Самостоятельная двигательная деятельность в доу. Консультация для воспитателей «Организация самостоятельной двигательной активности детей в ДОУ. Организация самостоятельной двигательной деятельности в дошкольном учреждении

Марина Бурякова
Самостоятельная двигательная деятельность детей

в условиях групповой комнаты

Проблема двигательной активности детей в условиях группы всегда волновала нас. В группе, где много детей , мебели, игрушек невозможно бегать, кидать мяч или прыгать через скакалку. Полноценное физическое развитие детей , укрепление здоровья и совершенствование функций организма является неотъемлемой частью педагогической работы в нашем детском саду. Недостаточная двигательная активность неблагоприятно складывается на растущем организме ребенка и приводит к дефициту познавательной активности, знаний, умений, к мышечной пассивности и снижению работоспособности организма.

Качественному улучшению всех возрастных групп поможет организация в группе физкультурного уголка. В физкультурном уголке должны быть мелкие физкультурные пособия : мячи разных размеров (от маленького теннисного до большого надувного мяча для малышей и набивного мяча массой 1 кг для детей постарше , обручи (диаметром 15-20 см, 50-60 см, гимнастические палки разной длины, скакалки. Можно самим сшить и набить мешочки. Маленькие (6 /\ 9 см, масса 150г) метают в горизонтальную и вертикальные цели, а большие (12 \/ 16см, масса 400г) используют, для развития правильной осанки, нося их на голове.

Интересен для упражнений цветной шнур – косичка (длиной 60 – 70см) . Он сплетается из трех шнуров разного цвета, концы обшиваются; на одном из них пришивается пуговица, на другом – петля. С таким шнуром выполняют упражнения как с гимнастической палкой, а, сделав из него круг, можно использовать для прыжков, пролезания.

В каждой возрастной группе желательно иметь так называемое надувное бревно длиной 1 – 1, 5м. Его можно сделать из старого матраца или одеяла. Готовое «бревно» обтянуть сшитым чехлом из моющегося материала. Ребенок через него сначала переползает, затем перешагивает, ставит игрушки, сидит на нем, катает, отталкивает.

Текстильные коврики разных цветов 25х25 см с разноцветными геометрическими фигурами в центре (варианты оформления лицевой стороны ковриков могут быть различными) . Нижняя сторона ковриков должна быть сделана из нескользящего материала. Целью игр с ковриками, такими как «Классики» , «Гигантские шаги» , «Веселая дорожка» , «Займи свое место» - является развитие пространственного воображения и восприятия, крупной моторики, координации; формирование перекрестных движений; закрепление знаний цвета, формы, упражнение в прыжках и беге.

«Тихий тренажер» - наклеенные на стене силуэты детских ладошек в произвольном порядке от пола и до 1, 5 м, силуэты ножек от пола и до 70 см; на стене, выше силуэтов ладошек, наклеивается изображение ягод. Целью игр с «тихим тренажером» является : развитие координации, тренировка мышц спины и ног, тренировка мышц плечевого пояса и рук; развитие пространственного воображения и восприятия.

Одно из самых увлекательных и необходимых пособий – это лесенка-стремянка. Оно оказывает общеукрепляющее воздействие на организм ребенка. Лесенка – стремянка состоит из двух пролетов, соединенных друг с другом зубчатой планкой, допускающей установку стремянки наклонно под разным углом. Ширина каждого пролета 45см, высота 100-150 см, расстояние между перекладинами 12 – 15см, диаметр их 2, 5 – 3см. Высота вертикальной лесенки 150 – 200см.

Хорошо иметь пособия для профилактики плоскостопия. Их использование повышает кожно – мышечный тонус, улучшает кровообращение и окислительно – восстановительные процессы в мышцах, суставах, тканях. Такие пособия так же можно купить в спортивном магазине или приготовить самим. Плетеная дорожка – дорожка сплетена из шнура диаметром 0, 6 – 0, 7 см способом макраме или вязания.

Мешочки с камешками. В полотняный мешочек размером 40х40 см насыпать камешки – голыши или керамзит в таком количестве, чтобы, положив мешочек на пол, можно было распределить камешки по его площади одним слоем.

Для следует приобрести тренажеры простейшего типа. Они являются надежным средством профилактики гиподинамии. К простейшим тренажерам относятся :

1. Детские эспандеры (для кистей рук и туловища) . Детские эспандеры (кистевые) предназначены для укрепления мышц кистей рук, например, ребенок сжимает кольцо, делает наклон вперед и прокатывает его. При выполнении упражнений для брюшного пресса в положении сидя и лежа ребенок зажимает кольцо между ступнями.

2. Диск «Здоровье» способствует развитию координации движений, укрепляет мышцы туловища и ног.

3. Гимнастический ролик – способствует развитию и укреплению мышц плечевого пояса, спины, брюшного пресса, развитию координации.

4. Степ – платформа развивает подвижность в суставах, формирует свод стопы, осанку, тренирует равновесие.

Шнуры – растяжки – это обычные шнуры или широкая резинка с петлями на концах. Они крепятся на противоположных сторонах зала на высоте, соответствующей показателям разных возрастных групп для ползания, подлезания и подпрыгивания. Шнуры съемные и прикрепляются на планки с крючками. Лучше иметь несколько комплектов шнуров, чтобы обеспечить большую плотность занятия и повторность при проведении упражнений.

Мишень для метания – изготавливается из поролона и дерматина размером 70х70 см. На одной или обеих сторонах изображается мишень соответственно размерам, указанным в «Программе воспитания и обучения в детском саду» для каждой возрастной группы. Мишени крепятся к гимнастической стенке при помощи съемных крючков, мяч, попадая в такую мишень, не отскакивает в сторону.

Самостоятельная двигательная деятельность детей , о пользе которой написано немало, является прекрасным средством физического и эмоционального развития личности. Более подробно остановимся на характеристике условий для развития движений дошкольников в разных возрастных группах.

Младший возраст

Ребёнок активно познаёт мир, используя для этого пока ещё небольшой запас движений : ползание, лазанье, перелезание, бросание, катание и др. Его движения ещё не координированы, шаги при ходьбе и беге семенящие и шумные, отсутствует согласованность в работе рук и ног, при резких движениях он часто падает. Но сколько положительных эмоций получает маленький исследователь от удовлетворения данной ему природой потребности в движении!

В связи с этим для самостоятельной двигательной деятельности детей в групповой комнате целесообразно иметь следующий комплект физкультурного оборудования и мелкого инвентаря :

Доска гладкая (длина 1,5 м, ширина 20 см) ;

Гимнастическая скамейка (длина 2 м, высота 15 см, ширина 20 см) ;

Доска ребристая (длина 1,5 м, ширина 20 см) ;

Две дуги для подлезания и прокатывания мячей (высота 50 см, ширина 50 см) ;

Два куба (ребро 25-30 см) ;

Ящики для влезания (высота 20,15 и 10 см, ширина и длина соответственно 50, 47 и 44 см) ;

Лесенка-стремянка (высота 1,5 м) ;

Мячи (диаметр 6-8 см, 10-15 см, 20-25 см) – по пять каждого размера;

Один-два надувных мяча (диаметр 40 см) ;

Игрушки-каталки (по два комплекта разных видов) ;

Бревно (длина 1,5 м, диаметр 20 см) ;

Оздоровительно-профилактическая дорожка (мелкий гравий, стопы-следы, ткань разной фактуры, массажные коврики и пр.);

Крупные игрушки на колёсах (не менее четырёх) ;

Шнур (длина 10 м, диаметр 10-12 мм) ;

Погремушки, колечки, султанчики, ленточки, флажки – по количеству детей ;

Четыре гимнастические палки (длина 75-80 см) ;

Гимнастический шест (длина 1,8-2 м) .

Оптимальным для развития двигательной сферы ребёнка является многофункциональное модульное спортивно-игровое оборудование – трансформер. Интересно и полезно для комплексного развития движений пособие «Кубы» .

Средняя группа

По данным исследований, на пятом году жизни у дошкольников наблюдается значительный прирост показателей двигательной активности . Ребёнок становится более подвижным и кажется неутомимым. Однако возможности его ещё невелики. Он слабо ориентируется в пространстве, недостаточно ловок, поэтому необходим тщательный контроль за интенсивностью и содержанием его самостоятельной двигательной деятельности .

Универсальным является специально предназначенное для групповой комнаты физкультурно-игровое оборудование – малогабаритное, лёгкое, с ярко выраженной развлекательно-развивающей направленностью :

Кегли (один-два набора) ;

Игра «Дартс» (с шариками на липучках) ;

Ракетки с мячиками на липучках;

Напольные и подвесные кольцебросы;

Игра «Городки» (из пластмассы) ;

Поролоновые и матерчатые мячи;

Две-три скакалки, шнур;

Султанчики, ленточки, флажки, пластмассовые гантели (по два-три набора) ;

Два-три мешочка весом 200 г;

Два-три обруча;

Бубен, музыкальный молоточек;

Оздоровительно-профилактическая дорожка (мелкий гравий, стопы-следы, ткань и материалы разной фактуры, массажные коврики и пр.).

Старший дошкольный возраст

Благодаря достаточно высокому уровню ориентировки в пространстве и волевой регуляции ребёнок уверенно ведёт себя на ограниченном пространстве, может затормозить движение, изменить его направление, переключиться на другое, что делает его деятельность в групповой комнате более безопасной. Накопившийся двигательный опыт позволяет детям содержательно проводить свободное время, организовывать игры со сверстниками, самостоятельно использовать разнообразное оборудование.

Оборудование физкультурного уголка

В старшем дошкольном возрасте развиваются психофизические качества и двигательные способности ребёнка : быстрота (5 лет, сила и гибкость (5-6 лет, выносливость (б лет, глазомер и координация движений (6,5 лет) . Кроме того, отмечается разница интересов и предпочтений у разнополых детей .

Дошкольники тяготеют к сложнокоординированным двигательным действиям и спортивным играм, к тренажёрным устройствам, позволяющим выполнять разнообразные движения, поэтому физкультурный уголок в старших группах имеет свои особенности.

Ориентировочный перечень инвентаря для стандартного физкультурного уголка :

Игра «Городки» (из пластмассы) ;

Ракетки и мячи для пинг-понга (два набора) ;

Кегли (один-два набора) ;

Малое баскетбольное кольцо и матерчатые мячи;

Игра «Дартс» (с шариками на липучках) ;

Кольцеброс;

Один-два резиновых эспандера;

Беговая мини-дорожка;

Две-три скакалки и резинки;

Султанчики, ленточки, косички;

Два-три обруча;

Настольные спортивные игры;

Тренажёры (ножные, ручные) ;

Массажёры (ножные, ручные) .

Старшие дошкольники предпочитают однополые компании и соответственно определённые виды движений. Мальчиков больше привлекают упражнения, направленные на развитие силы, быстроты, ловкости, меткости; девочек – на развитие координации, пластики, гибкости, выразительности движений.

Перечень оборудования составлен с учётом предпочтений и мальчиков, и девочек.

Таким образом, создание безопасной развивающей среды для самостоятельной двигательной деятельности детей , адекватной их возрасту и потребностям, будет способствовать укреплению здоровья, расширению двигательного опыта , формированию стойкого интереса к занятиям физическими упражнениями, навыков самоорганизации и общения со сверстниками

  • 7. Методика обучения общеразвивающим упражнениям младших и старших дошкольников.
  • 8. Характеристика психологического здоровья ребёнка.
  • 9. Формы организации физического воспитания в детском саду.
  • 10. Принципы обучения дошкольников физическим упражнениям.
  • 12. Содержание и методика работы по обучению дошкольников плаванию.
  • 13. Создание теории и методики подвижных игр.
  • 14. Техника и методика обучения детей прыжкам в длину и высоту (с места и с разбега).
  • 15. Цели и задачи физического воспитания детей.
  • 16. Техника и методика обучения дошкольников ползанию, лазанию.
  • 17. Индивидуальный подход к детям на физкультурном занятии с учетом уровня физической подготовленности и двигательной активности.
  • 18. Основные понятия теории и методики физического воспитания дошкольников.
  • 19. Классификация общеразвивающих упражнений. Требования к составлению комплексов.
  • 20. Закаливающие мероприятия в системе работы детского сада.
  • 21. Физкультурные досуги и праздники в детском саду. Специфика их организации и проведения в разных возрастных группах.
  • 22. Теория и методика обучения детей метанию (в цель и вдаль).
  • 23. Характеристика методов обучения дошкольников физическим упражнениям.
  • 24. Гигиенические факторы, способствующие осуществлению задач физического воспитания детей.
  • 25. Понятие о двигательных умениях и навыках. Закономерности формирования двигательных навыков у дошкол.
  • 27. Техника и методика обучения детей ходьбе и бегу.
  • 28. Методы исследования, используемые в теории и методике физического воспитания для детей дошкольного возраста.
  • 29. Современные технологии физического воспитания детей.
  • 30. Приемы регулирования физической нагрузки на физкультурном занятии. Субъективные показатели физической нагрузки.
  • 31. Общая характеристика современных программ физического воспитания детей дошкольного возраста.
  • 32. Способы организации детей при выполнении физических упражнений.
  • 33. Организация кружковой работы по физическому воспитанию в д/у.
  • 34. Содержание физкультурных занятий дошкольников.
  • 35. Развитие творчества дошкольников в двигательной деятельности.
  • 37. Двигательный режим детского сада, критерии его оценки.
  • 38. Средства и методы развития физических качеств у детей дошкольного возраста.
  • 39. Занятия физическими упражнениями с детьми после перенесенных заболеваний.
  • 40. Организация туристических прогулок и походов с детьми дошкольного возраста.
  • 41. Методика организации и проведения утренней гимнастики в разных возрастных группах детского сада.
  • 42. Построение физиологической (пульсовой) кривой нагрузки.
  • 43. Сотрудничество дошкольного учреждения с семьями воспитанников по проблеме физического воспитания детей.
  • 44. Физкультурное оборудование и инвентарь в детском саду.
  • 45. Этапы обучения детей двигательному действию.
  • 46. Организация самостоятельной двигательной деятельности в дошкольном учреждении.
  • 47. Оценка динамики здоровья, физического и двигательного развития детей (диагностическая карта).
  • 48. Этапы и методика обучения старших дошкольников игре в бадминтон, городки.
  • 49. Задачи и содержание двигательного развития ребёнка в программе дошкольного образования «Пралеска».
  • 50. Индивидуальный подход к ослабленным детям на физкультурном занятий.
  • 51. Общая и моторная плотность физкультурного занятия. Критерии оценки эффективности физкультурного занятия.
  • 52. Этапы и методика обучения детей игре в футбол, хоккей.
  • 53. Формирование основ здорового образа жизни дошкольников (анализ программы «Пралеска»).
  • 54. Физическое воспитание детей, имеющих признаки психомоторной одаренности.
  • 55. Планирование физкультурно-оздоровительной работы в дошкольном учреждении.
  • 56. Техника и методика обучения детей ходьбе на лыжах.
  • 57. Двигательно-оздоровительный режим программы: « Физкульт- Ура».
  • 58. Техника и методика обучения детей катанию на коньках.
  • 59. Методика обучения детей езде на велосипеде.
  • 60. Строевые упражнения и спортивный танец в детском саду.
  • 46. Организация самостоятельной двигательной деятельности в дошкольном учреждении.

    Известно, что для растущего организма решающее значение имеет двигательная актив­ность. Однако в ДОУ её значение как фактора, стимулирующего резервные возможности физического, функционального, двигательного и психического развития детей, учитыва­ется недостаточно. Согласно современным данным, дети двигаются в 2 раза меньше, чем это предусмот­рено возрастной нормой. Недостаточно внимания уделяется самостоятель­ной двига­тельной деятельности реб-ка. Особую роль для укрепления здоровья реб-ка, его психического и физи­ч-го развития, а т.ж. для реализации потенциаль­ных умственных и двигательных возможностей и стимулирования познавательной и твор­ческой активности играет постро­ение такой развивающей предметной и двигательной среды, которая, по Выготскому, должна соответствовать "зоне актуального развития" са­мого слабого и "зоне ближайшего развития" самого сильного реб-ка в группе. Наряду с заводскими пособиями целесообразно использовать оборудование из бросового материала (разные массажёры, дорожки для ходьбы и бега, устройства для развития лов­кости, координации и др.). Это оборудование особенно эффективно для формирования у детей интереса к физ. культуре.

    Основным видом деятельности в дошк-м возрасте, является игра . Поэтому двига­тельная среда должна быть насыщена различным оборудованием и спортивным инвента­рём, спо­собствующим развитию игры.

      Для стимулирования самостоятельной двигательной деятельности детей в группе, на веранде необходимо создавать полосы препятствий, для выполнения раз­личных двигательных заданий (пройти по дорожкам, перепрыгнуть с кочки на кочку, пролезть в туннель, залезть на лестницу и др.)

      В дверных проёмах можно укрепить тренажёр "Попади в кольцо", на полу яркой изолен­той сделать разметку для игры в "Классики".

      Желательно организовать пространство для многовариативных игр.

      В группе хорошо иметь картотеку разнообразных игр, движений, упражнений, состоя­щую из карточек, на которых схематически изображены обще развивающие игры, ос­новные виды движений, элементы гимнастики, фрагменты эстафет и подвижных игр.

    Критерием подготовки детей к самостоятельной организации двигательного досуга яв­ляется их умение выполнять игровые движения, схематично обозначенные на карточках. Соединяя карточки, дети составляют вариант игры-эстафеты и проигрывают её сначала мысленно, психологически готовя себя к предстоящему соревнованию.

    47. Оценка динамики здоровья, физического и двигательного развития детей (диагностическая карта).

    В физ-ком воспитании диагностика используется для оценки исходного со­стояния орга­низма реб-ка, чтобы определить для него «ближайшую зону» здоровья, формирования си­стем и функций, развития жизненно важных дви­гательных умений. Знания о физ-ком со­стоянии реб-ка необходимы педагогу т.ж. для того, чтобы соответствующим образом ор­ганизовать процесс физического воспитания: построить рациональный распорядок дня, подо­брать закалива­ющие средства, дифференцировать условия жизни и воспитания, опреде­лить оптимальность физических и умственных нагрузок в двигательно – игровой и учебной деятельности. Организм реб-ка в этом возрасте находится в состоя­нии формирования, по­этому нуждается в особо бережном обращении. Нельзя пропустить какие – либо отклоне­ния в развитии, ибо от этого во многом за­висит его будущее дефинитивное состояние.

    При педагогической оценке здоровья выделяют 3 группы детей :

    - здоровые (не болевшие в течении года);

    - часто болевшие (4 раза в году и более – группа ЧБ);

    - эпизодически бо­левшие (1-3 р. в году – ЭБ).

    Сведения о здоро­вье детей педагог получает от родителей, медсестры ДУ. Совместно с роди­телями прогнозируется возможное улучшение здоровья каждого реб-ка на конец года. В группе выводятся общие результаты, определяемые ин­дексом здоровья и кол-вом часто болеющих детей.

    Оценка физ-го развития проводится старшей медсестрой в присутствии пе­дагогов группы по общепринятым методикам. Важно определить гармонич­ность физ-го развития по росто-весовому показателю и установить отклоне­ния в физ-ком развитии. К ним относ-ся: завышенная масса тела, её дефицит, низкий рост, заниженный показатель окружности груди, низкое общее физ-кое развитие. Очень важна осанка реб-ка и его стопа.

    Двигательное развитие детей оценивается по 3-м направлениям : уровню двигат-ой ак­тивности, составу движений в самостоятельной деятельности, физич-кой подготовленно­сти. Продолжительность двигат-ной активности должна составлять не менее 50-60 % от периода бодрствования детей (4-5 часов в сутки в ДУ). Важно полностью удовлетворить потребность в движе­нии, чтобы дети не были вялыми, пассивными.Гиперподвижные дети должны быть отнесены к группе риска, т.к. это может быть признаком заболевания. Особого внимания требуют и малоподвижные дети. Они вялы, пассив­ны, быстро утомляются. Опти­мально подвижные дети отличаются ров­ным и спокойным поведением, равномерной по­движностью. Их движения достаточно развиты, уверены, четки.Одним из объективных показателей двигательного развития детей является состав движе­ний во время самостоятельной деятельности. Именно в ней ребенок проявляется в наиболь­шей степени уровня своих двигательных и игровых умений.

    ДИАГНОСТИЧЕСКАЯ КАРТА.

    Ф.И. реб-ка ______________________________________________________

    Возраст реб-ка к моменту поступления в ДУ__________________________

    Дата поступления______________________

    Общее состояние здоровья (заболевания в днях за год). Профили заболевания______________________________________________________

    Группа здоровья (1-4)

    Обследуемые характеристики

    Норма

    Выше нормы

    Ниже нормы

    Уровень физ-го развития__________________________

    Уровень развития моторики __________________________

    Степень освоенности основных движений___________________________

    Уровень развития мелкой моторики___________________________

    Уровень развития координации движений ___________________________

    Качества____________________________

    Быстрота____________________________

    Выносливость________________________

    Сила________________________________

    Ловкость____________________________

    Гибкость____________________________

    Культурно-гигиенические навыки_____________________________

    Результаты обследования ________________________

    Описание презентации по отдельным слайдам:

    1 слайд

    Описание слайда:

    2 слайд

    Описание слайда:

    С момента рождения нормально развивающийся ребенок стремится к движениям. Вначале эти движения беспорядочны. Однако постепенно они начинают приобретать более координированный характер. Движения оказывают всестороннее влияние на организм человека, и это влияние неизмеримо выше для растущего организма. В каких бы условиях не воспитывался ребенок, ему необходимы средства для своевременного и правильного развития движений: просторное помещение, пособия и предметы, побуждающие его к действию, подвижные игры, музыкальная ОД, а так же НОД по развитию физических качеств. Помимо организованных форм работы по развитию движений в двигательном режиме детей большое место занимает самостоятельная деятельность. У ребенка появляется возможность играть, двигаться по своему собственному желанию. Однако и здесь его действия во многом зависят от условий, создаваемых взрослыми. При правильном руководстве двигательной активностью детей можно в значительной степени повлиять на разнообразие их игр, движений, не подавляя инициативы.

    3 слайд

    Описание слайда:

    Основными средствами физического воспитания маленьких детей является правильное питание, широкое использование естественных факторов природы, хороший гигиенический уход, четко организованный режим дня, методически правильное проведение режимных процессов (кормления, сна, туалета), создание благоприятных условия для разнообразной деятельности и прежде всего для развития движений ребенка

    4 слайд

    Описание слайда:

    Согласно современным данным, дети двигаются в два раза меньше, чем это предусмотрено возрастной нормой, из чего следует, что недостаточно внимания уделяется самостоятельной двигательной деятельности детей

    5 слайд

    Описание слайда:

    Одной из сторон организации воспитания и развития личности является физическая культура, расширяющая адаптационные возможности ребенка. Двигательная активность способствует укреплению здоровья человека, повышает его функциональные возможности, способность противостоять негативным факторам окружающей среды. Это особенно важно сегодня, в условиях резко возросшего темпа жизни. Двигательная активность - необходимое условие разностороннего развития ребенка: окружающий мир он познает через движения, в них находит выход своей неуемной жажде познания, энергии, фантазии. Движения создают условия для развития интеллекта, стимулируют речевую и эмоциональную активность, учат общению; словом, движение-это жизнь ребенка, его стихия!

    6 слайд

    Описание слайда:

    Самостоятельная деятельность детей – одна из основных моделей организации образовательного процесса детей дошкольного возраста: свободная деятельность воспитанников в условиях созданной педагогами предметно-развивающей образовательной среды, обеспечивающая выбор каждым ребенком деятельности по интересам и позволяющая ему взаимодействовать со сверстниками или действовать индивидуально

    7 слайд

    Описание слайда:

    Самостоятельная двигательная деятельность детей влияет на следующие функции: Оздоровительные: охрана жизни и укрепление здоровья детей, содействие правильному физическому и психическому развитию детского организма, повышение умственной и физической работоспособности. Развивающие: развитие движений, формирование двигательных навыков и физических качеств (ловкость, быстрота, сила, выносливость), формирование правильной осанки. Образовательные: обогащение знаний детей о своем организме, здоровье, о путях его укрепления, сохранения, ответственного отношения. Воспитательные: воспитание положительных черт характера (смелость, решительность, настойчивость), нравственных качеств (доброжелательность, взаимопомощь), волевых качеств (сила воли, умение побеждать и проигрывать), формирование привычки к ЗОЖ, желания заниматься физическими упражнениями (в том числе не ради достижения успеха как такового, а для собственного здоровья).

    8 слайд

    Описание слайда:

    Организация рационального двигательного режима является одним из основных условий обеспечения комфортного психологического состояния детей. Кроме того, имеется прямая взаимосвязь, как указывают специалисты, между двигательным ритмом и умственной работоспособностью ребенка. Вредна, отмечают они, как недостаточная, так и излишняя двигательная активность. Отправной точкой при организации двигательного режима детей должна стать естественная потребность организма в движении. Она составляет в среднем от 10 до 15 тысяч активных перемещений в пространстве в сутки для детей 6-7 лет; 10-12 тысяч - для детей 5-6 лет; 8-10 тысяч - для детей 3-4 лет; 6-8 тысяч - для детей 2-3 лет. Около 60-70% этого количества движений должно приходиться на период пребывания ребенка в образовательном учреждении.

    9 слайд

    Описание слайда:

    Повышение самостоятельной двигательной активности детей может рассматриваться как одно из действенных средств сохранения здоровья ребёнка, улучшения его физической подготовленности, обогащения двигательного опыта, увеличения творческого и познавательного потенциала. Потребность детей в движении наиболее полно реализуется в их самостоятельной деятельности. Самостоятельно, но под руководством воспитателя происходит и освоение всех основных движений. Вот почему так важно создавать условия, необходимые для того, чтобы каждый малыш имел возможность двигаться сколько хочет, чтобы деятельность его была содержательной и разнообразной. «…Ребенок в дошкольном детстве должен почувствовать мышечную радость и полюбить движение, это поможет ему пронести через всю жизнь потребность в движении, приобщиться к спорту и здоровому образу жизни».

    10 слайд

    Описание слайда:

    Каждое из режимных отрезков самостоятельной двигательной деятельности - это определенная «оздоровительная доза» в виде движений, физической нагрузки, работающая на здоровье ребенка, его правильное физическое развитие и физическую подготовленность, даёт ребенку возможность общения со сверстниками и воспитателями, т.е. социальный комфорт, а освоение двигательных умений - возможность самовыражения. Когда дети должны самостоятельно двигаться? В любое время, когда они этого захотят! Поэтому должны быть продуманы условия для движений. Обязательно каждый из детей должен получить свою «двигательную дозу» во время утреннего приема, после завтрака перед ОД, на прогулке, после дневного сна. Каждому из режимных отрезков соответствуют особые требования к интенсивности движений. Во время утреннего приема двигательная деятельность спокойная, умеренная. Воспитатель занят приемом детей, не может уделить должного внимания прямому руководству и поэтому заранее создает условия для простых, хорошо знакомых детям движений, не требующих страховки: раскладывает на полу плоскостные дорожки, шнуры, дуги, кегли, несколько раз меняет их расположение, что-то быстро убирает.

    11 слайд

    Описание слайда:

    На прогулке дети должны двигаться много, активно. Движения могут быть сложные, так как есть возможность и поучить каждого ребенка отдельно, и обеспечить ему нужную страховку. Воспитатель сам определяет время, содержание, длительность, место проведения, количество занимающихся, руководствуясь своим знанием индивидуальных особенностей малышей. Важную роль в самостоятельной деятельности ребенка играют подвижные игры с правилами, с их помощью развивается инициатива, организаторские способности и творчество. Эти игры способствуют формированию детского коллектива и соблюдению принятых в них правил. В вечернее время можно применять игры, способствующие развитию точности и ловкости движений: шашки, упражнения с оздоровительными шарами, ручными эспандерами и др. Очень хорошо, если дети старшего возраста обучены игре в шахматы, которые развивают логику и активность мышления, сосредоточенность и целеустремленность.

    12 слайд

    Описание слайда:

    Основным видом деятельности в дошкольном возрасте, как известно является игра. Поэтому двигательная среда должна быть насыщена различным оборудованием и спортивным инвентарём, способствующим удовлетворению потребности в движениях.

    13 слайд

    Описание слайда:

    Одной из причин низкой двигательной активности детей в самостоятельных играх является недостаточное и нерациональное использование физкультурных пособий и спортивного инвентаря (мячей, обручей, скакалок, велосипедов, самокатов и др.). Учитывая индивидуальные особенности детей и опираясь на их интересы, воспитатель может показать разные варианты более активных действий с пособиями, чем те, которые выполняет ребенок, поможет обогатить игровой сюжет, наполнить его разнообразными движениями.

    14 слайд

    Описание слайда:

    Для удовлетворения двигательных потребностей детей должны быть созданы специальные условия, основанные на следующих принципах: непрерывность (с утра до вечера); добровольность (вызывать желание, а не принуждать); доступность упражнений; чередование организованных форм с самостоятельной двигательной деятельностью.

    15 слайд

    Описание слайда:

    Значительное влияние на двигательную активность дошкольников в играх оказывает их общение. Введение в игры движений с использованием пособий увеличивает продолжительность общения детей

    16 слайд

    Описание слайда:

    Формированию у ребенка навыков самостоятельных двигательных действий способствуют различные мелкие и крупные физкультурные пособия, игрушки. Третий год жизни - подбираются игрушки, стимулирующие первоначальные самостоятельные действия - это каталки, коляски, автомобили, мячи, шары, которые используются для бросания, прокатывания в воротца, катания и скатывания с горки. Применяются крупные физкультурные пособия: горки, лесенки, ворота, скамейки, ящики и др., на которых ребенок упражняется в лазании, ползании, перешагивании и т.д. Четвертый год жизни - двигательные игрушки, мелкие пособия и игры: для упражнений в бросании и метании даются мячи разных размеров, мешочки, кольца, кольцебросы и мячебросы, щиты для метания, обручи, короткие и длинные скакалки, а также велосипеды и т.д., способствующие ориентировке в пространстве, подводящие к усвоению правил безопасного передвижения по улице. Для 5-6-летних детей широко используют спортивные игры - городки, серсо, кольцеброс, баскетбол, бадминтон, настольный теннис и др. Эти игры способствуют подготовке к школе, занятиям спортом. Дети самостоятельно и творчески участвует в играх типа «школа мяча», организует игры-эстафеты и игры с элементами соревнования. Воспитатель наблюдает за этими играми и корректирует их ход.

    17 слайд

    Описание слайда:

    В процессе руководства двигательной активностью детей значительное место должно отводиться показу разнообразных движений с физкультурными пособиями. При этом важно учитывать индивидуальные проявления каждого ребенка. Так, чрезмерно подвижным детям следует показать действия, требующие точности выполнения или особой осторожности при пользовании пособием, например, прокатить мяч по узкой доске в воротики; попасть мешочком с песком в цель и т. д. Малоподвижным детям можно предложить активные действия и движения, не требующие точности выполнения: бросить мяч вдаль и побежать за ним; прыгнуть из обруча в обруч, через скакалку и т. д.

    18 слайд

    Описание слайда:

    Таким образом, в руководстве двигательной активностью детей могут быть выделены два основных этапа. Вначале устанавливаются непосредственные контакты воспитателя с каждым ребенком, выясняется его интерес к играм, упражнениям и физкультурным пособиям, его взаимоотношения со сверстниками, выявляется наличие у него двигательного опыта. Для развития самостоятельной деятельности детей создаются необходимые условия: своевременная помощь каждому ребенку в выборе игр и упражнений, физкультурных пособий, места для игры. На этом этапе могут быть применены следующие методы и приемы: совместное выполнение упражнений ребенка с воспитателем или с другими детьми; объяснение и показ более сложных элементов движений; поощрение. Основным направлением руководства двигательной активностью детей в процессе самостоятельной деятельности является обогащение ее разнообразными движениями.

    .

    В современных условиях развития общества и перемены в системе образования в связи с переходом на ФГОС назрела необходимость изменения содержания образования.

    Процесс реорганизации всей системы образова­ния подразумевает появление новых более эффективных психолого-педагогических подходов к организации воспита­ния и обучения, особенно в системе дошкольного образования, как первой его ступени.

    Одной из сторон организации воспитания и развития личности является физическая культура, расширяющая адаптационные воз­можности ребенка. Двигательная активность способствует укреплению здоровья человека, повышает его функциональные возможности, способность противостоять негативным факторам окружающей среды. Это особенно важно сегодня, в условиях резко возросшего темпа жиз­ни.

    Поэтому цель моего реферата: - раскрыть теоретические основы самостоятельной двигательной деятельности детей в дошкольном учреждении.

    Поставлены следующие задачи:

    Раскрыть понятие самостоятельной двигательной деятельности детей дошкольного возраста;

    Охарактеризовать организацию рационального двигательного режима

    Самостоятельной двигательной активности в ДОУ;

    Показать самостоятельную двигательная деятельность дошкольников как

    Методику здоровьесберегающей педагогической системы в дошкольном образовательном учреждении;

    Раскрыть роль систематической, самостоятельной двигательной деятельность детей в их физическом и психическом развитии.

    1.Понятие самостоятельной двигательной деятельности детей

    дошкольного возраста

    При овладении техникой какого-либо двигательного действия вначале возникает умение его выполнять, затем, по мере даль­нейшего углубления и совершенствования, умение постепенно переходит в навык.

    Умение детей дошкольного возраста выполнять новое двигательное действие возникает на основе предпосылок к активности.

    Под самостоятельной двигательной деятельностью детей понимается такая степень владения двигательным действием, которая характеризуется сознательным управлением движением, неустойчивостью к действию сбиваю­щих факторов и нестабильностью итогов.

    Роль двигательных умений может быть различной. В одних случаях умения доводят до навыков, если необходимо добиться совершенного владения техникой двигатель­ного действия. В других случаях двигательные умения вырабатыва­ются без последующего перевода их в навыки. В этом случае они являются как бы вспомогательными.

    Двигательный навык - это оптимальная степень владения тех­никой действия, характеризующаяся автоматизированным (т.е. при минимальном контроле со стороны сознания) управлением дви­жениями, высокой прочностью и надежностью исполнения.

    Эффективность процесса обучения, продолжительность пере­хода от умения до уровня навыка зависят от:

    1) двигательной одаренности (врожденные способности) и двигательного опыта обучающегося (чем богаче двигательный опыт, тем быстрее обра­зуются новые движения);

    2) возраста обучающегося (дети осваи­вают движения быстрее, чем взрослые);

    3) координационной слож­ности двигательного действия (чем сложнее техника движения, тем длительнее процесс обучения).

    Воспитание культуры здоровья и оздоровление детей - главная задача нашего педагогического коллектива ведь мы живем в условиях, где преобладает недостаток ультрафиолетовых лучей и кислорода, короткое лето и длительная зима.

    Все это-отрицательно влияют на здоровье всех жителей региона, и в первую очередь детей.

    Большую часть времени дети вынуждены находиться в помещении, ограничивая себя в движениях.

    Под культурой здоровья принято понимать формирование потребности в двигательной деятельности, воспитание интереса к здоровому образу жизни. Чтобы воспитать потребность ребенка в ежедневной двигательной активности они должны быть включены в более широкий, содержательный контекст детского развития.

    Чтобы развивалась двигательная культура ребенка, он должен экспериментировать с движением, решать двигательные "задачки". Главным содержанием двигательной деятельности должна быть не тренировка движений, а развитие двигательного воображения.

    Это означает, что в основе движений должно лежать их одушевление. Иными словами, движения должны быть образными, позволяющими ребенку превращаться в различных персонажей реальной и фантастической жизни. В этом случае движение существует не само по себе, а в качестве элемента особого языка - языка движений.

    2. Организация рационального двигательного режима

    Движение – здоровье, движения – радость, движение развитие заверяют врачи, психологи, педагоги-все, кто общается с малы­шами, учит и лечит их, научно обосновывает возрастные, физио­логические, психологические особенности. Двигательная актив­ность-необходимое условие разностороннего развития ребенка: окружающий мир он познает через движения, в них находит выход своей неуемной жажде познания, энергии, фантазии. Дви­жения создают условия для развития интеллекта, стимулируют речевую и эмоциональную активность, учат общению; словом, движение-это жизнь ребенка, его стихия! Не случайно Е.А. Аркин назвал младшего дошкольника «существом преимуществен­но моторным». Отсюда и особые требования к двигательному режиму, например, в группе детей двух-трех лет: он должен обеспечить двигательную активность малыша в пределах 5-7 тыс. шагов в день, богатую составом двигательных действий, видов и форм деятельности. Не менее 60% периода бодрствования детям тре­буется находиться в движении, а это при 12-часовом пребывании в детском саду составляет 4-5 ч.

    Основу двигательного режима составляет самостоятельная двигательная деятельность, которая должна занять свое четкое место в общем режиме дня: утренний прием-20-30 мин, после завтрака -10-15 мин, в перерывах проведения организованной образовательной деятельности 10-15 м, после сна-15-20 мин, на прогулках - 80-90 мин.

    На этом возрастном этапе организованная деятельность за­нимает немного времени, однако все же воспитателю необходимо постоянно искать новые возможности для активных движений детей.

    Организация рационального двигательного режима является одним из основных условий обеспечения комфортного психологического состояния детей. Кроме того, имеется прямая взаимосвязь, как указывают специалисты, между двигательным ритмом и умственной работоспособностью ребенка. Вредна, отмечают они, как недостаточная, так и излишняя двигательная активность.
    Отправной точкой при организации двигательного режима детей должна стать естественная потребность организма в движении. Она составляет в среднем от 10 до 15 тысяч передвиженийв сутки для детей 6-7 лет; 10-12 тысяч - для детей 5-6 лет; 8-10 тысяч - для детей 3-4 лет; 6-8 тысяч - для детей 2-3 лет. Около 60-70% этого количества движений должно приходиться на период пребывания ребенка в образовательном учреждении.

    Оптимальным двигательный режим будет считаться при следующих условиях:

    Соотношение покоя и двигательной деятельности составляет 30% к 70%;

    В течение дня у детей не наблюдается признаков рассеянности внимания или явно выраженного утомления;

    Имеет место положительная динамика физической работоспособности детей;

    Артериальное давление детей в течение всего дня соответствует возрастной норме.

    При организации двигательного режима должна быть учтена степень моторности каждого ребенка возрастной группы.

    Детям в зале или на улице должна быть предоставлена возможность самостоятельных действий на игровой или спортивной площадке. Воспитателям необходимо позаботиться о том, чтобы им было чем заняться.

    Например, поиграть в мяч или покачаться на качелях, погонять шайбу или попрыгать через скакалку. На самостоятельную двигательную деятельность отводится от 6 до 10 минут. Она является своеобразной психической разгрузкой для детей. О физической нагрузке в данном случае беспокоиться не стоит, дети всегда в состоянии регулировать ее и никогда не перегружаются.

    Нужно, чтобы всегда в движениях малышей были элементы «старатель­ности», обдумывания, какого-то сравнения, понимания резуль­тата: в этих случаях активизируются мышление, память, вообра­жение, что сказывается на общем развитии этих психических процессов. Полезно из отдельных разрозненных физкультурных пособий выстраивать комплексы, различные «полосы препятст­вий», иногда намеренно создавать «экстремальные» условия для движений, например в свободной групповой комнате натягивать шнуры, ленты, веревки на разной высоте, чтобы наблюдать, как дети будут выполнять движения (подлезать, перешагивать, пере­прыгивать, обходить, наталкиваться, может быть, запинаться). Для воспитателя здесь главное - получить информацию о том, как ребенок воспринимает новую обстановку, умеет ли выпол­нять хорошо знакомые ему движения в новых условиях, радует ли малыша эта новизна, появились ли хотя бы самые малые элементы творчества.

    Важнейшим элементом «двигательной грамоты» является умение выполнять движение вдвоем, в подгруппе, в коллективе сверстников. Отметим, что общение детей в двигательной дея­тельности быстрее, естественнее и проще приводит от деятель­ности рядом к деятельности вместе. Здесь очень редки ссоры и всегда много эмоций.

    3. Самостоятельная двигательная деятельность дошкольников как методика здоровьесберегающей педагогической системы в дошкольном образовательном учреждении

    Потребность детей в движении наиболее полно реализуется в их самостоятельной деятельности. Самостоятельно, но под руководством воспитателя происходит и освоение всех основных движений. Вот почему так важно создавать условия, необходи­мые для того, чтобы каждый малыш имел возможность дви­гаться сколько хочет, чтобы деятельность его была содержатель­ной и разнообразной.

    Индивидуальное моторное развитие осуществляется через самостоятельные действия с игрушками, физкультурным оборудованием, в общении ребенка со сверстниками.

    Однако в возрасте двух-трех лет дети тянутся и к более широкому общению друг с другом. Им нравится заниматься всем вместе, если при этом обеспечиваются условия для актив­ности каждого, если воспитатель умеет создать на занятии оптимальную психологическую среду, учитывающую не только возрастные, но и индивидуальные особенности занимающихся.

    Назначение занятий по физкультуре состоит в том, чтобы:

    Обеспечивать развитие и тренировку всех систем и функций организма ребенка через специально организованные оптимальные для всех детей данного возраста и для каждого ребенка в отдельности физические нагрузки;

    Удовлетворять естественную потребность детей в движении, запрограммировав определенную ее дозу;

    Давать возможность каждому малышу демонстрировать свои двигательные умения сверстникам и учиться у них («себя показать и других посмотреть»);

    Создавать необычные, интересные для детей ситуации, в которых движения, двигательные действия будут способствовать активизации мышления, поиску ребенком адекватных форм по­ведения, встрече с красивым и увлекательным окружающим миром.

    Каждое из режимных отрезков самостоятельной двигательной деятельности - это определенная «оздоровительная доза» в виде движений, физической нагрузки, работающая на здоровье ребенка, его правильное физическое развитие и физическую подготовлен­ность; это и активный отдых, где движение, физическая нагрузка воспринимаются организмом как «мышечная радость». Кроме того, занятия дают ребенку возможность общения со сверстни­ками и воспитателями, т.е. социальный комфорт, а освоение двигательных умений - возможность самовыражения.

    Когда дети должны самостоятельно двигаться? В любое время, когда они этого захотят! Поэтому должны быть проду­маны условия для движений. Обязательно каждый из детей должен получить свою «двигательную дозу» во время утреннего приема, после завтрака перед занятием, на прогулке, после дневного сна.

    Каждому из режимных отрезков соответствуют особые тре­бования к интенсивности движений. Во время утреннего приема двигательная деятельность спокойная, умеренная. Воспитатель занят приемом детей, не может уделить должного внимания прямому руководству ею и поэтому заранее создает условия для простых, хорошо знакомых детям движений, не тре­бующих страховки: раскладывает на полу плоскостные дорож­ки, шнуры, дуги, кегли, несколько раз меняет их располо­жение, что-то быстро убирает, что-то объединяет в единый комплекс.

    На прогулке дети должны двигаться много, активно. Движе­ния могут быть сложные, так как есть возможность и поучить каждого ребенка отдельно, и обеспечить ему нужную страховку.

    Воспитатель сам определяет время занятия, его содержание, длительность, место проведения, количество занимающихся, руководствуясь своим знанием индивидуальных особенностей малышей.

    Нужны ли обязательные, традиционные три части занятия? Условно-да. Надо все занятия начинать с разминочных упраж­нений, чтобы подготовить организм к нагрузке, пик нагрузки обеспечивать ближе к концу, а в самом конце давать малопод­вижные упражнения для восстановления дыхания и отдыха. Недопустимы команды, громкое шумовое оформление, заорганизованность. Нельзя заставлять детей делать то, что они не хотят. Занятие должно строиться с учетом детских интересов и нести им радость и удовольствие.

    Формы проведения режимных отрезков самостоятельной двигательной деятельности могут быть самые разнообразные

    4.Роль систематической, самостоятельной двигательной деятельности

    детей в их физическом и психическом развитии .

    Систематическая, двигательная деятельность детей играет важную роль в физическом и психическом развитии ребенка, поэтому расширение и обогащение двигательного опыта детей дошкольного возраста - одна из основных задач, стоящая перед коллективом ДОУ.

    Самостоятельная двигательная деятельность детей влияет на следующие функции:

    Оздоровительные : охрана жизни и укрепление здоровья детей, содействие правильному физическому и психическому развитию детского организма, повышение умственной и физической работоспособности.
    Развивающие: развитие движений, формирование двигательных навыков и физических качеств (ловкость, быстрота, сила, выносливость), формирование правильной осанки.

    Образовательные: обогащение знаний детей о своем организме, здоровье, о путях его укрепления, сохранения, ответственного отношения.
    Воспитательные: воспитание положительных черт характера (смелость, решительность, настойчивость), нравственных качеств (доброжелательность, взаимопомощь), волевых качеств (сила воли, умение побеждать и проигрывать), формирование привычки к здоровому образу жизни, желания заниматься физическими упражнениями (в том числе не ради достижения успеха как такового, а для собственного здоровья).

    У детей, систематически занимающихся самостоятельной двигательной деятельностью, отмечается устойчивое положительное настроение. К. Никитин объясняет это отвлечением от тревожащих эмоций, которые захватывают все функции организма, а также концентрацией внимания и образованием в центральной нервной системе сильных очагов возбуждения. Они в определенной степени подавляют стойкие доминантные очаги, обусловившие угнетенное или раздраженное состояние.

    Двигательная деятельность действует на нервную систему, способствует душевному равновесию даже в том случае, если ребенок был в спокойном состоянии.

    Самостоятельной двигательная деятельность особое значение имеет для детей с функциональными заболеваниями нервной системы, которых нетрудно определить по чрезмерному возбуждению или стойкой апатии. Именно у них наблюдаются нарушения сна и аппетита, частая смена настроения, отмечаются трудности запоминания, резко снижается способность концентрации внимания.

    Регулярная самостоятельная двигательная деятельность (пусть даже по 6-10 минут) способствуют развитию памяти и внимания, устранению речевых депрессий, у детей дошкольного возраста, дошкольники становятся более уравновешенными.

    Физическая и психическая компоненты в двигательной деятельности тесно взаимосвязаны. Во время подвижных игр у детей дошкольного возраста укрепляются различные группы мышц, тренируется вестибулярный аппарат, осуществляется профилактика нарушений зрения и осанки. Непринужденность обстановки, свобода импровизации, возможность отступления от заданных правил, бесконечность вариаций, нацеленность педагога на создание у детей эмоционального подъема, отсутствие проигравших - все это создает у детей состояние особого психологического комфорта.

    Заключение

    Цель физкультурно-оздоровительной работы с детьми дошкольного возраста - максимально всестороннее развитие ре­бенка в соответствии с его возможностями. Поскольку ребе­нок познает мир через движение, то ни одна образовательная дисциплина не обладает таким потенциалом для реализации широкого комплекса педагогических задач, как двигательная деятельность. Многообразие упражнений при самостоятельной двигательной деятельности, варьирование методических приемов позволяют педагогу фор­мировать у детей знания и умения, касающиеся не только са­мого предмета занятий - упражнений, но и смеж­ных дисциплин, являющихся неотъемлемой частью единого пе­дагогического процесса.

    Для полноценного формирования детской личности требуется не только приобретение новых знаний и умений, но и возникновение новых потребностей и мотивиро­ванных интересов. Достижения в развитии детей в значитель­ной мере зависят от того, какие мотивы побуждают их к двигательной деятельности, к чему они стремятся, как эмоционально относятся к окружающей обстановке, людям и стоящим перед ними зада­чам.

    Дети дошкольного возраста не способны к длительным, монотонным тренировкам, которые часто необходимы для вы­работки тех или иных компенсаторных навыков и качеств. Поэтому вся работа должна быть построена таким образом, чтобы режимные отрезки самостоятельной двигательной деятельности проводилась ненавязчиво, в процессе наибо­лее привлекательных видов, и занятия, основанные на подвижных играх, можно рассматривать как полигон для решения целого комплекса задач, направленных на обогащение интеллекта, моторного и речевого развития, образование, воспитание, оздоровление ребенка.

    Список использованной литературы

    1. Козлова, С. А. Дошкольная педагогика: Учебник для студ. сред. проф. учеб. заведений / С. А. Козлова и Т. А. Куликова. - 6-е изд., испр. - М. : Academia, 2006 . - 415 с.

    2. Медведева, Т. Активная деятельность старших дошкольников / Т. Медведева //Дошкольное воспитание, N8, 2006. - С.22-26.

    3. Смурова, Т. С. Двигательная активность в жизнедеятельности детей / Т. С. Смурова //Теория и практика физической культуры, N6, 2007. - C.24.

    4. Энциклопедия систем жизнеобеспечения. - Т.1: Энциклопедия систем жизнеобеспечения: знания об устойчивом развитии / гл. ред. С. Б. Созинов. - М. : Изд. Дом Магистр - Пресс: Юнеско, 2005 . - 1302 с. - С.470-471.

    “Самостоятельная двигательная детей в условиях группы детского сада”

    Охрана и укрепление здоровья, полноценное физическое и психическое развитие детей – главная цель педагогической работы в ДОУ. Одна из важнейших задач является удовлетворение естественной потребности детей в движении. Суточная двигательная активность детей должна составлять определенное количество локомоций. Недостаточная двигательная активность неблагоприятно сказывается на растущем организме ребенка.

    Современные городские дети не имеют возможности для проявления достаточной самостоятельной двигательной активности. Этому способствуют определенные факторы: перенасыщенное пространство групп в детском саду и квартир, сокращением игровых площадок, большое количество транспорта, преобладанием статичного время препровождения и т. д.

    Несмотря на большую физкультурно-оздоровительную работу, существует проблема – дети не умеют правильно организовывать самостоятельную двигательную активность в условиях ограниченного пространства. Дошкольники очень активны и не могут соотносить свои желания с возможностями группы, участка, квартиры.

    С целью выяснения индивидуальных интересов воспитанников мною было проведено наблюдение (в течение месяца) за их самостоятельной деятельностью (Приложение 1) . В листах наблюдений фиксировались предпочтения детей в выборе видов деятельности и нарушения поведения, проявляющиеся у детей во время самостоятельной деятельности.

    Моя задача, как педагога, состоит в удовлетворении естественной потребности детей в движении. Свой внутренний мир дети выражают движением.

    С целью реализации данной задачи, была создана здоровьеформирующая среда, состоящая из нового оборудования спортивного уголка. К нему относятся комплекс “Тихие тренажеры” и размеченная площадка для активной деятельности детей в группе. Мною была составлена картотека игр: на размеченной площадке и игр с “Тихими тренажерами” (Приложение 2) .

    Совместно с инструктором по физической культуре были разработаны методические рекомендации по организации обучения детей основным видам движений в условиях ограниченного пространства.

    Результаты проделанной работы:

    1. Значительно возрос интерес детей к подвижным играм
    2. Творческие игры стали разнообразнее, как бы вобрав в себя подвижные
    3. Снизилась спонтанная двигательная активность дошкольников
    4. Повысилась продолжительность и интенсивность движений
    5. Разнообразнее стали сами движения
    6. Снизилось количество нарушений поведения детей

    В целом, дети стали отдавать предпочтение активному времяпрепровождению. Увеличились продолжительность и интенсивность движений. Сами движения стали разнообразнее. При этом дети стали меньше нарушать поведение, им стало интересно организовывать свои подвижные игры с использованием новых пособий и атрибутов.



     

    Возможно, будет полезно почитать: