Консультация (младшая группа) на тему: Конспект родительского собрания в первой младшей группе. Тема: «Игры, развивающие познавательную активность ребенка младшего дошкольного возраста. Родительское собрание «Познавательно-исследовательская деятельность в

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад «Огонёк»

Красноярский край, г.Дивногорск

Конспект родительского собрания

на тему «Как поддерживать познавательную активность ребенка»

Подготовила: воспитатель I категории

Терскова Елена Геннадьевна

Старшая группа «Звездочки»

Дивногорск, 2017г.

Цель: расширить представления родителей о развитии познавательного интереса и познавательной активности детей старшего дошкольного возраста.

Задачи:

    Способствовать приобретению родителями практических знаний и навыков по развитию познавательной активности у детей.

    Дать практические рекомендации родителям по развитию познавательной активности у детей.

План проведения:

    Вступительное слово по теме воспитателя.

    Презентация

    Теоретическая информация

    Рефлексия

Материал:

    Экран

    Мультимедийная установка

Предварительная работа:

    Написать тему и эпиграф

    Поместить в родительский уголок консультацию по теме «Как поддерживать познавательную активность ребенка»

    Подготовить презентацию по материалам собрания

    Продумать вопросы и ответы.

Ход собрания.

«В любом человеке могут расцвести сотни неожиданных талантов и способностей, если ему просто предоставить для этого возможность».

Д.Лессинг.

Современные дети живут и развиваются в эпоху информатизации. В условиях быстро меняющейся жизни от человека требуется не только владение знаниями, но и в первую очередь умение добывать эти знания самому и оперировать ими, мыслить самостоятельно и творчески. Мы хотим видеть наших детей любознательными, общительными, умеющими ориентироваться в окружающей обстановке, решать возникающие проблемы, самостоятельными, творческими личностями.

К старшему дошкольному возрасту заметно возрастают возможности инициативной преобразующей активности ребенка. Этот возрастной период важен для развития познавательной потребности, которая находит отражение в форме поисковой, исследовательской деятельности, направленной на "открытие" нового, которая развивает продуктивные формы мышления. Задача взрослого – не подавлять ребенка грузом своих знаний, а создавать условия для самостоятельного нахождения ответов на свои вопросы "почему" и "как", что способствует развитию познавательной компетенции детей. Это не только формирование умственных способностей дошкольников, но и развитие познавательной активности, умения целенаправленно осуществлять элементарную интеллектуальную и практическую деятельность.

Скажите, пожалуйста, какими бы вы хотели видеть своих детей? (сильными, спортивными, успевающими, богатыми)

Хорошо! Вы все качества отметили верно, а еще мы хотим, чтобы дети наши были смышлёными, любознательными, догадливыми, предусмотрительными, остроумными, сообразительными – одним словом умными. Умен тот, кто умеет мыслить.

Что значит мыслить? (Иметь свое мнение, уметь компетентно отвечать на вопросы).

А как вы считаете, умным легче вырасти ребёнку, которому помогли научиться мыслить? Или тому, кто научился самостоятельно воспринимать информацию, рассуждать и делать выводы? (тому, кому помогали учиться мыслить).

Правильно! А как вы понимаете термин «познавательная активность»? (Ответы родителей).

Познавательная активность не является врождённой. Она формируется на протяжении всей сознательной жизни человека. Социальная среда – условие, от которого зависит, перейдёт ли потенциальная возможность в реальную действительность. Уровень ее развития определяется индивидуально – психологическими особенностями и условиями воспитания.

Педагоги-психологи определяют познавательную активность как активное стремление к познанию, поиск способов удовлетворения жажды знаний.

Познавательная активность – активность, проявляемая в процессе познания, когда ребенок готов принимать информацию и углубить свои знания не только в образовательном учреждении, но и самостоятельно, дома. Поэтому необходимо поддерживать, развивать познавательный интерес у дошкольников, создавая основу для успешного обучения в школе.

Известный психолог, М. С. Якиманский считает, что познавательная активность зависит от опыта самого ребёнка, который обеспечивает ему не только осознанное усвоение нового материала, но и его преобразование.

Щербакова Е. И. предложила показатели познавательной активности дошкольников:

1. Увлеченность изучением материала (сосредоточенность, внимание).

2. Явно выраженное стремление выполнять разнообразные, особенно сложные задания.

3. Желание продолжить занятие (нередко такие дети сами являются инициаторами игры, совместной познавательной деятельности со взрослыми.

4. Проявление самостоятельности в подборе средств, способов действий, достижении результата, осуществление контроля.

5. Использование знаний в самостоятельной деятельности (игре, труде, конструировании).

6. Обращение к воспитателю с вопросами, направленными на познавательный интерес.

В таких случаях дети достигают цели не интуитивно, а осознанно, способны объяснить, как выполнили действие и почему именно так.

Уважаемы родители, скажите, как вы осмыслили термин «познавательная активность» (Активность, проявляемая в процессе познания, выражается в заинтересованном принятии детьми информации, в желании уточнить её, углубить свои знания, в самостоятельном поиске ответов на вопросы, в проявлении элементов творчества).

В дошкольном учреждении образовательная деятельность направлена на формирование целевых ориентиров дошкольника: развитие любознательности, интереса к изучению выбранной темы, формирование активного и доброжелательного взаимодействия с педагогом и сверстниками в решении познавательных задач. Одной из наиболее эффективных форм работы с детьми по развитию познавательной активности является исследовательская деятельность. Она делает дошкольников активными участниками образовательного процесса, становится инструментом их саморазвития. Исследовательская деятельность позволяет изучить большой объём информации, провести через все виды детской деятельности. Особенно ключевым моментом является возможность изучения той или иной темы в свободной деятельности.

Прежде всего, расширяются знания ребёнка о различных областях действительности. Кроме того, развиваются общие способности детей – познавательные, коммуникативные, регуляторные. Отдельно стоит отметить, что уже в дошкольном возрасте ребёнок приобретает навык публичного предъявления своих мыслей, выраженных в конкретном продукте.

Экспериментирование способствует формированию у детей познавательного интереса, развивает наблюдательность, мыслительную деятельность. В деятельности экспериментирования ребенок выступает как своеобразный исследователь, самостоятельно воздействующий различными способами на окружающие его предметы и явления с целью более полного их познания и освоения. В ходе экспериментальной деятельности создаются ситуации, которые ребенок разрешает посредством проведения опыта и, анализируя, делает вывод, умозаключение, самостоятельно овладевая представлением о том или ином законе или явлении. Именно эти качества необходимы для успешного обучения в школе.

После 5 лет начинается этап, когда детская деятельность расходится по двум направлениям: одно направление - превращается в игру, второе - в осознанное экспериментирование или исследовательская деятельность.

Эксперимент, самостоятельно проводимый ребенком, позволяет ему создать модель явления и обобщить полученные действенным путем результаты, сопоставить их, классифицировать и сделать выводы данных явлений для человека и самого себя.

Из всего вышеизложенного можно сделать вывод, что для детей дошкольного возраста экспериментирование, наравне с игрой является ведущим видом деятельности.

Последовательность детского экспериментирования.

Родителям представлены слова на слайде: выдвижение гипотезы, проверка предположения, целеполагание, проблемная ситуация, формулировка вывода, новая гипотеза

Задание: выстроить последовательность детского экспериментирования.

Показывается слайд с правильным ответом:

Проблемная ситуация.

Целеполагание.

Выдвижение гипотез.

Проверка предположения.

Если предположение подтвердилось: формулирование выводов (как получилось).

Если предположение не подтвердилось: возникновение новой гипотезы , реализация ее в действии, подтверждение новой гипотезы, формулировка вывода (как получилось) формулирование выводов (как получилось).

В процессе экспериментирования ребенку необходимо ответить на следующие вопросы:

Как я это делаю?

Почему я это делаю именно так, а не иначе?

Зачем я это делаю, что хочу узнать, что получилось в результате?

Следующей формой развития познавательной активности является – решение проблемных ситуаций. Практика показала, что перспективным и важным является проблемно – поисковый метод обучения дошкольников. В процессе решения проблемной ситуации происходит обучение ребенка путем использования известных способов действия, перенесенных в незнакомые условия. Нередко для получения ответа требуется открытие нового способа, в этом случае ребенок может идти путем проб. При этом дети пользуются двумя видами поисковых проб: практическими (действия в перекладывании, подборе) и мыслительными (обдумывание хода, предугадывание результата, предположение решения). Все это дает основание для утверждения возможности приобщения дошкольников к элементам творческой деятельности. Для успешной подготовки детей к обучению в школе необходимы не столько определенные знания, сколько умение последовательно и логически мыслить, догадываться, умственно напрягаться.

Как стимулировать активность ребенка? Как малыша воспитать инициативным?
От некоторых родителей можно услышать, что их дети каждый день часами смотрят телевизор, никогда не заглядывают в книгу и часто не знают, чем себя занять. Однако есть и такие дети, у которых не хватает времени на то, чтобы воплотить в жизнь все свои задумки. Откуда у них такая тяга к активным действиям? Дети, умеющие ставить цели и достигать успеха, часто получают первоначальный опыт от общения с родителями. Важно вовремя поддержать их в этом стремлении. Как это сделать?

Мы советуем, давайте детям возможность выбора (при выборе игрушки, блюда на обед и т. п.), внимательно наблюдать за ребёнком с целью определения его предрасположенностей, помогать детям открывать мир, не навязывая ему свои интересы, давать детям возможность добиваться успеха (используя настольные игры и разнообразные занятия), поощрять ребёнка, если он выражает своё мнение, не гасить его инициативу, приучать детей самим принимать решения, как бы не хотелось предупредить ошибки.

Не допускайте пассивности детей, поощряйте активную деятельность и творчество.

Предприимчивому ребенку свойственны качества: активность, инициативность, увлеченность, практичность, стойкость к неудачам, аналитический склад ума, интуиция, энергичность.

Взгляните на своего ребенка со стороны и определите, какие качества предприимчивого человека у него уже имеются, а какие следовало бы потренировать.

При этом стоит помнить, что нашим детям приходится получать образование, строить свою жизнь и карьеру в других условиях, чем нам. Значит, могут понадобиться и совсем новые качества для достижения успеха.

МАДОУ «ЦРР – д/с № 68»

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Центр развития ребенка – детский сад № 68»

Родительское собрание

«Развитие познавательной активности

детей старшего дошкольного возраста средствами экспериментальной деятельности»

старший воспитатель

Рудакова Ирина Сергеевна

г. Ставрополь

Цель: расширение знаний родителей о развитии познавательного интереса и познавательной активности детей старшего дошкольного возраста средствами экспериментальной деятельности.

Задачи:

    Расширить знания родителей о значении экспериментирования в развитии детей дошкольного возраста.

    Формировать представления о правильной организации экспериментирования с ребенком-дошкольником.

Планируемый результат:

Знание и применение на практике организации экспериментальной деятельности с детьми дошкольного возраста дома.

Ход родительского собрания

На экране красочно обозначена тема собрания. Воспитатели приветствуют родителей, приглашают в музыкальный зал.

Вводная часть.

«Детское экспериментирование претендует
на роль ведущей деятельности
в период дошкольного развития ребёнка»

Н.Н. Подьяков, 1995г.

Собрание мы начнем с вопроса: Кто может сказать какую роль играет экспериментирование в развитии ребенка-дошкольника? (ответы родителей).

Деятельность экспериментирования способствует формированию у детей познавательного интереса, развивает наблюдательность, мыслительную деятельность. По мнению академика Н.Н. Подъякова в деятельности экспериментирования ребенок выступает как своеобразный исследователь, самостоятельно воздействующий различными способами на окружающие его предметы и явления с целью более полного их познания и освоения. В ходе экспериментальной деятельности создаются ситуации, которые ребенок разрешает посредством проведения опыта и, анализируя, делает вывод, умозаключение, самостоятельно овладевая представлением о том или ином законе или явлении.


После 5 лет начинается этап, когда детская деятельность расходится по двум направлениям: одно направление - превращается в игру, второе - в осознанное экспериментирование.

Эксперимент, самостоятельно проводимый ребенком, позволяет ему создать модель явления и обобщить полученные действенным путем результаты, сопоставить их, классифицировать и сделать выводы данных явлений для человека и самого себя.

Из всего вышеизложенного можно сделать вывод, что для детей дошкольного возраста экспериментирование, наравне с игрой является ведущим видом деятельности.

Структура детского экспериментирования.
Как и любая деятельность, деятельность экспериментирования имеет свою структуру:

    Цель: развитие умений ребенка взаимодействовать с исследуемыми объектами в "лабораторных" условиях как средствами познания окружающего мира

    Задачи: 1) развитие мыслительных процессов; 2) развитие мыслительных операций; 3) освоение методов познания; 4) развитие причинно-следственных связей и отношений

    Содержание: информация об объектах и явлениях, предметах

    Мотив: познавательные потребности, познавательный интерес, в основе которых лежит ориентировочный рефлекс "Что это?", "Что такое?" В старшем дошкольном возрасте познавательный интерес имеет направленность: "Узнать - научиться - познать"

    Средства: язык, речь, поисковые действия

    Формы: элементарно-поисковая деятельность, опыты, эксперименты

    Условия: постепенное усложнение, организация условий для самостоятельной и учебной деятельности, использование проблемных, ситуаций

    Результат: опыт самостоятельной деятельности, исследовательской работы, новые знания и умения, составляющие целый спектр психических новообразований.

Последовательность детского экспериментирования.

На слайде родителям представлены слова: выдвижение гипотезы, проверка предположения, целеполагание, проблемная ситуация, формулировка вывода, новая гипотеза

Задание: выстроить последовательность детского экспериментирования.
Следующий слайд с правильным ответом:

    Проблемная ситуация.

    Целеполагание.

    Выдвижение гипотез.

    Проверка предположения.

    Если предположение подтвердилось: формулирование выводов (как получилось)

    Если предположение не подтвердилось: возникновение новой гипотезы, реализация ее в действии, подтверждение новой гипотезы, формулировка вывода (как получилось) формулирование выводов (как получилось).

В процессе экспериментирования ребенку необходимо ответить на следующие вопросы:

      Как я это делаю?

      Почему я это делаю именно так, а не иначе?

      Зачем я это делаю, что хочу узнать, что получилось в результате?

    Выбор оборудования, самостоятельное его размещение ребенком в зоне исследования.

    Анализ и обобщение полученных ребенком результатов экспериментирования.

Видеофильм «Уголок экспериментальной деятельности».

Воспитатель предлагает родителям посмотреть короткий видеофильм с участием их детей. Интересные рассуждения детей привлекут внимание родителей к теме собрания и активизируют их внимание.

Задачи уголка: развитие первичных естественнонаучных представлений, наблюдательности, любознательности, активности, мыслительных операций (анализ, сравнение, обобщение, классификация, наблюдение); формирование умений комплексно обследовать предмет.

В уголке экспериментальной деятельности (мини-лаборатория, центр науки)

выделены:

1) место для постоянной выставки, где размещают музей, различные коллекции. Экспонаты, редкие предметы (раковины, камни, кристаллы, перья и т.п.);

2) место для приборов. Место для хранения материалов (природного, "бросового");

3) место для проведения опытов;

4) место для неструктурированных материалов (песок, вода, опилки, стружка, пенопласт и др.).

Старший дошкольный возраст

Компонент дидактический

- материалы распределены по разделам: "Песок, глина, вода", "Звук", "Магниты", "Бумага", "Свет", "Стекло", "Резина"; - природный материал: камни, ракушки, спил и листья деревьев, мох, семена, почва разных видов и др.; - утилизированный материал: проволока, кусочки кожи, меха, ткани, пластмассы, дерева, пробки и т.д.; - технические материалы: гайки, скрепки, болты, гвозди, винтики, шурупы, детали конструктора и т.д.; - разные виды бумаги: обычная, картон, наждачная, копировальная и т.д.;
- красители: пищевые и непищевые (гуашь, акварельные краски и др.);
- медицинские материалы: пипетки с закругленными концами, колбы, деревянные палочки, мерные ложки, резиновые груши, шприцы без игл - прочие материалы: зеркала, воздушные шары, масло, мука, соль, сахар, цветные и прозрачные стекла, свечи и др. - сито, воронки - половинки мыльниц, формы для льда -проборы-помощники: увеличительное стекло, песочные часы, микроскопы, лупы

Клеенчатые фартуки, нарукавники, резиновые перчатки, тряпки

Экспериментирование с детьми по теме "Воздух".

Воспитатель предлагает родителям посмотреть на экспериментальную деятельность детей.

Программное содержание: расширить представления детей о свойствах воздуха: невидим, не имеет запаха, имеет вес, при нагревании расширяется, при охлаждении сжимается. Закрепить умение самостоятельно пользоваться чашечными весами; познакомить детей с историей изобретения воздушного шара.

Материалы и оборудование: сумка-холодильник, веер, листы бумаги, кусочек апельсина, духи (пробник), ванилин, чеснок, воздушные шарики, чашечные весы, миска, бутылка, насосы.

Ход экспериментирования

Воспитатель в одежде магистра, на груди бейджик: магистр естественных наук. Приглашает детей в зал и загадывает загадку:

"Через нос проходит в грудь

И обратный держит путь.

Он невидимый, но всеже

Без него мы жить не можем". (Воздух).

Дети отгадывают ее и объясняют, почему они догадались.

Для чего нам с вами нужен воздух? Сделаем глубокий вдох... и затем выдох. Воздух нам нужен чтобы дышать. Мы вдыхаем и выдыхаем воздух.
- Можем ли мы его увидеть?

Нет, он невидим.

Можем ли мы его почувствовать? Возьмем веер или салфетку и помашем возле лица.

А чем воздух пахнет?

Если дети затрудняются, детям предлагают закрыть глаза и отгадать запах (апельсина, духов, чеснока, лекарства или ванилина). Что вы почувствовали?

Воспитатель : вы почувствовали запах того вещества, которое я предлагала вам понюхать? Если в помещении ели апельсин, пользовались духами или чем-то еще, то воздух будет иметь запах этого вещества или продукта. Так имеет ли свой запах воздух? (нет).

Посмотрите, сегодня у нас в зале много воздушных шариков. Как вы думаете, что внутри этих шаров? (воздух).

А в не надутых шарах есть воздух?

Какой шар тяжелее - надутый или не надутый? Как проверить? (можно взвесить).

Чем будем взвешивать? (чашечными весами).

Дети берут шары, укладывают их на весы.

Какой шарик тяжелее?

(надутый)
- Почему? (воздух имеет вес).

Воспитатель : Скажите, ребята, а как вы обычно надуваете шарики?

Дети приставляют ко рту шарики.

Воспитатель : А хотите, я покажу вам, как можно по-другому надувать шары?

Воспитатель достает из сумки – холодильника пустую открытую пластиковую бутылку, надевает на горлышко воздушный шарик, затем ставит в миску с горячей водой.

Что происходит? Почему шарик надувается? (Воздух при нагревании расширяется).
- Как можно теперь сдуть шарик? (дети отвечают: снять с бутылки).

Воспитатель :

Попробуем поставить его снова в холодильник. Пока у нас шарик охлаждается, я хочу рассказать вам, кто первым изобрел воздушный шар.

Первыми воздушный шар построили братья Жозеф и Жан Монгольфье. Это было очень давно, в 1783 году. Шар был сделан из льняной ткани и бумаги. Братья наполнили его горячим воздухом, потому что горячий воздух легче холодного. Первыми пассажирами стали овца, утка и петух. Их полет продолжался всего 8 минут. После стали летать и люди – первый человек летал всего 25 минут. Теперь шары стали наполнять газами, так как они легче воздуха. Эти полеты сейчас стали популярными, экстремальным видом спорта.

Воспитатель :

Ой, нам пора посмотреть, что же стало с нашим шариком? Шарик сдулся. Почему? При охлаждении воздух сжимается, как ещё можно надувать шары?

Насосом (отвечают дети)

Детям предоставляется возможность надувать шары насосом.

А теперь давайте вспомним все, что мы узнали о воздухе.

    Воздух невидим.

    Воздух имеет вес.

    При нагревании воздух расширяется.

    При охлаждении воздух сжимается.

    Воздухом дышат люди и животные.

В конце эксперимента педагог предлагает детям подарить шарики гостям.

Подведение итогов собрания, обмен мнениями.

Приложение №1

В помощь родителю:

ПАМЯТКА


Примерная структура экспериментирования

    Постановка исследовательской задачи в виде того или иного варианта проблемной ситуации.

    Упражнения на развитие внимания, памяти, логического мышления (могут быть организованы до занятия).

    Уточнение правил безопасности жизнедеятельности в ходе осуществления экспериментирования.

    Уточнение плана исследования.

    Выбор оборудования, самостоятельное его размещение детьми в зоне исследования.

    Распределение детей на подгруппы, выбор ведущих, помогающих организовать сверстников, комментирующих ход и результаты совместной деятельности детей в группах.

    Анализ и обобщение полученных детьми результатов экспериментирования.

Приложение №2

В помощь родителю:

ПАМЯТКА


"Работа с детьми по экспериментированию"

Работа с детьми направлена на уточнение всего спектра свойств и признаков объектов и предметов, взаимосвязи и взаимозависимости объектов и явлений.

Основными задачами, решаемыми родителем в процессе экспериментирования, являются:

1) активное использование результатов исследования в практической (бытовой, игровой) деятельности;

2) классификация на основе сравнения: по длине (чулки - носки), форме (шарф - платок - косынка), цвету/орнаменту (чашки: одно- и разноцветные), материалу (платье шёлковое - шерстяное), плотности, фактуре (игра "Кто назовёт больше качеств и свойств?").

Основное содержание исследований, проводимых ребенком, предполагает формирование у него следующих представлений:

1. О материалах (ткань, бумага, стекло, фарфор, пластик, металл, керамика, поролон).

2. О природных явлениях (явления погоды, круговорот воды в природе, движение солнца, снегопад) и времени (сутки, день - ночь, месяц, сезон, год).

3. Об агрегатных состояниях воды (вода - основа жизни; как образуется град, снег, лёд, иней, туман, роса, радуга; рассматривание снежинок в лупу и т.п.).

4. О мире растений (особенности поверхности овощей и фруктов, их форма, цвет, вкус, запах; рассматривание и сравнение веток растений - цвет, форма, расположение почек; сравнение цветов и других растений).

5. О предметном мире (родовые и видовые признаки - транспорт грузовой, пассажирский, морской, железнодорожный и пр.).

6. О геометрических эталонах (овал, ромб, трапеция, призма, конус, шар).
В процессе экспериментирования обогащается словарь ребенка за счёт слов, обозначающих свойства объектов и явлений. Кроме, того ребенок знакомится с происхождением слов, с омонимами, с многозначностью слова (ключ), синонимами (красивый, прекрасный, чудесный), антонимами (лёгкий - тяжёлый), а также фразеологизмами ("лошадь в яблоках").

Приложение №3

Анкета для родителей.

Цель: выявить отношение родителей к поисково – исследовательской деятельности ребенка.

1. В чем проявляется исследовательская активность вашего ребенка?

2. С какими предметами и материалами любит экспериментировать ваш ребенок?

3. Бывает ли так, что начатое в детском саду исследование ребенок продолжает дома? Если да, то, как часто? (Часто, редко, всегда, никогда).

4. Какое участие вы принимаете в исследовательской деятельности ребенка?

5. Делится ли ребенок с вами результатами исследований (своими открытиями)?

Приложение №4

С целью привлечения родителей к исследовательской деятельности нами разработана информативно-тестовая анкета для родителей

Родительское собраник в ДОУ в старшей группе на тему: «Познавательное развитие детей
старшего дошкольного возраста»

Цель: формирование представлений родителей о способах развития познавательного интереса и познавательной активности детей старшего дошкольного возраста в условиях семьи.
Задачи:
Обогатить представления родителей о вариантах организации экспериментирования с ребенком-дошкольником в семье.
Познакомить родителей с алгоритмом организации детской проектной деятельности.
Форма проведения : круглый стол
Место проведения : музыкальный зал МБДОУ «Детский сад №130» г. Чебоксары, 4 корпус
Предварительная работа:
организация выставки литературы на тему «Познавательная деятельность детей старшего дошкольного возраста»,
подготовка презентации результатов детской проектной деятельности детей старшей группы «Музыкальный инструмент из бутылок»
Оборудование : книги по теме «Познавательная деятельность детей дошкольного возраста», раздаточный материал – памятки для родителей, материалы для экспериментирования, мультимедийный экран, ноутбук, колонки.
План проведения:
1. Обсуждение актуальности развития познавательного интереса и активности у детей с опорой на ФГОС ДО.
2. Представление опыта семей «Играем и познаем».
3. Мастер-класс от воспитателя «Опыты с детьми в условиях семьи»
4. Презентация детской проектной деятельности «Музыкальный инструмент из бутылок».
5. Мини-консультация с мультимедийной презентацией «Методика организации детской проектной деятельности по технологии ОТСМ-ТРИЗ»

Ход собрания:

Воспитатель : Добрый вечер, уважаемые родители. Мы сегодня собрались с вами, чтобы обсудить актуальность познавательного развития детей и обогатить свои представления, как можно дома легко организовать интересные формы взаимодействия для развития у детей познавательного интереса и активности. Хочется открыть беседу с вопроса к вам «Что такое, по вашему мнению, познавательное развитие?». Вы можете использовать памятки, которые лежат перед вами, в которых представлены выдержки из законодательных документов в сфере дошкольного образования.
Ответы родителей:
Воспитатель: Верно. Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования, с которым мы с вами уже знакомы, «Познавательное развитие» предполагает развитие любознательности и познавательной мотивации; формирования познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира.
Воспитатель: постарайтесь ответить на вопрос «Важно ли развитие познавательной активности для детей? Почему?»
Ответы родителей:
Воспитатель : Действительно, развитие познавательного интереса является основой успешного овладения детьми обучением в школе, так же являясь обязательным условием активного осознанного изучения, «открытия» окружающего мира. Старший дошкольный возраст является сенситивным для развития познавательной деятельности детей. Именно этот возраст – это время фантазёров, бесконечных вопросов, разнообразия игровых замыслов.

Ирина Мусурманова
Конспект родительского собрания «Развитие познавательно-исследовательской деятельности у детей старшего дошкольного возраста»

МБДОУ д/с № 56 «Искорка»

Протокол родительского собрания №2

Тема «Развитие познавательно – исследовательской

дошкольного возраста

Логопедическая группа старшего дошкольного возраста 6 – 7 лет «Белочка» .

Воспитатели : Клапанюк С. П.

Мусурманова И. П

Протокол родительского собрания №2

Дата проведения :

Присутствовали : 9 человек.

Тема. «Развитие познавательно – исследовательской деятельности у детей старшего

дошкольного возраста . Воспитание любознательности средствами природы».

Цель : повышение педагогической компетенции родителей .

Форма проведения : круглый стол.

Повестка собрания :

1. Вступительное слово.

2. Развитие познавательно – исследовательской .

3. Анкеты для родителей .

4. Воспитание любознательности средствами природы.

5. Памятка для .

6. Разное.

1. Вступительное слово. Ирина Павловна поблагодарила родителей за оказанную помощь в проведении дня отрытых дверей и подготовке праздника «Соцветие» ; за постройку снежного городка; за совместное творчество с детьми, рисунки для оформление детского сада.

Познакомила с планом проведения родительского собрания .

1. По первому вопросу выступила Мусурманова И. П. Экспериментальная работа вызывает у ребенка интерес к исследованию природы, развивает познавательную (Приложение №1)

2. Анкета для родителей . (приложение №2) .

3. Клапанюк С. П. провела круглый стол на тему «Воспитание любознательности средствами природы» . (Приложение №3) .

4. Мусурманова И. П. познакомила присутствующих родителей с памяткой по развитию любознательности . (Приложение № 4) Памятки были предложены каждому родителю для работы дома .

5. Сильвия Павловна ответила на вопросы родителей .

Решение собрания :

1. Всем родителям стать активными участниками в создание условий для развития познавательно – исследовательской деятельности у детей .

Срок. Постоянно.

2. Изучить и использовать методы, повышающие познавательную активность дошкольников .

Срок. Постоянно.

3. Поощрять самостоятельную мыслительную деятельность ребенка , отвечая на его вопросы встречным «А как ты думаешь?» ; за нестандартные вопросы.

Срок. Постоянно.

4. Для достижения положительных результатов в работе с детьми

ежедневно посещать детский сад.

Срок. Постоянно.

Приложение №1.

Развитие познавательно – исследовательской деятельности у детей старшего дошкольного возраста

Китайская пословица гласит :

«Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню,

дай попробовать - и я пойму».

Усваивается всё прочно и надолго, когда ребёнок слышит, видит и делает сам.

Дети дошкольного возраста – активные исследователи окружающего мира. Они познают его в игре , в труде, на прогулке, занятиях, в общении со сверстниками и взрослыми. Игра и исследовательское поведение взаимно дополняют друг друга. Здесь дошкольник выступает как полноценная личность, как творец собственной деятельности , ставящий цели, ищущий пути и способы их достижения. Наша задача – не пресекать эту деятельность , а наоборот, активно помогать.

Говоря о познавательно-исследовательской деятельности , мы имеем в виду активность ребенка, впрямую направленную на постижение устройства вещей, связей между явлениями окружающего мира, их упорядочение и систематизацию.

Эта деятельность зарождается в раннем детстве, поначалу представляя собой простое, как будто бесцельное (процессуальное) экспериментирование, с вещами, в ходе которого дифференцируется восприятие, возникает простейшая категоризация предметов по цвету, форме, назначению, осваиваются сенсорные эталоны, простые орудийные действия.

В период дошкольного детства «островок» познавательно-исследовательской деятельности сопровождают игру , продуктивную деятельность , вплетаясь в них в виде ориентировочных действий, опробования возможностей любого нового материала.

К старшему дошкольному возрасту познавательно-исследовательская деятельность вычленяется в особую деятельность ребенка со своими познавательными мотивами , осознанным намерением понять, как устроены вещи, узнать новое о мире, упорядочить свои представления о какой-либо сфере жизни.

Познавательно-исследовательская деятельность старшего дошкольника в естественной форме проявляется в виде так называемого детского экспериментирования с предметами и в виде вербального исследования вопросов, задаваемых взрослому (почему, зачем, как)

Н. Н. Поддьяков выделяет экспериментирование как основной вид ориентировочно - исследовательской (поисковой) деятельности . Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность , тем больше новой информации получает ребенок, тем быстрее и полноценнее он развивается .

Он выделяет два основных вида ориентировочно - исследовательской деятельности .

Первый. Активность в процессе деятельности полностью исходит от ребенка. Вначале ребенок как бы бескорыстно опробует разные объекты, затем выступает как ее полноценный субъект, самостоятельно строящий свою деятельность : ставит цель, ищет пути и способы достижения и т. д. В этом случае ребенок удовлетворяет свои потребности, свои интересы, свою волю.

Второй. Деятельность организует взрослый , он выделяет существенные элементы ситуации, обучает детей определенному алгоритму действий. Таким образом, дети получают те результаты, которые им заранее определили.

В качестве основных развивающих функций познавательно-исследовательской деятельности на этапе старшего дошкольного возраста обозначены следующие :

- развитие познавательной инициативы ребенка (любознательности)

Освоение ребенком основополагающих культурных форм упорядочения опыта : причинно-следственных, родо-видовых (классификационных, пространственных и временных отношений;

Перевод ребенка от систематизации опыта на уровне практического действия к уровню символического действия (схематизация, символизация связей и отношений между предметами и явлениями окружающeгo мира);

- развитие восприятия , мышления, речи (словесного анализа-рассуждения) в процессе активных действий по поиску связей вещей и явлений;

Расширение кругозора детей посредством выведения их за пределы непосредственного практического опыта в более широкую пространственную и временную перспективу (освоение представлений о природном и социальном мире, элементарных географических и исторических представлений).

В экспериментально-исследовательской модели познавательной деятельности используется следующая логика методов :

Вопросы, побуждающие детей к постановке проблемы (например, вспомните рассказ Л. Н. Толстого «Хотела галка пить.» . В какую ситуацию попала галка);

Схематичное моделирование опыта (создание схемы проведения) ;

Вопросы, помогающие прояснить ситуацию и понять смысл эксперимента, его содержание или природную закономерность;

Метод, стимулирующий детей к коммуникации : «Спроси своего друга о чем-либо, что он думает по этому поводу?» ;

Метод «первой пробы» применения результатов собственной исследовательской деятельности , суть которого состоит в определении ребенком личностно-ценностного смысла совершенных им действий.

В нашем детском саду традиционно присутствуют занятия по ознакомлению с окружающим. Они строятся в форме партнерской деятельности взрослого с детьми , развертывающейся как исследование вещей и явлений окружающего мира, доступное и привлекательное для детей , где последние получают возможность проявить собственную исследовательскую активность.

Таким образом, мы выстраиваем занятие так, чтобы вызвать познавательную инициативу детей и поддержать их исследовательскую активность.

Приняв позицию заинтересованного, любознательного партнера, воспитатель придерживался следующей последовательности этапов исследования :

Актуализация культурно-смыслового контекста, наводящего детей на постановку вопросов, проблем, касающихся определенной темы;

Обсуждение идей, предположений детей и взрослого по поводу возникших вопросов, проблем;

Опытная проверка или предметно-символическая фиксация связей и отношений между обсуждаемыми предметами, явлениями;

Предложение детям предметного материала, обеспечивающего продолжение исследования в свободной деятельности в группе или дома с родителями .

Для каждого конкретного занятия нужен привлекательный отправной момент - какое-либо событие, вызывающее интерес дошкольников и позволяющее поставить вопрос для исследования.

Отправными моментами стали реальные события, происходящие данный период : яркие природные явления (например : листопад) и общественные события (например : предстоящий Новый год, о котором все говорят и к которому готовятся).

Также это события, специально «смоделированные» воспитателем : внесение в группу предметов с необычным эффектом или назначением, ранее неизвестных детям, вызывающих неподдельный интерес и исследовательскую активность («Что это такое? Что с этим делать? Как это действует?» ). Такими предметами могут быть магнит, коллекция минералов, иллюстрации-вырезки на определенную тему и т. п.

Много вопросов для исследования вызывают воображаемые события, происходящие в художественном произведении, которое воспитатель читает или напоминает детям (например, полет на воздушном шаре персонажей книги Н. Носова «Приключения Незнайки и его друзей» или путешествие «Чука и Гека» из одноименной повести А. Гайдара и т. п.).

И наконец, стимулом к исследованию стали события, происходящие в жизни группы, «заражающие» большую часть детей и приводящие к довольно устойчивым интересам (например, кто-то принес свою коллекцию, и все, вслед за ним, увлеклись динозаврами, марками, сбором красивых камней и т. п.).

Организация совместных с детьми опытов и исследований в повседневной жизни.

Использование технологии ТРИЗ в поисково-исследовательской деятельности .

Организация детского экспериментирования и исследований в процессе наблюдений за живыми и неживыми объектами, явлениями природы.

Чтение и заучивание художественного слова по теме проекта.

Организация и проведение художественно-продуктивной и конструктивной деятельности в рамках проекта ;

Отработка различных приемов развития мысли ребенка : от анализа факта, рассуждений к обобщению, выводу, первым маленьким открытиям.

В процессе экспериментирования дети получают возможность удовлетворить присущую ему любознательность (почему? зачем? как? что будет, если, почувствовать себя ученым, исследователем, первооткрывателем. При этом взрослый - не учитель-наставник, а равноправный партнер, соучастник деятельности , что позволяет ребенку проявлять собственную исследовательскую активность.

Экспериментальная работа вызывает у ребенка интерес к исследованию природы, развивает мыслительные операции (анализ, синтез, классификацию, обобщение, стимулирует познавательную активность и любознательность, активизирует восприятие учебного материала по ознакомлению с природными явлениями, с основами математических знаний с этическими правилами в жизни общества.

Приложение №2

Анкета для родителей :

1. Проявляется ли исследовательская активность Вашего ребенка? В чем?

2. С какими предметами и материалами любит экспериментировать Ваш ребенок?

3. Принимаете ли Вы участие в экспериментальной деятельности Вашего ребенка ? Если да, то какое?

4. Если ребенок достигает какого-либо результата эксперимента, делится ли он с вами своими открытиями?

Приложение №3.

Воспитание любознательности средствами природы. (Круглый стол) .

Скажите, каким бы Вы хотели видеть своего ребёнка?

Как Вы думаете, что необходимо для того, чтобы ребёнок был здоров и правильно развивался ?

(Ребёнок должен как можно больше быть на свежем воздухе, гулять, общаться с природой).

Влияние природы на ребёнка огромно. Только при условии тесной связи с природой, ее явлениями, с самой жизнью у детей проявляются эмоции , обостряется восприятие и воображение.

Приобщая ребенка к природе, мы всесторонне развиваем его личность , воспитываем интерес, бережное отношение к природе и любознательность. Опираясь на любознательность детей , необходимо учить их понимать богатство и многообразие взаимосвязей в природе, объяснять нормы и правила поведения в природе.

Что же такое любознательность? (высказывания родителей ) .

Любознательность-склонность к приобретению новых знаний, пытливость. («Толковый словарь русского языка» С. И. Ожегова и Н. Ю. Шведовой).

Воспитание любознательности не требует каких-либо специальных занятий и осуществляется на занятиях, в играх, в труде, в общении. Основное условие развития любознательности - ознакомление детей с явлениями окружающего мира, природой и воспитание активного, заинтересованного отношения к ним.

У некоторых детей имеется достаточный запас представлений, они любознательны, быстро реагируют на то, что им интересно, но если не воспитывать у них способность сосредотачиваться и заниматься мыслительной деятельностью , их любознательность останется на низком уровне и может превратиться в пустое любопытство, которое не требует особых усилий.

Что же такое любопытство?

Любопытство-1. Мелочный интерес ко всяким, даже несущественным подробностям. 2. Стремление узнать, увидеть что-нибудь новое, проявление интереса к чему-нибудь.

Ребенка интересует все новое, неизвестное. Каждый день приносит ему массу открытий, многие из которых он черпает в природе : то сосулька превратилась в воду, то ледяная дорожка, посыпанная песком, перестала скользить. С познанием окружающего мира возрастает его любознательность, интерес к не знакомому, который проявляется в его постоянных вопросах.

Каждый ребенок по своей природе исследователь. Чего только мы не найдем в его карманах, какие только не услышим от него вопросы. И вот пока дети не утратили интерес к познанию , исследованию окружающего мира, нужно помогать им, открывать как можно больше тайн живой и неживой природы.

Для возбуждения любознательности хорошо использовать элемент загадочности, сюрпризности, развлекательности .

Ваше мнение, хорошо или плохо, когда дети задают вопросы?

Очень часто сигналом задержки психического развития служит количество и качество задаваемых ребенком вопросов, по которым можно судить не только об отставании ребенка, но также и о его творческих способностях.

Задают ли Вам дети вопросы? Какие?

Как Вы думаете, о чем говорят детские вопросы?

(о высоком уровне развития ребенка ) .

Если дети задают вопросы, значит, они их интересуют. Вопросы помогают познавать мир , обогащают ум открытиями. Это очень хорошо, когда дети приходят к Вам со своими вопросами.

Желание задавать вопросы, пытливое отношение к явлениям жизни необходимо развивать , но при этом необходимо вооружать ребенка способами самостоятельного поиска ответа.

А. М. Горький писал : «Сказать ребенку на его вопрос : «Подожди, вырастешь-узнаешь» - значит гасить его стремление к знанию.

Только ответить на вопрос - большое искусство, и оно требует осторожности.

Быстрые готовые ответы расширяют кругозор ребенка, обогащают его знания, но недостаточно способствуют развитию самостоятельного мышления, не побуждают ребёнка к попыткам самому разобраться в вопросе и ответить на него.

Лучше всего ответы на вопросы детей сопровождать краткой беседой, которая поможет ребенку увидеть не только внешние признаки, но и связи. Однако не следует перегружать детей сложными ответами .

Важно не только отвечать на вопросы ребенка, но и самим обращаться к нему с вопросами. Вопросы, заданные ребенку, активизируют его мысль, побуждают к сравнению, сопоставлению, учат делать выводы и умозаключения.

Нужно помнить, что ответы на детские вопросы должны соответствовать возрасту ребенка и не перегружать его.

Чем больше в Вашем доме «почему» , тем лучше развит ребенок , тем выше его творческий потенциал. Отсутствие таких вопросов - один из сигналов неблагополучия в его развитии .

Нужно ли сразу отвечать ребенку? Как поступаете Вы?

(Не стоит сразу давать готовый ответ. Возможно даже ответить неправильно, если убеждены, что ребенок знает ответ. Правильный ответ доставит ему удовольствие. Можно ребенку предложить найти ответ самому, понаблюдав за интересующим его явлением.)

Любознательность важна, и поэтому ее необходимо развивать , стараясь повышать уровень любознательности.

Какие факторы способствуют формированию любознательности дошкольника ?

Прежде всего - это общение с ребенком. Общение должно создавать у детей радостное , оптимистическое ощущение жизни, уверенность в своих силах и способностях. В этом нам помогают прогулки в природу, которые сближают нас с детьми, помогают установлению дружеских отношений, в основе которых лежит взаимопонимание. Раздвигая круг интересов ребенка, расширяя его знания о мире, вместе с тем мы укрепляем его любознательность. Именно наблюдения, беседы, игры во время прогулки будут создавать ощущение интереса.

Во время прогулок необходимо развивать у детей любого возраста способность к наблюдению. Это дает возможность ребенку воспринимать красоту природы и узнавать новое о жизни в природе.

Большое значение для умственного развития ребенка имеет экспериментирование с природным материалом. В процессе проведения опытов дети высказывают свои предположения, используют разные способы проверки, делают выводы, у них развивается самостоятельность мышления и поддерживается познавательный интерес к миру природы.

Очень эффективно любознательность развивается с помощью загадок , которые развивают наблюдательность , учат многогранно и образно воспринимать мир. Хорошо, когда дети не только отгадывают загадки, но и придумывают свои.

Развитию мыслительных и речевых способностей способствуют и природоведческие беседы с ребенком (например, какие животные обитают в лесу, лесная аптека под ногами, зима в природе).

Детская художественная литература о природе воздействует как на сознание ребенка, так и на его чувства. Яркий, образный язык произведений создает у детей определённое настроение, повышает познавательный интерес к природе . Природоведческая книга помогает присматриваться к окружающей природе и учит правильно её воспринимать.

Важным средством приобщения ребенка к природе являются природоведческие музеи. Посещение музеев развивает у детей любознательность , наблюдательность, пробуждает в ребенке творчество.

Старайтесь , чтобы у ребенка создавалось представление о себе как об умеющем, сообразительном, терпеливом. Всё это будет способствовать формированию у ребенка любознательности самого высокого для дошкольника уровня . А в этом - залог его будущих учебных успехов и творческого отношения к любимому делу, с которым он соприкоснётся.

Приложение №4.

Памятка для родителей по развитию любознательности .

Внимательно относитесь к детским вопросам.

Не раздражайтесь из-за них на ребенка, не запрещайте их задавать.

Ответы давайте краткие и доступные пониманию ребенка.

Все время прививайте ребенку познавательные интересы и мотивы .

Научите его играть в шашки и шахматы.

Проводите в семье конкурсы знаток, викторины, часы загадок и отгадок.

Организуйте совместные походы в театр, на выставки, в музеи.

Проводите постоянные прогулки на природу : в парк, сквер, к водоему, в лес.

Мастерите с детьми поделки из природного материала и бумаги.

Поощряйте экспериментирование детей .

Читайте детям природоведческую литературу, беседуйте по ее содержанию.

Родительское собрание на тему: «Познавательное развитие старших дошкольников».

Повестка дня:

  1. Особенности представлений о мире в дошкольном возрасте.
  2. Характеристика возрастных возможностей.
  3. Родители – гиды на пути познания.
  4. Мини-анкетирование родителей.

Уважаемые родители, сегодня мы собрались, чтобы поговорить с вами о познавательном развитии детей старшего дошкольного возраста. Познавательное развитие старших дошкольников – это развитие их познавательных интересов, потребностей и способностей, самостоятельной поисковой деятельности на базе обогащенного сознания и сформированного эмоционально-чувственного опыта, что очень важно для успешной подготовки детей к школе.

Особенности представлений о мире в дошкольном возрасте

Дошкольный возраст – период расцвета детской познавательной активности. К 3-4 годам ребенок как бы освобождается от давления воспринимаемой ситуации и начинает думать о том, что не находится у него перед глазами. Дошкольник пытается объяснить для себя окружающий мир, установить в нем какие-то связи и закономерности. Примерно с пяти лет начинается расцвет идей маленьких философов о происхождении луны, солнца, о сходстве разных животных, о нравах растений и пр.

Однако в дошкольном возрасте восприятие ребенком окружающего мира качественно отличается от восприятия взрослого. Ребенок в большинстве случаев рассматривает предметы такими, какими их дает непосредственное восприятие, т.е. он не видит вещи в их внутренних отношениях. Свое мгновенное восприятие ребенок считает абсолютно истинным. Ребенок 4-6 лет рассуждает так, как если бы неодушевленные предметы и объекты природы обладали сознанием и душой.

Ребенок еще не выделяет самого себя из окружающего мира. Он как бы растворен в мире и не различает, что принадлежит ему, его психике и сознанию, а что от него не зависит. Эту особенность детского мышления, которая заключается в невыделенности себя и своей позиции, великий психолог Пиаже назвал эгоцентризмом. Он характеризовал эгоцентризм как состояние, когда ребенок рассматривает весь мир со своей точки зрения, которую он не осознает, и поэтому она выступает как абсолютная. Ребенок еще не догадывается, что вещи могут выглядеть иначе, чем ему представляется.

Эгоцентрическая позиция ребенка, открытая Ж. Пиаже, убедительно показывает, что внешний мир не действует на человека непосредственно, а наши знания о мире – не простой отпечаток внешних событий. Наши представления являются продуктом нашей позиции, нашего сознания, что необходимо учитывать и иметь в виду.

Характеристика возрастных возможностей

В старшем дошкольном возрасте познавательное развитие включает в себя развитие познавательных процессов (восприятия, мышления, памяти, внимания, воображения), которые представляют собой разные формы ориентации ребенка в окружающем мире, в себе самом и регулируют его деятельность.

Восприятие ребенка теряет свой первоначально глобальный характер. Благодаря различным видам изобразительной деятельности и конструированию ребенок отделяет свойство предмета от него самого. Свойства и признаки предмета становятся для ребенка объектом специального рассмотрения. У ребенка возникают категории величины, цвета, пространственных отношений.

Память ребенка становится произвольной и целенаправленной, благодаря различным видам деятельности, и прежде всего игре. Перестраивается воображение. Ребенок способен представить в рисунке или в уме не только конечный результат действия, но и его промежуточные этапы. С помощью речи ребенок начинает планировать и регулировать свои действия. Формируется внутренняя речь.

Ориентировка в этом возрасте представлена как самостоятельная деятельность, которая развивается чрезвычайно интенсивно. Продолжает развиваться экспериментирование с новым материалом и моделирование.

При этом ребенок выявляет в объекте все новые свойства, связи и зависимости. При этом наиболее значим для развития творчества дошкольника сам процесс поисковых преобразований. Моделирование осуществляется в разных видах деятельности – игре, конструировании, рисовании, лепке и др.Наряду с наглядно-образным появляется словесно-логическое мышление. Это только начало его развития. В логике ребенка еще сохраняются ошибки. Благодаря содержательному общению и обучению, развитию познавательной деятельности у ребенка формируется образ мира: первоначально ситуативные представления систематизируются и становятся знаниями, начинают формироваться общие категории мышления (часть – целое, причинность, пространство, предмет-система предметов, случайность и т. д.).

В дошкольном возрасте ярко проявляются 2 категории знаний:

  1. Знания и умения, которыми ребенок овладевает без специального обучения в повседневном общении со взрослыми, в играх, наблюдениях, во время просмотра телевизионных передач.
  2. Знания и умения, которые могут быть усвоены только в процессе специального обучения на занятиях.

Вопросы детей – показатель развития их мышления. Вопросы о назначении предметов дополняются вопросами о причинах явлений и их последствиях. Появляются вопросы, направленные на то, чтобы получить знания.

В результате у детей формируются обобщенные способы умственной работы и средства построения собственной познавательной деятельности. Все это – одна из важнейших основ его готовности к продуктивному взаимодействию с новым содержанием обучения в школе.

Родители – гиды на пути познания

Родительство дает особый смысл жизни. Статус родителей – особый, и большинством людей он воспринимается как счастье. Младенец требует много забот, тщательного ухода. Чем старше становится ребенок, тем больше он представлен самому себе. Но есть дошкольный этап, когда терпение родителей подвергается большому испытанию: с одной стороны, ребенок уже достаточно самостоятелен, а с другой – не меньше младенца требует внимания. Часть родителей завышают возможности ребенка: ну как ты этого не понимаешь? Сколько раз повторять? Часто не учитываются возрастные особенности ребенка. Так, родители больше склонны воздействовать через речь, а лучше – подключить игру, показ, действие.

Родительство – уникальный труд. От других видов его отличает обязательная самоотдача и самовоспитание. Как часто «в сердцах» и «от души» воспитываем детей, проявляя свою беспомощность!

Для ребенка родители – это боги: утешают, понимают, создают праздник, наказывают и милуют, а сколько знают! Ребенок внимательно наблюдает за родителями:

  • Как и с кем они разговаривают;
  • Как относятся к людям, к работе, к животным;
  • Чем увлекаются, что любят и не любят;
  • О чем рассказывают, какими словами, с какими интонациями;

Родители для ребенка до 6-7 лет являются главными в познании окружающего мира. Багаж знаний, умений, представлений дошкольника зависит от того:

  • О чем говорят родители с детьми;
  • Как родители организуют режим детей;
  • Как и за что поощряют, наказывают;
  • Как с ними гуляют, какие книжки читают, какие передачи с ними смотрят или разрешают смотреть и др.

Ребенку необходимы разумные пределы самостоятельности и риска. Дети, воспитывающиеся в ситуации «повышенной безопасности», в школьные годы проявляют меньший познавательный интерес, интеллектуально пассивнее.

Мини-анкетирование родителей

Попробуйте ответить на вопросы мини-анкеты:

  1. Как часто ваш ребенок задает вопросы познавательного характера?
  2. Всегда ли вы стараетесь достоверно ответить на детские вопросы?
  3. Любит ли ваш ребенок смотреть познавательные телепередачи?
  4. Как ваш ребенок относится к книгам?
  5. Как часто вы читаете своему ребенку?
  6. Посещаете ли вы с ребенком библиотеку, музей, парк?
  7. Любит ли ваш ребенок экспериментировать со снегом, водой, песком и т. д.?

В заключение хочется сказать, что только последовательная и целенаправленная работа значительно расширит детский кругозор, активизирует их познавательные интересы. Постепенно дети смогут выявлять в окружающем мире связи и отношения, что очень важно для полноценной подготовки их к школьному обучению.

Решение родительского собрания:

  1. Стараться создавать условия для самостоятельной поисковой деятельности детей.
  2. Поддерживать тесный контакт с педагогами группы по развитию познавательных способностей детей.
  3. Всегда отвечать на детские вопросы познавательного характера.
  4. Учитывать познавательные и интересы своих детей.
  5. Читать познавательную литературу.



 

Возможно, будет полезно почитать: