Задачи национального воспитания

Каждый народ имеет свою систему воспитания, которая соответствует его характерным чертам. Воспитание, созданное самим народом, имеет воспитательную силу, которой нет в самых лучших системах, основанных на абстрактных идеях или заимствованных у другого народа, - подчеркивал К. Д. Ушинский. Он считал, что «...воспитание берет человека всю, как она есть, со всеми его народными и единичными особенностями, - его тело, душу и разум...». В процессе воспитания у человека, в первую очередь, формируется мировоззрение и характер, а характер и есть именно тот почва, в которой коренится народность». Народность украинского воспитания определяют его язык, быт, этнос, традиции, этикет, юмор и тому подобное. Именно эти составляющие предопределяют специфические особенности системы воспитания каждого народа. «Обращаясь к народности, воспитание всегда найдет ответ и содействие в живом и сильном чувстве человека, которое влияет гораздо сильнее убеждения, воспринято только умом, или за привычку, укоренившуюся страхом наказаний... воспитания, когда оно не хочет быть бессильным, должно быть народным».

К. Д. Ушинский определяет два элементы характера человека: природный, коренится в телесном организме, - первая природа личности, и духовный, который вырабатывается в жизни под влиянием воспитания, - вторая природа личности (привычки, их приобретают в течение жизни).

Формирование второй природы личности начинается в семье, на лоне родной природы, когда ребенок находится преимущественно под влиянием родных, близких для нее людей и, конечно, ее формирование осуществляется средствами народного воспитания (сказка, игра, легенда, миф, первые элементы труда, которые чаще всего ребенок усваивает от бабушки, дедушки; убеждение произведенные на основе жизненных примеров, обычаев, традиций и тому подобное). На этом этапе развития личности ведущее место занимает народная, жизненная педагогика. Начинает осуществляться процесс передачи жизненного опыта старших поколений младшим, в чем и заключается основная суть воспитания. Об этом свидетельствует народная мудрость: «Если старшие язык ведут, пусть младшим уши растут», «Знаниями меняются, счастьем делятся», «Родительские советы - дороги даль ясна, мудрого советы - озера глубина», «Старший среди молодых молодеет, младший среди старших умнеет», «Голова - для ума, мудрец - для народа».

По мнению В. А. Сухомлинского, национальное воспитание без патриотизма немыслимо. Именно преданность родной земле, любовь к Родине, родному народу, его истории, языка, культуры порождают национальный менталитет, психику и характер человека. «Мир ребенка - это, прежде всего природа, которая окружает ее в детстве, заботы матери и отца, сказка, песня. Воспоминания об этом мире накладываются на всю последующую жизнь, дающие эмоциональную окраску всем стремлениям, мыслям, порывам. Азбука патриотического воспитания заключается в том, чтобы утвердить в человеческой душе богатое, яркое, незабываемое детство, запечатлеть в нем образы родной природы, которые волновали бы всю жизнь. У каждого человека должен быть родной уголок, который стал бы незабываемым воспоминанием о самом дорогом, - без этого нет человека. Нет ее морально-эмоционального и эстетического корни, нет свежего ветерка, который питает непотухающее пламя любви к родине».

Таким образом, процесс передачи опыта одних поколений другим обеспечивает народоведческий подход к воспитанию, основанному на всестороннем и глубоком изучении всего культурно-исторического развития и опыта родного и других народов. Реализовать процесс воспитания помогает народная педагогика. Какие же компоненты синтезируют социальный опыт народа?

Это прежде всего сумма человеческих знаний, история поколений, религия, народное творчество, искусство, культурные достижения, общепринятые нормы поведения и тому подобное.

РОЛЬ НАЦИОНАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ

На сегодняшний день национальное воспитание молодежи является актуальным вопросом. В целях стабилизации экономики страны, повышения патриотических чувств возникает необходимость в национальном воспитании. Для реализации данного вопроса мы должны правильно расставить акценты в духовном становлении нового поколения. Актуальность воспитания молодежи очевидна, при этом необходимо учитывать и предыдущий опыт, сохраняя национальные обычаи, такие как человечность, уважение к старшим и младшим, гостеприимность, справедливость, ум и величественность нации, искусство речи, соприкосновение своих национальных ценностей с другими, огромное культурное, духовное и нравственное наследие.

В процессе обретения независимости страны, ее социально-экономического развития, роста национального сознания возникает важность использования в воспитании молодежи практики всечеловеческих ценностей, вобравший в себя многовековую историю. Несомненно, на сегодняшний день есть свои особенности внедрения в образование национального воспитания. Лишь пропустив национальные ценности, культуру, историю, обычаи сквозь призму сегодняшнего дня, приходит более полное понимание других народов, что повышает научную значимость предмета.

К процессу национального воспитания молодежи нужно подходить более гибко, пробуждая у нее чувство любви к своей родине, заинтересовать подрастающее поколение в изучении культуры, традиций и национальных особенностей, постигая качества, присущие символичной нации, одновременно повышается и интерес к национальным особенностям других наций.

В ХХІ веке с требованием времени образование, сознание человека стоят на очень высоком уровне, потому что рыночная экономика не терпит простоты, лености, безотчетности. Мы, благодаря богатствам нашей земли, должны содействовать процветанию родины, поиску новых путей развития, внедрению новых технологий. Только когда все поставленные перед нами задачи будут выполнены, мы сможем почувствовать себя счастливыми. В этой связи каждый должен задуматься над такими вопросами, которые поднял в своей речи Глава государства Н.А.Назарбаев: «Каждый гражданин независимой страны, задумываясь о прошлом и будущем Казахстана должен задать себе вопрос, «Кто мы были вчера?» «Кто мы сегодня?» «Кем будем завтра? Это значит каждый гражданин должен понимать, что история его страны, его народа не хуже других. Это значит что каждый гражданин должен путем глубоко мышления через исторические недра стремиться быть достойным приемником необъятной земли, оставленным нашими предками».

Как уточняют наши ученые «одним из приоритетных направлений нынешнего образования является педагогическое действие направленное на личность. В то же время, это воспитание образованной и квалифицированной молодежи, которая может жить в этой динамично развивающейся стране, обществе», . На сегодняшний день основное педагогическое направление, это дать молодежи такие знания, которые она сможет использовать в своей жизненной практике.

История развития и этапы формирования воспитательной практики народа испытали многое. Несмотря на время, хотя они и были подвержены общественным противоречиям, национальные воспитательные черты до сегодняшнего дня не потеряли свою ценность, необходимость в быту, наоборот стали базисом в воссоздании наших национальных особенностей. Необходимо внедрить особенности национального воспитания совместно с семейным воспитанием и организациями образования, которые явятся единственным решением в таких общественных бедствий, которые ранее были чужды казахскому народу, как-то молодежь, отправляющая родителей в дом престарелых, брошенные дети, алкогольная зависимость, употребление наркотиков, привлечение в религиозные секты, тяжкие преступления, проституция. Все эти причины, заполонившие наше общество, стали причиной того, что в очагах образования не преподавался такой предмет, как национальное воспитание. Не секрет, что с распадом союза, оглядывающуюся назад национальную историю постиг рост этих чуждых явлений, перечисленных выше. Особый рост приходится на период кризиса, после отсоединения от великой империи как Советский союз и получения независимости государства. В труде доктора философских наук М.Молдабекова сказано: «В Казахстане, получившей свободу, заново возрождаются социально-культурные начинания, у народа видна национально-просветительская гармония». Изучение человеческих ценностей в воспитании казахского народа, раскрытие национальных особенностей, умение дать знание в условиях глобализации, дать молодежи представление о мировой культуре и национальной значимости, все это является правильным направлением для устранения негативных влияний.

В связи с вышесказанным, необходимо в самое ближайшее время обосновать новый предмет «Национальное воспитание» с научной точки зрения и поднять вопрос о его внедрении на национальный уровень, что явится главным приоритетом в формировании будущего поколения, твердо стоящим на ногах.

На сегодняшний день проводится большая работа по современной систематизации, изучении и аналитике предмета «Национальное воспитание» с научной точки зрения, собраны и обработаны мысли, идеи средневековых деятелей, сочинения наших казахских просветителей, прославлявших язык, религию, культуру, обычаи и быт нашей нации, песни наших акынов, воспитательные игры, высказывания великих биев, слава батыров защищавших родину.

Словом, предмет «Национальное воспитание» – это предмет изучающий уважение языка личности, почитание религии, формирование сущности, адаптированность национальным обычаям, обучающий использовать сегодняшние достижения в определенной ситуации.

Цель предмета «Национальное воспитание» – воспитание полноправной личности, у которого развито чувство национального самосознания, который может внести свой вклад в формирование национальных интересов, связать национальные и общечеловеческие ценности. Если определить научно педагогические основы национального воспитания в народной педагогике, то тогда совершенствуется национальное самосознание молодежи, всесторонне развивается личностные качества, в связи с этим появляется возможность ознакомить школьников с мировыми ценностями совместно с их национальными особенностями.

Задачи предмета «Национальное воспитание»:

ознакомление подрастающего поколения с основными значениями, знаниями, идеями миропознаниями и методами казахского национального воспитания;

формирование в подрастающем поколении языка, истории, религии, национальной традиции, национальной культуры, обычаев, чувства самопознание, гордости, характера, миропознания;

изучение навыков необходимых в социально-психологическом, экономическо-правовом аспекте, развитие логического мышления на основе казахских национальных ценностей, правильно и грамотно разговаривать, умение держать себя в обществе, формирование конкурентоспособной компетентности;

быть осмотрительным относительно негативных действий, совмещать душевную и телесную красоту, постоянно совершенствоваться;

адаптирование к грамотному и правильному использованию ресурсов общества и природы в пользу человека, обобщая национальные ценности с общечеловеческими ценностями;

достижение межнационального согласия, пропагандируя представителям других наций глубину и важность воспитания казахского народа.

Основные содержательные аспекты предмета «Национального воспитания» основываются на категориях национального сознания, национального языка, национальной культуры, национальной сущности, национальной традиции и обычаев, на основных базисах национального воспитания. Предмет «Национального воспитания» несомненно, повысит качество образования, учитывая полное обеспечение направлений в традиционном классическом педагогическом воспитании.

В качестве проблемы, на которую нужно обратить особое внимание, является определение тем связанных с воспитанием. В качестве примера предлагаем некоторые из них: национальные игры, пословицы, крылатые слова казахского народа, значение воспитания, родственные отношения, понятие значимости рода до седьмого колена, воспитание девочки, воспитание мальчика, воспитание невестки, воспитание юноши, роль национального воспитания в регулировании отношений между членами семьи, традиции и обычаи свойственные казахскому народу, человеческие ценности казахского народа, значимость религии в преподавании национального воспитания.

Сегодня много говорится о важности социально-личностного роста молодежи, значимости национального воспитания в связи с возрастными особенностями, здорового образа жизни, воспитания человечности, а также поднимается вопрос о негативных действиях в среде молодежи (табакокурение, наркомания, проституция, алкоголизм, хулиганство, преступления) и о влиянии религии на социальное становление молодежи. Поэтому в рамках предмета «Национальное воспитание», избавившись от вышеназванных негативных проявлений, повысив воспитательную роль религии в формировании подрастающего поколения, мы придадим воспитательную окраску существующему образовательному процессу.

Национальное воспитание играет важную роль в обеспечение благосостояние народа, в развитии экономики, в упрочнении независимости Республики Казахстан и признании другими странами авторитета нашей перспективной, стремительно-развивающейся республики.

Использованная литература:

1. Ерғалиева Г.А. «Рухани-адамгершілік құндылықтар негізінде студенттердің өзін-өзі тәрбиеленуінің педагогикалық шарттары». –Атырау, 2006. – 149б.

2. «Ұлттық тәрбие» журналы – ҚазҰПУ баспасы – 132 б.

Людмила СЕКСЕНБАЕВА,

к. п. н., доцент

Исходным пунктом исследования процесса восхождения к национальному воспитанию, на наш взгляд, является проблема национального достоинства личности. Природа не знает человека безнационального, а так как человек – центр притяжения всех общественных отношений, то и национальный человек, как носитель свойств и достоинств своей нации, невольно выступает в роли связывающего звена в процессе национального общения и межличностных отношений в целом. Научить ребенка одновременно чувствовать и мыслить, жить и творить, причем, не только для себя или для других, но и со всеми и для всех, есть родовая черта человека – таково, на наш взгляд, одно из основных направлений методологии формирования национального воспитания учащихся в средних школах.

Понятие «национального достоинства личности» в языке межнационального общения и «адамның ұлттық абыройы » и «кісінің ұлттық намысы» в государственном языке Казахстана часто употребляется сегодня в общественной и политической жизни республики, естественно, связано с общим этимологическим значением слова «достоинство», но будучи производным от него, служит для обозначения относительно самостоятельного и неодновременного социального явления. В самом общем виде национальное достоинство личности можно представить как концентрированное выражение абсолютной ценности любого конкретного человека как носителя конкретной национальности (совокупности качеств и свойств, имманентно присущих той или иной нации, народности).

В рамках действия Доктрины национального единства, проблема национального достоинства личности является, на наш взгляд, важной и своевременной, так как она реализуется и обнаруживает себя в межнациональном общении учащихся.

Природа национального, как известно, не содержит единственных в своем роде особенностей, которые были бы присущи только одной нации. Лишь определенная совокупность неповторимо соотнесенных самой природой и условиями социального бытия национальных черт позволяет утверждать о национальной самобытности, об отличиях одной нации от другой, но не о национальном превосходстве и исключительности какой-либо из них.

«Человек, как известно, входит в человечество не абстрактно, а через ту или иную нацию». Само всечеловеческое единство, как писал русский философ Н. А. Бердяев, существует в формах национального бытия его частей. В национальной множественности человечества, человек обретает национальную индивидуальность фактов своего рождения и последующего развития. Поэтому, в общественных отношениях он выступает не иначе как национальный человек, соединяющий в себе общеродовую человеческую сущность и личностно-национальные черты. Из выше сказанного следует, что главной целью формирования личности ученика, как национального человека, является фактор – как один из путей стабилизации и развития общественных отношений формирования социально зрелой личности. Одной из методологических задач национального воспитания является, на наш взгляд, появление потребности как основного источника активности личности. Все стороны личности проявляются в деятельности, и именно потребности заставляют действовать человека. В процессе деятельности человек познает окружающий мир. Своей деятельностью ученик изменяет окружающий мир. И чтобы осуществить эту деятельность, необходимо учителю, педагогическому коллективу, семье включаться в этот процесс – процесс активизации ученика в познании социума.

Общей методологической основой национального воспитания в многонациональном учебном коллективе, полагаем, должны стать присущие традициям практически каждой нации нашей республики любовь к ближнему, почтение к старшим, забота о младших, уважение к труду, стремление к миру и согласию. При этом должен быть преодолен доминирующий в учебном процессе стереотип формирования одновременного, линейномыслящего и законопослушного индивида, сознательная ответственность которого перед собой и ближним своим подменялась преданностью тоталитарному режиму. Многонациональный учебный и, в особенности, педагогический коллектив, каждый учитель или преподаватель достигнут успеха в национальном воспитании ученика лишь тогда, когда они не только будут в точности выполнять свои служебные обязанности по отношению к очевидному поведению и внешней среде учащегося, но и когда почувствуют и тесно определят свой долг перед внутренним миром национального индивида и формы воздействия на его психологию, не умаляя национального достоинства личности подростка, ученика.

Феномен национального воспитания достигается за счет взаимодействия трех составляющих, а именно, это формирование у детей национального достоинства, национальной гордости и национальной совести. Вся учебно-воспитательная работа строится под национальной идеей, идеей «iштесу ». Что означает «все постоянное, все сокровенное…» из народной мудрости казахского народа.

Педагогическими условиями национального воспитания в учебном процессе являются:

– создание центров землячества, осуществление культурных связей;

– создание и оборудование национальных кабинетов;

– проведение национальных недель в средних школах в рамках действия Доктрины национального единства;

– обучение детей государственному языку РК, знание эмблемы, флага, гимна своего народа;

– привитие навыков и техники поведения у учащихся согласно правилам этнопедагогики;

– ознакомление и соблюдение обычаев, традиций, национальных ритуалов, знание истории как своего народа, так и других народностей;

– воспитание социальной зрелости личности;

– формирование культуры межнационального общения.

Для успешности метода обучения детей практическим навыкам общения целесообразно использовать следующие методы – это метод определения общегрупповой фигуры, метод контраста, метод метафор и метод полярностей. Данные методы особенно эффективны при обучении учащихся для консультирования, психологической коррекции, навыкам организации и проведения ролевых игр. Вышеупомянутые методы в психологии относятся к методам активного обучения. Они позволяют учителям средних школ согласовать и соединить цели и задачи конкретного занятия с потребностями и интересами учащихся, связанными с его темой. Кроме того, рассматриваемые методы дают возможность осуществить дифференцированный подход к обучению детей и способствуют формированию у них рефлексивной компетентности и рефлексивной культуры.

Любая педагогическая технология должна удовлетворять определенным требованиям (критериям технологичности): системности, управляемости, воспроизводимости, эффективности. В соответствии с данными критериями технологичности в структуру педагогической технологии входят: теоретическое обоснование и процессуальная часть (технологический процесс), которая нами представлена в виде технологической карты (т. е. описания процесса в виде пошаговой последовательности действий, используемых средств, критериев и способов диагностики, вариантов коррекции и т. д.).

Технологичность – это интегрированный результат таких педагогических умений, как аналитические, конструктивные и организаторские.

Самой уязвимой составляющей педагогической технологии является личностная. А потому и конструирование, и использование воспитательных технологий в процессе национального воспитания требуют от педагогов, учителей высокого уровня психологической, педагогической компетентности, отработанных до автоматизма необходимых технологических элементов. Работа учителя в процессе национального воспитания должна быть направлена на то, чтобы:

– сформировать на высоком уровне психологические структуры, прежде всего самосознание школьника;

– развить потребности, обеспечивающие содержательную наполненность личности, среди которых центральное место занимают нравственные установки, ценностные ориентации и перспектива;

– создать предпосылки для становления индивидуальности как развития осознания своих способностей и интересов каждым учеником, его социализации.

Национальное возрождение будет тогда плодородящей почвой, когда наряду с естественным нравственным восхождением к совершенству будет идти познание культуры и языка ближнего народа. Накопление положительных качеств нации происходит во всей многомерной повседневности. Чем богаче в ней связи, свободнее общение людей разных национальностей, тем уверенней восхождение к цели, достижение каждой нацией своего человеческого достоинства. Цель эта достигается лишь постоянным единством человека во всем многообразии наций, сообща решающих глобальные проблемы, поставленные перед ними собственной историей. Решать эту проблему – проблему национального возрождения нам, учителям, педагогам, психологам всей образовательной структуры.

«Я верю, – отмечал Президент всех казахстанцев Н. А. Назарбаев по случаю вступления в должность, – что мы сумеем создать на территории Казахстана высокоразвитую полиэтническую цивилизацию, в которой возродятся казахская нация, в которой будут свободно чувствовать себя все входящие в нее нации и народности» («Казахстанская правда» 11 декабря 1991 г.). В этом и есть в настоящее время державное величие Республики Казахстан – независимого государства.

В сентябре 2012 года прошла интерактивная лекция Президента на тему «Казахстан на пути к обществу знания» в Назарбаев Университете, которая проливает свет на то, как надо видеть, а главное – как строить свое будущее.

В этой лекции Президент дал месседж в части социальной и политической безопасности. Глава государства вновь раскрыл формулу казахстанского счастья. Она заключается в межэтническом и межконфессиональном согласии.

Президент Н. А. Назарбаев отметил, что «казахстанцы не приемлют экстремизма и радикализма», и что «наши граждане всегда выступают против политических пустословий и социальной розни» («Казахстанская правда» 12 сентября 2012 г.), при этом вновь озвучил три ключа формулы стабильности по-казахстанки.

Это – единство, толерантность, общность судьбы.

Литература

1. Бердяев Н. А. Судьба России. М.: «Сов. Писатель». 1990, с. 91–92.

2. Середа Е. И. Практикум по межличностным отношениям. СПб: Изд. «Речь». 2006, с. 224.

4. Бодалев А. А., Васина Н. В. Познание человека человеком. СПб: Изд. «Речь». 2008, с. 324.

5. Осорина М. В. Секретный мир ребенка. СПб: Изд. «Речь». 2009, с. 276.

Тема 24. Основы национального воспитания

24.1. Сущность и особенности национального воспитания

Национальное воспитание - это созданная в течение веков самим народом система взглядов, убеждений, идей, идеалов, традиций, обычаев и др., Призванных формировать мировоззренческую сознание и ценностные ориентации молодежи, передавать ей социальный опыт, достижения предыдущих поколений. Научно обосновано, правильно организованное национальное воспитание отражает историческую ходу народа, перспективы его развития.

Актуальность создания системы национального воспитания в условиях создания украинской государственности определяется потребностями общества в всесторонней активизации интеллектуального и духовно-творческого потенциала национальных и общечеловеческих ценностей, противоречивыми процессами вхождения личности в социальную жизнь, необходимости обеспечения единства, преемственности и последовательности воспитательных воздействий различных социальных институтов, постоянной корректировки воспитательного процесса.

Главной целью национального воспитания на современном этапе является передача молодому поколению социального опыта, богатой духовной культуры народа, его национальной ментальности, родства мировоззрения и на этой основе формирование личностных черт гражданина Украины, предусматривающих национальное самосознание, развитую духовность, моральную, художественно-эстетическую, правовую, трудовую, физическую, экологическую культуру, развитие индивидуальных способностей и талантов.

Важнейшей общественной чертой является сформированность национального самосознания, любви к родной земле, своему народу, готовности к труду во имя Украины. Воспитание национального самосознания предполагает осознание молодежью своей этнической общности, национальных ценностей (языка, территории, культуры), ощущение своей причастности к развитию национальной государственности, патриотизм, что способствует утверждению собственного национального достоинства, внутренней свободы, гордости за свою землю. Национальная идея должна быть не просто атрибутом национального сознания, чисто духовным феноменом, а толчком к практическим делам, как было в лучших сынов и дочерей нашего народа испокон веков.

Национальная система воспитания основывается на принципах национального мировоззрения, научной философии и идеологии, семейного воспитания, народной педагогики, научной педагогической мысли, впитавшая в себя достижения национальной воспитательной мудрости. Она охватывает идейное богатство народа, его морально-этические ценности трансформированы в средствах народной педагогики, народоведения, принципах, формах и методах организации воспитательного воздействия на молодежь (теоретический аспект), а также постоянную и систематическую воспитательную деятельность семьи, государственных и общественных учебно воспитательных учреждений (практический аспект).

В поисках новой системы воспитания на первый план выдвигаются гуманистические идеи и ориентиры, основанные на уважении к личности ребенка, заботе о ее развитии. Такой подход предполагает признание каждого воспитанника как уникальной личности, его прав, отношение к нему как к субъекту собственного развития, сопротивления в его воспитании на совокупность знаний о человеке и высокий профессионализм.

Национальное воспитание наиболее соответствует потребностям возрождения Украины. Оно одинаково касается как украинского, так и представителей других народов, проживающих в Украине. Именно принцип етнизации воспитательного процесса и предусматривает предоставление широких возможностей представителям всех этносов для познания истории, традиций, обычаев, языка, культуры, формирование собственного национального достоинства. И через познание собственной историко-культурного наследия помогает познать глубинность взаимосвязей каждого из них с украинской нацией, ее государством, убедиться, что именно украинская независимая, суверенное государство охраняет национальные права всех ее граждан.


Существование во многих воинских коллективах проблемы межнациональных отношений уже признано на официальном уровне. В первую очередь речь идет о военнослужащих, призванных из республик Северного Кавказа. Решать эту проблему сегодня приходится с учетом разворачивающихся там событий, где все большая значимость придается национально-религиозному фактору. Отсутствие у многих командиров опыта, навыков, необходимых знаний, а также четкой методики по работе с такими категориями военнослужащих должны быть компенсированы активным поиском новых форм и методов воспитания. Очевидно, что для решения этой проблемы следует объединить все имеющиеся силы и средства, включая работников прокуратуры, ФСБ и представителей духовенства.

Сама проблема межнациональных отношений кроется в отношениях межличностных. Почему вдруг несколько военнослужащих (личностей), объединившись по национальному признаку, противопоставили себя остальным личностям (коллективу), отказываются подчиняться командирам, нести служебную нагрузку? Только найдя ответ на эти вопросы, можно приступать к воспитательному процессу, смысл которого состоит в переубеждении оппонента. От умения начальника убеждать во многом будет зависеть и результат. Очевидно, что здесь мог бы пригодиться замполитовский опыт армии еще советского образца по перевоспитанию "детей гор", не желавших понимать командиров и ссылавшихся в основном на языковый барьер. Но в эпоху развала прежней системы воспитания в духе интернационализма, идеологической дезориентации и общего падения дисциплины приходится констатировать факт сплачивания военнослужащих уже не только на национально-земляческой, но и на национально-религиозной основе, да и общей направляемости их действий. Такие неформальные объединения, основанные на круговой поруке, сегодня все чаще готовы бросить вызов армейским порядкам, вплоть до открытого неповиновения командирам, демонстративного отказа выполнять приказы. Учитывая психологическую неготовность большинства офицеров ротного звена общаться с "мафиозной структурой" внутри подразделения, проблема зачастую грозит выйти из-под контроля.

В ПОИСКАХ СЛОВА

Не отрицая приоритета воздействия слова на личность подчиненного в воспитательном процессе, надо признать, что поиск этого слова является серьезной проблемой для многих воинских начальников. Как переубедить людей, уверенных в своей правоте, поскольку, по их мнению, они в своих действиях опираются на традиции, религиозные постулаты, культуру, обычаи своей малой родины? Чем можно "зацепить" сердце солдата, заранее уверенного в том, что начальник не скажет ему ничего нового: будет опять талдычить про воинскую дисциплину, цитировать устав и призывать к порядку, сыпать фамилиями земляков-героев завершившейся 60 лет назад войны, а в придачу стращать дисбатом? Очевидно, что, только предусмотрев такую реакцию солдат, построив свое выступление "от противного", можно рассчитывать на определенный успех. Наверное, в первую очередь необходимо строить свою речь просто и без пафоса, на понятных и доступных солдату вещах, что составляют для его понятие "свое", "родное": о доме, семье, родителях, традициях и обычаях "малой" родины. При этом следует учесть, что учились они все-таки в нашей общей школе, по одному букварю. Отсюда и духовные ценности пока еще остаются общими: литература Пушкина, Достоевского и Гамзатова; творчество Чайковского, Шаляпина и Эсамбаева; победы Суворова, Жукова и Багратиона. Общая с ними у нас и Родина - многонациональная Россия. Да и на чемпионатах мира, в конце-то концов, болеют они все же за сборную России, а не за Турцию, к примеру.

Кавказский менталитет предполагает уважение к родительскому наказу, которое имеет большой вес. Слово отца - по-прежнему закон для большинства кавказских парней. Можно не сомневаться, что, отправляя своих детей в армию, любой родитель хотел бы только гордиться своим сыном. А отсюда легко перебросить "смысловой мостик" на второй момент - собственно саму воинскую службу. Настоящий горец - это джигит, воин. А раз воин, то долг, честь, присяга - неотъемлемые спутники военной службы. Стоит надеяться, что отцы нынешних солдат, в своем большинстве добросовестно отслужившие срочную службу еще в той, Советской армии, оставившие о ней в основном добрые воспоминания, наверняка рассказывали сыновьям на простых примерах о воинском долге, солдатском братстве, субординации как основе дисциплины. Значит, вовсе и не чужды эти понятия сегодняшнему поколению служивых?

Однако зачастую такое построение беседы, вполне логичное с нашей точки зрения, не дает результата, поскольку сплачивание земляческих группировок происходит, как уже подчеркивалось, не только на национальной, но и религиозной основе. И здесь мнение офицера, даже говорящего вроде бы правильные вещи, не будет браться в расчет, поскольку оно не затрагивает религиозных основ жизни и службы, не касается, по мнению членов группировки, "истинного учения", а сам начальник и вовсе является "кяфиром" - неверным. Так вплотную встает вопрос освоения офицерами, и особенно воспитательных структур, основ традиционных религий России, в первую очередь Православия и Ислама.

КОРАН ПРОТИВ РАЗГИЛЬДЯЕВ

Еще лучше, если воспитатель будет искренне верующим человеком. В этом случае его личный религиозный опыт, близость некоторых основных догматических положений, исторический опыт добрососедских отношений обоих конфессий позволят офицеру быстрее понять причины отказа исполнения служебных обязанностей военнослужащим якобы по религиозным мотивам.

Действительно, в Коране нет даже намека, по которому можно оправдать солдата-мусульманина, отказавшегося мыть полы в казарме или нести службу в наряде по столовой. Зато Священная книга требует от правоверных уважать личность другого человека, его свободу, дарованную ему Аллахом, строго запрещая оскорблять ближнего, унижать его человеческое достоинство. Как же может после этого называть себя истинным мусульманином, к примеру, рядовой Ибрагимов, если он заставляет своего сослуживца рядового Петрова заправлять за собой кровать или стирать грязное белье? И не вызовет ли праведный гнев Всевышнего отказ солдата заступать в наряд по столовой, предпочтя сидеть перед телевизором в казарме, ведь в самом широком смысле нравственность в исламе заключается в послушании и умеренности во всем. А желание хорошо жить за чужой счет - как раз и есть нарушение заповедей ислама. Так же выходит и с отказом повиноваться командирам. "Ислам" в переводе означает "покорность". И мусульманин должен, покоряясь воле Аллаха, которая присутствует везде и во всем, с радостью принимать ее, как свою судьбу! В таком случае служба в армии не может противоречить воле Всевышнего.

А еще покоряться мусульманин должен родителям, которые, отправляя его в армию, наставляли служить честно, не позорить свой род. И также своим начальникам и командирам (которых опять же Он Сам и дает). Все так просто и одновременно очень мудро! На этих "китах" и базируется религиозное сознание богобоязненного воина-мусульманина, не испорченного националистической и сектантской пропагандой.

Так что для настоящего мусульманина воинский устав и Священная книга отнюдь не вступают в противоречия. А значит, жить, прикрываясь Кораном, но не по Корану, то есть по своему желанию, вопреки армейским и общепринятым законам и нормам устава - есть уже не просто нарушение воинской дисциплины, но и заповедей Всевышнего, дискредитация идей исламской морали.

Убедительность этой позиции усиливается, если подчеркивать благожелательное, уважительное отношение к положениям Корана. В данном случае трудно будет возразить что-либо начальнику, который способен дать богословское обоснование добросовестному исполнению мусульманами воинского долга, подкрепленное сурами и аятами из Священной книги.

ВАХХАБИТЫ В КАЗАРМЕ

Наивно, однако, было бы предположить, что нормально служить мешает лишь религиозная непросвещенность таких солдат. Поэтому необходимой профилактической мерой по предотвращению негативных фактов "казарменного сепаратизма" должно стать усиление контроля над ситуацией в подразделениях со стороны компетентных органов. Данное направление находится в ведении ФСБ, сотрудники которого не менее желанные и полезные гости в казармах. Объясняется это тем, что (по имеющейся у компетентных источников информации) со стороны отдельных военнослужащих, входящих в состав этих неформальных группировок, стали нередко звучать угрозы физической расправы над командирами, экстремистские призывы к неуставным взаимоотношениям на национально-земляческой основе, в том числе с признаками исламского фундаментализма, ваххабизма. На одной из встреч с военнослужащими Восточного округа Внутренних войск МВД России, проводившейся в ноябре прошлого года по инициативе командования округа, начальник отдела ФСБ полковник Сергей Р. озвучил фрагменты оперативной аудиозаписи. На кассете были записаны разговоры военнослужащих о необходимости насаждать свои порядки в казарме, а делать это путем избиения и унижения сослуживцев других национальностей, вымогательства у них денежных средств. Высказывались как открытые угрозы в адрес командиров и начальников, так и противоправные призывы с религиозно-экстремистским подтекстом. В частности, рядовой Г. Гусейнов публично "учил" своих сослуживцев: "...Я тебе отвечаю: надо жить с Аллахом, а не по уставу... У меня нет командиров, кроме Аллаха!". Комментарии, как видно, не требуются. Дальнейшее зависит от расторопности военных контрразведчиков, поскольку данные высказывания, противоречащие Конституции Российской Федерации, требованиям общевоинских уставов, подпадают под соответствующие статьи Уголовного кодекса. В завершении своего выступления контрразведчик, кстати, поделился скупой оперативной информацией о принимаемых мерах в отношении лиц, допустивших противоправные действия и высказывания. Это, по его словам, произвело на нарушителей "должное впечатление".

Тем не менее цепь логических рассуждений, которую можно выстроить от отказа солдата заступить в наряд по столовой до призыва к неповиновению "неверным командирам", будет не так и длинна. Особенно, если учесть, что кое-кто из отказников пришел служить в армию, имея уже сформировавшееся религиозно-экстремистское мировоззрение. Это легко предположить, учитывая широко развернутую на Северном Кавказе пропаганду идей ваххабизма, его популярность в бедных и высокогорных районах региона. К сожалению, этому косвенно способствует сама российская власть, давая повод радикально настроенным лидерам мусульманских умм (общин) использовать серьезные просчеты федерального центра в области политики, экономики и особенно идеологии для демонизации образа Москвы, всего русского народа как врагов "правильного ислама". С этих призывов, как правило, и начинается вовлечение молодежи в противоправную деятельность, в том числе и в армейских рядах.

Пора признать, что именно на поле духовно-нравственного воспитания молодежи, не паханом долгие годы и превращенном в целину, начали прорастать зловещие побеги человеконенавистнической идеологии ваххабизма - этого настоящего опиума для обманутого, доведенного до отчаяния народа. Свято место, действительно, пусто не бывает!

ПРОКУРАТУРА ПРОСИТ ПОМОЩИ

Долог и тернист путь человека к раскаянию. Чаще всего это происходит в зале суда, где рассматривается уголовное дело какого-нибудь бравого вояки, терроризировавшего своих сослуживцев. Зрелище впечатляющее, но вот беда - не так часто, как того хотелось бы в педагогических целях, проходят открытые судебные заседания. Минует полгода, год, поменяется личный состав рот и батарей, и появляются в них новые "герои", напрочь забывшие увиденный когда-то глазами первогодка судебный процесс. Напрашивается вывод: надо чаще встречаться. От эффективности работы военных прокуратур сегодня зависит очень многое. Фемиде в погонах все чаще приходится обнажать карающий меч правосудия, чтобы навести порядок в армии. К сожалению, без драконовских мер сегодня уже не обойтись. Либерализация законодательства пока еще не связала окончательно руки прокурорским работникам, и можно надеяться, что порядок все же будет наведен.

Ну а сами прокурорские работники обращаются за помощью к... церкви! Вот что пишет в своем обращении на имя Патриарха Алексия Второго главный военный прокурор генерал-полковник юстиции Александр Савенков: "Предлагается рассмотреть возможность принятия организационно-правовых норм, направленных на разработку и создание качественно новой нормативной базы, предусматривающей более активное участие священнослужителей в нравственном и патриотическом воспитании военнослужащих. Главная военная прокуратура готова оказать содействие в этой работе. Убежден в том, что такие меры будут способствовать оздоровлению морально-психологического климата в воинских коллективах Вооруженных Сил РФ".

Прокурор знает, что говорит. Ведь именно бездуховность и аморальность современного российского общества - главные причины криминализации не только армии, но и самого общества. Когда в стране взамен традиционных идеалов нравственности новыми жизненными ценностями вполне легально (посредством СМИ) провозглашены пороки - культ насилия и наслаждений, жажда наживы и эгоизм, - то бороться с преступностью, проявлениями национального и религиозного экстремизма в армейской среде силами только судебного аппарата бессмысленно.

Очевидно, что вопрос сотрудничества армии и духовенства давно уже назрел. Об этом же говорилось и на прошедших в Улан-Удэ в июне с.г. сборах священнослужителей, работающих с войсками. Открывая сборы, командующий войсками Сибирского ВО генерал армии Николай Макаров честно признал: "Религиозная ситуация в округе сложная. Представители кавказских народов подчас ведут себя вызывающе агрессивно, в том числе и в религиозном смысле. Надо конкретно работать над улучшением религиозно-этической и религиозно-культурной ситуации... Мы надеемся на помощь духовенства. Ибо только укрепление внутренней самодисциплины воина, развитие в нем чувства долга, познание им веры своих отцов и дедов, усвоение высоких традиций отечественного воинства могут решить стоящие перед нами проблемы".

Свободный доступ в солдатские казармы православного и мусульманского духовенств, придерживающихся традиционных взглядов, возможность участия военнослужащих в Богослужениях, обрядах и Таинствах, привнесение в казармы молитвенного духа братской любви и взаимоуважения - все это вне всяких сомнений разрядит обстановку, поможет начальникам и подчиненным разных национальностей и вероисповеданий лучше понять друг друга. Альтернативы у нас нет.

Роман ИЛЮЩЕНКО, подполковник, бакалавр религиоведения

http://www.vpk-news.ru/article.asp?pr_sign=archive.2005.100.articles.conception_02



 

Возможно, будет полезно почитать: