Нод новогодний литературный калейдоскоп старшая группа. Конспект по развитию речи в старшей группе на тему “Литературный калейдоскоп”. по развитию речи в средней

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по эстетическому направлению развития воспитанников

«Тяжинский детский сад №1 «Березка»

И.П. Сабанина

воспитатель

Литературный калейдоскоп

организованная образовательная деятельность по речевому развитию

с детьми средней группы

Тяжинский 2017

Цель: 1. Закрепление знания сказок и отдельных фрагментов.

2. Обеспечение комфортных условий для развития творческих способностей детей в театрализованной деятельности.

3. Создание положительного эмоционального фона.

Задачи:

1. Обучающие: обучать детей элементам художественно-образных выразительных средств (интонация, мимика, пантомимика).

2. Развивающие: развивать интонационную выразительность речи, логическое мышление, тактильное ощущение.

3. Воспитательные: воспитывать умение слушать своего товарища.

Ход образовательной деятельности

Дети встают в круг

Воспитатель: Ребята вы любите сказки? Каких сказочных героев вы знаете? Сегодня я предлагаю отправится в путешествие по сказкам. У меня есть волшебный клубочек. Пусть он сегодня укажет нам путь к сказкам. Куда он покатится, туда и мы пойдём. Ну что готовы путешествовать? Тогда оправляемся.

Дети идут за клубочком и проходят за столы.

Воспитатель: Ребята, вы не чего не слышите? Кто-то плачет. Ой, посмотрите это заинька. Давайте спросим, почему он плачет.

Зайчик: Как же мне не плакать? Была у меня избушка лубяная, а у лисы – ледяная. Попросилась она ко мне переночевать, да меня же и выгнала.

Воспитатель : Дети кто догадался, в какую сказку мы попали? (Заячья избушка). Посмотрите на столе лежат картинки к этой сказке, разложите героев сказки по порядку, кто первый пришёл на помощь к зайчику? Кто второй? Кого не хватает? (Петушка)

В каких сказках встречается петушок? (Кот, петух и лиса. Петушок и бобовое зёрнышко и тд.)

Воспитатель: Наш клубочек покатился дальше. Куда же он нас приведёт? Чей домик на пути? Я вам загадаю загадку, а вы угадаете чей.

Ждали маму с молоком,

А пустили волка в дом.

Кто же были эти

Маленькие дети?

Воспитатель: Верно. (Показывает картинку) Всё ли здесь правильно? (дверь в домик закрыта, что бы её открыть нужно вспомнить песенку каторую пела коза) А давайте вспомним какую песенку пела мама коза когда хотела войти в дом.

Козлятушки, ребятушки!

Отопритеся, отворитеся!

Ваша мама пришла –

Молочка принесла;

Бежит молочко по вымечку,

Из вымечка по копытечку,

Из копытечка во сыру землю.

Воспитатель: Проход открылся, и мы можем двигаться дальше за клубочком.

За клубочком подходят к столу, на нём стоит цветок в горшке (фиалка) где за фиалкой находится картинка к сказке «Дюймовочка».

Воспитатель: Как называется цветок? Интересно кого мы здесь можем встретить (Предположение детей) А теперь отгадайте загадку и узнаете, кто здесь живёт:

Так мала она была,

Что под листиком жила.

Голова с горошину,

А сама хорошенькая.

Высотой с булавочку

Девочка-малявочка. (Дюймовочка)

Воспитатель: А вот и портрет Дюймовочки, да не один, а целых два. (Выкладывает перед детьми изображение Дюймовочки ) Найдите 5 отличий в этих рисунках.

Воспитатель: Нам снова пора в путь.

Впереди дремучий лес,

Полон сказок и чудес.

Посиди и отдохни,

Сказка будет впереди.

(Дети садятся на стульчики )

Воспитатель: Угадайте какая сказка здесь живёт?

Сидит девочка в корзинке

У мишки за спиной.

Он, сам того не ведая

Несёт её домой.

(Маша и медведь)

Воспитатель: Зачем Машенька отправилась в лес? (за грибами)

Воспитатель: Что с ней приключилось? (заблудилась)

Воспитатель: А что кричат в лесу, когда заблудятся? (АУ) Давайте пропоём эту песенку несколько раз. А теперь давайте пропоем наоборот. (УА)

Воспитатель: На что похожа эта песенка? (На плач.)

Воспитатель: Может это Мишка плачет, потому что остался без Машеньки?

В волшебном сундучке есть шапочка медведя. Сейчас я кого-нибудь превращу в медведя и мы с ним поиграем, чтобы он больше не плакал. (Проводит считалку)

За стеклянными дверями

Стоит мишка с пирогами

- Мишка-мишенька, дружок,

Сколько стоит пирожок?

- Пирожок-то стоит три,

А водить-то будешь ты!

Игра у медведя во бору!

Воспитатель: В каких ещё сказках можно встретить медведя. (Три медведя, Теремок, Колобок и тд.)

Воспитатель: В сказочном лесу живут разные звери, и у каждого своё сказочное прозвище. А вы их знаете? Сейчас я начну, а вы продолжите:

мышка – норушка;

лягушка - ……(квакушка)

зайчик - ……..(побегайчик)

лисичка - …….(сестричка)

волк - ……….(зубами щёлк)

волчок - …….(серый бочок)

А теперь на оборот. Я назову прозвище, а вы догадайтесь о ком речь:

косолапый - ………..(медведь)

косой - ………..(заяц)

кумушка - ……(лиса)

топтыгин - ………(медведь)

трещотка, белобока - ……(сорока)

патрикеевна - ………..(лиса)

быстрые ноги, короткий хвост - …….(заяц)

Каждый зверь хорош по-своему. В нашем волшебном сундучке есть шапочки зверят. Наряжайтесь, превращайтесь, выходите, хвастайтесь. (Потешка Тень, тень – потетень )

Тень, тень-потетень,

Выше города плетень.

Сели звери под плетень,

Похвалялися весь день.

Похвалялася лиса:

«Всему свету я краса!»

Похвалялся зайка:

«Пойди догоняй-ка!»

Похвалялися ежи:

«У нас шубы хороши!»

Похвалялся медведь:

«Могу песни я петь!»

Воспитатель: Что такое? Положила в сундучок шапочки, а они превратились в карточки. (Рассматривают карточки из театра тактильных ощущений)

Воспитатель: Попробуйте с закрытыми глазами определить, где лиса, медведь, волк, заяц, ёж.

Воспитатель: Интересно, а что ещё скрыто в волшебном сундучке? (достаёт новую книгу сказок) Мы обязательно её почитаем, но позже. Потому что наш клубочек опять спешит. Посмотрите клубочек стал совсем маленький, значит наше путешествие пора заканчивать, но прежде чем закончить давайте вспомним, с какими сказками мы сегодня повстречались, а что вам больше всего понравилось в нашем путешествие. А сейчас мы за клубочком вернёмся в группу и посмотрим новую книгу.

Программное содержание:

Уточнить знания детей по теме «Сказки», дать понятие «народная сказка», «авторская сказка», познакомить с историей возникновения русских народных сказок. Развивать умение с помощью движений передавать характерные особенности сказочных героев, учить импровизировать в танце. Закреплять умение находить части и целое, упражнять в порядковом счете в пределах 10, решать простые примеры на сложение и вычитание.

Материалы и оборудование : интерактивная доска SMATboard и программа Smart Notebook, предметы из сказок (хрустальная туфелька, перо жар-птицы, аленький цветочек и т.д.)

Воспитатель:

Дети, посмотрите, сколько у нас сегодня гостей. Давайте мы поздороваемся с ними и подарим им свою улыбку, чтобы у всех у нас было хорошее настроение.

Ребята, я знаю, что вы любите сюрпризы, и что в вашей группе есть большие фантазёры и выдумщики, которые любят придумывать сказки и играть в них. Так ведь это? (ответы детей) Любите вы сказки?

Тогда проходите, я покажу вам волшебное зеркало, в котором живут сказки! Хотите посмотреть? (Подводит к интерактивной доске SMARTboard , на ней идет заставка «В гостях у сказки», дети смотрят стоя).

Воспитатель комментирует:

Мы все - и взрослые, и дети очень любим сказки. Вы познакомились с ними еще совсем малышами, когда вместе с родителями рассматривали книжки со сказками, когда мама читала их вам перед сном. Из них, вы впервые узнали, что есть положительные и отрицательные герои, добро и зло. Сказки будят и развивают воображение, учат думать, чувствовать, сопереживать. Без них наша жизнь была бы намного скучнее. Давайте присядем, и поговорим о них подробнее.

Воспитатель: (познавательная информация): Ребята, сказки бывают разные. Есть сказки, которые сложили в народе. Как вы думаете, как называются такие сказки? Правильно - народные.

Русская народная сказка пришла к нам из глубины веков. После тяжелого трудового дня наши предки долгими вечерами, при зажженной в избе лучине складывали и слушали сказки, а потом пересказывали их друг другу. Так они передавались из уст в уста, из поколения, в поколение и дошли до нас с вами.

Какие русские народные сказки вы знаете? (ответы детей, несколько иллюстраций на экране) . А так же народные сказки были сложены не только на Руси, но и в других странах. Как вы думаете, если сказка было придумана в Китае, как мы ее назовем? (китайская народная сказка), а если в Молдавии? (молдавская народная сказка и т.д.)

А есть сказки, которые написаны одним или несколькими людьми - это авторские сказки. Каких авторов сказок вы знаете? (ответы детей, на экране несколько портретов)

Вот это портрет великого русского поэта, писателя, сказочника - Александра Сергеевича Пушкина. Какие сказки он написал?

Воспитатель:

В этом волшебном зеркале живут герои сказок. Предлагаю поиграть в игру и отгадать некоторых из них.

Игра в программе Smart Notebook (игра коллекции LAT на интерактивной доске) -

карточки-флипперы (на одной стороне описание героя, на другой изображение самого героя, детям зачитывается описание, ребенок, первый отгадавший правильный ответ, выходит к доске и с помощью касания переворачивает карточку, на обратной стороне которой правильный ответ).

· Как звали сказочную героиню, у которой были голубые волосы?

· Какой сказочный герой жил на крыше?

· Какая сказочная героиня появилась из цветка?

· Какой сказочный герой приносил разносил почту в деревне Простоквашино?

Воспитатель: Молодцы! Отгадали всех сказочных героев!

А с каких слов обычно начинается сказка, кто знает - быстро руку поднимает? А с каких заканчивается? (ответы детей )

Молодцы, предлагаю вам самим сделать сказку, побыть сказочными героями из сказки и поиграть в игру. Мальчики превратятся с отважных рыцарей в доспехах, а девочки в прекрасных сказочных фей.

Посмотрите на картинки. Как вы думаете, какие движения должны быть у рыцарей? Правильно - резкие, тяжелые, они в таких доспехах тяжелых. А у фей? Легкие, воздушные, грациозные, изящные.

Физкультминутка «Рыцари и феи»

Воспитатель: Вот какие молодцы, как здорово изобразили сказочных героев. А теперь я предлагаю вам вернуться на свои места и выполнить волшебные задания. Хотите?

В нашем волшебном зеркале перепутались все буквы. Нужно поставить все буквы по порядку, чтобы получились слова! Первое слово - сказка.

Составление слов на интерактивной доске (коллекция LAT , анаграммы). (слова: Сказка, книга)

Воспитатель: ребята, а какие бывают книги по содержанию? Ответы детей: мудрые, познавательные, содержательные, поучительные, нравоучительные . Вот сколько слов мы подобрали, вот какое волшебное слово - КНИГА! Предлагаю вам разобрать это волшебное слово по буквам и звукам!

Звуко-буквенный анализ слова «КНИГА»

Сколько букв в слове? Сколько в нем согласных звуков? Назовите их. Сколько гласных? Назовите их. Давайте посчитаем, сколько в этом слове слогов. Молодцы. А теперь кто ответит, какой первый звук в слове КНИГА? Давайте вместе произнесём вслух это слово и послушаем. Правильно - К - это звук согласный, а твердый или мягкий? Правильно - твердый, обозначаем синим значком в виде вот такого маленького прямоугольника. Второй звук? Правильно - Нь - согласный и мягкий, обозначаем зеленым значком. Третий - И - гласный - обозначаем красным значком. Четвертый - Г - согласный и твердый. И - А - гласный - обозначаем красным значком!

Вот какое волшебное слово КНИГА, но теперь мы раскрыли все его секреты! А нашим глазкам пришла пора отдохнуть.

Давайте привстанем и сделаем специальную гимнастику для наших глазок, чтобы они никогда не болели!

ГИМНАСТИКА ДЛЯ ГЛАЗ

Мы так весело играли,

Наши глазоньки устали!

Отдохнуть, чтоб нашим глазкам,

Начинаем снова сказку.

Глазки-часики - тик-так,

Влево, вправо смотрим в такт.

Вверх и вниз теперь поскачем,

Наши глазки словно мячик!

Прыг-скок, вверх-вниз,

Глазки скачут - не ленись!

В миг в колёса превратились -

И по кругу покатились.

Смотрим все теперь в окошко,

Ну а после, на ладошку.

Влево, вправо повернули —

Наши глазки отдохнули.

Воспитатель:

Теперь наши глазки отдохнули, и мы можем продолжить выполнять волшебные задания. А вы хотите помочь нашим сказочным героям, которые никак не могут справиться с математическими заданиями! Поможете?

Дети выполняют математические задания на интерактивной доске :

Дидактическая игра «Помоги Незнайке назвать соседние числа»

Ребята, первый сказочный герой, которому нужно помочь - это Незнайка. В школе ему задали домашнее задание - назвать соседние числа. Он опять не слушал учителя на уроке и никак не может справиться с заданием. Давайте поможем ему!

Дидактическая игра «Реши примеры с Мальвиной»

А теперь Мальвина хочет проверить наши знания. Нужно найти целое и части и написать равенство. Кто первый сможет выйти и выполнить это задание?

Дидактическая игра «Помоги Буратино попасть на остров Сокровищ»

Ребята, а теперь Буратино просит нас о помощи! Нужно помочь ему попасть на остров Чудес. Для этого необходимо решить математическую цепочку, и получится мостик, по которому Буратино сможет попасть туда.

Воспитатель:

Молодцы! Вы так здорово выполнили все задания! Ребят, а вы знаете, что сказка окружает нас всегда и везде, в каждой вещи своя сказка, на что ни посмотришь - сразу сказку вспомнишь. Я предлагаю вам пойти и поискать вещи из сказок.

Дети под легкую музыку свободно передвигаются по группе, находят предметы из сказок и говорят название сказки и ее автора (золотой ключик, хрустальная туфелька, луковица, золотое яичко, аленький цветочек, золотая рыбка, красная шапочка, перо жар-птицы….и т.д.)

Сюрпризный момент.

Воспитатель показывает детям волшебную палочку. Спрашивает детей :

Дети, а это что за сказочный предмет? Правильно, волшебная палочка! Что можно сделать с её помощью? (ответы детей ). Правильно, с её помощью можно совершать любые чудеса! И я сейчас очень хочу совершить ЧУДО! Не только в сказках, но и в жизни добро побеждает зло и все люди радуются! Я хочу зажечь на сказочном небе наши звездочки, чтобы получилось созвездие доброты, и оно засияло и подарило радость, свет и тепло всем людям!

Воспитатель на интерактивной доске с помощью волшебной палочки зажигает звездочки с фото каждого ребенка.

Ребята, посмотрите, какое замечательное созвездие ДОБРОТЫ у нас получилось! Теперь вы всем подарили частичку своей радости и доброты!

Www.topauthor.ru/kakie_bivayut_skazki_e069.html

Сценарий досуга по сказкам для детей старшего дошкольного возраста

Автор: Галина Николаевна Семенова, воспитатель МКОУ СОШ№1 детский сад, здание №1 Новосибирская область город Чулым

Досуг для старшей группы. "Калейдоскоп сказок"

Цели : художественно – эстетическое развитие детей через чтение сказок; приобщение к чтению художественной литературы; физическое развитие через подвижные игры; доставить детям радость от коллективной досуговой деятельности.

Ход досуга:

Воспитатель: Дети, мы с вами каждый вечер читаем сказки. Скажите, а нравится вам погружаться в мир сказочных героев? (Ответы детей.) Какие сказки у вас самые любимые? (Ответы детей.)
Сегодняшний вечер будет необычным! Я приглашаю вас в путешествие по сказкам! Ну что, отправляемся в путь? (Да!)
Прежде чем в путь отправиться, надо заклинание прочитать. (Воспитатель читает сказочное заклинание)
«Мы ребята – аистята, открываем в сказку дверь!
Сказка нас к себе прими, да уму – разуму научи!»
(Воспитатель накидывает на себя накидку расшитую золотыми звёздами и превращается в сказочного Чудесника.)
Чудесник:
Я Чудесник сказочный, так меня зовут!
И везде, повсюду с нетерпеньем ждут!
Прихожу я к людям каждый день домой,
Только интересную книгу ты открой.
Чудеса и мудрость ты из них черпай,
На курносый носик себе намотай!
Верные помощники сказки нам давно,
Ведь в хорошей сказке, победит добро!
В детский садик, к вам друзья, я попал не просто так! Крепко за руки возьмёмся, в сказку мы пойдём сейчас!
(Проводится игра «Ямки да кочки».
Цель: учить детей действовать синхронно.
Задача: чётко выполнять команды ведущего.
Ход игры: дети берутся за руки и идут за направляющим, который ведёт их в произвольном направлении. По сигналу «Ямка» дети перепрыгивают воображаемое препятствие. По сигналу «Кочка», подпрыгивают вверх. Игра проходит две минуты.)
Чудесник: Не прост путь до сказки, то ямки, то кочки, но мы его преодолели! Вот перед нами первая сказка, а к ней подсказка!
«Три домика в лесу стоят: один соломенный, второй из прутьев да веточек, а третий каменный.» Дети в какую сказку мы попали?
Дети: «Три поросёнка!»
Чудесник: Правильно! Эти три поросёнка очень любили петь. Превращаю я ребят в весёлых поросят!
(Хор весёлых поросят.
Цель: развитие музыкального слуха у детей.
Задача: весело прохрюкать мелодию «Песни крокодила Гены» крутя хвостиками.
Ход : дети произвольно стоят по группе, пританцовывают, крутят хвостиками и весело хрюкают мелодию «Песни крокодила Гены».
Один куплет.)
Чудесник : Из весёлых поросят, превращаю вас в ребят!
Что за картина весит, посмотри! Сказку скорее в ней ты найди!
(На картине, разная не мытая посуда: тарелки, блюдца, чашки, ложки, ножи, стаканы, кастрюля, сковорода, самовар...)
Дети: «Федорено горе».
(Проводится игра: «Сортировка посуды».
Для игры: кукольная посуда (ложки, чашки, тарелки, стаканчики).
Цель: ориентировка в пространстве.
Задача: чётко выполнять действия, предложенные ведущим.
Ход игры: детям раздаётся кукольная посуда. Ведущий говорит слова: «А посуда, вперёд и вперёд по лугам и болотам идёт» - дети произвольно прыгают по группе, имитируя ходьбу по лугам и болотам. Ведущий говорит: «Мы посуду сортируем!» Впереди меня ложки, сзади меня чашки, слева от меня стаканы, справа от меня тарелки. Дети встают туда, какая посуда у них в руках. Направления для детей с посудой меняется три, четыре раза. После игры, посуда сортируется по полочкам.)
Чудесник: (Обращает внимание детей на две вазы с цветами, которые стоят на детском столике в игровом уголке.) Посмотрите, какие чудесные розы расцвели у нас в группе: красные и белые. Интересно мне узнать из какой же это сказки, такая красота!
Дети: «Снежная Королева».
Чудесник: Правильно, эти разы вырастили дети - Кай и Герда из сказки Г.Х. Андерсена «Снежная Королева». Цветы в этой замечательной сказке, очень любили танцевать.
(Танец «Вальс цветов».
Для танца: красные розы для мальчиков, белые розы для девочек, по количеству детей в группе.
Музыка: П.И.Чайковский «Вальс цветов» в записи.
Ход танца : Дети берут цветы и становятся в пары.
1. Дети бегут по кругу, держась за руки, в другой руке у них цветок.
2. Дети останавливаются, поворачиваются друг к другу, соединяют свои цветки и кружатся три поворота.
3. Дети бегут по кругу, держась за руки, в другой руке у них цветок.
4. Дети останавливаются, поворачиваются друг к другу, делают окошечко свободной рукой, в окошечко вставляют цветы и покачивают головой (любуются цветами).
5. Дети бегут по кругу, держась за руки, в другой руке у них цветок.
6. Дети останавливаются, поворачиваются друг к другу, соединяют ладошки и делают пружинку.
7. Дети бегут по кругу, держась за руки, в другой руке у них цветок.
8. Дети останавливаются, поворачиваются друг к другу, соединяют руки в лодочку и делают медленное покачивание из стороны в сторону.
9. Дети бегут по кругу, держась за руки, в другой руке у них цветок.
10. Дети соединяют цветы в один большой букет.
Цветы ставят в вазы.)
Чудесник : Слышите ребята кто – то песенку поёт. (Магнитофонная запись «Песни Козы» / из сказки «Волк и семеро козлят/». Дети внимательно слушают.) Кто ответит мне ребята, чей же это голосок? Вы мне дружно отвечайте, сказку хором называйте!
Дети: «Волк и семеро козлят».
(Проводится игра «Волк и семеро козлят» .
Цель: развитие внимания и координации движения.
Задача: движения по ходу текста игры.
Для игры: атрибуты – мазка волка, мазки козлят.
Ход игры: дети, одевают маски: один ребёнок – волк, остальные дети - козлята. Когда звучит весёлая музыка, козлята резвятся, танцуют, шалят. Когда музыка смолкает, козлята замирают на месте и не шевелятся. Выходит волк, он внимательно смотрит на козлят и если замечает, что кто – то пошевелился, салит его. Этот ребёнок выходит из игры. Побеждают в игре те дети, кого не засалили. Игра проводится пять, шесть раз.) Чудесник : Что за странные часы?! (Обращает внимание детей на игрушечные часы, у которых стрелки идут назад, а не вперёд.) Из какой же это сказки, странные часы? Кто сказку узнал, дружно отвечай!
Дети: «Сказка о потерянном времени».
Чудесник : Молодцы дети, все сказки мои отгадали! На память о том, что вы побывали в сказе, я дарю вам «Сказочные калейдоскопы», как только захотите обратно в сказку попасть, крутите, калейдоскоп и смотрите, какой причудливый и удивительный узор получается! (Вручение калейдоскопов под музыку.) Но как бы нам самим не потеряться в сказках! Пора нам домой возвращаться! (Чудесник читает заклинание)
«Спасибо тебе сказочная страна, нам домой возвращаться пора!» (Чудесник снимает волшебную накидку и становится воспитателем.)
Воспитатель : Вот мы и вернулись из сказочной страны! Дети, вам понравилось путешествовать по сказкам?! (Да!) Ещё не одна раз мы будем встречаться со сказками! Мы не говорим ей прощай, мы говорим ей…
Дети: До свидания!!!

Малышева Мария

Конспект занятия по развитию речи для детей второй младшей группы.

Тема: Литературный калейдоскоп. Путешествие по сказкам.

Цель: Учить детей правильно отвечать на вопросы воспитателя. Упражнять детей в чётком произношение гласных звуков. Формировать умение слушать и понимать услышанное. Развивать умение воспроизводить содержание сказки по вопросам. Воспитывать интерес и любовь к сказкам. Побуждать детей эмоционально относится к воображаемым событиям, сопереживать героям.

Форма проведения: Игра – путешествие.

Материалы и оборудования: Иллюстрации к сказкам «Заюшкина избушка», «Колобок», «Репка», персонажи игрушки из настольного театра «Репка», Корзина с угощением.

Ход игры- путешествия.

Воспитатель:

Сказка, сказка-прибаутка,

Рассказать её – не шутка,

Чтобы сказочка сначала

Словно реченька журчала,

Чтоб к концу ни стар, ни мал

От неё не задремал.

Сейчас я вам ребятки прочитаю сказку.

(Входит лиса).

Лиса: Здравствуйте, ребята!

Дети: Здравствуй!

Лиса: А вы узнали меня?

Дети: Да, ты лиса.

(Лиса со всеми знакомится, у каждого ребёнка спрашивает «А тебя как зовут?)

Лиса: Вот и познакомились. А куда я попала, ребята?

Дети: В детский сад.

Лиса: А как он называется?

Дети: «Солнышко».

Лиса: Какое у вас красивое солнечное название, так теплом и повеяло.

Воспитатель: Лиса, а ты, к нам, зачем пожаловала?

Лиса: Да так шла, увидела свет в оконце, дай думаю, загляну.

Воспитатель: Ну что ж лисонька, садись сказку с ребятками будешь слушать.

Лиса: Сказку? А у вас ни чего не получится.

Воспитатель: Почему же?

Лиса: А я все сказки перепутала, теперь вы сказки не сможете читать.

Воспитатель: (обращаясь к детям). Ребята, что же нам делать? Как нам сказки распутать? (Дети высказывают свои предположения, воспитатель их подталкивает к правильному ответу.) Надо отправиться в страну сказок и постараться распутать их. Ребята только путь долгий. Вы согласны туда отправиться?

Дети: Да.

Воспитатель: А на чём можно путешествовать? (Дети высказывают свои мнения: на поезде на самолете, На автобусе и т.д.) Мы с вами поедем на сказочном поезде. Но поезд не простой, вы сейчас сами превратитесь в вагончики, а я буду паровозом. (Дети строятся за воспитателем.)

Чух – чух,

Чух – чух

Мчится поезд

Во весь дух

Паровоз пыхтит.

— Тороплюсь, — гудит, —

Тороплюсь,

Тороплюсь,

Тороплю-у-усь!

Вот и прибыли мы в сказочную страну. Ой, а это кто сидит и плачет?

Дети: Это Зайчик.

Воспитатель: Зайчик, что с тобой случилось?

Зайчик: Как же мне не плакать? Была у меня избушка лубяная. Пришла весна-красна, попросился ко мне Мишка косолапый, да и выгнал меня из моей избушки.

Воспитатель: Вот и первая сказка, которую запутала Лиса. Это она специально, чтобы ни кто не догадался, кто же виноват. Ребята, а давайте поможем разобраться зайке?

Дети: Давайте.

Воспитатель: Молодцы, что согласились. Но сначала давайте вспомним, что это за сказка?

Дети: «Заюшкина избушка».

Воспитатель: А кто Зайчику пытался помочь в беде? (Дети вспоминают и перечисляют: собака, волк, медведь и петух).

А кто же помог Зайчику?

Дети: Петушок.

Воспитатель: А кого Петушок прогнал из домика?

Дети: Лису.

Воспитатель: Так вот кто виноват, Лиса, а Медведь здесь вовсе не причём. А ребятки молодцы, сказку вспомнили, и всё на свои места расставили. Дети, так кого надо опасаться Зайчику?

Дети: Лису.

Зайчик: Спасибо, теперь я буду очень внимателен. До свидания, детки!

Дети: До свидания, Зайчик!

Воспитатель: Славно потрудились и сказку распутали. А теперь отдохнем. Сядем на полянку и поиграем. (Дети садятся на ковёр.)

Пальчиковая гимнастика.

Зайка.

Вышли зайки на лужок

Встали в маленький кружок.

(Шагают пальцами одной руки по ладони другой.)

Раз зайка, два зайка,

Три зайка, четыре зайка…

(Загибают пальцы.)

Будем лапками стучать.

(Пальчики стучат по ладони вместе.)

Постучали, постучали и устали,

Сели отдыхать.

(Вдруг слышатся песенка.)

Я – колобок, колобок,

Я по коробу скребён,

По сусеку я метён,

На сметане мешён,

Да в печке печён,

На окошке стужён.

Я от внучки ушёл

И от внука ушёл,

От собачки ушёл,

И от кошки ушёл

И от мышки ушёл,

И от тебя, коза подавно уйду.

Коза, ам, и съела колобка.

Воспитатель: Ой, дети, что это за странная песенка? Как вы думаете, из какой она сказки?

Дети: «Колобок».

Воспитатель: Дети, а песенка правильно спета?

Дети: Нет.

Воспитатель: А что в ней не правильно?

Дети: Герои перечислены не такие.

Воспитатель: А какие же герои повстречались колобку?

(Дети перечисляют всех героев.)

Воспитатель: Умники, а кто же на самом деле съел колобка?

Дети: Лиса.

Воспитатель: Молодцы, справились и с этой сказкой. Ребята, а чтобы нам дальше путешествовать, надо нам быть бодрыми, сильными. Мы с вами немного поиграем. Представьте, что вы все маленькие лисички и резвитесь на полянке.

Физминутка «Давай, лиса, побегаем…»

Давай, лиса, побегаем, побегаем, побегаем,

И ножками подрыгаем, подрыгаем, подрыгаем,

И ручками похлопаем, похлопаем, похлопаем,

И ножками потопаем, потопаем, потопаем,

Давай с тобой покружимся, покружимся, покружимся,

И навсегда подружимся, подружимся, подружимся.

Воспитатель: Молодцы, ребята! Ой, только я что-то устала, давайте присядем на полянку, отдохнём.

(На полянку вбегает Лиса).

Лиса: А вот и я опять.

Воспитатель: Ах, Лиса, что же ты за нами прибежала в сказочную страну?

Лиса: Конечно, я очень хотела посмотреть, как вы будете распутывать сказки.

Воспитатель: А зачем, Лиса, ты запутала сказки. Ведь сказки такие интересные!

Лиса: А мне они не нравятся.

Воспитатель: Ты не спорь, а послушай лучше, как дети рассказывают сказку.

(Дети начинают рассказывать сказку «Репка». Лиса после первой фразы их перебивает).

Лиса: А я знаю эту сказку. Вот послушайте: посадил дед репку. Выросла репка большая — пребольшая. Пришло время выкапывать репку. Дед взял лопату и выкопал репку. Вот и сказки конец!

Воспитатель: Лиса, ты опять всё перепутала. Дети расскажите Лисе, как было на самом деле.

(Дети рассказывают сказку – каждый по фрагменту, выставляя героев сказки на ковёр по порядку.)

Лиса: Ах, как интересно! Мне очень понравилось. Я больше не буду путать сказки. А теперь мне пора домой. До свидания!

Дети: До свидания!

Воспитатель: Вот и побывали мы в стране сказок, а теперь нам пора возвращаться домой. Ой, что это за корзину оставила лиса. (Дети заглядывают в корзину, там угощение).

Дети: Спасибо, Лисонька!

Воспитатель: Превращаемся в вагончики и отправляемся в обратный путь!

Чух – чух,

Чух – чух

Мчится поезд

Во весь дух

Паровоз пыхтит.

— Тороплюсь, — гудит, —

Тороплюсь,

Тороплюсь,

Тороплю-у-усь!

(Дети «возвращаются в группу», получают угощение.)

Наталья Мартынова
Конспект НОД «Литературный калейдоскоп» (старшая группа)

Конспект НОД в ст . гр.

«Литературный калейдоскоп »

Цель : Выявить знание воспитанников о литературных произведениях , учить воспитанников составлять интересные описания героев.

Задачи :

Развивать связную и диалогическую речь, умение содержательно отвечать на вопросы;

Развивать у воспитанников умение описывать героев сказки;

Воспитывать умение слушать друг друга, не перебивать, не выкрикивать.

Материал : камень с надписью, коробка с масками, пазл «Цветок» , картинки с изображением животных.

Предварительная работа : За 2-3 дня до занятия организовать выставку литературных произведений , помочь детям при рассматривание иллюстраций вспомнить литературные произведения , по просьбе детей прочитать некоторые из них; во время самостоятельной деятельности детей, загадать загадки, предложить детям придумать свои загадки.

Ход НОД:

Воспитатель приглашает детей в сказку, дети садятся в автобус и едут. Останавливаются у двух дорог, где лежит камень. На камне написано : «Направо пойдешь – загадки найдешь. Налево пойдешь – героя найдешь. Вперед пойдешь в русскую сказку войдешь. Назад пойдешь в якутскую сказку попадешь. И так поехали направо.

1. Игра «Отгадай загадку» .

Вы любите отгадывать загадки?

Что такое загадка?

Чем загадки отличаются от стихов, рассказов?

(Загадки бывают разные : о животных, о растениях, предметах; похожие на стихи, короткие, всего из одного предложения. В загадках предмет не называется и нужно самому догадаться, о чем речь. Чтобы легче было догадаться, в сказке говорится, на что похож этот предмет).

А теперь я предлагаю отгадать загадки и доказать, что ваша отгадка подходит к загадке и объяснить, почему вы так думаете? Слушайте загадку.

*Икки сирдьиттээх, туорт суолдьуттаах, дэгдэлимэ сэлиик баар уьу (ыт)

*Кто по елкам ловко скачет и взлетает на дубы?

Кто в дупле орехи прячет, сушит на зиму грибы? (белка) .

*От мас аьылыктаах ойуоккалаан огонньор баар уьу (куобах) .

*Серый, страшный и зубастый

Произвел переполох.

Все ребята разбежались,

Напугал зверят тех. (волк) .

*Икки титириги илдьэ сылдьар баар уьу. (таба)

2. –Едем налево искать нашего героя.

В этой игре вам нужно, как можно подробнее описать литературного героя .

Кому необходимо, можете воспользоваться моделью.

Какой он внешний?

Какой он по характеру?

Что он умеет делать?

А мы попробуем отгадать. «Лисичка –сестричка» , «Оной ботуук» .

Молодцы.

Физкультминутка.

А сейчас мы поиграем в игру «Сказки» . Давайте сделаем круг.

Мышка быстренько бежала (бег на месте)

Мышка хвостиком виляла (имитация движения)

Ой, яичко уронила (наклониться, «поднять яичко» )

Посмотрите-ка, разбила (показать «яичко» на вытянутых руках)

Вот ее мы посадили (наклониться)

И водой ее полили (имитация движения)

А теперь ее потянем (имитация движения)

Из репы кашу сварим (имитация еды)

Мы славная семья козлят.

Мы любим, прыгать и скакать (подпрыгивание на месте)

Мы любим, бегать и играться

Любим рожками бодаться (встают парами и указательными пальчиками обоих рук показывают «рожки» )

Молодцы, вы справились и получаете часть картинки.

3. Едем вперед в русскую сказку игра «Угадай кто это?»

Ребята вы сказки любите?

А как можно сказать о сказке, какая она? (Волшебная, чудесная, поучительная, остроумная, умная, интересная, добрая, загадочная, необычная, радостная, мудрая)

Мы с вами прочитали много книг. Давайте вспомним.

Кто сочиняет сказки? (Писатели, сказочники, народ) .

Чем отличаются сказки от других литературных произведений ? (В сказках есть волшебство, животные разговаривают. В сказках заключается народная мудрость, которые сочинил народ. Из сказок мы узнаем, как жили люди раньше, чему учили своих детей, о чем мечтали, они рассказывали сказки своим детям, а те, когда вырастут своим детям. Сказки учат быть добрыми, трудолюбивыми. В сказках зло всегда наказывается. В сказках рассказывается о приключениях людей и животных.)

Как начинаются сказки? (Давным – давно, жили- были, Арай –биирдэ, былыр-былыр)

Как заканчиваются сказки? (Вот и сказке конец, а кто слушал молодец, Ол кэмтэн ыла, Онтон ыла.)

А сейчас я предлагаю вам вспомнить, в каких сказках встречаются названные мною герои и характеризовать их. (Лиса, волк, заяц, медведь.)

Замечательно вы справились и получаете часть картинки.

4. Едем назад от камня инсценирование «Куттас ыалдьыттар»

Герои : кутуйах, куурусса, хаас, торбуйах, эьэ.

Утуу – субуу бары эьэ дьиэтин аанын кэлэн тонсуйа тонсуйа, санараллар.

Кутуйах : -Пиик-пиик, бэрэскиитэ бэрис эрэ.

Куурусса :-Ко-ко-кооо, куруппата кут эрэ».

Хаас :- Га –га- га, хайа, горох баар дуо?

Торбуйах :-Мээ, уут иьиэм этэ.

Эмискэ дьиэ аана аьыллар, эьэ былтас гынар :-Дррр…».

Ыалдьыттар куттанан уруо – тара сырсаллар.

Эьэ :- Дорооболорун! Хайа ханна бардылар?- дии-дии элээр-мэлээр корутэлиир.

Молодцы вы справились и получаете часть картинки.

Игры нашего волшебного камня закончились. Но перед тем, как вы найдете сюрприз, я хочу спросить у вас :

1. Что помогало вам, справиться с заданиями?

2. Какое задание бело самым интересным?

3. А знание сказок вам помогало?

Ну, теперь сложите пазлы в картинку. Вы собрали все необходимые пазлы. Что нужно сделать, чтобы узнать, где находится сюрприз?

(Дети находят сюрприз) .

Публикации по теме:

Конспект НОД «Рождественское чудо» (старшая группа) Задачи: 1. Познакомить детей с социокультурной категорией «Надежда»; 2. Развивать умение слушать друг друга; 3. Воспитывать уважительное.

Конспект НОД по блокам Дьенеша старшая группа Конспект НОД по блокам Дьенеша старшая группа. Цель: закрепить знания о геометрических фигурах. Задачи: 1. Познакомить детей с логическими.

Конспект НОД «Прогулка в лес» (старшая группа) Конспект НОД «Прогулка в лес» Старшая группа Воспитатель МКДОУ «Детский сад№6» г Лиски Воронежская область Тема: Рассказывание по картине.

Конспект НОД (старшая группа) «Мой город Арзамас» Цель: Закрепить название родного города, знание домашнего адреса, знания детей о родном городе - Арзамас, об основных достопримечательностях.

Конспект экскурсии на тему «Знакомство с библиотекой». Цель: познакомить детей с детей с профессией библиотекаря. Задачи: Образовательные:.



 

Возможно, будет полезно почитать: