимания кулаков пальцы отводит в полном объеме; имеет достаточную переключаемость: безошибочно выполняет команды тестирующего.

Ребенок владеет умением управлять мышцами-сгибателями: в ходе обследования он удерживает заданную позу, не разжимая пальцев.
Ребенок уверенно демонстрирует точность выполнения движений пальцами: соединяет пальцы колечками ловко, не сби¬ваясь, не нарушая последовательности; точно повторяет за тестирующим все линии и заданные фигуры.
Средний уровень:
Ребенок данного уровня демонстрирует недостаточную амплитуду движений отводящих мышц паль¬цев рук: во время разжимания кулаков пальцы отводит не в пол¬ном объеме.
Переключаемость сформирована недостаточно: в ходе тестирования наблюдаются единичные нарушения переключаемости движений руки, харак¬тер действия тестируемого не соответствует командам тестиру¬ющего. При этом могут быть нарушены переключение с одного вида движений на другое, а также последовательность движений.
В ходе обследования демонстрирует недостаточную точность выполнения движений пальцами: имеют место нарушения точности, ловкости, последовательности соединения пальцев в колечки, а также ловкости в прорисовывании линий и заданных фигур.
Низкий уровень:
Ребенок данного уровня демонстрирует недостаточную амплитуду движений отводящих мышц паль¬цев рук: во время разжимания кулаков пальцы практически не отводит.
Переключаемость не сформирована: в ходе тестирования наблюдаются нарушения переключаемости движений руки, харак¬тер действия тестируемого абсолютно не соответствует командам тестиру¬ющего. При этом совершенно нарушены переключение с одного вида движений на другое, а также последовательность движений.
Ребенок не в полной степени владеет умением управлять мышцами-сгибателями: пальцы непроизволь¬но начинают разгибаться.
В ходе обследования демонстрирует полную неточность выполнения движений пальцами: совершенно неточно соединяет пальцы в колечки, проявляет полную неспособность и бессилие в прорисовывании линий и заданных фигур.

Для исследования мелкой моторики рук я использовала методику, разработанную О.В. Бачиной и Н.Ф. Коробовой.Тест на определение полноты объема движений пальцев рук доминантной руки.
Цель: диагностирование полноты объема движений пальцев рук при разжимании кулаков по полноте амплитуды движений отводящих мышц.
Ход тестирования:
Тестирующий дает установку ребенку положить на стол кисти обеих рук ладонями вверх.
Последовательность выполнения задания:
1. Крепко сжать пальчики в кулачки, не поворачивая ладоней.
2. Удерживать сжатые кулачки под счет от 1 до 5.
3. Под счет раз-два сжимать и разжимать ладони (повторить 5-6 раз).
Тестирующий фиксирует полноту амплитуды отведения пальцев.
Недостаточная амплитуда движений отводящих мышц паль¬цев рук: во время разжимания кулаков пальцы отведены не в пол¬ном объеме.
Достаточная амплитуда движений отводящих мышц пальцев рук: во время разжимания кулаков пальцы отведены в полном объеме.
Тест на выявление переключаемости движений пальцев рук доминантной руки «Кулак - ребро - ладонь» (А.Р. Лурия).
Цель: определение уровня переключаемости движений паль¬цев доминантной руки.
Ход тестирования:
Ребенку предлагается повторить по образцу, данному тести¬рующим, серию из девяти движений, которая состоит из трижды повторяющегося ряда движений «кулак - ребро - ладонь».
Могут быть нарушены:
- переключение с одного вида движений на другое;
- последовательность движений.
Интерпретация результатов тестирования:
Переключаемость оценивается как достаточная при безоши¬бочном выполнении команд тестирующего.
Переключаемость считается недостаточно сформированной при нарушении переключаемости движений руки, когда харак¬тер действия тестируемого не соответствует командам тестиру¬ющего.
Тест на определение уровня сформированности умения удерживать заданную позу пальцев доминантной руки.
Цель: определение уровня сформированности умения ребенка управлять мышцами-сгибателями при удержании пальцев рук в заданной позе.
Ход тестирования:
Тестирующий предлагает ребенку (по образцу: педагог показывает – ребенок за ним повторяет) сделать крючки большим, указательным и средним пальцами. Остальные пальцы нужно при¬жать к ладони и удержать их в этом положении, не меняя позы, под счет от 1 до 10.
Интерпретация результатов тестирования:
Ребенок владеет умением управлять мышцами-сгибателями, если он удерживает заданную позу, не разжимая пальцев.
Ребенок владеет умением управлять мышцами-сгибателями недостаточно (или не владеет совсем), если пальцы непроизволь¬но начинают разгибаться.
Тест на определение уровня точности выполнения движений пальцами доминантной руки.
Ход тестирования:
Тестирующий предлагает ребенку (по образцу: педагог показывает – ребенок за ним повторяет) последовательно делать колечки двумя пальцами доминантной руки: большим и указа¬тельным; большим и средним; большим и безымянным; большим и мизинцем. Тестирование рекомендуется повторить 3 раза, слегка убыстряя темп движений.
Интерпретация результатов тестирования:
Точность выполнения движений пальцами считается доста¬точной, если ребенок соединяет пальцы колечками ловко, не сби¬ваясь, не нарушая последовательности.
Точность выполнения движений пальцами считается недоста¬точной при нарушении точности, ловкости, последовательности соединения пальцев в колечки.Тест на определение уровня мелкой моторики рук.
Цель: определение уровня умения ребенка совершать движе¬ния пальцами рук с заданной точностью.
Ход тестирования:
Тестирующий дает ребенку карандаш и бумагу и предлагает ему повторить по показу рисунок вертикальной, горизонтальной линии, нарисовать вслед за педагогом круг и точку.
Если ребенок проявляет разносторонние способности, можно попросить его скопировать изображение с образца (в этом случае ребенок не должен видеть, как это было нарисовано).
Интерпретация результатов тестирования:
Точность выполнения движений пальцами считается доста¬точной, если ребенок точно повторил за тестирующим все линии и заданные фигуры.
Точность выполнения движений пальцами считается недоста¬точной при нарушении точности и ловкости в прорисовывании линий и заданных фигур.
В ходе проведения практического обследования на основе представленных выше критериев, я смогла выявить уровни развития мелкой моторики рук у детей среднего дошкольного возраста. Результаты, полученные в ходе проведения первичного обследования, я обобщила в Таблице 2.

Условия реализации программы
Материально-техническая база:
- групповая комната (столы);
- образцы поделок;
- рабочий материал.
Внешние условия:
- организация выставок.

Перечень используемого рабочего материала:
1. Пластилин.
2. Доски для лепки.
3. Цветной картон.
4. Цветная бумага.
5. Клей.
6. Краски – гуашь.
7. Альбомы для рисования.
8. Пуговицы.
9. Карандаши цветные.
10. Ножницы.
11. Крупы.
12. Текстильный материал.
13. Ватные палочки, диски.

Перспективный план работы кружка
«Весёлые ладошки»

Сентябрь

1 Диагностика.
2 «Умные пальчики»
Цель: Развитие и формирование мелкой моторики рук, укрепление мыщц пальцев и кистей рук.
3 «Дары осени»
Цель: закрепить знания детей о фруктах; провести сенсорное обследование плодов; принимать личное участие в элементарных трудовых процессах; учить раскладывать готовые формы на некотором расстоянии друг от друга или с частичным наложением, заполняя все пространство композиции; воспитывать самостоятельность в выполнении задания; различать предмет по его форме; воспитывать интерес к отображению представлений о природе в изобразительной деятельности.
4 «Мухомор»
Цель: Научить детей технике рисования пальчиками, обрывания бумаги. Развивать и формировать мелкую моториу рук. Воспитывать аккуратность в работе.

1 «Картошка в мешке»
Цель: Научить детей скатывать маленькие шарики из пластилина между ладоней и расплющивать их сверху пальцем на картоне. Развивать тактильные ощущуения. (Колдина, Лепка, стр. 7)
2 «Грибы прячутся в траве»
Цель: Научить детей правильно держать карандаш; рисовать карандашом короткие штрихи, располагая их по всей поверхности листа. (Колдина, Рисование, стр. 8)
3 «Яблоко»
Цель: Научить детей наносить пластилин тонким слоем на ограниченную контуром поверхность. (Колдина, Лепка, стр. 9)
4 «Осенний дождик»
Цель: Совершенствовать технику рисования короткими штрихами; закреплять умение правильно держать карандаш. (Кодина, Рисование, стр.9)

1 «Сильный дождь»
Цель: Научить мять и сжимать пальцами обеих рук кусочки салфетки; упражнять в раскатывании кусочков салфетки между ладонями круговыми движениями рук; учить располагать шарики в нужном месте. Развивать мелкую моторику рук.
2 «Подсолнух»
Цель: Укрепление мелкой моторики рук через лепку.
3 «В гости к бабушке Забавушке»
Цель: Развитие мелкой моторики рук посредством действий с предметами, пальчиковой гимнастики и нетрадиционной техники изодеятельности.
4 «Узоры на платье»
Цель: Научить украшать изделие точками, колечками, мазками, полосками с помощью кисти. (Колдина, Рисование, стр. 10)

1 «Подарок для ёжика»
Цель: Укрепление мелкой моторики рук через обрывную аппликацию.
2 «Варежки»
Цель: Совершенствовать технику нанесения пластилина на поверхность. Научить самостоятельно украшать изделие. Укреплять мелкую моторику рук. (Колдина, Лепка, стр. 11)
3 «Ёлочный шарик»
Цель: Научить детей украшать объёмное изделие маленькими пластилиновыми шариками. Развивать мелкую моторику рук.
(Колдина, Лепка, стр. 13)
4 «Укрась елку»
Цель: Познакомить детей с техникой работы с печаткой, показать способ получения отпечатка. Тренировать мускулатуру пальцев.
Колдина, Рисование, стр. 14)

1 «Хвойный лес»
Цель: Учить детей рисовать предметы, состоящие из сочетания линий. Развивать мелкую моторику рук. (Колдина, Рисование, 13)
2 «Зайка в белой шубке»
Цель: Формировать знания детей о диких животных, уточнить какие дикие животные с приходом холодов меняют внешний окрас шерсти. Учить детей аккуратно располагать заготовку на листе и наносить клей, учить умело пользоваться клеем, использовать вату, дорисовывать необходимые детали.

3 «Снеговик»
Цель: Укрепление мелкой моторики рук через рисование.
4 «Украсим шапочку»
Цель: Учить детей предварительно выкладывать на листе бумаги приготовленные воспитателем детали разной формы, цвета, раскладывать их в определённый последовательности, а затем наклеивать полученное изображение на бумагу. Вызвать интерес, развивать аккуратность и чувство ритма. Закрепить красный, жёлтый и зелёный цвет.

1 «Угостим животных»
Цель: формировать и совершенствовать мелкую моторику пальцев рук, двигательных умений и навыков; развивать умение правильно держать карандаш, учиться владеть им, используя самомассаж, игры и упражнения; активизировать словарь по теме.

2 «Коврик для зайчат»
Цель: Учить детей украшать предмет прямоугольной формы, чередуя круги и линии; последовательно пользоваться красками двух цветов; самостоятельно придумывать узор и располагать его по всей поверхности предмета. (Колдина, Рисование, стр. 11)

3 «В гости к лисичке»
Цель: Развитие мелкой моторики рук. Учить детей захватывать ладошками мелкие предметы и переносить их в другое место.

4 «В гостях у бабушки»
Цель: Учить внимательно слушать потешки и стихи, понимать их содержание, развивать чувство ритма, активную речь, побуждать к игре с движением, развивать мелкую моторику рук, расширять опыт познавательного общения со взрослыми.1 «Букет цветов»
Цель: Развивать внимание, память, логическое мышление, мелкую моторику рук, цветовое восприятие, творческие способности. Развивать интерес к результату своей работы.
2 «Бусы из макарон»
Цель: Учить детей аккуратно закрашивать объёмные предметы. Развивать мелкую моторику рук, чувство ритма. (Колдина, Рисование, тр. 19)

3 «Черепаха»
Цель: Учить сочетать в поделке пластилин и природный материал. Развивать речь, мышление, мелкую моторику. (Колдина, Лепка, стр.18)

4 «Угостим мышку сыром»
Цель: Учить детей рисовать цветными карандашами полукруглые предметы и аккуратно закрашивать их. (Колдина, Рисование, стр. 12)

1 «Неваляшка»
Цель: Учить детей создавать изображение предмета из частей круглой формы, посредством последовательного уменьшения формы, располагать изображение в центре листа;
Закрепить умение аккуратно набирать клей на кисть, намазывать готовые формы, прижимать детали салфеткой;
Развивать ориентировку на листе бумаги

2 «Пасхальное яйцо»
Цель: Продолжать учить детей наносить пластилин ан поверхность и украшать изделие. Развивать речь, мышление, мелкую моторику. (Колдина, Лепка, стр.25)

3 «Козлёнок»
Цель: Учить детей рисовать пальчиками точками, располагая их близко друг к другу. Развивать мелкую моторику рук. (Колдина, Рисование, стр. 15)

4 «Путешествие в зоопарк»
Цель: Совершенствовать координацию движений, развивать мелкую моторику, согласованность движений пальцев рук.
1 «Красивая бабочка»
Цель: Продолжать учить детей наносить пластилин на поверхность тонким слоем внутри контура рисунка, украшать изделие.

2 «Рыбки плавают в ручейке»
Цель: Продолжать учить детей составлять композицию из готовых фигур на листе бумаги, развивать воображение, мелкую моторику, аккуратно пользоваться клеем.

3 «Секрет в ладошке»
Цель: Развивать мелкую моторику пальцев рук, а так же развивать тактильную чувствительность рук детей.

4 Диагностика
Итоговая выставка работ.

Литература, используемая педагогом:
1. Гатанова Н.В., Тунина Е.Г. Развиваю мелкую моторику. – СПб.: «Питер»,2000.
2. Большакова С.Е. Формирование мелкой моторики рук: Игры и упражнения. – Ь. ТЦ Сфера, 2008.
3. Урмакова И.А. Развиваем мелкую моторику у малышей. – СПб.:»Литера», 2008.
4. Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. Ранний возраст. – М.: «КАРАПУЗ», 2009.
5. «Игры для развития мелкой моторики рук с использованием нестандартного оборудования». – СПб: ООО «Детство-Пресс», 2013.
6. Колдина Д.Н. Лепка с детьми 3 -4 лет. Конспекты занятий. – М.: Мозаика-Синтез, 2009.Сенсорное развитие детей раннего возраста в соответствии с ФГОС ДО

Конспект родительского собрания во второй младшей группе «Развитие мелкой моторики рук у детей»

Цель :
показать важность работы по развитию мелкой моторики рук; обозначить взаимосвязь мелкой моторики рук и речи дошкольника; научить родителей играм и упражнениям по развитию мелкой моторики рук. Задачи: раскрыть понятие мелкой моторики; рассказать о различных средствах развития мелкой моторики; познакомить родителей с пособиями для развития мелкой моторики.

Подготовительная работа:
1. Организация выставки рисунков, аппликаций, поделок из природного материала, пластилина.
2. Изготовление приглашений на собрание для родителей.
3. Подбор слайдов с пальчиковыми играми.
4. Организация выставки развивающих игр.

Оборудование: плакаты с высказываниями: «Ум ребёнка находится на кончиках его пальцев» (В.А. Сухомлинский). Рука - это своего рода внешний мозг» (Э.Кант). «Рука - это инструмент всех инструментов». (Аристотель). Ход : Добрый вечер уважаемые родители. Сегодня хотелось начать нашу встречу немножко не обычно, для вас. Давайте мы с вами поиграем, встанем в круг. И поприветствуем своего соседа, сказав ему комплимент. Вот посмотрите, сколько приятных слов вы пожелали друг другу. А сейчас уважаемые родители, я предлагаю вам отгадать загадку:

Пять да пять - родные братцы,
Так все вместе и родятся.
Если вскапываешь грядку,
Держат все одну лопатку.
Не скучают, а играют
Вместе все в одни игрушки.
А зимою всей гурьбою
Дружно прячутся в теплушки.
Вот такие «пять» да «пять»,
Угадайте, как их звать? (Пальцы.)
И тема нашей сегодняшней встречи - это «Развитие мелкой моторики рук у детей» Как вы считаете, что такое мелкая моторика рук? (высказывание родителей)

Мелкая моторика рук - это не что иное, как ловкость рук. Работа по развитию мелкой моторики рук должна начаться задолго до поступления ребёнка в школу. Родители и мы воспитатели, уделяя должное внимание упражнениям, играм, различным заданиям на развитие мелкой моторики и координации движений рук, решаем сразу две задачи: косвенным образом влияем на общее интеллектуальное развитие ребёнка; готовим к овладению навыком письма, что в будущем поможет избежать многих проблем школьного обучения.
Учёные доказали, что развитие руки находиться в тесной связи с развитием речи и мышлением малыша. Обычно ребёнок с развитой мелкой моторикой умеет логически рассуждать, у него достаточно развита память, внимание, связная речь.
В дошкольном возрасте важно именно подготовка к письму, а не обучение ему, что часто приводит к формированию неправильной техники письма. Умение выполнять мелкие движения с предметами развивается в старшем дошкольном возрасте, именно к 6 годам в основном заканчивается созревание соответствующих зон головного мозга, развитие мелких мышц кисти.
Если ребёнок активно поворачивает лист бумаги при рисовании или закрашивании, вас это должно насторожить. В этом случае ребёнок заменяет умение менять направление линии при помощи тонких движений пальцев поворачиванием листа, лишая себя этим тренировки пальцев и руки.
Есть дети, которые рисуют слишком маленькие предметы, как правило, это свидетельствует о жёсткой фиксации кисти при рисовании. Данный недостаток можно выявить, предложив ребёнку нарисовать одним движением круг диаметром примерно 3 - 4 см (по образцу). Если ребёнок имеет склонность фиксировать кисть на плоскости, он не справится с этой задачей: он нарисует вам вместо круга овал, или круг, но значительно меньшего диаметра или рисовать круг он будет в несколько приёмов, передвигая руку.
Работу по развитию мелкой моторики рук нужно вести с самого раннего возраста и регулярно: в младенчестве можно выполнять массаж пальчиков, воздействуя тем самым на активные точки, связанные с корой головного мозга. В это время большое значение имеет пальчиковая гимнастика: 1 . Упражнения и ритмичные движения пальцами возбуждают речевые центры головного мозга, а значит, стимулируют развитие речи. 2 . Пальчиковые игры создают благоприятный эмоциональный фон, формируют умение подражать взрослому, вслушиваться в речь и понимать её смысл, концентрировать внимание и правильно его распределять. 3 . Сопровождение упражнений короткими стихотворными строчками улучшает четкость речи, совершенствует память и воображение.

На каждом занятии с детьми мы всегда используем пальчиковую гимнастику, либо массаж рук. Сейчас мы вам покажем некоторые игры, которые мы проводим с детьми в группе. Приложение1.

Почему так важно для детей развитие мелкой моторики рук? Дело в том, что в головном мозге человека центры, отвечающие за речь и движения пальцев рук, расположены очень близко. Стимулируя мелкую моторику и активизируя тем самым соответствующие отделы мозга, мы активизируем и соседние зоны, отвечающие за речь.
Существует многообразие способов развития мелкой моторики рук у ребёнка. Развитие возможно только в игровой форме. Для развития мелкой моторики рук, а также детского творчества, артистизма детей, успешно используются различные виды инсценировки. Спектакли - игры, напоминающие театральные представления, требуют кропотливой совместной работы детей и взрослых. Сделайте с ребёнком пальчиковый театр, покажите небольшие игры - инсценировки в форме диалога: «Колобок», «Теремок», «Репка». Приложение2.
Кистью или пальцами руки ребёнок будет имитировать движения персонажей: наклоны и повороты головы, разнообразные движения туловища и рук куклы. (Показываю несколько фигур, родители пробуют повторить). Особенно чётко просматриваются контуры персонажей, характер их поведения, действий - в театре теней . Сначала исполнителем может быть взрослый, но посмотрев, ребёнок непременно захочет попробовать себя в роли актёра. Разучите с ним, как можно получить изображения птиц, животных и других персонажей путём складывания пальцев определённым образом. Получится не сразу, но малыш будет стараться показать хоть какую - то фигуру. Оборудование для театра теней простое: стена или экран и настольная лампа (источник света). У инсценировок с помощью пальчикового театра, театра теней большие возможности для развития ловкости, координации движений и развития речи. Приложение3.

Оригами.
Детей привлекает возможность мастерить поделки из бумаги, которые можно использовать в играх, инсценировках, - это оригами. Это не случайно. Притягательная сила этого искусства - в способности будить детское воображение, память, оживлять плоский немой лист бумаги, за считанные минуты превращать в цветы, животных, птиц. Сейчас можно найти множество книг по этому виду искусства и освоить вместе с ребёнком хотя бы самые простые способы изготовления фигурок. (Раздаю родителям листы бумаги и предлагаю сделать цветок для развития речевого дыхания детей). Приложение4.

Некоторые игры на развитие мелкой моторики: работа с раскрасками - штриховка;
пальчиковая гимнастика - шнуровка ; игры с конструктором, мозаикой;
лепка из глины и пластилина; нанизывание бус, бисера;
сматывание цветных ниток в клубочки; работа с ножницами.
Сегодня на прилавках магазинов достаточно игр на развитие мелкой моторики рук (шнуровки, сенсорное панно, наборы тканевых образцов различной фактуры).
Эти игры: развивают мелкую моторику рук; развивают пространственное ориентирование, способствуют усвоению понятий: вверху, внизу, справа, слева; формируют навыки шнуровки (завязывание шнурка на бант); способствуют развитию речи; развивают творческие способности; косвенно готовят руку к письму и развивают усидчивость.
Наша задача состоит в том, чтобы в содружестве с вами, дорогие родители, развить мелкую мускулатуру рук и подготовить детей к письму. Не зря существует выражение, что наш ум - на кончиках наших пальцев. Создать условия для накопления ребёнком двигательного и практического опыта, без которого невозможно быстро и успешно освоить навык письма.
К сожалению, о проблемах ребёнка с координацией движений и мелкой моторики рук большинство родителей узнают только перед школой. Это оборачивается форсированной нагрузкой на первоклассника: кроме усвоения новой информации, приходиться ещё учиться удерживать в непослушных пальцах карандаш. Поэтому если вы хотите, что бы ваш ребенок был умным и способным, то обратите пристальное внимание на развитие мелкой моторики. Старайтесь как можно больше заниматься с ребенком дома. Используйте для этого каждую свободную минуту. Такие домашние занятия будут для вашего малыша просто бесценны. Конечно, в детском саду мы развивают пальчики детей, но этого не достаточно. Нужна ежедневная систематическая работа в данном направлении. Лучше пусть ребенок лишний раз не сядет за компьютерные игры, не будет вечерами смотреть телевизор, заниматься бесполезными делами, а поиграет вместе с вами в игры на развитие двигательных способностей пальчиков. Надеюсь, что вашим детям с нашей общей помощью таких трудностей удастся избежать. А сейчас мы с вами хотим немножко поиграем, у вас на столах лежат предметы, которые можно использовать в упражнениях (родители рассматривают). Игровой калейдоскоп, «Пальчики здороваются», «Резиночка», «Рисунок на крупе», «Спрячь платочек», «Упражнения с пробками», «Упражнения с бигудями-липучками», «Крутись, карандаш» . Что вам больше понравилось? А в помощь мне бы хотелось подарить, вам памятки «Развитие у ребёнка мелкой моторики рук»

Вот наше собрание подходит к концу, и давайте закончим его игрой. Встаньте, пожалуйста, и возьмитесь за руки, я благодарю вас за участие в нашей встрече. А теперь на счет три дружно поднимем руки вверх и повторим фразу «Всем, всем до свидания.

Приложение 1

Пальчиковая гимнастика.

Цветок

У каждого из вас кисти рук превра-тились в цветок. Лепестки закрыты, плотно сомкнуты.

. Утром рано он закрыт (кисти рук находятся в исходном положении).

. Но к полудню ближе (ладони отходят друг от друга, подушечки больших пальцев прижаты к концам указательных, кисти рук напоминают полураскрытый бутон).

. Раскрывает лепестки, красоту их вижу (кисти рук у запястья соедине-ны, а пальцы плавно расходятся в разные стороны, напоминая раскрыв-шийся цветок).

. К вечеру цветок опять закрывает венчик (пальцы сомкнуть — нерас-крывшийся цветок).

. И теперь он будет спать (кисти рук в исходном положении).

. До утра, как птенчик (кисти рук положить под щеку — имитация сна).

Раз , два, три, четыре, пять, будем пальцы разминать

. Раз, два, три, четыре, пять, будем пальцы (на каждое слово дети делают хлопки).

. Разминать (на это слово пальцы сжать в кулаки).

. Это Ваня (показывают большие пальцы обеих рук).

. Самый сильный, самый толстый и большой (большими пальцами пока-чивать из стороны в сторону).

. Степа нужен для того, чтоб показывать его (большие пальцы оста-ются вынутыми из кулака, а указательные на обеих руках немного двигаются).

. А Сергей, он самый длинный, и стоит он в середине (выводят средние пальцы из кулаков).

. А Матвей, он безымянный, он избалованный самый (выводят безы-мянные пальцы).

. А Никита, хоть и мал (вывести мизинцы).

. Очень (прижать к ладоням боль-шие пальцы).

. Ловок (согнуть указательные, средние и безымянные пальцы на обеих руках, прижать к ладоням).

. И удал (подушечки мизинцев повернуты к лицу, приближаются к губам, после поцелуя, через низ вы-вернуть кисти рук от себя).

Проснись-потянись

Ладони плотно прижаты к крышке стола, пальцы, которые не участвуют в работе, также прижаты к крышке стола.

Покажите мне ваши ладони. Широ-ко расставьте пальцы. У каждого есть имя: большой — Иван, указатель-ный — Степан, средний — Сергей, безымянный — Матвей, мизинец — Никитушка.

. Все пальчики-мальчики крепко «спят» (кисти рук, пальцы чуть рас-ставлены, плотно прижаты к крышке стола).

. Но вот выглянуло солнышко, заиграли лучи. Иваны проснулись, по-тянулись (большие пальцы обеих рук поднять как можно выше от стола, кисти напряжены; опустить).

. Степаны проснулись, потянулись (то же движение делают указательные пальцы и так до Никитушки).

Примечания. 1. По мере закрепления детьми этого упражнения следует его усложнить. Имена называть в обрат-ном порядке или вразброс. 2. Пальцы обеих рук поднимать одновременно на «раз», на «два» опускать, ладони при этом напряжены, плотно прижа-ты к столу.

Приложение2

Пальчиковый театр

Сказка «Репка»

Сказка «Колобок»

Приложение3

Театр теней

Приложение4

Оригами «Собачка»

Оригами «Цветок»

Приложение5.

Шнуровки

Приложение 6.

Памятка «Развитие у ребёнка мелкой моторики рук».

Как можно чаще, даже в очереди, рисуйте ребёнку всевозможные лабиринты. Пусть пройдёт по ним карандашом. Чтобы занятие не наскучило, лучше всего объяснить, что это за лабиринт, куда он ведёт, и кто по нему должен пройти. Например, «Это лабиринт в замке Снежной королевы, он изо льда. Герда должна пройти по нему, не касаясь стенок, иначе она замёрзнет».

Для развития рук полезно обводить любые трафареты, не менее полезно заштриховать. Каждую фигурку следует штриховать под разным углом наклона и с различной степенью густоты линий. Хорошо, если штриховка получится разной степени интенсивности: от бледного, еле заметного до яркого, тёмного. Полезно также штрихование сеткой. Во всех случаях ребёнку нужны образцы, так что штриховать придётся и вам.

Можно обводить все, что попадётся под руку: дно стакана, перевёрнутое блюдо, собственную ладонь, ложку и т. д. Особенно подходят для этой цели формочки для приготовления печенья или кексов.

Отлично развивает руку разнообразное нанизывание. Нанизывать можно всё что нанизывается: пуговицы, бусы, рожки и макароны, сушки и т. п. Можно составлять бусы из картонных кружочков, квадратиков, сердечек, листьев деревьев, в том числе сухих ягод рябины. Научиться прокалывать аккуратные дырочки тоже полезно.

Если ваш ребёнок крайне неохотно рисует кистью, предложите ему порисовать пальчиками. Можно рисовать одним, двумя или сразу всеми пальцами одновременно: каждый пальчик опускается в краску определённого цвета, а потом по очереди ставится на бумагу. Так получается салют, или бусы, или ещё что - либо. Лучше всего закончить рисунок фломастером или карандашами.

Занимаясь с ребёнком, помните, что внимание у детей этого возраста неустойчивое, они легко отвлекаются. Старайтесь, чтобы время ваших игр не превышало 10 -15 минут.
Лучше выполнить небольшое по объёму задание, но качественно и с хорошим настроением. Играйте, весело проводите время, общайтесь с ребёнком.

Зензина Ирина Владимировна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ №12"Березка"
Населённый пункт: НСО г.Искитим
Наименование материала: Конспект родительского собрания во 2-й младшей группе
Тема: "Развитие мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста"
Дата публикации: 01.02.2018
Раздел: дошкольное образование

Конспект родительского собрания во второй младшей

группе по теме:

«Развитие мелкой моторики рук у детей младшего

дошкольного возраста»

Цель собрания: показать важность работы по развитию мелкой моторики рук у

детей младшего дошкольного возраста.

Задачи:

Раскрыть понятие мелкой моторики;

Рассказать о различных средствах развития мелкой моторики;

Познакомить родителей с пособиями для развития мелкой моторики.

Повысить компетентностьродителей в вопросе мелкой моторики

Предварительная

работа:

Родители

заполняют

моторика»?

Ход мероприятия:

Здравствуйте,

уважаемые

родители!

собрании. Сегодня тема нашего собрания» Развития мелкой моторики у детей

младшего дошкольного возраста». Разговор хочу начать, такого вопроса как: Что

такое мелкая моторика, Зачем её развивать и Способы её развития. И так начнём

по порядку.

Вопрос к родителям: Как вы считаете, что такое мелкая моторика? (Обмен

мнениями)

Моторика

совокупность

двигательных

двигательных действий, свойственных человеку.

Иными словами можно сказать: что мелкая моторика это

– сфера двигательных

организма.

Моторику различают

моторику

(движение

ладоней и пальцев) и крупную моторику (перемещение тела, ходьба)

Одним из показателей и условий хорошего физического и нервно-психического

развития

является

развитие

принято называть, мелкой пальцевой моторики.

Проблемы развития мелкой моторики изучаются достаточно давно

Педагоги и

психологи, занимаю

щиеся проблемами развития дошколь

единодушно

сходятся во мнении о том, что мелкая моторика очень важна, поскольку через нее

развиваются такие высшие свойства сознания, как внимание, мышление,

координация, воображение, наблюдательность, зрительная и двигательная

амять, а так же

Абсолютно

неоспоримый

изменился.

Большинство родителей забыли, что такое колыбельная или сказка, рассказанная

или прочитанная на ночь, не говоря уже об играх с пальчиками или ладошками.

Многим проще посадить ребенка у телевизора или дать в руки современный

гаджет (телефон или планшет), чем заняться с ребенком полезной, а главное

развивающей игрой: полепить, порисовать, поиграть с мозаикой. Современные

торопятся,

опаздывают,

ребенок самостоятельно умоется, оденется, зашнурует ботиночки или застегнет

пуговицы.

большинства

современных

движения

перестают

главенствующую

отрицательно

сказывается

развитии,

развитии

мышления

ребенка, вызывая в дальнейшем трудности в овладении письмом в школе: быстро

устает рука, теряется рабочая строчка, не получается правильно нарисовать,

написать, раскрасить. Но если вовремя помочь ребёнку, постоянно использовать

различные способы развития мелкой моторики эти серьёзные проблемы можно

успешно решить.

Вопрос к родителям: Как вы думаете, когда нужно развивать мелкую

моторику?(Обмен мнений)

Как мы уже выяснили, что развитие мелкой моторики играет важную роль для

общего развития ребенка, то и развивать её нужно с раннего возраста, а затем

продолжая и в младшем,и старшем дошкольном возрасте. Мелкая моторика

развивается постепенно, это индивидуальный процесс и у каждого ребенка он

проходит своими темпами.

Вопрос к родителям: Как, какими способами нужно развивать мелкую

моторику? (Обмен мнениями)

развития

моторики

использовать

упражнения. С некоторыми из них мы сегодня и познакомимся.

Сначала поговорим о средствах развития мелкой моторики - это пластилин,

бумага, крупа, бусы, пуговицы, природный материал, нитки, тесьма, веревки,

шнурки, ткани, куклы, песок, вода карандаши, счетные палочки и т.д. Как видите

средств очень много! Остановимся на некоторых из них.

1.ИГРЫ - ШНУРОВКИ, ЗАСТЁЖКИ -эти игры развивают сенсомоторную

координацию,мелкую моторику рук, пространственное ориентирование;

способствуют пониманию понятий «вверху», «внизу», «справа», «слева»;

формируют навыки шнуровки, самообслуживания, способствуют развитию речи;

внимание, развивают творческие способности.

(Показ пособий)

2. ИГРЫ НА НАНИЗЫВАНИЯ -этиотлично развивают кисти рук и пальцы,

глазомер, внимание, а это в свою очередь влияет на формирование головного

мозга и становление речи.

Нанизывать можно все что угодно: рожки и большие макароны, макаронные

изделия в форме колеса, сушки, бусинки, пробки. Такие упражнения для рук и

пальчиков

развивают

логическое

мышление,

аккуратности и усидчивости. Эти полезные навыки очень пригодятся ему в

школе. Пример и показ:

Мы вмести с детьми

из солёного теста

слепили баранки, а потом их

раскрасили. Теперь они их нанизывают на шнурочки, делая бусы. Сколько при

этом радости т.к. сделано своими руками. Или раскрасили рожки в разные цвета

и ими дети с удовольствием играют. Что-то похожие можно придумать и дома!

3. ИГРЫ НА ВЫКЛАДЫВАНИЕ

Выкладывать можно узоры из мозаики; картинки из семечек арбуза, тыквы,

различные

карандашей, соломинок и т.д.

Нехитрые

внимание,

воображение,

познакомиться с геометрическими фигурами и понятием симметрии.

Занимательная,

развивающая

обучающая

игры-пазлы

усидчивости,

аккуратности,

терпения

внимательности.

ребенок познает связи между частью и целым, развивает логическое мышление и

мелкую моторику рук. Чтобы собрать достаточно сложный пазл, нужно хорошо

владеть пространственными характеристиками и воображением, способностью

переворачивать картинку в уме, умением найти нужный фрагмент.

(Показываю, какие игры-пазлы имеются в группе)

4. ИГРЫ С БУМАГОЙ - это не только развивают моторику, но и помогают

освободиться

накопившегося

раздражения,

сбросить

негативную

энергию, развить творческий потенциал и практические навыки. Бумагу можно

рвать, мять, складывать, разрезать ножницами. Эти игры и упражнения помогут

ребенку узнать, как обычная бумага превращается в красивые аппликации и

забавные объемные игрушки. Развитию точных движений и памяти помогают

плетение

ковриков

бумажных

«оригами»:

складывание корабликов, самолетиков, цветов, животных и других фигурок.

познакомились

некоторыми

множество. Их можно найти в специальной литературе, интернете. Для тех, кто

желает, я могу

подобрать нужную литературу, что не понятно объяснить,

показать. Для вас я также подготовила памятку, какие предметы подойдут для

развития мелкой моторики.

Так же предлагаю сделать выставку, из игр которые вы сделаете дома вместе с

детьми. Посмотрим, какие игры у нас

получатся и, таким образом, в нашей

группе появятся новые игры для развития мелкой моторики рук.

заметить,

упражнение

развивающими, если не будут интересны ребенку. И тут задача взрослых, наша с

вами задача, поддержать ребенка, при необходимости оказать помощь, и конечно

быть терпеливыми и спокойными. На этом наше собрание закончено!

На следующей нашей встречи, а это будет семинар-практикум мы рассмотрим и

по играем вмести с детьми в разнообразные дидактические игры.

Есть ко мне вопросы? До свидание



 

Возможно, будет полезно почитать: