Методическая разработка на тему: Особенности воспитательной работы с юными спортсменами. Современные проблемы науки и образования Что представляет собой воспитание в спорте

Управление образования г. Астаны

Школа - лицей №60

Доклад

«Военно - спортивное воспитание учащихся »

Учитель: Абдрахманов К Н

Астана-2015 г

Общеизвестно, что физическое воспитание является неотъемлемой частью всей системы воспитания человека (наряду с трудовым, умственным, нравственным, эстетическим и др. сторонами этого процесса).

Какого человека хотим мы видеть на пороге школы?

Личность способную устроить жизнь, достойную человека, для которого понятие «Родина», «честь», «долг» стояли бы во главе жизненных ценностей.

Как решить эту проблему?

Универсальных рецептов нет. Возрождение военно- патриотического воспитания молодёжи в настоящее время набирает силу. Военно-спортивная деятельность - необходимый для детей и подростков вид деятельности,в процессе которого применяется и обогащается накопленный ими опыт,углубляются представления об окружающем мире, приобретаются навыки,необходимые для успешной трудовой деятельности,воспитывается целый ряд необходимых качеств и способностей.

Вместе с тем, военно-спортивная деятельность имеет целый ряд характерных особенностей и признаков, к числу которых можно отнести:

1. Воспроизведение действий в отношении между взрослыми людьми, направленных на познание социальной деятельности, как одного из средств физического, нравственного и умственного воспитания подрастающего поколения.

2. Необходимость преодоления и использования естественных препятствий.Наличие элементов боевой романтики и героики (маскировка, преследование противника, его пленение и многое другое.)»

    Военно-туристическую и прикладную направленность многих игр, связанные с необходимостью соблюдения строгой дисциплины,

    подчинения командирам, ориентирования на местности», ведения наступательных и оборонительных действий и т.п.

5. Разнообразие и нестандартность применяемых движений и упражнений, большинство из которых являются по духу и содержанию
чисто спортивными и проводятся в соревновательной форме, что особенно привлекает детей и подростков.

ВОСПИТАТЕЛЬНОЕ ЗНАЧЕНИЕ военно-спортивной деятельности

Важное место принадлежит воспитанию молодежи, которое осуществляется в первую очередь педагогом, руководителем игры. В большинстве случаев ребята азартно вживаются в роли действующих лиц, желают удовлетворить свои стремления к героическим поступкам, доказать свои силы, умения, возможности, самостоятельность, проявить личные качества самоутвердиться. Формируется ряд полезных качеств, необходимых для будущей деятельности:

1.Чувство коллективизма . В играх учащиеся должны быстро осознавать, что их личный успех и победа, зачастую зависят от

умелых действий и помощи товарищей; убедиться в силе коллектива и необходимости согласовывать свои действия с товарищами. Каждый участник, выполняющий в игре определенные задания, постоянно оценивается товарищами, не имеет возможности перекладывать ответственность на других, делит со всеми общие радости и огорчения, все это сплачивает ребят и воспитывает у, них чувство общности.

2. Воспитание дисциплинированности , которая является одним из непременных и основных условий военно-спортивной деятельности. Малейшее нарушение дисциплины хотя бы одним из участников может привести к срыву игры, снижает к ней интерес и это зачастую заставляет самих играющих активно бороться за соблюдение игровой дисциплины; ребята нередко сами предупреждают друг друга о необходимости строгого соблюдения порядка, обусловленного входе игры и резко осуждают нарушителей при разборе и подведении итогов. Особо важное значение имеют кропотливая разработка и строгое соблюдение правил и условий игры. Многократное точное и строгое соблюдение этих условий воспитывает чувство ответственности, самоконтроля, долга, способствует фор­мированию дисциплинированного поведения.

3. Воспитание решительности и смелости достигается при создании ситуаций, требующих от ребят применения таких действий. Необходимо моделировать такие условия, когда ребятам приходятся выбирать между 2-3 и более способами выполнения действий (причем зачастую противоречивыми или взаимоисключающими), ограничивать время на выбор, ориентировку и принятие решения, а для выполнения действия предлагать обстановку, чреватую трудностями и опасностями.

4. Воспитание настойчивости, что достигается в ходе преодоления трудностей, встречающихся на пути достижения цели в каждой игре. Умение преодолевать или устранять препятствия, встречающиеся по ходу игр и доводить начатое дело до конца способствует воспитанию этого ценного качества.

5. Развитие тактического мышления , когда высокого уровня вышеперечисленных качеств недостаточно в связи с тем, что противодействие соперников, стремящихся обыграть противоборствующую сторону создает состязательные ситуации, требующие напряжения ума, воли, хитрости, активной работы мысли. Верность принятых решений зачастую проверяется ходом игры и ее итогами.

6. Воспитание патриотизма достигается - в ходе игр, когда

активизируются чувства любви к родине, стране, к героическим подвигам прошлого, что вызывает у школьников высоко-нравственные эмоциональные отклики и активизирует их патриотические чувства.

Элементы теоретических и практических знании начальной военной подготовки учащиеся гимназии получают уже на уроках ФК, где дети в соответствии с программой знакомятся с такими понятиями как: строй, шеренга, фланг, дистанция, интервал, двух шереножный строй, разомкнутый строй, строевая стойка.

Под девизом: «Хорош в строю - силен в бою» ежегодно проводится в канун майских праздников смотр строя среди 3-4 классов, где каждый класс представляет род войск и элементы формы.

    «Отряд, в одну шеренгу - становись!»

    «Отряд, на первый-второи - рассчитайсь!»

    «Отряд, в две шеренги - стройся!»,
    «В одну шеренгу- стройся!»

    «Отряд, напра-ВО! Нале-ВО! КруГОМ!»

    «Отряд, разойдись! Отряд, в колонну по три - становись!»

    «Отряд, правое (левое) плечо впе­ред - марш!»

    «Отряд, нале-ВО! Напра-ВО! Кру-ГОМ!»

    « Отряд, смирно! Равнение – на право (на лево)!».

    Ответ на благодарность: «Служу Отчизне!».

    «Отряд запевай!» (прохождение с песней).

В плане спротивно-оздоровительных мероприятии гимназии запланированы и своевременно проведены спортивные мероприятия способствующие военно-патриотическому воспитанию: «Встреча с ведущими спортсменами города»- Фитиль О.Н., Семейная гостиная «Силу, ловкость, метки глаз разовьет игра у нас» - Заготовкина Г.А., «Взятие снежной крепости» - Сейтжанова Н.С, спортивное эрудит-шоу «Морской бой»- Бабич А.Ф., «Рыцарский турнир» - Хайдаров Т.Х.

Таким образом: очевидно, что военно спортивная деятельность создаёт для ведения воспитательной работы неисчерпаемые возможности, оказывает бесспорное воздействие на воспитание личности, формирования характера, повышение военно патриотического потенциала учащихся гимназии.

Приложение

Меткий стрелок”

Ход: Каждой команде дается 10 попыток, каждое попадание – 1 балл. Один человек может сделать одну попытку. Метание проводится с определенного места, по очереди. Время прохождения станции 4-3 минуты

Военно-полевая кухня”

Ход: (например, 1 мин) . В зачет принимаются полностью очищенные картофелины. Результат заносится в маршрутный лист. “Рота – подъем!”.

Ход: по сигналу игроки надевают колпаки и фартуки, берут ножи и начинают чистить картофель определенное время (например, 1 мин) . В зачет принимаются полностью очищенные картофелины. Результат заносится в маршрутный лист.

Патриотическая”

Инвентарь: листы бумаги, кисти и краски (фломастеры или цветные карандаши).
Место проведения: игровая комната или класс.
Ход: 1. Назвать государственную символику Республики Казахстан

    Государственный гимн РК,

    Государственный герб РК,

    Государственный флаг РК,

2. Нарисовать флаг Республики Казахстан

Особое значение в оценивании конкурса следует уделить правильному расположению и гамме цветов флага. За правильное выполнение задания команда получает 5 баллов

Станция 5 “Силачи”

Оборудование: перекладина, гимнастические маты.
Место проведения: спортзал.
Задание: Подтягивание в висе на перекладине. Вис хватом сверху, руки на ширине плеч, ноги вместе. Согнуть руки до момента, когда подбородок доходит до уровня кистей. Упражнение выполнять плавно, без рывков, оставляя ноги прямыми. Подсчитывается количество раз правильно выполненного упражнения. Результаты суммируются и заносятся в маршрутный лист. Время выполнения задания – 3-4 минуты.
“На плацу”

Место проведения: спортзал (помещение, где имеется разметка на полу) .
Задание: выполнение строевых упражнений и команд.

    Построение в одну шеренгу.

    Название команды.

    Девиз команды.

    Равнение.

    Строевой шаг на месте, выполнение команд: “На месте шагом – МАРШ!”; “Класс – СТОЙ!”.

    Повороты на месте.

Оценивается правильное и четкое выполнение заданий и команд, внешний вид, правильная осанка. За четкое выполнение всех заданий команда получает 5 баллов

- 1 станция: “Мышеловка”

На гимнастической скамейке, на одинаковом расстоянии расположены гимнастические палки. Задача команды состоит в том, чтобы пройти это препятствие не сбив палку, участник, сбивший возвращается и выполняет “мышеловку” с начала. Первую палку необходимо перешагнуть, под второй проползти, третью-перешагнуть и т.д.

- 2 станция: “Метание в цель”

На расстоянии, согласно возрасту участников, стоит манеж, каждому выдаётся мяч (резиновый, теннисный, волейбольный или баскетбольный). Все мячи должны попасть в манеж. При неудачном броске участник ловит сам свой мяч, и с линии повторяет попытку.

- 3 станция: “Медицина”

Перед командой лежит 10 билетов, вытянув один, команда отвечает на поставленный вопрос и за правильный ответ получив карточку с буквой продолжает двигаться дальше.

- 4 станция: “Болото”

В шахматном порядке расположены 10 “кочек” , каждый участник должен их преодолеть при этом не наступить в “болото”(на пол).

- 5 станция: “История”

- 6 станция: “Переправа через ров”

Границы “рва” обозначены гимнастическими матами. Задача команды, при помощи висячего каната перебраться с одного берега на другой.

- 7 станция: “Знание рода войск”

Перед командой лежит 10 билетов, вытянув один, команда отвечает на поставленный вопрос, и за правильный ответ, получив карточку с буквой, продолжает двигаться дальше.

- 8 станция: “Лабиринт”

Между стоек на разном уровне закреплены 7-8 обручей. Команда должна пройти сквозь эти обручи, не задев их.

- 9 станция: “Горка”

На гимнастической стенке закреплена гимнастическая скамейка, рядом лежит гимнастический мат. Участник забегает по наклонной скамейке вверх, спускается по лестнице вниз, делает кувырок вперёд и ждёт всю команду. Получив последнюю карточку команда движется к последнему этапу.

- 10 станция: “Шифр”

Задача команды:

из полученных карточек с буквами составить слово (слово должно соответствовать военной теме). Как только они его составили, время выключается.

И так проходят все команды. Победителем является команда, прошедшая все этапы за самое короткое время.

Величайшая победа - победа над самим собой.

Цицерон

Цель и направления спортивного воспитания

Понятие «спортивное воспитание» в научной литературе появилось сравнительно недавно. До этого, как правило, рассматривали проблемы воспитания спортом. Действительно, занятия спортом содержат в себе огромный положительный воспитательный потенциал. Спорт закаляет характер, учит переносить трудности, стойко относиться к стрессовым ситуациям. Многолетние систематические тренировочные занятия формируют сильную личность, способность преодолевать свои слабости, умение владеть своими эмоциями. В условиях соревнований познаются азы правовой культуры с ее правилами честной игры. Спорт является мощным фактором социализации, воспитания социальной активности. Это благоприятное поле для накопления опыта межличностных отношений, где выстраиваются взаимосвязи и взаимодействия между спортсменом и тренером, между самими спортсменами.

Основной целью спортивного воспитания является формирование спортивной культуры, нравственных основ личности ребенка, подростка, молодого человека в процессе спортивной деятельности.

История спорта изобилует случаями высоконравственных поступков крупнейших спортсменов мира, которые становятся для детей и молодежи примером для подражания. Но честолюбивое стремление к победе любой ценой провоцирует слабовольных или непорядочных спортсменов на неблаговидные поступки. Речь идет о таких формах пренебрежения нормами спортивной этики, как использование допинга, сознательное нарушение правил соревнования и др. Достаточно вспомнить прецеденты, когда известнейшие футболисты Марадона и Рональдо рукой забивали голы и, не замеченные в этих действиях судьей на поле, приносили победу своим командам. Такие непозволительные действия могут закрепиться у некоторых спортсменов в качестве постоянных характерных форм поведения, что будет служить негативным примером для детей и подростков.

Спортивное воспитание, помимо специфических (спортивных) задач, предполагает решение целого ряда задач нравственного воспитания юных спортсменов, в их числе:

  • - воспитание моральных навыков поведения на тренировочных занятиях, соревнованиях, в обыденной жизни;
  • - формирование адекватных представлений о должном, о добре и зле, о хорошем и плохом;
  • - развитие сочувствия к переживаниям других людей;
  • - выработка правильных взаимоотношений с товарищами, соперниками, тренерами, с членами семьи и т. д.

Воспитание нравственных качеств у юных спортсменов должно осуществляться по трем направлениям:

  • 1. Формирование знаний о нравственности путем использования соответствующих методов. Так, для сообщения необходимых сведений из области спортивной этики и норм поведения в различных видах спорта тренеры используют рассказ о сложных ситуациях, складывающихся во взаимоотношениях спортсменов с судьями и зрителями на занятиях и в процессе соревновательной борьбы, разъясняют суть возникающих конфликтов и показывают наиболее целесообразные нравственные ну ги их преодоления. Можно практиковать доклады и сообщения на подобные темы со стороны самих спортсменов, что полезно для взаимного просвещения.
  • 2. Формирование нравственных убеждений, поскольку знания о нравственности необходимо перевести именно в убеждения, т. е. в глубокую уверенность в их истинности, чтобы они стали руководством к выбору способа собственных действий. Еще К. Д. Ушинский отметил, что убеждения нельзя купить в книжной лавке или выпросить у добрых знакомых, это продукт осмысливания каждым и своего личного, и общественного опыта. Задача педагога - побудить воспитанников критически осмыслить имеющийся у них опыт. Достигается это посредством бесед дискуссионного характера, обсуждения действий своих товарищей в условиях учебно-тренировочного процесса и соревнований, благодаря разбору ярких примеров из спорта, жизни и литературы. Педагог с помощью наводящих и уточняющих вопросов, примеров и подсказок подводит подопечных к правильным и самостоятельным с их стороны умозаключениям, что обеспечивает формирование твердых знаний в области нравственности и дисциплины, переходящих в убеждения. Основой способности тренера к внушению (суггестии) служат его высокий авторитет и хорошее владение словом.
  • 3. Систематическая тренировка нравственного поведения , способствующая развитию моральных и волевых качеств у воспитанников. Для этого необходимы: четкая постановка учебных задач; организация занятий с оптимальной моторной и интеллектуальной плотностью и преднамеренным созданием педагогических ситуаций, требующих добросовестности, проявления волевых усилий и нравственности. Кроме этого, следует использовать индивидуальные задания по устранению у подопечных недостатков личностных качеств и физической подготовленности путем самовоспитания. Полезен контроль за успешностью выполнения таких заданий и со стороны родителей, а также взаимоконтроль ребят. При этом педагог обязан публично сообщать об успехах, достигнутых каждым спортсменом.

Спортивное воспитание предполагает решение ряда образовательных задач. Тренировочный процесс связан с творческой, поисковой деятельностью. Для достижения высокого спортивного результата спортсмен обязан многому учиться, многое познавать, начиная с понимания человека, в том числе и себя, как социобиологического индивидуума и заканчивая правилами и принципами построения тренировочного процесса. В наше время спорт достиг таких высот, что только высокообразованные личности, обладающие спортивной культурой, способны добиваться побед на международном уровне.

Основными формами нравственного воспитания являются: урок, лекция, беседа, диспут, спортивные кинофильмы, читательские конференции, рассказы, соревнования и др. Лекции призваны способствовать формированию нравственных чувств и понятий школьников, в доступной и занимательной форме раскрыть основные понятия спортивной этики, способствовать воспитанию у занимающихся чувства гордости за российский спорт и российских спортсменов. Примерная тематика лекций: "Юный спортсмен - пример для подражания", "Александр Карелин - гордость отечественного спорта". Лекции проходят более успешно, если слушатели одного возраста.

Беседа - широко распространенная форма нравственного воспитания, позволяющая включить в нее учеников, задавать вопросы, выслушивать мнения, приводить факты, доказывать свое убеждение - эта форма оставляет глубокое впечатление и след в душе и сознании юных спортсменов. Примерная тематика: "Этика юного спортсмена", "О воле и мужестве российских спортсменов", "О спортивной чести".

Диспуты, являясь активной формой нравственного просвещения, позволяет формировать нравственные понятия и убеждения и создают хорошую базу для воспитания убежденности, самостоятельности в суждениях, оценках, принципиальности. Участие в диспутах известных спортсменов, тренеров повышает эффективность его воспитательного воздействия. Важно при этом четко продумать содержание и ход ведения диспута, определить характер обсуждаемых вопросов, вооружиться фактами, примерами достойными подражания. Примерные темы: "Помогает ли спорт в учебе?", "Место спорта в формировании активной жизненной позиции" и т.д.

Спортивные кинофильмы, книги о спорте с последующим обсуждением, в процессе которого школьники горячо и заинтересованно высказывают свое мнение, защищают и отстаивают свою точку зрения, являются полезной формой нравственного воспитания. Они помогают уточнять необходимые в жизни нравственные понятия, обогащают нравственный опыт.

Читательская конференция - интересная форма нравственного просвещения старших школьников. Обычно она посвящается общим вопросам нравственного воспитания и вопросам этики, например: "Спортсмены в литературе и жизни" и т.д.

Встречи с мастерами спорта, выдающимися спортивными деятелями, которые могут интересно и увлекательно рассказать о подготовке и участии в крупных внутрироссийских и международных соревнованиях, общении с высококвалифицированными зарубежными спортсменами и тренерами, привести интересные примеры и факты, в которых сопоставляются взгляды российских и зарубежных спортсменов на многие стороны жизни, представляют большой интерес для школьников.

Соревнования - специфическая форма нравственного воспитания подрастающего поколения. Эта специфика определяется тем, что соревнования представляют собой форму спортивной деятельности. Соревноваться - значит соперничать с другими людьми в достижении определенного результата. Основным принципом соперничества российских спортсменов является принцип справедливости и честной спортивной борьбы. В командных соревнованиях четко выступает зависимость успеха коллектива от успеха каждого. Эта зависимость легко осознается, что приводит к формированию положительного нравственного опыта. Конкретно поставленная цель, значимость поставленных перед спортсменом задач, установка на проявление ведущих морально-волевых качеств - важные условия, определяющие эффективность этой формы нравственного воспитания. Правила соревнований ставят спортсмена в строго определенные условия спортивной борьбы с соперником. Они требуют не только дисциплины, честности, самообладания, но и уважения к сопернику, судьям, зрителям, умения проявить твердость характера в борьбе за престиж команды. Поэтому на соревнованиях особое внимание обращается на поведение спортсменов, их взаимоотношения между собой, с тренером и т.д.

Специфическими формами нравственного воспитания школьников являются все формы организации занятий физическими упражнениями: кружки, секции, утренняя гимнастика. Формированию высоких нравственных качеств личности учащихся способствуют такие формы спортивно-массовой деятельности, в которых сами школьники выступают не только в качестве участников, но и как их организаторы. Здесь используются многие общепедагогические методы (убеждения, побуждения, приучения, поощрения, порицания и т.д.), а также те специфические факторы и пути взаимодействия на формирование личности, какие представляют физическая культура и спорт. При формировании рациональных основ поведения в процессе физического воспитания важную роль играют беседы на этические темы, разъяснения и другие пути нравственного просвещения. Непосредственно во время занятий физическими упражнениями специфика этого процесса обязывает искать особенно емкие и лаконичные формы воспитательного воздействия словом. Но какими совершенными ни были они, в полной мере решить задачи нравственного просвещения только в рамках самих занятий физическими упражнениями невозможно. Беседы и диспуты на этические темы, обстоятельный разбор прошедших или спортивно-тренировочных занятий и соревнований с оценкой возникших в них этических ситуаций, другие специальные формы нравственного просвещения должны составлять неотъемлемые звенья системы воспитательной работы специалиста физического воспитания.

Физкультурная и спортивная деятельность дает желаемый воспитательный эффект в условиях педагогически нацеленного руководства. Обеспечивая его, специалист физического воспитания пользуется и такими путями, как воспитание через нравственный пример, через упражнения - приучение к этически оправданным нормам поведения и через систему регулируемых этических взаимоотношений в процессе физкультурной, спортивной деятельности.

Большие возможности имеет физическое воспитание для формирования твердых этических норм и навыков поведения через упражнение, приучение. В разрыве между словом и делом, между нравственными заповедями и их реальным воплощением кроется одна из распространенных причин недостаточной эффективности воспитания. Специфика физкультурной и спортивной деятельности такова, что она неизбежно ставит занимающихся перед необходимостью постоянно и твердо соблюдать практические поведенческие нормы, а, следовательно, вырабатывать соответствующие черты поведения (строго соблюдать установленный режим занятий гимнастикой и общий режим жизни, правила поведения на занятиях, правила соревнований и т.д.). Существенно при этом, что усвоенные навыки и нормы поведения проходят в процессе физкультурной и особенно спортивной деятельности жесткую проверку делом в условиях усложненных межличностных отношений. Так, в напряженных, эмоционально насыщенных ситуациях спортивных состязаний выявляются и испытываются на прочность как навыки поведения, так и связанные с ними черты личности.

По мнению М. И. Станкина (1987), эффективность методов нравственного воспитания повышается при соблюдении следующих требований:

Индивидуальный подход к воспитанию каждого занимающегося;

Учет возраста занимающихся при подборе примеров заданий и условий их выполнения;

Доказательность используемого примера;

Опора на опыт и чувства воспитанников.

Нравственное сознание учеников успешно формируется при постановке общественно значимой цели и путей ее достижения.

Средства нравственного воспитания в спорте

Средствами нравственного воспитания учащихся в спортивной деятельности являются:

физические упражнения;

соревнования;

спортивный режим;

тренировка;

общественная деятельность.

Эффективным средством воспитания дисциплинированности, подчинения своих действий коллективным являются строевые упражнения. Однако без целевой установки воспитание вышеперечисленных качеств само собой не произойдет. Учителю необходимо сообщать цель, конкретные задачи при выполнении каждого задания, их значение и результат, которого они должны достичь.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методическая разработка на тему: Особенности воспитательной работы с юными спортсменами

Возрастание роли физической культуры как средства воспитания юных спортсменов обусловливает повышение требований к воспитательной работе в спортивных школах. При этом важным условием успешной работы является единство воспитательных воздействий, направленных на формирование личности юного спортсмена – итог комплексного влияния факторов социальной системы воспитания, в том числе: семьи, образовательной школы, коллектива педагогов.

В Программе Правительства РФ, посвященной патриотическому воспитанию, отмечается, что происшедшие в стране социально-экономические процессы оказали негативное воздействие на общественное сознание. Снизилось воспитательное влияние российской культуры и искусства, мотивация на здоровый образ жизни, упал престиж образования, государственной и военной службы, значительно подорван авторитет педагога.

Но педагоги, несмотря на все трудности и противоречия, ищут выход из сложившейся ситуации.

Какую позицию по отношению к воспитанию в школе мы сегодня занимаем и что мы можем противопоставить негативному влиянию действительности, как сможем способствовать предупреждению и решению возникающих проблем в воспитании юных спортсменов?

Долгий и трудоемкий воспитательный процесс требует соблюдения ряда условий: наличие точных и понятных правил; безусловный авторитет педагога; высокое качество занятий, на которых обучаемые не остаются без дела в руках и мыслей в голове; хороший моральный климат в группе.

Главной задачей на занятиях с юными спортсменами является воспитание высоких моральных качеств, преданности России, чувства коллективизма, дисциплинированности и трудолюбия. Важную роль в нравственном воспитании юных спортсменов играет непосредственно спортивная деятельность, которая предоставляет большие возможности для воспитания всех этих качеств.

Патриотическое воспитание

Целью национально-патриотического воспитания является содействие воспитанию у молодого поколения чувства патриотизма, формированию личности на принципах духовности, нравственности, толерантности, обеспечения создания условий для интеллектуального, культурного и физического развития, реализации научно-технического и творческого потенциала молодых граждан, а также содействия эффективной деятельности центров патриотического воспитания молодежи.

Основная идея заключается в мотивации общественной активности молодого поколения. Это станет залогом неравнодушия как сегодняшнего, так и будущих поколений граждан. Лучшей мотивацией к общественному труду является чувство гордости за свою страну, сопереживание за прошлое, сопричастность к созиданию ее настоящее и будущее. Именно поэтому патриотическое воспитание молодежи является главным приоритетом молодежной политики, сформировать целостную систему, направленную на обеспечение процесса национально-патриотического воспитания. Процесс национально-патриотического воспитания является важной составляющей национальной безопасности. Реализация единой комплексной программы патриотического воспитания молодых граждан обеспечивает основательную мотивацию молодежи к труду на пользу родины.

Патриотическое воспитание является составной частью общего воспитательного процесса, представляет собой систематическую и целенаправленную деятельность органов государственной власти и общественных организаций по формированию у граждан высокого патриотического сознания, чувства любви к родине, готовности к выполнению гражданских и конституционных обязанностей.

Патриотическое воспитание включает в себя социальные, целевые, функциональные, организационные и другие аспекты, обладает высоким уровнем комплексности, то есть охватывает своим воздействием все поколения, пронизывает все стороны жизни: социальную, экономическую, политическую, духовную, правовую, педагогическую, опирается на образование, культуру, историю, государство, право.

Главной задачей в занятиях с юными спортсменами является воспитание высоких моральных качеств человека: любви к Родине, чувства коллективизма, честности, дисциплинированности и трудолюбия.

Поэтому большое внимание в работе я уделяю патриотическому воспитанию подрастающего поколения. Не воспитав личности, не добьешься высоких спортивных результатов,

Каждое соревнование открывается подъёмом флага России и исполнением гимна, ребята должны знать государственную символику РФ.

Нравственное воспитание

Развитие демократического общества, возможно, лишь на принципах гуманистической морали, признании человека высшей ценностью. Это требует внимания к моральному и физическому здоровью молодежи, привлечение подрастающего поколения к здоровому образу жизни, спорту и воспитание соответствующих нравственных качеств. Однако на современном этапе развития нашего государства наблюдается подмена приоритетов: нивелирование моральных ценностей на пользу материальному обогащению и стремлению добиться успеха и признания в обществе любой ценой. Также усилились проявления пессимизма, крайнего эгоцентризма, снижение уровня нравственной культуры в молодежной среде.

Такая ситуация обусловливает необходимость совершенствования содержания, форм и методов воспитания моральных качеств в юношеском возрасте, актуализирует необходимость перехода от авторитарных к гуманистическим принципам воспитания.

Актуальность этой проблемы обусловливается и тем, что в современном физическом воспитании и спорте преобладает авторитарный подход к развитию личности. При таком подходе педагог формирует у ученика надлежащее поведение, которое регулируется страхом наказания или, наоборот, с ожиданием поощрения. На смену авторитарному подходу должно прийти гуманистическое, основанное на ценностном отношении к ребенку как к главной цели педагогического процесса, уважении ее достоинства как условия личностного становления и способности свободно делать нравственный выбор в пользу добра, ответственности, справедливости и других общечеловеческих добродетелей.

Ведущую идею современной гуманистической морали заключается в отношении к человеку как высшей ценности, как к цели, а не средства, сформулировал немецкий философ И. Кант. В центре его философии - человек, его достоинство и судьба. Он уверял, что все нужно делать для человека, во имя ее. Основой взаимоотношений между людьми, на его взгляд, должен быть фундаментальный моральный принцип – «категорический императив».

Эффективность воспитания нравственных качеств учащихся в спортивно- тренировочной деятельности обусловлена не только стилем и качеством воспитательной деятельности тренера. На наш взгляд, необходимо предоставить внимание потому, что сам тренер является носителем определенных моральных ценностей. Через них он передает ученикам не только профессиональные знания и умения, но и свой жизненный опыт, свои убеждения, взгляды на жизнь, моральные установки и принципы. Воспитание должно происходить на основе личностно ориентированного взаимодействия с учащимися.

Тренеру необходимо действовать в соответствии с принципом сотрудничества, раскрывать, всесторонне изучать и учитывать положительные нравственные потребности и стремления учащихся.

Да, у каждого из парней есть такие стремления и устремления:

В самореализации и самоактуализации;

Получать удовольствие от занятий любимым делом, которым является спорт;

Ощущать психологический комфорт, находясь в спортивном коллективе;

Осознавать перспективу дальнейшего личностного и профессионального роста.

На фоне поддержки позитивных устремлений и устремлений, тренеру в позитивной и доброжелательной форме необходимо формировать положительные нравственные представления учащихся о необходимости быть ответственным за результаты собственных поступков, уважение к окружающим и себе, построение дружеских и доброжелательных отношений с окружающими, стремление быть справедливым в оценке собственных действий и важных событий, мужественно придерживаться моральных принципов на спортивной площадке и за его пределами.

Трудовое воспитание

Трудовое воспитание направлено на формирование спортивного трудолюбия , стремление достигать высоких результатов, творческой активности и самостоятельности. Основной задачей трудового воспитания детей спортивной секции, как составляющей нравственного становления, является формирование эмоциональной готовности к труду, элементарных умений и навыков в различных видах труда, интереса к миру труда взрослых людей. Важным аспектом является индивидуальный и дифференцированный подходы к детской личности (учет интересов и способностей к виду спорта, предпочтений, способностей к другим видам деятельности человека, усвоенных умений, личностных симпатий при постановке трудовых задач, объединении детей в рабочие подгруппы) и моральная мотивация детского труда. Следует отказаться от авторитарности, жесткой регламентации трудовой деятельности, чаще организовывать работу с небольшими группами детей в атмосфере открытости, доброжелательности, взаимопомощи, творческого поиска.

Трудовое воспитание направлено на формирование творческой трудолюбивой личности, воспитание цивилизованного хозяина, сознательного отношения к труду как высшей ценности человека и общества, готовности к жизнедеятельности и труду в условиях рыночных отношений, формирование в учащихся понимания общих основ современного производства, умение включаться в производственные отношения, воспитание дисциплинированности, организованности, бережного отношения к общественной и частной собственности, природных богатств.

Самовоспитание и перевоспитание

Самовоспитание – это работа, направленная на самосовершенствование личности.

Тренер на первых тренировках старается увлечь воспитанников идеей самовоспитания: выдвинуть перед ним перспективы, которые заставили бы их искать пути самосовершенствования. Главное в жизни и спорте – победа над самим собой.

Футбол любит упорных ребят. Бывает, что не все выходит у новичка: и силенкой он обижен, и, может быть ростом, Но после упорных тренировок расправляются его плечи и сила проявляется, а самое главное – появляется уверенность в себе.

Одна из важнейших задач тренера – воспитание качеств спортивного характера у юного спортсмена, волевых качеств (целеустремлённость, дисциплинированность, активность, активность, инициативность, стойкость, решительность, настойчивость, и упорство в достижении цели).

Увлечение молодёжи курением, алкоголем, наркоманией, токсикоманией ещё более усиливает ответственность специалистов по спорту за сохранение здоровья подрастающего поколения.

Направленное перевоспитание личности спортсмена – итог комплексного влияния многих факторов, в том числе семи, школы, спортивного коллектива, педагогов, других лиц и организаций, осуществляющих воспитательные функции.

Тренеру, приступая к преодолению негативных явлений в поведении педагогически запущенных подростков, следует выявить причины, породившие эти явления (недостаточное воспитание в семье, недостаточное проведение воспитательной работы в школе).

При перевоспитании нужно сделать упор на воспитание таких качеств: самокритичность, чуткость, справедливость, коллективизм, ответственность, скромность, дисциплинированность.

Список литературы

  1. Бушелева Б.В. Поговорим о воспитанности. – М., Просвещение, 1980
  2. Ильинич В.И. Физическая культура студента. - М.: Гардарики, 2000.- 120 с.
  3. Петров В.К.: Новые формы физической культуры и спорта. - М.: Советский спорт, 2004
  4. Система подготовки спортивного резерва. Под ред. Никитушкина В.Г., М., 1993

Maximum victoria – se vincit

(«Величайшая победа – победа над самим собой» – Цицерон)

Занятия спортом содержат в себе огромный положительный воспитательный потенциал. Спорт закаляет характер, учит преодолевать трудности, стойко относиться к стрессовым ситуациям. Многолетние систематические тренировочные занятия формируют сильную личность, способность преодолевать свои слабости, умение владеть своими эмоциями. В условиях соревнований познаются азы правовой культуры с его правилами «честной игры». Спорт является мощным фактором социализации, воспитания социальной активности. Это благоприятное поле для накопления опыта межличностных отношений, где выстраиваются взаимосвязи и взаимодействия между спортсменом и тренером, между самими спортсменами.

Спортивное воспитание предполагает решать ряд образовательных задач. Тренировочный процесс связан с творческой, поисковой деятельностью. Для достижения высокого спортивного результата спортсмен обязан многому учиться, многое познавать (в том числе и себя), начиная с понимания человека как социобиологического индивидуума до правил и принципов построения тренировочного процесса. В наше время спорт достиг таких высот, что только высокообразованные личности, обладающие спортивной культурой, способны добиваться побед на международном уровне.

История спорта изобилует случаями самых высоконравственных действий и поступков крупнейших спортсменов мира, которые становятся для детей и молодежи образцом и примером для подражания. Но честолюбивое стремление к победе любой ценой провоцирует слабовольных или непорядочных спортсменов на неблаговидные поступки. Речь идет о таких формах пренебрежения нормами спортивной этики, как использование допинга, сознательные нарушения правил соревнования и др. Достаточно вспомнить прецеденты, когда известнейшие футболисты Марадона и Рональдо рукой забивали голы и, не замеченные в этих действиях судьей на поле, приносили победу своим командам. Такие непозволительные действия могут закрепиться в качестве постоянных характерных форм поведения, служить негативными примерами для детей и подростков.

Воспитание нравственных качеств у юных спортсменов должно осуществляться по трем направлениям:

1. Привитие знаний нравственного характера путем использования соответствующих методов. Для сообщения необходимых знаний из области спортивной этики и норм поведения в различных видах спорта тренеры применяют рассказ о сложных ситуациях, возникающих во взаимоотношениях спортсменов с судьями и зрителями на занятиях и в процессе соревновательной борьбы. Разъясняют суть возникающих конфликтов и показывают наиболее целесообразные нравственные пути их преодоления. Можно практиковать доклады и сообщения на подобные темы со стороны самих спортсменов, что полезно для взаимного просвещения.

2. Формирование соответствующих убеждений , поскольку знания необходимо перевести именно в убеждения, то есть в глубокую уверенность в их истинности, чтобы они стали руководством к выбору способа собственных действий. Еще К. Д. Ушинский отметил, что убеждения нельзя купить в книжной лавке или выпросить у добрых знакомых. Это продукт осмысливания каждым личного и общественного опыта. Задача педагога – побудить воспитанников критически осмыслить имеющийся у них опыт. Достигается это беседами дискуссионного характера, обсуждением действий своих товарищей в условиях учебно-тренировочного процесса и соревнований, разбором ярких примеров из спорта, жизни и литературы. Педагог с помощью наводящих и уточняющих вопросов, примеров и подсказок подводит подопечных к правильным и самостоятельным с их стороны умозаключениям, что обеспечивает формирование твердых знаний в области нравственности и дисциплины, переходящих в убеждения. Основой способности тренера к внушению (суггестии) служат его высокий авторитет и хорошее владение словом.

3. Систематическое упражнение в соответствующем поведении , способствующее развитию моральных и волевых качеств у воспитанников. Осуществляется четкой постановкой учебных задач, организацией занятий с оптимальной моторной и интеллектуальной плотностью и преднамеренным созданием педагогических ситуаций, требующих добросовестности, проявления волевых усилий и нравственности. Необходимы индивидуальные задания по устранению у подопечных слабых сторон в личностных качествах и физической подготовленности путем самовоспитания. Полезен контроль за успешностью выполнения этих заданий и со стороны родителей, а также взаимоконтроль между ребятами, при этом обязанностью педагога является публичное озвучивание достигнутых успехов каждым спортсменом.

О некоторых принципах в спортивном воспитании

В воспитательном процессе используются методы спортивного воспитания – способы работы тренера и спортсмена, при помощи которых происходит овладение знаниями, умениями и навыками, развиваются необходимые качества и способности, формируется мировоззрение. Для успешного использования таких методов необходимо придерживаться некоторых принципов, среди которых особо важными представляются: а) учет возрастных и индивидуальных особенностей; б) систематичность и непрерывность воспитательного процесса.

Учет возрастных и индивидуальных особенностей предполагает знание тренера основ возрастной психологии, всестороннее изучение и оценку уровня развития и подготовленности воспитанников, их личностных отличительных черт. Педагогический процесс, предусматривающий тесную связь и взаимозависимость преподавания и обучения с воспитательным воздействием и самовоспитанием, обусловливает активную позицию принятия воспитанником педагогического воздействия. Необходимо изучать особенности группы в целом и каждого из воспитанников. С этой целью практикуются опросы, беседы диагностической направленности, педагогическое наблюдение, создание ситуаций проверочного характера, в том числе – обеспечивающих свободу выбора действий и поступков, свидетельствующих о степени проявления моральных качеств.

Главным условием систематичности и непрерывности воспитательного процесса служат четкое планирование и грамотное управление воспитанием, осуществляемые со стороны всех причастных к этому процессу. Особенно важен контакт тренера с родителями подопечных, которые должны внушать своим детям важность сознательного отношения ко всем тренерским установкам и требованиям. Юные спортсмены должны понимать, что успехи в спорте приходят с безукоризненным выполнением указаний тренера на тренировочных занятиях и с достаточно жесткими правилами поведения в быту.

Педагогическое общение в спорте

Педагогическое общение в спорте – сложный, многогранный процесс всестороннего воздействия тренера на воспитанников, на их чувства, волю, интеллект, поведение с целью побудить их к освоению поставленных тренировочных и воспитательных задач. Реакция спортсменов может колебаться от полного энтузиазма до пассивного сопротивления. Поэтому следует наладить процесс взаимосвязи, взаимоотношения и взаимовлияния между тренером и воспитанниками при ведущей роли наставника. Педагогическое общение пронизывает всю систему контактов тренера с подопечными в каждое мгновение их совместного нахождения, где бы это ни происходило – в тренировочном процессе и вне его, в помещении и на природе, в соревновательной или досуговой обстановке.

Организация и содержание общения тренера определяются стоящими педагогическими задачами, а со стороны воспитанников – уровнем их интеллектуального и нравственного развития, отношением их к наставнику и сиюминутным психологическим состоянием, без выяснения которых строить педагогический процесс малоэффективно.

Общение, как правило, основывается на вербальном обмене, в котором равное право высказываться должны иметь и воспитанники, давая тренеру возможность понять, насколько адекватно воспринимаются его слова и действия. Особенно это относится к нравственным и дисциплинарным установкам, которые могут противоречить ложно сложившемуся мнению у повзрослевших подопечных. Тренер должен побуждать их к высказыванию мнений и взглядов, чтобы получать возможность корректировать содержание и характер своих педагогических действий. Для этого ему необходимо совершенствовать у себя умение и способность слушать и слышать.

Олимпийская педагогика

Олимпийская педагогика – это наука о спортивном воспитании на основе гуманистических идеалов олимпизма, иначе говоря – теория олимпийского воспитания. Она включает в себя формирование не только знаний, умений и навыков, но также реальной (а не только декларативной) ориентации на идеалы и ценности олимпизма, проявляющиеся в поведении, образе и стиле жизни человека. Не случайно в Олимпийской хартии указывается важность воспитания на уважения к всеобщим основным этическим принципам.

С точки зрения воспитательного влияния весь спорт можно разделить на следующие разновидности, которые сложились с начала XX века:

Массовый спорт – широкое спортивное движение, в котором соревнование и высокий спортивный результат имеет значительное место, но в большей степени он рассматривается как средство физкультурного воспитания;

Профессиональный спорт, основанный на коммерческих интересах, являющийся источником существования;

Олимпийский спорт, не утративший потенциал высоких гуманистических традиций.

Эти разновидности спорта решают одни и те же специфические задачи, но значительно отличаются друг от друга, выполняя разные социальные функции. Так, воспитательная функция в большей степени присуща массовому спорту, профессиональный спорт с его коммерциализацией – это прежде всего зрелищность, олимпийскому спорту характерна миротворческая значимость.

Спортивная деятельность находит новые пути своего развития, одним из которых безусловно является формирование спортивной и олимпийской культуры. Изменить общественное мнение во многом можно, используя систему олимпийского образования и воспитания, важнейшими задачами которых является формирование таких социально значимых качеств личности, как поликультурность и толерантность с одной стороны, патриотизм и гражданственность – с другой.

Воспитание поликультурности и толерантности

Важным аспектом олимпийского воспитания представляется поликультурное воспитание, значение которого существенно возрастает в эпоху глобализации, процесса всемирной интеграции и унификации, охватившего, помимо экономики, политики, культуры и религии, сферу спорта.

«Несовместимой с принадлежностью к олимпийскому движению является любая форма дискриминации по отношению к стране или лицу по расовым, религиозным, политическим, половым или иным мотивам» – это выдержка из текста Олимпийской хартии как один из важнейших принципов олимпизма.

В докладе Международной комиссии по образованию ЮНЕСКО в 1997 г. было подчеркнуто значение поликультурного воспитания, когда одинаково важным считается освоение подрастающим поколением культурных традиций собственного народа и воспитание уважительного отношения к культурным ценностям иных национальностей. Поликультурность проявляется в уважительном отношении к ценностям иных культур, в утверждении взаимопонимания между народами, в формировании готовности к сотрудничеству с людьми любой национальности и цвета кожи, а также резко отрицательного отношения к любым проявлениям дискриминации, национализма, расизма.

Антиподом поликультурности является этноцентризм, проявляющийся в расизме, крайнем национализме с их представлениями о превосходстве одной этнической группы над другой.

Поликультурность во многом смыкается с понятием «толерантность». Толерантность (от лат. tolerantia – терпение) – термин, обозначающий терпимость к иному мировоззрению, образу жизни, поведению и обычаям. Цель воспитания толерантности – формирование в подрастающем поколении потребности и готовности к конструктивному взаимодействию с людьми и группами людей независимо от их национальной, социальной, религиозной принадлежности, взглядов, мировоззрения, стилей мышления и поведения.

Достижение данной цели возможно при решении конкретных задач, которые объединены в два взаимосвязанных блока:

I. Воспитание у детей и подростков миролюбия, принятия и понимания других людей, умения позитивно с ними взаимодействовать: 1) формирование негативного отношения к насилию и агрессии в любой форме; 2) формирование уважения и признания к себе и к людям, к их культуре;

3) развитие способности к межнациональному и межрелигиозному взаимодействию;

4) развитие способности к толерантному общению, к конструктивному взаимодействию с представителями социума независимо от их принадлежности и мировоззрения;

5) формирование умения определять границы толерантности.

II. Создание толерантной среды в обществе и в сфере образования:

1) профилактика терроризма, экстремизма и агрессии в обществе;

2) гуманизация и демократизация существующих взаимоотношений взрослых и детей, системы обучения и воспитания;

3) включение в реформирование образования ведущих идей педагогики толерантности;

4) реформирование системы подготовки будущих педагогов к воспитанию толерантности у детей и подростков.

Воспитание патриотизма и гражданственности

Воспитание поликультурности и толерантного отношения к людям и странам с иными политическими, религиозными и культурными взглядами никоим образом не противоречат необходимости формирования у подрастающего поколения патриотизма и гражданственности.

Мы рассматриваем патриотическое и гражданское воспитание вместе, так как эти социально-педагогические явления тесно связаны друг с другом, что отражается в их научных характеристиках. В содержание гражданского самосознания входит патриотическое самосознание, в число патриотических качеств – наличие активной гражданской позиции.

Понимание патриотизма может выражаться на разных уровнях: эмоциональном (неравнодушное отношение к России); рациональном (осознание долга перед обществом и страной); деятельностном (готовность к конкретным делам, в которых побудительный мотив связан с общественными интересами).

Истинному гражданину свойственно ощущение себя как элемента социальной системы и обладание специфическими гражданскими чувствами (любовь к малой родине, ее людям, ее быту и культуре, законам и обычаям); знаниями (о законах и обычаях); стремлениями (сохранять и приумножать достояние своей семьи, народа, Родины); поступками, отражающими его знания и стремления.

Формирование гражданских качеств во многом зависит от нравственного воспитания. В понятие гражданственности входят такие моральные категории, как «ориентация на гуманистическую идеологию», «нравственная культура», «социальная справедливость».

В свою очередь, патриотизм тесно связан с духовностью, поскольку духовно мертвый человек не может любить свою Родину.

В условиях учреждений дополнительного образования со спортивным уклоном (ДЮСШ, спортивные секции и др.) патриотическое воспитание может осуществляться в следующих формах:

1. Учебно-воспитательная работа на учебно-тренировочных занятиях, соревнованиях, сборах. Речь идет об участии в соревнованиях, посвященных памяти героев, павших за Родину; индивидуальных и коллективных беседах на соответствующие темы; изучении народных традиций и обычаев, истории своего места жительства, своей семьи; информировании юных спортсменов по проблемам военно-политической обстановки в стране, социальной ситуации в обществе, ходе государственных реформ; чтении лекций по специальной тематике («От вечного огня Победы до олимпийского огня», «Проявление патриотизма в жизни и спорте» и др.).

2. Спортивно-массовая и культурно-досуговая работа. Организация мероприятий, связанных с памятными датами России, боевыми традициями армии и флота. Участие в показательных выступлениях, посвященных различным родам войск. Проведение спортивно-военизированных эстафет.

3. Неспортивные формы. Участие в создании комнат боевой и спортивной славы, памятников, монументов, прославляющих героическое прошлое нашего народа; в акциях типа «Мы помним о вас», «Богатыри земли русской» и др.; в праздновании Дня защитника отечества, Дня победы и т.п. Чтение литературы о Великой отечественной войне, героях локальных войн, об известных спортсменах.



 

Возможно, будет полезно почитать: