Занятия в младшей группе ягоды. Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром «Целебная сила ягод» во второй младшей группе. координацию слова и движения

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №10 с углубленным изучением отдельных предметов

СОГЛАСОВАНО
Руководитель МО
_________ /Решетникова Н.В./
подпись Ф.И.О.
Протокол № _____________
заседания МО
от ____ _____________ 2014 г.

СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора по НМР
_________ /Нурисламов С.Ф./
подпись Ф.И.О.
Протокол № _______________
заседания НМС
от ____ _____________ 2014 г.

УТВЕРЖДАЮ
Директор МБОУ СОШ №10
_________ /Озерова Е.В./
подпись Ф.И.О.
Приказ № ______________

от ____ _____________ 2014 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Предмет литература
Уровень общеобразовательный
общеобразовательный, профильный, углубленный
Костенко Светлана Николаевна
Ф.И.О. учителя-разработчика
Класс 7 А,Б,Г, Д

2014-2015 учебный год

Количество часов:
Всего 70 ч.; в неделю 2 ч.

Рабочая программа составлена в соответствии с федеральным компонентом государственного образовательного стандарта основного общего образования (2004г.), с учетом примерной программы основного общего образования по русскому языку для общеобразовательных школ, лицеев, рекомендованной Департаментом образовательных программ и стандартов общего образования Министерства образования Российской Федерации, авторской программой курса «Литература» 5-9 классы под редакцией Г.С. Меркина.- М.:Русское слово, 2010 г.
Сургут 2014

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по литературе для учащихся 7 класса составлена на основе Федерального государственного стандарта Примерной программы основного общего образования по литературе и Программы по литературе к учебнику 7 класса Г.С. Меркина в двух частях, рекомендованной Министерством образования Российской Федерации, 2010 год.
К программе прилагается учебник литературы для 7 класса под редакцией Г.С. Меркина, 2010 год; методическое пособие «Литература в 7 классе урок за уроком» М., «Русское слово», 2010 год и методический журнал «Литература в школе» издательства «Первое сентября» за 2009-2010-2011 г. Цель этих пособий - помочь учителю в построении современного урока.
Современное школьное литературное образование несет в себе важнейшие культуросберегающие, развивающие и воспитательные функции, являясь неотъемлемой частью общего процесса духовного развития нации.
Федеральным компонентом государственного стандарта общего образования в 7 классе на уроки литературы отводится 2 часа в неделю.
Данная программа построена на хронологической основе с выходом на линейное рассмотрение историко-литературного материала в старших классах.
С 5 класса ученики изучают вершинные произведения классической литературы и литературы 20 века, соответствующие их возрасту и уровню читательских интересов.
Изучение художественной литературы в школе предполагает систематическое чтение и осмысление текстов, постижение своеобразия творческой личности писателя и его литературного наследия.
Основной целью литературного образования является формирование нравственных позиций, эстетического вкуса, совершенного владения речью. Цель литературного образования определяет характер конкретных задач, которые решаются на уроках литературы.
На этих уроках ученики:
- формируют представление о художественной литературе как искусстве слова и ее месте в культуре страны и народа;
- осознают своеобразие и богатство литературы как искусства;
- осваивают теоретические понятия, которые способствуют более глубокому постижению конкретных художественных произведений;
- овладевают знаниями и умениями аналитического характера;
- используют различные формы общения с искусством слова для совершенствования собственной устной и письменной речи.
В 7 классе особое внимание уделяется проблеме рода и жанра: эпос, лирика и драма предстают в многообразии жанров. Речь идет не только о богатстве жанров, но и том, как они рождаются, видоизменяются, угасают. Модель курса помогает увидеть сложную жизнь искусства слова: как от древности до сегодняшнего дня сменялись различные жанры эпоса, лирики, драмы.
Цели изучения литературы могут быть достигнуты при обращении к художественным произведениям, которые давно и всенародно признаны классическими с точки зрения их художественного качества и стали достоянием отечественной и мировой литературы. Следовательно, цель литературного образования в школе состоит и в том, чтобы познакомить учащихся с классическими образцами мировой словесной культуры, обладающими высокими художественными достоинствами, выражающими жизненную правду, общегуманистические идеалы, воспитывающими высокие нравственные чувства у человека читающего.
Курс литературы строится с опорой на текстуальное изучение художественных произведение, решает задачи формирования читательских умений, развития культуры устной и письменной речи.
Главная идея программы по литературе – изучение литературы от мифов к фольклору, от фольклора к древнерусской литературе, от неё к русской литературе XVIII, XIX, XX веков. В программе соблюдена системная направленность: в 5-6 классах это освоение различных жанров фольклора, сказок, стихотворных и прозаических произведение писателей, знакомство с отдельными сведениями по истории создания произведений, отдельных фактов биографии писателя (вертикаль). Существует система ознакомления с литературой разных веков в каждом из классов (горизонталь).
Ведущая проблема изучения литературы в 7 классе – особенности труда писателя, его позиция, изображение человека как важнейшая проблема литературы.
Чтение произведение зарубежной литературы в 7 классе проводится в конце учебного года.
В программу включен перечень необходимых видов работ по развитию речи: словарная работа, различные виды пересказа, устные и письменные сочинения, отзывы, доклады, диалоги, творческие работы, а также произведения для заучивания наизусть, списки произведений для самостоятельно чтения.
Преобладающими формами текущего контроля выступают устные ответы, составление сложных планов, цитатных планов, написание сочинений, эссе, выполнение тестов.

Требования к уровню подготовки обучающихся VII класса по литературе
В результате изучения литературы ученик должен знать/понимать
образную природу словесного искусства;
содержание изученных литературных произведений;
основные факты жизни и творческого пути А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтова, Н.В.Гоголя;
изученные теоретико-литературные понятия;
уметь
воспринимать и анализировать художественный текст;
выделять смысловые части художественного текста, составлять тезисы и план прочитанного;
определять род и жанр литературного произведения;
выделять и формулировать тему, идею, проблематику изученного произведения; давать характеристику героев,
характеризовать особенности сюжета, композиции, роль изобразительно-выразительных средств;
сопоставлять эпизоды литературных произведений и сравнивать их героев;
выявлять авторскую позицию;
выражать свое отношение к прочитанному;
выразительно читать произведения (или фрагменты), в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произношения;
владеть различными видами пересказа;
строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением;
участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и аргументированно отстаивать свою;
писать отзывы о самостоятельно прочитанных произведениях, сочинения;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
создания связного текста (устного и письменного) на необходимую тему с учетом норм русского литературного языка;
определения своего круга чтения и оценки литературных произведений;
поиска нужной информации о литературе, о конкретном произведении и его авторе (справочная литература, периодика, телевидение, ресурсы Интернета).

Ученик 7 класса должен
Знать/понимать:
авторов и содержание изученных художественных произведений
основные теоретические понятия, связанные с изучением исторических произведений (исторические жанры, особенности решения проблемы времени на страницах художественного произведения и др.);
Теоретико-литературные понятия и категории

Жанрово-родовые понятия, категории и термины
Структурообразующие элементы
Образный мир
Выразительные средства художественной речи

Былина
Эпос
Былинный герой
Гипербола

Обрядовая поэзия
(Песни колядные, масленичные, свадебные)

Поэтическая лексика и синтаксис

Лирическая народная песня

Образно-выразительные средства. Постоянный эпитет

Древнерусская повесть

Символ

Ода
Одический сюжет
Одический персонаж
Тропы и фигуры в оде

Стихотворение как обозначение различных жанровых образований
Послание

Классицизм
Эстетическая система

Драма
Литературные роды
Драматургический персонаж
Ремарка

Комедия
Конфликт в комедии
Говорящие фамилии
Сарказм

Романтическая поэма

Герой романтической поэмы
Стиль; экспрессия

Повесть
Творческая история

Сатирический рассказ
Фантастический (гиперболизированный) сюжет
Сатирические образы
Гротеск

Образ-символ

Сонет
Стихотворная форма

уметь:
-выделять в изучаемом произведении эпизоды, важные для характеристик действующих лиц;
-определять в тексте идейно-художественную роль элементов сюжета;
-определять в тексте идейно-художественную роль изобразительно-выразительных средств языка;
-сопоставлять двух героев изучаемого произведения с целью выявления авторского отношения к ним;
-различать эпические и лирические произведения;
-пересказывать устно или письменно эпическое произведение или отрывок из него;
-создавать устное и письменное сочинение-рассуждение по изучаемому произведению: развернутый ответ на вопрос и характеристику;
-составлять план собственного устного или письменного высказывания;
-составлять план эпического произведения или отрывка из эпического произведения;
-давать отзыв о самостоятельно прочитанном произведении;
-пользоваться справочным аппаратом хрестоматии и прочитанных книг.

Основными способами деятельности учителя и обучающихся на уроках литературы в 7 классе являются:
- работа с учебником
- сообщения, беседа
- лексическая работа
- создание слайдовых презентаций
- заочные экскурсии по местам жизни и творчества писателя
- художественный пересказ
- выразительное чтение
- чтение по ролям и чтение наизусть
- составление цитатных и тезисных планов
- составление рабочих материалов для сочинения, вопросов к статье учебника
- работа с портретами писателей, иллюстрациями, репродукциями произведений
живописи, созвучных по теме и настроению изучаемому произведению
- устное словесное рисование
- инсценирование
- анализ лирических и эпических произведений
- работа с теоретико-литературными понятиями
- индивидуальные и групповые задания
- заполнение рефлексивных таблиц
- создание вопросов, позволяющих скорректировать первоначальное
восприятие текста.

Формы и средства контроля знаний, общих учебных умений, навыков и
способов деятельности обучающихся VII класса по литературе
Формы и средства контроля знаний, общих учебных умений, навыков и способов деятельности обучающихся VII класса по литературе определяются в соответствии с локальным актом «Положение о текущем контроле знаний, общих учебных умений, навыков и способов деятельности, промежуточной и итоговой аттестации обучающихся» (приказ № от 2005 года) и находит отражение в разделе календарно-тематического планирования «Способы деятельности обучающихся, формы текущего контроля знаний, общих учебных умений, навыков и способов деятельности, промежуточной и итоговой аттестации обучающихся».
Используемые формы, способы и средства проверки и оценки результатов обучения:
- написание сочинений по литературным произведениям;
- творческие задания, их проверка: различные виды пересказов, ответы на вопросы (устные и письменные);
- составление планов будущего сочинения;
- написание отзывов о произведениях;
- создание рассказа - характеристики одного из героев или группы героев;
- создание оригинального произведения;
- проверка заученных наизусть стихотворных и прозаических текстов;
- тестирование;
- контрольные вопросы;
- самостоятельные работы.

При оценке речевого оформления сочинений и изложений учитывается:
- разнообразие словарного и грамматического строя речи;
- стилевое единство и выразительность речи;
- число речевых недочетов.

Отметка «5» ставится, если:
1) содержание работы полностью соответствует теме;
2) фактические ошибки отсутствуют;
3) содержание излагается последовательно;
4) работа отличается богатством словаря, разнообразием используемых синтаксических конструкций, точностью словоупотребления;
5) достигнуто стилевое единство и выразительность текста.
В работе допускается 1 недочет в содержании, 1-2 речевых недочета.
Отметка «4» ставится, если:
I) содержание работы в основном соответствует теме (имеются незначительные отклонения от темы);
2) содержание в основном достоверно, но имеются единичные фактические неточности;
3) имеются незначительные нарушения последовательности в изложении мыслей;
4) лексический и грамматический строй речи достаточно разнообразен;
5) стиль работы отличается единством и достаточной выразительностью.
В работе допускается не более 2 недочетов в содержании, не более 3-4 речевых недочетов.
Отметка «3» ставится, если:
1) в работе допущены существенные отклонения от темы;
2) работа достоверна в главном, но в ней имеются отдельные фактические неточности; допущены отдельные нарушения последовательности изложения;
4) беден словарь и однообразны употребляемые синтаксические конструкции, встречается неправильное словоупотребление;
5) стиль работы не отличается единством, речь недостаточно выразительна.
В работе допускается не более 4 недочетов в содержании и не более 5 речевых недочетов.
Отметка «2» ставится, если:
1) работа не соответствует теме;
2) допущено много фактических неточностей;
3) нарушена последовательность изложения мыслей во всех частях работы, отсутствует связь между ними;
4) крайне беден словарь, работа написана короткими однотипными предложениями со слабо выраженной связью между ними, часты случаи неправильного словоупотребления;
5) нарушено стилевое единство текста.
В работе допущено более 4 недочетов в содержании и до 7 речевых недочетов.
Отметки за творческие работы по литературе выставляются: первая - за содержание, вторая - за грамотность в журналы на страницах «Русский язык» и «Литература» в соответствии со школьным локальным актом о заполнении классных журналов.

Грамотность оценивается по числу допущенных учеником орфографических, пунктуационных и грамматических ошибок на основании Приложения №1 «Нормы оценки знаний, умений и навыков учащихся по русскому языку» к авторской программе Баранова М.Т., Ладыженской Т.А., Шанского Н.М. по русскому языку - Программы общеобразовательных учреждений. Русский язык. 5-9 классы. -М.: Просвещение, 2009

Оценка устных ответов обучающихся

Устный опрос является одним из основных способов учёта знаний учащихся по литературе. Развёрнутый ответ ученика должен представлять собой связное, логически последовательное сообщение на заданную тему. При оценке ответа ученика надо руководствоваться следующими критериями, учитывать: 1) полноту и правильность ответа; 2)степень осознанности, понимания изученного; 3)языковое оформление ответа.
Ответ на теоретический вопрос оценивается по традиционной пятибалльной системе.
Отметка «5» ставится, если ученик: 1) полно излагает изученный материал, даёт правильное определение понятий; 2) обнаруживает понимание материала, может обосновать свои суждения, применить знания на практике, привести примеры из художественного произведения; 3)излагает материал последовательно и правильно с точки зрения норм литературного языка.
Отметка «4» ставится, если ученик даёт ответ, удовлетворяющий тем же требованиям, что и для отметки «5», но допускает 1-2 ошибки, которые сам же и исправляет, и 1-2 недочёта в последовательности и языковом оформлении излагаемого.
Отметка «3» ставится, если ученик обнаруживает знание основных положений данной темы, но 1) излагает материал неполно и допускает неточности в определении понятий или формулировкесуждений;2) не умеет достаточно глубоко и доказательно обосновать свои суждения и привести примеры; 3)излагает материал непоследовательно и допускает ошибки в языковом оформлении излагаемого.
Отметка «2» ставится, если ученик обнаруживает незнание большей части соответствующего материала, допускает ошибки в формулировке определений и суждений, искажающие их смысл, беспорядочно и неуверенно излагает материал.
Содержание программы учебного курса
Введение (1 час)
Знакомство со структурой и особенностями учебника. Своеобразие курса. Литературные роды (лирика, эпос, драма). Жанр и жанровое образование. Движение жанров. Личность автора, позиция писателя, труд и творчество.
Теория литературы: литературные роды.
Из устного народного творчества (2 ч)
Былины (1 час)
«Святогор и Микула Селянинович», «Илья Муромец и Соловей-разбойник». А.К. Толстой. «Илья Муромец». Событие в былине, поэтическая речь былины, своеобразие характера и речи персонажа, конфликт, поучительная речь былины, отражение в былине народных представлений о нравственности (сила и доброта, ум и мудрость).
Теория литературы: эпические жанры в фольклоре. Былина (эпическая песня). Тематика былин. Своеобразие центральных персонажей и конфликта в былине (по сравнению с волшебной сказкой, легендой и преданием).
Развитие речи: отзыв на эпизод, письменные ответы на вопросы.

Краеведение: легенды и предания о народных заступниках края (региона).

Русские народные песни (1 час)
Обрядовая поэзия («Девочки, колядки!..», «Наша Масленица дорогая...», «Говорили сваты на конях будут »); лирические песни («Подушечка моя пуховая...»); лироэпические песни («Солдатская»). Лирическое и эпическое начало в песне; своеобразие поэтического языка народных песен. Многозначность поэтического образа в народной песне. Быт, нравственные представления и судьба народа в народной песне.
Теория литературы: песенные жанры в фольклоре, многообразие жанра обрядовой поэзии, лироэпическая песня.
Краеведение: песенный фольклор региона.
Возможные виды внеурочной деятельности: фольклорный праздник, «посиделки » в литературной гостиной, устная газета.

Из древнерусской литературы (2.)
Из «Повести временных лет» («И вспомнил Олег коня своего »), «Повесть о Петре и Февронии Муромских». Поучительный характер древнерусской литературы; мудрость, преемственность поколений, любовь к родине, образованность, твердость духа, религиозность.
Теория литературы: эпические жанры и жанровые образования в древнерусской литературе (наставление, поучение, житие, путешествие, повесть).
Развитие речи: подробный пересказ, изложение с элементами сочинения.
Связь с другими искусствами: иконопись, оформление памятников древнерусской литературы.
Из литературы XVIII века (6 ч)
М.В. ЛОМОНОСОВ (2 час)
Жизнь и судьба поэта, просветителя, ученого. «О вы, которых ожидает...» (из «Оды на день восшествия на всероссийский престол ее величества государыни императрицы Елисаветы Петровны, 1747 года»), «Предисловие о пользе книг церковных в российском языке» (отрывок). Мысли о просвещении, русском языке; вера в творческие способности народа. Тематика поэтических произведений; особенность поэтического языка оды и лирического стихотворения; поэтические образы. Теория о «трех штилях» (отрывки). Основные положения и значение теории о стилях художественной литературы.
Теория литературы: ода; тема и мотив.
Развитие речи: .
Связь с другими искусствами: работа с репродукциями (портреты М.В. Ломоносова).
Краеведение: заочная литературно-краеведческая экскурсия: Холмогоры Москва Германия Петербург.
Возможные виды внеурочной деятельности: час размышления «М.В. Ломоносов ученый-энциклопедист».

Г.Р. ДЕРЖАВИН (1 час)
Биография Державина (по страницам книги В. Ходасевича «Державин»). Стихотворение «Властителям и судиям». Отражение в названии тематики и проблематики стихотворения; своеобразие стихотворений Г.Р. Державина в сравнении со стихотворениями М.В. Ломоносова. Тема поэта и власти в стихотворении.
Теория литературы: лирическое стихотворение, отличие лирического стихотворения от оды, тематическое разнообразие лирики.

Д.И. ФОНВИЗИН (3 часа.)
Краткие сведения о писателе. Комедия «Недоросль». Своеобразие драматургического произведения, основной конфликт пьесы и ее проблематика, образы комедии (портрет и характер; поступки, мысли, язык); образование и образованность; воспитание и семья; отцы и дети; социальные вопросы в комедии; позиция писателя.
Теория литературы: юмор, сатира, сарказм; драма как литературный род; жанр комедии; «говорящие» фамилии; литературное направление (создание первичных представлений); классицизм.
Развитие речи: чтение по ролям, устное сочинение.
Связь с другими искусствами: театральное искусство (театральные профессии, авторский замысел и исполнение [трактовка]; актер и режиссер; режиссер и художник).
Возможные виды внеурочной деятельности: инсценировка.

Из литературы XIX века (23)
А.С. ПУШКИН (3 часа)
Свободолюбивые мотивы в стихотворениях поэта: «К Чаадаеву» («Любви, надежды, тихой славы...»), «Во глубине сибирских руд...». Человек и природа («Туча»), Дружба и тема долга. «Песнь о вещем Олеге»: судьба Олега в летописном тексте и в балладе Пушкина; мотивы судьбы предсказание, предзнаменование, предвидение; вера и суеверие. Поэма «Полтава» (в сокращении). Образ Петра и тема России в поэме. Гражданский пафос поэмы. Изображение «массы» и персоналий в поэме. Своеобразие поэтического языка (через элементы сопоставительного анализа). Творческая история создания произведений.
Теория литературы: поэма, отличие поэмы от баллады, образный мир поэмы, группировка образов, художественный образ и прототип, тропы и фигуры (риторическое обращение, эпитет, метафора), жанровое образование дружеское послание.
Развитие речи: различные виды чтения, в том числе наизусть; сочинение с элементами рассуждения.

Краеведение: заочная литературно-краеведческая экскурсия «Маршрутами декабристов».
Возможные виды внеурочной деятельности: литературные игры по произведениям поэта и литературе о нем; час поэзии в литературной гостиной «Мой Пушкин».
М.Ю.ЛЕРМОНТОВ (3 часа)
Стихотворения: «Родина», «Песня про царя Ивана Васильевича...». Родина в лирическом и эпическом произведении; проблематика и основные мотивы «Песни...» (родина, честь, достоинство, верность, любовь, мужество и отвага, независимость; личность и власть); центральные персонажи повести и художественные приемы их создания; речевые элементы в создании характеристики героя. Фольклорные элементы в произведении. Художественное богатство «Песни...».
Теория литературы: жанры лирики; углубление и расширение понятий о лирическом сюжете и композиции лирического стихотворения; фольклорные элементы в авторском произведении; стилизация как литературно-художественный прием; прием контраста; ; градация.
Развитие речи: рассказ о событии, рецензия.
Связь с другими искусствами: устное рисование, работа с иллюстрациями.
Возможные виды внеурочной деятельности: день в историко-литературном музее «Москва Ивана Грозного».
Н.В. ГОГОЛЬ (2 часа)Н.В. Гоголь в Петербурге. Новая тема изображение чиновничества и жизни «маленького человека». Разоблачение угодничества, глупости, бездуховности. Повесть «Шинель»: основной конфликт; трагическое и комическое. Образ Акакия Акакиевича. Авторское отношение к героям и событиям.
Теория литературы: сатирическая повесть, юмористические ситуации, «говорящие» фамилии.
Развитие речи: различные виды пересказа, подбор цитат для характеристики персонажа, составление словаря для характеристики персонажа, написание рассказа по заданному сюжету.
Связь с другими искусствами: «Петербургские повести» Н.В. Гоголя в русском искусстве (живопись, кино, мультипликация).
Возможные виды внеурочной деятельности: заочная литературно-краеведческая экскурсия «Петербург Н.В. Гоголя».
И.С. ТУРГЕНЕВ (2 часа)
Рассказ о жизни писателя в 60-е годы. Общая характеристика книги «Записки охотника». Многообразие и сложность характеров крестьян в изображении И.С. Тургенева. Рассказ «Хорь и Калиныч» (природный ум, трудолюбие, смекалка, талант; сложные социальные отношения в деревне в изображении Тургенева); рассказ «Певцы» (основная тема, талант и чувство достоинства крестьян, отношение автора к героям). Стихотворение в прозе «Нищий»: тематика; художественное богатство стихотворения.
Теория литературы: портрет и характер, стихотворение в прозе (углубление представлений).

Н.А. НЕКРАСОВ (2 часа)
Краткие сведения о поэте. Стихотворения: «Вчерашний день, часу в шестом...», «Железная дорога», «Размышления у парадного подъезда», поэма «Русские женщины» («Княгиня Трубецкая»). Доля народная основная тема произведений поэта; своеобразие поэтической музы Н.А. Некрасова. Писатель и власть; новые типы героев и персонажей. Основная проблематика произведений: судьба русской женщины, любовь и чувство долга; верность, преданность, независимость, стойкость, чванство, равнодушие, беззащитность, бесправие, покорность судьбе.
Теория литературы: диалоговая речь, развитие представлений о жанре поэмы.
Развитие речи: чтение наизусть, выписки для характеристики героев, цитатный план, элементы тезисного плана.
Связь с другими искусствами: Н.А. Некрасов и художники-передвижники.
Возможные виды внеурочной деятельности: историко-краеведческая и литературно-краеведческая заочная экскурсия «Сибирскими дорогами декабристок».
М.Е. САЛТЫКОВ-ЩЕДРИН (2 часа)
Краткие сведения о писателе. Сказки: «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил », «Дикий помещик» и «Премудрый пискарь». Своеобразие сюжета; проблематика сказки: труд, власть, справедливость; приемы создания образа помещика. Позиция писателя.
Теория литературы: сатира, сатирический образ, сатирический персонаж, сатирический тип; притчевый характер сатирических сказок; мораль; своеобразие художественно-выразительных средств в сатирическом произведении; тропы и фигуры в сказке (гипербола, аллегория).
Развитие речи: различные виды пересказа, письменный отзыв.
Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями.
Возможные виды внеурочной деятельности: час поэзии в литературной гостиной «Крестьянский труд и судьба землепашца в изображении поэтов XIX века» (1 час Вн.чт.):
А.В. Кольцов. «Песня пахаря», «Горькая доля»;
Н.П. Огарев. «Сторона моя родимая...»;
И.С. Никитин. «Пахарь»;
А.Н. Плещеев. «Скучная картина!..»;
А.Н. Майков. «Сенокос», «Нива»;
М.Л. Михайлов. «Труня», «Те же всё унылые картины...» и др.
Л.Н. ТОЛСТОЙ (2 часа)
Л.Н. Толстой участник обороны Севастополя. Творческая история «Севастопольских рассказов». Литература и история. Рассказ «Севастополь в декабре месяце»: человек и война, жизнь и смерть, героизм, подвиг, защита Отечества основные темы рассказа. Образы защитников Севастополя. Авторское отношение к героям.
Теория литературы: рассказ, книга рассказов (развитие представлений).
Развитие речи: подбор материалов для ответа по плану, составление цитатного плана, устное сочинение-рассуждение.
Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями.
Краеведение: литературно-музыкальная композиция «Город русской славы, ратных подвигов».
Возможные виды внеурочной деятельности: написание сценария литературно-музыкальной композиции.
Н.С. ЛЕСКОВ (1 час)
Краткие сведения о биографии писателя. «Лесков писатель будущего». Повесть «Левша». Особенность проблематики и центральная идея повести. Образный мир произведения.
Теория литературы: своеобразие стиля повести. Расширение представлений о сказе, сказовом характере прозы.
Связь с другими искусствами: образ Левши в русском искусстве (живопись, кинематограф, мультипликация).
А.А. ФЕТ (1 час)
Русская природа в стихотворениях: «Вечер», «Зреет рожь над жаркой нивой...». Общечеловеческое в лирике; наблюдательность, чувства добрые; красота земли; стихотворение-медитация.
Теория литературы: лирика природы, тропы и фигуры и их роль в лирическом тексте (эпитет, сравнение, метафора, бессоюзие).
Развитие речи: чтение наизусть.
Произведения русских поэтов XIX века о России (1 час)
А.С. Пушкин. «Два чувства дивно близки нам...» Н.М. Языков. «Песня». И.С. Никитин. «Русь».А.Н.Майков «Нива».А.К.Толстой «Край ты мой, родимый край»

А.П. ЧЕХОВ (2 часа)
Рассказы: «Хамелеон», «Смерть чиновника». Разоблачение беспринципности, корыстолюбия, чинопочитания, самоуничижения. Своеобразие сюжета, способы создания образов, социальная направленность рассказов; позиция писателя.
Теория литературы: психологический портрет, сюжет (развитие представлений).
Развитие речи: пересказ, близкий к тексту; составление словаря языка персонажа.
Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями, рисунки учащихся.
Возможные виды внеурочной деятельности: вечер юмора «Над чем смеетесь?» (1 час Вн.чт.). Возможно привлечение произведений других авторов, например:
М.М. Зощенко. «Обезьяний язык»;А.Т. Аверченко. «Открытие Америки»;Н.А. Тэффи. «Воротник», «Свои и чужие» и др.

Из литературы XX века (21час)
М. ГОРЬКИЙ (2 часа)
Повесть «Детство» (главы I – V, VII, VIII, XII, XIII). «Легенда о Данко» (из рассказа «Старуха Изергиль»). Основные сюжетные линии в автобиографической прозе и рассказе; становление характера мальчика; проблематика рассказа (личность и обстоятельства, близкий человек, жизнь для людей, героизм, зависть, равнодушие, покорность, непокорность, гордость, жалость) и авторская позиция; контраст как основной прием раскрытия замысла.
Теория литературы: развитие представлений об автобиографической прозе, лексика и ее роль в создании различных типов прозаической художественной речи, герой-романтик, прием контраста.
Развитие речи: различные виды пересказа, цитатный план.
Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями.
Возможные виды внеурочной деятельности: конференция «М. Горький и русские писатели (Л. Толстой, А. Чехов)».
И.А. БУНИН (2 часа)
Стихотворение «Догорел апрельский светлый вечер...». Человек и природа в стихах И.Бунина, размышления о своеобразии поэзии. «Как я пишу». Рассказ «Кукушка». Смысл названия; доброта, милосердие, справедливость, покорность, смирение основные проблемы рассказа; образы-персонажи; образ природы; образы животных и зверей и их значение для понимания художественной идеи рассказа.
Теория литературы: темы и мотивы в лирическом стихотворении, поэтический образ, художественно-выразительная роль бессоюзия в поэтическом тексте.
Развитие речи: подготовка вопросов для дискуссии, выразительное чтение, различные виды пересказа.
А.И. КУПРИН (2 часа)
Рассказ «Куст сирени». Взаимопонимание, взаимовыручка, чувство локтя в понимании автора и его героя. Основная сюжетная линия рассказа и подтекст; художественная идея.
Теория литературы: рассказ (развитие представлений), диалог в рассказе.
Развитие речи: подготовка вопросов для дискуссии, отзыв на эпизод, составление плана ответа.
Возможные виды внеурочной деятельности: встреча в литературной гостиной или дискуссионном клубе «Что есть доброта?» по материалам изученных и самостоятельно прочитанных произведений, по личным наблюдениям и представлениям.

В.В. МАЯКОВСКИЙ (2 часа)
Стихотворение «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче». Проблематика стихотворения: поэт и общество, поэт и поэзия. Приемы создания образов. Художественное своеобразие стихотворения.
Теория литературы: автобиографические мотивы в лирических произведениях; мотив, тема, идея, рифма; тропы и фигуры (гипербола, метафора; синтаксические фигуры и интонация конца предложения).
Развитие речи: выразительное чтение.

С.А. ЕСЕНИН (2 часа)
Стихотворения: «Отговорила роща золотая...», «Я покинул родимый дом...». Тематика лирических стихотворений; лирическое «я» и образ автора. Человек и природа, чувство родины, эмоциональное богатство лирического героя в стихотворениях поэта.
Теория литературы: образ-пейзаж, тропы и фигуры (эпитет, оксюморон, поэтический синтаксис).
Краеведение: литературно-краеведческая экскурсия «По есенинским местам».
Развитие речи: чтение наизусть, устная рецензия или отзыв о стихотворении.
Возможные виды внеурочной деятельности: литературно-музыкальный вечер или час в литературной гостиной «Песни и романсы на стихи С.А. Есенина», вечер одного стихотворения «Мой Сергей Есенин».
И.С. ШМЕЛЕВ (1 час)
Рассказ «Русская песня». Основные сюжетные линии рассказа. Проблематика и художественная идея. Национальный характер в изображении писателя.
Теория литературы: рассказчик и его роль в повествовании, рассказ с элементами очерка, антитеза.
Развитие речи: устный и письменный отзыв о прочитанном, работа со словарями.
М.М. ПРИШВИН (1 час)
Рассказ «Москва-река». Тема и основная мысль. Родина, человек и природа в рассказе. Образ рассказчика.
Теория литературы: подтекст, выразительные средства художественной речи, градация.
Развитие речи: составление тезисов.
К.Г. ПАУСТОВСКИЙ (2 час)
Повесть «Мещерская сторона» (главы «Леса», «Луга», «Бескорыстие»). Чтение и обсуждение фрагментов, воссоздающих мир природы; человек и природа; малая родина; образ рассказчика в произведении.
Теория литературы: лирическая проза; выразительные средства художественной речи: эпитет, сравнение, метафора, олицетворение; пейзаж как сюжетообразующий фактор.
Развитие речи: изложение с элементами рассуждения.
Краеведение: каждый край по-своему прекрасен (лирическая проза о малой родине).
Н.А. ЗАБОЛОЦКИЙ (1 час)
Стихотворение «Не позволяй душе лениться...». Тема стихотворения и его художественная идея. Духовность, духовный труд основное нравственное достоинство человека.
Теория литературы: выразительно-художественные средства речи (риторическое восклицание, метафора), морфологические средства (роль глаголов и местоимений).
Развитие речи: чтение наизусть, составление словаря лексики стихотворения по заданной тематике.
А.Т. ТВАРДОВСКИЙ (1час)
Стихотворения: «Прощаемся мы с матерями...» (из цикла «Памяти матери»), «На дне моей жизни...». Поэма «Василий Теркин». Война, жизнь и смерть, героизм, чувство долга, дом, сыновняя память основные мотивы военной лирики и эпоса А.Т. Твардовского.
Теория литературы: композиция лирического стихотворения и поэмы, поэтический синтаксис (риторические фигуры).

Возможные виды внеурочной деятельности: встреча в литературной гостиной или час поэзии «Стихи и песни о войне поэтов XX века »:
А.А.Ахматова. «Клятва», «Песня мира»;К.М. Симонов. «Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины...»;А.А. Сурков. «В землянке»;М.В. Исаковский. «Огонек», «Ой, туманы мои...» и др.
Лирика поэтов-участников Великой Отечественной войны (1 час)
Майоров « Творчество», Богатков « Повестка»,М. Джалиль «Последняя песня»,
Вс. Н. Лобода «Начало». Особенности восприятия жизни в творчестве поэтов предвоенного поколения. Военные будни в стихотворениях поэтов – участников войны.
Б.Л. ВАСИЛЬЕВ (1 час)
Рассказ «Экспонат №...». Название рассказа и его роль для понимания художественной идеи произведения, проблема истинного и ложного. Разоблачение равнодушия, нравственной убогости, лицемерия.
Теория литературы: рассказчик и его роль в повествовании.
Развитие речи: подготовка плана к диспуту, различные виды комментирования эпизода.
В.М. ШУКШИН (1 час)
Краткие сведения о писателе. «Чудаки» и «чудики» в рассказах В.М. Шукшина. Рассказ «Микроскоп». Внутренняя простота и нравственная высота героя.
Теория литературы: способы создания характера.
Развитие речи: составление словаря языка персонажей, письменный отзыв, сочинение-рассуждение.
Связь с другими искусствами: деятельность В.М. Шукшина в киноискусстве (сценарист, режиссер, актер).
Краеведение: Сростки малая родина писателя.
Возможные виды внеурочной деятельности: день В.М. Шукшина в школе.
Русские поэты XX века о России (1 час)
А.А. Ахматова. «Мне голос был. Он звал утешно...»
М.И.Цветаева. «Рябину рубили зорькою...»
Я.В. Смеляков. «История».
А.И. Фатьянов. «Давно мы дома не были...»
А.Я. Яшин. «Не разучился ль...»
А.А. Вознесенский. «Муромский сруб».
А.Д.Дементьев. «Волга».
Своеобразие раскрытия темы России в стихах поэтов XX века.
Развитие речи: развернутая характеристика одного из поэтических текстов, чтение стихотворения наизусть.
Из зарубежной литературы (12 часов)
У. ШЕКСПИР (1 час)
Краткие сведения об авторе. Сонеты: «Когда на суд безмолвных, тайных дум...», «Прекрасное прекрасней во сто крат...», «Уж если ты разлюбишь, так теперь...», «Люблю, но реже говорю об этом...». Темы и мотивы. «Вечные» темы (любовь, жизнь, смерть, красота) в сонетах У. Шекспира.
Теория литературы: твердая форма (сонет), строфа (углубление и расширение представлений).
Развитие речи: различные виды чтения, чтение наизусть.
Р. БЁРНС (1 час)
Краткие сведения об авторе. Стихотворение «Возвращение солдата». Основные мотивы стихотворения: чувство долга, воинская честь, народное представление о добре и силе.
Теория литературы: лироэпическая песня, баллада, аллегория.
Р.Л. СТИВЕНСОН (2 часа)
Краткие сведения об авторе. Роман «Остров сокровищ» (часть третья, «Мои приключения на суше»). Приемы создания образов. Находчивость, любознательность наиболее привлекательные качества героя.
Теория литературы: приключенческая литература.
Развитие речи: чтение и различные способы комментирования.
Возможные виды внеурочной деятельности: час эстетического воспитания «С.Я. Маршак переводчик».
МАЦУО БАСЁ (1 час)
Образ поэта. Основные биографические сведения. Знакомство со стихотворениями, их тематикой и особенностями поэтических образов.
Теория литературы: хокку (хайку).
Развитие речи: попытка сочинительства.
А. де СЕНТ-ЭКЗЮПЕРИ (2 час)
Краткие сведения о писателе. Сказка «Маленький принц». Добро, справедливость, мужество, порядочность, честь в понимании писателя и его героев. Основные события и позиция автора.
Теория литературы: лирическая проза (развитие представлений), правда и вымысел.
Связь с другими искусствами. Сказка А. де Сент-Экзюпери на языке других искусств. Рисунки детей по мотивам «Маленького принца».
Я.КУПАЛА (2 часа)
Основные биографические сведения. Отражение судьбы белорусского народа в стихах «Мужик», «А кто там идёт?», «Алеся». М.Горький и М.Исаковский - переводчики Я.Купалы.
Развитие речи: сопоставительная характеристика оригинала и переводов.

Произведения для заучивания наизусть
М.В. Ломоносов. Из «Оды на день восшествия на всероссийский престол...» (отрывок).
Г.Р. Державин. «Властителям и судиям» (отрывок).
А.С. Пушкин. 12 стихотворения по выбору.
М.Ю. Лермонтов. «Родина».
Н.А. Некрасов. «Размышления у парадного подъезда» (отрывок).
А.А. Фет. Стихотворение по выбору.
С.А. Есенин. Стихотворение по выбору.
Из стихов о России поэтов XIX века. 12 стихотворения по выбору.
Н.А. Заболоцкий. «Не позволяй душе лениться...»
А.Т. Твардовский. «На дне моей жизни...»
У. Ш е к с п и р. Один сонет по выбору.

Учебно-тематический план

РАЗДЕЛ
ВСЕГО ЧАСОВ
ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ
ЧАСТЬ
РАЗВИТИЕ
РЕЧИ

2. Из устного народного творчества

3. Из древнерусской литературы

4. Из русской литературы 18 века

5. Из русской литературы 19 века

6. Из русской литературы 20 века

7. Из зарубежной литературы

8.Повторение в конце года
3
3

ВСЕГО
70
63
7

Календарно-тематическое планирование

Тема раздела
Тема урока

К-во часов

Дата по
программе

Дата с учетом
корректировки
Освоение предметных знаний
УУД

Форма контроля
Образовательный продукт
Подготовка к ГИА, ЕГЭ

1.
Введение в курс русской литературы
1








Своеобразие курса

Устный ответ

Движение жанров

2.
Былины «Святогор и Микула Селянинович», «Илья Муромец и Соловей-разбойник»
1

Отражение в былине народных представлений о нравственности
Классифицировать материал, умение планировать свою работу при решении задач
Устный ответ
Иллюстрации
Особенности жанра

3.
Русские народные песни
1

Многозначность поэтического образа

Устный ответ
Доклад
Своеобразие поэтического языка.

Древнерусская литература

4
Поучительный характер древнерусской литературы. Из «Повести временных лет»
1

Прослеживать преемственность поколений, патриотизм

Подробный пересказ
Анализ текста

5
«Повесть о Петре и Февронии Муромских». Жанровое своеобразие
1

Жанровое своеобразие

Выразитель-ное чтение
Изложение с элементами сочинения

Анализ эпизода

Литература 18 века

6
М.В.Ломоносов. Жизнь и судьба поэта, просветителя, учёного
1

Особенность поэтического языка оды
Устанавливать причинно-следственные связи, аналогии
Письменная работа
Сочинение с элементами рассуждения
Сочинение с элементами рассуждения

7
Теория о «трёх штилях»
1

Значение теории о стилях
Анализировать, .
Ответы на вопросы
Доклад
Особенности поэтического языка.

8
Г.Р.Державин. Тема поэта и власти
1

Своеобразие стихотворении поэта
Систематизировать, выделять главное, устанавливать причинно-следственные связи
Письменная работа
Письменная работа
Тематика и проблематика произведений

9
Д.И.Фонвизин. Комедия «Недоросль»
1

Своеобразие драматургическ-ого произведения
Задавать уточняющие вопросы; высказывать суждения, подтверждать их фактами
Устное сочинение
Устное сочинение
Устное сочинение

10
Образы комедии «Недоросль»
1

Теория литературы
Сравнивать полученные результаты с учебной задачей
Чтение по ролям
Иллюстрации
Анализ образов

11
Социальные вопросы в комедии
1

Литературное направление (первичные представления)

Ответы на вопросы
Устное сочинение

Лтература 19 века

12
А.С.Пушкин. Свободолюбивые мотивы в стихотворениях поэта
1

Творческая история создания произведений
Анализировать, сравнивать, классифицировать, обобщать
Различные виды чтения
Сообщение
Анализ лирики

13
«Песнь о вещем Олеге»
1

Летописный текст и баллада А.С.Пушкина
Анализировать, сравнивать, классифицировать, обобщать
Различные виды чтения
Сообщение
Различные виды чтения

14
Поэма «Полтава»
1

Гражданский пафос поэмы
Устанавливать причинно-следственные связи, аналогии

Сочинение с элементами рассуждения
Сочинение с элементами рассуждения

15
М.Ю.Лермонтов. Родина в лирических и эпических произведениях
1

Жанры лирики.
Сравнивать, классифицировать, обобщать
Рассказ о событии

Рассказ о событии

16
«Песня про царя Ивана Васильевича»
1

Вымысел и верность исторической правде
Задавать уточняющие вопросы; высказывать суждения, подтверждать их фактами
Ответы на вопросы
Характеристика
Характеристики персонажей

17
Художественное богатство «Песни»
1

Вымысел и верность исторической правде
Сравнивать полученные результаты с учебной задачей

Пересказ
План устного ответа
Рецензия

18
Н.В.Гоголь в Петербурге
1

Новая тема – изображение чиновничества и жизни «маленького» человека
Классифицировать материал, планировать свою работу при решении задач
Презентация
Презентация
Подбор цитат для характеристики персонажа

19
Повесть «Шинель». Основной конфликт
1

Написание рассказа по заданному сюжету.

20
И.С.Тургенев. «Записки охотника»
1

Сложные социальные отношения в деревне.
Устанавливать причинно-следственные связи, аналогии
Ответы на вопросы
Иллюстрации
Портрет и характер.

21
Тематика и художественное богатство стихотворения в прозе «Нищий»
1

Многообразие характеров крестьян в изображении автора
Анализировать, сравнивать, классифицировать, обобщать
Выразите-льно6е чтение
Выразительное чтение
Теория литературы

22
Н.А.Некрасов. Краткие сведения о поэте
1

Своеобразие поэтической музы поэта
Устанавливать причинно-следственные связи, аналогии
Характерис-тика героев
Выписки для характеристики героев

23
Поэма «Русские женщины». («Княгиня Трубецкая»)
1

Основная проблематика произведений
Сравнивать, классифицировать, обобщать
Ответы на вопросы

Цитатный план, элементы тезисного плана

24

1

Проблематика сказок

Иллюстрации
Различные виды пересказа

25
Проблематика сказок М.Е.Салтыкова-Щедрина. Жанровые особенности
1

Проблематика сказок
Решать проблему, взаимодействовать в группе

Иллюстрации
Различные виды пересказа

26
Крестьянский труд и судьба землепашца в изображении поэтов 19 века
1

Своеобразие поэтических произведений
Анализировать, сравнивать, классифицировать, обобщать
Исследовате-льская работа
Исследователь-ская работа
Выразительное чтение наизусть

27
1

Литература и история
Планировать свою работу, четко ставить систему задач
Пересказ
Цитатный план
Составление цитатного плана

28
«Севастопольские рассказы» Л.Н.Толстого. Особенности жанра
1

Литература и история
Ставить систему задач, вычленять среди них главные, избирать рациональные способы решения, быстро вносить коррективы в свою работу
Пересказ
Цитатный план
Составление цитатного плана

29
Н.С.Лесков. Повесть «Левша»
1

Образный мир произведения
Анализировать общие итоги работы, сравнивать эти результаты с намеченными в начале её, выявлять причины отклонений и намечать пути их устранения
Пересказ

Организация: ГАПОУ МОК им В. Талалихина

Населенный пункт: г. Москва

Задачи : Учить различать и называть красный цвет, закреплять знания о форме предметов, обогащать сенсорный опыт детей путем обведения предметов по контуру поочередно то одной, то другой рукой. Закреплять умение отщипывать небольшие кусочки пластилина от целого куска, раскатывать его между ладонями круговыми движениями.

Виды детской деятельности : игровая, коммуникативная, продуктивная (лепка), двигательная, наблюдение.

Методы и приемы : Беседа, чтение стихотворения, пальчиковая гимнастика, показ приема лепки, игра.

Оборудование : картинка с изображением снегиря, изображение гроздьев рябины, гроздья рябины, заготовки на картоне, пластилин, салфетки по количеству детей, дощечки.

Литература:

1. О.В. Павлова Художественное творчество: комплексные занятия. Первая младшая группа/ -Волгоград: Учитель, 2014

2. И.Е. Аверина Физкультурные минутки и динамические паузы в дошкольных образовательных учреждениях: практ. пособие. -4-е изд. –М.: Айрис – пресс, 2008

Структура проведения

1часть:(вводная)

Организационный момент:

Воспитатель :

Ребята, скажите, пожалуйста, сейчас на улице холодно?

А какое сейчас время года?

Да, на улице зима, холодно. Кругом лежит снег: и на деревьях, и на земле. Мы с вами можем зайти домой и погреться, а вот птичкам приходится очень тяжело. Они же живут на улице, а снег все замел, и нет зимой ни мошек, ни зернышек. С большим трудом птички находят себе еду.

А где птички могут найти еду зимой? (В кормушке). Мы с вами повесили кормушку и насыпаем в неё зернышки.

Какие зернышки мы насыпаем? (Пшено, семечки).

А сегодня к нам в гости прилетела птичка.

2 часть(основная)

Воспитатель:

Хоть поменьше воробья,

Не боюсь зимы и я,

Всем известная вам птичка.

А зовут меня … (синичка).

Молодцы! Сразу отгадали синичку. Как мы её отличаем от других птиц?

Дети : - По грудке отличаем. Она у синичек жёлтая.

Воспитатель: - Всё верно. Это красивая птица. У нее на голове черная шапочка, щеки белые, на горле черная полоса - галстучек, крылья и хвост серые, спина желто-зеленая, а брюшко - желтое

Я её тоже сразу узнала. А кто знает, как поёт синичка?

Дети : «Синь-синь!»

Картинка - СНЕГИРЬ

Воспитатель :- Узнали, что это за красивая птица? (Ответы детей). Да, это снегири - нарядные птицы. Верх головы, крылья, хвост - черные; спина голубовато-серая, а брюшко - красное. Клюв короткий, толстый, черного цвета. Снегири очень дружные птицы, поэтому летают они чаще всего стайкой. Как вы думаете, что такое стайка? (Ответы детей.) Стайка - это много птиц, которые летают вместе.

Ребятки, а как вы думаете, что кушает снегирь? (Ответы детей).

Правильно, как все птички, снегирь любит зернышки клевать. Больше всего он любит ягодки рябины, он достает из них зернышки своим сильным клювиком, а саму ягодку выкидывает на землю.

СНЕГИРИ А. Прокофьев

Выбегайте поскорей

Посмотреть на снегирей

Прилетели! Прилетели!

Стайку встретили метели,

А Мороз Красный Нос

Им рябинки принёс.

У меня есть гроздь рябины. Посмотрите на ягодки. Какого они цвета?

А какую форму имеют ягоды рябины?

Снегири, да и другие птицы очень любят эти ягодки, но у меня их мало А вы поможете мне сделать много ягодок, чтобы их хватило всем птичкам?

Но сначала давайте поиграем.

Пальчиковая гимнастика

Ягодок сейчас сорвем

И в корзинку соберем

Будет полная корзинка

Птичек угостим рябинкой.

Птички ягод поедят

И домой все полетят. Кшшш!

Воспитатель:

Что же любят птички? Они с удовольствием клюют зернышки. Но мы сегодня приготовим для них вкусные ягоды, которые еще можно найти на деревьях. Вот, например, до сих пор на деревьях висят гроздья ягод рябины, калины. (Прикрепляю на фланелеграф изображения рябины, калины и др.) На что похожи ягодки? Да, это маленькие шарики

Из чего же мы будем делать наши ягоды рябины? (Из пластилина)

Ребятки, посмотрите, на ваших картинках снегири сидят на веточках рябины, а ягодок на веточке нет. Угостим снегирей вкусными ягодками. (Ответы детей) Тогда, каждый угостит своего снегиря ягодками рябины. Какого цвета ягодки рябины? (Ответы детей)

Правильно, красного. Ягодки мы будем делать из пластилиновых шариков красного цвета..

Посмотрите, как я буду сейчас делать ягодки. Я сначала отщипну от большого куска пластилина маленький кусочек и скатаю его в шарик.

Покажите, как нужно двигать ручками, чтобы получился шар? (Дети выполняют кругообразные движения ладонями)

Затем готовую ягодку я прилеплю на веточку рябины, надавив пальчиком на пластилиновый шарик. Вот и получилось у меня красивое и вкусное угощенье для снегиря.

А теперь и вы слепите угощение для птичек.

А теперь ягодку сделает Настя. (Воспитатель помогает девочке закрепить шарик на веточке.)

Молодец, Настенька! Хорошая ягодка у тебя получилась!

В процессе работы контролировать правильность приема скатывания детьми шариков, надавливания указательным пальцем на шарик.

Посмотрите, сколько ягодок у нас теперь! Всем хватит! А теперь давайте превратимся в птичек и полетаем.

«Птички-невелички»

Ой, летали птички, птички невелички

Все летали, все летали, крыльями махали.

(Махать руками, как крыльями)

На дорожку сели, Зернышки поели

Клюю, клюю, клюю, клюю

Как я зернышки люблю!

(Присесть на корточки, указательными пальчиками стучать по дорожке)

Перышки почистим, чтобы были чище

Вот так, вот так, чтобы были чище!

(Руками обнять себя, «чистить» предплечья)

Прыгаем по веткам, чтоб сильней стать деткам

Прыг, скок, прыг, скок, прыгаем по веткам.

(Прыжки на месте)

А собачка прибежала и всех деток испугала

Кыш! Полетели, на головку сели

Полетели, полетели, на животик сели

Полетели, полетели, на коленки сели

Посидели, посидели, шууууу! И улетели.

3 часть(заключительная)

Воспитатель. Молодцы, ребятки! Дружно трудились и много ягодок для снегирей сделали! Снегири говорят вам спасибо!

Вот теперь у птичек много еды, и они не замёрзнут от холода. Заботьтесь о птичках всегда. Не жалейте для них зернышек, крошек. И тогда они весной и летом будут радовать нас своим прекрасным пением.


Комплексно-тематический план образовательной работы во 2 младшей и средней группах детского сада по теме:

«Путешествие в царство цветов и ягод».

Содержание темы: лето, цветы, ягоды (1-4 недели июля)

Задачи:

    Расширить представление детей о разнообразии цветов и ягод

    Познакомить детей с ядовитыми ягодами и растениями

    Воспитывать бережное отношение детей к растениям в процессе работы на огороде, клумбе (рыхление, полив почвы, сбор урожая)

    Закреплять представление детей о правилах поведения в природе

    Формировать понятия о полезных витаминах содержащиеся в ягодах

Итоговые события:

    Выставка детских работ « Цветочная поляна моей мечты».

    Досуг: «Путешествие в царство цветов и ягод».

Образовательные

области

Виды совместной деятельности

Социально –коммуникативное развитие

Сюжетно – ролевые игры: «Поход в лес за ягодами», « Сажаем цветы»

Сюжетно-дидактическая игра: « Выбери ягоды для варенья»

Рассмотрение иллюстраций, альбомов на тему: « Ягоды», « Цветы»

Театрализованные игры: Игра – драматизация по сказке « Дудочка и кувшинчик»

Трудовые поручения - « Посади семена в землю», «Полей клумбу с цветами», «Собери корзинку ягод».

Ручной труд: из природного материала «Варенье из ягод» (из разных видов круп), «Семицветик из ткани».

Наблюдения за ростом цветов на участке (посадка семян, подкармливание, рост, цветок)

Знакомство с трудом взрослых – рассказ: « Цветы бывают разные, уход для каждого свой»

Свободное общение - «Какие ягоды растут в лесу, какие в огороде», « Что бывает, если за цветами не ухаживать».

Самообслуживание и элементарный бытовой труд (в помещении и на улице) - «Сбор поспевших семян веточных растений», «Работа на клумбе» (прополка, рыхление, убираем сорняки)

Познавательное развитие

Опыты и эксперименты, Поисковая исследовательская деятельность – «Наблюдение за ростом цветов растущих в тени, и на солнце (какие цветы быстрей распустятся). Игры с песком « Печем пирожки». Игры с водой «Теплый – холодный».

Рассказ воспитателя – «Ядовитые ягоды, чем они опасны», Рассматривание и чтение « Все о комнатных растениях»

Рассматривания иллюстраций - Наблюдение за ростом цветов на лице, с изображением леса, лесных ягод

Развивающие игры, Дидактические игры - «Отгадай, что это за растение», «Что где можно увидеть», «Найди лишнее»

Решение логических задач – картинки-загадки «Чей листочек на картинке», « Чья тень».

Речевое развитие

Восприятие художественной литературы и фольклора: Я. Тайц « По ягоды», Е. Серова «Лужайка», Г. Сапгир «Садовник», 3. Александрова «Дождик», В. Даль «Война грибов и ягод», М. Зденек «Крот и волшебный цветок», Шим Э. «Лесные сказки», Плещеев А. «Травка зеленеет», Устинов Л. « Лесная песенка», Пришвин М. «Этажи леса».

Беседа «Польза ягод, какие витамины в них скрываются»

Составление описательных рассказов – « Что растет у меня на огороде», « Любимые мамины цветы»

Свободное общение (или ситуативный разговор, речевая ситуация) «Спелые и неспелые ягоды», «Какие ягоды можно есть, а какие нельзя».

Драматизация Игра – драматизация по сказке «Садовник».

Разучивание стихов о цветах, ягодах. «С утра на лужайку», «Где прячутся ягоды».

Рассматривание иллюстраций к произведению с комментариями Я. Тайц « По ягоды».

Настольный (пальчиковый, кукольный) театр по произведению В. Даль «Война грибов и ягод».

Речевые игры «Где растут цветы», «Назови, что за ягода», «Какие цветы растут у тебя дома», «Я сворю варенье папе».

Артикуляционная гимнастика – « На ромашковом поле».

Пальчиковая гимнастика – «Росточек», «Цветочек», «Корзинка для ягод», «Ягода – малина».

Отгадывание загадок – загадки про цветы, ягоды.

Художественно-эстетическое развитие

Изготовление оформления для группового помещения к досугу: трафареты, книжки-самоделки, игрушки, оригами цветов, ягод.

Лепка «Ягодное лукошко»

Рисование – «Баночка варенья», «Моя цветочная поляна».

Аппликация – «Цветик – семицветик», «Волшебный короб».

Изготовление атрибутов для сюжетно – ролевых игр: маски ягод, цветов, плоскостное изображения леса для сказки «Поход в лес за ягодами»,

Восприятие музыки/ песенно-игровое и песенно-инструментальное творчество/музыкально – ритмическая деятельность – А. Толстой «Колокольчики мои».

Исполнение – «Ягода – калина», «Калинка – малинка», «Ландыши».

Подвижные игры с музыкальным сопровождением «Цветут цветы», «Хоровод цветов».

Музыкально-дидактические игры - «В лес по ягоды пойду».

Ритмика «Танец ромашки».

Конструирование из разного материала, включая конструкторы, модули, бумагу, природный и иной материал

Физическое развитие

Утренняя гимнастика «Пробуждение цветов».

Двигательные, игровые упражнения «Кто соберет больше ягод», «Цветочки просыпаются, цветочки засыпают».

Занятия физической культурой тематического характера «По тропинке в лес пойдем».

Подвижные игры «Повар», «Узнай растение», «Перенеси предмет», «Кто, где живет».

Физминутки «В гостях у лесовика», «Ножками по тропинке».

Комплексы упражнений для глаз « Ищем ягоды под листочками», на дыхание, пальчиковая гимнастика «Пушистый одуванчик», профилактика сколиоза, плоскостопия «Дорожки с трафаретами ягод».

Рассматривание альбомов, иллюстраций о здоровом образе жизни , беседа польза ягод для организма.

Создание условий для самостоятельной деятельности детей

Книжный уголок:

Книги для чтения и рассматривания.

    М. Лазарь « Лесные сказки для детей»

    М. Пляцковский «Ромашки в январе»

    В. Степанов. «Лесные звезды»

    Л. Ннколаенко, «Кто рассыпал колокольчики...»

    Е. Серова, «Одуванчик»

    М. Пришвин. "Золотой луг".

    В. Катаев «Цветик-семицветик».

    Я. Тайц «Про ягоды».

    Г.-Х. Андерсен «Дюймовочка».

    Н. Сладков «Любитель цветов».

Различные виды театров для обыгрывания диалогов/литературных произведений

Центр сюжетно – ролевых игр: создание предметно – развивающей среды и совместное изготовление атрибутов – украшение группового помещения аппликацией цветов, ягод.

Центр строительно- конструктивных игр: Конструктор Лего, муляжи ягод, цветов

Центр продуктивных видов деятельности: подбор раскрасок, трафареты, обводки, образцы цветов, ягод.

Центр экспериментирования (познавательный уголок, лаборатория) – «Холодный – теплый», «Сухой – мокрый», «Гладкий – шершавый».

Центр движения (физкультурный уголок) – искусственные, бумажные цветы, восковые, пластмассовые ягоды.

Взаимодействие с семьей и социальными партнерами

Создание папки – передвижки «Несъедобные ягоды», «Берегите цветы!», «Ухаживаем за цветочной клумбой», «Полезные ягоды, и витамины в них»

Разработка маршрутов выходного дня: экскурсия в «Ботанический сад», поход в лес всей семьей.

Создание альбома « Мои любимые цветы».

Семейный просмотр ТВ передач мультфильмы о цветах

Конкурс совместных рисунков «Цветочная поляна моей мечты»

Комплексно-тематический план образовательной работы во 2 младшей и средней группах детского сада по теме:

«Путешествие в царство цветов и ягод».

Содержание темы: лето, цветы, ягоды (1-4 недели июля)

Задачи:

    Расширить представление детей о разнообразии цветов и ягод

    Познакомить детей с ядовитыми ягодами и растениями

    Воспитывать бережное отношение детей к растениям в процессе работы на огороде, клумбе (рыхление, полив почвы, сбор урожая)

    Закреплять представление детей о правилах поведения в природе

    Формировать понятия о полезных витаминах содержащиеся в ягодах

Итоговые события:

    Выставка детских работ « Цветочная поляна моей мечты».

    Досуг: «Путешествие в царство цветов и ягод».

Образовательные

области

Виды совместной деятельности

Социально –коммуникативное развитие

Сюжетно – ролевые игры: «Поход в лес за ягодами», « Сажаем цветы»

Сюжетно-дидактическая игра: « Выбери ягоды для варенья»

Рассмотрение иллюстраций, альбомов на тему: « Ягоды», « Цветы»

Театрализованные игры: Игра – драматизация по сказке « Дудочка и кувшинчик»

Трудовые поручения - « Посади семена в землю», «Полей клумбу с цветами», «Собери корзинку ягод».

Ручной труд: из природного материала «Варенье из ягод» (из разных видов круп), «Семицветик из ткани».

Наблюдения за ростом цветов на участке (посадка семян, подкармливание, рост, цветок)

Знакомство с трудом взрослых – рассказ: « Цветы бывают разные, уход для каждого свой»

Свободное общение - «Какие ягоды растут в лесу, какие в огороде», « Что бывает, если за цветами не ухаживать».

Самообслуживание и элементарный бытовой труд (в помещении и на улице) - «Сбор поспевших семян веточных растений», «Работа на клумбе» (прополка, рыхление, убираем сорняки)

Познавательное развитие

Опыты и эксперименты, Поисковая исследовательская деятельность – «Наблюдение за ростом цветов растущих в тени, и на солнце (какие цветы быстрей распустятся). Игры с песком « Печем пирожки». Игры с водой «Теплый – холодный».

Рассказ воспитателя – «Ядовитые ягоды, чем они опасны», Рассматривание и чтение « Все о комнатных растениях»

Рассматривания иллюстраций - Наблюдение за ростом цветов на лице, с изображением леса, лесных ягод

Развивающие игры, Дидактические игры - «Отгадай, что это за растение», «Что где можно увидеть», «Найди лишнее»

Решение логических задач – картинки-загадки «Чей листочек на картинке», « Чья тень».

Речевое развитие

Восприятие художественной литературы и фольклора: Я. Тайц « По ягоды», Е. Серова «Лужайка», Г. Сапгир «Садовник», 3. Александрова «Дождик», В. Даль «Война грибов и ягод», М. Зденек «Крот и волшебный цветок», Шим Э. «Лесные сказки», Плещеев А. «Травка зеленеет», Устинов Л. « Лесная песенка», Пришвин М. «Этажи леса».

Беседа «Польза ягод, какие витамины в них скрываются»

Составление описательных рассказов – « Что растет у меня на огороде», « Любимые мамины цветы»

Свободное общение (или ситуативный разговор, речевая ситуация) «Спелые и неспелые ягоды», «Какие ягоды можно есть, а какие нельзя».

Драматизация Игра – драматизация по сказке «Садовник».

Разучивание стихов о цветах, ягодах. «С утра на лужайку», «Где прячутся ягоды».

Рассматривание иллюстраций к произведению с комментариями Я. Тайц « По ягоды».

Настольный (пальчиковый, кукольный) театр по произведению В. Даль «Война грибов и ягод».

Речевые игры «Где растут цветы», «Назови, что за ягода», «Какие цветы растут у тебя дома», «Я сворю варенье папе».

Артикуляционная гимнастика – « На ромашковом поле».

Пальчиковая гимнастика – «Росточек», «Цветочек», «Корзинка для ягод», «Ягода – малина».

Отгадывание загадок – загадки про цветы, ягоды.

Художественно-эстетическое развитие

Изготовление оформления для группового помещения к досугу: трафареты, книжки-самоделки, игрушки, оригами цветов, ягод.

Лепка «Ягодное лукошко»

Рисование – «Баночка варенья», «Моя цветочная поляна».

Аппликация – «Цветик – семицветик», «Волшебный короб».

Изготовление атрибутов для сюжетно – ролевых игр: маски ягод, цветов, плоскостное изображения леса для сказки «Поход в лес за ягодами»,

Восприятие музыки/ песенно-игровое и песенно-инструментальное творчество/музыкально – ритмическая деятельность – А. Толстой «Колокольчики мои».

Исполнение – «Ягода – калина», «Калинка – малинка», «Ландыши».

Подвижные игры с музыкальным сопровождением «Цветут цветы», «Хоровод цветов».

Музыкально-дидактические игры - «В лес по ягоды пойду».

Ритмика «Танец ромашки».

Конструирование из разного материала, включая конструкторы, модули, бумагу, природный и иной материал

Физическое развитие

Утренняя гимнастика «Пробуждение цветов».

Двигательные, игровые упражнения «Кто соберет больше ягод», «Цветочки просыпаются, цветочки засыпают».

Занятия физической культурой тематического характера «По тропинке в лес пойдем».

Подвижные игры «Повар», «Узнай растение», «Перенеси предмет», «Кто, где живет».

Физминутки «В гостях у лесовика», «Ножками по тропинке».

Комплексы упражнений для глаз « Ищем ягоды под листочками», на дыхание, пальчиковая гимнастика «Пушистый одуванчик», профилактика сколиоза, плоскостопия «Дорожки с трафаретами ягод».

Рассматривание альбомов, иллюстраций о здоровом образе жизни , беседа польза ягод для организма.

Создание условий для самостоятельной деятельности детей

Книжный уголок:

Книги для чтения и рассматривания.

    М. Лазарь « Лесные сказки для детей»

    М. Пляцковский «Ромашки в январе»

    В. Степанов. «Лесные звезды»

    Л. Ннколаенко, «Кто рассыпал колокольчики...»

    Е. Серова, «Одуванчик»

    М. Пришвин. "Золотой луг".

    В. Катаев «Цветик-семицветик».

    Я. Тайц «Про ягоды».

    Г.-Х. Андерсен «Дюймовочка».

    Н. Сладков «Любитель цветов».

Различные виды театров для обыгрывания диалогов/литературных произведений

Центр сюжетно – ролевых игр: создание предметно – развивающей среды и совместное изготовление атрибутов – украшение группового помещения аппликацией цветов, ягод.

Центр строительно- конструктивных игр: Конструктор Лего, муляжи ягод, цветов

Центр продуктивных видов деятельности: подбор раскрасок, трафареты, обводки, образцы цветов, ягод.

Центр экспериментирования (познавательный уголок, лаборатория) – «Холодный – теплый», «Сухой – мокрый», «Гладкий – шершавый».

Центр движения (физкультурный уголок) – искусственные, бумажные цветы, восковые, пластмассовые ягоды.

Взаимодействие с семьей и социальными партнерами

Создание папки – передвижки «Несъедобные ягоды», «Берегите цветы!», «Ухаживаем за цветочной клумбой», «Полезные ягоды, и витамины в них»

Разработка маршрутов выходного дня: экскурсия в «Ботанический сад», поход в лес всей семьей.

Создание альбома « Мои любимые цветы».

Семейный просмотр ТВ передач мультфильмы о цветах

Конкурс совместных рисунков «Цветочная поляна моей мечты»

Наталья Анатольевна Дедюхина - воспитатель. Первая квалификационная категория. Стаж педагогической работы 17 лет. В личности Натальи Анатольевны сочетается огромное трудолюбие, любовь к своей профессии, детям, стремление к творчеству и самосовершенствованию. К детям всегда относится с большой заботой и пониманием, старается найти индивидуальный подход для каждого ребенка.

** Портфолио педагога **

Ольга Леонидовна Петрова - воспитатель. Подтверждение соответствия занимаемой должности. Стаж педагогической работы - 14 лет. В образовательно-воспитательной деятнльности использует, наряду с традиционными методиками, инновационные технологии. Обеспечивает комфортное пребывание детей в группе тактикой общения: улыбкой, ласковым словом, подбадриванием каждого малыша, вселяет в детей уверенность в своих силах. Считает, что даже с самыми маленькими детками можно найти общий язык, надо с ними считаться, разговаривать и вести с ними себя наравне, как со взрослыми, не унижать их достоинство.

**ПОРТФОЛИО ПЕДАГОГА

Проскурнина Любовь Владимировна - младший воспитатель. Добросовестная, аккуратная, с любовью относится к каждому ребёнку . Там, где работает Любовь Владимировна, всё сияет чистотой. Она надёжный помощник воспитателей.

В сем известно мудрое изречение:«Дети - цветы жизни» . Ребёнок на каждом этапе своего роста напоминает тот или иной цветок: то нежный подснежник, то колючую, но прекрасную розу, то трогательную, хрупкую ромашку. Вот и дети нашей группы «РОМАШКА» - как необыкновенные цветы ромашки: изящные, красивые, милые , такие же трогательные и хрупкие. Многому научились ребята раньше. Они радуют нас все больше и больше! Речь их стала четкой и ясной, очень значительно расширился словарный запас, кругозор, пополнились знания окружающего мира, умения и навыки...

Для этого мы использовали многочисленные педагогические хитрости: игры-забавы, весёлые песенки, познавательные игры-путишествия, сюрпризные моменты и др.

Сейчас наши дети научились дружить, общаться по интересам, играть в ролевые игры. Стали очень внимательными и усидчивыми. А главное, стали ещё более любознательными!

В группе подобран настольный, пальчиковый, кукольный, теневой театры. В большом количестве имеются разнообразные конструкторы. Из его деталей дети строят дома, башни, целые города.

При организации предметной среды в группе подготовительного дошкольного возраста учитывалась потребность детей в творчестве и самоутверждении. развивающая среда в нашей группе – это поле деятельности, образ жизни, передача опыта, творчество, предметное образование. Эта среда изменчива, динамична. Она достаточно разнообразна.



 

Возможно, будет полезно почитать: