Арт-терапевтическое занятие «Сила творчества» (арт-терапия как метод формирования стрессоустойчивости в подростковой среде). Арт-терапия в работе с детьми и подростками Арт терапия работа с подростками

Деструкция" href="/text/category/destruktciya/" rel="bookmark">деструктивное поведение, как человека, которым движет чувство гнева, отвержен­ности, тревоги, незащищенности, обиды... Он чувствует, что такое поведение - единственный путь, способствующий выживанию» - говорил В. Оклендер.

Как же помочь трудному подростку и предотвратить девиантное поведение ?

Одной из наиболее выгодных с точки зрения работы педагога-психолога с деструктивным поведением подростков является арт-терапия (дословно терапия искусством), понятие которой в 1938 г. ввел Адриан Хилл.

Достоинства арт-терапии, особенно в работе с трудными подростками, заключаются в следующем:

Возможность невербального общения, что важно для таких детей, потому что они затрудняются в словесном описании своих пере­живаний;

Облегчение процесса коммуникации, создание отношений взаимного принятия и эмпатии;

Воз­можность для исследования бессознательных процессов;

Возможность свободного самовыражения и самопознания;

Мобилизация творческого потенциала, внутренних механизмов саморегуляции;

Повышение адаптационных способностей, снижение утомления и напряжения;

Создание положительного эмоционального настроя.

Методами арт-терапии можно справиться с различными негативными состояниями, такими как – негативная «Я-концепция», тревожность, страхи, агрессивность , переживание эмоционального отвержения, депрессия, конфликты, неадекватное поведение и многими другими психологическими проблемами, которые мешают подростку жить и тормозят его развитие.

Существует множество различных видов и направлений терапии искусством. Это: изотерапия, музыкальная терапия, танцевальная терапия, библиотерапия, драмтерапия, кинотерапия, куклотерапия, имаготерапия, песочная терапия и т. д.

Среди методов арт-терапии, которыми я пользуюсь в своей работе с трудными подростками можно выделить следующие:

1. Одним из наиболее распространенных видов арт-терапии является изотерапия (рисунок, лепка) лечебное воздействие, коррекция посредством изобразительной деятельности.

Изотерапия дает положительные результаты в работе с трудными детьми, помогая им справиться со своими психологическими проблемами. Приемов изотерапии очень много. В работе с трудными подростками я использую такие как: «Кляксы», «Рисуем круги», «Рисуем эмоции», «Раскрашиваем чувства», «Цвет моего настроения», «Рисуем имя», «Рисуем деревья», «Рисуем (лепим) маски», «Рисуем агрессию», «Лепим из пластилина», «Подарки», использую прием рисования пальцами.

Все рисунки ребят можно использовать и в диагностических целях. Среди же классических проективных тестов, используемых в моей работе, можно выделить: «Несуществующее животное» (), «Рисунок человека» (Ф. Гудинаф, Д. Харрис), «Дом-Дерево-Человек» (Д. Бук), «Рисунок семьи» (В. Вульф, В. Хьюлс,).

2. Еще одним видом арт-терапии, основанным на лечебном коррекционном воздействии чтением является библиотерапия .

Из всего многообразия художественных материалов для чтения - рассказы, повести, романы, стихи, поэмы – в решении проблем агрессивного, неуверенного поведения, принятия своих чувств, я использую сказки и притчи.

Сказки и притчи - примеры живой образности речи, способствующие разрешению внутрипсихических конфликтов и снятию эмоционального напряжения, изменению жизненной позиции и поведения.

Одна из притч, которую я применяю в работе с детьми, проявляющими вербальную агрессию, «Притча о гвоздях» (в раздаточных материалах).

3. Музыкотерапия - метод, использующий музыку в качестве средства коррекции. В данном случае я ее использую, как дополнительное музыкальное сопровождение других коррекционных приемов для усиления их воздействия и повышения эффективности.

4. Кинезитерапия – коррекционное воздействие движениями. Я, например, использую приемы психогимнастики как общения ребят без слов посредством двигательной экспрессии, целью которой является – познание и изменение личности. Зачастую в кинезитерапии присутствуют элементы тренинга и наоборот. Как варианты таких упражнений, применяемые мной, можно назвать «Рассерженные шарики» и «Проволочный человечек» (в раздаточных материалах).

5. Также в своей работе с трудными подростками я активно использую приемы одного очень интересного и перспективного из современных средств и направлений в арт-терапии, которые сегодня вам покажу – оригами.

Оригами - традиционное японское искусство, зародившееся в Китае, - это конструирование разнообразных бумажных фигурок путем складывания квадрата без вырезания и склеивания.

Занятия оригами:

Повышают навыки мелких и точных движений пальцев как правой, так и левой руки;

Повышают активность правого полушария мозга и уравновешивают работу обоих полушарий;

Повышают интеллектуальные способности, активизируют творческое мышление и исследовательские навыки, увеличивают его скорость и гибкость;

Развивают пространственное воображение, улучшают глазомер;

Стимулируют развитие памяти, в том числе мышечной;

Повышают концентрацию внимания, уверенность в своих силах и способностях;

Знакомят на практике с основными геометрическими понятиями, учат читать чертежи;

Улучшают способность следовать устным инструкциям, учат последовательности действий;

Развивают наблюдательность, художественно-эстетический вкус детей, самостоятельность и аккуратность при работе;

Расширяют коммуникативные способности, снижают тревожность и помогают легче адаптироваться к трудным ситуациям;

Повышают и стабилизируют на высоком уровне психоэмоциональное состояние;

Воспитывают личность как члена общества с его нравственными, патриотическими, интернациональными чувствами.

Свою работу с трудными подростками я, конечно же, начинаю с выполнения несложных фигур, таких как вертушка, коробочка, бабочка, голубь, дзунако и другие (показ готовых фигур). К процессу оригами я подключаю использование музыки и элементов игры и сказки. У ребят появляется интерес и желание научиться выполнять более сложные фигуры - объемные и модульные.

И сейчас я научу вас делать объемное оригами - «кусудама» - один из самых древних и декоративных традиционных японских изделий в технике оригами. Кусудама представляют собой шар, состоящий из собранных вместе бумажных цветков или розеток. Слово «кусудама» можно перевести как «лекарственный шар» («кусури» в переводе с японского – «лекарство», «тама» - «шар»).

В Японии до сих пор считается, что шар «кусудама» лечебный, поскольку сама его форма несет положительный гармонизирующий и оздоровительный эффект (шар дарят больным, вешают над их кроватью, иногда кладут в шар лекарственные травы, а иногда просто используют для украшения).

Изготовление «кусудамы» требует несколько большего времени, чем фигурок, сложенных только из одного квадрата. Такую работу быстрее проделать сообща в группе. Классическая простая «кусудама» состоит из 6-ти модулей. Поэтому вы разделены на группы по 6 человек и каждый из вас сейчас выполнит по одной детали шара.

Объяснение выполнения детали с демонстрацей (Приложение).

Комментарий. Психологические занятия с использованием приемов оригами можно проводить как индивидуально, так и в группе. Совместная деятельность на занятиях оригами способствует формированию у учащихся положительных взаимоотношений со сверстниками, умения сотрудничать, понимать и ценить художественное творчество других, они приобретают и совершенствуют опыт эстетического общения.

Оригами сегодня переживает очередную волну интереса. В своей работе ее используют учителя технологии, педагоги дополнительного образования , классные руководители . Но оригами как метод арт-терапии с особым подходом психолога как специалиста - неоценимый помощник в решении большого количества проблем учащихся, и в особенности трудных подростков.

Когда все детали готовы их необходимо скрепить, чтобы получился шар «Кусудама» (показываю). Группы самостоятельно выполняют задание.

Теперь получившимся шаром «Кусудама» вы можете распорядиться, как вам хочется: подарить кому-либо с пожеланиями или кто-то может оставить его себе на память, а дома использовать как украшение или лекарство.

Рефлексия. Таким образом, арсенал методов и приемов арт-терапии многообразен.

Мой опыт использования методов арт-терапии с трудными подростками показал, что они помогают установить контакт с подростком. В ходе занятий ребята приобретают ценный опыт позитивных изменений, постепенно происходит гармонизация личности, развивается рефлексия и анализ своего поведения, мыслей и чувств, улучшается общая атмосфера в группе, расширяются связи с другими детьми, через переживание сильных эмоций, благодаря преодолению трудностей ребёнок становится терпимее и мудрее по отношению к другим.

А оригами сегодня переживает очередную волну интереса. В своей работе ее используют учителя технологии, педагоги дополнительного образования, классные руководители. Но оригами как метод арт-терапии с особым подходом психолога как специалиста - неоценимый помощник в решении большого количества проблем учащихся, и в особенности трудных подростков.

Обратная связь аудитории.

Что вам показалось интересным и будет взято в практику своей работы?

Что хотелось бы изменить, так как Вы считаете это нецелесообразным?

Приложение «Схема выполнения Кусудамы»

Раздаточный материал

Притча о гвоздях.

«Жил-был один очень вспыльчивый и несдержанный молодой человек. И вот однажды его отец дал ему мешочек с гвоздями и наказал каждый раз, когда он не сдержит своего гнева, вбить один гвоздь в столб забора.

В первый день в столбе было несколько десятков гвоздей. На другой неделе он научился сдерживать свой гнев, и с каждым днём число забиваемых в столб гвоздей стало уменьшаться. Юноша понял, что легче контролировать свой темперамент, чем вбивать гвозди.

Наконец пришёл день, когда он ни разу не потерял самообладания. Он рассказал об этом своему отцу и тот сказал, что на сей раз каждый день, когда сыну удастся сдержаться, он может вытащить из столба по одному гвоздю.

Шло время, и пришёл день, когда он мог сообщить отцу о том, что в столбе не осталось ни одного гвоздя. Тогда отец взял сына за руку и подвёл к забору:

Ты неплохо справился, но ты видишь, сколько в столбе дыр? Он уже никогда не будет таким как прежде. Когда говоришь человеку что-нибудь злое, у него остаётся такой же шрам, как и эти дыры. И неважно, сколько раз после этого ты извинишься - шрам останется».

Упражнения психогимнастики с элементами тренинга.

«Рассерженные шарики»

Цель: осознание возможности выражения агрессии опасными и безопасными способами.

Ход упражнения:

1. Предлагается несколько надутых воздушных шаров .

2. Представьте, будто надутый шарик – это тело человека, а находящийся в нем воздух – чувства раздражения и гнева.

- Что случится, когда чувства раздражения и гнева переполнят человека?

- А может ли человек, который переживает раздражение и гнев оставаться спокойным?

3. А теперь прыгните на свой шарик, чтобы он взорвался.

- Что вы почувствовали, когда шарик взорвался?

4. Если шарик – это человек, то взрывающийся шарик означает какой-нибудь агрессивный поступок, например, нападение на другого человека.

5. Давайте надуем еще один шарик, но завязывать его не будем. Держите шарик крепко в руке.

Вы помните, что шарик – это человек, а воздух внутри него – чувства раздражения и гнева, а теперь выпустите из шарика немного воздуха и снова крепко его зажмите.

- Взорвался ли шарик, когда вы выпустили из него воздух?

Выпустите остальной воздух.

- Остался ли шарик целым?

- Напугал ли кого-нибудь?

- Можно ли такой способ выражения гнева считать более безопасным?

6. Предложите свои безопасные способы выражения гнева.

«Проволочный человечек»

Цель: содействие формированию навыка самоуправления.

Ход упражнения:

1. Предлагается кусочек проволоки.

2. Сделайте из проволоки фигуру человека.

3. Разделитесь на пары.

4. Внутри пары:

- Обменяйтесь фигурами проволочного человека.

- Расскажите о том, какой он, чем отличается от других.

- Затем встаньте друг напротив друга, держа в руках проволочного человека, начинайте управлять им: поднимать руку (ногу), сгибать тело, наклонять голову.

- Хозяин проволочного человека отражает все эти действия, как зеркало.

- Последним движением проволочный человек возвращается в первоначальное состояние.

- Затем партнеры меняются.

5. Выставка. Все показывают своих проволочных человечков.

6. Обсуждение:

- Что отражает мой проволочный человек?

- Что я чувствовал, когда мной манипулировали?

- Что мне больше всего хотелось сделать в этот момент?

- Что такое самоуправление и самоконтроль?

- Что необходимо человеку, чтобы управлять собой?

7. Предложите приемы самоуправления и самоконтроля.

Анна Надолинская
Коррекционная программа «Арт-терапия для подростков»

Пояснительная записка

Согласно данным многочисленных исследований современное общество наиболее подвержено психотравмам. Полученный в детстве травматический опыт отражается на общем развитии несовершеннолетних и ведет к нарушениям взаимоотношений с окружающими. В этих условиях довольно часто формируется специфическое отношение несовершеннолетних к себе, нарушается самопринятие. Значимое для подростков самопознание отходит на второй план, уступая место переживаниям неполноценности, ненужности, отверженности. Как правило, это вызывает внутреннюю напряженность, тревожность, неадекватность защитных реакций на обиды, повышенную чувствительность к мнению окружающих и т. д. Внутренняя скованность, эмоциональная закрытость таких подростков мешает самораскрытию и самовыражению. Как следствие длительного воздействия на несовершеннолетних травмирующих ситуаций в семье и учебных заведениях и других сферах социума возникает дезадаптация.

Исследования показали имеющиеся нарушения в психоэмоциональном развитии и социально- психологической адаптации :

Негативная «Я-концепция» , дисгармоничная, искаженная самооценка, низкая степень самопринятия;

Трудности эмоционального развития, импульсивность, повышенная тревожность, страхи, агрессивность;

Переживания эмоционального отвержения, чувство одиночества, стрессовые состояния, депрессия;

Неадекватное поведение, нарушения отношений с близкими людьми, конфликты в межличностных отношениях, неудовлетворенность

в семейной ситуации, ревность, враждебность к окружающим.

Данная программа направлена на компенсацию последствий длительного воздействия травматических ситуаций - гармонизацию эмоциональной сферы, развитие способности к самопознанию и самовыражению подростков .

Цель программы : гармонизация эмоциональной сферы

подростков через развитие способности к самовыражению и самопознанию.

Задачи :

Развивать способность к самовыражению личности,

Раскрыть творческий потенциал и внутренние ресурсы подростков .

Развивать потребность в самопознании, стремление к самопониманию.

Развивать эффективные психологические защиты и механизмы.

Стимулировать выход подавляемых эмоций социально приемлемыми способами.

Содействовать эмоциональному отреагированию травмирующих переживаний.

Развивать и корректировать навыки коммуникации , развивать связанные с творческой деятельностью здоровые установки и потребности.

Содействовать формированию положительной «Я» - концепции.

Содействовать укреплению собственной личной ценности подростков .

Способствовать сохранению и укреплению психического и эмоционального здоровья.

Критерии эффективности программы :

Создание положительного эмоционального настроя.

Улучшение процесса коммуникации со сверстниками и взрослыми, развитие способности к взаимному принятию, эмпатии.

Возможность обращения к тем реальным проблемам или фантазиям, которые по каким-либо причинам затруднительно обсуждать вербально.

Развитие способности к пониманию своих чувств, умение выражать их, в социально приемлемой форме.

Развитие способности давать выход разрушительных и саморазрушительных тенденций безопасным способом, через прорабатывание мыслей и эмоций, которые подростки привыкли подавлять .

Развитие чувства внутреннего контроля.

Способствует творческому самовыражению, развитию воображения, получению эстетического опыта, развитию практических навыков изобразительной деятельности, художественных способностей в целом.

Повышает адаптационные способности к повседневной жизни.

Снижение утомления, снятие негативных эмоциональных состояний и их проявлений.

Эффективна в коррекции различных отклонений и нарушений личностного развития, опираясь на здоровый потенциал личности, внутренние механизмы саморегуляции и исцеления.

Ожидаемый результат :

Подростковый и юношеский периоды благоприятны для применения арт-терапевтических методик . Общение через экспрессивную продукцию нередко предпочтительнее вербальной коммуникации, поскольку помогает молодым людям «спрятать» свои переживания в визуальных образах и избежать прямого контакта с взрослым. По мере осознания своих внутрипсихических проблем и конфликтов подростки постепенно могут переходить к их вербализации, преодолению, разрешению. Таким образом, по окончанию цикла занятий подростки должны иметь следующие умения и навыки :

Развитие стремления к самопознанию.

Осознание своей творческой индивидуальности.

Овладение навыками саморегуляции.

Понимание системы своих отношений (включая отношения к самому себе) и и связанные с ними чувства.

Умение выражать свои чувства символически по средствам визуальных образов.

Способность находить компромисс и конструктивно решать внутренние противоренчия.

Развитие положительной «Я-концепции» , адекватной самооценки и самопринятия;

Развитие способности к управлению своим поведением, выстраиванию конструктивной модели поведения в сложных ситуациях.

Учебный план

программы «Арт- терапия для подростков » .

№ п\п Этапы реализации программы Количество часов

Всего Теоретическая

часть занятия Практическая часть занятия

1. Этап подготовительных организационных процедур и исходной диагностики 1 7мин 53 мин

2. Коррекционный этап и оценка промежуточных результатов 10 _ 10

программы 2 _ 2

Всего 13час 7 мин. 12ч. 53 мин.

Календарно- тематический план программы

«Арт- терапия для подростков » .

Этапы реализации программы , тема или содержание занятий Количество часов

Всего Теорети-

ческая часть

занятия Практическая часть занятия

1. Подготовительно- организационный этап с исходной диагностикой 1ч. 7мин 53 мин

1.1. Знакомство -«Презентация себя» 1 7мин. 53мин

2. Коррекционный этап и оценка промежуточных результатов 10ч. - 10ч.

2.1 Наш внутренний мир-колыбель мудрости 1 - 1

2.2. Грани талантов 1 - 1

2.3. Маска собственной личности 1 - 1

2.4 Недостатки- ключи к достоинствам 1 - 1

2.5 Путь желаний и возможностей 1 - 1

2.6 Эмоции в рисунках-бесконечность возможностей 1 - 1

2.7. Я своими глазами и глазами других 1 - 1

2.8. Мысли в лабиринтах 1 - 1

2.9. Невидимый мост друг к другу 1 - 1

2.10 «Символическое послание» - оценка промежуточных результатов 1 - 1

3. Завершающий этап, оценка конечных результатов программы 2ч - 2ч

3.1. «Я вчерашний, я завтрашний» 1 - 1

3.2. «Символическое послание» - оценка конечных результатов 1 - 1

Всего 13 ч 7мин. 12ч. 53 мин

Занятия проводятся в групповой форме с подростками , но многие упражнения могут быть использованы для индивидуальной работы. Группы имеют мобильную форму. Для достижения максимальных результатов группа не должна превышать 10 человек. Программа рассчитана на три месяца, 13 часов, из которых 7 минут отводится на теоретическую часть, 12 часов 53 минуты на практическую часть.

Программа состоит из трех этапов :

Первый этап состоит из подготовительных организационных процедур и исходной диагностики;

Второй этап коррекционный с оценкой промежуточных результатов;

Третий этап Завершающий с оценкой конечных результатов программы .

Все этапы тесно связаны друг с другом и направлены на гармонизацию эмоциональной сферы, развитие способности к самопознанию и самовыражению подростков , на развитие способности к социальной адаптации.

Занятия проводятся один раз в неделю, в форме тренингов. В основе программы лежат методы арт-терапии . В занятиях используются в основном средства изобразительного творчества. В целях профилактики психического пресыщения рисуночные упражнения сочетаются с использованием музыки, двигательных упражнений, психогимнастики, с сочинением историй, методом образной визуализации и пр.

Структура занятий по предлагаемой программе такова , что каждое занятие начинается с создания в группе «рабочей» атмосферы - подготовки участников к спонтанной художественной деятельности и внутригрупповой коммуникации. С этой целью используются разогревающие двигательные упражнения, элементы психогимнастики, а также несложные изобразительные приемы. Например, различные варианты техники «каракули» (по Д. Винникотту, «проба красок» и другие, предназначенные для того, чтобы снизить контроль со стороны сознания. Следующий этап занятия предполагает создание каждым в отдельности или группой в целом тематического рисунка. Этот этап занятия располагает к психодиагностике. Так, достаточно исчерпывающие сведения об авторе можно получить при интерпретации рисунков в соответствии с устоявшимися критериями известных проективных методик.

Следующий этап групповой работы - создание условий для внутригрупповой коммуникации. Считается, что вербализация внутренних переживаний помогает снизить их остроту и в какой-то мере освободиться от них. Поэтому каждому участнику предлагается показать свою работу

и рассказать о тех мыслях, чувствах, ассоциациях, которые возникли

у него в процессе изобразительной деятельности.

Заключительный этап предполагает рефлексивный анализ работы

в безопасной обстановке группы : элементы спонтанной «взаимотерапии» посредством доброжелательных высказываний, положительного программирования , поддержки. Атмосфера эмоциональной теплоты, эмпатии, заботы, как правило, складывающаяся на занятиях, позволяет каждому участнику тренинга пережить ситуацию успеха в той или иной деятельности. В итоге приобретается положительный опыт самоуважения и самопринятия, укрепляется чувство собственного достоинства.

Материал : бейджи, цветные и простые карандаши, краски, маркеры, фломастеры, лист ватмана и др.

Особенности организации работы группы :

На занятиях используют только краски, исключение составляет первое занятие, где участникам предлагается выбор между красками, карандашами и фломастерами. Это обусловлено тем, что многие подростки опасаются использовать краски как инструмент самовыражения на первых занятиях, мотивируя это тем, что не умеют «аккуратно» рисовать,

т. е. «так, как им хочется» . Свободный выбор средств самовыражения на первом занятии позволяет обеспечить «мягкий» переход к использованию красок.

Занятия сопровождаются спокойной музыкой, что способствует

в сочетании с использованием красок быстрому расслаблению участников группы.

Каждое упражнение и занятие в целом обязательно заканчивается рефлексивным анализом сопутствующих чувств и мыслей.

Арт-терапия эффективна в малых группах, численностью от 5 до 10 человек, так как это способствует созданию доверительной атмосферы. Кроме того, позволяет уделить больше внимания каждому участнику группы, что очень важно для подростков в процессе самопознания.

Для проведения занятий желательна группа детей с разницей в возрасте не более 1-2 лет. Программа предназначена для подростков в возрасте 14-16 лет.

Максимальная длительность каждого занятия 1 час, при

условии сочетания разнонаправленных упражнений, препятствующих психическому пресыщению.

Список литературы

1. Арт- терапия в образовательной правктике. Методическое пособие/А. И. Копытин, Н. В. Балабанова. краснодар 2006.- 96 с.

2. Дилео, Д. Детский рисунок : диагностика и интерпретация / Д. Дилео. - М.: Апрель-Пресс; ЭКСМО-Пресс, 2001. - 272 с.

3. Лебедева, Л. Д. Практика Арт-терапии : подходы, диагностика, система занятий / Л. Д. Лебедева. - СПб.: Речь, 2003. - 256 с.

4. Оклендер В. Окна в мир ребенка : руководство по детской психотерапии / В. Оклендер; пер. с англ. - М.: Класс,2001. - 336 с.

5. Остер, Д. Рисунок в психотерапии / Д. Остер, П. Гоулд. - М.: ВИНИТИ, 2000. - 184 с.

6. Практикум по арт-терапии / под ред . А. И. Копытина. - СПб.: Питер, 2000.

Тревога - дитя эволюции

Тревога ощущение, знакомое абсолютно каждому человеку. В основе тревоги лежит инстинкт самосохранения, который достался нам от далёких предков и который проявляется в виде защитной реакции «Беги или сражайся». Говоря иначе, тревога не возникает на пустом месте, а имеет под собой эволюционные основания. Если во времена, когда человеку постоянно угрожала опасность в виде нападения саблезубого тигра или нашествия враждебного племени, тревога действительно помогала выживать, то сегодня мы живём в самое безопасное в истории человечества время. Но наши инстинкты продолжают работать на доисторическом уровне, создавая многие проблемы. Поэтому важно понимать, что тревога - это не ваш личностный недостаток, а выработанный эволюцией механизм, который более не актуален в современных условиях. Некогда необходимые для выживания тревожные импульсы в настоящий момент утратили целесообразность, превратившись в невротические проявления, существенно ограничивающие жизнь тревожных людей.

Творческая деятельность, как и искусство, оказывает положительное влияние как на взрослого человека, так и на ребёнка. Поэтому для работы с дошкольниками и подростками психологи используют такой метод работы, как арт-терапия. Его популярность растёт с каждым днём, а результативность не прекращает удивлять родителей и детей.

Арт-терапия для детей

Что такое арт-терапия?

Арт-терапия в переводе с английского языка – «лечение искусством». Для малышей и взрослых арт-терапия представляет собой некий комплекс особых методик и упражнений с использованием творческих видов работы. Эти методики применяют для оздоровления и коррекции психологического состояния.

Впервые арт-терапия с детьми была применена в США после Второй мировой войны. Тогда этот метод использовали для диагностики и выявления проблем у детей, которых вывезли из концлагерей. Сегодня арт-терапия не только не потеряла свою популярность, но и получила куда более широкое применение. С развитием психологической практики прогрессировали методы работы с людьми, которые нуждались в коррекции своего психологического состояния.

Задачи детской арт-терапии

Как известно, левое полушарие отвечает за логическое мышление. Правое служит пусковым механизмом для процессов, которые помогают подлинно выразить чувства и переживания с помощью искусства и творчества. Занятия арт-терапией с детьми позволяют синхронизировать работу обоих полушарий. И в итоге совместная работа полушарий мозга будет направлена на то, чтобы осознать и исправить внутренние проблемы, страхи, комплексы и другие отклонения в психологическом равновесии.

Детская арт-терапия применяется для достижения следующих целей:

  1. Диагностировать психологические проблемы ребёнка.
  2. Наименее безболезненным способом вывести наружу подавленные эмоции, чувства и мысли.
  3. Усилить эффективность осуществляемой психотерапии.
  4. Научить ребёнка концентрироваться на ощущениях и чувствах.
  5. Облегчить процесс установления контакта с ровесниками и окружающими людьми.
  6. Развить творческие способности.
  7. Развить навык самоконтроля.
  8. Повысить самооценку.

Арт терапия в работе с детьми

В современном мире детская арт-терапии применяется не только психологами. Во многих детских садах и школах этот метод психологической помощи применяется как часть методической программы для развития ребёнка и формирования его личности. Стоит помнить, что при работе с агрессивными детьми могут возникать некие трудности: ребёнок может проказничать, ломать что-то, рвать. Однако это вовсе не значит, что арт-терапия не сможет им помочь. Просто агрессия требует немного больше времени для коррекции.

Разновидности арт-терапии

Благодаря своему активному развитию, методы арт-терапии для детей сумели охватить практически все аспекты искусства и деятельности, имеющей отношения к творчеству. Большая их часть применима для детей разных возрастов. Главное, правильно применить ту или иную технику в зависимости от возраста детей.

На сегодняшний день широкое распространение получили следующие виды арт-терапии:

  1. Изотерапия.
  2. Цветотерапия.
  3. Библиотерапия.
  4. Данс-терапия.
  5. Музыкотерапия.
  6. Терапия с использованием ткани.
  7. Драматерапия и др.

Обилие видов арт-терапии подтверждает то, что лечение искусством необычайно универсально и результативно.

Разновидности арт-терапии для дошкольников

Изотерапия

Изотерапия направлена на то, чтобы помочь ребёнку показать свои настоящие эмоции и чувства, побороть страх или познать что-то новое. Во время изотерапии взрослый просит ребёнка создать рисунок на заданную или свободную тему. Специалист внимательно следит за за тем, что рисует ребёнок и какие эмоции он испытывает в этот момент. После рисования ребёнок описывает, что он изобразил.

Изотерапия — тест «Моя семья»

Монотипия

Монотипия – техника рисования с помощью отпечатков. Для её исполнения понадобятся краски (акварель или жидкая гуашь), чернила, тушь и гладкая поверхность, которая не впитает в себя краску. В качестве такой поверхности могут быть использованы пластиковые предметы, линолеум, бумага с плотной глянцевой поверхностью.

Монотипия – « история одного отпечатка»

На поверхность наносится рисунок из пятен, линий или нечто иного. После этого к рисунку прикладывают лист бумаги. В результате получается зеркальный отпечаток рисунка. Лист бумаги с отпечатком дают ребёнку. Его задача – описать те образы, которые он увидел на отпечатке.

Каракули

Его этого упражнения очень проста – ребёнку даётся лист бумаги и фломастер, ручка или краски, карандаши. Задача малыша – не думая о конечном результате, сотворить на листе клубки линий. Уже после того, как линии сплелись в свой причудливый узор, ребёнок рассматривает то, что получилось, описывает увиденные им образы. На этой стадии можно дополнить свою работу, уточнив контуры, образы или заштриховать в какие-то участки.

Песочница

Песочная терапия в детском саду – широко распространённая методика. Для её применения достаточно иметь ящик с песком или же полноценную песочницу. Дети младшего дошкольного возраста учатся тактильным ощущениям, самовыражению и раскрепощаются посредством лепки различных фигур из песка или же рисования с использованием как сухого, так и мокрого песка. Результаты игры с песком нельзя интерпретировать. Воспитателю нужно наблюдать за процессом, а не руководить им. У ребёнка происходит высвобождение подавленной энергии, что позволяет трансформировать её и направить на развитие и обучение.

Песочная терапия в детском саду

Музыкотерапия

Ни для кого не секрет, что музыка оказывает на человека невероятно сильное влияние. Музыкотерапия помогает повысить работоспособность подрастающего человека, снимает стресс и развивает творческие способности. Наиболее часто используемые упражнения – хлопки и постукивание в ритм музыки, прослушивание музыкальных произведений, а также игра на различных инструментах. Музыкотерапия ориентирует педагога и детей на взаимное сотрудничество, на интеграцию различных видов деятельности.

Танцевальная терапия

Терапия с помощью танца – групповая арт-терапия с детьми, которая направлена на борьбу с комплексами и помощь в установке социальных контактов. Применение этого вида арт-терапии по рекомендации психотерапевта позволяет побороть комплексы и научиться выражать свои эмоции и переживания посредством движений тела.

Танцевальная терапия с детьми

Сказки

С дошкольниками можно эффективно работать, используя сказкотерапию, преследуя терапевтическую коррекционную цель. Суть этой техники состоит в том, что с детьми в виде сказок проигрываются различные ситуации из повседневной жизни. На сегодняшний день психологи и психотерапевты могут применять в своей работе следующие разновидности сказок:

  • Психокоррекционная сказка. В таких сказках освещается конкретная проблема, которая гложет малыша. Выполняя эту задачу, важно помнить, что ситуация в сказке не должна полностью совпадать с историей ребёнка. В ходе рассказа ребёнку необходимо принимать решения или делать выбор. Это и поможет решить существующую проблему.
  • Авторская художественная сказка. Этот вид сказки может высветить самые различные проблемы и вопросы. Таковым может быть проблема воровства или же отношений с родителями и многое другое.
  • Сказки о превращении. Наиболее распространённым направлением применения этой разновидности сказок является коррекция деткой самооценки.
  • Сказки-страшилки. Психологами они используются для того, чтобы оказать сопротивление боязням, фобиям, детским страхам. Рассказывать их необходимо с протяжной интонацией и «страшным» голосом. Стоит помнить, что конец такой сказки должен быть смешным.

Сказкотерапия подходит и маленьким, и взрослым

Игротерапия

Терапия играми используется для того, чтобы усилить прогресс личностного развития малыша, убрав его трудности социального и психологического характера. Посредством работы с игрушками ребёнок создаёт модель ситуации, выражает свои глубинные переживания относительно этой ситуации и находит из неё выход.

Арт-терапия для подростков

Подростковый возраст является одним из сложнейших периодов в становлении личности человека. В пору полового созревания могут появиться и получить своё продолжение многие проблемы психического или психофизического характера. Именно поэтому психологи рекомендуют уделять этой возрастной категории детей усиленное внимание и работать с ними интенсивнее.

Арт-терапия для подростков

Значение арт-терапии для подросткового возраста

Для того чтобы сохранить и укрепить психическое здоровье подростка, рекомендуется использовать гибкие методики терапии. Применять арт-терапию для подростков с девиантным поведением необходимо, поскольку её методики максимально соответствуют понятию гибкости. Например, при помощи раскрашивания можно успокоить нервы, а поделки снизят уровень агрессиии и помогут отпустить тревожную для ребёнка ситуацию.

С помощью предложенных специалистами методик и упражнений можно повысить самооценку, избавить подростка от негативных мыслей и эмоций, побороть комплексы, стресс и фобии, укрепить память и развить мыслительные процессы.

Формы работы с подростками

На сегодняшний день известны две формы арт-терапии в работе с подростками:

  • индивидуальная;
  • групповая.

Как показывает практика, групповые виды упражнений оказываются более полезными и результативными, чем индивидуальные занятия. Групповая арт-терапия для детей и подростков обладает следующими преимуществами:

  1. Развивает умение слушать окружающих.
  2. Развивает способность оказать поддержку.
  3. Помогает совместно решать проблемы коллектива.
  4. Помогает сформировать положительный семейный опыт.
  5. Даёт возможность подростку ощутить свою независимость.

Правильно применённые методы и техники арт-терапии позволяют гарантировать такие процессы, как принятие себя и своей индивидуальности, развитие творческих способностей и развитие многих полезных социальных навыков.

Арт-терапия детей и подростков

Современная арт-терапия может быть использована в качестве профилактики подростковой депрессии, которая достаточно опасна при становлении личности человека.

Упражнения для групповой работы

Для устранения у подростков депрессии и прочих проблем используются различные упражнения. Из этого разнообразия можно выделить упражнения, которые пользуются наибольшей популярностью, и, соответственно, приводят к хорошим результатам.

Сотворение мира

Задача каждого участника группы – придумать свой мир, страну или государство и изобразить его на бумаге. После того как все рисунки будут закончены, необходимо презентовать свой рисунок. В презентацию мира входят:

  1. Описание населения.
  2. Описание деятельности населения.
  3. Описание традиций и культуры.
  4. Представление законодательной базы.
  5. Изображение герба и флага.

Настроение

Подросткам в группе необходимо нарисовать то настроение, в котором они пребывают в данный момент времени. Руководитель следит за тем, что изображает каждый участник группы. Если на рисунке изображено что-то негативное, то ведущий просит взять ещё один лист и нарисовать то, что могло бы исправить ситуацию. Когда все рисунки выполнены, группа занимается их совместным обсуждением.

Арт-терапия и настроение

Моё любимое животное

Участники группы должны изобразить себя в виде того животного, которое они любят больше всего. Когда рисунки закончены, их показывают остальным участникам группы, интерпреитируют, описывают. Ведётся обсуждение.

Заключение

Арт терапия – современное направление в психологии, которое позволяет решить большую часть существующих проблем детей и подростков. Одной из таких проблем может быть невроз. Широкое разнообразие упражнений арт-терапии позволяет использовать их и в детсадах, и в школах, дома. А также этот вид психологической коррекции может быть элементом программы, которую использует детский летний лагерь.

На сегодняшний день существует множество различных упражнений для детей разных возрастов. В некоторых странах для поддержания психического здоровья детей арт-терапия обязательно должна сопровождать процесс обучения.

Е. Дмитриенко (Ярославль)

Одной из главных характеристик подросткового возраста является продолжение обучения ребенка в различных общеобразовательных учреждениях. Одновременно ребенок все более входит в общую структуру общества. У него появляются новые обязанности. В то же время происходит завершение ориентации ребенка на «мужскую» и «женскую» деятельность, в зависимости от пола. Более того, стремясь к самореализации, ребенок начинает показывать успехи в конкретном виде деятельности, высказывая мысли о будущей профессии.
Вместе с тем, в подростковом возрасте происходит дальнейшее развитие познавательных психических процессов у ребенка. Происходит становление эмоциональной и мотивационной сферы, в результате чего происходит дифференциация интересов ребенка. Они становятся более стойкими. Ребенок начинает ориентироваться на взрослую жизнь.
Особое значение приобретает общение со сверстниками, важным становится мнение других. Очень часто внутренние противоречия, какие-либо проблемы оказываются сложными для вербализации. Путаница ролей – не редкое явление в подростковом возрасте, наряду с процессом полового созревания оказывает огромное влияние на поведенческие особенности детей. В подростковом периоде в связи с быстрым развитием организма возникают трудности в функционировании сердца, легких, кровоснабжении головного мозга. Поэтому для детей этого возраста характерны перепады, которые вызывают быструю смену физического состояния и, соответственно, настроения. При этом ребенок может длительное время переносить физические нагрузки, связанные с его увлечениями, и одновременно с этим в относительно спокойный период времени «падать от усталости». Особенно часто это проявляется в отношении интеллектуальных нагрузок.
Эти возрастные особенности предъявляют особые требования к проведению каких-либо занятий, в частности, тренинговых, в подростковых группах.
То есть существует потребность в поиске, адаптации и разработке педагогико-психологических технологий, которые имеют неклиническую направленность, доступны для освоения психолога, интересны и эффективны в работе с детьми. Таким условиям, на наш взгляд, отвечает феномен арт-терапии, которая полностью соответствует всё возрастающей потребности человека в мягком, экологичном подходе к его проблемам. Предполагается, что обращение к мощному потенциалу искусства, исполняющему роль «экзистенциальной поддержки», будет способствовать гуманизации отношений, личностному развитию, формированию позитивного самоотношения, приобретению ценных социальных навыков.
Пол арт-терапией мы понимаем терапию с помощью различных видов искусства, это одно из современных направлений психологии.
Следующие характерные особенности арт-терапии привлекательны для ее использования в работе с подростками. Во-первых, арт-терапия использует язык визуальной, пластической, аудиальной экспрессии. Определенные стороны внутренней жизни подростка очень сложны для вербализации, поэтому арт-терапия становится единственным способом «связи» между подростком и обществом, подростком и консультантом.
Во-вторых, арт-терапия способствует развитию креативности. Человек творческий всегда найдет решение в любой ситуации. Найти творческое решение – это значит сделать то, что (как чаще всего кажется) никто до тебя не делал. Креативность почти тождественна адаптивности, развивая креативность, мы будем способствовать развитию адаптивных ресурсов личности.
Следующий момент заключается в том, что творчество как процесс неразрывно связано с понятием удовольствия. Эстетическое удовольствие, получаемое от созданного, способствует формированию в группе доверительных, теплых отношений, принятию себя и других.
Кроме того, искусство – это уникальный способ передачи и усвоения человеческого опыта вообще, в глобальном смысле, и в частном, - универсальный жизненный опыт каждого.
Искусство дает возможность самому сделать выводы, определить свое отношение к предлагаемому, принимать или не принимать содержание, смысл, урок из множества содержащихся в каждом произведении искусства.
Не менее важным является и тот факт, что деятельность, связанная с творчеством, является для большинства людей, кроме профессионалов, совершенно непривычной, новой, неисследованной, зачастую воспринимается как игра. Игровая деятельность не имеет практической цели. Игра направлена на процесс. Играя, мы попадаем в абсолютно комфортное и безопасное пространство. В этом пространстве человек может быть таким, каким ещё никогда не был в реальной жизни. Когда взрослый или подросток играет, он автоматически попадает в детство. Детство – это абсолютно ресурсная зона. Ребенок по определению имеет право не знать и ошибаться. Следовательно, арт-терпия раскрывает ресурсы человека, позволяет делать ошибки и глупости, получать опыт, который был не возможен в реальной жизни.
На наш взгляд именно в работе с подростками целесообразно использовать так называемый «мультимодальный подход»- сочетание разнообразных форм творчества дает членам группы свободу выражать свои чувства и фантазии в любой форме.
Опираясь на эти литературные данные, нами была разработана арт-терапевтическая тренинговая программа, которая прошла апробацию весной 2004 года.
В исследовании приняло участие 2 группы подростков: экспериментальная (12 подростков 14-15 лет) и контрольная (30 подростков 14-15 лет).

Общей целью тренинга является:
Расширение репертуара социальных навыков;
Осознание себя;
Принятие себя;
Повышение адекватности самооценки.

Цели тренинга соответствуют следующие задачи.
Развитие ответственности за свои действия и поступки.
Развитие способности к самовосприятию.
Развитие уверенности в себе.
Освоение ценных социальных ролей.
Развитие ценных социальных навыков.
Развитие чувства контроля и сензитивности к процессу преодоления трудностей.

Для реализации поставленных целей мы использовали следующие основные арт- терапевтические техники:
Оформление игрового пространства. Подростки должны были индивидуально нарисовать «город мечты». Затем города объединялись. Это позволило, во-первых, сплотить детей: находясь в одном пространстве, дети естественным путем включались во взаимодействие (обменивались карандашами, фломастерами и т.д.). Во-вторых, позволило начать обсуждение такой важной темы как индивидуальность, уникальность каждого и в то же время найти общее в работах, бережно относиться к уникальному внутреннему миру каждого.
Работа с ситуациями была направлена на стимулирование процесса творческого самовыражения. Последующее совместное декорирование силуэтов позволило каждому подростку увидеть себя глазами других.
Использование элементов танцевальной терапии применялось нами как средство внутреннего освобождения, импровизационности, снятия разнообразных телесных и психологических блоков.
Использование разнообразных рисуночных техник: рисунок по кругу, «триплих», «моя группа», рисование страхов и т.д. – позволило отслеживать групповую динамику, работать и корректировать определенные эмоциональные и поведенческие проблемы.
Работа с масками и одновременное использование психодрамы было одним из главных упражнений и работало на решение широкого спектра поставленных задач. Это позволило реализовать подросткам те роли, которые они хотели бы себе присвоить и те, которые для них являются избегаемыми, пренебрегаемыми. Выводы, к которым пришли участники, были уникальны. Размышления о тех ролях, которые каждый из нас выполняет, избегает или желает выполнять в обществе, вызвало живую дискуссию, в ходе которой была поднята тема ценностных предпочтений, личностной значимости выполняемых ролей.
Здесь приведены лишь основные техники, использованные нами в работе. Также хотелось бы отметить, что все упражнения рассматривались и с точки зрения получения ценных навыков эффективного общения с разными людьми, в разных, часто не простых, ситуациях, а также развития чувства контроля и сензитивности к процессу преодоления трудностей.
Таким образом, арт-терапия – универсальный метод на основе изобразительного и других видов искусства – может применяться достаточно широко как средство оздоровления, профилактики, реабилитации, развития возможностей человека и его гармонизации. Арт-терапия может применяться в общих и специализированных образовательных учреждениях, в социальной сфере и других областях. Она может служить инструментом развития и гармонизации подростков и повышения качества их жизни, способствует развитию их творческого потенциала, позволяет скорректировать имеющиеся у ребенка эмоциональные, поведенческие и интеллектуальные нарушения и недостатки.



 

Возможно, будет полезно почитать: