Консультации для родителей развивайте любознательность у детей. Как развивать любознательность у ребенка и желание учиться. Как же развивать любознательность ребенка, чтобы у него на всю жизнь сохранилось желание учиться

Все дети от природы любопытны. От рождения им дано одно очень важное свойство – стремление познавать и понимать окружающий мир. И.П. Павлов называл это стремление «рефлексом что такое?». Именно благодаря этому рефлексу дети познают мир, у них развивается речь, мышление, интеллект. Поэтому можно смело сказать, что развитие любознательности начинается ещё в младенчестве.

Помимо любознательности у детей развивается и познавательный интерес, который просто необходим во время обучения в школе. Если познавательный интерес к концу дошкольного возраста будет сформирован недостаточно, то это может привести к серьёзным проблемам в школе, скорее всего отсутствие познавательного интереса приведёт к школьной неуспеваемости. Любознательность и познавательный интерес представляют собой разные формы отношения к окружающему миру.

Любознательность особая форма познавательной активности, недифференцированная направленность ребёнка на познание окружающих предметов, явлений, на овладение деятельностью (С.Л.Рубинштейн). Это определение говорит о том, что любознательному ребёнку не важно, что он будет познавать, главное – познавать.

Детскую любознательность очень хорошо характеризует стихотворение Р.Киплинга:


Есть у меня шестёрка слуг,

Проворных, удалых.

И всё, что вижу я вокруг, —

Всё знаю я от них.

Они по знаку моему

Являются в нужде.

Зовут их Как и Почему,

Кто, Что, Когда и Где.

Я по морям и по лесам

Гоняю верных слуг.

Потом работаю я сам,

И им даю досуг.

Даю им отдых от забот, —

Пускай не устают.

Они прожорливый народ, —

Пускай едят и пьют.

Но у меня есть юный друг,

Особа юных лет.

Ей служат сотни тысяч слуг,

И всем покоя нет!

Она гоняет, как собак,

В ненастье, дождь и тьму

Пять тысяч Где, семь тысяч Как,

Сто тысяч Почему.


(Перевод С.Я. Маршака)

Познавательный интерес – это стремление ребёнка познавать новое, выяснять непонятное о качествах предметов, явлений, действительности, в желании вникнуть в их сущность, найти имеющиеся между ними связи и отношения (Т.А.Куликова). То есть, в основе познавательного интереса – активная мыслительная деятельность. Познавательный интерес позволяет дольше заниматься определённой деятельностью, повышая устойчивость внимания к этой деятельности и активизируя умственную деятельность. Кроме того, благодаря познавательному интересу у ребёнка проявляются положительные эмоции – удивление, радость успеха, которые придают уверенность в своих силах.

Развитие любознательности и познавательных интересов не происходит стихийно и не осуществляется само собой. Любознательность и познавательные интересы, как правило, воспитывают. Значит, воспитание любознательности и познавательных интересов – это специально организованная планомерная деятельность, направленная на формирование познавательной активности и стремления ребёнка познавать окружающий мир.

Первоначально дети познают окружающий мир через эмоциональное общение с близкими взрослыми. Но по-настоящему познавательная активность начинает проявляться и развиваться начиная с раннего детства, т.е. с года. Примерно с года ребёнок начинает осваивать навыки прямохождения, именно поэтому окружающие предметы становятся более доступными. Малыша привлекают закрытые шкафчики с различными вещами, электрические розетки, провода, всевозможные пузырьки и флакончики, того и гляди, что-нибудь откроет, рассыплет, прольёт или попробует. Любознательность у ребёнка раннего возраста развивается через предметную деятельность, т.е. через действия с предметами. Всё поведение малыша в этом возрасте можно назвать «исследовательским». Как проявляется это исследовательское поведение? Представьте, что Вас пригласили в незнакомое для Вас место, оставили в каком-нибудь рабочем кабинете одного и попросили подождать. Что Вы там будете делать? Я, например, сомневаюсь, что Вы будете просто тупо стоять и смотреть в одну точку. Скорее всего, Вы будете рассматривать окружающие Вас предметы. Если Вы увидите, например, часы на стене, то, скорее всего, Вы посмотрите, сколько времени, если Вы увидите на столе какие-нибудь бумаги, не скрытые от Вашего взора, то, скорее всего, попытаетесь прочитать содержание этих бумаг, окно вызовет интерес заглянуть и посмотреть, что происходит на улице и т.д. Таким образом, можно сказать, что все предметы в незнакомом помещении наталкивают нас на действия с ними. Взрослые люди, как правило, ведут так себя в незнакомом помещении, а вот маленькие дети ведут так себя практически постоянно. Именно такое поведение называется исследовательским. В своей предметной деятельности дети постоянно экспериментируют. Смотрят, что получится, если я сделаю так… В это время очень важно общаться с ребёнком и показывать ему всё новые и новые действия с предметами. Не следует наказывать ребёнка, если он залез в шкаф, взял без спроса какие-то вещи, вытащил все кастрюли из посудного шкафа, рассыпал муку или крупу и т.д. Так ребёнок проявляет свой познавательный интерес и удовлетворяет свою познавательную потребность. Конечно, нельзя позволять ребёнку делать абсолютно всё, есть вещи, которые угрожают его жизни или здоровью. Поэтому лучше не оставлять ребёнка одного, тем более если в помещении много опасных предметов. Необходимо объяснять ребёнку, почему нельзя брать те или иные предметы, или почему нельзя совершать определённые действия. Примерно после 1,5 лет ребёнок вас поймёт и будет ещё Вам говорить «Ай – ай – ай!».

Развитие любознательности и познавательных интересов ребёнка переходит на новый уровень, когда ребёнок осваивает речь, тогда меняется и его познавательная активность, точнее, познавательная деятельность ребёнка переходит на качественно новую ступень развития. С помощью речи обобщаются знания детей, формируется способность анализировать. Теперь ребёнок общается со взрослым, чтобы установить личностные отношения и чтобы удовлетворить свою познавательную потребность. В это время ребёнок начинает задавать кучу вопросов, которые нельзя оставлять без внимания. Издавна вопросы ребёнка считались основной формой проявления любознательности и познавательных интересов. Однако исследования С.Л.Рубинштейна и А.И.Сорокиной выявили, что в основе детских вопросов могут лежать разные мотивы. Все детские вопросы можно разделить на две большие группы: познавательные и коммуникативные. Коммуникативные вопросы ребёнок задаёт, чтобы привлечь к себе внимание и установить контакт со взрослым. Например, моя дочь сейчас задаёт мне очень много вопросов именно такого плана: «Как дядю зовут?», «Как девочку зовут?», «Как собачку зовут?», или по дороге в поликлинику она спрашивает: «Мам, а меня там слушать будут?». Такие вопросы возникают у детей в периоды тревоги, радости или страха. Они требуют особенно чуткого отношения взрослых – важно понять, что волнует ребёнка, чего он боится, опасается и во время успокоить его.

Познавательные вопросы дети задают в силу своей любознательности, когда испытывают недостаток в знаниях, стремятся приобрести новые знания или уточнить уже имеющуюся информацию. Источником таких вопросов служит разнообразный опыт ребёнка. Пример таких вопросов: «Почему ветер дует?», «Почему ночью на небе то луна, то месяц?», «Куда звёзды пропадают с неба днём?» и т.д.

Познавательный интерес ребёнка отражается в его играх, рисунках, рассказах и других видах деятельности. Поэтому Вы должны обеспечить ребёнка такими видами деятельности. Например, мою дочь стало интересовать рисование. Поэтому мы стараемся рисовать на разных видах бумаги и на разных материалах. Мы рисовали на цветной бумаге, на салфетках, на газете, кроме этого я приобрела настольный театр из дерева, который необходимо раскрасить, и мы раскрашивали персонажей сказок и декорации, которые сделаны из дерева. Причём раскрашивали мы их и цветными карандашами, и красками, и восковыми мелками. Получилось здорово и интересно. Недавно раскрашивали поделки из солёного теста. Зимой мы рисовали веточкой на снегу, а сейчас рисуем школьными мелками на асфальте, на доске. Я даже разрешила рисовать дочке своей губной помадой – ей это очень понравилось, вызвало восторг и удивление. А ещё, время от времени я поддерживаю этот познавательный интерес разговорами о рисовании. Многие мальчики интересуются машинками. Можно расширять познавательный интерес малыша, приобретая ему разные транспортные средства. Здесь подойдут игры с этими транспортными средствами, наблюдения на улице за транспортом, рисование транспорта, можно предложить сделать аппликацию или слепить машину из пластилина, предложить готовую раскраску и т.д. Кроме этого, конечно же, помогут рассказы и истории про транспорт, просмотр мультфильмов и т.д. Любознательность и познавательные интересы ребёнка складываются практически во всей его повседневной жизни. Поэтому нельзя упускать из вида даже малейшие мелочи. Не следует усаживать ребёнка за телевизор или компьютер, лучше подольше погуляйте с ним и понаблюдайте за происходящем на улице. Если Вы заняты делами, то привлеките ребёнка помочь Вам, поверьте мне, ему будет безумно интересно проявлять свои качества не за экраном компьютера, а внося посильный вклад в какое-нибудь полезное дело. Выходные проведите на природе. Летом это могут быть прогулки в лесу или пикник на берегу реки. Организуйте рыбалку, сходите за грибами, ягодами – эти занятия полезны не только для умственного развития ребёнка, но и просто незаменимы для физического развития. Зимой можно покататься с горки на санках, на лыжах, сходить на каток, слепить снеговика и т.д. А весной и осенью очень интересно бегать по лужам, пускать кораблики и т.д. И не стоит забывать о создании для ребёнка ситуации успеха, ведь успешная деятельность ребёнка является стимулом развития познавательного интереса.

Ребёнок очень любознателен по своей натуре. Его интересует всё новое, неизвестное. Каждый день приносит ему массу открытий, многие из которых он черпает в природе: то сосулька превратилась в воду, то ледяная дорожка, посыпанная песком, перестала скользить. Каждый ребёнок по своей природе- исследователь. Чего только мы не найдём в его карманах, какие только не услышим от него вопросы. И вот пока дети не утратили интерес к познанию, исследованию окружающего мира, нужно помогать им, открывать как можно больше тайн живой и неживой природы.

Скажите, что толкает детей на поступки, связанные с разрушением, например, с поломкой машины? (Стремление познать, что у неё внутри, почему она двигается).

С ростом ребёнка растёт и его интерес к окружающему его миру, к природе. Часто возникают вопросы: почему? для чего? И мы называем этот возраст «почемучки»: «А почему травка зелёная?», « А почему птицы летают?» А почему, почему? Множество таких вопросов ежедневно обрушивается на педагогов, родителей, которые порой не знают, как от них увернуться, как на них ответить?

Ваше мнение, хорошо или плохо, когда дети задают вопросы?

(Безусловно, хорошо.)

Желание задавать вопросы, пытливое отношение к явлениям жизни необходимо развивать ипри этом вооружать ребёнка способами самостоятельного поиска ответа. Не рекомендуется также давать ответы в категоричной форме – «да» или «нет». Лучше всего ответы на вопросы детей сопровождать краткой беседой, которая поможет ребёнку увидеть не только внешние признаки, но и связи. Однако не следует перегружать детей сложными ответами. Важно не только отвечать на вопросы ребёнка, но и самим обращаться к нему с вопросами. Вопросы, заданные ребёнку, активизируют его мысль, побуждают к сравнению, сопоставлению, учат делать выводы и умозаключения. Наша задача – поддерживать в детях любознательность и пробуждать её, чтобы число вопросов росло, помня при этом, что ответы на детские вопросы должны соответствовать возрасту ребёнка.

Факторы, способствующие формированию любознательности дошкольника:

Прежде всего – это общение с ребёнком. Общение должно создавать у детей радостное, оптимистическое ощущение жизни, уверенность в своих силах и способностях. Без всего этого естественные проявления умственной активности, пытливости, любознательности сдерживаются и притупляются.

    Формированию любознательности помогают прогулки в природу, которые сближают нас с детьми, помогают установлению дружеских отношений. Во время таких прогулок мы имеем неограниченные возможности развития наблюдательности, тренировки памяти и внимания. Во время прогулок необходимо развивать у детей любого возраста способность к наблюдению. Это даёт возможность ребёнку воспринимать красоту природы и узнавать новое о жизни в природе. Важно усиливать стремление ребёнка самостоятельно разбираться в вещах и явлениях, а не ждать и не требовать помощи от взрослых. При этом не скупитесь на одобрение робких попыток детей достигнуть успеха. Здесь главное, чтобы дело с успехом было доведено до конца. Взрослый должен оберегать огонёк любознательности. Одним из источников, питающих этот огонёк, является радость успеха.

    Очень эффективно любознательность развивается с помощью загадок, которые развивают наблюдательность, учат многогранно и образно воспринимать мир. Главная особенность загадки состоит в том, что она представляет собой логическую задачу. Отгадать загадку – значит найти решение задачи, ответить на вопрос, т. е. совершить довольно сложную мыслительную операцию. Развитию мыслительных и речевых способностей способствуют и природоведческие беседы с ребёнком, содержание которых должно быть интересным и доступным пониманию ребёнка.

    Детская художественная литература о природе воздействует как на сознание ребёнка, так и на его чувства. Яркий, образный язык произведений создает у детей определённое настроение, повышает познавательный интерес к природе. Природоведческая книга помогает присматриваться к окружающей природе и учит правильно её воспринимать. Итак, старайтесь, чтобы у ребёнка создавалось представление о себе как об умеющем, сообразительном, терпеливом. Всё это будет способствовать формированию у ребёнка любознательности самого высокого для дошкольника уровня. А в этом – залог его будущих учебных успехов и творческого отношения к любому делу, с которым он соприкоснётся.

Дети рождаются с природным интересом к окружающему миру. Им любопытно, как же здесь все устроено и что будет, если... И когда малыши становятся чуть старше, с удовольствием узнают что-то новое, задают множество вопросов, всюду суют свой очаровательный носик, трогают, нюхают и пробуют на зуб этот мир, что подчас действует родителям на нервы.

Желание учиться - это способ удовлетворить свою любознательность, и чтобы это желание не пропало в течение всей жизни, нужно поощрять и развивать в ребенке это качество.

Что говорит наука? Подтверждают это утверждение и ученые. Исследования показали, что любознательность, а не принуждение, имеет ключевую роль в желании учиться. А дети наилучшим образом справляются с заданиями, когда учителям удается вызвать их искреннее удивление от неожиданного результата продемонстрированного опыта.

Любознательность заставляет ребенка находится в постоянном поиске новых знаний, ему нравиться ставить перед собой сложные задачи и искать решение. Как развить в ребенке это важное качество?

1. Поощряйте интересы ребенка. Найдите то, что нравится вашему ребенку больше всего и делайте это вместе с малышом. Радиотехника, авиа моделирование, чтение книг и просмотр фильмов на излюбленную тематику, занятия творчеством - все это будет подогревать интерес ребенка.

2. Создайте интересное пространство. При покупке игрушек выбирайте те, которые будут развивать малыша (сортеры, конструкторы, пазлы, товары для творчества) и подходят ему по возрасту.

3. Поощряйте игры, которые стимулируют воображение. Яркие пластиковые игрушки на батарейках совершенно бесполезны для ребенка с этой точки зрения. Не ребенок играет ими, подключая фантазию и воображение, а они сами играют с ребенком. В этом смысле бесценны игры с пустыми коробками, деревянными кубиками, пластилином и песком. Они дают огромное пространство для проявления любознательности во время игры. Не подсказывайте ребенку, что он должен делать с этими предметами и как правильно играть, пусть он сам найдет им применение.

4. Используйте открытые вопросы. Не давайте ребенку готовых решений, пусть он сделает это самостоятельно, а вы лишь подтолкните его с помощью правильных вопросов. Избегайте вопросов, которые требуют однозначных и односложных ответов «да» или «нет». Почаще спрашивайте: «Что ты думаешь о...?», «А как бы ты поступил на его месте?», «Почему?».

5. Устраните из жизни ребенка факторы, которые убивают в нем любознательность и стремление к новым знаниям. Такие как, боязнь ошибиться, ограничения творчества и отсутствие интереса родителей к занятиям ребенка.

Опасные факторы, которые мешают развитию любознательности

Страх. Объясните ребенку, что не ошибается только тот, кто ничего не делает. Поэтому любой имеет право на ошибку. Когда ребенок скован страхом, потребность в новых знаниях и опыте сводится к нулю. А от того как вы помогает справляться ребенку со стрессом зависит его способность к адаптации, которая будет очень важна для него во взрослой жизни.

Ограничения. Наши категоричные запреты: «Стой! Не трогай! Не разбей! Не испачкайся! Не лезь! Не кричи!» напрочь убивают в ребенке желание познавать нечто новое. Помогите малышу исследовать этот мир, и старайтесь поменьше запрещать. Обязательно обосновывайте свои запреты, если они действительно важны для здоровья и безопасности малыша, а не диктуйте их в форме ультиматума.

Отсутствие интереса родителей. Ребенку очень важно делиться своими открытиями с близкими людьми. И если родители самоустраняются от его занятий, он быстро теряет к ним интерес. Участие родителей обеспечивает малышу благоприятную эмоциональную среду для его исследований, а также дает чувство безопасности и того, что его усилия одобряют. А это, в свою очередь, приводит к формированию здоровой самооценки.

А еще обязательно узнайте

Воспитание любознательности у детей.

Любознательность и познавательные интересы дошкольника проявляются в его отношении к окружающему миру. Необходимой предпосылкой их развития являются ориентировочные реакции, вызываемые новизной, необычностью предмета, его несоответствием с имеющимися у ребенка представлениями.

Истоки любознательности и познавательных интересов заложены в окружающей действительности, но решающим в их формировании является процесс воспитания и обучения.

Любознательность и познавательные интересы влияют на развитие ребенка. Они побуждают его к самостоятельному расширению и углублению знаний в интересующей области. Под влиянием любознательности и познавательных интересов развиваются и обогащаются нравственные и эстетические чувства ребенка, а его умственные возможности находят выход в содержательных видах деятельности. Поскольку познавательный интерес связан с волевыми усилиями, он становится важным стимулом воспитания таких ценных качеств личности, как целеустремленность, настойчивость, стремление к завершению деятельности.

Устойчивый познавательный интерес - признак готовности ребенка к школьному обучению. Он является основой всей воспитательной работы с детьми в период их подготовки к школе. Это особенно важно учитывать в настоящее время, когда начат переход к обучению в школе детей с 6 лет.

В дошкольных учреждениях создаются условия для формирования у детей любознательности и познавательных интересов. Однако добиться эффективных результатов в воспитании у дошкольников этих ценных качеств личности можно только в тесном сотрудничестве с семьей. Семья обладает большими возможностями для последовательного развития у ребенка интереса к познанию. Родители и старшие члены семьи хорошо знают особенности ребенка, могут воздействовать на его чувства, закладывают основу положительного отношения к тем или иным сторонам действительности. Известна подражательность дошкольников, поэтому они легко «заражаются» теми интересами, которые свойственны родителям. Так, рассказы членов семьи о своей профессии часто служат причиной для возникновения у детей интереса к ней, желания продолжить дело старших. В беседах с детьми воспитатели детских садов слышат такие высказывания: «Хочу быть врачом, как моя мама», «Буду, как бабушка, учительницей», «Пойду на завод, как мой старший брат».

Познавательный интерес и любознательность ребенка особенно отчетливо проявляются в общении: он делится со взрослыми своими сомнениями, просит их рассказать, прочитать, объяснить, ответить на возникший вопрос. Родители должны уметь расположить ребенка к себе, вызвать у него потребность общаться.

В современных семьях имеются все возможности для организации различных видов деятельности, в которых реализуются знания, впечатления детей об интересующем предмете или явлении. Например, у ребенка возник интерес к птицам. Родители привлекают его к подкормке птиц, обращают внимание на особенности их внешнего вида, повадок, предлагают рассказать о результатах наблюдений, нарисовать об этом.

Особое влияние на развитие любознательности и познавательных интересов оказывает совместная деятельность родителей и детей, организовать которую по силам каждой семье. В процессе такой деятельности старшие члены семьи разумно поощряют усилия ребенка, оказывают поддержку и своевременную помощь при встретившихся трудностях, положительно оценивают достигнутые результаты. Все это укрепляет познавательные интересы и любознательность дошкольника. Учитывая роль семьи в этом вопросе, детский сад осуществляет психолого-педагогическое просвещение родителей. Оно включает в себя следующие вопросы: характеристику познавательных интересов детей; особенности их развития в дошкольном возрасте; условия и методы формирования любознательности и познавательных интересов в семье и детском саду. Осуществляется эта работа в детском саду в форме родительского собрания, консультаций, бесед. Целесообразно провести просмотр родителями в детском саду какого-либо занятия или игры детей с тем, чтобы на конкретном примере продемонстрировать методические приемы воспитания познавательных интересов. Занятие, намеченное для просмотра, может быть разным по содержанию: конструирование по заданным условиям, ознакомление с природой с использованием проблемных вопросов и т. д. Можно организовать в группе выставку детских работ и пригласить на нее родителей.

Любознательность активизирует умственные способности, открывает новые грани возможного и делает жизнь более интересной. Любознательность детей напрямую связана с желанием учиться. Она присутствует у всех малышей, но, к сожалению, с годами пытливость ума ослабевает. Как же сделать так, чтобы этого не произошло?

Для развития любознательности, в первую очередь, нужно поддерживать и поощрять стремление ребенка к исследовательской деятельности. Он жаждет активного познания мира и ему интересно абсолютно все. Можно проводить эксперименты вместе с крохой, направляя его любопытство в нужное русло. Но иногда нужно предоставить ему полную свободу действий, выбрав для этого подходящее время и место. Некоторые психологи рекомендуют выделить для малыша уголок в доме или во дворе, где ему будет позволено все, что только взбредет в голову. Единственное, о чем нужно позаботиться - это о его безопасности.

Нужно слушать вопросы и не лениться отвечать на них, а не молчать и уж тем более не одергивать кроху. В определенном возрасте у малыша возникает очень много «почему», в этот период он познает мир, слушает, смотрит, ощупывает, «пробует на вкус». И если ребенок не получит столь важных для него ответов вовремя, он вскоре совсем перестанет спрашивать. Со временем нужно научить свое чадо находить ответы на вопросы самостоятельно, но для начала стоит попробовать делать это вместе.

Важно создавать для малыша условия, где он сможет увидеть новое. Наблюдать - это так важно! Улица, парк, игровая площадка, музей, выставка, торговый центр - все это представляет сильнейший интерес для юного созидателя. Наблюдать - это так важно! Разные времена года, разные погодные явления, улица, парк, игровая площадка, музей, выставка, торговый центр - все представляет интерес для юного созидателя. И все является источником новой информации и свежих впечатлений. Наблюдать нужно вместе и обязательно обсуждать увиденное, делиться своими мыслями, ощущениями, желаниями.

У маленьких детей очень сильно развито воображение. Необходимо поощрять их стремление фантазировать и импровизировать. Можно сочинять сказки, стихи или писать сценарии, можно просто играть. Любая творческая деятельность стимулирует любознательность.

Обучение должно стать не скучной обязанностью, а веселой игрой. Интересной и забавной, но имеющей при этом свои правила, которые нужно соблюдать. Но при этом стоит иногда поступать неожиданно, неординарно. Поступить не так, как обычно, сделать не то, что запланировано.

Нужно подавать ребенку пример, демонстрируя свой интерес к жизни, свою любознательность. Весомым фактом для крохи станет эмоциональность родителей и неподдельный интерес ко всему происходящему вокруг.



 

Возможно, будет полезно почитать: