Нужно ли ребенка заставлять учиться. Как заставить ребенка учиться и нужно ли заставлять. Шпаргалка для родителей, как заставить ребенка делать уроки и облегчить процесс обучения

Ребенок, который не хочет учиться — это проблема, возникающая во многих семьях. Он не желает сидеть за учебниками, ходить на занятия и слышать ничего не хочет о том, что нужно становиться взрослым.

Как поступать родителям, чадо которых через силу посещает школу? Можно ли заставить ребенка учиться и как найти действенный и одновременно гуманный способ решить этот щекотливый вопрос? Об этом и о многом другом в нашей сегодняшней статье.

Почему ребенок не хочет учиться?

Отказ подростка от учебы может быть обусловлен целым рядом обстоятельств. Одни дети своими истериками и нежеланием ходить в школу доказывают родителям свою самостоятельность и взрослость. У других может пропасть интерес к учебе в период, когда организм испытывает нехватку витаминов (например, зимой).

Наконец, огрехи в системе образования тоже нельзя сбрасывать со счетов, ведь большинство школ мало интересуются учениками, как личностями, просто заставляя их выполнять свои требования.

Давайте разберемся в основных проблемах и причинах нежелания детей учиться.

Конфликты с одноклассниками

Чаще всего ребята начинают плохо учиться тогда, когда у них возникают проблемы в общении со сверстниками. Малыш не хочет идти в школу, потому что там его ждет травля, насмешки, бойкот и даже выяснение отношений на кулаках. Все это катастрофическим образом влияет на мотивацию и жажду получения знаний и, как следствие, на успеваемость.

Несамостоятельность

Ребенок может плохо учится еще и потому, что просто не представляет, как и что ему нужно делать. Самоорганизация, контроль, планирование — это важные, но такие далекие от понимания малыша факторы учебы. Тем более, если до этого родители постоянно опекали ребенка и все время говорили ему, что делать и как поступать.

Дисфункция мозга

Нередко проблемы в учебе бывают связаны с болезнями и нарушениями работы мозга. Одна из самых распространенных причин — это легкая степень умственной отсталости, которую врачи «пропускают» по причине невнимательности к маленьким пациентам.

Дисфункция мозга «помогает» ребенку отлично справляться с запоминанием букв или стихотворений, но сил и понимания для изучения формул или особенностей русского языка у него не остается.

Отставание в развитии

Мозг некоторых детей «взрослеет» медленнее, чем у других. Причиной такого положения вещей может стать госпитальный синдром, встречающийся у малышей, очень долго находившихся без мамы в больнице. Кроме того, предпосылкой для развития подобного отклонения может стать долгая болезнь, частый наркоз или психические травмы малыша.

Проблемы с восприятием и обработкой информации

Получать и усваивать, а также обрабатывать информацию — непростой труд для многих детей. В этом им может помешать плохое зрение и глухота, быстрая утомляемость, аутизм, не дающий ребенку сконцентрироваться на том, что говорит учитель, а также такие заболевания, как дислексия, дискалькулия и дисграфия, проявляющиеся в неумении писать, читать и воспринимать слова.

Отсутствие интереса

Очень часто ребенок отказывается учиться в школе просто потому, что теряет интерес к учебе. Например, его «раздражает» химия или физика, а математику он вообще не признает, как науку. В такие моменты усиление контроля и наказания провоцируют его на еще большее нежелание обучаться.

Трудные предметы

Кроме того, малыш может просто не понимать определенный предмет, особенно, если из-за болезни или переезда он пропустил много уроков. В результате возникает замкнутый круг, из которого ребенок не находит выхода и полностью «проваливается» в плане успеваемости по трудному предмету.

Беда в семье

Нередко причиной нежелания учиться становятся определенные проблемы в семье малыша: развод, утрата одного из родителей, алкоголизм мамы и папы, насилие или денежные затруднения.

Особенности характера

Наконец, ваш ребенок может просто быть или слишком стеснительным, чтобы «проявлять» себя в ответах учителю, или излишне самоуверенным для того, чтобы делать домашнее задание (негоже королевской особе не царскими делами заниматься).

Как заинтересовать малыша в учебе?

Как заставить ребенка учиться? Если он отказывается от новых знаний, помочь ему разобраться в ситуации и пробудить дремлющий интерес к учебе сможете только вы.

Причем в этом случае слово «заставлять» не совсем подходит: гораздо важнее проявить по отношению к малышу спокойствие и абсолютное терпение, всеми способами попытаться заинтересовать его в учебе, в том числе подачей собственного примера.

Проанализируйте ситуацию

Прежде всего нужно провести анализ сложившейся ситуации, а начать лучше всего с «разбора полетов», а именно взаимоотношений малыша с учителями. Очень часто случается так, что отстающие ученики вызывают злость и раздражение преподавателя, который ведет себя по отношению к ним крайне неуважительно.

Если ситуация такова, вам необходимо организовать встречу с учителем и поговорить с ним о методах воспитания и отношении к вашему ребенку.

Начните уважать ребенка

Возможное непослушание ученика вполне может быть вызвано огрехами системы образования. Вспомните себя в годы учебы — все ли вам давалось так уж хорошо? Помните, что ваш малыш — индивидуальность и личность, которую нужно уважать, любить и прислушиваться к его желаниям. Даже тогда, когда они кажутся не такими уж адекватными.

Используйте примеры

Большой процент подростков выбирает в качестве примера для подражания музыкантов, актеров или спортсменов. Попробуйте подойти к своему ребенку с этой стороны: изучите биографию кумира, в которой, скорее всего, найдете некоторые «подсказки» и рычаги для развития мотивации к учебе (например, что тот успешно закончил школу или любил математику).

Обучайтесь сами

Учитесь вместе со своим ребенком! Посещайте интересные для вас образовательные курсы и, возвращаясь с учебы домой, рассказывайте ему о том, сколько интересного вы на них узнали.

Такое поведение частенько стимулирует малышей к тому, чтобы самому взять учебник и почерпнуть из него что-то дельное. Также не лишним будет «освоить» школьную программу вашей дочери или сына, и тем самым заинтересовать равнодушное к учебе чадо.

Проявляйте интерес к предметам

При этом не фальшивьте, потому что ребенок остро чувствует обман, идущий от родителей. Пусть малыш рассказывает вам о трудном предмете, а вы, в свою очередь, удивляйтесь полученным от него знаниям.

Углубляйтесь в основы, ищите дополнительную информацию в справочниках и в Интернете, чтобы ребенок, глядя на вас, старался угодить вам и в процессе увлекся ранее не поддававшимся ему предметом.

Не наказывайте

Наказания, безусловно, мотивируют ребенка, и было бы нечестным говорить о том, что нерадивый малыш не получает от своих гневных родителей по попе за непослушание и нежелание учиться.

Однако «фанатизм» в этом деле не приведет семью к успеху: постоянные крики, угрозы и неслабые подзатыльники только нарушат понимание между вами.

Кроме того, применение физического воздействия (так же, как и психологического давления) негативно сказывается на психике ребенка, и во взрослой жизни он не сможет самостоятельно принимать решения и добиваться целей. Другими словами, пока вы его не «толкнете», он не «полетит» вперед.

В каких случаях нужна помощь психолога?

Если вы заметили, что ваш малыш как-то странно себя ведет, у него плохое настроение или он регулярно приносит из школы плохие оценки, постарайтесь понять причину происходящего.

Может быть, малыш крайне нуждается в вашей помощи и защите: у него испортились отношения с одноклассниками, учитель его ругает и стыдит, наконец, он впервые влюбился и не знает, что теперь делать.

Если самостоятельно решить проблему не получается, обратитесь за консультацией к специалисту. Помощь и советы психолога помогут вам с малышом взглянуть на ситуацию с нового ракурса и найти из нее правильный выход, пока она не переросла во что-то более серьезное.

Подводя итоги

Животрепещущий вопрос: «Как заставить ребенка учиться?», не имеет универсального ответа. К сожалению, мир еще не придумал тот единственно правильный способ, который поможет вам решить проблему нежелания малыша ходить в школу.

Поэтому эффективный метод воздействия и мотивации на конкретно взятого ребенка можно подобрать только, исходя из его характера и предпочтений.

Старайтесь правильно подобрать убеждения, будьте настойчивыми и последовательными, но не забывайте о любви и понимании, которые помогут вам достичь в процессе воспитания желанных результатов.

У Вашего разбойника опять двойки в дневнике? Ребенок не слушается, а засадить его за домашнее задание просто невозможно? У многих родителей возникает ситуация, когда ребенок не хочет учиться, прогуливает школу и не внимателен на уроках.

Часто взрослые делают много ошибок для того, чтобы заставить дочку или сына учиться. Происходит это, потому что нет знаний, как воспитать любовь к учебе у детей. Некоторые начинают воспитывать так же, как их воспитывали в детстве. Получается, что ошибки воспитания переходят из поколения в поколение. Сначала наши родители мучаются сами и заставляют нас учиться, потом и мы применяем такие же пытки к нашим детям.

Когда ребенок плохо учиться, сами по себе рисуются нерадостные картины в голове, каким может быть его будущее. Вместо престижного университета и ученой степени, третьесортный техникум. Вместо блестящей карьеры и хорошей зарплаты работа, о которой стыдно рассказать знакомым. А вместо зарплаты гроши, на которые непонятно как прожить. Никто не хочет такого будущего своим детям.

Чтобы понять почему наши дети не испытывают желания учиться, нужно найти причину этого. Их существует очень много. Рассмотрим основные.

1) Нет желания и стимула к учебе

Многие взрослые привыкли заставлять ребенка делать что-то против его воли, навязывать свое мнение. Если же школьник сопротивляется делать то, что ему не хочется – это означает что его личность не сломлена. И это нормально.

Есть только один способ вовлечь чадо в учебу – заинтересовать его. Конечно, думать об этом должны в первую очередь учителя. Неинтересно составленная программа, скучные преподаватели, ведущие урок, не учитывая возраст детей – это все способствует тому, что ребенок будет избегать обучения и лениться в выполнении заданий.

2) Стрессы в школе

Люди устроены следующим образом: сначала удовлетворяются простые потребности в еде, сне, безопасности. А вот потребность в новых знаниях и развитии уже на втором плане. Школа для детей иногда становится настоящим источником стресса. Где малыши каждый день испытывают различные негативные эмоции, такие как: страх, напряжение, стыд, унижение.

На самом деле 70% причин нежелания детей заниматься и ходить в школу как раз из-за стресса. (Плохие отношения со сверстниками, учителями, оскорбления от старших товарищей)

Родители могут думать: ведь было всего 4 урока, ребенок говорит, что устал, значит он ленится. На самом деле стрессовые ситуации забирают у него кучу энергии. Да еще и вызывает негатив к этой среде. Поэтому он начинает плохо соображать, хуже работает память, выглядит заторможенным. Прежде чем нападать на чадо и заставлять его силой, лучше спросите, как его дела в школе. Было ли ему трудно? Как у него отношения с другими детьми и с учителями?

Случай из практики:
У нас на консультации был мальчик 8 лет. По словам матери мальчика, в последние несколько месяцев он начал прогуливать уроки, часто не выполнял домашние задания. А до этого хоть и не был отличником, но учился старательно и особых проблем с ним не было.

Оказалось к ним в класс перевели нового ученика, который всячески издевался над ребенком. Высмеивал его перед товарищами и даже применял физическую силу, вымогал деньги. Ребенок же в силу своей неопытности не знал что с этим делать. Жаловаться родителям или учителям он не стал, так как не хотел прослыть ябедой. А самому решить эту проблему не получалось. Вот явный пример, как стрессовые условия мешают грызть гранит науки.

3) Сопротивление давлению

Так уж работает психика, что когда на нас давят, мы сопротивляемся изо всех сил. Чем больше мать с отцом заставляют школьника насильно делать уроки, тем больше он начинает избегать этого. Это еще раз подтверждает тот факт, что насильно эту ситуацию не исправишь.

4) Заниженная самооценка, неверие в себя

Излишняя критика родителей в сторону ребенка приводит к его низкой самооценке. Если что бы школьник ни делал, Вам все равно не угодить, то это как раз такой случай. Мотивация чада совсем пропадает. Какая разница, что поставят 2 или 5, все равно никто не похвалит, не оценит по заслугам, не скажет доброго слова.

5) Слишком много контроля и помощи

Есть родители, которые буквально сами учатся вместо своего ребенка. Собирают за него портфель, делают с ним домашнее задание, командуют что, как и когда делать. В таком случае обучающийся занимает пассивную позицию. Ему становится незачем думать своей головой и отвечать за себя он сам не способен. Мотивация также пропадает, так как он выполняет роль марионетки.

Нужно отметить, что это достаточно часто встречается в современных семьях и является большой проблемой. Родители сами портят свое дитя, пытаясь ему помочь. Тотальный контроль убивает самостоятельность и ответственность. И эта модель поведения переходит во взрослую жизнь.

Случай из практики:

К нам обратилась за помощью Ирина. У неё были проблемы с успеваемостью дочери 9 лет. Если мать задерживалась на работе или уезжала в командировку девочка не выполняла домашние задания. На уроках также вела себя пассивно и если учитель не присматривал за ней, то отвлекалась и занималась другими делами.

Выяснилось, что Ирина с первого класса сильно вмешивалась в процесс обучения. Чрезмерно контролировала свою дочь, буквально шагу ей самостоятельно не давала ступить. Вот и плачевный результат. Дочка совсем не стремилась к учебе, считала, что это нужно только матери, а не ей. И занималась только из-под палки.

Лечение здесь только одно: перестать опекать ребенка и объяснить для чего нужно вообще учиться. Сначала, конечно, он расслабится и не будет ничего делать. Но со временем он поймет, что учиться все-таки как-то надо и начнет себя потихоньку организовывать сам. Конечно сразу все не получится. Но через некоторое время у него будет выходить все лучше и лучше.

6) Нужно давать отдых

Когда школьник приходит из школы ему необходимо 1,5-2 часа на отдых. В это время он может заниматься своими любимыми делами. Есть же категория матерей и отцов, которая начинает наседать на чадо сразу как только он зайдет домой.

Сыплются вопросы об оценках, просьбы показать дневник и указания садиться за домашнее задание. Если не дать малышу отдохнуть, концентрация его будет заметно снижена. И в уставшем состоянии он станет еще больше не любить школу и все что с ней связано.

7) Ссоры в семье

Неблагоприятная атмосфера дома – это серьезное препятствие на пути к хорошим оценкам. Когда в семье частые ссоры и скандалы, ребенок начинает переживать, становиться нервозным и замкнутым. Иногда даже начинает винить во всем себя. В результате все его мысли заняты сложившейся ситуацией, а не стремлением к учебе.

8) Комплексы

Есть дети с нестандартной внешностью или с не очень хорошо выработанной речью. Часто они получают в свой адрес много насмешек. Поэтому испытывают много страданий и стараются быть незаметными, избегают ответов у доски.

9) Плохая компания

Даже в первом классе некоторые школьники умудряются связаться с неблагополучными друзьями. Если приятели не желают учиться, то и Ваш ребенок поддержит их в этом.

10) Зависимости

Дети, как и взрослые с раннего возраста могут иметь свои зависимости. В начальной школе – это игры, развлечения с друзьями. В 9-12 лет – увлечение компьютерными играми. В переходном возрастевредные привычки и уличная компания.

11) Гиперактивность

Есть дети с избыточной энергией. Им свойственны плохая усидчивость и концентрация. В связи с этим им трудно сидеть на уроках и слушать не отвлекаясь. А отсюда – плохое поведение и даже сорванные уроки. Таким детям необходимо посещать дополнительно спортивные секции. Подробные советы для можно прочитать в этой статье.

Если правильно понять причину плохого обучения в школе, то можно считать что 50% проблемы уже решены. В дальнейшем нужно разработать план действий, благодаря которому можно будет побудить школьника к учебе. Крики, скандалы, ругань – это никогда не действовало. Понять свое чадо и помочь ему с возникшими трудностями – вот что создаст правильную мотивацию.

13 практических советов, как мотивировать школьника получать пятерки

  1. Первое, что должен знать каждый родитель – это то, что ребенка нужно хвалить за любые его успехи.
    Тогда у него естественно выработается желание учиться. Даже если он, что-то делает пока еще недостаточно хорошо, все равно его нужно похвалить. Ведь он почти справился с новой задачей и приложил для этого много усилий. Это очень важное условие, без выполнения которого заставить ребенка учиться невозможно.
  2. Ни в коем случае не ругать за ошибки, ведь на ошибках учатся.
    Если дитя ругать за то, что у него не получается, то у него навсегда пропадет желание этим заниматься. Делать ошибки – это естественный процесс даже для взрослых. Дети же не имеют такого жизненного опыта и только познают новые для себя задачи, поэтому нужно проявить терпение, и если у вашего чада что-то не получается, лучше будет помочь ему с этим разобраться.
  3. Не дарите подарки за учебу
    Некоторые взрослые в целях мотивации обещают за хорошую учебу различные подарки своим детям или денежное вознаграждение. Так делать не надо. Конечно, поначалу малыш обретет стимул и начнет стараться в учебе, но со временем он начнет требовать все больше и больше. И небольшие подарки перестанут его удовлетворять. К тому же учеба – это его ежедневные обязательные действия и ребенок должен это понимать. Поэтому вопрос мотивации так и не будет решен подобным образов в долгосрочной перспективе.
  4. Нужно показать сыну или дочке всю степень ответственности, которая лежит на этом занятии – учебе
    Для этого объясните, зачем вообще надо учиться. Часто дети, которые не испытывают особого интереса к учебе не понимают зачем это нужно. У них есть масса других интересных дел, а занятия в школе этому мешают.
  5. Бывает, родители требуют слишком многого от своих детей
    Сейчас и так программа обучения в несколько раз сложнее, чем раньше. Да еще если ребенок помимо этого ходит на развивающие кружки, то естественно может наступить переутомление. Не требуйте от ребенка, чтобы он был идеальным. Вполне естественно, что какие-то предметы даются ему сложнее, и требуется больше времени, чтобы понять их.
  6. Если какой-то из предметов дается вашему сыну или дочке особенно тяжело, то хорошим решением будет нанять репетитора
  7. Лучше прививать привычку к учебе с 1-го класса
    Если чадо в первом классе научиться достигать своих целей, выполнять поставленные задачи и за что будет получать похвалу и уважение взрослых, то он уже не сойдет с этого пути.
  8. Помогите увидеть позитивные изменения
    Когда вашему чаду что-то удается очень сложно, поддерживайте его всякий раз. Чаще произносите фразы типа: “Ну вот, теперь ты делаешь это гораздо лучше! А если будешь продолжать в том же духе, то и совсем отлично сделаешь!” Но никогда не используйте: “Еще немного постараться и тогда будет хорошо.” Таким образом, Вы не признаете маленькие победы ребенка. Очень важно поддерживать его и замечать малейшие изменения.
  9. Подавайте пример
    Не пытайтесь приучить ребенка делать уроки, пока вы смотрите телевизор и расслабляетесь другими способами. Дети любят копировать родителей. Если хотите, чтобы чадо развивалось, например, читало книги, вместо того чтобы бездельничать, делайте сами так.
  10. Поддерживайте
    Если школьнику предстоит сложная контрольная, поддержите его. Скажите что верите в него, что у него все получится. Тем более если он будет усердно стараться, то успех неизбежен. Поддерживать нужно и когда он что-либо завалил совсем. Многие же матери и отцы предпочитаю сделать выговор в таком случае. Лучше успокоить ребенка и сказать, что в следующий раз он обязательно справиться. Только нужно приложить чуть больше усилий.
  11. Разделите переживания
    Объясните малышу, что не всегда можешь делать только то, что хочется. Да я понимаю, ты так не любишь математику, но ее нужно изучать. Ты сможешь легче это перенести, если поделишься с близкими.
  12. Укажите на хорошие качества ребенка
    Даже если это такие далекие от хорошей учебы в школе, но положительные качества малыша, как умение помогать другим, обаяние, способность договариваться. Это поможет в создании адекватной самооценки и найти опору внутри себя. А нормальная самооценка в свою очередь создаст уверенность в своих силах.
  13. Учитывайте желания и стремления самого ребенка
    Если Ваш малыш интересуется музыкой или рисованием, не нужно навязывать ему посещение класса с математическим уклоном. Не нужно ломать ребенка говорить, что вы лучше знаете. Все дети разные и у каждого свои таланты и способности. Даже если вы заставите обучающегося заниматься не любимым предметом, он не достигнет большого успеха в нем. Потому что успех только там, где есть любовь к делу и заинтересованность процессом.

Стоит ли заставлять чадо учиться?

Как Вам уже, наверное, стало понятно из этой статьи, заставлять ребенка учиться силой – это бесполезное занятие. Так Вы сделаете только хуже. Лучше создать правильную мотивацию. Чтобы создать мотивацию нужно понимать зачем это ему нужно. Что он получит благодаря учебе. Например, сможет в будущем получить профессию, о которой мечтает. А без образования у него не будет никакой профессии вообще и не сможет зарабатывать себе на жизнь.

Когда у школьника есть цель и понятие зачем он должен учиться, то появляется желание и амбиции.

Ну и конечно же нужно разобраться с проблемами, которые мешают Вашему чаду стать успешным учеником. Для этого нет других способов, как поговорить с ним и выяснить их.

Я, надеюсь эти практические советы помогут Вам улучшить успеваемость Ваших детей. Если у Вас все же останутся вопросы, Вы всегда можете обратиться к нам за помощью на . Опытный детский психолог поможет в максимально короткие сроки выяснить все причины, из-за которых ребенок испытывает трудности и нежелание учиться. Вместе с Вами разработает план работы, который поможет вашему ребенку почувствовать вкус к учебе.

Большинство родителей волнует вопрос успеваемости детей. И очень часто мамы или папы жалуются своим знакомым, что их чадо никак не хочет учиться. Как же в таком случае поступить взрослым? Что сделать учиться? Это все одни из самых распространенных вопросов, которые стоят перед родственниками школьника.

Для начала необходимо выявить причину, по которой ребенок не хочет познавать азы определенной науки. Психологи выявили, что данная проблема может иметь самые простые решения. К примеру, ребенок просто не хочет ходить в школу, так как конфликтует с одноклассниками или не находит общего языка с учителем. Если же причины кроются в другом, то следует обратить внимание и на мотивацию ученика.

Часто школьник прекрасно справляется с одной наукой, получает по ней только положительные отметки, а другая никак ему не дается. К примеру, ребенок не хочет учить русский язык, биологию или математику. В данном случае родителям рекомендуется, в первую очередь, поговорить об этом с учителем. Каждый человек индивидуален и имеет определенные склонности и интересы. Кому-то легко даются естественные науки, а кто-то более расположен к гуманитарным. И ломая голову над тем, как заставить ребенка учиться, взрослые не учитывают, что ребенку может просто трудно понять азы данной науки, зато он прекрасно рисует или с легкостью решает задачи по физике. Не стоит слишком сильно давить на школьника, если он не проявляет интереса к определенному предмету.

В последней ситуации наилучший способ - сильная мотивация. Но ни в коем случае это не должна быть оценка или сравнение с другими детьми, которые более успешны в этой науке. Если родители считают, что именно данный предмет пригодится школьнику в последующем, следует привести ему веские аргументы по этому поводу. Не менее сильной мотивацией может стать и поощрение за успехи. Это немаловажный момент того, как помочь ребенку учиться. Однако не обязательно поощрение должно быть материальное. Для детей (особенно младших школьников) очень важна похвала родителей. Следовательно, психологи рекомендуют отмечать даже малейшие успехи ребенка, хотя бы в устной форме.

Игровая форма занятий делает их интересными и увлекательными. В такой форме можно объяснять новые темы или закреплять полученные знания. Особенно это важно в начальной школе, когда наряду с учебной, все еще остается игровая.

Говоря о том, как заставить ребенка учиться, следует упомянуть и желание некоторых родителей отдать малыша сразу на несколько секций и в различные кружки, помимо основных занятий в школе. Объясняется данный момент хорошими мотивами взрослых сделать из своего чада разносторонне развитую личность. Но в некоторых случаях можно добиться противоположного эффекта. Ребенок иногда просто не в силах справляться с такой нагрузкой, и его организм, а также он сам, сознательно или нет, испытывает нежелание учиться. В таком случае успеваемость падает, а взрослые не могут понять причину этого.

Слишком сложный материал, который плохо объясняет учитель, также может являться причиной того, что у школьника пропадает мотивация к учебе. Для того чтобы избежать этого, родителям следует внимательно отследить, что именно является причиной отрицательного отношения к занятиям.

Нужно сказать, что вопрос "Как заставить ребенка учиться?" формулируется взрослыми неправильно. Школьника необходимо правильно мотивировать на то, чтобы он занимался. Если это получится, родители избавятся от многих проблем и ссор со своими детьми. В некоторых случаях причиной плохой успеваемости может служить что является индивидуальной особенностью ученика. Для профилактики этого следует чаще менять виды деятельности, а также, что довольно важно, установить и соблюдать для школьника режим.

Как заставить ребёнка учиться в школе? Родители хотят, чтобы их дети делали успехи в учёбе, потому что понимают, что только так можно чего-либо добиться в жизни. Именно поэтому они стараются устроить детей в престижные учебные заведения. Правда, мало что зависит от выбранной школы. Важно, чтобы на протяжении всего курса обучения у ученика было желание учиться. Мало кто из детей понимает важность обучения. Есть, конечно, очень ответственные дети, которые на уроках внимательно слушают учителя, а дома выполняют все необходимые виды работ, но таких мало.

Существуют и такие ученики, которые учиться не хотят совсем. Они не любят выполнять задачи, требующие хотя бы минимального умственного напряжения. Родителям таких учеников ни в коем случае нельзя пускать обучение на самотёк. Надо систематически прилагать дополнительные усилия к тому, чтобы поддерживать в детях интерес к учебе. Эти 10 советов психолога помогут заставить ребёнка учиться хорошо.

1. Создать хорошую учебную обстановку.

Рабочее место ученика дома должно быть хорошо и правильно оборудовано. Сюда не должны доноситься звуки из других комнат. Здесь должно быть чисто, уютно и светло.

2. Научить ребёнка ставить цели.

Цели должны быть достижимыми в сравнительно небольшие промежутки времени. Если цель легко достичь, учиться совсем не так и страшно.

3. Не требовать от ребёнка слишком многого.

Некоторые родители постоянно оказывают на ребёнка давление с тем, чтобы он всегда хорошо учился. Но это не всегда возможно. Невозможность достичь поставленных родителями целей часто приводит к развитию у ребёнка депрессии, плохого поведения и вызывает отвращение к учёбе.

4. Показать, что учёба - это важно.

Многие из учеников, которые плохо учатся, не понимают, зачем они вообще ходят в школу. Для них существуют более интересные дела, а школа служит им помехой. Таким детям важно рассказать, почему им необходимо учиться, что даёт обучение и как это всё пригодится в будущей жизни.

5. Использовать интересные методы обучения.

Это больше относится к учителям. Интересной деятельностью всегда дети занимаются с большим желанием, чем рутинной и скучной. Хотя, впрочем, это спорный вопрос. Если ребёнку очень давно учиться не нравится, знаний по различным предметам практически нет, а школа не вызывает ничего, кроме отвращения, то какие методы работы ни используй, заинтересовать ученика практически невозможно. Возможно, и здесь ребёнку смогут помочь родители, если у них хватит фантазии интересно поработать с ним над домашней работой.

6. Концентрироваться на тех областях знаний, которые вызывают у ребёнка наибольший интерес.

У каждого ребёнка свои интересы. Одних притягивает музыка и музыкальные исполнители, других - компьютерные игры. Если изучаемые в школе предметы будут хотя бы минимально соприкасаться с подобными темами, учиться станет гораздо интереснее.

7. Поощрять ребёнка.

Поощрение и похвала творят чудеса. Если ребёнок находится в депрессии, бесполезно его ругать и заставлять заниматься. Лучше всего похвалить за то, что он может сделать. Вы увидите, что с каждым разом ему будет хотеться сделать всё больше и больше.

8. Помогать учиться.

Многие родители считают, что обучать ребёнка должна только школа, поэтому не считают нужным помочь ему разобраться с трудным домашним заданием. А ведь многие ученики не любят учиться только потому, что не понимают какой-либо предмет или даже несколько. Если родители отложат свои дела и помогут с этим ребёнку, интереса к учёбе у него будет гораздо больше.

9. Поощрение конкуренции.

Совершенно не обязательно заставлять ребёнка быть лучше всех во всём, но надо обязательно его похвалить, если он лучше всех в классе написал контрольную или ответил на уроке. Желание и на следующем уроке получить хорошую оценку поможет ребёнку лучше подготовиться к уроку.

10. Награждать за достижения.

За большие успехи в учёбе ребёнка можно не только похвалить, но и вручить ему небольшой подарок. Некоторые родители не знают, что дарить своим детям, поэтому часто дают им деньги, особенно, если дети учатся в старших классах. Это не всегда правильный подход. То же самое касается и подарков. Дети быстро привыкают к такому отношению и без подарков в дальнейшем просто уже ничего не хотят делать. Если у вас всё-таки ограниченный бюджет, возможно, к этому прибегать и не следует.

Отсутствие мотивации при обучении - серьёзная проблема среди учеников. Помочь вызвать интерес к учёбе им могут учителя и родители. Самое простое средство - похвала и поощрение. Благодаря этим нехитрым способам дети способны преодолеть нежелание учиться и смогут достичь успеха в учёбе.

Учёба в школе далеко не всем детям доставляет радость, а выполнение домашней работы порой становится настоящим испытанием для всей семьи. Ребёнок готов заниматься чем угодно, только не скучными заданиями. Родители, не зная, как себя вести, часто совершают ошибки, только усугубляя ситуацию. Как же убедить школьника делать уроки? Как сделать так, чтобы учебный процесс стал для него интересным и занимательным?

Выяснить причину - половина успеха

Прежде чем решать проблемы с учёбой, взрослые должны выяснить, почему конкретно ребёнок не хочет учиться и выполнять домашние задания. Такая позиция может объяснять самыми разными причинами:

  1. Нет мотивации к учёбе, понимания того, зачем вообще она нужна.
  2. Элементарная лень (обусловлена самим характером ребёнка).
  3. Школьник боится совершить ошибку, зная, что родители будут его ругать.
  4. Переутомление. Помимо школы ребёнок посещает ещё, например, кружок рисования и спортивную секцию.
  5. Конфликты в учебном заведении. Если сына или дочь в классе обижают, высмеивают, естественно, учёба отодвигается на второй план, ведь ребёнок погружён в психологические проблемы.
  6. Ученик плохо понимает определённый предмет, и домашнее задание по нему, соответственно, воспринимает как продолжение школьной пытки.
  7. Зависимость от гаджетов. Ребёнку просто не интересно учиться, когда под рукой есть такие увлекательные достижения современных технологий.

Прежде всего нужно выяснить, почему ребёнок не хочет делать уроки - возможно, он боится ошибиться и разозлить родителей или, например, не складываются отношения одноклассниками

Видео: почему дети не хотят учиться

Как правильно воздействовать на ребёнка

После выяснения причины нежелания учиться (в ходе откровенной беседы с ребёнком, учителем, путём своих наблюдений) следует уже принимать конкретные меры. Главное - вести себя предельно деликатно, проявлять терпение, но в то же время настойчивость.

  1. Создание мотивации. Необходимо доходчиво объяснить своему чаду, зачем ему нужно учиться, используя для этого не туманные понятия («ты должен сделать карьеру, занять определённое положение в обществе»), а вполне простые: нужно получить профессию. Это позволит найти хорошую работу, чтобы покупать себе всё необходимое, ездить отдыхать, в свободное время заниматься любимым делом. Кроме того, важно указать и духовную составляющую учёбы: результатом станут ценные знания, которые нельзя купить за деньги.

    Очень важно создать у ребёнка мотивацию к учёбе - нужно получить профессию, чтобы зарабатывать деньги на желаемые вещи, например, на автомобиль

  2. Личный пример. Прежде чем наставлять ребёнка, взрослые должны проанализировать свою личность - собственное отношение к работе, домашним обязанностям. Хорошо продемонстрировать, что учёба, например, для папы всегда была на важном месте, а мама и сегодня продолжает учиться: самостоятельно осваивает ещё один иностранный язык, онлайн-курс живописи или какую-нибудь интернет-специальность.

    Замечательно, если мама или папа продолжает учиться, самосовершенствоваться, например, осваивает онлайн-курс живописи

  3. Подтянуть конкретный предмет (например, физику или химию, которые хорошо понимают не все дети). Взрослый может сделать это сам, в трудных случаях стоит нанять репетитора.

    Если у школьника трудности с конкретным предметом, необходимо родители должны уделить ему пристальное внимание или же нанять репетитора

  4. Уделить внимание здоровью, скорректировать режим дня, чтобы устранить усталость. Возможно, придётся отказаться от посещения секции или кружка, если это, действительно, отнимает у ребёнка много сил (иногда младшие школьники ходят на дополнительные занятия не столько по своей воле, сколько из-за амбиций родителей). Интересно, что специалисты выяснили, что наилучшее время для выполнения домашнего задания - это период с 15.00 до 18.00: в это время мозг школьника проявляет высокую работоспособность. После школы не нужно сразу же сажать ребёнка за уроки: обязателен обед и отдых хотя бы в течение 30 минут.

    Режим дня очень важен - после школы ребёнок должен обязательно пообедать и какое-то время отдохнуть и только потом приниматься за уроки

  5. Бороться с зависимостью от гаджетов (планшета, компьютера, телефона). Не нужно полностью запрещать их, а только ограничивать время пользования, убеждать сына или дочь, что есть множество других интересных занятий.
  6. Разрешение школьных конфликтов с одноклассниками. Часто помогает откровенная беседа с учителем (особенно в начальной школе). Если же всё очень серьёзно, стоит решать вопрос кардинально - поменять класс или даже школу.

    Иногда разрешить конфликты с одноклассниками помогает откровенная беседа с учителем, в трудных ситуациях возможен перевод ребёнка в другой класс и даже школу

  7. Вырабатывать у школьника организованность, самостоятельность. Важно объяснить своему чаду, что выполнение уроков для него - это обязанность (то же самое, что для родителей работа). Здесь нужно на практике показать последствия действий ребёнка: например, быстро и качественно выполнил задание - осталось время на игру, сделал всё сам, без помощи мамы - она в это время приготовила вкусное блюдо, маме приходится сидеть рядом и контролировать процесс - придётся вымыть за неё посуду.
  8. Хвалить школьника за малейшие успехи и достижения, вселять уверенность, что будут ещё большие результаты. Нужно чаще употреблять фразы типа «У тебя получается всё лучше и лучше!», «Будешь продолжать в том же духе, скоро будешь делать всё на отлично!». Даже если старания ученика привели к неудаче (плохо написал контрольную), нужно успокоить сына или дочь, уверить, что в следующий раз всё будет намного лучше, главное - заниматься.

    Очень важно хвалить ребёнка за малейшее достижение, вселять в него уверенность, что в следующий раз всё будет ещё лучше

  9. Чаще подчёркивать положительные качества ребёнка, даже если они непосредственно не связаны с учёбой. Например, это обаяние, желание помогать другим и пр. Самооценка будет повышаться, и школьник почувствует большую уверенность в своих возможностях.

Родители должны помочь ребёнку организовать сам процесс выполнения домашнего задания. Например, начинать лучше с наиболее сложных предметов (например, для моего сына-второклассника, как и для многих других детей, это русский язык), а затем уже переходить к более лёгким. Ни в коем случае не нужно акцентировать внимание, что предстоит трудное задание (даже если оно на самом деле такое), наоборот, следует внушать школьнику, что всё просто, и он без труда справится.

Возрастные особенности проблемы

Очень часто нежелание учиться и выполнять домашние задания возникает уже в первом классе. Часто родители сами виноваты в такой ситуации - они жалеют «малыша», считают, что не должны нагружать ребёнка, чтобы он лучше адаптировался. На самом деле первый год обучения в школе - это «золотое время», от которого во многом зависят дальнейшие успехи в учёбе. С самого начала нужно дать понять первокласснику, что началась новая жизнь, и домашние задания - её обязательная, очень важная часть.

Родители изначально должны внушить малышу, что началась новая жизнь, и учиться и выполнять домашние задания нужно обязательно

Здесь большое значение имеет личность первого учителя. Если ребёнок любит его, доверяет, то проблемы возникают очень редко. Когда же малыш боится педагога, между ними нет взаимопонимания, это плохо сказывается на его учёбе и желании выполнять домашнее задание.

Часто проблемы с учёбой возникают в переходном возрасте (12–13 лет). Это связано с психологическими трудностями данного периода - начинается половое созревание, подросток конфликтует с окружающими взрослыми, стремится к самовыражению, порой переживает первую влюблённость. Многие дети на фоне всего этого забрасывают учёбу, прогуливают уроки, пренебрегают домашним заданием, что, естественно, сказывается на оценках.

Задача родителей - не «наседать» на сына или дочь, а постараться добиться взаимопонимания, чаще разговаривать с ребёнком, вникать в его переживания, чтобы вместе преодолеть трудности переходного возраста.

В нелёгком подростковом возрасте многие дети начинают пренебрегать учёбой, а родители усугубляют ситуацию своими упрёками

Видео: как помочь ребёнку, который не хочет делать уроки (советы психолога)

Типичные ошибки родителей

Пытаясь заставить сына или дочь учиться, выполнять домашнее заранее, взрослые часто совершают ошибки (часто потому, что с ними аналогично поступали родители в детстве). Между тем некоторые вещи делать недопустимо - они только усугубят проблему:

  1. Ругать за неудачу. Многие дети от этого только замыкаются в себе, желание учиться отпадает окончательно. Делать ошибки - естественно, это способ получения опыта.
  2. Обещать подарки за хорошие оценки, выполнение конкретного задания. Взрослые считают это хорошей мотивацией, на самом же деле запросы ребёнка будут только расти, он не осознает, что учёба - это ежедневная обязанность, которая необходима, прежде всего, не родителям, а ему самому.
  3. Делать уроки вместо ребёнка (обычно это начинается в начальной школе). Малыш понимает, что его обязанность - просто переписать выполненное задание. В итоге у него возникает уверенность, что для достижения цели необязателен личный труд, всё можно сделать за счёт других. А это породит большие проблемы - как в школе, так и в целом в жизни.
  4. Излишний контроль за успеваемостью своего чада. У ребёнка создаётся впечатление, что всё в мире «вращается» только вокруг учёбы. Конечно же, она очень важна, но остальные сферы жизни тоже имеют немалое значение (семейные традиции, спорт, общение с друзьями, воспитание ценных моральных качеств).
  5. Чрезмерные амбиции родителей. Иногда у взрослых, действительно, завышены требования: они стремятся не просто заинтересовать школьника учёбой, приучить делать уроки, а вырастить юное дарование. Так, мама заставляет переписывать домашнее задание из-за мелочей, добиваясь идеального выполнения. Естественно, у ребёнка возникнет ещё большее нежелание делать что-либо.
  6. Использование физических методов наказания (пресловутый «ремень»). Если держать школьника в страхе, он, конечно, будет учиться, выполнять задания, но ни о каком психологическом контакте со взрослым не может быть и речи. Рано или поздно наступит момент, когда ребёнок подрастёт и сможет ответить взрослому в том же духе. Другой вариант - формирование сниженной самооценки и массы комплексов.

Чтобы убедить ребёнка учиться, недопустимо наказание, тем более использование физических методов

Учёба для школьника - это самая настоящая работа с успехами и проблемами, взлётами и падениями. И бесполезно заставлять своё чадо учиться силой, делать уроки из страха наказания. Родители должны проявить весь свой такт и терпение, уважать в своём сыне или дочери личность. Главное - создать у ребёнка правильную мотивацию, тогда появится стремление к достижению цели, и попутные трудности легко разрешатся при участии близких людей.



 

Возможно, будет полезно почитать: