Проектная деятельность нравственном воспитании дошкольников. Проектная деятельность, как одна из форм духовно-нравственного воспитания дошкольников. Сценарий проведения викторины

Наталья Переверзева
Духовно-нравственное воспитание дошкольников посредством проектной деятельности

Одной из важных современных проблем является духовно-нравственное воспитание детей , неслучайно наше государство вновь возвращается к вопросам духовно-нравственного воспитания детей и молодежи . Вопросы воспитания , закреплены в Законах Российской Федерации «Об образовании» и «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» , так же проблема духовно-нравственного воспитания отражена в Концепции модернизации образования. С 2012 года в школьную программу начальных классов введен учебный курс «Основы духовно -нравственной культуры народов России» , одним из его модулей является модуль «Основы православной культуры» . Все это говорит об актуальности и необходимости начинать работу по духовно-нравственному воспитанию с дошкольного учреждения .

Педагоги нашего дошкольного учреждения попытались создать оптимальные условия для всестороннего развития духовно -нравственного потенциала детей через гармоничное построение целостного педагогического процесса основанного на этнокультурных, нравственных ценностях и православных традициях. Ориентируясь на социальный заказ общества, мы осуществляем работу по духовно-нравственному воспитанию в следующих направлениях :

1. Формирование представления об истории края, жизни и культуре родного народа, воспитывая при этом патриотические чувства.

2. Воспитание этических традиций , норм, правил поведения, формирование культуры общения с взрослыми и сверстниками.

При организации работы по духовно-нравственному воспитанию дошкольников мы используем следующие формы работы : совместная организация педагогов с родителями православных и фольклорных, церковных праздников, проведение круглых столов, детско-родительских клубов, творческих мастерских, посвященных вопросам духовно-нравственного воспитания . Так же в нашем дошкольном учреждении педагоги используют метод проектов , как основное средство патриотического воспитания . Метод проектов развивает познавательный интерес старших дошкольников к различным областям знаний, формирует навыки сотрудничества, открывает большие возможности в организации совместной деятельности дошкольников , педагогов и родителей.

Работа над проектом включает в себя семь этапов :

1. постановка цели;

2. поиск формы реализации проекта ;

3. разработка содержания всего педагогического процесса на основе тематики проекта ;

4. определение направлений поисковой и практической деятельности ;

5. организация совместной (с педагогами, родителями и детьми) творческой, поисковой и практической деятельности ;

6. работа над частями проекта , коррекция;

7. коллективная реализация проекта , его демонстрация.

Наш проект направлен на возрождение позитивного образа семьи, семейных ценностей и традиций. Вовлечение родителей в проектную деятельность , их активное участие в воспитательно – образовательном процессе дошкольного учреждения необходимы для эффективного и успешного развития ребенка. Цель проекта - возрождение и одухотворенность семейных ценностей и традиций. Для осуществления нашего проекта и решении задач был организован круглый стол «Как правильно любить ребенка?» , где проводятся психолого-педагогические консультации, тренинги, беседы со священником на духовно-нравственные темы , семейные конкурсы, фотовыставки. Задачи воспитания уважения к своей семье решаются в процессе совместных мероприятий детей и родителей : «Дары Осени» , «Мужчины – наши защитники» , «Мама, мамочка моя» - это мероприятие еще раз подчеркнуло необратимую ценность семьи, уважение и почитание хранительницы семейного очага.

Важно отметить, что в работе по духовно – нравственному воспитанию мы активно привлекаем мужчин : наших пап, дедушек и братьев. Участие детей и родителей в спортивной акции «Папа, мама, я – спортивная семья» , способствовало сплочению семейных отношений, увеличению числа детей, занимающихся в спортивных секциях города.

В ходе проектной деятельности взрослые содействуют восхождению личности ребенка к культуре : дети овладевают позитивным отношением к себе, окружающим, к природе, получают право на саморазвитие. Применение метода проектирования актуально и очень эффективно, данный метод дает ребенку возможность экспериментировать, развивать творческие способности и коммуникативные навыки, что способствует качественному формированию нравственно-патриотических чувств.

Благодаря совместной работе педагог-родитель-ребенок произошли качественные изменения во взаимоотношениях педагога с родителями. Включившись в социально-значимую деятельность и установив партнерские отношения с педагогами, родители осознали несостоятельность предыдущего взаимодействия и оказались готовы к содержательному общению. Родители ощутили потребность в повышении педагогических знаний, обмене опытом воспитания и обучения детей , повышении интереса к их проблемам, а так же нашли решение «тупиковым» ситуациям благодаря активному взаимодействию с воспитателями , психологом и священником.

Яскова Лариса Алексеевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ №11 "Машенька"
Населённый пункт: город Сургут, Ханты-Мансийский Автономный округ
Наименование материала: Статья
Тема: "Проектный метод в духовно – нравственном воспитании дошкольников"
Дата публикации: 31.01.2018
Раздел: дошкольное образование

Проектный метод в духовно – нравственном воспитании дошкольников

«Духовная жизнь ребенка полноценна лишь тогда,

когда он живет в мире игры, сказки, музыки, фантазии, творчества.

Без этого он - засушенный цветок»

В.А.Сухомлинский

Ориентируясь

социальный

общества,

нравственное

воспитание дошкольников особенно важно, потому как именно в дошкольном возрасте ребенок

особенно восприимчив к усвоению нравственных норм и требований. Дошкольный возраст –

особо значимый период в развитии личности. Именно в этот период у ребенка формируются

качества,

складываются

интересы,

начинается

самопознания,

пытается понять, кто он в этом огромном мире.

Ребенок, является будущим полноправным

предстоит

осваивать,

сохранять,

развивать

передавать

культурное наследие через включение в культуру и социальную активность.

Духовно – нравственное воспитание подрастающего поколения – одна из актуальнейших

задач отечественного образования.Актуальность духовно-нравственного воспитания и развития

обусловлена

непрерывным

процессом

нравственного

развития

человека

заинтересованностью человеческого сообщества в управлении этим процессом, стремлением

передать новому поколению культуру духовно-нравственной жизни, систему нравственных

ценностей, как одного из условий сохранения и развития человека, общества, страны.

Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» указывает, что воспитание

направлено

развитие

личности

«социокультурных,

нравственных

ценностей

принятых

обществе

поведения

интересах

человека, семьи, общества и государства». Одно из основных направлений отечественной

педагогики сегодня обращено к духовно – нравственным ценностям Российского образования и

воспитания.

Основными принципами духовно-нравственного воспитания и развития детей являются:

развивающего

образования,

которого

является

духовно-нравственное

становление и развитие ребенка.

2. Принцип социально-педагогического партнерства субъектов образовательного процесса -

объединение

взаимодействие

взрослых

(социальных

структур),

участвующих

образовательном

процессе

познания

принятия

участником

нравственных ценностей, в соответствии с которыми воспитывается ребенок, озабоченных

развитием

собственной

духовности,

способных

рефлексии

деятельности

самоанализа и самооценки к добротворчеству).

интеграции

образовательного

процесса,

предполагающий

комплексный

системный

организации

образовательного

процесса.

систематизации содержания работы - идея развития базиса личностной культуры, духовное

развитие детей посредством проектной деятельности.

4. Принцип личностно-ориентированного подхода - принятие ребенка таким, каков он есть,

доброжелательность,

отношениях,

позитивное

развитие,

стремление

взрослого быть значимым для ребенка.

5. Принцип индивидуально - дифференцированного подхода - индивидуальный подход к детям

с учетом возможностей, индивидуальных темпов, способов развития, интересов, с учетом

семейных, национальных традиций и т. п.

6. Принцип деятельностного подхода - развитие ребенка в специфических для дошкольника

видах деятельности, содействие появлению у ребенка субъектной позиции в нравственном

поведении.

7. Принцип культуросообразности - следование в процессе духовно-нравственного воспитания

развития

традиционным

российским

ценностям,

воспитание

использованием

материала

народной

педагогики,

народной

культуры

искусства,

народных,

национальных, традиций.

соответствия

воспитания

возрастным

особенностям дошкольников, закономерностям их физического, психического и личностного

развития.

Перед дошкольными образовательными

учреждениями

наиболее

формирования

культуры

лично сти,

высоких нравственных качеств: гуманизма, коллективных чувств, основ гражданственности,

бережного

отношения

историческому

культурному

наследию.

Приобщение

детей дошкольного возраста

культурным

традициям

способствует

личностно-нравственному развитию. Однако немногие дошкольные учреждения в своей работе

опираются на национальное искусство, изначально несущее в себе нравственность, эстетику,

элементы

народной

мудрости,

народной

педагогики,

формирующей

круг нравственных представлений: о нормах и правилах поведения, регулирующих отношения

ребенка с взрослыми и сверстниками, о правилах обращения с предметами и вещами, о

некоторых нравственных качествах

личности

проявлениях

качеств (о

честности,

дружбе, отзывчивости, смелости).

Для дошкольников очень

являются

впечатления,

помогают им открывать мир и развивать свои способности, именно это можно получить, когда

п е д а г о г

о р г а н и з у е т

у с л о в и я

р а з в и т и я,

с т а н о в л е н и я,

т в о р ч е с к о г о

самовыражения дошкольников, их личностных потребностей через метод проектов.

Посредством проектной деятельности осуществляется переход от формирования отдельных

конкретных нравственных представлений

правилах

поведения

обобщенным

дифференцированным нравственным представлениям, которые являются следствием растущей

осознанности поведения и развивающегося опыта общения ребенка с окружающими.

Духовно-нравственное

воспитание

воспитательно-образовательном

процессе

осуществляется путем приобщения ребенка к природе, к музыке, к литературе, к живописи. В

педагогическом процессе реализуются занятия, включающие в себя наблюдения за природой,

слушание музыки, чтение художественных произведений, экскурсии в музеи.

Крылатая фраза «Все начинается с детства» - как нельзя больше сочетается с данным

вопросом. Задумываясь об истоках нравственных чувств, мы всегда обращаемся к впечатлениям

детства: это и дрожание кружев с молодых листьев березы, и родные напевы, и восход солнца, и

журчанье весенних ручьев. Воспитание чувств ребенка с первых лет жизни является важной

педагогической

рождается

нравственным

безнравственным. То, какие нравственные качества разовьются у ребенка, зависит, прежде

всего, от родителей, педагогов и окружающих его взрослых, от того, как они его воспитают,

какими впечатлениями обогатят.

нравственное

воспитание

дошкольников

реализуется

организации образовательного процесса:

Организованной образовательной деятельности (ООД);

Режимных моментах;

Самостоятельной деятельности детей в условиях семьи и при сотрудничестве с семьей;

Занятий разных типов и видов, игр (сюжетных и с правилами), элементов теории решения

изобретательских задач, проблемных ситуаций;

Использование развивающих технологий и методик - проектирования, экспериментирования;

Все они ориентированы на специфические для дошкольника виды мышления (наглядно-

действенное,

наглядно-образное)

познания

(сенсорные,

и г р о вы е,

экспериментирование, вопросы к взрослым в процессе общения), доступные способы действия,

поведения, преобладающую в дошкольном возрасте эмоциональность.

Одним из эффективных методов в работе с детьми по этому направлению является метод

проектов. Метод

проектов

основывается

интересах

предполагает

творческий

развивает

исследовательские

ориентироваться

информационном пространстве.

Метод проекта - это способ достижения дидактической цели через детальную разработку

значимой проблемы, которая должна завершиться вполне реальным практическим результатом,

оформленным тем или иным способом.

Процесс познания завершается реальным результатом – продуктом. Этот результат можно

увидеть, осмыслить, применить в реальной, практической жизни. Проектный метод позволяет

осуществить

взаимопроникновение

различных

разделов

программы,

интеграцию.

Интегрированный

направлен

развитие

личности

познавательных,

творческих

способностей.

мероприятий

объединена

основной

проблемой. Метод педагогических проектов актуален и очень эффективен. Он даёт возможность

в течение месяца работать по выбранной теме во всех режимных моментах и вовлекать в этот

процесс родителей воспитанников, узких специалистов, социум и т.д. Работа над проектом

включает

деятельность

педагогов,

родителей.

специально

организованный

педагогом и самостоятельно выполняемый детьми и их родителями комплекс действий, где они

самостоятельными

принятии

ответственными

результат

создание

творческого

продукта

презентации.

педагога

стимулировать интерес всех участников проекта к определенным проблемам, предполагающим

владение определенной суммой знаний, и через проектную деятельность, предусматривающую

решение проблем, показать практическое применение полученных знаний. Метод проектов

естественно и гармонично вплетается в образовательный процесс детского сада.

В этом отношении метод проектов представляет собой эффективный способ организации

педагогического

процесса,

основывающийся

интересах дошкольников.

организацию

решается

формирования

стремления

творческому

развития исследовательских навыков.

Главное направление в реализации проектной деятельности в дошкольном образовательном

учреждении – это проявление по отношению к детям любви, ласки; применение ласковых слов,

положительной

проявление

доброжелательности

взрослого

обучении

способам

выражения

сочувствия,

внимания (погладить

плачущего, поблагодарить, попрощаться, поздороваться).

художественной литературы, развлечения, спортивные праздники, праздники на темы дружбы и

товарищества. Все эти методы можно применить в проектной деятельности.

В ходе реализации метода проектов дети учатся: в танцах, играх, вместе поют, читают стихи,

а это сплачивает их детский коллектив. У них появляются одни интересы, они стараются помочь

друг другу, если что-то не получается, оказать поддержку и проявить взаимовыручку.

Воспитание гражданственности

патриотизма

детей дошкольного возраста

включает

себя воспитание любви

детскому

Участвуя

в проектной

деятельности, дошкольник знакомит ся

страной. Дошкольник

воспринимает окружающую

действительность

эмоционально

поэтому патриотизм у него проявляется в чувстве восхищения своим городом, своей страной.

Особое внимание при выполнении проекта уделяется взаимодействию с семьей, т.к. именно в

осваивает

нравственные

ценности,

поведения,

обретает

нравственный

Родители

помогают

дошкольнику,

организатором

является

взрослые

выполняют

вспомогательную

функцию, следуя его замыслу и наблюдая за полноценной реализацией проекта. В проектной

деятельности

наблюдается

мировоззренческих

ориентиров

нравственно-

оценочных критериев в конкретной семье и соответственно процесс формирования духовно-

нравственных качеств. Принято выделять три типа проектов: творческий (развитие сенсорно-

перцептивной

ощущения,

восприятии,

воображения),

исследовательский

(развитие

мышления, речи и воображения) и нормативный развитие речи, мышления и памяти).

Метод проектов как основное средство духовно - нравственного воспитания детей позволяет

развивать познавательный интерес, формирует навыки сотрудничества, открывает большие

возможности в организации совместной деятельности дошкольников, педагогов, родителей.

Духовно-нравственное

воспитание

дошкольном

возрасте

долговременный,

предполагающий внутреннее изменение каждого участника, который может найти отражение не

здесь и сейчас, а гораздо позднее.

прогнозируемые

результаты

духовно-нравственного

развития

посредством

проектной деятельности:

1) наличие первичных представлений о духовно-нравственных ценностях в отношении семьи,

сверстников и взрослых, природного окружения, предметного мира и себя в этом мире;

адекватное

проявление

разнообразных

нравственных

эмоционально-

ценностного

отношения

окружающему

предметному

испытывает чувство удовлетворения или стыда от качества поступка, действия, поведения);

3) стремление и способность выразить себя в доступных видах деятельности и поведении в

соответствии с духовно-нравственными ценностями:

Самостоятельно применяет усвоенные правила, владеет нормами, конструктивными способами

взаимодействия

взрослыми

сверстниками

(договаривается,

обменивается

предметами,

распределяет действия при сотрудничестве);

преобразует

полученные

деятельности,

изменяет

поведение

общения с взрослыми и сверстниками в зависимости от ситуации;

Способен к творческому поведению в новых ситуациях в соответствии с принятой системой

нравственных ценностей;

пробуждение

познавательного

интереса

отношениям,

поведению

стремление их осмысливать, оценивать в соответствии с усвоенными нравственными нормами,

ценностями:

Задает вопросы взрослому;

Экспериментирует в сфере установления отношений, определения позиции в собственном

поведении;

Способен самостоятельно действовать, в случаях затруднений обращаться за помощью;

5) возникновение предпосылок рефлексивных способностей, позволяющих осознавать свое «я»

в соответствии с духовно-нравственными ценностями:

Знает собственные достоинства и недостатки;

Пытается (нередко с помощью взрослого) соотнести свое поведение с правилами, нормами;

определяет

интересы,

предпочтения

деятельности,

отношениях

сверстниками, близкими людьми;

Осознает свое эмоциональное состояние;

Имеет свою позицию, может обосновать ее;

6) развитие способности управлять своим поведением и планировать действия:

Поведение преимущественно определяется не сиюминутными желаниями и потребностями, а

требованиями со стороны взрослых и первичными ценностными представлениями о том, «что

такое хорошо и что такое плохо»;

старается

нарушать

поведения,

испытывает

неловкости,

ситуациях, где его поведение неблаговидно.

Подводя итог, хочется сказать, что рассмотрев выше представленные возможности метода

проекта в формировании при взаимодействии с семьей и педагогического коллектива детского

сада гуманного отношения к людям и к природе, коллективизма, начала гражданственности и

патриотизма, можно сделать вывод: что он является эффективным средством нравственного

воспитания.

через проектный

метод создаются

проявления

этих нравственных качеств.

Литература

Веракса, Н. Е., Веракса, А. Н. Проектная деятельность дошкольников. М.: Мозаика –

Синтез, 2008. – 112 с.

Петерина, С. В. Воспитание культуры поведения у детей. М. - Просвещение, 2007. – .96с.

Эйсмонт-Швыдкая, Г. Н. Нравственное воспитание дошкольников М.: Просвещение,

1993. – 243 с.

Буре Р. С. Социально-нравственное воспитание дошкольников: метод. пособие. – М.:

Мозаика-синтез, 2012. – 80 с.

педагогические

информационные

технологии

образования: учеб. пособие для студ. пед. вузов и систем повыш. квалиф. пед. кадров /

под ред. Е. С. Полат. – М.: Академия, 2000.

Прокопова

Формирование

заботливого

отношения

старшего

дошкольного возраста // Дошкольное воспитание. – 2010. – № 10. – С. 86-91.

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад общеразвивающего вида «Лесная сказка»

Опыт работы по теме:

«Духовно – нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста через проектную деятельность»

Воспитатель:

Людмила Емельяновна Мудрак

г.п..Талинка

Октябрьский район

2слайд.

Здравствуйте! Вас приветствует детский сад "Лесная сказка"

Представление опыта работы по теме "Духовно- нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста через проектную деятельность"

3слайд.

«Духовная жизнь ребенка полноценна лишь тогда,

когда он живет в мире игры, сказки, музыки, фантазии, творчества.

Без этого он - засушенный цветок»

В.А.Сухомлинский

4 слайд. Детство всегда с надеждой обращено в будущее, как бы ни было беспощадно настоящее. И дети, как правило, ждут, чтобы взрослые показалиим путь, который определит им жизнь. Призовем ли мы их к Свету или оставим во тьме неведения? От этого зависит наш завтрашний день.

5 слайд Дошкольный возраст – особо значимый период в развитии личности. Именно в этот период у ребенка формируются многие качества, складываются интересы, начинается процесс самопознания, - ребенок пытается понять, кто он в этом огромном мире.

6 слайд Ребенок, является будущим полноправным членом социума, ему предстоит осваивать, сохранять, развивать и передавать дальше культурное наследие через включение в культуру и социальную активность.

7 слайд Ориентируясь на социальный заказ общества, работая с детьми не один год, общаясь с ними изо дня в день в процессе своих наблюдений – выявила, что духовно – нравственное воспитание дошкольников особенно важно,

8 слайд потому как именно в дошкольном возрасте ребенок особенно восприимчив к усвоению нравственных норм и требований.

9 слайд Перед собой поставила цель: Создание условий для приобщения детей старшего дошкольного возраста к духовно- нравственным ценностям, а также воспитание готовности следовать им.

10 слайд Для достижения этой цели определила ряд следующих задач :

    Расширять представления детей о различных сторонах народной культуры: быте, православных традициях, декоративно – прикладном искусстве, устном народном творчестве (сказках).

    Развивать речь как средство и форму мыслительной деятельности.

    Совершенствовать художественный вкус, развивать творческий потенциал каждого ребенка.

    Воспитывать духовно-нравственную личность, достойных будущих граждан России, патриотов своего Отечества.

    Воспитывать любовь к родному краю, городу, поселку, вызывать чувство гордости за него и желание узнать новое об их истории.

    Повысить педагогическую компетентность родителей в духовно- нравственном воспитании детей дошкольного возраста.

11 слайд Одной из наиболее эффективной, интересной и целесообразной формой признана организация проектной деятельности. Знания, приобретаемые детьми в ходе реализации проекта, становятся достоянием их личного опыта. В 2012 году была разработана программа «Окно в мир добра» по духовно – нравственному воспитанию дошкольников. На её основе и построена работа. Программа состоит из тематических блоков.

1.Блок «Мир доброты» - социокультурные ценности.

2.Блок «У природы нет плохой погоды» - природный мир.

3.Блок «Югра - единая семья народов» - национально-региональный компонент.

4.Блок «Красна изба»- традиции народной культуры.

5.Блок «С чего начинается Родина» - патриотическое воспитание.

Работая в направлении духовно-нравственного воспитания дошкольников стараюсь охватить широкий круг деятельности детей дошкольного возраста, с учетом учебного плана ДОО.

12 слайд Блоки реализуются через проектную деятельность. Использование проектного метода в системе духовно – нравственного воспитания считаю наиболее приемлемым, так как он позволил сочетать интересы всех участников проекта:

Педагог имеет возможность самореализации и проявления творчества в работе в соответствии со своим профессиональным уровнем;

Родители имеют возможность активно участвовать в значимом для них процессе воспитания детей;

Дети организуются в соответствии с их интересами, желаниями, потребностями.

13 слайд Более подробно остановимся на блоке «Мир доброты».

14 слайд Рассмотрим содержание проекта «Доброта спасет мир»

Цель проекта

Воспитание у детей положительных качеств характера, способствовать сплочению коллектива, мотивировать детей на совершение добрых поступков, добрых дел во благо других людей .

Задачи:

    формировать доброжелательные дружеские взаимоотношения между детьми;

    воспитывать умение оценивать поступки окружающих;

    развивать негативное восприятие и отношение к плохим поступкам в жизни и литературных произведениях;

    поощрять стремление ребенка совершать добрые поступки;

    развивать представления детей о понятиях «добро» и «зло», их важности в жизни людей;

сохранение и укрепление здоровья детей.

15 слайд

Вид проекта:

По направленности: социально - личностный, общественно-полезный,

По количеству участников: групповой.

По продолжительности: краткосрочный

Участники проекта: дети старшей группы, воспитатели, родители

Срок реализации проекта: 1 неделя

Направленность проекта:

Формирование нравственных чувств; привитие моральных норм поведения ребенку с окружающим миром.

Формы реализации проекта:

    Непосредственно образовательная деятельность

    Игры: д/и, д/у, с/р, строительные

    Беседы

    Чтение художественной литературы

    Просмотр мультфильма, прослушивание песен о дружбе, добре.

    Труд (взаимопомощь)

16 слайд

Ожидаемые результаты:

    Развитие умения выражать своё отношение к поступкам сверстников, правильно оценивать свои поступки и поступки товарищей;

    Умение видеть и понимать эмоциональные состояния сверстников;

    Использовать обязательные формы вежливости в обращении со сверстниками, умение внимательно слушать собеседника;

    Переход нравственных навыков в привычку (умение сдерживаться в конфликтах, уступать, подчиняться правилам)

    Развитие стремления

помогать, сопереживать, поддерживать друг друга

17 слайд

1этап-информационно- аналитический

Цель:

    Изучить методическую, научно-популярную и художественную литературу по теме.

    Определить характер отношений между детьми старшей группы и уровень нравственной основы их отношений с помощью диагностических методик, наблюдения за проявлением характера отношений к сверстнику;

    Определение проблемы

    Выбор цели проекта

    Составить план работы, проект: « Доброта спасет мир»

    Изготовление дидактических, сюжетно - ролевых игр, подборка художественной литературы

    Введение детей в проблемную игровую ситуацию

    Вхождение детей в проблемную игровую ситуацию (ведущая роль педагога)

    Работа с родителями по взаимодействию в рамках проекта

18 слайд

2 этап Основной этап

Включение каждого ребенка в практическую деятельность для достижения высокого уровня знаний, умений, навыков.

В разнообразных видах деятельности происходит накопление и обогащение знаний детей.

Работа охватывает следующие структурные единицы, образовательные области.

19 слайд

Реализация проекта: «Доброта спасет мир»

1.Физическое развитие.

Здоровье: беседа «Добрые слова улучшают настроение», игра «Назови ласково», игра психогимнастика «Не сердись – улыбнись!»

20 слайд

Физическая культура: комплекс упражнений «Тропинка доброты»,п/игра Добрые слова» (с мячом), «Волшебный стул»,

21 слайд

"Соревнования друзей"

2.Социально – коммуникативное развитие

22 слайд

Наблюдение за поступками взрослых и детей, побуждение детей к выражению

23 слайд

доброго отношения к окружающим (во время приветствия, во время игровой деятельности, в режимных моментах).

24 слайд

Труд: «Лечим книжки» (ремонт книг), уход за комнатными растениями, наводим порядок в группе, помощь младшему воспитателю в режимные моменты, помощь малышам в уборке участка.

25 слайд

3.Познавательное развитие.

Рассматривание иллюстраций с изображением добрых и злых героев.

26 слайд

Этические беседы с использованием наглядных дидактических пособий «Уроки доброты».

Просмотр мультфильмов, презентаций.

27 слайд

Беседы о добрых поступках и делах.

Работа с альбомом «Правила поведения дошкольников».

28 слайд

4. Речевое развитие:

Беседа «Что такое доброта?»

Рассказ воспитателя «Как отличить плохой поступок от хорошего?»

29 слайд

Беседа с детьми «Какими могут быть добрые дела?»

Разучивание пословиц о добре.

Составление загадок о доброте.

Дидактическая игра «Скажи наоборот»

30 слайд

Ситуативный разговор «Мои хорошие поступки»

Ситуативный разговор «Чем порадовать друга?»

31 слайд

Беседа «Природа добрая и злая»

Составление рассказа «Почему добро побеждает зло?»

Обогащение словаря по теме.

- Чтение художественной литературы.

32 слайд

5.Художественно- эстетическое развитие.

Рисование:

«Страна доброты», «Цветы для мамы», «Какого цвета доброта»

33 слайд

Аппликация:

«Одежда для мамы

«Подари прохожему улыбку»

34 слайд

Лепка:

«Кулон для бабушки»

35 слайд

«Кормушка для птиц»

Музыка:

Прослушивание песен на тему проекта.

36 слайд

Концерт для детей младших групп.

Слушанье звуков природы.

37 слайд

3-й этап: обобщающий (заключительный)

Выводы:

    В группе созданы необходимые условия по приобщению к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми.

    Активное участие родителей в реализации проекта позволяет осуществить преемственность между детским садом и семьей по духовно-нравственному воспитанию.

    Сформированы способности детей договариваться, оказывать друг другу поддержку, взаимопомощь.

    У участников проекта появилось стремление совершать добрые поступки.

Аналогично проходит работа по всем остальным блокам.

38 слайд

Игровая деятельность

Игру с давних пор педагоги считали мощным средством воспитания ребенка, в том числе нравственного и духовного развития личности дошкольника.

39 слайд

Играя с детьми в сюжетно – ролевые игры, увидела, как происходит развитие коммуникативных умений, формируется социальное сознание ребенка.

40 слайд-41 слайд

Дети развивают не только речевые умения, но и учатся играть вместе с другими детьми.

42 слайд

Когда создается новая жизненная ситуация, тогда дети стремятся полнее реализовать потребность в общении. В сюжетно – ролевых играх дети совершенно свободны и вносят даже в подражательное действие нечто оригинальное и неповторимое.

43-44-45 слайд

Театрализованные игры создают благоприятные условия для развития чувства партнерства, осваиваются способы позитивного взаимодействия.

46 слайд

Играя в дидактические игры, у детей вырабатывается понимание общности некоторых проблем, а совместное решение в процессе игры помогает лучше овладевать навыками общения,

47 слайд

при этом дети учатся выполнять четкие правила игры, что дисциплинирует, дает возможность общаться в коллективе, слушать товарища.

48 слайд

Играя с детьми в коллективные игры, заметила, что дети помогают друг другу, но и умеют достойно проигрывать , у детей формируется самооценка, развиваются организаторские и творческие способности.

49 слайд

Для того чтобы развернуть общение детей со взрослыми, детей между собой на определенные темы, стала использовать в своей работе технологии решения изобретательных задач и развитие творческого воображения, которые позволяют воспитать творческую личность, подготовленную к решению нестандартных задач в разных областях деятельности.

Метод фокальных объектов

Технология составления творческих текстов по картине

Приёмы разрешения противоречий

Кольца Луллия

50 слайд

Составление рифмованных текстов

Технология обучения детей составлению загадок

51 слайд

Внедряя технологию составления творческих текстов по картине – у детей возрастает познавательная активность, развиваются связная речь.

52 слайд

В результате применения приемов разрешения противоречий, увидела, что дети могут анализировать проблемную ситуацию, находить пути решения и более четко формулировать результат

53 слайд

Но одной работы воспитателя недостаточно для полноценного развития ребенка дошкольного возраста. Очень важно иметь тесную связь с семьей, чтобы возникло взаимопонимание, доверие.

Работа, проводимая мною с семьями моих воспитанников, по взаимодействию семей друг с другом, побудила к созданию семейного клуба «Навстречу детским сердцам»

54-55-56 слайд

57-58-59-60 слайд

Налажена работа с разными социальными и общественными структурами, через разные формы и виды совместной деятельности.

61 слайд

Для того, чтобы проследить динамику развития духовно – нравственного воспитания дошкольников, руководствовалась различными методиками.

Методика «Подарок»(Гаврилычева Г.Ф. «Вначале было детство»),

Методика, «Какой Я?» , «Каков ребенок во взаимоотношениях с окружающими людьми?» (Немов Р.С. Психология),

Методика «Круг» (Абраменкова В.В.),

Диагностика социально-нравственного развития детей старшего

дошкольного возраста. Результаты обследования за 2 года позволяют сделать вывод, что использование проектного метода в целях формирования духовно-нравственных качеств у дошкольников является действенным и эффективным.

Главный результат заключается в усвоении ребенком вечных ценностей: милосердия, правдолюбия, в стремлении его к добру и неприятию зла.

62 слайд- Своими методическими разработками делюсь не только с коллегами нашего детского сада, но и района округа, России. Они прошли экспертную оценку педагогического совета и размещены на страницах сайта ДОУ, NSPORTAL . RU , MAAM . RU , PEDRAZVITIE . RU

63 слайд

Приняла участие в окружном конкурсе, в номинации «Дополнительных образовательных программ по изучению духовно-нравственного культурного наследия народов России среди образовательных учреждений ХМАО-Югры» получила диплом призера.

А также награждена, дипломом первой степени в районном конкурсе программ по работе с семьей «Только вместе» за программу «Всегда рядом».

В дальнейшем буду продолжать работу по данной теме. Придерживаясь основного принципа дошкольного образования: приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства.

Метод проекта

как средство духовно-нравственного воспитания

обучающихся

Главной идеей воспитания молодого поколения в России является создание единого воспитательного пространства на основе модернизации подходов, приоритетных направлений, современных педагогических и психологических технологий. Особое внимание уделяется духовно-нравственному воспитанию , которое должно интегрировать весь образовательный процесс : учебную , внеучебную , проектно-исследовательскую деятельность . Совместная проектная деятельность педагогов и воспитанников школ является наиболее актуальной формой современного воспитания , в которой субъекты образовательного процесса получают возможность для наиболее полной самореализации.

Содержание воспитания раскрыто в логике интегрированных характеристик основных направлений процесса духовно-нравственного развития: воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека; воспитание нравственно-этической культуры; формирование понятий о нравственности и этических нормах социального взаимодействия ; воспитание ценностного отношения к образованию, развитие творческой, познавательной активности и культуры умственного труда; воспитание трудолюбия, творческого отношения к труду и жизни, подготовка к сознательному выбору профессии; воспитание физической культуры, формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни; развитие экологической культуры личности, ценностного отношения к природе (экологическое воспитание); воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование основ эстетической культуры.

Под духовно-нравственным воспитанием личности гражданина России понимается «педагогически организованный процесс усвоения и принятия обучающимся базовых национальных ценностей, имеющих иерархическую структуру и сложную организацию. Носителями этих ценностей являются многонациональный народ Российской Федерации, государство, семья, культурно-территориальные сообщества, традиционные российские религиозные объединения, мировое сообщество».
Выпускник общеобразовательной школы рассматривается как «высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации» .
Социально-культурные изменения последних десятилетий существенно повлияли на переосмысление сущности духовно-нравственного воспитания и на организацию педагогической деятельности по его осуществлению.

Проектная деятельность как педагогическая технология направлена на развитие самых разных качеств личности школьника и способствует формированию интегративных характеристик. Проектную деятельность во многих образовательных учреждениях рассматривают как инновационный метод, позволяющий модернизировать содержание учебного материала, но более всего - по новому взглянуть на организацию всего образовательного процесса.
Первоначально чаще всего педагоги обращаются к проектам в учебной деятельности. Формирование компетенций школьника как интегральной характеристики возможно, если он включен в деятельность, которая предусматривает сочетание различных действий и применение знаний разных учебных предметов. Выход учебных проектов за пределы учебной деятельности вполне понятен, поскольку у детей и педагогов появляется потребность не только что-то узнать самим, но и представить это другим, услышать оценку людей, ощутить их эмоциональный отклик.
Большое число проектов носит групповой или коллективный характер. Такие проекты прежде всего направлены на достижение воспитательных задач. Самое главное в них - развитие инициативы детей, создание условий для их самореализации. Стержневой идеей таких проектов могут быть традиции школы, народа, села. Подготовка

традиционных государственных и народных праздников способствует интеграции пространства образовательного учреждения, поскольку активно участвует в них большинство детей, педагогов, а также многие родители и другие люди. Сельская школа активно позиционирует себя как культурный центр, где каждый может найти себе дело по душе. Школа формирует и расширяет свое воспитательное пространство, поскольку оно задает тот главный нравственный ориентир, на который ориентируются не только педагоги, но и все жители села .
При использовании проектной технологии в образовательном процессе педагоги почти сразу начинают понимать, что наиболее эффективной формой совместной деятельности является социальное проектирование. Разрабатывая проекты, направленные на пользу и радость другим людям. Они отмечают, что намного приятнее сделать что-то для других, чем просто для себя. Тем самым социальные проекты способствуют становлению нравственных позиций в личности школьника, развитию главных человеческих качеств - доброты, милосердия, взаимопомощи и других. Это особенно важно на селе, где действие социальных служб ограничено, старики особенно нуждаются в заботе и внимании.
Для разработки социальных проектов приглашаются к сотрудничеству разные социальные партнеры: сельские музеи, библиотеки, учреждения дополнительного образования, правоохранительные органы и т. п. Важной составляющей этих социальных партнеров являются родители и родственники школьников, которые участвуют в разработке проектов и организации по их осуществлению. Это позволяет сделать родителей активными участниками воспитательного процесса.
Особо хочется отметить стремление педагогических коллективов к организации «событийных проектов». Событийные проекты концентрируются на совместном проживании детьми и взрослыми событий в течение всего года. Важно найти такие темы и события, которые смогли бы объединить педагогов, детей, родителей, вызвать совместные переживания. Опыт показывает, что такими темами могут быть: «Моя родословная», «Дети войны», «Сороковые роковые». В таких проектах могут быть затронуты прошлое и настоящее, целые семьи, разные поколения, что позволяет школьникам увидеть масштабные исторические события через участие в них их родственников, дедушек и бабушек, родителей. Это создает хорошую основу для нравственного, патриотического, гражданского воспитания.
Представляя свой опыт духовно-нравственного воспитания, педагоги не обходят вниманием и поликультурность как один из основных принципов современного воспитания. Одним из важных качеств человека является его религиозная, межнациональная, социальная толерантность. Интересно, что педагогические коллективы в формировании толерантности обращаются к забытым ныне, но очень популярным в недавнем прошлом фестивалям разных стран и народов. Такие фестивали особенно актуальны для сел, где проживают представители разных этносов и культур.
Подготовка к событиям такого рода связана с изучением обычаев и традиций народов своей страны и других стран. Школьники, собирая материалы, знакомясь с жизнью разных народов, убеждаются в большой схожести в системе ценностей, обычаях, нравах народов, что способствует формированию толерантности личности.
Таким образом, анализируя опыт по духовно-нравственному воспитанию, можно видеть, что проводится большая работа в этом направлении. Активный обмен опытом в духовно-нравственном воспитании школьников очень полезен и как распространение педагогического опыта, и как способ выявления и обсуждения насущных проблем в организации воспитательной работы в школах. Это является важным компонентом всего образовательного процесса по достижению главной задачи - развития личности современного человека.

Список литературы


1. Дармодехин С. В. Развитие воспитания в современной России / Институт семьи и воспитания, 2009. www: http://www.niisv.ru/newsection
2. Дармодехин С. В. Воспитательный компонент Федеральных государственных образовательных стандартов / Институт семьи и воспитания, 2009.

www: http://www.niisv.ru/newsection
3. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. Проект (А. Я. Данилюк, А. М. Кондаков, В. А. Тишков) // Вестник образования, № 17, сентябрь 2009. Официальное справочно-информационное издание Министерства образования и науки Российской Федерации. Федерального государственного стандарта общего образования / Институт семьи и воспитания, 2009.

4. Воспитательный процесс: изучение эффективности. Методические рекомендации / под ред. Е. Н. Степанова. М.: ТЦ «Сфера», 2001. 128 с.
5. Щуркова Н. Е. Классное руководство: рабочие диагностики. М.: Педагогическое общество России, 2001. 96 с.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Нравственное развитие дошкольников посредством проектной деятельности»

В последнее время вопросы нравственного воспитания стали особенно актуальны. В настоящее время налицо неопределенность в ценностных ориентациях молодежи, нестабильность в оценках нравственного и безнравственного, расхождения в приоритетах духовного и материального. Преобразования, происходящие во всех сферах российского общества, не могли не затронуть систему образования.

- В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования обозначены основные принципы дошкольного образования. При разработке и реализации нашего проекта мы опирались на те принципы, которые выделены в тексте на слайде. Это:

– построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования (далее - индивидуализация дошкольного образования);

– сотрудничество Организации с семьей;

– приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;

– формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности.

Каждый человек с «материнским молоком» впитывает культуру своего народа, которая становится неотъемлемой частью его души, началом, порождающим духовное становление личности. Каждый народ не должен терять своих корней, забывать о своем культурном прошлом. Именно поэтому родная культура, как отец и мать, должны стать неотъемлемой частью души ребенка. Чтобы воспитать такую личность, необходимо предоставить ребенку условия, в которых он ощутил бы духовную жизнь своего народа и творчески утвердил себя в ней, принял и полюбил историю и культуру своей нации.

Как часто звучат в наше время слова: “русская душа”, “феномен русской души”. Но не менее часто: “падение нравственности”, “деградация общества”. Поэтому сегодня, возможно, как никогда актуальны вопросы нравственного воспитания детей. Меняются времена, эпохи, люди. Но вечным остается стремление человека к добру, любви, свету, красоте, истине.

Дошкольный возраст – фундамент общего развития ребенка, стартовый период всех высоких человеческих начал. Сохранить человеческое в наших детях, заложить нравственные основы, которые сделают их более устойчивыми к нежелательным влияниям, учить их правилам общения и умению жить среди людей – вот главные идеи воспитания нравственно-патриотических чувств у дошкольников.

Общеизвестно, что дошкольники очень эмоциональны. Это эмоционально-образное восприятие окружающего мира может стать основой формирования патриотизма.

В научной литературе подчёркивается, что именно в дошкольном возрасте, благодаря гибкому мышлению ребёнка, его ориентации на подражание окружающим людям, их поведению и поступкам могут быть заложены основы нравственного поведения.

Современные подходы к воспитанию ориентированы на гуманизацию образовательного процесса, удовлетворение интересов личности. Учитывая интересы наших воспитанников к валенкам мы и выбрали тему нашего проекта. «Валенки, валенки, ой, да не подшиты, стареньки…». Валенки – исконно русская обувь. Валенки, пимы, катанки, чесанки – сколько ласковых названий дал русский народ великой обуви! Валенки – прекрасная, удобная обувь! В валенках не страшны метели, морозы. Поэтому лучшей обуви для гуляний на Руси не было! В них – праздновали масленицу, колядовали, плясали под гармонь. Валенки не раз спасали русского человека во времена невзгод, чему свидетельствуют фотографии времен Великой Отечественной войны. Без валенок были бы невозможны освоение северных регионов, совершение экспедиций на Северный и Южный полюсы.

В наши дни валенки сохранили популярность не только как теплая обувь, но и как основа для новых идей модельеров, которые превращают обычный валенок в произведение искусства. Ведущие модельеры предвещают даже то, что в ХХI веке валенок будет самой модной обувью! И вот наши валенки стали визитной карточкой нашей сборной на Универсиаде в Китае в 2009 году, где наши студенты-спортсмены выходили на открытие и закрытие и на олимпиаде в Солт-Лейк-Сити в 2002 году.

«Прост как валенок», “Ваньку валяет», “Не мытьём так катаньем» - навсегда вошли эти присказки в наш язык. И никому не надо объяснять, что они значат: и простоваты валенки, как русский мужичок, но и прочны, основательны и надёжны, как он, не подведут в трудную минуту!

При соблюдении принципа «приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства» мы учитываем то, что заложено в человеке в начале жизни, то остается навсегда – это известная истина. Детская душа распахнута навстречу всему новому и неизведанному, и именно от нас, взрослых, зависит, чем она наполнится: добротой и красотой или жестокостью и безразличием. Система ценностных ориентаций является, по нашему мнению, важнейшей характеристикой личности, составляет основу её мировоззрения, основы жизненной концепции.

Использование инновационных педагогических технологий открывает новые возможности воспитания и обучения дошкольников, и одной из наиболее эффективных в наши дни стал метод проектов. Технология проектирования относится к современным гуманитарным технологиям, которые являются инновационными в работе дошкольных учреждений.

Этот метод актуален и очень эффективен, т.к. дает ребенку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки, тем самым позволяя ему успешно адаптироваться к школе.

Метод проектов интересен и полезен не только детям, но самим педагогам, т.к. он дает возможность сконцентрировать материал по определённой теме, повысить уровень собственной компетентности по проблеме, вывести на новый уровень взаимоотношения с родителями, ощутить себя действительно партнером детей в решении исследовательских задач, сделать процесс познания не скучным и чрезмерно назидательным. Метод проектов естественно и гармонично вплетается в образовательный процесс детского сада.

Метод проектов мы рассматриваем как основное средство нравственного воспитания детей. Он позволяет развивать познавательный интерес, формирует навыки сотрудничества, открывает большие возможности в организации совместной деятельности дошкольников, педагогов, родителей.

Работая над проектом, мы определили для себя семь этапов:

  1. постановка цели;
  2. поиск формы реализации проекта;
  3. разработка содержания всего педагогического процесса на основе тематики проекта;
  4. определение направлений поисковой и практической деятельности;
  5. организация совместной (с педагогами, родителями и детьми) творческой, поисковой и практической деятельности;
  6. работа над частями проекта, коррекция;
  7. коллективная реализация проекта, его демонстрация.

В деятельности нашего ДОУ одной из важных задач в работе коллектива является духовно-нравственное воспитание детей. Ребёнок дошкольного возраста мыслит конкретно. Он должен выполнять конкретные дела, а не оперировать отвлеченными понятиями. В этом смысле проектный метод-наиболее целесообразная форма для решения задач духовно-нравственного и патриотического воспитания. Во-первых, он позволяет ребенку почувствовать себя исследователем, во-вторых: позволяет объединить детей, родителей и воспитателей. Хочу представить материал проведения проекта «Русское чудо - валенки», который тесно связан с восстановлением традиций, уклада жизни, исторической преемственности поколений, сохранением, распространением и развитием национальной культуры, воспитанием бережного отношения к историческому наследию российского народа. Наша задача состояла в том, чтобы доступно и красочно рассказать детям историю валеной обуви, показать технологию изготовления валенок и пояснить ее значимость в современном мире.

Проектная деятельность всегда разворачивается в проблемной ситуации, которая не может быть решена прямым действием, поэтому я стараюсь находить нетрадиционные методы воздействия на ребёнка, на его эмоциональную и нравственную сферу.

Постановка проблемы: проанализировав уровень знаний детей о ремёслах нашего края, пришли к выводу, что он недостаточно сформирован. Данные наблюдения помогли разработать педагогический проект «Русский валенок», который знакомит детей с историей валеной обуви.

Цель проекта: формирование у детей знаний о народной культуре, приобщение к национальным и культурным ценностям русского народа

Задачи проекта:

  1. познакомить детей с историей традиционной русской обуви – валенок, как элемента народного костюма;
  2. формировать у детей потребность получать новые знания об истории народного костюма;
  3. развивать интерес детей к народному быту;
  4. способствовать развитию нравственных качеств воспитанников;
  5. поддерживать у детей и родителей потребность в совместной творческой деятельности.

Ожидаемые результаты:

Дети:

  • сформированы знания об истории русского валенка, технологии изготовления, материалах, инструментах, необходимых для его изготовления;
  • развивается познавательный интерес к истории, национальным традициям русского народа, культуре;
  • развиваются нравственные качества личности воспитанников;

Родители:

Повышение активности родителей в воспитательно-образовательном процессе, в познавательно-творческой деятельности;

Приобретение навыков совместной деятельности с ребенком

Проект реализовался по трем напрвлениям:

  • совместная деятельность с детьми;
  • взаимодействие с родителями воспитанников;
  • взаимодействие с социальными институтами детства
  • Свою работу мы начали с определения темы и проблемы будущего проекта, постановки цели и задач. Далее мы посетили библиотеку и занялись поисками информации в сети Интернет. Надо сказать, что информации было много, она была достаточно разнообразной и интересной и эту информацию надо было как-то скомпоновать, собрать единое целое, адаптировать для детской и взрослой аудитории.

Формы реализации проекта

1. Тематические занятия по ознакомлению с валеной обувью.

Для изучения истории происхождения валеной обуви, проводились занятия «История мужской и женской обуви», «Мастера своего дела», «Жили-были валенки», на которых изучались история создания валенка, их историческое название (название пимы, самокатки, катанки и т.д). Валенки - какое хорошее, простое, какое русское слово. И дети с удовольствием находили определения, эпитеты для этого слова.

2 пункт. В процессе реализации проекта мы посетили районную библиотеку для подбора информации в книгах и журналах, рассмотрели иллюстрации и фотографии разных видов валенок, обсудили их.

  1. Интересным и познавательным для ребят было прохождение виртуальной экскурсии в музее «Русские валенки» - это единственный музей в Москве, где можно узнать много нового о столь обыденном предмете и осознать всю его значимость. В музее представлены разнообразные модели: от вышитого валенка конца 19-ого века до войлочных сапог, в которые были обуты российские спортсмены - участники олимпиады 2002 года.

Мы также не прошли стороной историко-краеведческий музей нашего поселка. Специалисты музей рассказали нам, как помогала валеная обувь в тяжелые годы нашей страны, и показали нам старинные инструменты для изготовления

Валенок.

Свои творческие способности дети проявили на занятиях по изодеятельности, где они разработали проект и украсили макет своих валенок.

Украшение валенок совместно с родителями. Здесь и ребята, и родители дали волю своей фантазии. Использовали для этого бисер, бусины, цветные шерстяные нитки, кружева, мех, кожу и многое другое.

Подбор детской художественной литературы и народного фольклора: чтение и обсуждение - Михаил Пришвин “Дедушкин валенок”, Сергей Гришунин “Дедушкины валенки”, сказки “Теплые валенки”; отгадывание загадок, разучивание потешек, стихов, слушание и пение песен о валенках (особо им полюбилась песня «Валенки» в исполнении группы «Волшебники двора»).

Оказывается, много подвижных и дидактических игр, связанны с валенками: «Валенки», «Не ботинки, не сапожки», «Гадальный валенок», «Подбери по размеру и рисунку», «Бой с валенками», эстафета с валенками и др. Наши ребята с удовольствием в них играли.

Реализация проекта- основной этап.

Валенки - удобная и целебная обувь. В валенках не страшны самые лютые морозы. Чистая овечья шерсть, свалянная тёплыми руками мастера, даёт человеку силу и душевный покой. И мы решили найти такого мастера в нашем поселке.

Это оказалось достаточно сложно, т.к. мастеров ручного валяния становиться все меньше и меньше. К поискам мастера мы подключили родительский комитет. И нам повезло, такой мастер нашелся в нашем поселке. Он с удовольствием согласился рассказать о технологии изготовления валенок и обучить этому нашу воспитанницу – Елизавету.

Эта уникальная - без начала, баз конца, без шва, без рубца - обувь была в почёте на Руси у всякого чина и сословия.

Валяльщик - в былые времена почитаемый на Руси мастер, и корни его мастерства уходят в века. Знакомство с методами и орудиями ручного валяния, этапами промышленного производства валяной обуви и просмотр видео-фильма - позволяют проследить путь рождения валенка от груды овечьей шерсти до готового изделия.

А, наша Елизавета на занятиях продуктивной деятельностью познакомила ребят группы с процессом изготовления (валяния).

Кроме этого на занятиях ребята вместе с родителями собирали пословицы, загадки, частушки, сказки, где речь шла о валенках.

Весь этот материал был представлен в сборнике «Валенки-валенки».

  • Большую роль в реализации проектов играет привлечение родителей. Благодаря их участию в проектах у детей формируется чувство гордости, повышается самооценка, а у тех детей, родители которых чаще выполняют роль ассистентов, наблюдается значительное продвижение в развитии.

Привлекая родителей к работе над проектом, я создаю в группе дополнительные возможности для раскрытия индивидуальных способностей их детей, выявления творческого потенциала всех участников проекта, расширения возможностей реализации проекта. Участие взрослых в детских проектах способствует социально-личностному развитию каждого ребенка.

Реализация проекта - заключительный этап

Оценка результативности работы над проектом:

Повысилась активность родителей, детей и педагогов в освоении народной культуры;

Повысился интерес детей и родителей к истории традиционной русской обуви – валенкам;

Сформированы знания об истории русского валенка, технологии изготовления, материалах, инструментах, необходимых для его изготовления;

Приобретены навыки сотрудничества детей, родителей, педагогов, сотрудников учреждений культуры;

  • повысились нравственные качества и приоритеты участников проекта.

Виды деятельности : пение русских народных песен, чтение потешек, загадок, сказок, стихов, изготовление валенок (валяние), исследовательская, проектная, беседы, наблюдения и т.д.

Перспективы:

  • повышение количества участников проекта (детей, родителей)
  • увеличение количества проектов по нравственному воспитанию на основе народной культурной традиции и быта русского народа;
  • повышение активности родителей группы в реализации проекта;
  • увеличение количества социальных партнеров



 

Возможно, будет полезно почитать: