Конспект нод по фэмп с детьми второй младшей группы «путешествие с зайчиком. Педология Математическая игра подбери заплатку к коврику

Конспект НОД по формированию элементарных математических представлений у детей второй младшей группы детского сада, тема «Прогулка по лесу»

Программное содержание:

Закреплять умение различать и называть геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник);
Упражнять в умении выделять основные признаки предметов (форма, величина, цвет);
Закреплять умение понимать вопрос «сколько», при ответе пользоваться словами «много», «один», «поровну»;
Продолжать учить сравнивать количество предметов методом приложения.

Интеграция с образовательными областями:

«Познание» («ФЦКМ», «Сенсорное развитие»), «Коммуникация», «Физкультура».

Демонстрационный материал:

Ватман с изображением белок на ветке, вырезанные из картона орехи (по количеству белок), музыкальное сопровождение «Поезд», звукозапись из серии «Звуки природы»: «Метель».

Раздаточный материал:

На каждого ребенка картинка с изображением поезда без колес, карандаш, конверт с набором геометрических фигур-билетов одного цвета (круг, квадрат, треугольник);
Картинка с изображением «штанишек зайчиков», набор геометрических фигур-заплаток;
Конверты с треугольниками.

Ход НОД:

Индивидуальная работа (за столами)

Ребята, приглашаю вас вместе со мной и нашими гостями отправиться на необычную прогулку по лесу. Мы с вами поедем в лес на поезде потому, что он очень далеко. Посмотрите, какой поезд перед вами. Мы сможем отправиться на нем в путь? (нет) Почему?(у поезда нет колес). Давайте мы отремонтируем наш поезд: возьмем карандаши и нарисуем ему колеса. Какой формы должны быть колеса? (Круглой).

(Дети рисуют колеса карандашами).

Молодцы, ребята, - починили поезд! А теперь каждому из вас нужен билет, чтобы сесть на поезд. На столе в конверте у вас лежат геометрические фигуры. Назовите, пожалуйста эти фигуры (круг, квадрат, треугольник). Давайте мы с вами обведем пальчиком каждую фигуру. Ребята, какая фигура похожа на билет (квадрат). Пожалуйста, круг и треугольник уберите в конверт, а квадрат оставьте на столе. Возьмите квадратный билетик и проходите на поезд. (Воспитатель собирает билеты).

Уважаемые пассажиры, предъявляйте билеты. Будьте, внимательны - поезд отправляется! Просьба занять свои места.

Физкультминутка «Поезд»

Двигательное упражнение «Поезд» под музыку.

Подгрупповая работа (в парах)

Вот мы и приехали в лес. Ребята, посмотрите, здесь нет ни одной елочки! Как вы думаете, что случилось? (Ответы детей). Может быть все елочки срубили перед Новым годом? Мы должны все исправить. В этом нам помогут геометрические фигуры. Как вы думаете, из каких фигур можно сложить елку? (Из треугольников). Ребята, разбейтесь на пары. Каждой паре я даю конверт с треугольниками. Из треугольников нужно выложить на полу (ковре) елку.

Сколько елок сделала ваша пара (задать вопрос нескольким парам)? (Одну). А сколько всего елок вы сделали? (Много).
Какой лес стал красивый! Молодцы ребята! А теперь соберите треугольники в конверты и верните их мне.
Сейчас предлагаю вам прогуляться по лесным дорожкам.

Физкультминутка «По лесным дорожкам»

По лесным дорожкам
Ходят наши ножки.
Топ, топ, топ, топ,
Бродят наши ножки.
Мы шли, шли, шли,
На полянку пришли.

Дети выполняют движения с речью.

Групповая работа

На магнитной доске ватман с изображением белок.

Ребята, посмотрите! Кто это сидит на ветке? (Белки). Ребята вы видите, что шубка у белочек зимой серая? А какого цвета у них шубка летом? (Рыжая). Сколько на ветке белочек? (Много). А у меня есть для них угощение - орешки. Сколько орехов? (Много).

Давайте узнаем хватит ли всем белкам орешков. Каждой белке дадим по одному орешку. (Прикрепляем орешки на ватман).

Сколько орешков? (Столько, сколько и белочек, поровну). Всем белкам хватило орешков!
А давайте, пригласим бельчат поиграть с нами на лесной полянке! Бельчата, пойдете с нами играть? Ребята, бельчата мне шепнули на ушко, что им очень хочется спуститься к нам с ветки, но они не могут - они порвали свои штанишки, а как их починить не знают.
Я думаю, что мы сможем им помочь. Садитесь за столы. Мы постараемся закрыть дырки на штанишках бельчат заплатками.

Индивидуальная работа

Посмотрите внимательно на штанишки. Вам нужно подобрать заплатку такой же формы, как и дырка, и таким же цветом, как штанишки. (Дети кладут на «дырки» подходящие по форме и цвету «заплатки»).
Молодцы, ребята - помогли бельчатам, порадовали их!

А теперь мы можем и поиграть.

Физкультминутка «Белки»

Белкам холодно сидеть,
Нужно лапочки погреть.
Лапки вверх, лапки вниз,
На носочках поднимись.
Лапки ставим на бочок,
На носочках скок-скок-скок.

Вот наша прогулка по лесу и закончилась. Нам с вами пора возвращаться в детский сад. Закройте глазки. (Звучит аудиозапись - «метель»). Послушайте, как завывает метель. Раз, два, три. Ты, метель, нас закружи и из леса в сад верни.

Рефлексия

Ну вот мы и вернулись в нашу группу. Ребята, вам понравилась прогулка по лесу. А что вам больше всего понравилось? Что мы делали в лесу? Кому мы помогли?

Обо всём на свете:

В 1930 году в американский прокат вышел фильм "Песня мошенника" (The Rogue Song) про похищение девушки в горах Кавказа. Актеры Стэн Лорел, Лоуренс Тиббетт и Оливер Харди сыграли в этом фильме местных жуликов. Удивительно, но эти актеры очень похожи на героев...

Материалы раздела

Занятия для младшей группы:

Занятия для средней группы.

Конспект организованной образовательной деятельности во второй младшей группе по формированию элементарных математических представлений.

Автор: Мухина Ирина Михайловна, воспитатель высшей квалификационной категории МДОБУ "Медведевский детский сад № 3 "Золотой ключик"
Описание: конспект организованной образовательной деятельности во второй младшей группе по формированию элементарных математических представлений предназначен для воспитателей дошкольных учреждений, а также для студентов педагогических Вузов и колледжей.

Конспект организованной образовательной деятельности во второй младшей группе по формированию элементарных математических представлений. «Путешествие в сказку «Маша и медведь»

Цель: формирование познавательной, коммуникативной, эмоциональной и двигательной сферы
Задачи:
Обучающие:
- учить обозначать сравнения словами поровну, сколько, столько;
- продолжать знакомить с геометрической фигурой треугольник;
- закреплять умение различать и называть геометрические фигуры (круг, треугольник);
- активизировать детей в использовании метода наложения слева-направо;
- упражнять в умении сравнивать два предмета по ширине, обозначать результат сравнения словами шире-уже, широкий-узкий.
Развивающие:
- развивать речь, наблюдательность, мыслительную и двигательную активность;
- развивать мелкую моторику, слуховое и зрительное внимание, память, логическое мышление;
Воспитательные:
- воспитывать отзывчивость, доброту, стремление оказывать помощь другим, которые оказались в трудной ситуации.
Предварительная работа:
Чтение и прослушивание аудио сказки «Маша и медведь», д/ игры по ФЭМП и сенсорному развитию «Сколько, столько», «На что похожа фигура», «Выложи картинку», «Разложи по ширине».
Методы и приемы: сюрпризный момент, игровая ситуация, физкультминутка, путешествие к сказочному персонажу.
Ход ООД:
Воспитатель: Ребята, давайте поздороваемся.
Крепко за руки возьмемся
и друг другу улыбнёмся.
Пожелаем всем друзьям
Доброго утра, хорошего дня.
Воспитатель: (На палочке сорока -белобока приносит письмо). Ребята, интересно от кого нам сорока принесла письмо. (Читает: здравствуйте, ребята! Я, Маша из сказки «Маша и медведь». Знаю, что дети в детском саду все знают и умеют. Я хочу попросить, чтобы вы мне помогли к бабушке и дедушке вернуться, а то Мишенька медведь не отпускает меня пока я не выполню его задания. Пожалуйста, ребята, помогите.)
Воспитатель: Ребята, поможем Маше.
Ответы детей:
Воспитатель: А, чтобы попасть в сказку нам нужно, закрыть глаза и сказать волшебные слова: «Раз, два, три, сказка дверь нам отвори!» (Музыкa)
Воспитатель:
Ребята, вот мы и в сказке. Посмотрите виднеется крыша Мишкиного дома, на какую фигуру она похожа?
Ответы детей.
Воспитатель: правильно на треугольник (у неё есть три угла и три стороны), но, чтобы добраться до домика нам нужно пойти по тропинке. Посмотрите перед нами две тропинки? Скажите, ребята одинаковые ли тропинки по ширине?
Ответы детей.
Воспитатель: правильно, эта тропинка шире, а эта уже. Покажите широкую тропинку. А теперь узкую.
Скажите, если мы пойдем парами, то по которой тропинке нам удобно будет идти.
Ответы детей.
Правильно, по широкой, а, сейчас, встаньте парами и пройдите по широкой тропинке. (Проходят). А вот и Маша! Поздороваемся с ней! Маша мы знаем, что тебе нужна помощь. Проходите ребята, мы будем помогать Маше выполнять задания. (Дети садятся за столы)
Воспитатель: на столах перед вами карточки, с расставленными на них тарелочками. А на подносах лежат пирожки, которые Маша напекла Мише. Нам нужно разложить пирожки на тарелочки. Как мы будем раскладывать? Ответы детей. (предварительно напоминаю правила раскладывания предметов -слева направо от красной полоски).
Воспитатель: нужно взять столько пирожков сколько тарелочек. Я беру по одному пирожку и раскладываю на тарелочки. Также делайте и вы.
(Показ воспитателем и выполнение детьми)
Воспитатель: Ребята. У вас остались пирожки на подносах?
Ответы детей.
А у кого- нибудь есть пустые тарелочки? Ответы детей. (нет)
На каждой тарелочке у вас лежит один пирожок. Что можно сказать о количестве тарелочек и пирожков? По сколько их?
Ответы детей.
Воспитатель: сколько у вас пирожков? Ответы детей. (столько пирожков сколько и тарелочек).
Сколько у вас тарелочек? Ответы детей. (столько тарелочек сколько и пирожков).
Воспитатель: молодцы, сейчас встаньте, мы научим Машу упражнениям, которые она покажет Мишке, чтобы его развеселить.
Физкультминутка «Мишка».
Мишка лапы подними
И за ушком почеши,
Мишка лапы опусти,
И животик свой потри - раз, два, три
Мишка, Мишка покружись,
Наклонись, земли коснись,
А теперь приседай
и на месте зашагай.
Воспитатель: (Показывает на коврик с прорезями) Ребята, перед нами любимый Мишкин коврик, но он прохудился, давайте поможем Маше его зашить, посмотрите нас есть заплатки - это геометрические фигуры (круги и треугольники).
Воспитатель: (раздает фигуры- треугольники и круги). Карина, скажи какая у тебя фигура? Как она называется?
Ответы детей. (говорит о треугольнике)
Воспитатель: Кирилл, скажи какая у тебя фигура?
Ответы детей. (говорит о круге).
Найдите места на коврике для ваших фигур. (Дети находят на коврике и вставляют в прорези)
Воспитатель: Ребята, Маша, говорит нам спасибо, теперь, когда Мишка придет домой то увит, что, Маша справилась со всеми заданиями и отпустит её к бабушке и дедушке. Какие вы, молодцы что помогли Маше. А нам пора возвращаться в детский сад. Давайте попрощаемся с Машей. Ребята, а кто вспомнит по какой тропинке мы шли к Маше?
Ответы детей.
Воспитатель: правильно, по широкой, потому что мы шли парами, нам удобно было идти по широкой. А, сейчас, я вам предлагаю пройти по узкой тропинке, но, чтобы по ней пройти нужно отгадать загадку про геометрическую фигуру (Три стороны и три угла угадайте кто же я?) Молодцы. Вы отгадали, это треугольник. Давайте, теперь пройдем по узкой тропинке, наступая только на треугольники. А теперь закройте глаза я скажу волшебные слова. Раз, два, три, сказка, в садик нас верни. (Музыкa)
Итог занятия: вам понравилось наше путешествие в сказку? Что мы там делали.
Ответы детей.
Воспитатель: Самое главное мы помогли Маше. Вы, молодцы!

Текущая страница: 1 (всего у книги 6 страниц)

Ирина Помораева, Вера Позина

Занятия по формированию элементарных математических представлений во второй младшей группе детского сада

Планы занятий

Издание 3-е, исправленное и дополненное

Библиотека «Программы воспитания и обучения в детском саду» под общей редакцией М. А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой


Помораева Ирина Александровна методист Учебно-методического центра по профессиональному образованию г. Москвы, преподаватель методики математического развития Педагогического колледжа №15, заслуженный учитель России.

Позина Вера Арнольдовна методист, преподаватель методики математического развития Педагогического колледжа №4, отличник народного просвещения.

Предисловие

Данное пособие адресовано воспитателям, работающим по «Программе воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой, для организации занятий по математике во второй младшей группе.

В пособии рассматриваются вопросы организации работы по развитию элементарных математических представлений у детей 3–4 лет с учетом закономерностей становления и развития их познавательной деятельности и возрастных возможностей.

В книге представлено примерное планирование занятий по математике на год. Предложенная система занятий включает комплекс игровых заданий и упражнений, наглядно-практических методов и приемов работы по формированию элементарных математических представлений; помогает детям овладеть способами и приемами познания, применять полученные знания и умения в самостоятельной деятельности. Это создает предпосылки для формирования правильного миропонимания, что, в свою очередь, позволяет обеспечить общую развивающую направленность обучения, связь с умственным, речевым развитием и разнообразными видами деятельности.

Сюжетность занятий и специально подобранные задания способствуют развитию психических процессов (внимания, памяти, мышления), мотивируют деятельность ребенка и направляют его мыслительную активность на поиск способов решения поставленных задач. Методика проведения занятий не предполагает прямого обучения, а подразумевает создание ситуаций содружества, содеятельности, что повышает активность ребенка в осмыслении и самостоятельном выполнении математических заданий. Знания, полученные детьми на занятиях, необходимо закреплять в повседневной жизни. С этой целью в работе с детьми как в дошкольном учреждении, так и дома можно использовать рабочую тетрадь к «Программе воспитания и обучения в детском саду» «Математика для малышей» (М.: Мозаика-Синтез).

В пособие включен дополнительный материал, составленный в соответствии с рекомендациями современных психологов и педагогов, позволяющий расширить содержание работы с детьми четвертого года жизни и повысить их интерес к заданиям с математическим содержанием.

Примерное распределение программного материала на год

Учитывая адаптационный период детей, занятия по формированию элементарных математических представлений во второй младшей группе проводятся со второй половины сентября один раз в неделю (32–34 занятия в год).

I квартал

Сентябрь

Занятие 1

Занятие 2

большой, маленький .

Занятие 1

один, много, мало .

Занятие 2

много, один, ни одного .

Занятие 3

один, много, ни одного .

Занятие 4

Совершенствовать умение составлять группу из отдельных предметов и выделять один предмет из группы, обозначать совокупности словами один, много, ни одного.

большой, маленький.

Занятие 1

Учить сравнивать два предмета по длине и обозначать результат сравнения словами

Совершенствовать умение составлять группу предметов из отдельных предметов и выделять один предмет из группы; обозначать совокупности словами один, много, ни одного.

Занятие 2

Учить находить один и много предметов в специально созданной обстановке, отвечать на вопрос «сколько?», используя слова один, много.

Продолжать учить сравнивать два предмета по длине способами наложения и приложения, обозначать результаты сравнения словами длинный – короткий, длиннее – короче.

Занятие 3

Продолжать учить находить один и много предметов в специально созданной обстановке, обозначать совокупности словами один, много.

Познакомить с квадратом, учить различать круг и квадрат.

Занятие 4

Закреплять умение находить один и много предметов в специально созданной обстановке, обозначать совокупности словами один, много.

Продолжать учить различать и называть круг и квадрат.

II квартал

Занятие 1

Совершенствовать умение сравнивать два предмета по длине, результаты сравнения обозначать словами длинный – короткий, длиннее – короче, одинаковые по длине.

Упражнять в умении находить один и много предметов в окружающей обстановке.

Занятие 2

Продолжать совершенствовать умение находить один и много предметов в окружающей обстановке.

Совершенствовать умение сравнивать два предмета по длине способами наложения и приложения; обозначать результаты сравнения словами длинный – короткий, длиннее – короче.

Занятие 3

Учить сравнивать две равные группы предметов способом наложения, понимать значение слов по много, поровну.

Упражнять в ориентировании на собственном теле, различать правую и левую руки.

Занятие 4

Продолжать учить сравнивать две равные группы предметов способом наложения, активизировать в речи выражения

Совершенствовать умение сравнивать два предмета по длине, используя приемы наложения и приложения и слова длинный – короткий, длиннее – короче.

Занятие 1

Учить сравнивать два предмета, контрастных по ширине, используя приемы наложения и приложения, обозначать результаты сравнения словами широкий – узкий, шире – уже.

Продолжать учить сравнивать две равные группы предметов способом наложения, обозначать результаты сравнения словами по много, поровну, столько – сколько.

Занятие 2

Продолжать учить сравнивать два предмета по ширине способами наложения и приложения, определять результаты сравнения словами широкий – узкий, шире – уже.

Совершенствовать навыки сравнения двух равных групп предметов способом наложения; умение обозначать результаты сравнения словами по много, поровну, столько – сколько.

Закреплять умение различать и называть круг и квадрат.

Занятие 3

Познакомить с треугольником: учить различать и называть фигуру.

Совершенствовать умение сравнивать две равные группы предметов способом наложения, обозначать результаты сравнения словами по много, поровну, столько – сколько.

Закреплять навыки сравнения двух предметов по ширине, учить пользоваться словами широкий – узкий, шире – уже, одинаковые по ширине.

Занятие 4

Учить сравнивать две равные группы предметов способом приложения, обозначать результаты сравнения словами по много, поровну, столько – сколько.

Продолжать знакомить с треугольником, учить называть и сравнивать его с квадратом.

Занятие 1

Продолжать учить сравнивать две равные группы предметов способом приложения, обозначать результаты сравнения словами по много, поровну, столько – сколько.

Совершенствовать умение различать и называть знакомые геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник).

Упражнять в определении пространственных направлений от себя и обозначать их словами вверху – внизу.

Занятие 2

Познакомить с приемами сравнения двух предметов по высоте, учить понимать слова

Упражнять в определении пространственных направлений от себя.

Совершенствовать навыки сравнения двух равных групп предметов способом приложения и пользоваться словами по много, поровну, столько – сколько.

Занятие 3

Продолжать учить сравнивать два предмета по высоте способами наложения и приложения, обозначать результаты сравнения словами высокий – низкий, выше – ниже.

Продолжать совершенствовать навыки сравнения двух равных групп предметов способами наложения и приложения, обозначать результаты сравнения словами поровну, столько – сколько.

Занятие 4

Учить сравнивать две неравные группы предметов способом наложения, обозначать результаты сравнения словами больше – меньше, столько – сколько.

Совершенствовать умение сравнивать два контрастных по высоте предмета знакомыми способами, обозначать результаты сравнения словами высокий – низкий, выше – ниже.

III квартал

Занятие 1

Продолжать учить сравнивать две неравные группы предметов способами наложения и приложения, обозначать результаты сравнения словами больше – меньше, столько – сколько, поровну .

Совершенствовать умение различать и называть круг, квадрат, треугольник.

Занятие 2

Совершенствовать умение сравнивать две равные и неравные группы предметов, пользоваться выражениями поровну,

Закреплять способы сравнения двух предметов по длине и высоте, обозначать результаты сравнения соответствующими словами.

Занятие 3

Упражнять в сравнении двух групп предметов способами наложения и приложения и пользоваться словами столько – сколько, больше – меньше.

день, ночь.

Занятие 4

Закреплять способы сравнения двух предметов по длине и ширине, обозначать результаты сравнения соответствующими словами.

Формировать умение различать количество звуков на слух (много и один).

Упражнять в различении и назывании геометрических фигур: круга, квадрата, треугольника.

Занятие 1

Учить воспроизводить заданное количество предметов и звуков по образцу (без счета и называния числа).

Совершенствовать умение различать и называть знакомые геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник.

Занятие 2

Закреплять умение воспроизводить заданное количество предметов и звуков по образцу (без счета и называния числа).

Упражнять в умении сравнивать два предмета по величине, обозначать результат сравнения словами большой, маленький.

Упражнять в умении различать пространственные направления от себя и обозначать их словами: впереди – сзади, слева – справа .

Занятие 3

Учить различать одно и много движений и обозначать их количество словами один, много.

Упражнять в умении различать пространственные направления относительно себя и обозначать их словами впереди – сзади, вверху – внизу, слева – справа.

Совершенствовать умение составлять группу предметов из отдельных предметов и выделять один предмет из группы.

Занятие 4

Упражнять в умении воспроизводить заданное количество движений и называть их словами много и один.

Закреплять умение различать и называть части суток: утро, вечер.

Занятие 1

Закреплять умение сравнивать две равные и неравные группы предметов способами наложения и приложения, пользоваться выражениями столько – сколько, больше – меньше.

Упражнять в сравнении двух предметов по величине, обозначать результаты сравнения словами большой, маленький.

Учить определять пространственное расположение предметов, используя предлоги на, под, в и т. д.

Занятие 2

Совершенствовать умение различать и называть геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник, шар, куб.

Занятия 3–4

Свободное планирование работы с учетом усвоения программного материала и особенностей конкретной возрастной группы.

Планы занятий

Сентябрь

Занятие 1

Программное содержание

Закреплять умение различать и называть шар (шарик) и куб (кубик) независимо от цвета и размера фигур.

Демонстрационный материал. Большие и маленькие красные шары, большие и маленькие зеленые кубы; 2 коробочки красного и зеленого цветов; игрушки: мишка, грузовик.

Раздаточный материал. Маленькие красные шары, маленькие зеленые кубы.

Методические указания

I часть. Воспитатель ввозит в группу грузовик, в кузове которого находятся медведь, шары и кубики, и спрашивает: «Кто к нам приехал? (Дети рассматривают мишку.) Что привез мишка в грузовике?»

Воспитатель предлагает детям найти шар (дает понятие шар ): «Что вы нашли? Какого цвета шар?»

Воспитатель просит показать, что можно делать с шаром. (Катать.)

Аналогичные задания дети выполняют с кубом. (Действия с кубом обозначаются словом ставить .)

II часть. Игровое упражнение «Спрячь куб (шар)».

Воспитатель предлагает кому-нибудь из детей взять в одну руку шар, а в другую – куб и спрятать одну из фигур за спину. Остальные дети должны отгадать, что спрятал ребенок и что осталось у него в руке.

III часть. Воспитатель просит детей помочь мишке разложить в коробки шары и кубы: шары нужно класть в красную коробку, а кубы – в зеленую.

В процессе выполнения задания воспитатель уточняет у детей: «Что ты положил в коробку? Сколько шаров (кубов)? Они одинакового цвета? Чем еще отличаются шары и кубы?» (Большие и маленькие.)

Мишка благодарит детей за помощь и прощается с ними.

Занятие 2

Программное содержание

Закреплять умение различать контрастные по величине предметы, используя при этом слова большой, маленький .

Дидактический наглядный материал

Демонстрационный материал. Большая и маленькая куклы, 2 кроватки разного размера; 3–4 больших кубика.

Раздаточный материал. Маленькие кубики (по 3–4 шт. для каждого ребенка).

Методические указания

I часть. В гости к детям приходят две куклы. Ребята вместе с воспитателем рассматривают их, выясняют, что одна кукла большая, а другая маленькая, дают им имена.

Затем воспитатель обращает внимание детей на кроватки: «Кроватки одинаковые по размеру? Покажите большую кроватку. А теперь маленькую. Где кровать для большой куклы, а где для маленькой? Уложите кукол спать. Давайте споем им колыбельную „Спят усталые игрушки“».

II часть. Игровое упражнение «Построим башенки».

Воспитатель расставляет на столе большие и маленькие кубики, предлагает детям сравнить их по размеру, а затем построить башенки. Воспитатель на ковре строит башню из больших кубиков, а дети сооружают башенки из маленьких кубиков. По окончании работы все вместе рассматривают постройки, показывают большую (маленькую) башню.

Занятие 1

Программное содержание

Закреплять умение различать количество предметов, используя слова один, много, мало.

Дидактический наглядный материал

Демонстрационный материал . Кукла.

Раздаточный материал. Матрешки (на две больше, чем детей).

Методические указания

Воспитатель . К кукле Кате в гости пришли матрешки, и мы все вместе будем водить вокруг нее хоровод. Посмотрите, сколько матрешек пришло в гости? (Много.) Возьмите по одной матрешке и поставьте их в хоровод вокруг куклы Кати.

Дети расставляют матрешек.

Воспитатель . Сколько кукол? Сколько матрешек в хороводе? Все матрешки встали в хоровод? Сколько матрешек не водят хоровод? (Мало.)

В заключение дети под музыку водят хоровод вокруг куклы и матрешек.

Занятие 2

Программное содержание

Познакомить с составлением группы предметов из отдельных предметов и выделения из нее одного предмета; учить понимать слова много, один, ни одного .

Дидактический наглядный материал

Демонстрационный материал. Петрушка, корзина.

Раздаточный материал. Мячи одинакового цвета и размера (по одному для каждого ребенка).

Методические указания

I часть. Петрушка приносит детям корзину с мячами.

Воспитатель . Что принес Петрушка? Какого цвета мячи? Сколько мячей принес Петрушка?

Петрушка высыпает мячи на пол. По его просьбе дети берут по одному мячу.

Воспитатель (по очереди обращается к детям). Сколько мячей ты взял? Сколько мячей в корзине? (Вводится понятие ни одного .) Что надо сделать, чтобы у Петрушки в корзине стало много мячей?

Дети складывают мячи в корзину.

Воспитатель . Сколько мячей ты положил? Сколько мячей стало в корзине? Сколько мячей у тебя в руках?

II часть. Подвижная игра «Мой веселый, звонкий мяч».

Воспитатель читает стихотворение С.Я. Маршака:


Мой веселый, звонкий мяч,
Ты куда пустился вскачь,
Желтый, красный, голубой,
Не угнаться за тобой.

Я тебя ладонью хлопал,
Ты скакал и звонко топал,
Ты пятнадцать раз подряд
Прыгал в угол и назад.

А потом ты покатился
И уже не возвратился,
Закатился в огород,
Докатился до ворот.

Вот подкатился под ворота,
Добежал до поворота,
Там попал под колесо,
Лопнул, хлопнул, вот и все.

Дети прыгают в такт стихотворению. По окончании стихотворения они разбегаются.

Игра повторяется несколько раз.

Занятие 3

Программное содержание

Продолжать формировать умение составлять группу предметов из отдельных предметов и выделять из нее один предмет, учить отвечать на вопрос «сколько?» и определять совокупности словами один, много, ни одного.

Познакомить с кругом; учить обследовать его форму осязательно-двигательным путем.

Дидактический наглядный материал

Демонстрационный материал. Кукла, корзина, круг, картонный поезд без колес, поднос, салфетка, таз с водой.

Раздаточный материал . Круги одинакового размера и цвета, уточки.

Методические указания

Игровая ситуация «Подарки от куклы Маши».

I часть. Из корзины куклы Маши воспитатель достает круг и сообщает детям: «Это круг (обводит его рукой)». Затем уточняет название предмета: «Что это?» Нескольким детям он предлагает рукой обвести круг.

II часть. Воспитатель предлагает детям взять из корзины Маши по одному кругу и спрашивает: «Какой формы фигуры? Какого они цвета?» Дети по просьбе воспитателя обводят рукой контур круга и выясняют, что круг можно катать.

Воспитатель показывает детям поезд: «Можно ли ехать на этом поезде? (Нет.) Почему? (Нет колес.)» Воспитатель просит детей подготовить поезд к поездке. Ребята присоединяют к поезду колеса (круги) и под музыку «едут» в парк кормить уточек.

III часть. Воспитатель снимает с подноса салфетку и спрашивает: «Кто это? (Уточки.) Сколько уточек?» (Много.)

Дети берут по одной игрушке, а воспитатель выясняет: «Сколько каждый из вас взял уточек? Сколько уточек осталось на подносе?»

Воспитатель предлагает детям поиграть с уточками. Под музыку «уточки» бегают, клюют зернышки.

Воспитатель ставит на стол таз с водой и просит детей сделать так, чтобы в тазике стало много уточек. Дети пускают своих уточек в тазик. Воспитатель выясняет: «Сколько каждый из вас пустил уточек? (Одну.) Сколько уточек в тазике? (Много.) Сколько уточек осталось у вас в руках? (Ни одной.)»

Кукла Маша прощается с ребятами. Дети «едут» домой.

Занятие 4

Программное содержание

Совершенствовать умение составлять группу предметов из отдельных предметов и выделять один предмет из группы, обозначать совокупности словами один, много, ни одного.

Продолжать учить различать и называть круг, обследовать его осязательно-двигательным путем и сравнивать круги по величине: большой, маленький.

Дидактический наглядный материал

Демонстрационный материал. Машина, мешочек, большой и маленький круги одинакового цвета.

Раздаточный материал . Овощи (по количеству детей), глина (пластилин), дощечки для лепки, салфетки.

Методические указания

I часть. Игровая ситуация «Собираем урожай овощей».

На полу имитация огорода. Воспитатель предлагает детям посмотреть, что растет на огороде. Ребята перечисляют овощи. Воспитатель обобщает их ответы («это овощи»), затем выясняет: «Сколько овощей выросло на огороде?»

Воспитатель предлагает собрать овощи в машину (ввозит машину). Дети берут по одному овощу, а воспитатель уточняет: «Какой овощ ты взял? Сколько овощей ты взял?»

Дети по очереди кладут овощи в машину и комментируют: «Я положил одну морковку (свеклу, картошку…)» Действия детей воспитатель сопровождает словами: «Овощей в машине становится больше». Когда ребята наполнят машину, воспитатель выясняет: «Сколько овощей в машине?»

II часть. Игра «Чудесный мешочек».

В машине с овощами дети находят чудесный мешочек. Они достают из него круг, сообщают название фигуры и какого она цвета.

Воспитатель прикрепляет круг на фланелеграф и предлагает кому-нибудь из детей обвести фигуру рукой.

Аналогичные действия выполняются с другим кругом.

Затем дети выясняют, чем похожи фигуры и чем они отличаются.

III часть. Игровое упражнение «Испечем оладушки».

Дети лепят из глины (пластилина) большие и маленькие оладушки. Затем воспитатель предлагает положить большие оладушки на большой круг, маленькие – на маленький.

Светлана Помятихо
Конспект НОД по ФЭМП в младшей группе «Заплатки для коврика»

МБДОУ «Детский сад № 12 «Золотая рыбка»

Тема : Заплатки для ковриков .

Задача : закрепить умения определять количество предметов (один и много) .

Обучающая цель : обучать пользоваться понятиями «один» , «много» , различать и называть круг и квадрат;

Развивающая цель : развивать память и речь, мыслительные операции

Воспитывающая цель : усидчивость и внимание, активность в выполнении заданий

Материал и оборудование : бумажные коврики , в которых вырезаны круглые и квадратные отверстия, квадраты и круги по размеру отверстий, спортивный инвентарь,ноутбук.

Ход занятия.

1. Организационный момент

Воспитатель : Посмотрите на экран. Кто пришёл к нам в гости?

Дети : К нам пришла мышка.

Воспитатель : Наш мышонок рано встал,

В детский сад к нам прибежал.

Заходи и не робей,

Видишь, сколько здесь друзей.

Воспитатель : А сколько мышек вы видите?

Дети : Одну мышку.

Воспитатель : Давайте изобразим мышку : пропищим, как мышка, как быстро и осторожно она передвигается.

Воспитатель : А посмотрите, мышка принесла какую-то фигуру?

Слайд № 3

Воспитатель : Назовите фигуру, которую держит мышка. Дети : Мышка держит круг.

Воспитатель : Я тоже принесла вам фигуры (открываю коробку с квадратами)

Дети берут по одной фигуре.

Воспитатель : Как называется эта фигура?

Дети : Это квадрат.

Воспитатель : Давайте пальчиком проведём по ребру квадрата (показываю) .

Воспитатель : У него есть острые углы.

А у круга есть углы?

Дети : У круга нет. Круг круглый, а квадрат квадратный.

Физкультминутка.

Воспитатель : А где мышки живут?

Дети : Мышка живёт в норе.

Слайд № 4.

Воспитатель : Правильно мышка живёт в норе, а ещё она любит всё грызть. Наша мышка погрызла коврики и нам нужно их починить вставить заплатки . Слайд №5.

2. Дидактическая игра «Подбери заплатку для коврика »

Показываю детям коврики с вырезанными отверстиями, объясняю, что их прогрызли мыши. Дети подбирают (круглую или квадратную) фигуру-заплатку для каждого коврика .

Воспитатель : Молодцы! Вы очень быстро справились. Сколько на каждом коврике мышка прогрызла дырочек? (одну, много)

Воспитатель : Молодцы, ребята, вот и починили коврики . Чтобы мышка не грызла вещи, давайте её научим играть.

3 Подвижная игра «Пролезь в норку»

4. Рефлексия.

Воспитатель : Какие по форме заплатки вы подбирали для ковриков ?

Дети : Заплатки круглые и квадратные.

Воспитатель : Сколько дырок прогрызла мышка?

Дети : Много дырок.

Литература :

Нищева Н. В. Картотека подвижных игр,упражнений, физкультминуток, пальчиковой гимнастики. Изд. 2-е, дополнительное. -СПб.: ООО «Издательство «ДЕТСТВО-ПРЕСС» , 2013.-80 с.

Комплексные занятия по программе «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой.

Вторая младшая группа/ авт . -сост. -Т. В. Ковригина , М. В. Косьяненко, О. В. Павлова. -Изд. 2-е. -Волгоград : Учитель,2014.-262 с.

Колдина Д. Н. Игровые занятия с детьми 2-3лет. Методическое пособие. 2-изд. ,доп. -М.: ТЦ Сфера, 2014.-144 с.

Публикации по теме:

Конспект НОД по ФЭМП во второй младшей младшей группе «Матрешкина математика» Конспект непосредственно-образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений во II младшей группе «Матрешкина.

Конспект НОД по ФЭМП в младшей группе Цель: Закрепить знание детей о геометрических формах – круг, квадрат, треугольник. Задачи: различать и называть цвета, находить сходства.

Конспект НОД по ФЭМП в младшей группе «Посылка из Простоквашино». Конспект НОД по ФЭМП в младшей группе «Посылка из Простоквашино». Цель: Закреплять умения детей младшей группы по ФЭМП через интеграции.

Конспект НОД по ФЭМП в младшей группе «Путешествие в лес» Цель: Вызвать интерес к деятельности. Развивать умение сравнивать две группы предметов на основе взаимного сопоставления, закреплять прием.

Конспект НОД во второй младшей группе по ФЭМП -Ребята,вы любите сказки? - Какие сказки вы знаете? - Я сегодня получила письмо от сказочного героя,хотите узнать от кого? - Тогда надо.

Конспект ООД по ФЭМП в младшей группе Конспект Организованной Образовательной Деятельности в младшей группе. Интеграция образовательных областей:*Познавательное развитие *Речевое.

Конспект ООД по ФЭМП в младшей группе «Домик для зверушек» Конспект – занятия ООД по ФЭМП в младшей группе



 

Возможно, будет полезно почитать: