Нарушение прав ребенка в семье как фактор противоправного поведения. Профилактика нарушений прав ребенка в семье Защита прав ребенка в России

Светлана Радионова
Роль воспитателя в профилактике нарушения прав ребенка в семье

«Роль воспитателя по профилактике нарушения прав ребенка в семье»

Работа воспитателя по профилактике нарушений прав ребенка в семье – это работа с родителями. Обеспечение прав детей в семье во многом зависит от уровня правовой культуры родителей Положительные результаты в воспитании можно достичь, привлекая родителей к вопросам воспитания. Проведение с ними разъяснительной, просветительской и коррекционной работы по соблюдению и защите прав ребенка является важнейшим условием эффективности образовательного процесса. От качества этой работы в значительной мере зависит уровень педагогической культуры родителей, и, следовательно, уровень семейного воспитания.

Педагог – главное действующее лицо при проведении этой работы. От его квалификации и культуры зависит соблюдение прав детей в образовательном учреждении и защита прав детей в семье. Он осуществляет профилактическую, диагностическую и коррекционную работу с детьми и родителями, ориентирует, просвещает, в случае необходимости, контролирует родителей; проводит работу по выявлению случаев нарушения прав ребенка, принимает меры по защите детей от жестокого обращения родителей.

Все родители хотят, чтобы их дети в семье жили счастливо и мирно. Никто не стремится держать ребенка в страхе, воспитывать его забитым, безответственным, упрямым. Однако бывает, что дети с возрастом приобретают эти и другие нежелательные черты характера, но не имеют, ни веры в свои силы, ни уважения к себе и окружающим. Мы хотим, чтобы наши дети были вежливы, а они грубят. Мы хотим, чтобы они были аккуратными, а они вечно чем-то перепачканы. Мы хотим, чтобы они верили в себя, а они нервозны и беспокойны.

«Счастье дается только знающим» - эти слова Бунина в полной мере можно отнести к родителям. Для успешного воспитания важны не только любовь к ребенку, но и общий микроклимат в семье.

В целях профилактики этих положений воспитатель должен работать в следующих направлениях:

информирование родителей о проблеме защиты прав ребенка;

трансляция родителям положительного образа ребенка;

работа по коррекции детско-родительских отношений.

Жестокое обращение с детьми.

Жестокое обращение с детьми определяется как любой вид насилия, который применяется к детям самими родителями (или лицами, их заменяющими, а также по вине или недосмотру родителей.

Формы жестокого обращения с детьми.

Различают в основном четыре формы жестокого обращения с детьми: физическое, сексуальное, психическое насилие, пренебрежение основными нуждами ребенка.

1. Физическое насилие – это преднамеренное нанесение физических повреждений ребенку.

2. Сексуальное насилие (или развращение) – это вовлечение ребенка с его согласия и без такового в сексуальные действия с взрослыми с целью получения последними удовлетворения или выгоды. Согласие ребенка на сексуальный контакт не дает оснований считать его ненасильственным, поскольку он не обладает свободой воли и не может предвидеть негативные для себя последствия.

3. Психическое (эмоциональное) насилие – это периодическое, длительное или постоянное психическое воздействие на ребенка, тормозящее развитие личности и приводящее к формированию патологических черт характера.

К психической форме насилия относятся:

Открытое неприятие и постоянная критика ребенка;

Угрозы в его адрес в словесной форме;

Замечания в оскорбительной форме, унижающие достоинство ребенка;

Преднамеренная физическая или социальная изоляция ребенка;

Ложь и невыполнение взрослым своих обещаний;

Однократное грубое физическое воздействие, вызывающее у ребенка психическую травму.

4. Пренебрежение нуждами ребенка – это отсутствие элементарной заботы о ребенке, в результате чего нарушается его эмоциональное состояние, появляется угроза его здоровью или развитию.

К пренебрежению элементарными нуждами ребенка относятся:

Отсутствие адекватного возрасту и потребностям ребенка питания, одежды,

Жилья, образования, медицинской помощи;

Отсутствие должного внимания и заботы, в результате чего ребенок может стать жертвой несчастного случая.

Недостаток заботы о ребенке может быть непредумышленным, например, вследствие болезни, безработицы, хронической бедности, неопытности родителей, их невежества, следствием стихийных бедствий, социальных потрясений.

Жестокое обращение с детьми формирует людей социально дезадаптированных, не умеющих создавать семью, быть хорошими родителями. Опасным социальным последствием насилия является дальнейшее воспроизводство жестокости

Нарушению прав ребенка могут способствовать следующие факторы риска:

Неполные и многодетные семьи, семьи с приемными детьми, с наличием отчимов и мачех;

Присутствие в семье больного алкоголизмом (наркоманией) или вернувшегося из мест лишения свободы;

Безработица, финансовые трудности; постоянные супружеские конфликты;

Статус беженцев, вынужденных переселенцев;

Низкий уровень культуры, образования родителей, негативные семейные традиции;

Нежеланный ребенок;

Умственные или физические недостатки ребенка;

«трудный» ребенок.

Основные признаки, которые должны привлечь внимание педагога:

Психическое и физическое развитие ребенка не соответствует его возрасту;

Неухоженность, неопрятность; апатичность или, наоборот, агрессивность ребенка;

Изменчивое поведение: переход от спокойного состояния к внезапному возбуждению (такое поведение часто является причиной нарушения контактов с другими детьми);

Проблемы с обучением в связи с плохой концентрацией внимания;

Отказ ребенка раздеться, чтобы скрыть синяки и раны на теле;

Повторяющиеся жалобы на недомогание (головную боль, боли в животе и др.);

Враждебность или чувство страха по отношению к отцу или матери;

Сильная реакция испуга или отвращения в связи с физической близостью определенного взрослого;

Судорожное реагирование на поднятую руку (ребенок сжимается, как бы боясь удара);

Чрезмерное стремление к одобрению, ласке любого взрослого, гипертрофированная забота обо всем и обо всех;

Демонстрация "взрослого" поведения, интерес к вопросам секса.

К перечисленным признакам можно также отнести проблемы со сном, боязнь темноты, энурез.

Наличие какого-либо одного признака не обязательно свидетельствует о том, что ребенок подвергается жестокому обращению или испытывает насилие (в том, числе и сексуальное). Однако проявляющиеся в том или ином сочетании, они должны обратить на себя внимание педагога.

Наиболее характерные особенности в поведении взрослых должны

подтвердить опасения:

В беседе о ребенке родители проявляют настороженность или безразличие;

На жалобы по поводу поведения сына (дочери) в детском саду реагируют холодно либо очень бурно и эмоционально;

Часто меняют детского участкового врача, переводят ребенка из одного дошкольного учреждения в другое.

Что может предпринять педагог, подозревая родителей в жестоком обращении с ребенком? - Прежде всего, постараться завоевать его доверие, наблюдать за его поведением, а замеченные отклонения желательно заносить в специальный дневник. Побывать у ребенка дома, посмотреть, в каких условиях он живет, постараться установить контакты с семьей. Побеседовать с опекунами, близкими родственниками, высказать свою озабоченность его поведением в детском саду.

В результате предпринятых действий можно прийти к следующим выводам:

Предположение подтверждается (не подтверждается);

Решение проблемы не терпит отлагательства и требует подключения специалистов.

Особого внимания требуют семьи, в которых существует «установка на агрессию». Наказание ребенка, в том числе физическое, в данном случае является выражением привычного способа поведения.

Большинство взрослых, использующих в качестве методов воспитательного воздействия приказы, угрозы, предупреждения, телесные наказания, не считают, что нарушают права ребенка, оскорбляют его достоинство. Основной аргумент, на который они опираются, состоит в том, что такого рода наказания в детстве применялись по отношению к ним самим.

Таким образом, задача педагогов и психологов состоит в поиске способов изменения установки родителей на агрессивное поведение в отношении ребенка. Родители для ребенка – камертон: как они прозвучат, так он и откликнется.

Необходимо иметь в виду, что работа по защите прав ребенка возможна лишь тогда, когда педагогу удается установить партнерские отношения с семьей, создать атмосферу общности интересов, эмоциональной взаимоподдерджки и взаимопроникновения в интересы друг друга.

Воспитатель, ставящий своей задачей профилактику нарушения прав ребенка в семье, прежде всего сам должен быть для родителей образцом уважительного и доброжелательного поведения с ребенком.

Характерные черты гуманного стиля общения воспитателя с детьми:

Признание в качестве основной цели взаимодействия с ребенком обеспечение чувства психологической защищенности, доверия к миру и радости существования;

Индивидуальный подход, т. е. координация своих требований с задачей наиболее полного развития имеющихся у ребенка способностей;

Использование в качестве основных способов общения понимания, признания и принятия личности ребенка, основанных на умении встать на точку зрения ребенка, не игнорировать его чувства и эмоции;

Определенная личностная позиция воспитателя, а именно стремление исходить из интересов ребенка и перспектив его дальнейшего развития.

Используемая литература:

3. Конвенция ООН о правах ребенка.

5. Федеральный Закон РФ «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ» (с изменениями на 20 июля 2000 года).

Согласно декларации прав ребёнка, дата выхода которой - 1959 год, каждый из детей наделён списком определенных прав. Почему мы сейчас поднимаем данный вопрос? Нарушение прав детей в современном мире - тема весьма и весьма актуальная. О печальных и порой страшных случаях обращения взрослых с детьми мы то и дело получаем информацию со всех сторон - из газет, интернета, включив телевизор. И речь идет отнюдь не только о странах третьего мира - в любом "цивилизованном" государстве с детьми творятся несправедливые и часто трагические вещи. К сожалению, наша страна - далеко не исключение.

Ни умственно, ни физически несовершеннолетний ребёнок никак не может относиться к зрелым разумным людям. Он нуждается во всесторонней заботе и охране. Обязанность соблюдать его права в рамках семьи возлагается на родителей. Всем списком их человек обзаводится непосредственно по факту рождения, и нарушение прав ребенка в мире чревато ответственностью, определенной законодательством любой страны.

О каких правах речь?

К основным из них относятся право жить и воспитываться в своей собственной семье, иметь фамилию, имя, отчество, общаться с родственниками, свободно выражать собственное мнение. Несовершеннолетний обладает правом на защиту и материальное обеспечение. Содержать ребенка входит в обязанности любого из родителей. Его же долг - дать сыну или дочери общее образование.

Ответственность родителей, предусмотренная за поведение несовершеннолетнего, включает его возможные противоправные действия. Таким образом, каждому из родителей есть смысл позаботиться об установлении с собственным ребенком нормальных доверительных отношений, позволяющих должным образом его воспитать и сформировать как личность.

Обязанности взрослых

Обстановка, царящая в семье, зависит целиком и полностью от взрослых ее членов - родителей. В нормальных семьях само собой разумеется, что папа и мама интересуются детской жизнью, участвуют во взрослении малыша, принимают его друзей. Свободное время, которое родитель может уделить сыну или дочери, - необходимая составляющая того, что каждый из нас обязан дать своему ребенку.

Забота о малыше в период его взросления, естественно, подразумевается само собой. Речь идет не только о нормальном питании, обеспечении одеждой и необходимыми принадлежностями. Дело родителей - общаться с малышом и участвовать в решении его проблем.

Самое же главное, что должны четко понимать все отцы и матери: недопустимо наличие какого-либо насилия (ни физического, ни психологического) по отношению к несовершеннолетнему. Это - прямое нарушение прав ребенка. И потому любому родителю предстоит запастись немалой долей терпения и ясными представлениями о том, что от него и лишь от него зависит, каким вырастет дочка или сын и как будет вступать во взрослую жизнь.

Права ребёнка в подробностях

Защита детей - прямая обязанность каждого родителя. В нашей стране данной теме посвящено несколько законодательных документов, относящихся к разным уровням. Основные из них - Конституция РФ и Конвенция ООН о правах ребенка. Кроме того, существует ряд федеральных законов и государственных кодексов. Касательно рамок семейных и общественных отношений права детей наиболее подробно прописаны на страницах Семейного кодекса, а также в ФЗ номер 124 "Об основных гарантиях прав ребенка в РФ".

Законодательством зафиксировано, что понятие "ребёнок" подразумевает гражданина, не достигшего 18-летнего возраста. И далее мы подробнее коснемся тех прав, которые даны именно несовершеннолетним.

Право жить и воспитываться в семье

54-я статья ГК РФ утверждает право всех несовершеннолетних граждан на жизнь в семейном кругу с соответствующим воспитанием. Прямой вывод из этого положения: к нормальному большинству случаев относится проживание несовершеннолетнего гражданина вместе с собственными родителями в условиях опеки и необходимой заботы. В качестве исключения можно рассмотреть лишь случаи, когда реализация подобного условия ведет к нарушению детских интересов или создает здоровью и жизни ребенка угрозу.

При отсутствии родителей либо лишении их данного статуса (в связи с рядом причин) несовершеннолетний пользуется правом на проживание с воспитанием либо в специальном учреждении, либо в приемной семье. Последний вариант является приоритетным. Детский дом в качестве места обитания ребенка рассматривается в последнюю очередь - при отсутствии альтернативных решений.

Право на Ф. И. О.

Иметь документально закрепленные фамилию, имя и отчество также относится к правам ребенка. Согласно закону, выбирают имя ему родители, а фамилия соответствует таковой любого из них. Отчеством же ребёнок наделяется согласно имени отца. Возможны варианты, связанные с традициями различных регионов.

Если же достичь договоренности с определением Ф. И. О. новорождённого родителям не удаётся, к ситуации имеют право подключиться органы опеки. Когда официальный отец отсутствует, выбором имени малышу занимается мать, она же даёт ребёнку и собственную фамилию. Изменить Ф. И. О. ребёнка возможно по согласованию с родителями после того, как он достигнет четырнадцатилетнего возраста.

Право на родственное общение

Каждый ребенок имеет право на общение с родными. Данный момент специально отмечен в той же 54-й статье Семейного кодекса. Если мать с отцом проживают раздельно, степень прав на общение с каждым из них у ребенка одинакова. Нельзя ограничивать его и во взаимодействии с прочими родственниками. Контактировать с родителями несовершеннолетний может, даже находясь в заключении по решению суда.

Право иметь и выражать собственное мнение

Регламентирует в этом случае нарушение прав ребенка статья 57-я СК. Несовершеннолетний может свободно высказываться по всем вопросам, затрагивающим его интересы. Форма выражения собственного мнения при этом не важна. В случае судебного разбирательства представитель закона обязан выслушать ребенка и принять во внимание его пожелания.

Позиция его учитывается по закону по достижении возраста 10 лет. Это касается вопросов замены фамилии, имени, отчества, восстановления родителей в правах, назначения опекуна или при процедуре усыновления, а также других моментах юридического характера.

Право быть защищенным

Необходимость обязательной защиты детских интересов отражена 56-й статьей СК РФ. Говоря о семейном круге, подразумевается, что в роли таких защитников выступают родители либо опекуны. Обязанность абсолютно любого человека, получившего информацию об ущемлении интересов или прав ребёнка (не говоря уже об угрозе здоровью и жизни) - уведомить соответствующие органы. Чаще всего этим занимаются учителя, медперсонал и все прочие, кто имеет постоянный контакт с детьми по роду деятельности.

За несовершеннолетним закреплена также возможность и самостоятельного обращения в органы опеки с целью защиты и получения нужной информации. Достигнув 14-летнего возраста, ребенок имеет право подачи судебного заявления.

Право доходов и материального обеспечения

У ребенка могут быть личные доходы, которые он имеет возможность использовать. Ему положены средства, нужные для нормальной жизнедеятельности. Речь идет об одежде, пище, наборе необходимых материальных ценностей, без которых невозможны нормальная жизнь, рост и образование.

80-я статья СК РФ возлагает содержание ребенка на его родителей. Если семья распалась, и кому-то из родителей пришлось выплачивать алименты, они должны тратиться целенаправленно на обеспечение детских интересов. То же самое относится ко всем видам пенсий и социальных выплат, права на которые у детей возникают в ряде случаев.

К собственным доходам несовершеннолетнего по закону относятся деньги и прочие ценности, заработанные им самостоятельно, унаследованные либо полученные как подарок. Права детей распространяются на имущество семьи, но родители не могут по закону распоряжаться вещами детей. Взаимное пользование общим имуществом старших и младших членов семьи возможно лишь по обоюдному соглашению.

Ответственность по закону

Какая ответственность за нарушение прав ребенка закреплена в Российской Федерации законодательно? Степень ее зависит от тяжести правонарушения и может состоять в предупреждении, штрафе или аресте. Данные меры применяются в случае нарушения детских прав в части воспитания, содержания, защиты интересов или ограничения в общении.

За какие нарушения прав ребенка наказывает Уголовный кодекс? Его статьи затрагивают более серьезные ситуации, касающиеся вовлечения ребенка взрослым лицом в преступную деятельность. А срок будет еще более увеличен, если речь идет о родителе или воспитателе несовершеннолетнего. Аналогичные меры предусмотрены за вовлечение детей в употребление спиртных напитков или наркотических средств, образ жизни, связанный с попрошайничеством и бродяжничеством.

В 156-й статье Уголовного кодекса прописано наказание в виде тюремного заключения сроком до 3-х лет в случае жестокого обращения родителей с детьми. Это же касается воспитателей и прочих взрослых, имеющих к детям отношение.

Примеры нарушения прав ребенка

Итак, до сих пор мы говорили о том, что и так ясно - несовершеннолетнего можно назвать точно таким же полноправным членом общества, как и любого из взрослых. В то же время ребёнок зачастую находится в ущемленном положении в связи с тем, что часто не в состоянии заявить о нарушении собственных прав в нужные органы, и даже подростки, владеющие хоть каким-то минимумом юридической информации, часто недостаточно хорошо осведомлены о собственных правах или просто не знают, куда обратиться.

К тому же в большинстве случаев дети боятся наказания со стороны взрослых. В итоге примеры нарушения прав ребенка в нашей стране (и не только в нашей) растут и множатся.

Каким же образом права ребенка нарушаются чаще всего? Ситуаций таких - пруд пруди, и возникают они в жизни, как ни жаль, с завидной регулярностью. Нарушение родителями прав ребенка, как ни странно, составляет их львиную долю. Наказаниям за большинство провинностей малыши подвергаются практически в любой семье. Но это еще полбеды. Множество детей вынуждены терпеть оскорбления, прямую агрессию со стороны взрослых или даже побои.

В определенном типе семей родители считают такое отношение само собой разумеющимся и классифицируют как воспитание. Но на самом деле данное поведение - ярчайший пример насилия по отношению к беззащитному ребёнку. Самое ужасное, что львиная доля всех нарушений детских прав встречается именно в семье, которая, казалось бы, должна стать оплотом безопасности и надежной защиты для любого малыша.

Не только в маргинальных, но и во внешне благополучных ячейках общества взрослые члены их зачастую не задумываются о том, что происходит самое настоящее ущемление детской личности. А в это время дети страдают и не могут никак повлиять на ситуацию. Причина подобного поведения взрослых - выросшие в собственной семье в атмосфере оскорблений и насилия люди даже не предполагают наличия какого-либо иного, более гуманного стиля общения.

Проблемы и последствия

В то же время любой отец или мать, усмотрев нарушение прав и интересов ребенка в учебном учреждении (в школе, детском саду), грудью встанет на его защиту. Санкциям будут подвергнуты воспитатели и учителя за любые агрессивные действия, порой даже за повышенный тон голоса, не говоря уже о попытках телесных наказаний.

Между тем моменты физического насилия сказывается на детях самым отрицательным образом. Такое нарушение прав ребенка чревато ухудшением в физическом состоянии здоровья вплоть до развития тяжелых заболеваний. Но еще хуже психологическое воздействие, которое ведет к искажению личности и формированию у подрастающего человека неправильных и несправедливых представлений об окружающем мире и отношениях в нём.

Такие дети всегда со сниженной самооценкой, замкнутые, чувствуют себя неуверенно и вступают во взрослую жизнь совершенно неподготовленными к построению нормальных отношений с другими. Помимо агрессивного поведения, часть взрослых страдает и другими замашками - ребёнка порой незаконно ограничивают в его свободе, иногда ломают и портят его личные вещи, в качестве наказания лишают еды и даже воды. Имеет место и нарушение прав ребенка на образование в разных его формах. А порой за закрытыми дверями квартир и домов творятся поистине ужасные вещи.

Нарушение прав ребенка - что можно предпринять?

Каждый имеет право на обращение за собственной защитой в соответствующие органы. Но заявление о нарушении прав ребенка подают лишь единицы, и чаще всего безнаказанность в семье продолжает процветать. Связано это со всеобщей юридической безграмотностью, когда информация о правах детей подается весьма скупыми порциями или вовсе замалчивается.

В большинстве случаев данные о творящемся в семьях насилии (физическом либо психологического характера) попадают в поле зрения правоохранительных органов случайно - когда выявляются вопиющие случаи нарушения прав ребенка. Чаще всего сигнализируют о том, что происходит в проблемных семьях, учителя и социальные работники, реже соседи или друзья детей.

Когда же информация всё же выходит наружу, доказать нарушение прав ребенка в семье порой бывает очень и очень нелегко - если только речь не идет об открытой агрессии с побоями и следами телесных повреждений. В подобных случаях меры административной либо уголовной ответственности принимаются достаточно оперативно, что позволяет улучшить жизнь конкретно взятого ребенка.

Взрослые! Не будьте равнодушны к тем, кто живет рядом с вами! Если вы обладаете любой информацией о творящемся рядом с вами насилии - не проходите безучастно мимо! Помните о том, что нет чужих детей, и на месте малыша, которого сейчас обижают жестокие взрослые, мог бы оказаться ваш собственный ребенок.

Если вам довелось стать свидетелем жестокого обращения взрослых с детьми, не пытайтесь отгородиться от ситуации. Долг любого из нас - в подобных случаях как можно быстрее сообщить об увиденном в органы опеки или в правоохранительные структуры. Завтра может быть поздно!

Организация: ГБДОУ№75 Красносельского района

Населенный пункт: Ленинградская область, г. Санкт-Петербург

В современном обществе проблема детско-родительских отношений и соблюдения прав ребенка в семье как одного из основных факторов психофизического благополучия детей приобретает особую актуальность. Данный вопрос является одним из приоритетных направлений государственной политики сохранения здоровья нации.

Проблемами семейного воспитания занимаются многие ученые и практики нашей страны. Особый вклад в изучение данного вопроса внесли работы Н.Н.Авдеева, 1994; А.И. Захарова, 1986; А.Я. Варга, 1983; А.И. Спиваковской, 1988; Т.В. Архиреевой, 1989; А.Е.Личко, 1979; Э.Г. Эйдемиллер, 1980. В их исследованиях затрагиваются различные области детско-родительских отношений. Одним из направлений изучения ученых являются права ребенка в семье.

Несмотря на это, воспитатели ДОУ не всегда уделяют должное внимание профилактике нарушений прав ребенка в семье. По данным статистики 84% родителей понимают необходимость соблюдения прав ребенка, но 74% из них регулярно их нарушают, используя в процессе воспитания физические наказания, словесные унижения и другие действия, противоречащие декларации прав ребенка.

Таким образом, возникают противоречия между теоретическими знаниями родителей прав ребенка и неумением выстроить систему семейного воспитания, не нарушая их.

Детско-родительские отношения широко изучались в разные времена. Современные ученые в своих исследованиях также часто обращаются к данному вопросу. Изучив ряд литературных источников, мы увидели, что в них недостаточно подробно рассматривается взаимосвязь между стилем воспитанием и соблюдением прав ребенка в семье.

Современные родители прекрасно понимают, какой вред наносит унижение достоинства ребенку. Прежде всего, это психологическая травма. То есть, родители знают о последствиях, которыми чреваты для психики ребенка унижения его достоинства, но менять свой стиль воспитания не пытаются. Большинство родителей допускают возможность применения телесных наказаний постоянно или в отдельных случаях.

Лишь малая часть полностью отвергает телесные и другие виды унижения достоинства. Такие родители в процессе воспитания отдают предпочтение разъяснению, которое основывается на взаимном уважении. Таким образом, нарушение прав ребенка в семье очень распространенное явление. Но почему это происходит. Психологи в ходе проведения исследований выявили несколько причин данного явления. Во-первых, с такими родителями в детстве поступали аналогично. Во-вторых, других методов воздействия в своем арсенале они не имеют. И, в-третьих, такое поведение многие из них не считают травмирующим для психики ребенка.

Постоянные предупреждения, приказания, нотации, угрозы, обзывания - все эти формы говорят об отношении к ребенку только лишь как к объекту воспитания. К методам субъективного отношения относятся доброжелательная критика, утешение, советы, выражение обиды, обращение, указания в шутку. Такие формы регулирования отношений необходимо рекомендовать родителям.

Изучая данные статистки, также многочисленные исследования ученых показывают, что ребята, чьи права в семье постоянно нарушаются, часто испытывают некоторые сложности в адаптации. Они учатся с трудом, не организованны, неуравновешенны, агрессивны. Для таких детей характерны быстрые смены настроения, неуверенность в себе, наличие проблем во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками.

Наиболее часто нарушение прав детей наблюдается в семьях, которые живут в тесноте. Излишняя скученность в семье лежит в основе большой нервозности у всех ее членов.

Низкий уровень доходов сказывается на реализации права ребенка на получение образования и развитии индивидуальных его способностей. К подобным результатам приводит также невысокий образовательный статус его родителей. При отсутствии отца, как источника уверенности и авторитета, создает все условия для формирования у ребенка таких черт характера как агрессивность в отношении взрослых, асоциальность, недисциплинированность. А это, в последствие, может провоцировать ответное поведение матери, которая не справляется с ребенком.

Также невысокий интеллектуальный уровень снижается при росте числа детей в семье. Хотя члены многодетных семей обычно внимательнее относятся друг к другу, сплоченнее и заметнее ориентированы на базовые семейные ценности, но при этом, отношение родителей к своим детям становится достаточно однообразным. Они мало учитывают индивидуальные потребности детей и различия между ними. Многодетные родители достаточно редко помогают детям преодолеть трудности в обучении.

Таким семьям требуется профессиональная помощь. Работники детского сада должны проводить просветительскую, профилактическую и коррекционную работу с такими семьями. Это необходимо, так как здесь речь идет о психическом здоровье ребенка, его успешной социализации и вообще его будущем.

При работе с родителями можно использовать различные методы. Среди них наиболее распространенным методом является беседа. Но не менее эффективными являются совместные праздники и игры родителей и детей, ВКН, «Поле Чудес», педагогические ситуации и тренинги. Они помогают родителям понять своих детей и скорректировать свои отношения с ними.

Таким образом, изучение литературных источников показало, что проблема нарушения прав ребенка в семье актуальны. Хотя инструментарий для профилактики и коррекции детско-родительских отношений разнообразен, но на практике мало применяется. Поэтому считаем, что проведение практического исследования по данной теме будет актуальным и иметь большую практическую значимость.

Литература по правовому образованию дошкольников (Документы)

  1. Конвенция ООН о защите прав человека и основных свобод.
  2. Семейный кодекс РФ.
  3. Закон РФ «Об образовании».
  4. Закон РФ «О защите прав ребенка».
  5. Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей.
  6. Конституция РФ.
  7. Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ».
  8. Областной закон «О защите прав ребенка».
  9. О.Е. Лебедев, А.Н. Майоров, В.И. Золотухина О соблюдении прав детей в образовательных учреждениях РФ.
  10. Т. Доронова Защита прав и достоинства ребенка в дошкольном учреждении и в семье /Дошкольное воспитание, №8 – 2001.
  11. Т. Доронова О взаимодействии ДОУ с семьей /Дошкольное воспитание, №3 – 2000.
  12. О. Борисова Правовое образование дошкольников /Ребенок в детском саду, №4 – 2002
  13. О. Петрова Практикум по правовому воспитанию / Ребенок в детском саду, №4 – 2002
  14. С.С. Агешкова Золотой ключик или от чего надо защищать детей / Дошкольное воспитание, №6 – 2001
  15. В.Э. Бауэр Организационно-правовая и педагогическая деятельность центра развития ребенка на примере дидактической системы Марии Монтессори М., 2002.

Многочисленные отечественные и зарубежные психологические исследования выделили факторы, обеспечивающие предрасположенность семьи для попадания в группу риска по нарушению прав детей. К их числу относятся:

Тесное жильё и большая скученность проживающих, что порождает серьёзные проблемы у всех членов семьи; -низкие доходы сказываются на реализации права ребёнка на образование и всестороннее индивидуальное развитие способностей;

Низкий образовательный уровень родителей также влияет на реализацию права ребёнка на развитие; -неполнота семьи, в частности, отсутствие отца - источника уверенности и авторитета создаёт предпосылки к формированию у ребёнка таких черт характера, как агрессивность в отношении взрослых, недисциплинированность, асоциальность, которые могут провоцировать ответное поведение матери, не справляющейся с ребёнком;

Многодетность, многодетные родители редко помогают детям преодолевать трудности в обучении.

Таким образом, при первичном знакомстве с семьёй необходимо предложить родителям заполнить социально-демографическую анкету, которая отразит социальные параметры жизни семьи и позволит выделить для более внимательного знакомства психолога и педагогов те семьи, у которых есть объективные основания попасть в группу риска.

Диагностика нарушений прав ребёнка в семье может проводится в 3 этапа.

Первый этап. Выявление детей, имеющих те или иные психологические проблемы. Многочисленные исследования показывают, что дети, права которых в семье нарушаются, обычно имеют те или иные проблемы в адаптации (проблемы в обучении, неорганизованность, агрессия, неуравновешенность, частые смены настроения, неуверенность в себе, трудности во взаимоотношениях со сверстниками и взрослыми, воровство и т.п.). Метод - экспертная оценка. В роли экспертов выступают воспитатели.

Второй этап. Выявление родителей, нарушающих права своих детей, т.е. применяющих к ним физическое или психическое насилие. Проводится диагностика агрессивности детей, имеющих трудности в адаптации, а также выделяются методы воспитательного воздействия, которые применяют родители этих детей. При приёме детей в ДУ родителям можно предложить анкету для выяснения их отношения к физическим наказаниям. Затем с целью более глубокого изучения родителям предлагается опросник Басса-Дарки.

Оригинальный вариант опросника включает восемь шкал, но для выявления родителей, нарушающих права своего ребёнка, выбраны только те, с помощью которых можно оценить, насколько агрессивны родители.

Шкала 1. Физическая агрессия - использование физической силы против другого лица.

Шкала 2. Косвенная агрессия - агрессия, окольным путём направленная на другое лицо или ни на кого не направленная.

Шкала 3. Раздражение - готовность к проявлению негативных чувств при малейшем возбуждении (вспыльчивость, грубость).

Шкала 7. Вербальная агрессия - выражение негативных чувств как через форму (крик, визг), так и через содержание словесных ответов (проклятия, угрозы).

При составлении опросника учитывались принципы:

1. Вопрос может относиться только к одной форме агрессии.

2. Вопросы формулируются таким образом, чтобы в наибольшей степени ослабить влияние общественного одобрения ответа на вопрос.

И анкета, и опросник Басса-Дарки заполняются всеми членами семьи, ситсематически занимающимися воспитанием ребёнка. Если ребёнок из полной семьи, то обе методики заполняют оба родителя. Показатели нарушения прав ребёнка

1. Высокий балл по любой из шкал опросника Басса-Дарки.

2. Констатация факта использования физических наказаний.

По результатам этого этапа диагностики выделяются те семьи, в которых нарушаются права детей. Это семьи, где хотя бы один из родителей или использует физические наказания, или имеет высокий балл хотя бы по одной из шкал опросника Басса-Дарки.

Третий этап. Диагностика особенностей семейного воспитания и отношений между родителями в семьях, в которых нарушаются права детей.

Для выявления особенностей семейного воспитания и отношений между родителями используется методика измерения родительских установок и реакций (PARY, Т. Архиреева). Это опросник, включающий 115 утверждений, касающихся семейной жизни и воспитания детей.

Методика PARY, помимо шкал, в которых констатируются проблемы родителей, содержит шкалы, позволяющие характеризовать позитивные стороны родительского отношения. Поэтому методика позволяет провести многостороннюю диагностику, выявить не только слабые, но и сильные стороны родителей, а также построить коррекционную программу.

Проведя анализ полученных при диагностике результатов, психолог СПЦ и педагоги составляют коррекционную программу для работы с семьями и детьми.

С самого рождения малыш учится оценивать себя и свою жизнь с точки зрения субъективных оценок взрослого человека, живущего рядом. Любое негативное проявление со стороны родителей вызывает у малыша страх разрыва социальных связей, и приводит к внутреннему конфликту «я — общество», закладывая ряд комплексов, а то и вовсе причиняя вред детской психике. Зачастую негативные оценки сопровождаются физическим воздействием, в виде шлепков. Нарушение прав ребенка встречается гораздо чаще, чем может показаться. А необходимость восприятия маленького члена общества в качестве полноценной личности, зачастую игнорируется. Исправить ситуацию и оградить маленьких граждан от посягательств призвано законодательство в сфере защиты семьи и детства.

Основные права ребенка по российскому законодательству и нормам международного права

Закрепить ряд основных прав несовершеннолетнего и урегулировать процесс их реализации, призван целый ряд законодательных актов: от Конвенции о правах ребенка и Конституции Российской Федерации до внутренних нормативных актов Комиссии по делам несовершеннолетних. Приоритетом законодательного акта любого уровня должно являться соблюдение интересов несовершеннолетних.

В нормативных актах выделяются следующие права ребенка:

  • на свободу от дискриминации по возрастному признаку;
  • на жизнь, имя и гражданство, семью и заботу родителей;
  • на информацию, свободу мысли, мнения и самовыражение;
  • на выбор и исповедование религии;
  • на помощь и защиту государства;
  • на социальное обеспечение и здравоохранение;
  • на образование и отдых.

За государством при этом закрепляется обязанность защиты детских прав. В отношении несовершеннолетних лиц не применяются такие меры уголовной ответственности, как смертная казнь и пожизненное тюремное заключение. Несовершеннолетние лица имеют право на снижение размера наказания за совершенное преступление. В случаях, установленных административным и уголовным законодательством, подростки освобождаются от ответственности за совершение правонарушений и преступлений в связи с недостижением возраста ответственности.

Кроме того, в отношении несовершеннолетних лиц запрещено использовать унизительные меры наказания, пытки и физическое насилие. Любой несовершеннолетний имеет право на защиту в случае вооруженных конфликтов.

Понятие нарушения прав ребенка по гражданскому кодексу

С точки зрения Гражданского законодательства, маленький гражданин, с самого рождения, является субъектом гражданских правоотношений. В связи с несовершеннолетним возрастом, от его лица выступает законный представитель.

Нормы гражданского законодательства, в частности, направлены на регулирование процесса заключения сделок от имени несовершеннолетнего. Функция Гражданского кодекса Российской Федерации по защите законных прав и интересов несовершеннолетних лиц реализуется в ответственности за причинение физических, моральных страданий ребенку, психологического вреда, а также унижения его чести и достоинства.


Какие права ребенка чаще нарушаются

Среда проживания имеет непосредственное отношение к вопросу о том, какие права ребенка нарушаются чаще всего. С самого рождения ребенка окружают родители и близкие родственники. В обязанности родителей входит забота о его психическом, физическом, духовном и нравственном здоровье. Однако методы воспитания в семье, передающиеся от поколения к поколению, зачастую, включают в себя физические наказания за малейшие провинности. Стоит отметить, что любого рода воздействие в виде шлепка по попе, подзатыльника, является физическим насилием, недопустимым к применению, даже в воспитательных целях.

Помимо физического насилия, к малышу с неокрепшей психикой часто применяется насилие психологическое в виде крика, брани, оскорбления. Отказ родителей от общения также является видом психологического насилия над ребенком.

Родители не учитывают, что кроха уже является индивидуальной личностью. Оставление без внимания мнения ребенка в решении семейных вопросов является нарушением его прав. Результат воздействия подобного обращения на детскую психику предсказать невозможно. Ребенок может озлобиться, потерять доверие к окружающим, или вовсе замкнуться. Страдает детское здоровье, наносится вред развитию ребенка. При этом его права на защиту от насилия, жестокого обращения и злоупотреблений со стороны близких лиц злостно нарушаются.


Сложные взаимоотношения в семье, развод родителей, зачастую являются предпосылкой нарушения прав на общение с родственниками. В процессе развода, несовершеннолетний нередко становится разменной монетой, средством психологического давления на супруга и возможностью получить имущество большего размера. В ход идут запреты на общение, скрывание ребенка от родственников, в нарушение его законных прав и интересов. Хотя у ребенка имеется законодательно закрепленная возможность общаться с мамой, папой и иными родственниками.

Отказ родителя в предоставлении содержания и выплате алиментов, является прямым нарушением имущественных прав несовершеннолетнего.

Несовершеннолетний в силу своего возраста, наивности и возрастных особенностей развития не в состоянии осознать степень нарушения своих прав. Зачастую, находясь в зависимом положении от нарушителя, ребенок оказывается в ситуации беспомощности, единственным выходом из которой является вмешательство государственных органов.

Примеры нарушения прав детей

Под видом внешнего благополучия семьи может скрываться не только использование недопустимых методов воспитания, жестокое обращение, а то и вовсе лишение детей средств к существованию.

Ярким примером нарушения прав ребенка является ситуация, когда мать, имеющая наркотическую зависимость, уходит из дома на два дня, оставив троих малолетних детей без продуктов питания и средств к существованию, тем самым подвергая их жизнь и здоровье опасности. Другая нерадивая мамаша, подливает малышу алкоголь в бутылочку, чтобы спал, пока у нее гости.

Жестокий отец, воспитывает сына ремнем за двойку в дневнике, а после запирает в комнате с учебниками, оставляя без обеда.

Ущемление прав ребенка встречается не только в семье. По мере роста и развития человек обрастает широкими социальными связями, включающими дом, школу, уличных друзей, соседей по улице, знакомыми по кружку и секции. Вероятность нарушения прав наиболее высока в местах длительного нахождения.


Нарушение прав ребенка в школе

Контроль за соблюдением прав школьников осуществляет администрация учебного заведения. В процессе обучения права детей чаще всего нарушаются не только другими учащимися в виде причинения телесных повреждений, оскорблений, насмешек, но и теми, кто призван осуществлять защиту от подобных посягательств.

Со стороны педагогического состава школы может допускаться критика учащегося в присутствии всего класса, нелестные отзывы о его умственных способностях. Случаи физического насилия над несовершеннолетними учащимися со стороны учителей также не редки.

Пережитком советского прошлого является удаление школьника с урока, нарушающее его право на получение образования. При наличии обслуживающего персонала, администрацией школы ученик в принудительном порядке может быть наделен обязанностью по уборке класса или выполнению иной от получения образования деятельностью.

Большую роль в увеличении фактов нарушения прав учащихся играют личные приязненные и неприязненные отношения между учителем и ребенком. Свобода самовыражения и свобода мнения в процессе обучения могут подавляться или просто игнорироваться из-за установленных администрацией стандартов поведения и внешнего вида.


Защита прав ребенка в России

Систему защиты прав несовершеннолетнего в России составляют следующие государственные структуры:

  • Суд. Обеспечение защиты законных интересов несовершеннолетних входит в компетенцию судебных органов.
  • Прокуратура. Одной из целей деятельности прокуратуры является анализ и выявление фактов нарушения прав детей, в том числе, и иными государственными структурами.
  • Министерство внутренних дел Российской Федерации в лице инспекций по делам несовершеннолетних. Работа инспекций по делам несовершеннолетних направлена на выявление и профилактику безнадзорности, беспризорности, семейного неблагополучия, а также фактов жестокого обращения с детьми.
  • Органы опеки и попечительства. Опека и попечительство производит защиту прав несовершеннолетних, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, ставших жертвами насилия в семье, нуждающихся в помощи государства.
  • Комиссии по делам несовершеннолетних. Профилактика семейного неблагополучия, принятие мер общественного воздействия по фактам выявления нарушения прав детей относится к функциям комиссий по делам несовершеннолетних.

Законные представители, имеют право обращения в государственные структуры за восстановлением нарушенных прав своих детей. За восстановлением своих прав несовершеннолетний гражданин может обратиться самостоятельно, особенно в случаях противоправных посягательств со стороны законного представителя.

Ответственность за нарушение прав детей

Нарушение прав детей предполагает административную ответственность либо уголовное преследование. В соответствии с санкцией статьи виновному может грозить от предупреждения до лишения свободы.

В случаях, когда нарушение прав несовершеннолетнего происходит по вине должностного лица, помимо уголовной и административной ответственности, может применяться дисциплинарная ответственность.

При наличии оснований, виновное лицо может понести ответственность за причинение морального вреда в порядке гражданского судопроизводства.

Законодательное регулирование


Забота о молодом поколении входит в обязанность любого правового государства. Вклад государства в защиту несовершеннолетних, в том числе путем, введения санкций за нарушения прав, проведения своевременной профилактической работы и законодательного закрепления ответственности является залогом здорового общества будущего.



 

Возможно, будет полезно почитать: