Роль классного руководителя в организации воспитательной работы младших школьников. «Роль классного руководителя в воспитании ученика» " Наши дети – это наша старость. Правильное воспитание – это наша счастливая старость; Плохое воспитание. Роль классного

Роль классного руководителя в становлении классного

коллектива и его влияние на формирование личности каждого ученика.

Развитие человека происходит в течение всей его жизни. И если в полных семьях с достатком, живущих в благоустроенном доме или квартире, на развитие маленького человечка большое влияние оказывают родители, учат жить в группе, т.е в семье, а потом - в коллективе, учат стать личностью, то в стенах школы – интерната родителей заменяют классный руководитель и воспитатель.

Если в обычной школе с родительскими детьми главным педагогом в классе является классный руководитель, то в школе-интернате это не совсем так. Понятия «классный руководитель» и «воспитатель» неразделимы.

В условиях школы-интерната именно они играют главную роль в жизни каждого своего воспитанника. Они сопровождают процесс индивидуального становления и развития личности ребёнка в период обучения в школе.Но мы сегодня говорим о классном руководителе.

Два с половиной года назад (1.12.2009 г) меня назначили классным руководителем 7 класса. Чуть позже произошла смена воспитателей. В классе было 23 ученика. Неожиданные перемены в классном коллективе, подростковый возраст, дети «группы риска», отсутствие единого требования между классным руководителем и воспитателем, «движение» учащихся дали свои результаты. Не было единого классного коллектива, дети делились на группы, были свои лидеры. Отношения между одноклассниками тревожили нас, взрослых. Дети друг к другу относились жестоко.

Но в тоже время они умели трудиться, имели навыки учебной деятельности и в разных мероприятиях показывали себя как единое целое. В классе было 6-7 ударников. Каждый из них существовал сам по себе. Некоторые вели себя как несамостоятельные и безответственные ученики. Часто наблюдалось расхождение между тем, что воспитанники говорят и что они делают.

Необходимо было познакомиться с индивидуальными особенностями детей, наблюдать за их поведением, отношением друг к другу и окружающим, следить за нравственными и этическими проявлениями. Трудность заключалась в том, что я детей практически не знала, т. к работала в данной школе совсем немного.

Главной задачей в то время для меня было создание единого классного коллектива, в котором каждому ученику было бы комфортно. В то же время необходим был благоприятный климат для формирования личности воспитанников. Данная работа оказалась сложной, так как дети жили по своим правилам, состав класса часто менялся, и они долго привыкали к новым наставникам. Понимание нашла у воспитателя, с кем мы работали. Работали и работаем. Думаю, в тесном контакте, т. к понимаем, что отсутствие единого требования со стороны взрослых, работающих в одном классе – это напрасная, безрезультатная работа.

Добиваясь решения поставленной задачи, использовала различные формы и методы работы. Это индивидуальные беседы, классные часы, собрания, работа с учителями – предметниками, вовлечение учащихся в кружковые занятия, общественно-полезную деятельность, участие в различных мероприятиях, дополнительные занятия по предметам после уроков, оформление уголка здоровья, классного уголка, беседы о культуре общения и поведения, о соблюдениях норм элементарной нравственности во взаимоотношениях, встречи, шефство над ветеранами, шефство над малышами. Наиболее эффективным средством развития коллективизма считаю коллективную творческую деятельность (класс старался принимать активное участие в общешкольных мероприятиях - концертах, спортивных соревнованиях, конкурсах). Именно через неё происходит развитие коллективистских основ жизни, самостоятельности, инициативы ребят, активного отношения к другим людям, к окружающему миру.

Как классный руководитель создавала условия для творчества и самореализации личности детей. Необходимо в таком возрасте воспитывать у учащихся и требовать с них самостоятельность принятия решений, активную жизненную позицию.

Всегда очень важно знать, как относятся друг к другу одноклассники, значим ли для них классный коллектив, в котором они находятся на протяжении учёбы в школе. На занятиях и на перемене они могут себя показать по-разному. В школе они одни, в общежитии – другие. Поэтому необходимы наблюдения за деятельностью и поведением учащихся в процессе учебных занятий и внеурочной работы; диагностические беседы; ознакомление с документацией и продуктами деятельности учащихся.

Иногда кажется, что вкладываешь всю душу в работу со своими воспитанниками, а они отвечают равнодушием и твой труд – это напрасное дело. Но, оказавшись в затруднительной ситуации, дети теряются и они снова «идут» в свой коллектив, где так уютно, тепло, и где всегда поможет взрослый человек. Даже в минуты радости они бегут к тебе и делятся своим счастьем…

Конечной целью моей работы в качестве классного руководителя в этом классе считаю подготовку ученика как выпускника, обладающего необходимыми знаниями, широким кругозором, творчески мыслящего, способного реализовать себя в дальнейшем процессе обучения в учебных заведениях нашей республики.

Помочь ребенку, научить его жить в коллективе может и должен, прежде всего, классный руководитель. Он поощряет дружбу детей, предотвращает обострения в их отношениях, подбирает и предлагает детям виды совместной деятельности, подсказывает, направляет в нужное русло. Он наблюдает за ними во время учебных занятий, следит за успеваемостью в классе, помогает тому или иному ученику «догнать» лучшего в учёбе и поведении.

С помощью классного руководителя каждый воспитанник должен найти свое место в классном коллективе, а после уже в обществе.

Роль классного руководителя в воспитании успешной личности школьника

Покинут счастьем будет тот,
Кого ребенком плохо воспитали.
Побег зеленый выпрямить легко,
Сухую ветвь один огонь исправит”.
Саади

Вопросы воспитания, обучения и развития личности остаются одной из главных проблем современного общества. Cовременное общество нуждается в способных и талантливых личностях, которые справятся с любыми житейскими трудностями и решат самые сложные задачи,смогут проявить и применить свои таланты и знания во благо, то есть во всем будут удачными.Именно успешные люди являются основой современного общества и государства. . Воспитание растущего человека как формирование развитой личности составляет одну из главных задач современного общества и общество возлагает эту задачу на школу. Школа один из основных институтов, принимающих непосредственное участие в воспитании и формировании развития личности ребенка. И, конечно же,большая часть работы ложиться на плечи классного руководителя.

Классный руководитель – ключевая фигура в воспитательной деятельности образовательного учреждения, он является организатором воспитательного процесса. Воспитание детей – рекордно сложное занятие, самое запутанное из всех видов творчества. Это творение живых характеров, создание необыкновенно сложных микромиров. К воспитанию детей стоило бы относиться, как к самой важной из всех земных профессий.

Основное назначение классного руководителя – создание условий для раскрытия потенциала талантов ребенка, для их максимального развития, для сохранения неповторимости личности каждого ученика, для нормального умственного, духовного и физического совершенствования.

Работа классного руководителя - целенаправленная, системная, планируемая деятельность. Свою деятельность классного руководителя я строю на основе программы воспитания образовательного учреждения, анализа предыдущей деятельности, позитивных и негативных тенденций общественной жизни, на основе личностно - ориентированного подхода с учетом актуальных задач, стоящих перед педагогическим коллективом школы, и ситуации в классном коллективе. При планировании воспитательной деятельности обязательно принимаю во внимание уровень воспитанности обучающихся, социальные и материальные условия их жизни, специфику семейных обстоятельств. Я считаю, что воспитание только тогда эффективно, когда происходит совокупность применения методов: убеждения, примера, соревнования, поощрения. Размышляя над проблемой, как сделать жизнь классного коллектива позитивной и успешной, я вышла на необходимость создания собственной воспитательной программы, которая помогла систематизировать работу классного коллектива и помогла развиваться учащимся.И взрослому и ребенку нужно чувствовать собственную значимость и успешность. Степень успешности определяет самочувствие человека, его отношение к миру, его желание участвовать в выполняемой работе, стимулирует творчество и сотрудничество.Если ученик будет видеть, что его вклад в общее дело оценен, то в последующих делах он будет участвовать еще активнее и с удовольствием. Инструментом оценки успешности учащихся может служить слово классного руководителя, его интонация, жесты, мимика, система поощрений и награждений. Очень важно оценивать успешность развития и совершенствования каждой личности по мере развития классного коллектива. Личностный подход становиться реальным, если процесс воспитания представляет собой целенаправленную систему, в которой гармонично сочетаются специально разработанная программа жизнедеятельности с возможностями саморазвития и самоуправления. Исходя из общечеловеческих ценностей и реалий сегодняшнего дня, человек ХХI века должен быть физически здоровым,духовно-нравственным, интеллектуально развитым, целостно мылящим и активно связанным с окружающим миром, то есть УСПЕШНЫМ.

Так что же мы понимаем под словом УСПЕХ со стороны работы классного руководителя.

УСПЕХ – это аббревиатура, являющаяся синтезом основных аспектов развития личности.

У – учеба

С – социализация

П – позитивность

Е – единство

Х – харизма

У чеба – познавательная деятельность. Процесс воспитания неразрывно связан с процессом обучения и развития и является стержневым в формировании человека. Современное общество диктует поиск новых подходов к организации образовательного процесса, акценты в котором делаются на создании школьного пространства, дающего возможность развития и реализации детских способностей.

С оциализация – социальная деятельность. Выходя из школы, выпускник вступает на новый совершенно неизведанный путь взрослой жизни. Включение учащихся в различные социальные общности (класс, клубы, объединения, организации) создаёт условия для реальных социальных проб, которые формируют готовность к вхождению в различные социальные структуры, разнообразные типы социальных отношений. Эффективность воспитания зависит от целостности воспитательных влияний различных социальных субъектов.

П озитивность – продуктивная деятельность. Формирование у школьников положительного отношения к себе, уверенности в своих способностях применительно к реализации себя во взрослой жизни и будущей профессии. Создавать ситуации успеха, находить возможность стимулировать ребенка за активную самостоятельную деятельность. Целенаправленная деятельность педагога, призванная формировать у детей систему позитивных качеств личности, взглядов и убеждений.

Е динство – коллективная деятельность. Представляет единство обучения и воспитания. Формируя знания, человек развивается; развиваясь, он стремится к расширению своей деятельности и общения, которая, в свою очередь, требует новых знаний и умений. Именно в совместной деятельности происходит развитие, раскрытие внутренних возможностей ребёнка. Поэтому важно объединить все усилия семьи и школы для воспитания личности, которая соответствует современным требованиям общества.

Х аризма – исключительная одаренность; харизматический лидер - человек, наделенный авторитетом; харизма основана на исключительных качествах личности - мудрости, героизме, “святости”. В современном, постоянно изменяющемся мире нетворческой личности найти свое место, свою “нишу” очень сложно. Каждый воспитанник школы должен иметь возможность проявить свои природные способности, творческий потенциал, уметь находить нестандартные решения жизненных ситуаций, быть восприимчив к новизне, оригинальности.

В своей работе руководствуюсь “Десятью заповедями воспитания” В.А. Караковского:

1. Главная цель воспитания – счастливый человек.

2. Люби не себя в ребёнке, а ребёнка в себе.

3. Воспитание без уважения – подавление.

4. Мерой воспитанности является интеллигентность – антипод хамству, невежеству.

5. Говори, что знаешь, делай, что умеешь; при этом помни, что знать, уметь больше никогда не вредно.

6. Развивай в себе незаурядность.

7. Не будь занудой, не ной и не паникуй.

8. Дорожи доверием своих воспитанников, береги ребячьи тайны, никогда не предавай своих детей.

9. Не ищи волшебной палочки: воспитание должно быть системным.

10.Дети должны быть лучше нас, и жить они должны лучше.

Программа «Лестница успеха» позволяет сделать осмысленной и целенаправленной деятельность учащихся, родителей и меня как классного руководителя, обеспечивая соразвитие в коллективе, подразумевающее общее участие в жизни классного коллектива, совместность в решении общих проблем воспитания и образования учащихся. Эта программа - осуществление своих собственных надежд и мечтаний, движение по восходящей лестнице личностного развития и успеха ребенка. Программа рассчитана на 4 года - четыре ступеней:

Ступенька первая-1 класс -«Созвездие юных дарований»(формирование эстетико-ценностных ориентаций личности; развитие способностей. к творчеству; воспитание красотой и через красоту, формирование детского коллектива). «Я +мои друзья-вместе классная семья»(формирование классного коллектива, становление дружеских партнерских отношений, развитие творческого потенциала).

Ступенька вторая-2 класс -«По лестнице успеха»(гражданско-патриотическое воспитание как фактор формирования национального самосознания, формирование доброго отношения к истории родного края, своей семье, друг другу). «Людей не интересных не бывает»(воспитание доброго отношения к жизни умения находить в ней радость и желание творить добро; формирование нравственного отношения к человеку, труду, природе; развитие познавательных интересов учащихся, их творческой активности).

Ступенька третья -3 класс -«Счастье. которое мы ищем»(сформировать представления о профессиях, помочь выявить способности к определённому виду деятельности,становление профессионального самоопределения).

Ступенька четвёртая - 4класс -«Мир взаимоотношений-честь и достоинство»(развитие познавательны интересов учащихся,их творческой активности, воспитание качеств делового человека, умеющего организовать себя. других, любое дело; научить его жить в коллективе,строить со своими сверстниками отношения дружбы и взаимоподдержки).Она не противоречит воспитательной программе школы и перекликается с основными направлениями,целя ми и задачами школьной программы. Цель программы-создание условий для разностороннего развития личности на основе усвоения присвоения общечеловеческих ценностей; воспитание успешного человека, живущего в согласии с самим собой,с окружающей действительностью,занимающего активную позицию в обществе. Программа работает по нескольким направлениям, которые являются неизменными, но не дублируют друг друга из года в год, а изменяются согласно возрастным особенностям участников программы. Приоритетными направлениями работы являются:

    Малая Академия наук.

    Гармония здоровья.

    Свеча надежды.

    Созвучие юных сердец.

    Колокола времён.

    Кладезь семейной мудрости.

Основные положения моей воспитательной системы:

    Индивидуальный подход в воспитании.

    Творческий союз с родителями, учителями-предметниками, администрацией, организатором.

    Системность в работе.

    Опираясь на эти положения, проанализирую реализуемую мной воспитательную программу.

1. Индивидуальный подход в воспитании. Дети в классе организованны, ответственны. В нашем маленьком рабочем коллективе сложились добрые отношения, ребята понимают, доверяют, уважают друг друга и меня. Я рада, что они умеют видеть недостатки, признавать их и исправлять, мягко подсказывать друг другу. На своём опыте я убедилась, что чувство “мы – единое целое”, “мы – коллектив” возникает только в делах, которые мы организовываем все вместе. Увлекаю конечным результатом,стараюсь научить ребят быть творцами, а не только исполнителями, распределяя ответственных за то или иное дело, учитывая их силы и возможности. Советую, как лучше выполнить порученное дело, что для этого нужно узнать, где подобрать необходимый материал, как лучше сделать и помогаю при необходимости. Это даёт возможность каждому приобрести опыт общественной жизни и общения с людьми. Каждое проведенное мероприятие обсуждается, отмечаются реальные успехи проведения, не замалчиваются и недостатки – это позволяет подготовить следующее мероприятие на более высоком уровне.

2. Творческий союз с родителями, учителями-предметниками, администрацией, организатором. Одним из важнейших социальных институтов воспитания является семья. Часто говорят о единстве семьи и школы в воспитании ребят. Но на практике бывает иногда трудно достичь этого единства. Трудность заключается в том, что родители – взрослые люди, которые имеют свои взгляды, закрепленные стереотипы, например, такие как: “я и так все знаю” - отрицание возможности приобретения нового опыта. Работа с родителями – это совершенно отдельная и самостоятельная работа. Мое сотрудничество, как классного руководителя, и родителей предполагает всестороннее и систематическое изучение семьи, знание особенностей и условий семейного воспитания ребенка. Я использую в работе как групповые (родительские собрания), так и индивидуальные (беседы по вопросам воспитания, консультации, посещение семьи) формы работы с семьей, анкетирования, практикумы, разработка памяток, семинары родителей по обмену опытом воспитания и др.Стилю общения с родителями придаю большое значение. Формы общения с родителями – диалог, сотрудничество, толерантность. Я строю отношения с родителями на основе дружбы и взаимоуважения. Ведь что бы расположить ребёнка к себе, направить его в нужное русло, прежде всего я должна понимать и уважать его родителей! Всё это способствует созданию благоприятного климата в семье, психологического и эмоционального комфорта ребенка в школе и за ее пределами. Родители частые гости и помощники в моем классе. Я прекрасно понимаю, что работа одного классного руководителя - “спектакль одного актера”. Эта работа вряд ли будет успешна без поддержки администрации, других учителей, работающих с классом. Наши воспитательные действия должны быть едины, должны дополнять друг друга. И поэтому я стараюсь быть в курсе всех возникающих проблем между учителями и своими детьми. Это еще одно условие для личностного развития ребенка. Мне в своей практической работе приходится координировать взаимодействие учителей-предметников и учащихся для того, чтобы образовательная программа была освоена школьниками в том объеме, который соответствует их возможностям. В современных условиях классный руководитель призван постоянно работать над повышением успеваемости и развитием познавательной активности учащихся. Необходимо стимулировать у детей интерес и любовь к знаниям, добиваться улучшения качества обучения, прививать учащимся навыки самообразования

3. Системность в работе. В моей деятельности, как классного руководителя, форма воспитательной работы является той первичной клеточкой, из которой складываются будни и праздники нашей классной жизни. Конечно, невозможно найти ту форму, универсальную и годную на все случаи жизни с любым классным коллективом. Одной из главных форм внеклассной воспитательной работы считаю классный час. Классный час является прямой формой моего общения с учениками. Провожу различные виды классных часов: классное собрание, воспитательный час, диспут, анкетирование, экскурсии, беседы, викторины и др. Мероприятия планирую совместно с учащимися, но иногда провожу экстренное собрание или заменяю форму проведения классного часа по каким то причинам. Классный час это форма воспитательной работы, при которой ученики принимают участие в специально организованной деятельности, способствующей формированию у них системы отношений к окружающему миру. Функции классного часа различные: просветительная, ориентирующая, направляющая, формирующая.Большое внимание мной уделяется воспитанию гражданственности и формированию гражданского самосознания, ведь по мнению психологов, подростковый возраст является наиболее значимым для формирования гражданского самосознания. Именно в подростковом возрасте появляется самопознание и самооценка. Сухомлинский В. А. в своём труде “Рождение гражданина” говорит: “Школьник, сидящий за партой, становится гражданином, когда видит перед собой путь, по которому ему идти в жизнь, чтобы ещё больше возвеличить своё Отечество”. Моя задача, как классного руководителя - создать условия для формирования гражданского самосознания подростка-человека и гражданина.Серьезный участок деятельности классного руководителя - организация труда и нравственного воспитания учащихся. Ему необходимо продумывать систему трудовых дел и занятий своих учеников, начиная с работы по самообслуживанию и кончая приобщением к производственно-трудовой деятельности, а также включать их в общественно полезную работу. Участие в различных видах трудовой деятельности, если она правильно организуется, способствует формированию у учащихся нравственных качеств: стремления приносить пользу обществу и себе, дисциплинированности, товарищества, понимания своего долга и т.д. Но нравственно-трудовая деятельность классного руководителя имеет более широкие горизонты. Внеклассная работа должна использоваться для включения учащихся в различные формы морально-познавательной деятельности, для проведения дискуссий на моральные темы, а также обсуждения отдельных событий в жизни класса, позволяющих в своей совокупности глубже осмыслить вопросы нравственности. В целях морального воспитания применяю формы культурно-массовой и художественно-эстетической деятельности учащихся, а также большая краеведческая работа,систематически проводимая все эти годы. В моём арсенале имеется система классных часов, целью которых является – воспитание нравственности. Обеспечение необходимого уровня физического развития и физической подготовленности происходит через систему спортивной и физкультурно-оздоровительной работы: участие в спортивных мероприятиях, участие в общешкольных Днях здоровья, развитие физической культурой. Здоровье - бесценное достояние не только каждого человека, но и всего общества. Доброе здоровье помогает выполнить нам наши планы, успешно решать основные жизненные задачи, преодолевать трудности. Когда-то прочла стихотворение - Похвалите меня!

Без похвал умирает душа,
Жизнь не всходит в счастливом зените.
Каждый молит без слов, чуть дыша:
“Похвалите меня, похвалите!”
Без похвал не пройти рубежа,
Не добиться великих открытий.
Просит снова и снова душа:
“Похвалите меня, похвалите!”

И поняла, что буду использовать его в общении с детьми. Я и раньше знала о том, что похвала играет немаловажную роль в жизни каждого человека, не взирая на его возраст, но эти строки помогли осознать всю глубину такого стимула, как похвала и понять, что только с помощью похвалы можно добиться того, чтобы ребенок был всегда в зоне роста своих возможностей.

Мои дети на глазах повзрослели, выросли. С ними я пополнила свой опыт воспитательной работы. Это они – на протяжении всей моей работы в школе научили меня, что все, происходящее в моей жизни, должно быть по возможности доступно им, иначе не будет доверия и открытости с их стороны. Многие наши беды, а детские тем более, происходят именно оттого, что нет рядом людей, которым можно открыто поведать о наболевшем. Я поэтому и стремилась и стремлюсь стать для своих учеников тем человеком, к которому они могли бы обратиться со своими трудностями, проблемами. Исходя из этого компонентом в моей философии выходит просто человеческое: помочь, понять, посочувствовать, поговорить по душам. Такая помощь может включать совет, доброе слово или невербальные формы поддержки, которые играют огромную роль в нашей жизни. Быть нужной и полезной для детей очень важно для меня.

«Нести детям радость, содействовать успеху».

Классным по-разному можно быть,

И не испытывать радости.

С горечью к детям своим заходить,

И выполнять обязанности.

А можно и так: Утром встать

И, помышляя о чуде,

В школу лететь, к классу бежать

К таким ещё не совсем взрослым людям!

Роль классного руководителя в воспитании детей

Из опыта Чжань Т.А.

Немало можно добиться строгостью, много – любовью,
но больше всего знанием дела и справедливостью,
невзирая на лица.

И.Гете.

В наше время в школьном образовании важная роль отводится воспитательному процессу. Успех педагога зависит от его позиций. Только тот классный руководитель, который творчески, с интересом подходит к делу и ориентирован на успех каждого ученика и класса в целом, сможет добиться успеха в своей работе.

Начав работать в школе, я каждый день продумывала как мне вести себя с детьми, перечитывала книги по психологии и педагогике, репетировала уроки. Но очень скоро я поняла, что дети – это стимул в моей работе. Они помогали мне, вдохновляли, подталкивали меня к активным действиям. Мне хотелось, чтобы они видели, что я во всем готова их поддержать, помочь. Мои подопечные такие разные, непохожие друг на друга, но каждому хочется чем-то выделиться среди других. Одни занимали лидерскую позицию, другие - уходили в тень. Так я поняла, что мне предстоит большая работа, чтобы создать в классе благоприятный климат и использовать потенциал каждого ребенка на общее благо.

Целью моей работы стало оказание помощи каждому ребенку в определении своего жизненного пути, воспитание толерантного отношения друг к другу, построение среди детей доверительных отношений. Очень хотелось, чтобы в моем классе сформировался полноценный классный коллектив.

Задачами для достижения это цели я считаю:
создание благоприятных условий и возможностей для формирования личности каждого ученика,

Выявление творческого потенциала каждого ребенка,

Расширение кругозора и эрудиции учащихся,

Стимулирование их творческой активности в различных видах внеурочной деятельности,

Воспитание активной жизненной позиции каждого ученика и коллектива в целом,

Формирование основ культуры общения и построения межличностных отношений друг с другом и окружающими.

Классный руководитель должен стремиться изучить и понять каждого ребенка, его проблемы и особенности развития. Начав работать, я, как и многие другие, больше внимания уделяла трудным и одаренным детьми. Но очень скоро я поняла, что специального сопровождения и поддержки требуют и другие дети, ничем не выделяющиеся или дети-инвалиды. Я стала стараться создать для них условия для проявления их возможностей, чтобы они были заметны и принимаемы в классе.

Проводя из года в год социометрические методики, я заметила, что многие удерживали лидерские позиции на протяжении нескольких лет. Я решила использовать это. Учебные лидеры помогали с подготовкой отстающим ребятам, предпочитаемые являются отличными помощниками при проведении классных мероприятий, потому что они могут организовать детей, подготовить поздравление, оформить газету. Мастеровой лидер поддерживал порядок в классе.

Сформировать гуманистический климат в классе мне помогали занятия с элементами психологического тренинга. Мне было важно подтолкнуть ребят друг к другу. Мы часто садились в круг и обменивались своими впечатлениями, рассуждали на разные темы. Поначалу ребята стеснялись высказываться. Тогда я перешла на игры. Это оказалось более эффективным и интересным для них. Детей, испытывающих неприязненное отношение друг к другу, я старалась поставить рядом, чтобы им как можно больше пришлось взаимодействовать. Через какое-то время я заметила, что агрессия и ненависть постепенно уходят на задний план.

Совместно со школьным психологом я неоднократно проводила исследования психологического климата в нашем классе. Для диагностики использовались методики Л.Г. Жедуновой, А.А Андреева. По итогам исследований свой класс считают дружным - 88% опрошенных, комфортно чувствуют себя в среде одноклассников 89%.

100% опрошенных оценили работу классного руководителя наивысшим баллом.

Что касается работы с семьей, то я уверена, что с родителями нужно сотрудничать. Но и они должны понимать, что привычные методы, которые раньше использовались для воспитания, сегодня к детям не применимы. Моя задача - оказать помощь родителям в решении вопросов воспитательного характера, способствовать эффективному взаимодействию. Хочу сказать, что мои родители достаточно хорошо идут на контакт, посещают родительские собрания, принимают участие в поездках и экскурсиях, соревнованиях.


«Духовно нравственное воспитание школьников» - 1. Покров Пресвятой Богородицы. Формирование духовно-нравственной личности. План работы по программе. Факультатив «Основы православной культуры». Содержание программы. Консультации протоиерея о.Александра Горбунова с учителями, учащимися и родителями. Сотрудничество со школьным музеем «Боевой славы».

«Духовно-нравственное воспитание в семье» - Опрос Института социологии РАН. Почитание родителей воспринимается детьми как необходимое условие благополучного взросления. Муниципальный фестиваль национальных культур. Только семья может воспитать семьянина. Семейное воспитание. Принятие морали учителя. Кризис взглядов подростка. Три уровня в восприятии нравственности детьми.

«Роль классного руководителя» - Пакет диагностик. Основные этапы работы классного руководителя по повышению учебной мотивации обучающихся. Закон об образовании. Роль классного руководителя в формировании познавательных интересов школьников. П р о е к т ы. Зависимость качества знаний от сформированности познавательного интереса. Роль классного руководителя в формировании положительной учебной мотивации обучающихся.

«Духовно-нравственное воспитание» - На базе филиала МОУ Чакинская СОШ в п.Жемчужный учитель Акиндеева Н.В. Проведён семинар: « Первые итоги аппробации курса ОРКСЭ». Страницу за страницей Всю жизнь свою переписать! Презентация на тему: « Духовно - нравственное воспитание школьников. Введение в учебный план экспериментального курса ОРКСЭ.

«Нравственное воспитание школьников» - 1. Формирование нравственности учащихся – важнейшая задача школы. 2. Содержание нравственного воспитания. Мораль поддерживается силой общественного мнения и обычно соблюдается в силу убеждения. Теоретическая значимость. Из справочника… Сущность нравственности является предметом этики. Вывод. Этические проблемы.

«Духовно-нравственное развитие» - Содержание. Рекомендации. Современный национальный воспитательный идеал. Открытый урок. Современный педагог. Возможности духовно-нравственного воспитания в процессе внеурочной и внешкольной деятельности. Виды совместной работы с родителями. В сфере общественных отношений воспитание обучающихся должно обеспечить.

Отечественные праздники прошлого и настоящего не могут выйти из породившего их времени, быть выше и чище общества, в котором они проводятся. В условиях идеологического диктата и цензуры создавались и проводились праздники, которые помогали отвлечься от насущных проблем и суеты и потому являлись как бы своеобразным допингом, охраняющим психическое здоровье народа.

Настоящий праздник - символ, образ, воплощающий идеологическую, мировоззренческую мораль, растворенную в стереотипах поведения. Значимая идея праздника - это, с одной стороны, сумма событий, фактов, имен, мифов, интерпретируемых историей. С другой стороны, это культура людей, нравы, обычаи, традиции общенационального и локального характера. Именно стереотипы обеспечивают истинность значимой идеи. Если общество забывает свои традиции, оно разрушается.

Например, традиции массовых демонстраций останутся в нашей истории как свидетельства величайшей мечты и величайшей трагедии. Но в целом люди ходили на демонстрации добровольно. И если несли атрибуты с показателями успехов своего коллектива, то гордились этим. И торжественные собрания, митинги были явлением демократическим. В них не было отказа от высших ценностей, скорее, приближение к ним.

Обесценивание праздников, скорее всего, началось в 20-е годы с развенчивания христианских идеалов, а в 90-е - политических идеалов. Негативное отношение к религиозным праздникам когда-то рикошетом ударило по природным праздникам, отрицательное отношение к коммунистическим праздникам негативно отразилось на всех праздниках страны.

Важнейшее гуманистическое начало праздника - одобрение и ободрение детей. Практически все праздники связаны с поздравлениями друг друга. Дети высказывают внимание не только к тем, кто рядом и кто вправе его ожидать (сверстники, учителя, родственники), но вообще к людям. Именно в праздничные дни подсознательная симпатия опирается на чисто праздничную тенденцию - признание самоценности каждого человека общества, страны. В праздник уважение ко всем окружающим людям можно выражать без боязни выглядеть смешным в чьих-то глазах. Скажем, в Международный женский день приветствия и поздравления, подношение подарков и цветов - установленная этическая норма, общечеловеческий принцип. В праздники дети учатся поздравлять друзей, знакомых и родных по почте, учатся одаривать подарками, сувенирами. Это традиционные акты гуманизма, опыт гуманистических отношений.

Содержание праздников воплощается в музыке, песнях, стихах. В пословицах и поговорках заложены, с одной стороны, заповеди Библии, с другой - разнообразные нравственные запреты, советы, наставления, т. е. правила поведения в будни и праздники. И это тоже гуманистическая практика. Можно спорить, что такое праздники: подобие жизни, мифология или фольклор? И то, и другое, и третье. Праздники - явление поразительно гуманистическое по природе, восприятию и форме общения людей друг с другом. Это средство познания, развлечения и сохранения духовно-душевного равновесия, освобождающего от монотонности повседневного быта.

Событие - это значительный факт общественной и личной жизни человека. Праздник как объективное событие основан на ценностях общения (отношений), ценностях переживаний (коллективных) и ценностях творчества (в разных видах деятельности).

Общенародные праздники предоставляют каждому взрослому и ребенку (подростку, юноше), шанс самореализации, самовыражения, позволяют испытать чувство собственной значимости, заслужить одобрение и признание окружающих.

Значимость и событийность праздника определяются достаточно простыми, близкими детям, такими общими признаками, как:

Абсолютная добровольность участия и согласие во всех принимаемых обязательных и условных правилах досуговой деятельности того или иного праздника;

Свободный выбор детьми разнообразных сюжетов, ролей, положений, отличных от материализованных результатов учения и общественного труда (что не предполагает практического смысла и практической целесообразности детских праздников);

Необходимость каждому ребенку иметь пространство для творческих выходов своей индивидуальности в любом празднестве;

Разумная цикличность праздников, идущая от пропорциональности будничной практики, учения, внеурочной деятельности и яркой праздничной событийности, главным образом учитывающей природный календарь и структуру учебного года;

Коммуникативный характер детских праздников, отражающий все стороны демократии детских свобод;

Отсутствие, каких бы то ни было принуждений и нарушений;

Наличие в праздниках народных традиций, вбирающих в себя весь спектр обычаев, ритуалов, церемониалов, символов и атрибутов принципиального характера, отработанных социальным временем развлечений и художественных актов, жанров самодеятельного искусства, состязаний, фольклористики, творчества своими руками как социальных примет гармонии бытия, избавляющих ребенка от утилитарного отношения к жизни и выводящих его к перспективам обновления своей и окружающей жизни.

Праздники снимают конфликтность и рождают чувство общности . Наверняка все взрослые не раз наблюдали, как синхронно переживают дети все (почти все) происходящее на празднике: аплодируют, скандируют будто один человек. Наверное, это очень важно ощущать себя значимой частью общности, равноправным членом конкретного коллектива и, безусловно, самобытной личностью. Коллективное участие, коллективное восприятие, коллективное переживание - без них немыслим настоящий праздник.

Коллективность и совместимость праздника - не есть стадность, потому что это - традиция, потому что праздник - коллективная игра. Коммуникативный характер праздника настолько очевиден, что сама система российских праздников способна превратиться в мощный социокультурный фактор и сильное средство педагогического воздействия.

Праздник - тогда праздник, когда прививает детям и развивает в них желание и умение неформально общаться, солидаризироваться. Уже потому ему противопоказаны заорганизованность, излишне жесткий режим, когда вся деятельность детей расписана по минутам, педагогически регламентирована, когда все заранее отрепетировано и никакой вольницы. Свобода и вольность общения рождают праздничную совместимость детей.

Итак, эскадроны будничных дней должны возглавляться праздниками. Особенно для детей, которым так необходима праздничная работа сердца и души, духовное самовыражение и духовное обогащение. Нужен культ праздника в обществе.

Праздники создаются веками и тысячелетиями в сложной сети взаимосвязей. Эти связи нельзя разрывать, ибо тогда нарушается сама гармония жизни, ее будничные и праздничные обычаи, которые составляют часть культуры и свободы народа.

Народ воплотил в своих праздниках синтез великого и возвышенного, свою духовную самостоятельность и независимость.

Это необходимо помнить всем, кто воспитывает детей.



 

Возможно, будет полезно почитать: