Выступление на совещании по организации детского летнего отдыха. Организация летнего отдыха: детский лагерь в России Формы методы организации летнего отдыха детей

Организация летнего отдыха

В наших школах уже давно существуют летние лагеря, и как бы мы иногда не противились их организации из-за большой нагрузки на учителей в июне, все-таки это хоть какая-то альтернатива загородным лагерям. В прошлом году мне довелось работать начальником такого лагеря в первую смену. Начало было трудным: учителя-воспитатели, в том числе и я, отвлекались на консультации по подготовке к экзаменам, уроки в 8 и 10 классах. Спасал утвержденный план, по которому мы и работали, распределив мероприятия и обязанности.

Для упорядочения работы в первые дни мы закупили ткань четырех цветов и я сшила из нее галстуки, подобные пионерским. Весь наш лагерь разбили на 4 отряда, каждый отряд выбрал себе галстуки определенного цвета. Галстуки подписали, у каждого был свой персональный галстук.

Отряды выбрали себе командиров (по согласованию с воспитателями). Теперь это были наши первые помощники при организации мероприятий.

Каждый отряд выбрал себе название, девиз, песню. Все оформили отрядные газеты.

Ежедневно проводились линейки в начале дня. Командиры сдавали рапорт, отряд произносил свой девиз. На линейке ребятам озвучивался план на день.

В конце дня также проводилась линейка, командиры сдавали рапорт, отряды произносили девиз и исполняли свою отрядную песню. На линейке подводились итоги прожитого дня, поощрялись отличившиеся в мероприятиях, на дежурстве в столовой. Также отмечали и недобросовестных ребят - нарушителей дисциплины, выносили им порицание. Отряд, занявший в проводимом конкурсе (спортивном состязании, викторине) первое место, получал жетон. Эти жетоны командиры закрепляли на своих отрядных газетах. Такой вид поощрения вносил дух соревнования и повышал активность ребят в мероприятиях. В конце смены подвели итоги и определили самый активный отряд.

В столовую ходили строго по отрядам, с речёвками, которые меняли несколько раз за смену. Наличие галстуков разного цвета у каждого отряда облегчало задачу быстро собраться в строй. На разнообразных соревнованиях галстуки тоже помогали понять где «свой», где «чужой».

За каждым отрядом были закреплены учителя- воспитатели. Это спасало от хаоса в работе. Воспитатели помогали своим подопечным готовиться к тем или иным мероприятиям, результат был вполне осязаем, т.к. в отрядах было всего по 10 человек, ребята все на виду. В небольшом коллективе легче выявить художников, спортсменов, певцов или актеров, легче распределить те или иные задания.

В конце каждого дня, после ухода детей домой, проводились планерки, на которых подводились итоги дня, намечались мероприятия на следующий день.

Такая система работы позволила провести лагерную смену интересно, насыщенно, без происшествий. Ребята не хотели расставаться, некоторые плакали. Многие подходили обниматься с воспитателями (учителями), что, на мой взгляд, является индикатором хорошей работы педагогов.

Разделы: Внеклассная работа

Введение

Лето – замечательная пора отдыха детей. Дети отправляются в детские лагеря, санатории, отдыхают в летних пришкольных лагерях. В условиях летнего пришкольного лагеря, отдых детей уникален с точки зрения организации самостоятельной жизнедеятельности личности в свободное время. Следует помнить, что лагерь – это не продолжение школьного образовательного процесса. Это совсем иной кусочек жизни ребёнка. Это – его отдых, наполненный ярким впечатлениями и только хорошим настроением. Поэтому с первых же минут лагерной жизни необходимо показать, что школьника окружает иная предметная среда, совсем не та, в которой он находился в течение учебного года. Необходима смена классной комнаты, замена плакатов и интерьера, которые окружали ребёнка в школьной жизни, обилие цветов, ярких и сочных красок.

Сегодня в лагере учащиеся школы могут получить дополнительные знания, поправить свое здоровье и просто отдохнуть.

Детский оздоровительный лагерь “Радужный” с дневным пребыванием детей организуется на базе МОУ “СОШ №90”. Участниками лагерной смены являются педагогический коллектив и учащиеся МОУ “СОШ №90”. Возраст детей от 7 до 11 лет. Продолжительность смены 21 день. В начальной школе МОУ “СОШ № 90” обучается 254 учащихся. Из них 90 детей посещают ДОЛ “Радужный”, это 35% от количества всех учащихся. 6 ребят, а это 7% от общего количества детей охваченных пришкольным отдыхом, воспитываются в семьях, оказавшихся в трудной жизненной ситуации и нуждающихся в особой поддержке во время каникулярного периода.

Основным направлением ДОЛ “Радужный” является спортивно-оздоровительная культура, что отражено в содержании, формах и методах деятельности лагеря. А так же в работе используются направления:

  • нравственно-патриотическое;
  • экологическое;
  • творческое;
  • культурно-нравственное;
  • трудовое.

Весь педагогический коллектив лагеря ориентирует свою работу на развитие личности. В деятельности и общении детей, педагогов, родителей культивируется сотрудничество, сотворчество, равноправие и равноценность личностных позиций всех участников педагогического процесса. А лето это как раз то время, когда ребенку предоставлено большое количество свободного времени, которое лагерь поможет провести интересно, незабываемо, с пользой, в воплощении собственных планов, удовлетворении индивидуальных интересов, развлечений, игр, разрядки накопившейся за год напряженности, восполнении израсходованных сил, восстановлении здоровья.

Поэтому в лагере “Радужный” для детей созданы все условия: для сохранения и укрепления здоровья, для всестороннего развития, формирования у детей стремления к самовыражению, развитию творческих способностей через многообразные формы деятельности.

Паспорт программы

Название: “Летний Экспресс”.

Организация: Детский оздоровительный лагерь “Радужный” при МОУ “СОШ № 90”.

Николаева Вера Ивановна - начальник лагеря

Хоменко Олеся Игоревна - старший воспитатель

Агеева Светлана Викторовна - врач

Давиденко Светлана Владимировна - фельдшер

Целевые группы: 90 детей, от 7до 11 лет.

Адрес: 636071 Россия, Томская обл., г. Северск, ул.Горького, 32 а.

Цель и задачи программы

Цели: Организовать воспитательное пространство, обеспечивающее необходимые условия для оздоровления, полноценного отдыха детей, развития личности каждого ребенка и его социальной адаптации.

  • организовать разносторонний оздоровительный активный отдых, обогащенный знаниями, умениями и навыками в различных видах деятельности;
  • содействовать созданию благоприятных условий для развития личностных качеств ребенка, его способностей к творчеству через удовлетворение потребностей в свободном выборе интересной для него деятельности;
  • развивать организаторские навыки детей путем включения в систему самоуправления подготовки, проведения дел в отряде, лагере;
  • создать атмосферу безопасности для каждого ребенка, помочь ребятам войти в контакт с социумом, почувствовать себя комфортно в новых условиях, оценить свою значимость;
  • воспитывать патриотизм.

Идея и форма реализации программы

Реализация цели и задач смены осуществляется по программе “Летний экспресс” в форме сюжетно-ролевой игры. За месяц до открытия детского оздоровительного лагеря “Радужный”, среди учащихся проводится конкурс на лучшую путевку в лагерь. Впоследствии эта путевка станет билетом на скорый поезд “Летний экспресс”. Победителями данного конкурса стала семья Ступиных, предложив следующий вариант путевки в ДОЛ “Радужный”.

Внешняя сторона

Внутренняя сторона

Лето – пора путешествий, и ребята решили отправиться в путь на воображаемом “экспрессе”. Наш городок находится очень далеко от железной дороги, многие дети не видели ни вокзала, ни железнодорожного полотна, ни поездов, для того, чтобы расширить кругозор детей и увлечь их таким путешествием, решили останавливаться на различных станциях. Каждая станция тематическая, со своим направлением работы.

Из участников программы формируются 4 отряда. Для отрядов работает библиотека, игровая комната, спортивный зал. Поддержанию интереса к игре способствует игровой материал, изготовление костюмов, экран соревнований между отрядами, оформление, наглядный материал.

Информационный стенд для родителей,
где каждый родитель сможет познакомиться с девизом лагеря,
режимом дня, ежедневным планом работы ДОЛ “Радужный”

Дети принимают активное участие в проведении игровых программ, концертов, викторин, кругосветок. Участвуют в больших коллективных делах лагеря. На базе лагеря проводятся коллективно-творческие дела:

1. Спортивные - организация тематических дней и спортивных мероприятий согласно плану работы лагеря.

2. Трудовые – организуют уборку палат, проводят ежедневные трудовые десанты, следят за чистотой игровой комнаты.

3. Творческие - принимают участие в проведении досуговых мероприятий лагеря.

Вся информация об условиях участия в том или ином коллективно-творческом деле представлена на информационном стенде. Результаты состязаний и конкурсов отражаются в дневнике “Летнего экспресса” и на экране настроения.

Экран состязаний

За каждое важное, событие, в котором отряд принял участие или как-то отличился, получает свой вагончик.

Дневник путешествия “Летнего экспресса” пассажиры ведут сами. На страницах дневника появляются отзывы ребят, предложения о том или ином мероприятии. Уделяется внимание именинникам, их поздравляем не только на линейках, но и через страницы дневника.

На “экране настроения” ежедневно отмечаются чистота палаты, поступки ребят каждого отряда.

Так же, во время всей лагерной смены используется словарь путешествий.

Лагерь - чудесная летняя страна.

Все дети в лагере - пассажиры “Летнего экспресса”.

Воспитатели лагеря – проводники “Летнего экспресса”.

Начальник лагеря - машинист состава.

Вагоновожатый – старший воспитатель.

Ежедневно проходят планёрки, на которых решаются вопросы по организации оздоровления и досуга пассажиров “Летнего экспресса”.

Есть отрядные уголки, в которых помещены:

  • численность пассажиров (список отряда).
  • девиз, речёвка, эмблема отряда.
  • достижения отряда.
  • поздравления.
  • звёзды отряда.

На закрытии смены будут подведены итоги работы, продемонстрируются достижения детей в различных видах деятельности, лучшие ребятишки будут награждены и каждый ребенок лагеря получит памятный подарок.

Направления работы ДОЛ “Радужный”

Направление

Мероприятия

1. Спортивно- оздоровительное
  • укреплять здоровье;
  • воспитывать привычку;
  • заботится о своем здоровье;
  • продолжить совершенствование навыков здорового образа жизни;
  • прививать санитарно-гигиенические навыки, любовь к спорту и движению.
1. Открытие спортивного сезона “Я со спортом подружусь”

2. Оздоровительная кругосветка “В гостях у королевы здоровья” (с привлечением медицинских работников).

3. Спортивные состязания: “Полоса препятствий”, “Веселые старты”.

4. День Нептуна (праздник на воде).

5. Спортивный праздник “Если хочешь быть здоров…”

6. Беседы в отрядах “Разговор о правильном питании”.

7. Викторина по здоровьесбережению “Если хочешь быть здоров, обойдись без докторов”.

8. Участие в городской спартакиаде.

9. Массаж специалистов.

10. Витаминизация детей.

11. Осмотр специалистов.

12.Кислородный коктейль.

13. Я, ты, он, она – все мы спортивная семья.

14. Малые Олимпийские игры.

15. Тематическая линейка ко Дню медицинских работников “Славим докторов своих”.

16. Папа, мама, я спортивная семья.

2. Нравственно-
патриотическое
Воспитание патриотических чувств, любви к родному краю, городу, школе. 1. Конкурс рисунков “Дом в котором я живу”.

2. Конкурс военной песни и строя.

3. Конкурс на лучшего чтеца.

4. Праздник День независимости России”.

5. Библиотечные часы “Страна, в которой я живу”.

6. Кольцовка песен ВОВ.

7. Возложение цветов к памятнику войнам.

3. Экологическое
  • воспитание бережного отношения к окружающему пространству;
  • любви к природе;
  • развивать интерес к познанию природы
1. Экологическая кругосветка “Живи Земля”.

2. Кругосветка “Лесная поляна”.

3. Городская акция “Наведем порядок на земле”

4. Экскурсия в зоопарк.

5. Акция “Украсим землю цветами”, озеленение дома престарелых “Луч надежды”.

4. Творческое
  • развитие креативных способностей, личных качеств, эстетического вкуса;
  • воспитание умения действовать коллективно
1. Праздничный концерт “Здравствуй, лето!”

2. Праздник цветных мелков “Пусть всегда будет солнце”.

3. Конкурс инсценировки “Сказки Пушкина”.

4. Викторина по сказкам.

5. Конкурс цветочных шляпок.

6. Кольцовка песен “Я играю на гармошке”

7. Концерт “На завалинке” (народное творчество).

8. Концерт “До свидания лагерь”.

5. Культурно-
нравственное
Продолжить работу по воспитанию культуры поведения, нравственных качеств. 1. Игра “Чудо детки – в чудном месте!”

2. К/т “Мир” “Принц Каспиан”.

3. ТЮЗ “Кот в сапогах”.

4. К/т “Мир” “Кунг фу Панда”.

5. Музыкальный театр “Современник”, муз. представление посвященное Дню защиты детей.

6. Музыкальный театр “Современник” “Незнайка в цветочном городе”.

7. ТЮЗ “Остров счастья”.

8. Музыкальный театр “Современник” “Питер Пен”.

9. К/т “Мир” “Лягушачий мир”.

6. Трудовое
  • воспитывать трудовые качества, бережливость, аккуратность;
  • знакомить с профессиями взрослых.
1. Трудовой десант.

2. Викторина “Узнай мастера”.

3. Операция “Чистюля”.

4. Экскурсия в “Антонов двор” (знакомство с профессией кондитера).

Принципы деятельности

  • принцип безопасности включает в себя постоянный учет возрастных, психологических и индивидуальных особенностей детей, контроль за соблюдение правил техники безопасности, охрана жизни, здоровья детей физического и психического, контроль над эмоциональным состоянием ребенка;
  • принцип привлекательности дел (театрализация, сюжетно-ролевые игры, КТД, конкурсы);
  • принцип оздоровительной направленности.

Методы реализации программы

  • беседы;
  • игровые ситуации;
  • практическая работа;
  • наглядность;
  • наблюдение;
  • поощрение;
  • убеждение.
  • Формы реализации программы

    • кругосветки;
    • конкурсы;
    • концерты;
    • презентации;
    • игры;
    • театрализованные представления;
    • игровые программы;
    • конкурсы рисунков;
    • сотрудничество с врачом, психологом, преподавателями физической культуры, организатором.

    Система работы в лагере состоит из следующих блоков:

    1. Подготовительный период – этот этап характеризуется тем, что за 1 месяц до открытия пришкольного летнего оздоровительного лагеря начинается подготовка к летнему сезону. Деятельностью этого этапа является:

    Проведение совещаний при директоре и заместителе директора по воспитательной работе по подготовке школы к летнему сезону;

    Издание приказа по школе о проведении летней кампании;

    Подготовка методического материала для работников лагеря;

    Отбор кадров для работы в пришкольном летнем оздоровительном лагере;

    Составление необходимой документации для деятельности лагеря (план-сетка, положение, должностные обязанности, инструкции т.д.)

    Составление медиками санаторно-оздоровительной программы, лечебно-оздоровительных мероприятий (см. Приложение 1–3).

    2. Организационный период – расселение, знакомство с ребятами, создание благоприятного климата в отрядах, организация знакомства детей друг с другом, создание городов, знакомство ребят с системой работы лагеря, знакомство с традициями, знакомство с воспитателями. Запуск программы “Летний экспресс”.

    3. Основной период – полноценная деятельность внутри отряда и между отрядами, полноценная деятельность в лагеря.

    4. Заключительный период – самооценка ребят, подведение итогов внутри отряда, между отрядами, в лагере в целом.

    Режим дня
    ДОЛ “Радужный” при МОУ “СОШ №90” на І сезон (29.05.08 - 27.06.08.)

    Мы вам рады!
    Горн трубит: пора, пора!
    С добрым утром, детвора!
    И тотчас же по порядку
    Все ребята - на зарядку!
    Зарядка.
    Пора-пора на линейку, детвора! Линейка.
    Все за стол! Узнать пора,
    Чем богаты повара.
    Завтрак.
    Кто-то любит танцевать,
    Кто-то петь и рисовать,
    Только бездельники маются,
    А все ребята занимаются!

    Мероприятия по плану.

    Прием минеральной воды

    Но у всех, смешливых даже,
    За столом серьезный вид,
    За обедом виден сразу
    Наш ребячий аппетит.
    Обед.
    Говорит порошок, и журчит водица:
    Не забудь, мой дружок,
    Перед сном умыться.
    Подготовка ко сну, гигиенические процедуры.
    К нам приходит тишина.
    Отдыхает детвора.
    Тихий час.
    Надо в порядок все привести,
    В палате убрать и пол подмести.
    Подъем, уборка постелей.
    Вот уже который раз
    Повара встречают нас!
    Полдник.
    Вместе с отрядом сил не жалей, пой, танцуй, рисуй и клей! Подвижные игры, спортивные мероприятия.
    На линейку становись!
    И делами похвались.
    Линейка по итогам дня.
    До свиданья! До новых встреч! Уход домой.

    Контроль и оценка результатов

    1. Анкетирование детей в организационный период с целью выявления их интересов, мотивов пребывания в лагере (см. Приложение 3).
    2. Наблюдение за поведением детей во время игр, позволяющее выявить лидерские качества, уровень коммуникативности.
    3. Анализ участия отряда в творческих делах, уровня активности и достижений проводится на отрядных огоньках, по итогам которых заполняется отрядный уголок.
    4. Выставка - демонстрация достижений детей в кружках, и общелагерный стенд достижения отрядов (экраны соревнований и настроения).
    5. Вручение грамот, памятных подарков за активное и творческое участие в жизни лагеря.

    Ожидаемые результаты

    • общее оздоровление детей и приобретение ими положительных эмоций;
    • развитие лидерских и организаторских навыков, выявление и раскрытие способностей детей в спорте, творчестве, искусстве и других видах деятельности;
    • более глубокое понимание своего внутреннего мира и поведения, приобретение умения познания мира, самого себя и другого человека;
    • формирование навыков партнерского сотрудничества со сверстниками и взрослыми в решении проблемных ситуаций;
    • расширение кругозора, умений и навыков в области прикладного творчества,физической культуры, и других видах деятельности;
    • самореализация, саморазвитие и самосовершенствование детей и подростков в процессе участия в жизни лагеря;

    План-сетка мероприятий в ДОЛ “Радужный” при МОУ “СОШ № 90” на І сезон 2008 года.
    Справка с количественными показателями по организации каникулярного отдыха детей в 2007-2008 учебном году

    В начальной школе МОУ “СОШ №90” обучается 254 учащихся.

    • 90 детей посещают ДОЛ “Радужный”, это 35% от количества всех учащихся;
    • 6 ребят, а это 7% от общего количества детей охваченных пришкольным отдыхом, воспитываются в семьях, оказавшихся в трудной жизненной ситуации и нуждающихся в особой поддержке во время каникулярного периода;
    • 13 ребят, это14 % из многодетных и неполных семей;

    Размер родительского взноса на культмассовые мероприятия – 380 рублей.

    Численность работников лагеря – 30 человек.

    Педагоги-воспитатели, вожатые – 20 человек.

    Медицинские работники – 3 человека.

    Литература
  • “В помощь организатору детского оздоровительного лагеря” под редакцией М.Е. Сысоевой, г. Москва, 2000 г.
  • “Летний отдых: идея – проект-воплощение”. Из опыта работы детских оздоровительно-образовательных центров (лагерей) Нижегородской области. Нижний Новгород. ООО “Педагогические технологии”, 2000 г.
  • “Здравствуй, лето!” С.В. Титов, Издательство “Учитель”, г. Волгоград, 2001 г.
  • “Позывные лета” Баранник М.М., Борисова Т.С., г.Москва 2003 г.
  • Организация летнего отдыха детей. Из опыта работы.

    Лето – любимая пора в жизни каждого человека. Он чувствует себя отлично целый год, если хорошо отдохнул летом. У него сохраняется хорошее настроение, повышается иммунитет. Для детей раннего и дошкольного возраста летний отдых имеет огромное значение. Замечательно, если есть возможность провести лето на даче, на море вдали от города. К сожалению, не все родители могут обеспечить своему малышу такой отдых. Но это не значит, что ребенок должен лишиться такого важного периода в своей жизни.

    Педагогический коллектив нашего учреждения проводит летнюю оздоровительную кампанию таким образом, чтобы дети провели время весело и с пользой. Мы стараемся максимально использовать благоприятные для оздоровления и укрепления здоровья детей условия летнего времени. Во время длительного нахождения детей на природе способствуем их приобщению к удивительному миру природы, чтобы они научились понимать, любить, заботиться о его сохранении и преумножении.

    Поэтому детский сад «Гнездышко» ставит перед собой следующие задачи летней работы с детьми:

    Оздоровление детского организма путем проведения общих и специальных закаливающих мероприятий, максимально используя летние условия;

    Укрепление здоровья ребенка средствами физической культуры;

    Развитие психоэмоциональной сферы ребенка за счет обеспечения
    эмоционально-положительного состояния ребенка и создания комфортных условий;

    Обеспечение всестороннего развития ребенка в формах свободной совместной деятельности воспитателя и детей и создании условий для разнообразной самостоятельной деятельности ребенка.

    Осуществление взаимодействия детского сада с семьей с целью повышения мотивации и компетентности родителей в вопросах использования летних природных условий для закаливания детского организма и организации игр ребенка на летней прогулке.

    Правильно организованный летний отдых – это залог не только интеллектуального развития дошкольников, но и оздоровления и укрепления физического и психического здоровья.

    Поэтому физкультурно-оздоровительная работа занимает одно из самых основных направлений в деятельности педагогов с детьми. Главная цель отдыха – в полной мере приобщиться к тем, безусловно, полезным для здоровья факторам, которых ребенок был лишен в течение года. Детский организм в отличие от взрослого способен за 2-3 месяца летнего отдыха практически полностью восстановить нормальную физическую форму за счет естественных и обязательных для здоровья факторов: солнце, воздух, вода, физические нагрузки.

    В успехе оздоровительной работы важную роль играет режим дня. Поэтому нами разработаны вариативные режимы пребывания детей в детском саду, в основу которых заложено максимальное пребывание детей всех возрастных групп на воздухе, а также увеличение продолжительности дневного сна, закаливание.

    Закаливающие мероприятия подразделяются на общие и специальные. К общим относятся: правильный распорядок дня, рациональное питание, ежедневные прогулки, сон с доступом свежего воздуха, одежда детей в соответствии с гигиеническими требованиями, воздушный и температурный режим в помещении. К специальным закаливающим мероприятиям относятся световоздушные и солнечные ванны, хождение босиком, оздоровительный бег, дыхательная и звуковая зарядка, обширное умывание, полоскание рта и горла, водно-массажные процедуры «Ручеек» и др.

    Особое внимание мы уделяем обеспечению рациональной ежедневной двигательной активности. Каждое утро проводится утренняя гимнастика под музыку, а после сна – бодрящая. Совместная деятельность с инструктором по физической культуре является для детей одним из самых любимых занятий. Дети превращаются то в цирковых артистов, то попадают в сказку, в джунгли, в страну Спортляндию и так далее. Ежедневно проводятся подвижные игры, для детей старшего дошкольного возраста спортивные игры, соревнования, полоса препятствий.

    Полноценное развитие детей невозможно без организации сбалансированного питания с соблюдением установленных норм питания. В нашем учреждении установлено четырехразовое питание: завтрак, второй завтрак (йогурт, кефир, ряженка, сок), обед, горячий полдник в соответствии с СанПиНом. В рацион включены продукты, содержащие все необходимые компоненты для детского организма. Ежедневно дети получают фрукты, осуществляется витаминизация третьего блюда.

    Желание сделать жизнь детей в детском саду летом яркой и насыщенной привело педагогический коллектив к организации разнообразных видов детской самостоятельной и совместной с воспитателем деятельности по четырем основным направлениям развития личности ребенка: физическому, познавательно-речевому, социально-личностному, художественно-эстетическому в игровых формах.

    Педагоги стараются жизнь детей в нашем «Гнездышке» организовать так, чтобы каждый день приносил ребятам что-то новое, был наполнен интересным содержанием, и воспоминания о летнем времени, играх, прогулках, праздниках и развлечениях, интересных эпизодах им надолго запомнились.Соблюдается принцип комплексно-тематического планирования. Каждый день недели имеет свое название, но является частью темы, выбранной на неделю или две. Например, «Неделя здоровья» в старшем дошкольном возрасте состоит из: « Дня воды и чистоты», «Дня лекарственных растений», «Дня здоровья и красоты», «Дня доктора Айболита», «Дня здоровья».

    Вся деятельность детей в летний период переносится на улицу. Началом удачного дня является утро, которое дает положительный эмоциональный настрой на целый день. Воспитатели принимают воспитанников на улице, сразу вовлекая их в различные игры. Ежедневно проводятся хороводные игры, особенно в период адаптации, так как дети приходят из разных дошкольных учреждений. Данный вид игры способствует воспитанию дружеских чувств, сплочению детей, осознанию себя членом коллектива. Детям раннего и младшего дошкольного возраста нравятся игры: «Колобок», «Колпачок», Мишка косолапый», «Пузырь». Ребята постарше предпочитают «Магазин», «Дударь», «Плетень». Хороводная игра «Пузырь» является самой любимой у всех воспитанников.

    Летняя природа – это источник для развития детского творчества. Одним из интересных и познавательных занятий с детьми являются экскурсии и образовательные путешествия по экологической тропинке, проложенной по территории детского сада.

    Экологическая тропинка включает в себя разнообразные, наиболее привлекательные и доступные для осмысления детьми объекты. В зависимости от задачи, поставленной педагогом, экскурсии бывают ознакомительными, когда обследуются все или частично точки по порядку, или целевыми, когда обследуется один объект, например, «Кто живет на этом пне?». Каждый объект природы является неиссякаемым источником познания. Поэтому воспитанники вместе с педагогами многократно посещают одни и те же точки.

    Все экскурсии проводятся в увлекательной форме вместе с «хозяином» тропинки – Лесовичком. Для создания мотивации на предстоящую деятельность он предлагает детям выполнить интересные задания или отгадать загадки.

    Лесовичок помогает детям выделить характерные особенности объекта, используя разные приемы: задает вопросы-задания, загадки, учит находить признаки сходства и различия, устанавливать связи между различными явлениями природы; используются стихотворения, песни, малые формы фольклора для усиления впечатлений детей, что способствует воспитанию эстетических чувств, развитию эмоциональной сферы детей, сопереживания всему живому; решаются вопросы формирования нравственных качеств личности: воспитание доброго, заботливого отношения к природе, желания защищать, охранять и преумножать природное богатство родного края.

    Для поддержания интереса детей меняется тематика, ход проведения экскурсий, обязательно используются игры (подвижные, театрализованные, дидактические), сюрпризные моменты и др.

    Путешествие по экологической тр опинке дает большие возможности для организации поисковой деятельности для детей старшего дошкольного возраста. Например, перед детьми ставится проблема: Почему муравьи коричневого цвета? Дети высказывают свои предположения, которые обсуждаются всеми участниками. Затем определяются способы проверки (опыты, наблюдения) и делается вывод.

    Кроме совместной деятельности, создаются условия для удовлетворения любознательности детей в индивидуальных самостоятельных наблюдениях и опытно-экспериментальной деятельности.

    Экскурсии по экологической тропинке способствуют не только развитию познавательного интереса, но и сенсорного восприятия, так как при обследовании объекта дети используют различные органы чувств – рассматривают его, учатся замечать мелкие особенности; слушают; трогают руками (соблюдая правила безопасности); нюхают.

    После нескольких путешествий по экологической тропинке проводятся викторины, вечера досугов, развлечения. Полученные детские впечатления находят отражение в художественно-продуктивной деятельности. Дети рисуют, лепят, создают коллажи, аппликации и др. Очень часто листья, семена растений, собранные на «тропинке» превращаются в детских работах в забавных зверюшек, волшебные цветы, или создают затейливые узоры.

    Экскурсии в природу способствуют развитию речевого творчества. После наблюдений, например, за насекомыми возле пня, на своем игровом участке дети вместе с воспитателем располагаются на травке, и педагог задает детям вопрос: «А как вы думаете, куда спешил муравей?», «А если бы муравей умел разговаривать, чтобы он нам сказал?», «Давайте представим: поднялся сильный ветер, подхватил муравьишку и…. Что же могло с ним приключиться?»

    Работе с родителями воспитанников также уделяется большое внимание, так как обеспечить полноценный отдых ребенку можно только совместными усилиями семьи и дошкольного учреждения. Педагоги и медицинские работники проводят консультации по вопросам оздоровления детей в летних условиях, безопасного поведения на природе, на улице, дома, организации игровой деятельности; подготовили эстетично оформленные, иллюстрированные памятки с правилами поведения в различных ситуациях. Вовлекают родителей в организацию и проведение праздников, развлечений, досугов для детей.

    Педагогический коллектив детского сада №60 уверен в том, что лето, проведенное детьми в нашем «Гнездышке» будет для них незабываемым. Нам удастся наполнить ребят яркими впечатлениями, открытиями, удовольствием, красотой и обеспечить необходимый уровень физического и психического развития детей за счет разработанной системы мероприятий развлекательного, познавательного и оздоровительного характера.

    Список литературы:

    1. 1. Воронова Е.К. Игры-эстафеты для детей 5-7 лет. Практическое пособие. – М.: Аркти, 2009. – 86 с.

    2. Масленникова О.М., Филиппенко А.А. Экологические проекты в детском саду. – Волгоград: Учитель, 2009. – 232 с.

    3. Пензулаева Л.И. Подвижные игры и игровые упражнения для детей 5-7 лет. – М.: Владос, 2001 – 107 с.

    4. Пенькова Л.А. Под парусом лето плывет по Земле. Методическое пособие для работников дошкольных учреждений, студентов пед. вузов и колледжей. – М.: Линка-Пресс, 2006 – 278 с.

    5. Рыжова Н. А. Дорога, длиною в ДОУ // Обруч. – 2006 - № 3 с. 28-30

    6. Тимофеева Е.А. Подвижные игры с детьми младшего дошкольного возраста. – М.: Просвещение, 1986 – 79 с.

    7. Публикации в интернете: http: // www . ecosystema . ru /; http //detsadd . narod . ru /.

    Программа летнего отдыха детей "Летний городок «Твори добро»"


    Составители:
    Педагог Брюшинина Т.Ю.
    Педагог Фазлуева Т.И.
    Педагог Негодюк С.И.
    Муниципальная Бюджетная организация Дополнительного образования «Учебный Центр», П. Таксимо

    Назначение : Данный материал может быть интересен всем педагогам, которые занимаются организацией летнего отдыха с кратковременным пребыванием детей. Мы в нашем Учебном Центре впервые организовывали летний отдых детей в таком формате, и подготавливая данную программу столкнулись с малым количеством информации по этой теме. Надеемся, что наш материал пригодится всем, кто собирается проводить летний отдых детей в своем учреждении.
    Содержание:
    1. Паспорт программы (информационная карта) 3
    2. Перечень организаторов программы 4
    3. Обоснование программы, актуальность 4
    4. Цель и задачи программы 7
    5. Содержание деятельности 8
    6. Участники программы 9
    7. Сроки действия программы 9
    8. Механизмы реализации программы: 10
    9. Календарный план смены 20
    10. Факторы риска и меры их профилактики 22
    11. Ожидаемые результаты и критерии их оценки 22
    12. Мониторинг реализации программы 23
    13. Список литературы и источники 24
    Приложения 25

    1. Паспорт программы

    1. Номинация, в которой заявлена программа
    Комплексные программы по организации летнего отдыха
    2. Полное название программы
    Программа организации летнего отдыха детей в летнем городке с краткосрочным пребыванием «Твори добро»
    3. Цель программы
    Цель программы – создание системы интересного, разнообразного по форме и содержанию отдыха и оздоровления детей, полезного для общественности и окружающей среды.
    Задачи программы : организация интересного, полноценного
    отдыха ребёнка. Создание условий для раскрытия и развития творческого потенциала каждого. Организация совместной деятельности детей и взрослых. Оказание методической и практической помощи в организации и проведении мероприятий. Формирование
    самостоятельности и ответственности за свой труд. Совершенствование системы организации внеурочной деятельности детей.
    4. Адресат проектной деятельности (для кого, количество участников, география участников)
    Дети в возрасте 7-17 лет, п. Таксимо.
    Количество – 15 человек.
    5. Сроки реализации программы Август 2015г.
    6. Направление деятельности, направленность программы
    Проблема летней занятости детей;
    Укрепление здоровья обучающихся.
    7. Краткое содержание программы
    Идея смены – научить ребенка быть полезным для планеты. Совершать хорошие, добрые поступки.
    Программа «Твори добро» - это способ становления личности, с помощью педагога, способного заинтересовать, увлечь, повести за собой. Программа разработана с учетом возрастных, индивидуальных особенностей детей. Данная программа направлена на то,
    чтобы каждый ребенок ощутил, что он маленькая частица большого мира, что он гражданин своей страны.
    8. Ожидаемый результат
    Охватить летним отдыхом детей, в том числе с девиантным поведением и стоящих на различных видах учета; предотвратить совершение детьми правонарушений и преступлений.
    Дети должны отдохнуть и укрепить здоровье.
    Получить определенные навыки по самовоспитанию, организации здорового образа жизни.
    У детей должна сформироваться потребность в здоровом образе жизни.
    Получить навыки культурного поведения, соблюдения моральных норм, правильных коммуникативных отношений, бережного отношения к природе, планете.
    Дети должны получить стимул для развития своих творческих способностей, желание вести работу над собой, понимать себя,
    уметь строить межличностные отношения, правильно вести себя в обществе и на природе.
    9. Название организации
    Авторы программы
    Муниципальная Бюджетная Организация Дополнительного Образования «Учебный Центр»;
    Авторы:
    Брюшинина Татьяна Юрьевна, педагог ДО
    Негодюк Сергей Иванович, педагог ДО
    Фазлуева Татьяна Ивановна, педагог ДО
    10. Почтовый адрес организации 671560, Республика Бурятия, Муйский район, п. Таксимо, ул. Советская, 9 корпус 4
    11. ФИО руководителя организации Директор: Казанцева Светлана Юрьевна
    12. Телефон, электронный адрес 8-(301-32)-4-20-49, [email protected]
    13. Дата создания программы Май 2015 г.

    2. Перечень организаторов программы
    Директор – первая категория;
    Зам. директора по воспитательной работе – первая категория;
    Начальник летнего городка: первая категория - 1 педагог;
    Воспитатели – 5 педагогов, из них первой категории– 2 педагога;
    Охрана жизни и здоровья детей в лагере:
    - начальник и сотрудники летнего городка несут ответственность за полную безопасность жизни и здоровья детей;
    - сотрудники летнего городка допускаются к работе с детьми после специального инструктажа по охране жизни и здоровья детей и медицинского освидетельствования;
    - начальник летнего городка проводит инструктаж по ТБ с детьми перед выполнением различных форм деятельности.

    3. Обоснование программы, актуальность
    Летние каникулы - самая лучшая и незабываемая пора для развития творческих способностей и совершенствования возможностей ребенка, вовлечения детей в новые социальные связи. Летние каникулы - это период, когда дети могут сделать свою жизнь полной интересных знакомств, полезных увлечений и занятий, могут многому научиться и с пользой провести время. Именно такие возможности для каждого ребенка открывает летний городок «Твори добро». Лето - наилучшая пора для общения с природой, постоянная смена впечатлений, встреча с неизвестными, подчас экзотическими уголками природы. Это время, когда дети имеют возможность снять психологическое напряжение, накопившееся за год, внимательно посмотреть вокруг себя и увидеть, что удивительное - рядом.
    Где ещё школьник почувствует себя раскрепощённым, свободным, независимым как не в период летних каникул? Здесь, кроме удовлетворения личных интересов, ребёнок сам не подозревая, развивает свои физические и моральные качества, учится дружить, сопереживать, идти на помощь без оглядки, а так же беречь и любить природу, творить добро. В каникулы он может общаться, с кем хочет, и этот выбор делает он сам, и главное, в период отдыха направить в надежное русло эти знакомства и общение.
    Организация летнего отдыха - один из важных аспектов образовательной деятельности. Организованная деятельность детей в летний период позволяет сделать педагогический процесс непрерывным в течение всего года. В летнем городке главное – не система дел, не мероприятия, а ребенок в деле, его поступки, его отношение к делу, к друзьям в коллективе, к взрослым людям.
    Содержанием летнего досуга должен стать активно организованный отдых детей, способствующий снятию физического и психологического напряжения детского организма. Как свидетельствуют исследования о занятости детей в летний период, не все дети имеют возможность поехать в загородные лагеря, выехать из города к родственникам. Большой процент детей остается не охваченным организованной деятельностью. Предоставленные сами себе дети подвержены влиянию улицы, дорожно-транспортным происшествиям, несчастным случаям, они невольно попадают в группы риска. Все это и натолкнуло на создание программы организации летнего отдыха детей. Использование программ и методик по развитию компонентов творческой индивидуальности дает возможность сохранить и развить богатые предпосылки детского возраста. Психологи утверждают, что практически все дети обладают творческим потенциалом, который эффективно развивается при систематических занятиях. И в дальнейшем, приобретенные в течение летнего отдыха творческие способности, навыки и умения дети эффективно перенесут на учебные предметы в школе, в повседневную жизнь, достигая значительно больших успехов, чем их менее творчески развитые сверстники. Каникулы – важный период в жизни ребенка. Для педагогов это время связано с особой ответственностью. Им необходимо решить непростой вопрос: как, с помощью каких форм и методов, организовать каникулярное время так, чтобы дети хорошо отдохнули, поправили здоровье, набрались сил, пополнили свои знания, научились чему-то новому, приобрели новых друзей и при этом находились под ненавязчивым, осторожным контролем взрослых. Важно и также, чтобы выбранные формы и методы занятости и отдыха детей были реалистичны с точки зрения имеющихся средств и сил (материальных, финансовых,
    творческих и т.д.).
    Разработка данной программы организации летнего каникулярного отдыха, оздоровления и занятости детей школьного возраста была вызвана:
    – повышением спроса родителей и детей на организованный отдых школьников;
    – необходимостью упорядочить сложившуюся систему перспективного планирования;
    – необходимостью использования богатого творческого потенциала подростков и педагогов в реализации цели и задач программы.
    Данная программа по своей направленности является комплексной, т. е. включает в себя разноплановую деятельность, объединяет различные направления отдыха и занятости детей и подростков в период летних каникул в условиях летнего отдыха.
    По продолжительности программа является краткосрочной, т. е. реализуется в течение 14 дней августа 2015 года. Место проведения – МБО ДО «УЦ». Основной состав городка – это дети в возрасте от 7 до 17 лет, родители которых написали заявления. При комплектовании особое внимание уделяется детям из малообеспеченных, неполных семей, из семей матерей- одиночек и имеющих родителей-пенсионеров, а также детям, находящимся в трудной жизненной ситуации. Значимость организованного летнего отдыха, удовлетворения детских интересов и расширения кругозора невозможно переоценить. Известно, что каждому ребенку нужен полноценный отдых, ведь от этого зависят его учеба, жизнедеятельность и здоровье. Ребенок становится здоровым и сильным, уверенным в себе. Чтобы хорошо отдохнуть, набраться необходимых сил и энергии нужно, чтобы каждый ребенок имел право и возможность на свое усмотрение выбирать отдых и досуг, заняться тем, что ему интересно.
    Поэтому летний городок на базе МБО ДО «УЦ» будет открыт под девизом: «Здоровье и добро не купишь – его разум дарит».

    Программа летнего отдыха призвана обеспечить:
    1. увеличение количества детей, охваченных организованными формами отдыха и занятости;
    2. оздоровление обучающихся;
    3. организацию отдыха и занятости детей социально незащищенных категорий;
    4. уменьшение процента детей, имеющих проблемы в общении со сверстниками;
    5. снижение количества преступлений и правонарушений;
    6. приобретение навыков экологической безопасности.

    Нормативно-правовое основание деятельности летнего городка «Твори добро»
    Содержание педагогического процесса осуществляется на основе:
    Конституции РФ
    Закона РФ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 №273-ФЗ
    Федеральной программы «Дети России»
    Федерального закона 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации»
    Концепции и Программы модернизации образования Тюменской области
    Постановлений Министерств и ведомств «Об организации летнего отдыха»
    Порядка проведения смен с дневным пребыванием. Приложение №1 к приказу главного управления образования № 368 от 21.12. 2001г.
    Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 19.04.2010 №25 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.2599-10 «Гигиенические требования к устройству, содержанию и организации режима в оздоровительных учреждениях с дневным пребыванием детей в период каникул»
    Приказа директора школы «Об организации летнего отдыха учащихся»
    Программы работы школы в каникулярное время

    4. Цель и задачи программы
    Цель программы – создание системы интересного, разнообразного по форме и содержанию отдыха и оздоровления детей, научить ребенка быть полезным для планеты, делать хорошие и добрые поступки.
    Задачи программы:
    Организация интересного, полноценного отдыха ребёнка. Создание условий для раскрытия и развития творческого потенциала каждого. Организация совместной деятельности детей и взрослых. Оказание методической и практической помощи в организации и проведении мероприятий. Формирование самостоятельности и ответственности за свою деятельность. Совершенствование системы организации внеурочной деятельности детей.

    5. Содержание деятельности
    Приоритетные направления деятельности программы
    Организационно – педагогическая деятельность
    - Комплектование штата городка кадрами
    - участие в семинарах по организации летнего отдыха для работников городка
    - совещание при директоре и заместителе директора по воспитательной работе по организации летнего отдыха детей
    - проведение инструктажей с воспитателями по технике безопасности и охране здоровья детей
    - проведение родительских собраний «Занятость обучающихся летом»
    Оздоровительная работа
    Основополагающими идеями в работе с детьми в городке является сохра-нение и укрепление здоровья детей, поэтому в программу включены следующие мероприятия:
    - утренняя гимнастика
    - соблюдение режима проветривания помещений
    - принятие солнечных и воздушных ванн (в течении всего времени пребывания в лагере)
    - организация пешеходных экскурсий
    - организация спортивно – массовых мероприятий и подвижных игр
    Работа по сплочению коллектива воспитанников
    Для повышения воспитательного эффекта программы и развития коммуникативных способностей с детьми проводятся:
    - Игровой тренинги
    - Игры на сплочение коллектива
    - Работа по развитию творческих способностей детей
    Коллективно – творческие дела
    - Просмотр фильмов
    - Игры –развлечения, викторины, соревнования
    -Экологические марафоны
    Работа по привитию навыков самоуправления:
    - Выявление лидеров, генераторов идей
    - Распределение обязанностей между детьми
    - Закрепление ответственных по различным видам поручений
    - Организация общественно - полезной работы с детьми
    Работа по экологическому воспитанию
    - создание экологического объединения
    - исследовательская работа «Оценка состояния естественной экосистемы в окрестности школы
    Профилактические мероприятия и мероприятия по предупреждению чрезвычайных ситуаций и охране жизни детей в летний период
    Инструктажи для детей:
    «Правила пожарной безопасности»
    «Правила поведения детей при прогулках и походах»
    «Правила при поездках в автотранспорте»
    «Безопасность детей при проведении спортивных мероприятий»
    «Правила дорожного движения»
    Работа с родителями
    Аналитическая деятельность по работе программы
    - Анализ выполнения программы в заключительный день работы

    6. Участники программы
    Дети в возрасте 7-17 лет, п. Таксимо. Количество – 15 человек.
    Педагогический коллектив определяется согласно штатному расписанию.
    7. Сроки действия программы 10 августа – 21 августа

    Этапы реализации программы
    Подготовительный этап
    Отбор содержания деятельности.
    Разработка информационно-методического сопровождения летнего отдыха.
    Подготовка и утверждение программы организации отдыха и оздоровления детей и подростков, разработка подпрограмм.
    Подбор и подготовка педагогических кадров для работы в летнем городке.
    Подготовка материально-технической базы.
    Основной этап
    Внедрение программы организации отдыха детей и подростков.
    Заключительный этап
    Анализ результатов проделанной работы, обобщение положительного педагогического опыта, его распространение в педагогической среде.



     

    Возможно, будет полезно почитать: