Патриотическое воспитание дошкольников по фгос: темы, мероприятия. Методы стимуляции эмоциональной активности при формировании патриотических чувств у дошкольников Воспитание патриотических чувств старших дошкольников

В словаре слово «воспитание» определяется как «деятельность по передаче новым поколениям общественно-исторического опыта; планомерное и целенаправленное воздействие на сознание и поведение человека с целью формирования определенных установок, понятий, принципов, ценностных ориентации, обеспечивающих условия для его развития, подготовки к общественной жизни и труду». Таким образом, воспитание, само по себе подразумевает приобщение ребенка к общечеловеческим ценностям, познавая которые ребенок формирует опыт нравственных отношений и общения, которые характеризуются способностью к содействию и сотрудничеству в деятельности, умением понять и принять позицию другого, потребностью гармонизировать деятельность и взаимоотношения с миром, привязанностью к культуре, к родным местам.

Патриотизм (греч. рбфсйюфзт -- соотечественник, рбфсЯт -- отечество) -- нравственный принцип, социальное чувство, содержанием которого является любовь к отечеству и готовность подчинить его интересам свои частные интересы. Патриотизм предполагает гордость достижениями и культурой своей родины, желание сохранять её характер и культурные особенности и идентификация себя с другими членами нации, готовность подчинить свои интересы интересам страны, стремление защищать интересы родины и своего народа. Исторический источник патриотизма -- веками и тысячелетиями закреплённое существование обособленных государств, формировавшие привязанность к родной земле, языку, традициям. В условиях образования наций и образования национальных государств патриотизм становится составной частью общественного сознания, отражающего общенациональные моменты в его развитии.

Воспитание чувства патриотизма у дошкольников - процесс сложный и длительный. Чувство патриотизма многогранно по содержанию. Это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение своей неразрывности с окружающим миром, и желание сохранять и приумножить богатство своей страны.

“Каждый ребенок рождается добрым и для доброй жизни,”- говорил замечательный актер Е. Леонов. То, какие нравственные качества разовьются у ребенка, зависит, прежде всего, от родителей и окружающих его взрослых, от того, как они его воспитывают, какими впечатлениями обогатят.

Воспитание патриотических чувств у подрастающего поколения - одна из самых актуальных задач нашего времени. Поэтому нашей задачей, как педагогов является: воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу; формирование бережного отношения к природе и всему живому; воспитание уважения к труду; развитие интереса к русским традициям и промыслам; формирование элементарных знаний о правах человека; расширение представлений о городах (смотря, где живет ребенок); знакомство детей с символами государства: герб, флаг, гимн и понимание их значение и символику; развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны; формирование толерантности, чувства уважения к другим народам, их традициям. Данные задачи решаются во всех видах детской деятельности: на занятиях, в играх, в труде, в быту.

Чувство Родины начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям -- к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением. Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе. И хотя многие впечатления еще не осознаны им глубоко, но, пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении патриотических чувств.

Немалое значение для воспитания у детей интереса и любви к родному краю имеет ближайшее окружение. Постепенно ребенок знакомится с детским садом, своей улицей, городом, а затем и со страной, ее столицей и символами, достопримечательностями.

Любой край, область, даже небольшая деревня, неповторимы. В каждом месте своя природа, свои традиции и свой быт. Отбор соответствующего материала позволяет формировать у дошкольников представление о том, чем славен родной край. Надо показать ребенку, что родной город славен своей историей, традициями, достопримечательностями, памятниками, лучшими людьми.

Диапазон объектов, с которыми знакомят старших дошкольников, расширяется -- это район и город в целом, его достопримечательности, исторические места и памятники. Детям объясняют, в честь кого они воздвигнуты. Старший дошкольник должен знать название своего города, своей улицы, прилегающих к ней улиц, а также в честь кого они названы. Ему объясняют, что у каждого человека есть родной дом и город, где он родился и живет. Для этого необходимы экскурсии по городу, на природу, наблюдения за трудом взрослых, где каждый ребенок начинает осознавать, что труд объединяет людей, требует от них слаженности, взаимопомощи, знания своего дела. И здесь большое значение приобретает знакомство детей с народными промыслами края, народными умельцами.

Дети склонны к идеализации любимых объектов. Если это мама, то «самая красивая», если это родная страна, то она «самая большая, сильная, богатая». Для подтверждения этих чувств используется и наглядный материал, и беседы, и знакомство с природой. Главным орудием воспитания патриотических чувств у детей дошкольного возраста является речь педагога, неравнодушного человека, разделяющего с детьми радость узнавания нового, восхищение великим и прекрасным. Одно из важнейших средств - это художественное слово, все разнообразие форм и стилей, накопленных за историю русского народа и созданных талантливыми авторами.

Землянская Марина
Специфика воспитания чувства патриотизма у дошкольников

На каждом этапе развития патриотизм и патриотическое воспитание имеют свои особенности. В раннем возрасте возникновение любви к Родине происходит через любовь к природе и через эмоциональную отзывчивость к эстетической стороне окружающего нас мира. Образование начинается с рождения, и здесь самое главное - не пропустить время, найти достойные методы, создать благоприятные условия для образования, а именно индивидуальности. В период раннего детства формируются те чувства , черты характера, которые могут связать ребенка со своим народом, своей страной и в значительной степени определить образ жизни. Корни этого влияния находятся в языке его народа, в его песнях, музыке, играх, игрушках, впечатлениях от повседневной жизни, обычаях, работе людей, среди которых живет ребенок .

Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста является актуальной проблемой в условиях современной России. На данный момент материальные ценности становятся все более доминирующими над духовными. Дети исказили представления о гражданстве, патриотизме , благотворительности. Воспитание чувства патриотизма у дошкольников всегда считалось важной задачей педагогики, и это в первую очередь связано с особенностями возрастного периода, когда возникает процесс формирования духовно-нравственной основы личности ребенка и его отношение к окружающему миру.

Чувство патриотизма настолько многогранно по своему содержанию, что оно не может быть определено в нескольких словах. Чувство любви к Родине - одно из сильнейших чувств , без которого человек несовершенен, не чувствует его корней . И будет ли у человека привязанность к родной земле или он уйдет от нее, это уже зависит от обстоятельств жизни и воспитания . Поэтому важно, чтобы ребенок уже в дошкольном возрасте чувствовал личную ответственность за свою родину и ее будущее .

Дошкольный возраст является самым важным периодом в формировании личности, когда закладываются предпосылки для гражданских качеств, развиваются детские представления о личности, обществе и культуре. В. А. Сухомлинский утверждал, что «детство - это каждодневное открытие мира и, следовательно, необходимо делать так, чтобы оно стало, в первую очередь, знанием о человеке и Отечестве, их красоте и величии». Следуя принципу от мала до велика, основным этапом в формировании детской любви к Родине является накопление социального опыта жизни в своем городе, принятие принятых в нем норм поведения, взаимоотношений и введение в Мир его культуры. Любовь к Родине начинается с любви к ее маленькой родине - месту, где родился человек.

Изучение вопроса о воспитании патриотических чувств у детей дошкольного возраста входит в проблемную область современной дошкольной психологии и педагогики. Патриотические чувства в классификации чувств рассматриваются как составная часть эмоциональной сферы личности и действуют как высшие духовные ценности человека. Патриотические чувства - это устойчивое позитивное отношение человека к месту его рождения, к истории и культуре его родины, к принятию его успехов и неудач, активному и позитивному участию в сохранении и умножении лучшего, которое было накоплено предыдущими поколения .

Исследования таких авторов как Божович Л. И., Мухиной В. С., Фельдштейн Д. И. и других в области дошкольной психологии и педагогики показывают, что в дошкольном возрасте формируются основы личности, начинается процесс формирования социокультурного опыта. Развитие патриотических чувств определяется психологическими особенностями дошкольного возраста : большой познавательной деятельностью, впечатлительностью, эмоциональной открытостью, доверчивостью.

Специфика воспитания чувства патриотизма у дошкольников - практическая , предметно-чувственная деятельность , осуществляемая дошкольником самостоятельно в процессе общения, взаимодействия с другими людьми через лично значимое содержание. Формирование патриотических чувств должно быть ориентировано на когнитивные, эмоциональные и поведенческие компоненты. Когнитивная составляющая - это представление детей дошкольного возраста о окружающей природе, людях, видах деятельности, присущих ее людям; этнические истории поведения формируются исходя из знаний об истории и культуре их страны и Малой Родины .

Патриотическое воспитание подрастающего поколения всегда являлось одной их важнейших задач обучения, ведь детство и юность – самая благодатная пора для привития священного чувства любви к Родине . Патриотизм , гражданственность формируются благодаря нравственному, духовному воспитанию . Процесс этот проходит три ступени :

Зарождается патриот в своей семье с формирования родственных чувств к родителям , бабушкам, дедушкам, братьям, сёстрам;

- воспитание любви к малой Родине. Начинать надо с того места, где ребёнок родился, растёт, где находятся могилы его предков, его история;

Любовь и уважение к своему Отечеству, стране, народу.

Уровень знаний детей о патриотизме во многом зависит от того, какой контент (доступность и количество материала для восприятия и понимания ) выбирается педагогом, какие методы используются, как организуется предметно-развивающая среда в группе .

Целью патриотического воспитания детей дошкольного возраста является зародить в душе ребенка любовь к родной природе, семье, к истории и культуре страны, созданные трудом родственников и друзей, теми, кого называют соотечественниками. Воспитание патриотических чувств у детей дошкольного возраста является одной из задач нравственного воспитания , в том числе воспитания любви к близким людям, детского сада, родной деревни и родины. Патриотические чувства зарождаются в процессе жизни человека, который находится в контексте конкретной социокультурной среды. Люди с момента рождения инстинктивно, естественно и незаметно привыкают к окружающей их среде, природе и культуре своей страны, к жизни своего народа.

С принятием федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования ключевым принципом является принцип интеграции, который подразумевает взаимодействие образовательных областей, что требует переориентации педагогов на образовательную модель организации учебного процесса для совместной деятельности взрослых и детей. Все действия основаны на возрастных формах воспитательной работы с дошкольными детьми - экспериментирование, моделирование, наблюдение, введение проблемных ситуаций, дидактическое значение в том, что оно помогает связать обучение с жизнью .

Таким образом, дошкольное детство является наиболее важным периодом в развитии личности человека. На этом этапе закладываются основные качества будущего гражданина, формируются первые идеи детей об окружающем мире, обществе и культуре. Воспитание патриотизма в подрастающем поколении – актуальная задача современности. Именно нравственное и патриотическое воспитание представляет собой важнейшую часть общественного сознания, и это является основой жизнеспособности каждого общества и государства, преемственности поколений. Осознавая всю важность вопроса патриотизма на современном этапе, можно говорить о том, что формирование личности дошкольника не может происходить без воспитания с малых лет уважения к духовным ценностям .

Литература :

1. Белявцева Л. В. Организация взаимодействия детского сада и семьи по воспитанию у дошкольников патриотических чувств к малой родине [Текст] // Теория и практика образования в современном мире : материалы V Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, июль 2014 г.) . - СПб.: СатисЪ, 2014. - С. 53-55.

2. Зиньковская О. М., Шопоняк Е. В. Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников посредством устного народного творчества // Молодой ученый. - 2014. - №17. - С. 479-480.

3. Нормативная база современного дошкольного образования . Закон об образовании, ФГОС ДО, порядок организации образовательной деятельности [Текст] – М.: Просвещение, 2014. – 112 с.

4. Рыбаков, А. В. Патриотическое воспитание школьников на основе культурных традиций народов полиэтнического региона [Текст] /А. В. Рыбаков // Вестник Чувашского государственного педагогического университета им. И. Я. Яковлева. – 2013. – № 1–2. – С. 153–156.

5. Черемных, С. В. Воспитание патриотических чувств в дошкольном возрасте [Текст] / С. В. Черемных // Молодой ученый. - 2014. - №20. - С. 639-641.

ГБОУ Школа №1375 ДО №6 г. Москва.

«Воспитание патриотических чувств у детей младшего дошкольного возраста.

ПРИЛОЖЕНИЕ IV

Консультации для родителей «Воспитание патриотических чувств у детей младшего дошкольного возраста.

«Любовь к родному краю, родной культуре, родной речи начинается с малого- с любви к своей семье, к своему жилищу, к своему детскому саду. Постепенно расширяясь, эта любовь переходит в любовь к родной стране, к её истории, прошлому и настоящему, ко всему человечеству». (Д. С. Лихачёв)

Патриотическое воспитание подрастающего поколения - одна из самых актуальных задач нашего времени. Огромные изменения произошли в нашей стране за последние годы. Это касается нравственных ценностей, отношения к событиям нашей истории.

Система образования призвана обеспечить воспитание патриотов России, граждан правового демократического, социального государства, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью и проявляющих национальную и религиозную терпимость. Реализация такой системы невозможна без знания традиций своей Родины, своего края.
Родина, Отчизна, Отечество, Отчий край. Так мы называем землю, на которой родились. И нет ничего дороже у человека. Родина, красота которой открылась ему однажды, как чудо. И перед нами, педагогами, стоит задача открыть это чудо детям.

Чувство Родины… Оно начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям - к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением.
Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе.

И хотя многие впечатления еще не осознаны им глубоко, но, пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности патриота. А чувство патриотизма - важная часть духовно-нравственного развития человек. Что же такое патриотизм?

Воспитание любви к своей Родине, к своему Отечеству - задача чрезвычайно важная, но и чрезвычайно сложная. Особенно, когда она ставится применительно к детям дошкольного и даже младшего школьного возраста. Однако эта сложность возникает именно в том случае, когда делается попытка переносить на детей «взрослые» показатели проявления любви к отечеству. Дошкольный же возраст, как возраст становления личности, имеет свои потенциальные возможности для формирования социальных чувств, к которым и относится чувство патриотизма. Чем моложе ребенок, тем непосредственнее должно быть его нравственное воспитание, тем больше должно его не учить, а приучать к хорошим чувствам, наклонностям и манерам, основывая все преимущественно на привычке.

Особое место в патриотическом воспитании отводится фольклору. В своей работе педагоги должны использовать все виды фольклора (сказки, песенки, пословицы, поговорки и т.д.). В устном народном творчестве как нигде сохранились особенные черты русского характера, присущие ему нравственные ценности, представления о добре, красоте, правде, храбрости, трудолюбии, верности. Знакомя детей с поговорками, загадками, пословицами, сказками, тем самым приобщать их к общечеловеческим нравственно-эстетическим ценностям. В русском фольклоре каким-то особенным образом сочетаются слово, музыкальный ритм, напевность. Адресованные детям потешки, прибаутки, заклички звучат как ласковый говорок, выражая заботу, нежность, веру в благополучное будущее. В пословицах и поговорках метко оцениваются различные жизненные позиции, высмеиваются недостатки, восхваляются положительные качества людей. Особое место в произведениях устного народного творчества занимают уважительное отношение к труду, восхищение мастерством человеческих рук. Дети очень чутки к меткому народному слову. Они используют в своей речи отдельные образные выражения, заимствованные из фольклора, запоминают и с удовольствием читают потешки, загадывают загадки. Уместно прочитанная потешка, загадка, считалка улучшают настроение детей, вызывают улыбку у загрустившего ребенка, успокаивают плачущего. Малыши очень любят народные игры под песенное сопровождение. Большой интерес вызывают у детей и предметы декоративноприкладного искусства. Благодаря этому, фольклор является богатейшим источником познавательного и нравственного развития детей.

Одно из проявлений патриотизма - любовь к природе. Формирование любви к Родине через любовь к природе родного края - одно из средств воспитания патриота. «Охранять природу - значит охранять Родину» (М.Пришвин).

Понимание Родины у дошкольников тесно связано с конкретными представлениями о том, что им близко и дорого. Научить чувствовать красоту родной земли, красоту человека, живущего на этой земле, воспитать любовь к родным местам, ко всему, что окружает ребенка с детства — одна из главных задач педагога. Каждый человек, независимо от возраста, должен рачительно и бережно относится к природе. Интерес к природе появляется уже в младшем дошкольном возрасте. Малыш удивляется, встречая новый цветок, незнакомое животное, необычное явление. Его вопросы - первые ростки радостного чувства познания природы, интереса к ней, и это нужно укреплять, поддерживать. Воспитать чувство патриотизма и любви к родному краю нельзя без любви и бережному отношению к природе, животным, населяющим нашу землю, птицам, парящим в небесах, рыбам и удивительного мира насекомых. Ребёнок с детства должен полюбить каждое деревце, каждую травинку окружающую его. Необходимо постоянно проводить наблюдения, которые развивают интерес к природе, учить замечать изменения, устанавливать их причины. На занятиях и в повседневной жизни давать детям разнообразные знания о природе нашей страны, использовать иллюстрации и картины русских художников о родной природе, сопровождая чтением поэтических произведений, что является ценнейшим средством воспитания любви к родной природе. Во время прогулок, экскурсий показывать очарование пейзажа, учить ценить разнообразную красоту, ведь всё это воспитывает умение эстетически понимать окружающий мир, бережно, поэтически относиться к природе родного края. Этому способствуют занятия по развитию речи, литературно-музыкальные развлечения, занятия по изобразительному искусству.

Базой патриотического воспитания является нравственное, эстетическое, трудовое, умственное воспитание маленького человека. В процессе такого разностороннего воспитания зарождается тот фундамент, на котором будет вырастать более сложное образование - чувство любви к своему Отечеству.

Патриотическое воспитание во второй младшей группе.

Планируя работу по патриотическому воспитанию, мы поставили перед собой следующие задачи:

1. Прививать любовь к Родине, родному городу, детскому саду, семье, родным людям.
2. Знакомить детей с народными традициями, обычаями.
З. Побуждать детей к выполнению общественно значимых заданий, к добрым делам для семьи, родного дома, детского сада.
4. Формировать у детей проявление сострадания, заботливости, внимательности к родным и близким, друзьям и сверстникам, к тем, кто о них заботится.
5. Воспитывать бережное отношение к природе и всему живому.
6. Воспитывать уважение к труду.
7. Ориентировать родителей на патриотическое воспитание детей.

Данные задачи решаются во всех видах детской деятельности: на занятиях, в играх, в труде, в быту - так как воспитывают в ребенке не только патриотические чувства, но и формируют его взаимоотношения со взрослыми и сверстниками.

Систему и последовательность работы по нравственно-патриотическому воспитанию детей можно представить следующими блоками:

«Вместе дружная семья»

«Детский сад» «Труд взрослых» «Родной город»

«Родная страна»

Каждый блок включает в себя разнообразные виды деятельности:

Специально организованные занятия
беседы
наблюдения
чтение художественной литературы
сюжетно-ролевые, театрализованные, дидактические игры
тематические праздники, развлечения
целевые прогулки, экскурсии

Работу по патриотическому воспитанию мы начали с создания для детей тёплой, уютной атмосферы, чтобы каждый ребёнок был наполнен радостью, улыбкой, добрыми друзьями, весёлыми играми, так как именно в игре и совместном труде проявляются поведение детей, взаимоотношения со сверстниками. Как на занятиях, так и в повседневной жизни, систематически формируем у детей этические представления и гуманные чувства; на основе бесед о конкретных поступках детей воспитываем представления о доброте и честности. Используя беседы «Что такое хорошо и что такое плохо», «Мы — друзья», «Правила, по которым мы живём», воспитываем доброжелательность, желание подражать добрым делам, умение замечать хорошие поступки - всё это формирует личное отношение ребёнка к соблюдению моральных норм, чувство долга.

Дети младшего дошкольного возраста уже начинают понимать, что может сделать каждый человек, чтобы этот мир стал лучше, краше. В процессе различной деятельности они познают, как нужно беречь наш мир. В игровой форме дети приобретают знания, умения и навыки того, как должен себя вести человек, чтобы ему хорошо жилось в этом мире с другими людьми.

Воспитательно-образовательный процесс в группе строится по комплекснотематическому принципу. Мы говорим и играем в то, что происходит в данный момент в стране. Планирование работы с детьми ориентировано на государственные праздники. Кроме этого, знакомим детей с родным языком, фольклором (знакомство с пословицами, поговорками, народными приметами и загадками и т.д, народным прикладным искусством, замечательными русскими писателями, художниками).

Работа по патриотическому воспитанию проводится в группе каждый день, она систематична, интегрирована в различные виды деятельности, пронизывает все сферы жизни детей.

«Вместе дружная семья»

Большое внимание в группе уделяется воспитанию любви к самому близкому в семье человеку маме. Мы беседуем с детьми о мамах, обращаем их внимание на то, что мама заботится обо всех членах семьи - она поддерживает порядок в доме, готовит, стирает, играет с детьми. Следует вызвать в детях не только восхищение мамой, но и потребность в оказании ей посильной помощи сложить самому одежду, убрать игрушки и т.д. Объясняем детям, что чем большее они научатся делать сами, тем больше смогут помочь маме. В течение года расспрашиваем детей о других членах семьи - папе, бабушке, дедушке, младших братишках и сестренках, предлагаем принести семейные фотографии, рассказать о членах семьи, устраиваем фотовыставки («Моя любимая мама», «Мой замечательный папа»), выставки рисунков («Моя семья», «Портрет мамы»). Ко Дню матери мы вместе с детьми подготовили развлечение с участием мам, а ко Дню Защитника Отечества - развлечение с конкурсами для пап и детей. В конце года мы запланировали проведение развлечения с участием всех членов семей наших воспитанников.

Предлагаем детям сюжетно- ролевые игры «Семья», « Детский сад» и др. Рассказываем о структуре семьи, о том, какой она должна быть, чтобы всем было хорошо. Как родные люди должны жить в семье: мирно, дружно, без ссор, помогать друг другу, понимать и любить друг друга. Дети узнают, что в каждой семье есть свои традиции, их нужно знать и соблюдать.

И, таким образом, постепенно мы подводим детей к пониманию того, что такое семья, что она должна быть дружной и крепкой.

«Детский сад»

В начале учебного года мы познакомились с детьми, познакомили их друг с другом, с помещениями группы и их назначением, с предметами, находящимися в группе. Обратили внимание детей на то, что в группе всё сделано так, чтобы им было удобно, комфортно. О детях заботятся сотрудники детского сада - воспитатель, няня, повар, медсестра и др. Дети познакомились с территорией детского сада, с зелеными насаждениями, которые ее украшают, со своим участком, с физкультурной площадкой. Мы рассказываем им о том, что взрослые много сделали для детей, и их труд надо беречь. Приучаем детей бережно относиться к окружающим их предметам, растениям, ко всему живому.

«Труд взрослых»

Знакомя детей с трудом сотрудников детского сада, мы постоянно подчеркиваем их заботу о детях. В первую очередь, мы познакомили детей с трудом помощника воспитателя, с которым дети сталкиваются каждый день. Основной метод ознакомления с трудом взрослых - наблюдение. Мы вместе с детьми приходим в кабинет медсестры, на кухню, где трудится повар, дети рассматриваем предметы, необходимые взрослым для работы, взрослые рассказывают о своей работе детям.

За трудом шофера и дворника дети наблюдают во время прогулки.

Знания закрепляются в сюжетно-ролевых играх, а также при чтении некоторых произведений художественной литературы. Главная задача - вызвать чувство уважения к людям труда, желание казать им посильную помощь.

«Родной город»

Воспитание любви к родному городу - одна из задач патриотического воспитания детей. Детям младшей группы трудно еще представить себе, что такое город, но их необходимо с этим понятием знакомить. Мы рассказываем детям, что в городе много домов, они расположены на определенных улицах, улицы длинные, у каждой улицы свое название, у каждого дома и каждой квартиры свой номер, поэтому люди легко находят свои дома и квартиры. Учим детей рассказывать о своей улице, доме, в котором они живут, В течение года мы рассматриваем вместе с детьми открытки с видами родного города, фотографии тех мест, где они побывали с родителями (городской парк, лес, берег Хопра и т.д.). Перед праздниками обращаем их внимание на красиво украшенный город.

К концу года дети запомнили название родного города, свой домашний адрес.

«Родная страна»

Понятие «страна» для детей младшей группы так же трудно, как и понятие «город». Поэтому к жизни своей страны малыши приобщаются во время праздников, каких-либо общественных событий. Работа по данной теме тесно связана со знакомством с родным городом. Мы обращаем внимание детей на празднично украшенные улицы родного города, украшаем группу к праздникам. После праздников, беседуя с детьми, спрашиваем, где они были на празднике, что видели. Такие беседы, разговоры вызывают в детях чувство сопричастности к большим событиям родной страны.

Рассматривая иллюстрации с изображением природы родной страны в разные времена года, учим детей видеть красоту различных пейзажей. сообщает детям название страны и часто его повторяет.
Знакомим детей с культурой своего народа: рассказываем русские народные сказки, играем в народные игры, читаем и разучиваем народные потешки, рассматриваем предметы народно-прикладного искусства, постоянно подчеркивая, что все это придумал, сделал русский народ.

В результате проведённой работы дети научились различать понятия «город» и «страна», знают, что мы живём в России, что Москва-это главный город нашей страны.

Большая работа ведётся по подготовке к празднованию 70-й годовщины Дня Победы.

Патриотическое воспитание невозможно без тесного взаимодействия детского сада с семьёй. Необходимо не столько педагогическое просвещение родителей, сколько активное участие семьи в разработке форм и методов патриотического воспитания. Мы использовали в работе следующий принцип: семья и родители союзники детского сада. Для включения семьи в совместную работу мы систематически проводили консультации и индивидуальные беседы, анкетирование родителей, родительские собрания в виде семинаров-практикумов (ПРИЛОЖЕНИЕ), творческих гостиных, привлекали родителей к сбору материала для оформления альбомов «Наш город», «Наши земляки - герои Великой Отечественной войны», к изготовлению украшений для оформления группы и музыкального зала.

Результатом проведённой работы являются положительные изменения в отношении родителей к проблеме патриотического воспитания — формируется чувство ответственности за духовно-нравственное становление своих детей. Всё это побуждает родителей самостоятельно продолжать работу, начатую в детском саду, с ребёнком дома.

Основное направление нашей работы по патриотическому воспитанию — это движение от воспитания в детях любви к близким людям, природе, родному городу к достижению наивысшей цели — воспитанию чувства гордости и любви за свою Родину.

Заключение:

Решение задач патриотического воспитания во многом зависит от воспитателя и родителей. Если взрослые поистине любят свою Родину, преданы ей, умеют наряду с критикой замечать и показывать ребенку привлекательные стороны, можно надеяться на эффективность воспитательно-образовательной работы. В противном случае одно неосторожное слово может разрушить многое. Поэтому родителям стоит задуматься над собственным чувством любви к Родине. Важнейшим условием эффективности работы по воспитанию патриотизма у дошкольников является понимание родителей необходимости патриотического воспитания, их помощь педагогам в этой работе.

Таким образом, можно сделать вывод, что только систематическая, планомерная работа и совместное воздействие таких факторов, как семья, ближайшее окружение, детский сад, объединенных в одну образовательную систему, позволяет воспитать у ребенка чувства патриотизма, гражданственности, толерантного отношения к другим нациям и народам.

Ведь воспитание чувства патриотизма у дошкольников процесс сложный и длительный, требующий от нас большой личной убежденности и вдохновения.

Патриотическое воспитание старших дошкольников

Патриотическое воспитание в детском саду. Подготовительная группа

Никулина Екатерина Петровна, МБДОУ № 26 "Сказка"

Воспитание у детей нравственно-патриотических чувств в процессе знакомства с родным городом

Свою любовь к родным местам, представление о том, чем они знамениты, какова природа, каким трудом заняты люди – все это взрослые передают детям, что чрезвычайно важно для воспитания нравственных и патриотических чувств. Активную позицию в этом вопросе занимают педагоги дошкольных учреждений, так как первые годы жизни ребенка имеют решающее значение в становлении основ его личности.
Начиная работу по патриотическому воспитанию, необходимо прежде всего самим хорошо изучить природные, культурные, социальные и экономические особенности своего края. Продумать о чем рассказать детям, особо выделив признаки, характерные только для нашей местности. А так же помочь отобрать из массы впечатлений, получаемых ребенком, наиболее доступные ему, помочь показать детям их родной город, чтобы вызвать чувства восхищения, гордости и любви. Исходя из этого, следует наметить следующие направления работы:
1. познакомить с гербом нашего города (объяснить, что такое герб).
2. познакомить с историей возникновения г. Искитима, рассказать о местонахождении города, объяснить откуда произошло название
3. познакомить с названиями улиц города, подробно рассказать о близлежащих улицах, на которых живут дети
4. знакомить со зданиями города, их назначении, показать самые древние здания, рассказать об истории их создания
5. познакомить с людьми, прославившими наш город (рассмотреть фотографии, портреты)
6. знакомить с культурными достопримечательностями города (посещение музеев, театров)
7. познакомить с историей культуры и быта Искитимского района.
8. познакомить с растительным и животным миром.
Работу по ознакомлению детей с родным городом проводить в определенной последовательности. С целью определения уровня знаний детей и выявления пробелов в знаниях о родном городе в ДОУ необходимо провести анкетирование детей и их родителей. Данные анкетирования учесть при составлении «Перспективного плана работы по знакомству с родным городом». В план включить: тематические занятия, игровую, трудовую, продук-тивную деятельность, а также работу по физическому развитию и активизации словарного запаса детей.
Основной формой работы с детьми по пополнению знаний о родном городе являются тематические занятия. Необходимо провести отбор и систематизацию занятий по следующим темам: «С чего начинается родина?», «Мой город на карте области», «Предприятия родного города», «Кто, где ра-ботает?»; «Животный мир родного леса», «Природа родной глубинки», «Подземные богатства Искитимского района»; «Растительный мир родного края» и др.

При составлении занятий учитывать возрастные особенности детей, принимать во внимание характер их мышления, способность к обобщению, анализу. Занятия строить так, чтобы вызвать у детей интерес, любознательность. Для повышения познавательной активности можно широко применять игровые приемы. Большой интерес у детей вызывают игры – занятия в «путешествия», «поездки».
При ознакомлении детей с родным городом целесообразно проводить целевые прогулки, экскурсии, которые интересны и полезны детям всех возрастов. Можно организовать экскурсии в краеведческий музей, в ку-кольный театр, к памятнику Погибших воинов и др. Такие экскурсии не только позволяют познакомить с историей города, но и имеют большой воспитательный эффект. Во время прогулок по улицам города мы учим детей видеть красоту окружающей природы, бережно к ней относиться, побуждаем желание работать вместе со взрослыми по благоустройству города.


Экскурсия в краеведческий музей
Окружающий мир обогащает и стимулирует детское художественное творчество. Поэтому после прогулок и экскурсий дети с удовольствием рисуют, лепят то, что им больше всего запомнилось, запало в душу: родную природу, исторические места, праздники, красивые здания.


Эмоционально воспринимать окружающий мир детям помогает музыка. Слушая песни о Родине, о подвигах, о природе ребята радуются или печалятся, ощущают свою причастность к героическому прошлому. Искусство помогает воспринимать то, чего нельзя непосредственно наблюдать в окружающей жизни, оно развивает и воспитывает чувства.
При ознакомлении с историей малой родиной можно организовать поисковую деятельность: например расспросить своих родителей, дедушек и бабушек об истории названия улицы, на которой они живут и далее дошкольники обменялись полученной информацией, предложить свои версии об истории некоторых названий улиц. Рассматривание фотографий с видами улиц города, способствовало уточнению и дополнению знаний детей о месте, где они родились и живут.
На занятии «Герб нашей малой родины», детей можно познакомить с символикой города. В ходе которого можно рассказать о том, что такое герб, с помощью наводящих вопросов помочь дошкольникам разобраться в значении символов, изображенных на гербе. Проведенные с детьми игры «Найди герб Искитима среди других», «Сложи герб по памяти» помогут закрепить знания дошкольников по данному разделу. а для закрепления можно предложить слепить то животное, которое изображено на гербе г. Искитима.


Дети лепят символ изображенный на гербе г. Искитима: бобер.
Путешествие в прошлое завершить итоговым занятием «Наш город Искитим», которое провести в форме викторин, заданий и игр.
А организованная совместно с родителями фотовыставка «Папа, мама на работе» так же поможет закрепить содержание труда взрослых в родном городе: учитель, врач, строитель, милиционер, водитель. Дошкольники увидят важность и значимость труда их родителей, и это является продолжением заложённых основ уважительного отношения к труду взрослых, направленного на благо родного города.
При ознакомлении с транспортом родного города можно провести интересные занятия путешествия «Транспорт на улицах нашего города», на котором предложить детям классифицировать транспорт по функциям, находить сходство и отличие.
В ходе сюжетно-ролевых игр, ребята могут почувствовать себя водителем любой техники, строителем, продавцом или даже настоящими музыкантами.


Сюжетно-ролевая игра "Строители"


Сюжетно-ролевая игра "Магазин"
Игры также как и занятия, способствуют решению задач патриотического воспитания. Игра, начатая под влиянием прочитанного произведения, экскурсии, после наблюдения трудового процесса, может перерасти в инте-ресную игру, в которой ребята применяют свои знания и уже накопленный жизненный опыт. Это так полюбившиеся детям игры: «школа»; «дочки-матери»; «летнее кафе»; «спасатели»; «кукольный театр». Ребенок, принимая на себя роль, проживает ее, пробует себя в различных жизненных ситуациях. Наша задача – поддержать интерес к игре, дать ей нужное направление.


Дидактические игры организуем как дополнительную работу по освоению ведущей темы. Это такие игры как: «Зеленый город»; «Кому что нужно»; «Стань другом природы»; «Собери свой город»; «Чрезвычайные ситуации в доме» и др. Именно от них зависит выбор детьми конкретных игровых сюжетов.
Особое внимание необходимо уделять внимание театрализованным играм, а именно играм драматизациям. Организовывая не только драматизацию сказок, но и обыгрывать с детьми потешки, небылицы, русские народные песни. Используя в работе все виды фольклора, мы тем самым приобщаем ребят к общечеловеческим нравственным ценностям. В них оцениваются различные жизненные позиции, высмеиваются недостатки, восхваляются положительные качества людей. Большое место в приобщении к народной культуре мы уделяем народным праздникам и традициям. Это «Праздник русской масленицы»; «Русские народные посиделки»; «Праздник урожая»; «День рождения города».


Праздник масляницы
Окружающие предметы, впервые пробуждающие душу ребенка, должны быть национальными. Поэтому мы используем не только художественную литературу, фольклор, но и «живые» наглядные предметы и материалы: национальные костюмы, старинную мебель, посуду, орудия труда. В нашем ДОУ имеется мини – музей «Русская изба», где дети знакомятся с народными промыслами, бытовыми предметами старины: прялкой, русской печью, ухватом и т.д.


Русская изба
Погружая детей в национальный быт, мы создаем естественную среду для овладения языком родного народа, его народными традициями, укладом жизни и, таким образом, формируем любовь к родному городу, краю, к большой Родине.
Будущие граждане нашей страны должны расти сильными, ловкими, здоровыми. Эти качества необходимы будущим защитникам Родины. В этом направлении мы организовываем спортивные игры с военно-патриотическим содержанием: «Солдаты на учении», «Мы-пожарные», «Спасатели». У ребят появляется желание учиться метать в цель, прыгать, подлезать под препятствиями, бегать на определенные дистанции, маскироваться.


"Солдаты на учении"
И так, каждую тему мы подкрепляем различными видами деятельности. Это способствует эффективному и системному усвоению знаний о родном городе. Итоги работы над темой, объединяющей знания детей, можно представить во время общих праздников и развлечений.
Однако условия детского сада не всегда позволяют обеспечить непосредственное восприятие социальной жизни людей в нашем городе. И здесь нам на помощь приходят родители. Изучать с детьми места, где живешь, любишь бродить по улицам, знать, чем они славятся – задача, которая по плечу любой семье. Родители – наши союзники. И чем больше мы их привлекаем к нашей работе, чем активнее показываем результаты детской деятельности, тем больше новых возможностей открывается.
Нередко родители помогают нам организовывать экскурсии и вместе с группой детей ездят на экскурсии.
Здесь у них появляется возможность наблюдать за своим ребенком в кругу сверстников, послушать их разговор, понять, что интересует детей, увидеть уровень общения своего ребенка. А для ребенка, в свою очередь, это возможность похвастаться перед друзьями, своими родителями. Именно родители, на ярких, доступных примерах жизни, своего труда, демонстрируют ребенку, что на него возлагают надежды не только родители, но и все обще-ство, вся страна.
Таким образом, воспитывая чувства любви и привязанности к родному городу, мы постепенно подводим детей к пониманию того, что их город – частица нашей Родины. В своих трудах Н.К. Крупская подчеркивала, что «Основным источником впечатлений дошкольников является их ближайшее окружение, та общественная среда, в которой они живут. Краеведческий материал должен стать основой понимания детьми своеобразия других далеких краев и областей». Исходя из этого, продолжением нашей работы будет знакомство с другими городами России.

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования направлен на обеспечение формирования в детях нравственности, интеллекта, физической культуры и эстетических качеств.

Образовательные области ФГОС обеспечивают личностное и познавательное развитие дошкольника.

Патриотическое воспитание дошкольников по ФГОС - актуальная задача, стоящая перед педагогическим сообществом.

Дошкольный возраст: время растить патриотов

Человек как личность формируется в младшем возрасте. Это в полной мере относится и к таким качествам, как нравственность и патриотизм.

В младшем возрасте закладывается личностная культура, маленький человечек приобщается к духовно-нравственным основам, обретает ценностные ориентиры.

Нравственность как основа патриотизма не может развиваться путём естественного взросления человека. Её формирует и совершенствует тот поток информации, который сопровождает ребёнка с самых первых лет жизни.

От того, в каких условиях находится и развивается ребёнок, какие средства и методы применяются для его воспитания, зависят в конечном итоге патриотизм и нравственность будущего гражданина.

Личность старшего дошкольника - это важное звено в цепочке преемственности поколений: определяя приоритеты воспитания будущих граждан с детского возраста, общество определяет путь, по которому будет происходить развитие страны через 20-30 лет.

Патриотическое воспитание дошкольников по ФГОС осуществляется в тесном взаимодействии с воспитанием духовно-нравственным.

Нормативно-правовая база

Патриотическое воспитание дошкольников по ФГОС строится в соответствии с федеральной нормативно-правовой базой.

Её основу составляет Конституция, регламентирующая государственные символы, их описание и правила использования флага, герба и гимна РФ, а также определяющая общечеловеческие ценности, среди которых наряду с ценностями демократии, нравственности, российской государственности провозглашены патриотизм и интернационализм.

Приоритетная необходимость воспитания патриотизма у детей и молодёжи определяется программой «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации», она ориентирована на период до 2020 года.

Базовые ценности и воспитательный идеал на национальном уровне регламентируются «Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России».

Отдельные российские законы направлены на практическое решение вопросов патриотической направленности, а именно: увековечена память воинов, которые погибли при защите Отечества, определены дни воинской славы.

Обозначенные в государственных документах приоритеты и направления деятельности, перекликаясь с основными положениями законов и стандартов, касающихся образовательной сферы, предопределяют патриотическое воспитание дошкольников по ФГОС, то есть социализацию, формирование нравственно-патриотического сознания, инициативы и творчества детей младшего возраста.

Условия формирования патриотических качеств в дошкольном возрасте

ФГОС ДО определяет: нравственно-патриотическое воспитание дошкольников возможно только с учётом создания условий, которые будут способствовать социализации ребёнка в позитивном ключе, морально-нравственному и познавательному развитию формирующегося гражданина. Для этого ребёнок должен заниматься такими видами деятельности, которые соответствуют его возрасту, вызывают у него чувство радости, влияют на гармоничное развитие способностей умственных и физических.

Маленькие дети очень любопытны, эмоциональны, отзывчивы на чужую боль и радость. Это благодатное время для воспитания нравственности. В этот период формируются эмоционально-чувственный мир и мышление ребёнка, поиск себя в мире, окружающем его.

Познание мира начинается с восхищения: будь то утренний рассвет на берегу реки, куда ребёнок приехал с папой на рыбалку, или сверкающие капли росы, которые он увидел по дороге в детский сад, или захлёстывающие душу звуки торжественного марша во время парада в День Победы.

Многие впечатления от увиденного малышом не осознаются, но они закладывают в его душе прочную базу восхищения родным домом, детским садом, городом, где он живёт. Вместе с этим в сердце зарождается чувство любви к близким людям, друзьям, родному городу - так незаметно на благодатной почве дают первые всходы патриотические чувства.

Важным моментом в воспитании патриотических чувств является то, что дошкольник мыслит яркими и сильными образами, которые остаются в памяти на всю жизнь. Поэтому необходимо знакомить его с историческим прошлым нашей Родины, с историей собственных корней и народными традициями с помощью методов, соответствующих возрасту.

Так, например, 4-7-летним детям трудно воспринять рассказы о войне, если их рассказывает ветеран, однако в процессе игры они пропускают события через себя, проникаясь гордостью за Отечество и стремлением защитить его от врага.

Моя родина

Тема «Патриотическое воспитание дошкольников» тесно переплетается с понятием «моя Родина».

Ребёнок должен как можно раньше понять, что его Родина - это Россия со своими собственными государственными символами и праздниками, национальными традициями. Это огромное государство, великая держава, единая для всех, кто родился на её территории, любит её и стремится сделать её красивее и сильнее.

Любить Родину - это значит быть ей полезным. А для этого надо многое уметь, многое знать. Помочь ребёнку осознать себя частью большой Родины - основная задача патриотического воспитания как базы для формирования истинного гражданина своей страны, готового служить интересам Отечества и защищать его, если придётся, даже ценой своей жизни.

«Моя Родина» - эти слова должны стать для ребёнка такими же естественными, как «мои родители», «мой город», «мой детский сад».

Современная система российского дошкольного образования одной из приоритетных задач выдвигает патриотическое воспитание в детском саду, где созданы педагогические условия, необходимые для решения этой задачи в полном объёме:

  • эвристическая среда, то есть насыщенная позитивными эмоциями и дающая ребёнку возможность для проявления творческой инициативы и самостоятельности;
  • прочный контакт воспитателей с семьёй ребёнка, выстраивание отношений взаимного доверия, привлечение родителей дошкольника к участию в педагогическом процессе ;
  • подготовленность педагогов к данному направлению деятельности, постоянное совершенствование профессионального уровня.

Основные задачи

Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников определяет круг задач, стоящих перед педагогическим коллективом детского сада по формированию у юного гражданина:

  • любви к семье, дому, детскому саду, городу, области, стране в целом;
  • бережного отношения к истории;
  • понимания культурных традиций;
  • гордости за спортивные и культурные успехи представителей своего народа;
  • уважения к национальным особенностям своего народа;
  • толерантного отношения к другим людям;
  • нетерпимости к проявлениям социальных пороков.

Многогранные качества настоящего патриота формируются с младшего возраста. Происходит это бережно, постепенно, непрестанно в сопровождении любящих родителей и компетентных воспитателей.

Патриотическое воспитание: возрастные особенности

Патриотизм включает в себя:

  • содержательный компонент: ребёнок овладевает представлениями и понятиями о мире, который его окружает, в объёме, доступном его возрасту;
  • эмоционально-побудительный: ребёнок получает личные положительные эмоции по отношению к приобретаемым знаниям и окружающему миру, стремится расширить эти знания, испытывает потребность в социально значимой деятельности;
  • деятельный компонент: ребёнок приобретает систему нравственно-волевых качеств.

То, насколько успешным будет нравственно-патриотическое воспитание дошкольников, зависит, в первую очередь, от верного распределения методов и способов воспитания в соответствии с возрастными ступенями и, соответственно, возможностями и психологическими особенностями детей разного возраста:

  • до четырёх лет ребёнок активно входит в окружающий мир, получает первые социальные представления, усваивает нормы общения людей;
  • в пять лет общественная направленность деятельности становится доминирующей;
  • в шесть лет эмоциональные переживания приобретают глубину и устойчивость, растёт осознанность деятельности, обогащается содержание нравственно-волевых качеств.

Старшие дошкольники

Патриотическое воспитание старших дошкольников осуществляется на качественно новом уровне: в этот период психологические особенности детей позволяют проводить специальную работу в данном направлении.

В старшем дошкольном возрасте у ребят расширяются возможности умственного развития - это ведёт к увеличению объёма знаний об общественных явлениях.

Взрослые, руководя процессом усвоения ребёнком системы новых знаний, формируют у старших дошкольников способности к анализу и сравнению, познавательные интересы, направленные в том числе на социальные явления.

В этом возрасте закладывается деятельное отношение к Родине: стремление и умение проявлять заботу о близких, делать то, что важно для других, беречь труд других людей, бережно относиться к природе, быть ответственным за свои поступки.

Появление мотивов социальной направленности деятельности - это основа формирования нравственно-патриотических качеств маленького гражданина.

Программа и мероприятия

Программа патриотического воспитания разрабатывается и утверждается в образовательной организации самостоятельно на основе ФГОС. Мероприятия по патриотическому воспитанию направлены на то, чтобы формировать у детей представления о мире, который их окружает, а также отношение к малой Родине и Отчизне.

Все мероприятия планируются с учётом особенностей и традиций конкретного детского образовательного учреждения, города, области. Наиболее эффективные и распространённые:

  • ознакомление детей с государственными символами Российской Федерации: гербом, флагом, гимном;
  • проектная деятельность в рамках празднования Великой Победы;
  • подготовка и проведение праздничных концертов для ветеранов, детей войны, тружеников тыла;
  • конкурсы стихов о Победе;
  • акции «Письмо солдату» и «Письмо ветерану»;
  • тематические встречи в городских библиотеках;
  • оформление стенда «Помню и горжусь», уголков Славы, уголков Героев;
  • тематические занятия «Города-герои», «Дети войны»;
  • беседы о природе родного края, родном городе, области, России;
  • тематические игры.

Патриотические чувства у дошкольников - это результат целенаправленной и систематической работы взрослых и их личного примера.



 

Возможно, будет полезно почитать: