Ежедневный план работы воспитателя старшей группы. Рабочая программа воспитателя. Ежедневное планирование по программе "Детство". Старшая группа. Программа для установки через Интернет

я
р
а
в
н
я

»
?
о
г
е
ч

я
л
д
и
о
г
е
ч

з
и
о
т
Ч
«

:
и
л
е
д
е
н

а
м
е
Т
»
и
л
е
т
а
т
е
р
б
о
з
и

е
ы
н
Ю
«

т
к
е
о
р
П

Пополнить
развивающую
среду
группы
материалами и
оборудованием по
теме проекта.
Вынести:
маски, лопатки

санки,
Оформление
информационно­
просветительского
материала в виде, папок­
передвижек по теме
“Детское
экспериментирование”.
Разработка рекомендаций
для родителей по
проведению опытов с детьми
в домашних условиях.
Привлечение родителей к
участию в мероприятиях в
рамках проекта:
­ Подборка иллюстраций,
картин; сбор информации.
­ Создание совместных с
детьми альбомов по
проведению опытов.
­ Подбор материалов и
помощь в оформлении
лаборатории.
Познавательное
развитие
Проект «Юные
изобретатели»
1. Создание условий
для формирования
основного целостного
мировидения ребенка
старшего дошкольного
возраста средствами
эксперимента.
2. Развитие
любознательности,
умения сравнивать,
анализировать,
обобщать.
3. Развитие
познавательного
интереса детей в
процессе эксперимента,
установление причинно­
следственной
зависимости, умения
делать выводы.
10:00 Физическое
развитие по плану
физ. инструктора
Утро:
Беседа и рассматривание иллюстраций, чтение художественной литературы: кто такие
ученые; что такое лаборатория, ее назначение.
Экскурсия в детскую лабораторию «Почемучки». Формирование у детей представлений для
чего нужны опыты и эксперименты.
Игра­экспериментирование « Путешествие с капелькой»

Закрепить и обобщить знания о воде, воздухе, понять их значение для всего живого прививать
детям навыки экономного расходования воды; провести опыты с водой.
Дежурство в уголке природы. Наблюдение в уголке природы. Какая вода льется из крана.
Цель: Показать детям, что в водопроводе, который имеется в городе, вода бывает разная:
холодная и горячая. Объяснить свойства воды.
Труд: мытье комнатных растений
Цель: закрепить правила ухода за цветами, воспитывать трудолюбие
отношения
Прогулка 1.
Наблюдения за неживой природой
Свойства снега
Цель: предложить детям охарактеризовать погоду, закрепить свойства снега; рассказать, как
можно проверить свои предположения; развивать интерес к наблюдениям
Подвижные игры
«Два Мороза»
Цель: развивать внимание, быстроту реакции, ловкость
«Снежные круги»
Индивидуальная работа по развитию движений «Скольжение по ледяной дорожке»
Цель: развивать чувство равновесия, координацию движений.
Труд, поручения: помощь дворнику в уборке веток на участке детского сада.

2 половина дня

Игры с дидак. материалом в центре экологического развития
«Охотники»
Цель: использование детьми в играх ранее полученных навыков. Повышать умственную и
речевую активность.
Проблемные ситуации (ребенок в быту)
«Опасные предметы «
Цель: формировать основы безопасного поведения, знать какую опасность несут знакомые
бытовые приборы, как с ними надо обращаться.
Подготовка к сюжетно­ролевой игре «Гости»
Цель: повторить и закрепить формулы приветствия, прощания, благодарности, прощания,
приглашения в различных ситуациях.

я
р
а
в
н
я

»
?
о
г
е
ч

я
л
д
и
о
г
е
ч

з
и
о
т
Ч
«

:
и
л
е
д
е
н

а
м
е
Т
»
и
л
е
т
а
т
е
р
б
о
з
и

е
ы
н
Ю
«

т
к
е
о
р
П
Предложить родителям
провести дома вместе с
детьми опыты с
магнитами.
Речевое развитие
«Чудо ­ вещи вокруг
нас» (свойства
древесины)
Программное
содержание:
познакомить детей со
свойствами древесины
(не тонет, горит,
плотное, поддается
обработке). Дать
элементарное
представление о
профессии плотника.
Развивать навыки
проведения
лабораторных опытов,
закреплять умение
работать с
оборудованием,
закреплять при этом
необходимые меры
безопасности.
Художкственно­
эстетич.развитие
(Рисование)
«Деревья в инее»
Программное
содержание:
Обогащение знаний
детей об
особенностях
зимней природы.
Совершенствование
умения предавать в
рисунке образы
объектов и
предметов.
10:00 Художественно­
эстетич.развитие
(Музыка по плану
муз.рук­ля)
Утро:
Работа на укрепление здоровья (все виды гимнастик)
Психогимнастика «Улыбка»
Цель: уточнить представления детей о дружбе, о хорошем настроении, о значении улыбки.
Продолжать знакомить детей со свойствами магнита в воде «Как достать скрепку из воды
не намочив рук». Продолжать знакомить детей со свойствами магнита в воде.
Дин. пауза «Капля раз, капля два»
Индивидуальная работа по конструированию «Строим лабораторию для исследований»
Цель: упражнять в строительстве по схеме, закрепить название строительного материала,
развивать воображение.
Хозяйственно­бытовой труд
«Протираем полки шкафов»
Цель: расширять представления детей о трудовых операциях. Выполнять работу
самостоятельно от начала до конца. Воспитывать трудолюбие, чувство взаимопомощи.
Прогулка 1.
Наблюдения за живой природой
Наблюдение за растениями: деревья зимой.
Цель: обратить внимание детей на красоту зимнего пейзажа; предложить рассмотреть деревья
в снегу; определить и назвать деревья по наличию плодов, семян, цвету коры.
Подвижные игры
«Оленьи упряжки»
Цель: упражнять детей в беге парами, развивать мускулатуру, координацию движений.
«Гуси ­ лебеди»
Цель: совершенствовать основные движения, развивать способность переключать внимание
Трудовые поручения: подкормка птиц. Задачи: Поощрять стремление детей заботиться о птицах,
применять знания о том, как оборудовать кормушки, чем кормить птиц. Воспитывать ответственность.
координацию движений, ловкость, повышать интерес к спорту.
Самостоятельная игровая деятельность детей
Спортивные упражнения: ходьба.
Цель: учить подниматься на горку «лесенкой», переносить тяжесть тела при спуске с горы
вперёд, развивать уверенность в собственных силах.
2 половина дня
Закаливающие процедуры (умывание лица и рук по локоть прохладной водой)
Творческая мастерская (лепка, аппликация)
«Фокусник шляпу в руки возьмёт»
Цель: учить вырезать из бумаги, сложенной дважды пополам, гармошкой; совершенствовать
приёмы наклеивания изображений.
Чтение художественной литературы.
Заучивание стихотворения Сурикова «Зима»
Цель: помочь освоить базовые приёмы запоминания, учить читать выразительно.
Индивидуальная работа по звуковой культуре с детьми у которых есть затруднения в произношении
звуков ч,р
Вечер
Предложить детям раскраски по теме проекта. Совершенствовать навыки работы с карандашами.
Театрализованная игра «Три колоска»­ использование средств выразительности, движений и
мимики в развитии сюжета.
Общение и деятельность по интересам
Самостоятельная игровая деятельность детей
Сюжетные картинки
на тему «Приметы
зимы»

я
р
а
в
н
я

»
?
о
г
е
ч

я
л
д
и
о
г
е
ч

з
и
о
т
Ч
«

:
и
л
е
д
е
н

а
м
е
Т
»
и
л
е
т
а
т
е
р
б
о
з
и

е
ы
н
Ю
«

т
к
е
о
р
П
Оформление
презентации
проекта.
Утро:
Д/И: «Чудесный мешочек»: развивать умение узнавать предмет на ощупь, активизировать в
речи название предмета.
Экспериментирование с бумагой: предложить опустить бумажный цветок, понаблюдать за
тем, как лепестки сначала держатся на воде, а потом медленно раскрываются. С помощью
педагога сделать вывод, что бумага намокает в воде.
Игра Угадай, что мы задумали?» ­ учить детей задавать вопросы о задуманном предмете.
Индивидуальная работа по ЗКР «Исправь ошибку»
Цель: упражнять детей в различении звуков «р –л» в словах и фразовой речи.
Труд (дежурство по столовой)
Цель: упражнять детей в умении выбирать наиболее рациональные способы выполнения
работы. Воспитывать положительное отношение к труду, желание выполнять посильные
трудовые поручения
Прогулка 1.
Наблюдения за живой природой.
Поисковая деятельность: следы на снегу.
Цель: учить детей находить следы птиц и животных на снегу, различать их, составлять по
результатам рассуждения краткий рассказ. Развивать наблюдательность, логическое
мышление, внимание.
Подвижные игры
«Хитрая лиса»
Цель: закрепить правила игры, развивать ловкость и внимание.
«Море волнуется»
Цель: формировать умение придумывать фигуры, развивать слуховое восприятие.
Труд, поручения: Коллективный труд: очистка участка от снега.
Цель: совершенствовать соответствующие трудовые навыки, закрепить знания детей о
свойствах снега.
Игры – соревнования
«Штурм крепости»
Цель: развивать самостоятельность в развитии сюжета. Смелость и ловкость. Катание на
санках.
2 половина дня
дорожкам.
Вечер
Рисование
ФЭМП
Закономерность
расположения
предметов. Сравнение
предметов по величине.
Игра «назови соседей»
Программное
содержание: создание
условий для
формирования
элементарных
представлений
порядкового счета до
10 и сравнения
предметов по
величине, умение
составлять изображение
из геометрических
фигур.
Художкственно­
эстетич.развитие
(Аппликация)
«Бокальчик»
Программное
содержание:Учить
вырезывать
симметричные
предметы из бумаги,
сложенной вдвое,
срезая расширяющуюся
книзу полоску.
Закреплять умение
аккуратно наклеивать.
Вызывать желание
дополнять композицию
соответствующими
предметами, деталями.
Развивать образные
представления детей.
Воспитывать
творческую активность.
15:30 Физическое
развитие по плану
физ. инструктора

я
р
а
в
н
я

»
?
о
г
е
ч

я
л
д
и
о
г
е
ч

з
и
о
т
Ч
«

:
и
л
е
д
е
н

а
м
е
Т
»
и
л
е
т
а
т
е
р
б
о
з
и

е
ы
н
Ю
«

т
к
е
о
р
П
Речевое развитие
«Любимая буква великана кощея».Звуки
ш. щ.
Цели:познакомить детей с новой буквой;
уточнить артикуляцию звука щ;
упражнять в образовании
множественного числа предмета.
развивать фонематический слух и
фонематическое восприятие; обогащать
и активизировать словарный запас;
воспитывать коммуникативный навык,
умение слушать. Воспитывать
доброжелательность, умение работать в
коллективе.
Художкственно­эстетич.развитие
(рисование)
По­замыслу.
15:30 Физическое развитие по плану
физ. инструктора
Утро:
Игра­экспериментирование « Воздушный шарик»
Цель: развивать познавательный интерес к экспериментированию
Закрепить и обобщить знания о воздухе, понять значение для всего
живого.
П.игра «Где мы были не скажем». Цель: учить детей движением
передать действие, развивать координацию движений.
Дежурство по столовой. Цель: продолжать учить детей правильно
сервировать стол, раскладывать столовые принадлежности в
определенной последовательности.
Прогулка 1.
Наблюдение за природой погода в январе. Цель: учить детей
рассказывать о погоде, развивать наблюдательность, пополнять
словарный запас.
Опытно экспериментальная деятельность «Снежки». Цель:
знакомить детей со свойствами снега «влажный» снег хорошо
лепится, а «сухой» плохо лепится.
П/Игра «Катание на санках». Цель: поднимать эмоциональный
настрой, коммуникативные качества.
Трудовая деятельность посыпание дорожек песком. Цель:
рассказать какие опасности связаны с передвижением по скользким
дорожкам, как сделать движение безопасным.
С/Р игра «Зоопарк». Цель: воспитывать у детей заботливое,
внимательное отношение к диким животным.
Инд. работа по развитию основных движений подскоки с ноги на
ногу. Цель: развивать координацию движений, укреплять мышцы ног.
Экологическая игра «Когда это бывает». Цель: закреплять знания
детей о временах года, природных явлениях.
Самостоятельная игровая деятельность детей
2 половина дня
Оздоровительная гимнастика после сна, ходьба по массажным
дорожкам. Профилактические мероприятия упражнения для стоп
ног. Цель: профилактика плоскостопия.
Творческая мастерская рисование красками «Зимний
пейзаж». Цель: совершенствовать умение передавать в рисунке образ
зимней природы, рисовать кистью разными способами.
П/игра «Карлики и великаны». Цель: учить детей делать большие и
маленькие шаги.
Обогащение предметно­
развивающей среды на
участке.
Выносной материал Санки,
лыжи, лопаты, ледянки.

я
р
а
в
н
я

»
?
о
г
е
ч

я
л
д
и
о
г
е
ч

з
и
о
т
Ч
«

:
и
л
е
д
е
н

а
м
е
Т
»
и
л
е
т
а
т
е
р
б
о
з
и

е
ы
н
Ю
«

т
к
е
о
р
П
Познавательное развитие
История создания стекла и пластмассы. Игра
«Стеклодув»
Программное содержание:
Познакомить детей с историей
появления стекла. Дать представления о
свойствах стекла и областях применения.
Закрепить знания о цвете и оттенках стела.
Развивать умения детей составлять предмет
из частей. Учить детей работать в парах.
10:30 Физическое развитие по плану физ.
инструктора
Обогащение предметно­
развивающей среды на
участке.
Выносной материал Санки,
лыжи, лопаты, ледянки.
Утро:
Проблемная ситуация «Как его увидеть?» «Приборы ­
помощники» познакомить детей с увеличительными стёклами
Индивидуальная работа по связной речи «Где начало
рассказа?». Цель: Учить передавать правильную временную и
логическую последовательность рассказа с помощью серийных
картинок
Дид игра «Волшебные кубики». Цель: Закреплять умение детей
определять место звука в слове, производит фонематический анализ
и синтез слова, развивать слуховую и зрительную память, а также
зрительное восприятие.
Прогулка 1.
Наблюдение за погодой, свойства снега. Цель: предложить
детям рассмотреть снег, поймать снежинку на ладонь,
охарактеризовать ее. Составить рассказ о свойствах снега.
Опытно экспериментальная деятельность «Лед – силач». Цель:
обратить внимание на плотно закрытую крышкой пластиковую
бутылку, доверху наполненную водой, предложить высказать
предположения о том, что произойдет, когда вода замерзнет.
Оставить бутылку на участке до следующей прогулки. Сделать
вывод из опыта.
П.игра «Хитрый кот». «Найди что опишу». Цель: развивать
внимание, умение внимательно слушать, делать свои
умозаключения. Цель: развивать выдержку, ловкость,
координацию движений.
Русская народная игра «Догони меня». Цель: развивать
скоростные качества, укреплять мышцы ног.
Инд. работа по развитию основных движений игровое
упражнение «Змея». Цель: учить детей ходить змейкой между
предметами, не сбивая их. Развивать координацию движения,
формировать правильную осанку.
Самостоятельная игровая деятельность детей
2 половина дня
Оздоровительная гимнастика после сна, ходьба по массажным
дорожкам.
Прогулка 2
Вечер
Чтение поэтического произведения В. Берестова «Гололедица».
Ситуативная беседа. Продолжать развивать интерес детей к художе­
ственной литературе; воспитывать чуткость к художественному
слову; способствовать формированию эмоционального отношения к
литературным произведениям
Подвижная игра «Выручай». Развивать интерес к народным
играм; закреплять умение справедливо оценивать результаты игры.
Свободная творческая продуктивная деятельность выложить

альбом кисти акварель, гуашь, цветные карандаши, пластилин и
т.д. (по выбору детей).

Любой вид деятельности в дошкольном образовательном учреждении требует тщательного распределения содержания по временным отрезкам. Этот принцип организации учебно-воспитательного процесса реализуется с помощью разных видов планирования, в том числе ежедневного плана занятий. Его составление, обладая стандартной структурой, требует соотнесения способов решения образовательных задач с психолого-педагогическими особенностями конкретной возрастной группы. Остановимся на тонкостях написания ежедневного плана для старшей группы (дети 5–6 лет).

В чём назначение планирования

Для того чтобы понять суть процесса составления ежедневного плана, необходимо прояснить содержание понятия планирования учебно-воспитательной деятельности в дошкольном образовательном учреждении (ДОУ) в целом. Назначение планирования заключается в педагогическом моделировании приёмов взаимодействия с детьми.

Без планирования невозможно организовать эффективное взаимодействие с детьми

Принципы составления планирования

При составлении планирования в детском саду педагоги руководствуются требованиями, определёнными Федеральным государственным образовательным стандартом (ФГОС).

  1. Планирование должно составляться с учётом принципа развивающего образования, подразумевающего выбор учебно-воспитательного материала, который бы соответствовал возрасту, а также уровню познавательного, физического и эмоционально-волевому развитию малышей.
  2. Содержание образовательного маршрута, отображённого в плане, должно быть достаточным и полным.
  3. Научная обоснованность плана должна сочетаться с возможностями его реализации на практике, то есть темы учебно-образовательного процесса должны нести для детей практический смысл.
  4. Каждый вид деятельности в аспекте изучения конкретной темы должен быть осмыслен в обучающем, развивающем и воспитательном контексте.
  5. Все представленные в плане образовательные области (познание, социально-коммуникативное развитие и т.д.) должны сочетаться, то есть интегрироваться.
  6. Любой вид планирования опирается на принцип комплексного построения учебно-воспитательного процесса.
  7. В планирование непосредственной образовательной деятельности и режимных моментов необходимо включать различные формы взаимодействия взрослых и детей, ребят между собой, а также педагогов и родителей.
  8. Игровая форма взаимодействия в планировании определяется как приоритетная.

Виды планирования в детском саду

В зависимости от масштаба целей и задач, которые реализуются в образовательном процессе, есть несколько видов планов.

  1. Перспективное планирование - группировка форм и приёмов работы с детьми, которая разрабатывается на год, квартал или месяц. Объектом планирования в данном случае выступают все темы программы по разным образовательным областям: игровой, социально-коммуникативной, познавательно-исследовательской, трудовой, творческой и продуктивной. Перспективный план позволяет соотнести часы на изучение конкретной темы в рамках каждой из образовательных областей.
  2. Календарное планирование. Составляется по каждому виду деятельности на неделю.
  3. Календарно-тематическое планирование. Предполагает распределение видов деятельности по отдельным темам для каждой из областей образовательного процесса. К примеру, календарно-тематический план по изобразительной деятельности, развитию речи и т.д. С помощью такого плана педагог имеет возможность уточнить все детали работы по теме определённого образовательного направления.
  4. Блочное планирование. Является разновидностью календарно-тематического плана, с той лишь разницей, что темы в нём сгруппированы по блокам. Например, в блок «Дикие животные» в курсе ознакомления с окружающей средой в старшей группе входят темы: «Животные пустыни», «Подводный мир», «Животные тайги» и др.
  5. Комплексно-тематическое планирование. Подразумевает указание видов деятельности по образовательным областям в рамках рассмотрения одной (!) темы.
  6. Ежедневное календарно-тематическое планирование (ежедневный план). Предполагает перечень видов деятельности на каждый день по разным образовательным областям на этапах ознакомления, отработки и закрепления знаний, умений и навыков, полученных по определённой теме. То есть объектом плана выступает отрывок образовательного процесса в конкретный день. Если сравнивать ежедневный и комплексный планы, то первый более детальный. Между тем при составлении ежедневного плана педагог всё равно руководствуется индивидуальными потребностями каждого ребёнка.

Последний вид плана является самым подробным, поэтому на тонкостях его составления остановимся детальнее.

Это интересно. Любой вид плана может быть представлен в варианте развёрнутого, то есть с описанием целей и задач по каждому конкретному виду деятельности. И всё же определение «развёрнутый» чаще всего относят к ежедневному.

Ежедневное планирование помогает увидеть целостную картину образовательного процесса в конкретный день

Ежедневный план: суть понятия

Ежедневный план образовательной деятельности в ДОУ - это заблаговременное определение последовательности практического воплощения образовательной программы в определённый день, а также перечень условий, средств для работы и форм, методов взаимодействия педагогического состава с детьми и их родителями.

Цели и задачи создания ежедневного плана

Ежедневный календарно-тематический план нужен для:

  • чёткого формулирования целей и задач учебно-воспитательного процесса при разработке отдельных этапов конкретной темы;
  • обоснованного выбора содержания и форм организации сотрудничества с детьми с определением перечня необходимых средств;
  • обоснования прогноза результатов педагогической деятельности специалиста, а также работы группы детей и отдельно каждого малыша.

Как мы видим, миссия составления ежедневного плана едина для всех групп детского сада. Однако задачи для её осуществления определяются возрастом детей. Для старшей группы это:

  • акцент на самостоятельную деятельность ребят (в старшем дошкольном возрасте дети всё больше действий способны выполнить либо самостоятельно, либо с минимальной помощью взрослого, например, выполнять трудовые поручения - подмести, полить цветы);
  • активное формирование этических представлений о мире (при этом в старшей группе значимыми являются и поступки взрослого, и его слова, чего не наблюдалось в средней группе);
  • расширение диапазона творческих возможностей с помощью заданий на практическую реализацию фантазий в разных изобразительных материалах (красках, пластилине и др.);
  • составление представления об эффективности работы в группе при помощи игровых средств взаимодействия родителей и детей, детей и детей, детей и педагогов;
  • удовлетворение потребности в активной любознательности при помощи игр и беседы.

Требования к составлению плана на день

ФГОС определяет основные принципы составления плана.

  1. Установление рамок оптимальной учебной нагрузки. С учётом того, что чуть меньше половины, 40% времени пребывания ребёнка в детском саду - это время для свободной деятельности.
  2. При составлении плана на день нужно учитывать медицинские, гигиенические требования к продолжительности непосредственной образовательной деятельности для оптимизации образовательного процесса под конкретного малыша.
  3. Наличие в плане видов деятельности для эмоциональной разрядки и повышения настроения, например, летняя дискотека, игры.
  4. Тесный контакт с родителями.

Ежедневный план включает описание приёмов взаимодействия с детьми не только в процессе непосредственной образовательной деятельности, но и при выполнении режимных моментов

Методические приёмы, используемые в ежедневном плане

В работе с дошкольниками педагог использует четыре группы методических приёмов, отображая суть и целесообразность применения каждого из них в ежедневном плане.

Группа словесных приёмов

Для старших дошкольников слово играет важную роль в формировании их речевого образа, отработке умения выстраивать логичные монологические высказывания и уместные реплики диалога. Всё это достигается благодаря восприятию языкового образца, которым и выступают взрослые.

Объяснение

В какой бы вид деятельности ребята ни включались, все этапы работы им необходимо детально описать. Причём даже если речь идёт о повторении (например, гимнастики в стихах для физкультпаузы), порядок выполнения действий нужно вкратце напомнить. В старшей группе активно вводится практика объяснения последовательности выполнения какого-либо задания самими детьми. К примеру, если ребятам предстоит клеить аппликацию из заготовок геометрических форм, объяснить ход выполнения задания может ребёнок, который хорошо помнит название геометрических фигур.

Беседа

В старшей группе можно даже объяснения выстраивать в форме беседы. В этом случае дети по наводящим вопросам взрослого составляют алгоритм действий (например, о правилах полива цветов в группе).

Кроме того, после работы над любым литературным произведением необходимо организовывать беседу по вопросам. Так, после изучения стихотворения Е.Серовой «Ландыш» я предлагаю своим воспитанникам ответить на такие вопросы:

  • «Когда родился ландыш?»;
  • «На что, по мнению автора, похож ландыш?»;
  • «А вы согласны с тем, что ландыши похожи на колокольчики?».

Это интересно. Вопросы по содержанию произведения нужно подбирать не только репродуктивного, но и проблемного характера, чтобы приучать малышей размышлять, анализировать и делать выводы.

Загадки и стихотворения

Традиционно эти словесные приёмы являются отличными способами мотивировать ребят на работу. Прежде всего, рифмованные строки отвлекают детей от того вида деятельности, которым они заняты в данный момент, а также объединяют воспитанников общим делом: разгадыванием загадок или прослушиванием стихотворения. Причём загадки ещё и пробуждают в малышах здоровое чувство азарта: дать ответ быстрее товарищей. Всё это позволяет включить детей в работу и актуализировать их опорные знания.

В своей практике при изучении темы «Человеческий организм» на занятиях по ознакомлению с окружающим миром я предлагаю ребятам такие загадки:

  • Брат с братом через дорожку живут, А друг друга не видят. (Глаза);
  • Всегда во рту, А не проглотишь. (Язык);
    Вот гора, а у горы - Две глубокие норы. В этих норах воздух бродит: То заходит, то выходит. (Нос).

Разгадывание загадок пробуждает в детях здоровый азарт, что мотивирует на дальнейшую работу

Стихотворными строками удобно предварять выполнение режимных моментов. Я использую их, например, в качестве подготовки к гигиеническим процедурам:

  • Кран открыли - Чик, чик! Руки мыли - Шик, шик! Пусть бежит водичка - С-с-с! Мы умоем личико - С-с-с! Мылом мы ладошки трём, Полотенцем промокнём. Вот чистые ладошки, Похлопаем немножко.
  • Входишь с улицы домой - Первым делом руки мой. И, конечно, на пороге Вытирай о коврик ноги.

Сказочные сюжеты

Занимательные истории, сочинённые, что называется, на ходу, удачно вписываются и в этап введения в тему, и для закрепления материала, например, в качестве основы для беседы. Например, при изучении темы «Подводный мир» я выстраиваю структуру занятия по ознакомлению с окружающим миром по теме «Подводный мир» на сюжете сказки «Как Золотая Рыбка спасла море». «В одном море жила весёлая Золотая Рыбка. У неё было много друзей, но чаще всего она играла с Черепахой и Крабом. И вот однажды их любимое море накрыла тень. Рыбка не знала, что делать, побежала к Крабу - он был самым умным обитателем моря. И Краб объяснил, что по их морю проходил нефтяной танкер, и часть нефти вылилась на воду. Но нефть, хоть и важный продукт, на воде воздаёт плёнку, которая не пропускает воздух, а значит, скоро обитатели глубин погибнут, так как не смогут дышать. Помочь могут только бактерии из розовых раковин, живущих на другом краю моря. Тогда решила Рыбка, что она должна доплыть до раковин и спасти своё море. С большим трудом отыскала она эти раковины, дотащила их до нефтяного пятна. Друзья её к этому моменту уже начали задыхаться. Бактерии из розовых раковин быстро съели противное пятно, и все обитатели моря снова смогли нормально дышать».

После прослушивания сказки мы с детьми беседуем по вопросам:

  • «Почему обитатели моря чуть не погибли?»;
  • «Кто и как их спас?»;
  • «Как вы понимаете, что такое бережное отношение к водоёмам, природе?».

Используя этот словесный приём важно помнить, что:

  • сказки не должны быть длинными, в противном случае она отвлечёт малышей от сути занятия;
  • количество персонажей стоит ограничить 2–3 героями, иначе детям будет сложно отследить роль каждого из них;
  • развитие сюжета стоит ограничить 1–2 поворотами;
  • сказки нужно сопровождать картинками, можно вести повествование от лица персонажа-игрушки.

Чтение

В старшей группе многие дети уже умеют читать, поэтому для развития их самостоятельности на занятиях стоит вводить приём зачитывания коротких заметок по теме. К тому же это будет мотивировать остальных ребят освоить столь важный «взрослый» навык.

Отрывки для чтения не должны быть слишком длинными

Скороговорки

Этот приём работы с детьми может применяться как:

  • один из видов деятельности на занятиях по развитию речи;
  • вариант проведения физкультпаузы.

В старшем дошкольном возрасте особенно актуальными являются скороговорки на:

  • разграничение парных согласных («В пруду у Поликарпа Три карася и три карпа);
  • отработку сонорных звуков («Не бывает улова у ленивого рыболова»);
  • тренировку произношения шипящих и свистящих (Прекрасен зрелый, твёрдый сыр. Незрелый сыр невкусен, сэр.);
  • произношение отдельных звуков («Съел Валерик вареник, А Валюшка ватрушку»).

Группа наглядных приёмов

Восприятие мира через зрительный канал является ведущим для детей 5–6 лет. Поэтому без наглядности в работе с малышами не обойтись.

  1. Для иллюстрации информации или видов деятельности применяются картинки.
  2. В качестве средства для облегчения изложения и восприятия материала можно применять игрушки: дети легче запоминают последовательность выполнения действий или блок информации, если они представлены от имени персонажа.
  3. Для отработки игровых, творческих заданий нельзя забывать о демонстрации. Суть этого приёма заключается в представлении последовательности действий педагогом или показе видеоролика по теме.

Видео: комплекс упражнений для зарядки в старшей группе («Муравей», «Бабочка», «Червячок», «Жук», «Стрекоза»)

https://youtube.com/watch?v=hB6x93Yh3xA Video can’t be loaded: ЗАРЯДКА.Муравей / Бабочка / Червячок / Жук / Стрекоза) (https://youtube.com/watch?v=hB6x93Yh3xA)

Группа практических приёмов

Эти способы взаимодействия с детьми вводятся для:

  • систематизации изученного материала на заключительном этапе занятия;
  • организации повторения;
  • проведения работы с родителями.

Практическое осмысление материала может быть в формате:

  • рисунков;
  • аппликаций;
  • поделок.

Любой из этих видов работы может быть представлен в форме проекта. К примеру, со своими воспитанниками и их родителями мы готовим поделки на тему «Загадочный космос», защищая который ребятам предстоит рассказать, что и почему они решили взять за основу.

При выполнении творческих заданий дети быстрее запоминают материал

Наблюдения

Этот практический приём активно используется в работе со старшей группой, так как позволяет приобщать малышей к эвристическому способу получения знаний: ребята сами добывают полезную информацию, а педагог лишь помогает её систематизировать и обобщить. Кроме того, наблюдение может применяться для организации детей на прогулке.

Таблица: картотека наблюдений на прогулке в старшей группе (фрагменты)

Тема Цель Суть
Наблюдение за транспортом Дети наблюдают за движением общественного транспорта, порядком действий водителя на остановках. А также обсуждают назначение общественного транспорта.
Наблюдение за одуванчиком
  • продолжить знакомство с лекарственными растениями;
  • учиться собирать лекарственные травы;
  • воспитывать бережное отношение к природе.
Дети в ходе проработки стихотворений, песен знакомятся с основными характеристиками одуванчиков. Учатся правильно срывать цветы и травы.
Наблюдение за муравьём
  • расширять представления о внешнем виде муравьёв, а также особенностях их поведения в осенний период времени.
Дети наблюдают и комментируют друг с другом особенности поведения муравьёв.
Примечание: эту тему можно осмыслить ещё одним наглядным приёмом - созданием рисунков «Муравей - труженик леса».

Наблюдение в старшей группе - это один из приоритетных вариантов организации прогулки

Группа игровых приёмов

Ежедневный план обязательно включает все виды игр, практикуемые в ДОУ.

Обучающие (дидактические) игры

Такие игры применяются для:

  • знакомства с новой информацией;
  • отработки и закрепления полученных знаний, умений и навыков.

Дидактические игры согласно ежедневному планированию могут быть:

  • ориентированными на суть, представленную игровыми действиями;
  • основывающимися на материале, который используется в игре.

Таблица: виды дидактических игр для ежедневного планирования в старшей группе

Вид Название Цели Материал, суть
Игры, ориентированные на содержание
Логическая «Куриное семейство» Дети получают шаблоны с изображением животных семейств (кур, свиней) и вырезанные геометрические фигуры разных размеров. Задача малышей разложить фигуры на контуры животных, подбирая под размер «члена семейства» (к примеру, большая свинья - большой овал, маленький поросёнок - маленький овал и т.д.).
Словесная «Кто где живёт»
  • расширять представления детей о жилищах насекомых и животных;
  • обогащать словарный запас;
  • закреплять использование в речи формы предложного падежа с предлогом в.
Педагог бросает мяч и задаёт вопрос по очереди каждому из стоящих в кругу детей. Ребёнок ловит мяч, отвечая на вопрос, а затем возвращает мячик. Например, «Кто живёт в норе?» -Лиса. «Кто живёт в логове?» -Волк.
Сенсорная «Назови по частям» Отрабатывать навык составлять изображением из частей и наоборот, раскладывать целое на части. Дети складывают картинки из отдельных деталей (например, колёса, кузов, кабина - грузовик). После чего рассказывают о назначении каждого элемента.
Музыкальная «Что звучит»
  • учиться соотносить звук с музыкальным инструментом;
  • развивать слух и чувство ритма.
Педагог за ширмой играет на музыкальном инструменте, а дети угадывают, что звучит.
Игры, ориентированные на материал
Настольно-печатная «Сказки» Учить определять последовательность сюжета по картинкам. Дети получают наборы карточек с изображением сюжетных картин изученных сказок. Задача: разложить иллюстрации в правильной последовательности.
Игра с предметами Это игры с природными материалами. Например, посчитать количество каштанов в мисочках и сравнить, в какой меньше, в какой больше.
Интерактивная Игры с применением компьютерных технологий. Например, «Секреты леса»: дети высаживают деревья, предварительно соотнеся набор саженцев с теми растениями, которые указаны в задании.

Подвижные игры

С помощью игр этой группы педагог не только решает задачи осуществления здоровьесберегающих методов работы, но и не позволяет детям заскучать, то есть уйти в пассивное состояние. Как правило, подвижные игры - прерогатива занятий на прогулке.

Таблица: виды подвижных игр для ежедневного плана в старшей группе

Отрабатываемый навык/умение Название игры Цели Ход игры
Бег в разных направлениях, прыжки «Хитрая лиса»
  • упражнять детей в беге врассыпную;
  • тренировать выдержку и наблюдательность.
Дети стоят на небольшом расстоянии друг от друга с завязанными глазами. Педагог дотрагивается до спины одного из участников, назначая таким образом лису. Дети снимают повязки и трижды спрашивают, кто лиса. Лиса не должна себя выдать. Затем лиса выходит в центр, дети разбегаются, а она их ловит.
Пространственное ориентирование «Совушка»
  • упражняться в беге в разных направлениях;
  • тренировать умение не сталкиваться;
  • учиться действовать по сигналу водящего.
Дети-«мыши» бегают по площадке. По сигналу «ночь» замирают в той позе, в которой сигнал их застал. Вылетает «совушка», смотрит, кто шевелится, того забирает к себе. По сигналу «день» «совушка» улетает, «мыши» опять разбегаются.
Формирование ощущения равновесия «Карусель»
  • развивать чувство равновесия;
  • тренировать направленный бег.
Воспитатель стоит в хула-хупе, к которому привязаны ленточки. Дети держатся за эти ленты, а педагог, двигаясь по кругу, меняет темп движения. Ребята должны двигаться в одном темпе.
Умение имитировать «Море волнуется»
  • учиться повторять движения за водящим;
  • развивать внимание.
Дети стоят по обозначенным кружкам и выполняют любые движения. Водящий ходит между играющими, периодически кладёт руку на плечо участнику и по сигналу «Море волнуется» выполняет движение, которое игроку надо повторить. При этом водящий уводит игрока от кружка. По сигналу «Море спокойно», участник должен добежать до своего кружка. Если не успел, то становится водящим.
Развитие внимания «Трамвай»
  • развивать внимание, зрительное восприятие;
  • повторить знание сигналов светофора.
Ребята, держась за верёвку или ленту, выстраиваются в колонну по двое. На разные цветовые знаки светофора, которые меняет педагог «трамвай» либо движется, замедляет движение, либо стоит.
Отработка навыка лазанья, ползанья «Через обручи к флажку»
  • тренировать навык пролезания в обруч снизу и сверху;
  • развивать быстроту движений.
Перед каждым участником на середине площадке два обруча. По сигналу дети бегут к ним, под один пролазят снизу - кладут на пол, под другой пролазят сверху - кладут на первый. Пробегают остаток дистанции, поднимают вверх флажки. Кто быстрее - тот выиграл.
Тренировка ловкости «Быстро возьми» Развивать умение быстро реагировать на игровую ситуацию. Дети ходят или бегают вокруг разных предметов, которых на один меньше, чем ребят. По сигналу педагога они поднимают по одному предмету. Кому не досталось - выбывает.

Планируя игру, нужно позаботиться о подготовке необходимого инвентаря

Театрализованные игры

В ежедневный план работы старшей группы этот вид деятельности может включаться в нескольких вариантах:

  • сюжетно-ролевых играх, то есть малыши разыгрывают бытовые ситуации, опираясь на личный опыт (у врача, в парикмахерской и т.д.);
  • драматизациях, где ребята выполняют игровые действия по указанию режиссёра (педагога или товарища, выполняющего роль направляющего в игре), например, участие в утренниках, сценках по изученным произведениям;
  • режиссёрских играх, в которых дети определяют порядок выполнения игровых задач самостоятельно, основываясь на придуманном ими содержании (к примеру, спасают от мороза животных на фигурках для фланелеграфа, располагая их в подходящих домиках;
  • пальчиковых играх - упражнениях для разработки мелкой моторики в рамках работы, направленной на стимуляцию речевых центров.

Процесс разработки ежедневного плана

Технология составления ежедневного календарно-тематического плана подразумевает, что педагогом будут учтены следующие моменты:

  • описаны виды работы во время проведения режимных моментов с утра, днём и после дневного сна;
  • оформление отвечает эстетическим требованиям к составлению подобного рода документов (грамотность, аккуратность, а также соответствие принятым стандартам оформления ежедневных планов в конкретном детском саду, к примеру, на отдельных листах А4, в амбарной книге и т.п.);
  • планирование отображается принцип соотношения эмоциональной, интеллектуальной и физической нагрузки (например, если в первой половине дня есть занятие по физкультуре, то после дневного сна не стоит планировать активные виды деятельности - подвижные или театрализованные игры);
  • содержание учебно-воспитательного материала должно равномерно усложняться;
  • малыши должны быть задействованы в разных видах активности;
  • для проработки тем необходимо привлекать все группы приёмов, используемые в работе с дошкольниками.

Этапы составления ежедневного календарно-тематического плана

Традиционно ежедневное планирование включает шесть этапов реализации образовательного процесса.

Пребывание в детском саду должно быть продуктивным, то есть нести пользу для физического, интеллектуального и эмоционально-волевого развития ребёнка

Таблица: особенности составления ежедневного планирования для средней группы

Этап Цели Принципы работы
Утро Создание эмоционально комфортной атмосферы в группе
  1. Все виды активности должны быть хорошо знакомы ребятам.
  2. Обязательная проработка комплекса утренней гимнастики.
  3. Виды деятельности планируются исходя из запросов детей (игры, общение, индивидуальная работы и пр.).
  4. Любой вид деятельности не должен длиться дольше 15–20 минут.
  5. Деятельность, требующая длительной подготовки, например, выполнение аппликаций, поделок, на утро не планируется.
  6. Длительные игры (сюжетно-ролевые, строительные) также не включаются в перечень видов работ.
  7. Трудовая деятельность с применением колюще-режущих предметов не включается в перечень видов деятельности с утра.
Занятия
  1. Краткая запись темы занятий.
  2. Развёрнутое описание триединой цели каждого занятия (обучающей, развивающей и воспитательной).
  3. Указание интегрируемых областей: первой пишется основная, а затем в скобках сопутствующие.
  4. Указание средств и оборудования для каждого занятия.
  5. Описание целей дидактических игр.
Прогулка
  • обеспечение активной, разнообразной деятельности;
  • снятие утомления.
  1. Если до прогулки было динамичное занятие (физкультура, хореография), то начинать нужно с наблюдения (за погодой, транспортом, деятельностью людей и пр.). Если перед выходом на улицу было статичное занятие (развитие речи, математика), то начинаем со спортивной игры.
  2. Обязательными элементами прогулки в средней группе являются подвижная игра, наблюдение, труд (в парах или малых группах), беседы по воспитанию нравственных качеств, а также индивидуальная работа.
Чтение художественной литературы
  • расширение кругозора;
  • воспитание литературного вкуса;
  • стимулирование желания научиться читать.
  1. Текст можно сочетать с отрывками из мультфильмов, если по конкретному произведению есть такая возможность.
  2. Отрывки для чтения не должны быть слишком объёмными.
  3. После завершения чтения детям предлагается 3–4 вопроса репродуктивного и проблемного характера.
Воспитание культурно-гигиенических навыков В этот блок входят:
  • мытьё рук;
  • правила поведения за столом;
  • раздевание, одевание;
  • самообслуживание.

Если в детском саду такая практика есть, то в этот блок включаются закаливающие мероприятия.

Вечер Дать положительный эмоциональный заряд на посещение сада завтра. Этот этап планирования включает такие виды деятельности, как:
  • все виды игр (дидактические, подвижные, театрализованные) с привлечением новых игрушек;
  • праздники и развлечения (проводятся один раз в неделю);
  • разучивание стихотворений, песен;
  • трудовая деятельность (к примеру, полив цветов, уборка игрушек);
  • индивидуальная работа;
  • чтение;
  • взаимодействие с родителями;
  • прогулка (является альтернативой какому-либо другому виду деятельности в вечернее время, так как возможна только в хорошую погоду).

Как оформить ежедневный план

Стандартно в ежедневный календарно-тематический план входят:

  • титульный лист, на котором указаны название детского сада, имена педагога и лица, принимающего и утверждающего план;
  • перечень ребят в группе;
  • список видов работы с семьями воспитанников;
  • расписание учебно-воспитательных занятий на неделю;
  • перечень занятий на 7 дней;
  • список занятий по каждому дню с указанием даты проведения;
  • перечень видов совместной с педагогом деятельности;
  • перечень видов самостоятельной работы;
  • план проведения зарядок, а также физкультминуток, дыхательных и пальчиковых упражнений.

Таблица: пример составления ежедневного плана в старшей группе (фрагменты)

Дата:
Понедельник,
10 апреля («Природа вокруг нас»)
Социально-
коммуникативное развитие
Познавательное развитие Речевое развитие Художественно-эстетическое развитие Физическое развитие
Первая половина
дня:
приём
детей;
игры;
утренняя
гимнастика;
КГН;
труд;
прогулка.
Формы организации
совместной
деятельности
  • беседа: «Как я провёл выходные дни»;
  • дидактическая игра: «Найди растение».
Слайдовая презентация: «Что и где растёт?» Беседа: «Поговорим о погоде в выходные дни».
  • утренняя гимнастика;
  • гимнастика для укрепления мышц глаз «Бабочки».
Самостоятельная деятельность Работа с календарём природы Раскраски на тему: «Природа и мы»
Организация
образовательной деятельности
9:00 – 9:20 рисование
(композиция «Весенний лес»);
9:35 – 10:00 занятие физкультурой по плану специалиста
16:20 – 16:45 музыка (по плану специалиста).
Организация
предметно-
пространственной развиваю
щей среды
для поддержки
детской
инициативы
Слайдовые презентации: «Что растёт в лесу?», «Кто живёт в лесу?», раскраски по теме, книги: Е.Серова «Ландыш», Е.Серова «Одуванчик». Атрибуты для игр.
Вторая половина
дня:
КГН;
игры;
совместная
и самостоятельная
деятельность;
прогулка.
Формы организации
совместной
деятельности
КГН: закрепление умений аккуратно одеваться, умываться, опрятно заправлять постель. Слайдовая презентация: «Кто живёт в лесу?» Чтение: Е.Серова «Ландыш», Е.Серова «Одуванчик» Рассматривание картины П. Яблоновского «Весна».
  • Гимнастика после сна;
  • подвижные игры «Солнышко и дождик», «Цветы и ветер».
Самостоятельная деятельность Раскраски на тему: «Природа и мы».
Вторник,
11 апреля («Природа родного края»)
Социально-
коммуникативное
развитие
Познавательное
развитие
Речевое развитие Художественно-
эстетическое
развитие
Физическое
развитие
Первая половина
дня:
приём
детей;
игры;
утренняя
гимнастика;
КГН;
Труд;
прогулка
Формы организации
совместной
деятельности.
Беседы о взаимосвязях в природе: «Найди растение», «Найди, что опишу».
  • слайдовая презентация «Лес»;
  • мини-беседа «Какие бывают леса?» (хвойные, лиственные).
Словесные игры: «Опиши предмет»
  • утренняя гимнастика;
  • п/и «Растения», «Са­довник»;пальчиковые игры: «Наши алые цветы».
Самостоятельная деятельность Конструктор Свободное рисование
Организация
образовательной деятельности
15:15 – 15:40
Окружающий мир:
«Что нас окружает»
11:05 – 11:25
11:35 – 12:00
Развитие речи;
Обучение рассказыванию по теме «Мой любимый мультфильм».
Физкультура
по плану специалиста
Организация
предметно-
пространственной развиваю
щей среды
для поддержки
детской
инициативы
Атрибуты для дидактических игр, настольно-печатных, трафареты.
Слайдовые презентации по теме.
Просмотр обучающих мультфильмов по теме.
Вторая половина
дня:
КГН;
игры;
совместная
и самостоятельная
деятельность;
прогулка.
Формы организации
совместной
деятельности.
КГН: закрепление умений быстро и аккуратно одеваться, заправлять постель.
  • просмотр слайдовой презентации «Луг»;
  • знакомство с правилами охраны природы.
Словесные игры: «Опиши цветок» Коллаж «Цветочное царство». Гимнастика после сна
Самостоятельная деятельность Поможем накрыть на стол. Свободное рисование П/и по выбору

Ежедневное планирование является организующим началом в работе с детьми. С помощью такого плана педагог не только распределяет формы взаимодействия с детьми между видами деятельности, но и получает возможность разнообразить набор методических средств. Что касается последнего, то здесь важно учитывать психолого-педагогические особенности конкретной возрастной категории малышей. При соблюдении этого требования образовательный процесс в ДОУ становится максимально продуктивным для достижения учебно-воспитательных целей.

Поделитесь с друзьями!

Дина Маракова
Тематическое планирование на год в старшей группе

Календарно-тематическое план на 2015/2016гг.

Старшая группа №5

Воспитатели: Борисова Светлана Николаевна

Маракова Дина Александров

Период Тема недели Программное содержани

Сентябрь

«Лето красное прошло» Закрепить знания детей о лете. Отметить характерные особенности летнего дня, утра, вечера, ночи. Учить находить противоречия в явлениях природы. Побуждать находить выход из сложившейся ситуации. Познакомить с решением фантастических гипотез. Развивать речь детей, умение развернуто отвечать на вопросы, память, логическое мышление.

2 неделя

«Грибы» Углублять знания детей о свойствах съедобных и несъедобных грибов, формировать понимание целесообразности и взаимосвязи всего в природе, развивать навыки связной речи.

3 неделя

«Фрукты и овощи» Закреплять обобщающие понятия «Овощи и фрукты». дать детям понятие об осенних приготовлениях человека к зиме на огороде, в саду. Познакомить с посадкой деревьев кустарников, цветов в осенний период, заготовкой семян; воспитывать желание помогать взрослым в заготовке овощей и фруктов на зиму; развивать эстетическое восприятие окружающего.

4 неделя

«Этажи и жители леса». Уточнить и расширить представления детей о лесе как многоярусном и многоэтажном доме, где все растения занимают определенную экологическую нишу и находятся в тесных взаимосвязях. Исчезновение какого-либо звена ведет к гибели других звеньев. Учить детей устанавливать взаимосвязи между растениями и животными леса, развивать логическое мышление. Дать представления о Ставропольских лесах. Продолжать воспитывать экологическое сознание.

Октябрь

1неделя

«Золотая осень». Закреплять знания детей о сезонных изменениях в природе. Учить отыскивать в природе осенние признаки, познакомить с простейшей системой: стало холодно – пропали насекомые – улетели птицы. Продолжать учить решать противоречия. Вспомнить пословицы и поговорки об осени. Дать представление о том, что золотая осень всегда служила

2 неделя

«Деревья и кустарники» Закреплять знания детей о деревьях как представителях флоры Земли, их красоте о пользе. Рассказать, что все царство растений делится на три государства: деревья, кустарники, травы, учить различать породы деревьев. Формировать умение видеть сезонные изменения в природе на примере дерева, видеть необыкновенное в повседневном. Воспитывать интерес к изучению удивительного мира растений, бережное отношение к зеленому другу. Побуждать беречь природу.

3 неделя

«Хлеб» Закрепить знания детей о хлебе как одном из величайших богатств на земле; Дать представления о труде хлеборобов, технике, которая им помогает, о том, как растили хлеб в прошлом. Воспитывать уважение к людям, которые трудятся на полях нашей страны и края, бережное отношение к хлебу.

4 неделя

«Дикие животные» Познакомить детей с изменениями, происходящими в жизни животных осенью, рассказать о том, как животные готовятся к зиме, об особенностях их внешнего вида, строении, жизнедеятельности.

Ноябрь

1 неделя

«День народного единства» Расширять представления детей о родной стране, воспитывать патриотизм – любовь к Родине

2 неделя

«Домашние животные и птицы – наши друзья» Выявить и систематизировать представления детей о домашних животных, птицах, их детенышах; Учить устанавливать существенные признаки для обобщения: живут с человеком, приносят пользу, человек о них заботится. Рассказать о пище домашних животных и птиц. Формировать представление о появлении домашних животных. Воспитывать любознательность.

3 неделя

«Безопасность человека» Научить детей быстро оценивать опасную ситуацию, принимать оптимальное решение для её преодоления.

4 неделя

«Мир твоих прав» Уточнение и закрепление прав ребёнка, способности гармонизировать потребность ребёнка в социальном признании.

Декабрь

1 неделя

«Одежда. Обувь, головные уборы». Дать детям понятие о том, что человек создает предметы для своей жизни; познакомить с прошлым обуви, одежды и головных уборов. Продолжать учить классифицировать, научить понимать назначение и функции предметов одежды, обуви, головных уборов, необходимых для жизни человека. Активизировать их познавательную активность.

2 неделя

«Домашние электроприборы, инструменты, измерительные приборы» Уточнять представления о домашних электроприборах, их пользе, источнике питания – электричестве, откуда оно приходит в дом, правила безопасности при пользовании электроприборами. Дать представления об инструментах, измерительных приборах, используемых в доме.

3 неделя

«Проказы матушки- зимы» Учить видеть и описывать красоту зимнего пейзажа. Продолжать приобщать к народной культуре. Знакомить с народными приметами зимы. Обратить внимание на характерные признаки зимы, продолжительность светового дня. Воспитывать любовь к родной природе, бережное отношение

4 неделя

«Зимующие и перелетные птицы» Формировать обобщенное представление о зимующих и перелетных птицах, учить различать их по существенному признаку: возможность удовлетворить потребности в пище. Углубить представление о причинах отлета птиц. Классифицировать птиц на зимующих и перелетных на основе установления связи между характером корма и возможностью его добывания. Воспитывать любовь к птицам, желание помогать им в зимних условиях.

5 неделя

«Праздник Новый год» Закреплять приметы зимы. Познакомить с обычаями встречи Нового года в разных странах. Развивать любознательность. Формировать понимание, что у людей бывают разные обычаи.

Январь

1 неделя

Праздничные дни

2 неделя

«В мире металла» Познакомить детей со свойствами и качествами металла; научить находить металлические предметы в ближайшем окружении.

3 неделя

«Добрые дела и поступки людей». Обогащение социального опыта детей, обсуждение понятий «добрые дела», «добрые взаимоотношения», какие качества, черты характера проявляют сказочные герои в художественных произведениях.

4 неделя

«Зима полна серебра». Закреплять представления о зиме; закреплять знания о характерных признаках зимних месяцев; учить устанавливать связи и закономерности в природе.

Февраль

1 неделя

«Зимний лес» Закрепить знания о лесе как сообществе растений и животных, проживающих на одной территории; об особенностях жизни обитателей леса в зимних условиях; упражнять в умении различать деревья нашего края по листьям и плодам; узнавать животных по их внешнему виду; воспитывать любовь к родной природе.

2 неделя

«Защитники Отечества» Расширять представление детей о Российской армии, продолжать знакомство с различными родами войск, боевой техникой. Продолжать знакомить с улицами города, носящими имена защитников Ставрополя и Ставрополья. Вспомнить памятные места, посвященные защитникам Отечества. Воспитывать детей в духе патриотизма, любви к Родине.

3 неделя

«Быть здоровыми хотим» Формировать у детей потребность в здоровом образе жизни, закреплять культурно – гигиенические навыки, учить осознанно относиться к своему внешнему виду, воспитывать потребность быть чистыми, аккуратными.

4 неделя

«Продукты питания и их роль для здоровья» Закреплять умение классифицировать продукты питания, отличия продуктов, назначение, что можно приготовить, условия хранения. Формировать представление о полезном питании как основе ЗОЖ.

Март

1 неделя

«Мамин день» Воспитывать чуткое и внимательное отношение к маме и бабушке, составлять рассказы по теме, обобщать сведения о том, как поздравляют с этим праздником

2 неделя

стремление ей помогать, радовать ее.

3 неделя

«Весна - красна» Закрепить знания о весенних изменениях в живой и неживой природе; развивать умение сравнивать различные периоды весны, воспитывать радостное, заботливое отношение детей к

пробуждающейся природе.

4 неделя

«Весна - красна» Обобщить и систематизировать представления детей о характерных признаках весны.

Развивать способность устанавливать простейшие причинно – следственные связи.

Воспитывать бережное и заботливое отношение к природе.

Апрель

1 неделя

«Здоровье и болезнь» Дать детям элементарные представления об инфекционных болезнях и их возбудителях (микробах и вирусах); научить детей заботиться о своем здоровье, избегать ситуаций, приносящих вред здоровью.

2 неделя

«Что мы знаем о птицах?» Уточнить представление детей о птицах как наземно–воздушных животных; познакомить с их повадками; воспитывать эмоционально – положительное отношение к птицам; развивать желание помогать им.

3 неделя

«Веселые истории в нашей группе» Рассматривание иллюстраций к детским книгам. Выявление смешного в литературных произведениях, установление ассоциаций с веселыми событиями, происходящими в группе. Подведение к пониманию того, над чем можно смеяться, а на чем – нет.

4 неделя

«Профессии людей» Уточнить и закрепить представление детей о различных профессиях, об инструментах, соответствующих той или иной профессии.

Воспитывать уважение к людям труда.

5 неделя

«Народная культура и традиции. Традиции семьи» Воспитание любви и уважения к родным и близким, знание своей фамилии, имени и отчества родителей, своего рода и родословной.

Воспитывать у детей любовь и уважение к членам своей семьи, желание высказывать свои чувства близким людям.

Формировать представление о семье, как о людях, которые живут вместе. Продолжать знакомить детей с народными традициями и обычаями, с декоративно – прикладным искусством, расширять представления о народных игрушках, предметах быта, одежде.

Май

1 неделя

«День Победы» Дать детям представление о подвиге жителей Ставрополья и всего народа России, сумевшего выстоять в этой войне. О героях земляках. На примере дедушек и бабушек открывать детям такие понятия, как: «Любовь к Родине», «Долг», «Совесть. Рассказать о празднике «День Победы» .

2 неделя

«Зеленая аптека» Уточнить и расширить представления о лекарственных

растениях, закрепить понятие о взаимосвязи растительного мира и человека; учить детей правилам сбора и сушки лекарственных

растений.

3 неделя

«Насекомые и цветы созданы друг для друга» Показать детям закономерные связи в природе, роль

насекомых в этом процессе; вызвать интерес к окружающему миру,

формировать реалистические представления о природе.

4 неделя

«Детский сад – моя вторая семья» Вызывать положительные эмоции в беседе о детском саде, о друзьях в группе, о школе. Развивать логическое мышление, умение выражать свои чувства. Развивать связную речь; закрепить понятие «друзья», учить ценить дружбу, беречь ее, воспитывать чувство взаимовыручки, взаимопомощи.

Ася Даньшина
Ежедневное планирование в старшей группе (19.10–23.10)

Утренний прием

Работа с родителями

Гимнастика

НОД 1. Развитие речи Звуковая культура речи

Предложение.

Учить составлять предложение из двух слов, называть первое, второе слово; учить называть слова с заданным звуком

2. Ознакомление с окружающим Царство растений – грибы

Дать представление о съедобных и несъедобных грибах. Познакомить с правилами сбора грибов. Подвести к пониманию, что грибы нужно собирать только с взрослыми людьми, знающими грибы. Рассказать о полезных свойствах несъедобных грибов : опасны для человека, но полезны для некоторых животных; служат домом для некоторых насекомых. Формировать понимание целесообразности и взаимосвязи в природе

по плану Конопелько Е . А.

Предложить настольно-печатные для развития внимания, памяти

Предложить карандаши, раскраски для развития мелкой моторики

Пальчиковая игра «Осень»

Арт. гимнастика

Д/и «Будь внимателен»

Цель : учить различать сходные по звучанию слова (Таня – Ваня, карета – нота, жар – пар, карта – книга, палка – галка, дом – ком, танк – кубик, майка – сайка, куст – банан, тучка – ручка)

П/и «День-ночь»

Цель : развивать слуховое внимание, двигательную активность

Индив. работа – закрепить звук ш с Х. Алиной, Дариной Л. Шапка, шампунь, шахматы, шахта, шайка, шофёр, шампур, шарада, шарнир

Прогулка : Наблюдение за неживой природой : наблюдение за сезонными изменениями : на календаре еще осень, а у нас на Севере лежит снег. Объяснить, что на Ямале зима приходит раньше.

Трудовая деятельность : уборка площадки от снега

Подвижная игра : «Заяц и охотники» цель : вспомнить правила, развивать ловкость, быстроту реакции

Индивидуальная работа : закрепить дни недели, их последовательность (Ч. Арина, Х. Геля, Х. Артур)

2 половина дня

Подъем, гимнастика после сна

Трудовое воспитание : продолжать учить убирать свое рабочее место, помогать другим, уважительно относиться к труду дежурных, помогать воспитателю и няне, выполнять мелкие поручения, помогать мыть игрушки

«Маляр»

ЧХЛ «Лисичка-сестричка и серый волк»

Цель : вспомнить сказку, учить отвечать на вопросы

с-р/и «Кондуктор»

Цель : дать представление о профессии кондуктора, учить исполнять роль

Предложить раскраски для развития мелкой моторики

Коррекционная работа : закрепить выделять звук в слове, в начале, в конце, в середине– С. Егор, А. Азнаур

Дополнительные занятия

Ритмика – 16.30

Родной язык – 17.00

Утренний прием

Работа с родителями

Гимнастика

НОД 1. ФЭМП

Трапеция, ромб

Учить классифицировать фигуры по разным признакам; познакомить с трапецией и ромбом; упражнять в счете в пределах шести; учить на глаз определять длину предмета.

2. Физ-ра по плану Козырь Н . В. Предложить лото для развития памяти, внимания, мелкой моторики

Самостоятельная деятельность детей Предложить карандаши, листы бумаги для закрепления наносить короткие и длинные штрихи Пальчиковая игра «Овощи»

Совместная деятельность взрослого и детей

Арт. гимнастика

Д/и «Овощи»

Цель : продолжать упражнять детей в классификации овощей (что съедобно-корешки или вершки)

Индив. работа О. Наташа, С. Александра – повторить счет до 6 и обратно

природой : наблюдать за изменениями в природе : день становится короче, солнце светит не так ярко

Трудовая деятельность : собрать игрушки после прогулки

Подвижная игра : «Салочки» цель : развивать ловкость, быстроту реакции

Индивидуальная работа : закрепить времена года, их последовательность (Ч. Аслан, Е. КАтя)

2 половина дня

Подъем, гимнастика после сна

Самообслуживание : продолжать учить следить за внешним видом, аккуратно складывать одежду, обувь

Артикуляционная гимнастика с зеркальцем «Часики»

Пальчиковая игра «Домик»

ЧХЛ «Кукушка»

Цель : вспомнить сказку, учить отвечать на вопросы, воспитывать заботливое отношение к родителям

с-р/и «В самолете» Цель : закрепить представление о профессиях летчика, стюардессы, бережно относиться к игрушкам, исполнять роль

П/И «Колонна или шеренга» цель : создать хорошее настроение, развивать умение действовать по сигналу, закрепить представление о видах построения

Коррекционная работа :

Х. Геля, Л. Настя, С. Ваня – закрепить представление о ромбе, трапеции, вспомнить, на какие фигуры они похожи, чем отличаются

Б. Валера

Утренний прием

Работа с родителями

Гимнастика

НОД 1. Рисование

По плану Плисик Ю . В

2. Конструирование

Дом - из бросового материала

Учить делать поделку на основе коробок, прочно соединяя части. Развивать умение работать коллективно. Воспитывать умение работать коллективно.

3. Физкультурное на воздухе

Занятие № (см. в папке)

Самостоятельная деятельность детей Предложить настольно-печатные игры для развития мышления, воображения, внимания

Совместная деятельность взрослого и детей

Пальчиковая игра

Арт. гимнастика

Д/и «Хвойные или лиственные»

Цель : закрепить представление о хвойных и лиственных деревьях

Индив. работа К. Эдита, С. Егор – закрепить геометрические фигуры

Прогулка Наблюдение за живой природой : Наблюдение за погодой. Как можно сказать про погоду? (холодная, снежная, ветреная) . Холодно сегодня или тепло? Что надето на людях?

Трудовая деятельность : побуждать помогать друг другу одеваться на прогулку

Подвижная игра : «Ловишки» – развитие бега, ловкости.

Индивидуальная работа : прыжки на двух ногах через препятствие – Л. Витя, Х. Дарина

2 половина дня

Подъем, гимнастика после сна

КГН : продолжать учить правильно пользоваться вилкой (берем в руки не как карандаш, а указательный пальчик лежит на ножке вилки и аккуратно протыкаем либо поддеваем пищу)

Артикуляционная гимнастика с зеркальцем «Футбол»

Пальчиковая игра по желанию

ЧХЛ «Айога»

Цель : учить понимать содержание сказки, воспитывать усидчивость

с-р/и «Кукла Юля приглашает на чашечку чая»

Цель : учить взаимодействовать друг с другом, бережно относиться к игрушкам, исполнять роль

П/И «Море волнуется»

Цель : учить координировать свои движения

Коррекционная работа : повторить стихи и песни к празднику (стихи - Х. Дарина, Ч. Аслан, А. Азнаур, К. Рита, Ч. Арина, Б. Валера, С. Кира)

Кружок «Неболейка» 15.30

Утренний прием

Работа с родителями

Гимнастика

НОД 1. Лепка

Как маленький Мишутка увидел, что из его мисочки все съедено

Учить создавать в лепке сказочный образ; - лепить форму медвежонка, передавая форму частей, их относительную величину, расположение по отношению друг к другу;

2. занятие с психологом

По плану Конопелько Е . А.

Самостоятельная деятельность детей

Предложить трафареты для совершенствования умения обводить, правильно закрашивать

Предложить настольно-печатные игры для развития внимания, памяти, мышления

Совместная деятельность взрослого и детей

Пальчиковая игра по желанию

Арт. гимнастика

Д/и «Летает-не летает»

Цель : развивать слуховое внимание

Динамическая пауза

Индив. работа Повторить стихи и песни к празднику

прогулка Наблюдение за неживой природой : Обратить внимание на снег, активизировать словарь (легкий, пушистый, кружевной, ослепительный)

Трудовая деятельность : помочь собрать выносной материал

Подвижная игра : «Бросить и поймать» цель : учить ловить и подбрасывать комочки снега

Индивидуальная работа : учить метать в цель- С. Илья, О. Наташа

2 половина дня

Подъем, гимнастика после сна

Осенний праздник «В гостях у Старичка-Лесовичка »

Утренний прием

Работа с родителями

Гимнастика

НОД 1. Художественное чтение

Н. Телешов «Крупеничка» (чтение) .

Продолжать учить понимать характеры и поступки героев.

Учить придумывать другие окончания сказки. Вспомнить и воспроизвести знакомые потешки и сказки о домашних животных.

2. Рисование

По плану Плисик Ю . В.

3. Физ-ра в 16.00

По плану Козырь Н . В.

Самостоятельная деятельность детей Предложить математическую игру «Больше – меньше» для развития внимания, мышления

Совместная деятельность взрослого и детей

Пальчиковая игра «1,2,3,4,5 будем пальчики считать»

Арт. гимнастика

Д/и «Угадай слово»

Цель : Развивать умение детей делить слова на слоги.

П/и «Перепрыгни через кочку»

Цель : развивать ловкость, умение координировать свои движения Индив. работа Л. Настя, Н. Андрей – повторить счет до 6 и обратно

Прогулка Наблюдение за неживой природой : Рассказать о свойствах снега. Снег согревает почву от промерзания. Как вы думаете, рыхлый или уплотненный снег лучше сохранит тепло? Рыхлый слой снега лучше сохранит тепло, так как там много воздуха, поэтому снег около деревьев не надо уплотнять.

Трудовая деятельность : уборка площадки от снега

Подвижная игра : «Воробьи- вороны» цель : учить действовать по сигналу, развивать слуховое внимание, ловкость

Индивидуальная работа : «Скатерть бела, все поле одела (снег) – загадать загадку Х Артуру, О. Наде

2 половина дня

Подъем, гимнастика после сна

Нравственное воспитание : учить детей относиться друг к другу бережно, не ссориться, не драться, делиться игрушками

Артикуляционная гимнастика

Пальчиковая игра

Досуг Вечер загадок

Цель : создать радостное настроение, развивать фонематический строй речи

Дискотека

Коррекционная работа : вспомнить потешки с Л. Настей, С. Леней, П. ВикойКружок «Неболейка» 15.30

Б. Валера, Х. Алина, С. Александра, Е. Катя

Раиса Гадылшина

Планирование воспитательно-образовательной работы старшая группа

Тема месяца: Осень Тема недели: Золотая осень. Цель: Закрепить знания детей о сезонных изменениях в природе; обобщить и систематизировать представления о характерных признаках осени; познакомить с народным календарём. Способствовать воспитанию чувства любви к родной природе.

УТРО: Совместная деятельность взрослого и детей

Утренняя гимнастика.

Утренняя беседа с детьми. Тема: «Осень, что ты о ней знаешь?». Цель беседы: Обобщить и система-тизировать представления о харак-терных признаках осени.

Чтение и обсуждение М. Садовский «Осень», З. Федоровская «Осень»

Дидактические игры: «Звук поте-рялся» - для закрепления умения выделять звук в слове, развития фо-нематического слуха.

«Буквенное лото» - для развития фонематического слуха детей, уме-ния определять первый звук в сло-ве; для запоминания букв; развития внимания и умения слушать.

Индивидуалная образовательная деятельность в режимных моментах: Развитие речи: продолжать учить детей различным способам построения связного текста; развивать навы-ки творческого рассказывания: М. Алина, Ильнур М.

НОД в режимных моментах: * Конструирование и ручной труд. Тема: «Ваза для осеннего бу-кета». Цель: Учить ос-новам дизайнерского искусства: украшать простые вещи, создавая новую вещь, ставить цель в творчестве и выстраивать последова-тельность действий для её реализации; самостоятельно выбирать средства для создания задуманного изделия.

Дидактические игры: «Звук по-терялся», «Буквенное лото».

Организация развивающей среды для самостоятельной деятельности детей Организация детей для деятельности по конструированию из природного материала: Дети произвольно образуют две большие группы. Каждая группа работает на удобном рабочем столе – на подносах разложены материалы: пластиковые бутылки, цветная бумага, клей, кисть для клея, скорлупки от орехов, семена, ткань, образцы рисунка.

Дежурство по подготовке к образовательной деятельности: закреплять умения выставлять материалы для конструирования: П. Аня, Р. Настя

Непосредственно образовательная деятельность:

9.00-9.20 Коммуникация / Развитие речи. Тема: «Осенние прогулки». Цель: Продолжать учить полно и точно отве-чать на вопрос, строя предложение из 4-6 слов, развивать навыки составления короткого описательного рассказа, пересказа текста. Учить образовывать однокоренные слова: лист, листок, листва, листопад; упражнять в подборе определений к данному слову. Закреплять правильное произношение звука «л», учить выделять звук «л» в начале, середине и конце слова

10.10-10.35 Музыка. / по плану муз. руководителя (см. персп. план)

Прогулка:

Наблюдение листопада. Цель: Знать, что с похолоданием и во время ветра усиливается листопад. Воспитывать у детей радостные чувства при наблюдении данного явления, стремление рассказывать о них, используя образные выражения.

Трудовая деятельность: Уборка участка детского сада от опавших листьев. Цели: учить создавать у себя и других детей радостное настроение от выполненной работы; воспитывать экологическую культуру. Подвижная игра: «Третий лишний». Цель: Учить соблюдать правила игры; развивать ловкость и быстроту бега. «Совушка». Цели: учить ориентироваться в простран-стве; развивать интерес к игре.

Развитие движений: п/и «С кочки на кочку» - развивать согла-сованность движений рук и ног, приучать ходить и бегать свободно, развивать чувство равновесия, ловкость, смелость, ориентировку в пространстве: С. Амир, С. Марьям, С. Ризван, Х. Камила

Обучение азам флористики. Тема «Осенний букет». Цель: Учить составлять красивые композиции из разноцветных осенних листьев и трав для украшения группы, разно-уровневые композиции, под-бирать центральную часть букета, выделяя её с помощью цветовых пятен, красиво подобранных листьев; учить видеть красоту природы.

Сюжетно-дидактическая игра: «Прогулка по осеннему лесу». Цель: Закрепить названия деревьев и кустарников, развитие речи детей, обучение творческому рассказыванию.

Вынос оборудования для труда на участке (сбор опавших листьев, подметание дорожек).

Самостоятельная деятельность детей на прогулке под наблюдением воспитателя.

Работа перед сном: Формирование КГН: Совершенствовать навыки умывания: намыливать руки до образования пены, тщательно смы-вать, мыть лицо, насухо вытирать своим полотенцем. Чтение И. Ищук «Мои ладошки»

Дежурство по столовой: Развивать умение последовательно и аккуратно накрывать на стол, анализировать и оценивать свою работу, выявлять недостатки, исправлять их. Привлечь детей к раздаче второго блюда, уборке посуды со столов. Проанализировать работу дежурных: К. Ксюша, М. Артём

Чтение: стихотворение И. Соколов-Микитов «Листопадничек»

Вечер:

Оздоровительная гимнастика после сна, закаливание. Ходьба по мас-сажным дорожкам.

Игры со строительным материалом: «Мы - строители». Уточнять пред-ставления о деталях, способах со-единения. Знакомить детей с про-фессиями взрослых. Совместная деятельность: мытьё строительного материала.

Индивидуальная образовательная деятельность в режимных моментах: Звуковая культура речи: Речевое упражнение «покатаем на машине» - закрепить правильное произношение детьми звука с (сь, развивать фонематический слух: Х. Лейла, Я. Булат

Работа в книжном уголке. Вместе с детьми рассматриваем иллюстраций осенней природы. Стараемся по картинкам определить, какой осенний месяц на них изображён, обсуждаем с ребятами приметы ранней и поздней осени. Упражняем де-тей в составлении рассказа по картинке, в составлении предложений об осени из 2,3,4,5 слов. Работа в уголке природы: рассматривание календаря при-роды.

Строительная игра «Домик лесника». Цель: Развивать навыки коллективного труда, навыки работы с конструктором, вертикального и гори-зонтального расположе-ния деталей, строительства по замыслу, распределения работы.

Прогулка:

Наблюдения за погодой с целью сравнения утренней и вечерней погоды. Что изменилось?

Наблюдение за сезонными изменениями. Цели: закреплять знания о взаимосвязи живой и неживой природы; учить выделять изменения в жизни растений и животных в осеннее время; формировать представление об осенних месяцах. Подвижная игра: «Волк и козлята», «Иголка, нитка, узелок». Цели: учить игровой деятельности со строгим соблюдением правил; развивать быстроту и реакцию.

Самостоятельные игры детей на участке.

Взаимодействие

с родителями: Оформление папки-передвижки с наглядной информацией для родителей «Осень наступила».

Объявление о начале подготовки совместных творческих работ взрослых и детей к выставке «Что нам осень принесла?» Цель: содействие участию родителей в под-готовке к выставке.

Индивидуальные беседы и консультации по запросам родителей.



 

Возможно, будет полезно почитать: