Сказка про волшебные свойства магнита. Занятие "Магнит.Свойства Магнита" план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему. Исследовательский проект «волшебный камень - магнит»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СЕМЁНОВСКИЙ ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА «ЖУРАВЛИК»

СТУПИНСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА

Мастер-класс экспериментальная деятельность «Свойства магнита»

Подготовила: Ерофеева Ирина Сергеевна воспитатель подготовительной группы компенсирующей направленности

апрель 2014г.

Цели педагогических технологий:

Здоровьесберегающие технологии (использование разнообразных видов деятельности, обучение безопасному проведению опытов),

Исследовательские методы (развивать индивидуальный путь развития ребёнка, развивать личный интерес у детей, учить видеть проблему и пути её решения).

Игровые методы (формировать разнообразные умения и учебные навыки, расширять кругозор, развивать познавательную сферу).

Обучение в сотрудничестве (учить ребят решать чётко поставленные задачи при взаимодействии со сверстниками).

Информационно-коммуникационные технологии – мультипроект (развивать коммуникативную, социальную и экологическую компетентность детей дошкольного возраста).

Задачи путешествия:

Развитие у детей мыслительных операций.

Развитие у детей элементарных представлений о физических явлениях, стимулирование самостоятельного формулирования выводов детьми;

Накопление у детей конкретных представлений о магните и его свойстве притягивать металлические предметы;

Воспитание аккуратности в работе, соблюдения правил техники безопасности.

Развитие активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению.

Побуждение детей к самостоятельному поиску причин, способов действий, проявлению творческого потенциала и проявление своей индивидуальности.

Оборудование и материалы:

Технические средства – макет волшебной дороги, магниты полосовые (каждому ребёнку), различные металлические предметы (скрепки, гайки, шурупы, железные пластинки и т другие), лоскутки ткани, меха, предметы из резины, пластмассы, подковообразный магнит, колбы стеклянные, фасоль (белая. красная),аквариум(колодец) с водой, железный меч, варежка с магнитами.

Словарная работа:

Магнетизм, магнит, лаборатория, меч-кладенец.

Предварительная работа:

Чтение сказок «Золушка», «Иван Царевич и Меч-Кладенец».

Входят гости и видят, как дети с воспитателем проводят опыт (сода+уксус).

Приветствие гостей.

В: -Сегодня у нас необычное занятие. Я вам приготовила сюрприз, который находится в этой шкатулке. (Достаёт и показывает.)

Как вы думаете, что это? (Это рукавичка) . А из какой она сказки? («Рукавичка»)

Проблемная ситуация:

В. надевает на руку рукавичку: - Она необычная, как вы думаете почему? (предположения детей)

В: Ребята, посмотрите, у меня на столе лежат разные предметы. Сейчас я проведу над ними рукой и вы увидите, что произойдет (примагничиваются металлические предметы)

В: Что вы видите? (К рукавичке прилипли (примагнитились) металлические предметы, перечисляют)

Опыт:

В: Кто хочет попробовать провести эксперимент с рукавичкой сам? (2-3 ребёнка пробуют сами провести опыт)

В: Почему прилипли только эти предметы, а не другие? (Они металлические)

В: Что необычного в этой рукавичке? (Она магнитная)

В: А что такое магнит? (Магнит - это природный камень, который обладает волшебным свойством: магнитизмом или притяжением)

В: Ребята давайте сделаем упражнение "Притяжение". Молодцы, вы запомнили, что такое магнитизм или магнитное притяжение.

Приходит СМС воспитателю на моб.телефон. Дети читают:

«Помогите! Сказки в беде !!!»

В: -Ребята, сказки попали в беду, поможем? (да) А отправимся мы в сказки на нашем волшебном автомобиле. (Раздаётся звук незаводящегося мотора)

Проблемная ситуация:

В: -Ребята, что же делать? Машина большая, железная. Что за сила может помочь машине поехать по дороге? (Сила магнитизма!) - Тогда в путь!

Физ. минутка "Мы едем".

Воспитатель на коврографе с помощью магнита двигает железную машинку по картонной дороге. Под музыкальное сопровождение дети выполняют движения.

По окончанию физ.минутки воспитатель читает отрывок из сказки "Иван Царевич и Меч-Кладенец":

Сокровенные века.

Чья могучая рука.

Дело ратное свершила,

Меч в колоду опустила?

Сказ о Иване - Царевиче и мече - кладенце») .

Дети видят Ивана-Царевича около колодца.

В: Кто это, ребята? (Иван-Царевич)

В: Что случилось Иван-Царевич?

Проблемная ситуация:

И.-Ц: Кащей утопил мой меч в колодце.

В: Вон неприятность, а из чего сделан твой меч?

И.-Ц: Он железный и очень тяжелый, лежит на самом дне колодца. Помогите мне его достать.

В: Ребята как же помочь Ивану-Царевичу? (Мы поможем достать меч с помощью волшебной силы - магнетизма. Магнит притянет железный меч и мы его достанем из колодца)

Дети достают меч из воды с помощью магнита.

В: Иван- Царевич получай свой меч.

И.-Ц.:Спасибо за помощь!

В доме лесничего всё изменилось.

Ведь злючая мачеха там появилась.

Она обожает своих дочерей,

А девочку гонит: "Работай скорей!»

Для девочки кроткой - тазы, сковородки,

Котлы и горшки, пинки и щелчки.

Игла и метла - такие дела.

Если будешь ты стараться,

Всё исполнишь до конца,

То на бал полюбоваться

Сможешь ты в окно дворца.

Из какой сказки я прочитала отрывок? («Золушка», Ш.Перро)

В: А кто это здесь сидит, ребята, посмотрите? (Золушка)

Золушка тихо напевает грустную песню:

Дразнят Золушкой меня,

Потому что у огня, силы не жалея,

В кухне я тружусь, тружусь,

С печкой я вожусь, вожусь,

и всегда в золе я...

В: Что случилось Золушка?

Проблемная ситуация:

З: Мачеха перемешала фасоль и набросала туда металлических предметов, и заставила меня всё это разобрать. А я так хочу попасть на бал, помогите мне, пожалуйста!

В: Ребята, как же мы поможем Золушке? (С помощью волшебной палочки, которая обладает магнитизмом. Мы с помощью магнита вытащим металлические предметы, а Золушка переберёт фасоль)

Дают Золушке волшебную палочку и она вытаскивает металлические предметы из фасоли.

Дети очень любознательны и, удивляясь чему-либо, готовы узнать причины чуда. Родителям следует воспользоваться этими особенностями, чтобы начать знакомить ребенка, в том числе неусидчивого, с наукой. Особенно у малышей пользуются успехом опыты и эксперименты. Помните, что детям всегда интересны развивающие занятия в виде игры, и составить план-сценарий может каждый родитель.

В статье подготовлена подборка самых простых, но познавательных экспериментов с минимумом необходимого реквизита: понадобится магнит и еще несколько вещей, которые найдутся абсолютно в любой квартире. Опыты с магнитом для дошкольников можно проводить дома или демонстрировать свойства на природе.

В каком возрасте ребенок поймет опыты с магнитом?

Вообще, ограничений педагоги не делают: показывают и в детском саду, и в школе. Малыши магнетизм воспринимают как настоящее волшебство, старшие дети через опыты с магнитом глубже познают явления, происходящие в окружающем мире. Во время опытных занятий развивается любознательность и активизируется мыслительная деятельность ребенка. Поэтому излишне беспокоиться, что ребенок не поймет суть эксперимента. Развитие познавательных интересов - тоже хорошая цель опыта с магнитом. А когда малыш дорастет до новых знаний, можете повторить занятие и объяснить причины происходящих явлений.

Опыт 1: что притягивает магнит

Проведение опыта с магнитом легко организовать. Вам понадобится несколько опытных материалов - легких и знакомых малышу. Например:

  • носовой платок;
  • бумажная салфетка;
  • карандаш;
  • гайка;
  • копейка;
  • кусочек пенопласта;
  • карандаш и т.д.

И, конечно, магнит. Предложите ребенку подносить магнит к каждому экспонату и понаблюдать.

Этот опыт можно расширить, используя изделия из различного металла: алюминия, золота, серебра, никеля и железа. Проводя опыт, вы можете объяснить особенности металлов, показывая, чем железо отличается от других.

Обязательно разбирайте результаты опыта с магнитом. Дети впитывают знания как губка, так что не стоит бояться "нагрузить" малыша ненужной информацией. Именно в этом возрасте закладывается способность учиться и желание познавать новое.

Опыт 2: «Найди клад в пустыне»

Очень легкий опыт с магнитом для детей в форме игры. Положите в контейнер скрепки или другие железные мелкие предметы, засыпьте их мукой или манкой. Предложите ребенку, подумать, как можно достать клад. Просеять? Наощупь? А может с магнитом удобнее?

Этот эксперимент поможет детям понять, что магнетизм действует на железные предметы и через другие материалы, например, бумагу и стекло.

На картонный или деревянный лист насыпьте скрепки и, водя магнитом под материалом, продемонстрируйте движение железных деталей. Такой же опыт можно сделать еще и с листом стекла. Например, на обычный журнальный столик со стеклянным верхом положите несколько железных предметов и водите магнитом снизу.

Вывод: магнит может примагничивать железо через бумагу разной плотности, нетолстую доску или стекло.

Кстати, опыт можно превратить в еще одну игру. Сделайте на листе бумаги аппликацию, например, цветочную поляну. Из цветной бумаги вырежьте бабочку, закрепите на ней скрепку и, водя с оборотной стороны магнитом, «пересаживайте» бабочку с одного цветка на другой.

Опыт 3: магнит, вода и магнитное поле

Удивительными детям кажутся эксперименты с водой. Возьмите стаканчик из или стекла, опустите туда скрепки и начинайте водить магнитом по стенке стакана. Предметы из воды будут «ползти» вверх за движением магнита.

Еще один эксперимент - действие магнита на расстоянии. Начертите на листе бумаги на различном расстоянии линии. У каждой положите скрепку. Попросите ребенка проанализировать, на какое расстояние действует магнит, приближая его к опытным материалам.

Магнит проявляет свою силу только на определенном расстоянии от предмета. Когда расстояние между предметом и магнитом значительное, предмет оказывается вне области действия. Таким образом, возможно уменьшить или вообще ее нейтрализовать.

Это явление можно показать с помощью монетки. Обвяжите ее ниткой, приклейте нить к картону и положите его на стол. Поднесите магнит к монетке на расстояние одного метра. Перемещайте магнит ближе к монете, пока монетка не начнет двигаться. Измерьте расстояние линейкой. Поднесите магнит еще ближе, чтобы монета притянулась к нему. Снова измерьте. Когда магнит находится в пределах линии, он притягивает монету. Но когда магнит оказывается вне линии, монета остается на месте.

Таким образом, вы сможете объяснить понятие магнитного поля и его свойства, а затем и показать. Обычно магнитное поле невидимо, но с помощью металлической стружки вы можете продемонстрировать его границы. Насыпьте на лист бумаги или стекла металлических опилок, поднесите магнит с обратной стороны - стружка соберется в объемный узор. Это влияние магнитного поля, которое можно заметить и приложив магнит также снизу листа под площадью, которую занимают опилки на листе. Стружка расположится по линиям поля.

Магнитное поле «глушит» песок

Еще один эксперимент на это свойство с песком. Опустите иглу в стакан и насыпьте в него немного песка. Поднесите магнит к стенкам стакана - игла не реагирует на магнит. Теперь поместите иглу в стакан с водой и проделайте с магнитом то же самое. Игла будет следовать за магнитом к краям стакана.

Объясните, что магнитное поле проникает через воду. Если бы стенки стакана состояли из какого-нибудь магнитного материала, то игла все равно притягивалась бы к магниту, но не с такой силой. Магнитное поле ослаблялось бы стенками стакана.

Опыт 4: магнит-проводник

Магнит может передавать свойства притяжения через железо. Для этого эксперимента вам понадобится сильный магнит. Действия лучше делать вертикально. Подвесьте к магниту скрепку, а к ней - следующую. Попросите ребенка вам помочь, прикрепляя «звенья» к магнитной цепи.

Еще почти подобным экспериментом можно показать, что магнитное поле легко создать искусственно. Уберите магнит от цепочки скрепок, если потом подносить их друг к другу, то они начнут притягиваться, как если бы работал магнит. Это происходит потому, что атомы в железном предмете под влиянием магнитного поля выстраиваются в такой же ряд, как и в магните, на время приобретая его свойства.

Опыт 5: компас

Можно продемонстрировать действие магнитного поля Земли. Для этого потребуется компас, иголка и прозрачная тарелка. Объясняйте все этапы проведения опыта с магнитом.

Подержите иголку несколько минут на магните, потом нанесите на нее масло и опустите в тарелку с водой. Иголка начнет двигаться, пока не замрет в одном положении. Поднесите компас к тарелке, если прибор исправен, его стрелка покажет то же направление, что и намагниченная иголка.

Расскажите ребенку, что Земля - это тоже магнит. И магнитное поле планеты направляет магнитную стрелку компаса на север.

Эксперимент с компасом можно провести на природе - так увлекательно и еще познавательнее. Конечно, определять направление таким образом будет не очень удобно, но интересно. Таким образом, вы продемонстрируете пример «волшебных» свойств привычных предметов, которые могут заменить в походе компас.

Чудо-магнит

Интересны не только опыты с магнитом, но и короткий рассказ о нем. Покажите ребенку, что магниты есть во многих вещах: телефонах, компьютерах, шкафах и т.д. Магниты используют в автомобилях, электродвигателях, музыкальной аппаратуре, игрушках и т.д. Расскажите ребенку:

  1. Происхождение магнита.
  2. О магнитах в Солнечной системе.
  3. О естественных и искусственных магнитах.

Познавательное занятие можно провести до опытов, во время опытов или после раскрыть все секреты. Мы немного вам поможем, впрочем, наш материал легко дополнить и расширить.

Что такое магнит?

Это тело, способное притягивать железные и стальные предметы. Известен давно, еще древние китайцы более двух тысяч лет назад знали о магнитах. Магнит - от названия региона, где обнаружили магнитные залежи - Магнисия. Это в Малой Азии.

Мы уже говорили, что Земля - магнит, добавьте также, что в человеке тоже существует магнитное поле. Расскажите о людях, которые притягивают железные предметы. В интернете много роликов и фотографий с примерами. Магнитное поле в человеке делает видимым и его энергетическую оболочку через специальное оборудование.

Если ребенку вы рассказывали о галактике, то ему покажется интересным факт о том, что планеты в Солнечной системе тоже являются гигантскими магнитами.

Расскажите ребенку о видах магнита. Бывают природные - залежи магнитных руд - и искусственные - созданные человеком из или с помощью электрического тока.

МУНИЦИПАЛЬОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД №2
города БЕЛОРЕЧЕНСКА
МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ БЕЛОРЕЧЕНСКИЙ РАЙОН

Конспект непосредственно- образовательной деятельности
с детьми старшей группы по познавательной деятельности:
«Все тайны магнита»

Выполнила:
Воспитатель
Маврина Л.Ю
2014 год
Образовательная область: познавательная
Вид деятельности: непосредственно -образовательная
Возрастная группа: старшая
Тема:«Таинственный магнит».
Цель: Создание условий для формирования основного целостного мировидения ребенка старшего дошкольного возраста средствами физического эксперимента.
Программное содержание.
Образовательные задачи: Сформировать представления о магните и его свойстве притягивать предметы.Продолжать учить самостоятельно, принимать решения в ходе экспериментальной деятельности; проверять эти решения; делать выводы из результатов этой проверки, учить делать обобщения.
Развивающие: Развивать познавательную активность ребенка в процессе знакомства со скрытыми свойствами магнита, любознательность, стремление к самостоятельному познанию и размышлению, логическое мышление. Развивать коммуникативные навыки.
Воспитательные: Воспитывать доброжелательные отношения, желание приходить на помощь другим.
Воспитывать аккуратность в работе.
Предварительная работа: Игры с магнитной доской и магнитными буквами; рассматривание различных видов магнитов; игры с магнитом в уголке экспериментирования «Рыбалка», «Бабочка»; исследовательская деятельность дома «Что притягивает магнит?».
Словарная работа: Активизировать словарь по теме: магнетизм, магнетические и немагнетические предметы, притяжение, магнитная сила, магнетит.
Материалы и оборудование: железные, пластмассовые предметы, кусочки ткани, бумаги,пенопласта; магниты, ключи металлические, подносы для раздаточного материала, бумажные фигурки зверей,
Ребята я предлагаю сегодня вам стать настоящими исследователями и провести настоящие эксперименты в настоящей лаборатории!
Воспитатель:
Собрались все дети в круг
Ты мой друг и я твой друг
Вместе за руки возьмёмся и друг другу улыбнемся
Воспитатель: Посмотрите, у нас на столе появилась шкатулка. А там что-то лежит. Подойдите и возьмите предмет из этой шкатулки. А кто знает, что это такое?
Дети: Магнит.
Воспитатель: Вам всем знаком этот камень

Воспитатель: Вот перед вами обычный магнит,
Много секретов в себе он хранит.
Воспитатель: посмотрите в нашей шкатулочке еще что-то есть...
(достаю рукавицу, в которой спрятан магнит, надеваю на руку).
У меня есть рукавица,
С ней я просто мастерица.
Повнимательней смотрите,
За рукой моей следите
(Демонстрирую тарелку с фасолью и металлическими предметами).
С помощью моей "волшебной рукавицы" я быстро переберу фасоль (накрываю рукавицей содержимое тарелки, металлические предметы примагничиваются к рукавице, а фасоль остаётся в тарелке).
Попробуйте разгадать это волшебство? (ответы детей)
А я вам могу подсказать, эти предметы примагнитились.
Ребята, а хотите узнать, какие секреты в себе хранит магнит и почему он так называется? Тогда я приглашаю вас в кинозал посмотреть фильм о магните.
2. Просмотр презентации «Волшебный магнит»
1.слайд Педагог. Я расскажу вам одну старинную легенду. В давние времена поговаривали, что далеко-далеко на краю света есть огромная гора Ида. Однажды мимо этой горы брел старик по имени Магнис. Он заметил, что его сандалии, подбитые железом, и деревянная палка с железным наконечником липнут к черным камням, которые в изобилии валялись под ногами. Магнис перевернул палку наконечником вверх и убедился, что дерево не притягивается странными камнями. Снял сандалии и увидел, что босые ноги тоже не притягиваются.
Магнис понял, что эти странные черные камни не признают никаких других материалов, кроме железа. С тех пор этот необычный камень стали называть по имени старика «камнем Магнуса» или просто магнитом. Так и появилось название «магнит».
Существует и другое объяснение слова магнит - по названию древнего города Магнесия, где эти камни нашли древние греки. Сейчас эта местность называется Маниса, и там до сих пор встречаются магниты.
2.слайд Камень магнит имеющий свойство притягивать железо.
3.слайд Ученые придумали специальные машины для обработки этого камня и получения магнита. Люди научились сами изготавливать магниты, намагничивая куски железа.
4. слайд Магниты притягивают металлические предметы – это называется магнетизмом, а предметы, которые притягиваются к магниту называются - магнетическими.
5. слайд Существует огромное количество различных видов магнитов
6. слайд Это большие магниты. Их используют для поднятия очень большого количества железа, а также при строительстве подводных сооружений (для крепления инструментов под водой).

7.слайд Магниты используют в производстве тепловозов, скоростных поездов, самолетов, электропил, дрелей, для приборов в машинах и самолетах.
8.слайд Люди делают из магнита украшения: серьги, браслеты, кольца, бусы. Даже считают, что они обладают лечебными свойствами, успокаивают и придают силы.
9. слайд А еще магнит используют для изготовления игрушек, игр для детей и взрослых.
10. слайд Про магнит снимают мультфильмы.
Воспитатель: Ребята, почему магнит так назвали?
Где его используют?
Какой секрет хранит в себе магнит?
3.Экспериментальная деятельность детей.

Воспитатель: Ребята, а сейчас я предлагаю вам стать маленькими исследователями. А кто такие исследователи? (это человек, который что-то изучает). Исследователи начинают свою работу с опытов и экспериментов. И мы с вами будем тоже экспериментировать и изучать свойства магнитов. Одевайте фартуки и шапочки проходите в нашу лабораторию.
Если магнит такой сильный и притягивает предметы из железа, то может быть он должен притягивать и другие предметы? Чтобы проверить это, предлагаю вам поэкспериментировать:
"Важное дело - эксперимент! В нём интересен нам каждый момент".
Мы проведем опыт и узнаем все ли притягивает магнит? Волшебство начинается!
Ребята, давайте посмотрим, какими чудесными свойствами обладает наш волшебный камень – магнит. Для этого вам надо поднести магнит к каждому из ваших предметов.
- в белый поднос положите все предметы, которые магнит притягивает;
- в желтый поднос положите предметы, которые не реагирует на магнит.
4. Самостоятельная работа.
Опыт №1
Приступайте! Расскажите, что вы делали и что у вас получилось.
Дети: Я провел магнитом над предметами и все железные предметы притянулись к нему. Значит, магнит притягивает железные предметы (железные скребки, шурупы, гаечки).
Воспитатель: А какие предметы магнит не притянул? (пластмассовую пуговицу, кусок ткани, деревянный карандаш, ластик)
Опыт №2
Положите: А теперь положите на железные предметы лист бумаги и поднесите к нему магнит. Что произошло?
Дети: Железные предметы примагнитились через бумагу. Магнит действует через бумагу.
Опыт №3
Воспитатель: Сейчас накройте железные предметы кусочком ткани и поднесите магнит. Что произошло покажите.
Дети: Магнит действует через ткань.(Железные предметы примагнитились через ткань).
Опыт №4
Воспитатель: Положите все железные предметы на пластмассовый поднос, а магнитом проведите под подносом. Что происходит?
Дети: Предметы двигаются. Магнит действует через тонкий пластмассовый поднос.
Вывод: Магнит притягивает только железные предметы.
Магнит действует через бумагу, ткань, тонкий пластмассовый поднос.
Опыт №5
Воспитатель: Следующий фокус состоит в том, чтобы устроить «Дискотеку для зверят»
В картонную коробку нужно поставить силуэт зверушки (картинка),на отогнутую часть положите магнитик. Вторым магнитом делаем разнообразные движения под коробкой.(под музыку)
Дети: Магнит действует через картон.
Воспитатель: Магниты могут действовать через бумагу, поэтому их используют, например для того, чтобы прикреплять записки к металлической дверце холодильника.
Физкультминутка
Делать научные открытия дело не из лёгких, поэтому в лабораториях бывают перерывы для отдыха. Неплохо бы немножко отдохнуть и нам. А сейчас все дружно встали, вышли все ко мне в кружок, начинаем по порядку нашу бодрую зарядку
Зверобика «Раз,два,три ну ка повтори...»
Воспитатель: Продолжаем наше путешествие
Опыт №7
Ребят посмотрите перед нами стаканы с водой,что там на дне?Ключи

А теперь давайте подумаем как можно достать ключ из стакана не намочив рук?

Ответы детей.самостоятельная деятельность
5. Рефлексия.
Воспитатель:
Что нового вы сегодня узнали о магните?
Дети: Магнит притягивает железные предметы, действует сквозь бумагу, ткань, стекло, картон, воду, магниты притягиваются друг к другу, магнит действует на расстоянии.
Воспитатель: Ребята, где в нашей группе вы сможете встретиться с магнитом и увидеть его волшебные свойства? (в шкафчиках для одежды, магнитные буквы, держатели, магнитная игра..)
Воспитатель: Зная свойства магнита можно придумать поиграть в интересные игры. Приглашаю в игровой зал. Я приготовила для вас магнитные наборы «Магнетикус» где вы еще раз сможете увидеть свойства магнита.

Магнит - это ещё одна волшебная сказка от науки.

Наукой придумано много волшебных сказок. Ну что ж! Надо же чем-то заниматься, если за это платят приличные деньги. Я читал некоторые сказки от науки, например, про атом, Луну, о происхождении полезных ископаемых на Земле и другие.

Сказка про магнит тоже занимает достойное место в перечне сказок от науки. У неё есть все сопутствующие сказке компоненты. И основное - этого просто не может быть. Ею занимаются «всерьёз и надолго» даже научно-исследовательские институты. Например, Донецкий физико-технический институт, который тоже внёс свою лепту в познаниемагнита.

Неспроста я его упомянул. Ведь эту тему породило моё недавнее посещение Донецкого физико-технического института. С ним я безуспешно пытаюсь наладить контакт с 2006 года, предлагая совместно обсудить то, что написано мной в области естественных наук. Например:мою версию строения атома; как появилась у Земли Луна; происхождение полезных ископаемых на Земле и т. п. . Но всё тщетно. Вежливый отказ они мотивируют тем, что нет времени читать всякую чушь, которую им иногда приносят. У них есть свои объекты для исследований.

В очередной раз мне было тактично указано, чтобы я не совался к ним со своими пустяковыми домыслами и не отвлекал их отосновной работы.

Я поинтересовался в Интернете о Донецком физико-техническом институте, каков он и какие проблемы решает.

Ему около 50 лет. В нём работает более 500 сотрудников. Около 40 докторов и свыше 100 кандидатов наук. Институт занимает солидное, метров 200 в длину, пятиэтажное здание. Занимается изучением физики твёрдого тела, магнетизма и ряда других тем. Наверное, работы были успешными, поэтому 15 сотрудников были удостоиныГосударственных и именных премий.

Это недавнее посещение Донецкого физтеха сначала несколько удручило, а затем сподвигнуло меня на желание доказать им, что и я на что-то способен, а так как они изучали магнит, то и я решил заняться им.

Конечно, я доволен, что заинтересовался магнитом. У меня в это время была пауза после Тунгусского метеорита. Стал искать в различных источниках, что нового наука узнала о магните, кроме того, что общеизвестно? Но, в очередной раз, убедился, что многое для науки - ещё «тёмный лес», включая природу магнита. Правда, нескольких часов, которые я потратил для ознакомления с научными знаниями о магните, будет недостаточно, чтобыубедительно высказать свою версию о природе магнита, но этого уже было достаточно, чтобы оценить абсурдность некоторых утверждений науки.

Например, в числе научных поисков - магнитный монополь, то есть магнит, имеющий только один полюс. Как мне кажется, это точь-в-точь поиск чёрной кошки в тёмной комнате, в которой её нет, но ведь кто-то за эту работу получает неплохие деньги и имеет карьерный рост. Регулярно сообщает об успехах в поиске.

Я в одной из предыдущих статей, возмущался, какв 40-е годы, пусть учёному, но за глупость (он утверждал, что Тунгусский метеорит - это комета, упавшая на Землю) чуть не дали Сталинскую премию. Теперь усмехаюсь - сколько чуши сказано наукой о природе магнита. Конечно то, что лежит на самой поверхности, она преподносит правильно. Но заглянуть внутрь проблемы - там полный мрак.

Идут размышления. Почему чистое железо - мягкий магнит, и только в смеси (не в соединении)с другимиэлементами оно становится ферромагнетиком, порой сильнейшим?Для меня - это объяснимо, а для науки?Мнетакую возможность даёт моя модель атома, а наука пусть ищет.

Ну что ж! Ищите. Искать придётся долго, так как квантовомеханическая модель атома возможности для разгадки этой загадки не предоставляет. По версии науки электроны в твёрдом теле имеют возможность совершать вращательные движения по орбитам, при этом и сами вращаются вокруг своей оси, тем самым создавая магнитное поле, а в постоянном магните - намагниченность. Неужели так, не извиняясь за некомпетентность, можно объяснить степень намагниченности? Ну что ж! Верьте.Сложилась интересная ситуация: вроде бы очень многое знаем о магните, но не самую его суть.

Хотелось бы в этой связи придумать какую-нибудь сопоставимую аналогию из истории человечества. Например, о глине.

В средние века люди знали о глине всё. Что и как из неё можно сделать? Какие есть присадки, и для чего они нужны? Где и какие разноцветные глины можно найти? И ещё ряд знаний вплоть до врачевания глиной. Но никто не знал, что глина - это сложное химическое вещество с главным компонентом - алюминием, а это металл.

Так и теперь люди и наука знают очень многое о магните, единственно, ещё не знают его природы, поэтому применяют для объяснения его сути правдоподобные, с их точки зрения, домыслы.

Мнеповезло - это моя удача, что я занялся магнитом. В 2006 году я, ещё в стадии отрабатываниясвоей версии строения атома, узрел, что в 3-ем периоде(моей версии) есть какое-то несоответствие. Тревога за «неестественность» не покидала меня все эти пять лет. Вначале даже сомневался, отдать или не отдавать свою версию атома на патентование, но потом подумал, что версия всё же должна быть верной, а 18 элементов вместо 16, вызваны какими-то возможно нужными для Природы обстоятельствами, о которых ещё надо будет узнать.

Прошло пять лет. Я даже писал об этом несоответствии в какой-то статье. А теперь. О, удача! «Так вот, где таилась разгадка моя» - как сказал бы вещий Олег о проблеме восемнадцати элементов в 3-ем периоде. Спасибо случаю, что меня раздосадовали в Донецком физтехе. Кое-что прояснилось и встало на свои места. Теперь уже магнитострикция (сжатие намагниченных тел) и Виллари эффект (изменение намагниченности при принудительной деформации) для моего понимания магнита стали естественны. Более того, думаю, что без этого природу магнита просто нельзя было бы объяснить. (Я по каким-то своим соображениям ничего конкретного о своей версии магнита пока говорить не буду.)

Может быть наивно, но я полагаю, что даже этой «записочкой» (то есть, не раскрывая сути дела) я сделал некий рывок в нашем познании существа магнита. Интересно было бы узнать, что весомее для познания природы магнита, то есть фундаментальных знаний о магните: работы Донецкого физтеха с его многочисленными сотрудниками за годы оплачиваемой работы, или то, что сделал «кустарь-одиночка» за 2-3 дня бесплатно в «шикарных» домашне-кухонных условиях?

Остаётся только передать привет Донецкому физтеху:

«Я, то, что вы знаете о магните, уже знаю, но попробуйте узнать то, что знаю о магните я. К моему сожалению, оказалось, что нам не по пути. Не хочу быть нулём перед вами. Арриведерчи».

В заключение - очередная благодарность Природе. Эти три элемента: железо, кобальт и никель - последние элементы, что рождается на Солнце из гелия, и принесены на Землю солнечными выбросами. Природа «подумала» и наделила их магнитными свойствами, чтобы человек разумный это использовал в своей жизнедеятельности.

Спасибо Природе, что она сотворила магнит для людей. А как образовался магнит? Этого вам знать пока не положено. Да и мне надо ещё «покумекать», чтобы «выродить» законченный продукт.





Для тематического занятия-сказки про магнит необходимо приготовить:

  • магнит
  • металлическую стружку
  • скрепки, монетки и прочие металлические мелкие предметы
  • иголка
  • кусочек ткани или плотной бумаги
  • миска с водой
  • стеклянная чашка, заполненная манкой
  • мешочек, наполненный металлической стружкой и лист бумаги
  • картон синего цвета
  • бумажный кораблик
  • остров с камнями (кубики лего)

Приготовления:

Наше занятие вплетено в сказку, в ходе которой мы провели ряд опытов с магнитом. Главные герои моей сказки — два брата-капитана, чтобы не было ненужного соперничества. Во время проведения сказки, у капитанов, конечно, были имена но в сказке этот момент я оставляю на ваше усмотрение...

А чтобы капитаны прочувствовали сюжет с самого начала, мы сделали им капитанские кепки из газеты. Потом мы познакомились с магнитом, выяснили, чем он примечателен, и с какими предметами дружит. А потом отправились с ним в необыкновенное путешествие.

Сказка «Приключения с Магнитом»

Однажды два брата капитана обнаружили необычный камень. Он лежал среди тысячи других вещей, и сначала был вроде как лишь тяжелее прочих. Но когда они приближали его к некоторым предметам, они чудесным образом липли к нему. А потом, вдруг, ни с того ни с сего камень… заговорил. (можно с мамой-рассказчиком, на ушко )

Он рассказал, что был когда-то человеком, которого звали Магнитом. И обладал он необыкновенным свойством притягивать добрых людей и отталкивать людей со злыми помыслами.

Случилось так, что его полюбила красивая молодая, но злая колдунья Веера. Чтобы подойти к нему она даже пыталась делать добрые дела, но Магнит не обманешь, и она все равно отталкивалась от него и не могла приблизиться к нему даже на шаг — то расстояние, с которого она могла бы поменять его полюса, чтобы он стал притягивать плохое, а отталкивать хорошее.

После безуспешных попыток Веера разозлилась и превратила его в тяжелый камень. Но его притягательные и отталкивающие способности остались с ним, правда, лишь по отношению к железным предметам. Да и говорить он теперь мог далеко не со всеми.

Также Магнит рассказал братьям, что на одном острове у него есть клад, который ему очень хотелось бы вернуть. Чтобы его найти, нужно плыть строго на север.

— Но, как мы найдем, где Север? — спросил младший капитан. — Наш компас неисправен и находится в ремонте.

— Я укажу вам север, — спокойно сказал волшебный камень.

— Приготовьте чашку с водой, кусочек ткани или плотной бумаги и иголку. Теперь потрите острие иголки об одну мою сторону, а ушко — о другую. Воткните ее в ткань и положите в воду. Иголка покажет направление Юг-Север.

Капитаны так и сделали. Иголка указала им правильный путь, и они поплыли к таинственному острову.

На берегу острова среди камней и мусора, братья-капитаны нашли мешок с чем-то тяжелым.

В нем оказалось письмо. Только оно было какое-то странное. Все очертания перемешивались и скорее напоминали кучку каких-то мелких частиц.

— Поднесите меня под листок, — хрипло сказал магнит.

Мальчики поднесли его под лист и, о, чудо! крошки стали двигаться и вскоре превратились в стрелку. Братья пошли в том направлении, куда она указывала.

Вскоре капитаны увидели огромную пропасть с зыбучим песком. Она была очень большой и очень глубокой. Все, что в нее попадало, бесследно пропадало.

— Как же нам клад-то достать? — думали братья. — Слушай, Магнит, а твой клад тоже металлический?

— Тогда, ты нам и поможешь!

Капитаны взяли Магнит и подняли его над пропастью, они водили им по всем сторонам, и вскоре собрали большую кучу его сокровищ:

Вскоре им попался огромный чан с водой, на дне которого виднелись монеты. И снова Магнит помог достать их со дна.

Довольные друзья загрузили сокровища на свой . Но на море установился штиль. Не было ни намека на дуновение ветра. И тут снова магнит помог им. Он нырнул под воду и поплыл (проводим магнитом под «морем». бумажный кораблик со скрепками послушно «плывет» за ним по картонному морю ). А , нагруженный его металлическими сокровищами, послушно поплыл вслед за ним.

Так сокровища Магнита с помощью его удивительных свойств и храбрости двух капитанов вернулись в его железные владения. С тех пор Магнит в благодарность, стал верой и правдой служить людям.

__________________

Конечно, это не все свойства магнита. Но мы теперь знаем, что магнит притягивает железные предметы, что он действует сквозь воду, через картон и через стекло, и даже на расстоянии.

Что-то говорит мне, что на этом знакомство с магнитом у нас не окончены. Так что ждите продолжение Кстати, а какие у вас любимые опыты с магнитом ?

Желаю вам здоровья и побольше приятных эмоций!



 

Возможно, будет полезно почитать: