Исследование эмоционального интеллекта ребенка до 2 лет. Эмоциональный интеллект ребенка. Что такое эмоциональный интеллект

Как развить эмоциональный интеллект у ребёнка? Нужно ли вообще это делать или он разовьётся сам, без вмешательства взрослых? Этими вопросами задаются многие родители.

Сначала разберёмся, что такое эмоциональный интеллект . Психолог М. Смит пишет, что это способность человека распознавать эмоции, понимать намерения, мотивацию и желания других людей и свои собственные. Термин был введён в научный обиход тогда, когда стало понятно, что для того, чтобы быть успешным и продуктивным, порой человеку недостаточно общих интеллектуальных способностей. Наряду с достаточно высоким интеллектом необходимо эффективно взаимодействовать с другими людьми.

Развитие эмоционального интеллекта у детей дошкольного возраста

Одна из важных задач дошкольного возраста – развитие эмоционального интеллекта, основа которого взаимодействие со взрослыми. Эмоциональный интеллект развивается там, где ребёнок растёт в атмосфере принятия его собственных эмоций и чувств. За счёт этого дошкольник учится понимать и принимать многообразие эмоций и чувств других людей. Иногда бывает, что в некоторых семьях существует запрет на выражение некоторых эмоций, например, гнева, страха, презрения и т. д. А ведь эмоции возникают у человека независимо от его воли. Взрослый может их не показывать, а вот для ребёнка дошкольного возраста это затруднительно. Подавление эмоций детей – прямой путь к эмоциональному неблагополучию. Здесь речь идёт как раз о такой особенности эмоционального интеллекта как способность понимать свои эмоции и управлять ими. Нельзя запретить ребёнку испытывать, например, гнев. Но можно научить осознавать его и выражать социально приемлемым способом. Так, если взрослый говорит: «Не злись», он учит ребёнка подавлять эмоции. Будет лучше, если родитель поможет малышу осознать эмоции. Как это сделать? Например, так: «Похоже, ты злишься на брата за то, что… Я вижу, ты сжимаешь кулаки. Ты бы, наверно, отлупил его, вот как ты зол. Можешь сказать ему, что злишься на него, и побить грушу. Может быть, ещё что-то сделать, что поможет тебе справиться со злостью?»

Совсем не обязательно для развития эмоционального интеллекта водить ребёнка на специальные занятия. Малышу вполне достаточно жить в мире и активно взаимодействовать с ним. В обычном живом общении, на основе жизненных примеров, на основе примеров художественной литературы, живописи, кинематографа. Как? Очень просто. Не отгораживайтесь от того, что происходит. Если вы видите на улице человека, которому нужна помощь, подойдите к нему вместе с ребёнком и помогите. Откройте дверь бабушке, которая несёт в руках две сумки, уступите место в трамвае, помогите маме с детской коляской спуститься по лестнице. За этими действиями стоит не просто желание помочь. Увидеть того, кому нужна помощь, распознать его эмоции на данный момент, понять, что помощь уместна – это всё проявления эмоционального интеллекта. Совсем не обязательно назидательно рассказывать малышу, что и зачем вы сейчас делаете. Достаточно просто сделать и ограничиться парой слов: «Давай бабушке поможем, ей тяжело сумку нести». Читайте книги с ребёнком, смотрите фильмы и мультики, обсуждайте прочитанное и увиденное, будь то действия героев или их чувства. Не забывайте и о ваших чувствах относительно прочитанного или просмотренного.

Игры для развития эмоционального интеллекта у детей

Нужны ли специальные игры для развития эмоционального интеллекта у детей? Да, использование игр возможно, но важно понять, какие это игры. Если вы возьмёте карточки с нарисованными эмоциональными проявлениями и ваша игра будет заключаться в том, что ребёнок должен угадать эмоцию (радость, страх, гнев и т. д.), особого смысла в таких играх нет. Простое называние эмоций, оторванное от жизни, не имеет практического смысла. На самом деле, эмоциональный интеллект развивают любые игры, в которых дети взаимодействуют. Там, где нужно общаться, договариваться, сотрудничать, работать в команде, искать компромиссные решения. Так, играя в магазин, ребёнок учится догадываться о возможных потребностях покупателя, учится быть вежливым и внимательным к другим. Игра в больницу – возможность переживать, развивать эмпатию, учиться сочувствовать больному. Даже играя в песочнице, вы можете способствовать развитию эмоционального интеллекта у ребёнка. Обратите внимание, что кому-то грустно (предложить поиграть вместе?), кто-то смотрит с вожделением на игрушку ребёнка (дать поиграть на время?), кто-то никак не может построить дом (помочь?), а кто-то обиделся.

Развивая эмоциональный интеллект ребёнка, учите его не только осознавать то, что происходит с ним, но и видеть то, что происходит вокруг него. Именно такое внимательное отношение к себе и другим поможет малышу эффективно взаимодействовать с другими людьми, уважая как себя самого, так и других.

В наше время никто не сомневается в необходимости обладания эмоциональным интеллектом. Очевидно, что для того, чтобы быть социально успешным, мало обладать запасом знаний, умений и навыков. Важно уметь видеть, замечать, различать свои чувства и чувства других людей. Понимать эффект, который вы производите. Все чаще важно не «что» вы делаете, а «как».

Простой способ развития ЭИ у ребенка

Взрослые книги про развитие эмоционального интеллекта уже давно пользуются популярностью. Для детей существуют целые курсы, хотя есть и волшебный по своей простоте способ овладеть эмоциональным интеллектом легко и непринужденно - чтение детям книг с раннего детства. Книг, в которых происходят события разной переживательной сложности и поляризации. Это действительно отличный способ развить у ребенка эмоциональный интеллект.

Весь спектр эмоций

В книгах мы можем найти все: переживание страха, стыда, радости, горя, вины, наивности, мести, злости, гордости, единения. Прочитать, как персонажи переживают эти чувства, в каких случаях люди их испытывают, как справляются и куда эти чувства их ведут. Впитывая эту информацию, не в виде обучения, не в виде скучных лекций, а в виде интересных историй, ребёнок обучается эмоциональному интеллекту, овладевает им.

Почему именно книги?

Играя в компьютерные игры, такого результата не достичь. Там можно ругаться, драться, даже убивать кого-то. Но там нет объяснений к чему это ведет. Важно лишь достигнуть цели.

А в жизни человек сталкивается и общается с живыми людьми, которые реагируют на одно и то же действие не всегда одинаково. Для любителей компьютеров стираются эмоциональные составляющие. Тонкость чувств пропадает. Ребенок вырастает слишком роботоподобным с точки зрения эмоционального интеллекта. А книги учат эмпатии, успешной социализации человека.

Какие книги для развития эмоционального интеллекта ребенка можно прочесть?

Чем больше книг вы будете читать сами и своим деткам, тем легче будет прокачиваться эмоциональный интеллект всех членов семьи. Постарайтесь выбирать для детей книги, где есть неоднозначные герои, различные ситуации, эмоции и переживания. Ниже лишь малая часть тех книг, которые вы можете прочитать.

Наталья Кузярина
Развитие эмоционального интеллекта у детей

Существенным фактором успешности человека в жизни, не только взрослой, но и во время дошкольного и школьного детства, является уровень его интеллекта - ряда умственных (логических, вербальных, математических) способностей. Но человек обладает еще и совокупностью других, не ориентированных на логику, способностей, таких как чувства, переживания, эмоции , отношения. В этом случае говорят об эмоциональном интеллекте .

Эмоциональный интеллект – это знание и использование собственных эмоций , способность человека к эмпатии и отношениям с другими людьми. Составляющими эмоционального интеллекта являются :

1. Знание собственных эмоций . Узнавание своих чувств в момент их появления, способность наблюдать свои чувства являются решающими для понимания самого себя. Тот, кто знает свои чувства, более успешен в жизни, ясно понимает, что он действительно думает о своих личных решениях от выбора спутника жизни до выбора профессии.

2. Способность конструктивно обходиться с эмоциями . Нужно так обходиться со своими чувствами, чтобы они были адекватны ситуации. Это означает не только, что нельзя радоваться чужому горю, вымещать зло на невинном, но и значит, что человек способен успокаивать самого себя, избавляться от страха, мрачного, подавленного настроения, раздражительности, агрессии и т. п. Тот, у кого не развиты такие способности , будет постоянно бороться с тяжелыми переживаниями, эмоциональными проблемами . Кто обладает ими, тот гораздо быстрее восстанавливает стабильное эмоциональное состояние и более устойчив к неудачам и испытаниям.

3. Способность использовать эмоции в деле . Поставить эмоции на службу достижения какой-либо цели очень важно для нашего внимания, мотивации, успешной деятельности, креативности. Способность управлять эмоциями , не быть рабом спонтанных эмоциональных импульсов , уметь отказываться от немедленного результата в пользу долгосрочных целей – основа успеха любого рода деятельности.

4. Эмпатия - способность человека чувствовать и понимать чувства других людей, эмоционально отзываться на переживания другого, мысленно или эмоционально встать на место другого человека, переживающего какие-либо чувства; способность к пониманию и сопереживанию.

Способность знать о том, что чувствуют другие люди, является основой знания людей. За отсутствие эмпатии приходится дорого платить в социальной жизни. Кто умеет чувствовать состояние других людей, тому будет легче воспринимать скрытые социальные сигналы, которые дают понять, что хочет другой человек. Эмпатия особенно необходима во всех социальных профессиях : учителям, воспитателям, медицинскому персоналу и всем, кто работает с людьми, и особенно – с детьми. Нужна она и родителям.

5. Способность к отношениям. Искусство отношений во многом зависит от понимания и обхождения с чувствами других людей, т. е. от эмпатии. От наличия или отсутствия этой способности зависит, как относятся к вам другие, и насколько эффективно вам удается наладить контакт с людьми, т. е. социальная компетентность или некомпетентность.

Некоторые исследователи под эмоциональным интеллектом подразумевают свойства человека, весьма близкие обыденному понятию «характер» . Дело не в противопоставлении чувств, эмоций , сердца холодному здравому рассудку, а во взаимодополнении и равновесии их. Только тот, кто умеет воспринимать свои чувства (гнев, печаль, радость, страх и т. п., идентифицировать их (знать, что чувствует или чувствовал, контролировать, умело обходиться с ними, является человеком с , а значит с высоким самосознанием, способностью управлять собой, понимать других людей, идти на компромисс.

Только человек с развитым эмоциональным интеллектом способен оптимально использовать свой логический интеллект . Человек, не осознающий свои чувства, не дающий себе отчета в том, что он чувствует, бывает жертвой приступов неконтролируемых чувств и эмоций , часто ведущих к неадекватному поведению, неверной оценке ситуации, трудностям в контактах с людьми, агрессивному поведению и даже насилию. Люди, проявляющие агрессию, не осознают, что чувствуют и переживают их жертвы. Неразвитость собственных чувств ведет к нечувствительности к чувствам других.

Не менее важно понимать чувства других. Эта способность человека имеет решающее значение в различных ситуациях социальной жизни – в семье, школе, профессии, - для эмоционально «правильного» (корректного) общения людей друг с другом. Поэтому способность понимать и правильно обходиться с чувствами других людей, выражающихся в их мимике, жестах, интонациях, словах – также неотъемлемая составная часть эмоционального интеллекта .

Маленькие дети способны непроизвольно сочувствовать другим людям, когда те плачут, а также растениям и животным. Но будут ли развиты эти естественные задатки эмпатии, зависит не от врожденных способностей, а от воспитания. Решающую роль при этом играют родители и педагоги, которые служат детям примером. Учителя и близкие ребенка, обладающие высокоразвитой эмпатией , способны воспитать чуткого, доброго, отзывчивого, понимающего других человека.

Начинать воспитание и развитие эмоционального интеллекта следует уже в самом раннем возрасте. Это лучший путь к укреплению личности и профилактике разных отклонений и проблем в развитии , различных зависимостей, депрессий, проявлений жестокости, преступности и других тяжелых явлений современной цивилизации.

Воспитание доброты, сочувствия, отзывчивости, гуманности, терпения, усидчивости, стремления доводить начатое дело до конца является неотъемлемой частью ежедневных занятий и игр с детьми, как в детском саду, так и дома. И этим, безусловно, занимаются и педагоги, и родители. Сложнее обстоит дело с развитием способности к отношениям со сверстниками и взрослыми. Здесь очень важна психопрофилактическая работа с детьми, заключающаяся в умении найти правильный подход к воспитанию каждого ребенка. Хороших послушных детей легко воспитывать , а вот с «трудными» - трудно.

Агрессивных детей следует учить конструктивным способам управления собственным поведением (снимать напряжение, избавляться от злости, раздражительности, разрешать конфликтные ситуации и др.). Нужно помнить, что причинами агрессивности ребенка могут быть не только недостатки семейного воспитания и низкий уровень эмоционально-волевой сферы , но и негативное отношение взрослого (педагога, родителя) к ребенку. У детей в возрасте 5-7 лет агрессия зачастую становится защитным механизмом. К открыто конфликтующим детям нужно проявлять любовь и чувство симпатии, независимо от их поведения, необходимо исключать ситуации, провоцирующие ребенка на конфликт, поднимать статус ребенка на фоне других детей (порицание с глазу на глаз, а похвала на фоне коллектива) . Замкнутых, тайно конфликтующих детей необходимо ставить в активную жизненную позицию, повышать их самооценку, статус в коллективе, делать первыми помощниками воспитателя, развивать эмоции , интерес к товарищам через поручение важных ролей и особых заданий, поощрять за самые малые достижения.

Система поощрений и наказаний должна быть очень гибкой. Наказание не должно унижать ребенка. Нужно избавлять детей от вредных привычек , поддерживать успехи, помогать им осознавать свои достижения и все, что они делают хорошо.

Чтобы поддержать ребенка, необходимо :

Опираться на его сильные стороны;

Избегать подчеркивания промахов;

Показывать, что вы удовлетворены им;

Уметь и хотеть демонстрировать свою любовь к нему;

Избегать дисциплинарных наказаний;

Проявлять эмпатию и веру в ребенка;

Демонстрировать оптимизм;

Чаще применять слова поддержки («Я уверена, что ты все сделаешь хорошо» , «У тебя все получится» , «Ты делаешь это очень хорошо» и т. п.) и избегать слов, выражающих разочарование и разрушающих веру ребенка в себя («Ничего-то ты не можешь» , «Это для тебя слишком трудно» , «Опять у тебя ничего не получается» ).

Не следует путать поддержку с похвалой. Поддержка основана на том, чтобы помочь ребенку почувствовать свою нужность. Похвала заключается в том, что ребенка хвалят за что-то хорошее или за какие-то успехи в определенный период времени. Поддержка в отличие от похвалы может оказываться при любой попытке или небольшом прогрессе. Когда взрослый выражает удовлетворение от того, что делает ребенок, это поддерживает его и стимулирует продолжать или делать новые попытки. Поддерживать детей можно с помощью :

Отдельных слов («красиво» , «аккуратно» , «прекрасно» , «здорово» , «продолжай» );

Высказываний («Я горжусь тобой» , «Мне нравится, как ты работаешь» , «Я рада, что ты мне помог» , «У тебя все идет прекрасно» );

Прикосновений (потрепать по плечу, дотронуться до руки, обнять ребенка) ;

Совместных действий, физического соучастия (сидеть, стоять рядом с ребенком, играть с ним, слушать его) ;

Выражения лица (улыбка, кивок) .

При обучении искусству отношений используются разнообразные этические беседы и дискуссии, решение проблемных ситуаций, имитационные и ролевые игры, элементы психогимнастики, чтение и обсуждение художественных произведений, просмотр и анализ фрагментов видеозаписей, обыгрывание ситуаций, социально-поведенческие тренинги, рисование на заданную тему и т. д.

Детский сад выполняет социальный заказ общества (родителей) : подготовить детей к обучению в школе . Под готовностью многие понимают набор способностей и навыков, непосредственно задействованных в обучении, - прежде всего уровень когнитивного (познавательного) развития , внимание, память, логическое мышление, координацию глаз – рука и т. п. Но важна также роль социального и эмоционального компонента , а развитие социальной компетентности и эмоциональной сферы ребенка некоторые педагоги и исследователи признают главным элементом понятия «психологическая готовность к школе» .

Развитие эмоционального интеллекта

у детей дошкольного возраста.

Эмоциональное развитие детей дошкольного возраста – одно из важнейших направлений профессиональной деятельности педагога. Эмоции «являются центральным звеном» психической жизни человека, и прежде всего ребёнка. / Л. Выготский /

Успешно закончивший школу, подававший большие надежды человек в жизни становится неудачником, а другой, как говорят, едва натягивающий до тройки, в жизни становится преуспевающим человеком. У него всё в жизни складывается на «отлично».

Согласно новейшим исследованиям, успешность человека зависит от коэффициента умственного развития на 20 процентов, а от коэффициента эмоционального развития – почти на 80 процентов. Человек, не умеющий регулировать свои эмоции, неспособный понимать свои эмоции и эмоции других людей, правильно оценивать реакции окружающих, не может в жизни быть успешным человеком.

Наши мозги устроены таким образом, что мы являемся в первую очередь эмоциональными существами, поэтому наша первая реакция на происходящее с нами событие всегда будет эмоциональной. Никто из нас не может контролировать эту часть процесса . Но мы способны контролировать мысли, возникающие после появления эмоции, и именно от нас зависит, как мы будем реагировать на эту эмоцию - после того, как поймем, в чем она состоит.

Понятие «эмоциональный интеллект (EQ)» не является новым в педагогике. Об этом писали многие учёные, но использовали другие термины. Кроме того, существует ряд взаимосвязанных с эмоциональным интеллектом качеств, в том числе эмпатия, которое первоначально означает процесс эмоционального проникновения в состояние другого человека.

Впервые термин “эмоциональный интеллект” был употреблен в 1990 году Дж. Мейером и П.Саловеем.

Эмоциональный интеллект (EQ) – способность человека управлять самим собой и другими людьми.

Гармоничное восприятие и использование своих эмоций открывает новые горизонты в различных сферах общения. Выстраивать отношения в любых условиях – смысл развития эмоционального интеллекта .

Что получает каждый из нас в результате развития эмоционального интеллекта:

1. Понимание и осознание эмоций освобождает нас от страхов и предрассудков, поэтому нам легче мыслить нестандартно, легче принимать решения.

2. Обладая высоким эмоциональным интеллектом, мы способны вести за собой, т.к. внушаем людям доверие, надёжность, вдохновение.

3. У нас много энергии благодаря эмоциональной гармонии.

В основе развития личности дошкольника лежит эмоциональный интеллект, т. е. понимание, контроль эмоций и ориентация на другого, а также способность сотрудничать с другими людьми.

Эмоциональный интеллект включает в себя самосознание, контроль импульсивности, уверенность, самомотивацию, оптимизм, коммуникативные навыки, умение эффективно выстраивать взаимоотношения с другими людьми.

Эмоциональный интеллект играет важную роль в жизни и карьере каждого человека. Однако для того, чтобы этот уникальный вид интеллекта проявлялся и сработал, он должен развиваться не путём тренингов и семинаров во взрослой жизни, а ещё в детском саду через осознание дошкольником роли и значимости окружающих его людей.

Оказывается, что совершенствование логического мышления и кругозора ребенка еще не является залогом его будущей успешности в жизни. Гораздо важнее, чтобы ребенок овладел способностями эмоционального интеллекта, а именно:

  • умением контролировать свои чувства так, чтобы они не “переливались через край”;
  • способностью сознательно влиять на свои эмоции;
  • умением определять свои чувства и принимать их такими, какие они есть (признавать их);
  • способностью использовать свои эмоции на благо себе и окружающим;
  • умением эффективно общаться с другими людьми, находить с ними общие точки соприкосновения;
  • способностью распознавать и признавать чувства других, представлять себя на месте другого человека, сочувствовать ему.

Развитие эмоциональной сферы ребенка способствует процессу социализации человека, становлению отношений во взрослом и детском сообществах.

Сегодня уже доказано, что на формирование эмоционального интеллекта влияет развитие таких личностных свойств, как эмоциональная устойчивость, положительное отношение к себе и эмпатия. Таким образом, развивая эти качества ребенка, можно повысить уровень его эмоционального интеллекта. Этим обоснована необходимость разработки системы педагогических мероприятий, которая направлена на развитие эмоциональной сферы дошкольника, воспитание доброжелательного отношения к сверстнику.

Модель эмоционального интеллекта предполагает последовательное и параллельное развитие четырех основных функций:

– самосознание (образ "Я", понимание "психологического устройства" себя);
– самоконтроль (способность совладать со своими чувствами, желаниями);
– социальная чуткость (умение устанавливать контакты с разными людьми);
– управление отношениями (способность к сотрудничеству, умение поддерживать, развивать, укреплять контакты).

Эти основные функции развиваются на различных этапах дошкольного детства в соответствии с возрастными особенностями ребенка, используя сочетание различных форм обучения.

Используются такие методические средства, как:

  • ролевые игры;
  • психогимнастические игры;
  • коммуникативные игры;
  • игры и задания, направленные на развитие произвольности;
  • игры, направленные на развитие воображения;
  • релаксационные методы;
  • использование эмоционально-символических методов.
  • комфортная организация режимных моментов;
  • оптимизация двигательной деятельности через организацию физкультурно-оздоровительных мероприятий (физкультминутки, спортивные игры и т.д.);
  • игротерапия (сюжетно-ролевые, коммуникативные и т.д.);
  • арттерапия (рисование, ритмопластика, танец);
  • занятия-образы, игры-драматизации, сказкотерапия;
  • психогимнастика (этюды, мимика, пантомимика);
  • телесно-ориентированные методы, психомышечная тренировка;
  • задания, направленные на организацию совместной деятельности и театрализованных игр, составление рассказов и т.п.;
  • использование наглядных пособий (фотографии, рисунки, схемы и т.д.);

Действующие эффективные методы обучения – интерактивные беседы, рассказы и сказки, работа с видеосюжетами, творческая индивидуальная и групповая деятельность (совместное пение, танец, рисование, работа с природными материалами, пантомима, декламация), элементы телесной терапии.

Главным при этом является умелый выбор модели общения, способствующей психологическому комфорту ребенка, не подавляющей его свободу и индивидуальность. Наличие четких правил, создание специфической атмосферы, предоставление детям максимально возможной самостоятельности являются основными условиями предупреждения психоэмоционального напряжения детей.

Отмечено, что дети с нормальной двигательной активностью имеют лучшие показатели в развитии. У них более устойчивы психика и настроение.

У малоподвижных и моторных детей процессы саморегуляции менее совершенны. Мало того, исследователи отмечают, что у многих из них развиваются такие негативные черты характера, как зависть, нерешительность агрессивность, неуравновешенность и т. д. Эти дети нуждаются в индивидуальном медицинском и психолого-педагогическом сопровождении.

Психотерапевтическая прогулка – это пешая прогулка, основную часть которой составляет ходьба. А она в плане профилактики психоэмоционального напряжения не менее полезна, чем оздоровительный бег.

Особенность такой прогулки в том, что во время ее детям задаются определенные психологические требования, выполнение которых дает им возможность отключиться от беспокоящих их проблем и дать мозгу своеобразный отдых.

В "туристическом агентстве" дети приобретают путевки – маршруты. Цена путевки – демонстрация детьми своих возможностей и достижений. Приобретение "путевок" демонстрацией своих достижений и возможностей укрепляет уверенность детей в своих силах. На таких прогулках дети имеют возможность узнать не только свои достоинства и особые способности, но и способности своих товарищей.

На остановках педагог проводит с детьми игры, которые, в свою очередь, обусловлены спецификой психического состояния данной группы детей. Это могут быть упражнения на психосаморегуляцию состояния, коммуникативно-лингвистические игры, развлекательные, оздоровительные игры и др., смотря по ситуации и местоположению.

4 навыка эмоционального интеллекта

Четыре навыка эмоционального интеллекта можно разбить на две пары: одна образует внутриличностную компетентность, вторая - межличностную (социальную) компетентность. Внутриличностная компетентность формируется за счет навыков самовосприятия и управления собой, которые концентрируются преимущественно на вас лично, а не на ваших взаимодействиях с другими людьми. Внутриличностная компетентность представляет собой вашу способность сохранять восприимчивость своих эмоций и управлять деталями и общими тенденциями своего поведения. Социальная компетентность состоит из навыков социальной восприимчивости (чуткости, эмпатии) и управления отношениями. Социальная компетентность представляет собой способность понять настроения, поведение и мотивы других людей, с тем чтобы улучшить качество ваших отношений и связей с ними.

Самовосприятие

Единственный способ по-настоящему понять ваши эмоции состоит в том, чтобы уделить достаточное время их осмыслению, пониманию причин их возникновения и сохранения.

Управление собой

Управление собой проявляется в случае, когда вы действуете - или, напротив, воздерживаетесь от действий. Некоторые эмоции способны создать у нас ощущение парализующего страха, способное настолько затуманить наше мышление, что мы не можем найти выхода из создавшегося положения (при условии, что нам нужно что-то делать в этой ситуации).

Социальная восприимчивость

Социальная восприимчивость представляет собой способность точно улавливать эмоции других людей и понимать, что на самом деле с ними происходит. Слушание и наблюдение являются двумя самыми важными элементами социальной восприимчивости. Нам следует дожидаться хода другого собеседника и перестать думать заранее о том, что мы скажем в ответ на очередную его реплику.

Управление отношениями

Чем слабее ваша связь с кем-либо, тем сложнее вам донести до него свою мысль. Если вы хотите, чтобы люди слушали вас, вам нужно практиковаться в управлении отношениями и находить преимущества в каждой связи, даже не самой очевидной.

Особое место в развитии личности ребёнка в дошкольном возрасте принадлежит окружающим его людям. В младшем дошкольном возрасте с их помощью дети знакомятся с некоторыми правилами общения («нельзя драться», «нельзя кричать», «нельзя отнимать у товарища», «нужно вежливо попросить у товарища», «нужно благодарить за помощь» и т.п.).

Чем старше становится дошкольник, тем всё большее число и более сложные правила взаимоотношений он усваивает. Усвоение их происходит с большим трудом, нежели освоение бытовых правил. К концу дошкольного возраста ребёнок усваивает с помощью взрослых также немалое количество правил, связанных с трудовой и учебной деятельностью.

По мере взросления малыша всё важней для него будут контакты и конфликты со сверстниками. Дошкольники дружат, ссорятся, мирятся, обижаются, ревнуют, помогают друг другу, а иногда делают мелкие пакости. Все эти отношения остро переживаются ребёнком и окрашены массой разнообразных эмоций.

Эмоциональная напряжённость и конфликтность детских отношений значительно выше, чем среди взрослых. Взрослые иногда не подозревают о той богатейшей гамме чувств и отношений, которую переживают дети, и, естественно, не придают особого значения детским дружбам, ссорам и обидам. Кардинальные экономические, политические, социальные преобразования и процесс глобализации оказывают на современного дошкольника большое влияние и подвергают таким эмоциональным испытаниям, к которым не может естественным образом адаптироваться человеческая природа. Живя в плену повсеместного прагматизма, мы почти забыли, как нужно радоваться солнцу, звёздам, майскому изобилию природы или первой снежинке, успехам окружающих нас людей, проявлять сочувствие к другим и т.д.

Существует несколько классификаций эмоций. Одной из них, наиболее удобной для практических целей, на мой взгляд, является классификация К.Изарда, которая основана на фундаментальных эмоциях: интерес, радость, удивление, горе, гнев, отвращение, презрение, страх, стыд, вина. Остальные эмоции, согласно этой теории, являются производными.

У маленьких детей недостаточно жизненного опыта, поэтому основой задачей, как педагога – помочь им приобрести опыт умения справляться с трудностями, опыт, способствующий переживанию успеха, радости от умения самостоятельно найти ответ, достичь желаемого результата.

Дети 3-х лет часто с ограничением и негативно воспринимают авторитарные распоряжения воспитателя, организовывая деятельность детей 3 - 4 лет, использую множество игровых приёмов, заинтересовывающих моментов, которые побуждают детей к определённым видам деятельности. В этом случае малыши приобретают следующий опыт:

По собственному побуждению (без давления взрослых) включаются в предлагаемую действительность;

Детей объединяют общие эмоциональные переживания (поют песенки, улыбаются друг другу, заглядывают друг другу в глаза, прикасаются друг к другу – это совместная радость, доброжелательность);

Появляется заинтересованность;

Растёт активность.

У детей 4 -5 лет уже сформирован определённый опыт, приобретённый ранее. Поэтому дети уже не нуждаются в обилии развлекательных приёмов. У них сформировано представление о последовательности режимных моментов, и дети без сожаления оставляют свои игры, чтобы переключиться на другой вид деятельности. В работе с детьми данного возраста особенно важно:

Научить детей конкретным способам преодоления своего эмоционального неблагополучия, накопления опыта практических действий;

Побуждать детей к действиям, заключающим в себе проявление эмоциональной отзывчивости к сверстникам;

Разъяснять причины, вызывающие эмоциональное неблагополучие в отношениях со сверстниками.

У детей 5 -7 лет происходит социальное развитие, усвоение моральных норм, определяющих отношение к деятельности. У детей данного возраста, возрастает роль дифференцированного подхода к ребёнку, важность оценки деятельности, которая должна побуждать ребёнка к стремлению самостоятельно справляться с заданием, оказывать помощь сверстникам, поддерживать активность, напоминать о нормах отношений к собственным ошибкам и ошибкам товарищей.

К 7 годам значимыми становятся именно доброжелательные отношения, подкрепляемые знаниями конкретных способов проявления внимания, отзывчивости и умение применять их в различных ситуациях. Необходимо «вкраплять» и инициировать ситуации различных типов, из которых ребёнок должен найти выход.

Очень важно оберегать эмоциональную сферу дошкольника, не ограничивать её развитие системой тренингов. «Мне нравится сама мысль о том, что людей можно научить более глубокому пониманию собственной эмоциональной жизни и помочь им в достижении их целей , - говорит основоположник концепции эмоционального интеллекта Питер Саловей, - но что мне совсем не нравится, так это воспитание комфортности! Боюсь, любая кампания по повышению эмоционального самоконтроля у детей закончится тем, что их станут натаскивать на «единственно верную» эмоциональную реакцию применительно к данной ситуации – смех на празднике, плач на похоронах и так далее».

Важна и профилактика отклонений в эмоциональном развитии ребёнка:

Снятие эмоциональных зажимов. Этому способствуют подвижные игры, танцы, пластика, физические упражнения;

Проигрывание различных ситуаций для обучения владению собственными эмоциями. В этом направлении широкие возможности предоставляет ролевая игра. Сюжетами для таких игр следует выбирать трудные ситуации, предполагающие яркое проявление эмоции, чувств. Например: «На дне рождения друга», «На приёме у врача», «Дочки-матери» и др.;

В работе с маленькими детьми – младшего и среднего дошкольного возраста - наиболее эффективно использовать игры с куклами. Ребёнок сам выбирает «смелую» и «трусливую», «добрую» и «злую» кукол. Роли следует распределять следующим образом: за «смелую» куклу говорит взрослый, за «трусливую» – ребёнок. Затем меняются ролями, что позволит ребёнку посмотреть на ситуацию с разных точек зрения и проявить различные эмоции;

Открыто побеседовать с ребёнком о чувствах, оказывающих отрицательное воздействие на существующий у него образ «Я». Это не всегда удаётся сразу, ребёнок часто не хочет об этом говорить вслух. Но если он доверяет вам, то сможет выразить свой негатив словами. При проговаривании вслух чувства ослабевают и уже не оказывают такого разрушительного действия на психику.

Помнить, что эмоциональное благополучие ребёнка – главное условие его физического и душевного здоровья.

Известный физиолог Н.М.Щелованов писал: «Эмоции не только составляют наиболее ценное психологическое содержание жизни ребёнка, но и имеют важное физиологическое значение в жизнедеятельности организма». Эмоции неистребимы. Они не исчезают, а откладываются в подсознании. Именно отсюда формируются добрые и злые, жизнерадостные и грустные, открытые и замкнутые люди. Очень важно научить ребёнка бороться и побеждать страх, злость, жадность; важно научить удивляться и заботиться, грустить и радоваться, сочувствовать и гордиться…


Малыши дают нам ясное понимание, что означает быть “живым”: в одно мгновение ребенок бегает и полон радости, а в другой - плачет, разбрасывая игрушки по комнате. Специалисты считают, что такие ситуации дают родителям возможность обучать детей тому, как контролировать вспышки чувств и направлять эти эмоции в конструктивное русло в столь раннем возрасте, когда происходят скачки и устанавливаются границы в эмоциональном росте. Зачем и как развивать эмоциональный интеллект у ребенка, расскажет наша статья.

Что такое эмоциональный интеллект и какая от него польза?

Эмоциональный интеллект включает в себя осознание, понимание и способность выражать свои эмоции и управлять ими.

Помогая детям понимать и переживать такие эмоции как гнев, разочарование или замешательство, вы развиваете его эмоциональный интеллект.

Ребенок с высоким уровнем эмоциональным интеллекта:

  • лучше управляет своими чувствами;
  • может справиться с напряженными ситуациями;
  • стремится понимать других;
  • может создать крепкую дружбу.
  • растет уверенным, ответственным и успешным;
  • умело подходит к созданию межличностных отношений.

Управлению эмоциями уделяется не так много внимания, как, например, успеваемости, но исследования говорят о том, что предсказать успешность человека в жизни позволяет как раз эмоциональный интеллект, а вовсе не коэффициент умственного развития.

Самоконтроль, осознанность и понимание эмоций — основы эмоционального интеллекта

  • Самоконтроль является одной из составляющих эмоционального интеллекта, и этот аспект важен для прогнозирования достижений у детей. Дети, способные контролировать эмоциональные импульсы, демонстрируют способности к социализации и чаще добиваются поставленных целей. В основу одного исследования легло изучение самоконтроля детей школьного возраста и их успехов в 30 лет. Выяснилось, что такое исследование дало корректные прогнозы о социальном положении, окружении, успешности. Дети с высоким уровнем самообладания были более здоровыми, зарабатывали больше, не имели судимостей и проблем с алкоголем, чего тест IQ предсказать не смог.
  • Первым кирпичиком эмоционального интеллекта является осознанность и понимание эмоций. Мы должны научиться понимать и принимать свои эмоции до того, как сможем контролировать и выражать их. Эмоции - не неудобство, они служат определенным целям. Например, печаль - это эмоция, способная замедлить как наши мысли, так и нашу двигательную активность, позволяя поразмыслить над источником эмоционального расстройства и более пристально разобраться в предпосылках. Гнев ускоряет нас, мобилизуя мощь и энергию, обеспечивая интенсивный проток крови к конечностям. Такая эмоция служит подготовке к борьбе. Гнев может сказать, что наши права были попраны, но придает силы для защиты от будущих угроз.

Эмоции должны уважаться нами, о них нужно размышлять. В своем недавнем заявлении Американская академия педиатрии посоветовала родителям не гасить отрицательные эмоции у детей, так как малыш должен развить собственную регуляцию эмоций. Детям нужен опыт эмоций и практика, которая позволила бы им развивать управление собой и эмоциональный интеллект.

Поскольку эмоциональный интеллект является основополагающим фактором развития детей, исследователи изучали, как родители и воспитатели могут способствовать его развитию. В частности психолог Джон Готтман наблюдал, как родители реагируют на эмоции своих малышей, пытаясь понять, как при этом развивается эмоциональный интеллект.

Д. Готтман обнаружил 4 типа реакций родителей на эмоции своих детей :

  • Не принимающие детские чувства всерьез родители считают эмоции несущественными и пытаются их устранить как можно скорее, часто с помощью отвлечения внимания.
  • Осуждающие эмоции родители видят негативные эмоции чад, как что-то, что можно подавить, обычно наказанием.
  • Не вмешивающиеся родители принимают все эмоции ребенка , но не помогают ему решить проблемы или установить ограничения в их поведении.
  • Родители, обучающие взаимодействию с эмоциями , ценят негативные эмоции, с пониманием относятся к выражениям чувств, используют эмоциональный опыт своего дитя, как возможность для сближения, говоря с детьми о названиях эмоций и решениях проблем. Исследования Готтмана показали, что дети, родители которых работали с их эмоциями, имеют отменное здоровье, хорошо учатся, ладят с людьми.

Как развивать эмоциональный интеллект у ребенка: советы психолога Д. Готтмана

Как повысить эмоциональный интеллект у ребенка: 10 шагов

  1. Слушайте . Все потребности вашего дитя должны быть услышаны. Как только ребенок выразил свои внутренние переживания, он может двигаться дальше. Чтобы чувствовать себя в безопасности, делясь своими чувствами, ему важно знать, что вы полностью присутствуете и слушаете его. Не поддавайтесь желанию попытаться помочь договорить, терпеливо дослушивайте все, что хочет сообщить вам чадо.
  2. Называйте чувства. У малышей словарный запас ограничен, понимание причин и следствий также неразвито, поэтому часто у них возникают трудности с описанием собственных ощущений. Поощряйте развитие лексики, пополняя ее названиями чувств. Если вы видите, что ребенок расстроен, спросите, чувствует ли он грусть или печаль. Объясните, что это нормально испытывать противоречивые эмоции, например, первая неделя в детском саду может вызвать в ребенке и воодушевление и испуг.
  3. Признавайте эмоции. Вместо уговоров и рассказов, что причин для истерик нет, если ваш ребенок не может собрать мозаику и начинает кричать, лучше признать, что такая реакция вполне естественна. Скажите, что это действительно досадно, что малыш не собрал головоломку. Важно принимать чувства своего чада и не показывать неодобрение. Если малыш почувствует, что вы порицаете его негативные эмоции, они ему будут казаться постыдными. Тогда вместо того, чтобы выражать неприятные эмоции и управлять ими, ребенок будет подавлять их, что может привести к бессознательным их проявлениям, например, к агрессивному поведению или .
  4. Смотрите на истерики как на возможность обучения. Эмоциональные трагедии - нормальное явление для малышей, ваша задача использовать такие вспышки для обучения управлению и такими состояниями. Если ребенок разразился криком в магазине из-за того, что вы не купили сладости на кассе, сначала признайте это: “Я понимаю, что ты рассержен и огорчен, но сегодня конфеты не будет”. Как только буря миновала, поговорите со своим ребенком, помогите ему понять, какие чувства он испытывал.
  5. Научите решению проблем. Когда возникают конфликтные ситуации, попробуйте найти альтернативные способы ухода от ссор. Вы можете сказать: “Я знаю, ты зол из-за того, что сестренка сбила твою башню, но ты не должен ее бить. Что еще ты можешь сделать, когда разозлишься?” Если на ум ребенку не приходят никакие идеи, дайте ему варианты. Посмотрите вместе не напряжены ли мышцы живота, челюсть, не сжал ли он кулаки, и покажите, что можно глубоко дышать и “сдуть” эту злость. Подчеркните, что восстановив контроль, малыш чувствует себя хорошо. Дети должны понимать, что злиться это нормально, если они никому не причиняют вред.
  6. Устанавливайте границы поведения, а не эмоций. Никогда не говорите детям, как они должны ощущать себя, но всегда вмешивайтесь, если их поведение неуместно. Если ребенок разозлился и начинает драться, вам не нужно оставаться в стороне, остановите ребенка. Отделяйте ребенка от его поведения, он должен понимать, что любим, несмотря на его поступки.
  7. Подавайте хороший пример. Некоторые родители игнорируют собственные негативные эмоции, надеясь избавить детей от состояния дискомфорта или трудностей. Но если вы скрываете собственные чувства, это только смутит дитя. Признавая, что вы недовольны, но не ведя себя при этом агрессивно, можно показать ребенку, что и со сложными эмоциями можно справиться.
  8. Хвалите детей, когда им удается управлять своими состояниями. Отмечайте те ситуации, когда ребенку удается выразить эмоции, контролируя их. Расскажите как вы рады, что ему удалось не рассердиться, когда младший братик мешал ему играть, и что вы заметили, как он постарался найти для него веселое занятие.
  9. Работайте с триггерами. Нужно знать, что заставляет ноздри вашего ребенка раздуваться. Возможно ребенок начинает злиться, когда устал, а может быть, когда голоден. Когда вы определили триггеры, можно начать работать над эмоциональным интеллектом, учитывая и их.
  10. Делитесь . По мере того, как ваш малыш становится старше, он может связывать свои эмоции с опытом других людей, включая и ваш. Например, если ребенок боится начинать дошкольное обучение, вы можете рассказать ему, как это было у вас, как вы нервничали, когда пошли на новую работу. Ищите книги, песни, рассказы и игры, соотносящиеся с опытом ребенка, так ребенок поймет, что он не одинок и существует много способов управлять чувствами.

Уделяйте время эмоциональному воспитанию своих детей, тогда они будут расти счастливыми и радовать вас!



 

Возможно, будет полезно почитать: